Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами. Типы взаимодействия организмов"

Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами. Типы взаимодействия организмов"

Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами»

Тип урока: формирование новых знаний и способов деятельности

Цель урока : познакомить учащихся с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и рассмотреть их классификацию.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у школьников понятие о взаимоотношениях в природе; продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей; продолжить работу с биологическими терминами.

Развивающие: продолжить развивать у учащихся основы поисковой работы; развивать умение делать выводы на основе полученных сведений.

Воспитательные: экологическое воспитание .

Оборудование: мультимедийная презентация , экран, проектор.

Учебное пособие: учебник «Общая биология», авторы В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин М., «Дрофа», 2004г.

Методы:

Оформление урока:

Сделаны записи на доске, на экран проецируется презентация

Структура урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Закрепление

    Домашнее задание

    Подведение итогов урока

1.Организационный момент:

Учащиеся заходят в класс и занимают места.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует?

Мы с вами изучаем экологию - науку о взаимоотношениях организмов. Скажите, может ли хоть один организм существовать отдельно от других? Да верно, конечно же, нет. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Весь комплекс таких отношений называют биотическими связями. Сегодня мы познакомимся с многообразием биотических связей в природе, и будем выявлять их особенности.

2.Изучение нового материала

Взаимодействие двух популяций можно представить в виде парных комбинаций символов: +, -, 0, где-

«+»- выгода,

«-»- ухудшение состояния,

«0»- отсутствие значение

(Данные заранее написаны на доске)

Существуют различные комбинации знаков. Давайте составим их:

0, +-, 0-, --, 00

(Запись на доске)

По направлению действия на организм различают следующие виды отношений:

Позитивные

Негативные

Нейтральные

Давайте рассмотрим их подробнее.

Позитивные отношения - это форма взаимоотношений, при котором, оба или один из партнеров извлекает пользу от другого. Запишите.

Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов.

Давайте отметим этот вид отношений знаками. Подскажите мне, что надо записывать? Правильно + +.

Вторая форма- это мутуализм , когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Здесь примером может быть лишайник, представляющий собой сожительство гриба и водоросли. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекают воду и минеральные соли. Вы наверное видели, что на корнях березы, сосны, ели и других деревьев мицелий гриба образует толстый слой. Это тоже пример мутуализма.

А как мы отметим этот вид отношений? Тоже ++.

Третья форма отношений- это комменсализм , при котором один вид получает пользу, а другому это безразлично. Пример: гиены подбирающие остатки недоеденной львами добычи (нахлебничество). Использование тела других животных как убежища (квартиранство). Пример: дупло и белки.

А здесь как отметим ? +0

Теперь мы приступаем к изучению другого вида взаимоотношений. Антибиотические отношения- это форма взаимоотношений когда одна или обе популяции испытывают отрицательное влияние. Неблагоприятное влияние одних видов на другие тоже имеет несколько форм.

С первой формой отрицательного воздействия вы хорошо знакомы. Это- хищничество . Этот вид отношений имеет большое значение в саморегуляции биоценозов. Назовите мне примеры этих отношений.

Да, все примеры верны, но также к хищничеству относится каннибализм- поедание особей своего вида. Он часто встречается у пауков (самки съедают самцов), у рыб (поедание мальков).

Также хищничество встречается не только у животных. Некоторые растения из-за недостатка азотного питания выработали себе механизм, позволяющий им ловить насекомых.

Посмотрите на слайд. Вы видите насекомоядных растений венерину мухоловку и росянку круглолистную. Насекомое, прилипшее к растению переваривается, слизью выделяемой волосками.

Этот тип мы запишем как … +-

Следующий вид отрицательных отношений это конкуренция.

Как вы думаете почему возникает конкуренция? (потому, что оба вида имеют одинаковые потребности). Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными- от прямой физической борьбы до мирного совместного проживания на одной территории.

