Меню
Бесплатно
Главная  /  Овуляция  /  Культурно массовая работа на предприятии. Методика массовой работы учреждений культуры

Культурно массовая работа на предприятии. Методика массовой работы учреждений культуры

Подготовка и проведение социально-культурных мероприятий различного рода фестивалей, праздников, смотров и т.п. в масштабе города, региона или страны имеют свои особенности. Связано это как с их масштабами, так и с их многопрофильностью и многоплановостью. При организации такого рода мероприятий требуется координация действий различных служб и учреждений.

Прежде всего, создается оргкомитет по подготовке и проведению мероприятия под председательством представителя соответствующего органа власти. В состав оргкомитета включаются представители других властных структур, отвечающих за различные участки работы в том числе транспорт, торговлю, обеспечение общественного порядка и т.д. Организационный комитет составляет план работы, определяет общий замысел мероприятия. Одной из обязанностей оргкомитета является нахождение источников финансирования мероприятия и утверждение сметы расходов.

На регулярно проводимых заседаниях оргкомитета заслушивается информация о ходе подготовки мероприятия по каждому из направлений, выезды на места, оказание помощи в установлении связи между родственными учреждениями и организациями.

Наряду с головным оргкомитетом могут создаваться региональные оргкомитеты, а также штабы, дирекции, рабочие группы по отдельным направлениям общей программы, имеющие соответствующие планы. В этих планах детально прорабатывается профильная часть программы мероприятия, включая сценарную основу, режиссерско-постановочный план, подбор исполнителей и коллективов, оборудование сценических и игровых площадок и т.д. Работа членов оргкомитета не заканчивается с началом мероприятия. В ходе его проведения члены оргкомитета наблюдают за его ходом и оказывают необходимую помощь. Оргкомитет заканчивает свою деятельность анализом проделанной работы.

Своя специфика есть в организации различного рода конкурсов и смотров. В период подготовительной работы создается организационный комитет, решаются финансовые вопросы, разрабатываются условия конкурса, осуществляется оповещение о нем и предварительный отбор участников. В процессе конкурсной программы важная роль отводиться жюри. Конкурс или смотр заканчивается подведением итогов, включая награждение победителей. Так при подготовке и проведении массового культурно-досугового мероприятия выстраивается следующая организационная цепочка: создание инициативной или рабочей группы, уточнение целей и задач, составление плана подготовки и назначение ответственных за его разделы, подбор исполнителей, подготовка сценарной основы, репетиционно-постановочные действия, проведение самого мероприятия, анализ полученного результата, подведение итогов.


Культурно-массовые формы СКД - это особый вид социально - культурной деятельности, который благодаря своему содержанию, использованию средств и методов эмоционального воздействия на людей, охватывает духовную жизнь максимально широкого круга населения с целью его всестороннего духовного развития. Универсальность культурно - массовой деятельности обусловлена, прежде всего, богатством её предметного и видового разнообразия.

К основным функциям культурно-массовой работы относятся :

Гедонистическая - это развлечения, носят характер забавы с тем, чтобы отвлечь от насущных проблем и дать им компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности.

Образовательная - это освоение нового, это система непрерывного дополнительного образования и самообразования.

Воспитательная и развивающая - культурно-массовые мероприятия направлены на воспитание эстетического вкуса и развитие творческих способностей личности, способность к самоорганизации, к самооценке, к умению возрождать и нести в себе духовные ценности.

Социализация личности - стимулирование социальной активности людей и формирование системы духовных ценностей. Функция возрождения народных традиций - осуществляется передача народного опыта как от одного поколения к другому, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и народами.

Художественно-творческая активность - эффективное стимулирование включения личности в культурно - творческий процесс. Под технологией организации культурно - массовых форм СКД, понимают процесс, где совокупность операций выстроена по определённым этапам, где каждый этап представляет собой совокупность действий, отражающих закономерную последовательность их осуществления.

Технология организации и проведения культурно-массового мероприятия:

1. Анализ обстановки , определение темы мероприятия (о чём?), определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?), определение масштаба мероприятия, выбор формы воплощения замысла, сбор первоначальной информации и формулировка цели, составлении сметы расходов. Цель организаторов культурно-массового мероприятия - соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности.

· Создание сценарной, режиссёрской и организаторской групп для подготовки и проведения программы, Перед организаторами встаёт задача добиться понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел.

· Создание организационно педагогических условий для творческого процесса. Выработка у участников мероприятия и актива чувства ответственности за порученное дело, умение соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе.

2. Работа над сценарием (определение сюжетной линии; сверка продолжительности; разбивка на блоки, на которые между эпизодами включаются моменты мотивации; подбор эпизодов мотивации; анализ возможных изменении мотивации).

3. Репетиции программы (разводка по мизансценам; заучивание реплик; работа с реквизитом; адаптация к месту проведения мероприятия). Одна из особенностей массового мероприятия заключается в том, что его нельзя прорепетировать в целом.

