Меню
Бесплатно
Главная  /  Овуляция  /  Создание башенных установок. Вооружение Самоходная артиллерийская установка 305 калибр ссср

Создание башенных установок. Вооружение Самоходная артиллерийская установка 305 калибр ссср

Оригинал взят у starcom68 в 305 мм башенная батарея № 30. Боевое отделение второй башни МБ-3-12ФМ

Продолжаю рассказ об устройстве легендарной 305-мм башенной 30-ой береговой батарее Севастополя. Недавно я рассказал о том, как выглядит снаружи огневая позиция батареи и ее броневые башенные трехорудийные установки МБ-3-12ФМ. Теперь посмотрим как устроены башни изнутри. Тема 30-ой батареи раскрывается постепенно в нескольких постах и периодически я даю отсылки к параллельному рассказу о 305-мм Ворошиловской батарее на острове Русский для сравнения. Ведь на той и на другой стоят орудийные башни царского линкора "Полтава", правда построены батареи были в разное время.
Основной литературой для написания поста послужили две статьи:
1. Н.В. Гаврилкин (Москва), Д.Ю. Стогний (Севастополь). Батарея №30. 70 лет в строю. Цитадель №№ 12 и 13, 2005 и 2006 годы..
2. В.И.Калинин, Н.В.Гаврилкин. Приборы управления стрельбой тяжелых батарей береговой обороны ВМФ СССР... Крепость Россия № 3, Владивосток, 2008.
Не обошлось конечно и без личного посещения батареи в 2005 году. Тут я безмерно обязан одному из авторов статьи - Дмитрию Стогнию, который терпел меня на батарее три дня.
Вид на казенную часть правого орудия № 165 с открытым затвором

Через открытую дверь/затвор в кормовой части второй трехорудийной башни проходим вовнутрь. На дальнем плане виден механизм досылателя с электроприводом, пост управления процессом заряжания орудия и казенная часть центрального орудия № 180

Несколько чертежей, поясняющих устройство башенной установки МБ-3-12ФМ. Чертежи взяты с ресурса http://www.bellabs.ru/30-35/Schemes-30.html , а туда они попали и вышеприведенной стаьи Н.Гаврилкина и Д.Стогния о 30-ой батарее.
Схема размещения башенной установки МБ-3-12ФМ в бетонном массиве батареи

Схематический разрез башенной установки МБ-3-12ФМ. На схеме хорошо видно устройство качающейся части, зарядника, привода прибойника и прочих деталей конструкции

Схематический разрез башенной установки в музее 30-ой батареи

Среднее орудие № 180. На фото слева виден пост управления процессом заряжания и механизм привода прибойника. На фото справа видны закрепленные на стволе орудия дополнительные грузы. Необходимость в них возникла после снятия закрепленного на штанге прибойника, который изначально перемещался вместе с качающейся частью орудия (как на Ворошиловской батарее). После переделки башен на постоянный угол заряжания в 6 градусов надобность в нем отпала. Видны так же розмахи ручного привода затвора и ручного привода вертикального наведения орудия

Надписи на казенной части ствола. Орудие № 180 изготовлено в 1917 году, лейнировано в 1941 году. До того как попасть на 30-ю батарею это орудие вместе с правым было установлен линкоре "Марат".

Пост управления механическим процессом заряжания орудия. Три одинаковые рукоятки внизу управляют зарядником, замком и прибойником (слева направо). Рукоятка с правого бока включает питание механизмов. Индикаторы сигнализируют о различных состояниях механизмов. А кнопки на верхней панели обеспечивают варианты движения механизмов.

Верхняя панель поста упраления процессом заряжания с переговорными трубами. Да, на батарее, несмотря на послевоенный период строительства, применялись переговорные трубы, как на корабле конца XIX века. Что означает надпись "К ПЕРЕГРУЗОЧНЫМ ПОСТАМ И ПРИБОЙНИК" я не понял. Причем тут прибойник, когда он под носом?

Казенная часть правого орудия № 165 и пост управления процессом его заряжания. Пост управления меньше заляпан краской и у переговорных труб сохранились заглушки на цепочках

Розмах ручного привода затвора

Полностью комплектный комендорский сообщитель сигнализирует об окончании заряжания орудия. Кроме того, он выполняет важную функцию недопустить преждевременное открытие затвора

Дмитрий Стогний осуществляет иммитацию процесса заряжания правого орудия. Сейчас он управляет зарядником. На заднем плане трапик на рабочее место командира башни, а под ним ручной и электрический привод зарядника правого орудия. Тут надо разбираться. Владивостокские коллеги по аналогии со своей батареей считают, что это привод зарядника центрального орудия, но тогда где электрический и ручной привод зарядника правого орудия и почему два аналогичных электрических привода расположено в отсеке левого орудия?. Справа на переборке еще один ручной привод зарядника (?!). Что-то их больно много и ни одного ручного привода поворота башни из боевогоотделения.

Затвор орудия пока еще закрыт. Видно стреляющее приспособление и веревочка с помощью которой в случае необходимости осуществляется выстрел вручную

Затвор открыт по команде с пульта заряжающего

Стреляющее приспособление крупным планом

По команде с пульта, из шахты с шумом и грохотом за какие-то секунды поднимается зарядник со снарядом и двумя полузарядами. Вес снаряда обр. 1911 года 471 кг, вес одного полузаряда 132 кг.

Верхние ролики механизма подъема зарядника

На лотке подачи зарядника должен лежать снаряд, а в ящике чуть выше два полузаряда. Бронзовый щиток, находящийся сейчас в вертикальном положении, откидывается вверх, сбрасывая полузаряды поочередно на лоток подачи. Все это происходит за какие-то доли секунды, так что не только снять, но и заметить толком ничего не успеваешь.

Прибойник пока в штатном положениии в состоянии покоя

Зарядник и лоток подачи

Уникальный кадр. Мне удалось поймать как работает прибойник досылая сняряд в ствол орудия. Виден сам прибойник и роликовая цепь Галля. Прибойник выполняет три цикла. Сначала снаряд, потом один полузаряд, потом второй полузаряд.