Как мы отметим этот тип отношений? - -

3.закрепление изученного материала

А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Мы заполним таблицу. Во вторую колонку вы пишите, какое влияние они оказывают друг на друга. А в третью заносите цифры с примерами к типам взаимоотношений. Каждый пример можно использовать только один раз.

Типы взаимоотношений

Взаимное влияние +, -,0

Примеры взаимоотношений

Взаимодействующие виды

1.КОНКУРЕНЦИЯ

    Цапля - лягушка

    Шакал - лев

    Человек - аскарида

    Амёба - водные бактерии

    Берёза - подберёзовик

    Лошади-мустанги – бизоны

    Рак-отшельник - актиния

    Щука - карась

    Росянка - муха

    Заяц-беляк - заяц-русак

    Акула - рыба-лоцман

    Собака - блоха

3.СИМБИОЗ

4.ХИЩНИЧЕСТВО

4.Домашнее задание

    Привести примеры всех типов взаимоотношений (каждого по три)

5.Подведение итогов

Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с многообразием биотических отношений, выявили особенности, по которым их объединяют и посмотрели их примеры.

Сегодня на уроке вы очень активно работали, молодцы!

Оценки за устные вопросы и за заполнение таблицы.

Спасибо за урок! Все свободны. До свиданья!

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Тема: Отношения организмов в сообществах

Цель : изучить типы взаимодействия между организмами в экосистемах.

Задачи:

    Обучающие: сформировать у учащихся знания о видах взаимодействия между организмами, показать зависимость одних видов от других.

    Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, работать самостоятельно в группе.

    Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результат своего труда, чувство коллективизма, сопереживания, совершенствовать навыки групповой работы.

    Актуализация знаний.

Здравствуйте ребята.

На доске предложены следующие задания:

    Найти соответствия.

Растения разрушители

Грибы потребители

Животные производители

Бактерии

    Найти соответствия

    Естественные сообщества

    Искусственные сообщества

А. сад Д. озеро

Б. степь Е. океан

В.огород Ж. аквариум

Г. лес З. луг

    Проверка знаний терминов (фронтально)

Растительное сообщество, жизненная форма растений, видовой состав.

2.Целеполагание

На слайде изображена иллюстрация к сказке.

Учитель: К какой сказке относится данная иллюстрация?

Ученики: Теремок.

В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились:
лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?

На эти вопросы мы с вами ответим после изучения темы урока. И так, тема нашего урока “Взаимоотношения организмов в сообществе”

Какую цель мы можем сформулировать?

Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биоценозе могут существовать?

План изучения темы (на слайде.)

Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы, и соответственно, его собственная судьба. Жизнь любого живого существа невозможна без других. Они никогда не живут изолированно, а постоянно контактируют между собой и живыми организмами. Поэтому между животными складываются различные взаимоотношения.

4. Взаимовыгодные отношения.

4. Открытие нового знания

Изучая определенную тему, составляем цветной кластер (схему) типов биотических взаимосвязей. (Работают 4 группы.)

Работаем с вами 5 минут, можно использовать учебник параграф № 12, при этом заполняем таблицу следующего содержания:

Тип взаимоотношений

Определение

После изучения типа взаимоотношений охарактеризуйте его.

Конкуренция – взаимо-вредные отношения, при которых организмы угнетают в результате борьбы за существование. Вдоль пшеничного поля, прилегающего к опушке леса, растут сорные растения: васильки, пырей, льнянка. Взаимоотношения культурных и сорных растений тоже конкурентные. В смешанных лесах быстро растущие деревья будут затенять, и угнетать медленно растущие деревья, а также травянистые растения, которые требуют больше света, и тем самым, вытеснять их, лишая света и питательных веществ. Примером может служить обитание на одной территории двух близких видов – соловья и варакушки. Как правило, эти виды в природе в одном биотопе вместе не живут. (Щука и окунь, волк и лисица.)

Взаимовыгодные отношения

Симбиоз – позитивные взаимоотношения. Это такая форма взаимоотношений, при которой партнеры получают пользу друг от друга (или один из них от другого).

