Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства  /  Художник гюстав курбе (courbet) - вернисаж: мир красок классический - искусству быть - каталог статей - линии жизни. Гюстав Курбе – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge Гюстав курбе произведения

Художник гюстав курбе (courbet) - вернисаж: мир красок классический - искусству быть - каталог статей - линии жизни. Гюстав Курбе – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge Гюстав курбе произведения

Jean Desire Gustave Courbet

Французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане.

Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи (см. также). Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collage Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида.

В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.

Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.

Представитель и теоретик реализма. Посещал ателье К. Штёбена в Париже, но как художник формировался в основном самостоятельно. Демократическую направленность творчества Курбе во многом определили революционные события 1848, свидетелем которых он был.

Испытал влияние Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов и др.), Курбе полемический противопоставил ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа, утверждающее материальную значимость мира, создал монументальные, проникнутые реалистическим пафосом произведения (“Послеобеденный отдых в Орнане”, 1849, Музей изящных искусств, Лилль; “Похороны в Орнане”, 1849-50, Лувр; “Деревенские барышни”, 1851, Метрополитен-музей). Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека (“Дробильщики камня”, 1849, не сохранилась), создавал социально-критические произведения (“Возвращение кюре с приходской конференции”, не сохранилась, эскиз, 1862, Публичное художественное собрание, Базель).

Художник осуществлял на практике выдвигавшийся современной художественной критикой (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри) принцип общественной значимости искусства (“Встреча” (“Здравствуйте, господин Курбе!”), 1854, Музей Фабра, Монпелье, и “Ателье”, 1855, Лувр, – аллегорические композиции, в которых Курбе представил себя в окружении персонажей своих картин и друзей).

В некоторых произведениях Курбе проявились черты салонного искусства (“Источник”, 1868, Лувр). Живописная манера Курбе отличается предметной осязаемостью, чёткой фактурой мазка, сдержанным, порой суровым колоритом, основанным на мягких градациях тонов. Пейзажи Курбе проникнуты ощущением строгого величия и материальности природы (“Море у берегов Нормандии”, 1867, ГМИИ). Активный участник Парижской Коммуны 1871, обвинённый в низвержении Вандомской колонны и преследуемый реакционным правительством, Курбе в 1873 эмигрировал в Швейцарию.

К артины

П ро­ис­хож­де­ние мира

Существует версия, что картина была заказана Халил-Беем, турецким дипломатом, бывшим послом Оттоманской империи в Афинах и Санкт-Петербурге, который жил в то время в Париже.

Сент-Бев познакомил его с Курбе, и Халил-Бей заказал картину для пополнения своего собрания эротической живописи, которая уже включала «Турецкую баню» и «Спящих», для которой, как полагают, Хиффернан была одной из натурщиц. После банкротства он продает свою коллекцию. С этого начинается полная приключений одиссея полотна.

В 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмонд де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.

После смерти Лакана в 1981 министр финансов Франции согласился передать картину музею Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке.

«Происхождение мира» указывает на двойную природу женского полового органа: с одной стороны, объект сексуального желания и место входа при совокуплении, с другой стороны, место выхода при рождении, откуда ребёнок впервые видит мир, в который он попадает. Женские гениталии осмысляются как место зарождения людей, делающее возможным познание мира. В переносном смысле картина символизирует Происхождение существа, облика и восприятия человеческого мира.

Во время написания картины любимой натурщицей Курбе была Джоанна Хиффернан (Джо). Её возлюбленным в то время был Джеймс Уистлер, американский живописец и ученик Курбе.

Курбе написал в 1866 году ещё одно полотно - «Прекрасная ирландка (Портрет Джо)», на котором изображена Джоанна Хиффернан. В течение своей жизни Курбе написал четыре портрета Джо.

Картина более 120 лет не выставлялась напоказ широкой публике.

Картина и сегодня, несмотря на изменение моральных стандартов с 1866 года, остаётся провокационной. В музее Орсе к картине приставлен охранник, чтобы наблюдать за реакцией публики.

С пящие

Эротическая картина французского художника-реалиста Гюстава Курбе, написанная в 1866 году. Также известна по названиям «Две подруги» и «Лень и похоть». В настоящее время хранится в парижском Малом дворце.

