Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Психогимнастика упражнения для подростков. Хрящева н

Психогимнастика упражнения для подростков. Хрящева н

Участники тренинговых групп постоянно ощущают обратную связь, однако в тренинге, направленном на развитие умений, навыков, формирование установок эффективного общения в содержании обратной связи преобладает информация об особенностях поведения в тех или иных конкретных ситуациях. Наряду с данным в ходе занятия можно создать условия для возникновения обратной связи более целостного характера, особенно в тех случаях, когда ϶ᴛᴏ ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует потребностям участников тренинга. Исключая выше сказанное, позитивная обратная связь будет хорошим средством стабилизации и даже повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе.

Некᴏᴛᴏᴩые из приведенных ниже упражнений специально предназначены для проведения в конце работы тренинговой группы, однако многие из них могут с успехом применяться уже на второй и в последующие дни занятий.

УПРАЖНЕНИЕ 66.

Все участники садятся по кругу.

«Наша работа подходит к концу. Мы расстаемся. При этом перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы работали вместе, по϶ᴛᴏму и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы „положим" то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать 6 отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Стоит заметить, что он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.

Собирая чемодан, мы будем придерживаться некᴏᴛᴏᴩых правил:

1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.

2. Отметим, что каждое качество будет укладываться 6 чемодан только с согласия всей группы. В случае если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности ϲʙᴏего решения, а если ϶ᴛᴏ не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.

3. Стоит сказать - положить в чемодан можно только те качества, кᴏᴛᴏᴩые проявились в ходе работы группы.

4. Стоит сказать - положить в чемодан можно только те качества, кᴏᴛᴏᴩые поддаются коррекции.

5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди. Допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о кᴏᴛᴏᴩых мы говорили».

Тренер может предложить использовать для временного ориентира опыт обсуждения участника, кᴏᴛᴏᴩому первому собирают чемодан. Переходить к обсуждению качеств следует только тогда, когда руководитель сбора чемодана выслушает предложения. Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом.

Для того ɥᴛᴏбы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи.

При планировании работы группы тренер должен учесть, что на сбор чемодана в таком варианте уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.

МОДИФИКАЦИЯ 1.

Группа садится по кругу.

«Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участникам группы и попросить их назвать одно качество, кᴏᴛᴏᴩое помогает вам в общении, и одно, кᴏᴛᴏᴩое мешает. Участники, к кᴏᴛᴏᴩым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают ϲʙᴏе мнение».

Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при ϶ᴛᴏм, что члены группы могут поговорить с ним и по завершении работы.

МОДИФИКАЦИЯ 2.

Группа садится по кругу. «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой ϶ᴛᴏт стул (тренер ставит стул в центр круга) Все участники группы в том порядке, в кᴏᴛᴏᴩом вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, кᴏᴛᴏᴩое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, кᴏᴛᴏᴩое мешает. При ϶ᴛᴏм надо помнить, что называть следует те качества, кᴏᴛᴏᴩые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того как все выскажут ϲʙᴏе мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т. д.».

УПРАЖНЕНИЕ 67.

Все участники садятся по кругу. «Давайте начнем сегодняшний день с того, что обратим внимание друг на друга, подумаем друг о друге и сделаем ϶ᴛᴏ так: закроем глаза (тренер делает паузу, ждет, пока все участники группы закроют глаза) и мысленно пройдем по кругу, остановимся перед каждым участником группы и подумаем над тем, какие у ϶ᴛᴏго человека есть сильные стороны, достоинства».

Тренер тоже участвует в упражнении, ϶ᴛᴏ, в частности, позволяет ему рассчитать время, кᴏᴛᴏᴩое нужно для того, ɥᴛᴏбы все успели выполнить задание и мысленно подойти к каждому.

«Откроем глаза. Отметим, что теперь пусть один из вас бросит мяч тому участнику группы, кᴏᴛᴏᴩого он выберет, и скажет, каким безусловным достоинством или сильной стороной обладает ϶ᴛᴏт человек. Тот, кому бросили мяч, передаст его следующему и скажет о его сильной стороне или безусловном достоинстве и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого. Отметим, что каждый должен узнать о ϲʙᴏих сильных сторонах».

После того как круг замкнулся, тренер может предложить взять мяч тому участнику группы, кто хотел бы обратиться к кому-то, но не смог ϶ᴛᴏго сделать, так как к ϶ᴛᴏму человеку обратились раньше, чем мяч оказался у него. Таких желающих может оказаться несколько.

В ходе обсуждения можно спросить: «Как вы себя теперь (сейчас) чувствуете?» - и зафиксировать по являющиесятрадиционно в ходе выполнения ϶ᴛᴏго упражнения позитивные чувства и эмоции.

Следует, однако, учесть, что в ответ на ϶ᴛᴏт вопрос кто-то из участников группы может сказать о трудностях, напряжении, кᴏᴛᴏᴩые возник ли в тот момент, когда он говорил другому о его достоинствах или когда обращались к нему. Та кой ответ побуждает перейти к более глубокому, содержательному обсуждению. Его (если ϶ᴛᴏ со ответствует тематике тренинга, например, пред стоит работа по теме: «Важно заметить, что одобрение, положительная обратная связь») можно вызвать специально, задав вопрос: «Что вы чувствовали, когда обращались к другому и когда обращались к вам?».

МОДИФИКАЦИЯ.

Участники сидят по кругу.

«Начнем сегодняшний день с того, что, бросая по очереди друг другу ϶ᴛᴏт мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, ɥᴛᴏбы мяч побывал у каждого»,

Это упражнение - как в его первоначальном варианте, так и модифицированное, - может проводиться не только в начале дня, но и в другое время, так как кроме создания положительного эмоционального настроя, усиления чувства группы, оно позволяет каждому участнику группы получить личностную обратную связь.

УПРАЖНЕНИЕ 68.

Упражнение проводится в конце дня, когда все участники высказали ϲʙᴏи впечатления от работы.

Группа сидит по кругу.

«Посмотрите, пожалуйста, и запомните ваших соседей справа и слева. Сейчас мы встанем и, прежде чем уйти из ϶ᴛᴏй комнаты домой, скажем ϲʙᴏим соседям справа и слева, каждому в отдельности, что вам нравится в их поведении».

УПРАЖНЕНИЕ 69.

Участники садятся по кругу. «Вспомните, пожалуйста, тот момент, когда вы впервые увидели ϲʙᴏего соседа слева, вспомните первое впечатление, кᴏᴛᴏᴩое у вас возникло в момент первого контакта. После того как все мы будем готовы слушать друг друга, мы по очереди выскажем данные наши первые впечатления».

УПРАЖНЕНИЕ 70.

Участники садятся по кругу. «Давайте скажем друг другу комплименты. Сделаем ϶ᴛᴏ так. Тот, кто захочет начать, возьмет ϶ᴛᴏт мяч, бросит его тому участнику, кого он выберет, и скажет ϶ᴛᴏму человеку комплимент. Тот, кому предназначен мяч, бросит его следующему и произнесет ϲʙᴏй комплимент и т. д. до тех пор, пока мяч не побывает у каждого».

Тренер очень внимательно следит за тем, ɥᴛᴏбы мяч попал к каждому частнику группы.

Это упражнение позволяет решить несколько содержательных задач. К ним, в частности, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся возможности установления межличностной обратной связи в более определенной персонифицированной форме. И, что особенно важно, эта обратная связь носит позитивный, поддерживающий характер. Так как подобные упражнения, как правило, проводятся на завершающей стадии работы группы (3-4-й день), то вызываемые ими позитивные эффекты способствуют переносу результатов тренинга в повседневную жизнь и деятельность его участников, «мониторингу прогресса». В то же время в ходе работы группы нередко возникают идеи, отражающие сложности установления позитивной обратной связи, формулирования ϲʙᴏих впечатлений, суждений, ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся проявлениям конкретных участников. Эти сложности иногда объясняются действием ряда стерео типов. К примеру, высказывание позитивных впечатлений со стороны руководителя может выглядеть как проявление слабости, может прозвучать мысль о том, что комплименты говорят льстивые манипулирующие другими люди и т. д. По϶ᴛᴏму выполнение упражнения в различных модификациях дает материал для обсуждения группой данных проблем, а также позволяет участникам «потренироваться» в установлении позитивной обратной связи, в нахождении адекватных формулировок для ϲʙᴏих впечатлений.

