Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Основные направления внешней политики 1953 1964.

Основные направления внешней политики 1953 1964.

Внешняя политика СССР во время правления Н.С. Хрущёва во многом определялась, во-первых, холодной войной, во-вторых, личностью первого секретаря ЦК КПСС, который был очень вспыльчивым и горячим человеком. На отношения Советского Союза и стран Восточной Европы, а также Китая очень сильно повлияли внутренние события в СССР, в частности XX съезд КПСС и доклад Хрущёва о разоблачении И.В. Сталина. Это не понравилось многим социалистическим странам, что привело к некоторым конфликтам во взаимоотношениях СССР и этих стран. Ещё одним аспектом внешней политики Советского Союза была его помощь странам третьего мира. Обо всём этом подробнее вы узнаете из данного урока. На этом уроке не рассматривается западная внешняя политика СССР.

Рис. 2. А.А. Громыко - министр иностранных дел большую часть времени при Н.С. Хрущёве ()

После того как Н.С. Хрущёв пришёл к власти, отношение советских дипломатов к странам Восточной Европы изменилось.

Политика СССР в отношении Восточной Европы была следующей:

1. Восстановление отношений с Югославией в 1954 г. Некоторые разногласия между двумя странами существовали и после восстановления отношений, но больших конфликтов после этого больше между двумя странами не возникало.

2. Увеличение влияния Совета Экономической Взаимопомощи. Страны Восточной Европы получали разнообразную экономическую, социальную поддержку, а также поддержку людскими ресурсами. Кроме того, эти страны стали более свободными, в частности, было ликвидировано Информбюро, из-за которого была ограничена свобода социалистических стран.

3. Получение большей независимости странами Восточной Европы. XX съезд КПСС в отношении внешней политики СССР сделал вывод о том, что возможно избежать мировой войны, а также о том, что возможно мирное сосуществование различных политических систем; признавалось, что к коммунизму можно прийти разным путём.

Тем не менее XX съезд КПСС оказал негативное влияние на отношения Советского Союза и стран Восточной Европы. Так, с одной стороны, доклад Хрущёва о разоблачении И.В. Сталина помог КПСС в том, что показал, что коммунизм может изменяться и быть более демократичным; с другой стороны, доклад Хрущёва накалил международную атмосферу.

Во-первых, осложнилась международная обстановка. Доклад Хрущёва о разоблачении культа личности И.В. Сталина поставил многих лидеров коммунистических партий Восточной Европы, руководивших по сталинскому принципу, в неловкое положение.

Во-вторых, многие иностранные коммунисты не согласились с резкой критикой Сталина Н.С. Хрущёвым. Например, югославские и китайские коммунисты недолюбливали Сталина, но говорили, что нельзя забывать свою историю. Данный аспект сыграл отрицательную роль во внешнеполитических отношениях СССР со странами Восточной Европы и Китаем.

В-третьих, доклад Хрущёва вызвал подрыв идей коммунизма в странах Восточной Европы. Отрицательные последствия построения коммунизма в Советском Союзе, а именно: культ личности, репрессии, подавление свободы и инакомыслия и т. д. заставили усомниться восточноевропейских коммунистов в правоте своего дела.

Все эти действия привели к кризису в отношениях СССР и других социалистических стран. Ещё в 1953 г., до XX съезда КПСС, в ГДР начались антисоветские выступления немецких рабочих (рис. 3), которые в результате привели к общегерманской забастовке. Эта забастовка была подавлена с помощью советской армии и местной полиции.

Рис. 3. Антисоветское восстание рабочих в ГДР в 1953 г. ()

В 1956 г. в Польше были также серьёзные антисоветские выступления. Н.С. Хрущёв хотел ввести советские войска в Польшу, но польские руководители предупредили его, что в этом случае раздадут оружие народу, и он не решился. Данные волнения были успокоены политическими уступками польского партийного руководства. Дело в том, что польские выступления и внутрипартийную борьбу за власть во многом спровоцировал XX съезд КПСС. В итоге лидером польской коммунистической партии стал В.С. Гомулка (рис. 4). Усмирять волнения в Польшу ездил Н.С. Хрущёв лично, что помогло на определённый период.

Рис. 4. В.С. Гомулка - лидер Польши после внутрипартийной борьбы в 1956 г. ()

Наконец, самые серьёзные события произошли в Венгрии осенью 1956 г. (рис. 5). На смену старому коммунистическому лидеру пришёл новый, И. Надь (рис. 6). После этого в Венгрии начались демократические реформы по советскому образцу. Но очень скоро в Будапеште начались студенческие выступления, а также выступления рабочих. Граждане Венгрии требовали материальных благ и свободы. В итоге венгерское восстание закончилось плохо для СССР. Во-первых, Венгрия пыталась выйти из ОВД. Венгерское правительство заявило о выходе из Организации Варшавского Договора после начала вероломного советского наступления на Будапешт, но уже через несколько дней - после взятия Будапешта - все эти решения были аннулированы. То есть Венгрия вышла из ОВД, но ее сразу же вернули обратно. Во-вторых, коммунистическая партия Венгрии была переименована в социал-демократическую партию. В-третьих, в Венгрии фактически началась Гражданская война. В-четвёртых, советские войска были введены в Будапешт.

Рис. 5. Антисоветское восстание в Венгрии 1956 г. ()

Рис. 6. И. Надь - венгерский лидер, пришедший к власти в ходе восстания 1956 г. ()

Что касается Организации Варшавского Договора, который был заключён в 1955 г., то суть его сводилась к следующему:

1. Проведение совместных военных учений.

2. Расширение экономического сотрудничества.

3. Отказ от диктата и полной централизации власти Советского Союза над странами Восточной Европы.

4. Сохранение индивидуальных особенностей государств (культурная свобода, особенности трудовой деятельности, социальных установок и т. д.).

