Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Сколько времени должен находится наблюдатель на егэ. Регламент работы общественного наблюдателя в ппэ нормативные

Сколько времени должен находится наблюдатель на егэ. Регламент работы общественного наблюдателя в ппэ нормативные

Газета13 смогла собрать группу из 11 общественных наблюдателей. Участвовать в экзамене 30 мая смогли 7. Это вызвано в том числе тем, что министерство образования согласовало наше участие 28 мая в 20:00. При этом оно совершенно спокойно аккредитовало более 300 наблюдателей, собранных с помощью административного ресурса. И в министерстве, и на пунктах проведения поначалу пытались ограничить перемещение наблюдателей одной аудиторией, но после детального изучения положения мы отбили свое право передвигаться по пункту проведения экзамена. Как выяснилось, общественные наблюдатели совершенно бесправные люди - мы могли лишь смотреть, записывать и передавать замечания уполномоченному представителю ГЭК, единственному человеку, с которым имеет право общаться наблюдатель. В большинстве пунктов организаторы не мешали списывать (кое-где даже помогали) или мешали только после нашего вмешательства. Телефоны имелись у большинства учащихся, хотя некоторые брали их на случай, если никто не будет запрещать ими пользоваться. В зависимости от активности уполномоченных, ученики либо прятали свои телефоны, либо сдавали их. Но ни на одного из них не был составлен протокол, хотя сам факт наличия телефона в пункте проведения ЕГЭ является грубейшим нарушением. Появление людей, заинтересованных в честном ЕГЭ, вызывало удивление и недоумение, но все же значительно уменьшало бардак. По ощущениям, честный ЕГЭ не нужен ни ученикам, ни организаторам, ни министерству образования Мордовии. Ниже приводим 4 подробных отчета о произошедшем на экзамене.

Наблюдатель 1:

Наблюдать ЕГЭ мне выпало в Темникове. Всего экзамен сдавало около 70 человек - 5 аудиторий. Несмотря на утреннюю прохладу, во всех аудиториях были открыты окна, под которыми дежурили родители сдающих. В процессе экзамена я пару раз через уполномоченного обращал на это внимание полиции, на что те отвечали, что приказа не пускать посторонних на территорию школы им не поступало. Первые 3 нарушителя объявились уже через пару минут после начала экзамена. Они сложили свои задания на стулья и фотографировали их под прикрытием парт и организаторов. В связи с тем, что телефоны разглядеть мне так и не удалось, все закончилось внушением от уполномоченного. В дальнейшем мной были обнаружены еще несколько человек, регулярно пытавшихся достать телефоны из карманов. Никак на них повлиять я не мог, так как если бы они даже при мне спрятали телефон в рукав - я не имел права потребовать достать его оттуда и сдать. Но моя активность все-таки имела эффект - школьники решили не рисковать с телефонами и активно начали решать самостоятельно. Зато не успокоились организаторы и местные общественные наблюдатели. В двух аудиториях они начали совершенно открыто информировать школьников о моем приближении. Тем школьникам, чьи места просматривались из коридора, это почти никак не помогло, зато третьи ряды в этих аудиториях активно нарушали порядок. В целом, мое присутствие оказало сильный успокаивающий эффект, и серьезных нарушений не было. Подозреваю, что списать удалось всего паре человек и только с помощью организаторов. Косвенным подтверждением этого были родители, которые так и простояли под окнами в напрасном ожидании заданий. Но абсолютно очевидно, что если бы меня не было на этом экзамене, то он быстро бы превратился в полную вакханалию с поголовным списыванием.

Наблюдатель 2:

Мне попалась, пожалуй, самая правильная школа. На входе всех проверяли по пропускам. Общественных наблюдателей было пять, и все наобум выбрали себе аудитории. Учеников запустили в класс, они сложили пакеты и сумки на отдельную парту. Организаторы объяснили, как заполнять бланки, написали время начала экзамена и пожелали всем удачи. Я же сел в самый угол аудитории, чтобы всех хорошо видеть. Вообще я был настроен на то, что все будут против меня, что все будут помогать школьникам, но уполномоченный оказался на моей стороне и с таким же спортивным интересом оглядывал учеников и спрашивал шёпотом, нет ли нарушений.

