Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства  /  Когда родилась раневская. Фаина Раневская биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Когда родилась раневская. Фаина Раневская биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото

Великая советская актриса театра и кино 20 века Фаина Раневская – легендарная женщина, навсегда оставившая свой след в истории кинематографа и театральной жизни СССР. Это уникальный человек, которому суждено было прожить в одиночестве, но купаться в славе миллионов поклонников. Кого-то она раздражала своим характером, но большинство восхищались ею и продолжают это делать спустя многие годы. Актриса одна из немногих, кто сумел прославиться благодаря незначительным и эпизодичным ролям. Фаиной Раневской восхищались тогда и восхищаются сегодня, а ее знаменитые колкие фразы будет повторять не одно поколение.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Фаины Раневской

В годы популярности актрисы, многие хотели знать, какой у нее рост, вес, возраст. Годы жизни Фаины Раневской 1896-1984. Она была немаленького роста (180 см) и никогда не отличалась точеной фигурой. С самого детства Фаина ощущала себя гадким утенком, а также постоянно поддавалась насмешкам дворовых детей из-за заикания.

Кто бы знал, что Фаина Раневская, уроженка Таганрога, станет такой популярной и почитаемой актрисой не только всесоюзного, но и международного масштаба. А возможно, что именно закалка сделала ее такой грубой и острой на язык. Неповторимая и незабываемая советская актриса навсегда останется в сердцах миллионов зрителей.

Биография Фаины Раневской

Родилась Фаина Раневская в Таганроге, в 1896 году. Росла она в зажиточной еврейской семье. Отец актрисы обеспечивал большому семейству безбедную жизнь. Мама же, трудилась в качестве домохозяйки, воспитывая пятерых детей. Помимо Фаины, в семье росли еще три брата и сестра. Один из братьев скончался еще ребенком. Несмотря на обеспеченность и хорошие условия, Фаина Раневская не была счастлива, ведь постоянно скучала и была одиноким ребенком, над которым смеялись многие сверстники. Все из-за того, что она не отличалась красивой внешностью и складным характером. Да и взгляды на будущее стали преградой в дальнейшем общении дочери и родителей.

С самого детства Фаина Раневская обучалась в элитной гимназии, но заикание стало поводом для насмешек и, вскоре, она отказалась там обучаться. Дальнейшее получение знаний происходило на дому, куда приходили учителя и репетиторы. Впрочем, это не помешало ей стать умной и образованной. Помимо обычной школьной программы, Фаина Раневская обучалась музыке, а также хорошо изучила несколько иностранных языков. Будущая знаменитая актриса также любила пение, а ее страстью стало увлечение чтением книг.

Все же, не только сверстники, но и сами родители иногда не нарочно напоминали Фаине о ее внешности, что изначально сеяло в ней неуверенность в себе и закалило ее. Со временем она научилась смеяться над собой, а также высмеивать человеческую глупость с присущим ей сарказмом.

Будучи пятилетней девочкой, Фаина Раневская заинтересовалась театром и кино. В особенности, впечатлил ее спектакль «Вишневый сад». Тогда, она твердо решила, какую профессию выберет и стала посещать театральные кружки. Когда Фаина поведала родителям о планах стать актрисой, те были не в восторге. Мало того, серьезно настроенная юная леди, не собиралась смириться с родительским запретом и уехала в Москву еще в 19 лет. Отец отказался оказывать дочери финансовую поддержку, из-за чего первое время ей пришлось туго. Она даже не смогла окончить театральный вуз по причине тяжелого финансового положения. Но это не станет преградой для ее будущей профессии.

В незнакомом городе, в мало знакомом театральном обществе, Фаину Раневскую заметили не сразу, ведь у нее даже не было возможности показать себя, так как ее имя никому и ни о чем не говорило, а внешность и грубость даже иногда отпугивали.

Познакомившись с известной советской актрисой Гельцер, которая заметила юное дарование и всячески ее поддерживала, понемногу проталкивая в актерские круги. Так Фаина Раневская получила свою первую работу в качестве актрисы в одном из подмосковных театров. Здесь она могла наслаждаться прекрасной игрой талантливых актеров, но сама приглашалась лишь изредка в массовку. Далее, Фаина Раневская сменила не одно место работы, перебираясь от театра одного города к другому.

Когда актрисе исполнился 21 года, она окончательно потеряла связь с родными из-за их вынужденной эмиграции, но зато, в это время происходит важное для нее событие – она становится сотрудницей московского Театра актера. Именно тут она смогла себя проявить как актриса в полной мере и именно с этого момента биография Фаины Раневской становится все красочней.

Первая заметная работа Фаины Раневской – спектакль «Роман», где ей досталась роль Маргариты. Далее она неоднократно играла не главные, но очень значимые роли, которые позволили выбраться таланту актрисы наружу. Именно на сцене этого столичного театра узнали об актрисе Фаине Раневской и благодаря всем работам, она обрела первую популярность.

Одну из ярких ролей (героиня Шарлотта) сама актриса сыграла в спектакле «Вишневый сад». Сотрудничество с данным театром длилось до 1931 года. Следующим местом работы стал уже прославившийся Камерный театр, где Фаина Раневская впервые вышла на сцену во время спектакля «Патетическая соната». Проработав здесь 4 года, актриса уходит театр Красной Армии, в котором она прекратит выступать уже в зрелом возрасте. Тут она часто получала различные роли, однако, самой известной становится роль в постановке «Васса Железова», где она сыграла в главной роли.

Год спустя Фаину Раневскую приглашают на работу в Театр им. Моссовета, где она отличилась не только своей талантливой игрой, но и многократными скандалами. Актриса оказалась настолько талантливой, что во многом превосходила не только партнеров по сцене, но и режиссеров, что казалось для многих возмутительным. Были случаи, когда зрители приходили в театр, а после сыгранного Раневской эпизода, уходили домой.

Фаина Раневская неоднократно переделывала тексты по-своему, что позволяло ей выделяться из массы других, но вызывало массу бурных эмоций у сотрудников. Скандалы с режиссером Завадским стали поводом для нескольких афоризмов и шуточек Фаины Раневской, которые надолго запомнятся и станут крылатыми. Несмотря на это, актриса проработала в этом театре почти 25 лет, именно в стенах этого театра Фаина Раневская обрела славу и стала известной театральной артисткой.

Последним театром, в котором выступала Фаина Раневская, стал Театр Пушкина, ранее называвшийся Камерным и с которого начинала свой творческий путь великая советская актриса. Карьера актрисы, как театралки, закончилась именно здесь в начале 60-х годов.