Первая страна, которую посетил Н.С. Хрущёв, когда пришёл к власти, был Китай. В ходе переговоров советского лидера и китайского лидера М. Цзэдуна (рис. 7) было подписано много разных договоров, в частности, СССР вернул Порт-Артур Китаю. Но проблемы, как оказалось, были впереди.

Рис. 7. Переговоры Н.С. Хрущёва и М. Цзэдуна ()

Китайцы не приняли и были недовольны развенчанием культа личности Сталина и его жёсткой критикой. Кроме того, Китай критиковал Советский Союз за излишнюю бюрократизацию государства. С другой стороны, СССР во время политики «большого скачка» в Китае тоже критиковал его. Более того, М. Цзэдун призывал СССР развязать ядерную войну за мировое господство коммунизма. Во многом это были риторические высказывания китайского лидера, но советскому руководству они не нравились. Ещё одним аспектом взаимоотношений СССР и Китая были их территориальные споры на Дальнем Востоке и в Приамурье.

Советский Союз в 1953-1964 гг. начал развивать активные внешнеполитические отношения со странами третьего мира, вышедшими из-под колониальной зависимости: это были страны Африки, Азии и Латинской Америки. Сначала СССР поддерживал в этих странах антиколониальные движения, потом - социалистические режимы. Также советское руководство старалось сделать так, чтобы лидеры стран третьего мира ориентировались на СССР в своём развитии.

Что касается советской внешней политики в отношении стран третьего мира, то для нее были характерны следующие аспекты:

1. Поддержка революционных сил в Индии. Во время правления Н.С. Хрущёва в Советский Союз приезжал президент свободной Индии Д. Неру (рис. 8). Его дочь, И. Ганди (рис. 9), также поддерживала отношения с СССР.

Рис. 8. Д. Неру - первый президент освобождённой Индии ()

Рис. 9. И. Ганди - дочь индийского президента Д. Неру, премьер-министр Индии ()

2. Налаживание взаимоотношений с Египтом. Египет освободился от колониального гнёта Великобритании и пользовался поддержкой СССР. В 1956 г. после национализации Суэцкого канала, когда на Египет напали Англия, Франция и Израиль, СССР поддержал Египет во главе с Г. Насером (рис. 10) в этой борьбе.

Рис. 10. Г. Насер - второй президент Египта ()

3. Поддержка Кубинской революции. Когда в 1959 г. Ф. Кастро (рис. 11) и Э. Че Гевара (рис. 12) захватили власть на Кубе, это вызвало радость в Советском Союзе. После этого на Кубе начались различные демократические реформы.

Рис. 11. Ф. Кастро - кубинский революционер ()

Рис. 12. Э. Че Гевара - кубинский революционер ()

В отношении Кубы советская внешняя политика была смелой и продуманной, так как это государство США считало сферой своих интересов.

4. Разрыв отношений с Албанией. Н.С. Хрущёв фактически оскорбил албанского лидера, чем вызвал ссору с ним и разрыв отношений между государствами.

Итоги внешней политики СССР в 1953-1964 гг.:

1. Просчёты советского руководства по некоторым направлениям внешней политики.

2. Укрепление основных позиций и расширение сфер влияния СССР в мире.

Список литературы

1. Барсуков Н.А. XX съезд в ретроспективе Хрущева // Отечественная история. 1996. № 6.

2. Варшавское совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. - М: Госполитиздат, 1955.

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX - начала XXI в. 9 класс. - М.: «Просвещение», 2012.

4. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России. 9 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2012.

5. Лавренов С.Я., Попов И.М. «Вихрь» в Будапеште, год 1956 // Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М.: Астрель, 2003.

6. Платошкин Н.Н. Жаркое лето 1953 года в Германии. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2004.

1. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

2. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

3. Интернет портал «Studopedia.ru» ()

4. Интернет портал «Raal1100.narod.ru» ()

Домашнее задание

1. Какими были отношения СССР и стран Восточной Европы в 1953-1964 гг. и чем они характеризовались? К каким итогам привела внешняя политика Н.С. Хрущёва в этом направлении?

2. Какие положительные и отрицательные моменты в отношениях СССР и Китая во время правления Н.С. Хрущёва можно проследить?

3. Каким образом СССР поддерживал страны третьего мира? Почему эти отношения были так важны для Советского Союза?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия»

В поисках новой стратегии. Молотов Маленков, позднее Хрущёв Предлагал сделать перерыв в « холодной войне», но при этом сохранить жёсткое противостояния двух систем. Обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма, выступали за мирное сосуществование

Отношения с Западом. В 1953 году Советский Союз достиг компромисса в США, результатом которого стало перемирие в Корее. Корейская война 1950-1953 гг.

Отношения с Западом. В 1954 году были достигнуты соглашения о прекращении войны в Индокитае. По результатам переговоров, французские войска покинули Индокитай Война в Индокитае 1946 -1954 гг.

Отношения с Западом. В 1955 году страны-победительницы подписали государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел свои войска с её территории. В 1955 году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 году – с Японией.