Затем прибойник встает в штатное положение, зарядник уходит вниз, а затвор закрывается. Вся операция по зарядке происходит так быстро, что не успеваешь ничего понять с первого раза.

Затвор закрыт

Затем наступает очередь приведения ствола в требуемое для выстрела вертикальное положение.
Дмитрий Стогний осуществляет вертикальную наводку правого орудия

Принимающий прибор угла вертикального наведения № 44 у рабочего места вертикального наводчика правого орудия. Этот прибор более современный, чем на Ворошиловской батарее. На верхних шкалах путем совмешения стрелок осуществляется вертикальное наведение по команде из центрального поста, нижняя шкала позволяет вводить поправку в процентах с учетом изменения начальной скорости снарядов из-за износа ствола и типов боеприпасов. Ниже штурвал электромеханического привода вертикального наведения. Прибор показывает на какой угол штурвалом надо поднять ствол, чтобы попасть в цель.

На фото казенная часть орудия уходит вниз, ствол задирается вверх. Пока осуществляется вертикальное наведение, ниже в перегрузочном отделении в зарядник закладывается новый комплект боеприпасов. На правом фото розмах ручного привода вертикального наведения

Снаружи это выглядит вот так

От всего увиденного у меня глаза повылезали из орбит. Особенно меня поразила скорость выполнения процесса зарядки орудия и как зарядник весом более тонны летает по шахте, хлопая своими щитками. Очень красиво закрывается и открывается затвор с проворотом

Рабочее место командира башни. Отсюда дается команда на залп. Видны аппараты телефонной связи, сидение, визир башенного командира, переговорные трубы, и приборы управления огнем: трехканальный переключатель режимов 16С, прибор без номера с отключением педалей подачи команд вертикального и горизонтального наводчиков, прибор 69А-2 сообщающий о готовности орудий к выстрелу. Остальных приборов управления огнем я почему-то не увидел или не снял

Приборы связи. На шильдике написано "Телрф (?) командной артиллерийской группы"

Еще телефонные аппараты

Теперь посмотрим как осуществляется горизонтальное наведение башни, перейдем в отсек левого орудия № 85 1914 года изготовления. На фото слева у вертикальной брони виден ручной привод зарядника. Чуть левее торчит край электрического привода зарядника левого орудия. В дальнем левом углу, за орудием - рабочее место горизонтального наводчика

Ручной привод зарядника крупным планом

Электропривод зарядника левого орудия

Рабочее место горизонтального наводчика орудия, прибор 23 - принимающий угла горизонтального наведения, штурвал горизонтальной наводки и педаль согласования действий расчета крупным планом

Дмитрий поворачивает башню осуществляя горизонтальную. наводку. Те кто думают, что башня крутится на 360 градусов как карусель - ошибаются. В литературе указано (да и по словам Дмитрия), что башня может вращаться только на +\-185 градусов от директрисы стрельбы. Невозможность вращать башню на 360 градусов связана с обширным кабельным хозяйством. Однако, на приборе № 23 стоит еще более жестское ограничение предельного угла горизонтального наведения в обе стороны от директрисы в 18-00 (1800 тысячных, это чуть более 90 градусов). Для чего введено такое ограничение мне не совсем понятно. Подобной проблемы у Ворошиловской батареи не существует, а в 1941 году при обороне Севастополя именно круговой сектор обстрела башенных установок МБ-2-12 30-ой батареи позволил эффективно применять батарею для сухопутной обороны.
На фото видны: переговорные трубы, штурвал и педаль привода горизонтальной наводки, визир горизонтального наводчика в который он может наблюдать цель, прибор № 23.
Прибор 23 - принимающий угла горизонтального наведения с центрального поста. Наводчик вращением штурвала совмещает механическую стрелку со стрелкой электрической, задающей необходимый угол стрельбы. Помимо угла наведения прибор позволяет вводить поправку на отстояние башни от центра батареи или от другой башни, если из нее осуществялется управление стрельбой. При стрельбе прямой наводкой прибор не используется.
Цикл стрельбы осуществляется следующим образом.
1. Заряжание орудия.
2. Вертикальное наведение орудия
3. Горизонтальное наведение башни
4. Выстрел
Согласованность действий расчета осуществляется педалями наводчиков включенных в цепь стрельбы. По команде вертикальный наводчик нажимает свою педаль, после сигнала ревуна, горзонтальный наводчик нажимает свою педаль и происходит выстрел. Цепь стрельбы может быть сблокирована таким образом, что горизонтальный наводчик мог производить стрельбу всеми орудиями башни или даже батареи.

Вид на казенную часть орудия от места горизонтального наводчика. На дальнем плане за пультом управления заряжанием орудия и прибойником, электрический привод зарядника центрального орудия

Вид на шахту зарядника и зарядник в перегрузочном отделении

Вид на казенную часть орудия. Видно, что затвор орудия окончательно не отчищен от краски

Вид на электрокабеля и ревун в кормовой части башни над входом. Внизу под обрезом штурвал привода бронезадвижки входного проема

Продожение следует

Предыдущие репортажи о 30-ой батарее
1.
305-мм башенная батарея № 30. Огневая позиция и башни МБ-3-12 ФМ

в Избранное в Избранном из Избранного 0

(статья посвящена «молодым специалистам» в области артиллерии Земляку и Aley)

Прежде всего, надо отметить, что интерес к пушкам этого калибра совсем не случаен. Если до русско-японской войны некоторыми военно-морскими специалистами считалось, что при вооружении кораблей приоритет надо отдавать скорострельным пушкам среднего калибра, то после этой войны таких специалистов практически не осталось. Все активно бросились наращивать количество как раз крупнокалиберных пушек. Отсюда и дредноуты, сменившие классические ЭБР.

Но мы так далеко заглядывать не будем, рассмотрим корабли РЯВ во время самой войны, а также слегка позже нее.

Я уже раньше касался темы морских 305мм орудий, но там больше упор делался на их сравнительную баллистику. Сейчас надо бы остановиться на конструкции пушек.

