Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Английская бронетехника. Тяжёлый танк Mk1 и его «потомки

Английская бронетехника. Тяжёлый танк Mk1 и его «потомки

Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности, через окопы, рвы и проволочные заграждения, первым высказал в октябре 1914 года секретарь Комитета имперской обороны Великобритании полковник Э. .

Он обратился к военному министру лорду Г. Г. Китченеру , но тот оставил его предложение без ответа, как и аналогичное обращение адмирала Р. Бэкона. Тогда за дело взялись моряки, их поддержал первый лорд Адмиралтейства (морской министр) У. Черчилль

узнавший о проектах Суинтона , Бэкона и подобной работе капитана 1 ранга М. Суэтера . Черчилль был человек дела и уже 20 февраля 1915 года образовал под эгидой морского ведомства необычный Комитет сухопутных кораблей, который возглавил известный кораблестроитель Ю. Теннисон д"Энкур , начавший с того, что отверг идею майора Хетерингтона — громадной машины на трех колесах диаметром по 12 м. Вместе с Черчиллем он одобрил проект Суинтона , который, не дождавшись ответа от Китченера , в июне 1915 года обратился с письмом к командующему британскими войсками во Франции генералу Дж. Френчу. Тот, под впечатлением огромных потерь англичан, живо откликнулся, а офицеры его штаба сформулировали основные требования к "сухопутному крейсеру": это должна быть сравнительно небольшая гусеничная машина с противопульной броней, способная преодолевать воронки диаметром до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь экипаж до 6 человек, пушку и два пулемета.


проектный рисунок будущей машины)
Требования направили в военное министерство, что наконец подействовало, и Суинтон с д"Энкуром занялись созданием боевой машины. Моряки обратились за помощью к машиностроительной фирме У. Фостера в Лидсе и под руководством инженеров У. Триттона (управляющий фирмой), майора В. Вильсона и Г. Рикардо за 40 дней создали на базе трактора "Холт " боевую машину.


(маленький "вилли " 1-я машина для боевых действий в мире)
Усмотрев в ней некоторое внешнее сходство с Вильсоном, ее прозвали "Маленький Вилли ". Ходовые испытания прошли успешно, однако Суинтон заявил, что для боя "Вилли " пока не годится и еще рано думать о преодолении 4-метровых воронок — длина опорной поверхности его гусеницы должна быть на метр больше двойной ширины окопа, иначе машина завалится в него.


Тогда-то у инженеров родилась идея придать обводу гусеницы форму параллелограмма, а для увеличения высоты зацепа и, следовательно, преодолеваемого вертикального препятствия верхнюю ветвь пустить поверх корпуса.


В ноябре 1915 года фирма приступила к изготовлению новой машины и 30 января 1916 года представила на испытания, о чем д"Энкур известил Китченера . 2 февраля ее показ наблюдал министр вооружений Д. Ллойд-Джордж, ставший вскоре премьер-министром Великобритании. Однако упрямый Китченер остался при своем мнении: "Это дорогая игрушка".
То, что испытывалось перед высокой комиссией, предложили наименовать "Большой Вилли " — и это вошло в историю.


Другие прозвали ее "стоножкой", ну а поскольку это был первый образец, так сказать, прародитель танка, то за ним сначала утвердилось прозвище "Мать" (англ. "mother "), а на вооружение его приняли под официальным обозначением Мk I.

Тогда откуда же взялся термин "танк", что в переводе с английского "бак" или "чан"? Дело в том, что англичане строили их с соблюдением строжайшей секретности, понимая, что только внезапное появление их на поле боя гарантирует успех. При перевозке по железной дороге закрытые брезентом машины издали напоминали большие металлические цистерны, и тогда пустили слух, что это баки, построенные по заказу русского правительства. На них написали по-русски "Осторожно. Петроград".


После этого термин "танк" привился в русском и английском языках, в немецкой же армии за ним закрепилось другое название — "панцэркампфваген " (боевая бронированная повозка) или просто "панцер ", в аббревиатуре — Pz Kpfw или Pz . У французов — "шар де комба " (боевая повозка), на жаргоне военных просто "шар". Итальянцы употребляли термин "карро д"армато " (вооруженная повозка), шведы — "стридсвагн " (боевая повозка), поляки — "чолг " (гусеница).

В первую мировую войну англичане делали в основном , обладавшие особой, только им присущей конфигурацией. Основным его назначением считалось разрушение проволочных заграждений и подавление вражеских пулеметов, чему соответствовала и его конструкция. Из-за гусеницы, охватывающей корпус, вооружение пришлось разместить по бортам. Чтобы орудия и пулеметы могли стрелять по курсу, в сторону и назад, их установили в бортовых выступах — спонсонах .

Перед перевозкой по железной дороге их снимали. Корпус танка представлял собой коробку-каркас из уголков, к которым на болтах крепили бронелисты . Броней была закрыта и ходовая часть, состоявшая из малых, неподрессоренных опорных катков — тряска в машине была ужасной. Кроме того, танки изрядно шумели. Поначалу это производило сильное моральное воздействие на противника, но и мешало скрытному сосредоточению техники, англичанам приходилось заглушать рев танковых моторов артиллерийской стрельбой. Внутри "сухопутный крейсер" напоминал машинное отделение небольшого боевого корабля, по которому можно было ходить, даже не пригибаясь. Его большую часть занимали мотор, коробка передач и трансмиссия. На машинах первых марок внутри были еще и топливные баки. На ходу в танке скапливались выхлопные газы и бензиновые пары, температура же иногда достигала 70 градусов.


(извините другого рисунка небыло …)
Экипаж не мог подолгу оставаться на боевых местах (вентиляцию не предусмотрели), угорал и страдал от перегрева; даже в бою танкисты иной раз выскакивали наружу, не обращая внимания на свист пуль и осколков — лишь бы вдохнуть свежего воздуха! Бывало и хуже.
Один немецкий офицер записал в дневнике: "…мы обнаружили английский танк, стоявший на обочине. Моторы его работали, но он не подавал признаков жизни. Мы осторожно приблизились и заглянули внутрь — сквозь сизый дым мы увидели лежащие тела в черных кожаных куртках.

Это были …" Существенным недостатком были узкие гусеницы, которые вязли в мягкой почве, и тяжелые машины садились на грунт, пни и камни, при этом нередко стальное днище прогибалось, а это вело к поломкам карданного вала.