Отношения с Западом. В марте 1954 года Маленков подчеркнул не только то, что нужно бороться за мир, но и заговорил о недопустимости возникновения мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия. Г.М. Маленков

мирном существовании и соревновании двух систем; возможности предотвращения войн в современную эпоху; многообразии форм перехода различных стран к социализму; XX съезд КПСС закрепил тезисы о:

В качестве 3 главных направлений обеспечения мира Хрущёв выделил: - создание системы коллективной безопасности в Европе, - затем в Азии, - а также разоружение. Основные направления, выделенные Хрущёвым

Взаимное недоверие лидеров стран Отсутствие средств контроля за ядерным оружием противника Договор имеет свою силу, если он подкреплён пушками. Если договор не подкреплён силой, то он не стоит ничего. Сложности отношений с Западом

Изменение военной доктрины В 1956 году Хрущёв заявил об изменении военной доктрины СССР: переход от массового применения войск к ракетно – ядерному противостоянию

1957г. – испытания первой межконтинентальной баллистической ракеты. Оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, создание ракетно – ядерного подводного флота В нач.60-х гг. – достижение временного приоритета над США

Из-за жёсткой позиции Н. Хрущёва провалом закончилась встреча с президентом США Дж. Кеннеди в Вене. Н.С. Хрущёв и Д. Кеннеди на встрече в Вене

… Бог свидетель, что я не изоляционист, но кажется чрезвычайной глупостью рисковать жизнью миллионов американцев из-за спора о правах доступа по автобану… или из-за того, что немцы хотят объединения Германии. Должны быть гораздо более крупные и важные причины, чем эти, если мне придется грозить России ядерной войной. Ставкой должна быть свобода всей Западной Европы, прежде чем я припру Хрущева к стенке и подвергну его окончательному испытанию Дж. Кеннеди после встречи вспоминал:

Берлинский кризис. В нач. 1960-х гг., когда в ГДР обострилась обста- новка и тысячи людей бежали в ФРГ, было принято решение о возведении в Берлине стены.

Наиболее опасным оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. Мир оказался на пороге ядерной войны. Громыко и Добрынин на приеме у Кеннеди уверяют его, что на Кубе нет наступательного оружия СССР Карибский кризис

Фидель Кастро и Н.С. Хрущев Советские ракеты на острове Свободы. Аэрофотосъемка ВВС США Вывод ракет СССР с Кубы, обязательство США уважения её суверенитета. Итоги: Вывод ракет СССР с Кубы, обязательство США уважения её суверенитета.

СССР и социалистические страны

Многообразия форм перехода стран к социализму – налаживание отношений с Югославией 1956г. – демонстрации в Польше 1956г. – введение советских войск в Венгрию Противостояние с Китаем ОВД 1955г. в составе СССР, Польша, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Албания, ГДР, Болгария НАТО (в 1955 вступила ФРГ) Советские танки на улицах Будапешта СССР и социалистический лагерь

1955г. – визиты Хрущева в Индию, Бирму, Афганистан 1957-1964гг. – переговоры с лидерами 30 развивающихся стран Предоставление им льготных кредитов и безвозмездной помощи, поставки техники Хрущев в Индии Хрущев в Афганистане СССР и страны Третьего мира


Основные даты и события; 1955 г. - создание Организации Вар­шавского Договора; 1956 г. - ввод советских войск в Венгрию; 1961 г. - Берлинский кризис; 1962 г. - Карибский кризис.

Исторические деятели: Н. С. Хрущев; В. М. Молотов;

А. А. Громыко.

Основные термины и понятия: мирное сосуществование; Берлин­ский кризис; Карибский кризис.

Работа с картой: показать Венгрию, Кубу, Берлин, Китай, стра­ны социализма, США, Египет.

План ответа: 1) политика мирного сосуществования; 2) отно­щения с Западом, проблемы разоружения, Берлинский и Ка­рибский кризисы; 3) СССР и страны социализма, образование Организации Варщавского Договора, венгерские события 1956 г., раскол в.мировом коммунистическом движении; 4) от­ношения СССР со странами «третьего мира,>; 5) итоги внеш­ней политики СССР в 1953-1964 годах.

Материал к ответу: После смерти Сталина серьезные измене­ния произошли и в области внешней политики. Стали ме­няться сами ее основы. Среди высших руководителей стра­ны выявились разные точки зрения на политику СССР. Берия считал, что следует взять курс на мирное сосущество­вание с Западом. Он поддерживал идею объединения Герма­нии при условии, что она станет нейтральным демократиче­ским государством; предлагал восстановить отношения с Югославией; считал неэффективным СЭВ и предлагал его реформировать. Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его со­юзников. Понимая, что в случае возникновения ядерной вой­ны погибнет вся мировая цивилизация, он также был сторон­ником политики мирного сосуществования. К этим же взглядам со временем пришел и Хрущев. В отличие от них, Молотов от­рицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно вы­годно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем. Все политики, однако, были едины в том, что от развития отношений с Западом зависит мирное будущее совет­ского народа.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти нового прези­дента США. 16 апреля 1953 г. Д. Эйзенхауэр обратился к со­ветскому руководству с призывом изменить атмосферу меж­дународных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов в этом на­правлении он предложил добиваться установления Ml{pa в Ко­рее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия. Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия

и Армения объявили, что не имеют территориальных пре­тензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о пре­кращении войны в Индокитае. Тогда же СССР, Чехословакия и Польша предложили созвать Общеевропейское совещание по коллективной безопасности в Европе. В 1955 г. страны-побе­дительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Гер­манией, а в 1956 г. - с Японией. Часть высших советских руко­водителей даже предлагала заключить с США договор о друж­бе и сотрудничестве. Однако это не нашло поддержки у Хрущева. Он считал, что гарантией мира является не ядерный паритет с США, а «полное прекращение производства и уничтоже­ние ядерного оружия».