Российский императорский флот

Здесь все достаточно скучно, скудно и однообразно. Пушки последовательно сменяли друг друга, были всегда одной модели, поэтому запутаться невозможно. Правда, тоже не факт, это смотря сколько выпить. Итак:

1. 305/30 пушки 1878г. зачатия и 1883г. рождения (далее 1878/1883гг). Из кораблей РЯВ стояли только на «ЭБР», как его тогда почему-то называли, а на самом деле слабеньком БРК 1 ранга Николай 1. Под стать его реальной классификации были и пушки ГК. Вполне зачетные в категории БРК, но не более того. Несмотря на короткий ствол, были очень тяжелые, 50,6т. Именно такую пушку наш «молодой специалист» Земляк пытался впендюрить в башню Ивами вместо разбитой 42,8тонной 305/40 пушки, но не нашел подтверждающей фотографии башни с разномастными пушками. Зато нашел подтверждающую обратное. Расстроился, наверное. Снаряд весом в 331,7кг. разгонялся в таких пушках до скорости 570м/с.

2. 305/35 пушки 1886(Германия, Круп)/1891(Обухов)гг. Из кораблей РЯВ стояли только на, опять же в кавычках, «ЭБР» Наварин. Что о них можно вкратце сказать? Чемпионы среди «зажигалок», 56т, это нечто. Бедный Наварин, его как-то сразу становится жаль. Вес какой-то нереальный. Что касается мощности, то ничего особенного. Получше пушек Николая 1, но и не более того. Благодаря своей достаточно мощной артиллерии Наварин легко мог схлестнуться с такими «грандами» ЯИФ, как Ниссин или Касуга, правда, с непредсказуемым результатом. Поэтому, лучше бы ему было связываться с другими японскими БРК, послабее. Но для ББР или ББО 2 ранга эти пушки были достаточно мощные, только немного слабее 254мм пушек ББО типа Ушаков. Снаряд весом в 331,7кг. разгонялся в таких пушках до скорости 637м/с.

3. 305/40 пушки 1891/1895гг. Самый распространенный тип пушек ГК РИФ во времена РЯВ. Стояли на всех остальных русских кораблях РЯВ, носящих наименование ЭБР и вооруженных 305мм артиллерией. На начало РЯВ соответствовали вооружению ЭБР 2 класса. Более мощных пушек в те времена в РИФ не было. Весили немного, всего 42,8т, что также является своеобразным рекордом, это были самые легкие 305мм пушки РЯВ. Если в России и Германии эти пушки назывались 305/40, то во всем остальном мире они были 305/38,3. Разница методик расчетов. Снаряд весом в 331,7кг. разгонялся в таких пушках до скорости 792м/с.

Вот, собственно, и все. Остается добавить, что каждой пушке соответствовал свой оригинальный станок, на котором она, собственно, и устанавливалась. Как и предупреждал, скучно, скудно и однообразно.

Японский императорский флот

Вот здесь уже начинается некое подобие «веселья». Здесь придется исходить не из типов орудий, а из кораблей. Итак, приступим:

1. ЭБР Фудзи и Ясима. При «рождении» этих кораблей на них стояли 305/35 пушки Армстронга модели Mark VIII 1890/1895гг. на станк ах BII. Знаю, что везде пишут, что стояли 305/40. Но этого просто не могло быть, первые 305/40 пушки Армстронга стали выпускать с 1900г (по некоторым данным с 1899г), а корабли вступили в строй в 1897г. Так что, при постройке этих кораблей других пушек для их башен ГК попросту не было. Но они там могли появиться и даже появились однозначно. Но об этом ниже. Весили эти пушки 46т. Были немного мощнее, чем русские 305/38,3, но все равно оставались во 2-м классе.

2. ЭБР Сикисима и Хатсусе. Стояли 305/40 пушки Армстронга модели EOC Pattern G. В Японии эти пушки получили наименование «тип 41». Пушки стояли на британских станк ах модели BIV и весили 49т. Соответствовали пушкам ГК ЭБР 1 класса, не будучи, при этом, сильно мощными в этой подгруппе.

3. ЭБР Асахи. Здесь не все понятно насчет станк а. По одним данным он был модели BIV, по другим данным модели BVI. Разница в том, что на станок BIV нельзя было установить британскую пушку Армстронга модели Mark IX, а на BVI, можно. Но, в любом случае с завода Асахи должен был выходить с пушками Армстронга модели EOC Pattern G, т.к. на тот момент модель Mark IX еще не выпускалась. Исходя из этого факта, все же надо признать вероятность того, что станк и были модели BVI незначительной. Гораздо больше вероятность того, что станк и были такие же, как на Сикисиме и Хатсусе, т.е. модели BIV.

После некоторой паузы методом «мозгового штурма» (не будем распространяться насчет: есть чем/нечем) была выдвинута версия №3 уже от Aley. Разумеется, тут же радостно подхваченная, деморализованным за какое-то время до этого, Земляком. «Севастополь затопили на 50м глубине, поэтому достать его пушки ГК японцам не составляло никакого труда». Комментировать эту версию не стану по двум причинам. Во-первых не являюсь специалистом по снаряжению для подводных работ начала 20в. Во-вторых нужды что-то доказывать нет, ниже ясно видно, что на Танго (Полтава) стояли японские пушки.

Сейчас оба активно ныряют в Желтое море. И их можно понять, лето, жарко. Жаль только, ныряния эти виртуальные. А так была бы от их последней версии хоть какая-то польза. Закалились бы что ли, окрепли.

Итак, в чем же там было дело на самом деле. Если кто-то следил за моей перепиской с Земляком в комментах, то, скорее всего, уже и сам догадался. Земляк не догадался. Для него и пишу.