4. Проведение мероприятия . Представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью данного мероприятия. Быстрота ориентировки даёт специалистам возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при неожиданной реакции зрителей.

5. Анализ мероприятия . Завершающий этап работы, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность. Качество анализа проведённого мероприятия во многом зависит от качества подготовки последующего мероприятия. Анализ мероприятия завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности.


В современных условиях коммерциализации культуры и удорожания сферы досуга библиотеки остались практически единственными общедоступными учреждениями, где можно бесплатно провести свободное время, приобщиться к шедеврам мировой и национальной культуры.

Деятельность библиотеки обусловлена тем, что она является социальным институтом, который наряду с другими выполняет в обществе определенные функции. Библиотека, собирая и распространяя информацию, накопленную человечеством за все время своего существования, способствует реализации функций культуры. Первой функцией является защитная, которая предполагает создание безопасных условий жизнедеятельности людей. Вторая фундаментальная функция культуры – преобразование и освоение мира. Третья функция культуры – коммуникабельная. Она подразумевает передачу информации во времени и в пространстве различными способами, как индивидуальными, так и массовыми. Четвертая функция – нормативная. Каждый народ на протяжении веков вырабатывал нормы и правила поведения, формировал ценности, которые служили ориентирами в жизни человека. Библиотечные мероприятия ориентированы на пропаганду общечеловеческих ценностей, а также ценностей национальных. Пятая – релаксационная функция отдыха. Реализация библиотекой этих функций во многом осуществляется через культурно-досуговую деятельность.

Массовая работа – система реализации культурно-досуговой деятельности библиотек средствами библиотечных мероприятий. Она имеет свои цели, задачи, теорию и методику. Цель массовой работы можно определить как стимулирование читательской и познавательной деятельности читателей (пользователей).

Методами массовой работы являются библиотечные мероприятия. Эти мероприятия должны стать побуждением, превратиться в мотив чтения, познавательной деятельности.

Задачи массовой работы библиотек вытекают из основных функций библиотеки, зафиксированных в Федеральном законе «О библиотечном деле», а именно: информационной, образовательной и культурной. Для публичных, массовых, общедоступных библиотек актуализируются дополнительные функции – социализирующая, коммуникативная, рекреационная (досуговая).

Информационная функция реализуется в решении задач по организации массового, группового, индивидуального информирования пользователей библиотек.

По мнению российских ученых-библиотековедов, в библиотеке необходимо создать такую среду, чтобы читатель с помощью устных, наглядных и печатных методов находился в курсе событий культурной, политической жизни, мог получить информацию по всем интересующим его вопросам.

Задачи по реализации образовательной функции предполагают проведение мероприятий в помощь существующей в стране системе непрерывного образования – дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного и т. д.

Функции культурная и культурно-просветительская раскрываются в организации массовых мероприятий по приобщению читателей, пользователей библиотек к достижениям мировой культуры, что также прочно вошло в практику библиотечного обслуживания.

В последние годы немало пишут о расширении функций библиотек, называя, среди прочих, воспитательную функцию и функцию социализации. Однако в последнее время термин «воспитание» употребляется в связи с понятием «социализация», которая понимается как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и предаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств».

Социализация личности в библиотеке происходит через документы, выдаваемые библиотекой, а также через то влияние, которое оказывает она сама, начиная от интерьера и заканчивая всей системой библиотечно-информационных ресурсов, куда включён и сам библиотекарь, а также те мероприятия, которые предлагаются читателю. Таким образом, можно говорить, что библиотечные мероприятия оказывают воспитательное, социализирующее влияние на читателей.

Коммуникативная функция реализуется в организации мероприятий, способствующих общению читателей между собой; между ними и библиотекарями; между читателями, сотрудниками и приглашёнными на мероприятие. Задача библиотеки – организовать оптимальное общение, дать людям возможность реализовать свою потребность в нём.

Досуговая функция ставит перед библиотеками задачи по организации полноценного использования свободного времени.

Среди функций библиотеки в последние годы, особенно в условиях социального и материального расслоения общества, чётко вырисовывается компенсаторная. Библиотеки должны предоставить читателям, пользователям услуги, которые компенсировали бы им отсутствие у них определённых, зачастую не только материальных, благ. Например, отсутствие у человека компьютера нередко является мотивом его прихода в библиотеку, дефицит общения, друзей побуждает к посещению массовых мероприятий и участию в работе клубов по интересам.

Задачами массовой работы также являются содействие увеличению объёма и качества чтения через пропаганду высокохудожественных произведений, что особенно актуально в условиях засилья массовой культуры и низкопробной литературы, а также приобщение читателей к достижениям мировой культуры.

МАССОВАЯ РАБОТА - это, в первую очередь, публичная деятельность, поэтому от того, как эта деятельность в библиотеке организована, во многом зависит ее имидж. Очень важна и роль личности библиотекаря, который непосредственно в эту деятельность вовлечен. Этот фактор при равных остальных условиях может определять успех или неуспех мероприятия. Поэтому так важен дифференцированный подход к распределению обязанностей среди библиотекарей.