По ученикам было сразу понятно, кто пишет сам, а кто надеется на что-то. Это понятно и по осанке, и по взгляду. Первой попалась девочка, которая спрятала айфончик под юбкой, под правой рукой. Первая попытка сфотографировать задания не увенчалась успехом, так как я предупредил организаторов. Да, сам я никаких действий предпринимать не мог, даже разговаривать с учениками, я мог только замечать нарушения и сообщать организаторам. Если организаторы не предпринимают никаких действий, то я обращался к уполномоченному. Так вот организатор намекнул, что телефоном пользоваться нельзя, но со второй попытки девочка всё-таки сфотографировала. Я предупредил организаторов, что у девочки два варианта: или она сдаёт телефон и продолжает писать сама, или составляется рапорт, и в этом году девочка никуда не поступит. Телефон сдан, задания не отправлены, дальше только своими силами.

Надо сказать, что организаторы хоть и не получали четких указаний на помощь выпускникам (я надеюсь), но они не были бесстрастными. Они искренне верят, что делают что-то очень плохое, отбирая у засранца телефон. Шпаргалки ещё неохотнее отбирались.

За час и за полчаса до окончания экзамена были отобраны ещё два телефона. Нагло и неумело ими пытались пользоваться, надо признаться.

После окончания экзамена, бланки были запакованы и переданы в штаб. Я составил акт, где указал, что выпускники пользовались телефонами, неразрешенными материалами, а организаторы молодцы.

Наблюдатель 3:

Помню, когда поступал в МГУ на Математический факультет, довольно сильно нервничал, у меня было 70 баллов по математике. Всё лето была неопределенность, на 40 мест претендовало довольно много выпускников. В итоге сороковой человек прошел с 73 баллами, а меня добрали на прикладную математику, только когда перекинули четыре бюджетных места с общей математики. Потом я познакомился со своими одногруппниками, сдавшими на 80 баллов, которые не без гордости рассказывали, как героически обманывали наблюдающих и списывали на ЕГЭ. Тогда я к списываниям относился нормально и особо не понимал, что причина моей летней нервотрепки с поступлением заключалась в нечестной сдаче многими выпускниками единого экзамена. Прошло время, взгляды поменялись, и я решил принять участие в эксперименте с общественными наблюдателями.

Веселье началось во время получения аккредитации на право быть общественным наблюдателем. Документы были поданы в срок, а вопрос с допуском нашей группы людей решился за день до самого ЕГЭ. Во время получения пропусков в министерстве образования на нас откровенно наезжали и обвиняли в том, что мы преследуем какие-то свои цели, и всячески пытались отговорить от участия в качестве наблюдателей. Завернуть пытались по причине того, что в заявках большинство людей значилось как программисты, а участие в качестве наблюдателя на экзамене, в котором ты являешься профессионалом, запрещается. И, хоть в этот день проходил экзамен так же по информатике, заявки мы подавали исключительно на историю и биологию, так что отказать по этому пункту было бы со стороны министерства очень странно.

В день экзамена мне предстояло добираться до 17-ой Рузаевской школы. Уполномоченный представитель, который проводил основной инструктаж перед ЕГЭ, изначально пытался ограничить практически всё, чем общественный наблюдатель имеет право заниматься. Нас «закрепили» за аудиториями, а на моё замечание, что это не по положению об общественных наблюдателях, последовал ответ: «Вы по аудиториям ходить не будете». Остальные общественные наблюдатели не протестовали, да и им, кажется, было откровенно плевать на свои обязанности.

Придя в свою аудиторию, я счел правильным сразу предупредить двух организаторов, что выдвинулся сам на роль общественного наблюдателя (а не от какой-то организации) и что буду тщательно наблюдать за ходом проведения экзамена. Как я считаю, эффект от этого получился отличный, и весь экзамен в этой аудитории организаторы добротно выполняли свои функции, пресекая все попытки достать телефоны или шпаргалки выпускниками.

Через двадцать минут от начала экзамена в аудиторию зашла уполномоченный представитель и сообщила, что я, конечно же, могу перемещаться по аудиториям, а также попросила проследить за соседней, где нет никого из общественных наблюдателей. Именно с этой минуты, как мне показалось, она полностью сменила своё отношение ко мне как к общественному наблюдателю и весь экзамен активно помогала мне в моих попытках сделать ЕГЭ в этой школе максимально честным (может, позвонила кому?).