МОДИФИКАЦИЯ 1.

Участники стоят по кругу.

«Давайте возьмемся за руки. Посмотрим друг на друга. Постараемся получше почувствовать друг друга. Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и пойдет вдоль него по часовой стрелке, останавливаясь около каждого участника, кᴏᴛᴏᴩый в ϶ᴛᴏт момент скажет ему комплимент. После того как первый участник пройдет четверых из нас, второй начинает движение вслед за ним и т. д. по очереди».

МОДИФИКАЦИЯ 2.

Все становятся в круг.

«Сергей (тренер обращается к одному из участников), выйди, пожалуйста, б центр круга, посмотри на нас и скажи одному из участников группы какой-нибудь комплимент. В случае если человек, кому пред назначается комплимент, принимает его, то он сам выходит в круг, а ты становишься на его место. Вышедший в центр в ϲʙᴏю очередь выбирает одного из нас и говорит ему комплимент и т. д. ».

МОДИФИКАЦИЯ 3.

Все становятся в круг.

«Давайте посмотрим друг на друга. Вспомним каждого из нас, наши действия, проявления в ходе работы (тренер дает участникам возможность подумать в течение 2-3 минут) А сейчас все мы по очереди будем выходить в центр круга и последовательно говорить участникам комплименты».

МОДИФИКАЦИЯ 4.

Все становятся по кругу.

«Давайте подумаем о Володе. Вспомним его действия, проявления, то, как он говорит, смотрит, улыбается. А теперь мы все по очереди сделаем Володе комплимент»,

УПРАЖНЕНИЕ 71.

Участники становятся по кругу. «Важно заметить, что одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разнообразные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Важно заметить, что одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на ϲʙᴏей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя.

Сейчас мы будем бросать ϶ᴛᴏт мяч друг другу со словами: «В случае если бы ты. был хиппи, то на, твоей футболке было бы написано...», проговаривая текст, кᴏᴛᴏᴩый, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, кᴏᴛᴏᴩому вы бросаете мяч.

Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли надеть футболку с такой надписью или нет.

Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого нет. Надо, ɥᴛᴏбы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью.

Это упражнение лучше проводить, когда члены группы уже узнали друг друга, например, на третий день работы тренинговой группы.

УПРАЖНЕНИЕ 72.

Упражнение выполняется в группах по 4 человека.

«Сейчас каждый из участников группы будет говорить, обращаясь по очереди к остальным членам „четверки": „Мне кажется, что ты считаешь (думаешь), что я в общении..." и далее, продолжая эту фразу, скажет о том, какие качества или особенности поведения видит в нем именно ϶ᴛᴏт человек. К примеру, Андрей скажет, обращаясь к Свете: „Мне кажется, что ты, Света, считаешь, что в общении я доброжелателен, порой нетерпелив, быстро реагирую, но не всегда точен в ϲʙᴏих реакциях". Потом Андрей обратится, например, к Тане и скажет, что, с его точки зрения, о нем как о партнере по общению думает Таня и т. д. Отметим, что те, к кому он будет обращаться, должны будут сказать, с чем из сказанного они согласны а с чем нет, но при ϶ᴛᴏм не надо говорить, что вы еще думаете об особенностях ϶ᴛᴏго человека в общении. Только выразить согласие или несогласие с тем, что было сказано»,

Для упражнения характерен большой объем личностной обратной связи, что дает участникам возможность уточнить представления о себе и других людях, потренироваться в установлении обратной связи.

УПРАЖНЕНИЕ 73.

Все участники группы садятся по кругу.

«Представьте себе, что вы все известные художники, и именно по϶ᴛᴏму вас пригласили принять участие в весьма престижной выставке, кᴏᴛᴏᴩая очень скоро открывается в нашем городе. Не стоит забывать, что вас попросили представить на выставку ваш авто портрет. К сожалению, готового автопортрета у бас нет, но вы не хотите отказываться от участия в выставке и садитесь за работу. Сейчас я раздам вам „холсты" (тренер держит в руках листы плотной белой бумаги), и каждый будет располагать некᴏᴛᴏᴩым временем для того, ɥᴛᴏбы написать ϲʙᴏй автопортрет. Вы можете сами решить, какое художественное направление вы будете представлять: абстракционизм, импрессионизм, символизм, реализм и т, д. Помните, что творчество - процесс очень интимный, по϶ᴛᴏму пишите автопортреты самостоятельно, не советуясь с другими и не интересуясь тем, что изображено на полотнах ваших товарищей. Вы можете сесть там, где вам удобно. И еще один важный момент - не надо подписывать автопортрет, ставить на полотне какие-либо знаки, делать пометки».

По мере готовности тренер собирает автопортреты, причем старается запомнить (или записывает), в какой последовательности они к нему попадают. Когда работа закончена, все снова садятся по кругу.

«Отметим, что теперь давайте перевоплотимся и представим себе, что мы все известные искусствоведы, кᴏᴛᴏᴩых пригласили быть экспертами на ϶ᴛᴏй выставке. И вот, когда до открытия выставки осталось совсем немного времени, привезли последнюю партию картин и среди них оказалось неподписанное полотно. Это - автопортрет. Работа очень хорошая и было бы обидно, если бы она осталась не представленной на выставке. Но вы высококвалифицированный специалист и можете определить автора по манере письма, Я раздам каждому из вас автопортреты, и вы должны будете надписать тот автопортрет, кᴏᴛᴏᴩый вам достанется. Просьба сделать ϶ᴛᴏ самостоятельно, не советуясь с другими „искусствоведами". Я постараюсь, раздавая автопортреты, сделать так, ɥᴛᴏбы к вам не попала ваша работа, но если ϶ᴛᴏ все-таки произойдет, скажите мне, и я поменяю работу».

После того как все работы подписаны, все садятся в более тесный круг, и каждый по очереди кладет в центр тот автопортрет, кᴏᴛᴏᴩый он подписывал, и поясняет, почему он поставил именно эту подпись. Тренер обращается ко всем с просьбой не говорить, прав «искусствовед» или нет, Автор картины тоже никак не пробудет. Все только слушают, не высказывая ϲʙᴏих интерпретаций, и могут исключительно задавать «искусствоведу» уточняющие вопросы.

После того как все работы представлены, тренер берет автопортреты, по очереди кладет их в центр круга и спрашивает: «Чей ϶ᴛᴏ автопортрет?»

Упражнение вызывает большую заинтересованность участников. Отметим, что каждый пытается определить автора автопортрета, кᴏᴛᴏᴩый вручен ему, а также авторов остальных работ.

Иногда в группе побудут несколько автопортретов одного автора. Это, как и другие ошибки, может быть связано с тенденцией к установлению портретного сходства, кᴏᴛᴏᴩую не может преодолеть участник, и с трудностями в рефлексии психологических причин того, почему именно так написан автопортрет. Все ϶ᴛᴏ может стать предметом обсуждения в группе.

Психогимнастические упражнения содержательного плана

В этот подраздел вошли психогимнастические упражнения, в ходе которых участники тренинга приобретают опыт, позволяющий двигаться к содержательной цели тренинга. Кроме того, эти упражнения дают возможность тренировки тех или иных приемов, способов общения, элементов поведения, которые в дальнейшем могут быть включены в целостное действие. В первую часть каталога входят упражнения по следующим темам:

1) установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей, сопереживание;

2) передача и прием информации;

3) умение слушать, что означает умение воспринимать другого человека полностью, во всех его вербальных и невербальных проявлениях, улавливать подтекст, смысл его высказываний, а также воспринимать свои реакции, возникающие в ответ на то, что говорит человек.

Установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния

Психогимнастические упражнения, вошедшие в эту часть, позволяют членам группы тренинга осознать разнообразные, вербальные и невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь, на состояние, в котором он находится.

УПРАЖНЕНИЕ 39

Все участники располагаются большим полукругом. «Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия».

После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить их впечатления, возникшие в процессе выполнения упражнения. При подведении итогов тренер акцентирует внимание на тех средствах установления контакта, которые перечисляют участники, а также на тех признаках, которые свидетельствуют о том, что контакт установлен.