Перед тем, как поручить сотруднику подготовку какого-либо мероприятия, необходимо учесть, насколько он способен к такого рода общению, умеет ли убедительно говорить, ясно, грамотно выражать свои мысли, обладает ли определенными артистическими способностями, умеет ли установить контакт с аудиторией. Далеко не каждый человек отвечает всем этим требованиям, поэтому далеко не каждый может и хочет проводить эту работу.

Если необходимость активной массовой работы во взрослой библиотеке сомнению, то в детской библиотеке таких вопросов не возникает. Массовая работа в детской библиотеке имеет свои особенности: она развивает, воспитывает ребенка, помогает через книгу найти ориентиры и выстроить свой жизненный путь. Она имеет множество разнообразных форм, способных дать ребенку знание о книгах, привить любовь к чтению, вкус к информации.

Традиционные формы массовой работы

День информации, день специалиста, библиографический обзор, обзор библиотечной выставки, обзор библиографических пособий, тематические обзоры - об этих формах массовых мероприятий мы с вами уже говорили в прошедшем году на семинаре, посвященном справочно-библиографическому обслуживанию, поэтому сегодня лишь упоминаем о них.

Читательские конференции – активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.

Виды читательских конференций:

1. По произведениям художественной литературы: по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой (тематические), по творчеству отдельных авторов.

2. Конференции по изданиям специальной литературы (являются своеобразной формой повышения квалификации в трудовых коллективах).

5. Читательско-зрительские конференции – обсуждение произведения связано с экранизацией его. Обсуждается трактовка режиссером идеи произведения, как выражена авторская позиция и т. д. От библиотекаря, в данном случае. требуется и знание специфики кино.

4. Заочные читательские конференции – через средства массовой информации. В данном случае, шире охват аудитории, больше возможности ознакомиться с мнением других читателей в любое удобное время и т. д.

Этапы подготовки и проведения читательских конференций:

— выбор книги – учитывается проблемность произведения, неоднозначная оценка критиков и читателей, актуальность; позиция библиотекаря – пропаганда лучшей литературы. Удачный выбор произведения определяет успех конференции;

— определение читательского назначения, выбор аудитории – желательно, чтобы она была однородная: участники чувствуют себя более раскованно, охотнее высказывают свое мнение;

— пропаганда произведения, литературы о нем и о творчестве автора: подбирается материал с целью ознакомления читателей. Также оформляются книжные выставки;

— разработка вопросов к конференции – один из наиболее сложных интеллектуальных этапов подготовки, требующий специальных знаний, творческого подхода. Эффективный метод – постановка вопроса, проблемы; акцентировать позицию автора; освещение художественных особенностей произведения;

— подготовка аудитории к мероприятию – важно создать атмосферу непринужденного общения, где нет конкретно ведущего и отвечающего, а есть диалог, общение на равных.

Большое значение имеет оформление мероприятия: книжные выставки, иллюстрации, фотографии, музыка и др.

— фиксация читательской конференции – в современных условиях ведут аудио- или видеозапись мероприятия, что позволяет лучше проанализировать его, сохранить историю библиотеки.

Несмотря на спад интереса к читательским конференциям, все же библиотеки должны осваивать и развивать данную форму деятельности, т. к. это один их основных методов пропаганды книги.

Литературный вечер – одна из самых распространенных форм библиотечных мероприятий Часто — это литературно-музыкальный вечер. Это достаточно мобильное мероприятие – можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. В основе литературного вечера лежит сценарий.

Очень актуальными и популярными в деятельности библиотек стали дискуссии, диспуты. Эти формы способствуют приобретению навыков межличностного общения, воспитывают умение слушать, принимать чужое мнение и формулировать собственное, учат культуре полемики. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи.

Реализовать цели мероприятия, определить содержание, логику дискуссии помогает вопросник, предварительно составленный библиотекарем. Его вывешивают рядом с объявлением о конференции, диспуте, публикуют в пригласительном билете и он выполняет функцию своеобразной программы мероприятия. Вопросы не должны допускать однозначные ответы.

Устный журнал – традиционный метод деятельности. Отличительная особенность – отражение актуальных, волнующих многих, проблем. Имеет периодичность.

Этапы подготовки:

— Выбор названия: определяется целевым и читательским назначением и служит визитной карточкой, или – брендом журнала.

— Определение состава редакционной коллегии. Кроме библиотекаря обычно туда входят специалисты в различных областях, авторитетные лица, краеведы, представители СМИ – все, кто могут содействовать работе.

— Разработка основных рубрик. Аналогично периодическим изданиям должны быть рубрики, разделы: «Проза», «Поэзия», «Встречи с интересными людьми» и т. д.

