Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства  /  Роль и значение врачебной этики и деонтологии в общей структуре социального регулирования медицинской деятельности. Врачебная этика

Роль и значение врачебной этики и деонтологии в общей структуре социального регулирования медицинской деятельности. Врачебная этика

Введение:

Медицинская этика - (лат. ethica, от греч.еthice) – изучение нравственности, морали), это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:
научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;
практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Медицинская деонтология (греч.deon– долг) – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

Экскурс в историю:

Древними источниками медицинской этики и деонтологии являются «Законы Хаммурапи» (законы Древнего Вавилона, XVIII век до н.э.), «О враче», «Клятва» и «Закон» Гиппократа (V-IV века до н.э.), индийская «Книга жизни» - «Аюрведа» (V–IV века до н.э.). Термин «этика» как «представление о человеческой морали и нравственности» предложил Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
В Средние века появляется «Канон врачебной науки» и «Этика» Ибн Сины (Авиценны, X-XI века).
Иеремия Бентам (английский философ, правовед, священник; 1748–1832) ввёл понятие деонтологии как «...учения о должном поведении человека для достижения своей цели» (XVIII век).
Российская медицина - это «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача» и «Слово о способе учить и учиться медицине практической» Матвея Яковлевича Мудрова (1776-1831), «Письма из Гейдельберга» и «Дневник старого врача» Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).
Нюрнбергский процесс 1947 г.: приговор нацистам-медикам – «Нюрнбергский кодекс» – постулирует не только юридические, но и морально-нравственные положения медицинских экспериментов.
1947 г. – создана Всемирная медицинская ассоциация. Её основополагающие акции – «Женевская декларация» – присяга врача (1948), Международный кодекс медицинской этики (1949), «Хельсинкская декларация прав человека» (1964), «Хельсинко-Токийская декларация» (1975), «Международная декларация о правах человека» (1983).



Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:
медицинский работник – больной,
медицинский работник – родственники больного,
медицинский работник – медицинский работник.

PRIMUM NON NOCERE(лат.) - ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕ НАВРЕДИ – это высказывание является главным этическим принципом в медицине.

Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями. Ещё в древнеиндийской медицине врач говорил своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение. Отныне ты будешь носить твои волосы и твои ногти короткоостриженными, одеваться в красную одежду, вести чистую жизнь».

Необходимо всегда помнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больного и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Неправильная диагностика, лечение, поведение врача, представителей среднего и младшего медицинского персонала могут привести к физическим и нравственным страданиям пациентов.

Нарушение деонтологических принципов общения с больным может привести к развитию у него так называемых ятрогенных заболеваний (греч. -iatros– врач, -gеnеs– порождаемый, возникающий).

Ятрогенным заболеванием (ятрогенией) называют патологическое состояние пациента, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболевания или об особой тяжести, имеющейся у него болезни. Неадекватные, ранящие и вредящие пациенту словесные контакты могут привести к различным психогенным ятрогениям.

В настоящее время к ятрогенным относят любые заболевания, возникновение которых связано с теми или иными действиями медицинских работников. Так, кроме описанной выше психогенной ятрогении (ятропсихогении), выделяют:
ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействия на больного – например, побочные действия препаратов;
манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования – например, осложнения при проведении коронароангиографии;
комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов;
так называемые немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника.

Кодекс врачебной этики (Одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.)
I. Врач и общество

1. Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит врачу, его профессиональной деятельности и нравственной позиции.

2. Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) – сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и Законом РФ "О праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь".

3. Врач несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. Для этого он обязан систематически профессионально совершенствоваться, памятуя, что качество оказываемой больным помощи никогда не может быть выше его знаний и умений. В своей деятельности врач должен использовать последние достижения медицинской науки, известные ему и разрешенные к применению Минздравом РФ.

4. Мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие врачом профессионального решения.

5. Врач не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов, за назначение предлагаемых ими лекарств.

6. Врач должен при назначении лекарств строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного.

7. Как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.

8. Врач должен добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по отношению к учреждению, в котором он работает.

9. Врачи, обучающие студентов и молодых специалистов, своим поведением и отношением к исполнению своих обязанностей должны быть примером, достойным подражания.

10. Врач обязан доступными ему средствами (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.) пропагандировать здоровый образ жизни, быть примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм.

11. Врач может заниматься какой-либо иной деятельностью, если она совместима с профессиональной независимостью, не унижает достоинства врача и не наносит ущерба пациентам и его врачебной деятельности.

12. В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации в условиях государственных лечебно-профилактических учреждений врач оказывает пациентам помощь бесплатно.

13. Право на частную практику врача регулируется законом.

14. Бесплатное лечение других врачей и их ближайших родственников, а также вдов и сирот является долгом российского врача и элементом профессиональной нравственности.

15. Гуманные цели, которым служит врач, дают ему основание требовать законной защиты его личного достоинства, достаточного материального обеспечения, создания условий для осуществления профессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время.

16. Участвуя в организационных (предусмотренных законодательством РФ) формах протеста, врач не освобождается от обязанности обеспечивать необходимую медицинскую помощь пациентам, находящимся под его наблюдением.

17. Врач обязан содействовать врачебным объединениям и ассоциациям, активно участвуя в их работе, а также выполняя их поручения.

18. За свою врачебную деятельность врач, прежде всего, несет моральную ответственность перед больным и медицинским сообществом, а за нарушение законов Российской Федерации – перед судом. Но врач, прежде всего, должен помнить, что главный судья на его врачебном пути – это его собственная совесть.

19. Контроль за соблюдением врачебной этики осуществляют профессиональные ассоциации и созданные при них этические комитеты (комиссии).

20. Российская медицинская ассоциация и ее этический комитет (ЭК) отстаивают и защищают в СМИ, обществе (государстве) и в суде честь и достоинство врача, если коллегиально принято такое решение.

II. Врач и пациент

1. Врач отвечает за качество оказываемой пациентам медицинской помощи. В своей работе он обязан руководствоваться законами Российской Федерации, действующими нормативными документами для врачебной практики (медицинскими стандартами), но в рамках этих предписаний, учитывая особенности заболевания, выбирать те методы профилактики, диагностики и лечения, которые сочтет наиболее эффективными в каждом конкретном случае, руководствуясь интересами больного. При необходимости врач обязан воспользоваться помощью своих коллег.

2. Врач не должен подвергать пациента неоправданному риску, а тем более использовать свои знания в негуманных целях. При выборе любого метода лечения врач прежде всего должен руководствоваться заповедью "Nonnocere!".

3. За исключением случаев неотложной помощи, когда он обязан предпринимать меры, не усугубляющие состояние больного, врач имеет право отказаться от лечения больного, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями. В этих и подобных случаях врач должен принять все меры к информированию об этом соответствующего органа здравоохранения и порекомендовать больному компетентного специалиста.

4. Врач должен уважать право пациента на выбор врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение врач обычно получает при личном разговоре с больным. Это согласие должно быть осознанным, больной должен быть непременно информирован о методах лечения, о последствиях их применения, в частности о возможных осложнениях, других альтернативных методах лечения. Проведение лечебно-диагностических мероприятий без согласия пациента разрешено только в случаях угрозы для жизни и здоровья пациента и неспособности его адекватно оценивать ситуацию. Желательно решение в подобных случаях принимать коллегиально. При лечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, врач должен руководствоваться Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". При лечении ребенка врач обязан предоставлять полную информацию его родителям или опекунам, получить их согласие на применение того или иного метода лечения или лекарственного средства.

