Меню
Бесплатно
Главная  /  Планирование беременности  /  Соколов микитов золотая осень рассказ. Русский лес

Соколов микитов золотая осень рассказ. Русский лес

Конспект урока

Предмет: ____ литературное чтение __________ Класс: ___ 2 __

Тема урока : «Осень». Загадки об осени. Приговорка. И. Соколов-Микитов «Золотая осень».

Цели: Познакомить учащихся с темой подраздела учебника «Осень», с загадками об осени, приговоркой, с рассказом И. Соколова-Микитова «Золотая осень»; совершенствовать умение читать текст правильно, осознанно и выразительно, целыми словами; развивать умения: работать с содержанием художественных текстов; вчитываться в текст произведения, понимать смысл слов и выражений; определять авторский замысел, главную мысль текста; сопоставлять произведения разных жанров об осени; формулировать на основе прочитанного несложные выводы; отгадывать загадки; развивать творческие способности; развивать интерес к творчеству И. Соколова-Микитова

Планируемые результаты:

Предметные: научиться правильному, осознанному и выразительному чтению текстов разных жанров, работе с содержанием произведения, пониманию роли ритма в приговорке, выделению концевых созвучий стихотворных строк и определению рифмы, нахождению в тексте описания осени.

Метапредметные: * принимать, понимать и решать учебные задачи урока, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; * понимать содержание прочитанных загадок, приговорки и рассказа – описания; понимать отличительные особенности этих жанров; видеть связь между ритмом и смыслом; понимать роль интонации в передаче смысла произведения; называть характерные признаки осени, опираясь на прочитанные тексты; сравнивать произведения разных жанров об осени; выстраивать логическую цепь рассуждений; на основе прочитанного делать вывод; * объяснять значение понятий «загадки», «приговорка» и «рассказ-описание»; участвовать в учебном диалоге; рассказывать об осени.

Личностные: интерес к творчеству И.Соколова-Микитова. Интерес к загадкам, приговоркам и рассказам об осени. Восхищение красотой осенней природы.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, ноутбук, доска, учебник Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова "Литературное чтение 2 класс"

Этапы работы

Содержание этапа

I Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовка к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Задачи: создать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

II Работа над загадками и приговоркой.

уметь правильно, осознанно и выразительно читать тексты разных жанров;

Задачи:

побуждать обучающихся самостоятельно рассуждать и делать выводы; направлять действия обучающихся; стимулировать интерес к деятельности.

проверить знания обучающихся о загадках.

Методы: словесные (беседа)

эмоциональные (стимулирующее оценивание).

ФИЗМИНУТКА

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

снять напряжение, сменить статическую позу.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать условия для снятия напряжения, смены статической позы, организовать физминутку как части практической работы.

Методы:

практический (упражнения).

III Работа с текстом "Золотая осень" (отрывок) И. Соколов-Микитов

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: уметь выстраивать логические цепи рассуждений; на основе прочитанного делать вывод.

Задачи:

Находить в тексте рассказа описания осени

Цель, которую учитель хочет достичь: создать у учащихся ситуации взаимопомощи, создать условия для открытия новых знаний.

Методы:

словесные (беседа);

методы стимулирования и мотивации (учет познавательного интереса);

социальные (поиск контактов и сотрудничества).

IV Итоги

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

осознать свою УД, провести самооценку результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую учитель хочет достичь: рефлексия результатов деятельности обучающихся; создать условия для формирования навыков самооценки учебной деятельности.

Задачи:

сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся

Методы:

словесные (беседа);

волевые (формирование рефлексивности);

методы оценивания (педагогическая оценка, графическая самооценка, взаимооценка).

Домашнее задание

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:

самостоятельный выбор и решение задачи с высокой степенью свободы и ответственности.

Цель, которую учитель хочет достичь: активизировать творческие возможности обучающихся

Методы:

методы стимулирования и мотивации (заинтересованность результатами работы).

Приветствие:

Я сейчас произнесу слово, а вы представьте себе, о чем идет речь и что об этом удивительном времени года можно сказать. Итак, я произношу... "ОСЕНЬ".

