Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства  /  Тип «С» IX-бис серии. Великая отечественная - под водой подводная лодка IX-бис серии

Тип «С» IX-бис серии. Великая отечественная - под водой подводная лодка IX-бис серии

подводная лодка IX-бис серии

    Заложена 25 октября 1937 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком (Нижний Новгород) под строительным номером 246. 20 апреля 1940 года подводная лодка спущена на воду, 24 июля 1941года вступила в строй и 30 июля 1941 года вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

    Начало Великой Отечественной войны «С-12» встретила под командованием Тураева Василия Адриановича в составе Учебной бригады ПЛ в Кронштадте. Подводная лодка готовилась к ходовым испытаниям. Степень технической готовности корабля составляла 90%. 30 августа 1941 года лодка включена в состав 1-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ. В августе подводную лодку готовили к переходу на Север, но в сентябре, после того как немцы блокировали Ленинград, переход отменили, а «С-12» вернули в боеготовое состояние. Так как корабль не прошел всех положенных испытаний, «С-12» не принимала участие в начальном периоде войны и первую военную зиму провела в Ленинграде. 11 декабря при стоянке у Дворцового моста в 15 метрах от левого борта субмарины разорвался артиллерийский снаряд. Осколки пробили обшивку цистерны главного балласта № 2 и перебили трубу вентиляции.

    Лето 1942 года ушло на отработку задач боевой подготовки. В свой первый боевой поход «С-12» отправилась только 19 сентября 1942 года (позиция № 3 в районе Мемель – Либава). Вместо заболевшего командира БЧ-5 на борту подводной лодки в море вышел дублер дивизионного механика бригады ПЛ инженер-капитан 1 ранга В.Е. Корж, оставивший воспоминания об этом походе (см. В.Е. Корж «Запас прочности» . Воениздат, 1966 г.). Переход в Кронштадт был совершен сравнительно благополучно. Вражеская артиллерия обстреляла караван, в который входила «С-12», но благодаря своевременно поставленной дымовой завесе, ни один снаряд не попал в цель. Вечером 19 сентября подводная лодка направилась к Лавенсари, и утром 20 сентября «С-12» в сопровождении тральщиков достигла точки погружения и приступила к форсированию Финского залива. Удачно пройдя под минным заграждением у острова Гогланд и к северу от острова Руускари, подводная лодка к вечеру 20 сентября всплыла для зарядки аккумуляторов. В 18.45 в 7 милях к западу от острова Гогланд «С-12» подверглась атаке финского самолета (трофейный типа «СБ»), пилотируемого Эрком Биргером. Бомбардировщик был замечен слишком поздно. Срочное погружение не спасло подводную лодку от повреждений. Две глубинные бомбы, сброшенные с самолета, разорвавшиеся рядом с рубкой вывели из строя 32 (из 64) элемента аккумуляторной батареи. (По другим данным отключение носовой группы батарей связано с пожаром, вызванным разлившимся электролитом при ночной зарядке). Вызванные на место столкновения охотники обнаружили масляный след на поверхности воды и посчитали, что подводная лодка потоплена.

    Днем 22 сентября в 7,5 милях юго-западнее маяка Калбодагрунд подводная лодка попала, по мнению экипажа субмарины, в противолодочную сеть и была атакована сторожевыми катерами «VMV-2» и «VMV-12», сбросившими на субмарину 40 глубинных бомб. Преследование продолжалось, но на подводной лодке не подозревали, что за ней тянется маслянистый след, показывая врагу местонахождение корабля. По нему отбомбились четыре финских самолета типа «СБ» и два германских «Арадо» с эстонскими экипажами. Сторожевые катера «VMV-15» и «VMV-16» сбросили на подводную лодку весь запас глубинных бомб.

    В ночь на 26 сентября «С-12» завершила форсирование Финского залива, и донесла в базу о своем успешном прорыве. 26 и 27 сентября подводная лодка находилась у острова Форэ, проводя тренировку экипажа, и только утром 28 сентября прибыла в назначенный район у маяка Ужава.

