Меню
Бесплатно
Главная  /  Базальная температура  /  Памятные встречи. Олег Табаков: "Был бы евреем, уехал"

Памятные встречи. Олег Табаков: "Был бы евреем, уехал"

Советский и российский актер, народный артист СССР Олег Табаков скончался в возрасте 82 лет, об этом сообщил телеканал РЕН-ТВ , информацию подтвердили в пресс-службе театра Табакова.

Состояние 82-летнего Табакова ухудшилось в конце ноября 2017 года, когда его госпитализировали в отделение реанимации городской клинической больницы имени Пирогова (Москва). Точный диагноз актера при этом остался невыясненным. По неподтвержденной информации канала РЕН ТВ, у Табакова диагностировали сепсис — заражение крови возбудителями инфекции.

Похоронят артиста 15 марта на Новодевичьем кладбище в Москве. Как стало известно Федеральному агентству новостей , отпевание пройдет ранее в тот же день в Софийском соборе.

В 9.00 состоится прощание с артистом в МХТ им. Чехова. Панихида начнется в 11.00 в Софийском соборе напротив Кремля, где служит духовник Табакова.

Олег Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей. В его родословной намешаны крови четырех национальностей: русская, мордовская, украинская и польская.

Театр вошел в жизнь Табакова во многом случайно. Когда ему было 13 лет, отец ушел из семьи. Олег остался без присмотра и стал проводить время среди местной шпаны. Тогда мать отвела его за руку в драматическую студию при городском Дворце пионеров. Впрочем, мальчик и раньше любил театральные постановки, поэтому не стал сопротивляться.


Олег Табаков в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Фото: скриншот видео

Как признавался адвокат Генри Резник, который занимался в студии вместе с Табаковым, тот уже тогда считался местной знаменитостью. После окончания 10 класса будущий актер уехал в Москву и держал экзамены сразу в два творческих вуза: ГИТИС и Школу-студию МХАТ. Он поступил в оба заведения, но выбрал школу-студию, которую окончил в 1957 году.

Первоначально его распределили в драматический театр Станиславского. Но вскоре Табаков вместе с Олегом Ефремовым, Игорем Квашой, Галиной Волчек и другими молодыми актерами организовал студию молодых актеров при МХАТ. После третьей премьеры актеры-«старики» обвинили молодежь в попрании традиций и отправили молодой коллектив в свободное плавание. Вскоре бывшая студия стала театром «Современник» — одним из самых популярных в Москве.

В 1960-е годы Табаков работал в буквальном смысле на пределе сил: много играл как в «Современнике», так и в кино. В итоге в 1965 году (в 30 лет!) у него случился инфаркт. Врачи подумывали и вовсе запретить ему выходить на сцену. Но уже через два месяца Табаков сыграл Адуева-младшего в «Обыкновенной истории» Гончарова, теряя каждый вечер по полтора килограмма веса.

В 1970 году лидер «Современника» Олег Ефремов перешел во МХАТ. Поэтому Табаков, не оставляя кино- и театральную карьеру, стал директором театра. В эти годы он закрепил свой статус всесоюзной звезды, снявшись в фильмах «Семнадцать мгновений весны» (1973, роль начальника разведки генерала Шелленберга), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, роль Павла Петровича Щербука), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979, роль Ильи Ильича Обломова).


В середине 1970-х годов Табаков занялся педагогикой. Он набрал в ГИТИСе свой курс, на базе которого зимой 1979 года появилась студия Олега Табакова — будущий театр «Табакерка», который Олег Павлович возглавлял до последних дней.

В те годы Табаков мало снимался в кино (чаще — в эпизодах), зато перезапустил свою актерскую карьеру: в 1983-м он перешел в МХАТ, где сразу стал играть классические роли: Сальери («Амадей»), Сорин («Чайка»), Фамусов («Горе от ума»). Одновременно Табаков озвучил роль кота Матроскина в мультфильме о деревне Простоквашино. Обаятельный кот сделал актера любимцем всех советских детей.

В то время изменился семейный статус актера. Еще в 1960-м Табаков женился на студентке Щепкинского училища Людмиле Крыловой. В их браке родились сын Антон и дочь Александра. Но в начале 1980-х начался роман Олега Павловича с его студенткой Мариной Зудиной. Их отношения продолжались более десяти лет, пока Табаков не ушел из семьи и в 1994 году не женился на Зудиной. В браке у них родились сын Павел и дочь Мария.