Подумайте одну-две минутки и назовите два-три ключевых слова, которые характеризуют осень. (учащиеся называют слова, которые записываются на доске красивая, разноцветная, золотая, холодная, дождливая... )

Микровывод. Вы совершенно правильно заметили главное качество осени - ее разнообразие, многокрасочность.

Сейчас мы рассмотрим репродукции четырех картин известных русских художников: Федора Васильева "Болото", Ивана Шишкина "Золотая осень", Исаака Левитана "Золотая осень", "Осень. Усадьба"

В каждой картине художник изобразил свою осень. Как выдумаете, что подчеркнул каждый из художников в своей картине?

Сейчас мы прочитаем загадки (стр. 69)

Какая из трех загадок ближе всего к картинам "Золотая осень" И.Шишкина и И.Левитана? (Первая)

Какие загадки близки картинам И.Левитана "Осень" и Ф.Васильева "Болото"? (вторая, третья)

Что общего в этих загадках (они описывают явления природы осенью)

О каких явлениях природы в них говорится?

Продолжите предложение. Осень в приведённых загадках выглядит...

К какому жанру относятся загадки? (к фольклору)

Что ещё мы можем отнести к фольклору (сказки, частушки, заклички и т.д.)

Сегодня мы прочитаем приговорку.

Приговорка - небольшое произведение устного народного творчества, которое говорили, делая что-либо. в приговорках часто обращались к животным.

Чтение приговорки стр. 70.

О ком говорится в приговорке? Что обозначает выражение "Север - шуг, север - шуг!"?

В этой строке говорится о таком явлении как шуга. Шуга - это маленький плавучий лед или комки снега.

Иван Сергеевич Соколов - Микитов родился в Калужской губернии. В 1895 году семья переехала в Смоленскую область. В 1910 году Соколов - Микитов переехал в Санкт -Петербург, где в этом же году написал свое первое произведение - сказку "Соль земли". в течении всей жизни писатель очень много путешествовал, перепробовал много профессий.

Сегодня мы прочитаем его произведение "Золотая осень"

Чтение рассказа, стр. 70-71

Какие приметы осени присутствуют в рассказе?

Почему осень называют золотой?

Что значит "пчелы затяжелели"?

Кто такие трутни?

Что такое леток?

Найдите в тексте рассказа места, где говорится о состоянии природы осенью, а где - о деятельности человека.

Какую картину об осени вы бы поместили к рассказу И. Соколова - Микитова?

Какому времени года был посвящен наш урок?

Осень - пора радостная или грустная? Есть ли в тексте рассказа "Золотая осень" эпизоды, вызывающие эти чувства?

Что такое приговорка?

Чем приговорка отличается от загадки?

У вас на столе осенние листья, оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в обсуждении этих произведений – возьмите желтый листок, если не всегда знали ответ на вопрос, не до конца разобрались в произведениях – возьмите зеленый, давайте покажем свои оценки, поднимите руки.

Спасибо всем за урок, вы молодцы!

1) Составить рассказ об осени.

2) Найти стихотворение об осени и выучить.

Это рассказы для детей про осень. Про начало школьного учебного года, про первые школьные истории. Рассказы для чтения в начальной школе и для домашнего чтения.

Пятёрки.

Дед Матвей выглянул из калитки и позвал Петьку:

— Ну-ка, ступай сюда. Бери подарок!

И протянул корзинку большущих яблок.

Петька сказал деду спасибо, а яблоками оделил всех ребят. Только хотел Петька откусить кусочек, как вдруг видит, что на красном яблочном боку стоит цифра «5».

Да тут и мы закричали:

— У меня на яблоке пятёрка!

— И у меня!

— У меня тоже...

У всех яблоки оказались помеченными. Не нарисована цифра, не накрашена. Просто кожура у яблока двухцветная: весь бок красный, а пятёрка — белая.

Петька усмехнулся:

— Это дед нам наказывает, чтоб на пятёрки учились!

И всю дорогу до школы говорили мы об этой дедовой хитрости.

Оказывается, пока яблоки висели на ветках, дед на каждое прилепил бумажную цифру. Под солнечными лучами краснел яблочный бок, а под бумагой кожура оставалась светлой. Так и вышло, что солнышко поставило отметки на всех яблоках.