    Первый контакт с противником состоялся 29 сентября, но атака сорвалась, так как сопровождавшие конвой миноносцы заставили подводную лодку погрузиться. На следующий день «С-12» перешла к маяку Паппензее, где несколько раз наблюдала конвои противника, но атаковать ни разу не смогла, так как туман ограничивал видимость. Днем подводная лодка не сумела выпустить торпеды по линкору «Шлезиен», шедшему в охранении миноносцев – не открылись крышки кормовых торпедных аппаратов, заклиненных при бомбежке в ходе форсирования лодкой Финского залива. (По немецким данным тогда же в этом районе атаке неизвестной подводной лодки подверглись корабли 24-й флотилии тральщиков, проводящих контрольное траление).

    5 октября северо-западнее Мемеля «С-12» атаковала транспорт из состава конвоя. Из-за задержки выполнения команды «пли» торпеды прошли мимо цели. Атаке подвергся транспорт «RO-25» (бывший голландский «Гордиас» в 1.632 брт).

    Утром 6 октября подводная лодка поочередно выпустила четыре торпеды по судну (им оказалось германский рыболовный траулер «Викинг»), но все они либо тонули, либо прошли под целью. Всплыв, «С-12» попыталась расстрелять цель из 100-мм орудия, после двух осечек с лодки был обнаружен сторожевик противника; субмарина была вынуждена погрузиться, сторожевик не преследовал лодку. Вечером 8 октября у маяка Ужава подводная лодка пыталась атаковать одиночно идущий транспорт, но боцман не сумел удержать корабль на перископной глубине и «утопил» лодку. Момент для торпедного залпа был утерян.

    Успех пришел только 21 октября, когда «С-12» атаковала конвой, который по оценке командира лодки состоял из трех транспортов и четырех кораблей охранения. По данным противника конвой состоял из транспортов «Сабине Ховальд» (5.956 брт), «Бремерхафен» (5.355 брт), «Нойденфельс» (7.838 брт), спасательного судна «Петер Вессель» и бывшего голландского «Алькаид» (5.483 брт), под эскортом сторожевиков «Vp-310», «Vp-311» и «Vp-313». Две одиночные торпеды поразили транспорт «Сабине Ховальд», перевозивший отпускников из Финляндии в Рейх. Противник не наблюдал следы торпед, но сразу начал профилактическое бомбометание. Спасательное судно приступило к буксировке поврежденного транспорта. Вскоре охранение конвоя было усилено подошедшими тральщиками. В этот раз немцы сумели спасти и отремонтировать поврежденное судно; оно погибло на мине в Северном море 11 мая 1944 года.

    27 октября «С-12» вновь сопутствовал успех. У мыса Стейнорт подводная лодка атаковала конвой, состоящий из транспортов «Мар-дель-Плата», «Мальгаш», «Гордиас», «Ариадна», госпитального судна «Рюген», спасательного судна «Петер Вессель» и буксира «Капеллэ». Суда охраняли сторожевые корабли «V-1707», «V-1708», «Vp-303», «Vp-304», «Vp-305» и «Vp-311». Торпеда попала в корму транспорта «Мальгаш» (6.903 брт), перевозившего отпускников Вермахта из Финляндии. Поврежденный пароход немцы пытались буксировать, но оно село на грунт в 2,5 милях от Либавы. Через месяц судно было поднято, и оно сумело пережить войну, погибнув у берегов Сомали в 1967 году, находясь под греческим флагом. Германские сторожевики контратаковали лодку, сбросив на нее 44 глубинные бомбы.

27 октября 1942 года.Пароход «Malgache» после попадания торпеды с подводной лодки «С-12».

    Утром 9 ноября с разрешения командования подводная лодка начала возвращение в базу. 11 ноября лодка дважды подрывалась на противотральных устройствах, в результате чего получила повреждения корпуса и приборов. К вечеру 18 ноября 1942 года «С-12» благополучно прибыла в Кронштадт, завершив самый продолжительный поход советской подводной лодки за Великую Отечественную войну (62 дня). За 1190 ходовых часов лодка прошла 4.960 миль, из них 1.774 под водой.

    Зиму 1942-1943 года субмарина провела в Кронштадте.

    В ночь на 24 мая 1943 года «С-12» перешла на Лавенсари для подготовки к прорыву на Балтику, но выход в море отставили, и подводная лодка вернулась в Кронштадт. 10 июля Тураев был переведен на Северный флот с назначением командиром подводной лодки «М-108» . 21 июля командиром «С-12» стал капитан 3 ранга Бащенко Александр Аркадьевич (ранее командовал подводными лодками «С-5» и «С-4»).

