Меню
Бесплатно
Главная  /  Овуляция  /  План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД "Птицы" подготовительная группа. Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД "Птицы" подготовительная группа. Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы

Тема: Зимующие птицы

Цель: - актуализация знаний детей по теме;

    развитие зрительного внимания, памяти, мышления;

    развитие статистической координации артикуляторных движений;

    развитие навыка связного говорения;

Оборудование:

Ход занятия:

1. Организационный момент: Первыми сядут те дети, которые отгадают мои загадки.

Странный доктор есть на свете, Окраской – сероватая,

Он деревья лечит, дети. Повадкой- вороватая,

Где болит? Тук-тук! Крикунья хрипловатая-

А, нашел. Тут, тут. Известная персона. Кто она?

(Дятел) (ворона)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь)

2. Упражнения по развитию статики артикуляторных движний.

    Квадратной губной нижней и верхней (подглазничная ветвь) мышц: оттянуть нижнюю губу книзу, удержать под счет от 1 до 5 , вернуть в исходное состояние; поднять верхнюю губу, удержать под счет от 1 до 5, вернуть в исходное состояние.

    Продольных нижних мышц: придать языку положение «мостика»: прижать кончик языка к нижним резцам, выгнуть среднюю часть спинки языка, боковые края языка прижать к верхним боковым зубам, удерживать заданное положение языка под счет от 1 до 5, вернуть в исходное положение.

    Квадратной губной верхней (скуловая ветвь) мышцы: поднять поочередно сначала правый, затем левый уголок губы, губы при этом сомкнуты, удерживать под счет от 1 до 5, вернуть в исходное состояние.

3. Беседа по теме:

Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются зимующими. Многих из них вы видели на улице нашего города.

(На фланелеграфе укреплены картинки, изображающие зимующих птиц)

Выбери картинку с изображением птицы и скажи кого ты выбрал? (Я выбрал воробья, ворону...)

4. Физминутка «Воробей»

Среди белых голубей (Дети идут по кругу, изображая

Скачет шустрый воробей. Голубей, в центре один ребенок- он скачет

как воробей)

Воробушек-пташка, (Дети встают лицом в круг, идут приставным

Серая рубашка. шагом. «Воробей» пытается «вылететь» из

Откликайся, воробей, круга; «голуби» взявшись за руки, не

Вылетай-ка, не робей. пускают его

5. Развитие навыка связного говорения. Игры- небылицы. Чтение рассказа «ПТИЧЬЯ ЕЛКА»

За несколько дней до Рождества Толя сказал своим сестрицам:

Папа и мама устраивают для нас большую елку. Нам приготовлено много хороших подарков. Может, и нам устроить для кого-
нибудь елку?

Девочкам понравилось предложение Толи.

А для кого мы устроим елку? - спросил Толя.

Стали судить-рядить. После долгих споров было решено устроить елку для птичек, которые зимой голодают. Дети купили маленькую елочку, много птичьего корма, хлеба и сдобных украшений. Дуб поставили под окном и развесили на ветках украшения и пакетики с кормом. Елочка вышла на славу.

Утром дети проснулись от громкого чириканья. Пернатых гостей собралось на липе немало. Дети с восторгом смотрели на птичек.

Птички благодарят нас за елку, как мы благодарили вчера
маму и папу, - сказал Толя.

(Показывается сюжетная картина)

    дети находят несоответствие между рассказом и иллюстрацией к нему;

    найти несоответствие в содержании речевого сообщения;

    найти в рассказе слова, словосочетания и фразы, не подходящие по смыслу, и заменить их подходящими;

6. Игра «Кого не стало?»

На наборном полотне картинки с изображениями снегиря, ворона, дятла, синицы. Логопед просит детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Логопед спрашивает:

Кого не стало? (не стало синицы)

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Птицы»

Цели:

Расширить знания детей о птицах.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Закрепить знания о величине (большой-маленький), цвете (желтый, красный, синий, зеленый), положении в пространстве (верх-низ, вправо-влево), геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество цифрой (1 и 2).
Совершенствовать навыки рисования пальчиками и карандашами, наклеивания, лепки.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитывать желание помогать птицам.