На картине изображены две спящие обнажённые женщины, по-видимому, лесбиянки. Они лежат в постели, в обнимку друг с другом. Слева от зрителя - женщина с каштановыми волосами, лежащая на спине. Её обе ноги показаны в профиль, правой она обнимает вторую женщину - блондинку, а левая направлена в сторону её влагалища. Лицо спящей блондинки обращено к брюнетке. На своём бедре она левой рукой поддерживает ногу темноволосой девушки.

Полотно было написано под впечатлением от стихотворения Шарля Бодлера «Проклятые женщины (Ипполита и Дельфина)» на лесбийскую тематику, из сборника «Цветы зла» (1857). Картина «Спящие» была истолкована как хороший пример реализма в живописи. Отмечалось, что обнажённые тела написаны без приукрашивания, с сохранением недостатков. По мнению некоторых критиков, это полотно безупречно раскрывает эротический стиль.

Картина «Спящие» была написана по заказу турецкого дипломата и коллекционера конца эпохи Османской империи - Халила Паши, который с 1860 года жил в Париже. Картину не разрешалось выставлять напоказ вплоть до 1988 года. Такому же запрету подвергался и ряд других произведений Гюстава Курбе - например, полотно «Происхождение мира», на котором крупным планом изображена женская вульва. Владельцем этой картины первоначально тоже был Халил Паша. Когда в 1872 году «Спящие» были выставлены в картинной галерее, они стали предметом полицейского отчёта. Одной из натурщиц этой картины была Джоанна Хиффернан, которая в то время служила моделью Джеймсу Уистлеру. Также она была возлюбленной Уистлера, но после «Спящих» их отношениям пришёл конец, а мнение Уистлера о Курбе испортилось.

Энциклопедия истории и культуры геев и лесбиянок описывает «Спящих» как знаменитое произведение в живописи. Эта картина оказала большое влияние на искусство XIX века: после публичной демонстрации «Спящих» некоторые художники того времени вдохновились изображением лесбийской пары. Повторение этой темы помогло снизить количество табу, связанных с лесбийскими отношениями.

Сегодня картина входит в коллекцию парижского Малого дворца.

М астерская художника

Картина Гюстава Курбе 1855 года. Полное название – «Мастерская художника. Истинная аллегория семи лет моей творческой и нравственной жизни». Начатая в конце 1854 года, картина была закончена в течение шести недель.

Это гигантское полотно Курбе сделал центральным экспонатом своего “Павильона реализма”, устроенного им в противовес официальной экспозиции французской живописи на Всемирной выставке 1855 года. Второе название этой картины: “Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей творческой жизни”. Таким образом, ее можно отчасти считать саморекламой художника.

В центре композиции мы видим самого художника, пишущего пейзаж. За его работой наблюдают обнаженная натурщица и маленький мальчик. О фигурах, стоящих справа, Курбе сообщал в письме к Шамфлери: “Это люди, разделяющие мои идеи; они достойны жизни”. Среди них – Шамфлери, Брюйа, Прудон и Бодлер. Фигуры слева “достойны смерти; это страдание, нищета, роскошь, эксплуатируемые и эксплуататоры”. Несмотря на подробные автообъяснения, загадок у этого произведения хватает. Курбе что-то недоговаривал, делая это сознательно. “Да будет счастлив тот, – воскликнул он в том же письме, – кто сумеет разгадать эту загадку!”

Воссоздаем работу Курбе

Изображенные на картине фигуры расположены на обширном затемненном пространстве так, что невозможно не только установить их взаимоотношения, но даже понять, подозревают ли они о существовании друг друга. Мотивировка этого дана во втором названии произведения – не “реальная сцена”, а “аллегория реальности”. Все персонажи здесь появляются лишь для того, чтобы каким-то образом описать и разъяснить творчество художника. Они представлены в виде “живого табло” – популярной в то время игры. В нее играли так – участники надевали театральные костюмы и замирали в выбранных ими позах, изображая “живую картину”, значение которой должны были угадать зрители.

Оживляя эту статичную композицию, Курбе искусно манипулирует светом и тенью. Поскольку атмосфера картины достаточно мрачна и печальна, художник заставляет основной свет падать сквозь отверстие сзади, а дополнительный источник света устанавливает справа. Разрозненные портреты Курбе объединяет в группы, ритмично чередуя свет и тень и размещая головы стоящих вдоль одной линии.