    В ночь на 29 июля «С-12» вышла с Лавенсари в свой последний поход. Подводной лодке предстояло провести разведку в районе сетевых заграждений противника, и, в случае их форсирования, действовать в устье Финского залива и Аландском море. Связь с субмариной поддерживалась до 1 августа, когда она доложила о зарядке у острова Кэри. Больше на связь «С-12» не выходила.


«С-12» на дне. Фото Janne Suhonen.
Сонограмма; Кормовое 45-мм орудие; Мостик; Нактоуз компаса ГОН; Гребной винт.
Торпедопогрузочный люк; Носовой торпедный аппарат; Корма; Антенна шумопеленгатора; Площадка 45-мм орудия.
Место разлома в носовой части; Верхняя палуба; Якорь мины в кормовой части; Левый гребной винт; Горизонтальный руль.

    В 2016 году подлодка была найдена, и 1-2 сентября 2018 года окончательно идентифицирована и обследована дайверами «Разведывательно-водолазной команды» и членами финской «Divers of the Dark». Остов подлодки лежит в 8 милях севернее острова Найссаар, на краю главного фарватера через Финский залив на глубине около 90 м. Субмарина подорвалась на мине «UMA» заграждения «Насхорн 2а» восточнее противолодочной сети «Вальрус». Корпус подлодки разорван на две части длиной 30-40 и 20 м; второй отсек, полностью уничтоженный взрывом, отсутствует. Кормовая часть лодки сохранилась до передней стенки рубки, носовая часть от форштевня до торпедопогрузочного люка. Носовое орудие отсутствует, рванный кусок железа, который был краем орудийной площадки лежит рядом. Место подрыва в районе рубки находится под грунтом, а со стороны носа представляет из себя скрученные в трубу легкий и прочный корпус. Силой взрыва выбит торпедопогрузочный люк и даже верхний рубочный. Корма подлодки чуть приподнята над грунтом, рули в «нулевом» положении. Прямо под винтами лежит якорь от мины и минреп. Вероятно, «С-12» погибла отходя от сети, так как ориентирована в восточном, северо-восточном направлении; лодка дошла до сети и поняв, что ее не преодолеть, пошла обратно на восток. Исходя из характера повреждений «С-12», ее экипаж погиб мгновенно. Вместе с кораблем

Моряки Балтийского флота обнаружили в Финском заливе затонувшую подводную лодку времен Великой Отечественной войны.

Как сообщили сайт в пресс-службе ЗВО, в ходе изучения офицерами Балтийского флота архивных документов были получены предположительные координаты места гибели советской подводной лодки «С-12» в Финском заливе в районе острова Большой Тютерс.

При обследовании дна в данном районе с применением современного поискового оборудования экипажем морского тральщика «Александр Обухов» на глубине 70 метров была обнаружена затонувшая подводная лодка. При дополнительном осмотре объекта было установлено, что внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам IX-бис серии «С».

Как отметили специалисты, отсутствие данных о других подводных лодках, погибших в этом районе, позволяет с высокой степенью вероятности предположить о нахождении места гибели именно подводной лодки С-12.

В настоящее время планируется провести учения, в ходе которых при помощи специальной аппаратуры будет проведена окончательная идентификация обнаруженной подводной лодки.

С-12 - советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис времён Второй мировой войны. Заложена 20 октября 1937 года на заводе № 112 в Горьком под стапельным номером 246. Спущена на воду 20 апреля 1938 года, официально вступила в строй 30 июля 1941 года.

В сентябре-ноябре 1942 года лодка совершила один 62-дневный поход, сопровождавшийся многочисленными сложностями из-за поломок механизмов, слабой подготовки личного состава, бомбёжек с финских кораблей и самолётов по масляным следам на поверхности. В этом походе С-12 совершила все свои девять торпедных атак, повредила два транспорта. 21 октября одиночной торпедой с 14 кабельтовых было повреждено судно «Sabine Howaldt», ему оторвало руль и винты, один отпускник-пассажир погиб, однако транспорт остался на плаву. 27 октября одной торпедой был повреждён транспорт «Malgache», он был взят на буксир, но через пять часов буксировки сел на грунт у Либавы, выйдя из строя на несколько месяцев. Во время обратного форсирования Финского залива лодка дважды подрывалась на противотральных трубках якорных мин. Прибыв на базу с тяжёлыми повреждениями, С-12 завершила поход, ставший самым длительным среди советских лодок за всю войну. Командир был награждён орденом Красного Знамени.