Олег Табаков и Алиса Фрейндлих в фильме «Д"Артаньян и три мушкетера». Фото: скриншот видео

Что касается актерской карьеры Табакова, то в 1987 году МХАТ раскололся на два коллектива: МХАТ имени Чехова, который возглавил Ефремов, и МХАТ имени Горького во главе с Татьяной Дорониной. Табаков остался вместе с Ефремовым. В 2000 году его друг и старший товарищ скончался, после чего Олег Павлович возглавил коллектив и проявил себя как один из лучших российских театральных менеджеров. Под его руководством МХТ имени Чехова (в названии исчезло упоминание об академическом статусе) сделался одной из ведущих театральных площадок Москвы, открытой для режиссеров-новаторов.

Олег Павлович Табаков – советский и российский актер, режиссер и педагог, актер озвучивания, один из основателей театра «Современник», руководитель театра «Табакерка» и МХТ им. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ (1986 – 2000). Большинство фильмов с его участием стали классикой отечественного кинематографа: «Живые и мертвые», «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Д"Артаньян и три мушкетера», «Несколько дней из жизни Обломова», «Человек с бульвара Капуцинов»... Этот список можно продолжать еще очень долго, а ведь за его плечами множество не менее выдающихся театральных работ.

Детство и юношеские годы

Олег Павлович Табаков родился 18 августа 1935 года в семье врачей Павла Кондратьевича Табакова и Марии Андреевны Березовской. Свое детство будущий актер и худрук провел в коммунальной квартире и уже с детства знал, какую цену имеет рубль, заработанный взрослыми, как честность, доброта и трудолюбие близких соседствуют с лицемерием, ханжеством и приспособленчеством общества.


Тем не менее, все ранние детские воспоминания Олега Табакова окрашены в светлые оттенки. Эти годы он ассоциирует со свободой, солнцем, пространством и счастьем. Его окружали только любящие люди: мама и папа, бабушки Оля и Аня, дядя Толя и тетя Шура. Маленький Олег очень много читал и уже тогда увлекался театром – с удовольствием посещал саратовский ТЮЗ, многие постановки смотрел по несколько раз и знал наизусть.

Все изменилось, когда грянула война. Отец ушел на фронт, работал на санитарном поезде, Олега с мамой эвакуировали на Урал, и в военные годы Мария Андреевна трудилась в военном госпитале у железнодорожной станции Эльтон. Глава семейства вернулся домой, но вскоре после этого они с женой разошлись. Это стало огромным ударом для мальчика, причинило буквально физическую боль.


Оставшись без мужской опеки, мальчик едва не попал в дурную компанию, связавшись с уличной шпаной. Кто-то рассказал об этом маме Олега, и женщина взяла сына за руку и привела его в драмкружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров. Ему повезло попасть к педагогу Наталье Иосифовне Сухостав, которую Табаков впоследствии называл своей крестной мамой в актерской профессии. Хотя на прослушивании в студию он говорил очень тихо и неразборчиво, женщина приняла его в группу, и уже через несколько месяцев он блистал на сцене в ключевых ролях. В драмкружке он занимался с 1950 по 1953 год.


Окончив саратовскую школу №18, Табаков решил отправиться в Москву, чтобы поступить в театральное училище. Родственники отговаривали его, искренне желая добра – мало кто верил, что юноша из провинции с тремя годами местного драмкружка преодолеет жестокие вступительные испытания. Но, видимо, саратовская театральная школа всегда была сильной: Олега приняли в Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Он отдал предпочтение первому, так как считал этот вуз «вершиной театральной педагогики».

Первые роли

В учебных спектаклях Табаков играл преимущественно положительные роли. Сыграв однажды Хлестакова из «Ревизора», он получил комментарий от одного из педагогов: «Оказывается, в вас дремал прекрасный комедийный актер». Диплом об окончании Школы-студии он получил в 1957 году, после чего его приняли в театр Станиславского.


Еще в 1956 году он с группой единомышленников-выпускников МХАТовской школы (среди них были Олег Ефремов, Игорь Кваша , Галина Волчек , Евгений Евстигнеев и др.), основал театр «Современник» (тогда он назывался «Студия молодых актеров»). В качестве пробы пера выбрали спектакль «Вечно живые»: худруком был Олег Ефремов (он же исполнял роль Бороздина), Табаков (Лёлик, как звали его друзья) играл студента Мишу.

Репетировали 4 месяца, премьера состоялась 8 апреля 1957 года. Критики отмечали, что не увидели в постановке ничего нового – это был просто «классический хороший МХАТ». Эти слова группа молодых актеров восприняла как похвалу, ведь именно возрождение эстетических идеалов театра, свободного от налета «советчины», было их главной целью.