5. Врач должен уважать честь и достоинство пациента, относиться к нему доброжелательно, уважать его права на личную тайну, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного, но в то же время он не должен без достаточных на то профессиональных причин вмешиваться в частные дела пациента и членов его семьи.

6. Если пациент не способен осознанно выразить свое согласие, его должен выразить законный представитель или лицо, постоянно опекающее пациента.

7. Пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, но он может от нее отказаться или указать лицо, которому следует сообщать о состоянии его здоровья. Информация может быть скрыта от пациента в тех случаях, если имеются веские основания полагать, что она может нанести ему серьезный вред. Однако по четко выраженному пациентом требованию врач обязан предоставить ему полную информацию. В случае неблагоприятного прогноза для больного необходимо проинформировать его предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на продление жизни, на возможный благоприятный исход.

8. По желанию пациента, врач не должен препятствовать реализации его права на консультацию другим врачом.

10. При совершении ошибки или развитии в процессе лечения непредвиденных осложнений врач обязан проинформировать об этом больного, в необходимых случаях – орган здравоохранения, старшего коллегу и немедленно приступить к действиям, направленным на исправление вредных последствий, не дожидаясь указаний на это.

11. При отборе больных, требующих проведения сложных профилактических, диагностических и особенно лечебных (например, трансплантация органов и др.) мероприятий, врачи, вынужденно устанавливающие очередность в оказании помощи, должны исходить из строгих медицинских показаний и принимать решения самостоятельно, а лучше коллегиально, с участием членов этического комитета (комиссии).

12. Врачебную практику врач может осуществлять только под собственной фамилией, не используя псевдоним и не указывая не присвоенных официально титулов, степеней, званий.

III. Коллегиальность врачей

1. В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и чувство благодарности к тому, кто научил его искусству врачевания.

2. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательностью.

3. Врач не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискредитировать. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, сделаны в неоскорбительной форме, желательно в личной беседе, прежде чем о них будет проинформировано медицинское сообщество или вопрос будет вынесен на обсуждение этического комитета (комиссии). Медицинское сообщество обязано оказывать помощь врачу в восстановлении его профессиональной репутации.

4. В трудных клинических случаях опытные врачи должны давать советы и оказывать помощь менее опытным коллегам в корректной форме. Но за процесс лечения всю полноту ответственности несет только лечащий врач, который вправе принять рекомендации коллег или от них отказаться, руководствуясь при этом исключительно интересами больного.

5. Врачи – руководители научных и лечебных учреждений обязаны заботиться о повышении профессиональной квалификации своих коллег-подчиненных.

6. Врачи обязаны с уважением относиться к другому медицинскому и вспомогательному персоналу учреждения, постоянно заботясь о повышении его квалификации.

IV. Врачебная тайна

1. Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе.

2. Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др.).

3. Медицинская информация о пациенте может быть раскрыта:

o по ясно выраженному письменному согласию самого пациента;

o по мотивированному требованию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда;

o если сохранение тайны существенным образом угрожает здоровью и жизни пациента и (или) других лиц (опасные инфекционные заболевания);

o в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых эта информация является профессионально необходимой.

4. Врач должен следить за тем, чтобы лица, принимающие участие в лечении больного, также соблюдали профессиональную тайну.

5. Лица, пользующиеся правом доступа к медицинской информации, обязаны сохранять в тайне все полученные о пациенте сведения.

6. В процессе научных исследований, обучения студентов и усовершенствования врачей должна соблюдаться врачебная тайна. Демонстрация больного возможна только с его согласия.

V. Научные исследования и биомедицинские испытания

1. Перед началом биомедицинских исследований, в том числе апробации новых лекарственных средств, биологически активных добавок, способов обследования и методов лечения врач должен получить согласие на их проведение этического комитета (комиссии или ученого совета) учреждения с утверждением плана (протокола) предполагаемого исследования, в котором должны быть четко определены цели и этические аспекты, ход эксперимента, возможные осложнения.

2. Испытуемый после ознакомления с целями, методами, потенциальной пользой и возможным риском должен дать свое явно выраженное письменное согласие на участие в исследовании, которое по желанию пациента может быть беспрепятственно на любом этапе денонсировано им.

3. В отношении пациентов, неспособных дать осознанное согласие на участие в исследовании, согласие должно быть получено в письменной форме от родителей или другого законного представителя – юридически ответственного лица. Подобные исследования могут проводиться только в интересах спасения жизни, восстановления или поддержания здоровья исследуемого, без нанесения ему вреда, ухудшения здоровья и течения имеющегося заболевания.

4. Биомедицинские исследования на людях могут проводиться врачами в следующих случаях:

o если они служат улучшению здоровья пациентов, участвующих в эксперименте;

o если они вносят существенный вклад в медицинскую науку и практику;

o если результаты предшествующих исследований и данные научной литературы не свидетельствуют о риске развития осложнений.

5. Биомедицинские исследования на людях должны проводиться квалифицированными в научном плане врачами-исследователями под наблюдением компетентных специалистов. Исследователи обязаны прервать испытание в случаях появления признаков, опасных для жизни и здоровья испытуемого. Испытания на беременных женщинах, плодах и новорожденных запрещаются.

6. Испытатели обязаны застраховать свою ответственность на случай причинения неумышленного вреда здоровью испытуемых.

7. В экспериментах на животных врач-исследователь должен соблюдать принципы гуманности, облегчая по мере возможности их страдания, стремиться к сокращению числа экспериментальных животных в максимально возможной степени.

8. О результатах своих исследований врач после оформления авторского права на открытие, изобретение и другое должен через доступные ему средства профессиональной информации оповестить своих коллег.

9. Врачи, особенно руководители научных коллективов, в научных публикациях должны строго соблюдать авторские права. Включение себя без достаточных оснований в авторский коллектив, либо умалчивание фамилий лиц, активно участвовавших в исследованиях, является нарушением принципов профессиональной этики.

VI. Помощь больным в терминальном состоянии

1. Врач должен приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить больному необходимую медицинскую помощь в экстремальных условиях.

2. Врач не должен прибегать к эвтаназии, равно как и привлекать к ее исполнению других лиц, но обязан облегчить страдания больных, находящихся в терминальном состоянии, всеми доступными, известными ему и разрешенными способами.

3. Вопрос о прекращении реанимации, особенно в случаях, если нет энцефалографических подтверждений полного прекращения мозговой деятельности, следует по возможности решать коллегиально.

4. Врач должен способствовать пациенту в осуществлении его права воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии.

VII. Трансплантация, репродукция, геном человека

1. Действия врача, его морально-этическая ориентация при трансплантации человеческих органов и тканей, вмешательстве в геном человека, в репродуктивную функцию определяются этико-правовыми и законодательно-нормативными актами РФ, Всемирной Медицинской Ассоциации и Всемирной Организации Здравоохранения.

2. Врач не должен эти области науки и практики использовать для извлечения личной финансовой выгоды.

1. Врач не должен участвовать в рекламировании средств и методов профилактики, диагностики, лечения и особенно лекарственных препаратов, не разрешенных к применению федеральными органами здравоохранения, равно как и наркотических средств, алкоголя, табачных изделий.