В соседней аудитории творился откровенный бардак, когда я туда зашел один из организаторов что-то писал, склонившись над столом, а второй смотрел в потолок. На задних партах были видны выпускники, активно изучающие свои колени. По положению о наблюдателях я не имел никакого права вмешиваться в ход проведения экзамена, поэтому мне оставалось сообщить всё, что я видел, уполномоченному представителю. Реакция последовала незамедлительно - организаторов заставили писать объяснительные на происходящее в аудитории и после этого контроль за аудиторией с их стороны усилился.

Кроме этих двух аудиторий, устанавливать порядок в других я не пытался. С меня было достаточно каждые двадцать минут менять одну на другую и внимательно следить за всем, что происходит. Серьезных нарушений замечено не было, протоколы на школьников не составлялись. Было добровольно сдано несколько замеченных телефонов, а некоторые даже сдали по два.

Так что, по моему опыту замечу, что один общественный наблюдатель может неплохо повлиять на честность сдачи экзамена как минимум в двух аудиториях. На одну школу достаточно пятерых небезразличных людей. Ну а на все аргументы вроде «они же дети, куда им такой стресс?» отвечу. Экзаменуемые должны иметь равные права. Когда ваш ребенок будет сдавать экзамен сам и сдаст на довольно неплохие баллы, он заметит, что есть большое количество обманувших процедуру поступивших студентов. И эти студенты будут занимать бюджетные места по-настоящему умных абитуриентов, которые из-за тотального списывания не проходят в интересующие их ВУЗы.

Наблюдатель 4:

Для начала хочется объяснить, для чего я пошел наблюдателем на ЕГЭ. Честно сказать, мною руководили не высшие цели уравнять всех школьников на экзамене, а банальный интерес. В своё время я сдавал ЕГЭ по истории, потом писал его бестолковым школьникам, а теперь, для полноты картины, стал наблюдателем. Поэтому постараюсь осветить ситуацию с разных сторон.

Для наблюдения мне выпала 38 школа в Саранске. Сразу стоит отметить, что пришёл я в неё за 10 минут до раздачи пакетов с ЕГЭ. Поэтому не могу ничего сказать про опломбировку кабинетов и общее состояние школы. Но по общему впечатлению от всего экзамена, думаю, что обошлось без запертых преподавателей:)

Первое, что сразу бросилось в глаза - охранники. В своё время, когда я сдавал ЕГЭ, нас встречали 2 сотрудника милиции, а территорию вокруг школы постоянно патрулировал отряд с собакой. В этот раз меня встретила женщина-полицейский (по моим наблюдениям одна на всю школу).

Далее произошла встреча с уполномоченным, которая, как и положено, находилась в штабе. Я ожидал, что мой приход не вызовет положительных эмоций в школе, но всё оказалось гораздо позитивнее. Уполномоченный достаточно радушно встретила меня и предложила провести меня в одну из аудиторий. На мои слова о том, что я не хотел бы провести 3 часа на одном месте, она ответила, что лучше по школе не ходить, а выбрать один или два кабинета. После чего выдала бланк и мы направились на мой «пост».

Пройдя в нужную аудиторию, я с удивлением обнаружил там ещё одного наблюдателя. Как потом объяснили мне мои более грамотные товарищи, данный факт является нарушением, и, будь школьники чуть подкованное в своих правах, вполне могли написать жалобу. Правда, через 25 минут после начала второй наблюдающий всё же ушла в соседнюю аудиторию.

Первые полчаса возвратили меня в детство. Всё те же правила оформления бланков, выученные слова о внимательности и бдительности при заполнении. И даже школьница, которая неправильно заполнила свой документ, тоже присутствовала в классе.