УПРАЖНЕНИЕ 40

Участники становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников). «На счет «раз» каждый из нас должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Нас четное количество, поэтому каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером».

Последнее время всё чаще говорят о психогимнастике, она даже включена в обязательную программу дошкольных учреждений. Что же это такое, и как ею заниматься?

Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.

Психогимнастика помогает детям:

  • разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;
  • научиться демонстрировать и понимать эмоции;
  • избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;
  • научиться контролировать свои движения.

Заниматься психогимнастикой стоит с малышами, которые уже понимают инструкции и могут выполнять упражнения, — примерно с 2,5-3 лет. Подобные занятия практикуются в детских садах, развивающих и психологических центрах, но можно устраивать их и дома. Для этого необходимо иметь так называемую картотеку упражнений по психогимнастике для определённого возраста.

Основная особенность психогимнастических упражнений в том, что проводятся они в форме игры, поэтому нравятся всем детям без исключения. Каждое упражнение называется этюдом и напоминает сценку, которую разыгрывают малыши. Часто на фоне звучит подходящая музыка (рекомендации по выбору музыкального сопровождения указываются в описании занятий).

Перед началом занятия проводится небольшая разминка, которая призвана расслабить, раскрепостить ребёнка и настроить его на игру. Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и тому подобное. «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый тёплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый весёлый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».

Хотя среди упражнений по психогимнастике есть и такие, которые ребёнок может выполнять в одиночестве, большинство из них направлены на установление контакта с другими и совместную деятельность. Поэтому в домашней обстановке сложно полноценно заниматься психогимнастикой, и нужно по возможности подключать к играм нескольких детей или, в крайнем случае, взрослых.

Вот несколько полезных упражнений, направленных на всестороннее развитие малыша.

1. «Солнечный зайчик»

Цель: снятие напряжения мышц лица.

Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком?

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».

Мамы на Детстране обсуждают:

2. «Говорящие предметы»

Цель: развивать у ребёнка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.

В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.

Начинает первый ребёнок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным весёлым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на верёвочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребёнок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»

Взрослый предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.

3. «Надувала кошка мяч»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст:

Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки),

А котёнок ей мешал:

Подошел и лапкой - топ!

А у кошки шарик - лоп! («Шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).


4. «Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

5. «Я и мое настроение»

Цель: научить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Попросите ребёнка продолжить фразу:

Я радуюсь, когда…

Я горжусь тем, что…

Мне бывает грустно, когда…

Мне бывает страшно, когда…

Я злюсь, когда…

Я был удивлён, когда…

Когда меня обижают,…

Я сержусь, если…

Однажды я испугался…

6. «Поводырь»

Цель: научить детей сочувствовать и помогать.

Взрослый объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребёнок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга — «поводыря» — и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по комнате, преодолевая препятствия. Ребёнок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.


Козлов Психогимнастика в тренинге

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Все упражнения, вошедшие в данную часть каталога,

Объединены в два раздела:

1. Упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности.

2. Упражнения, направленные на развитие способности

Понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и групп.

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬСКОЙ СЕНСИТИВНОСТИ.

Психогимнастические упражнения, включенные в этот раздел, развивают возможности улавливать и запоминать широкий спектр сигналов, которые поступают от других людей, что позволяет получать целостный и в то же время детализированный образ человека и группы. Отсутствие или ограничение таких возможностей не позволяет человеку увидеть существенное в других людях, в ситуации общения, нередко проявляющееся через частности, фрагменты, мимолетные фразы и экспрессии. Для специалистов, работающих с людьми (собственно, им и предназначен тренинг сенситивности), особенно важно умение межличностного наблюдения, спецификой которого является способность отделить «сенсорно воспринимаемое» от «чувственно переживаемого», того, что ты видишь и слышишь, от того, что ты думаешь и чувствуешь по поводу данного человека. В основу тренинга наблюдательности, следовательно, должны быть положены два принципа: 1) развитие сенсорно-перцептивных систем; 2) развитие способности отделять наблюдаемое от переживаемого в момент наблюдения.

Упражнения этого раздела позволяют тренировать наблюдательскую сенситивность по отношению к вербальным, невербальным и проксемическим (пространственно-временным) проявлениям человека и группы в актуальной ситуации общения. Серия упражнений направлена на развитие того или иного сенсорного канала: зрения, слуха, тактильной чувствительности и т. д.

Для тренировки наблюдательности по отношению к невербальным аспектам общения используются задания, выполнение которых требует фиксирования особенностей внешнего облика, мимики, жестикуляции, поз, вегетативных изменений, микроэкспрессии глаз (зрачка), паралингвистических компонентов звучащей речи и т. д.

Упражнения, направленные на фиксацию вербальных аспектов поведения другого, включают задания, связанные с запоминанием содержания, его изменения, установлением «авторства» мысли, идеи, своеобразия композиции высказываний и аргументации.

Для развития чувствительности к пространственно-временным характеристикам взаимодействия людей предлагаются задания, требующие фиксации дистанции взаимодействия, пространственного расположения, перемещений, ритма движений.

Психогимнастические упражнения, формирующие и развивающие наблюдательскую сенситивность, могут проводиться на фоне ознакомления участников с различными теоретическими представлениями, классификациями, фактами и концепциями, связанными с проблемой, что способствует развитию теоретической сенситивности.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Участники группы садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-либо общим признаком. Например, я скажу:

„Пересядьте все те, у кого есть дочери", - и все, у кого есть дочери, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается успеть занять место, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Кроме того, каждый, кто оказывается в центре круга, прежде чем назвать признак, будет выбирать одного из нас наблюдателем, называя его имя (так, сейчас наблюдателем будет Дима). Когда все поменяются местами, именно Дима перечислит нам тех, у кого есть дочери. Все остальные будут внимательно слушать и помогать наблюдателю, если у него возникнут затруднения».

Когда упражнение завершится, тренер может попросить нескольких участников перечислить тех, у кого есть сестры, кто знает французский, кто умеет водить автомобиль и пр.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Упражнение выполняется в парах. «Это упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на определенное время. Я буду говорить вам, что надо делать, буду следить за временем и сообщать, когда оно закончится.

Задание 1. В течение 5 минут молча смотрим друг на друга.

Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые надо дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.

Задание 3. Сейчас сменим пары, один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.

Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите ручки и тетради. Я буду задавать вопросы, касающиеся вашего партнера, на которые надо будет дать письменные ответы. Какого цвета обувь на вашем партнере? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы на его одежде? Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.

Задание 5. Один из партнеров переходит в пару, сидящую слева от него. Сосредоточьтесь друг на друге. Решите, кто из вас будет первым выполнять задание. Сейчас тот, кто начинает выполнять задание, сообщает своему коллеге все, что он узнал о нем в ходе выполнения предыдущего упражнения. Не торопитесь, постарайтесь ничего не упустить. Рассказ надо построить так: если вы уверены, что ваш партнер оставался на месте, когда пересаживались те, у кого есть дочери, то вы говорите ему: „у тебя нет дочери, ты любишь классическую музыку, знаешь французский и т. д." Второй партнер слушает, после чего корректирует ваш рассказ о себе. Затем поменяйтесь ролями».

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Тренер выходит из круга и дает инструкцию к упражнению, стоя за кругом.

"У вас есть полторы минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг друга». (За временем следит тренер.) Через полторы минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу, (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь около четвертого человека. Кто это? » Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого тренер предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Димы галстук?», «Что у него в руках? Какого цвета у него рубашка? » и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 4.

Упражнение проводится в начале дня, все участники сидят по кругу.

«Сейчас мы будем здороваться друг с другом. При этом постарайтесь максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас и никого не пропустить. Давайте встанем».

Тренер принимает участие в упражнении. Когда все участники группы поздороваются, он предлагает сесть по кругу.

«Пожалуйста, сохраните свои впечатления об увиденном. Это понадобится для ответа на вопрос: „Что нового вы увидели в облике, настроении, отношениях кого-либо из нас?" Тот, у кого уже есть ответ в отношении любого из нас, может сейчас начать говорить. Продолжит тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной участник может внести коррективы (высказать впечатление, чувство) в услышанное им о себе».