После того как СССР во второй половине 50-х гг. удалось добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия (впервые территория США стала уязвимой для атаки), характер отношений с Западом заметно ужесто­чился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрес­сию западных стран против Египта, их вмешательство в вен­герские события. Этот же аргумент имел решающее значение в дни Берлинского кризиса 1961 г., когда была возведена сте­на, разделившая западные и восточный сектора германской столицы (американские танки, двинувшиеся в сторону совет­ских войск, в последний момент развернулись обратно). Са­мым опасным для судеб мира стал Карибский кризис 1962 г., когда, в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции, СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент благо­даря компромиссу с президентом США Д. Кеннеди. СССР со­гласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обя­зались не нападать на «остров Свободы» и вывезти свои ракеты с баз Турции. С преодолением Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток - Запад. В ее основе лежало наметившееся взаимное доверие между ли­дерами двух стран. Но после убийства Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

Скрепленный силой «социалистический лагерь» с самого начала был неоднороден. Тем не менее после смерти Сталина он не только сохранился, но и стал внешне еще более проч­ным - в мае 1955 г. была создана военная Органи; зация Вар­шавского Договора. Ее задача состояла не просто в обороне от

внешнего врага, но и в возможном подавлении внугренних «бес­порядков» в самих странах-участницах. Ситуация в странах со­циализма стала быстро меняться после провозглашенного на хх съезде КП СС отказа от сталинизма и объявленного мно­гообразия форм перехода различных стран к социализму. Эти выводы были всерьез восприняты сразу в нескольких странах, где начались процессы демократизации. Осенью 1956 г. про­изошла смена руководства в Польше, где еще летом начались массовые демонстрации и забастовки рабочих. Вслед за этим в Венгрии было подвергнуто резкой критике руководство пра­вящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венг­рии были введены советские войска, подавившие выступление населения против властей. События в Венгрии и Польше под­толкнули Хрущева не только к ужесточению политики в отно­шении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри СССР.

После хх съезда КПСС стал постепенно формироваться второй центр мирового коммунистического движения в лице Китая. К нему примыкали албанские и корейские руководи­тели, а также часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику Ста­лина и сталинизма, а также разрядку в отнощениях между СССР и США. Оценивая политику разрядки, Мао Цзэдун го­ворил, что «советский ревизионизм и американский империа­лизм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их». Открыто начали высказываться и территориаль­ные претензии к СССР. Попытки Хрущева добиться осуждения позиции китайского руководства коммунистическими и рабочи­ми партиями мира привели к открытому расколу мирового ком­мунистического движения. Это стало еще одним признаком наметившегося кризиса мировой системы социализма.

50-е - начало 60-х гг. прошли под знаком крушения коло­ниальных империй Англии и Франции. Освободившиеся стра­ны стремились про водить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не примыкая ни к НАТО, ни к Варшавскому Догово­ру. Однако им приходилось испытывать значительное давление с обеих сторон. для сохранения самостоятельности бьцю об­разовано Движение неприсоединения, объединившее страны «третьего мира». Советское руководство рассматривало освобо­дившиеся страны как своих союзников в «борьбе с империализ­мом». В первую очередь стали укрепляться связи со странами­лидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом, Югославией. Состоялись визиты в Москву премьера

Индии Д. Неру, президента Индонезии Сукарно, президента Египта Г. А. Насера, югославского лидера И. Б. Тито. СССР оказывал развивающимся странам огромную военную и эконо­мическую помощь. В Индии строился металлургический ком­бинат в Бхилаи. В Египте началось строительство крупнейшей в Африке Асуанской гэс. Осуществлялись широкомасштабные поставки советского оружия в страны Азии, Африки, Латин­ской Америки. При военно-политической поддержке СССР Египет национализировал Суэцкий канал, а Индонезия осво­бодила от голландцев остров Тимор. Советская экономическая помощь развивающимся странам была колоссальной. В Егип­те она составляла до 50%, а в Индии - 15% расходов на эко­номическое развитие. Тесное сотрудничество СССР и стран «третьего мира,> не могло не беспокоить США и их союзников. Они также приступили к борьбе за развивающиеся страны, поддерживая на Ближнем Востоке борьбу Израиля против Египта, а в Южной Азии - Пакистана против Индии.

Таким образом, важным итогом развития внешней поли­тики страны в эти годы стало изменение самих ее основ. Вместо прежнего курса на жесткое противостояние, «балан­сирование на грани войны"> С Западом теперь в основу внешней политики был положен принцип мирного сосуще­ствования государств с различным общественным строем. ЭТО позволило начать процесс разрядки в отношениях меж­ду Востоком и Западом. Начался кризис МИРОJ30Й социалис­тической системы. В эти же годы не раз возникала опас­ность прямого военного столкновения СССР и США. Опыт Берлинского, Карибского, Ближневосточного кризисов убе­дительно показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон.

137. Политическое развитие СССР в середине 1960-х ­середине 1980-х годов

Основные даты и события: 1964-1982 гг. - Л. И. Брежнев во гла­ве КПСС и СССР; 1977 г. - принятие новой Конституции СССР.

Исторические деятели: Л. И. Брежнев;. Ю. В. Андропов;

Д. Ф. Устинов.

Основные термины и понятия: движение диссидентов; развитой социализм; обострение идеологической борьбы.

План ответа: 1) причины отстранения от власти Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнев; 2) усиление позиций партийно-государствен­ной номенклатуры; 3) усиление роли армии и органов госу­дарственной безопасности; 4) Конституция СССР 1977 г.; 5) политическое развитие СССР в 1983-1984 годах.

Материал к ответу: После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л. И. Брежнев, работавший раньше председателем Президиума Верховного Совета СССР, а затем вторым секре­тарем цк 18-летнее правление Брежнева стало «золотым ве­ком,) для партийно-государственной номенклатуры, превра­тившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Партийный аппарат устал от многочисленных реоргаffизаций и потому с радостью поддержал главный лозунг Брежнева ­«обеспечить стабильность кадров». На деле это означало не только консервацию политических структур, но и пожизнен­ность занятия номенклатурных постов. Пышным цветом рас­цвела коррупция среди государственных чиновников. Вскоре «стабильность» кадров привела к тому, что средний возраст выс­ших руководителей страны перешагнул 70-летний рубеж. Нача­лось их физическое «вымирание,) - В период между ХХУI и ХХУII съездами КПСС (то есть за пять лет) умерли три Ге­неральных секретаря ЦК (а всего 9 членов и кандидатов в чле­ны Политбюро ЦК из 22).