В качестве средства, препятствующего такому зарыванию, на М kIV через каждые два трака устанавливали "шпоры" на гусеницах, но лучшим способом самовытаскивания застрявших машин оказалось окованное железом бревно квадратного сечения. Его возили на крыше, привязав к паре релингов . Цепи, приделанные к концам бревна, цепляли за траки, давали ход, и оно затягивалось под машину. Плохо было с наблюдением и связью — смотровые щели в бортах не обеспечивали обзора, зато брызги расплавленного свинца от пуль, попавших в броню вблизи их, поражали лица, а то и глаза танкистов.


(М kIV )
Это было их основным ранением, не помогали и специальные очки — стальные пластины с множеством дырок. Радиосвязи не было, для дальней связи держали почтовых голубей, при ближней употребляли флажные сигналы или семафор наподобие железнодорожного, у которого положение подвижной металлической "руки" соответствовало разным командам. Лучшим правилом было бы "делай как я", но в дыму и при тряске сквозь узкие щели не всегда удавалось различить командирский танк. Не существовало и внутренних переговорных устройств. Для преодоления широких рвов и траншей служили фашины, перевозимые на крыше и сбрасываемые в ров перед танком. Позже создали танковые мостоукладчики и танки-тральщики. Весьма оригинальной оказалась идея "хвоста головастика" ("тедпол тейл "), когда кормовая часть удлинялась за счет переноса ведущих колес.


(М kIV )
Длина танка увеличивалась на 3 м и достигала 11 м, вместе с тем увеличивалась и его способность преодолевать подобные препятствия. Впрочем, дальше экспериментов дело не пошло. Как мы отметили, англичане предпочитали тяжелые танки, К ним относили машины весом около 30 т , от 10 до 20 т — к средним и до 10 т — к легким.


Была и другая классификация — "самки" с пулеметным вооружением и "самцы" с пушечным. После боя с германскими танками под Виллер-Бретоне 24 апреля 1918 года, выявившего полную беспомощность первых, на части "самок" один пулеметный спонсон сделали пушечным; такие машины прозвали в шутку гермафродитами. С 1916 года выпускались тяжелые М kI и их модификации вплоть до МkV


(М kV )
, а также МkVII


(М kVII )
и МkIX


(М kIX )

Однако благодаря успехам легких французских "Рено "


(Рено FT 17)
и среди британских военных распространилось мнение о необходимости дополнить тяжелые танки более подвижными легкими, создав своего рода "бронированную стратегическую конницу", способную действовать в оперативном тылу противника. С этой целью создали "средний Мk А ", или неофициально "Уиппет " ("Борзая").


(Мk А)
Командование британских танковых сил, уверенное, что война продлится и в 1919 году, занялось массовым строительством быстроходных танков. Самым ярым их сторонником стал начальник штаба Королевского танкового корпуса полковник (впоследствии генерал и известный теоретик танковой войны) Дж. Фуллер . "Средний Мk А" оказался неудачным, поэтому в 1918 году англичане разработали новые средние танки -Мk В и Мk С. Следуя традиции, у них сохранили форму тяжелых с гусеницами, охватывавшими корпус, и жесткую подвеску. Толщина брони на том и другом не превышала 15 мм. Мk В получился слишком тяжелым, мощность двигателя (100 л.с.) была явно недостаточной, скорость оказалась ниже, чем у Мk А, всего 9,6 км/ч. Боевая масса составляла 18 т, экипаж — 4-5 человек, вооружение — шесть пулеметов.


(Мk В)
Средний Мk С был еще тяжелее (19,5 т), но благодаря мощному 150-сильному двигателю развивал до 13 км/ч. Экипаж насчитывал 4 человека, вооружение в варианте "самки" — 4 пулемета. Проект "самца" с 57-мм пушкой и тремя пулеметами остался неосуществленным. Вооружение обоих танков размещалось в шаровых установках в рубке с ограниченными углами обстрела, а на Мk В — и в спонсонах . Последний был оснащен аппаратурой для постановки дымовых завес. Впрочем, он никогда не считался хорошей машиной, так как был тесным и неудобным. После подписания перемирия с немцами 11 ноября 1918 года построили всего 45 машин Мk В из 450 заказанных, а Мk С — 36 из 200. Заказы на остальные аннулировали, изготовленные прослужили в британской армии до 1925 года.


(Мk I)
Технические характеристики Мk I:
Вес: 28 тонн(самец) 27 (самка)
Длинна: 10 метров
Ширина: 4.1 метра (самец) 4.3 (самка)
Высота 2.4 метра
Броня: 6-12 мм
Двигатель: Foster-Daimler 105 л.с. бензиновый
Вооружение: 2 пушки 57-мм и 4 пулемёта (самец) 5 пулемётов (самка)
Скорость: 6 кмчас


  • Уничтожение водных переправ, подрыв мостов, например, отступающими войсками - обычное дело во время военных действий, как и наведение понтонов, например, наступающей стороной соответственно. Н...

  • Научную фантастику не случайно считают зеркалом современности. Как ни старается автор фантастического произведения, в лучшем случае доведет до гротеска то, что уже существует реально... В одном...

  • Создание танков Т-64 и Т-72 в конце 60-х - начале 70-х годов было большим шагом вперед. На тот период в мире не было машин, равных им по основным боевым характеристикам, а возможность исключения четве...

  • ИС-7 на фоне Королевского тигра Тяжелый танк ИС-7 без преувеличения можно считать шедевром советского тяжелого танкостроения. Он не имел себе равных в мире по совокупности основных боевых показат...
  • Первые танки получили официальное название "Марк I" (Mark I). "Марки" в соответствии с установленным на них вооружением подразделялись на "мужские" (male) и "женские" (female). Чаще модификации Марка переводятся, как "самка" и "самец". По предложению Свинтона, "женский" танк был оснащен пулеметами и в принципе должен был помогать вооруженному орудиями "мужскому", предназначенному для "тяжелой работы".

    Нажмите на изображение танка Марк I для увеличения.