При проведении упражнения у участников может возникнуть желание дополнить высказывания ведущий дает возможность сделать это.

Упражнение хорошо мотивирует группу на дальнейшую работу, способствует ее сплочению, улучшает групповую атмосферу.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Упражнение проводится в начале дня.

«Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет три минуты».

Через три минуты тренер продолжает инструкцию: «А сейчас мы будем бросать друг другу мяч, сообщая при этом человеку, которому он адресован, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и постарайтесь никого не пропустить».

МОДИФИКАЦИЯ.

Упражнение проводится в начале дня или после перерыва в работе.

«Сейчас мы встанем и будем подходить друг к другу в любом порядке. Надо подойти к каждому, никого не пропустить. Подойдя к другому участнику группы, постарайтесь заметить, что нового появилось в его облике, состоянии, поведении по сравнению со вчерашним днем (временем до перерыва) и скажите ему о том, что вы увидели. При этом в вашем сообщении не должно быть интерпретаций. Например, можно сказать: „Ты выглядишь утомленным", но не стоит говорить: „Ты выглядишь утомленным, наверное, ты не выспался". Не ограничивайте себя какой-то одной областью изменений, попытайтесь найти их в походке, одежде, действиях, выражении лица, глаз и т. д.».

В ходе обсуждения участникам можно задать вопрос: «Насколько то, что вы услышали о себе, соответствует вашим собственным впечатлениям, переживаниям, реальности»?

УПРАЖНЕНИЕ 6.

Все участники сидят по кругу (упражнение проводится в конце первого дня работы).

«Сейчас мы по очереди будем бросать друг другу мяч, называя при этом имя человека, которому он адресован, и фразу, которую он произносил здесь, в нашем кругу. Получивший мяч бросает его следующему участнику, называя его имя и фразу. Будем внимательны и постараемся, что бы мяч побывал у всех».

В ходе упражнения у некоторых участников могут возникнуть затруднения, связанные с тем, что они не могут вспомнить фразу. В этом случае тренер не торопит участника, давая ему возможность вспомнить фразу, или рекомендует ему бросить мяч тому, чью фразу он может назвать.

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Участники группы сидят по кругу.

«Нам нужен один доброволец, который хотел бы проверить свою психологическую наблюдательность».

Тренер ждет до тех пор, пока желающий не появится. Допустим, добровольцем оказался участник по имени Андрей. «Андрей, подожди, пожалуйста, одну минуту за дверью». После того как Андрей покидает комнату, все остальные участники группы располагаются по комнате, оставаясь сидеть на стульях или стоять по одному и парами. Тренер приглашает ожидающего за дверью.

«Андрей, у тебя есть одна минута для того, чтобы постараться запомнить расположение всех, кто находится в этой комнате… Теперь тебе придется еще раз выйти за дверь».

Тренер быстро меняет некоторых (примерно половину) членов группы местами, приглашает Андрея и предлагает вернуть всех на свои места.

Упражнение целесообразно повторить, чтобы три-четыре участника могли проверить свою наблюдательность. Вариант: можно каждый раз просить быть наблюдателем двух человек одновременно.

После окончания работы тренер обращается с вопросами прежде всего к тем, кто побывал в роли наблюдателя: «Какие у вас были трудности?», «Как вы решали поставленную перед вами задачу?»

Это упражнение можно использовать в сочетании с упражнением 30 из первой части нашего каталога.

УПРАЖНЕНИЕ 8.

Группа делится пополам (если в группе нечетное число членов, тренер тоже принимает участие в упражнении) и садится в два ряда лицом друг к другу.

«Посмотрите на своих соседей справа и слева и постарайтесь запомнить свое место. То положение, которое мы сейчас занимаем, обозначим цифрой „один". Сейчас я скажу „два" и каждый должен поменять свое место. „Два". Постарайтесь снова запомнить своих соседей. То же самое будем делать на счет „три" и „четыре". „Три". (После 10-15-секундной паузы). „Четыре".

А теперь я назову любую цифру и каждый раз после этого надо будет воспроизвести положение, которое вы занимали соответственно этой цифре».

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Группа сидит по кругу. Для проведения упражнения необходимы карточки, на которых написаны имена участников группы.

«Сейчас я дам каждому карточку, на которой написано имя одного из участников группы. (Тренер раздает карточки.) Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней написано. Далее вам надо будет сделать следующее: на счет „раз" (считать буду я) вы начинаете незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на вашей карточке; при этом, не переставая вести наблюдение, каждый время от времени, но не очень

Часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее

Движения: например, качает головой, закрывает глаза, потирает руки и т. п. Когда я скажу „два" а это произойдет через три минуты, вам надо быть готовыми к ответу на два вопроса: „Кто наблюдал за вами?", „Какие два движения делал человек, за которым вы наблюдали?" ».

Через три минуты тренер обращается к одному из участников группы с вопросами, которые были сформулированы в инструкции. Сначала он спрашивает: «Кто наблюдал за тобой?» и если ответ правильный, то следует второй вопрос уже к наблюдателю, который должен ответить, какие движения выполнял его подопечный.

УПРАЖНЕНИЕ 10.

Все участники садятся по кругу.

«Сейчас один из нас (немного позже мы решим, кто) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы по избранному нами признаку, который должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на части».

УПРАЖНЕНИЕ 11.

Участники группы сидят по кругу.

«Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды „начали" уловить тот момент, когда пройдет мину та. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак, начали».

В ходе упражнения тренер фиксирует тех участников, которые:

Поднимают руку раньше того момента, когда минута истечет;

Своевременно поднимают руку;

Поднимают руку позже.

После завершения упражнения тренер сообщает участникам результаты своих наблюдений и предлагает обменяться впечатлениями. Как правило, часть людей говорят о сложности для них такого задания, для других оказывается неожиданной допущенная ошибка. Участники могут высказывать идеи относительно того, что нарушения адекватности восприятия длительности события приводят к искажению актуальной ситуации, порой ухудшают условия, в которых протекает общение, повышают напряжение.

Если участники группы высказывают желание повторить упражнение, тренер идет им навстречу или предлагает потренироваться самим.

УПРАЖНЕНИЕ 12.

Для проведения упражнения необходима магнитофонная запись звуков наборного диска телефона или два (три) телефонных аппарата. Участники группы сидят по кругу. Каждому из них дается лист бумаги, на котором подготовлена таблица на 30 (50) граф.

«Возьмите ручки и бумагу. Сейчас бы послушаете запись 30-ти (50-ти) вариантов звучания телефонного диска во время набора номера. Вам необходимо определить номер, звучание набора которого бы услышите. После набора каждого номера будет пауза, во время которой вы успеете записать свой вариант. После каждых 10-ти номеров вы получите возможность проверить, насколько точны ваши результаты».

Упражнение дает возможность потренироваться в получении образов на основе восприятия информации, эффективность звуковой интерпретации которой определяется субъективным чувством времени. В ходе обсуждения возникают идеи относительно того, какие номера удавалось зафиксировать с минимальными сложностями, о важности адекватного восприятия длительности события.

УПРАЖНЕНИЕ 13.

Участники группы стоят по кругу.

«Сейчас мы все закроем глаза (выполнять упражнение удобнее, если есть повязки - шарфы, платки, которыми можно завязать глаза) и будем передвигаться по комнате, стараясь никого не задеть. Делать мы это будем примерно три мину ты. Я скажу, когда они закончатся».

Это упражнение стоит выполнять в комнате где участники могут и с закрытыми глазами чувствовать себя безопасно. Для повышения чувства безопасности у членов группы и контроля за действиями участников тренер может не принимать участия в упражнении.

Когда участники группы, завершив упражнение, займут свои места, можно задать им такие вопросы: « Как вы чувствовали себя во время передвижений по комнате?», «Каковы ваши впечатления?»

УПРАЖНЕНИЕ 14.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас я скажу „раз", и мы все закроем глаза, а ни счет „два" встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, „раз" (пауза), „два"».

Если не всем удалось самостоятельно найти новое место, тренер может предложить сделать еще одну попытку.

Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы. Кроме развития взаимодействия сенсорных каналов, оно дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.

