Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  R 35 боевое применение танк. Проект бронированной машины разминирования на базе танка Renault R35 (Франция)

R 35 боевое применение танк. Проект бронированной машины разминирования на базе танка Renault R35 (Франция)

Легкий танк «Рено» R-35


Танк непосредственной поддержки пехоты R-35 был создан в традициях Первой мировой войны и исходя из ошибочных представлений, что танковая война мало изменилась с 1918 года.

В начале 30-х годов сухопутные войска Франции разработали требования к новому танку поддержки пехоты, который заменил бы стоявшие на вооружении еще со времен Первой мировой войны танки «Рено» FT-17. В результате в 1934 году был создан прототип, получивший обозначение ZM. Испытания начались в 1935 году, но, не дожидаясь их окончания, в связи с растущей угрозой со стороны фашистской Германии было принято решение запустить этот танк в производство. Машина получила обозначение легкий танк «Рено» R-35. Перед самым началом производства по предложению штаба сухопутных войск бронирование танка было усилено с 30 до 40 мм. К 1940 году было построено более 1600 машин, R-35 стал самым массовым французским танком поддержки пехоты. По своей компоновке он напоминал FT-17, то есть это был легкий танк с экипажем из двух человек. В конструкции широко применялась литая броня, а в качестве упругих элементов подвески использовались резиновые амортизаторы-рессоры. Механик-водитель располагался в передней части корпуса, а в цельнолитой башне находился командир танка, который также вел огонь из 37-мм пушки L/21 (впоследствии замененной на L/33 того же калибра с более длинным стволом) и спаренного с ней 7,5-мм пулемета. Боекомплект составлял 100 снарядов для пушки и 2400 патронов к пулемету. Обзор из башни был явно недостаточным, а компоновка боевого отделения была такова, что большую часть времени в бою командиру приходилось проводить стоя на полу корпуса. Задняя часть башни была сконструирована как откидная крышка, на которой командир мог сидеть на марше.

Танк R-35 вполне соответствовал своей эпохе и был классическим представителем французского дизайна танков. В 1940 году была создана модификация АМХ R-40 с усовершенствованной подвеской, но до оккупации Франции немецкими войсками было построено только несколько таких машин. Небольшой R-35 не смог достойно сражаться с немецкими танками. Пушка танка R-35 оказалась малоэффективной даже против легких немецких танков, хотя 40-мм броня надежно защищала от снарядов противотанковых орудий немцев. Таким образом, R-35 не смогли оказать существенной поддержки своим войскам.

Большое количество танков R-35 попало к немцам практически неповрежденными. Небольшими группами они вошли в пехотные дивизии вермахта, дислоцированные во Франции, и получили обозначение PzKpfw 35-R(f). Впоследствии большинство из них были переданы в учебные танковые подразделения. После вторжения в СССР со многих R-35 были сняты башни для переоборудования в артиллерийские тягачи и транспортеры боеприпасов Munitionpanzer 35-R(f). Башни были сняты также и с тех танков R-35, которые остались на территории Франции, после чего на их шасси было создано несколько типов самоходных артиллерийских установок, получивших обозначение 4.7-ст Pak(t) auf GW 35-R(f) Башни же использовались при сооружении оборонительной системы «Атлантический вал».

Таким образом, танки R-35 вошли в историю в большей степени на службе в германской армии, чем французской.


Созданный на базе неверной концепции тактического боя, танк R-35 оказался непригодным для ведения боевых действий. Колонна танков R-35 на марше, командиры расположились на откидных крышках в задней части башни.



Литая башня танка R-35 имела ручной механизм поворота и могла вращаться на 360°. Угол возвышения 37-мм пушки составлял - 18° - +18°.


Вторая мировая война бессчетное количество раз показала потенциал минно-взрывных заграждений и подтвердила необходимость создания специальной техники для их преодоления. Как во время войны, так и после ее окончания все ведущие страны мира занимались созданием инженерных средств, позволяющих войскам проделывать проходы в минных полях и делающих наступление войск менее рискованным. В новых проектах использовались как уже известные принципы обезвреживания мин, так и совершенно новые. Один из самых интересных проектов подобного рода был разработан во Франции на базе существующего легкого танка довоенной разработки.

После освобождения от оккупации и окончания войны военное и политическое руководство Франции озаботилось строительством полноценных вооруженных сил. Имеющийся военно-промышленный потенциал не позволял решить все актуальные задачи за минимальное время, но все же французские предприятия пытались создавать и предлагать армии новые образцы техники. Велась разработка совершенно новых проектов, а кроме того, выполнялась модернизация и переработка уже существующей техники. Перспективная бронированная машина разминирования появилась именно путем переделки серийного танка старой модели.

Машина разминирования в походном положении. Фото Strangernn.livejournal.com

Необходимо сразу отметить, что проект завершился неудачей и был забыл. Из-за этого сохранилось крайне мало информации о нем, а имеющиеся сведения носят отрывочный характер. К счастью, в коллекциях музеев и любителей осталось несколько фотографий опытной машины, показывающих все ее особенности и позволяющих составить общую картину. При этом, однако, основные характеристики любопытного образца остаются неизвестными. Более того, история не сохранила даже название проекта.

По аналогии с предыдущими разработками подобного класса послевоенную инженерную машину можно называть Char de Déminage Renault R35 – «Танк разминирования на базе Renault R35». Такое название отражает основные черты проекта, однако может отличаться от реальных обозначений. Тем не менее, официальное название инженерного танка остается неизвестным, и потому приходится использовать те или иные его «заменители».

По имеющимся данным, инженерная машина была разработана вскоре после окончания Второй мировой войны, опытно-конструкторские работы завершились в 1945 или 1946 году. Вероятно, проект создавался фирмой Renault, однако его разработчиком могла стать и любая другая французская компания оборонной отрасли. В пользу версии о «Рено» говорит только тип базового танка, что само по себе, тем не менее, не является достаточным доказательством.

В рамках нового проекта предлагалось взять шасси существующего танка Renault R35, лишенное башни и агрегатов боевого отделения, и оснастить его набором дополнительного оборудования специального назначения. Новая аппаратура, использующая оригинальные принципы работы, должна была проделывать проходы в минных полях, разрушая противопехотные боеприпасы или провоцируя их детонацию. Судя по конструкции опытного образца, возможность обезвреживания противотанковых мин отсутствовала.

За основу для инженерной машины был взят легкий по массе «танк сопровождения» R35. Эта бронемашина была создана в середине тридцатых годов и вскоре поступила на вооружение французской армии. После захвата Франции нацистской Германией танки сменили хозяев и достаточно активно использовались на разных фронтах. Значительное число бронемашин такого типа было уничтожено во время Второй мировой, однако некоторое количество увидело конец войны и поступило на вооружение новой французской армии. По меркам середины сороковых, танки R35 были безнадежно устаревшими и уже не могли использоваться по прямому назначению. Тем не менее, Франция не имела выбора и была вынуждена сохранять парк подобной техники в течение некоторого времени. Кроме того, предпринимались попытки создания на базе устаревшего танка новой техники того или иного назначения.

В ходе разработки и строительства бронированной машины разминирования авторам проекта пришлось заметным образом переработать конструкцию имеющегося шасси. При этом большая часть доработок заключалась в удалении более не нужных узлов и агрегатов. В первую очередь, танк R35 лишился боевого отделения и башни. Проем в крыше корпуса, использовавшийся для установки погона, был закрыт за ненадобностью. Высвобожденные объемы, вероятно, были использованы для установки некоторого нового оборудования. Кроме того, пришлось предусмотреть отверстия в лобовых деталях корпуса, необходимые для установки приводов рабочих органов трала.