    "Мужской" танк весил 30 тонн и имел среднюю скорость 6 километров в час. Его запас хода составлял приблизительно 20 километров. Он имел внушительные размеры: 8,05 метра в длину, 4,26 метра в ширину и 2,24 метра в высоту. Им мог управлять экипаж из 4 человек, но в принципе "Марк I" управлялся 8 военнослужащими. Во главе экипажа стоял офицер, а в его подчинении было семеро: водитель, 4 стрелка и 2 механика. "Мужской" танк имел две 57-миллиметровые пушки - шестифунтовые - и 4 пулемета "Гочкиса", тогда как у "женского" танка был только один пулемет "Гочкис" и 4 пулемета "Виккерс". Танк "Марк I" был оснащен перископом со стеклянными зеркалами, которые очень быстро были признаны опасными и заменены пластинами из полированного металла. Экипаж этого монстра должен был стоически переносить страшный грохот размещенного по центру танка шестицилиндрового мотора "Даймлер", от которого шел очень неприятный запах и жар.

    Вы можете увеличить изображение, кликнув по нему.

    Военные организации, которые в полной секретности занимались производством нового оружия, получившие целую серию названий - "Танковое ведомство" (Tank Detachment) или "Секция бронемашин моторизованной пулеметной службы" (Armoured Car Section of the Motor Machine-Gun Service), - так и не смогли сохранить свою деятельность в полной тайне. После этого "танковое управление" получило еще более непонятное для неприятеля название - "Тяжелая секция пулеметного корпуса" (Heavy Section Machine-Gun Corps).

    Тактико-технические характеристики танка Mk I.

    Боевая масса, т

    26 ("самец"),
    25 ("самка")

    Экипаж, чел.

    Габаритные размеры, мм:

    длина
    ширина
    высота
    Броня, мм

    Вооружение:

    "самец"

    две 57-мм пушки "гочкис"
    с длиной ствола 40 калибров,
    четыре 8-мм пулемета "гочкис"

    "самка"

    пять 7,7-мм пулеметов "виккерс"
    и один 8-мм пулемет "гочкис"

    Двигатель

    "Даймлер", 6-цилиндровый,
    водяного охлаждения,
    мощность 105 л. с. при 1000 об/мин

    Удельное давлен ие на грунт, кг/см 2
    Скорость по шоссе, км/ч
    Запас хода, км

    Преодолеваемые препятствия:

    вертикальная стенка, м
    ширина рва, м
    глубина брода, м

    Несмотря на все оплошности, противнику так и не удалось раскрыть секрет. Окончательное название командования нового вида вооруженных сил появилось только в июне 1917 г., уже после того как противник смог оправиться от шока после применения первых танков 14 сентября 1916 г. - "Танковый корпус" (Tank Corps).

    Танки "Марк I", 1916-1917 г.
    Нажмите на фото танка для увеличения.

    Вначале в новое подразделение входило 184 офицера и 1610 солдат. Тактическая единица Танкового корпуса - рота - состояла из 4 подразделений по одному запасному и 6 действующих танков в каждом (3 "мужских" и 3 "женских"). Таких рот было шесть, и они в качестве обозначения получили первые шесть букв латинского алфавита. Именно отсюда появилось ошибочное наименование танка "Марк I" как "Мятный ликер" (Сremе deMenthe). Действительно, все французские танки были наименованы своими экипажами по названию известных французских алкогольных напитков, начинающихся на С: "Шампань" (Champagne), "Коньяк" (Cognac), "Шабли" (Chablis), "Шартрез" (Chartreuse), "Кордон Руж" (Cordon Rouge)... Неожиданная честь!

    "Марк I" (самец).

    Командование отказало полковнику Свинтону в чести возглавить первую атаку бронированных монстров, в которых он вложил столько энергии. Он вынужден был довольствоваться формированием и тренировкой новых подразделений; его опыт проведения военных операций был расценен как недостаточный... Нельзя же повсюду поспеть! Честь продемонстрировать новое оружие была предоставлена ротам С и D на рассвете 14 сентября 1916 г.. на Сомме. Их целью стала эшелонированная укрепленная позиция противника, усиленная хорошо оборудованными пулеметными гнездами. Танки двинулись вперед, опережая ряды пехоты трех британских корпусов. Из 49 задействованных танков только 32 смогли вернуться назад: остальные либо сломались, либо завязли, либо потерялись в темноте! Атака только началась, но тут стали ломаться и застревать в воронках и другие машины. В конечном счете, только 9 танков из арьергарда и 9 танков с первой линии приняли активное участие в атаке!

    Танк "Марк I" (самка), Франция, 1916 год.

    Однако психологическое воздействие на немцев оказалось необычайным. В траншеях, на которые наезжали стальные монстры, извергавшие пламя из своих орудий, началась настоящая паника. Танк "Мятный ликер" завоевал бессмертную славу в тот же день во время успешной атаки на сахарный завод, который немцы превратили в укрепленный форт. Другие танки "Марк I" не имели такого успеха, а некоторые из них, экипажи которых, слишком увлекшись, были захвачены противником. Но тем не менее применение танков в этот день принесло явный успех, поскольку ни с чем нельзя было сравнить грандиозный эффект, произведенный на морально подавленного противника.

    После первого применения популярность танков достигла невероятных масштабов, и журналисты соревновались в восторженных описаниях нового оружия, которое поставит Германию на колени за несколько недель. Не разделяя всеобщего восторга, британское Военное министерство приказало увеличить численность танковых подразделений: к четырем направленным во Францию ротам добавлено восемь, создано четыре танковых батальона; число рот, оставшихся в Великобритании, возросло с двух до пяти. С этого момента каждый батальон состоял из трех рот, в каждой из которых было 3 боевых (по 5 танков) и резервный взвод. В начале 1917 г. эта амбициозная программа была сокращена: во взводе стало четыре танка, а в роте - три взвода.

    Танк "Марк I" (самец), 1917 г.

    Извлеченные уроки заставили инженеров подкорректировать и улучшить примитивный танк "Марк I", убрав с него, например, слишком чувствительные к снарядам стабилизирующие колеса. Так в небольшом количестве появились "Марк II" и "Марк III", очень походившие на первую модель.



    А вот к работе в области дизайна облика своего нового танка англичане подошли со всей надлежащей серьезностью. У танка Кристи носовая часть больше всего походила на таран. Такая форма призвана была способствовать рикошетам пуль, но для установки ленивцев потребовалась очень прочная передняя балка. Крепления ленивцев стали уязвимы для ударов, из-за чего их поломка стала довольно распространенной среди машин на основе его конструкции. Недостатком корпуса танков Кристи было и то, что он был высокий и узкий, из-за чего диаметр подбашенного погона был слишком мал и, соответственно, размеры самой башни тоже были не слишком велики.