Первое время «Современник» жил под крылом МХАТа, но после третьего спектакля, «Никто» (в котором Табаков исполнил сразу 3 роли), руководство театра обвинило артистов в попрании традиций и выгнало их из помещения. Лишь через 4 года театр выбил собственное здание, располагавшееся на улице Маяковского. Табаков являлся постоянным артистом «Современника» до 1983 года, был задействован более чем в 30-ти постановках.


Еще будучи студентом, Табаков начал сниматься в кино. Вначале это были роли в массовке, но в 1956 году ему досталась главная роль в картине «Тугой узел». По сюжету у его героя Саши Комлева умирает отец, и парня усыновляет председатель колхоза, который в фильмы был показан отъявленным бюрократом. Это не понравилось цензорам, актера, исполнявшего роль председателя, заменили, а фильм получил другое название – «Саша вступает в жизнь». Оригинал зрители все же увидели, но лишь 30 лет спустя.


На рубеже 50-х и 60-х о талантливых актерах театра «Современник» знала вся Москва. А поистине народную славу Табаков приобрел после выхода в 1960 году на экраны двух картин подряд: драмы «Люди на мосту» и остросюжетной картины «Испытательный срок».


Первых героев Табакова называли «розовскими мальчиками». Школьник по имени Олег Савин, которого сыграл Табаков в ленте «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» Виктора Розова – это воплощение лучших черт в людях хрущевского времени: прямота суждений, чистота помыслов, умение отстаивать свою позицию. Это относится и к Олегу Савину и к Виктору Булыгину из фильма «Люди на мосту», и к Саше Егорову из «Испытательного срока», и к Сереже из «Чистого неба», и ко многим последующим ролям Табакова

От этого амплуа он отошел в фильме «Молодо-зелено» (1963). Многие сомневались, что Табаков с его юношеской внешностью сможет убедительно сыграть бригадира и депутата Бабушкина. Но ему это мастерски удалось, и следом его утвердили на роль лейтенанта Крутикова из «Живых и мертвых» – первая отрицательная роль в фильмографии Табакова.


Всесоюзная слава

По воспоминаниям актеров «Современника», в те годы они были столь востребованными, что иногда сотрудники Мосфильма поджидали их прямо на выходе из театра, сажали в машину и везли на съемочную площадку. Безумный рабочий график сказался на здоровье Табакова – в 29 лет у него случился инфаркт. Прогноз врачей был неутешительным – ему советовали завязать с выступлениями навсегда. Но прошла пара месяцев, и он уже каждый вечер репетировал спектакль «Обыкновенная история», который в 1967 году получил госпремию Советского Союза, а сам Табаков за совокупные заслуги был награжден Знаком Почета.


В 1966 году зрители увидели Табакова в роли Николая Ростова в «Войне и мире» Сергея Бондарчука , в компании Вячеслава Тихонова и Людмилы Савельевой .


В 1968 году Олега Табакова пригласили в пражский театр «Чиногерны клуб» сыграть Хлестакова в постановке «Ревизор». Всего чешским зрителям было продемонстрировано 30 спектаклей, каждый из которых срывал овации,

В 1970 году, после того, как Олег Ефремов ушел во МХАТ, Олег Табаков возглавил «Современник», при этом продолжая выходить на сцену вместе с другими актерами. Он проявил себя достаточно жестким и бескомпромиссным руководителем: без колебания наказывал прогульщиков и разгильдяев, а однажды уволили Олега Даля – тот явился на спектакль пьяным и не смог выйти к зрителям. По мнению Олега Павловича, театр – это большая семья, где все дети должны расти в справедливости.

Олег Павлович стал одним из первых, кто принял участие в телеспектаклях: первым опытом стали работы в постановках «Рисунок карандашом» и «Продолжение легенды». На ТВ он записывает и два моноспектакля («Василий Теркин» и «Конек-Горбунок»). После этого с блеском сыграл главные роли в телевизионных спектаклях «Шагреневая кожа», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Эзоп» и «Печники», принимал участие в создании телеверсии постановки Современника «Двенадцатая ночь».


В 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в «17 мгновений весны» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, после чего его начали узнавать и за пределами Советского Союза.


В 1976 году он вновь проявил свой комедийный талант в «12 стульях» Марка Захарова . В эпопее о похождениях героев Андрея Миронова и Анатолия Папанова он сыграл застенчивого завхоза-воришку Альхена.

«12 стульев»: Табаков в роли «голубого воришки»

В 1978 году Табаков начал работу над озвучиванием кота Матроскина из мультфильма «Трое из Простоквашино». Шарика озвучил Лев Дуров , а дядю Федора – Мария Виноградова. Сегодня сложно представить, что будет если любимые с детства герои заговорят другими голосами. Это одна из самых известных работ Табакова как актера дубляжа, но далеко не единственная. Видимо, ему лучше всего удаются голоса героев-котов – он дублировал голос главного героя в фильме «Гарфилд» и его продолжении.