Крупнокалиберное морское орудие в те времена состоял, очень схематично, из двух труб, внутри которых было еще 2-3 трубы как бы расколотые (не распиленные) вдоль. Труба самого маленького диаметра назвалась трубой ствола и имела очень сложную внутреннюю конфигурацию. Это самая дорогая и сложная часть пушки. Собственно, если смотреть с точки зрения сложности изготовления, то сделать трубу ствола и означает сделать пушку. Все остальные детали, хоть и важны и трудоемки, но все же не так сложны и дороги. Наружная конфигурация трубы ствола была попроще и совпадала с внутренней конфигурацией первой «расколотой» поперек трубы, обе части которой назывались «скрепляющие кольца». Длина первой «расколотой» трубы могла совпадать с длиной трубы ствола, могла не совпадать. Таких скрепляющих колец было несколько слоев, причем внутренняя конфигурация следующего от трубы ствола слоя всегда в деталях совпадала с внешней конфигурацией предыдущего скрепляющего кольца. Про проволоку и прочее я писать не буду, сейчас это неважно. Поверх всего этого бутерброда одевалась еще одна цельная (не расколотая вдоль) труба, которая называлась кожух ствола. Все вместе это назвалось ствол. Далее на ствол накручивался (или вкручивался) казенник, а уже к казеннику крепился затвор. Все вместе это называлось пушкой. Сам кожух ствола мог состоять из нескольких частей, причем очень важной частью была задняя. Почему? Если передняя часть кожуха не несла на себе никакой нагрузки, то задняя часть служила для того, чтобы крепить пушку к станк у. Казенник крепился сзади, со стороны казенного среза ствола, крепления к станк у находились чуть дальше от этого среза в сторону середины пушки, в двух местах.

Вот собственно и все. Для крепления пушки на станк е нужно иметь совместимую связку «задняя часть кожуха пушки – станок». Что было у японцев из трофеев? 12 станк ов, 12 казенников, 12 затворов и даже 12 задних кожухов с элементами крепления к станк у, но не было 12 труб ствола, цилиндров и передних кожухов, было только 11. А как я уже отмечал, самой сложной и дорогой деталью пушки была именно труба ствола. Таким образом, японцам надо было снять со своих запасных стволов заднюю часть кожуха и проделать то же самое с русскими пушками (как минимум с двумя). Как это сделать, это другой вопрос. Новые не изготавливали, тогда бы у них был другой внешний вид, японский. Далее следовало, либо подточить последний скрепляющий цилиндр японской пушки под конфигурацию заднего кожуха русской пушки, если этот диаметр был больше внутреннего диаметра кожуха. Либо изготовить еще один слой скрепляющих колец, для совместимости японской пушки и русского заднего кожуха, если диаметр наружного скрепляющего кольца был меньше внутреннего диаметра кожуха. Разумеется, трогать переднюю часть кожуха, со стороны дульного среза, не было никакой необходимости, поэтому мы видим его на всех фотографиях в первозданном виде. С теми самыми характерными японскими (британскими) наплывами. Я на эту тему «молодым специалистам» еще только дырку в головах не просвербил, но они так и не поняли, о чем это я. А Земляк, знай себе кружочки на русских задних кожухах рисует, прямо, как ребенок. Правда, дети, как правило, так не ругаются.

Далее русский задний кожух следовало надеть на модифицированное последнее скрепляющее кольцо японской пушки и установить полученный таким образом ствол на станок. Но и сейчас стрелять не получится, т.к. получился установленный ствол, а пушки пока нет. Каким путем японцы приспособили японские затворы, точно не известно, поэтому останавливаться на этом не имеет смысла. Вероятнее всего изготовление новых казенников под них. Или каких-то деталей для старых казенников. Но то, что использовались именно японские затворы нам известно точно.

Так же абсолютно точно известно, что все четыре орудия Танго были подвергнуты подобной переделке на заводе Курэ. И «в девичестве» были пушками Армстронга.

Если коротко, то пушки Танго от "родных" (Армстронг EOC Pattern G (тип 41)) отличались всего тремя деталями, одна из них были новая (казенник, возможно только частично), одна трофейная (задний кожух от русских пушек) и одна модифицированная (последнее скрепляющее кольцо в казенной части было подогнано под задний кожух от русских пушек). Все. Больше никаких отличий не было, от этого и характерные армстронговские наплывы на дульных срезах.

И здесь возникает вопрос, а как они стреляли на русском станк е да японскими снарядами? Думаю, японцы привели импульс отдачи новых пушек к русскому, экспериментами с возможной поломкой станк а они навряд ли хотели рисковать. Другими словами, одинаковый импульс отдачи на японском снаряде (385,6кг.) они могли получить при начальной скорости его полета 680м/с. Что это значит в плане мощности орудий? Это значит, что на 40 каб. их мощность составляла 95% от мощности русских пушек, а на 50 каб. – 98%. На 60 каб. они были равны, а на больших дистанциях новая пушка была мощнее русской. Т.е. новые пушки начиная с дистанции 60 каб. были слегка мощнее старых русских, и к тому же стреляли более мощными японскими снарядами. На дистанциях менее 60 каб. по бронебойности русским пушкам они слегка проигрывали.

Что касается документов, как этого требовал мой требовательный, суровый и ругливый друг Земляк, их тоже есть у меня. Пожалуйте взглянуть, не побрезгуйте.

Все, пацаны. Хорош в Желтом море прохлаждаться. Пушки из пучин извлекать. Перетопитесь там еще, не дай бог. Давай к нам, на сушу. Земляку еще к тому же надо извиняться за его хамство, как обещал. Шаркать ножкой. Сопли и слезы по небритым мордасам размазывать не обязательно. Застенчиво ковырять пальцем в носу, тоже. Ждемс.

В 1907 году на началось проектирование 12"/50 пушки. Однако из-за низкого качества примененной стали ее ствол удлинили на 2 клб - чтобы снизить давление пороховых газов при сохранении баллистических характеристик. В конце 1907 года было заказано 20 таких 12"/52 пушек.

Ствол орудия состоял из внутренней трубы, скрепленной тремя рядами цилиндров (по два в ряду). Поверх цилиндров надевался кожух с кольцевыми выступами для соединения с салазками станка. Сзади в кожух ввинчивался казенник, в котором помещался поршневой затвор.

Длина ствола составила 15850 мм, длина нарезной части 12852 мм, длина каморы до дна снаряда 2443,5 мм. Длина хода нарезов постоянная - 29,89 клб. Число нарезов - 72. Глубина нарезов - 2,28 мм. Вес затвора - 933,6 кг. Вес ствола с затвором - 50,6 т.