— Разработка оформления. Обложка, титульный лист, заголовки рубрик, иллюстративный материал, разнообразные символы и атрибуты – составляющие успеха журнала.

Инновационные формы массовых мероприятий

Литературное ревю. Ревю - представление, обозрение.

Это краткий рассказ основной сюжетной линии художественного произведения, опубликованного в последних номерах литературных журналов или новой книге.

Проводится в течение 20-30 минут. Количество представленных произведений для информационного обозрения не ограничено.

Цель- - оперативная информация о последних публикациях (новинках литературы), представление о том, что печатается в прессе.

Час интересных сообщений. Рассчитан на широкий круг читателей. Разрабатывается и проводится на одну определенную тему, требующую длительной подготовки и сбора материала (например, «НЛО», «Тайны древних цивилизаций» и т. д.). Содержание часа должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать читателя, заставить обратиться к источнику информации и прочитать самостоятельно рекомендуемую литературу. Материал «часа» группируется по принципу беседы, лекции. Завершается мероприятие кратким информационным обзором источников, на основе которых построен весь текст. Проводится не более 45-60 минут.

Литературный этюд

Мероприятие посвящается поэзии и, как правило, проводится к юбилейной дате поэта. Ведущие рассказывают о его жизни и творчестве.

Хорошо включить в программу художественное чтение стихов. Если имеются стихи, на которые положена музыка, то они должны прозвучать.

В подготовленных выступлениях ведущие этюда наряду с повествованием дают краткую критическую оценку творчества поэта, отзывы современников.

На мероприятии желательно использовать иллюстративный материал: фотографии, слайды, портреты и т.д., сопроводив их комментарием о периоде жизни юбиляра, который они запечатлели.

Проведение мероприятия должна сопровождать тихая мелодия, музыкальные паузы.

Исторический калейдоскоп

Посвящается историческому событию, знаменательной дате календаря.

Мероприятие строится с учётом рассматриваемой темы. Состоит из небольших блоков, связанных общностью тематики. Разделяют блоки музыкальные паузы исторической направленности.

Форма каждого блока различна, но каждая по времени не превышает 10 минут проведения.

Разновидностью являются экологические, литературные, краеведческие и т.д. калейдоскопы.

Мероприятие рассчитано на детскую аудиторию.

Литературная мозаика

Мероприятие строится из небольших, быстро сменяющих одна другую, форм подачи материала о книгах. Каждая отдельная форма мероприятия не превышает 5 минут проведения.

С целью усиления внимания к теме в программу следует включить музыкальные заставки между формами.

Соединенные воедино маленькие кусочки - формы дают общее представление о теме мероприятия в целом.

Краеведческие посиделки

Камерное мероприятие. На него обычно приглашаются 20-25 человек.

Главное действующее лицо посиделок - рассказчик в образе радушной хозяйки, сердечно принимающей у себя в доме - «светелке» своих гостей, пользователей библиотеки.

Помещение, где проходят посиделки, следует украсить домоткаными половиками, вышитыми полотенцами, домашней утварью времен старины данной местности. Неплохо использовать прием оформления спектакля: декорации с нарисованной печкой, кроватью с горой подушек и одеял.

Основное содержание таких встреч - увлекательный рассказ хозяйки, посвященный какой - либо теме из истории города или краеведческому событию.

В него органически вплетаются пословицы, поговорки, легенды и преданья, загадки.

Оживят посиделки забавные и веселые истории, пересказанные участниками встречи, воспроизведенные из книг краеведческие события, задушевная песня.

Мероприятие будет содержательным, если играя и развлекаясь, слушатели смогут узнавать новое, неизвестное из исторического прошлого своей малой родины.

А завершаются посиделки литературными подарками (благодарностью хозяйке) и чаепитием с вареньем и пирогами, выпекаемыми в данной местности издавна.

Без угощения из «светелки» не уходит ни один гость.

Возможно проведение фольклорных, литературных посиделок и т.д..

Фитобар

Мероприятие требует значительной подготовки, большого просмотра и подбора материала по лекарственным растениям и целебным травам.

Для этого вечера следует подобрать «памятники» литературного творчества о растениях: стихи, песни, мудрые мысли, афоризмы, загадки, выдержки из текста поэм и т.д..

В основе мероприятия лежит выставка. На ней могут быть представлены букеты из лекарственных растений, сухие сборы, интересные рецепты приготовления настоев и отваров из трав. Рядом выставляется литература и самые значимые периодические публикации, рядом с ними - экологический дайджест по травам.

Полезным вкладом в программу вечера будет консультация фитотерапевта «как правильно собирать травы», особенности приготовления лекарственных настоев, применение и использование в обиходе отваров из трав.

Можно организовать работу импровизированного «аптечного киоска» с приглашением фармацевта, в котором каждый желающий приобретет лекарственные сборы. К сборам желательно составить рецепты, оформленные в виде рябиновых, березовых листочков и т.д..

