Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Смены. Как подать заявку в лагерь

Смены. Как подать заявку в лагерь

То, что мы приехали в "Артек" не отдыхать, очевидно всем, но не все понимают, что и учёба не остаётся тут на заднем плане. Артековская школа открывает свои двери для ребят со всей страны с сентября по май. За необычную архитектуру и большие размеры её прозвали Хогвартсом, но не всё тут получается по мановению волшебной палочки.

Три недели –это много или мало? Для кого-то этого времени достаточно, чтобы позабыть формулу дискриминанта, а кто-то и вовсе может отвыкнуть от школьных занятий. Те, кто часто пропускает школу, знают, что отставать от программы – это не очень приятно, и особенно неприятно ночами сидеть за учебниками и догонять материал, так что существование школы в «Артеке» - очевидный плюс.

Не каждый год удаётся покинуть стены родной школы на целых три недели! Перед отъездом будущие артековцы волнуются: сколько будет оценок, какие будут уроки, будет ли легко или сложно учиться. Большинство ребят волнует их успеваемость. Очевидно, что школа «Артека» должна стать важной частью лагерной жизни.

Распутать клубок знаний

Первый урок химии в девятом классе начинается с выяснения того, кто по каким учебникам учится. Уже тут возникает неразбериха. Ученики то ли не узнают, то ли не помнят авторов. «Я гуманитарий, я не понимаю химию», - слышится грустный возглас с задних парт – а ведь сама химия ещё не началась. Некоторые ребята учатся по таким учебникам, которых вообще нет в артековской библиотеке. У кого-то не совпадает год издания.

Когда учебники наконец нашли своих учеников, путаница обретает новый поворот – настало время выбирать тему. В каких-то школах учителя идут медленно, детально разбирая каждый параграф, а где-то перескакивают с одной темы на другую. Становится ясно, что урока в обычном понимании этого слова у нас не получится. В классе шумно, у всех есть вопросы к учителю, каждому что-то непонятно. Голова гудит, химия мешается с многочисленными голосами одноклассников. Тем не менее, к середине урока все настраиваются на рабочий лад и выполняют свои задания.

Артековская школа оборудована самыми разными материалами и лабораториями для экспериментов

На математике ситуация не многим лучше, но урок всё-таки получается. Людмила Николаевна – наша учительница и по совместительству классная руководительница – берёт всё в свои руки и успокаивает учеников. А нервов в классе хоть отбавляй – кто-то ушёл по программе слишком далеко и теперь боится, что отстанет, а кто-то вообще не понимает, о чём на уроке речь, ведь в их учебнике такой темы нет. Урок проходит несмотря ни на что, и к его концу все успевают сориентироваться и выполнить те задания, которые им по силам.

В течение первого-второго дня мы уже знаем всех детей. Мы подбираем такие формы работы, чтобы интесифицировать учебный процесс, чтобы за короткое время дети смогли усвоить программный материал.
Мы чувствуем, что дети, которые приезжают в «Артек», ориентированы на учёбу, переживают за оценки, и учителя стараются удовлетворить их запросы.

Людмила Николаевна Барановская

Учитель математики в артековской школе

Спокойствие и только спокойствие

Не у всех сразу складываются хорошие отношения с учителями. В своих школах мы порой месяцами привыкаем к новым педагогам, а тут у нас времени разгоняться нет. В работе артековского учителя очень важно спокойствие. Если спокоен учитель, то это состояние будет передаваться и ученикам. Разумеется, для обучения важно и доверие учеников к учителю, и с этим тоже возникают проблемы. «А это точно так нужно оформлять? Моя учительница говорит мне по-другому», «Мы делам всё совсем не так» - тревожные мысли проносятся в головах во время урока.

К новым людям вообще всегда трудно находить подход, потому что каждый человек – личность, включая также и детей. Я стараюсь относиться к человеку, пусть даже он намного меня моложе, как к равному, в чём-то даже меня лучше, отношусь с уважением. Это помогает жить, учиться с ребятами в одном классе без конфликтов.

Калиниченко Любовь Григорьевна

Учитель русского языка и литературы в артековской школе

Опытные артековские педагоги стараются сразу настроить ребят на учебную волну, но как тут концентрироваться, если голова занята журналистикой и артековскими мероприятиями? Вопрос о том, насколько учёба в «Артеке» продуктивна, остаётся открытым. Четыре академических часа интенсивной работы не всегда дают результаты даже в виде оценок, а весёлая прогулка из школы в столовую на ужин и вовсе стирает из головы многие знания, полученные в школе.

14.03.18 204 690 1

Государство платит за то, чтобы дети хорошо отдыхали.

Виктория Островерх

отправляет школьников в «Артек»

Три недели отдыха в «Артеке», знаменитом пионерском лагере СССР, полностью оплачивает государство. Проживание, еда, экскурсии - все бесплатно, кроме билетов до Симферополя.

Я классный руководитель, занимаюсь с детьми туризмом и спортивным ориентированием. Мои ученики ездят на соревнования и занимают призовые места. Эти достижения помогли школьникам выиграть поездку в лагерь. Сейчас расскажу, как это у них получилось.

Вкратце: как попасть в «Артек»

  1. Собрать и отсканировать грамоты за последние три года. Проверить, чтобы на них был указан год, стояла подпись и печать.
  2. Зарегистрироваться на сайте «Артек-дети» и отправить заявку на несколько смен. Если возникнут вопросы по работе сайта - написать в техподдержку.
  3. Дождаться автоматического распределения путевок - это произойдет не позже чем за 20 дней до начала смены.
  4. Пройти медкомиссию. Справки бесплатно оформят в больнице, к которой прикреплен ребенок.
  5. Выкупить билеты и подписать документы. Если появятся вопросы - задать их региональному оператору.
  6. Снабдить ребенка деньгами, телефоном, одеждой и туалетными принадлежностями.
  7. Попасть в региональную делегацию, отвезти в Артек самим или отправить ребенка одного.

Почему «Артек»

С 2014 года российским школьникам начали выдавать путевки в «Артек» - за достижения в учебе, творчестве и спорте. 95% путевок - бесплатные.


Как выигрывают путевки за победу в конкретных конкурсах, я точно не знаю - такого опыта у меня нет. На сайте «Артека» размещен список партнеров и опубликованы правила конкурсных отборов. Например, Почта России проводит конкурс писем «Почта, я хочу в „Артек“», победителей которого награждают поездками в лагерь.

Я расскажу, как выигрывают путевки, которые распределяют по регионам.

Рассказываем, как экономить не только на детях

Региональные путевки

Каждый год Минобрнауки распределяет между регионами России бесплатные путевки. Например, Приморскому краю, где я живу, в 2017 году дали 176 путевок. Москве выделили 900.

Школьники, которые хотят поехать в лагерь, подают заявки и перечисляют свои достижения - победы в разных конкурсах. Каждое достижение оценивается в баллах - кто набрал больше баллов, тот и едет в лагерь.

В 2015-2016 путевки распределяли сотрудники департаментов образования в регионах. С 2017 года это делает автоматизированная система «Артека».