Всего Морское ведомство заказало 198 таких пушек, из которых 126 были готовы до конца 1916 года. В 1917 году предполагалось сдать 42 пушки, а в 1918-м - оставшиеся 30. Но с февраля начался спад производства, и в 1917 году выпустили всего 12 орудий. Затем на 4 года все работы были прекращены, лишь в 1921 году сделали 14 орудий.

К 16 июня 1922 года на складах хранилось 29 новых 12"/52 орудий в различных стадиях готовности (готовность от 10 до 95%). В последующие годы часть этих орудий удалось доделать. В 1939-1940 годах началось лейнирование 12"/52 орудий, что обычно проводилось в ходе их капитального ремонта.

12"/52 пушки установливались на линкоры типа "Императрица Мария", на башенных береговых установках. На ЧФ для 12"/52 орудий полагалось по 400 выстрелов на ствол, из которых 37 удушающих и 20 шрапнелей.

Эти 305-мм орудия были наиболее мощными орудиями, когда либо серийно устанавливаемыми на корабли как российского императорского, так и советского военно-морского флота.

Проектирование трехорудийных башенных артустановок под эти орудия начали в августе 1907 года. Башенные установки для черноморских линкоров отличались в основном бронированием. Станки установок имели гидравлические тормоза отката веретенного типа и гидропневматические накатники. Длина отката нормальная - 1270 мм. Наведение орудий производилось от электродвигателей с помощью муфты Дженни. Впервые в этих установках в горизонтальном положении вместо катков использовались шары диаметром 152 мм. Высота оси цапф над плоскостью центров шаров - 3544 мм. Диаметр шарового погона 9090 мм. Бронирование: передняя и боковая стенки 254 мм, задняя стенка 305 мм, крыша 100 мм. Вес откатных частей 60 т, качающейся части - 84,2 т, вращающейся брони - 312 т. Полный вес башни с орудиями и броней 872 т. Установку обслуживало 37 электродвигателей общей мощностью 322 л.с.

На Черноморском флоте такие башни имели все пять отечественных линкоров. В советское время эти трехорудийные артустановки, получившие индекс МК-3-12, неоднократно модернизировались. В частности, толщину крыши увеличили до 152 мм. На линейном корабле "Парижская коммуна" ("Севастополь") в ходе модернизации 1933-1938 годов угол вертикальной наводки был доведен до +40°.

МК-3-12: основные характеристики
Калибр, мм
Длина ствола, клб
Угол ВН, град
Угол ГН, град
Максимальная скорость наведения, град/с:
вертикальная
горизонтальная
Радиус обметания по стволам, мм
Масса, кг:
Скорострельность, выстр./мин
Масса снаряда, кг
Начальная скорость снаряда, м/с
Дальность стрельбы, м

Это сверхмощное орудие официально именуется 305-мм транспортёром ТМ-III-12, но артиллеристы уважительно и ласково называли его «Татьяной Михайловной» — из-за букв ТМ в его обозначении. Аналогично тому, как реактивную установку БМ-13К из-за буквы К красноармейцы прозвали «Катюшей». Ну, а здесь, в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, у орудия-исполина сразу появилось прозвище «Царь-пушка №2». Глядя на эту гигантскую установку – в её вес составляет, ни много ни мало, 340 тонн! – невольно проникаешься к ней уважением. Настоящая кремлёвская «Царь-пушка №1» перед ней меркнет.

Но ещё больше, чем масштабы, поражает судьба установленного на этом транспортёре 12-дюймового орудия. Ведь оно когда-то находилось в башне линейного корабля Российского флота, затем оказалось в Африке, а в годы Второй мировой войны совершило морское путешествие вокруг Европы!

Орудие, ныне стоящее на железнодорожном транспортёре, создавалось как корабельное и для своего времени считалось чудом техники. Оно могло стрелять снарядами весом в 471 кг на дальность около 23,5 км, а после увеличения угла возвышения – на 35 км. Ствол орудия весил 50 т. Производство столь мощной артиллерии в начале прошлого века было по силам лишь странам с самой передовой промышленностью. Так, для изготовления внутренней трубы ствола требовалась крупногабаритная отливка из высококачественной стали без раковин и посторонних включений, которую затем в течение долгого времени попеременно обрабатывали ковкой, закалкой и отпуском. После на специальных станках производились механическая обработка заготовки, её сверление на всю глубину, чистовая расточка, шлифовка и нарезка каналов. Изготовление одного ствола занимало много месяцев, а иногда год и более.

Сто лет назад наша страна могла выпускать такие орудия — кстати, ничем не уступавшие английским или германским. Двенадцатидюймовка нашего железнодорожного транспортёра была изготовлена на Обуховском заводе. На её стволе стоит клеймо: №127, 1915 г., однако реально она была сдана в ноябре 1916 года. И немедленно отправилась из Санкт-Петербурга в Николаев – на строившийся линкор «Император Александр III». Это был третий черноморский дредноут, однотипный с трагически погибшей «Императрицей Марией». Он вошёл в состав Черноморского флота уже после февральской революции под новым названием «Воля». Во время гражданской войны он был флагманом белого флота на Черном море. Линкор ещё раз сменил имя, став «Генералом Алексеевым». В 1920 году он впервые применил артиллерию главного калибра в бою: неоднократно обстреливал позиции Красной армии в районе Николаева и Очакова. Только за три дня августа 1920 года «Генерал Алексеев» выпустил по позициям красных 109 12-дюймовых снарядов.

Линкор «Воля» — бывший «Император Александр III» и будущий «Генерал Алексеев».

Но артиллерия линкора не спасла генерала Врангеля: его войска не выдержали натиска Красной армии и вскоре отправились в вынужденную эмиграцию. Вместе с другими кораблями белого флота «Генерал Алексеев» оказался в далёком Тунисе, в Бизерте, принадлежавшей тогда Франции. Там же в начале 1930-х он и был разобран на металл. Но 12 исправных 305-мм орудий французы сохранили. Пушки пролежали в арсенале «Сиди-Абдуллах» до начала Второй мировой войны, а затем в их судьбе произошёл крутой поворот…

Флагман Белого флота — линкор «Генерал Алексеев». Бизерта, 1923 г.