Оборудование:

Картинки демонстрационные (ворона, кукушка, воробей, соловей, скворец).
Картинки с изображением павлина, разные по цвету и величине пуговицы.
Прищепки, силуэтные изображения птиц.
Картинки с изображением большого и маленького гнезд, карточки с цифрами 1 и 2, вырезанные из картона яйца.
Силуэтное изображение яйца, разрезанное на две части.
Пластиковый яйца, мелкие игрушки-птицы.
Картинка-фон для рисования ягод, красные пальчиковые краски.
Изображение чайки на палочке.
Парные картинки с изображением птиц.
Картинка фон с кормушкой, клей, крупа, птицы, вырезанные из бумаги.
Картонная заготовка «птица», вырезанные из бумаги крылья, клей. Черный пластилин.
Силуэтные изображения рыб.
Картинки-фоны с изображением скворечника на одном краю листа и птиц на другом краю, карандаши.
Картинка с изображением дятла, ствола дерева с жуками и гусеницей, которые залеплены пластилином, стеки.
Картинка с изображением схемы скворечника, геометрические фигуры из цветного картона, соответствующие схеме.
Картинка-заготовка с изображением синицы, пластилин черного цвета, желтые пальчиковые краски.
Колокольчики.
Аудиозаписи голосов птиц, песня из м/ф «Кто же такие птички?», «Мы насыплем птичкам крошки», «Соловей» Алябьева.

Слушание голосов птиц

Посмотрите на картинку - это птица ворона. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как ворона «кар-р».

Посмотрите на картинку - это птица воробей. Послушайте его голос. Попробуйте сами сказать как воробей «чик-чирик».

Посмотрите на картинку - это птица кукушка. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как кукушка «ку-ку».

Дидактическое упражнение «Чей голос?»

В разных местах комнаты размещаются изображения птиц. Воспроизводится аудиозапись голоса одной из птиц, а дети должны найти глазами соответствующую картинку, а затем подойти к ней.

Дидактическое упражнение «Яйца в гнездах»

Вот перед вами гнезда. Сосчитайте их. Сколько гнезд на картинке? Два гнезда. А гнезда одинаковые или разные. Разные. Одно гнездо большое, другое маленькое. Покажите большое гнездо. Покажите маленькое гнездо.

В маленькое гнездо положите одно яйцо, а в большое гнездо положите два яйца.
Положите цифру 1 под гнездо, в которой одно яйцо. А какую цифру положим под гнездо с двумя яйцами? Цифру 2.

Дидактическая игра «Сложи целое яйцо из частей»

Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.

Игра «А что внутри яйца?»

Возьмите из корзинки яйцо, раскройте его и посмотрите, что там внутри.

Дети раскрывают пластиковые яйца и находят внутри игрушки, изображающие птиц. Дети называют свою птицу, если не могут сами, называет взрослый и просит ребенка повторить.

Пальчиковое рисование «Ягоды для птицы»

Зимой птицы лакомятся ягодами, оставшимися на ветвях деревьев. Давайте нарисуем побольше ягод для птиц.

Игра с прищепками «Птичка»

Прикрепите птичке прищепки так, чтобы у нее появился клюв, лапки и красивый хвостик.

Аппликация «Птицы на кормушке»

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Намажьте клеем поверхность кормушки, насыпьте сверху крупу. Сейчас слетятся птички, зернышки клевать. Наклейте птиц на картинку.

Музыкальное упражнение «Мы насыплем птичкам крошки»

Дети звенят в колокольчики под музыку.

Конструирование «Скворечник»

Люди помогают птицам, когда кормят их. А еще люди помогают птицам, когда строят для них домики и вывешивают на деревьях. Вот домик - скворечник - для птицы скворца.
Давайте выложим скворечник из геометрических фигур.


Какие геометрические фигуры вы использовали? Какого цвета квадрат? Треугольник, круг, прямоугольник?
А теперь возьмите палочку и приделайте скворечнику жердочку, на которую птица будет садиться. А вот и скворец прилетел к вам в скворечник.

Изобразительная деятельность «Помоги птицам прилететь в скворечник»

Возьмите в руки скворечник, домик для птичек, и приложите его к дереву. Молодцы. Давайте приклеим его. А теперь возьмём карандаши и нарисуем дорожку от каждой птицы к скворечнику.

Динамическая пауза «На в дорогу мне торопиться»

Дети двигаются под музыку, изображая полет птицы (ходьба, бег, подскоки).

Слушание музыки: «Соловей» Алябьева.

Воспроизводится соответствующая аудиозапись.

Посмотрите на картинку внимательно и подумайте, кто на картинке не птица? Как вы догадались? А кто это?

А теперь вам нужно найти на рисунке птицу, которая отличается от других птичек. Где она?

Дидактическая игра «Найди пару»

Выберите себе картинку с птицей. Найдите своей птице другую точно такую же вторую птицу.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой.

А вот птица, которую зовут павлин. У павлина красивый хвост.