900

бесплатных путевок в «Артек» в 2017 году выделили Москве

Регионам дают бесплатные путевки и в другие лагеря, например «Орленок » и «Океан ». Но их по-прежнему распределяют департаменты образования, и нет четких критериев, понятных школьникам и родителям. По крайней в мере, в моем регионе.

Кого берут

В «Артек» принимают учеников общеобразовательных школ с 5 по 11 класс. Для участников летних смен есть еще ограничение по возрасту: от 8 полных лет до 17 лет включительно.

У ребенка должны быть достижения в учебе, творчестве, спорте и общественной деятельности. Например, он выигрывает олимпиады по школьным предметам, побеждает в танцевальных и спортивных конкурсах.

У моих школьников большинство достижений спортивные. Они занимаются туризмом, спортивным ориентированием и побеждают на соревнованиях регионального и окружного уровня. С этими достижениями они выигрывают путевки в «Артек».

Как подать заявку в лагерь

Заявку подает родитель или сам ребенок. Он регистрируется на сайте «Артек-дети», загружает грамоты в личный кабинет и отправляет заявку.

80 000 Р

стоит коммерческая путевка в «Артек»

Для создания личного кабинета указывают ФИО, адрес, школу и класс, загружают свидетельство о рождении. Указывают контакты родителей: им будут звонить, если ребенок получит путевку.


Интерфейс личного кабинета не особенно дружелюбный, но сотрудники «Артека» записали видео, как правильно заполнять профиль. Если вопросы все же появятся, обратитесь в техподдержку: я писала на [email protected] и мою проблему решили за полчаса. Телефоны техподдержки указаны в личном кабинете.

После регистрации дети загружают в личный кабинет сканы грамот за последние три года. Для этого есть два раздела: «Награды» и «Прочее». В «Награды» прикрепляют дипломы с конкурсов, где ребенок занимал призовые места, персонально или в составе команды. В «Прочее» прикрепляют менее значимые благодарственные письма и грамоты за участие.

Проверьте, чтобы в дипломе был указан год проведения состязания, стояла подпись и печать оргкомитета. Иначе его не примут.


После того как все грамоты загрузились, ребенок отправляет заявку. Для этого он выбирает смену и указывает достижения, по которым будут рассчитывать рейтинг.


Информация об отправленной заявке появится в личном кабинете. Причем система сразу же обработает информацию и автоматически посчитает сумму баллов.


Единого проходного балла для получения путевки нет: ребенок соревнуется с другими детьми из своего региона, которые хотят на ту же смену. В Москве средний балл будет выше, чем в регионах Дальнего Востока.

При распределении путевок система учитывает местность, в которой живет школьник: для детей из отдаленных поселков действуют повышающие коэффициенты. Точной схемы, как рассчитывается рейтинг, сейчас нет. С января начали использовать новые коэффициенты при подсчете баллов, а какие именно - неизвестно.

Как рассматривают заявки

Путевки распределяют не позже чем за 20 дней до начала смены. Точные сроки устанавливают региональные операторы - специалисты администрации на местах. У них же можно узнать подробности о заявке.

После отправления у заявки могут быть такие статусы:

  1. «Новая» - заявка зарегистрирована в системе;
  2. «Заявка принята» - подлинность достижений проверили в региональном департаменте, все в порядке;
  3. «Путевка получена» - система автоматически распределила путевки и ребенок ее получил;
  4. «Путевка оформлена» - родители подписали все документы, ребенок точно едет в лагерь.

После того как статус заявки изменится на «Путевка получена», родителю позвонит представитель департамента образования. Он узнает, согласен ли родитель отпустить ребенка, и вышлет документы, которые нужно заполнить. Останется оплатить авиабилеты, пройти медкомиссию и оформить путевку.

Если у заявки появился статус «Отказ системы», значит, ребенку не хватило баллов и он не получил путевку. Не расстраивайтесь - подайте заявку на другую смену. В прошлом году моя ученица не прошла на смену «Мир искусства», но с тем же рейтингом ее взяли на смену «История нашей Победы». Она не пожалела, что поехала.

Труднее всего попасть на летние смены - на них выделяют меньше всего путевок.

Какие есть ограничения

Для оформления путевки понадобится собрать пакет документов. Полный список размещен на сайте «Артека».

Почти половина документов из списка - медицинские. Перед поездкой ребенок проходит комиссию у врачей и оформляет медицинскую карту. Это надо сделать не раньше чем за 10 дней до отъезда. Еще понадобится справка о санитарно-эпидемиологическом окружении - берите ее не раньше чем за 3 дня до поездки. Документы бесплатно оформят в поликлинике по месту прописки.

С некоторыми хроническими заболеваниями в лагерь не берут: например, с диабетом, эпилепсией, бронхиальной астмой в ремиссии менее года. Если ребенок заболел накануне поездки, ему тоже придется отказаться от путевки.

У ребенка не должно быть противопоказаний к активным занятиям. В лагере выезжают на экскурсии, ходят в походы и спускаются в пещеры, занимаются на скалодроме, купаются. Родители подписывают согласие на участие ребенка в этих занятиях. Еще родители дают право лечить ребенка в случае необходимости - подписывают согласие на медицинское вмешательство.

Валентина Руденко, отправляла ребенка в «Артек»

Валентина Руденко

отправляла ребенка в «Артек»

Собрать документы в лагерь было несложно. Все анкеты и заявления нам прислали на почту - мы распечатали и заполнили. К врачам ездили дважды: сначала сдали анализы и посетили врачей, а через пару дней забрали заполненную медкнижку и справку у педиатра.

За два дня до поездки нас пригласили к региональному оператору, сказали взять с собой все документы. Там было общее собрание родителей, чьи дети летят в «Артек», - всего около 30 человек. Нам представили сопровождающих и ответили на все наши вопросы. Потом мы подписали договоры о приеме в «Артек» и оформили путевки.

Как едут в лагерь

Мои ученики летели в «Артек» на самолете, в составе региональной делегации. Билеты на самолет Владивосток - Москва и Москва - Симферополь оплачивали родители. Удобно, что билеты для детей бронируют заранее - для этого у «Артека» заключен договор с «Аэрофлотом».

У школьников были сопровождающие: трое взрослых на 30 детей. Они доставили группу в Симферополь, на базу-гостиницу «Артека», где детей приняли вожатые. После медкомиссии детей на автобусе отвезли в Гурзуф, уже в сам лагерь.

Если не хотите отправлять ребенка с делегацией, можете отвезти его в Симферополь самостоятельно. Или ребенок может поехать в лагерь один - для этого заранее оформите ребенку письменное согласие на самостоятельное передвижение по территории России.

Что брать в лагерь

Деньги. В «Артеке» детей возят на экскурсии - в Ливадийский дворец, дворец Суук-су, музей «Космос», дом-музей Чехова и другие. Экскурсии бесплатные, но ребенку наверняка захочется купить сувенир. Другие популярные покупки - это одежда с символикой лагеря и сладости, которые продают в автомате.