Ж енщина с попугаем

(фр. La Femme au perroquet, англ. Woman with a Parrot) - картина, написанная в 1866 году французским художником Гюставом Курбе (Gustave Courbet, 1819-1877). Принадлежит музею Метрополитен в Нью-Йорке.

Воодушевлённый успехом картины Александра Кабанеля «Рождение Венеры», представленной на Парижском салоне 1863 года, Курбе хотел повторить его со своей картиной, изображающей обнажённое женское тело. Ему не удалось это в 1864 году, когда его картина «Венера и Психея» была отвергнута жюри. Через два года Курбе представил новую картину «Женщина с попугаем», которая прошла через строгий отбор жюри и была выставлена на Парижском салоне 1866 года.

Весной 1870 года художник продал картину за 15 000 франков Жюлю Борде (Jules Bordet). В апреле 1898 года картина была куплена за 20 000 франков известным маршаном Полем Дюран-Рюэлем (Paul Durand-Ruel), который сразу же перепродал её за 15 000 долларов нью-йоркскому предпринимателю и коллекционеру Генри Осборну Хэвемайеру (Henry Osborne Havemeyer) и его жене Луизине Хэвемайер (Louisine Havemeyer). После смерти Хэвемайера в 1907 году картина оставалась у его жены, а после её смерти в 1929 году, согласно завещанию, она была передана в коллекцию музея Метрополитен.

П охороны в Орнане

Un enterrement ? Ornans

Крупноформатная картина, написанная в 1849-1850 годах.

На полотне Курбе расположил около пятидесяти фигур в натуральную величину. Сюжет, взятый из повседневной жизни, превращается в эпопею, посвященную нравам, обычаям, характерам французской провинции. Здесь можно видеть мэра, нотариуса, кюре, весь церковный притч, соседей, друзей, родственников автора.

Картина была представлена на Парижском салоне 1851 года и вызвала очень бурную реакцию зрителей и критиков. Главным образом, большинство высказывавшихся считали, что обычные сельские похороны недостойны такого масштабного полотна. Многие издевались над картиной.

Когда Курбе стал компоновать на холсте свое произведение, у него сложился монументальный замысел. «В настоящий момент, – пишет он, – я компоную мою картину на холсте. Я не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать, так же как и викария. У меня с ним было два совершенно смехотворных разговора на моральные и философские темы. Я должен был несколько дней отдохнуть после картины, которую я только что сделал: больше не выносила голова. Все орнанцы считают честью фигурировать в “Похоронах”».
И действительно, многие жаждали попасть в картину. «Я думал обойтись без двух певчих, - вспоминал Курбе, - но это не прошло… Они жаловались, говоря, что никогда не сделали мне ничего дурного, пришлось писать и певчих».

Реализм Курбе выразился ещё и в том, что он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души, как это делалось раньше.
При этом личность покойного здесь остаётся анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти. Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, под названием Пляска смерти.На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но «Похороны в Орнане» отвергнуты.

С пящая обнаженная

Nude Reclining Woman

1865 год

Источники – Википедия, enc-dic.com, people.su, fun-space.ru, impressionnisme.narod.ru.

Гюстав Курбе (Jean Desire Gustave Courbet)- жизнь, творчество, картины, факты. обновлено: Ноябрь 27, 2017 автором: сайт

Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Jean Désiré Gustave Courbet; 10 июня 1819, Орнан - 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пельз, Во, Швейцария) - французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане. Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи (см. также). Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида .

В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес , у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.
Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались преподавателем. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой»,
была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдах. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье .

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм , и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа , Домье и Теодора Руссо , так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции. В результате в 1848 году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Гюстав Курбе, французский художник XIX века, стал знаменитым благодаря излишне реалистичному изображению обнаженной натуры. Его полотна смущали зрителей откровенностью. Писатель (сын), однажды увидев картину «Спящие», обозван Курбе «утробой, притворяющейся человеком и художником». По сей день работа «Происхождение мира» считается одной из самых скандальных и обсуждаемых.

Детство и юность

Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года во французском городе Орнан, неподалеку от швейцарской границы, в семье владельца виноградников Режиса Курбе. С юных лет Гюстав проявлял характер: в 1831 году мальчика отдали учиться в семинарию, и духовники, выслушивая его проповедь, отказывали в отпущении грехов. Один за другим представители церкви убегали от 12-летнего француза как от дьявола.