    Cruiser Tank Mk.III*. Звездочка указывает, что на башню танка установлена дополнительная броня. Внешне ее крепление было похоже на экранированную броню Cruiser Tank Mk.IV, но выполнялась несколько иначе. Танк окрашен стандартным английском камуфляжем. Музей в Бовингтоне.

    Английские инженеры перепроектировали корпус, который стал на 10 сантиметров шире, чем у американского образца и так же на полметра длиннее. Носовая часть получила вполне традиционные для английских танков 30-х годов очертания, но без пулеметных башенок по обе стороны от «будки» водителя. То, что механик-водитель располагался по центру танка и имел три смотровых прибора, давало хороший обзор. Другой особенностью танка стало наличие на нем большого количества лючков, что отнюдь не помогало усилению бронезащиты. Ну, и толщина брони в 14 мм не могла рассматриваться в качестве серьезного бронирования для танка.

    Этому танку досталось. Даже каток сорван с балансира.

    Новой была и башня, в которую специалисты Morris Motor Company сумели посадить трех человек. Похожие по конструкции башни устанавливались и на Cruiser Tank Mk.I и II. Вооружение тоже было стандартным для британских танков тех лет: 40-мм (2-фунтовое) орудие и спаренный с ним пулемет с водяным охлаждением Vickers. Последний в бронированном кожухе, защищавшем его радиатор от прострелов пулями и повреждений осколками. Позднее его заменили пулеметы БЕСА с воздушным охлаждением. На танке имелась и командирская башенка с двухстворчатым удобным люком. Все обязанности членов экипажа были продуманными, что позволяло экипажу эффективно действовать на поле боя.

    Cruiser Mk IV A13, брошенный экипажем во Франции. Хорошо видна бронекоробка, прикрывавшая башню. В самом деле опыт войны показал, что большинство попаданий приходится именно на башню. Но суммарная толщина брони в 19-мм не давала серьезной защиты от германских 37-мм и чешских 47-мм орудий.

    Образец A13E2 был готов к октябрю 1937 года. На испытаниях на максимальную скорость он показал 56 км/ч, лишь немного уступив 5-тонному Light Tank Mk.VI. Поскольку на образце A13E3 установили новые гусеницы, то под них переделали ведущие колеса. Причем максимальную скорость танка снизили до 48 км/ч.

    Cruiser Mk IVA A13 в Египте в ноябре 1940 года. Использование этих танков в песках выявило еще оно неприятное обстоятельство – они поднимали тучи песка при движении. Чтобы хоть как-то с этим бороться, заднюю часть гусениц прикрыли противопылевыми щитками. Но решить проблему до конца с их помощью так и не удалось.

    После окончания испытаний A13E3 приняли на вооружение под обозначением Cruiser Tank Mk.III, а производство начали на предприятиях Nuffield Mechanization & Aero. Стоимость английских танков того времени подчинялась правилу «1000 фунтов стерлингов на тонну». То есть 14-тонный танк стоил около 14 тысяч фунтов или 150 тысяч германских рейхсмарок, или 68 тысяч долларов США. Танк получился не дешевый. Например, германский Pz.Kpfw.III тех же лет стоил около 110 тысяч рейхсмарок, а американский M3 55 тысяч долларов.

    Еще один подбитый «африканский танк».

    На серийных танках Cruiser Tank Mk.III по правому борту башни стали ставить две мортирки дымовых гранатометов, а выхлопную систему дополнительно закрыли кожухом.

    Именно танки-крейсеры Mk.III/IV должны были защищать и остров Кипр. Фотография 1942 года.

    Правда заказ составил предприятию всего лишь 65 танков. Одна из причин – его тонкая броня. Практически сразу же началась работа над улучшенной версией танка – Cruiser Tank Mk.IV. Впрочем, даже этот усовершенствованный вариант в плане бронирования недалеко ушел от своего предшественника. Танк оказался вторым танком после французского СА.1, получившим разнесенное бронирование, причем только лишь на башне. Броня имела рациональные углы наклона, хотя наклон лобового листа башни и был минимален. Никаким изменениям не подверглась и рубка водителя. В отдельных местах толщина брони увеличилась до 19 мм. Однако учитывая толщину брони советских БТ-7, равную 20 мм, и броню германских танков, равную 30 мм, этого было явно мало. Всего в ходе серийного выпуска в 1938-1939 гг. англичане смогли произвести 655 танков этого типа.

    А на этом фото хорошо видно бронирование выхлопных коллекторов.

    Хотя Cruiser Tank Mk.III был скорее опытной машиной, ему пришлось повоевать с самого начала Второй мировой войны. На 1 сентября 1939 года в английской армии было всего 79 крейсерских танков всех типов, а до 1 июня 1940 года произведено еще 322 танка, но пока они дошли до армейских частей, прошло какое-то время. Вот почему в мае 1940 года, во время германского наступления через Бельгию, англичане перебросили туда практически все, что у них было.

    Май 1940 года. Франция. Экипаж готовит свой танк к бою.

    Вместе с Британским Экспедиционным корпусом танки Mk.III, Mk.IVA попали во Францию, где впервые вступили в бой в составе 3-го батальона Королевского танкового полка 23 мая 1940 года, обороняя порт Кале, бои за который проходили с 22 по 26 мая 1940 года. Тогда почти все из имевшихся в наличии 24 Mk.III и Mk.IVA этого батальона были либо уничтожены в боях на подступах к Кале, либо в самом городе. Затем последовали бои у Абвиля и в некоторых других местах. Ну, а завершилась боевая карьера этих танков в Европе 19 июня 1940 года в порту Шербур.

    Вот так их возили на транспортерах во Франции.

    Тяжелый грузовик-транспортер «Уайт» с танком Mk.IVA на платформе.

    Было отмечено, что танк маневренный, скоростной, вооружен хорошей пушкой. Но броня его пробивалась первым же снарядом германских орудий ПТО или танковых пушек. То есть положение с ними было еще хуже того, что имели танки РККА летом 1941 года. Много хлопот доставлял и капризный двигатель, так что в ряде случаев экипажи оставляли свои танки из-за его поломок. Недостатком, и серьезным, было отсутствии фугасного снаряда к орудию. Но зато прицел был удобный. Новосибирский танкист В.П. Чибисов в своей книге воспоминаний «Английские танки у Крутого Лога» писал, что, когда он попал на английский танк «Матильда», вооруженный такой же пушкой калибра 42-мм, как и более ранние британские танки-крейсеры, его поразила простота ее конструкции и конструкции ее прицела по сравнению с советским 45-мм танковым орудием. Сдать зачет на английской пушке среди курсантов танковой школы, где он учился, считалось большой удачей. Продуманным был и плечевой упор, позволявший быстро наводить пушку в вертикальной плоскости и удерживать ее на цели. Но вот из-за отсутствия фугасных снарядов стрелять из нее по многим целям смысла не имело.