Берите мелкие купюры - в лагере деньги разменивать негде. Мои ученики потратили на сувениры и одежду с символикой «Артека» около 10 000 Р каждый.

Телефон. Связь на территории лагеря хорошая, ловит вайфай. Телефоны хранятся у самих детей, и звонить родителям они могут в любой момент, кроме учебы. Времени на звонки у них не слишком много, поэтому вожатые регулярно выкладывают фотографии детей

«Школа размером с «Артек»

C 30.08.2017 по 19.09.2017 в Международном детском центре «Артек» прошла 10-я творческая смена «Школа размером с «Артек», участниками которой стали 500 детей из Детского хора России , представляющие 59 регионов страны. Тематическим партнером этой смены выступило НП «Всероссийское хоровое общество».

От Саратовской области такой чести удостоились 10 учащихся отделения «Хоровое пение» МАУДО «ДШИ №2 им. И.Я. Паницкого» г. Балаково: Балахонова Елизавета, Бекичева Екатерина, Гусева Милена, Дубынина Анастасия, Метлова Олеся, Немова Елизавета, Петрова Арина, Паничкина Валерия, Рябчикова Татьяна и Солдаткина Елизавета (руководитель С.Е. Карпова). Все эти ребята выступали в составе Детского хора России в Государственном Кремлевском дворце и в г. Чебоксары в рамках празднования Дня Республики Чувашии.

На торжественной линейке 01.09.2017, посвященной «Дню знаний» Детский хор России исполнил «Гимн России» и «Детство - это я и ты».


В рамках творческой смены проходили конкурсные прослушивания для отбора солистов Детского хора России в целях выявления наиболее талантливых молодых певцов среди участников хора, поддержки развития их исполнительского уровня, соответствующего критериям высокопрофессионального вокального исполнительства. Все наши ребята с честью выдержали эти испытания, получили положительные оценки и ценные советы от жюри.

Помимо репетиций и подготовки к сольному концерту Детского хора России, ребят радовали нестандартные обучающие программы в школе, сетевые образовательные модули (СОМ), увлекательные мастер-классы, встречи с интересными людьми. 20 дней они жили неповторимой атмосферой Артека: всевозможные программы, флэш-мобы, массовки, кружки, походы на Аю-Даг, морские прогулки, всевозможные экскурсии и т.д.


И, конечно же, главное событие 10-ой смены - концерт Детского хора России. Приветствуя участников хора перед началом концерта, директор МДЦ «Артек» Алексей Каспржак подчеркнул, что в «Артеке» все знают, насколько сегодняшнее выступление будет трогательным и торжественным: « В музыке и в голосах детей есть что-то абсолютно непостижимое. Особенно, когда это происходит в «Артеке», где музыка, детство и детские голоса встречаются вместе. Сегодня это не просто хор - это еще и команда, и понимание ответственности не только за себя, но и за стоящего рядом. В этом смысле, наверное, очень органично, что Детский хор России выступает в «Артеке». Там, где детей одновременно больше всех, где чувство локтя, понимание общих целей и вклад каждого в их достижение. Мне бы очень хотелось, чтобы вне зависимости от сцены и смены, он здесь звучал как наш общий голос».

Уникальный коллектив Детского хора России состоит из 1000 самых талантливых певцов со всех регионов России. Хор выступает на главных сценах страны. И уже третий год подряд - на одной из самых престижных площадок, в «Артеке». В этот раз его зрителями стали более трех тысяч артековцев. В репертуаре Детского хора России - лучшие произведения отечественных композиторов. Есть среди них и артековские песни, которые полюбились многим поколениям и стали классикой. Во время концертной программы на трибунах творится что-то невероятное! Энергетика сумасшедшая! Ребята подхватывают практически каждую песню, звучат овации и слова поддержки: «Артековцы - молодцы!». И вот уже все три с половиной тысячи голосов поют все вместе «Наша школьная страна», «Летите голуби», «Вместе весело шагать», «Всем-всем - добрый день!», «Вот что такое «Артек», «Детство - это я и ты», «Пусть всегда будет солнце»…

В этот день несомненно все убедились в том, как музыка может объединить огромное количество людей. «То, что сегодня здесь происходит - это и есть «Артек». Здесь все едины!».


Невероятную атмосферу в зрительном зале отметил и дирижер Детского хора России Андрей Герасименко : «То, что происходит сегодня на трибунах - это огромная детская радость! Разве это можно не чувствовать?! Ребята в хоре - большие молодцы, они проделали огромную работу, и сегодня были просто фантастическими профессионалами. Артековская аудитория - самая особенная! Единение детей - это то, что неподвластно взрослым. Когда дети вместе, когда они едины - это невероятная сила. Нам, взрослым, остается только этому порадоваться всем вместе».

Слова благодарности от заместителя директора по организационным вопросам НП «Всероссийское хоровое общество» Агафьиной Светланы Георгиевны получила и руководитель Саратовской региональной группы Карпова Светлана Евгеньевна за поддержку и активный личный вклад в организацию и проведение концерта Детского хора России.

Екатерина Лазарева

Дружба размером с «Артек»

Ежегодно несколько групп детей из разных уголков Зауралья уезжают на южный берег Крыма – в легендарный «Артек».
В нашем репортаже – жизнь знаменитого детского лагеря, который с возвращением в Россию приобрел статус Международного детского центра. Сегодня «Артек» – это девять действующих лагерей, 3,5 тысячи детей каждую смену, это море, удивительной красоты природа и эмоции,
каждую минуту бьющие через край.
Это место, где рождается дружба.
Место, где дети взрослеют, а взрослые становятся детьми.
Место, куда хочется возвращаться снова и снова.

Возрождение «Артека»

Попасть в «Артек» мечтали и мечтают тысячи детей. Легендарный лагерь, если быть точнее, Международный детский центр, вернулся под юрисдикцию России в 2014 году. Тогда много говорили о том, что Украина, к которой достаточно долго относился «Артек», ничего не делала для развития лагеря. Это не совсем так.

В свое время украинские власти подарили детям стадион, где проходили все массовые мероприятия (сейчас «артековцы» собираются на новенькой «Артек-арене»). Еще при президенте Леониде Кучме в 2004 году появилась новая школа – светлая, красивая, просторная. И сегодня смотришь на нее и думаешь, как повезло детям, которые учатся
в этих стенах.

«Когда я принял "Артек", он был без хозяина, – вспоминает директор Центра Алексей Каспржак. – Российская Федерация – наша страна – стала для него настоящим хозяином. Сегодня детям всего мира, в том числе украинским детям, есть место в "Артеке". Надо его просто найти».

Алексей Каспржак

директор Центра "Артек"

Конечно, на фоне развернувшегося строительства и реконструкции, которые начались в «Артеке» после возвращения Крыма в состав России, вложения Украины – это крошечная часть. Сколько было сделано меньше чем за год (с осени 2014 по весну 2015 года) – сложно представить. Благодаря финансированию из российского бюджета в «Артеке» была проведена глобальная реконструкция корпусов, где живут дети. Сегодня в комнатах размещаются по пять-шесть человек. В каждой – свой санузел с душевой кабиной, безопасные двухъярусные кровати – все новое и современное.