Часть своей карьеры актриса также посвятила съемкам в мире кинематографа, хотя всегда считала кино – недоискусством, отдавая предпочтение театру. Но, тогда, как и сейчас, истинную популярность можно было обрести лишь с помощью телевидения.

Первый опыт киноактрисы Фаина Раневская получила в фильме «Пышка», где она сыграла госпожу Луазо. Позже актриса также была приглашена вместе с труппой для постановки спектакля во Францию. Там она впечатлила не только публику, но и местного режиссера, который в мгновенье стал поклонником ее искусства.

Хотя Фаина Раневская снялась в небольшом количестве кинолент, однако, этого хватило, чтобы обрести всесоюзную узнаваемость и миллионы поклонников. Возможно, в тот тяжелый период, когда походила революция, а потом и война, люди не так часто посещали театры, а потому известность пришла к Фаине Раневской именно из-за нескольких ролей в кино.

Кстати, в военные годы актриса проживала в Ташкенте, однако не отсиживалась там, дожидаясь окончания Великой Отечественной. Фаина Раневская наоборот часто ездила выступать на фронт, поднимая боевой дух советских солдат и заставляя их на миг забыть о страшной реальности. За это она была удостоена медали «За доблестный труд».

Киносказка «Золушка», в которой Фаина Раневская сыграла роль феи, стала одной из самых запомнившихся зрителям и одной из самых заметных киноработ известной советской актрисы.

Одной из немногих, удостоившихся почетного звания Народной артистки СССР, в 1961 году стала и Фаина Раневская. Цитаты и афоризмы про мужчин и женщин, которые зачастую были произнесены в процессе съемок актрисы, пользуются успехом спустя десятилетия.

Личная жизнь Фаины Раневской

Личная жизнь Фаины Раневской, в отличие от карьеры, полетела под откос, а вернее не состоялась. Отчасти это из-за того, что актриса не блистала внешними данными, а отчасти от того, что была очень критичной и грубой. Умная и успешная женщина, способная на грубую критику часто отталкивала от себя мужчин. Фаина Раневская так и прожила всю жизнь в одиночку, не оставив за собой даже наследника.

В жизни актрисы был один молодой человек, в которого она была влюблена, но решившись на серьезный шаг, она была беспощадно отвергнута, поддавшись при этом насмешкам. Скорее всего, это стало одной из многих причин, повлиявших на тот факт, что Фаина Раневская так и не побывала замужем. Судя по колким высказываниям в адрес мужского пола, вероятно, что она в нем разочарована.

Кстати, довольно симпатичной была Фаина Раневская в молодости, фото можно найти в сети.

Однако актриса не была совсем одна, еще в 60-х к ней приехала на постоянное проживание вдовствующая сестра. К сожалению, вскоре сестра скончалась, и тогда, единственным верным другом и спутником жизни Фаины Раневской стал пес, которому она дала кличку Мальчик.

Великая советская актриса жила сценой, всю свою жизнь она посвятила искусству, отдавала себя без остатка. Это позволяло ей забыть о личных проблемах и неудачах. Часто случается так, что успешные актеры жертвуют всем ради своей карьеры, и действительно добиваются потрясающих успехов. Фаина Раневская также выбрала путь одинокой, но успешной и состоявшейся женщины.

Именно ради своего будущего, как актрисы, Фаина Раневская практически полностью разорвала отношения с родней и так и не завела свою собственную семью.

Семья Фаины Раневской

Семья Фаины Раневской большая – три брата и сестра. Один из братьев умер еще в детстве, а сестра скончалась уже, будучи вдовой. Хотя семейство было зажиточным, однако, это не означало, что они все жили мирно, дружно и счастливо. Бунтарство и упрямый характер Фаины Раневской нередко вызывали у родителей возмущения. Из всех пяти детей, именно Фаина Раневская приносила в дом больше всего хлопот, была довольно трудным и замкнутым ребенком.

Сообщив родителям о том, что собирается стать известной актрисой, она сразу же попала в немилость, так как отец был категорически против. Интересно, что юная Фаина, покинув отчий дом, испытывала острый недостаток средств для существования, а ее мать высылала ей переводы втайне от отца.

Дети Фаины Раневской

Дети Фаины Раневской – лишь мечта, которую она так и не смогла осуществить. Дело в том, что в то время не было возможности сделать искусственное оплодотворение или взять ребенка из дома малютки. Тогда признавались лишь официальные браки и дети, рожденные в них. Да и когда известной актрисе было заниматься этим? Многие декретные актрисы так и не сумели добиться высот в карьере. Все потому, что пока ты рожаешь и воспитываешь ребенка, на сцену выходят другие актеры, все время найдется тот, кто будет еще лучше.

Фаина Раневская настолько легендарная личность, что вряд ли ее имя сможет что-то или кто-то затмить.

Муж Фаины Раневской

Муж Фаины Раневской – лишь домысел, ведь она никогда не была замужем. Мимолетные романы и единицы мужчин, которыми она действительно восхищалась, были, но дальше не зашло. Здесь имел место быть первый горький опыт, когда в совсем юном возрасте, актриса влюбилась в мужчину, очень гадко поступившего с ней при первом же свидании.

Фаина Раневская не скрывала своей неприязни к мужчинам, высмеивала их, нередко давала советы девушкам, которых окрыляла любовь. Хотя актриса заводила несколько романов своей жизни, но ни один из них дальше не дошел.

Фаина Раневская: цитаты и афоризмы про мужчин и женщин

За всю свою жизнь Фаина Раневская прославилась не только как актриса, но и как мудрая женщина, слова которой цитируют и сегодня. Пользователи сети Интернет часто просматривают материал по теме «Фаина Раневская: цитаты и афоризмы про мужчин и женщин». Актриса неоднократно высказывалась о жизни, о поведении людей и их последствиях. Несмотря на не сложившуюся личную жизнь, многие современные люди пользуются ее советами, которые прозвучали когда-то из ее уст. Прожив 87 лет, Фаина Раневская многое повидала, многое пережила, а потому, ее мнение имеет место быть. Кто-то соглашается с фразами и мыслями актрисы, а кто-то относится к ним критически.

Инстаграм и Википедия Фаины Раневской

Есть ли Инстаграм и Википедия Фаины Раневской? Аккаунта в соцсети конечно же нету, а вот развернутая биография на сайте Википедии имеется. Любой желающий имеет возможность узнать здесь не только о семье великой актрисы 20 века, но и прочесть все работы Фаины Раневской в различных театрах и в кино.

На сайте Википедия также содержится информация о многочисленных наградах выдающейся актрисы и интересные факты из ее жизни. Помимо вышеперечисленного, Википедия содержит перечень документальных работ о Фаине Раневской.