Маленький Курбе, желая поддержать репутацию злостного нарушителя морали, вел список грехов, которые можно было бы совершить - от пустячных проступков до мрачных преступлений. Обучение в семинарии не дало плодов, и в 1837 году Гюстав по настоянию отца поступил в Королевский колледж Безансона на подготовительные курсы юриспруденции.

Одновременно с этим молодой человек увлекся живописью, занимался у представителя неоклассицизма Шарля-Антуана Флажуло. Творчество привлекало француза сильнее, чем юриспруденция. Курбе писал:

«В колледже я научился презирать учение. Я узнал все, что требовалось, и решил не забивать голову ненужными вещами».

В 1839 году молодой человек направился в Париж, сообщив отцу, что едет изучать право. В столице Франции он познакомился с Франсуа Бонвеном, в будущем великим жанристом. Тот показал Курбе Лувр.


Особое впечатление на француза произвели картины малых голландцев и прославленных испанцев: Бартоломе Мурильо, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса. Позже, став художником, Гюстав использовал их манеру создавать яркие картины темными тонами.

Экскурсия по Лувру окончательно убедила молодого человека в выборе живописи как основного рода деятельности. Он поступил в мастерскую романиста Шарля де Штейбена, затем переехал в Швейцарию и продолжил обучение. Возможно, здесь начинается биография Курбе-художника.

Творчество

В швейцарских мастерских не рисовали пейзажи и натюрморты - объектом для изображения на холсте была человеческая натура, чаще всего обнаженная. Возможно, из-за неумения работать с другим материалом Курбе начал творческое восхождение с автопортретов.


В 1841 году был написан «Автопортрет с черной собакой». «Декорацией» стал входа в грот Плезир-Фонтен. На коленях у 22-летнего Гюстава устроился черный вислоухий спаниель, о котором годом позже художник писал родителям:

«Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем, ее подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне».

В 1844 году «Автопортрет с черной собакой» был выставлен в Парижском салоне - престижной выставке Франции. Позже Курбе написал десятки автопортретов: «Мужчина с трубкой», «Человек с кожаным поясом», «Здравствуйте, господин Курбе!», «Отчаяние».


В том же году Гюстав Курбе отправился в путешествие по Бельгии и Нидерландам, где познакомился с продавцом картин. Благодаря этому 7 работ художника купил Хендрик Виллем Месдах - основатель Гаагской школы живописи, ведущей школы в Нидерландах. Так Курбе стал известен за пределами родной Франции.

После успеха «Автопортрета с черной собакой» Парижский салон отказывал художнику в выставке - настал расцвет стиля академизма. «Нет» слышали и другие живописцы: , Теодор Руссо, Антуан-Луи Бари. Вместе они планировали создать арт-пространство, которое по престижности не уступило бы Парижскому салону, но планы нарушила революция 1848 года.


После революции картины Курбе с завидной регулярностью появлялись в Парижском салоне. Выставленный в 1849 году «Послеобеденный отдых в Орнане» был куплен французским правительством, а сам художник удостоился Большой золотой медали салона. Награда позволила Гюставу впредь выставляться без разрешения.

В 1853 году Курбе создал и представил на суд общества картину «Купальщицы». В центре полотна изображена полная женщина со спины. В отличие от представительниц эпохи Ренессанса, эта женщина по современным меркам была неприлично толстой, обрюзгшей. Один из критиков отметил, что при виде такого тела «даже крокодил лишился бы аппетита».


Нашли в картине и библейские мотивы. Так, расположение героинь напоминало позы и из евангельского сюжета «Не прикасайся ко мне» (картина Антонио да Корреджо «Noli me tangere»). Зритель оказался не готов к столь реалистичному изображению, а , увидев картину, показательно отхлестал ее кнутом. Гюстав Курбе, ожидавший высшей похвалы общества, лишь возгордился:

«Я привел в ужас весь художественный мир».

Нелестная критика не испугала живописца, и он продолжил рисовать обнаженную натуру. Иногда ему позировали женщины со снимков французского фотографа Валлу де Вильнева, и поэтому работы Курбе стали больше похожи на реалистичные фото, а не на художественные произведения.


В 1866 году Гюстав Курбе написал сразу две скандальные картины, одна из которых, «Происхождение мира», была впервые выставлена лишь в XX веке. Полотно «Спящие», ставшее достоянием общественности в 1872 году, вызвало очередную бурю негодования.