Легкий танк Renault R35. Фото Wikimedia Commons

После такой переработки корпус сохранял заметное сходство с базовым танком. Сохранялась нижняя лобовая деталь, имевшая в своем составе скругленный нижний агрегат и прямой верхний. Позади наклонной части лобовой детали по-прежнему находился лобовой лист, служивший передней стенкой подбашенной коробки. Нижняя часть бортов, использовавшаяся для установки деталей ходовой части, оставалась вертикальной, тогда как верхняя имела скругленные наклонные боковые элементы. По-прежнему использовалась наклонная корма.

Корпус имел смешанную конструкцию и состоял как из литых, так и из катаных деталей. Лоб и борта корпуса имели толщину 40 мм, однако уровень защиты отличался из-за разных углов наклона. Корма прикрывалась 32-мм броней, а крыша и днище имели толщину 25 и 10 мм соответственно. Для 1945 года такое бронирование было слабым и уже не могло обеспечить какую-либо защиту от существующих танковых и противотанковых орудий.

Компоновка корпуса в новом проекте не изменялась. Под защитой лобовой брони находились устройства трансмиссии, а непосредственно за ними помещалось отделение управления. Центральный отсек, ранее служивший боевым отделением, теперь использовался для установки некоторых новых устройств. В корме по-прежнему помещался двигатель, связанный с коробкой передач и другими агрегатами при помощи карданного вала.

Легкий танк Renault R35 оснащался карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения марки «Рено». Такая силовая установка развивала мощность до 82 л.с. Двигатель помещался возле правого борта моторного отсека, а слева от него находились топливные баки и радиатор. В составе трансмиссии имелись двухдисковый главный фрикцион, четырехступенчатая коробка передач, главный тормоз, механизм поворота на основе дифференциала и ленточных тормозов, а также одноступенчатые бортовые передачи.

Танк имел специфическую ходовую часть. На каждом борту имелось по пять обрезиненных опорных катков. Передняя пара катков имела индивидуальную подвеску на балансире, остальные блокировались попарно. В качестве упругих элементов использовались резиновые рессоры. Над последними помещалось по три поддерживающих ролика. Ведущие колеса находились в лобовой части корпуса, направляющие – в корме.

После переделки в инженерную бронемашину танк R35 сохранил имевшееся отделение управления, расположенное позади передних агрегатов трансмиссии. Передняя часть подбашенной коробки выполняла функции рубки водителя. Часть ее передней стенки и крупный элемент наклонной лобовой детали закреплялись на петлях и выполняли функции люка. Оснащение поста управления в целом осталось прежним. Наблюдать за дорогой следовало через открытый люк или при помощи смотровых щелей в броне.


Трал во время работы. Центральная балка с диском подняты и готовы к удару. Фото Atf40.forumculture.net

На лобовой детали инженерной бронемашины смонтировали опору для рабочего органа нового типа. В ее составе имелось несколько крупных прочных подкосов и иные силовые элементы меньшего сечения. В передней части этой рамы предусматривались оси для установки тралов. На бортах располагались цепные передачи для их перемещения. По-видимому, отбор мощности осуществлялся от штатной силовой установки шасси. Над отделением управления на корпусе установили П-образную опору с изогнутой балкой. Последняя предназначалась для укладки тралов при переходе в транспортное положение.

Проектом предлагались необычные средства разминирования, работающие по ударному принципу. На оси лобовой опоры помещалось качающееся основание, на котором крепилась балка. Основание выполнили в виде конструкции прямоугольного сечения, тогда как оставшаяся часть балки имела ромбовидную форму и сужалась к концу. Основание балки имело шарнир, при помощи которого балка могла перемещаться вверх и вниз. В походном положении она поворачивалась вверх и заваливалась назад, ложась на опору корпуса. На общем шарнире помещались три качающиеся балки.

Передний конец балки оснастили небольшой стойкой, укрепленной подкосом. На нижнем торце стойки располагался круглый ударный трал. Именно он должен был взаимодействовать с грунтом или взрывными устройствами, провоцируя их подрыв. Для более эффективного разминирования сравнительно широкой полосы центральная балка отличалась большей длиной, и ее диск-трал в рабочем положении находился перед двумя другими. При переводе трала в транспортное положение следовало открывать замки стоек, и те заваливались назад.

Как следует из имеющихся данных, в основании балок находился коленчатый вал кривошипного механизма, приводившийся в движение при помощи цепной передачи. Во время траления механизм должен был попеременно поднимать балки трала и освобождать их. Ничем не удерживаемая балка под собственным весом падала вниз, и круглый ударный элемент бил по грунту. Переменные подъем и падение трех дисков обеспечивали взаимодействие с грунтом и минами в полосе с шириной, сопоставимой с поперечным габаритом шасси. За счет поступательного движения танка с небольшой скоростью трал оригинальной конструкции мог за определенное время проделать проход необходимой длины.

Подробные сведения на этот счет отсутствуют, но можно предположить, что на борту Char de Déminage Renault R35 должен был присутствовать запас запасных рабочих органов. В случае повреждения или уничтожения используемого диска экипаж должен был иметь возможность восстановить работоспособность машины и продолжить работу.

Точная информация о габаритах, массе и технических характеристиках инженерной машины отсутствует. В транспортном положении, со сложенными балками, доработанный танк мог иметь длину не менее 5 м. Ширина – менее 1,9 м, высота, в зависимости от конфигурации, до 2-2,5 м. Базовый танк имел боевую массу 10,6 т. Удаление боевого отделения и установка трала могли привести к сохранению подобных весовых характеристик. Как следствие, могла появиться возможность сохранить подвижность на уровне базового образца. Напомним, танк «Рено» R35 развивал на шоссе скорость не более 20 км/ч и имел запас хода 140 км. При работе на минном поле скорость движения не должна была превышать нескольких километров в час.


Машина в походном положении, вид на правый борт. Фото Atf40.forumculture.net

Согласно некоторым источникам, проект бронированной машины разминирования на базе R35 был разработан к концу 1945 года, и через несколько месяцев на испытания вышла опытная машина. Прототип тральщика построили на базе серийного легкого пехотного танка, взятого у армии. С него сняли «лишнее» оборудование, а затем оснастили новыми устройствами. По имеющимся данным, опытный инженерный танк отправился на полигон в марте 1946 года.

Известно, что прототип вышел на испытания и показал свои возможности. Подробные сведения об испытаниях не сохранились, но дальнейшие события явно говорят об отсутствии серьезных успехов. Специалисты промышленности и военного ведомства проверили оригинальный образец специальной техники, и решили отказаться от его развития, не говоря уже о принятии на вооружение и постановке в серию. Вероятно, необычный способ траления сочли непригодным для использования на практике.

Даже если не принимать во внимание безнадежно устаревшее шасси, проект инженерной машины заставляет сомневаться в возможности эффективного применения такой техники. Нельзя не признать, что ударный принцип разминирования неплохо показал себя еще в годы Второй мировой войны и потому используется до сих пор. Тем не менее, существующие системы используют вращающийся ротор с ударными элементами, движущимися с высокой скоростью, что и позволяет успешно решать поставленные задачи. Трал французской разработки должен был воздействовать на мины иначе, что и привело к негативным результатам.

Использование для создания необходимого давления на мину массы балки с диском-тралом действительно может привести к фатальному повреждению боеприпаса. Тем не менее, не исключался и подрыв. Балки со стойками и дисками не отличались особо прочной конструкцией, и потому могли регулярно нуждаться в ремонте и восстановлении. Даже запас рабочих органов вряд ли мог бы решить эту проблему и обеспечить приемлемую живучесть машины. Кроме того, предложенный трал отличался от существующих конструкций излишней сложностью производства и эксплуатации.