Самое интересное началось минут через 10 после того, как выпускники приступили к заданиям. Те, кто собирался списать, сразу выдали себя. Первый телефон был отнят у девочки с первой парты, как только она попыталась положить себе на колени. В идеале, мне надо было бы сразу бежать к уполномоченному и составлять акт. Девочку бы отправили домой и свой ЕГЭ по истории она бы уже сдавала только через год. Подобной цели я не преследовал, поэтому спокойно продолжил наблюдать за происходящим. В течение следующего часа было отобрано ещё 8 телефонов. Стоит отметить, что средства связи доставали не так открыто, как в те времена, когда мне довелось сдавать ЕГЭ. Тогда можно было беспрепятственно вытащить телефон и сфотографировать свои задания. Сейчас даже движение руки в карман немедленно пресекается организаторами.

Когда оставался где-то час до окончания экзамена, я решил сменить место дислокации и перейти в другую аудиторию. На новом месте организаторы встретили меня недружелюбным вопросом о том, зачем я к ним пожаловал. Было видно, что им не нравилось моё нахождение в кабинете, но препятствовать или как-то иначе выражать своё недовольство они не стали.

За тот час, который я провёл в аудитории №2, было отобрано ещё 5 телефонов. Причём один был отнят, когда за 20 минут до конца экзамена у него включился будильник. Рука-лицо:)

Минут за 5 до окончания экзамена я направился в штаб. Там я в устной форме сообщил уполномоченному о нарушениях, которые были мной замечены. Она пожаловалась, что никто из «своих» наблюдателей не написал о нарушениях, и попросила меня описать свои мысли на бумаге. Что я с удовольствием сделал.

Итог моего пребывания на ЕГЭ: 90% учеников списывают (привет кэп). Некоторые делают это совершенно неумело и быстро остаются без сотового телефона. Более мудрые и хитрые школьники переписывают переданные родителями ответы в туалете на бумагу и остаются незамеченными. Добровольные наблюдатели нужны. Уже 3 человека на всю школу способны значительно уменьшить количество списываний.


Функции общественных наблюдателей

В обязанности общественных наблюдателей входит:

Общественные наблюдатели должны осуществлять свою деятельность в соответствии с Порядком проведения ЕГЭ, а также с положением о порядке общественного наблюдения за проведением ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

В целях усиления контроля за ходом проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации привлекаются общественные наблюдатели из числа представителей государственных органов законодательной власти, образовательных учреждений, средств массовой информации, родительских комитетов общеобразовательных учреждений, попечительских советов образовательных учреждений, образовательных учреждений профессионального образования, их объединений, общественных объединений и организаций.

Общественные наблюдатели не могут быть допущены в пункт проведения ЕГЭ:

    если их близкие родственники сдают экзамен в данном пункте проведения ЕГЭ;

    если они являются работниками, членами родительских комитетов или членами попечительских советов тех образовательных учреждений, чьи выпускники текущего года сдают ЕГЭ в данном пункте проведения ЕГЭ;

    если они являются специалистами по тому же общеобразовательному предмету (или по родственному общеобразовательному предмету), по которому проводится экзамен в пункте проведения ЕГЭ.

Общественные наблюдатели обязаны:

    пройти аккредитацию в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, или по его решению органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в сфере образования (в соответствии с принятой организационно-технологической схемой, принятой в субъекте Российской Федерации), полномочия общественных наблюдателей подтверждаются удостоверениями;

    ознакомиться с нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами, регулирующими проведение ЕГЭ;

    пройти соответствующий инструктаж по порядку проведения ЕГЭ;

    получить удостоверение общественного наблюдателя;

    соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ, режим информационной безопасности, требования организаторов в ППЭ.

Общественный наблюдатель имеет право:

    присутствовать в день проведения экзамена в ППЭ, определенным решением ОУО, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя, в том числе присутствовать в аудиториях на одном, нескольких или на всех этапах подготовки и проведения экзамена (во время рассадки участников ЕГЭ, процедуры вскрытия спецпакетов с экзаменационными материалами, инструктажа участников ЕГЭ, заполнения ими бланков ЕГЭ, упаковки и оформления спецпакетов с заполненными бланками ЕГЭ организаторами в аудитории и руководителем ППЭ, передача доставочных пакетов с заполненными бланками ЕГЭ уполномоченному представителю ГЭК для доставки в РЦОИ).