Оборудован отдельный корпус для вожатых. Ребята теперь живут в комфортных условиях, имеют возможность позаниматься на тренажерах (если, конечно, в течение дня им не хватает постоянных пеших «прогулок» в горку и с горки – местность-то в «Артеке» гористая). Но, пожалуй, самое главное, здесь же, в вожатском корпусе, находится уникальная медиатека, в которую можно прийти, чтобы позаниматься (либо за общим столом, либо в «домике», в уединении). Сюда же приходят дети на занятия по английскому языку.

Реконструированы столовые, спортивный комплекс, бассейны. Одним словом строители за считанные месяцы постарались сделать (и сделали!) все, чтобы летом 2015 года «Артек» снова принял детей и уже никогда больше не пустовал. Кстати, и сотрудники лагеря не остались в стороне. Им тоже нашлась работа, за которую они взялись с удовольствием, – очистка территории «Артека» от сухостоев, непроходимых зарослей разросшихся кустарников и травы. И пусть это не профильное занятие, но каждый из работников лагеря, взяв в руки садовые инструменты, понимал – это работа, это зарплата, это – гарантированное будущее. В результате парковая зона «Артека», а она занимает ни много, ни мало 102 га (почти половину всей территории детского Центра), преобразилась до неузнаваемости.

В 2014 году «Артек» принял 6 тысяч детей. В 2016 году – уже 31 тысячу юных талантов. А в 2020 году в лагере готовятся принять 40 тысяч детей. И это – не фантазии, это вполне реальные планы: сейчас на крымском берегу Черного моря строится абсолютно новый лагерь (в советские годы сказали бы «дружина») – «Солнечный», который совсем скоро распахнет свои двери. Осталось также реконструировать последний из существующих на данный момент лагерей – «Алмазный». Таким образом, к девяти действующим «Озерному», «Морскому», «Янтарному», «Хрустальному», «Кипарисному», «Речному», «Полевому», «Лесному» и «Лазурному» добавятся еще два лагеря.

Мир «Артека»

В начале смены всем детям выдается комплект формы: футболка, ветровка, кепка, бриджи и брюки, а девочкам – платья, теплая кофта. У каждого из девяти лагерей – свой фирменный цвет. Например, у «Озерного» – желтый, у «Морского» – синий, у «Лесного» – зеленый. Форму шьет не кто-нибудь, а компания BOSCO – та же, что производила одежду с сочинской олимпийской символикой. Своя форма есть и у тематических отрядов – туристического, морского, журналистского.

Столовые «Артека» – это одно из самых любимых мест всех детей. У кого бы из «артековцев» вы ни спросили, что больше всего понравилось, каждый ответит – еда.

Столовых в «Артеке» несколько, в основном на два-три лагеря. Пожалуй, самые необычные – это «Теремок» (внутренняя отделка выполнена в русском стиле) и «Круг» (здание в виде круга). В каждой столовой единое меню, разработанное в соответствии с современными нормами СанПиН. Такому выбору блюд можно только позавидовать: на обед – несколько видов салатов, как правило, два вида супа, причем один из них – какое-нибудь национальное блюдо (каждый день новое), выбрать можно и второе (хочешь – картошку, хочешь – макароны или овощи). Вкуснейшие, полные витаминов напитки из ягод и фруктов. Кстати, в «Артеке» примерно на четверть увеличенные порции – все потому, что в течение дня ребята тратят очень много физических сил, да и эмоции порой бьют через край, поэтому подкрепляться им нужно основательно, и пять раз в сутки.

В «Артеке» дети не сдают «на входе» сотовые телефоны и планшеты. Директор Центра Алексей Каспржак объясняет это просто: «В "Артеке" запрещено все, что запрещено в нормальном цивилизованном обществе. Любое дополнительное ограничение – это упрощение жизни взрослым. Я смотрю на телефон и планшет проще: если ребенок сидит в планшете или в телефоне – значит, мы плохо работаем».

Кстати, в «Артеке» есть тихий час. Как, собственно, в любом детском лагере. Покой «артековцев» в это время охраняет рыжебородый невысокий мужичок по имени Абсолют, фигурки которого находятся в разных частях «Артека». Тихим час потому и называют, что в это время должна царить тишина, поэтому дети стараются говорить шепотом, чтобы спустившийся с Аю-Дага дедушка Абсолют, крадущийся по паркам и коридорам «Артека», не заметил, что кто-то не отдыхает.

«Артек» – это еще и удивительной красоты природа.
Гора Аю-Даг (Медведь-гора), скалы-близнецы Адалары,
голубое чистейшее Черное море, экзотическая, наверное,
для 99% территории России флора.

«Артек» – это и память: память о тех, кто освободил детский лагерь от фашистов – обелиск в их честь установлен на территории Центра. Здесь же – аллея пионеров-героев, подростков, которые в довоенные годы отдыхали в «Артеке», а после нападения Германии на СССР стали партизанами и подпольщиками. Защищая свою страну, они погибли совсем юными. Любить свою Родину их научил в том числе «Артек».

Школа жизни.
Но причем тут СОМы?

Процесс обучения в «артековской» школе особенный. Иначе «артековскую» школу и не назовешь – это действительно школа жизни. Директор образовательного учреждения Наталья Царькова рассказывает, что найти «изюминку», сделать недолгое время пребывания в школе «Артека» (всего три недели – именно столько длится одна смена)
было не просто.

Знаете ли вы, что такое СОМ? Первое, что приходит на ум, – рыба. Но понимаешь, что какой-то подвох есть. Любой «артековец» скажет, что СОМ, или сетевой образовательный модуль, – это ничто иное, как урок, но урок с той самой «изюминкой». По другому и быть не может, ведь «Артек» – это международная инновационная площадка общего и дополнительного образования.

По словам директора школы Натальи Царьковой, важно было придумать, как сделать процесс обучения не только познавательным, но и творческим, междисциплинарным. Важно было сделать так, чтобы проводить уроки в классах, где собраны дети, которые в своих школах обучаются по разным программам и имеют разный уровень подготовки. Педагогический коллектив решил, что нужно расширять границы и выходить из стен классов и даже школы.

В конце концов, как говорит Наталья Николаевна, «Артек» – это «семь километров счастья» (такова протяженность береговой линии МДЦ, а вся территория «Артека» занимает площадь 218 га – это больше территории княжества Монако, – ред.). «Мы поняли, что образование в "Артеке" не должно ограничиваться границами школы, классов. В "Артеке" есть музеи (музей истории «Артека», музей «Космос», краеведческий музей, музей Военно-морского флота, музей «Сокровища Черного моря»), есть парки, есть площадки, хранящие память о великих людях, есть свои ферма и теплица – это та инфраструктура, которая дает возможность соединять общее и дополнительное образование, – говорит Наталья Царькова. – Детям сейчас не интересна просто "говорящая голова" учителя – место такого учителя занимают другие источники информации. Нам важно, чтобы учитель мог соединить возможности "Артека" со своими знаниями по предмету».