При сохранении имеющегося шасси инженерная машина могла иметь и иные заметные проблемы. Подвижность такой техники оставляла желать лучшего, а уровень защиты мог не соответствовать требованиям к бронемашинам переднего края. Также нельзя не отметить, что силовые элементы опоры трала располагались непосредственно перед рабочим местом водителя и перекрывали обзор. При переводе балок в транспортное положение ситуация с обзором дополнительно ухудшалась. Как следствие, вождение такого тральщика в любых условиях, как на поле боя, так и на марше было крайне сложным, и водитель мог не справиться с ним без посторонней помощи.

От части имеющихся проблем можно было избавиться путем замены шасси. За счет переноса трала на другую машину можно было увеличить скорость и запас хода, а также оптимизировать некоторые моменты эксплуатации. Тем не менее, даже при этом инженерная бронемашина сохраняла все недостатки, связанные с не самой удачной конструкцией рабочих органов. Таким образом, в существующем виде технику нельзя было принимать на вооружение, а развитие проекта не имело смысла.

После завершения испытаний следы опытного образца теряются. Вероятно, его разобрали за ненадобностью или отправили на очередную переделку. До наших дней оригинальный прототип не дожил, и теперь его можно увидеть только на немногочисленных фотографиях. Проектную документацию отправили в архив, а специфический вариант трала отложили в сторону. Более к этим идеям не возвращались. Все новые варианты бронированных машин разминирования французской разработки основывались на более привычных идеях и решениях, проверенных на полигонах и полях сражений.


По материалам сайтов:
http://atf40.forumculture.net/
http://aviarmor.net/
http://strangernn.livejournal.com/
http://mil-history.livejournal.com/

Официальное обозначение: Char leger modele 1935 R
Альтернативное обозначение: Renault ZM, Renault R-35
Начало проектирования: 1933 г.
Дата постройки первого прототипа: 1934 г.
Стадия завершения работ: в течении 1936-1940 гг. построено 1630 танков.

После серии неудач, связанных с попытками модернизации танка FT-17, фирма Renault была вынуждена признать, что выбранный ранее путь был неэффективен. Выпущенные в период с 1918 по 1930 гг. танки M24\25, М26\27 и NC27 не имели предполагаемого успеха и выпускались штучными партиями, не превысившими в сумме 100 единиц. Французская армия оказалась благосклонна только к моделям Renault D1 и D2, которые относились к среднему классу танков. Таким образом, единственным массовым легким танком по-прежнему оставался FT-17.
Первая попытка исправить ситуацию была предпринята ещё в 1926 году, но тогда по конкурсу не прошел ни один из представленных танков. Второй раз французское военное ведомство вернулось к этой проблеме лишь в 1933 году, когда у наиболее вероятных противников (СССР и Германия) легкие танки начали строиться сотнями. Составленные требования к легкому танку поддержки пехоты даже тогда выглядели откровенно заниженными:

вес — не более 6 тонн;

экипаж — 2 человека;

вооружение — 2 пулемёта либо малокалиберная пушка;

бронирование — не менее 30 мм;

средняя скорость движения — 8-10 км/ч.

Впрочем, французы были полностью уверены, что танк поддержки пехоты должен быть именно таким. Этому способствовала принятая много лет назад военная доктрина, делавшая танки “придатком” пехоты и лишавшая их свободы действий. По мнению французского генштаба наступательные действия могли носить только локальный характер и основной упор делался на создание прочной обороны на “линии Мажино”, в то время как границы с Бельгией и Швейцарией оставались с чисто символическим прикрытием. Другими словами, армия рассчитывала получить очередной FT-17, только с более мощным бронированием и более высокой максимальной скоростью.
В конкурсе на столь выгодный во всех отношениях заказ вначале приняло участие 14 фирм, но в 1934 году из них оставили 7, а заказ на изготовление прототипов выдали только четырем.

Одним из постоянных участников таких “соревнований” оставалась фирма Renault, на этот раз представившая абсолютно новую конструкцию, не имевшую ничего общего с FT-17.

В первую очередь, была применена новая ходовая часть, также использовавшаяся на легком танке АМС 35. С каждого борта она состояла из ведущего колеса, литого ленивца, пяти обрезиненных одиночных опорных катков и трёх обрезиненных поддерживающих катков. Четыре передних катка были сблокированы в двух тележках “ножничного типа”, состоявших из двух шарнирно закреплённых между собой балансиров, в нижней части которых находилось по катку, а верхние части были шарнирно соединены между собой через упругий элемент, в роли которого выступала резиновая рессора. Пятый каток был подвешен на одиночном балансире, рессора которого была соединена другим своим концом с корпусом танка. Гусеница танка состояла из 126 стальных одногребневых трактов шириной 260 мм и шагом 65 мм.

Новый корпус танка собирался из литых секций с толщиной брони от 10 до 35 мм. Передняя часть имела рациональные углы наклона бронелистов, однако из-за сильного смещения к центру в боевом отделении ощущулась большая теснота. В лобовых листах, для посадки механика-водителя, был сделан традиционный трехстворчатый люк. Командир танка садился и покидал машину через лю в крыше башни.

Вооружение, к несчастью, осталось на уровне танков Первой Мировой войны. В шестигранной литой башне со сглаженными углами устанавливалось всего два 7,5-мм пулемета Chatellerault.

Средства наблюдения состояли из бинокулярных смотровых приборов (“эпископов” – парные смотровые окошки, закрытые с внутренней стороны защитным стеклом и могущие закрываться снаружи броневой заслонкой) и смотровых щелей.

Силовая установка танка состояла из карбюраторного 4-цилиндрового двигателя Renault мощностью 82 л.с. при 1850 об\мин, смещенного вправо от продольной оси. Слева от него, один над другим, располагались два топливных бака по 150 литров каждый (по другим данным – один 166-литровый бак). За ними устанавливался радиатор и другие узлы системы охлаждения.

Трансмиссия была выполнена по вполне стандартной схеме. В её состав входила механическая 4-ступенчатая КПП, двухдисковый главный фрикцион сухого трения, карданный вал (проходивший по правой половине боевого отделения и соединявший коробку передач с расположенной в лобовой части остальной трансмиссией), двух одноступенчатых бортовых передач, главного тормоза и механизма поворота, состоявшего из двойного дифференциала и двух ленточных тормозов, применявшихся только для поворота машины.

Испытания первого опытного образца танка, названного Renault ZM , начались в 1934 г., и уже 20 декабря он был представлен государственной комиссии. Надо сказать, что при всей устарелости технического задания французские военные ожидали большего. Танк фирмы Renault обладал низкой проходимостью вне шоссейных и грунтовых дорог, в боевом отделении по-прежнему было тесно, а боевая масса составила более 10 тонн, заметно превысив указанный предел. Не устроил военных и состав вооружения Renault ZM. Максимальная скорость танка составила 20 км\ч при запасе хода по шоссе 130 км. На местности скорость снижалась до 14 км\ч, а расход топилва увеличивался до 212 литров на 100 км.

Не маленькой оказалась стоимость одного R-35, составившая в ценах 1935 года 1.400.000 французских франков (32.000 долларов США), из которых 190.000 стоила башня без вооружения и внутреннего оборудования. Тем не менее, армия приняла R-35 на вооружение под обозначением Char leger modele 1935 R (или ), но с условием модернизации в процессе производства. Одним из оснований подобного шага стало явное отставание французской танковой промышленности от мирового уровня и её неспособность быстро наладить выпуск современной техники в больших объёмах. Первый заказ на 300 танков был получен 29 апреля 1935 года, а первый серийный танк был получен 4 июня 1936 г.