Общественным наблюдателям запрещается:

    вмешиваться в ход подготовки и проведения ЕГЭ;

    входить или выходить из аудитории во время экзамена (заполнения участниками ЕГЭ бланков ответов);

    оказывать содействие или отвлекать участников ЕГЭ при заполнении бланков ответов во время экзамена, в том числе задавать вопросы, делать замечания;

    пользоваться в аудиториях средствами мобильной связи, фото и видеоаппаратурой, портативными, в том числе и карманными, компьютерами.

При нарушениях вышеуказанных требований общественный наблюдатель может быть удален из аудитории. Общественный наблюдатель несет ответственность за злоупотребление своим положением в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, общественный наблюдатель может быть допущен на другие этапы проведения ЕГЭ.

Общественный наблюдатель имеет право направить в ГЭК или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, справку о выявленных им нарушениях при организации и проведении экзамена в ППЭ, в котором он присутствовал в качестве общественного наблюдателя.

Судьбоносную роль на ЕГЭ играют общественные наблюдатели. Они могут скрыть нарушение на экзамене или сыграть непоправимую роль в вашей судьбе — заметить и удалить из класса со шпаргалкой. Мама екатеринбургского десятиклассника и наблюдатель со стажем на условиях анонимности рассказала о том, в чём состояли главные противоречия её работы.

Общественным наблюдателем на ЕГЭ я была два раза: в прошлом году и в нынешнем. К этому меня подтолкнули истории, случившиеся с детьми моих знакомых. Дочь подруги, всю жизнь учившаяся на четыре и пять, буквально провалила ЕГЭ по русскому, а сын коллеги по работе — девятиклассник — так переволновался на ГИА по математике, что ушёл с экзамена через 20 минут после начала, не приступив к решению даже половины заданий. Моему сыну предстоит сдавать ЕГЭ на следующий год, и мне важно прочувствовать этот процесс изнутри.

Насколько я понимаю, желающих пойти наблюдателями не очень много. Потому к этой роли привлекают родителей старшеклассников. В нашей школе классные руководители настоятельно попросили записаться наблюдателями по три человека от класса. Благо, активисты из родительского комитета (и я в их числе) согласились. При этом нельзя идти наблюдателем на экзамен к своему ребёнку — только в чужой класс и чужую школу.

Наблюдатель на экзамене встаёт перед выбором: выдать тех, кто списывает, или прикрыть? Тут всё зависит от того, какой ты человек. Знаю, что некоторые наблюдатели, специально стараются выловить учеников со шпаргалками. Я, напротив, сделаю вид, что не заметила. В прошлом году я видела, как девочка списывала с бумажной шпаргалки, но не стала её выдавать. Я подумала, что на её месте мог бы оказаться мой сын, и я не хочу доставлять никому лишних проблем.

Пронести телефон на ЕГЭ невозможно. Ученики, учителя, общественные наблюдатели сдают их на входе в школу. А наблюдателей за месяц до ЕГЭ просили назвать модели своих мобильников, а перед экзаменом проверяли, что ты сдал именно свой телефон, той модели, которую указал ранее. Понятно, что на экзамен ты можешь прийти и с чужим. Но такая проверка — дополнительный способ подстраховаться.

На ЕГЭ невольно испытываешь жалость к ребятам. Всё окутано атмосферой всеобщей тревоги и секретности. Кабинеты, предназначенные для проведения экзаменов, с вечера опечатаны, конверты с экзаменационными листами хранятся в сейфе у директора.

Атмосферу тревожности нагнетают и сами учителя, которые тоже волнуются и без конца суетятся. Они все бледные от волнения, а к ним относятся как к преступникам: сумку нужно оставить в углу у входа, со своей ручкой за парту нельзя, чуть ли не карманы осматривают.

Мне перед экзаменом выдали список телефонов и домашних адресов сдающих. В случае, если бы кто-то не пришёл на экзамен, я обязана дозвониться до этого ученика или забрать его из дома и привезти в школу.

Был случай, что ученик, придя на ЕГЭ, забыл паспорт. Его вместе с одним из наблюдателей отправили домой за документом. Послать школьника за паспортом в одиночку нельзя, вдруг он от волнения решит сбежать, чтобы прогулять экзамен.

Наблюдатель записывает, когда каждый из учеников выходит с экзамена. А последние три сдающих остаются с ним в классе и обязаны проследить за тем, что он запаковал и сдал все конверты с экзаменационными листами.