Через год зрители по достоинству оценили его исполнение короля Людовика XIII в мюзикле «Д"Артаньян и три мушкетера», в котором собрался воистину звездный состав: Михаил Боярский , Вениамин Смехов , Игорь Старыгин, Ирина Алферова , Алиса Фрейндлих , Маргарита Терехова . Вокальные партии Табакова исполнял Владимир Чуйкин.

Песни Людовика XIII, не вошедшие в «Трех мушкетеров»

Четыре года спустя Никита Михалков представил результат их сотрудничества – драму «Неоконченная пьеса для механического пианино» по мотивам чеховских рассказов. В том же году ему присудили звание Заслуженного артиста РСФСР. В 1980 свет увидела другая картина Михалкова с Табаковым в главной роли – «Несколько дней из жизни Обломова», которая получила зрительский успех за пределами страны, собрала премии международных фестивалей и 10 дней демонстрировалась в нью-йоркском кинотеатре «Эмбасси» с непременным аншлагом.


В 1983 году многолетнее сотрудничество с «Современником» закончилось переходом в МХАТ. Первой ролью Олега Павловича, сыгранной на этой сцене, стал Сальери из «Амадея».


В 1988 году Табакову было присвоено звание Народного артиста. К началу 90-х он был одним из самых богатых актеров Союза (хотя денежная реформа 1992 года плачевно сказалась на его состоянии). После развала СССР Олег Павлович продолжал сниматься в кино («Ширли-Мырли» с Верой Алентовой , «Внучка президента» с Надеждой Михалковой , «Сирота Казанская» с Еленой Шевченко и др.), регулярно выходил на сцену, но большую часть времени у него отнимало преподавание актерского искусства молодому поколению.

Педагогическая деятельность

В 1974 году у Табакова, уверенного, что необходимо «постоянно приобретать и коллекционировать свои профессиональные умения», возникла идея создать свою студию. Желающих заниматься у самого Табакова оказалось более четырех тысяч, но прошли отбор лишь 18 человек. Пятеро из них поступили в ГИТИС, на курс, который взялся учить Табаков.


Программа на курсе Табакова сильно отличалась от того, что преподавали студентам в других театральных. Ученики читали «запрещенку», устраивали встречи с культовыми фигурами в искусстве того времени, вроде Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы .

Олег Табаков и его «цыплята табака»

В 1977 году этот курс стал основой для будущего театра «Табакерка». Среди молодых людей были многие известные сегодня артисты: Игорь Нефедов, Андрей Смоляков , Елена Майорова.


В 1986 году Табаков стал ректором Школы-студии МХАТ. Эту должность он занимал до 2000 года, после чего возглавил кафедру мастерства актера. В 1992 году по его инициативе была основана Летняя актерская школа имени Станиславского в Бостоне

В 2000 он стал художественным руководителем МХТ им. Чехова. Первым делом новый худрук взял курс на полное обновление репертуара, для чего пригласил режиссеров со свежим взглядом (Кирилл Серебренников , Константин Богомолов , Сергей Женовач) и актеров (Константин Хабенский , Юрий Чурсин , Ирина Пегова , Максим Матвеев и др.).


В 2009 году артист объявил о создании актерского колледжа при «Табакерке». Каждый год в заведение принимали 24 человека, проживание и все нужды которых финансировались из бюджета Москвы. При этом, по словам Табакова, педагоги колледжа сами искали молодые талантливых актеров, путешествуя по отдаленным уголкам России.

Театр нуждается в самородках из глубинки, и начинать учиться актерскому мастерству нужно сызмальства.

В августе 2015 года Олег Табаков отметил свое восьмидесятилетие. Свой юбилей он встретил в должности директора и художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова, а также члена Совета по культуре и искусству при Президенте России.

Олег Табаков и Марина Зудина в «Вечернем Урганте»

Личная жизнь Олега Табакова

Первой женой Олега Табаков стала актриса Людмила Крылова (1938 г.р.), которая родила супругу двоих детей:

Казалось, их брак выдержит любые невзгоды и перипетии актерской профессии, но в 1981 году на курс Табакова в ГИТИСе поступила 16-летняя Марина Зудина . За годы учебы их отношения вышли далеко за рамки «студент – педагог» (несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте), но долгое время им удавалось скрывать этот факт. В 1995 году, после 10-летнего романа, Олег Табаков и Марина Зудина расписались. Свой уход из семьи Олег Табаков так и прокомментировал: «Как ни банально это звучит, пришла любоф-ф-ф…»


Почти 20 лет спустя он поведал в одном из интервью, что отношения между ним и Людмилой испортились, потому что она неоднократно избавлялась от его любимых собак, пока он был на гастролях.