Серийные танки отличались измененной конструкцией корпуса часть корпуса и новой цельнолитой башней типа АРХ. Толщина боковых стенок башни с углом наклона 32° составила 40 мм, лобовой части — 43 мм, крыши – 25 мм. На крыше устанавливался поворотный броневой купол с вентиляционным лючком, двустворчатый люк для посадки экипажа и лючок для флажковой сигнализации. Соответственно, танки стали комплектоваться полноценным пулеметно-пушечным вооружением. В башне устанавливалась старая 37-мм полуавтоматическая пушка SA18 с углами поворота по горизонтали от -5 до +5°, и по вертикали от -11 до +19°. Наведение и стрельба из пушки осуществлялось командиром танка с помощью плечевого упора. Слева от пушки располагался телескопический оптический прицел, справа – спаренный пулемет Chatellerault калибра 7,5-мм. Боезапас состоял из 2400 патронов и 100 снарядов.

Корпус танка был многосекционным и собирался из катаных броневых плит толщиной от 10 до 40 мм. Технологически он делился на следующие компоненты: нижняя, передняя, верхняя, кормовая часть (цельные броневые отливки) и днище. Для увеличения жёсткости, к внутренней стороне днища были приварены дополнительные распорки из труб и уголков. Лобовые бронеплиты были установлены под углом 23-24°. В носовой части корпуса был выполнен люк для посадки механика-водителя, в средней – люк для доступа к агрегатам трансмиссии, в кормовой части – люк для доступа к двигателю. На корме танка в ряде случаев мог крепиться “хвост” ферменной конструкции, служивший для преодоления рвов и окопов шириной более 2 метров. Впрочем, большая часть выпущенных танков его не получила.

Впоследствии фирма Renault подписала ещё несколько контрактов, которые довели общее количество заказанных танков до 2300. За время производства с конца 1935 по июнь 1940 гг. общее число выпущенных танков R-35 всех модификаций составило 1670 единиц, хотя ряд источников доводит их количество до 1685.

В процессе экслпуатации танки R-35 высоко ценились только за отличную бронезащиту. Лобовая и бортовая броня «рено» с трудом пробивалась снарядами немецких 37-мм противотанковых пушек PaK 35/36, а французские 25-мм ПТО могли пробить её только на дистанциях до 100 метров. В то же время, скорость и проходимость R-35 по местности, способность преодолевать препятствия и штатное вооружение оценивались крайне низко. С целью повысить боеспособность танка фирма Renault предприняла ряд шаг, приведших к созданию опытных образцов.

На одной из таних машин была опробована удлиненная ходовая часть. Увеличение длины достигалось за счет введения шестого опорного катка с независимой подвеской, который устанавливался позади второй тележки. Теперь R-35 мог преодолевать рвы и траншеи шириной до 2,5 метров, но маневренность несколько ухудшилась. Этот образец так и пришлось оставить на экспериментальном уровне.

С 1936 года развернулись работы по перевооружению и улучшению защищенности танка. Вместо стандартной башни АРХ на R-35 было предложено установить башню от FCM 36, имевшей больший внутренний объём. Опыт прошел успешно, но в целом никаких преимуществ эта перестановка не дала. В результате, вместо устаревшего орудия SA18 в новой башне типа APX-R1 была установлена новая 37-мм пушка SA38, обладавшая намного лучшими поражающими свойствами, спаренная с 7,5-мм пулеметом MAC31 «Reibel». Первые эксперименты были проведены ещё в 1935 г., и уже в следующем году новые башни стали устанавливать на R-35. Модернизированные танки получили обозначение R-39 , правда выпустили их немного – всего 247 единиц.
Не помешала бы также установка радиостанций, но кроме нескольких танков из состава 507-го танкового полка (507e Regiment de Chars de Combat).

Более радикальная модернизация была проведена в 1938 году фирмой АМХ и привела к созданию танка R-40. В отличии от R-35 эти машины всё-таки получили многокатковую ходовую часть, башни АРХ-R1 с пушками SA38 и радиостанции, только выпускали их совсем недолго.

В начале 1940 года была проведена серий опытов по радиоуправляемым танкам. В качестве командирской машины использовался один из серийных R-35, на котором вместо башни была установлена большая коробкообразная рубка, что в свою очередь повлекло изменение конструкции корпуса. Справа от места мехеника-водителя и на месте прежнего боевого отделения устанвливалась радиоаппаратура с двумя антеннами. Экипаж командирского R-35 дистанционно управлял переоброрудованным танком FT-17. Эксперименты проходили достаточно успешно, но из-за начавшейся войны довести их до надлежащего уровня так и не смогли.

Как уже говорилось ранее, танки R-35 и Н-35\Н-39 планировалось заменить полностью устаревшие Renault FT-17\FT-18 и его модификации, которые к середине 1930-х гг. имелись в значительном количестве. В идеале новые машины должны были стать стандартными танками поддержки пехоты с лета 1936 г., но даже к началу 1940 г. выполнить эту программу не удалось.

На 1 сентября 1939 г. французская армия располагала 975 танками R-35 из 1075 выпущенных, однако не все из них находились в боеготовом состоянии. Как следует из архивных данных, 765 танков были распределены между танковыми подразделениями, 49 использовались для обучения экипажей, 45 отправили в колонии (Алжир, Тунис) и ещё 33 находились на складах в частично некомплектном состоянии.

Весьма интересной была комплектация французских танковых частей. В соответствии с наставлениями, ведущими своё начала со времен Первой Мировой войны, эти подразделения имели только сами танки и машины поддержки (технические, ремонтные, топливозаправщики). Пехота и артиллерия им не придавалась и действовали отдельно. На 10 мая 1940 года танки R-35 были распределены между восемью армиями и эксплуатировались в следующих подразделениях:

Ie Armee — GBC 515 (35еBCC), GBC 519 (39еBCC);

IIe Armee — GBC 503 (3eBCC);

IIIe Armee — GBC 511 (5eBCC и 12еBCC), GBC 520 (23еBCC), GBC 532 (43еBCC);

IVe Armee — GBC 502 (20еBCC и 24еBCC), GBC 504 (1е0BCC);

Ve Armee — GBC 501 (1rBCC и 2eBCC), GBC 508 (21еBCC и 34еBCC);

VIIe Armee — GBC 510 (9eBCC и 22еBCC);>

VIIIe Armee — GBC 506 (16еBCC и 17еBCC);
I

Xe Armee — GBC 518 (6eBCC и 32еBCC);

Каждый танковый батальон располагал 40 строевыми танками и 5 учебными.

Уже ходе войны 300 вновь поступивших танков отправили в распоряжение 2e ВСС, 4e ВСС, 44e ВСС (все входили в состав 4e DCR – Division Cuirassee de Reserve), а также в 40e ВСС и 48e ВСС (переформированная 2e DCR). Последние два батальона имели смешанную комплектацию из танков – в общей сложности в них насчитывалось 31 R-35 и 59 улучшенных АМХ R-40, хотя по боевым качествам оба типа танков были почти равноценны. Кроме того, 17 R-35 и 24 R-40 имелись в распоряжении 1-го и 2-го танкового батальона 10-й польской бронебригады, а в Сирии в составе Bataillon de Chars Syrie находилось ещё 50 танков. Общее количество танков R-35 и R-39 оценивается в 1070 единиц.