Так и родились те самые СОМы, правда, не по всем, а только по шести дисциплинам: по географии, биологии, литературе, истории, обществознанию и иностранному языку. «Каждый учитель разрабатывает свой СОМ. Его сореализаторами могут быть педагоги допобразования, сотрудники наших музеев, наши партнеры, – рассказывает Наталья Царькова. – СОМы мощно работают на повышение мотивации к обучению и на развитие познавательных интересов ребенка, частично – на профориентацию. Одна девочка написала мне, что во время СОМа в Никитском ботаническом саду детей пустили в святая святых – лабораторию селекции. Там с ними занималась селекционер Зинаида Константиновна Клименко, которая 23 года работала над сортом розы "Аджимушкай". Ребенок был потрясен этим. Девочка написала: "Я нашла свою профессию". Вот такие мощные вещи происходят».

Внедрение новой технологии обучения шло непросто. По словам Натальи Царьковой, некоторые педагоги ушли из школы, честно сказав, что они не могут придумать модули по своим предметам (это ни много ни мало 11 СОМов, которые должны, с одной стороны, соответствовать учебной программе, с другой – тематике смены в «Артеке»). Новые учителя приехали из разных уголков России, и каждый из них выдержал серьезное испытание – конкурсный отбор педагогов для «артековской» школы был очень серьезный. В итоге сегодня более 80 энтузиастов, учителей от Бога, не работают, а творят на южном берегу Крыма. Они увлекают своими знаниями, своим талантом детей со всей страны.

Вот, например, урок географии. Вернее, СОМ по географии для 6 класса. Его назвали «Неистовые силы земли». Вроде бы и сами по себе вулканы, гейзеры, цунами и другие явления интересны. А если знакомиться с ними под открытыми небом, да еще в присутствии сотрудников МЧС, которые расскажут, как вести себя в случае попадания в опасную ситуацию, вызванную природными катаклизмами, – интерес становится еще больше.

Кто-то считает скучным уроки литературы? Только не в «Артеке». Учитель с огромным опытом Алла Николаевна Волокитина в следующем году отметит 70-летний юбилей. Она не только до сих пор в строю. Она одна из тех, кто с радостью принял новую систему обучения в «артековской» школе. Ее СОМы, по словам директора Натальи Царьковой, фантастические. «Алла Николаевна на одном из СОМов возила детей в Симферополь к мемориалу советским воинам-освободителям. Рядом с ним – кладбище немецких солдат. Это очень сильно подействовало на ребят. При этом Алла Николаевна берет сложные, глубокие произведения, в которые нужно вникать», – рассказывает Царькова.

Вообще, все оставшиеся в «Артеке» учителя, вышедшие еще из советской школы, приняли новую модель. Они говорят, что «в ней есть глубина», а сами педагоги – «почувствовали свободу». Да, придумать сетевой образовательный модуль сложно, но и в «Артеке» работают только сильные умом, телом и духом люди, которым по силам все.

В «артековской» школе можно делать то, за что в любой другой можно получить нагоняй и запись в дневнике – рисовать на стенах. Методику начала внедрять учитель начальных классов Елена Балановская. Она исходила из того, что в учебном процессе должно быть задействовано все, в том числе стены и даже потолок. Скажем, любой ребенок может прямо в коридоре вести на стене дневник наблюдений, раскрашивать стены в соответствии со временем года, изучать небесные тела и определять стороны света и т.д.

Оч. умелые ручки «артековцев»

«Артек» раскрывает скрытые способности у каждого ребенка. Зачастую дети (про их родителей и говорить нечего) даже не догадываются, что своими «золотыми» ручками, не имея никакого опыта, они могут слепить глиняную вазу или шахматные фигуры, сварить мыло или выжечь на куске фанеры удивительной красоты картину, сплести из бисера браслет или создать настоящий шедевр из природных материалов, сконструировать робота или небольшой самолет и воздушного змея, стать настоящим ландшафтным дизайнером. Ребенок, оказывается, еще и замечательный слух имеет и вполне способен научиться играть на гитаре всего за несколько занятий. Это только небольшой перечень того, чем «артековцы» занимаются в свободное от СОМов.

Всего в «Артеке» 45 студий дополнительного образования и детского творчества. Педагоги исходят из того, что дети могут все, их талант просто нужно раскрыть – в этом педагоги дополнительного образования «Артека» уверены абсолютно.

Алевтина Владимировна Толкачева – хозяйка местной изостудии. Достаточно попасть в класс «рисующей школы», чтобы понять: здесь живет творчество во всех его проявлениях, во всех самых ярких красках. Стены кабинета разрисованы. Педагог поясняет: когда была открыта изостудия, стены быстро запачкались красками. Тогда Алевтина Владимировна и подумала: почему бы их не разрисовать. Рисовали, конечно же, сами дети. За образец взяли стиль французской художницы Карлы Жерар. Это получилось сочно, красиво. На одной из стен появилось слово «Артек» – издалека его почти незаметно, а вблизи – название любимого лагеря прекрасно читается.

«Это был ажиотаж, когда детям разрешили разрисовывать стены. Рисовали все классы – всем хотелось прикоснуться к этой красоте, – рассказывает Алевтина Толкачева. – Потом нас пригласили сделать подарок для киностудии "Артек-фильм", мы сделали им красивую стенку. Затем мы расписывали стенку в нашем "артековском" садике. У нас была идея – показать детям времена года. Все это – на лестничном пролете, садик каждый день смотрел и восхищался. В лагере "Лесной" у нас два огромных панно. Никто не верит, что это рисуют дети».

Отдельного упоминания заслуживает «Почта "Артека"». Это совместный проект Детского центра с «Почтой России». «Артековцы» узнают интересные факты о почтовой связи, о технологии обработки и доставки почтовых отправлений. Как раз на этих занятиях некоторые подростки неожиданно для себя узнают о том, что еще недавно все письма писались «от руки» на тетрадных листочках и уходили адресату не через виртуальные сети, а аккуратно запечатывались в конверты, на которые клеились специальные знаки – марки, и сбрасывались в синие ящики с надписью «Почта». А еще раньше, оказывается, люди вообще писали не шариковыми ручками, а перьевыми. Как-то ребятам дали попробовать написать хоть что-нибудь пером и чернилами – что тут было! Это, как выяснилось, целое мастерство, и чтобы избежать клякс и повреждения бумаги, нужно немало тренироваться.

Найдется в «Артеке» место и для тех ребят, кто творчеству предпочитает физические нагрузки. Год назад в «Артеке» построили современный скалодром и веревочный парк. Постоянные тренировки проходят и на местном стадионе.

А еще в «Артеке» есть собственная ферма. Поросята, кролики, лошадь, ослик, козочки, павлин – питомцев, может быть, не так много, но даже покормить их, погладить – большое удовольствие. Наблюдения за животными, изучение их повадок – для этого не нужно далеко ехать, все это доступно на «артековской» ферме. Более того, здесь же, на ферме, можно научиться ездить верхом. Уроки верховой езды дают профессионалы. Удивительно, но всего за несколько занятий ребята учатся уверенно сидеть в седле.