А мы сделаем еще красивее, когда разложим пуговицы на перьях павлиньего хвоста.

Конструирование из бумаги «Птица»

Приклейте своей птице глазки из черного пластилина по одному с каждой стороны головы. А затем приклейте крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища. (После окончания работы предлагается обыграть поделку).

Подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом.

Изобразительная деятельность «Синица»

Из кусочка черного пластилина дети делают глаз птице. А желтой краской пальчиком закрашивают птице брюшко.

Упражнение «Помоги дятлу найти еду»

Дятел ищет жучков и червячков под корой дерева. Возьмите стеки и снимите верхнюю часть коры, чтобы найти под ней еду для дятла.

Гимнастика для глаз «Чайка»

А вот морская птица чайка. Давайте проследим глазами за ее полетом.
Вот чайка полетела вверх. Полетела влево. Вниз опустилась. Вправо полетела. Закружилась над волнами.

Динамическая пауза «Чайки ловят рыбу»

А сейчас дети превращаются в птиц - чаек. Чайки птицы морские, больше всего они любят кушать рыбу, которую сами ловят в море. Отправляйтесь за рыбой. Поймайте и принесите две рыбы. (Воспитатель спрашивает у ребенка сколько рыб он поймал и какого они цвета).

Айна Исалиева

Тема : «Зимующие птицы »

Цель : всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе .

Задачи :

Область «Познание»

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах ;

Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

2. Развивать умение сравнивать разных птиц , выделяя общее и различия.

Область «Коммуникация»

1. Развивать фонематический слух.

2. Совершенствование речи детей как средства общения

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы » .

4. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему .

5. Согласовывать им. сущ. с глаголами.

Область «Здоровье»

1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Развитие зрительного и слухового восприятия.

Образовательная область «Труд»

1. Расширение представления детей о труде взрослых.

2. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.

Область «Социализация»

1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Область «Художественное творчество»

Использование нетрадиционной техники рисования.

Область «Музыка»

Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Материал : халаты, деревья, иллюстрации птиц , мультимедия, листы с восковыми рисунками, гуашь, сигнальные карты

Заходим становимся полукругом.

Ведущий : Ребята, обратите внимание на наших гостей. Давайте поздороваемся и продолжим наше путешествие. - Здравствуйте--- А сейчас я загадаю вам загадку. Послушайте внимательно!

Есть у радости подруга,

В виде полукруга,

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть - тоска её боится.

Что это? (улыбка)

Подарим, друг другу улыбку и хорошее настроением. (Звуки голосов птиц и влетает сорока ) .

Сорока : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это? (Сорока)

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

(Здравствуй, Сорока)

Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели , другие остались, ничего не пойму.

Давайте поможем Сороке разобраться.

Оставайся сорока с нами, мы тебе всё объясним. Давайте все присядем на наши расписные пенечки.

И я тебе больше скажу, что ты правильно прилетела. Ты знаешь, кто занимается изучением птиц ?

Сорока : не знаю

Ребята, а вы знаете?

Орнитолог - это биолог, изучающий птиц . Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке. И сегодня, я старший орнитолог, а дети младшие научные сотрудники. Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи

Виолетта кто мы сегодня?

Костя кто мы сегодня?

Ребята, а теперь назовите птиц , которые улетели.

(ласточки, журавли, утки, гуси, скворцы и т. д.)

Какие это птицы ?

(это перелетные птицы )

Почему их так называют?

(потому что они осенью от нас улетают в теплые края, а весной прилетают обратно)

А какие птицы остались ?

(Остались зимующие птицы .)

Назовите их.

(воробей, синица, ворона, голубь, снегирь, дятел и т. д.)

Не легкая жизнь у птиц , которые остаются зимовать в наших краях.

Потому что зима бывает какая? (суровая, вьюжная, морозная) .

Вот поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. - а сейчас посмотрите, как раскрыли клювы птицы и просят о помощи . Какие звуки они произносят (по артикуляции) . Какой звук у этой птицы ?

Я знаю, вы помогаете птицам зимой . - Что вы делаете (Делаем кормушки, развешиваем их на ветках деревьев и насыпаем в них корм.)

А теперь посмотрите на этих птиц . Мы сейчас поиграем в игру «четвертый лишний» . Я буду называть птиц , а вы скажите какая лишняя. Слушайте внимательно….(ворона -сорока-ласточка-голубь; синица –журавль –снегирь – дятел; воробей -сорока-сова-стриж). Молодцы! Видишь сорока как мы хорошо знаем птиц !

Физ. минутка.