Боевые действия 4е DCR, командовал которой генерал Шарль де Голль, складывались не слишком удачно. Приняв командование 11 мая он обнаружил, что дивизия некомплектна – в ней находилось всего 215 танков (120 R-35, 45 D2 и 50 B1bis). Но хуже всего было её техническое оснащение. Единственной пехотной частью дивизии был батальон мотопехоты, перевозимый на автобусах. Радиостанций в дивизии практически не было, а приказы доставлялись в части велосипедистами. Артиллерия дивизии состояла из нескольких частей резерва. Службы снабжения и технического обслуживания практически не существовали.

Несмотря на это, 16 мая дивизия атаковала фланг немецкого танкового клина (1-я, 2-я и 6-я танковые дивизии) в районе Монкорне. Де Голль действовал осторожно, пытаясь всеми силами только задержать противника, чтобы создать запас времени для перегруппировки сил. Действуя методом кавалерийского “наскока” французы наносили удары в неожиданных местах, однако все усилия 4е DCR оказались напрасными. Потеряв много танков на марше (из-за нехватки топлива, запасных частей и ударов авиации) дивизия была впоследствии растянута по частям и к середине мая она перестала существовать как полноценное танковое соединение.

После тяжелого поражения в Бельгии и на Сомме французские войска стали постепенно откатываться вглубь страны. Фактически, в этот момент централизованного управления войсками не существовало и каждая танковая группа действовала самостоятельно, по большей части ведя арьергардные бои. Избранная тактика “очагов сопротивления”, когда сплошной линии обороны не было и вся защита строилась вокруг населенных пунктов, себя абсолютно не оправдала. Так, 10 июня в бою под Анннеле (Annelles) немецкой 1-й танковой дивизии французы смогли противопоставить 40 R-35 из состава 10е ВСС, несколько тяжелых танков B-1bis из 3\41е ВСС и части 7 DLM. В общей сложности группировка располагала 65 легкими танками, но лишь 20 из них (Н-39) имели современные пушки SA38. В свою очередь у немцев имелось 258 танков (18 командирских на базе Pz.I, 52 Pz.I, 98 Pz.II, 58 Pz.III и 40 Pz.IV) и 56 бронемашин. Однако основной противотанковый кулак 1 PzD составляли 9 зениток Flak18 калибра 88-мм и 24 105-мм гаубицы leFH18. Таким образом, исход будущей схватки был предрешен до её начала. Первый же бой 13 R-35 из 2\10е ВСС с немецкими средними танками завершился полным разгромом французской роты. В течении первых минут сражения было подбито 9 R-35, а 4 остальным пришлось отступить, причем только 1 танк оказался пригодным для дальнейших действий. Огонь французских 37-мм пушек SA18 оказался эффективным только с предельно близкой дистанции 100 метров, но ни одного немецкого танка экипажи “рено” уничтожить не смогли. К концу дня из 27 боеспособных R-35 входивших в состав 2-й и 3-й роты 10е ВСС боеспособность сохранили только 7 машин (10 были уничтожены и 10 повреждены), общее количество французских танков сократилось до 41. От полного разгрома французов спасли… немцы, остановившие контратаки в ожидании топлива.

Последним крупным сражением для танковых батальонов стала попытка контратаки на реки Сюип, где 11-12 июня в бой ввели 50 танков из состава 3е DCR. Конечно, столь малые силы не смогли сдержать удар 1-й танковой дивизии немцев, разбившей французские части и устремившейся в тыл. Вплоть до 22 июня французские танки, разбросанные по отдельным подразделениям, вели бои сдерживающего характера, пока не поступило сообщение о перемирии.

До этого момента экипажи 12 R-35 предпочли перейти границу Швейцарии и сдаться местным властям. Танки в скором времени были включены в состав швейцарской армии и использовались до конца 1940-х гг. большей частью для обучения.

Для Франции прекращение войны обернулось актом о капитуляции и практически полным расформированием и без того небольших остатков танковых войск. Правительству Виши разрешили оставить некоторое количество танков для защиты метрополии и колоний, в то время как их большая часть была конфискована немцами.

Например, два танковых батальона (63е ВСС с 45 танками и 68е ВСС с 50 танками) в 1940 году остались в Сирии для подержания порядка в этой неспокойной колонии. Впоследствии, в 1941 году, они приняли участие в боях против сил Британского Содружества, вторгшихся на Ближний Восток в ответ на предоставление Францией своих аэродромов для немецких и итальянских самолётов. После непродолжительного сопротивления французы сдались, а захваченные R-35 были переданы 1еССС Свободной Франции и затем использовались в Северной Африке во время операции “Torch” (ноябрь 1942 г.). Помимо этого, уже после подписания капитуляции новое французское командование отправило 30 танков в Марокко.

В послевоенные период уцелевшие R-35 передали жандармерии, где их перевооружили пушками SA38, доведя до варианта R-39. Здесь они использовались до 1951 года, по R-35 окончательно не сменили американские M4 “Sherman”.

В 1938 году польское правительство, озабоченное недостаточными темпами выпуска легких танков 7ТР, а также скоростью их модернизации (проект 9ТР), решило обратиться к своему старому союзнику с предложением о закупке двух танков Renault R-35 (Renault Type ZM) для проведения всесторонних испытаний. Хотя сама Франция остро ощущала необходимость в модернизации танкового парка фирма Renault посчитала возможным удовлетворить запрос польской стороны.

Проведенные испытания разочаровали польских военных специалистов. Танки показал чрезвычайно плохую проходимость, обладали низкой скоростью и были вооружены давно устаревшей 37-мм пушкой Puteaux SA18. Единственным преимуществом R-35 была их бронезащита, но она спасала только от попаданий пуль любого калибра и бронебойных снарядов пушек калибра не более 37 мм. Сопоставив эти факты польская армия отказалась от R-35, собираясь приобрести более мощные средние танки SOMUA S-35, но сбыться этим планам было не суждено.

Программа модернизации бронетанковых сил, к тому времени, находилась в начальной стадии, а поставки S-35 французская сторона могла начать не ранее 1940 г. Тогда было принято решение, в качестве чрезвычайной меры, закупить 100 легких танков R-35, которые имелись в достаточном количестве. Договор был подписан в апреле 1939 года, а в июле первые 49 (по другим данным 50) танков прибыли в Польшу.

Вместе с тремя Hotchkiss H-35, также закупленными для тестирования, R-35 вошли в состав 12-го бронебатальона, дислоцированного в Луцке. Когда началась война с Германией французские танки были сведены в 21-й легкотанковый батальон, который вошел в резерв главного командования армии. Предчувствуя скорое поражение, в начале сентября этому подразделению поставили задачу отойти к польско-румынской границе. Спустя несколько дней, 17-го сентября, последовал приказ об эвакуации. К этому моменту батальон был разделен на две части. Наиболее многочисленная из них (34 машины) отошла в Румынию, где была интернирована. Вторая группа (около 10 машин) была передана Оперативной Группе “Dubno” и приняла участие в сражениях под городами Красне (Krasne) и Камёнка Струмилова (Kamionka Strumilowa). Кроме того, шесть танков также передали 10-й моторизованной кавалерийской бригаде.

По окончании войны ни одного польского R-35 не было захвачено в боевом состоянии. Все они вышли из строя из-за боевых повреждений или по причинам технического характера. По всей видимости, трофейные R-35 немцы, захваченные в Польше, не восстанавливали. Танки второй партии (50 единиц) из Франции не отправлялись и в октябре 1939 года были отправлены в Тунис.

Помимо этого, экспортные поставки включали 100 танков для Турции, 200 для Румынии и 54 для Югославии. Выполнить эти заказы в полном объёме не удалось.