    Подбитый Cruiser Tank Mark III A13. Немецкие солдаты просто обожали фотографироваться на фоне этих подбитых машин.

    Каждый танк снабжался плиткой для разогревания пищи и большим куском специального «морского» брезента, которым можно было запросто накрыть весь танк или же использовать его в качестве палатки. Плохо было лишь то, что из-за его топической пропитки в условиях русской морозной зимы этот брезент замерзал так, что превращался в лист жести, вылезти из-под которого было очень непросто.

    И таких фотографий действительно очень много. Видимо, война в то время им и впрямь казалась легкой прогулкой.

    Несколько машин (не менее 15) немцам досталось в исправном состоянии. Трофейные машины получили индекс Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e). 9 машин в 1941 году немцы включили в состав 100-го огнеметного танкового батальона, который принял участие в нападении на СССР.

    А вот это уже Kreuzer Panzerkampfwagen Mk.III 743(e) на службе в германской армии.

    Хочу поговорить с вами о танках, засветившихся в трейлере Battlefield 1 . Это британские танки , громадины ромбовидной формы, стремительно мчащиеся на врага. У многих возникли сомнения, а могут ли эти бронированные чудовища так быстро ездить, да и на что они могут быть способны на поле боя. Информацией DICE по этому поводу практически не делится. Так что попробуем разобраться сами с этим вопросом. Усаживайтесь поудобнее, камрады, рассказ будет долгим, но интересным.

    15 сентября этого года будет 100-летний юбилей с первого боевого применения танков. Именно тогда задействовали впервые этот новый вид техники, в корне изменивший характер боевых действий всех последующих войн.

    Идеи создания прообраза танка были еще у Леонардо да Винчи, а вот реализация их состоялась гораздо позже, во время Первой мировой войны. И причины для этого были следующие. Все страны участники боевых сражений рассчитывали на быструю победу, но не тут то было, маневренный период на Западном фронте закончился очень быстро. Армии окопались траншеями, настроили укреплений, заграждений колючей проволокой и заминировали огромные территории. Ни одна из сторон конфликта не имела превосходства ни в огневой мощи, ни в маневренности. Попытки прорваться быстро обескровливались в скоротечных схватках – атакующую пехоту просто выкашивали из пулеметов. Нужно было как-то решить эту проблему.

    Лидерами в этом деле были британцы. Еще в начале войны активно использовались автомобили для доставки бойцов и снаряжения, тракторная техника применялась для подвоза артиллерии и выполнения инженерных работ. Но их применение только усиливало позиционность войны. Назрела острая необходимость в бронированной технике, способной повысить тактическую подвижность непосредственно на поле боя, подвезти пулеметы и артиллерию к вражеским позициям и перевезти их за передовые траншеи, проложить путь в заграждениях, прикрыть подвижным огнем атаку пехоты, уничтожить огневые точки противника. И сделать это все с минимальными потерями.

    Использование первых бронеавтомобилей в условиях позиционной войны было ограниченно, поскольку они были жестко привязаны к хорошим дорогам, а на бездорожье, особенно усеянном воронками от артобстрелов, пройти они не были способны.

    Летом 1915 года в Британии начали разработку первых тяжелобронированных машин, получивших название «танки». За основу взяли тяжелые тракторы. После нескольких экспериментов решили отказаться от идеи использования поворотной башни, сделали все «по-морскому», разместив вооружение в бортовых спонсонах, т.е. выступающих бортовых казематах. В профиль танк имел ромбовидную форму. Гусеницы пустили поверх корпуса для увеличения высоты зацепа. На испытания новая техника попала в январе 1916 года. 22-тонное чудовище преодолевало рвы и воронки. Новинка, носившая прозвище «Большой Вилли» , была принята на вооружение под обозначением Mk I и получила новое прозвище «Мать» (Mother) , как прародитель нового класса техники. Тут же заказали первые 100 танков, треть заказа передали на изготовление вагоностроительному заводу, впоследствии такие заводы еще не раз будут становиться танковыми.

    Первый тяжелый танк Mark I «Mother»

    В то же время были разработаны три основных принципа применения танков:

    1. массированность, т.е. атака не единичным танком, а большой группой
    2. внезапность – применение на широком фронте без предварительной артподготовки
    3. местность, преодолимая танками.

    Разработали и принципы взаимодействия между танками и пехотой.

    Первый серийный танк Mark I имел немалые габариты: в длину почти 10 метров, в ширину чуть больше 4 метров и в высоту почти 2, 5 м. Масса была тоже не детская – 28,5 тонн. Броня использовалась толщиной от 5 до 12 мм. Соединения бронелистов были заклепочные. Рама не обладала достаточной жесткостью и нередки были случаи перекосов.

    Вооружение было следующее: 2 пушки 57 мм с боекомплектом в 332 снаряда, четыре 8 мм пулемета Гочкисса с 6272 патронами. В спонсонах и рубке имелись лючки с заслонками для ведения огня по пехоте из личного оружия для случаев, когда противник находился вне досягаемости пулеметного огня. Экипаж для этих целей использовал револьверы.

    Обслуживался этот монстр экипажем из 8 человек: водитель и командир размещались в рубке в передней части танка. Командир вел огонь из лобового пулемета. Спонсоны обслуживали по двое бойцов – наводчик и заряжающий, который еще и стрелял из пулемета, еще двое располагались в задней части – помощники водителя, работавшие на бортовых коробках передач.

    В 1916 году танки Mark I стали производить в двух вариантах вооружения: «самцы» — с пушечным или пулеметно-пушечным, «самки» – с пулеметным. В задачи последнего входило уничтожение пехоты противника в окопах и прикрытие «самцов» от ее атак. «Самки» вооружались помимо пулеметов Готчкисса, пулеметами Виккерс калибра 7,7 мм, которые устанавливали в спонсонах.

    Запас хода у Mark I был всего лишь 38 км. Скорость движения – от 1,2 до 6,4 км/ч, средняя по полю – 3,2 км/ч, заднего хода – 1,2 км/ч. Проходимость была невелика – гусеницы вязли в мягком грунте. Первый танк был более приспособлен к ровной дороге и сухой погоде.