2. Публикации медицинского характера, выступления врачей на научных форумах, просветительская деятельность в прессе, на радио и телевидении должны быть безупречными в этическом плане, ограничиваться объективной научно-практической информацией и не содержать элементов недобросовестной конкуренции, рекламы и саморекламы.

3. Врач обязан сообщать в Фармакологический государственный комитет МЗ РФ или в Федеральный центр по изучению побочных действий лекарств МЗ РФ о наблюдаемых им всех неизвестных, нежелательных побочных действиях лекарственных препаратов.

4. В информационных мероприятиях, организованных с участием фирм- производителей лекарственных средств и медицинской техники, врач должен, прежде всего, ориентироваться на информационные цели и лично не проводить рекламную работу среди больных по покупке указанных средств до их государственной регистрации в установленном порядке.

5. В интересах обеспечения жизни и здоровья граждан России врач не должен пропагандировать и применять в целях профилактики и лечения методов и средств оккультно-мистического и религиозного характера.

IX. Врачебные справки

Врачебные справки врач может выдать только в соответствии с действующими законодательными, нормативно-методическими и инструктивными документами.

Настоящий кодекс действует на всей территории Российской Федерации и обязателен для всех врачей, входящих в Российскую медицинскую ассоциацию, ее региональные отделения (филиалы), а также профессиональные объединения, признавшие Кодекс врачебной этики официально. Врач, не входящий в профессиональные ассоциации, объединения, может лично принять Кодекс врачебной этики и руководствоваться им в своей профессиональной деятельности.

Нарушение медицинской этики

На прием к знакомому врачу пришел больной и сказал:

Я пришел к тебе, чтобы ты посмотрел назначенные мне врачом лекарства и сказал, не ядовитые ли они и могу ли я их принимать.

Заинтригованный таким необычным обращением, врач спросил у больного, почему тот думает, что лекарства могут быть ядовитыми.

Как же,- ответил больной,- неделю тому назад я был на приеме у врача Н. Тот выписал мне лекарства, которые я тотчас же купил в аптеке. По дороге домой мне повстречался другой врач, которому я показал купленные мной лекарства. Этот врач просмотрел их и сказал: «Ни в коем случае не принимай эти препараты! Они же, как яд для тебя». И выписал мне другие. Я купил выписанные им лекарства, хотел было их принимать, но потом подумал: если один врач мог выписать мне ядовитые лекарства, то почему этого не мог сделать другой? Поэтому я и пришел к тебе, чтобы ты решил, можно ли их принимать.

Таким образом, слово, пущенное, чтобы опорочить другого, оборачивается бумерангом и бьет по его же автору. Во врачебной практике много очень поучительных случаев подобного бумеранга.

Врач-отоларинголог в присутствии студентов осматривал больного. Придавив шпателем его язык и заглядывая в рот, он сказал:

Ну и ну! И кто же это вас оперировал? Да за такую технику операции врачу руки надо отрубать.

Больной что-то пытался сказать, но врач не позволил и стал демонстрировать его студентам:

Посмотрите, какие грубые рубцы. Как будто мясник орудовал, а не врач оперировал.

Наконец, вдоволь, иронизировав над «горе-врачом», он разрешил больному закрыть рот. Тогда больной преспокойно сказал:

Доктор, а ведь это вы оперировали меня несколько лет назад.

Врач, то бледнея, то краснея, стал лепетать какие-то оправдательные фразы...

Одиннадцатимесячный малыш долго страдал гноетечением из уха. И мать больного попросила терапевта устроить консультацию профессора-отоларинголога. Ее принял профессор, и после консультации она вернулась сообщить терапевту результат.

Профессор принял меня очень хорошо, внимательно осмотрел ребенка, сказал, что необходимо интенсивное лечение, и назначил ряд лекарств и процедур. Но когда он вышел за дверь, присутствовавшая на консультации врач, фыркнула и сказала: «И что за лечение он вам назначил! Лучше приходите ко мне, и я вылечу вашего малыша».

Пренебрежительное высказывание о своем коллеге, тем более в присутствии больного, является грубым нарушением врачебной этики, и во все времена осуждалось врачами и общественностью. Нарушения врачебной деонтологии несколько чаще проявляются в отношении старших товарищей к младшим. В коллективах со здоровым микроклиматом наблюдается бережное отношение к младшему коллеге, и если выявляются ошибки в диагностики и лечении, то замечания делаются в доброжелательной и корректной форме, лучше всего наедине и никогда не делаются в присутствии больного.

За консультацией к врачу – гинекологу обратилась женщина 40 лет. Врач, с первой минуты приёма произвела впечатление человека раздражённого, относящегося к пациенту с пренебрежением, вела беседу с позиции превосходства, всем своим видом и манерой поведения давая понять, что пациентка, пришедшая к ней за советом и помощью, безграмотная и тёмная, ничего не понимающая в женском здоровье. Таким образом, взрослая, образованная, адекватная женщина, пришедшая к врачу по весьма деликатному вопросу, получила в ответ испорченное настроение и желание больше никогда не обращаться к данному специалисту. Допускаю, что врач может являться неплохим профессионалом с чисто технической точки зрения, но где, же врачебная этика? Врач, в первую очередь, обязан быть тонким психологом и проявлять доброжелательность по отношению к пациенту. Женщин агитируют внимательно относиться к своему здоровью, но после знакомства с вышеупомянутым доктором у них может пропасть всякое желание идти на приём в медицинское учреждение.

Нарушение врачебной тайны. Медосмотр в детсаду.

В детсаду на всеобщее обозрение вывесили диагнозы детей после осмотра лор-врача и невролога. Списки висели на входе в группу.

Медицинская сестра беседовала в коридоре ДОУ с воспитателем. Во время разговора она поведала о том, "какие нынче пошли диагнозы" – раньше, мол, дети из нормальных семей вшей в учреждение не приносили. Когда воспитатель поинтересовалась, кто этот ребенок, ей была названа фамилия. Разговор слышали дети, и уже на следующий день мальчика дразнили все его одногруппники, отказывались общаться с ним, хотя он уже был здоров. Родители ребенка потребовали уволить сотрудниц и компенсировать моральный вред.

У больного 1937 года рождения сахарный диабет и недавно перенес третий инсульт! После второго прихода, терапевт больному сказала: "Вы обречены и больше меня и скорую помощь не вызывайте! (я им сказала чтобы на этот адрес не выезжать!)"

Главврач городской поликлиники Тобольска привлечен к административной ответственности за разглашение врачебной тайны.

Административное дело в отношении медработника было возбуждено городской прокуратурой по заявлению 40-летнего местного жителя. Согласно заявлению, осенью прошлого года одна из коммерческих организаций направила в поликлинику запрос о предоставлении информации о лечении своего сотрудника.

Запрашиваемые данные были переданы коммерческой организации главным врачом поликлиники. В отношении провинившегося медработника было возбуждено дело об административном правонарушении. По итогам рассмотрения дела в суде главный врач был оштрафован на 4 тысячи рублей.

Этика медицинского работника - это моральные нормы, относящиеся к специальным вопросам медицинской профессии. Помимо общечеловеческих моральных принципов, медицинский работник должен обладать и такими моральными (нравственными) качествами, которые вытекают из особенностей его деятельности.