Познер. Олег Табаков. Фрагмент (2011 год)

Дети от первого брака не простили отцу разрыв с Крыловой. Антон и Александра ушли из актерской профессии. Сын занялся ресторанным бизнесом, воспитал четверых детей: Никиту, Анну, Антонину и Марию. Дочь, порвавшая отношения с Табаковым, какое-то время была радио- и телеведущей, затем вышла замуж за немецкого кинодеятеля Яна Лиферса, от которого в 1988 году родила дочь Полину. После развода Александра с дочерью (которая носит фамилию отца) вернулись в Москву.


В 1995 году Марина Зудина подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году дочку Марию. Повзрослев, Павел Табаков продолжил дело отца: окончил школу-студию Олега Табакова, поступив туда честно, без блата, был занят в постановках МХТ им. Чехова, сыграл в ряде нашумевших картин («Звезда», «Орлеан», «Дуэлянт», «Empire V»).


Смерть Олега Табакова

В ноябре 2017 года актер попал в реанимацию, что стало шоком для всех поклонников его творчества. Масла в огонь подлили и диаметрально противоположные сообщения в СМИ: одни утверждали, что Табакову диагностировали сепсис, вторые писали, что он проводит плановое обследование. Антон Табаков сообщил, что его отец попал в реанимацию из-за воспаления легких (эта версия впоследствии подтвердилась). Вскоре артисту сделали трахеостомию. 25 декабря врачи сообщили об ухудшении состояния Табакова. Его пришлось ввести в искусственную кому. Очнувшись, актер перестал узнавать жену и сына.


В январе 2018 года появилась информация, что артисту стало лучше, но позже в прессе стали появляться новости о неутешительном состоянии Табакова, якобы у него начал отказывать мозг, хотя его близкие эту информацию опровергали. Тем не менее, выяснилось, что организм актера настолько ослаб, что мог функционировать только в состоянии искусственной комы. Наконец, 12 марта родные решили отключить Табакова от системы жизнеобеспечения. 82-летний актер ушел из жизни на больничной койке, в окружении близких. Прощание с актером состоялось на сцене МХТ, а похороны – на Новодевичьем кладбище.

Олег Павлович Табаков родился в Саратове в семействе врачей 17 августа 1935 года. Детские годы будущей знаменитости проходили в коммунальной квартире. С малых лет Табаков увлекался чтением и театром. Обучался Олег Павлович в мужской Саратовской средней школе. Кроме того, мальчик посещал театральную студию и кружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров. В то время деятельность «Молодой гвардии» курировала Наталья Иосифовна Сухостав, которую артист и по сей день называет своей «крестной матерью» в актерской профессии. Занятия с Натальей Иосифовной оказали огромное влияние на выбор деятельности Олега Табакова.

Закончив обучение в школе, Олег Павлович отправился в Москву, где подал заявление сразу в два высших учебных заведения: ГИТИС и Школу-студию МХАТ. В результате молодому человеку удалось вступить в оба института. Олег Табаков решил остановить свой выбор на МХАТе, который всегда для него был олицетворением «вершины театральной педагогики».

С 1953 года обучался на курсе Василия Осиповича Топоркова. Являясь студентом третьего курса, сыграл дебютную роль в кино, приняв участие в съемках картины «Саша вступает в жизнь». Постановщиком киноленты выступил Михаил Швейцер.

В 1957 году О.Н. Ефремовым была создана Студия молодых актеров, которая впоследствии преобразовалась в театр «Современник». К слову, Табаков оказался самым юным из шести основателей театра. Дебютной работой Олега Павловича на театральной сцене стала роль студента Михаила в постановке «Вечно живые».

Артист проработал в театре «Современник» с 1957 года по 1983 год.

В 1968 году артиста пригласили в Прагу в театр «Чиногерны клуб», где ему удалось сыграть свою любимую роль – Хлестакова в постановке «Ревизор».

С 1965 года являлся членом КПСС. В 1970 году О.Н. Ефремов получил пост художественного руководителя МХАТ, после чего Табакову досталась должность директора «Современника». На этом посту артист пробыл 6 лет.

В 1973 году Олег Табаков начал обучать юные таланты актерскому мастерству. Олег Павлович собрал группу единомышленников-волонтеров и устроил беспрецедентную акцию: был объявлен набор в драмкружок. Артист прослушал более трех тысяч человек и из них отобрал всего 49 претендентов-старшеклассников. «Драмкружок» был размещен во Дворце пионеров имени Крупской, и в нем дети учились по вузовской программе. Юным студентам преподавали историю русского театра, историю мирового искусства, пластику и сценическое движение.