Поглядите, боком, боком, /повороты

Ходит ворона мимо окон. /притопы

Скок – поскок, да скок – поскок,

Дайте булочки кусок.

Игра «Отгадайте загадки» .

Присаживаетесь на «пенечки» . И загадайте загадки о птицах , а сорока и дети будут их отгадывать. Кто хочет загадать загадку?

Он по-рабочему одет-

Удобно, просто, ловко,

На нем красный берет

И пестрая спецовка

(Дятел)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку- прыг

И чирикает : «Чик-чирик»

(Воробей)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей .

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (ворона)

Ну и давайте последнюю загадку.

Эта птица зимующая . У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой . (сорока)

Видишь, мы и про тебя знаем загадку…

Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса ? каждая птица своим особым голосом. Давайте послушаем голоса птиц (ЗАПИСЬ) . Кто это? А это? Молодцы узнали…а теперь скажите

Воробей – что делает? - чирикает

Ворона – что делает? - каркает

Сорока – что делает? - стрекочет

Синица – что делает? - щебечет

Снегирь – что делает? - посвистывает

Дятел – что делает? - трещит

Сова – что делает? - ухает

Игра «Тело буква»

А теперь поиграем в такую игру я буду говорить разными голосами птиц , а вы телом покажите гласную букву звук, который вы услышите. Давайте встанем и немного разойдемся чтобы не мешать друг другу. (ду-ду-ду, кар-кар, чик-чирик, ух-ух,сво-сво) . Молодцы! Сорока тебе нравится у нас?

Сегодня я расскажу вам, какая птица , чем питается?

Корм для птиц буду изображать схемами.

Зернышки и крошки обозначу так :

- Сало, такой схемой :

Ягоды рябины, вот так :

Остатки пищи, таким символом :

Воробьи, голуби питаются зернышками и крошками.

У Синицы любимое лакомство несоленое сало.

Снегири, свиристели и клесты любят клевать ягоды рябины.

Вороны, галки и сороки питаются остатками пищи.

Теперь встаньте и подойдите к столам и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь - сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев -

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой наш

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

На столе у нас листочки на которых спрятан корм, если губку в краску обмакнем и по ним мы проведем он проявится. Нам необходимо взять губку обмакнуть в гуашь и слева на право провести по всему листу. Приступаем.

Серёжа, что у тебя получилось? И кого ты этим угостишь? (дети дают полный ответ) и т. д. Молодцы, накормили своих птичек.

Давайте и нашу сороку угостим кусочками яблока.

Сорока : Спасибо.

Пожалуйста.

Ребята возьмите сигнальные карточки и подойдите ко мне. Поиграем в игру «Верю - не верю» . Познакомим сороку с особенностями наших птиц . Если я говорю верный ответ вы поднимаете синий огонек, если не верный то красный огонек.

Клесты выводят птенцов зимой. У синицы желтая грудка. У воробья большой сильный клюв (не верим) . У сороки длинный хвост. У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим) . Ворона питается остатками пищи. Клесты любят семена шишек. Молодцы! Ни кто не ошибся.

Давайте присядем на наши пенечки.

«Паспорт зимующих птиц » . Мультимедия. Схема. картинки

Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц , они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц .

Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился . Что по нему мы можем узнать?

Какие птицы .

Как называются.

Части тела.

Составить рассказ 3 рассказа…

Не спеши сейчас разберемся.

Мультимедия

Ребята каких птиц вы видите ?

А что здесь делает журавль? Давайте отправим его в теплые края.

Сорока : Браво-браво. вот теперь у меня в лесу порядок.

Мы рады были тебе помочь, но к сожалению нам нужно идти дальше в город помогать птицам .

Ребята, что мы будем делать в городе? Ответы…



Цель : продолжать развивать представления у детей о жизни и особенностях птиц.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:

— закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах (почему птицы летают, почему зимующие птицы не мерзнут зимой);

— обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную речь детей;

2. Развивающие задачи:

— развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);

— развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

— закреплять навык работы в микрогруппах;

3. Воспитательные задачи:

— воспитывать доброе отношение к живой природе и её обитателям.

— формировать желание помогать птицам зимой;

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,

Оборудование и материалы:

Набор перьев, лупы, листы бумаги, мультимедийная установка (презентация).

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы.

Беседа с детьми, как зимуют звери и птицы.

Заучивание стихотворений.

Наблюдение в природе.

Изготовление кормушек вместе с детьми.

Чтение пословиц, поговорок, народных примет.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Игра «Спаси птенца»

— Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Сделайте гнездышко. Сейчас я вам положу маленького беспомощного птенца. Подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием.