    Сзади танка крепился хвост с двумя колесами, который позволял преодолевать более широкие рвы, а также облегчал повороты. Использовали его и в качестве грузового прицепа.

    К двигателю бензин подавался самотеком, так что если при движении танк сильно наклонялся, то подача бензина прерывалась и движок вырубался. Приходилось переливать бензин в карбюратор бутылкой. Сейчас это звучит очень смешно, но это самое рождение тяжелых танков.

    Гусеницы шириной 52 см состояли из 90 траков, изготовленных из броневой стали. Они имели высокую уязвимость, поскольку были открыты для огня противника и имели низкий ресурс.

    Для обзора экипаж использовал смотровые щели, через которые им в глаза прилетало немало брызг и осколков от свинцовых пуль. Подобные ранения в первую мировую войну для танкистов составляли до 80%. Для защиты лица приходилось надевать кольчужные маски.

    Находится в танке было тяжелым испытанием – тряска, тепловые удары, отравления выхлопными и пороховыми газами. Даже в бою танкисты выскакивали наружу и отдыхали под машиной.
    Связь между танками была изначально с помощью голубиной почты, последние очень тяжело переносили такие жесткие условия. Для ближней употребляли сигналы флажками или лампой. Самым надежным, но и самым опасным способом была связь посыльными, которые бегали от танка к танку.

    После более-менее успешного применения танков на Сомме в 1916 году, было решено продолжить производство этих гигантов в различных модификациях. Так на Mark II отказались от колесного хвоста, сократив длину на 2 метра, но при этом ширина преодолеваемого рва уменьшилась на полметра. Усовершенствовали конструкцию спонсонов, увеличили емкость бензобаков. На «самки» вместо «виккерсов» устанавливали пулеметы Люиса.

    На Mark III серьезно улучшили проходимость – каждый шестой трак гусеницы сделали шире, укрепив на нем шпору с грунтозацепом. Ввели балку самовытаскивания – сначала это был двухметровый деревянный брус, крепившийся на крыше. Если гусеницы буксовали, то кто-то из экипажа залазил на крышу и цепями крепил брус к тракам. Балка упиралась в грунт и давала гусеницам опору.
    Когда войска укомплектовали достаточным количеством танков, часть Mark I переоборудовали в транспорт снабжения. Их называли «тендерами». Одного такого «тендера» хватало для снабжения 5 танков.

    Часть Mark II и Mark III переделали в «радиотанки» — в одном спонсоне размещали радиостанцию, а в другом – радиста.

    В мае 1917 года состоялось боевое крещение новой модели – . В конструкцию внесли множество улучшений. Так для защиты от бронебойных пуль толщину брони увеличили. Изменили конструкцию спонсонов для удобной транспортировки их по железной дороге – на салазках их можно было вдвигать внутрь. На «самках» спонсоны заметно уменьшили. Улучшили посадку и высадку из танка. Укоротили стволы пушек. В боекомплект включили картечные выстрелы для более эффективной очистки вражеских окопов. Пулеметы Льюиса крепили в шаровых установках. Самцы вооружали 4 пулеметами Льюиса, а самок – 6-ю. Повысили мощность двигателя и установили вакуумный насос для подачи топлива из более емких бензобаков. Увеличили количество траков, оснащенных шпорами. Установили грязеочистители. Была усовершенствована и «система самовытаскивания»: к корпусу крепились направляющие с подвешивавшейся на них «незарывавшейся» балкой из тикового дерева.

    Mark IV обладал высокой ударной силой. Так он в проволочных заграждениях оставлял проходы шириной до 2,5 м, пробивал каменные заборы и стены зданий.

    Проблема низкой надежности танков оставалась все еще не решенной – капитальный ремонт требовался после 100-112 км пробега.

    На танках Mark IV опробовали установку в кормовой части миномета Стокса. Фактически это один из первых образцов самоходных минометов.

    По мере снабжения войск танками Mark V, часть Mark IV переделывали в танки снабжения. Однако именно Mark IV был самым массовым английским танком Первой мировой войны.

    «Самка» Mark V

    В конце 1917 года появился и Mark V , который использовал пулеметы Гочкисс Mk I* под английский патрон 7,7 мм. Появился кормовой пулемет, который теперь обеспечивал круговую оборону танка. На новинку впервые установили двигатель, специально разработанный для танка. Увеличили емкость баков, повысили скорость движения до 7 км/ч и запас хода. И самое главное, управление танком передали теперь полностью водителю. Смотровые щели заделали небьющимися стеклопакетами типа «триплекс».

    «Самец» Mark V

    Для преодоления рвов была предусмотрена возможность закрепления на крыше танка так называемой фашины – огромной связки прутьев, которая сбрасывалась, чтобы дать опору гусеницам.

    Впервые стали использовать для передачи сообщений семафор, который установили на корме.

    На основе готово танка создавали и гибриды – Mk V «Композит» с одним 57 мм орудием и 5-ю пулеметами. В войсках эту кривобокую машину называли «гермафродитом».

    Противник тоже не дремал, и начал увеличивать ширину окопов, так возникла необходимость в удлинении танков, чтобы они могли преодолевать такие препятствия. Танк просто разрезали в поперечной плоскости, вставляли дополнительную секцию длиной 1,83 см и наращивали гусеницу. Масса возрастала на 4 тонны. Снижалась скорость до 4 км/ч и уменьшалась поворотливость. Удлиненный танк получил имя (со звездой). Планировалось использовать такие танки для перевозки пехоты, но те просто угорали в нем от духоты и выхлопов, так что от этой идеи отказались.

    Была и модификация со смещенным назад форсированным двигателем и увеличенными баками, но в боях они не успели принять участие.

    «Самец» Mark V**

    В 1918 году на основе Mark V был создан танк Mark IX для снабжения боевых танков и как транспорт для пехоты. Чтобы освободить пространство внутри танка, пришлось отказаться от спонсонов и основного вооружения, оставив только пулеметы в лобовом и кормовом отделениях. В бортах сделали 4 большие овальные двери, а также лючки для стрельбы из личного оружия. Mark IX мог перевозить до 50 человек или 10 тонн груза. Помимо этого данная машина стала первым в мире плавающим танком. На борта и лобовую часть крепили пустые цистерны, выполнявшие роль поплавков, а на траки крепили лопатки. Двери герметизировали. Но в боях Mark IX так и не успел принять участие.

