Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Где в библии написано как умер петр. Святые апостолы Петр и Павел: день казни и день торжества над смертью

Где в библии написано как умер петр. Святые апостолы Петр и Павел: день казни и день торжества над смертью

В Библии очень много противоречий, неувязок и нестыков. Это можно объяснить тем, что писали её абсолютно разные люди. Каждый из них имел своё мнение, которое не во всём совпадало с мнением других. Касается это и смертной казни. Основная заповедь гласит: «Не убий». В то же время декларируется право на месть - «око за око». Так в первой книге Моисеева «Бытие» говорится: «И сказал Господь - если кто прольёт кровь человеческую, то и его кровь прольётся рукой человека». Это можно понимать как разрешение на смертную казнь за убийство.

Библейские казни довольно подробно описываются в Новом и Ветхом Завете. Самая впечатляющая из них - казнь Иисуса Христа . На смерть его осудил синедрион. Это высший религиозный и судебный орган в иудаизме. В то время он имелся в каждом городе и состоял из 23 человек. Утверждал же приговор римский наместник, так как Иудея входила в состав Римской империи.

Наместником являлся Понтий Пилат, которому, в принципе, проповеди Иисуса Христа были на руку. Они ослабляли власть синедриона, а стало быть, способствовали укреплению власти Рима. Обвинение против Иисуса гласило, что он назвал себя иудейским царём. Пилат посчитал, что за это не стоит лишать человека жизни. Но в ходе следствия выяснилось, что Христос ругал и кесаря (римского императора). А это уже считалось серьёзным проступком в государстве, распрощавшимся совсем недавно с республикой и признавшим абсолютную власть одного человека.

Распятие Иисуса Христа и двух преступников

Поэтому Пилат не отпустил Иисуса, а приговорил его к смерти. В то же время наступал праздник Пасхи, что давало амнистию преступнику. Но выбирать пришлось из двоих. Вторым оказался злостный бандит и убийца по имени Варавва. Проку от него для римского наместника никакого не было, и он предложил синедриону помиловать Христа.

Однако иудеи, прекрасно понимая опасность, исходившую от человека, проповедующего новую религию, пришли к решению дать свободу убийце и насильнику. Блаженного же, а точнее мессию, решили лишить жизни. Для Пилата такой исход событий был нежелателен. Но синедрион поддержали жители города. Они начали фанатично кричать: «Распни его!», и римский наместник уступил.

Казнь представляла собой довольно жестокую процедуру. Проводили её на горе, которая называлась Голгофой. На ней вкопали три креста, а на них распяли приговорённых. В центре оказался Иисус, а справа и слева от него настоящие преступники, приговорённые к смерти за убийства. Всё это происходило в полдень, когда Солнце сияло в зените. То есть жара стояла неимоверная.

Сама же казнь на кресте считалась очень мучительной. Умирать можно было несколько дней. Причём смерть наступала в основном от обезвоживания организма. Чтобы ускорить кончину приговорённых, стражники перебивали им голени. Дело же заключалось в том, что делать вдох распятому на кресте можно было, лишь опираясь на ноги. Только в этом случае грудная клетка приподнималась, и воздух поступал в лёгкие. Без опоры на ноги человек быстро умирал от удушья.

Иудеи обратились к Пилату с просьбой, перебить приговорённым голени, чтобы те умерли до святого праздника. Тот согласился, но когда воины подошли к Иисусу, то увидели, что он уже умер. Видимо у мессии не выдержало сердце. Преступники же оказались физически более крепкими. Поэтому их пришлось добивать, чтобы не омрачать Пасху.

Библейские казни нашли своё продолжение в мученической смерти апостола Петра. До встречи с Иисусом был он рыбаком и носил имя Симеон. Именно учитель и нарёк его Петром. Тот же оказался ярым последователем нового учения. Он бродил по землям Римской империи и рассказывал всем обиженным и обездоленным о новой вере. Петр обладал таким даром убеждения, что число христиан стало множиться не по дням, а по часам.

Деятельность апостола продолжалась вплоть до 64 года, когда в Риме возник пожар огромной силы. Он бушевал полторы недели и уничтожил большую часть великого города. Среди жителей, оставшихся без крова, поползли слухи, что столицу поджёг император Нерон. Он якобы хотел построить на пепелище новый город и назвать его своим именем.

Нерон, чтобы защитить себя от подозрений, обвинил в поджоге христианскую общину, которая неуклонно набирала силу и становилась всё более многочисленной. Христиан стали хватать в домах и на улицах и бросать в тюрьму.