В 1939 году отношения между Советским Союзом и Финляндией обострились до предела, и финны решили купить бесхозные русские орудия для усиления береговой обороны своего побережья. Контракт с Францией был подписан в январе 1940 года, уже в ходе «зимней» войны. Впрочем, финнам скоро стало не до обороны побережья… Но так или иначе, восемь двенадцатидюймовок с «Генерала Алексеева» все же были доставлены в страну Суоми на двух пароходах – правда, уже после заключения перемирия с Советским Союзом. Финская казна была пуста, и Франция пушки просто подарила. Причём все двенадцать. Только пароход «Нина», перевозивший последние четыре ствола, в Норвегии был захвачен немцами, которые реквизировали груз как военную добычу. О судьбе этих орудий чуть позже – это отдельная история.

Итак, восемь 305-мм орудий бывшего русского линкора, совершив растянувшееся на четверть века путешествие вокруг Европы, оказались в Финляндии. И очень кстати. Ну тут необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о ещё одном виде артиллерии – тяжёлых железнодорожных транспортёрах…

Идея установить тяжёлое орудие на железнодорожной платформе не нова – такие установки применялись ещё в 60-е годы XIX века, в ходе гражданской войны в США. Но настоящего триумфа этот вид артиллерии добился в конце Первой мировой, в 1918 году, когда немцам удалось из дальнобойных железнодорожных установок «Колоссаль» обстрелять Париж с дистанции 125 км! По французской столице было выпущено 367 снарядов, городу был причинён серьёзный ущерб. Число убитых и раненых приблизилось к цифре в 900 человек. Но ещё важнее для немцев был моральный эффект. Стрельба на такую дальность военным специалистам казалась чем-то из области фантастики.

Неудивительно, что в межвоенный период практически все развитые страны мира уделяли особое внимание крупнокалиберной артиллерии на железнодорожном ходу. В Советском Союзе разработка таких артиллерийских систем началась во второй половине 20-х годов под руководством талантливого инженера Александра Григорьевича Дукельского. Самыми мощными из них стали транспортёры ТМ-I-14 с 14-дюймовыми пушками, оставшимися от недостроенных сверхдредноутов типа «Измаил», и ТМ-III-12 с 12-дюймовыми орудиями с длиной ствола 52 калибра, бывших на вооружении линкоров предыдущих типов. В 1938-1939 годах на Ленинградском Металлическом заводе были изготовлены три транспортёра ТМ-III-12, составивших знаменитую батарею №9. На них были установлены орудия, поднятые с погибшего в Севастополе линкора «Императрица Мария». Во время войны с Финляндией батарея с круговой железнодорожной ветки под Сестрорецком обстреливала укрепления линии Маннергейма. А после завершения «зимней» войны батарею перевели на полуостров Ханко – там по соглашению с Финляндией создавалась советская военно-морская база.

С началом Великой Отечественной войны Ханко оказался в осаде; в ходе его героической обороны для обстрела финских сухопутных объектов привлекались и суперпушки 9-й батареи, однако достойных целей для них не оказалось, и какой-либо значительной роли они сыграть не смогли. В декабре 1941-го, перед эвакуацией гарнизона крепости, стволы транспортёров ТМ-III-12 взорвали. Наши артиллеристы не догадывались, что точно такие же двенадцатидюймовые стволы уже больше года лежат на финских складах…

Уже к лету 1942 года 305-мм железнодорожные артустановки снова были в строю, но уже в армии Финляндии. Теперь на них стояли орудия с другого русского линкора – «Генерала Алексеева». Но служба новым хозяевам оказалась недолгой. После выхода Финляндии из войны все три транспортёра ТМ-III-12 были возвращены СССР. Они снова образовали тяжёлую железнодорожную батарею, которой теперь был присвоен №294. Пушки перевезли на южный берег Финского залива, и они долго базировались на форту «Красная горка». Одно из этих орудий до сих пор стоит там – правда, оно пребывает в полуразрушенном состоянии. Два других транспортёра стали музейными экспонатами – одно в Санкт-Петербурге, другое – в Москве. Именно это орудие с №127, «Царь-пушка №2», после долгой эпопеи с её транспортировкой по железной дороге, заняла почётное место на Поклонной горе в октябре 2001 года.

В заключение упомянем о судьбе остальных орудий главного калибра русского линкора «Император Александр III». После монтажа трёх стволов на железнодорожных транспортёрах у финнов оставалось ещё пять орудий. Четыре из них были установлены на береговых батареях – на островах Исосаари и Мякилуото, а последнее оставили в качестве запасного. До наших дней дожили три двенадцатидюймовки: одна находится как эспонат музея на острове Куйвасаари, еще две — в башнях форта «Эре», также превращённого в музей.

Весьма причудливая судьба досталась четырём пушкам линкора «Император Александр III», захваченных немцами на пароходе «Нина». Для них фирма «Крупп» изготовила новые станки, позволявшие увеличить угол возвышения до 45 градусов. Эти пушки были установлены на захваченном у англичан острове Гернси в проливе Ла-Манш и стали частью пресловутого «Атлантического вала». Мощная батарея сначала получила название «Нина» — по имени парохода, перевозившего пушки. Позже батарею переименовали в «Мирус» — в честь её погибшего командира, фрегаттен-капитана Мируса.

Постройка батареи завершилась к концу 1943 года. Летом следующего года её орудия неоднократно открывали огонь по англо-американским кораблям, осуществлявшим снабжение высаженных во Франции союзных войск. А в сентябре под её снаряды попали два американских крейсера. Немцы утверждают, что один из них едва не погиб, но на самом деле корабли, как говорится, отделались лёгким испугом.

Вооружение

Главный калибр японских броненос­цев был представлен 12-дюймовыми (305-мм) орудиями Армстронга с длиной ствола в 40 калибров. Они имели типич­ную для англичан проволочную конструк­цию и мало отличались друг от друга по своим характеристикам. Зато установки этих орудий на первых двух броненос­цах и четырех последующих принадле­жали к двум совершенно различным ти­пам.