Наметилась и молчаливая «реабилитация,) Сталина. Офи­циально никто не отменял решений ХХ и ХХII съездов КПСС, но упоминания о них теперь никогда не связывались с осуждением Сталина и сталинизма.

Новый статус партийного аппарата нужно было закрепить официально. На очередном, ХХIII съезде КПСС (1966) были отменены изменения в уставе, внесенные Хрущевым для ос­лабления позиций партийного аппарата. Главным среди них было ограничение срока пребывания на партийной должности. На XXIV съезде (1971) было принято решение о расширении круга учреждений и организаций, где партийные комитеты обладали правом контроля за деятельностью администрации. Парткомы министерств и ведомств получали право вмешивать­ся в вопросы государственного управления. Расширены бьши привилегии номенклатуры, позволявшие даже при средней зарплате иметь первоклассное жилье, медицинское обслужи­вание, дачи. В условиях постоянной нехватки продовольствия и товаров легкой промьшшенности особое значение имело право ответственных работников на спецснабжение. Резко воз­росла численность партийно-государственного аппарата. Если

в 1965т. при возрождении отраслевых министерств их число составило 29, то к середине 80-х гг. - уже 160. В системе уп­равления было задействовано 18 млн. человек - каждый седь­мой работник страны.

С середины 60-х гг. государственное руководство поставило задачу достичь военно-стратегического паритета (равенства) с США. Началось не только расширенное производство ядер­ного и ракетного оружия, обычных видов вооружений, но и разработка новейших систем оружия. В этих условиях еще более возросли роль и влияние армейского командования и ру­ководства военным производством. Апогеем этого курса стало назначение в 1976 г. министром обороны Д. Ф. Устинова, воз­главлявшего на протяжении всех послевоенных лет вначале различные отрасли военного производства, а с начала 60-х гг. ­всю оборонную промышленность страны. Впервые в истории страны военное командование превратилось из простого испол­нителя решений политического руководства в участника разра­ботки и принятия самих этих решений. Резулылаты появились довольно скоро. СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США (и имел к середине 80-х гг. 64 тыс. танков, в то время как страны НАТО - 22 тыс.), атом­ных подводных лодок - в 3 раза, бомбардировщиков стратеги­ческого назначения - в 2 раза, орудий и минометов - в 7 раз больше. Советским автоматом Калашникова оказались воору­жены армии 130 стран мира. Доля военных расходов в ВНП СССР в отдельные годы достигала 30%. Заметно выросла и роль КГБ не только в обеспечении контроля над обществом, но и в принятии важнейших политических решений. Не слу­чайно преемником Брежнева на посту лидера партии и государ­ства стал бывший председатель КГБ Ю. В. Андропов.

Брежнев и его окружение прекрасно понимали, что ни о ка­ком «построении коммунизма к 1980 г.» не может быть и речи. Поэтому вначале перестали называть обещанную Хрущевым дату, а затем заговорили о коммунизме как длительной пер­спективе. Новая концепция пришла на смену программе «по­строения коммунизма» уже в 1967 г., когда Брежнев объявил о наличии в стране «развитого социалистического общества». Этот вывод имел под собой реальный факт завершения строи­тельства экономических основ индустриального общества в СССР. Однако авторы новой концепции говорили об одно­родности построенного в стране общества, окончательном ре­шении национального вопроса", отсутствии реальных противо­речий. Это должно было означать, что внутренних источников конфликтов и потрясений в обществе больще быть не может.

Закрепление этой теоретической конструкции произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР. В ее преамбуле говорилось о том, что в стране построено развитое социалистическое общество, да­вались основные его черты в экономике, политике, духовной жизни. Впервые отмечалось, что социальную базу общества составляют не только рабочий класс и крестьянство, но и ин­теллигенция. Был сделан вывод о советском народе как но­вой общности людей. Статья 6 официально закрепляла руко­водящее положение КП СС в жизни общества. Были подчеркнугы и доминирующие позиции центра в отношени­ях с республиками. В числе социальных и экономических прав советских граждан конституция обозначила и ряд новых: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, от­дых, пенсионное обеспечение, жилище. В отличие от ситуа­ции 1936 г., сразу после принятия конституции, Верховный Совет принял и соответствующие законы, обеспечивавшие реализацию этих положений. Были значительно расширены пра­ва общеСТВGННЫХ организаций: профсоюзы и комсомол получи­ли право предлагать законопроекты на обсуждение Верховно­го Совета, выдвигать кандидатов в высшие и местные органы власти. Конституция 1977 г. носила демократический харак­тер. Он усиливался и тем, что впервые в Основной закон стра­ны были включены важнейшие международные обязательства СССР - основные положения Хельсинкского акта о принци­пах межгосударственных отношений. Однако разрыв между словом и делом, сохранение жесткого партийного диктата во всех сферах жизни общества неизбежно вели к тому; что мно­гие права, записанные в конституции, в итоге так и остались

лишь на бумаге.. .