Петр в это время находился в Риме и являлся лидером общины. В любую минуту его могли схватить, и соратники уговорили апостола покинуть столицу империи. Тот их послушал и сумел выбраться за городские стены. Но, идя по просёлочной дороге, увидел видение в виде Иисуса Христа, который шёл к нему навстречу. Петр спросил у него: «Учитель, куда же ты идёшь?»
- Я иду в Рим, - ответил Иисус.
- Для чего?
- Чтобы меня там распяли.

После этого видение растаяло в воздухе, а Пётр повернул обратно. Он понял, что не имеет права бросать единоверцев в самую трудную для них минуту.

В Риме апостола тут же арестовали и бросили в тюрьму. Причём не в простую, а подземную, да ещё вырубленную в горной скале. Представляло узилище собой длинный коридор со сводчатым потолком и темницами по обеим сторонам. В одну из них Петра и посадили.

Распятие апостола Петра вниз головой

Через некоторое время состоялся суд и верного ученика Христа приговорили к распятию. Но он попросил, чтобы распяли его вниз головой, так как считал, что недостоин умирать в той же позе, что и учитель.

Казнь состоялась 29 июля 67 года. Умирая, Петр испытывал страшные муки, но, невзирая на них, читал мучителям проповедь. Он испустил дух, когда окончил её. На месте казни впоследствии христиане построили огромный католический собор и назвали его собором Святого Петра. Сам же апостол считается первым римским папой и почитается как ближайший и верный соратник Сына Божьего.

Казнь апостола Павла

К умерщвлению людей иудеи были причастны ничуть не в меньшей степени, чем римляне. Обречённых на смерть они забивали камнями. Таким изощрённым способом был убит диакон Стефан. По решению синедриона его вывели за город и там забросали булыжниками. Вина же человека заключалась в том, что он ругал синагогу и законы Моисея.

В казни первомученика Стефана принимал участие юноша по имени Савл. По происхождению он был иудеем, но имел римское гражданство, которое перешло к нему от отца. Молодой человек яро ненавидел христиан, но только до тех пор, пока не увидел воскресшего Христа. После этого юноша пересмотрел свои взгляды и стал христианином. В историю он вошёл под именем апостола Павла.

Занявшись новой деятельностью, Павел нажил себе множество врагов среди иудеев. Несколько десятков человек поклялись, что убьют его. Но предмет их садистских вожделений имел римское гражданство. Поэтому римляне задержали вольнодумного христианина, но не посмели применять к нему какие-либо меры воздействия, а отправили в столицу империи.

В великом городе римского гражданина тут же освободили. Тот, однако, не сделал никаких выводов. Павел продолжил свою проповедническую деятельность и «заразил» идеей христианства множество людей. Но Рим был свободным городом. Любой мог высказывать свои взгляды и идеи. Поэтому на проповеди апостола смотрели сквозь пальцы.

Апостол Павел проповедует христианство

К сожалению, Павлу не повезло. Он обратил в христианство двух заложниц императора Нерона. Те тут же обрели целомудрие и отказались заниматься с кесарем любовными утехами. Сумасбродный самодержец возмутился и апостола арестовали.

Но Павел был римским гражданином, поэтому на кресте казнить его не имели никого права. Верному сподвижнику Христа отрубили голову. При этом люди стали свидетелями чуда. Отрубленная голова коснулась земли, и в этом месте забил целебный источник. Но это лишь красивое предание.

Впоследствии император Константин (272-337) повелел на месте казни построить храм. Тот получил название Сан-Паоло-фуори-ле-Мура . В наши дни это строение считается одной из 4-х величайших церковных базилик.

В Ветхом Завете иудеи представляются очень жестокими людьми. У них было в порядке вещей совершать ритуальные жертвоприношения. Причём казнили людей, и чаще всего это были дети. В Библии говорится, что иудейскому богу Яхве приносили в жертву первенцев. Но впоследствии библейские казни приобрели более умеренный характер. Вместо младенцев на алтарь жертвоприношений стали приводить животных.

Но иногда израильские цари продолжали умерщвлять людей. Причём они приносили в жертву своих детей. Так иудейский царь Ахаз не пожалел собственного сына для богов.

Чрезмерной жестокостью отличался и Саул - первый библейский царь Израиля. Во время войны с филистимлянами он приказал своему народу ничего не есть, пока враг не будет побеждён. Но сын царя Ионофан ослушался и попробовал мёда из сот. Грозный царь хотел за это казнить своего сына, но за того вступился народ.

Жизнь самого Саула закончилась трагически. Все его три сына погибли в битве с филистимлянами, а сам владыка был тяжело ранен. Чтобы не попасть в руки врагов, он приказал слуге заколоть себя мечом. Но тот не отважился этого сделать. Тогда царь сам убил себя. Враги обнаружили тело, отрубили ему голову и возили по стране, показывая жителям.