На картине изображены две обнаженные спящие девушки, вероятно, после полового акта - на это намекают разбросанные украшения, смятое постельное белье. Непристойность полотна послужила поводом для полицейского расследования в 1872 году. Больше века, до 1988 года, работа держалась в частных коллекциях, запрещенная для публикации.

«От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного», - возмущался Александр Дюма (сын) в письме к Жорж Санд, увидев «Спящих».

К счастью, Дюма-младший не застал самую скандальную картину Курбе «Происхождение мира», но зато стал ключом для разгадки великой художественной тайны - кто же натурщица. На полотне, написанном по заказу шейха Халила Шерифа Паши, изображена женщина с раскинутыми бедрами: на переднем плане покрытые волосами гениталии, далее - живот и оголенная грудь.


Согласно распространенной версии, Курбе позировала ирландка Джоанна Хиффернан - одна из «Спящих», любовница художника Джеймса Уистлера.

В 2013 году частный коллекционер продемонстрировал найденную вторую часть «Происхождения мира». На картине изображена голова девушки, якобы героини скандального полотна. В девушке искусствовед Жан-Жак Фернье признал Хиффернан.


Работники музея Орсе, где сейчас выставлен оригинал «Происхождения мира», эту теорию оспорили. В 2018 году историк Клод Шопп расшифровал в письмах Александра Дюма (сына) к фразу:

«Нельзя описать самой изящной и точной кистью деликатное нутро мадемуазель Кенье из Оперы».

Вероятно, речь шла о прославленной балерине Констанс Кенье, которая на момент написания «Происхождения мира» являлась любовницей шейха Халила Шерифа Паши. Современные искусствоведы считают эту гипотезу наиболее правдоподобной.


«Происхождение мира» - самая скандальная картина в коллекции Гюстава Курбе. Написанная в 1866 году, она пережила Вторую мировую войну, считалась утерянной, но в 1955-м была найдена психоаналитиком Жаком Лаканом. Произведение хранилось втайне от посторонних глаз за сдвигающимся полотном, послужило вдохновением для написания труда «Четыре основные понятия психоанализа».

После смерти Лакана картину передали музею Орсе в счет уплаты налога за наследство. С того времени «Происхождение мира» выставляется за пуленепробиваемым стеклом, а рядом круглосуточно дежурит охранник, чтобы пресекать бурную реакцию зрителя.

Личная жизнь

О личной жизни Гюстава Курбе известно мало. Говорят, что художник постоянно крутил романы с натурщицами, в том числе с Джоанн Гифферман и Констанс Кенье. Но одна из них, Вирджиния Бине, удерживала внимание Курбе на протяжении 10 лет.


Пара познакомилась в Париже в начале 1840-х годов. В 1847-м у них родился сын, которому было суждено прожить 25 лет. В 1850-х влюбленные распрощались, предположительно потому, что Гюставу наскучило общество единственной девушки. Вирджиния оставила ребенка себе.

Смерть

В 1871 году Курбе поддержал Парижскую коммуну. Его назначили комиссаром по культуре, в обязанности которого входила защита произведений искусства во время осады Парижа. Пользуясь служебным положением, художник предложил снести Вандомскую колонну, которая якобы производила «впечатление кровавого ручья в мирном саду».


В декрете о сносе памятника сказано, что

«колонна... является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побеждённых со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трёх великих принципов Французской республики - Братство...».

18 мая 1871 года колонну снесли, а 10 дней спустя пала Коммуна. Последователей либо казнили, либо арестовывали. Первое время Курбе удавалось избегать наказания. 30 мая полиция обыскала его мастерскую, конфисковала 106 полотен. 7 июня Гюстава поймали. За низвержение Вандомской колонны его приговорили к шести месяцам лишения свободы. Также художнику предстояло возместить деньги, потраченные на восстановление памятника.


Курбе пришлось распродать картины, но вырученных средств не хватило. Не желая обанкротиться из-за ежегодных выплат в размере 10 тысяч франков, 23 июля 1873 года художник сбежал в Швейцарию.

Подорванное здоровье, а именно развившиеся геморрой и водянка превратили последние годы жизни Курбе в ад. Смерть застала его за день до 1878 года, 31 декабря 1877-го.