Главным итогом политического развития СССР в эти го­ды стала консервация политического режима и усиление гос­подства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

В октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП(б), на котором она была переименована в КПСС. Отчетный доклад делал Маленков, с докладом об изменениях в Уставе выступал Хрущев. После съезда Сталин предложил избрать узкое бюро Президиума, в состав которого не вошли ни Молотов, ни Микоян. Затем внутри Бюро создана неуставная пятерка - Сталин, Маленков, Берия, Булганин, Хрущев. Готовился новый тур репрессий. Опалу чувствовали Молотов, Ворошилов и даже Берия. Однако в январе 1953 г. здоровье Сталина ухудшилось, 5 марта 1953 г. он умер.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности - таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти Сталина, ужесточилась административно-командная система в эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть Сталина облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

Куда могла пойти страна после смерти Сталина? Возможным было либо временное продолжение сталинщины, что создавало серьезную угрозу жизни и благополучию миллионов людей и целых народов, либо некоторое смягчение ее при сохранении общеполитического курса, либо поворот к десталинизации. Десталинизация не означала ликвидации тоталитарного режима. Речь могла идти лишь о начальном очищении от наследия сталинщины: освобождении репрессированных, повороте к решению наиболее острых аграрных проблем, ослаблении догматического пресса в культуре. Первый вариант был связан с перспективой прихода к власти Берии, в осуществлении второго приняли бы участие, вероятно, Молотов и Булганин, на практике же начал реализовываться третий вариант. И с ним связал себя Н.С. Хрущев.

Наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия и Хрущев. Каждый из претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Берия - через контроль над органами и войсками госбезопасности. Маленков - заявляя о стремлении проводить популярную политику повышения благосостояния народа, «заботиться о максимальном удовлетворении его материальных потребностей», призывая в 2-3 года добиться создания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности. На закрытом совещании в Кремле Председателем Совмина был избран Маленков, МГБ и МВД были объединены под началом Берии. Хрущев, который проявил в эти дни необычайную активност, взял под контроль партийные кадры. Главное в настроениях правящей верхушки было то, что она желала сохранения режима, но без репрессий по отношению к аппарату. Поскольку Хрущев имел хорошие связи с высшим военным командованием, он вместе с Жуковым подготовил акцию против Берии, который в июле 1953 г. был арестован, а в декабре того же года по приговору суда расстрелян. В сентябре 1953 г. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС. Начался процесс десталинизации.



Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей», пересмотрено «ленинградское дело». Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек.

Во второй половине 50-х гг. продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. В конце 50-х гг. были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев были сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран.

Однако проводимая политика была непоследовательна. Реабилитация не коснулась многих крупных советских и государственных деятелей 30-х гг., в частности Рыкова, Бухарина - руководителей оппозиции Сталину. Было отказано в возвращении на прежние места жительства депортированным немцам Поволжья. Реабилитация не коснулась репрессированных в 30-е гг. советских корейцев и выселенного в годы Отечественной войны из Крыма татарского населения.

Проводимая Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Маленковым, Молотовым и Кагановичем, попыталась сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Они обвиняли Хрущева в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме. Однако открытое сопротивление политике реформ завершилось провалом. Значительная часть партийных и советских лидеров в этот момент поддерживала Хрущев. Июньский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС признал группу Маленкова, Молотова и Кагановича виновной в выступлении против политического курса партии. Участники группы были исключены из состава высших партийных органов и смещены с занимаемых ими постов.

Во внешней политике руководство страны проявляло стремление к динамизму. Были урегулированы отношения СССР с Китаем, достигнута договоренность об оказании ему помощи и возвращении Порт-Артура. Нормализовались отношения с Югославией.

Важной мерой стало укрепление отношений в социалистическом лагере. В1955 г. создана Организация Варшавского Договора (ОВД) для совместной оборонной политики, в которую вошли все европейские социалистические страны, кроме Югославии.

Оставалось много проблем в отношениях с Западом. Остро стояли германский вопрос и задача коллективной безопасности в Европе. В октябре 1954 г. Западная Германия была включена в военную организацию НАТО. В мае 1955 г., заручившись обещанием Австрии соблюдать строгий нейтралитет, СССР вывел из этой страны свои войска. В сентябре 1955 г. установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. «Оттепель» сняла напряженность «холодной войны», но все чаще стали появляться конфликтные ситуации во взаимоотношениях с социалистическими государствами, т.к. Советский Союз зачастую проводил в отношении этих стран политику диктата и открытого военного вмешательства. Так, например, советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии в 1956 г. В конце 50-х г.г. вновь осложнились отношения с Китаем, руководство которого, недовольное критикой культа Сталина, стало свертывать партийные и государственные связи с СССР. На этой же почве обострились отношения с Албанией. Несмотря на это, мирное сосуществование и борьбу за мир Хрущев и КПСС считали главной задачей. За несколько лет численность Вооруженных Сил была сокращена на 1 млн. 200 тыс. человек. Первостепенное значение имела встреча Хрущева с президентом США Эйзенхауэром (осень 1959 г.). В 1960 г. Хрущев вновь прибыл в США на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. Советский Союз предложил в кратчайшие сроки завершить процесс деколонизации, внес предложение о всеобщем и полном разоружении.

Берлинский вопрос. После урегулирования отношений между СССР и ФРГ неразрешенным остался берлинский вопрос. В 1958 г. СССР предложил объявить Западный Берлин (разделенный на английскую, американскую и французскую зоны оккупации) вольным городом. Предложение не приняли. В 1961 г. власти ГДР, по согласованию с СССР, возвели стену, отделяющую Восточный Берлин от Западного, и установили контрольно-пропускные пункты. Вскоре у Бранденбургских ворот сконцентрировались американские танки. Им навстречу были выведены советские. Противостояние продолжалось более суток. Танки, наконец, были разведены, однако статус Берлина остался не узаконенным.

Карибский кризис. Американское и советское противостояние в значительно более серьезной форме повторилось в 1962 г. После победы кубинской революции (1959 г.) СССР разместил на острове ракеты среднего радиуса действия. Соединенные Штаты заявили протест, расценив их, как наступательное оружие. СССР перед лицом мирового сообщества отрицал наличие советских ракет на Кубе, но фотовыставка в ООН доказала обратное. В октябре военные корабли США установили карантин вокруг Кубы и привели вооруженные силы в боевую готовность. Мир оказался перед реальной угрозой ядерной войны. Но лидеры СССР и США проявили здравый смысл. Советское правительство признало, наконец, наличие ракет и их наступательный характер. 27-28.10.1962 г. состоялся обмен посланиями между Хрущевым и Кеннеди. СССР согласился демонтировать ракеты и вывезти их с Кубы, а США гарантировали безопасность Кубы и обязались вывезти ракеты из Турции.