Поведение медицинского работника должно соответствовать принципам нашего здравоохранения. Лучшим представителям его всегда было присуще бескорыстие, глубокий демократизм, гуманное отношение к больным. Образцами в этом отношении должны служить Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и др. Этим крупнейшим врачам был чужд дух чинопочитания, карьеризма, приспособленчества.

Большую роль в формировании нравственного облика русского врача сыграли лучшие деятели земской медицины. Они были не только медиками, но и просветителями, гуманистами, распространявшими в меру своих возможностей культуру в русской деревне.

Передовые русские врачи были активными общественными деятелями. Высокие образцы морального облика проявили врачи, работавшие во время эпидемий холеры, оспы, чумы.

В наше время указанные этические принципы получили дальнейшее развитие, и сейчас медицинские работники в любой обстановке и в любое время приходят на помощь больному. Их не разделяют теперь ни сословные перегородки, ни денежная зависимость.

Особо следует сказать о так называемой врачебной (или шире - вообще медицинской) тайне. Это вопрос этики медицинского работника. Благодаря особенностям работы медиков больной открывает им глубочайшие свои переживания, делится такими сведениями о своих семейных и других делах, которые он не сообщает никому другому. Могут быть сведения и такого характера, которые больной доверяет лишь врачу или медицинской сестре. Если доверенные больным сведения не являются общественно вредными, не следует их кому-либо сообщать.

К этическим вопросам относится и собственная репутация среднего медицинского работника. Эта репутация должна быть безупречной. Медицинский работник не может, например, эффективно принимать участие в лечении страдающих алкоголизмом, если известно, что он пьет; если фельдшер или медицинская сестра курят в присутствии больного, они не смогут убедить его в том, что курить вредно. Наконец, медицинский работник должен оставаться на высоте и в сексуальном отношении. Иногда в процессе собирания анамнеза, а также во время проведения индивидуальных психотерапевтических бесед приходится касаться различных проблем полового характера. Медицинские работники, особенно работающие в области урологии, сексологии, гинекологии и венерологии, также соприкасаются с этими проблемами. В связи с этим особенно необходим чуткий и тактичный подход к больным; поведение всех медицинских работников в этих ситуациях должно быть безупречным.

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice– изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon– долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), – совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

Научный – раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

Практический – область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному. Ещё Ибн Сина требовал особого подхода к больному: «Тебе должно знать, что каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично. Редко бывает или совсем невозможно, чтобы кто-нибудь имел одинаковую с ним натуру». Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его неосторожным высказыванием.

Поведение врача и с точки зрения его внутренних устремлений, и с точки зрения его внешних поступков должно мотивироваться интересами и благом пациента. "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного", - писал Гиппократ. Практическое отношение врача к человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно, является основной чертой профессиональной врачебной этики. Гиппократ справедливо отмечал непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессиональной деятельности врача. Человеколюбие не только является основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех врачебной деятельности, в значительной степени определяя меру врачебного искусства. "Где любовь к людям - писал Гиппократ, - там и любовь к своему искусству"

Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, аккуратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями. Ещё в древней медицине врач говорил своим ученикам-последователям: «Ты теперь оставь свои страсти, гнев, корыстолюбие, безумство, тщеславие, гордость, зависть, грубость, шутовство, фальшивость, леность и всякое порочное поведение».

PRIMUMNONNOCERE(лат.) - ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕ НАВРЕДИ – это высказывание является главным этическим принципом в медицине.

Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики. Неправильная диагностика, лечение, поведение врача, представителей среднего и младшего медицинского персонала могут привести к физическим и нравственным страданиям пациентов. Недопустимы такие действия медицинского работника, как разглашение врачебной тайны, отказ в медицинской помощи, нарушение неприкосновенности частной жизни и пр.

Уход за больным предполагает, помимо всего прочего, также соблюдение определённых правил общения с ним. Важно уделять пациенту максимум внимания, успокаивать его, разъяснять необходимость соблюдения режима, регулярного приёма лекарств, убеждать в возможности выздоровления или улучшения состояния. Нужно соблюдать большую осторожность при разговоре с больными, особенно страдающими онкологическими заболеваниями, которым не принято сообщать истинный диагноз. И в настоящее время остаётся значимым высказывание великого врача древности, отца медицины Гиппократа: «Окружи больного любовью и разумным утешением, но, главное, оставь его в неведении того, что ему угрожает». В некоторых странах больного всё же информируют о серьёзности заболевания, в том числе и о возможном летальном исходе (лат. letalis - смертельный), исходя из социально-экономических соображений. Так, в США пациент даже вправе возбудить судебное дело против врача, скрывшего от него диагноз раковой опухоли.

Ятрогенные заболевания

Нарушение деонтологических принципов общения с больным может привести к развитию у него так называемых ятрогенных заболеваний (греч. -iatros– врач, -gепеs– порождаемый, возникающий). Ятрогенным заболеванием (ятрогенией) называют патологическое состояние пациента, обусловленное неосторожными высказываниями или поступками врача или другого медицинского работника, которые создают у человека представление о наличии у него какого-либо заболевания или об особой тяжести имеющейся у него болезни. Неадекватные, ранящие и вредящие пациенту словесные контакты могут привести к различным психогенным ятрогениям.

Однако ещё более 300 лет назад «английский Гиппократ» Томас Сиденхем (1624–1689) подчёркивал опасность для пациента не только действий медицинского работника, травмирующих психику больного, но и других возможных факторов – нежелательных последствий медицинских манипуляций. Поэтому в настоящее время к ятрогенным относят любые заболевания, возникновение которых связано с теми или иными действиями медицинских работников. Так, кроме описанной выше психогенной ятрогении (ятропсихогении), выделяют:

Ятрофармакогении: следствие медикаментозного воздействия на больного – например, побочные действия препаратов;

Манипуляционные ятрогении: неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования – например, осложнения при проведении коронароангиографии;

Комбинированные ятрогении: следствие воздействия нескольких факторов;

Так называемые немые ятрогении – следствие бездействия медицинского работника.


Врачебная тайна

К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость сохранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о больном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфицирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др.

В этих случаях медработники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведениях. С целью проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге при выявлении инфекционного заболевания, пищевого отравления или педикулёза медицинская сестра в течение 12 ч с момента установления диагноза обязана информировать санитарно-эпидемиологическую станцию по телефону и одновременно направить туда заполненный бланк экстренного извещения (форма №058/у).

Ошибки и медицинские правонарушения

Соблюдение медицинским работником морально-этических норм предусматривает не только выполнение своих обязанностей, но и несение ответственности за уклонение или непрофессиональное выполнение своих обязанностей.
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993) регламентируют юридическую ответственность медицинского работника за причинение вреда здоровью граждан.

Ст. 66 – «Основания возмещения вреда, причинённого здоровью граждан».

Ст. 67 – «Возмещение затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий».

Ст. 68 – «Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья».

Ст. 69 – «Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья».

Православие и медицинская этика

Православие, являясь исторически и логически первым христианским вероучением, сформировало традицию онтологического понимания нравственности, т.е. глубинной включенности нравственности в единое и целостное "устроение мира".