Муравейник рыжего лесного муравья. Симбиоз с тлями – питание падью тлей. Тлей муравьи находят, заползая на деревья. Кроме жидкой пищи (падь), муравьи питаются твердой пищей, большую часть которой составляют насекомые на всех стадиях развития. Рыжие лесные муравьи не только симбионты, но и хищники. Симбиоз – буквально “совместная жизнь. Различают несколько форм симбиоза: мутуализм, кооперация и комменсализм. Если влияние одного организма требуется для роста и выживания другого, то такой симбиоз называют мутуализмом. Мутуализм – взаимовыгодное сожительство, когда присутствие партнера становится обязательным для существования каждого из них. Мутуалистические отношения складываются между гифами гриба и зелеными одноклеточными водорослями, которые образуют новый организм – лишайник. Можно наблюдать еще один пример симбиоза: клевер, опыляемый шмелями. Устройство ротового аппарата шмелями приспособлено к опылению закрытых цветков бобовых растений.

Шляпочные грибы и деревья. Это тоже симбиотические отношения. Гифы шляпочных грибов прорастают в корни деревьев, заменяя утраченные корневые волоски, они всасывают воду, которая поступает затем в проводящие сосуды дерева. Взамен дерево снабжает гриб готовыми органическими веществами. Примеры: клубеньковые бактерии на корнях бобовых, лишайник, микориза – симбиоз гриба и корня, береза и подберезовик и другие.

Физкультминутка (2–3 упражнения).

    Отработка учебных действий

Определите характер взаимоотношений организмов в природе, используя обозначения:

    Конкурентные отношения.

    Отношения хищник - жертва.

    Взаимовыгодные отношения.

    олени и лоси, как разносчики семян растений;

    гриб и водоросль в составе лишайника;

    снегири, как потребители семян растений;

    шляпочный гриб и дерево;

    трутовик и дерево;

    муравьи и тли;

    клест и белка;

    корова и трава;

    лиса и блоха;

    сорняки и культурные растения.

Проверим характер взаимоотношений путем взаимопроверки и поставим друг другу оценки. Ключ написан на доске. (Без ошибок – “5”, 1–2 ошибки – “4”, 3 ошибки – “3”.)

6.Рефлексия

Будет представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понятно? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?

Итак, существуют невидимые нити жизни в природе.

Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать? А проблемный вопрос? Мы на него ответили работой на уроке.

Идеальное домашнее задание

– сделать рисунок к теме;
– придумать биологическую задачу по теме;
– придумать рассказ, например, “жизнь организма в новой среде обитания”
творческое задание: представьте, что животные могут говорить. О каких проблемах они рассказали бы людям и о чем бы нас попросили?

Ответ представьте в виде сочинения, придумайте заголовок.

Закончить урок мне хочется словами наказа: автор Борис Заходер.

“Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Плохи дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых”.

Список использованной литературы

    Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С. , Биология 5-6 класс- Москва» Просвещение» 2012

Тема: «Биотические взаимоотношения популяций в экосистемах»

«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы»

Э. Кинг

Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на изучение связей организмов в экосистемах, их приспособлений к среде обитания.

Задачи урока:

Образовательные:

    Создать условия для формирования умения находить изучаемые биотические связи в природе.

    Обеспечить в ходе урока усвоение и закрепление основных понятий об отношениях организмов в биоценозе.

Развивающие:

    Способствовать развитию у учащихся основ исследовательской деятельности.

    Содействовать формированию общеучебных умений и навыков.

Воспитательные:

    Создать условия для формирования умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное, осмыслить и применить полученную информацию.

    Содействовать уважительному отношению к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с заданиями.

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация, целеполагание, мотивация.

    Осмысление содержания. Изучение нового материала.

    Физкультминутка.

    Систематизация знаний.

    Закрепление нового материала.

    Рефлексия. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Ход урока:

    Организационный момент.

Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в группе, проверка готовности учащихся к уроку. Учитель: Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом, вы узнаете много нового и интересного, если будите, внимательны и активны.

    Актуализация, целеполагание, мотивация.

Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним, что такое экология? (Предполагаемый ответ: наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с условиями окружающей среды).

Учитель: А что такое среда обитания? (Предполагаемый ответ: всё то, что окружает живое существо в природе).

Учитель: Скажите, пожалуйста, а что такое экологические факторы? (Предполагаемый ответ: это условия среды, оказывающие определённое влияние на существование и географическое распространение живых существ).

Учитель : На какие группы можно подразделить все экологические факторы?

(Предполагаемый ответ: абиотические, биотические и антропогенные).

Учитель: Какая группа из названных экологических факторов мы ещё не рассматривали? (Предполагаемый ответ: биотические).

Учитель: может ли хоть один живой организм существовать изолированно от других? (Нет).

Учитель: Верно. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Весь комплекс таких взаимодействий называют биотическими связями. Они очень разнообразны. Биотические взаимоотношения - это тема нашего сегодняшнего урока.

Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать цель урока.

Учащиеся формулируют цель урока, а учитель их корректирует.

Цель: познакомиться с многообразием биотических связей в природе, выявить их особенности, систематизировать их по определённым принципам, которые нам предстоит выяснить.

    Осмысление содержания. Изучение нового материала.

Учитель: Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. Прямые биотические связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды. По направлению действия на организм все они подразделяются: позитивные, негативные и нейтральные.

Учитель: «Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:

      Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.

(++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические отношения.

(+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.

(+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.

(--) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.

(-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы».

Учитель: А сейчас я вам предлагаю внимательно прочитать текст о классификации биотических взаимоотношений и полученные знания из текста структурировать, оформив их в виде схемы.

Учащиеся индивидуально изучают материал учебника на стр. 90-93

Спустя 6 - 8 минут учащиеся представляют свои работы, анализирую схему.

Учитель: А теперь, ребята, посмотрите на схему, где я поместила классификацию биотических связей. Как вы считаете, чего здесь не хватает?

Какие вопросы остались неосвещёнными, посмотрите в свои записи, посоветуйтесь в паре. (Предполагаемый ответ: не хватает типов биотических взаимоотношений и их примеров).

Учитель: Я предлагаю Вам внести в схему типы биотических отношений, их определения и примеры. Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия: пользу, вред или это воздействие нейтрально.

    Физкультминутка

Опережающее задание .

При изучении главы «Организм и среда» я просила вас подобрать примеры взаимоотношений между разными организмами. Готовясь к уроку, я использовала ваши примеры, поэтому если на слайде появляется знакомая для вас информация, то прошу проанализировать её.

Появляется слайд и выходит ученик, поясняя свой пример. Далее идёт совместная работа ученика и учителя, где они дополняют друг друга.

Анализ учебника .

Если термин поясняется, то его озвучиваем, анализируем, примеры записываем в рабочую тетрадь. Понятия «аменсализм», «нейтрализм», «протокооперация» в учебнике приводятся в таблице, а формулировка не дана. На это обращаем внимание учащихся и записываем пояснение данного термина.

Учитель. Нейтрализм – форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. В природе часто встречается сожительство двух и более видов, иногда переходящее в тесную зависимость.

Ученик. Существуют взаимовыгодные, взаимополезные отношения. Для ряда видов эти отношения настолько важны, что они даже не могут выжить без другого. Возникает симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов. Это – лишайники, зооксантеллы и коралловые полипы, бобовые растения и клубеньковые бактерии.

Ученик. Симбиотические отношения, при которых наблюдается устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов, называется мутуализмом. Примером данных отношений является сожительство актинии и рака – отшельника, буйвола и цапель.

Учитель. Рассмотрим ещё пример взаимовыгодных отношений. Это протокооперация – первичное сотрудничество, при котором совместное проживание выгодно для обоих видов, но необязательно.