— Теперь раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

Мотивационно — ориентировочный этап.

— Ребята, нам вчера в детский сад на электронную почту пришло очень интересное письмо от Незнайки. Я бы хотела вас с ним познакомить.

«Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел необычную птичку. У неё чёрный жилет, красный берет, нос как топор, а хвост как упор.

Подолбила птичка по дереву и так красиво полетела, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, … как больно ударился о землю. Ничего не понимаю!

Не могли бы вы мне подсказать, что за необычная птичка встретилась мне на прогулке?

Почему птицы летают, а человек нет?

И почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?»

Поисковый этап.

— Дети, поможем Незнайке? (Ответы детей)

— На какие вопросы нам надо найти ответы? (Ответы детей)

(Педагог демонстрирует карточки)

— Ребята, как вы думаете, что за необычная птичка встретилась Незнайке?

— Правильно. Как вы догадались? (Ответы детей)

— Кто может рассказать о дятле? (Ответы детей)

— Ребята, а каких зимующих птиц вы ещё знаете? (Ответы детей)

К зимующим птицам также относятся: тетерев, глухарь.

(Педагог демонстрирует названных птиц на слайдах)

— А может кто-нибудь из вас помнит загадки о зимующих птицах?

(Ответы детей)

Практический этап (опытно-экспериментальная деятельность).

Опыт №1

— Ребята, Незнайка в своём письме говорит, что птицы умеют летать. Правильно?

— А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей)

Дети: Нет. У человека нет крыльев.

— Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал)

Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел)

— Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному?

(Ответы детей)

Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

— Вот и птицы: расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем.

Крылья птиц лёгкие, сильные и гибкие.

Физкультминутка «Хочу быть птичкой».

Я по улице гулял, (дети выполняют ходьбу на месте )

Галок и ворон считал: (скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет)

Раз, два, три, четыре, пять,

Рот открыл, смотрю я в небо, (поднимают голову вверх ).

Вправо, влево. Я там не был. (выполняют повороты головой ).

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать. (часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены)

Крылья вверх и крылья вниз, (плавно взмахивают руками )

Только слышен ветра свист. (вращают указательными паль­цами рук, поднятых вверх)

Я подпрыгнул, чтоб взлететь, (подпрыгивают)

Но пришлось на землю сесть. (приседают)

Опыт №2

— Дети, мы с вами ответили на два вопроса Незнайки. Какой был третий вопрос?

(Ответы детей)

— Скажите, пожалуйста, чем покрыто тело птиц? (Ответы детей)

— Предлагаю вам пройти к столам (в лабораторию), где мы будем исследовать перья птиц через лупу. Но для начала мы разделимся с вами на две микрогруппы.

Первая микрогруппа – будет исследовать размер, цвет и строение пера.

Вторая микрогруппа – будет исследовать, что внутри пера, если его разрезать. (Детям даются карточки с заданиями)

Работа в микрогруппах.

— Ребята, расскажите, чем перья отличаются?

Дети: Размером, цветом, строением.

1) — Ребята, рассмотрим, как устроены перья у птиц. Что можно сказать про него?

Дети: Оно плотное, жесткое, большое.

— Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень – основа пера.

2) – Ребята, расскажите, что внутри этого стержня?

Дети: Плотный и пустой.

Правильно. А как вы думаете почему?

Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.

— Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?

Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.

Почему?

Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота.

— Правильно. Оперение птицы состоит из огромного количества перьев.

Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх.

Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете.

Мелкие перья – пуховые – они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их.

— Дети, мы исследовали перья и теперь знаем — какие они бывают и почему зимующие птицы не мёрзнут зимой.

— Самое страшное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод.

— Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей)

— Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам?

(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки)

Рефлексивно – оценочный этап.

— Какие вы молодцы, ребята!

— Дети, теперь мы можем ответить на все вопросы Незнайки?

— Что за необычная птичка встретилась Незнайке на прогулке? (Ответы детей)

— Почему птицы летают, а человек нет? (Ответы детей)

— Почему зимующие птицы не мёрзнут зимой? (Ответы детей)

— Когда мы вернёмся в группу, мы обязательно с вами напишем письмо Незнайке и ответим на все его вопросы.

— Что вам больше всего понравилось?

— Что нового узнали, проводя свои исследования?

(Ответы детей)

— Все мы молодцы! Скажите себе:

«Я – молодец,

я – думал,

я – старался,

я делал открытия ».

Благодарю вас за работу!

— Мы сегодня с вами выйдем на прогулку и покормим птиц.

Стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.