Одной из самых талантливых советских актрис прошлого века была эксцентричная и незабываемая Фаина Раневская. Любую самую невзрачную роль она превращала в яркую и запоминающуюся. Бывали времена, когда публика приходила посмотреть на эпизод с её участием, а потом покидала театр, не досмотрев постановку.

Творческая биография Фаины Раневской складывалась очень трудно, «из ста процентов, отведённых на жизнь, я использовала только один». Но мы-то знаем, что в этот процент она вложила всю свою душу и большой талант.

Какая она была, королева эпизодов?

Раневская Фаина Георгиевна – это не настоящее имя актрисы. Фанни Гиршевна Фельдман родилась в Таганроге в 1896 году. Её родителями были богатые евреи, уроженцы Белоруссии. Они владели фабрикой по изготовлению красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и даже пароходом. Помимо девочки, в семье подрастали трое братьев и сестрёнка.

Фаина получила хорошее домашнее воспитание, которое принято было в ту пору для девочек из богатых семей. Некоторое время проучилась в гимназии, но учёба давалась нелегко, и она упросила родителей забрать её из школы.

В детстве Фая сложно сходилась со сверстниками, была очень застенчивой и ранимой. К тому же она сильно заикалась и была некрасива. Правда, это не мешало ей в кругу семьи устраивать кукольные представления, озвучивая персонажей в характерной для каждого манере.

В четырнадцатилетнем возрасте юная девушка познакомилась на отдыхе с известной актрисой, после чего, вернувшись домой, зачастила в местный драматический театр. Именно тогда она и решила посвятить себя сцене. Отец пришёл в ужас. В то время артистическая карьера для девушки из приличной богатой семьи считалась позором. Перед дочерью выдвинули ультиматум – или театр, или семья. Фаина была упрямой и выбрала сцену.

В 1915 году она уехала в Москву, где попыталась поступить в несколько театральных школ, но её не взяли из-за дефекта речи. Фаина пошла учиться в частную школу – преподавателям было всё равно, лишь бы деньги платили. А зарабатывать их пришлось в массовке летних театров.

Но денег всё равно не хватало, и мама тайком от отцапомогала дочери. Однажды, выйдя из банка, Фаина решила пересчитать полученные купюры, но порыв ветра вырвал их из рук. Вздохнув, актриса сказала: «Ах, как красиво они летят!», после чего её спутник сравнил девушку с чеховской героиней из «Вишнёвого сада» помещицей Раневской – та тоже ничего не могла удержать в руках. Вот так и появился у юной Фаи псевдоним.

Во время революции вся семья Фельдман на собственном пароходе укатила в эмиграцию, Фая осталась одна. Только в середине пятидесятых она смогла встретиться с мамой и старшей сестрой.

Так и не закончив театральную школу, Фаина начала работать на театральных подмостках. Начинала она с провинциальных небольших театров, в каждом из которых проработала не более одного-двух лет. Сначала Подмосковье, потом Ростов-на-Дону, Феодосия, Керчь, Баку, Архангельск, Смоленск, Сталинград и только к 1931 году Раневская снова возвращается в Москву.

Но и здесь неугомонная актриса не задерживалась на одном месте. Четыре года в Камерном театре, потом столько же в Центральном театре Красной Армии, шесть лет в Театре драмы (сейчас им. Маяковского), восемь в Театре им. Пушкина, и наконец осела в Театре им. Моссовета, где и проработала до самой своей смерти.

Первым настоящим учителем для Фаины стала Павла Вульф. Она заметила талант и занималась с девушкой просто так. Фая буквально влюбилась в преподавательницу и практически стала членом её семьи.

Карьера начиналась сложно. Громоздкая и нескладная Раневская с непривлекательной внешностью и фигурой поначалу играла только в эпизодических ролях, но на сцене преображалась и запомнилась публике как одна из самых интересных и харизматичных актрис.

Самые популярные роли

Фаина Раневская в молодости была очень ранимой и стеснительной, но и в зрелом возрасте, несмотря на острый язык и меткое чувство юмора, плохо переносила критику. Зато сама подтрунивала над своей внешностью и вредными .

Ей многое прощали, потому что зрители любили её и с удовольствием ходили на театральные постановки с участием Фаины.

В кино

Первым фильмом в карьере Раневской была немая картина «Пышка», которая вышла в 1934 году. Фаине было 38 лет, и она сыграла мадам Луазо. В 1937 году ей досталась роль попадьи в детском фильме «Дума про казака Голоту».А потом триумфальный «Подкидыш», где Фаина играет властную и самоуверенную жену, помыкающую своим мужем.

Всего Фаина Георгиевна сыграла в двадцати пяти картинах. Сама она считала самой удачной ролью персонаж злой мачехи из фильма «Золушка».

А вообще Раневская невысоко ценила работу в кино: «Деньги съедены, а позор остался», ей больше были по душе театральные роли. Но именно по кинофильмам она прославилась на всю страну и стала любима многими.

Ещё в конце тридцатых годов она сыграла три звёздные роли, трёх жён в разных лентах: в фильме «Человек в футляре» она была супругой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» женой портного Гуревича, ну и конечно же самая знаменитая роль жены из «Подкидыша», после которой её долго называли Мулей.

В 1947 году на экраны вышел комедийный фильм «Весна», где Раневская сыграла Маргариту Львовну. Её великолепная игра, а также Любовь Орлова в главной роли, сделали фильм кассовым и очень популярным.

В театре

Наиболее значимой своей ролью Раневская считала гувернантку Шарлотту из «Вишнёвого сада», именно с этого спектакля и началась её театральная карьера. Всего ею было сыграно более пятидесяти ролей в различных постановках.

Талантливая актриса часто имела своё видение игры, импровизировала прямо на ходу, а иногда даже самовольно переписывала свою роль. Из-за этого случались конфликты с режиссёрами, поэтому Фаина так долго кочевала из одного театра в другой.

В телеспектаклях

В 1963 году Раневская принимала участие в телеспектакле «Так и будет», а в 1978 в фильме-спектакле «Дальше – тишина…», где сыграла одну из главных ролей. Её партнёрами по сцене были Ростислав Плятт, Ирина Муравьёва. По мнению критиков и зрителей постановка имела ошеломительный успех именно благодаря Плятту и Раневской.

В мультфильмах

Кто из детворы не смотрел «Сказку о царе Салтане»? Но мало кто знает, что сватью бабу Бабариху озвучивала Фаина Раневская.