Именно поэтому в православной нравственной моральные ценности и первая из них - любовь к Богу и ближнему - не только желательная норма поведения. Это - принцип бытия, закон "устроения мира", без соблюдения которого распадается "связь времен" и смыслов, одним из звеньев которой является смысл человеческой жизни. Смысл же человеческой жизни в христианской этике непосредственно связан со служением ближнему.

В связи с этим, врачевание по сути дела - одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой максимально совпадает с "деланием добра", с христианскими ценностями милосердия, человеколюбия и спасения жизни. Не случайно первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосердия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях. "Такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и никогда не может погибнуть" (Иоанн Златоуст).

Реферат

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С БОЛЬНЫМИ И ИХ РОДСТВЕННИКАМИ

Реферат
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ МЕЖДУ СОБОЙ

Этика медицинская



родителями.




Медицинская сестра и коллеги.
Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия – обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: “Мы обсудили и решили...”. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным – они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: “Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача”. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.

Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей врача является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем. Если пациент не обращается к врачу в последующем, он не верит ему как специалисту. Это уже признак того, что это “плохой” врач, к “хорошему” они идут, даже несмотря на первую неудачу. Значит, врач не сумел наладить контакт и взаимопонимание.

Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками. Но совсем не обязательно сообщать мужу, что вы выполнили операцию по поводу внематочной беременности и пациентка через неделю будет, как “огурчик” - она ей боком выйдет, тем более, что муж полгода был в командировке.
Медицинская сестра и коллеги

Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса. Она должна участвовать в разработке объективных критериев оценки сестринской деятельности и стремиться к тому, чтобы ее деятельность была беспристрастно рассмотрена и оценена коллегами. Медицинская сестра должна избегать отрицательных высказываний о работе коллег в присутствии пациентов и их родственников, за исключением случаев обжалования действий медицинских работников. Завоевание себе авторитета путем дискредитации коллег неэтично.

Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - помочь пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а в случае сохраняющегося сомнения после этого - с вышестоящим руководством.

Участие в медико-санитарном просвещении населения

Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского сообщества - заботиться об обеспечении доступной и качественной сестринской помощи населению. Медицинская сестра должна активно участвовать в медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам сделать правильный выбор между государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Медицинская сестра в меру своей компетенции должна участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждать пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб.

Медицинская деонтология

Необходимо быть внимательным ко всем больным, поскольку для любого больного его болезнь всегда серьезна и тяжела. И поэтому всякое пренебрежение к болезни либо к больному может вести к потере так необходимого в хирургической деятельности контакта с больным. Следует избегать непонятных для больных выражений, например, «желудок в форме крючка», «поперечное положение сердца», «клетки эпителия в моче», «капельное сердце» и т. д., так как больные нередко начинают думать о тяжелых симптомах, фак­тически отсутствующих болезнях. Не нужно в палате обсуждать с больными симптомы, свидетельствующие о благоприятном течении болезни, когда рядом нахо­дятся больные с такими же заболеваниями, но без этих симптомов. Все комментарии должны даваться только одним человеком — лечащим (палатным) вра­чом.

Таким образом, одна из важнейших задач хирур­гической деонтологии — охрана психики больного.

В связи с этим мы считаем неоправданным пра­вило передачи сведений о диагнозе в запечатанном конверте, который выдается на руки больным для вру­чения онкологам и другим специалистам. Этого де­лать не следует, поскольку такие конверты особенно разжигают любопытство больных.

Ни в коем случае нельзя обсуждать с больными выбор диагностических процедур, характер проведен­ных исследований, тактику лечения, необходимость оперативных вмешательств, выбор метода обезболи­вания и т. д. Больному нужно сообщать только аргу­ментированные решения. Сомневаться — дело медика, но не больного. Иногда больной может отказаться от операции на основе дезинформации, сделанной из деонтологических соображений. Например, при раке желудка часто больному сообщают диагноз: «язвен­ная болезнь желудка». Больной зная, что язвенная болезнь может лечиться консервативно, отказывается от операции. В таких случаях необходимо убедить больного, что отказ от операции опасен из-за возмож­ности либо уже наличия признаков ракового перерож­дения язвы, ибо в противном случае принципы деонтологии сводятся на нет, а она превыше всего ставит интересы больного.

Чрезвычайно осторожным нужно быть при разго­ворах в транспорте, лифтах, где могут присутствовать лица, знающие больного, при телефонных разговорах с близкими родственниками больного, так как в по­следнем случае это может быть сам больной. Кроме того, не все родственники должны оповещаться об истинном положении больного. Все разговоры с боль­ным и его родственниками должен вести палатный врач или присутствовать при этом.

Медицинская деонтология

Общение с больным тре­бует максимального такта. Осмотр полости рта, туло­вища, конечностей больного может вызвать у медицин­ской сестры неблагоприятное впечатление, однако ни при каких условиях нельзя проявлять брезгливость, а нужно в дружеском тоне объяснить необходимость соблюдения гигиены для благоприятного исхода ле­чения.

Особенно важны знания деонтологии в хирургии. Психическое состояние хирургического больного под­вергается многим испытаниям, и это требует его объек­тивной оценки и учета при индивидуальной работе с больным. Хирургический больной отличается от всех других тем, что ему предстоит радикальное лечение. При этом практически все больные чего-то боятся: одни — операции, другие — обезболивания, третьи — просто страданий, которые могут быть ощущаемы ими в процессе операции либо после нее. Больные, как пра­вило, чрезвычайно чувствительны ко всему негатив­ному, каждое необдуманное слово, поступок, невыпол­ненное в срок назначение могут стать причиной от­каза даже от жизненно необходимой для них операции. Таким образом, внешний вид и одежда медицинского персонала, пунктуальное выполнение им личной гигиены столь же важны, как и высококвалифициро­ванный уход за тяжелобольным в до- и послеоперационном периоде, умение безболезненно, нежно про­вести ту или иную процедуру.

Часто приходится слышать, что медицинская сестра — помощник врача. Однако всегда ли она должна быть безропотным исполнителем? Если опытная сестра видит ошибки врача, она должна не обсуждать их со своими коллегами, а тактично и, если необходимо, незаметно сказать об этом врачу.

Медицинская деонтология

Слово «деонтология» означает учение о должном (греч. deon — должное, logos — слово, наука, учение). Применительно к медицине под деонтологией пони­мают принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. При этом важное значе­ние придается созданию определенного психологиче­ского климата в коллективе, где имеют значение отношение медицинского персонала к больному, отно­шения между членами коллектива независимо от их ранга. Деонтологические правила сложились в самых различных областях медицины: хирургии, акушерстве, онкологии, венерологии и др., но они имеют общие принципы и, безусловно, профессиональные различия. Большое значение в развитии деонтологии сыграла книга основоположника отечественной онкологии Н. Н. Петрова «Вопросы хирургической деонтологии» (1945), положившая начало регламентации профессиональных взаимоотношений. Практическая деонто­логия — система продуманного, научно обоснованного поведения и специально разработанных конкретных мероприятий психологического воздействия на больного.

В деонтологии как науке много нерешенного, ино­гда спорного, например, насколько подробно следует говорить больному о его болезни, учитывая, какими быстрыми темпами растет медицинская грамотность населения, как объяснить больному либо его родственникам необходимость дачи расписки на операцию? и т. д. Готовых рецептов нет на все случаи жизни и здесь многое зависит от общей культуры медицинского работника и от его жизненного опыта.