После Саула к власти пришёл Давид, который оказался не менее жестоким. Он начал войну с царём Иевосфеей. Заговорщики убили его и принесли голову Давиду, надеясь получить награды и милость. Но грозный царь приказал казнить их. По его приказу казнили и многих других людей за незначительные провинности.

Самым мудрым из всех израильских правителей считается царь Соломон. Он унаследовал трон после Давида, а своё правление начал с того, что устранил всех конкурентов на престол. Впрочем, такое решение было абсолютно правильным, так как дальнейшее правление царя протекало мирно и спокойно.

Забрасывание человека камнями

Наиболее распространённой казнью у иудеев было забрасывание жертвы камнями. Таким образом умертвили апостола Иакова. Его вначале сбросили со скалы, а уже потом начали забрасывать булыжниками. Но апостол нашёл в себе силы встать на колени. Он начал молиться Богу, умоляя его простить палачей. Кто-то из них крикнул, обращаясь к другим: «Что же вы делаете? Остановитесь! Праведник же молится за нас».

Но тут к Иакову подбежал некий суконщик. В руках он держал скалку, на которую накатывалось сукно. Именно ей он и нанёс несколько ударов апостолу по голове. Тот получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался.

В Иудеи широко практиковалось повешение преступников и отсечение головы. Впрочем, подобные экзекуции пользовались большой популярностью и в последующие времена. Однако надо отметить, что никаких извращённых действий к людям не применяли. Их не сажали на кол, не заливали в глотку раскалённый свинец, не выкалывали глаза и не четвертовали. Всё это стало популярным в последующие столетия. А библейские казни хоть и отличались чрезмерной суровостью, но их нельзя назвать изуверскими и патологически жестокими.

Все мы, воцерковленные или нет, знаем об апостолах. Хоть немного, но знаем. И первого, кого мы обычно называем апостолом Христовым, является святой апостол Петр. Летом, а точнее 12 июля, мы все отмечали день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. До этого постились Петровым постом. Каждое из четырех Евангелий упоминает о Петре. Причем он известен и как вернейший друг и спутник Иисуса, преданный и горячий ревнитель за веру, и как тройственный предатель и отреченец. Невероятно, но факт. Факт, изложенный в нескольких Евангелиях.

Давайте поподробнее вспомним житие этого славного и всехвального апостола.

До призвания Спасителем на апостольское служение Петр носил имя Симон. Он являлся родным братом Андрея Первозванного, также будущего апостола, который впоследствии и привел Петра ко Христу.

Братья были сыновьями рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской, небольшого города в Палестине, и зарабатывали себе на жизнь ловлей рыбы. Симон жил обычной мирской жизнью – был женат и занимался рыболовством.

Надо сказать, что заповедь «Возлюби ближнего своего», наряду с заповедью «Возлюби отца и мать», Симон впитал в себя с юности. Он все время помогал своему престарелому отцу, а также, рыбача, кормил не только свою жену, но и свою тещу, о болезни и исцелении которой также повествует нам Евангелие.

Брат же Симона, Андрей, пренебрегая суетою мятежного мира, вступил на путь безбрачной жизни: он пошел на Иордан к святому Иоанну Крестителю, проповедовавшему о покаянии, и сделался его учеником.

Слыша свидетельства учителя своего о Христе как о Мессии и особенно слова его с указанием перстом на Господа: «вот Агнец Божий» (Ин. 1, 29-36), Андрей оставил Иоанна и вместе с другим учеником Крестителя пошел вслед за Господом, вопрошая Его:

– Равви, где живешь?

– Пойдите и увидите, – отвечал им Спаситель.

Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот (Ин. 1, 38-39). Андрей всем сердцем прикипел ко Христу, и эту радость встречи со Спасителем он, как добрый и преданный брат, не мог не разделить с Симоном.

На следующее утро Андрей пришел к брату своему Симону и сказал ему: «Мы нашли Мессию, Христа». Затем он привёл Симона к Спасителю, и Тот, лишь глянув на него, произнес: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень (на древнегреческом языке «камень» – петрос)».

Едва Симон услыхал эти слова, в его сердце возгорелась искренняя и жаркая любовь к Иисусу Христу. Петр уверовал в то, что Спаситель действительно является Мессией, прихода которого так жаждал весь иудейский народ.

Однако в отличие от Андрея, Петр не последовал за Христом сразу. Будучи вынужденным добывать пропитание для семьи и престарелого отца, он вернулся к себе домой. Там, занимаясь привычной ловлей рыбы, заботясь о родных и справляя усердные молитвы Господу, Петр и пробыл вплоть до призвания на апостольское служение.