Произведения

  • 1841 – «Автопортрет с черной собакой»
  • 1845 – «Отчаяние»
  • 1849 – «После обеда в Орнане»
  • 1853 – «Купальщицы»
  • 1853 – «Веяльщицы»
  • 1854 – «Здравствуйте, господин Курбе!»
  • 1855 – «Мастерская художника»
  • 1861 – «Женщина в белых чулках»
  • 1866 – «Спящие»
  • 1866 – «Происхождение мира»
  • 1870 – «Волна»

"От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного", - злобно писал Александр Дюма-сын по поводу картины Гюстава Курбе "Спящие" (1866). Интересно, что бы сказал великий писатель, увидев полотно "Происхождение мира" , который публике показали лишь в конце XX века - через полтора столетия после его создания? Долгое время скандальная картина находилась в частной коллекции, ныне она выставлена в музее Орсе. До сих пор к ней приставлен охранник, призванный предотвращать бурную реакцию зрителей.

Гюстав Курбе считается основателем нового художественного стиля - реализма. Рихард Мутер писал: "Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают". Действительно, творчество художника порождало громкие скандалы на протяжении всей его жизни.

Родился Курбе 10 июня 1819 года в Орнане, недалеко от швейцарской границы. Его отец владел виноградниками около Орнана. В 1831 году юноша начал посещать семинарию в Орнане, а в 1837 году по настоянию отца поступил в юридический колледж в Безансоне. В это время он также посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году Курбе отправился в Париж, где познакомился с художественной коллекцией Лувра. Особо сильное впечатление произвели на него малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес. Юриспруденции молодой человек предпочёл занятия в художественных мастерских. В 1844 году его картина "Автопортрет с собакой" была выставлена в Парижском салоне (остальные предложенные им картины были отвергнуты жюри). В эти же годы он написал большое количество автопортретов, несколько раз посетил Орнан, путешествовал по Бельгии и Нидерландам, где устанавливал контакты с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдаг. В Париже он познакомился с и Оноре Домье .

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи всё ещё был академизм и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. В 1847 году все три его работы были отвергнуты жюри. Салон также не принял полотна таких известных мастеров, как Эжен Делакруа и Теодор Руссо. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны (известный символ бонапартизма). После падения Коммуны он полгода отсидел в тюрьме и был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило художника удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете 31 декабря 1877 года.

"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить наиболее известные полотна Гюстава Курбе.

1. "Автопортрет с черной собакой" (1842)

Первая картина Курбе, имевшая настоящий успех, была написана в Париже. Себя художник изобразил сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана). Слева от него лежат трость и альбом для этюдов, справа на фоне залитого солнцем пейзажа тёмным силуэтом выделяется чёрный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане - несколько пробных мазков, сделанных мастихином - инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством. В мае 1842 года Курбе писал родителям: "Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем - её подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне". Два года спустя этот автопортрет откроет Курбе двери Салона - честь, которой усиленно добиваются все начинающие. В настоящее время картина хранится в музее дю Петит Палас в Париже.

2. "Послеобеденное время в Орнане" (1849)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Картина была задумана и частично написана до 1849 года, во время одного из приездов художника в родной город. Завершена она была уже в Париже. Филолог и романист Франсис Вей написал о своей встрече с Курбе: "Нас принял высокий молодой человек с великолепными глазами, но тощий, бледный, желтый, костлявый... Он молча кивнул мне и вновь сел на табурет перед, мольбертом, где стоял холст "Послеобеденное время в Орнане". <...> Почему вы ещё не стали знаменитым при таком редком, таком замечательном таланте? - воскликнул я. - Еще никто никогда не писал так, как вы!" - "Верно! - отозвался художник с мужицким акцентом обитателя Франш-Конте. - Я пишу как бог!".

3. "Дробильщики камня" (1849)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


В письме к Франсису Вею Курбе описывает это полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: "Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн-Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек - они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... на одной стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне - молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь". В романе "Биез из Серина" , написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. Известный французский политик, философ и социолог Пьер Жозеф Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а "Дробильщиков камня" - первой социальной картиной.

4. "Здравствуйте, господин Курбе!" (1854)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


В мае 1954 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению известного мецената и коллекционера Альфреда Брюйа . На картине художник изобразил себя с тростью и ранцем за спиной в тот момент, когда на дороге его встретил Брюйе, слуга и собака. Картина, написанная с предельным реализмом, произвела сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального искусства, свободного от условностей академической живописи. Курбе писал картины на реальные сюжеты и этим, в частности, оказал серьёзное влияние на творчество импрессионистов. Говорят, что когда ему предложили дописать фигуры ангелов в картине, предназначенной для церкви, он ответил: "Я никогда не видел ангела. Покажите мне ангела, и я напишу его".