Этика медицинская
Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность называется этикой.

Профессиональная этика – это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ.

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией.

Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Термин медицинской деонтологии ввел выдающийся хирург Н.Н.Петров, распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер.

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Особенности деонтологии в педиатрии обусловлены своеобразием детской психики, а также необходимостью контакта в работе не только с детьми, но и с их родителями.
Аспектами медицинской деонтологии являются:


  • взаимоотношения медицинских работников с больными;

  • взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

  • взаимоотношения медицинских работников между собой.

Главными целями профессиональной деятельности медицинской сестры являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней.

Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.

Реализация этических начал в медицине включает:


  • информирование пациента о его правах;

  • информирование пациента о состоянии его здоровья

  • гуманное отношение к пациенту;

  • уважение человеческого достоинства пациента;

  • недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);

  • уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него;

  • уважение автономии пациента;

  • уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;

  • проявление бережного отношения к умирающему больному(дистрибутивная справедливость);

  • хранение профессиональной тайны;

  • поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

  • защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;

  • поддержание уважения к своей профессии;

  • уважительное отношение к своим коллегам;

  • участие в медико-санитарном просвещении населения.

Медицинская сестра и права пациента

Медицинская сестра должна быть правдивой по отношению к пациенту, знать и уважать права пациента и в своей профессиональной деятельности поступать с учетом этих прав.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2. выбор врача с учетом его согласия;

3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6. сохранение медицинскими работниками профессиональной тайны;

7. информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;

8. отказ от медицинского вмешательства;

9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья;

10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13. допуск к пациенту священнослужителя или предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Моральный долг медицинской сестры - информировать пациента о его правах. Она должна сообщать больному имена и должности, принимающих участие в его лечении. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких, по преимуществу, принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом.

Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав

Превыше всего медицинская сестра должна ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Она обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Долг медицинского работника никогда не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей, не ускорять наступление смерти и не способствовать самоубийству больного.

Уважение человеческого достоинства пациента

Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, социального или материального положения и других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна учитывать личные нужды пациента, уважать его право на участие в планировании и проведении лечения. В общении с больными никогда не следует забывать о следующих правилах: всегда внимательно выслушивать пациента, задавая вопрос, всегда обязательно дождаться ответа, излагать свои мысли ясно, просто, доходчиво. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию.

Прежде всего - не навреди

Главным этическим принципом в медицине является принцип – не навреди. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента – есть первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к судебной ответственности.

Недопустимо нанесение морального или физического ущерба пациенту ни намеренно, ни по небрежности, ни по причине профессиональной некомпетентности. Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу за больным, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. Риск, сопровождающий медицинское вмешательство, не может быть выше ожидаемой пользы. Произведя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него

Очень важным принципом в современном здравоохранении является принцип информированного добровольного согласия. Этот принцип означает, что медицинский работник должен максимально полно информировать больного и дать ему оптимальные советы. Только после этого больной должен сам выбрать свои действия. При этом в нашей стране закон дает право пациенту получать всю информацию. Предоставление неполной информации является обманом. Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно, то есть без какого-либо принуждения или обмана и при ясном понимании характера воздействия на его физическое или психическое здоровье. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. Если пациент не в состоянии выразить свою волю, медицинская сестра вправе осуществлять показанные ему неотложное медицинское вмешательство, в пределах своей компетентности, на основе своего собственного решения.

Право пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь (дистрибутивная справедливость)

В современных условиях особенно важен принцип дистрибутивной справедливости, который означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. К сожалению, дистрибутивная несправедливость особенно часто возникает при распределении дорогостоящих лекарств, используемых сложных оперативных вмешательств и т.п. При этом наносится огромный моральный ущерб тем больным, которые в силу ряда причин обделены тем или иным видом медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Она несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры - оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

Медицинская сестра и умирающий больной

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему пациенту возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему пациенту и его семье психологической поддержки. Преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтичны и недопустимы.

Обязанность хранить профессиональную тайну

Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию: о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Не подлежат огласке также сведения о физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств и т.п. Целью сохранения профессиональной тайны является предотвращение возможного причинения больному морального или материального ущерба. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в следующих случаях, предусмотренных законом:


  • в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю,

  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний,

  • по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства,

  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей,

  • при наличии оснований позволяющих предполагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Но и при вышеназванных обстоятельствах пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональной тайны.

Профессиональная компетентность

Медицинская сестра должна всегда поддерживать профессиональный уровень своей деятельности. Постоянное накопление специальных знаний и умений - профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Профессиональная компетентность дает медицинской сестре моральное право самостоятельно принимать соответствующие решения в неординарных ситуациях и осуществлять руководство младшим медицинским персоналом.

Защита пациента от некомпетентного медицинского вмешательства

Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента. Она обязана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, систему здравоохранения в целом и применение методов традиционной медицины, в частности. Моральная обязанность медицинской сестры - активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, других лиц, занимающихся сомнительной медицинской практикой. Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохранения, Ассоциацию медицинских сестер, предпринимая меры по защите интересов пациента от сомнительной медицинской практики.

Уважение к своей профессии

Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию сестринской профессии. Она несет личную моральную ответственность за поддержание на должном уровне и совершенствование стандартов сестринского дела. Медицинская сестра должна критически оценивать уровень своей профессиональной подготовки и практических навыков и не претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает. Право и долг медицинской сестры - отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость. Она должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе этого лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Медицинская сестра вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Медицинская сестра не должна допускать злоупотребления своим профессиональным положением и своими знаниями. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.

Однако имеются и общие правила, которым всегда необходимо следовать:

а) каждый должен знать и строго выполнять свои обязанности;

б) постоянно повышать свой профессиональный уровень;

в) научить товарища тому, что знаешь сам;

г) медицинская сестра должна быть универсалом (манипуляционной, пере­вязочной, процедурной и т. д.);

д) не брезговать так называемой грязной работой.

ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ (греч, deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) – совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному максимально возможной помощи, имеющая целью исключить возможность причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного и профилактике болезней.

Деонтология медицинская отражает гуманистическую сущность медицины и включает сложившиеся в результате исторического опыта правила выполнения медиками своих профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношений с больным, его родственниками и близкими, с коллегами по профессии. Медработник, отвечающий требованиям Деонтология медицинская, обладает такими качествами, как способность к состраданию, готовность пожертвовать своими интересами и удобствами, если это необходимо для спасения жизни или облегчения страданий больного; терпимость, чуткость, предупредительность; стремление к совершенствованию профессиональных знаний; настойчивость в оказании помощи больному. К области деонтологии медицинской относятся и важные нравственно-юридические проблемы, в т. ч. касающиеся ответственности медработника за жизнь и здоровье больного, вопросов соблюдения врачебной тайны, предупреждения ятрогенных заболеваний.

На разных этапах исторического развития нравственные требования к представителям мед. профессии изменялись в соответствии с особенностями этики общества (см. Этика медицинская), однако еще в античной медицине они приобрели гуманистическую направленность. Особенно важная роль в определении нравственных начал мед. деятельности принадлежит Гиппократу. Деонтологические принципы, изложенные в его "Клятве", актуальны и в настоящее время, причем они в большой мере могут быть отнесены к деятельности не только врачей, но и средних медработников. На формирование отечественной деонтологии оказали влияние гуманистические идеи русских революционеров-демократов А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, высокие нравственные принципы мед. деятельности М. Я. Мудрова, Н. И. Пирогова, С. П. Боткина и других выдающихся русских клиницистов.