МОДИФИКАЦИЯ 1.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас каждый найдет себе партнера, из тех, кто сидит напротив. Сделайте это и убедитесь, что пара найдена». (Если в группе нечетное количество участников, тренер также включается в выполнение упражнения). Теперь я прошу всех закрыть глаза. Когда я скажу „начали", все мы встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами со своими партнерами. Итак, мы начали».

После того как все заняли места, можно задать вопрос: «Все ли оказались там, куда вы планировали придти?»

МОДИФИКАЦИЯ 2.

Участники сидят по кругу.

«В течение тридцати секунд посмотрите внимательно друг на друга, постарайтесь запомнить, кто где сидит (для усложнения упражнения можно ограничиться просьбой посмотреть внимательно друг на друга). Теперь закройте глаза. Сейчас некоторым из вас я предложу поменяться местами. Сделать это надо будет, не открывая глаз. Открыть их можно только после того, как вы окажетесь на новом месте.

Итак, Таня и Света, поменяйтесь местами».

Тренер называет каждый раз по два человека до тех пор, пока все члены группы не примут участие в упражнении.

МОДИФИКАЦИЯ 3.

Участники сидят по кругу.

«На счет „раз" каждый, сидя на своем месте и молча, выбирает себе пару. На счет „два" мы все закрываем глаза, встаем и находим свою пару. Открыть глаза можно только после моей команды».

Тренер следит за ходом упражнения и дает команду открыть глаза только после того, как все пары объединились.

УПРАЖНЕНИЕ 15.

Участники группы сидят по кругу.

«Пожалуйста, закройте глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы сейчас слышите, „обратитесь в слух". Постарайтесь услышать и запомнить как можно больше звуков».

Через одну-две минуты тренер просит всех открыть глаза и перечислить все, что удалось услышать, указав, если это возможно, источник звука. Организовать обсуждение можно так; каждый по очереди называет один звук, который он слышал, не повторяя то, что было названо до него.

При обсуждении обнаруживается, что некоторым участникам группы удается услышать звуки, которых не услышали, или, что гораздо вероятнее, не зафиксировали остальные (например, дыхание соседа).

УПРАЖНЕНИЕ 16.

Участники группы сидят по кругу.

«Займите удобную позу. Закройте глаза. Сейчас я буду называть те или иные звуки, постарайтесь представить их себе как можно более явственно, Одновременно осознавайте, какие чувства, состояния они у вас вызывают. Начнем: резко тормозит машина. Звук оркестра, настраивающего инструменты перед началом концерта. Шум морских волн, набегающих на берег. Упала и разбилась чашка. Орудийные залпы во время праздничного салюта и т. д.» После обозначения каждого звука тренер делает паузу (примерно 7-10 секунд).

В ходе обсуждения можно задать такие вопросы: «Какие звуки было представить легче, какие сложнее?» «Какие чувства у вас возникали?»

УПРАЖНЕНИЕ 17.

Все участники группы сидят по кругу.

«Закройте, пожалуйста, глаза и сосредоточьтесь на своих ощущениях. Постарайтесь зафиксировать все, что вы ощущаете сейчас, в данный момент. Для этого у нас есть пять минут». Через пять минут тренер продолжает инструкцию. «Откройте глаза. Пусть кто-нибудь из вас расскажет о своих ощущениях. Все мы будем внимательно слушать. Постарайтесь передать сбои ощущения как можно подробнее. Следующие участники, сообщая о своих ощущениях, не должны повторять то, о чем было уже рассказано. Например, если предыдущий скажет о том, что он слышал звук катера, который прошел по каналу, то об этом говорить не надо»,

Упражнение позволяет расширить представления о сенсорно воспринимаемых сигналах, потренироваться в их различении и описании.

УПРАЖНЕНИЕ 18.

Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга.

«Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов „Я вижу…", содержание которой касается внешнего облика партнера. Таня (тренер обращается к участнице группы), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать».

Тренер и участница группы садятся друг против друга.

Тренер: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях».

Таня: «Я вижу, что ты посмотрела вправо».

Тренер: «Я вижу, что ты наклонила голову»

«Во время выполнения упражнения воздерживаться от использования оценочных понятий».

Это упражнение позволяет осознать различие между тем, что «я вижу», и тем, что «представляю, интерпретирую», «мне кажется».

УПРАЖНЕНИЕ 19.

Упражнение проводится в парах.

«Это упражнение состоит из двух этапов: на первом этапе один из участников пары будет наблюдателем, а другой будет испытывать различные переживания. На втором этапе надо будет поменяться ролями и повторить все задания.

Задание 1. Сейчас тот из вас, кто будет испытывать переживания, выберет, ничего не говоря вслух, три различных переживания из вашей жизни, которые были для вас достаточно интенсивными. Они не должны быть похожими друг на друга. Пронумеруйте эти переживания - один, два, три.

Теперь возьмите вашего партнера за руки и скажите: „один". Затем отвлекитесь от окружающей обстановки, углубитесь в себя, перенеситесь в то время и то место, где вы испытали выбранное переживание и переживите его снова, но вслух ничего при этом не говорите. Пусть пройдет 1-2 минуты. Затем скажите „два" и включитесь во второе переживание. Затем - „три".

При этом заметьте: если, закрыв глаза, вы как бы со стороны видите ситуацию, в которой испытали выбранное переживание, и представляете себя в этой ситуации, то „войдите" внутрь образа. Когда вы окажетесь „внутри" и переживете те состояния, чувства, которые возникали у вас там и тогда, сожмите руку наблюдателя, чтобы дать ему понять, что именно в этот момент у вас возникло переживание. Наблюдатель просто следит за всеми теми изменениями, которые происходят с первым участником пары: цвет кожи, дыхание, поза, тонус мышц, размер зрачка и т. д. »

Примерно через шесть минут тренер продолжает инструкцию.

Задание 2. «Теперь тот, кто испытывает переживания, делает то же самое, что и раньше: называет номер и „включается" в соответствующее переживание. Наблюдатель же не только смотрит, но и описывает изменения, происходящие с партнером. Например, „уголки вашего рта приподнимаются, кожа бледнеет, левая щека напряжена больше, чем правая, дыхание учащается" и т. д. Надо следить за тем, чтобы это описание не включало интерпретаций, суждений, например, „вы выглядите счастливым" или „сей час вы обеспокоены" ».

На выполнение этого задания дается около десяти минут.

Задание 3. «Первый участник пары снова испытывает переживания, но не называет их номера. Он может начать с любого. Наблюдатель смотрит, ничего не говоря до тех пор, пока первый участник не закончит переживать. Тогда наблюдатель должен сказать, какое из трех переживаний имело место. Далее работа продолжается испытывающий переживания перебирает их в раз личном порядке до тех пор, пока наблюдатель не научится верно их идентифицировать. Если наблюдатель не справляется с задачей, не надо ему ничего говорить, а продолжайте работу ».

УПРАЖНЕНИЕ 20.

Участники делятся на группы 4-5 человек и становятся полукругом так, чтобы у каждой было достаточно пространства для работы. Перед каждым полукругом ставится стул.

«Сейчас все по очереди побывают в роли „слушающих". „Слушающий" должен будет постараться услышать и понять все, что будет происходить за его спиной, в то время как он сам будет сидеть на стуле перед своей подгруппой. Каждому „слушающему" дается три минуты. Остальные в это время будут совершать различные действия и по окончании их задавать „слушающему" вопросы о характере действия, о том, кто его исполнял и пр. Например, после приседаний следует вопрос:

„Что мы делаем?", после манипуляций с листком бумаги - „Что это было?", после тихого (шепотом) разговора двух участников группы - „Кто это был?" и т. д. Если слушающий ошибается, его надо поправить, рассказав ему, что было на самом деле. Все понятно? Давайте начнем».

В ходе обсуждения участникам могут быть заданы вопросы о действиях, которые они производили за спиной «слушающего», о характере ошибок, о том, что понималось сразу же и о возникших трудностях.

УПРАЖНЕНИЕ 21.

Участники группы сидят по кругу. Один из нас, кто именно, мы решим позже, выйдет из комнаты. После этого мы выберем какое-нибудь известное всем стихотворение и распределим между собой слова его первых двух строчек. Например: „Наша Таня горько плачет; уронила в речку мячик". Слова будем распределять по одному, по часовой стрелке, начав с любого из нас. Если на всех слов не хватит, мы начнем сначала.