Румынская армия, заказав R-35 ещё в 1939 г., получила всего 41 танк — остальные пришлось оставить во Франции, в виду вступления этой страны в войну и её последующей оккупации. Неожиданным, но приятным “сюрпризом” стало появление польских R-35 из 21-го батальона. Сразу после перехода границы танки и их экипажи были интернированы. Танкистов впоследствии отпустили, а R-35 после небольшого ремонта включили в состав 2-го танкового полка 1-й танковой дивизии, формирование которой началось 17 апреля 1941 г.

В боевых действиях против СССР танки R-35 принимали участие практически с первого дня войны, однако методы их применения и подготовка экипажей всё-таки оставляли желать много лучшего. В период с 22 июня по 20 августа 1941 года безвозвратные потери составили 16 машин (8 сгорели) и ещё 9 были тяжело повреждены и не подлежали ремонту. Формально у румын осталось 45 R-35, но 26 из них находились в ремонте и только 19 могли принять участие в дальнейших боях. Последним крупным сражением, в котором участвовали R-35, стала битва за Одессу, завершившаяся в октябре. Собрав уцелевшие французские танки, показавшие невысокую боеспособность, румынское командование отвело их в тыл и большую часть оставшегося времени их использовали для обучения и охранных целей.

В феврале 1944 года, когда создалась явная угроза советского вторжения в Румынию, на помощь немецким соединениям была отправлена механизированная группа, в состав которой была введена рота R-35. Чуть позже, в августе, взвод французских танков получила боевая группа “Victor Popescu”, также включавшая роту средних танков R-2 (лицензионные копии чешских модифицированных Lt.vz.35) и взвод легких танков Т-38 (тоже чешского производства). Эти подразделения непродолжительное время принимали участие в боях против советских войск под Плоешти и Яссами, пока Румыния не подписала перемирие.

Согласно этому акту, румынские танковые войска расформировывались, за исключением 2-го танкового полка. По состоянию на февраль 1945 г., когда полк подчинили 27-му танковому корпусу, он насчитывал одну разведывательную роту (8 бронеавтомобилей и 5 БТР), танковый батальон (8 Pz. IV) и две роты штурмовых орудий (13 самоходок ТА), батальон легких танков (2 роты танков R-35 – 28 единиц), одна рота Т-38 (9 танков) и батарею самоходок из 5 TACAM R-2. Встречается также утверждение, что все оставшиеся R-35 были перевооружены советскими 45-мм танковыми пушками 20К.
За время боём на территории Чехословакии и Австрии 2-й танковый полк румынской армии понёс тяжелейшие потери, лишившись за неполные три месяца 93% танков. В частности, только в боях в долине реки Хрон 26 — 27 марта 1945 г. были безвозвратно потеряны 8 R-35, а до мая 1945 г. ни один танк этой модели не дожил.

Полностью был выполнен только турецкий заказ. Все танки были получены к началу 1940 года и вошли в состав Бронетанковой Бригады, подчиненной 1-й армии и дислоцированной под Стамбулом. Кроме R-35 в это подразделение было оснащено девятью средними бронемашинами БА-6, 16 легкими танками Mk.VIB 48 легкими танками Т-26 обр.1933 г. Столь “разношерстный” состав объяснялся тем, что турки пытались подстраховаться на все случаи жизни, но в то же время отдавали предпочтение простой в эксплуатации и недорогое технике. В боевых условиях Бронетанковая Бригада никогда не использовалась. Советские танки и бронемашины сняли с вооружения в 1942 г., а французские танки вывели из эксплуатации только после войны.

Танки, заказанные правительством Югославии, прибыли перед началом войны и воевали совсем недолго. Из-за потери управления над войсками оказать достойное сопротивление немцам не удалось. По всей видимости, единственный бой югославские R-35 провели 13-14 апреля 1940 года против частей 11 Panzerdivision, после чего уцелевшие машины были захвачены немцами.

Немцам, в общей сложности, удалось захватить и реквизировать 843 танка Renault обеих модификаций. В соответствии с принятой для трофейной техники системой обозначений эти машины получили названия Panzerkampfwagen 35R (f) или Panzerkampfwagen 731 (f) . Впрочем, немцы не особо обрадовались такому приобретению. Panzerwaffe абсолютно не устраивала скорость танков и их вооружение. Пушка, установленная на R-35, ранее использовалась на более старых FT-17 и по всем показателям не отвечала требованиям современной войны. По сути, R-35 мог более-менее эффективно бороться только с пехотой не имеющей противотанковых средств, но нив коем случае не с танками противника, поскольку в его боекомплект бронебойные снаряды не входили, а действие фугасных снарядов было невелико. Таким образом, для французских танков виделось два оптимальных пути использования: охрана военных объектов или переделка во вспомогательные машины. В 1941-1942 гг. немцы часть танков переделали в тягачи, БРЭМ, и артиллерийские транспортеры (110 единиц), часть из которых активно эксплуатировалась в тот период на Восточном фронте.

Вторая часть R-35 и R-39 была переоборудована в противотанковые САУ 4,7cm PaK(t) auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm . Ими предполагалось заменить устаревшие Panzerjager, изготавливаемые на шасси легких танков Pz.I, и потому обладавших невысокими ходовыми качествами. Как следует из названия самоходки, она оснащалась 47-мм противотанковой пушкой 4,7cm PaK(t) L43/4 (чехословацкая Skoda A-5), установленной в открытой сверху бронированной рубке. Соответственно, стандартная башня демонтировалась, и устанавливалось немецкое радиооборудование. Первый прототип САУ был построен к 8 февраля 1941 года, а всего было выпущено 174 самоходки данной версии. Параллельно выпускался командирские бронемашины Befehlspanzer fuer 4,7cm PaK(t) Einheiten auf Panzerkampfwagen 35R(f) , оснащенные дополнительным радиооборудованием. Вместо пушки у них устанавливался один 7,92-мм пулемет. Всего было построено 26 таких машин.

В 1942 году была предпринята попытка модернизации САУ, путем установки 50-мм противотанковой пушки PaK 38. Самоходка получила название 5cm PaK 38 auf Panzerkampfwagen 35R(f) ohne Turm и была построена в единственном экземпляре. Серийной постройке в очередной раз помешали ходовые качества шасси Renault и поступление на вооружение аналогичных машин.

Снятым с R-35 башням тоже нашлось применение. С 1941 года их стали устанавливать на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек, но поскольку их вооружение полностью сохранялось, ожидать большой эффективности от таких ДОТов не приходилось. Скорее всего, сооружения подобного плана создавались с целью временного сдерживания противника.

А вот другой пример использования R-35, намного более удачный. Утром 10 февраля 1942 года в районе действия частей 2-й ударной армии у села Большое Еглино немцы применили в контратаке три трофейных танка. Поддерживаемые ротой пехоты “рено” удалось прорваться через советскую оборону. Правда, автоматчики были уже отсечены сильным ружейно-пулеметным огнем и экипажам танков пришлось действовать самостоятельно. R-35 медленно выползли в село где были встречены расчетом 45-мм противотанкового орудия. Теоретически бронебойный снаряд мог пробить 45-мм лобовою броню французской машины, но все выпущенные снаряды отскочили от неё рикошетом. В итоге танк смял орудие вместе с расчетом, но и сам был подожжен подоспевшей пехотой. Остальные два R-35 повернули назад. При осмотре подбитого танка был сделан вывод, что его корпус и башня были экранированы.