По мере развития медицины постоянно усложняется деятельность средних медработников. Они работают со сложной мед. техникой, выполняют многие ответственные манипуляции, которые до недавнего времени осуществляли только врачи. В современных условиях для ухода за больным фельдшер, акушерка, медсестра должны овладевать все более сложными научными, а также техническими познаниями и навыками. В связи с этим особенно большое значение приобретают квалификация средних медработников и рациональная организация их деятельности на более высоком профессиональном уровне.

Успешное осуществление диагностических и лечебных мероприятий, качественного ухода за больными возможно только тогда, когда весь коллектив мед. учреждения и каждый член этого коллектива постоянно соблюдают требования деонтологии. Необходимым является установление контакта и доверительных взаимоотношений с больным. Этому способствуют здоровый психологический климат в лечебном учреждении, атмосфера внимания к больному, заботы о нем, четкость выполнения диагностических и лечебных процедур, хорошие деловые, основанные на взаимном уважении и доверии отношения между сотрудниками.

Большое значение имеет первое знакомство с больным, пришедшим на прием или поступившим в стационар. Недопустимы формальное отношение, безучастность к больному. Приспособление к больничной обстановке не должно быть для больного большой нагрузкой; медперсоналу следует с первых часов пребывания больного в лечебном учреждении окружить его заботой, обеспечить его быт, организовать полноценный и своевременный уход. Очень важно, чтобы не только медперсонал, но и больной был уверен в готовности персонала к своевременному и квалифицированному оказанию медпомощи. В поведении врачей и медсестер, в том, как назначаются лекарства и процедуры и как выполняются назначения, больной должен видеть и чувствовать заинтересованность его судьбой, ответственное отношение к его здоровью.

При выборе формы общения с больным следует учитывать его эмоциональное состояние, интеллект, образование, профессию, особенности личности. Важно выработать умение слушать пациента, снимать с него напряжение в процессе беседы, устранять страхи, беспокойство, вселять уверенность в его силы. В разговоре с больным необходимо следить не только за содержанием, но и за формой речи, помнить, что для больного значимы и тон, и мимика, и жесты. Характер и направленность бесед могут и должны меняться в зависимости от периода болезни, настроения больного. Умелое и осторожное проникновение в мир больного возможно лишь при искреннем сочувствии к его страданиям. Поэтому недопустимо доверять работу с больным тем медработникам, кто душевно очерствел, утратил способность к состраданию, стал формально относиться к выполнению профессиональных обязанностей. Плохо, если объектом ухода и лечения является обезличенный больной, а не конкретная человеческая личность. В подобных случаях отношения между медсестрой и больным носят официальный, формальный характер. Бесспорно, всегда важны специальные профессиональные знания и навыки, однако их может быть недостаточно при отсутствии чуткости, предупредительности, внимания, доброжелательности.

Больной, как правило, легко улавливает любую фальшь при обращении к нему и болезненно переживает это. Сочувствие, терпение, вежливость - составные элементы хорошего стиля работы медсестры. В то же время нежность, теплота в отношении медсестры к больному никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживанию, к недозволенным отношениям. Лучшая защита от опасности быть неправильно понятой - искренность и доброжелательность при проявлении внимания к больному.

Медсестра должна иметь аккуратный внешний вид, быть собранной, приветливой; неуместны капризность, раздражительность, а также жалобы больному на тяготы своего труда. Недопустимы сплетни, фамильярность, которые мешают нормальным отношениям между сестрой и больным.

Одно из важнейших требований деонтологии – сохранение тайны больного. Больной в страхе перед болезнью и ее возможными тяжелыми исходами ищет сочувствия, откровенности, нередко делится с медсестрой своими сокровенными мыслями, которые, как и различные сведения о больном, содержащиеся в истории болезни, не должны стать достоянием других людей. Необходимость сохранения в тайне сведений о больном отмечена в советском законодательстве. Исключение касается только заболеваний, которые могут представлять угрозу обществу (напр., распространение инф. болезней, тяжелые заболевания с нарушением зрения у водителей транспорта); о них медработники должны официально уведомлять соответствующие организации.

Осведомленность больного о тяжелом заболевании, как правило, снижает эффективность лечения. Поэтому в документах, выдаваемых пациенту, нередко не упоминается название тяжелого заболевания или настораживающие результаты проведенных обследований. Полную информацию в таких случаях получает один из близких родственников больного. Взаимоотношения между медработниками и родственниками больных также являются важной проблемой деонтологии медицинской. Во всех случаях они должны складываться с учетом интересов больного.

Профессия врача и в древние времена, и сегодня является одной из самых гуманных, что приводит суть и значение отношения общества к представителям этой профессии. Каждый человек в течение жизни хотя бы раз сталкивалась с необходимостью обращения к врачам по поводу тех или иных болезней. Любой человек, пришедший на прием к врачу, имеет право надеяться на достойное, уважительное отношение. Именно этими проблемами и занимаются врачебная этика и деонтология.

Для понимания сути этого явления является важным использование правильной терминологии1. С позиций социального регулирования медицинской деятельности врачебная (медицинская) этика - это разновидность профессиональной этики, включая совокупность морально-этических правил и принципов оказания медицинской помощи. Медицинская этика служит своеобразной теоретической основой, обоснованием морально-этического поведения медицинских работников. Деонтология (от греч. Deon, deontos - надлежащее; должное + logos - учение) может рассматриваться как составная часть медицинской этики, своего рода ее практическое применение, которая занимается проблемами надлежащего поведения медика при непосредственном выполнении своих профессиональных обязанностей.

Основателем врачебной этики заслуженно считается Гиппократ, систематизировал правила медицинской этики, существовавших на то время, на основании многовекового опыта медицины. Его труды "Клятва", "О враче", "О приличную поведение" содержали кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто выбрал лечение своей профессией. Именно Гиппократу принадлежит известное высказывание: "Медицина есть благородное из всех искусств». Термин "деонтология" ввел в обиход английский философ И. Бентам в своей книге "Деонтология, или наука о морали". Деонтология несколько противопоставлялась этике, поскольку если этика в общепризнанном тогда понимании была социальным институтом, изучал правильное поведение людей в обществе, то деонтология понималась как личное поведение индивида.

Приоритет среди врачей в вопросах врачебной этики принадлежит выдающемуся клиницисту С.П. Боткину, впервые в практике российской медицины обосновал необходимость создания этического кодекса российского врача. Проблемы деонтологии в медицине впервые были освещены в работах известного хирурга-онколога М.М. Петрова, который раскрыл содержание деонтологии и показал пути ее развития.