Общее стремление избежать тотальной войны проявилось в подписании первого соглашения по контролю над вооружениями. Договор, подписанный великими державами 15.08.1963 г., запрещал ядерные испытания в трех сферах - в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Советский Союз в 1964-1985 гг.

На октябрьском Пленуме ЦК в 1964 г. генеральным секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев. Председателем Совета министров А.Н.Косыгиным, были предложены меры по экономическим преобразованиям, в основе которых лежали новые методы планирования и новые принципы экономического стимулирования.

Хозяйственная реформа разрабатывалась группой экономистов под руководством Либермана. Дать толчок дальнейшему развитию производства, должна была интенсификация и введение на предприятиях элементов хозрасчета. Было прекращено давление на предприятия сверху, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, создавались фонды материального стимулирования, выдавались кредиты для финансирования промышленного строительства, не допускалось изменение планов без согласования с предприятием.

На первом этапе были достигнуты значительные результаты. Восьмая пятилетка стала самой успешной за послевоенные годы. Объем производства вырос в 1,5 раза, построено 1900 крупных предприятий.

В 1972 г. основные средства от легкой промышленности стали направлять на развитие оборонного комплекса. Делались попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд), закупалось импортное оборудование.

Для успешного продолжения реформ, требовались новые подходы. Однако большинство лидеров экономики не могли отказаться от привычных методов управления, что привело к свертыванию преобразований.

Система отторгала все инициативы «снизу» оживить экономику. Многие хозяйственники заботились не об умножении национального достояния, а о том, чтобы в изделие вложить максимум труда и материалов и подороже продать его государству.

Существующий механизм хозяйствования, противодействовал внедрению достижений науки и техники в производство.

Срок освоения новой продукции растягивался на десятилетия. Нарастали дефицит государственного бюджета, внешний финансовый долг. Сказывалась непоследовательность в проведении реформирования.

В 70-е годы приток «нефтедолларов» сглаживал провалы в экономическом развитии. Это позволило оставить в неприкосновенности систему директивного управления.

В дальнейшем, падение спроса на природное топливо привело к падению цен на нефть и газ, что ударило по советской экономике. Темпы роста упали в 3 раза, к началу 80-х гг. экономика страны находилась в критическом состоянии.

Руководство страны предпринимало усилия по стабилизации положения в сельском хозяйстве. Перераспределялся национальный доход в пользу села, списывались долги, повышались закупочные цены, проводилась комплексная механизация, химизация и мелиорация земель.

В 70-е гг. была сделана ставка на агропромышленную интеграцию - кооперирование колхозов и совхозов в АгроПромОбъединения с обслуживанием их отраслями промышленности. Для этой цели в 1985 г. создали ГосАгроПром. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство оставалось слабейшей отраслью экономики. Потери продукции составляли до 40 %. Экономический кризис села усугублялся несправедливым обменом между городом и деревней. Жесткое бюрократическое управление гасило инициативу крестьян.

Процесс изменения уровня жизни народа в этот период протекал противоречиво. С одной стороны, существенные успехи были достигнуты в решении жилищной проблемы. К началу 80-х гг. 80 % семей имели отдельные квартиры, с другой, - резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Значительно урезаны расходы на здравоохранение. Была выпущена огромная денежная масса, не подтвержденная качественными товарами. В результате сложился дефицит на товары.

Однако, несмотря на большие издержки, в стране было достигнуто относительное благополучие по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это создало видимость социальной стабильности.

Советское руководство в области международных отношений и внешней политики последовательно придерживалось решения трех важнейших задач.

1. Устранение угрозы распада социалистического лагеря и его тесное сплочение в политическом, экономическом и военном отношении.

Сущность «доктрины Брежнева» (так ее назвали на Западе) об ограниченном суверенитете заключалась в том, что в случае возникновения опасности для социализма со стороны империалистических сил все социалистическое содружество должно выступить единым фронтом и оказать слабому социалистическому звену (т. е. конкретной стране) братскую помощь, в том числе и военную. Эта доктрина была использована в период кризиса в Чехословакии, когда войска Организации Варшавского договора (ОВД) в августе 1968 г. вошли на ее территорию, подавили антисоциалистические выступления и приостановили демократические преобразования.

В конце 1960-х гг. отношения с Китаем стали напряженными, что привело к пограничным конфликтам. Наиболее серьезное военное столкновение произошло в марте 1969 г. на острове Даманский на Дальнем Востоке, где наши потери составили более 150 человек. Все это заставило СССР держать крупные вооруженные формирования около советско-китайской границы.

2. Поддержка коммунистических, национально-освободительных и просоветских движений и режимов. Брежневское руководство пыталось продолжить линию на объединение международного коммунистического движения. В Москве прошли совещания коммунистических и рабочих партий (1965 г., 1969 г.), цель которых заключалась в выработке единой стратегии классовой борьбы против мира капитала.

СССР стремился расширить свое геополитическое влияние за счет стран «третьего мира». Оказывалась политическая поддержка, военная и экономическая помощь странам Азии и Африки (Ливии, Сирии, Ираку, Эфиопии, Анголе, Мозамбику, Южному Йемену и др.).

Как и международное коммунистическое движение, эти действия окажутся впоследствии иллюзией.

3. Нормализация отношений между Востоком и Западом, получившая название «разрядка международной напряженности».

В значительной степени это базировалось на военном паритете СССР – США, ОВД – НАТО и осознании мировыми политиками невозможности победы в атомной войне.

В начале 1970-х гг. советское руководство выдвинуло программу мира.