5. "Спящие" (1866)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


На картине, которая буквально взорвала буржуазную Европу, две обнажённые женщины лежат в обнимку на застеленной белой простынёй постели, в результате чего предстающая перед зрителем сцена кажется сценой лесбийской любви. Разорванное жемчужное ожерелье и пришедшая в беспорядок простыня только усиливают это ощущение. Полотно до такой степени возмутило общественность, что пресса буквально взорвалась негодующим воплем. Художественная ценность картина стала очевидной лишь годы спустя, когда скандал поутих.

Имя этого художника-реалиста, наделенного немалым дарованием, прочно вошло в анналы изобразительного искусства Европы. Его творчество ненавидели, и даже в настоящее время зарубежные критики частенько умаляют значение его полотен и стараются предать их забвению. Александр Дюма-сын злобно высказался об авторе, который эпатировал публику XIX века своими взглядами на искусство: "От какого же чудовища произошел этот у...док? В какой навозной куче произросла эта волосатая утроба, притворяющаяся человеком?"

Рассмотрим биографию и творчество этого удивительного мастера, который вызывал в обществе столь бурные эмоции.

Гюстав Курбе: биография

Талантливый художник родился в 1819 году в маленькой деревушке во Франции, и жизнь его совпала с невероятно важными событиями в истории страны. Его отец, зажиточный фермер, мечтал, чтобы сын стал успешным юристом, и отправил учиться в колледж в Безансоне, где юноша по собственной воле начал обучаться живописи.

По достижении двадцати лет молодой человек отправляется в Париж, где посещает разные художественные мастерские и любуется произведениями в Лувре, но не занимается юриспруденцией. Юный Gustave Courbet реально оценивает свой достаточно скромный багаж знаний и пытается понять все тайны живописи. Позабывший о том, что его родители отправили в столицу Франции изучать право, он целиком отдается искусству. Позднее Курбе Гюстав подчеркнет: "Не имея постоянных учителей, я всему научился сам". Мечтательный юноша заворожен творчеством Делакруа и Энгра, Рембрандта, Караваджо и Тициана. Поначалу он копирует великие полотна мастеров, но понимает, что одного таланта недостаточно, для того чтобы стать знаменитым живописцем.

Осуществивший мечты о славе и признании

Необходимо было выставлять свои произведения на художественных выставках, а работы для них отбирало специальное жюри. Показать обществу свои картины на них означало славу и признание для творца, и с 1841 года Курбе Гюстав ежегодно отсылает в приемную комиссию полотна, но удача улыбнется ему лишь через несколько лет, а работу "Курбе с черной собакой" наконец-то отмечают критики. Остальные произведения отборочная комиссия отвергает, и художник тяжело переживает неудачи.

После революции Франция становится республикой, а перемены политического строя влекут за собой изменения в обществе. Жюри художественного салона упразднили, чем не преминул воспользоваться Гюстав Курбе, картины которого наконец-то заметили, и о мастере заговорили, однако не в хвалебном ключе.

Эпатажные полотна

Утонченная публика привыкла видеть на полотнах красивые лица в шикарных интерьерах, а художник впервые изобразил грубоватых провинциалов на мрачном фоне, поэтому неудивительно, что общество не приняло эпатажные произведения мастера. Однако у Курбе нашлись последователи и почитатели его таланта, объявившие Гюстава основателем нового стиля в искусстве - реализма.

Революционер, получивший признание

Художник зачитывается книгами писателей-утопистов и считает себя анархистом-социалистом, что привлекает внимание общества. Талантливый живописец, который очень хочет добиться признания и внимания, даже объявляет себя республиканцем и революционером до мозга костей. Как считают исследователи творчества Курбе, он выбрал очень правильное время для такого заявления.

Когда республику сменила империя, а к власти пришел Наполеон III, расцвет славы художника достиг своего апогея. Император не жаловал революционеров, а отказы выставить произведения на выставках, которые получал Курбе Гюстав, он выдавал за преследование по политическим мотивам. Публика, наслышанная об опальных творениях, жаждала их увидеть, чтобы составить свое мнение.