Самой известной озвучкой стала конечно же Фрекен Бок из любимого всеми мультика про Карлсона. Раневская ужасно не хотела озвучивать, поскольку считала, что персонаж нарисован уродливо. С трудом удалось её уговорить.

Поклонники Фаины считали её великой актрисой, однако она известна ещё и неиссякаемым чувством юмора. Острые и меткие афоризмы плотно вошли в нашу жизнь, многие даже не подозревают, что их автором является Раневская.

Стоит только прочесть её немного грубоватые и циничные, но меткие выражения, как тут же улучшается настроение.

ТОП-12 известных фраз таков.

  1. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
  2. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
  3. Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.
  4. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная ж*па. Так что меньше пафоса, господа.
  5. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
  6. Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
  7. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…» у меня ничего не получается.
  8. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  9. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
  10. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведёт к ожирению.
  11. Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
  12. Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.

Признание и награды

Фаина Раневская получила множество наград. Перечислим лишь самые популярные.

  1. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», Орденом «Знак Почёта», медалью «В память 800-летия Москвы», двумя Орденами Трудового Красного Знамени и Орденом Ленина.
  2. Две Сталинские премии второй степени и одну – третьей.
  3. Являлась Заслуженной и Народной артисткой РСФСР, а в 1961 году получила звание Народная артистка СССР.

К сожалению, Фаина не нашла счастья в любви. Те, кто нравился ей, не обращали на неё внимания из-за непривлекательной внешности. И наоборот, искавшие благосклонности великой актрисы, не нравились ей категорически.

В молодости юная Раневская была влюблена в одного из актёров, с которым играла на одной сцене, однако он причинил её немалую психологическую травму. Пообещав прийти к ней домой, незадачливый герой-любовник явился сильно подшофе, да ещё и с дамой. Ничуть не смущаясь, он попросил Фаину погулять пару часиков, пока он развлечётся.

Обида Раневской была так сильна, что она зареклась выходить замуж.

Только на сцене Фаина Георгиевна раскрепощалась, а в жизни она была замкнутой и очень одинокой. Она считала, что внешность испортила её личную жизнь, хотя была очень обаятельной женщиной.

Мужчины в её жизни всё-таки были, но это всё было не то. Уже в зрелом возрасте в 1947 году она познакомилась с Фёдором Толбухиным, который возглавлял Закавказский военный округ, и просто светилась от счастья. Но через два года он неожиданно умер…

Последние годы жизни

Раневская практически до последнего играла в театре.Последний спектакль сыграла в возрасте 86 лет, но часто болела, поэтому объявила, что больше не в состоянии «симулировать здоровье».Как-то она сказала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

Скончалась Фаина Георгиевна в московской больнице от инфаркта, отягощённого пневмонией в возрасте 87 лет.

Интересные факты о Фаине Раневской

  1. Близкие друзья называли Фаину – Фуфа Великолепная.
  2. Когда Фая объявила семье, что будет актрисой, это вызвало большой шок, а также отлучение от родного дома.
  3. Раневской не суждено было стать ни женой, ни матерью.
  4. Крылатая фраза из фильма «Подкидыш» настолько надоела Раневской, что она приходила в бешенство, когда слышала её. Однажды мальчишки, увидев Фаину Георгиевну, начали скандировать: «Муля, не нервируй меня!». Тогда актриса велела выстроиться им в пары и громко послала их «в ж*опу!».
  5. Все свои награды и ордена Раневская хранила в коробке, на которой была надпись: «Похоронные принадлежности».
  6. Раневская была вегетарианкой. Она говорила: «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело…Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей».
  7. Фаина Георгиевна не умела считать «эти дурацкие деньги», поэтому для ведения хозяйства всегда нанимала домохозяйку.
  8. Обыкновенная дворняга по кличке Мальчик стала для пожилой женщины настоящей семьёй. Она души не чаяла в своём псе и даже отказывалась ложиться в больницу на лечение. Пёс пережил хозяйку на шесть лет. На надгробии актрисы установили фигурку собаки.
  9. Раневская опекала Анну Ахматову, когда та болела тифом, хранила у себя её тетради со стихами. Была знакома с Цветаевой, Маяковским, Мандельштамом.
  10. Актрису постоянно видели с сигаретой во рту, а её любимыми словами были «г*вно» и «ж*па» — она постоянно употребляла их не только в обиходе, но и в эфире радио, и во время интервью. Как-то она попросила объяснить, почему железные корабли не тонут. Ей попытались напомнить про закон Архимеда, но Раневская заявила, что к точным наукам у неё никогда не было призвания. Тогда её спросили, почему, когда вы садитесь в ванную, вода выливается на пол. Актриса грустно ответила: «Потому что у меня большая ж*па».
  11. Раневская сильно заикалась, но когда играла, то заикание куда-то исчезало.
  12. Однажды на улице уже пожилая актриса поскользнулась и упала. Лежит и кричит: «Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!».
  13. В честь Раневской назван астероид, открытый в 1986 году.

Заключение

Такие люди, как Фаина Раневская, не уходят бесследно. Она осталась в памяти тысяч поклонников, а также на старых киноплёнках. В Таганроге ей был установлен памятник, и одна из улиц носит её имя. Большой талант, искромётный сарказм, умение служить искусству навсегда оставили след великой актрисы в истории.

Раневская Фаина Георгиевна – одна из ярчайших актрис СССР. Каждая её роль откладывалась в сознании зрителей и разбиралась на цитаты. Ироничная манера игры и общения, меткие фразы и хлесткие афоризмы до сих пор популярны. Ей были присвоены статус Народной артистки СССР и лауреата трех Сталинских премий.

Жизнь и семья

Родилась Фаина Георгиевна в семье домохозяйки и фабриканта в 1896 году. Настоящее имя от рождения – Фанни Гиршевна Фельдман. Семья по тем временам считалась довольно богатой – отец имел во владении несколько домов, магазин и небольшое судно. Раневская была не единственным ребенком в семье: с ней росли братья и сестра.

Несмотря на большую семью, Фаина чувствовала себя одинокой в детстве. Врожденное заикание не давало девочке нормально общаться с ровесниками, мешало ей в школе. Она не могла найти общий язык даже с родными: братья нередко посмеивались над её недостатком, а сестра вызывала зависть у маленькой Фаины – по её мнению, она была намного красивее. Внешность – серьезный комплекс у Раневской с детства. Тем более ей не давали о нем забыть.

Вскоре девочку перевели на домашнее обучение. Она была очень развитым ребенком: имела способности к языкам, игре на фортепиано, единственную отраду находила в компании книг. Позже, когда актриса познакомилась с А. А. Ахматовой, она подчеркивала, что их свела безграничная любовь к А. С. Пушкину.