Случилось так, что когда Христос путешествовал по берегам Галилейского моря, он увидел Петра и Андрея, занятых рыбным промыслом. Со словами: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков», – он призвал их к служению. В чем же заключалась «ловля человеков?»

Христос ступил в лодку Симона, который был расстроен тем, что за ночь не удалось выловить ни одной рыбёшки. Это был его единственный источник пропитания, и поэтому можно понять настроение рыбаря.

Спаситель велел братьям ещё раз закинуть сеть. Не веря в удачу этого предприятия, они, тем не менее, не осмелились ослушаться Его. Но когда Петр стал тянуть сеть назад, он узрел, что она была настолько полна рыбой, что начинала рваться. В Евангелии от Иоанна мы читаем, что рыб было 153. Можете себе представить это количество после одного закидывания сети?

В столь метафоричной форме Господь указал братьям на их долг – «уловить в сети христианской веры» многие народы. А такое большое количество рыбы говорило братьям о том, что их деяние на ниве апостольства и проповедничества принесет большие плоды.

Осознав чудо, которое совершил Христос прямо на его глазах, Петр испугался и пал к Его ногам со слёзною мольбою: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Но милостивый Спаситель, наоборот, приблизился к Петру и промолвил: «Гряди за Мною, отныне будешь уловлять людей для жизни подобно тому, как ранее ловил рыб для смерти».

Этот случай изменил жизнь Петра: покинув дом, он отправился за Христом, как и другие Его ученики. Но прежде чем это случилось, Спаситель посетил жилище Петра и прикосновением руки исцелил тёщу апостола, бывшую при смерти. Женщина не только исцелилась от горячки, но сразу смогла встать с одра своего и служить прибывшим гостям, накрывать стол, подавать пищу. Это говорило не только об исцелении ее, но и о полном восстановлении организма болящей. И это все произошло на глазах Симона в долю секунды одним лишь прикосновением руки. Могли ли быть у него сомнения, Кто рядом с ним? Вряд ли.

Во время странствий вместе с Господом Пётр стал свидетелем многочисленных чудес, сотворенных Мессией. Он был свидетелем Божественной славы Христа во время Его Преображения на горе Фавор, был также свидетелем воскрешения дочери Иаира, ходил по водам по соизволению Господа на озере Тивериадском, присутствовал при исцелении собственной тещи, а также при исцелении бесноватого отрока и у подножия Фавора и собственными руками поймал рыбу, в которой, по слову Христа, был статир.

Апостол всем сердцем своим веровал во Христа и на Его вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?», – отвечал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Однако искреннее исповедание Петром Господа Сыном Божиим не удержало его впоследствии от троекратного отречения от своего Учителя в ночь иудиного предательства. Но это отступничество Петра было искуплено его искренним покаянием, и Господь восстановил его в апостольском достоинстве, как об этом повествует святой евангелист Иоанн (Ин. 21, 15-17).

Столько было простоты, искренности и полного доверия в этом бесхитростном ответе, что Господь удостоил Петра особого дара: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Когда Христос рассказывал апостолам о страданиях, которые Ему предстоит испытать, Пётр со слезами молил Господа поберечь себя, не допустить истязаний и мук. И тогда воскликнул Иисус: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн!». Ведь миссией Христа было через жестокую смерть Свою открыть человечеству путь к вечной жизни, и Он явился на землю лишь для того, чтобы пройти весь Свой скорбный путь.

«В этом был весь Петр: горячий, эмоциональный, очень искренний и трепетно любящий Своего Учителя»

Но эти слезы Петра – это проявление искренней любви и участия к судьбе Спасителя, волнение за Его жизнь. И в этом был весь Петр: горячий, эмоциональный, очень искренний и трепетно любящий Своего Учителя.

Когда Петр услышал эти гневные речи, он не осерчал и не испытал досады, но ещё больше возлюбил Господа.

А когда случилось так, что некоторые из Его учеников решили покинуть Спасителя, ибо не могли понять и вместить в себя все Его слова, Иисус предложил и двенадцати самым верным апостолам удалиться. Но Пётр горячо воскликнул: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живого!».

Вера Петра была настолько абсолютна, что однажды он испросил у Христа дозволения прийти к Нему по воде. Иисус милостиво дал согласие на это. И тогда апостол покинул свою лодку, ступил на воду и пошёл к Господу. Но внезапно, то ли испугавшись сильного ветра, то ли усомнившись в реальности происходящего, Петр начал тонуть. Спаситель дал ему руку и тем самым избавил как от потопления, так и от маловерия.

Христос и апостол Пётр

Этот момент описан сразу в трех Евангелиях. Вспомним его чуть подробнее. Это произошло сразу после того, как пять тысяч человек были насыщены пятью хлебами. Христос, уставший, уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи. И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа.