В «Артеке» дети могут жалеть, пожалуй, об одном: времени на то, чтобы попробовать все и научиться всему, катастрофически не хватает. Поэтому… приходится выбирать.

«Они все уедут другими»

Дело в том, что как раз на эту смену в «Артек» приехали 16 ребят, имеющих ограничения по здоровью. Для «артековцев» это – уникальные дети. «Для уникальных ребят создать условия проще, чем кажется. Надо просто делать все, чтобы они приезжали в "Артек", – считает директор МДЦ Алексей Каспржак. – На горе Аю-Даг точно не созданы условия для таких ребят, но ведь они туда зашли вместе со всеми детьми. Все ограничения – в головах взрослых. И их, эти ограничения, надо рушить».

Уникальные дети жили вместе с другими детьми в обычных комнатах. Все различия в физическом состоянии здоровья были стерты: ребята, которые могут чуть-чуть больше, помогали своим друзьям. Более того, слова директора «Артека» – не пустые слова: крепкие парни из морского отряда на себе несли ребят-колясочников, поднимаясь на гору Аю-Даг.

В «День равных возможностей» обычные дети могли сесть в инвалидную коляску, чтобы прочувствовать – каково это, быть ограниченным в передвижении. Объяснимо, что во время финала Первенства России по теннису на колясках, который впервые проходил на «Артек-арене», ребят поддерживали так, словно это самый главный матч в их жизни. Победителем соревнований стал Алексей Шаклин из Пермского края. Его соперник Сергей Лысов из Подмосковья запомнился всем своей невероятной волей к победе.

«Артек» – международный детский центр. Расположен на южном берегу Крыма в посёлке Гурзуф. В советское время – самый знаменитый пионерский лагерь СССР и визитная карточка пионерской организации страны.

«Лагерь-санаторий в Артеке» (первоначальное название детского центра) создан в 1925 году по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьёва. Первым его руководителем стал врач Фёдор Фёдорович Шишмарёв. Первая смена «Артека» открылась 16 июня 1925 года.

Постепенно «Артек» из небольшого летнего палаточного лагеря вырос в один из самых крупных в мире комплексов детского отдыха. С 1960 года началась реализация проекта архитектора А. Полянского «Большой Артек».

Лагерь получил своё название по месту расположения – в урочище Артек на берегу одноимённой реки (первоначальное название – «Лагерь в Артеке»). Происхождение самого слова, как и многих других крымских топонимов, не имеет однозначного толкования. Наиболее обоснованные версии связывают его с греческими словами «άρκτος» (медведь) – по расположению у «Медведь-горы», «oρτύκια» (перепёлка), «άρτος» (хлеб) или татарским «арты́к» (особенный). В самом лагере наиболее популярной является версия, связанная с перепёлками. Существует устойчивое выражение «Артек – перепелиный островок» и песня с таким названием.

В первой половине XIX века в урочище Артек находилось имение Татьяны Борисовны Потёмкиной , урождённой княжны Голицыной. В октябре 1836 года Пушкин отправил письмо в Артек её брату, музыканту и переводчику Н. Б. Голицыну .

Современность

16 июня 2014 года распоряжением Правительства РФ создано федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр „Артек“». Функции учредителя переданы Министерству образования и науки Российской Федерации, подготовлен проект программы развития центра.

Также была начата разработка новой Концепции развития центра. В ходе открытого обсуждения проекта Концепции было получено 894 экспертных заключения. Презентация концепции состоялась 8 октября 2014 в Москве, в информационном агентстве «РИА Новости» и 28 октября на 10-м Международном конгрессе лагерей в Турции. В соответствии с документом, в качестве приоритетного направления работы центра, помимо отдыха и оздоровления, была определена инновационная образовательная деятельность. К разработке новых образовательных технологий «Артека» были привлечены эксперты из различных регионов России.

Осенью 2014 года в «Артеке» стартовали работы по благоустройству территории, реконструкции и капитальному ремонту корпусов. Из бюджета РФ на реконструкцию «Артека» выделено около 5 млрд. рублей. За 2014–2015 гг. была проведена масштабная реконструкция лагеря, строительство новых зданий и других объектов инфраструктуры. В корпусах поменяли коммуникации, завезли новую мебель, отреставрировали столовую, оборудовали спортивную площадку. Проводится также ремонт бассейнов, лагерь снабжается современными компьютерами.

20 марта 2015 года на пресс-конференции в Москве директор «Артека» Алексей Каспржак представил новую систему распределения путёвок – «Артек» становится поощрением ребёнку за достижения в различных областях деятельности.

Смены

Весна 2017

«С Днем рождения, Артек!»

Продолжительность : 21

С первыми летними днями в «Артек» приходит праздник. Праздничная смена – это знакомство детей с самобытной историей, традициями, ценностями, богатой культурой, уникальной природой Крыма и «Артека». Это яркие дни, наполненные незабываемыми впечатлениями, переживаниями и приключениями, возможностью творческой самореализации и развития, калейдоскопом встреч, конкурсов, викторин, игровых и праздничных программ, радостью открытий и новых знаний, взаимообогащенного общения ровесников и артековцев разных поколений.

Программа смены

Программа смены строится как путешествие по «Артеку», знакомство с его историей, обычаями, традициями, архитектурой, уникальной природой, топонимикой, лучшими достижениями за 92 года, известными личностями, которые оставили свой след в развитии детского центра. Каждый лагерь превратится в историческое бюро, под эгидой которого артековцы совершат историческую экспедицию по своему лагерю. Результаты работы каждого бюро будут оформлены в большую энциклопедию «История моего лагеря».

Содержание программы смены определяют основные знаменательные даты этого месяца (Международный день защиты детей, Пушкинский день России, Всемирный день охраны окружающей среды и День эколога), в рамках, празднования которых будет проведен общеартековский фестиваль декоративно-прикладного творчества «Город мастеров», Пушкинские чтения, эко-квесты и экологические акции. Знаковыми событиями смены для всех артековцев станут торжественные церемонии, посвященные Дню России и праздник, посвященный Дню рождения «Артека».

Лето 2017

«Улыбка Саманты»

Продолжительность : 21

Смена названа в память Саманты Смит. Американская школьница, посол доброй воли, провела в «Артеке» две недели в июле 1983 года. Её имя стало символом международной детской дипломатии. Цель программы смены – расширение позитивного опыта межкультурного общения и творческого взаимодействия детей и молодёжи, укрепление дружбы между народами, объединение в стремлении к творчеству, миру и добру.

«Артек» станет в эту смену Школой юного дипломата, каждый лагерь превратится в своеобразный миротворческий корпус, со своей миссией и задачами. В рамках этого пройдут дела, направленные на познание и изучение мира, народов, культуры, обычаев (Играй-город, ярмарка народных ремёсел; викторины «Путешествие по странам и континентам», «Знай своё Отечество», Артековская Почта Мира; Акция «10 главных слов»; Ярмарка милосердия и т.д.) Повышению дипломатической грамотности и расширению кругозора будут способствовать тематические «Эрудит-марафоны», ведение «словаря юного дипломата» в отрядном уголке. Итогом смены станет общеартековский брифинг, посвященный вопросам сохранения мира, а также природного и культурного многообразия.