Барбетные установки «Фудзи» и «Ясимы» были аналогичны разработанным для броненосцев типа «Маджестик». Они имели гидравлический привод (электри­ческий был резервным и служил лишь для горизонтального наведения); круглая поворотная платформа вращалась на роликах внутри грушевидного барбета. Заряжание осуществлялось только в диа­метральной плоскости (ДП) при угле возвышения стволов в 1° (по другим дан­ным, в 5°), то есть после каждого выстре­ла приходилось не только разворачивать орудия вдоль оси корабля, но и опускать их стволы. Разумеется, скорострельность была невелика - примерно один вы­стрел за 2 - 2,5 минуты. Правда, в тече­ние некоторого времени японские кораб­ли могли поддерживать более высокий темп стрельбы - для этой цели в кормо­вой нише поворотной части башни имел­ся стеллаж для хранения 18 снарядов, а также специальные гидравлические досылатели для их подачи. При этом заряды поднимались в башню через цент­ральную подачную трубу. Таким образом, каждая башенная установка могла выпу­стить из двух стволов 18 снарядов в те­чение 12 минут боя, но затем скоро­стрельность резко снижалась.

Орудийные погреба находились стро­го под барбетами, причем заряды хра­нились в нижнем помещении, а снаря­ды - палубой выше. Боезапас по штату составлял 60 выстрелов на ствол.

Установки главного калибра броненос­цев «Сикисима», «Хацусэ» и «Асахи» были совершенно иными. Они монтиро­вались в круглых неподвижных барбетах, помимо гидравлического привода оснаща­лись дополнительным электрическим и могли заряжаться при любом положении орудий относительно ДП. Снаряды и за­ряды подавались двумя парами наклон­ных элеваторов в кормовую часть башни; кроме того, для зарядов имелись две до­полнительные вертикальные подачные трубы, расположенные между орудиями.

Заряжание осуществлялось только при фиксированном угле возвышения стволов в 13,5°. Внедрение этих установок позво­ляло делать из 305-мм орудий не менее двух выстрелов за три минуты.

На «Микасе» артустановки ГК в целом были похожи, но отличались важным но­вовведением: подачу боеприпасов в них разбили на два этапа. Под вращающей­ся платформой со станками орудий те­перь находилось перегрузочное отделе­ние, куда снаряды поступали из погребов по центральному элеватору. Далее бое­запас с помощью цепного тельфера подавался на короткие наклонные элевато­ры, соединяющие перегрузочное отделе­ние с кормовой частью башни. Некоторое усложнение схемы подачи было сделано для того, чтобы свести к минимуму риск распространения огня по элеватору от орудий в пороховой погреб. Причем за счет внедрения новых механизмов скоро­стрельность артустановок «Микасы» не уменьшилась, а наоборот, немного повы­силась: на испытаниях в Англии три 305-мм снаряда удалось выпустить с интер­валами в 48 с. При этом сами установки стали даже более компактными: диаметр их барбетов составил 10,7 м по сравне­нию с 11,3 м на «Сикисиме» и «Хацусэ». Заряжание производилось при любом положении орудий в горизонтальной плоскости, но при фиксированном угле возвышения стволов в 5°.

Баллистические данные японских 305-мм орудий были достаточно высоки­ми, но в целом не превосходили анало­гичные показатели двенадцатидюймовок русских броненосцев. Теоретически на дистанции 10 кбт они пробивали 306 мм крупповской брони, на дистанции 30 кбт - 208 мм; для русской 305-мм/40 клб пуш­ки эти значения составляли 311 и 201 мм соответственно. Разброс снарядов ока­зался невелик: на полигоне пушки для «Фудзи» при стрельбе с 5000 ярдов (4,57 км) обеспечили попадания в пря­моугольник размерами 3,7x1,9 м.

Артиллерия среднего калибра на всех броненосцах состояла из английских 152-мм скорострельных пушек Арм­стронга с длиной ствола в 40 клб. На «Фуд­зи» и «Ясиме» они имели уменьшенные зарядные каморы и размещались как в бронированных казематах, так и в палуб­ных щитовых установках; на последующих броненосцах - только в казематах, либо в казематах и защищенной батарее (на «Микасе»). Все орудия были осна­щены оптическими прицелами. Заряжа­ние - раздельное; наведение и подача боеприпасов осуществлялись вручную.

12-фунтовые (76-мм) скорострельные пушки Армстронга устанавливались лишь на четырех броненосцах програм­мы 1895 -1896 годов (по 20 штук на корабль). Правда, в 1901 году они появи­лись и на первой паре броненосцев - в ходе модернизации ими заменили часть 47-мм пушек (по 16 на корабль). Все 12-фунтовки размещались без полноцен­ной броневой защиты на главной палу­бе, спардеке и надстройках.

Малокалиберная противоминная ар­тиллерия включала две модели 47-мм пушек Гочкиса на станках Ямаучи, офи­циально именовавшихся 3-фунтовыми и 2,5-фунтовыми. Они различались длиной ствола, причем более длинноствольные 3-фунтовки устанавливались преимуще­ственно на боевых марсах, а 2,5-фунтовки - на спардеке и надстройках. Кроме того, на мостиках были предусмотрены места под установку пулеметов Максима.