Часто актуальностью проблем законотворчества и необходимостью в связи с дым быстрого принятия новых правовых актов объясняется некоторое пренебрежение законодателей и невнимание к вопросам медицинской этики и деонтологии, что является недопустимым. Поверхностный, недостаточно отработан, созданный без учета этических и деонтологических предпосылок правовой акт, несомненно, более вреден, чем полезен. Известно, что большое количество положений современной медицинской этики сформирована на основе древних постулатов. Широкое распространение в медицине имеет выражение: "Salus aergoti suprema lex" ("Благо больного - высший закон»). Здесь, несомненно, кроется одна из главных составляющих всего смысла этического направления в медицине. Речь идет об основном принципе медицинской деятельности, согласно которому главным правилом, "высшим законом" для врача при выполнении им профессиональных обязанностей является и должен быть приоритет больного, его блага, его здоровье. На сегодняшний день этот принцип может быть востребован и в процессе медицинской законотворчества: правовые акты в системе здравоохранения должны быть ориентированы на больного, на его права и соблюдения его законных интересов.

Существует достаточное количество документов по врачебной этики и медицинской деонтологии. В течение весьма длительного времени этические положение не подвергались кодификации и существовали или в виде отдельных положений и высказываний, или в виде переведенных и адаптированных работ древних мыслителей (Гиппократ, Гален и др.). На сегодня, как правило, врачи ориентируются на документы, принятые во второй половине XX - начале XXI в., В эпоху мировых интеграционных процессов. С позиций уровней социального регулирования медицинской деятельности и вопросам медицинского права необходимо проанализировать основные из них.

Женевская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации, принятая в 1949 p., С изменениями и дополнениями 1 968 и 1983 pp., Ориентирована на выпускников медицинских вузов - будущих врачей. Декларация является своеобразной клятвой врача, содержит ряд положений, которые целесообразно привести в связи с данной проблематикой правового регулирования медицинской деятельности. "Я буду выполнять свой профессиональный долг честно и с достоинством" или "Я не позволю из соображений религии, национальности, расы, политических убеждений или социального происхождения помешать выполнению моего долга и предстать между мной и моим пациентом". Нравственные ценности, отраженные в этой Декларации, с определенными изменениями присутствуют и в правовых актах о медицине. В полной мере за такие можно считать положение об обязанности врача независимо от социальных и других признаков пациента предоставлять последнему помощь (а это уже не пожелание, не только право пациента, а обязанность врача). В случае непредоставления медицинской помощи врачом уже речь идет о юридической ответственности, вплоть до уголовной.

Международный кодекс медицинской этики, принятый Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации в 1948 p., С изменениями и дополнениями 1968 года, 1983, 1 994 pp., - Документ, определяющий критерии неэтичности в поведении медицинского работника, а также обязанности врача по отношению к больному и друг к другу. Важным является положение, при котором "всегда, когда обследования или лечения требуют знаний, превышающих его (врача - Авт.) Способности, он должен пригласить других врачей, имеющих соответствующую квалификацию". Ярко выраженный правовой характер, коллегиальный принцип принятия решений в ряде случаев в клинической медицине базируется именно на таком этическом положении.

Врачебная тайна, как понятие, что нашло свое отражение в правовых документах по охране здоровья, также представлена в Международном кодексе медицинской этики. Речь идет о положении Кодекса: "Врач должен сохранять абсолютную конфиденциальность во всем, что касается пациентов, которые ему доверяются". В этом тоже проявляется связь морально-этических и правовых норм в регулировании медицинской деятельности.

Декларация о независимости и профессиональной свободе врача, принятая Всемирной Медицинской Ассоциацией В 1986 p., Определяет приоритеты профессиональной независимости врача. "Профессиональная свобода врача предполагает свободу от постороннего вмешательства в лечебный процесс. Всегда и везде следует охранять и защищать независимость профессиональных медицинских и этических решений врача" - так в Декларации провозглашается независимость врача при исполнении профессиональных обязанностей. Речь идет не о вопросе административной подчиненности, а, прежде всего, о свободе принятия решений о пользе больного - тактики и схемы лечения, применения тех или иных методов, иными словами - всего того, что направлено на благо больного.

Период демократических преобразований в Украине характеризуется принятием ряда документов, посвященных морально-этическом и деонтологических регулированию медицины. Обращаем внимание на ст. 76 Основ законодательства Украины о здравоохранении - "Присяга врача" и Клятву врача, утвержденной Указом Президента Украины 15 июня 1992. Эту клятву должны давать все выпускники высших учебных заведений Украины. Получая звание врача, выпускник клянется "все знания, силы и умения отдавать делу охраны и улучшения здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, оказывать медицинскую помощь всем, кто в ней нуждается, хранить врачебную тайну, соблюдать правила профессиональной этики...". Анализ этого документа дает возможность сделать вывод, что этот акт содержит все важные нормы медицинской этики и деонтологические принципы, учитывает международный опыт и этические нормы клятвы Гиппократа. А. Савицкая отметила, что главное значение присяги врача - это выражение общественного долга медицинских работников. Обязанности, закрепленные в присяге, моральные требования к профессии, получили правовое закрепление. Как отмечала автор, нормы, предусматривающие обязанности врача в присяге, сочетают в себе качества юридического веления с качествами морально-идеологического императива: это такие правовые нормы, которые определяют надлежащее поведение врача в сфере его профессиональной деятельности не только с точки зрения права, но и морали1.

В Украине на сегодня еще нет Этического кодекса украинского врача, хотя имеются многочисленные авторские наработки в этом направлении. В частности, разработаны авторский проект Этического кодекса украинского врача, который был подан на первый Национальный конгресс по биоэтике. Этот кодекс предлагается утвердить Ассоциацией врачей и сделать сводом моральных норм, за нарушение которых предусматривается применять средства общественного воздействия. Авторы учебника поддерживают предложение об уместности разработки и принятия Этического кодекса врача Украины, который структурно может выглядеть так:

Раздел I. Общие положения, в котором были бы закреплены этические основы профессиональной деятельности врачей, принципы оказания медицинской помощи, нравственные ориентиры и задачи профессиональной врачебной деятельности;

Раздел II. Общие обязанности врачей, где можно было бы предусмотреть общие обязанности врачей и их назначение в обществе, цели и условия врачебной деятельности;

Раздел III. Специальные обязанности врачей, в котором отдельными подразделениями можно определить:

Врач и пациент, где уместно осветить права пациентов, регламентировать реализацию этих прав через обязанности врачей;

Врач и права членов семьи, законных представителей;

Взаимодействие и отношения с коллегами и другими работниками системы здравоохранения;

Раздел IV. Ответственность за нарушение норм Этического кодекса врача Украины, раскрыть вопросы видов юридической ответственности в этом аспекте и обеспечить механизм устранения дублирования в регулировании этой проблемы;

Раздел V. Заключительные положения, в котором указать границы действия Кодекса, порядок пересмотра и изменения норм Кодекса.

Еще в середине XX века И. Давыдовский, изучая проблемы врачебных ошибок, справедливо отмечал, что врачу поручается забота о здоровье и жизнь, его моральная ответственность за это приобретает специфические черты по сравнению с другими профессиями, которые не имеют в человеке прямого об "объекта их действия. Эти слова весьма актуальной и в наше время. Важно связь между этическими ошибками и правовыми нарушениями в процессе оказания медицинской помощи. Очевидно, что в тех медицинских коллективах, где наблюдаются нарушения морально-этических и деонтологических норм, вероятнее проблемы юридического характера. В связи с этим повышается актуальность проблемы ответственности за морально-этические нарушения с целью предотвращения серьезной правовой вине со стороны медиков.