Библиотекарь знакомит участников мероприятия с наиболее интересными материалами по теме «фитобара», раздает каждому гостю как «памятку» экодайджест и рецепты красочно оформленных сборов.

Чайный вечер

Разновидностью вечера отдыха является «чайный вечер». Мероприятие включает в себя рассказ об истории чая, возникновении чайной церемонии, традициях русского чаепития.

Викторина сможет сделать вечер более интересным, заинтересовать участников, вызвать желание дать правильный ответ или услышать правильный ответ на незнакомый вопрос, познакомиться с литературой по теме вечера.

В программу вечера можно включить «дегустационный конкурс», требующий определить: каким чаем заварен кипяток в стакане, с какой травкой заварен этот чай, какое варенье представлено на конкурс, какие ягоды можно предлагать к чаю, чтобы сохранить его изысканный вкус и т.д..

Проводится на вечере и другое конкурсное задание. Его участники должны быстро приготовить вкусный чай по собственному рецепту, затем ответить на вопросы ведущего и продемонстрировать умение так составить «чайный букет», чтобы при заварке сохранился его аромат.

Организуется праздничное чаепитие, библиотекарь вручает гостям «литературные советы» в виде листочков смородины или рябиновых кисточек с секретами приготовления чая.

Праздник именинника

Популярная досуговая форма детского утренника. Мероприятие необходимо тщательно подготовить, оформить красочно помещение, где состоится торжество. Зал украшается листочками, снежинками, веточками, цветами в зависимости от времени года. Не лишними будут разноцветные шары, гирлянды.

Заранее изготавливается медаль с пожеланиями для именинника, неплохо оформить к этой дате «берестяную грамоту». Составляется поздравительная открытка, на которую наносится расшифровка имени.

В центре внимания участников «Именинное дерево», на котором висят фанты с заданиями.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является развитие творческого потенциала сотрудников и организация досуга в не служебное время. Для этого создаются культурно-досуговые центры (КДЦ).

Целью деятельности КДЦ является:

Развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса к системе творческих объединений, к участию в смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках и т. д.

Задачи КДЦ:

Удовлетворение потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

Организация досуга;

Создание локальной культуры правоохранительных органов, спо-собствование укреплению его имиджа на всех уровнях;

Создание программы вторичной занятости сотрудников правоох ра-нительных органов;

Реализация и укрепление взаимодействия правоохранительных ор-ганов, других общественных организаций, клубов и объединений, а также содействие их работе и развитию.

В результате реализации культурно-массовой работы с сотрудниками правоохранительных органов должны быть сформированы такие качества личности как высокая нравственность, эстетический вкус, положительные моральные, коллективистские и организационные качества.

Деятельность КДЦ реализуется по следующим направлениям:

Организация праздничных мероприятий.

Организация соревнований.

Организация творческих конкурсов.

Организация экскурсий, посещение театров, концертов, выставок.

Таким образом, целями и задачами культурно-массовой работы является:

1. Поднятие культурного уровня сотрудников в целях формирования у них нравственных, духовных, культурных ценностей и потребностей, а также этических норм поведения в обществе.

2. Развитие и стимулирование художественной самодеятельности среди сотрудников.

3. Создание условий для творческой самореализации сотрудников че-рез художественную самодеятельность и культурно-массовую работу.

4. Создание единого административного аппарата способного скоординировать и оптимизировать взаимодействие командования органов со всем спектром творческих коллективов сотрудников.

5. Информационная, организационная и административная поддержка, как существующих творческих коллективов сотрудников, так и вновь создающихся.

6. Участие творческих коллективов сотрудников и отдельных исполнителей в фестивалях и конкурсах.

7. Организация культурного досуга сотрудников через массовые мероприятия, в проведении которых принимает участие большое число самих сотрудников.

8. Организация и проведение концертов и творческих встреч с сотрудниками профессиональных коллективов и исполнителей.

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:

Сабантуй, Акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);

по периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);

по способу возникновения – организованные, спонтанные;

по возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) Цель публичного мероприятия;

2) Форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Виды массовых мероприятий

Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи.

В зависимости от и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, спортакиады, праздничные представления.

3. Деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).

4. Иные массовые мероприятия: к ним можно:

Организация выставочной экспозиции нескольких десятков фирм с с образцами их продукции и рекламой оказываемых ими услуг;

Проведение в ходе ярмарки презентации фирм, которая состоит в представлении фирмы или ее нового изделия;

Короткие выступления руководителей фирм и их ведущих

специалистов, в которых гостям выставки или презентации предлагаются итоги и планы деятельности фирмы и ее продукции;

Проведение распродажи ярмарочных образцов и определенного количества изделий и продукции фирмы;

Дополнение деловой части ярмарки и презентации развлекательной программой, концертными выступлениями и угощением гостей.