Тем не менее, несколько R-35 было передано в распоряжение карательных частей SS, действовавших на территории бывшей Югославии. На первом этапе их применения всё складывалось довольно удачно, так как югославские партизаны не имели тяжелого и противотанкового вооружения. По воспоминаниям участников тех боёв танки R-35, благодаря небольшим размерам и хорошему бронированию вполне подходили для действий в горной местности. Правда, с появлением у югославов артиллерии и трофейных танков положение изменилось не в пользу немцев, хотя R-35 продолжали использоваться до их полного разгрома весной 1945 г.

Последний бой в составе вермахта эти танки выдержали летом 1944 года, когда союзники высадись в Нормандии и к побережью была срочно стянута вся боеспособная техника. В числе прочих машин, среди которых было немало французских танков и САУ на их базе, имелось 14 R-35, входивших в состав 100-го танкового батальона и подчинявшегося 7-й армии. Утром 6-го июня танки прибыли к месту высадки десанта у города Sainte-Mere-Eglise, где вместе с пехотой из 1057-го гренадерского полка вступили в бой с частями американского 1-го батальона 505-го парашютно-пехотного полка. Шансов уцелеть у французских танков, равно как их экипажей, просто не было. В ходе сражения все R-35 были уничтожены американцами, использовавшими реактивные гранатометы “базука”.

Не слишком нужную технику Германия с удовольствием продавала не очень надежным союзникам. Большего всего танков Renault было отправлено в Италию, которая вплоть до середины войны так и не смогла создать ни одной достойной боевой машины (за исключением САУ Semovente da 75/18 и 90/53). Всего было получено 131 единица R-35, которые были задействованы как в бывшей Югославии, так и на территории Италии для охраны военных объектов. Что-либо сказать об их боевом применении в течении 1941-1942 гг. достаточно сложно, поскольку достоверной информации об этом пока найти не удалось.

Не менее 40 танков получила Болгария, но здесь они использовались большей частью как учебные машины и после войны были отправлены на слом. Что касается использования R-35 в армии Хорватии, то на этот счет никакой точной информации не имеется. Возможно, что в 1941-1942 гг. немцы передали хорватам несколько танков этого типа, которые использовались для борьбы с партизанскими формированиями. В любом случае, ни одного R-35 в составе хорватских танковых частей весной 1944 года не числилось. Тем не менее, как минимум один танк этого типа стал трофеем югославских партизан.

Во время битвы за Францию часть техники успели увести в Швейцарию. В числе прочих машин было и 12 танков R-35. В 1940 году они были интернированы швецарскими властями и приняты на вооружение собственой армии. В условиях угрозы нападения со стороны Германии даже не столь современные машины были достаточно ценным приобретением (тем более — абсолютно бесплатным). Впрочем, немецкое вторжение так и не состоялось, и в конце 1940-х гг. «рено» отправили на заслуженный отдых.

Завершающим “аккордом” в истории R-35 стала первая арабо-израильская война. Едва получив независимость Сирия вплотную взялась за создание танковых войск. Делалось это, как можно догадаться, отнюдь не из оборонительных соображений – образовавшееся на западе государство Израиль в буквальном смысле “мозолило глаза” арабским правителям, которые твёрдо вознамерились сбросить евреев в море. В качестве “безвозмездного дара” от англичан и французов в Сирии были оставлены устаревшие, но вполне боеспособные танки, среди которых было несколько R-35. Три машины 20 мая 1948 года были задействованы при попытке захвата еврейского кибуца Дагания в Галилее. Решив, что силы израильтян немногочисленны и слабо вооружены, сирийцы смело пошли в атаку. Приблизившись к оборонительной линии танки были встречены огнем единственного 20-мм противотанкового орудия и “коктейлями Молотова”, с помощью которых израильтяне подожгли все три танка. Сирийцы были вынуждены отступить, оставив машины противнику и больше R-35 к выполнению подобного рода задач старались не привлекать. В скором времени оставшиеся танки перевооружили 40-мм британскими танковыми пушками, а в начале 1950-х гг. их отправили на слом.

В настоящее время танки модификации R-35 находятся в экспозициях музеев БТТ в Самюре (Франция, здесь же экспонируется R-39), Абердине (США), Йад Ла-Шийоне (Израиль) и Кубинке (Россия). Ещё один танк R-35, подбитый под Даганией, установлен в качестве памятника на израильской территории.

Источники:
«Бронетехника Франции 1940 г.» (Армейская серия № 16) Рига. Торнадо. 1997
Г.Л.Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.
P.Danjou «Renault R35/R40». Barbotin. Ballainvilliers. 2005
P.Touzin «Les vehicules blindes francais», 1900-1944″. EPA. 1979
Allied Tanks of World War II: French Armour II
WorldWar2.ro: Renault R-35

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА
Renault R-35 образца 1936 г.

БОЕВАЯ МАССА 10000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5000 (с хвостом)
Ширина, мм 1850
Высота, мм 2376
Клиренс, мм 320
ВООРУЖЕНИЕ одна пушка Puteaux 37 mm L/21 SA18 и один пулемет Chatellerault 7.5 mm MAC31 «Reibel»
БОЕКОМПЛЕКТ 42 бронебойных и 58 осколочно-фугасных снаряда, 2400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел и эпископы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 40 мм
борт корпуса — 40 мм
корма корпуса — 32 мм
лоб башни — 40 мм
борт башни — 40 мм
маска пушки — 40 мм
крыша — 25 мм
днище — 10 мм
ДВИГАТЕЛЬ Renault, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 82-85 л.с.; ёмкость топливного бака — 166 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный двухдисковый фрикцион сухого трения (феродо по феродо), трёхходовая четырёхступенчатая (4+1) механическая коробка передач, карданный вал, главный тормоз, механизм поворота (двойной дифференциала и ленточные тормоза), две одноступенчатые бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) пять опорных катков на горизонтальных резиновых рессорах (четыре катка сблокированы попарно и один с индивидуальной подвеской), три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 20 км\ч по шоссе
14 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 130-140 км по шоссе
80-85 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.
Высота стенки, м 0,50
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м 1,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция ER 54 mle 1938

R35 — самый массовый легкий французский танк Второй мировой войны. Как это не покажется странным, но инициатором появления во французской армии нового танка фирмы «Рено» (Renault) выступила фирма «Гочкис» (Hotchkiss). Дело в том, что новый танк создавался по ее инициативе — редкий случай во французском танкостроении.

ПЕРИПЕТИИ СОЗДАНИЯ

Обычно французские фирмы дожидались момента, когда армия «созреет» и разработает тактико-технические требования к новому образцу вооружения. Однако в случае с легким танком поддержки пехоты все произошло не так. Директором фирмы «Гочкис» был англичанин, он то и решил внести свежую струю во французское танкостроение, предложив военным принят на вооружение боевую машину фирмы «Гочкис». В итоге в 1933 году Консультационный совет по вооружению выдвинул ТТТ к новому танку, разработанные совместно со специалистами фирмы «Гочкис», — масса 6 т, экипаж два человека, вооружение два пулемета или малокалиберная пушка, броня 30 мм, скорость 8-10 км/ч. Все это сильно напоминало FT17, за исключением разве что толщины брони. Французские военные продолжали дышать воздухом Первой мировой войны и мыслить ее категориями. Танк рассматривался исключительно как «придаток» пехоты.