После этого вышедший вернется и по моему сигналу (например, я скажу „раз-два-три") мы все одновременно скажем каждый свое слово. Вернувшийся в комнату должен понять, какую строчку мы цитировали".

Если отгадывающему строки участнику не удается сделать это с первого раза, тренер предлагает всем повторить их слова еще раз и снова дает команду.

УПРАЖНЕНИЕ 22.

Это упражнение проводится в первый либо во второй день работы. Участники распределяются на 2 или 3 малые группы, каждая из которых располагается так, чтобы не мешать остальным.

«Сейчас один из участников подгруппы встанет спиной к остальным, которые по очереди (в любом порядке) будут задавать ему любые вопросы. Отвечающий перед каждым ответом должен будет называть имя того, кто задал вопрос. Если он назовет имя правильно, то ему задается следующий вопрос. В случае ошибки группа говорит об этом отвечающему и затем продолжает задавать вопросы. Каждый сможет задать один вопрос.

После того как все вопросы будут заданы, следующий участник становится отвечающим, и так до тех пор, пока все не побывают в этой роли. Порядок установите сами».

Несмотря на кажущуюся простоту задания, оно требует значительных усилий по правильному восприятию партнеров. Нередко допускаются ошибки,

При обсуждении высказываются идеи о том, что еще недостаточно хорошо удалось узнать друг друга, непривычно слушать голос, не видя перед собой человека.

Упражнение способствует развитию взаимодействия сенсорных каналов и побуждает участников к большей включенности в групповой процесс.

УПРАЖНЕНИЕ 23.

Упражнение проводится на третий-четвертый день работы, когда участники уже достаточно хорошо узнали друг друга. Ведущий делит группу на 2-3 подгруппы.

«Каждый из участников по очереди выходит перед своей группой и становится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изменяя при этом свой голос (по тону, частоте, громкости, интонации).

Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спрашивающего. Если он ошибается, то надо сказать ему об этом. При этом не обязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько их задает, подгруппа решает сама.

После того как будет задано 5-6 вопросов, (тренер приводит примеры, обращаясь к подгруппам), происходит смена отвечающих».

При обсуждении упражнения тренер обращает внимание участников на характер задачи, которую решал отвечающий. При искажении знакомого голоса его интонационные, тембровые, методические, эмоциональные и темпоритмические характеристики становятся для «узнающего» необычными. Однако в звучащей речи проявляются инвариантные характеристики, специфические для «искажающего». Их обнаружение и является задачей «отвечающего». В начале упражнения эта задача может показаться участникам нереальной. В этом случае тренер предлагает сосредоточиться на содержании работы, а многочисленные, иногда полные факты узнавания снимают эти сомнения. Предметом анализа могут стать возможности по варьированию характеристик речи, другие эффекты. Участники группы делают различные обобщения, например, о том, что женские голоса труднее различить, если они модулируются низкочастотным тембром, а мужские - высокочастотным.

Отсюда нередко делается вывод о большей вероятности ошибок в областях, где наш опыт ограничен или имеет стереотипизированные характеристики.

УПРАЖНЕНИЕ 24.

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас каждый из бас получит карточку, на которой написано название животного. Прочитай те, что на ней написано, но так, чтобы подпись видели только вы сами».

Тренер раздает карточки с названиями животных, например, «собака», «петух», «кошка», «медведь» и т. д. Название одного и того же животного должно быть написано на двух, трех или четырех карточках. Таким образом, в группе численностью 12 человек могут быть розданы кар точки с названиями, например, четырех животных.

«Теперь закройте глаза. Мы все сейчас встанем и по моей команде начнем решать такую зада чу: обладатели карточек с одинаковыми названиями должны собраться в группы, прибегая только к одному средству - издавать звуки, соответствующие вашему животному. Открыть глаза можно будет только по моей команде. Начали».

Тренер не принимает участия в упражнении. Он наблюдает за его выполнением, обеспечиваем безопасность участников, отмечает, какая группа собралась раньше других. Если кто-то из участников долго не может найти свою группу, например, это «собака», тренер может помочь ему, сказав, например: «У меня еще не все „собаки" собрались вместе».

После того как все участники нашли друг друга, тренер просит их открыть глаза и задает каждой группе вопрос: «Вы кто?». Это дает возможность убедиться, все ли оказались в своей группе.

В ходе обсуждения упражнения можно задать вопрос: «Какая у вас была тактика в ходе поиска своей группы?». Оказывается, что некоторые участники проявляют гораздо большую активность: они и сами издают звуки животного и в то же время слушают других. Две другие тактики преимущественно ориентированы на один из двух вариантов: они предпочитают сами молчать и только слушать, что происходит вокруг, двигаясь на звук «своих» животных. Другие издают звуки и ждут, когда их найдут.

Упражнение способствует развитию различительной слуховой чувствительности, позволяет участникам получить опыт, расширяющий их возможности ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, это упражнение существенно улучшает настроение, снижает усталость участников.

УПРАЖНЕНИЕ 25.

Участники группы сидят по кругу.

В центре круга стоит пустой стул.

«Один из вас сейчас выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки на колени ладонями вверх и закроет глаза. Мы по очереди в произвольном порядке будем подходить к нему и класть свои руки ему на ладони. Сидящий на стуле должен понять, чьи это руки. Каждый раз я буду говорить „да", если подошедший будет назван правильно, и „нет" в случае ошибки. Напоминаю, что подходить мы будем в произвольном порядке и может оказаться так, что кто-то подойдет несколько раз, а кто-то - ни разу».

После того как доброволец нашелся и сел на стул в центре круга, закрыв глаза, тренер по очереди показывает на того, кто должен подойти к нему.

Во время упражнения в центре круга могут побывать 3-4 человека.

Упражнение направлено на развитие тактильной чувствительности, способности опознавать другого человека, используя этот канал получения информации из окружающего мира.

Участники разбиваются на подгруппы по 4-5 человек и рассаживаются по комнате, образуя маленькие кружки.

Один из участников подгруппы закроет глаза и положит руки на колени ладонями вверх. Остальные в произвольном порядке будут класть ему свои руки на ладони. Задача - угадать, чьи это руки. Каждый должен побывать в ситуации „отгадывания" шесть раз. Обратная связь дается после каждого „отгадывания" ».

Вариант: обратная связь дается после завершения работы каждого участника.

В ходе обсуждения высказываются разные идеи. В частности, участники группы говорят о трудностях, возникающих в процессе решения поставленной перед ними задачи. Для многих они являются неожиданными. Как правило, участники жалуются на то, что далеко не всегда удается перенести опыт, полученный с помощью одной сенсорной системы, в другую. Вот одно из мнений «Когда мы начали работать в нашей группе, я за ранее, еще до того как подошла моя очередь, внимательно рассматривала все руки, думала, что то, что я увижу и запомню, поможет мне при решении задачи. Оказалось, что это не так, я смотрела на длину ногтей (в нашей подгруппе были одни женщины), но когда я закрыла глаза и стала определять длину ногтей на ощупь, то впечатление было совсем другим».

Таким образом, довольно часто при обсуждении этого упражнения удается придти к осознанию того, что для возникновения более полного, адекватного представления о других людях необходим разнообразный опыт, получаемый с помощью всех сенсорных систем: зрение, слух, осязание и т. д.

При обсуждении этого упражнения можно спросить участников: «Как вы решали поставленную перед вами задачу?» В ответах, как правило, перечисляются признаки, на которые они ориентировались. Это - форма, размер руки, температура (теплая холодная рука), откуда рука подается и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ 26.

Участники группы сидят полукругом.

«Нам нужен один доброволец, который хочет проверить свою чувствительность. (Допустим, что им оказался участник группы по имени Анд рей.) Андрей, встань, пожалуйста, вот здесь, в центре, повернись спиной ко всем нам и закрои глаза. Теперь я приглашаю нескольких человек встать за спиной Андрея. (Тренер, не называя участников, приглашает 4-5 человек.) Сейчас они будут класть на спину Андрея свои руки. Каждый раз число рук будет разным. Определять это число буду я, показывая вам (тренер обращается к стоящим за спиной Андрея участникам) столько пальцев, сколько рук вы должны положить Задача Андрея почувствовать, сколько рук при касается к его спине».