Основными дипломатическими компонентами «разрядки» были:

– подписанные в 1970 г. договоры между СССР и ФРГ о нормализации отношений;

– заключение в 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, согласно которому подтверждалась необоснованность территориальных и политических претензий ФРГ на Западный Берлин;

– улучшение взаимоотношений между СССР и США. В 1968 г. был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились большинство государств. СССР и США заключили договор об ограничении систем противоракетной обороны (в 1972 г.), а также два соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 в 1972 г. и ОСВ-2 в 1979 г.);

– успешное проведение в 1972–1975 гг. многоэтапного Европейского совещания по безопасности и сотрудничеству, завершившегося 1 августа 1975 г. подписанием в столице Финляндии Хельсинки Заключительного акта руководителями 33 государств Европы, а также США и Канады. В нем были зафиксированы принципы равноправия, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, приоритета прав человека, свободы информации и передвижения.

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. разрядка сменилась новым обострением международных отношений и конфронтацией. Это объяснялось сохранением противоборства между Востоком и Западом и гонкой вооружений, вводом в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан, размещением в Европе нового поколения советских и американских ракет среднего радиуса действия, выдвижением США стратегической оборонной инициативы (СОИ, или программы «звездных войн»). Повлиял на это и инцидент, который произошел в районе Сахалина, где в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 г. был сбит южнокорейский пассажирский самолет, нарушивший воздушное пространство СССР. Президент США Р. Рейган объявил нашу страну «империей зла», и противостояние резко усилилось. Таковы были реалии продолжавшейся «холодной войны».

Внешняя политика представляла собой сочетание продолжающейся холодной войны с попытками найти компромисс и обеспечить мирное сосуществование. Советское руководство понимало, что другого пути, когда обе стороны обладают ядерным оружием, - нет.

В то же время на международные отношения оказывало крайне негативное влияние продолжающееся идеологическое противостояние.

Ядерное оружие диктовало свои условия во внешней политике. Учитывая изменение в международной обстановке после Второй М.в. и реальную угрозу от ядерного оружия, Председатель Совета министров СССР Маленков, а позже Хрущёв считали, что в ядерный век ирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. Вся внешняя политика после смерти Сталина претерпела изменения.

Смерть Сталина совпала с приходом к власти в США Президента Эйзенхауэра. Президент США обратился к Хрущёву с предложением изменить систему международных отношений и перейти от недоверия к сотрудничеству. Советское руководство откликнулось на эти предложения.

Хрущёв берёт курс на либерализацию во внешней политике. Он выступил с целым рядом миролюбивых инициатив:

1953 – соглашение о прекращении огня в Корее. СССР отказался от территориальных претензий к Турции

1954-55 – нормализация отношений с Югославией

1955 - подписание мирного договора с Австрией

1955 – внесение советской делегацией проекта договора о коллективной безопасности в Европе на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции

Май 1955 – организация Варшавского договора

1955 – одностороннее сокращение Советской армии с 5,8 млн. чел. до 2,5 млн. чел до 1960

1956 – подавление народного восстания в Венгрии

Февраль 1956 – 20-й съезд КПСС. Закрепление тезисов о мирном сосуществовании как форме классовой борьбы и возможности предотвращения войны в современную эпоху

1959 – встреча Хрущёва с президентом США Эйзенхауэром

1960 – выступление Хрущёва на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения

1960 – объявление СССР моратория на ядерные испытания

С 1960 – ухудшение отношений с Китаем и Албанией

1961 – Берлинский вопрос: обострение отношений и возведение разделительной Берлинской стены

1962 – Карибский кризис, ядерное противостояние США и СССР

1963 – заключение Договора между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космосе и под водой.

Идея неизбежности глобального военного столкновения двух систем ушла в прошлое. Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряжённости стали одной из центральных концепций во внешней политики.

Противоречия во внешней политике:

Современная эпоха определялась как время перехода к социалистической революции

Ставилась задача по оказанию военно-технической поддержки странам Третьего мира, которые становились ареной борьбы двух держав

Карибский кризис 1962 года

СССР во 2-й пол. 50-х гг. добивается превосходства в ядерном оружии. США становится уязвимой для советских ядерных ракет и СССР ужесточают свою внешнюю политику с Западом. Меняется характер отношений.

Ядерные ракеты СССР – это был сдерживающий фактор по отношению к агрессии Европы в сторону Египта (1956), берлинского кризиса (1961) и вмешательства в венгерские события.

Самым опасным был Карибский кризис. США разместило ядерные ракеты в Турции, а в ответ на это СССР размещает свои ракеты на Кубе. Мир оказался на пороге ядерной войны. Этот вопрос разрешился компромиссом. ССР вывозят ракеты с Кубы, а США – из Турции и не нападают на Кубу.

Т.О. опасность прямого столкновения СССР и США привела к тому, что началось противостояние двух держав в самых разных регионах планеты, в т.ч. и в странах Третьего мира.

Опыт берлинского, карибского, ближневосточных кризисов показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон

Т.О., важный итог развития отношений между двумя системами в эти годы стало начало перехода от жёсткого противостояния к мирному сосуществованию.

Из-за просчётов появился кризис в социалистическом лагере (Китай, Польша, Венгрия). Беспорядки в Венгрии и Польше подтолкнули Хр. к ужесточению своей политики в отношении социалистических стран и ограничению критики сталинизма внутри СССР.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме В 32. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг. (достижения и просчёты):

  1. В 26. Международное положение и внешняя политика СССР в послевоенные годы (1945-1953)
  2. 43. Внешняя политика СССР в послевоенный период (1945-1953 г.). Начало холодной войны.
  3. В 37. Международное положение, достижения и просчёты внешнеполитической деятельности СССР (2-я половина 60-х – первая половина 80-х гг.)