Был объявлен конкурс, в котором приняли участие 14 фирм. «Гочкис» имела явные преимущества. Например, эта фирма получила заказ на изготовление трех прототипов 30 июня 1933 года, в то время как остальные фирмы только 2 августа впервые увидели техтребования к танку. Впрочем, «недолго музыка играла»! Из 14 фирм при деле остались только четыре, а в 1935 году «Гочкис» и вовсе подвинули: по результатам сравнительных испытаний в августе — сентябре 1935 года победителем был объявлен танк фирмы «Рено». Насколько честно победили «реношники» сказать трудно, но достоверно известно, что заказ на первые 300 машин char leger modele 1935 R был выдан фирме «Рено» еще 29 апреля 1935 года. И это при том, что танк имел плохую проходимость на местности, был тесным, весил больше 10 т, не устраивал военных с точки зрения вооружения и т. д. Тем не менее заказ был выдан. Первый серийный танк R35 покинул заводской цех 4 июня 1936 года.

КОНСТРУКЦИЯ

Танк R35 имел классическую компоновку с передним расположением трансмиссии.

Моторное отделение занимало всю кормовую часть корпуса. Двигатель был размещен справа, а бензобаки, радиатор и вентилятор — слева. Боевое отделение занимало всю среднюю часть корпуса. В верхней части боевого отделения установили башню. Отделение управления находилось в передней части корпуса. В нем были расположены все органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, а также дифференциал, полуоси, тормоза и сиденье механика-водителя.

Корпус танка состоял из литых деталей и катаных бронеплит и собирался на каркасе из уголков с помощью болтов. Башня APX-R — литая, с вращающейся, но не откидывавшейся командирской башенкой — куполом. Для посадки в танк служил люк в задней стенке башни. В передней части башни была установлена 37-мм пушка «Пюто» (Puteaux) SA18 с длиной ствола в 21 калибр и 7,5-мм пулемет «Шательро» (Chatellerault) mod. 1931. Противооткатные устройства пушки и пулемет были защищены общей броневой маской. Наведение на цель пушки и пулемета осуществляли с помощью телескопического прицела, установленного слева от пушки. Механизмом наведения служил плечевой упор.

Боекомплект состоял из 116 выстрелов и 2400 патронов (16 магазинов). Все выстрелы были размещены в специальных укладках в одном ящике, закрепленном у борта с левой стороны боевого отделения.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Главным недостатком R35 была слабость вооружения. Новые танки вооружали пушками, демонтированными со старых танков FT17! Мотивировалось это наличием большого количества боеприпасов и дороговизной разработки нового орудия. Ни к чему хорошему такая экономия конечно же не привела. Бронебойный снаряд, выпущенный из пушки SA18 на дистанции 1 000 м, пробивал по нормали только 15-мм броню!

Для установки пушки SA38 башню пришлось модернизировать. Она получила индекс АРХ R1, а танк с этой башней — R39. Впрочем, танков этой модификации выпустили совсем немного — всего 64 машины (по другим данным — 273, что представляется маловероятным), так как в основном пушки SA38 поступали на вооружение легких танков «Гочкис».

Помимо попыток усилении вооружения предпринимались и шаги в направлении модернизации ходовой части. Спустя два года после принятия R35 на вооружение специалистами фирм «Рено» и АМХ были разработаны несколько вариантов обновленного шасси. Инженеры фирмы «Рено» пошли по пути простой модернизации, а вот фирма АМХ предложила полностью новую ходовую часть, разработанную для своего танка АМХ38. В нее входили 12 опорных и четыре поддерживающих катка на борт, а также ведущее колесо заднего расположения. Элементы ходовой части были защищены фальшбортом.

Форма корпуса танка почти не изменилась, в башне АРХ R1 устанавливалась 37-мм пушка SA38. Боевая масса составила 12,5 т. Прототип нового танка поступил на испытания 16 февраля 1939 года, а вскоре он был принят на вооружение под названием R40. Пока не началась война, этот танк рассматривался как очередная модификация R35 и должен был выпускаться параллельно с ним. Однако обстоятельства в скором времени изменились — с февраля 1940 года, начиная с 1501 машины, им планировали заменить на конвейере серийные R35. Пока разворачивалось производство R40, выпуск R35 продолжался, так что улучшенные танки начали производиться только с 1541 экземпляра.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Французская армия использовала танки R35, R39 и R40 на всех театрах военных действий. На май 1940 года в Европе имелось 945 машин, из них 810 в отдельных танковых батальонах, приданных полевым армиям, и 135 в 4-й танковой дивизии резерва (DCR).

В Северной Африке находилось несколько колониальных частей, оснащенных танками R35. В Сирии дислоцировался 68-й танковый батальон, в Алжире и Тунисе 62-й и 63-й батальоны.

С падением французского правительства все колониальные части перешли под власть правительства Виши, по приказу которого они вели боевые действия с англичанами, американцами и «свободными» французами, обороняя от вторжения бывших союзников заморские владения в Сирии и Марокко.

После окончания боевых действий в 1940 году все исправные и неисправные танки R35 были отправлены немцами на завод фирмы «Рено» в Париже, где они подлежали ремонту и восстановлению. Из-за своей малой скорости R35 не должен был использоваться в качестве боевого танка, и около 100 машин впоследствии применялись немцами для несения охранной службы. 25 из них приняли участие в боях с югославскими партизанами. Большинство танков оснастили немецкими радиостанциями. Куполообразную командирскую башенку заменили плоским двухстворчатым люком.

Часть R35 немцы передали своим союзникам: 109 — Италии и 40 — Болгарии. В декабре 1940 года берлинская фирма «Алкетт» (Alkett) получила заказ на переделку 200 танков R35 в САУ, вооруженные чешской 47-мм противотанковой пушкой. В качестве прототипа использовалась аналогичная САУ на шасси немецкого танка Pz.1. В начале февраля 1941 года первая самоходка на базе R35 покинула заводской цех. Пушка была установлена в открытой сверху рубке, размещенной на месте демонтированной башни. Лобовой лист рубки имел толщину 25 мм, а бортовые — 20 мм. Вертикальный угол наведения орудия колебался в пределах от -8° до +12°, горизонтальный составлял 35″. В кормовой нише рубки была размещена немецкая радиостанция. Экипаж состоял из трех человек. Боевая масса — 10,9 т. В опытном порядке одна САУ этого типа в 1941 году была вооружена немецкой 50-мм противотанковой пушкой Рак 38.

Из 200 заказанных машин 174 были изготовлены как САУ, а 26 — как командирские. На последних пушка не устанавливалась, а ее амбразура в лобовом листе рубки отсутствовала. Вместо нее монтировался пулемет MG34 в шаровой установке Kugelblende 30.

Остальные танки R35 после демонтажа башен служили в вермахте в качестве артиллерийских тягачей для 150-мм гаубиц и 210-мм мортир. Башни же были установлены на Атлантическом валу в качестве неподвижных огневых точек.

Помимо французской армии R35 состояли на вооружении в Польше (53), Югославии (50), Румынии (41) и Турции (100). После 1940 года танками продолжали торговать немецкие власти: 109 машин достались Италии, а 40 — Болгарии.

Контракт на поставку 100 танков R35 Польше заключили в апреле 1939 года. В июле первые 49 машин прибыли в Польшу. Из них сформировали 21-й батальон, дислоцировавшийся на румынской границе. Большинство R35 в конце сентября перешли границу, а затем вошли в состав румынской армии. В начале 1940 года Югославия закупила во Франции 50 танков R35. В 1939 году румыны закупили во Франции 41 танк R35. Из них сформировали 2-й танковый полк. В сентябре 1939 года к ним добавились 34 польских R35, интернированных в Румынии.

В 1943-1944 годах 30 танков R35 перевооружили советскими 45-мм танковыми пушками, и они получили наименование R35/45. Последний раз R35 участвовали в боевых действиях в составе 5-го драгунского полка французской армии в ходе освобождения Франции в 1944-1945 годах.