Учитель. Аменсализм – вредно – нейтральные отношения, при которых один вид испытывает отрицательное влияние, а другому это безразлично. Примером аменсализма может служить влияние темнохвойных деревьев на виды мохового и травяного ярусов.

Учитель : А сейчас давайте подведём итоги. Их может озвучить ученик с помощью учителя.

Вывод: Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: 1) обеспечению пищей, 2) изменению среды обитания, 3) расселению видов в пространстве. В результате сложности и переплетенности связей между видами, неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

    Систематизация знаний.

    1. 1. Работа по парам по внесению дополнений в схему «Биотические связи организмов».

      1. 2.Учитель: Для систематизации полученных знаний я предлагаю стать участниками игры «Дерево знаний». Разделимся на 2 группы. Каждый ученик должен написать записку, в которой задаёт трудный вопрос по теме урока. Записки складываем и крепим к комнатному дереву. Представители групп подходят к дереву, "срывают листья", и группа сообща готовит и представляет ответы на вопросы.

        6. Закрепление знаний.

        Задания по карточкам для всего класса, а высокомотивированным учащимся, используя индивидуальный дифференцированный подход, можно предложить выполнить ЦТ (2008 год вариант 31 – 40 №14 часть А, 2012 год - №2 часть В). Отметки выставляются на следующем уроке.

    Рефлексия

Учитель: Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

    Домашнее задание. Параграф 21, проанализировать записи в тетради.

  • В ходе урока раскрыть сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов.
  • Дать определение и раскрыть сущность основных понятий: “комменсализм”, “мутуализм”, “симбиоз”, аменсализм”, протокооперация”.
  • Развивать логическое мышление, память; умение устанавливать связи между понятиями и проявлениями их в природе, составлять трофические цепи, анализировать и делать выводы.
  • Воспитание экологической культуры.
  • Оборудование: Таблицы по общей биологии: “Борьба за существование и ее формы”, “Направления эволюции” ; таблицы по ботанике: “Строение лишайников”, “Семейство бобовые”; гербарии насекомоопыляемых растений, бобовых растений, растений, обладающих фитонцидными свойствами, слайд-презентация. (Приложение 1)

    Ход урока

    I. Учитель: Любой живой организм подвержен действию экологических факторов.

    Вспомните, какие это факторы?

    Учащиеся называют: абиотические, биотические, антропогенные и дают им характеристику.

    Учитель: Жизнь отдельно взятого организма невозможна без других, его благополучие зависит, так или иначе, от видов, с ним взаимодействующих. Примеров таких взаимодействий огромное множество. Они могут быть прямые и косвенные, односторонние или двусторонние. В курсах ботаники, зоологии, общей биологии мы говорили об этих связях, приводили примеры. А сегодня обобщим имеющиеся факты и познакомимся с новыми понятиями.

    Среди огромного разнообразия взаимодействий живых существ выделяютопределенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. Основные типы взаимоотношений можно изобразить в виде схемы. (Cлайды 3, 4. Приложение 1)

    Учащиеся записывают схему в тетрадях, дополняя конспект определениями и примерами. Учащимся дается опережающее задание – подготовить сообщения с примерами типов взаимодействия организмов. Они включены в объяснение учителя.

    1. СИМБИОЗ (сожительство) – тип взаимоотношений, при котором оба партнера или один их них извлекают пользу от другого. (Слайд 5)

    Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих вместе видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому (для одного вида выгодно, для другого безразлично). (Слайд 6)

        Б) Квартиранство. Часто тела животных или места их обитания служат убежищем для других видов. В полости тела голотурии (морской огурец ) - Тип Иглокожие – находят убежище мелкие виды животных. (Слайд 6) Мальки прячутся под зонтиками крупных медуз; в гнездах птиц и грызунов – огромное количество насекомых.