Упражнение можно повторить несколько раз с одним и тем же человеком, а потом пригласить новых желающих. Для повышения активности участников группы и интенсификации работы это упражнение желательно проводить в малых группах по 4-5 человек, которые будут работать самостоятельно по описанному выше алгоритму.

МОДИФИКАЦИЯ.

Участники группы разбиваются на пары. «Один из партнеров встает за спиной другого и пальцем „пишет" у него на спине буквы. Задача - определить, какая буква написана. Минуты через две по моей команде партнеры меняются ролями».

УПРАЖНЕНИЕ 27.

Участники сидят по кругу.

«Сейчас один из нас (это может быть доброволец или названный тренером участник группы) повернется спиной в круг. После этого я предложу любому участнику описать внешний облик кого-то из нас: я покажу на того человека, которого надо будет описать, не называя его имени (тренер может написать имя «объекта» описания на листке). Задача отвернувшегося - понять, о ком идет речь».

Для усложнения упражнения можно запретить описание одежды, украшений.

В ходе упражнения в роли «узнающего» и в роли «дающего описание» могут побывать несколько человек. Упражнение направлено, с одной стороны, на развитие наблюдательской сенситивности, прежде всего той ее стороны, которая касается способности запоминать зафиксированные во внешнем облике других людей признаки. С другой стороны, упражнение развивает умение находить специфическое во внешнем облике и точно его описывать.

Школа (старшее звено)

Разработаны на основе практических занятий с учащимся 9-11 классов

Кандидатом психологических наук: Эберс Верой Викторовной

СОЧИ - 2016

Тема: «Психогимнастика - для подростка»

Цель: Цикл упражнений развивающие отдельные стороны личности: гибкость, оригинальность, точность, беглость мышления, воображения и т. д. Кроме того, эти упражнения, позволяют участникам тренинга интегрировать появившиеся у них навыки управления креативным процессом.

УРАЖНЕНИЕ 1

«Давайте вообразим, что это (тренер показывает мяч) - апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и добиться того, чтобы мы все принимали участие в работе». Тренер начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, «сладкий». В процессе выполнения упражнения тренер побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, «Давайте попробуем работать быстрее».

Также тренер обращает внимание группы на моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как «желтый», «оранжевый», а следующий участник говорит: «Кубинский». В этом случае тренер может сказать: «Появилась новая область - страна-производитель».

Упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

УРАЖНЕНИЕ 2

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч говорит одно из трех слов: «воздух", „земля" или „вода", а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово „воздух" - название птицы, во втором случае („земля") - животного, и если было сказано „вода" - название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее».

По ходу работы тренер побуждает участников группы увеличивать темп.

Упражнение направлено на развитие беглости мышления.

УРАЖНЕНИЕ 3

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом - будет грузить баржу. Делать это мы будем следующим образом: я назову одну из букв русского алфавита и какое-либо слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч кому-то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые ограничения: на баржу нельзя грузить то, что не может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не будем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешающим спорные ситуации, буду я».

Данное упражнение направлено на развитие двух характеристик креативности - беглость мышления (через скорость извлечения информации из памяти) и самообладание в ситуациях одновременного действия дефицита времени и оценки окружающих. В ходе упражнения периодически возникают остановки, связанные с тем, что кто-либо из участников не успевает отыскать очередной предмет для «погрузки». Участники групп поясняют это разными причинами: «Мне ничего не приходит в голову», «Слово, которое я приготовил, только что назвали», «Я не могу так быстро». Во время остановок тренер может попросить участников, у которых есть что « погрузить» на баржу, поднять руки или назвать три предмета для погрузки. Тренер обязательно принимает участие в упражнении. Когда работа завершена, тренер обращается к группе с вопросами: «Какие тактики „погрузки" Вы использовали?», «Что мешало, затрудняло выполнение задания?» В ходе обсуждения группа, как правило, обращается к идее барьеров, необходимости развития самообладания, предлагает конкретные приемы, связанные с подготовкой значительного количества предметов и их заменой, представлением класса предметов (конфета, карамель, кекс, курага, казинаки), с образным инициированием вариантов (представление страницы словаря или энциклопедии, где приводятся слова на эту букву или воображение прилавка канцелярского магазина, где можно обнаружить предметы, начинающиеся на самые разные буквы).

УРАЖНЕНИЕ 4

Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.

«Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите вверху листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу: надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе - на букву Г, третье - на О, четвертое - на К. Например, „Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали».

Через три минуты тренер предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на. результатах последующей работы.

Тренер предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем тренер продолжает инструкцию: «Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т. д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут». (Можно не задавать тематику написания рассказа.)

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.

УРАЖНЕНИЕ 5

Участники группы сидят по кругу. «Сейчас каждым по очереди будет, взяв свой стул, входить в круг и, по очереди садясь напротив каждого из оставшихся, в кругу, задавать ему неожиданный вопрос. Задав вопрос, надо дождаться ответа».

Возможна модификация: тот, кто садится напротив каждого из оставшихся в кругу участников, отвечает на задаваемые ему вопросы.

Упражнение направлено на развитие гибкости, точности, оригинальности мышления. Обычно проходит весело, существенно улучшает настроение в группе.

УРАЖНЕНИЕ 6.

Участники группы работают в парах, в которые объединяются по желанию. У каждого участника есть бумага и карандаш.

«Упражнение будет состоять из ряда шагов. Сначала каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов в пользу курения. На это у вас будет три минуты».

Через три минуты тренер предлагает каждому сказать, сколько аргументов у него написано. Эта информация не обсуждается, и тренером не комментируется. Если в группе все же возникают вопросы, много или мало аргументов написано, высказываются оценки, и самооценки («ой, а у меня совсем мало»), тренер не реагирует и не поддерживает обсуждение.

Через 5-7 минут, когда все завершат работу, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас у вас будет еще три минуты, в течение которых каждый самостоятельно постарается написать как можно больше аргументов против курения».

Затем участники обмениваются результатами своей работы также, как они делали это на предыдущем этапе.

Продолжение обсуждения происходит в общем круге.

Тренер: «Сейчас каждый из нас скажет, какие из аргументов „за" и „против" курения из предложенных вашими партнерами особенно понравились вам, показались оригинальными, неожиданными».

В ходе работы происходит значительное расширение имеющихся у каждого представлений о частной, конкретной проблеме (в данном случае, о курении). Закономерным результатом работы становится преодоление ограничений в существовавших до этого представлениях, что сопровождается возникновением позитивных эмоций. Постепенное расширение видения проблемы (осознание и формулирование собственных аргументов, обнаружение нового в аргументах партнера, обнаружение нового в аргументах других пар) помогает прочувствовать идею неограниченности версионного представления проблемы, мотивирует участников на приобретение разнообразного опыта.

УРАЖНЕНИЕ 7

«Сейчас мы обратимся к работе с версионным мышлением.

Представьте себе следующую ситуацию. Вы возвращаетесь домой (или идете куда-то по делам) и встречаете группу подростков, которые занимаются тем, что бросают нож в дерево. Вам надо придумать максимальное количество вариантов вашего поведения, которое может побудить молодых людей перестать бросать нож и найти себе другое занятие. Возникшие у вас варианты надо записать».

УРАЖНЕНИЕ 8

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, барабан, монетка и т. д.

Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению придет, и в случае возникновения вопросов у остальных, объясняет, почему это происходит. Делать все это постараемся как можно быстрее».

В процессе выполнения упражнения тренер поощряет неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости и нестандартные интерпретации.

В ходе работы группа часто переходит от обычных вариантов: (упал цветок - придет девушка, потому что она любит цветы; упала люстра - придет электрик, потому что ее надо починить) к более оригинальным и неожиданным (упала звезда - придет осень, потому что звезды часто падают в конце лета; упало настроение - придет грусть, потому что человека надо чем-то занять; упал курс рубля - придет желание что-то делать, потому что мужик крестится только, когда гремит гром и т. д.).

Упражнение направлено на развитие гибкости, оригинальности мышления. Для того чтобы во время выполнения этого упражнения стимулировать у участников активность правого полушария, тренер может предлагать им представлять «картинку» падающего предмета и того, кто приходит после этого события.