Ну, надо было деду отвечать... Через неделю мы с Петькой пришли к нему. Положили на стол дневники. Дед поглядел, — а в дневниках тоже отметки. Только не такие, как на яблоках.

Лист — белый, а пятёрки — красные.

Сентябрь.

У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут — жёлтый берёзовый, там — красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.

Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться...

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки... И радостно блестит в полях свежая, молодая зелень.

«Бабье лето настаёт», — улыбаясь, говорит народ.

Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.

Лес осенью. Автор: И. С. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Почему осенью листья деревьев меняют цвет и опадают? Автор: В. В. Занков

В середине весны на деревьях начинают набухать почки, и вскоре после этого распускаются листья. В зелёный цвет их окрашивает хлорофилл — очень важное для жизни деревьев вещество, которое находится в листьях.

Хлорофилловые зёрна — это своеобразная природная «кухня». Корни дерева добывают из земли продукты и воду, которые затем доставляются в листья и попадают на «кухню». Там из них при помощи солнечных лучей готовится пища для дерева.

Но вот наступает осень. День убывает, света становится всё меньше. Земля остывает, а холодную воду корни всасывать не могут. Работа на чудесной «кухне» постепенно замирает. Хлорофилловые зёрна начинают разрушаться, и вследствие этого зелёная окраска листа бледнеет.

А в листе, оказывается, есть и другие красящие вещества. Летом зелень хлорофилла заглушала их. Теперь же, когда исчезает хлорофилл, они проступают всё ярче и ярче. Листья становятся жёлтыми, красными, багряными или фиолетовыми — в зависимости от того, какого красящего вещества в них больше.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветки высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью - и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки грудастых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых, нетронутых сугробах. Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница-белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полниться лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся красота спящего зимнего леса.

Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилетные птицы, токуют в глухих местах глухари. Опавшей хвоей осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зеленые крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева, весь в лучах восходящего солнца, воркует дикий голубь-витютень.

Придет радостный день - зеленою дымкой покроется опушка березового леса. Кукуют кукушки. По утрам, перед рассветом, слетаются на ток краснобровые красавицы тетерева-косачи.

Вечером над вершинами леса тянут, хоркая и циркая, длинноносые вальдшнепы. Крякают над рекой дикие утки. На краю лесного болота высоко в небе токует баранчик-бекас.

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первые соловей.

Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном темном лесу? Примолкли самые голосистые птицы-певцы, уже не поют по закрайкам леса звонкоголосые соловьи.

Идешь по лесу, хорошенько приглядываясь, - нужно уметь находить грибные места, знать, где какой растет гриб. Вот под деревьями смешенного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнешься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзину. Кое-где попадаются крепкие боровики. Приятно взять в руки холодноватый гриб. Вот широким хороводом рассеялись на поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бору попадаются рыжики. В молодом березовом лесу, под листьями высокого папоротника, густо сидят грибы подберезовики.

На лесных открытых полянах зреет душистая вкусная земляника. В середине лета поспевает лесная малина. А по закрайкам болот созревает черника, краснеют на зеленых ветках ягоды брусники.

Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины.

Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, покличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.

Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Идешь, бывало, по такому осеннему, расцвеченному красками лесу, - музыкальным, поэтическим чувством наполняется душа. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время.

Прозрачен и чист осенью воздух, прозрачна вода в лесных ручьях: каждый виден на дне камешек. Еще цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берез. На темном фоне сплошного елевого леса отчетливо видны яркие краски осин. Уже облетели, плавают по воде легкие пожелтевшие листья ив. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями.

Соколов-Микитов И.С. Русский лес: для мл. шк. возраста/ И.С.Соколов-Микитов; Худож.

(Для детей 5-6 лет)

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Активизация и обогащение словарного запаса по темам «Осень». «Грибы»;

Развивать фразовую речь и навыки составления распространенных ответов на вопросы;

Формировать слуховой и зрительный контроль правильности составления рассказа, мелкую моторику рук;

Воспитывать умение восхищаться красотой данного времени года.