30 июля 1943 года С-12 отправилась в поход в попытке прорваться сквозь противолодочные минные поля и сети. Никаких вестей от лодки получено не было, и она вошла в число пяти подлодок, погибших в 1943 году при упорных попытках прорваться из Финского залива.

С-12

Тип «С» IX-бис серии


фотография:



ПЛ С-12 типа "С" IX-бис серии на дне. Вид на кормовую орудийную площадку.
Фото Janne Suhonen. 2018г.


историческая справка:


1937 год 20 октября
Заложена в г.Горький на заводе №112. По другим данным заложена 25.10.1937;

1940 год
Совершила переход по Мариинской водной системе с завода №112 (г.Горький) в Ленинград в доке;

1941 год июнь
К началу ВОВ находилась в Ленинграде - готовилась к ходовым испытаниям (степень технической готовности - 90%);

1941 год 30 июля
Вошла в состав Балтийского флота. Вошла в состав 1-го ДнПЛ БрПЛ КБФ;

1941 год сентябрь
В начале сентября возвращена в боеготовое состояние. 17.9 перешла в Кронштадт, 28.9 - в Ленинград;

1941 год 11 декабря
Во время стоянки у Дворцового моста повреждена осколками артиллерийского снаряда, разорвавшегося в 15 м от левого борта лодки - пробита обшивка цистерны главного балласта №2, перебита труба вентиляции;

1942 год лето
Сдача зачетов КПЛ;