В тринадцать лет девочка посетила театр: шла постановка «Вишневого сада» А. П. Чехова. Этот спектакль наложил заметный отпечаток на сознание ребенка, театр стал новой страстью Фаины, а впоследствии актриса взяла себе псевдоним «Раневская», отождествляя себя с этой героиней.

Учебу в гимназии Раневская не любила: она накладывала на детей слишком много обязательств, не оставляла времени для любимых занятий. Следующим её шагом стала преждевременная сдача экзаменов в гимназии и поступление в театральную студию. Родители не приняли этот поступок Фаины, а отец на много лет прекратил с ней общение. В девятнадцать лет девушка прияла решение переехать в Москву.

Театральная карьера

В те годы Фаина Раневская смогла почувствовать настоящую свободу, только сняв небольшую комнату в Москве на деньги, данные ей матерью на прощание. В молодости будущая актриса входила в круг таких известных поэтов, как В. В. Маяковский, М. И. Цветаева и А. А. Ахматова.

Театральные училища ответили девушке отказом, однако Раневская вовремя нашла покровителя в лице Е. В. Гельцер. Актриса устроила Фаину в театр в Подмосковье на летний период. Там начинающая актриса наблюдала игру известных мастеров, сама же участвовала только в массовке. Лето закончилось, и Раневской пришлось искать работу в других театрах и городах СССР.

Большой опыт ей дали гастроли по Крыму с труппой Лавровской. И хотя постановки не имели особого успеха, эта работа помогла молодой актрисе не только посмотреть красоты СССР, но и стать более уверенной артисткой.

1917 год ознаменовался двумя событиями в жизни актрисы: она окончательно потеряла связь с родными, и её приняли на постоянную работу в Театр актера в Москве. Первой значимой ролью Фаины Георгиевны стал образ Маргариты в постановке «Роман». Впоследствии было еще много больших ролей, среди которых сама Раневская отмечала образ Шарлотты в чеховском «Вишневом саде». Служба в этом театре продлилась до 1931 года.

Позже она продолжила свою карьеру в Камерном театре, где дебютным спектаклем стала «Патетическая соната». Спустя несколько лет Раневская переходит в театр Красной Армии. Здесь она работает вплоть до 1949 года.

Следующим театром, в котором она остановилась, стал Театр им. Моссовета. Однако работу здесь нельзя было назвать спокойной: нередко случались столкновения Фаины Георгиевны с режиссерами. Их видение роли часто не совпадало, Раневская настаивала на своем прочтении персонажа. Роль в эпизоде спектакля «Шторм» была полностью изменена актрисой, она сыграла так, как посчитала правильным. Часто её появление в эпизодах и ролях второго плана принимались зрителями лучше, чем главные герои. Бывало, это оскорбляло исполнителей главных ролей. Нередко люди приходили посмотреть только на Раневскую, а затем уходили со спектакля, не досмотрев его. Из-за этого режиссер Завадский часто снимал Фаину Георгиевну с роли. Самые известные и запоминающиеся роли она сыграла именно здесь.

История с режиссером Завадским коснулась не только Раневскую, но и Любовь Орлову. Обе гениальные актрисы часто оставались без ролей, тогда как на сцене блистала жена режиссера. Однако ни Раневская, ни Орлова ничего не могли с этим поделать. Они часто признавались друг другу: «У нас не тот характер». За глаза они шутили про Завадского, что тому дают награды не по заслугам, недостает лишь звания «Мать-Героиня».

После этого Раневская, не выдержав упреков и давления со стороны режиссера, вернулась в Пушкинский театр, где удалось поработать в постановках «Мракобесы» А. Толстого и «Игрок» Ф. М. Достоевского. В этом театре служба продлилась до 1963 года.

Завершающим карьеру блистательной актрисы стал Театр им. Моссовета. Она работала над ролями до последнего. Несмотря на оглушительный успех многих постановок, актриса часто оставалась недовольна собой, комплексы детства заставляли усердно трудиться над тем, чтобы её роли были как можно более естественными и живыми.

Личная жизнь

Личная жизнь у актрисы не складывалась – она никогда не была замужем. Возможно, оставила след на судьбе неразделенная любовь, которую она пережила в молодости. В 60-е годы одиночество скрасила сестра Белла, которой в то время тоже нужна была поддержка родного человека. Однако позже она умерла от болезни.


Несмотря на отсутствие по-настоящему близких людей в жизни Раневской, было необычайно много друзей, в том числе и среди известных личностей.

Ими были:

  • Павла Вульф;
  • Александр Таиров;
  • Яков Сегель.

Люди тянулись к ней, чувствую необычайную открытость и искренность. На своем жизненном пути она никогда оставалась совершенно одна, ей всегда стремились помочь. Интересно и то, что Раневская не любила заниматься собственным домом, не умела устроить домашний уют. Ей всегда помогали домработницы, которые нередко отчитывали актрису за неаккуратность и неряшливость.

Может быть, в том, что она так и не смогла завести семью, сыграл роль комплекс, сопутствующий всю жизнь – непримечательная внешность. Она редко рассказывала о своих увлечениях, отшучиваясь в присущей ей манере. Однако она влюблялась, и каждый этот опыт был неудачным. Она часто говорила, что всегда не совпадали симпатии: она нравилась тем, кого не любила, и наоборот.

Близкой подругой Раневской, помимо Любови Орловой, была Нина Станиславовна Сухотская. Об их дружбе можно сказать: противоположности притягиваются. И правда, Нина Станиславовна была полной противоположностью Фаины Георгиевны – тихая и скромная. Именно ей больше всего доверяла актриса. На её руках она и скончалась.

Единственным близким существом оставалась собачка Мальчик. Это животное было настолько близко актрисе, что после смерти Раневской на могиле был установлен памятник любимому питомцу.

Умерла актриса в 1984 году, причиной смерти стал инфаркт, соединенный с пневмонией.

Кино

Первой ролью Раневской в кино стала госпожа Луазо в картине «Пышка» 1934 года. Во Франции знаменитый писатель и общественный деятель Ромен Роллан дал высокую оценку постановке.

Интересно, что сама Фаина Раневская не любила работать на киноплощадке. Высшей мерой искусства она считала театр. Однако зрители узнали и запомнили её именно по ролям в кино, так как у телевидения всё же более обширная аудитория, чем у театра, и ему проще достучаться до зрителя.

Популярность ролей пошла по нарастающей. Сначала «Человек в футляре», затем в «Ошибке инженера Кочина» и, наконец, в «Подкидыше». Актрису окончательно полюбил советский зритель.