Своему сыну я строго-настрого запрещу брать с собой на ЕГЭ шпаргалки и мобильный телефон. Если спокойно следовать всем правилам и молча решать свой тест, ничего страшного на ЕГЭ не случится. А вот если их нарушать, можно испортить себе жизнь. Ведь неизвестно, какой наблюдатель будет в твоём классе.

Кстати

В этом году ЕГЭ вновь опутан скандалами, связанными с утечкой информации. Рособрнадзор зафиксировал 30 случаев публикации заполненных бланков ЕГЭ по русскому языку в Интернете. А накануне экзамена по физике в Интернете было размещено четыре архива в формате rar. Каждый архив включал в себя по шесть pdf-файлов с заданиями частей «А», «B» и «С» ЕГЭ по физике за 2013 год.

ПАМЯТКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО НАБЛЮДАТЕЛЯ

1. Права и обязанности общественных наблюдателей

Права и обязанности общественных наблюдателей регламентируются Положением о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации учащихся IX и XI (XII) классов.

Общественный наблюдатель имеет право:

Получать необходимую информацию и разъяснения от аккредитующего органа по вопросам порядка проведения ЕГЭ или ОГЭ;

Присутствовать в ППЭ, в том числе находиться в аудиториях, в которых проводится экзамен;

Присутствовать при рассмотрении апелляций;

Осуществлять наблюдение за проведением ЕГЭ или ОГЭ и/или рассмотрением апелляций;

Незамедлительно информировать уполномоченного представителя ГЭК, руководителя ППЭ или председателя экзаменационной комиссии о нарушениях установленного порядка проведения экзамена и/или рассмотрения апелляции;

Сообщать, направлять в департамент образования и науки Костромской области информацию о выявленных им нарушениях установленного порядка проведения ЕГЭ, ОГЭ или рассмотрения апелляций;

Получать информацию о принятых мерах по выявленным им фактам нарушения порядка проведения ЕГЭ, ОГЭ или рассмотрения апелляций.

Общественный наблюдатель не вправе:

Нарушать ход проведения ЕГЭ, ОГЭ, рассмотрения апелляций;

Оказывать содействие или отвлекать участников экзамена при выполнении ими экзаменационных работ (при рассмотрении апелляции);

В местах проведения ЕГЭ и ОГЭ использовать средства связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторы).

Общественный наблюдатель обязан:

При осуществлении общественного наблюдения иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя;

Соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ и ОГЭ.

При нарушениях вышеуказанных требований общественный наблюдатель может быть лишен своего статуса.

Общественный наблюдатель несёт ответственность за злоупотребление своим положением в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Организация работы на ППЭ во время проведения экзамена

Работу общественного наблюдателя в пункте проведения экзаменов организует руководитель ППЭ. Лица, с которыми общественный наблюдатель взаимодействует при решении вопросов, связанных с проведением ЕГЭ в ППЭ: члены ГЭК, руководитель ППЭ.

В день проведения ЕГЭ/ОГЭ общественному наблюдателю следует подойти в ППЭ не позднее чем за один час до начала экзамена для получения инструктажа от руководителя ППЭ.

До начала проведения экзамена общественный наблюдатель должен обратить внимание на соответствие всех помещений ППЭ требованиям Порядка.

Свою деятельность в ППЭ общественный наблюдатель осуществляет, учитывая вопросы, обозначенные в Акте о результатах общественного контроля проведения ЕГЭ/ОГЭ. Общественному наблюдателю следует обратить внимание на соблюдение основных правил организации и проведения экзаменов в ППЭ на каждом из этапов.

Организатор вне аудитории должен обеспечить организацию входа участников в ППЭ, при этом осуществить проверку документов, удостоверяющих личность, наличие участника в списках распределения в данный ППЭ, наличие у участников средств связи и иных запрещенных средств и материалов;

В день проведения экзамена в ППЭ должны присутствовать помимо участников ЕГЭ руководитель ППЭ, организаторы ППЭ, члены ГЭК, технический специалист по работе с программным обеспечением, руководитель организации, на базе которой организован ППЭ (или уполномоченное им лицо), сотрудники правоохранительных органов, медицинские работники и ассистенты, оказывающие помощь участникам ЕГЭ с ОВЗ и сопровождающие;