А теперь обратим внимание на то, как на Его появление реагируют апостолы. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. И не просто говоря. Он готов идти ко Христу, пусть даже и по воде.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески – ему страшно. И результат очевиден – Петр начинает тонуть. Горячность, любовь, преданность… и неверие. И именно он, этот червь сомнения и неверия, привел Петра и к следующему, весьма неблаговидному поступку.

Поддавшись животному страху после ареста Иисуса и не желая разделить Его участь, апостол предал Своего Учителя… Предал не единожды, не дважды, а целых три раза.

Примечательно, что ещё во время Тайной Вечери – ужина, который состоялся накануне заключения Спасителя – Сам Мессия предсказал все эти события.

Постыдное отречение Петра описано во всех Евангелиях. Вспомним подробности. Первое отречение произошло сразу после пленения Иисуса. Мессию привели ко двору первосвященника Каифы, и Петр последовал за своим Учителем. Там его опознала одна из служанок. Вторично отречение произошло несколькими часами позже, когда Петра вновь опознали. И последнее случилось в ту же ночь: к Петру пришли приспешники Каифы и утвердительно заявили, что он был с Христом, ибо говорит как галилеянин. Как в каждой местности, в Галилее было свое наречие. Именно оно и выдало Петра. Но и здесь он, условно говоря, пойманный с поличным, отрёкся от своего Учителя.

Когда на утро первый петух возвестил о восходе солнца, Пётр осознал весь ужас содеянного и начал горько плакать. Легенда гласит, что всю последующую жизнь апостол, услышав рассветный крик петухов, испытывал стыд, и слёзы выступали на его глазах.

Вместе со стыдом к Петру пришло и раскаяние. После Своего Воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.

Петр был восстановлен как апостол Господень и получил ключи от Царствия Небесного. Более того, он стал «главным» над другими апостолами и почитается как первый проповедник Слова Божьего. Пламенными речами Петр обращал в христианство тысячи человеческих душ одновременно, а кроме этого он получил ещё один великий дар – совершать чудотворения.

Однажды к апостолу обратился бедняк, которого все звали «Красный». Он не мог ходить и просил милостыню. Пётр ответил, что денег не имеет, но во имя Иисуса Христа может отдать кое-что другое, более ценное. Промолвив: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!», – он взял больного за руку, и тот встал совершенно легко и начал славить Господа. О сем чуде нам повествуют Деяния святых апостолов.

«Удивительно, но Петр творил чудеса не только речами и дланями, но даже его тень давала людям исцеление»

Петр отправился в странствия, и всюду, где он появлялся, тысячи людей обращались к Христу. Апостол совершил множество чудес во время этих путешествий: в Лидде он словом исцелил Енея, который 10 лет обездвиженным лежал на одре. А в Иоппии по молитве святого воскресла юная девушка Тавифа. Удивительно, но Петр творил чудеса не только речами и дланями, но даже его тень давала людям исцеление. Предание гласит, что в разных городах, где появлялся апостол, больных и немощных складывали на улице, и они делались совершенно здоровыми, когда на них падала тень проходящего мимо Петра.

Когда Пётр пребывал с христианской миссией в Иерусалиме, жестокий царь Ирод пленил его. На счету Ирода было много жертв, в том числе и смерть другого апостола, Иакова Зеведеева.

Но ночью к святому Петру снизошел Ангел, и железные оковы (которые теперь называются веригами) сами пали с рук и ног пленника. Эти вериги сегодня почитаются за святыню, а от прикосновения к ним люди получают исцеления.

Апостол Петр проделал долгий путь: он проповедовал христианство на берегах Средиземного моря и в Малой Азии, в Египте и Греции, в Риме и Испании, Карфагене и Британии.

Ему принадлежат два известных послания – оба к малоазиатским христианам. К сожалению, как множество людей обрело веру благодаря стараниям апостола, так появились и те, кто люто его ненавидел. Стоило Петру покинуть город, возникали коварные лжецы, которые искажали оставленные апостолом сказания и наветы.

Когда шел 12-й год правления императора Нерона – бесстыдника, потворщика блуда и бесчинств, – Пётр вернулся в Рим. Апостол яростно порицал образ жизни властителя и увещевал римский народ не поддаваться соблазнам и искушениям. Из-за проповеди целомудренной и чистой жизни и обращения двух его любимых жен в христианство император наполнился лютой ненавистью к Церкви и стал искать Петра, чтобы предать его смерти.

Указом императора Нерона Петра было велено распять на кресте, как и его Учителя. Однако апостол не считал себя достойным той же смерти, что и Христос. Он попросил палачей, чтобы его распяли вниз головой. Мольба эта была исполнена. Земной путь апостола Петра окончился 29 июня 67 года со дня Рождества Христова.