    На основе «самки» Mk V** саперы создали модификацию «танк-трал» для подрыва мин, установленным впереди тяжелым железным катком. Были и «танки-мосты» , «танки-краны» и «танки-буксиры» . Новому виду военной техники нашли множество вариантов применения.

    Какова была эффективность применения танков? Даже несмотря на то, что большая их часть ломалась по дороге к цели и банально застревала на местности, благодаря танкам удавалось делать прорывы во вражеских заграждениях, что в условиях позиционной войны казалось уже невозможным. Первое боевое применение дало в основном психологический эффект – в германской армии поселился стойкий синдром – «танкобоязнь», которая усугублялась тем, что они ожидали применения и огнеметов.

    Но эти страхи прошли и тяжелые танки обстреливали артиллерией и минометами, бронебойными пулями, делали для них ловушки «волчьи ямы». Скрытному продвижению танков мешал громкий издаваемый ими шум. Но опыт применения танков рос с каждым боем, отрабатывались новые тактики взаимодействия с пехотой. Танки Первой мировой войны изменили сам характер ведения современной войны. Для их применения уже не требовалась длительная артиллерийская подготовка перед наступлением.

    Итак, с краткой историей мы ознакомились, давайте теперь разберемся, что же нас ждет в игре Battlefield 1 ? В трейлере нам показали танк , который, как мы знаем, не должен быть особо резвым при условии выполнения разработчиками игры обещания, что оружие и техника будут аутентичными.

    Особо меня настораживает то, что для управления танком нужно было три бойца – 1 водитель и 2 помощника. Передача управления в одни руки была произведена только начиная с Mark V. Как это будет реализовано? Нас обманут и подсунут аркадное решение? Или двум бойцам придется тупо втыкать и по команде от водителя управлять своей гусеницей? Вот уж интересно будет такими бойцами играть. А если не хватит одного помощника водителя, то танк сможет только круги нарезать. Так что нам с высокой вероятностью дадут либо аркадные функции водителя в одни руки на Mark IV или в игре будет вместо него танк Mark V.

    Настройка танка будет по типу «самец»/«самка». Уверен, нам дадут выбирать пулеметы – Льюис, Гочкисс или Викерс. Возможно, и с длиной ствола дадут поиграться. Также очень жду выбор боеприпасов для основных орудий, в первую очередь картечных для зачистки окопов.

    Крошить танки в Battlefield 1 можно будет артиллерией, минометами, противотанковыми гранатами, минами и выводить из строя противотанковыми ружьями. Поддержку ожидаю и со стороны авиации в виде бомб, поскольку пулеметный огонь против этих многотонных чудовищ был не особо эффективен.

    Много вопросов у меня по реализации британских тяжелых танков в Battlefield 1 , скоро и ответы узнаем на них.


    В феврале 1939 года правительством Великобритании было выдано задание на разработку нового крейсерского танка Cruiser Tank Mk.V.

    В 1930-е годы в Великобритании закрепилось разделение танков на три класса: легкие (для разведки), пехотные (для поддержки пехоты, с мощной броней, но тихоходные) и крейсерские (с более тонкой броней и высокой скоростью, действующие в составе механизированных соединений). Первые четыре модели крейсерских танков — Cruiser («круизер» — крейсер) Tank Mk.I, II, III и IV — не особо удовлетворяли требования военных как по подвижности, так и по защищенности. Именно поэтому было выдано задание на разработку CruiserTank Mk.V. Новая боевая машина должна была сохранить ходовую часть типа Кристи, опробованную на танках CruiserTank Mk.I и II. Максимальная толщина брони определялась в 40 мм, а вооружение должно было состоять из 2-фунтовой (40-мм) пушки и 7,92-мм пулемета BESA. При этом по массе новый танк не должен был значительно превосходить предшественников — CruiserTank Mk. III и IV.

    Существенным нововведением стала разработка для «пятерки» нового специального танкового двигателя, которую поручили фирме «Медоус» — стоявшие на «тройках» и «четверках» моторы «Наффилд-Либерти», представлявшие собой переделку авиационных двигателей времен Первой мировой войны, не удовлетворяли военных из-за своих эксплуатационных характеристик.

    Общим проектированием танка занималась фирма LMS («Лондон, Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлуэй Компани»), а башню проектировала фирма «Наффилд».

    ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

    Проект танка, получивший обозначение А13 Mk.III, был готов в апреле 1939 года. Вместо модернизации предыдущих образцов у конструкторов из LMS получился фактически новый танк, унаследовавший от предшественников только ходовую часть. Но и та подверглась переделке — свечи расположили не вертикально, а наклонно, что позволило уменьшить высоту корпуса. Последнему способствовал и новый двигатель — 12-цилиндровый мотор DAV мощностью 300 л. с. выполнили по оппозитной схеме. То есть он был «плоским». А вот следующий шаг, предпринятый разработчиками в стремлении уменьшить габариты корпуса танка, оказался откровенно неудачным. Радиаторы системы охлаждения не удалось втиснуть в моторно-трансмиссионное отделение. Их перенесли в переднюю часть корпуса слева, а рубку механика-водителя сдвинули вправо от продольной оси. Воздух к радиаторам поступал через жалюзи, оказавшиеся в самом уязвимом для обстрела месте.

    Первоначально А13 Mk.III должен был получить сварной корпус, но оказалось, что для массового производства танков попросту не хватит квалифицированных рабочих-сварщиков. Поэтому конструкторам пришлось переделать проект под клепку. Это привело к утяжелению конструкции примерно на 100 кг, но сняло технологические ограничения по объемам производства — рабочих-клепальщиков на паровозостроительной фирме LMS было вполне достаточно. Сам же корпус выполнялся двухслойным — из двух листов, установленных без зазора. Чтобы, например, получить общую толщину 40 мм, брали листы толщиной 21 и 19 мм, причем внутренний — из обычной, а не броневой стали.

    БАШНЯ И ВООРУЖЕНИЕ

    Башня, разработанная фирмой «Наффилд», была трехместной. Ее бортовые и кормовые листы установили под рациональными углами наклона, что повышало снарядостойкость. Но вот лобовой был вертикальным. Еще одним недостатком стал отказ от командирской башенки. Пользоваться перископом командиру было неудобно, поскольку он располагался по центру башни — над казенной частью пушки. В крыше башни сделали один большой люк, крышка которого в откинутом положении служила сиденьем. В башне установили 40-мм пушку и спаренный с ней 7,92-мм пулемет. Кроме того, справа от орудийной установки смонтировали 2-дюймовый (50,8-мм) казнозарядный гранатомет, предназначавшийся для стрельбы дымовыми гранатами.