В день проведения экзамена в ППЭ могут находиться представители средств массовой информации, которые могут присутствовать в аудиториях только до начала заполнения участниками ЕГЭ бланков; общественные наблюдатели, должностные лица департамента образования, Рособрнадзора, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку соблюдения установленного порядка проведения экзамена при наличии у них документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их полномочия;

В одной аудитории может находиться только один общественный наблюдатель;

Присутствие других посторонних лиц в ППЭ не допускается;

В ППЭ должно быть выделено специальное помещение для лиц, сопровождающих участников, представителей средств массовой информации, общественных наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в ППЭ в день экзамена;

Помещения, не использующиеся для проведения экзамена, на время проведения экзамена запираются и опечатываются;

На время проведения экзаменов в аудитории должны быть закрыты стенды, плакаты и иные материалы со справочно-познавательной информацией по соответствующим учебным предметам;

В аудитории должны находиться только участники ЕГЭ (экзаменующиеся) и 2 организатора в аудитории;

Каждый участник должен сидеть за отдельным рабочим местом;

Для личных вещей участников должно быть выделено специальное место ДО ВХОДА В ППЭ (до расположения металлоискателя);

Аудитории проведения ГИА-11 должны быть оборудованы средствами видеонаблюдения;

При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;

Участники с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами;

До начала экзамена организатор в аудитории должен:

Предупредить участников ЕГЭ о ведении видеонаблюдения в аудитории и коридорах ППЭ;

Продемонстрировать участникам ЕГЭ целостность упаковки доставочного спецпакета с ИК;

Вскрыть доставочные спецпакеты с ИК;

Зафиксировать время и дату вскрытия в форме ППЭ-12-01 «Протокол проведения ЕГЭ в аудитории ППЭ»;

Провести инструктаж участников ЕГЭ, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, правилах оформления экзаменационной работы, продолжительности экзамена, порядке подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА, а так же о времени и месте ознакомления с результатами ЕГЭ.

Время проведения инструктажа не входит в продолжительность экзамена. После проведения инструктажа ответственный организатор в аудитории должен зафиксировать на доске время начала и окончания экзамена.

Организаторы в аудитории не должны помогать участникам ЕГЭ заполнять бланки ответов №1 и №2.

Во время экзамена участники не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Во время экзамена участники ЕГЭ могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории участники оставляют экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе.


  • участникам ЕГЭ/ОГЭ во время экзамена разрешается пользоваться дополнительными устройствами и/или справочными материалами только по отдельным предметам:
На ЕГЭ:

Математика – линейка.

Физика – линейка и непрограммируемый калькулятор.

Химия – непрограммируемый калькулятор.

География – линейка, транспортир и непрограммируемый калькулятор.

На ОГЭ:

Математика – линейка, справочные материалы.

Русский язык – орфографический словарь.

Физика – непрограммируемый калькулятор, лабораторное оборудование.

Химия – непрограммируемый калькулятор, лабораторное оборудование, справочные материалы

Биология – линейка, карандаш и непрограммируемый калькулятор.

География – линейка, непрограммируемый калькулятор и географические атласы для 7, 8, 9 классов

Литература – полные тексты художественных произведений, сборники лирики

Информатика и иностранные языки (устная часть) – компьютеры

Продолжительность экзамена должна соответствовать установленным нормам для каждого предмета:

На ЕГЭ:

Математика (профильный уровень), физика, обществознание, литература, информатика и ИКТ – 3 ч 55 мин (235 мин).

Русский язык, история – 3 ч 30 мин (210 мин).

Математика (базовый уровень), химия, биология, география, иностранный язык (кроме говорения) – 3 ч (180 мин).

Иностранные языки (раздел «Говорение») – 15 минут

На ОГЭ:

Русский язык, математика, литература – 3 ч 55 мин (235 мин).

Физика, обществознание, история, биология – 3 ч (180 мин).

Информатика и ИКТ – 2 ч 30 мин (150 мин).

Химия, география – 2 ч (120 мин).

Иностранный язык – 2 ч 10 мин (130 мин.)

Во время экзамена на рабочем столе участника помимо ЭМ находятся: ручка, документ, удостоверяющий личность, уведомление участника ЕГЭ о регистрации на экзамен, лекарства и питание (при необходимости).