Ученик его, святой Климент, испросив тело апостола, снял его со креста, спрятал и, созвав оставшихся верных и святителей, похоронил с честью; также предали честному погребению тела и пострадавших с ним Иродиона, Олимпа и прочих верных, славя Христа Бога, со Отцом и Святым Духом!

Вот таковой была жизнь святого апостола Петра. В ней было всё: честность и праведность, горячность и сомнения, истинная вера и предательство. И Любовь. Всепобеждающая и всепрощающая Любовь, которая и помогла ему стать первоверховным апостолом.

Подходя к иконе святых Петра и Павла, попросите об укреплении веры, зная то, через какие сомнения и неверие прошли эти два великих ученика Христа.

И пусть по горячим молитвам святого апостола Петра Бог услышит нас, поможет, укрепит, спасет! И искоренит сомнения и неверие!

Вконтакте

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о нём думают, Пётр сказал, что он есть «Христос, сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях и церковных преданиях

По вознесении Господа апостол Пётр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса - воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. По преданию 25 лет занимал пост епископа Рима - с 43 по 67-68 гг.

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния Апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарса, вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом, основал её около 37 года в Антиохии.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Воскрешение мёртвых

По мнению церкви, апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял безнадёжных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу. Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егезиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв, основатель гностической секты - не одно и то же лицо), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

Случай с Ананией и Сапфирой

Такая же участь постигла и Сапфиру. Когда она пришла, апостолы решили подвергнуть её испытанию. Умолчав о том, что произошло с её мужем, они спросили, какова сумма, полученная ими от продажи имущества. После того как Сапфира назвала неправильную цифру, Пётр заявил:

После этих слов Сапфира упала замертво у ног апостола, и молодые люди похоронили её рядом с мужем.

Поиски могилы апостола

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I-II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Bas?lica Vaticana), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Пётр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 году объявил, что, исходя из исследований учёных, можно полагать, что могила апостола найдена.

Однако, некоторые учёные не согласились с точкой зрения папы.

«Трофей» апостола Петра

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает - «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам - постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год).. Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго - начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу".

Почитание

Апостол Пётр почитается в православной и католической церквях. Установлен праздник святых апостолов Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков - 29 июня. В большинстве христианских церквей, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (Католическая церковь почитает его как первого папу). В честь него назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

Христианство распространилось по земле большими трудами учеников Христа — апостолов. Они обходили страны и континенты, принимали мученичество, отдавая жизнь за Христа, от Которого при жизни даже отрекались по малодушию. Среди них особо выделяются двое: апостолы Петр и Павел, названные первоверховными. Расскажем о святом апостоле Петре — свидетеле земной жизни Христа и хранителе райских ключей.

Почему апостол Петр первоверховный

Петр был одним из свидетелей земной жизни Христа, его ближайшим учеником, но при аресте Христа отрекся от Него. А Павел поначалу был даже гонителем Христа — при земной Его жизни он с Христом не встречался. Однако эти двое апостолы более всех известны, потрудились ради Господа и для просвещения людей, смогли взойти на высоту святости, несмотря на свои прежние дела.

В православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так и святой апостол Петр имеет благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Петр вместе с Павлом принес христианство в Рим и на многие земли Римской империи. Они оба мученически закончили жизнь в Риме, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.


Изображение апостола Петра

В церковных книгах осталось описание внешности апостолов Петра и Павла. Изображаются они почти всегда вместе, но в иконостасах многих храмов есть их отдельные иконы — во втором снизу ряду икон они предстают по обе стороны от Христа молящимися Ему. Все иконы святых всегда имеют подписи с их именами.

  • Образы святых апостолов Петра и Павла — это изображение двоих мужчин чуть старше средних лет.
  • У апостола Петра круглая седая борода, обычно он стоит слева, апостол Павел — с длинноватой коричневой бородой.
  • Апостол Петр имеет синюю нижнюю и желтую верхнюю одежду.
  • Часто апостол изображен на иконе во всех рост. Тогда он держит в руках свиток (как знак его писаний, учения) или книгу Евангелия.


Служение апостола Петра — хранителя ключей рая

Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого — Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа — по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад.

Поэтому апостола Петра называют и хранителем райских ключей, как бы основателя Церкви.

Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.


Апостол Петр — отречение

Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.

Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца.

При Вознесении Господнем апостол Петр с другими получил от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов Петра и его брата Андрея, Богородицу и других апостолов, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.