УРАЖНЕНИЕ 9

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места - в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т. д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этому будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже „побывали" другие, и те предметы, которые уже назывались».

Упражнение проходит динамично и весело. Оно способствует развитию воображения, гибкости, оригинальности мышления.

УРАЖНЕНИЕ 10

Участники группы сидят по кругу.

«Посмотрите внимательно вокруг и выберите) любой предмет, находящийся в этой комнате, от имени которого вы готовы произнести короткий монолог. Когда все будут готовы, кто-то из нас начнет, и все по очереди произнесут свои монологи. Не следует беспокоиться, что от имени одного предмета может прозвучать два или даже три монолога».

Упражнение направлено на развитие воображения, преодоление привычного ракурса восприятия окружающего, «приобретение новых глаз». Опыт проведения этого упражнения позволяет назвать основные трудности, с которыми могут столкнуться участники группы. Наибольшую сложность представляет сохранение при произнесении монолога принятой позиции. При этом, хотя в данном упражнении не может быть правильных или неправильных монологов, в группе может возникнуть дискуссия по поводу того, насколько корректными являются те или иные высказывания. Например, участник, произносивший монолог от имени дверной ручки, говорит: «Мне приятно ощущать тепло человеческих рук» или «Ночью, когда „она" находится без движения, особенно чувствуется холод и скука». Здесь наблюдается выход из принятой позиции. Один из участников высказал идею о том, что, по его мнению, дверная ручка «не знает», что такое человеческая рука, и ощущение тепла и холода он бы описал как ускорение перемещения атомов металла, из которого ручка сделана.

Принципиальным в этом упражнении является то, что участники приобретают дополнительный опыт отстранения от привычной идентификации с человеком и обнаруживают, что происходит закономерно, многообразие вариантов смещения этой позиции.

УРАЖНЕНИЕ 11

Участники разбиваются на подгруппы по 4-5 человек в каждой.

«Каждый из нас, по очереди, будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, формулируя ее, например, так: представим себе, что все люди на Земле спят днем, а ночью все делают. После того как ситуация предложена, все (в том числе и участник группы, предложивший ситуацию) говорят, какие они видят плюсы, минусы и интересные моменты в этой ситуации. Например, представим себе, что все автомобили на Земле желтого цвета. Плюс - легче производить краску для машин; минус - трудно находить свою машину на стоянке; интересный момент - какое воздействие может оказать на психику человека такое изобилие желтого цвета вокруг».

Это упражнение направлено, с одной стороны, на развитие воображения. Участники группы придумывают невероятные ситуации: например, на Земле везде только день, все люди на одно лицо, на Земле столько разных языков, сколько людей и т. д.

С другой стороны, упражнение позволяет развивать способность видеть разные грани одной и той же проблемы, явления, развивает гибкость мышления.

УРАЖНЕНИЕ 12

Группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек в каждой.

«Сейчас каждому надо выбрать проблему, это должна быть ваша личная проблема, но такая, о которой вы готовы рассказать 6 Вашей подгруппе.

Каждый поочередно коротко рассказывает о своей проблеме, а другие участники задают ему неожиданные вопросы».

Это упражнение позволяет участникам группы обнаружить новые, неожиданные для них ракурсы рассмотрения своих собственных проблем, расширяет границы видения мира и себя в этом мире, развивает гибкость мышления.

УРАЖНЕНИЕ 13.

Участники группы сидят по кругу.

«Пожалуйста, подумайте некоторое бремя и выберите какую-нибудь из своих проблем, желательно такую, решение которой у вас пока нет. Мы не предполагаем обсуждать содержание вашей проблемы, вам не придется рассказывать о ней в группе, поэтому выбирайте любую проблему, ту, над которой вы хотели бы и готовы сейчас поразмышлять».

Тренер выдерживает паузу и продолжает инструкцию только тогда, когда убедится, что все выбрали проблему для работы над ней.

Тренер: «Сейчас я буду предлагать различные образы. Надо будет, концентрируясь на предложенном образе, думать о своей проблеме, стремясь установить как можно больше связей между ней и предложенным образом. Каждый раз у вас будет пять минут для работы. Постарайтесь удерживаться от отвлечений, ухода в сторону от проблемы. В процессе работы с каждым из образов рекомендуется делать записи, фиксировать наиболее важные из возникающих идей и впечатлений».

В основе этого упражнения лежит идея о том, что информация, необходимая для решения проблемы нередко находится на периферии или в более глубоких слоях сознания. Продолжительные усилия, связанные с установлением связей между проблемой и зрительными, слуховыми и другими образами и понятиями позволяет вовлечь в поиск решения проблемы периферийные пласты опыта и маловероятные ракурсы рассмотрения проблемы и относящихся к ней обстоятельств.

Как пишет М. Пруст, магия открытия заключается не в обнаружении новых ландшафтов, а в приобретении новых глаз.

Организация работы во время этого упражнения такова, что в процесс разрешения проблемы вовлекаются оба полушария, что повышает эффективность получаемого результата. В ходе этого упражнения нам приходилось наблюдать и фиксировать самые разнообразные эффекты: участники групп сообщают о появлении новых, не найденных до этого вариантов решения проблемы, которые они, скорее всего, попытаются и смогут реализовать;возникают идеи, относящиеся к переоценке способов воплощения найденных ранее вариантов решения; участники обнаруживают, что проблема надумана или что ее значимость явно преувеличена; изменяется отношение к проблеме или к некоторым ее аспектам; происходит обогащение видения многих аспектов проблемы, появляются новые, не принимавшиеся ранее во внимание аспекты и смыслы; участники сообщают, что им трудно определить, что произошло, но они чувствуют, что прежнее отношение и видение проблемы не является точным.

Тренер должен быть готов к сильным эмоциональным переживаниям, которые могут возникать у членов группы во время этой работы. Его реакции в таких случаях - это в основном невербальные проявления сопереживания и сочувствия. Если в группе есть эмоционально неустойчивые, лабильные участники, то можно воздержаться от проведения этого упражнения в рамках тренинга креативности.В этом упражнении мы используем различный стимульный материал: показываем участникам группы картинки, на которых изображены животные, предметы, предлагаем слуховые образы (например, скрип снега под ногами в морозный день), зрительные (желтый цвет), фразы (тихо светит по всему небу) и т. д. Обычно в ходе работы участникам группы предлагается 6-7 образов.

УРАЖНЕНИЕ 14

Участники группы сидят по кругу либо в подгруппах по 4-5 человек.

«Каждому из нас, по очереди, надо будет, пользуясь только невербальными средствами, изобразить любого выбранного им литературного героя или реального жившего или живущего сейчас человека. Это должен быть известный всем человек. Все остальные будут внимательно смотреть и постараются понять, кого изображает выполняющий задание участник. Если группе сразу не удается понять, кто изображен, надо будет найти другие выразительные средства».Это упражнение существенно повышает активность участников группы, вовлекая их всех в деятельность, требующую, с одной стороны, большой сосредоточенности на происходящем,

Это упражнение развивает гибкость мышления, быстрой переработки получаемой информации и поиска различных способов выражения.

Каждый участник группы может изобразить несколько персонажей.

УРАЖНЕНИЕ 15

Упражнение проводится в малых группах по 4-5 человек в каждой.

«Сейчас мы некоторое время поговорим по телефону. Сделаем это так. Каждый по очереди „поговорит" по воображаемому телефону с кем-либо. С кем конкретно вы будете „разговаривать" и о чем - решите сами. В ходе разговора не надо будет ничего произносить вслух, только сохранить беззвучную артикуляцию и все остальные невербальные проявления. При этом можно будет стоять или сидеть, ходить или оставаться на месте. Задача всех остальных - понять, с кем и о чем говорит ваш коллега».

В ходе обсуждения удается выделить признаки, опираясь на которые делалось заключение о теме разговора и собеседнике. Если в группе есть люди, достаточно хорошо знающие друг друга, то их результаты, как правило, оказываются более точными, вплоть до того, что им удается назвать конкретных людей, с которыми велся воображаемый разговор.

Упражнение направлено на развитие психологической наблюдательности, развивает навыки сбора информации, необходимые для детализации образа проблемы на этапе подготовки. Кроме того, оно развивает выразительность и гибкость поведения.