1942 год 19 сентября - 18 ноября
В 20.20 19.9 - 03.47 20.9 в обеспечении БТЩ-207, -211, -215, 217, -218 и 2 СКА перешла к о.Лавенсари. В 22.03 и 22.07 БТЩ-215 и БТЩ-217, а затем в 23.28 БТЩ-215 наблюдали следы торпед (в последнем случае замечено 2 торпеды, одна из которых прошла под килем БТЩ - зарубежных данных нет). Севернее Деманстейнских банок затралена 1 мина. В 03.47 20.9 прибыла в точку погружения (35 каб. юго-западнее о.Лавенсари) и вышла в район Мемель - Виндава (позиция №3). В 18.45 20.9 в 7 милях западнее о.Гогланд ПЛ атакована финским самолетом типа СБ. При ночной зарядке АБ начался пожар разлившегося электролита, заставивший отключить всю носовую группу АБ. В 13.35 22.9 в 7,5 милях юго-западнее м-ка Калбодагрунд попала в сеть, была обнаружена и атакована финскими СКА "VMV 2" и "VMV 14" и самолетом, сбросившими около 40 глб. Вышли из строя оба компрессора, исправлены силами экипажа во главе с дивмехаником В. Коржом. Днем 25.9 в районе о.Осмусаар имела два мнимых случая встреч с минрепами. В 00.00 26.9 закончила форсирование Финского залива. С 26.9 - 27.9 находилась у о.Форэ, производя тренировку экипажа. В 06.00 28.9 прибыла на позицию в район м-ка Ужава. Вечером 29.9 отказалась от атаки КОН, поскольку была обнаружена ММ. Утром 30.9 перешла к м-ку Паппензее. Днем имела несколько контактов с кораблями и КОН противника (атаки сорвались из-за тумана), а в 15.30 не смогла выйти в атаку на ЛК типа "Шлезиен" (не открылись крышки кормовых ТА, заклиненные при бомбежках). В 02.56 5.10 произвела торпедную атаку КОН (2 ММ, 1 ТР) (ТР 8000 т, атака=надв/ви/2, д=3 каб., промах из-за задержки с выполнением команды "пли" - зарубежных данных нет). В 06.17 6.10 произвела торпедную атаку ОТР в 18 милях юго-западнее Мемеля (атака=надв/пр/1, д=4 каб., промах - безуспешно атакован германский РТ "Викинг"). В 06.23, 06.26 и 06.32 лодка атаковала ТР одиночными торпедами, которые либо тонули, либо проходили под целью. В 06.37 ПЛ открыла огонь из 100-мм орудия, но, после двух осечек, была вынуждена прекратить его ввиду появления СКР противника. Преследованию лодка не подвергалась. Днем 7.10 обнаружила несколько кораблей ПЛО и в ночь на 8.10 перешла к м-ку Ужава. Вечером попыталась атаковать ОТР, но боцман "утопил" лодку и момент залпа оказался пропущен. В течение суток 9.10 обнаружила несколько кораблей ПЛО. 10-17.10 штормовала в районе м-ка Ужава. 17.10 на лодке вышли из строя моторы обоих перископов (введены в строй 19.10). В 18.08 21.10 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, СКР, ТЩ, 2 СКА) в районе м-ка Паппензее (ТР 10000 т, атака=подв/пр/1, д=14 каб., через 2,5 мин наблюдалось попадание - в точке 59°21" с.ш./20°55" в.д. поврежден германский ТР "Sabine Howaldt" ("Сабине Ховальд"), 5956 брт, перевозивший отпускников вермахта из Финляндии в Германию, + 1, ТР отбуксирован в Мемель, позднее отремонтирован). В 18.12 с д=16 каб. выпущена торпеда в другой ТР - промах (в некоторых источниках есть данные о повреждении ТР "Эдит Боссельман" (954 брт)). После атаки на большом удалении от ПЛ сброшено 2 глб. В ночь на 22.10 перешла к м-ку Акменрагс. Днем атака КОН сорвалась из-за большой дистанции. 23.10-25.10 ПЛ штормовала на позиции. В 14.36 27.10 произвела торпедную атаку КОН (5 ТР, 2 ТЩ, СКР, 2 СКА) (ТР 15000 и 10000 т, атака=подв/пр/1+1, д=4 каб., услышаны 2 взрыва - в точке 56°51"8 с.ш./20°59"1 в.д. поврежден германский ТР "Malgasche" ("Мальгаш"), 6903 (6300?) брт, перевозивший отпускников из Финляндии в Германию, +1, -3, через 5 часов буксировки ТР сел на грунт в 2,5 милях от входа в аванпорт Либавы, 29.10 поднят и приведен в Либаву, позднее отремонтирован). Герм. СКР "V 303", "V 304", "V 305", "V 311", "V 1707", "V 1708" безуспешно контратаковали ПЛ, сбросив на нее 44 глб. Вечером 27.10 перешла в район м-ка Ужава, 29.10 - к Паланге. Днем 1.11 атака КОН сорвалась из-за малых глубин. 3.11 перешла в район м-ка Акменрагс, 4.11 - к м-ку Ужава. Утром 9.11 с разрешения командования начала возвращение в базу. 9.11 закончились запасы продовольствия, экипаж вскрыл НЗ. В 11.15 10.11 начала форсирование Финского залива. В 14.21 11.11 сев. о.Найссар подорвалась на трубке КА мины ЕМС (взрыв произошел в 23,5 м над лодкой). Возникла течь в прочном корпусе, временно вышел из строя гирокомпас. В 14.25 коснулась минрепа. В 15.23 ПЛ подорвалась на трубке КА повторно и получила небольшие дополнительные повреждения. В 17.09 13.11 в районе о.Вайндло коснулась минрепа (советское заграждение "10А", кроме того в ночь на 14.11 имела одну мнимую встречу с минрепом). В 15.30 14.11 прибыла в точку рандеву в районе о.Лавенсари и в 11.55 15.11 была встречена советскими СКА. В 14.40 прибыла в бухту Норре-Каппельлахт. В 17.00-23.15 18.11 в обеспечении БТЩ-207, -211,-215,-217,-218 и 2 СКА перешла в Кронштадт, завершив самый продолжительный поход советской подводной лодки за Великую Отечественную войну. За 1190 ходовых часов лодка прошла 4960 миль, в том числе 1774 под водой. Позже выяснилось, что за 11 суток движения через Финский залив ПЛ пересекла линии минных заграждений ровно 70 раз;

1943 год 23 мая - 11 июня
В 23.00 23.5 - 01.20 24.5 в обеспечении 5 БТЩ, 4 СКА, 8 КДЗ перешла к маяку Шепелевский, где легла на грунт и после всплытия в 23.56 24.5 - 03.00 255 перешла к о. Лавенсари. 25.5-9.6 находилась в бух. Норре-Каппельлахт в готовности к выходу в боевой поход, который после возвращения "Щ-303" был отменен. В 21.47 9.6 - 02.29 10.6 в обеспечении 5 БТЩ, 4 СКА, 4 БКА, 2 КДЗ перешла к месту покладки на грунт у м-ка Шепелевский. В 01.25 10.6 КОН подвергся удару финского самолета, легко повредивших БТЩ-215 и тяжело - БТЩ-218 (сел на грунт на мелководье). В 00.22-03.10 11.6 в обеспечении 3 БТЩ, 4 СКА и 2 БКА перешла в Кронштадт;