Просвещение апостолов Святым Духом

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

Апостол Петр основал церковь в Риме и наставил множество людей в вере. Путешествуя по Империи, он обращал в христианство до пяти тысяч человек одновременно, исцелял больных и даже воскрешал мертвых. В книге Деяний апостолов написано, что в толпе люди выносили больных к ногам проходящего спешно апостола, чтобы хотя бы его тень попала на больного — так исцелялись многие люди.


Казнь и смерть апостола Петра

Император Нерон приказал схватить всех христиан, и ученики упросили Петра покинуть Рим. Но на Аппиевой дороге ему явился Сам Христос… Петр спросил его. «Куда идешь, Господи?» («Quo vadis, Domine?») — а Христос ответил, что идет вновь принять муки. Апостол Петр понял, что есть воля Божия ему оставаться до конца с верными христианами. Он был распят на перевернутом кресте римлянами — есть предание, что это произошло из-за обращения святым апостолом в христианство жены и наложниц самого императора. Этот эпизод и мученическая кончина апостола описаны в романе Генрика Сенкевича «Кво Вадис?»

Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг — а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.

По преданию, первоверховные апостолы были казнены в один день (или в один день с разницей в год), в который сегодня все христиане отмечают их память — 12 июля (31 июня по старому стилю, в этот день их память празднует Католическая Церковь).


Молитва апостолу Петру

В этот день — 12 июля — накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти апостолов Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Их можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент.

Апостолов первоверховные, Вселенной всей учителя, Владыку всех Бога просите мир Вселенной даровать и душам нашим великую Божию милость.

Молитву Петру и Павлу, в которой совершаются прошения сначала обоим апостолам отдельно, а потом каждому из них, также можно читать онлайн:

О святые апостолы Петр и Павел, не отходите духом от нас, грешных рабов Божьих (имена), чтобы не были мы навечно разлучены от любви Божией, но сильным заступничеством вашим защитите и охраните нас, чтобы помиловал Господь всех нас по молитвам вашим, уничтожил все грехи наши, записанные на Небесах и в аду, и подал со всеми святыми Царствие Свое, чтобы вечно прославляли мы Господа Христа, которому подобает слава, честь и благодарность всех людей.Святый верховный Апостол Петр, камень веры, стоящий твердо исповеданием твоим на Христе, Камне главном Церкви! Молись Ему, чтобы и мы, мыслями и похотями плоти всегда искушаемые и сомнениями страдающие, на Самом Христе, Камне Жизни, всегда был укреплены и руководствовались Его честью, любовью и избранием, чтобы благодатью Его и мы превратились в храмы духовные, в священство святое, для вознесения жертв молитвенных трудов наших Господу Иисусу Христу.
О святой верховный Апостол Павел, сосуд избранный Христов, наполненный благодати и славы Божией! Проси Творца Вседержителя, правящего всеми творениями Его, чтобы и нас, сосуды его несчастные и слабые, сделал Он честными, освященными и готовыми на благо. Аминь.

Величание — то есть прославление апостолов в благодарность за помощь:

Возвеличиваем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир учением своим просветивших, и все концы света ко Христу приведших.


Петрово говение — Петров пост

Перед днем памяти святых первоверховных апостолов Церковь благословляет христиан поститься, празднуя память святых апостолов как великий праздник, к которому нужно тщательно приготовиться, очистившись молитвой и постом. Так празднуется в году только еще Пасха, Рождество и Успение — величайшие праздники. Пост называется Петров, возможно, в знак особого уважения к апостолу Петру.

Петров пост считается через 50 дней после Пасхи, сразу в следующий за Духовым днем (понедельник после праздника Пятидесятницы) день. Завершается от 12 июля, в день памяти святых апостолов Петра и Павла (то есть 11 июля — последний постный день).

В дни поста нельзя

  • Мясо,
  • Молочные продукты,
  • Яйца,
  • Рыбу.

Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить.

Можно входить в пост постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу. Те, кто необдуманно берутся за аскетические подвиги поста и начинают поститься строго, или становятся нездоровы, или нетерпеливы и раздражительны. Главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца объядением и пьянством. Желающие поститься могут посоветоваться со священником, рассказав ему о своем духовном и физическом состоянии и, конечно, в пост нужно исповедоваться и причаститься.


Святыни апостола Петра

По свидетельствам ученых, мощи и апостола Петра, и апостола Павла — это их останки. Есть ряд анатомических подробностей, которые подтверждают: их тела действительно сохранились до наших дней. Мощи его находятся в соборе святого Петра в Риме.

В России апостолы Петр и Павел особо почитаются в Санкт-Петербурге. Город был поручен Петром Первым его небесному покровителю — апостолу Петру, и первый собор Северной столицы был заложен и освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Сейчас здесь покоятся останки всех императоров из рода Романовых (вызывают споры останки последней Царской семьи, Николая Второго).