    ПОДГОТОВКА К ПРОИЗВОДСТВУ

    Представленный проект вполне устроил военных, и уже 17 апреля 1939 года фирма LMS получила заказ на первую партию — 100 танков CruiserTank Mk.V. Следом были выданы заказы фирмам «Инглиш Электрик» (на 100 танков) и «Лейланд Моторс» (на 151 машину). Танк приняли на вооружение, не успев даже построить прототип, — Европа все быстрее катилась к большой войне, и британским танкистам остро требовалась новая машина. В процессе подготовки к производству конструкцию танка пришлось упростить. От планетарной трансмиссии «Вильсон» отказались, поставив коробку передач «Медоус» (применявшуюся на CruiserTank Mk.IV). Также вместо катков из алюминиевого сплава применили стальные. Они были на 10 кг тяжелее, но приоритетом в получении алюминия пользовалась не танковая промышленность, а авиационная.

    Испытания опытного танка начались в мае 1940 года, а в сентябре к нему присоединилась первая серийная машина. Сразу проявились проблемы с плохим охлаждением и недостаточной проходимостью. Вторую проблему удалось решить, внедрив более широкую гусеницу. А вот с перегревом справиться никак не удавалось. В итоге выпуск Cruiser Tank Mk.V начали только в декабре 1940 года, сдав до конца года семь экземпляров.

    МОДИФИКАЦИИ И СЛУЖБА

    Несмотря на существенные недостатки, проявившиеся в ходе испытаний, производство танков «Ковенантер» — такое название получил CruiserTank Mk.V — разворачивалось. Всего до начала 1943 года выпустили 1771 такой танк.

    Первый вариант «Ковенантер» I (CruiserTank Mk.V) был построен в 353 экземплярах. На второй модификации «Ковенантер» II (CruiserTank Mk.V*) попытались улучшить охлаждение, добавив дополнительный масляный радиатор. Изготовили 101 танк. Кроме того, в этот вариант переделали некоторое количество машин первой модификации.

    Наиболее многочисленным (954 единицы — более половины общего объема выпуска) стал вариант «Ковенантер» III (Cruiser Tank Mk.V**). Он отличался радикально переделанной системой охлаждения (с маслорадиаторами, установленными по бокам двигателя), усовершенствованными воздушными фильтрами и новым типом сцепления. Наконец, «Ковенантер» IV (366 танков) фактически повторял вторую модель, но со сцеплением от четвертой. Стоявшая на «Ковенантере» 40-мм пушка имела хорошие бронебойные характеристики, но в ее боекомплекте отсутствовал осколочный снаряд, что делало орудие малоэффективными против небронированных целей. Поэтому некоторое количество танков «Ковенантер» II, III и IV переделали в вариант CS (Close Support), на котором вместо 40-мм пушки установили 76,2-мм гаубицу.

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ

    Один экземпляр танка в 1942 году переделали в бронированную ремонтно-эвакуационную машину «Ковенантер» ARV. Более распространенными стали машины передовых артиллерийских наблюдателей «Ковенантер» ОР. Они отличались отсутствием пушки (вместо ее ствола устанавливали муляж) и мощным радиооборудованием, включавшим две радиостанции № 19 и одну — № 18. Командирские танки «Ковенантер Комманд» были похожи на «Ковенантер» ОР, но имели только две радиостанции № 19. Самыми востребованными из всех спецвариантов стали мостоукладчики «Ковенантер Бриджлайер». Эти машины появились в 1941 году и представляли собой серийные танки с демонтированными башнями, на месте которых устанавливали 34-футовый (10,36 -метровый) раскладной мост типа «ножницы» с гидравлической рампой и системой рычагов на гидроприводах. Ширина моста составляла 9,5 футов (2,9 м), максимальная нагрузка — до 24 тонн. Модификация оказалась удачной и в 1942-1943 годах в мостоукладчики переделали 20 танков «Ковенантер» I и 60 «Ковенантер» IV.

    СЛУЖБА

    «Ковенантеру» так и не суждено было стать полноценной боевой машиной. Несмотря на несколько этапов доработок, предпринятых с целью улучшения работы силовой установки, полностью решить эту проблему не удалось. Тем не менее «Ковенантер» был признан вполне подходящим на роль учебно-боевой машины для подготовки личного состава.

    Первым на новые машины начал переучивание 4/7-й уланский полк, ранее укомплектованный пулеметными легкими танками Mk.VIb. Появление в апреле 1941 года танков «Ковенантер», вооруженных пушками и имевших гораздо лучшее бронирование, вызвало положительную реакцию. Но очень скоро мнение танкистов изменилось в диаметрально противоположную сторону. Многочисленные проблемы, связанные с работой силовой установки, нерациональной компоновки основных агрегатов системы охлаждения и высокого удельного давления на грунт, не позволяли в полной мере реализовать возможности новой машины.

    Получалось, что армия получала небоеспособные танки, использовать которые в Северной Африке было просто невозможно — а именно этот регион стал для британцев главным театром военных действий в 1940-1942 годах. Чтобы хоть как-то оправдать средства, затраченные на «Ковенантер», правительство преподнесло этот танк как самую современную боевую машину для защиты метрополии. Следом танки этого типа получили 13/18-й гусарский полк, а также части Гвардейской танковой дивизии и 1 -й польской танковой дивизии, формировавшейся в Великобритании. Во всех случаях «Ковенантеры» использовались как учебные.

    Четыре «Ковенантера» были все-таки отправлены в Египет для испытаний. Два из них были переданы в качестве учебных новозеландским танковым частям. А единственным вариантом «Ковенантера», применявшимся в боевых условиях, стал мостоукладчик.

    С октября 1944 года несколько таких машин использовала 1-я чехословацкая танковая бригада во время осады Дюнкерка. Применялись они даже на Тихоокеанском театре военных действий — восемь «Ковенантер Бриджлайер» передали Австралии. Они служили в составе 4-й австралийской танковой бригады на Бугенвиле и Баликпапане. Линейные же танки «Ковенантер» в феврале 1944 года были объявлены устаревшими и вскоре списаны.