    1.2. Протокооперация – тип взаимоотношений, при котором совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

        А) Примером могут служить актиния и рак-отшельник. В тропических морях на небольших глубинах обитают актинии – кишечнополостные, относящиеся к коралловым полипам. Они лишены твердого скелета и имеют вид небольшого цилиндра, окаймленного на верхнем конце венчиком щупалец; ведут сидяче-прикрепленный образ жизни. Но часто можно видеть, как они медленно перемещаются по дну. Это бывает, когда актиния поселяется на пустой раковине моллюска; там же находит убежище рак-отшельник, прячущий в нее свое мягкое брюшко, он и “везет” раковину с актинией. Сожительство взаимовыгодно: перемещение увеличивает для актинии пространство для ловли добычи, часть добычи падает на дно и поедается раком. Польза очевидна, но не обязательна: и рак, и актиния могут существовать отдельно. (Слайд 11)

        В) У растений примером взаимовыгодных отношений служит сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, арахиса, сои, клевера, люцерны), которые способны усваивать азот из воздуха и превращать его в аммиак, а затем - в аминокислоты. Эти бактерии поселяются на корнях, ткани корня разрастаются, образуя утолщения – клубеньки. Растения в симбиозе с азотофиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедных азотом и обогащать им почву. Вот почему бобовые растения вводят в севооборот с другими культурами.

        Г) Другая форма симбиотических взаимоотношений у растений – сожительство гриба с корнями высших растений – микориза. Мицелий гриба на корнях березы, сосны, дуба, ели, брусничных и многих многолетних трав образует толстый слой. Корневые волоски на корнях растений не развиваются, а вода и минеральные соли поглощаются с помощью гриба. Мицелий гриба проникает вглубь корня, получая от растения- партнера углеводы и доставляя ему воду и соли. Деревья с микоризой растут лучше, чем без нее. (Слайд 12)

    1.3. Мутуализм – тип взаимоотношений, при котором оба вида извлекают пользу и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами. (Слайды 13, 14)

        А) лишайники – представляют собой не самостоятельный организм, а удивительный симбиоз представителей двух царств – гриба и водоросли. Водоросльснабжает гриб синтезируемыми органическими веществами, гриб защищает водоросль от высыхания, нагревания, избыточных солнечных лучей и т.д., а также снабжает ее неорганическими веществами и водой. На самом деле взаимоотношения эти значительно сложнее.

        Б) Другой пример – отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике. Термиты питаются древесиной, но не имеют ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты, без них термиты погибают от голода. А для простейших – термиты предоставляют пищу и условия для существования.

        В) Симбионты человека, обитающие в кишечнике (Бактерии- кишечная палочка- Escherichia coli и др.) способствуют нормальному пищеварению. (Синтезирует витамин К, препятствует развитию патогенных организмов в кишечнике)

        Г) У растений примером мутуальных взаимоотношений могут служить отношения насекомых - опылителей и растений. В природе наблюдается большое разнообразие взаимных адаптаций, которые выработали растения и насекомые. Эти адаптации, порой бывают настолько узкими, что растение может опыляться лишь определенным видом насекомых. Например, клевер опыляют шмели ,которые, имея длинный хоботок, способны собирать нектар, одновременно опыляя растения с глубоким венчиком, такие как клевер, фасоль, губоцветные.

    2. НЕЙТРАЛИЗМ – тип взаимоотношений, при котором организмы обитают совместно на одной территории, но не влияют друг на друга непосредственно. (Слайды 15, 16)

    Например, белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом.Взаимодействие можно проследить опосредованно - через среду обитания, кормовую базу и т.п.

    3. АНТИБИОЗ – тип взаимоотношений, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывает отрицательное влияние.

    Хищничество – отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида. (Слайды 17, 22, 23)

    У одноклеточных – обычное явление.

    Медузы – парализуют стрекательными клетками жертв и поедают их.

    Много хищников среди насекомых, паукообразных.

    Крупные лягушки нападают на птенцов.

    Змеи охотятся на амфибий, птиц, мелких млекопитающих.

    Частным случаем хищничества является каннибализм – поедание особей своего вида, чаще молоди (у рыб, некоторых млекопитающих); у пауков самки часто поедают самцов после спаривания.

    Естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет увеличивать эффективность поиска, ловли и поедания добычи(паутина пауков, ядовитые зубы змей, точные удары нападающих животных, даже – сложное поведение).

    Жертвы в процессе естественного отбора совершенствуют средства защиты и избегания хищников(покровительственная окраска, мимикрия, различные шипы, иглы, панцири, особенности поведения и др.).

    В эволюции взаимоотношений “хищник-жертва” происходит постоянное совершенствование и хищников и их жертв.

    У растений – к развитию хищничества привела потребность в азоте. Растения, произрастающие на бедных питательными веществами почвах, промываемых водой, выработали интересные приспособления. Например, представители семейства росянковых. В России – Росянка крупнолистная. Листья у нее собраны в прикорневую розетку; края листьев усажены железистыми волосками, на краях которых – капельки липкой слизи. Мухи и другие насекомые прилипают к ним, лист закручивается; под действием ферментов слизи насекомые “перевариваются”. (Слайд 23)

    3.2. КОНКУРЕНЦИЯ – возникает, когда у двух близких видов наблюдаются сходные потребности.

    Вопрос: Приведите примеры конкуренции у растений и животных

    Рано или поздно один конкурент вытеснит другого.

    Чарльз Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование. (Слайд 25)

    Демонстрация таблиц. Работа с учебником стр. 64, п.2, стр.37, рис. 24 - цикл развития широкого лентеца.

    3.4. АМЕНСАЛИЗМ – тип взаимоотношений при котором для одного из взаимодействующих видов последствия отрицательны, для другого – безразличны.

    Примером может служить биохимическое взаимодействия древесных растений. Химические выделения – фитонциды - защитные вещества растений могут быть безразличны для соседствующих видов, вредны и благоприятны. (Слайд 18)

    Сильные фитонциды выделяют также сосновый лес – 5 кг на 1 га, можжевеловый – до 30 кг на 1 га, лиственничный – примерно 2 кг на 1 га. Фитонциды дуба, тополя, пихты способны убить возбудителя дифтерии, а сосна выделяет вещества, помогающие излечиться от туберкулеза.

    Установлено, что фитонциды чеснока не дадут садовой землянике заболеть серой гнилью

    Выделяют фитонциды и цветы, и листья, и корни растения. Вокруг него создается своеобразная химическая среда, служащая растению надежной защитой от болезнетворных микробов, кроме того, она оказывает влияние на развитие соседних растений (тормозит или стимулирует развитие их). Хорошо известно, что далеко не все растения уживаются друг с другом. Виноград, например, не терпит близкого соседства редьки, капусты, лавра. Если поставить рядом букет тюльпанов и незабудок, то цветы быстро вянут, так как сказывают угнетающее влияние друг на друга. И наоборот, растения могут ускорять рост своих соседей, например, фасоль ускоряет рост кукурузы. Хорошо растут рядом рябина и липа, береза и сосна.

    У разных видов растений степень воздействия на среду и таким образом на жизнь обитателей неодинакова в соответствии с особенностями их морфологии, биологии, сезонного развития и др. Растения, наиболее активно и глубоко преобразующие среду и определяющие условия существования для других сообитателей, называют эдификаторами . Различают сильные и слабые эдификаторы. К сильным эдификаторам относят ель (сильное затенение, обеднение почв питательными веществами и др.), сфагновые мхи (задержание влаги и создание избыточного увлажнения, увеличение кислотности, особый температурный режим и т.д.). Слабыми эдификаторами являются лиственные породы с ажурной кроной (береза, ясень), растения травянистого покрова лесов.

    Задание на закрепление. (Слайды 26-30)

    Домашнее задание: заполните таблицу (Классификация Э. Хескила) “Типология биотических взаимодействий”.

    0 – отсутствие взаимодействия;

    Организм получает выгоду от взаимодействия;

    Взаимодействие угнетает организм