В Петергофе, пригороде столицы, любимом Петром Первым также существует Петропавловской собор, построенный при личном участии императора Александра Третьего в неорусском стиле, подобном храму Василия Блаженного — с шатром, изразцовыми куполами и прекрасными фресковыми интерьерами.

О чем молятся апостолу Петру

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Апостол Петр имеет благодать помощи

  • В науке, учебе — студентам и школьникам, понимании Священного Писания;
  • В исцелении от недугов тела, дни и духа, избавлении от грехов.
  • В выборе, принятии важного решения.

Апостол известен своими трудами, поэтому, по свидетельствам бизнесменов, он помогает тем, кто начинает собственное дело, подавая успех.

Также апостол Петр считается помощников рыбаков и моряков, поскольку сам до апостольства много рыбачил. 
Мужчины по имени Петр обращаются к своему святому заступнику во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому Петру, если вы носите это имя, звучит так:

«Молись к Богу обо мне, святой апостол Божий Петр, ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».

Да хранит вас Господь молитвами святого апостола Петра!

Апо́стол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 67 года в Риме) в христианстве - один из двенадцати апостолов (ближайших учеников) Иисуса Христа . В христианстве почитается первым папой римским.

Художественно-символически изображается с ключами от рая, стражем которого является, с седыми, недлинными волосами и бородой, в жёлто-синем облачении.

Апостол в Евангелиях

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‏‎ - Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος - камень) возникло от прозвища Кифа (арам. - камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого» . В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах
(Мф. 16:18-19)

Апостол Пётр и петух. Хлудовская псалтырь, ок. 850 г.

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла . В первой части Деяний Пётр играет главную роль. В Деяниях описывается как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу.

Основные эпизоды Деяний с участием апостола Петра:

  • Речь перед коллегией апостолов о необходимости избрания 12-го апостола на место предателя Иуды (Деян. 1:15-22).
  • Проповедь перед иудеями в день Пятидесятницы (Деян. 2:14-40).
  • Исцеление хромого и проповедь народу (Деян. 3:1-26).
  • Речь перед начальниками и старейшинами (Деян. 4:8-23).
  • Эпизод с Ананией и Сапфирой (Деян. 5:1-11).
  • Ответ перед синедрионом (Деян. 5:18-32).
  • Эпизод с Симоном Волхвом (Деян. 8:14-25).
  • Посещение Петром Лидды и Иоппии, чудесные деяния (Деян. 9:32-43).
  • Пётр и сотник Корнилий. Принятие первых язычников в Церковь (Деян. 10:9-48)
  • Упрёки от обрезанных, Пётр оправдывает принятие бывших язычников (Деян. 11:2-18)
  • Арест апостола Петра царём Иродом, чудесное спасение (Деян. 12:3-17)
  • Апостольский собор (Деян. 15:6-21)

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния Апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарсуса, вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Послания апостола Петра

В церковной традиции Пётр считается автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет - Первого послания Петра и Второго послания Петра. Однако, взгляд библеистов на авторство этих посланий весьма различен. Если Первое послание безусловно признавалось ранней Церковью подлинным посланием апостола Петра и многократно цитировалось раннехристианскими авторами, то принадлежность Второго послания перу апостола вызывала сомнения ещё в самые ранние времена. В настоящее время большинство учёных отвергает авторство Петра для этого Послания и считает его более поздним псевдоэпиграфическим произведением.

Апостол в Священном Предании

Согласно Священному Преданию апостол Пётр проповедовал евангелие в разных странах и при этом совершал великие чудеса - воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. Согласно Иерониму Стридонскому, 25 лет занимал пост первого епископа Рима - с 43 по 67-68 гг.

Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом, основал её около 37 года в Антиохии.

Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егесиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв, основатель гностической секты - не одно и то же лицо), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии - в 67-68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жён, Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошёл было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идёшь?» - спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», - отвечал ему Господь. Петр понял, что удаление его не угодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключён в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни.

Поиски могилы апостола

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор Святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I-II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр. В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

«Трофей» апостола Петра

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает - «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Эрнест Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам - постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Иустин Философ, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал. 2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн - среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Так же и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год).. Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго - начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу".

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр. 5:13) и, по мнению ряда исследователей, он имел в виду реальный город, а не иносказательное название Рима. Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община.

Почитание

Апостол Пётр почитается в христианстве, как один из главных апостолов Христа. В православии и католичестве установлен праздник святых апостолов Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков - 29 июня. В Римско-католической церкви, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (где почитают его как первого Папу).

В его честь назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).