Оборудование: оборудование ИКТ, книга И.С.Соколв-Микитов, осенние листочки из бумаги по количеству детей, презентация.

Предварительная работа: беседы по теме «Осень», «Грибы», чтение рассказа.

Ход занятия

Станем рядышком по кругу

Скажем, здравствуйте друг другу

Если каждый улыбнется.

Утро доброе начнется

Скажем нашим гостям - Доброе утро!!!

Ребята, вы видели у нас на полочке новая книга?

Вы хотите ее рассмотреть?

(Садитесь на стульчики.)

Ребята, как вы думаете, глядя на иллюстрацию, можно узнать о каком времени года пишет автор в этой книге? (Ответы детей.)

Тогда внимательно посмотрите на иллюстрацию и скажите, какое время года здесь изображено? (Ответы детей.)

Почему вы думаете, что это осень? Докажите? (На деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава.)

Посмотрите, какая ягода краснеет осенью на деревьях? (Осенью краснеет рябина).

А как вы думаете, что это за место? (Лес, лесная опушка.)

Что растет осенью в лесу? (Осенью в лесу растут Грибы.)

Ребята, а вы были когда-нибудь в осеннем лесу, собирали там грибы?

Какие грибы вы собирали?

Ребята, а помните, мы с вами говорили о грибах и рассматривали картинки.

Кто может их назвать?

Ребята, я приглашаю вас на полянку. Посмотрите, осень подарила нам красивые, разноцветные листья. Давайте устроим листопад.

Дыхательная гимнастика. Положите листочек на ладошку и подуйте на листочки, чтобы они закружились в воздухе. (Губы сложите трубочкой, вдох через нос, выдох через рот.)

Пальчиковая гимнастика .

Один, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать

Листья березы

Листья рябины

Листики тополя

Листья осины

Листики дуба

Мы соберем

В вазу осенний букет отнесем.

Ребята, вы молодцы, и мы с вами доказали, что на иллюстрации художник изобразил осень. А теперь предположим, что автор в этой книге пишет тоже про осень. Вы согласны со мной? (Ответы детей.)

Ребята, но как нам проверить наше предположение, может автор пишет не про осень? Как мы можем проверить? (Ответы детей.) Я тоже согласна с Артемом, предлагаю прочитать рассказ. Садитесь и внимательно послушайте рассказ И.С.Соколова-Микитова.

Чтение рассказа

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В теплые дни летает над землей паутина. В лесу еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Ребята, вам понравился рассказ? Вы внимательно его слушали, скажите, какое же время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень.)

По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака.)

Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина.)

Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики.)

Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.)

Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины.)

Предлагаю игру «Трудные слова».

Что означает слово знойное? (Жаркое.)

Что означает золотая? (Желтая.)

Что это такое кочка? (Небольшой бугорок.)

Что такое опушка? (Край леса.) Молодцы!

Ребята, предлагаю отдохнуть и поиграть на нашей полянке.

Физкультминутка «Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)

Скачет дождик по дорожке

В лужице – смотри, смотри! (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)

Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)

Сушит перышки скорей.

А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. Вы сами будете рассказывать рассказ. (Повторное чтение рассказа.)

Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить слова и выражения из текста Соколова-Микитова. Еще вам помогут графические схемы, они на экране посмотрите. Предлагаю рассказать рассказ сначала по очереди, по одному предложению начнем с Маши.

(Пересказ детьми рассказа с опорой на схемы.)

Дети выходят, пересказывают рассказ по цепочке, парами и индивидуально.

Ребята, скажите, чей рассказ вам понравился больше всего? (высказывания детей). Мне тоже понравились ваши рассказы.

А теперь, скажите, а каком же времени года написал Соколов - Микитов в этой книге? (ответы детей).

Да, ребята, вы правы рассказ так и называется «Осень в лесу».

Значит наши предположения верные? (Ответы детей.) Мы были правы Соколов – Микитов в своей книге написал про осень в лесу.

Ребята, этот рассказ, вы можете рассказать своим друзьям, родителям.

Спасибо ребята, мне было приятно находить с вами верное решение, я думаю, вам тоже было интересно. /