Большой скандал, связанный с творчеством художника-реалиста, разразился в 1853 году. Курбе выставил эпатажное произведение "Купальщицы", возмутившее достопочтенную публику. Императорская чета посчитала оскорбительным полотно, на котором изображена полная обнаженная женщина, повернувшаяся к зрителю спиной. Работа тут же нашла своих почитателей и ненавистников.

Антивыставка реализма

К тому времени художник Гюстав Курбе стал знаменит, а ему покровительствовал богатый меценат, на средства которого был выстроен "Павильон реализма", где творец выставил свои произведения. Это была своеобразная антивыставка, на которой публика познакомилась с 40 новыми и старыми полотнами живописца. Павильон с произведениями, написанными в стиле реализма, пользовался популярностью не только у обывателей, но и критиков.

Трагедия, подкосившая живописца

Заслуживший скандальную репутацию Гюстав Курбе, картины которого никого не оставляли равнодушным, ратовал за реальное изображение действительности. У живописца появляются последователи, его полотна выставляются в различных городах Европы с неизменным успехом. Однако требующего свободу развития общества и выступающего против государственной власти Курбе французские реакционеры арестовывают и заключают в тюрьму. Его приговаривают к шести месяцам заключения и огромному штрафу, который больной художник не смог выплатить. Произошло страшное: все полотна конфискованы, мастерская, где творил живописец, уничтожена, а о том, чтобы выставляться, даже не идет и речи.

Подавленный происходящим, Курбе Гюстав бежит из страны в Швейцарию, но сил бороться и протестовать у него больше нет. Он изредка берется за кисти и краски, а из-под его пера выходят исключительно пейзажи. 31 декабря 1877 года художник умирает, и проходит более сорока лет, прежде чем его прах переносят на родину в знак запоздалого признания. Своим творчеством живописец подготовил почву, на которой выросло новое искусство.

"Курбетист"

Реализм свободолюбивого художника связан с революционными событиями, происходившими в стране. Считается, что так Курбе Гюстав отреагировал на волнения во Франции. Народные мятежи поспособствовали тому, что родился "новый" мастер, произведениям которого суждена мировая слава. Несмотря на то что Гюстав опирается на достижения гениальных творцов прошлых эпох, художник вырабатывает собственный стиль и гордо называет себя "курбетистом".

Мрачный реалист Гюстав Курбе

Картина "Дробильщики камней", созданная в 1849 году, вызывает огромный резонанс. Ее автор поднимает в своем творчестве социальный вопрос, волновавший его на протяжении всей жизни. Художник рассматривает проблему крайней нищеты: старик дробит камень, а его юный помощник ссыпает щебень в одну кучу. Лица бедных работников, кожа которых потемнела от пыли, ничего не выражают. Уставших от монотонного труда людей разных возрастов Гюстав изобразил на мрачном фоне, ничем не оживленном. Темные краски так же унылы, как и среда, в которой живут мужчина и юноша, понимающие, что будущее не сулит им ничего хорошего.

Скандальная работа, выполненная в 1866 году

"Происхождение мира" - картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая признана самой скандальной работой в истории живописи. Долгое время она находилась в частных коллекциях, а в 90-х годах прошлого века попала в парижский музей, где сейчас экспонируется под пуленепробиваемым стеклом. Автор изобразил голый женский торс, рассекретив то, что всегда оставалось скрытым. Неслучайно перед картиной испытывает смущение и современный зритель, многое уже повидавший.

Полотно, выполненное в натуральную величину, поражает грубой чувственностью. Заметная округлость живота - указание на зарождение новой жизни. Автор словно смешивает понятия "порочность" и "плодородие", показывая без прикрас реальность. Курбе скрыл лицо своей героини, создав собирательный образ женщины, лежащей на белоснежной простыне. Реалистичное полотно шокирует и вызывает чувство неприятия. Негодующая публика возмущается тем, что художник, стремившийся вывернуть человека наизнанку, отменяет все табуированные понятия и сознательно подглядывает за людьми в самые интимные их моменты.

Полотна мастера звучат словно пушечный выстрел в тишине. Зрители не хотят видеть реальность в произведениях искусства и не желают знать правду. А дерзкий Гюстав Курбе, творчество которого постоянно подвергалось критике, сознательно шел к тому, чтобы общество не забывало, что в мире существуют не только красота и счастье.