1943 год 26 июня - август
В 23.35 26.7 - 01.34 27.7 в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -211, -217, 4 СКА и 1 КДЗ перешла из Кронштадта к м-ку Шепелевский, где легла на грунт, и после всплытия в 23.55 27.7 - 03.40 28.7 перешла к о.Лавенсари. В 23.28 28.7 в обеспечении БТЩ-210, -211, -217 и 3 СКА вышла в точку погружения на Восточном гогландском плесе, откуда в 00.55 29.7 начала переход на позицию в устье Финского залива и Аландском море (севернее параллели 59°). В 23.30 29.7 командир ПЛ донес об окончании форсирования гогландского ПЛО-рубежа, в 03.25 30.7 - об окончании зарядки АБ в районе м-ка Родшер. В 02.40 31.7 было получено аналогичное сообщение из района в 8 милях юго-восточнее банки Калбодагрунд, в 02.55 1.8 - из района м-ка Кэри. Согласно донесениям контактов с силами ПЛО лодка не имела. В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: 1-2.8 подрыв на мине заграждения "Насхорн" севернее о. Найссар (где ПЛ по плану должна была осуществить форсирование сетевого заграждения "Вальрос"), а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 46 членов экипажа;

2013 год
На начало года считалась пропавшей без вести. Точное место и причина гибели неизвестны;

2013 год 23 декабря
В ходе Морской коллегии заместитель главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмирал Александр Федотенков сообщил, что на 2014 год запланированы поиск и обследование подлодок С-4 в районе мыса Таран и С-12 в районе мыса Большой Тютерс. "Эти мероприятия будут планироваться в рамках боевой подготовки и учений водолазов и операторов автономных и телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. Полученный практический опыт будет способствовать повышению уровня боевой готовности", - подчеркнул Федотенков А;

2018 год 29 июня
Экипаж морского тральщика (МТ) «Александр Обухов» Балтийского флота обнаружил в Балтийском море затонувшую подводную лодку. Предположительно, это подводная лодка ВМФ СССР С-12 , погибшая в период Великой Отечественной войны. Об этом сообщила пресс-служба Западного военного округа. При обследовании дна моря в районе острова Большой Тютерс с применением современного поискового оборудования экипажем МТ на глубине 70 м была обнаружена затонувшая подводная лодка, лежащая на ровном киле. При дополнительном осмотре подводной лодки и последующим сравнением полученных данных с тактико-техническими характеристиками советских подводных лодок, было установлено, что внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам типа "С" IX-бис серии . Как отметили специалисты Балтийского флота, отсутствие данных о других подводных лодках, погибших в этом районе, позволяет с высокой степенью вероятности предположить о нахождении места гибели именно подводной лодки С-12 . В настоящее время на Балтийском флоте планируется проведение учения, в ходе которого при помощи специальной аппаратуры будет проведена окончательная идентификация обнаруженной подводной лодки;

2018 год 3 сентября
Подводная лодка С-12 , местом гибели которой считалась акватория острова Большой Тютерс, была найдена и идентифицирована российской разведывательно-водолазной командой неподалёку от эстонского острова Найссаар. Команда поисковиков под руководством Константина Богданова обнаружила и идентифицировала советскую подлодку 1 сентября 2018 года. Лодка разорвана от взрыва на две части, находится на глубине 87 метров. Впервые подводную лодку у острова Найссаар обнаружили в ходе совместного проекта команды "Поклон кораблям Великой Победы" и финской команды "Divers of the Dark" в 2016 году. Тогда финская команда погрузилась на место обнаружения и классифицировала объект, как подводную лодку типа "С". Участники российской разведывательно-водолазной команды под руководством Богданова продолжили эту исследовательскую работу. За три погружения его команды, проведённых 1-2 сентября, подводная лодка была обследована, идентифицирована как подводная лодка "С-12" . Была также произведена видеосъёмка подводного объекта. А лодка, обнаруженная тральщиком «Александр Обухов», требует достоверной идентификации, которая, надеюсь, не заставит себя долго ждать.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001.г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №02, 2000г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Чирва Е.В. "Подводная война на балтике 1939-1945", Яуза, Эксмо, Москва, 2009г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
12. Информация с сайтов новостных агентств.