Во время Великой Отечественной войны не было и речи, чтобы оставаться в Москве. Вся труппа театра была экстренно вывезена в Ташкент. Здесь Раневская проработала до 1943 года. Возвращение актрисы домой ознаменовалось работой в постановке «Свадьба», где ей удалось поработать с такими известными мастерами, как Э. П. Гарин и М. И. Пуговкин.

Одним из самых популярных и обожаемых фильмов эпохи стала картина «Весна», в которой Раневская появилась в 1947 году. Здесь актриса поработала над ролью Маргариты Львовны. Л. П. Орлова и Н. К. Черкасов стали украшением этой картины.

Этот же год ознаменовался успехом Фаины Раневской в сказке «Золушка». Здесь режиссер дал актрисе полную свободу, и она могла использовать в роли весь свой богатый афоризмами лексикон. Это одна из немногих ролей, которыми Фаина Георгиевна осталась довольна.

Фильм «Сегодня новый аттракцион» завершил карьеру Раневской в кино. К тому моменту её уже знали миллионы, и каждый режиссер хотел поработать с ней в своей картине. Именно поэтому А. И. Дудко согласился на все условия Фаины Георгиевны, чтобы не упустить свой шанс.

Самой известной и в то же время так нелюбимой актрисой фразой было: «Муля, не нервируй меня!» .

Раневская сделала замечание даже Леониду Ильичу Брежневу за использование в её адрес этой цитаты. Она шутила, что так к ней обращаются только мальчишки и хулиганы.

Однако сколько бы ни было у актрисы успешных ролей в кино, она жила театром. Кинематограф она не любила и называла его «экскурсией в бане». По её мнению, самое искренне общение со зрителем происходило один на один – со сцены. На свою жизнь она тоже смотрела через призму театральности – нередко отождествляла свой путь с трагикомедией.

Она никогда ничего не делала в ущерб своей свободе и личности, именно поэтому вольный стиль так полюбился всем зрителям, вспоминается по сей день. Крылатые иронические фразы разошлись, как народное искусство, их передавали из уст в уста, перекраивали на свой лад, но не переставали любить.

Места памяти


Есть множество мест, которые могут посетить поклонники творчества Фаины Раневской. Среди них:

  • Родной дом Раневской в Таганроге. В нем сейчас установлены памятник и мемориальная доска. В скором времени в этом доме собираются учредить музей, посвященный актрисе. Местные жители каждый год в августе собираются возле дома Раневской, чтобы почтить её память, гуляют по городу, делясь воспоминаниями и знаменитыми цитатами. Сейчас в квартире сохранилось большинство вещей, интерьер и некоторые предметы мебели.
  • Несколько театров, в которых актриса работала на протяжении всей своей жизни. Наиболее значимым из них является Государственный Академический театр имени Моссовета.
  • Новое Донское кладбище, где похоронены Фаина Раневская и её сестра.

Фаина Георгиевна Раневская была необычайно скромным человеком. Несмотря на свою обеспеченность по тем временам, она всегда относилась к деньгам небрежно.

Актриса часто говорила, что её богатство в том, что она в нем не нуждается.

Раневская поразительно хорошо разбиралась в людях, но в то же время была необычайно наивна в общении с близкими людьми. Её любили и ненавидели, но к Раневской нельзя было остаться равнодушным.
Раневская часто подчеркивала, что она не выразила до конца всего, что хотела сказать. Она разочаровалась в людях и в мире. Её подруга, Павла Вульф, сожалела о том, что актриса выросла порядочным человеком, и, возможно, из-за этого не смогла построить своего счастья.

Много талантливых и даже гениальных актеров одаривают зрителя своим мастерством, их имена хранятся в памяти потомков. Одной из самых самобытных и ярких личностей на театральном небосклоне сияет Раневская Фаина Георгиевна, биография которой является примером того, чего можно достичь упорным трудом и безжалостным отношением к слабостям.

Детство и семья

На берегу Азовского моря, в Таганроге, где бывал Пушкин, Чехов, и закончил свои дни Александр I, 27 августа 1896 года в семье Гирша и Милки Фельдман родился четвертый ребенок. Девочку назвали Фанни.

Войдя в жизнь на стыке веков, Раневская сохранила черты характера, свойственные концу XIX века: честность, порядочность, милосердие.

Детские годы не были омрачены нуждой, семья была состоятельной. Отец даже владел пароходом, на котором когда-то путешествовал сам Лев Толстой. Дети получали хорошее образование. Музыка, пение, танцы, языки, гимназия...

Именно в это время впервые Фаина проявила свой характер. Она не любила точные науки, всецело отдавая себя чтению и предметам, связанным с искусством. Стеснительная заикающаяся девочка тяготилась посещением гимназии, и родители перевели ее на домашнее обучение.

К пятнадцати годам Фаина превратилась в долговязую, некрасивую, закомплексованную девушку. Именно тогда она принимает решение стать актрисой и берет уроки в частной театральной студии.

В Москву!

Желание ехать в Москву поступать на службу в театр повергло родителей в шок. Отец даже унизил дочь, напомнив ей о внешности. Это не остановило Фаину, и она отправилась навстречу неизвестному.

Биография Фаины Раневской в этот период очень непроста, даже трагична. Ей отказали во всех театрах, признав абсолютно непригодной для сцены.

Она брала частные уроки театрального мастерства, но деньги быстро кончились. Жить было не на что. Но унылая комната, недоедание, скромный гардероб не смогли сломить решение стать актрисой.

Несмотря на трудности, это был очень яркий период. Девушка сводит знакомство с Мариной Цветаевой, пересекается с Маяковским и Мандельштамом. Встречается с Качаловым. Именно он оставил первый яркий след в ее сердце и остался восторженной любовью ее жизни.

В то время получила Фаина Раневская псевдоним. За беззаботное отношение к деньгам кто-то из знакомых сравнил ее с чеховской героиней. С того дня исчезла Фанни Фельдман, и появилась Фаина Раневская.

Первая встреча

В жизни начинающей актрисы были две судьбоносные встречи. В прямом смысле слова ее подбирали на улице.

Первая состоялась у оперного театра в Москве, где Фаина сиротливо прижималась к колонне. Там ее заметила Екатерина Гельцер, блистательная балерина. «Самую несчастную девочку» пригласили в дом.

Гельцер прониклась сочувствием и пониманием к Раневской. Наверное, она увидела задатки актрисы в этой нескладной девушке и решила поучаствовать в ее судьбе.

Балерина вводит Фаину в театральный круг, знакомит с актерами и режиссерами. Договаривается о месте в дачном театре Малаховки.