Программа смены

События смены предоставят детям возможность почувствовать собственную ответственность за судьбу нашей страны, понять ценность таких общечеловеческих понятий, как мир, доброта, патриотизм, взаимопонимание, справедливость, уважение к культурному и национальному разнообразию и др. Участие в спортивных, интеллектуальных, творческих конкурсах и соревнованиях даст возможность осознания самобытности национальной культуры в мировом и историческом контексте, поможет в определении культурной идентичности, стремлении к сохранению отличий и особенностей своей культуры, в воспитании культуры межнациональных отношений.

В эту смену пройдёт юбилейный, XXV Международный детский кинофестиваль «Алые паруса Артека» (партнёр – Ассоциация деятелей искусств по развитию и пропаганде детского кино «Киногром»). Кинофестиваль – одна из традиционных и самых популярных программ «Артека», масштабное мероприятие, участниками которого становятся не специально приглашенные дети, а все приехавшие в эту смену в «Артек». Это – культурно-педагогическое событие, направленное на просвещение, пробуждение и развитие интереса юного зрителя к высокохудожественным произведениям киноискусства.

«Артек собирает друзей»

Продолжительность : 21

Международный детский центр «Артек» обладает уникальными возможностями объединять самых разных людей, является площадкой для совместной деятельности и общения детей разных стран.

«Артек» имеет огромный опыт международных отношений, в которых полномочными представителями, послами и парламентариями государств выступают не взрослые, а дети. Географическое, национальное, возрастное, социальное разнообразие сборных детских коллективов помогает приобрести опыт межличностного взаимодействия и социальных отношений. Разность жизненного опыта членов детского коллектива, их культуры и мировоззрения развивает навыки взаимодействия в команде, умение устанавливать контакт, умение управлять конфликтами, лидерские качества, готовность к освоению нового, воспитывает терпимость и уважение к различиям.

Программа смены

Программа смены включает проведение Дней национальных культур, в которые дети из иностранных делегаций познакомят сверстников с культурами своих стран, национальными играми, обычаями и традициями. Коллективно-творческая деятельность в течение смены объединит спорт и образование, культуру и искусство. Артековцы примут участие в работе дискуссионных клубов, круглых столов, национальных гостиных, творческих мастерских, выставок, акциях, направленных на приобретение широкого спектра коммуникативных и социальных навыков. Знаковым событием смены станет фестиваль «Международный день дружбы», воплощающий идею дружбы между народами и странами, подчеркивающий уважительное отношение к культурному многообразию. Программа фестиваля будет представлять вокальное, танцевальное и театральное творчество различных народов мира.

«Артек — перекресток возможностей»

Продолжительность : 21

Одной из главных задач взрослых, воспитателей, педагогов является создание для ребенка такого образовательного пространства, в котором он сможет приобрести положительный социальный опыт, в котором инициируется процесс личностного роста ребенка. Образовательное пространство «Артека» смоделировано и сконструировано таким образом, чтобы пребывание здесь, все происходящие события носили для ребёнка максимально развивающий характер.

«Артек» призван стать значимым Событием в жизни каждого артековца: это территория детства, защищенная от равнодушия, духовной пустоты, национальных распрей и политических разногласий, где царят дружба, понимание, любовь и забота, оживают самые заветные мечты и исполняются желания. Здесь каждый может открыть себя в огромном мире и открыть мир для себя.

Программа смены

Основная миссия программы смены – выявить и пробудить социальную активность обучающихся. Приоритетным направлением программы является организация работы органов детского самоуправления. Механизмом реализации программы смены является игра, по сюжету которой каждый лагерь превратится в республику, а «Артек» – в Содружество Детских Республик. В каждой республике будет выбран Президент, сформирован Кабинет министров, а отряды будут представлять собой департаменты. Тематическое направление работы своего департамента выбирают сами дети (например, «защита природы», «дружба», «здоровье» и т.д.). Задача департаментов – очертить круг наиболее актуальных проблем в рамках своего направления и предложить пути их решения.

Итоговым делом смены станет конкурс видеосюжетов о каждой республике, в которых дети расскажут об итогах работы своих департаментов.

Традиционно артековцы станут участниками отрядных и общелагерных дел, посвященных знаменательным датам августа: Международному дню молодежи, Всемирному дню фотографии; Дню Государственного флага России, Дню российского кино. Программа смены строится таким образом, что, участвуя в разнообразных делах, каждый ребёнок имеет возможность отличиться в наиболее интересной для него деятельности, тем самым укрепляя свой авторитет в отряде, лагере. Начиная от участия в несложных играх, различных конкурсах, дети постепенно выделяют для себя направление, которое приносит им удовольствие, а отряду, лагерю – наибольшую пользу. Рост, успех в деятельности таким образом приносит и внутренне удовлетворение, и повышение социального статуса ребёнка.

«Школа размером с Артек»

Продолжительность : 21

Сентябрь – начало учебного года. Начнётся он для артековцев необычно: весь Артек станет для них учебным классом, превратится в неформальное пространство для обучения и творчества. Как для «перипатетиков» Аристотеля, учеников Платона и Эпикура, образовательным пространством для артековцев будут не учебные классы с традиционными программами преподавания. Парки Артека и костровые площади, южнобережные дворцы и бастионы Севастополя, пляжи и спортивные площадки – везде будет проходить процесс образования. Учителя артековской школы, руководители студий детского творчества, вожатые, представители организаций-партнёров будут для детей в этом процессе не менторами, а собеседниками, тьюторами, сопровождающими самостоятельное приобретение знаний.

Программа смены

Одной из главных задач программы смены является формирование компетенции самообразования, которая включает развитие интеллектуальных навыков, умений в области использования информационно-коммуникативных технологий, проектной и исследовательской деятельности, а также развивает у обучающихся способность к самооценке личностных результатов, навыки работы с информационными источниками, в том числе их критическое осмысление и применение на практике.

В первый учебный месяц в Артеке будет проведена программа «Артек. Строим школу будущего» (партнёр – Общероссийский профсоюз образования). Это программа, выстроенная в формате коллективного тематического творчества, где объединяются самые разные существующие практики обучения – традиционное, самообразование, ролевые и организационно-деятельностные игры, обучающие семинары, тренинги, творческие мастерские.

Сентябрь – время проведения ставшей для Артека традиционной программы — Всероссийского фестиваля школьных хоров «Хор Мира» (партнёр – Всероссийское хоровое общество). Цель Фестиваля – сохранение и возрождение мировой певческой культуры, активизация творческого потенциала школьных хоров разных стран, популяризация хорового пения среди детей и юношества через привлечение учащихся образовательных организаций к хоровому искусству как самому доступному и массовому виду творчества. Гала-концерт участников Всероссийского фестиваля школьных хоров станет ярким заключительным событием смены.