Деловые встречи, как правило, организовываются вне кабинета учреждения и фирмы. Проведение деловой встречи в административном здании или в офисе фирмы связано с целым радом неудобств. Деловые люди могут встретить своих партнеров в ресторане на деловом обеде, а фирма - организовать деловой прием в форме шведского стола, фуршета или коктейля.

Организаторы мероприятия, а также лицо, в честь которого устраивается деловая встреча (прием), находятся все время среди приглашенных гостей. Все приглашенные едят стоя. Приборы во время приема-фуршета не подаются. Если подаются тарелки, то большие, чтобы на такую тарелку гость мог поставить свой бокал и предложенные закуски. Закуски могут быть наколоты на маленькие шпильки. Порции очень маленькие, их берут руками. Напитки и угощение разносят официанты, которые ходят по залу с подносами. Деловой прием-коктейль в некоторой степени похож на фуршет. Коктейль устраивается во второй половине дня, между 17 и 18 часами. Длится коктейль около двух часов. Гостей встречает хозяин вечера, приветствуя тех, кто пришел на прием. Прийти на коктейль позже указанного в приглашении срока можно, но уйти надо не позднее того времени, которое определено как срок окончания приема. На столах, покрытых скатертями, группами устанавливаются фужеры, бокалы, стаканы. К началу приема должны быть приготовлены несложные коктейли. Напитки в высокой посуде ставят в центре стола, в низкой - по краям стола. Напитков должно хватить на весь вечер. К напиткам предлагается угощение - печенье, орехи, сыр, огурцы, нарезанные кубиками, маленькие пирожки, маленькие бутербродики. Все угощение надо брать руками. На коктейле все общаются стоя.

Основная цель деловых приемов - встречи, беседы, общение с разными людьми. Гости, как правило, не сидят за столами, даже если есть стулья, свободно передвигаются по залу и имеют широкие возможности для общения со всеми приглашенными. Все это определенным образом сказывается на специфике охраны подобных мероприятий.

При охране деловых приемов и встреч вероятность прохода без пригласительных билетов минимальна. Встреча хозяином вечера своих гостей сводит практически к нулю такую возможность. Для предупреждения конфликтов приглашенная сторона должна оговорить со своими гостями вопрос о присутствии телохранителей приглашенных лиц в зале. Если это существенно не повлияет на количество приглашенных, то телохранитель может находиться вместе со своим клиентом в зале. Если же на приеме присутствуют только хорошо известные друг другу лица, то имеет смысл с помощью телохранителей приглашенных лиц усилить внешнюю охрану здания или помещения.

Контроль за поведением лиц на деловом приеме или встрече существенно затруднен. Гости не сидят на месте, а постоянно перемещаются по залу, подходя друг к другу или к столу с напитками и угощением. Это налагает определенные сложности на работу сотрудников службы безопасности (охраны) принимающей стороны, так как именно им приходится контролировать уровень безопасности напитков и угощения, выявлять в зале посторонние предметы, фиксировать приглашенных, которые неожиданно уходят с приема или встречи, предупреждать мелкие конфликты, готовые возникнуть между подвыпившими гостями.

Фестивали зародились достаточно давно. Фестиваль, по сути - это праздник. Праздник - один из способов самовыражения. Именно поэтому, возвращаясь с отлично организованного карнавала или другого развлекательного мероприятия, мы почти не чувствуем вполне объяснимой физической усталости, а, напротив, ощущаем небывалый внутренний подъем, особую душевную наполненность. Причина такого состояния в том, что самовыражение человека в празднике - это, безусловно, отдача сил, но одновременно праздник наполняет его огромным потоком энергии для дальнейших свершений. Так работает механизм подлинного творчества. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 1991

Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социальных и культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, уровень альтернативности в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении наболевших проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов, программ и мероприятий дл молодёжи.

Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник - понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные уровни,формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

Следующая характерная черта праздника - это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».Мазаев А.И.. . Герасимов С.В. Массовые праздники в политических и бизнес - PR./ Современные аспекты экономики № 14(85) - СПб.: «Инфо-да», 2005.

Неотъемлемой чертой праздника является застолье. Однако не любое безделье с застольем может именоваться праздником, для этого нужен повод.

Эффективность праздника объясняется взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Участниками праздника являются и взрослые и дети, которые, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий в режиме сотрудничества удовлетворяют потребность в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях. Итак, игры на празднике - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею и найти другой подход.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные правила, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы,праила, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать всю полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

· абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

· свободный выбор молодёжью разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

· наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемоний, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мировозрение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных гуманных действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил его личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра - важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие молодёжи. И действительно, диапазон задач молодёжных праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы, деятельности учреждений дополнительного образования, молодёжных клубов, парков, центров творчества, что создает определенную педагогическую систему молодёжных праздников.