Дачный театр

Так в труппе провинциального театра появилась новая актриса Фаина Раневская. Биография её сделала новый виток: период служения искусству начался. Маленькие выходные роли, тихий дачный поселок дали Фаине небольшую передышку и подарили веру в будущее.

По выходным на спектакли съезжалась московская публика, что давало возможность девушке заводить полезные знакомства. Благодаря одному из них она получила первую свою антрепризу на роли героинь-кокетт.

Театр в Малаховке долгое время хранил на своей стене табличку с напоминанием, что здесь играла великая Раневская. Увы, время и обстоятельства безжалостны к старым зданиям. В конце 90-х театр сгорел.

Первая антреприза

После сезона в дачном театре девушка отправляется в Керчь. Творческая биография Фаины Раневской не обогатилась в слабой театральной труппе. Сезон прошел при пустых залах и, как говорили в то время, театр «прогорел».

Поддавшись на уговоры, она перебралась в Феодосию, где ее попросту обманули, не заплатив денег за работу. В отчаянии Фаина уезжает в Ростов.

Этот период жизни полон несбывшихся надежд и разочарований. Отчаявшись, девушка подумывала о возвращении домой. Она с ужасом представляла, что о ней станут говорить. Фаина Раневская: краткая биография бездарности!

Впрочем, к тому времени возвращаться было уже некуда. Семья после революции эмигрировала, Фаина осталась совсем одна. И тут случилось новое чудо, повернувшее жизнь девушки совсем в другое русло.

Вторая встреча

Раневская узнает, что в Ростове находится на гастролях знаменитая Павла Вульф.

В те времена было принято брать шефство над начинающими юными дарованиями. Павла смогла разглядеть в отчаявшейся девушке потенциал и в буквальном смысле подобрала Фаину на улице. С тех пор жизнь Раневской была тесно связана с семьей Вульф.

Биография Фаины Раневской в очередной раз сделала крутой поворот.

Павла не только поселила девушку в своем доме, но и стала ее педагогом. Раневская всегда с нежностью вспоминала ее. Она говорила, что Вульф была очень строга к ней и никогда не хвалила, добиваясь безукоризненного выполнения задания. Она учила видеть роль глубоко, представлять и проигрывать то, что автор пьесы оставил между строк.

Именно так Раневская и играла. За это ее боготворили поклонники и не любили, а иногда просто боялись режиссеры. У Вульф она научилась из невзрачной маленькой роли создавать шедевр, который делал пьесу популярной.

Голодный Крым

Немой фильм Ромма «Пышка» пользовался огромным успехом даже во Франции. В нем актрисе досталась роль обаятельной ханжи госпожи Луазо.

Вот такая она - Фаина Раневская, фото, биография творчества которой до сих пор привлекают и волнуют людей, хотя бы раз видевших ее на экране.

Ролей в кино было мало еще и потому, что ее часто не утверждали из-за «семитской» внешности. Раневская старалась с юмором относиться к этому, но невозможность сыграть Ефросинью в «Иване Грозном» стала жестоким ударом. Тем более что Эйзенштейн специально прописывал роль под нее. Ефросинья осталась несбыточной мечтой, как говорила Фаина Раневская. Фото с проб - тому живое напоминание.

Ее типажи поражают тем, что в них нет ни единого лишнего движения, жеста, взгляда. Все сдержанно, лаконично и вместе с тем гениально. Иногда Раневской разрешали самой дописать свою роль. Такие ситуации позволяли в полной мере раскрыться таланту, а зрителям - насладиться искрометным юмором актрисы и неподражаемой игрой.

Любовь к мужчинам и женщинам

Почти всю свою жизнь Фаина Раневская пребывала в стадии перманентной влюбленности. Она одинаково сильно любила живого Качалова, далекого Станиславского, давно ушедших из жизни Чехова и Пушкина.

Беззаветно любила и была предана до конца их жизни Екатерине Гельцер и Павле Вульф. Когда-то они протянули ей руку помощи, вывели в люди, и Раневская никогда этого не забывала.

Нежная дружба с Мариной Цветаевой была основана на родстве душ. Они обе искали настоящее искусство, а не найдя, испытывали сомнения и тоску по утраченному.

Отношения Раневской и Ахматовой были сродни тому, как истинно верующий относится к Богу. Веселый сарказм, сквернословие, озорство актрисы заканчивалось там, где начиналась Анна Ахматова. Эти две женщины в разные периоды своей жизни очень поддерживали друг друга. Смерть подруги подорвала здоровье Раневской и навсегда убила веру в справедливость.

С юмором вспоминала свою первую привязанность Фаина Раневская. Биография (личная жизнь актрисы, как вы сможете убедиться в этом далее, в прямом понимании этого слова не сложилась) сообщает, что, будучи совсем молоденькой, девушка неудачно влюбилась в героя-любовника из труппы. Он не ответил ей взаимностью. Хуже того, он оскорбил и унизил Фаину, тем самым закрыв эту часть её души навсегда.

Мужчины, конечно, были, хотя Раневская никогда не афишировала своих отношений. Случались беременности, которые она безжалостно прерывала. Заглянуть в свою личную жизнь актриса позволяла не многим. В ее отношениях с мужчинами редко присутствовала взаимность. Она не смогла полюбить ни одного из тех, кто искренне выражал ей свои чувства.

В годы после ее смерти вышло много книг с досужими домыслами, центром которых выступала непревзойденная Фаина Раневская. Биография, личная жизнь ее стала достоянием жадной до сенсаций публики.

Если не считать семьи Павлы Вульф, которую Раневская считала своей, то только однажды и ненадолго ей довелось насладиться домашним очагом. В шестидесятых годах вернулась из эмиграции старшая сестра Белла. Вместе они прожили всего несколько лет, после чего Белла заболела и вскоре умерла.

Фаина самоотверженно ухаживала за больной, доставала лекарства, находила врачей. В тот период даже служба в театре отошла на второй план. Не помогли ни деньги, ни операции... Беллу не удалось спасти. Всего лишь четыре года отвела судьба на жизнь с сестрой. Об этих скорбных эпизодах не любила вспоминать Фаина Раневская. Ее боль и страдания остались для окружающих за закрытой дверью.

В глубокой старости появилась еще одна привязанность - собака Мальчик. Интересно, о чем думала Раневская, увидев слепую, лишайную, вмерзшую в лужу дворнягу? Быть может, она вспоминала себя в молодости, когда ей, голодной и никому не нужной, протягивали руку и брали в семью?

У Фаины Раневской при всей ее колкости, а иногда даже жестокости было милосердное сердце и добрая душа. Она приютила пса, и он был в последние годы ее семьей.