Осень 2017

«Кого мы назовем учителем»

Продолжительность : 21

Организация обучения вне традиционных школьных уроков отличает образовательную деятельность в «Артеке». Обучение за пределами школы не только дополняет классические уроки, но и учит применять свои знания в реальной жизни, быть успешным и действовать эффективно за пределами учебных ситуаций.

Смена призвана показать школьникам возможности других сред для саморазвития и непрерывного образования, проявления активности и мотивации образовательных достижений, приобретения опыта межличностного взаимодействия.

Программа смены

Тематика смены «Кого мы назовем учителем?» связана с осмыслением вопроса о том, кто в современном мире может выступать в роли обучающего, поэтому содержание программы ориентировано на формирование целостного представления о многообразии источников и форм познания, повышение самостоятельной познавательной активности школьников.

Обучение в «Артеке» осуществляется с использованием технологии сетевого образовательного взаимодействия (СОВ). Одной из главных задач технологии является формирование компетенции самообразования, которая включает развитие интеллектуальных навыков, умений в области использования информационно-коммуникативных технологий, проектной и исследовательской деятельности, а также развивает у обучающихся способность к самооценке личностных результатов, навыки работы с информационными источниками, в том числе их критическое осмысление и применение на практике.

В течение смены каждый артековец сможет стать учителем для своих сверстников и провести занятие по принципу «равный – равному», при котором источником знаний для ученика служит не профессиональный учитель, а такой же, уже обучившийся, ученик. Завершит смену фото-выставка «Выбирая другого, мы выбираем себя», которая будет оформлена из фотографий и информации о тех, кто стал «учителем» в жизни артековцев.

«Будущее начинается сегодня»

Продолжительность : 21

Внутренний мир подростка сложный, противоречивый и переменчивый, однако при этом он наполнен вдохновением и оптимизмом. Разнообразие содержания и форм педагогической программы тематической смены «Будущее начинается сегодня» базируется на том, что одной из ведущих потребностей ребенка является познание. В течение смены дети принимают участие в различных видах социально-значимой деятельности, развивая, таким образом, поисковую активность, которая проявляется в стремлении к творческому, осмысленному и самостоятельному исследованию и освоению явлений окружающего мира. Современные дети – связующее звено между настоящим и будущим, и от сегодняшнего молодого поколения зависят значимые перемены в мире.

Программа смены

Содержание программы смены «Будущее начинается сегодня» — это широкий спектр дел, направленных на формирование и развитие коммуникативных, интеллектуальных, творческих, спортивных способностей ребенка, воспитание нравственных, этических ценностей, которые помогут детям быть коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими быстро адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам.

Тематическое единство смены связано с работой над социальными проектами «Мой будущий город». Каждый лагерь будет разрабатывать одно из направлений, связанное с развитием науки, культуры, техники, зеленых зон современного мегаполиса. Кульминацией смены станет конкурс, на котором дети представят свои проекты-макеты городов будущего.

«Артек информационный»

Продолжительность : 21

Интенсивное развитие медиасферы, в особенности аудиовизуальной, все более активно влияет на общественное сознание как мощное средство информации, культурных и образовательных контактов, как фактор развития творческих способностей личности. В связи с этим актуальной становится задача медиаобразования подрастающего поколения, формирования и развития медиакультуры детей и подростков. Медиакультура включает в себя не только культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она может выступать и системой оценки уровня развития личности, способной, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т.д.

Программа смены

Смена «Артек информационный» даст детям возможность получить знания об основных медианаправлениях и позволит проявить себя. Дети примут участие в создании медиапроектов, смогут попробовать себя в роли программистов, корреспондентов, операторов, журналистов и т.д. «Артек» предоставит детям возможность соприкоснуться с частью огромного медиамира. Содержание программы смены направлено на создание образовательного пространства, способствующего формированию и развитию медиакультуры подрастающего поколения, как готовности жить в коллективном диалоге с использованием информационных технологий и медийных средств.

Механизмом реализации программы смены является игровая ситуация, в рамках которой каждый лагерь становится информационным агентством. Медиа-отряды лагерей превращаются в информационно-новостные порталы. Задача информационных агентств – установка на территории своего лагеря табличек с QR-кодами, по которым будет доступна информация об истории, культуре лагеря, знаменитостях, посетивших лагерь и т.п. Задача информационно-новостных порталов – освещение событий, происходящих в каждом лагере. Итоговыми мероприятиями программы смены станут ИнфоКвесты, которые пройдут в каждом информационном агентстве.

Зима 2017-2018

«Мир глазами детей»

Продолжительность : 21

Для «Артека» становится традицией посвящать декабрьскую смену изобразительному творчеству, ведь именно в эти дни мы празднуем международный день художника и день рождения художника К.А. Коровина, на чье творчество оказала влияние природная и рукотворная красота Южнобережья Крыма.

Программа смены

Программа смены направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к изобразительному искусству, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Тематика смены будет отражать представление детьми окружающего мира, в рамках чего будет сложено мозаичное панно: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Мои увлечения», «Моя будущая профеессия».

Финальным аккордом смены станет общеартековский конкурс и выставка рисунков. Тема конкурса – «Одна история», где каждый ребенок с помощью рисунка, дополненного рассказом, сможет представить интересную историю, выразить самое яркое впечатление из своей жизни.

«С Новым годом, Артек!»

Продолжительность : 21

Новый год в Артеке – праздник каждый день. Праздник общения? Да. Праздник творчества? Конечно. Праздник сбывшейся мечты? Обязательно! В эту смену « Артек» станет страной сказок, историй, неожиданных перевоплощений, фантазий, где стёрта грань между мечтой и реальностью. Подросток ощутит себя героем удивительных приключений, участником невероятных событий и неожиданных встреч, карнавалов и весёлых игр. В мире Новогодних фантазий каждого ждут путешествия по зимнему Крыму, встречи со знаменитыми людьми, участие в загадочных квестах, соревнованиях, театральных постановках и, конечно же, встреча с Дедом Морозом и сказочными героями.

Программа смены

Главный праздник смены – Новый год артековцы встретят по-настоящему, на Дворцовой площади вместе со всей страной.

Здесь же, в Артеке, детей ждёт Рождество, а это вереница праздничных гуляний, шутливые розыгрыши и переодевания, рождественские сказки и угощения. Сплетение реальности и фантазии превратит для них смену в незабываемую артековскую сказку, в которой каждый станет главным героем. И говорят, что среди зелени артековских парков в январе можно найти подснежники…

Образовательную программу смены содержательно дополнят программы партнёров: «Волшебная туфелька» (БФ Илзе Лиепа «Культура – детям»), Детская парусная школа Артека (ООО «Федерация парусного спорта»), «Детский медиахолдинг «Артек» (ООДО «Лига юных журналистов»), Детский игровой центр «Почта Артека» (ФГУП «Почта России»), «Школа безопасности» (Главное управление МЧС России по Республике Крым), SNAG-гольф в Артеке («Федерация детского гольфа»), Школа юных журналистов МИА («МИА «Россия сегодня»).