Боекомплект японских броненосцев, как и у их английских собратьев, состоял из бронебойных, фугасных и небольшого числа шрапнельных снарядов. Однако если в Российском флоте главными (то есть способными принести победу в мор­ском бою) считали снаряды бронебойные, то японцы, основываясь на результатах сражения при Ялу, сделали ставку на фугасные. В результате флот Страны вос­ходящего солнца получил на вооружение снаряды, уступавшие русским по прочно­сти (и, соответственно, бронепробиваемости), но многократно превосходившие их по фугасному воздействию. Так, если русский 305-мм стальной фугасный сна­ряд содержал всего 12,4 кг (а чугунный вообще лишь 9 кг) взрывчатого вещества, то его японский аналог, прозванный на­шими моряками «чемоданом», - 48,5 кг, или 12,5% от его веса. Японцы снаряжали свои боеприпасы (за исключением бронебойных снарядов, начиненных дымным порохом) так называемой «шимозой» - взрывчатым веществом на основе пикри­новой кислоты, разработанным профес­сором Симосэ Масатика и близким по составу к английскому лиддиту и фран­цузскому мелиниту. В отечественной ли­тературе распространено мнение, что «шимоза» по мощности в четыре раза превосходит применявшийся в Россий­ском флоте влажный пироксилин. Это утверждение весьма сомнительно ("Теоретически по так называемой «взрывной силе» пироксилин не усту­пал (или почти не уступал) «шимозе». Так, скорость его детонации в идеальных условиях достигала 6 - 7 км/с, что было не намного меньше, чем у пикриновой кислоты (7,1 км/с). Однако обе взрывчатки были не­устойчивыми и быстро разлагались, особенно при повышенной темпе­ратуре. Кроме того, им требовался очень мощный инициирующий заряд (детонатор), иначе часть вещества просто сгорала. Поэтому сравнить мощность обоих ВВ в реальных боевых условиях не так просто ), одна­ко если даже допустить, что фугасное действие пироксилина и пикриновой кис­лоты примерно одинаково, то все равно японские броненосцы только за счет веса боеприпасов получали неоспоримое пре­восходство в огневой мощи над своими оппонентами. Правда, за это пришлось заплатить худшей бронепробиваемостью и риском детонации снаряда в момент выстрела (следствие повышенной чув­ствительности пикриновой кислоты к удару).

К началу войны с Россией в японском флоте состояли на вооружении два типа 305-мм бронебойных снарядов собственного производства - стальные кованые № 1 и литые № 2. Последние, по мнению прикомандированных английских совет­ников, отличались плохим качеством из­готовления и часто становились причиной разных инцидентов. Тем не менее, они входили в боекомплект всех броненосцев, причем на «Фудзи» и «Ясиме» использо­вали только их. Новые снаряды, пришед­шие им на смену, стали поступать лишь осенью 1904 года. По традиции все бро­небойные снаряды были белого цвета, причем 305-мм № 1 имели одну, а № 2 - две красных полосы; фугасные снаряды всех калибров красились в коричневый цвет с желтой полосой.

В 1904 году боезапас японских броне­носцев (в пересчете на один ствол) состо­ял из 90 305-мм снарядов (55 бронебой­ных и 35 кованых фугасных), 130 152-мм (по 65 бронебойных и кованых фугасных), 200 76-мм (бронебойных), 400 47-мм для 3-фн пушек (по 200 стальных и фугасных) и 418 47-мм для 2,5-фн пушек (188 сталь­ных, 200 фугасных и 30 шрапнельных). Сообщалось, что вместо 65 фугасных 152-мм снарядов можно было принять 200 76-мм; таким образом, число 12-фн вы­стрелов возрастало до 400. Перед Цусим­ским сражением боекомплект 305-мм ору­дий удалось увеличить до 110 снарядов на ствол (30 бронебойных и 80 кованых фугасных), а 152-мм пушек - до 175 (75 бронебойных и 100 фугасных).

ТТХ артиллерии японских броненосцев

Калибр, мм/длина ствола, клб

Вес орудия с затвором, т

Вес снаряда/заряда, кг

Начальная скорость снаряда, м/с

Дульная энергия, тм

Дальность стрельбы, кбт

Скорострельность, выстр./мин

*Установлены на «Сикисиме», «Хацусэ», «Асахи» и «Микасе».

**Установлены на «Фудзи» и «Ясиме».

Характеристики снарядов английского производства для японских броненосцев

305-мм бронебойный

305-мм фугасный (common)

305-мм фугасный (НЕ)

фугасный (НЕ)

Вес снаряда, кг

Вес ВВ, кг (% от веса снаряда)

Пороховые заряды хранились в погре­бах в латунных или цинковых футлярах. Применялся только бездымный порох (кордит), причем значительная часть его была английского производства.

Все японские броненосцы вооружались четырьмя траверзными подводными тор­педными аппаратами калибра 450 мм, которые могли стрелять при скорости корабля до 14 узлов. Кроме того, на «Фудзи», «Ясиме» и «Сикисиме» име­лось еще по одному аппарату - надвод­ному носовому, неподвижно установлен­ному в форштевне и защищенному бро­ней. На броненосцах применялись два образца 45-см торпед системы Уайтхеда - типа 30 (18S 7 г.) и типа 32 (1899 г.). Они были довольно близки по характе­ристикам; наиболее совершенная торпе­да типа 32 весила 541 кг и могла пройти 1000 м 28-узловым ходом или 3000 м 15-узловым. Боевая часть торпед (100 кг для типа 30 и 90 кг для типа 32) снаря­жалась пироксилином или «шимозой».

Система управления огнем по сути была довольно примитивной. На каждом из броненосцев, начиная с «Сикисимы», стояло по два дальномера FA 2 шотланд­ской фирмы «Барр энд Струд»; в 1901 году ими оснастили и «Фудзи» с «Ясимой». Уже после начала войны с Росси­ей, в феврале 1904 года, в Японию при­была партия новых, более совершенных дальномеров РАЗ - их установили на «Микасе» и, вероятно, на остальных бро­неносцах. При той же базе (1,37 м) но­вые приборы имели вдвое большую точ­ность - погрешность в определении дистанции у них не превышала 3%. Расче­ты по установке прицела и целика выпол­нялись артиллерийским офицером вруч­ную, по таблицам, а затем данные пере­давались наводчикам орудий по переговорным трубам. Обмен информа­цией между носовым и кормовым мости­ками выполнялся посыльным матросом или голосом с помощью рупора. Задаю­щие и принимающие электромеханичес­кие циферблаты той же фирмы «Барр энд Струд», хотя и были установлены на всех японских броненосцах, на практике, по словам английских военных советников, почти не применялись. В общем, систе­ма управления стрельбой в техническом плане ничуть не превосходила ту, что су­ществовала в русском флоте, но японские моряки благодаря интенсивным тре­нировкам научились с ее помощью вести эффективный централизованный огонь с очень высокой скорострельностью. Здесь свою роль сыграл и тот факт, что для бро­неносцев в Англии был закуплен полный комплект запасных орудий главного ка­либра - 24 ствола. Российский же флот с его традиционным стремлением к «эко­номии» похвастаться хорошей выучкой артиллеристов, увы, не мог.