Через три года Олег Павлович на базе ГИТИСа решил набрать курс из двадцати шести человек, основой которого оказались те, кого он выбрал для собственного «драмкружка».

В 1877 году Олег Табаков получил звание Народного артиста РСФСР.

С 1980 года в течение двух лет в Хельсинкской театральной академии читал лекции. Впоследствии с финскими студентами поставил дипломную постановку «Две стрелы».

В 1982 году Табаковым был набран новый актерский курс, который спустя несколько лет оказался базой труппы нового театра.

Через год стал актером МХАТа, где воплотил один из образов в пьесе П. Шеффера «Амадей». Артисту досталась партия Сальери.

В 1986 году первый заместитель министра культуры решил подписать приказ о создании нескольких столичных театров-студий. Среди их числа оказался и театр-студия Олега Павловича.

Также с 1986 года и на протяжении шестнадцати лет занимал должность ректора Школы-студии МXАТ.

В 1988 году получил звание народного артиста СССР.

В 1992 году Олегом Павловичем была основана Летняя школа имени К.С. Станиславского в США (Бостон).

С 2001 года занимал должность художественного руководителя МХАТ имени А.П. Чехова, которую совмещал с постом художественного руководителя Московского Театра О.П. Табакова.

Был награжден множеством премий и призов. Среди них были: Премия Президента РФ в области литературы и искусства, Орден Трудового Красного Знамени, Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени и многие другие награды. За свою творческую жизнь снялся в более 120 кинофильмах, среди которых наиболее известны роли в картинах «Мэри Поппинс, до свидания!», «Ширли-мырли», «Сирота казанская», «Кадриль», «Диверсант. Конец войны», «Что сказал покойник» и многие другие.

Первой женой артиста стала Людмила Крылова, являющаяся заслуженной артисткой РСФСР. В 1960 году в семье родился сын Антон, который впоследствии стал ресторатором и артистом. В 1966 году родилась дочь Александра, также связавшая свою жизнь с актерством.

Второй супругой знаменитости стала артистка Марина Зудина, которая в 1995 году родила ему сына Павла, а в 2006 году дочь Машу.

Олег Табаков - публичная личность, привыкшая к повышенному вниманию общественности и прессы. На ряд вопросов о своей карьере, семье и многом другом Табаков ответил в книге-автобиографии под названием «Моя настоящая жизнь».

Российский и советский актер, народный артист СССР Олег Табаков скончался на 83 году жизни в Москве. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу театра Табакова.

В последние месяцы он тяжело болел. В ноябре 2017 года сообщалось, что . Спектакли с участием актера были отменены.

Досье

Олег Павлович Табаков родился 17 августа 1935 года в Саратове в семье врачей — Павла Табакова и Марии Березовской . О происхождении своих родителей Табаков рассказывал так: «Мой папа Павел Кондратьевич Табаков — родом из мещан, более ранние предки — из крепостных, предки со стороны мамы — из сословия землевладельцев. Я на четверть украинец, на четверть поляк, на четверть мордвин, на четверть русский. Корни у меня здоровые, энергетика от отца досталась».

Во время Великой Отечественной Войны его отец ушел добровольцем на фронт, служил начальником военно-санитарного поезда № 87, побывал почти на всех фронтах: на Кавказе и Южной Украине, под Сталинградом и в Румынии, был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Мать работала в военном госпитале, в 1943 году вместе с детьми она переехала в город Эльтон, на севере Прикаспия. После войны родители Табакова расстались, и мать в 1945 году вместе с детьми вернулась в Саратов.

Образование

Табаков хорошо учился в школе, увлекался литературой. В старших классах посещал театральный кружок «Молодая гвардия» при местном Дворце пионеров и школьников, был ведущим детско-юношеских передач на саратовском радио.

В 1953 году подал заявления в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ имени Владимира Немировича-Данченко. Он был принят сразу в два института по итогам вступительных экзаменов, однако выбор свой молодой Табаков остановил на Школе-студии МХАТ.

В 1957 году закончил Школу-студию (ВУЗ) имени Владимира Немировича-Данченко при МХАТ имени Антона Чехова.

Артист московского театра «Современник» Олег Табаков в роли Олега в спектакле В. Розова «В поисках радости». 1960 г. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Карьера

Первый успех на сцене пришел к Олегу Павловичу на втором курсе, когда он сыграл Хлестакова в спектакле «Ревизор». Помимо занятий в Школе-студии Табаков посещал «ночную студию» известного театрального педагога и режиссера Петра Ершова .