Признание

Раневской не довелось сыграть ни одной великой роли, о которой мечтает каждая актриса. И, несмотря на это, она получила всеобщее признание! Сталин восторженно отзывался о ее игре, признавая ее разносторонность. Брежнев откровенно восторгался.

Девять правительственных наград, Заслуженный артист РСФСР, дважды Народный артист РСФСР и СССР, лауреат трех Сталинских и двух Государственных премий...

В лондонском ежегоднике «Кто есть кто» она входит в десятку лучших актрис второго тысячелетия. В Таганроге перед домом, где прошло детство Раневской, установлен памятник актрисе.

Казалось бы, можно почить на лаврах, но Раневская не получала удовлетворения от наград, потому что испытывала отвращение к новым веяниям в театре и искусстве. Она искала настоящее всю свою творческую жизнь, но так и умерла, не найдя.

Она осталась на старых пленках и в памяти. Не могут бесследно исчезать такие люди, как Фаина Раневская. Биография, цитаты, «ушедшие в люди», остаются жить, привлекая ежегодно новых почитателей.

Старость и одиночество

За исключением некоторых лет, жизнь актрисы не была счастливой. Ее окружали друзья, коллеги, поклонники - и все равно она считала себя глубоко одинокой и бесполезной.

Только ее драгоценный пес Мальчик скрасил последние годы. С ним она испытывала желание жить, ощущала себя нужной.

Фаина Раневская - по ее собственным словам, хулиганка и балагур - с трудом впускала людей в свою личную жизнь. Всегда присутствовало ощущение легкой тайны и недосказанности. Постепенно уходили из жизни друзья и близкие, усугубляя одиночество. Трепетно хранила на своих стенах Фаина Раневская фото дорогих сердцу людей. Все, что осталось в жизни - воспоминания.

Годы брали свое. Болезни и старость разрушали тело. Паспорт она считала несчастьем человека, а возраст - большой личной неприятностью.

Вот и подходит к концу наш очерк: "Фаина Раневская: биография". Дети не родились, муж не появился, нормальная семья не состоялась. Вся жизнь ушла на поиски настоящего искусства, которое в итоге нашлось только в Третьяковской галерее.

Фаина Георгиевна Раневская умерла летом 1984 года, прожив долгую, яркую жизнь. Похоронена рядом с сестрой Беллой на московском Донском кладбище, участок 4.

Личность Раневской была неоднозначной, одиозной и противоречивой. При этом женщина обладала огромным талантом, искрометным юмором, умела служить искусству, быть благодарной и милосердной. По ее собственным словам, она прожила жизнь глупо. По мнению почитателей - ярко и насыщенно. Ее звезда взошла и продолжает сиять на небосклоне по сей день.

Легендарная Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) появилась на свет в богатой еврейской семье в конце августа 1896 года. На то время семейство Фельдманов проживало в собственном доме в Таганроге. Кроме Фаины подрастало ещё четверо детей: сестра Белла и трое братьев (один из них умер в младенчестве). Мама Фаины была домохозяйкой, воспитывала пятерых детей. Папа был влиятельным фабрикантом. Он владел предприятием по производству красок, имел магазин, несколько домов и даже пароход.

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врождённого недостатка – заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать её из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень приличное образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.


Фаина Раневская (слева внизу) с гувернанткой, братом и сестрой

После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на неё увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишнёвый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915-ом Фанни Фельдман уехала в столицу.

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами , . Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.


К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.


Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».


Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад.


Фаина Раневская в спектакле "Шторм"

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше - тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.


Фаина Раневская в фильме "Пышка"

В общем Фаина Раневская сыграла в кино не так уж много ролей, но таково уж свойство телевидения, что именно оно делает артиста знаменитым и узнаваемым на всю страну. Сама актриса очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах она говорила, что «деньги съедены, а позор остался». И всё же большинству её поклонников Раневская известна именно по работе в кино.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали Фаину Георгиевну легендарной. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» - супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня».


Фаина Раневская в фильме "Подкидыш"

В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами , Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, и многими другими узнаваемыми актёрами.

А в 1947-ом на экраны вышла знаменитая комедийная лента «Весна», в которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.


Фаина Раневская в фильме "Золушка"

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке» Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной. Да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой.

Последняя роль Раневской в кино – лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже очень известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в свой фильм.


Фаина Раневская в фильме "Сегодня новый аттракцион"

Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Скончалась великая Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года в столице от инфаркта, отяжелённого пневмонией. Современники называют Раневскую «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия.

Афоризмы

Множество высказываний острой на словцо Фаины Георгиевны превратилось в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью. Например, Раневской принадлежат слова:

«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба-шлюха».

Что касается творческого и сценического псевдонима – Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время «фирменная» манера актрисы подшучивать во всех ситуациях. Однажды актриса вместе с коллегой из театра заглянула в банк.


Изредка мама в тайне от мужа посылала дочери небольшие денежные переводы. Фаина Георгиевна вспоминает: «Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

- Денег жаль, зато как красиво они улетают!- Да ведь Вы Раневская! - воскликнул спутник. - Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, хотя далеко не всё, совсем не всё».

Одним из немногих настоящих друзей Раневской был режиссёр Соломон Михоэлс. Ему она посвятила слова:

«Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». Михоэлс тогда ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».

За несколько месяцев до своей кончины Раневская с присущим ей горьким сарказмом написала:

«Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»».

Личная жизнь

Личная жизнь Фаины Раневской была несчастной. Она никогда не была замужем. Скорей всего, она избегала мужчин из-за немалой психологической травмы, полученной в ранней молодости. Фанни была влюблена в одного из актёров своей труппы. Как ей показалось, он тоже ей симпатизировал. Когда девушка пригласила его в гости, он пришёл, но не один, а с женщиной. И попросил Фаину погулять. С тех пор Раневская и стала избегать всех связей, которые в перспективе могли ей причинить боль.


Фаина Раневская в последние годы

Не чувствовала себя одинокой Фаина Георгиевна совсем недолго. В 60-ых годах к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Но вскоре сестра заболела и умерла.


Фигурка любимой собачки на могиле Фаины Раневской

Фаина Раневская осталась совершенно одна. Единственным существом, скрашивающим её одиночество, была дворняжка по кличке Мальчик. После смерти актрисы на её надгробии установили фигурку любимой собачки.

Фильмография

  • Пышка
  • Ошибка инженера Кочина
  • Подкидыш
  • Слон и верёвочка
  • Весна
  • Золушка
  • Встреча на Эльбе
  • У них есть Родина
  • Лёгкая жизнь
  • Дальше - тишина…
  • Комедия давно минувших дней