В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации молодёжного праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и взаимодействию с детьми. . Бореев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. - М.: 1986

Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его - в познании молодёжью окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Классификация праздников весьма разнообразна. Критерием здесь может выступать возраст участников (детские, семейные, праздники для пенсионеров); масштаб охвата (частные, корпоративные, городские, региональные, всероссийские); тематика (народные, социальные,);

Можно выделить следующие виды праздников:

1. Религиозные праздники

Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников. К наиболее известным религиозным праздникам в нашей стране можно отнести Пасху, Рождество. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. В 2-х тт. Т.1. Зарубежный опыт. - М.: 1991

2. Языческие праздники

Несмотря на то, что вот уже более тысячи лет в нашей стране государственной религией является христианство, языческие праздники по-прежнему весьма популярны.

В календаре в наиболее законченном виде выражается любая Традиция, в нем собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Наиболее популярный языческий праздник в России - Масленица.

3. Частные праздники

Данные праздники проводятся в рамках какой-либо семьи. Сюда можно отнести такие праздники как свадьба, годовщина свадьбы, дни рождения, юбилеи.

4. Корпоративные праздники

Среди различных видов праздников корпоративный самый молодой. Первые корпоративные праздники появились в начале 1990-х гг. Эти праздники устраиваются в рамках какой-либо организации для ее сотрудников. Корпоративные праздники являются важной составной частью корпоративной культуры, и оказывают существенное влияние на мотивацию сотрудников. Не стоит выбирать поводом для корпоративного торжества день рождения отца-основателя компании (если это не компания «одной персоны») или, знаменательную дату церковного календаря. Чем меньше в поводе для празднования личного, тем лучше. Примером корпоративных праздников может быть празднование дня фирмы, корпоративный Новый год.

5. Детские праздники

Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми. Социальные праздники обычно направлены на привлечение внимания общественности, правительства, СМИ к какой-либо злободневной проблеме. Примером социальных праздников могут выступать такие как «День семьи», «День защиты детей» и др.

Более приемлемый принцип классификации массовых праздников, это классификация по типу праздничной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.

Наиболее существенные из них - общественная значимость и масштабность праздничного события - становятся главными при классификации праздников. Однако, масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает и праздничной ситуации.

Нужно рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере, с еще одной существенной стороной праздничной ситуации - потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.

Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника.

Пользуясь этим принципом, можно выделить три основные группы праздников в нашей стране.

Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.

Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно - историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична - это весь российский народ, все человечество. . Герасимов С.В. Специалист в сфере PR: профессиональный статус и специфика деятельности./ Современные аспекты экономики № 19(86) - /СПб.: «Инфо-да», 2005

Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа - локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие - в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.

Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.

Приведенные три вида праздников, «…не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней». Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности.

Кроме того, границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становиться ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику

Эволюция нашей психики, во многом, обязана праздникам, сопровождавшим историю человеческой цивилизации. Особому эмоциональному влиянию праздников на человека мы обязаны ритуалам и атрибутам праздников, и, более всего, огню. Космическая сущность огня связана с его неотделимостью от молнии, звезд, света - Солнца. Не случайно и появление такого непременного атрибута особо значимых праздников, как современный фейерверк.

С ритуалами связано празднование таких дошедших до нас из глубины времен праздников, как Коляда, Святки, Масленица. Хотя, конечно, сегодня вариантов праздника существует куда больше, чем было у наших предков.

Фестиваль первоначально возник в Великобритании вначале 18 века. С французского фестиваль (festival) переводится как празднество, от латинского festivus - весёлый, праздничный. В 20 в. получили распространение международные музыкальные фестивали.

Музыкальные фестивали это циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. Музыкальные фестивали различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию.

Музыкальный фестиваль посвящается музыке. Так постепенно стали входить в традицию публичные выступления музыкантов, дискуссии, демонстрация умений. Постепенно ежегодные встречи музыкантов и публики приобрели сложившуюся организационную форму, их стали называть музыкальными фестивалями. Если присутствует соревновательный момент - то это уже музыкальный фестиваль-конкурс.

У каждой страны свои собственные формы проведения таких фестивалей, но цель одна: популяризировать музыку, объяснить обществу, зачем она нужна, сколь важно ее развитие. Тем самым общество становится активным сторонником развития музыкальной культуры, более внимательно следит, чтобы государство и бизнес уделяли им внимание, обеспечивали развитие музыки.

Одна из главных задач музыкальных фестивалей - лоббирование интересов музыкальной культуры и искусства. Не менее важная задача - пропаганда различных музыкальных направлений, привлечение молодежи, отбор талантливых молодых исполнителей.

Проведение массовых профилактических мероприятий и акций неразрывно связано с пропагандой здорового образа жизни. Целесообразно проводить их одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, коммерческих структур, частных лиц, средств массовой информации. Данные мероприятия должны быть нацелены на привлечение широкого круга подростков и молодежи.

Планируя профилактическую работу, стоит учитывать основные международные и общероссийские дни, пропагандирующие здоровый образ: 7 апреля -- Всемирный день здоровья, 31 мая - Международный день отказа от курения, 26 июня - Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, 10 октября - Всемирный день охраны психического здоровья, 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом.