Свою первую роль в кино Олег Павлович сыграл, будучи студентом третьего курса, в кинофильме «Саша вступает в жизнь» режиссера Михаила Швейцера .

С 1957 года играл в Студии молодых актеров (ныне «Современник»), успех ему принесли роли в спектаклях «Голый король», «Три желания», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история». Стал одним из основателей театра. Всего за первые три года работы им было сыграно более 15 ролей.

В 1966 году сыграл юного идеалиста Александра Адуева в спектакле Галины Волчек «Обыкновенная история». Спектакль со временем был удостоен Государственной премии СССР.

С 1957 года работал на телевидении, был одним из первых актеров, принимавших участие в телеспектаклях, транслировавшихся в прямом эфире.

Как режиссер Табаков дебютировал в 1968 году, поставил дипломный спектакль в набранной театром молодежной студии.

В 1974 году начал работать со старшеклассниками в «драмкружке» во Дворце пионеров имени Надежды Крупской, где дети обучались по вузовской программе: им преподавались история мирового искусства, история русского театра, сценическое движение и пластика.

В 1976 году покинул пост директора «Современника», работал на радио и снимался в кино, а также много времени уделял преподавательской работе. На базе ГИТИСа он набрал курс из двадцати шести студентов.

В 1977 году он организовал «Табакерку», где студенты начали выступать со своими спектаклями.

В 1986 году открыл Театр-студию под руководством Олега Табакова.

В том же году Олег Павлович стал ректором Школы-студии МХАТ и оставался на этой должности вплоть до 2000 года.

Олег Табаков на репетиции, 1982 г. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

В 1983 году по приглашению Ефремова перешел в МХАТ. Первой его работой в этом театре стала роль Сальери в пьесе Питера Шеффера «Амадей».

В 1987 году в результате конфликта внутри труппы МХАТа произошло ее разделение на два театра: МХАТ имени Чехова под руководством Ефремова и МХАТ имени Горького под руководством Татьяны Дорониной . Табаков последовал за Ефремовым.

В 1990-е гг. продолжал активно работать в театре и сниматься в кино, не оставляя преподавательской деятельности.

В 1990 году Табаков основал в Бостонском университете театральную студию «Russian-American Performing Arts Center». В ней начали работать многие преподаватели Школы-студии МХАТ.

В 1994 году Табаков впервые выступил в качестве продюсера пьесы Брисвиля «Ужин» с Арменом Джигарханяном в роли Фуше и собой в роли Талейрана.

В 1995 году снялся в комедии Владимира Меньшова «Ширли-Мырли», где сыграл пьяницу по фамилии Суходрищев.

В 2001 году Табаков был назначен художественным руководителем театра МХТ им.А.П. Чехова.

В 2010 году открыл театральный колледж при театре Табакова.

30 января 2011 года Олег Павлович попал в больницу с диагнозом аритмия сердца. В следующем месяце Табаков был дважды прооперирован в Кардиоцентре имени Бакулева.

В феврале 2012 года был включен в список доверенных лиц Владимира Путина , кандидата на президентских выборах.

Избранные спектакли

  • 1959 — «Пять вечеров» А. Володин. Постановка О. Ефремова, М. Кедрова и Г. Волчек
  • 1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского. Постановка В. Я. Станицын
  • 1987 — «Чайка» А. Чехова. Постановка О. Н. Ефремова
  • 1990 — «Обыкновенная история». Виктор Розов по Ивану Гончарову
  • 1990 — «Матросская тишина» А. Галича
  • 1992 — «Горе от ума» А. Грибоедова. Постановка О. Н. Ефремова
  • 2001 — «Кабала святош» М. Булгакова. Постановка А. Я. Шапиро
  • 2000 — «На дне» М. Горького. Постановка А. Я. Шапиро — Лука
  • 2004- «Дядя Ваня». А. П. Чехова. Режиссёр М. Карбаускис
  • 2004 — «Тартюф» Ж. Б. Мольера. Режиссёр Н. Чусова

Избранные киноработы

  • «Война и мир» (1967)
  • «Гори, гори, моя звезда» (1969)
  • «Семнадцать мгновений весны» (1973)
  • «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)
  • «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978)
  • «Москва слезам не верит» (1979)
  • «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
  • «Ширли-мырли» (1995)
  • «Царская охота» (1990)
  • «Статский советник» (2005) и др.

Звания

  • Заслуженный артист РСФСР (1970).
  • Народный артист РСФСР (1977).
  • Народный артист СССР (1988).
  • Почётный член Российской академии художеств (8 октября 2008).
  • Почётный гражданин Саратовской области.