Мероприятия и акции по профилактике зависимого поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах, исходя из специфики каждого мероприятия.

В зависимости от цели мероприятия, от того, какой общественный резонанс вы хотите получить, предполагаемого количества участников, а также иных факторов, они могут иметь различный масштаб: от микроучастка учреждения, который акцию проводит, до краевого уровня. К проведению этих мероприятий привлекаются не только молодежь, но и родительская общественность, творческие и спортивные коллективы, учреждения культуры или спорта, общественные организации, спонсоры из числа предпринимателей и другие заинтересованные организации и лица из числа жителей района, города (артисты, спортсмены, общественные деятели). Подготовка и проведение этих мероприятий отражаются в средствах массовой информации (печатные издания, радио- и телеканалы).

Мероприятия профилактической направленности по пропаганде здорового образа жизни по своим формам могут быть организованы как конкурсы творческих работ (изобразительного искусства, прикладного творчества, литературного творчества, социальной рекламы), праздники здоровья, концерты, молодежные акции и многое другие.

Цели мероприятия

Пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимания молод?жи к проблемам распространения и употребления табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических веществ через активизацию творческого потенциала подростков и молод?жи;

Выработка теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни; массовое молодёжное мероприятие праздник

Профилактика различных видов зависимостей (курение, алкоголизм,

наркомания);

Пропаганда физкультуры и спорта и др.;

Поднятие престижа здоровой, активной жизни у молодежи и взрослого

населения как необходимого условия развития человека и достижения

социального успеха;

Выявление отношения подростков и молодежи к здоровому образу жизни и употреблению наркотических веществ посредством литературного творчества.

Молодежные акции

Одна из форм первичной профилактики зависимого поведения -

молодежные акции различной направленности: музыкальные фестивали, дискотеки, слеты, лотереи и др.

Важна наполняемость любой такой акции ненавязчивыми элементами

профилактики. В любой акции должна быть музыка. Но она должна сопровождаться различными элементами познавательного и позитивного характера, побуждающими к размышлениям по заданной проблеме.

В зависимости от места проведения, масштаба (школа,район,город),финансирования -сценарии различны.

Разработка акции:

Любое мероприятие, в том числе и массовое, начинается с обсуждения

концепции. Инициативная группа оговаривает тематику, идеи и цели, на какую аудиторию рассчитана акция, какую смысловую нагрузку должна нести.

Определяется и согласовывается место и время проведения. Массовые мероприятия могут проводиться с 9 до 21 часов. Мероприятия на открытых 10площадках вблизи жилых домов могут проводиться с 9 до 22 часов.

Определяются партнеры акции и их роль в проведении мероприятия.

Распределяются зоны ответственности среди организаторов акции:

Например, кто отвечает за подбор творческих номеров, кто за PR-компанию, кто за связь со СМИ, кто за конкурсную программу, кто за изготовление информационных материалов (буклетов, листовок), кто занимается поиском спонсоров.

Приглашаются аниматоры и артисты.

Организация любого массового мероприятия начинается с подбора

помещения или места, где он будет проводиться. Арендуются концертные площадки, устанавливаются мобильные сцены, подиумы, составляется список необходимого оборудования и инвентаря (в том числе торговых павильонов с угощением и дегустацией).

Не последнюю роль в проведении акции играет ведущий, который должен уметь «держать» аудиторию, ориентироваться во внештатных ситуациях, быть динамичным, эффектным, с поставленной речью.

Следует уделить внимание оформлению места проведения акции: сцене,прилегающей территории, конкурсным площадкам. В каждом конкретном случае важно тщательно продумывать целостность всего оформления, выразительность деталей, их качество, чтобы внимание аудитории привлекло главное,раскрывающее идею мероприятия.

И, конечно же, необходимо согласовать юридические и административные вопросы мероприятия.

До получения разрешения на проведения массового мероприятия его организатор не вправе объявлять в средствах массовой информации о дате, месте и времени проведения, изготавливать и распространять с этой целью рекламные материалы.

Заявление (уведомление) о проведении массового мероприятия подается в письменной форме непосредственно в исполнительный комитет городского совета, или направляется по почте, как правило, не позднее, чем за 10 дней до намечаемой даты его проведения. Заявление (уведомление) должно содержать следующие сведения:

Цель, форма, место проведения массового мероприятия;

Маршруты движения (для демонстраций, шествий);

Время начала и окончания массового мероприятия;

Предполагаемое количество участников массового мероприятия;

Фамилия, имя, отчество, адрес и номер телефона (рабочий, домашний,

мобильный) лица, уполномоченного организаторами массового мероприятия внести (заявление) уведомление, а также лиц, ответственных за обеспечение общественного порядка, безопасности участников массового мероприятия;

Необходимость (отсутствие необходимости) использования звукоусилительной аппаратуры;

Подписывается организаторами мероприятия.