Личная жизнь

Дважды женат. Имеет двух сыновей и двух дочерей.

Первой супругой Табакова была актриса Людмила Крылова , в браке с которой у них в 1960 году родился сын Антон , а спустя шесть лет дочь Александра .

Второй супругой Олега Павловича стала актриса его театра-студии Марина Зудина . В 1995 году у супругов родился сын Павел , а в 2006 году дочь Мария .

В 1957 году он стал актером и режиссером Студии молодых актеров при МХАТ, возглавляемой Олегом Ефремовым, которая вскоре была преобразована в самостоятельный театр "Современник". В театре дебютировал в роли студента Миши в спектакле "Вечно живые".

В 1966 году он сыграл Александра Адуева в "Обыкновенной истории" Виктора Розова. Спектакль со временем был перенесен на экран ТВ, удостоен Государственной премии СССР. Затем были роли в спектаклях "Четвертый" Константина Симонова, "Баллада о невеселом кабачке" Эдварда Олби (Лаймон), "Назначение" Александра Володина (Лямин), "По московскому времени" Леонида Зорина (Маврин), "С вечера до полудня" Виктора Розова (Лева), "Декабристы" Михаила Шатрова (Рылеев) и др.

В 1968 году по приглашению театра "Чиногерны клуб" Табаков сыграл в Праге (Чехословакия, ныне Чехия) одну из любимых ролей — Хлестакова в спектакле "Ревизор" Николая Гоголя.

В 1970-1976 годах одновременно с актерской деятельностью Табаков занимал должность директора "Современника".

С 1976 года до 1983 года Олег Табаков оставался в "Современнике" в качестве артиста на так называемых разовых ролях.

В 1983 году артист был принят в труппу МХАТ, где дебютировал в роли Сальери в "Амадее" Петера Шеффера. Играл в спектаклях "Скамейка" Александра Гельмана, "Кабала святош" Михаила Булгакова (Бутон, Мольер), "Горе от ума" Александра Грибоедова (Фамусов), "Тартюф" Жана-Батиста Мольера (Тартюф).

В 1976-1986 годах Табаков выпустил два курса в ГИТИСе, ставших основой Студии на улице Чаплыгина, которая позже была преобразована в Московский театр п/р О. Табакова.

На сцене этого театра артист сыграл Меера Вольфа ("Матросская тишина" Александра Галича), Петра Адуева ("Обыкновенная история" Гончарова), Херба Таккера ("Я хочу сниматься в кино" Нила Саймона), Ивана Коломийцева ("Последние" Максима Горького), Степана Алексеевича Судакова ("Год, когда я не родился" по пьесе Виктора Розова "Гнездо глухаря") и др.

В 1960-1970-х годах он снимался в таких фильмах, как "Шумный день" (1960), "Живые и мертвые" (1963), "Война и мир" (1965-1967), "Гори, гори, моя звезда" (1969), "Семнадцать мгновений весны" (1972-1973), "Каштанка" (1975), "Двенадцать стульев" (1976), "Д"Артаньян и три мушкетера" (1978), "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979).

Среди его киноработ — картины "Полеты во сне и наяву" (1983), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987), "Ближний круг" (1991), "Сирота казанская" (1997), "Президент и его внучка" (2000), "Статский советник" (2005), "Поклонница" (2012), "Тот еще Карлсон" (2012), "Вечное возвращение" (2012), "Кухня. Последняя битва" ().

Олег Табаков много работал на радио. Им были записаны такие работы, как "Юность Герцена" Александра Герцена (1957), "Станция первой любви" Владимира Амлинского (1959), "Убить пересмешника" Харпер Ли (1963), "На дне" Максима Горького (1969), "Предел возможного" Иосифа Герасимова (1979), "Ревизор" Николая Гоголя (1987), "История одного города" Михаила Салтыкова-Щедрина (1996), "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына (2000), "Анна Каренина" Льва Толстого () и другие.

Широкую известность приобрели также работы Табакова по озвучиванию мультипликационных фильмов: "Бобик в гостях у Барбоса" (1977), "Трое из Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино", "Зима в Простоквашино" (1978-1984), "Ежик плюс черепаха" (1981), "Волк и теленок" (1984) и другие.

Всего в театре, в кино, на радио и телевидении Табаков сыграл около 200 ролей .

Олег Табаков — народный артист СССР (1988), лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (). Лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства (2002). Он был удостоен многочисленных профессиональных премий и наград. Среди них — премии "Золотой Овен" (1994), "Золотая маска" (1996, 2017), "Хрустальная Турандот" (1999, 2004, 2011, 2015), премии "Чайка" (2003, 2005), премия Европейской культуры "Треббия" (2011).