У участников ЕГЭ, организаторов не должно быть средств связи, электронно-вычислительной техники, фото, аудио и видеоаппаратуры, не разрешённых справочных материалов, письменных заметок и т.д.

Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ОВЗ организуются питание и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена ответственный организатор уведомляет об этом участников экзамена;

По завершении экзамена в аудитории ответственный организатор в центре видимости камеры видеонаблюдения объявляет окончание экзамена. После проведения сбора экзаменационных материалов и подписания протокола о проведении экзамена в аудитории (Форма ППЭ-12-01) ответственный организатор громко объявляет все данные протокола, в том числе наименование предмета, количество участников ЕГЭ в данной аудитории и количество экзаменационных материалов (использованных и неиспользованных), а также время подписания протокола. Демонстрируют запечатанные возвратные доставочные пакеты с ЭМ участников ЕГЭ.

Внимание!!! После проведения ЕГЭ/ОГЭ общественные наблюдатели заполняет Акт о результатах общественного контроля установленного образца.

Общественный наблюдатель может присутствовать и осуществлять наблюдение в течение всех этапов работы пункта проведения экзамена, а также покинуть ППЭ после начала экзамена. Если общественный наблюдатель покинул ППЭ, то вернуться назад он уже не имеет права.

3. Организация работы на заседании конфликтной комиссии

В день работы конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ/ОГЭ общественному наблюдателю следует подойти не позднее, чем за 20 минут до начала рассмотрения апелляций.

Во время работы комиссии общественному наблюдателю необходимо обращать внимание на следующее:

Апеллянт приходит на заседание комиссии самостоятельно, либо с родителями (лицами, их заменяющими);

Рассмотрение апелляций осуществляется своевременно и объективно;

Члены конфликтной комиссии выполняют возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и моральные нормы;

Рассмотрение апелляций проводится в спокойной и доброжелательной обстановке;

К рассмотрению апелляции привлекаются эксперты – члены предметной комиссии по предмету для соответствующих пояснений;

Апеллянт подтверждает, что ему предъявлены изображения его экзаменационной работы;

Апеллянту предоставляется возможность удостовериться в правильности распознавания его экзаменационной работы, а также убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными по данному предмету критериями;

Комиссия по результатам рассмотрения апелляции принимает аргументированное решение об отклонении или удовлетворении апелляции.

После проведения заседания конфликтной комиссии общественный наблюдатель заполняет соответствующий Акт.

Чтобы экзамены проходили честно, в этом году во всех белгородских пунктах проведения и в региональном центре обработки информации видеонаблюдение работает только в онлайн-режиме (раньше записи из некоторых пунктов не транслировали в реальном времени). В каждом пункте подавляют мобильную связь . За этими и другими тонкостями и должны следить общественные наблюдатели.

Я начала вспоминать, что знаю об итоговой аттестации школьников. Оказалось, что немного. Сама я сдавала ЕГЭ только по русскому языку и математике. Было это в тот год, когда новый формат только вводили в качестве эксперимента. А наблюдатель без специальных знаний, по сути, бесполезен. Выход нашёлся: восполнить пробелы помогло дистанционное обучение на сайте egebook.ru . Курс стартовал в конце марта и длился до конца мая.

Программа предложила мне пройти предварительное тестирование, что я не преминула сделать, понадеявшись, что, возможно, учиться и не придётся. Но я была слишком самонадеянна. Компьютер выдавал вопросы типа: «Какая форма используется при подаче апелляций?» – с вариантами ответов «ППЭ-02», «2-АП», «1-АП», «ППЭ 18-МАШ» и «ППЭ-03» . Или предложил выбрать из федеральных законов, приказов Минобрнауки и постановлений правительства документ, который регулирует работу информационной системы для ГИА.

Сдать тест с нужным количеством баллов мне не удалось, так что пришлось изучить материалы, рассчитанные на пять академических часов. После этого итоговый тест я сдала с первого раза и мне прислали по электронной почте сертификат о том, что я успешно прошла обучение.

Фото Вадима Заблоцкого

Никакой родни

С чувством выполненного долга я отправилась в Белгородский региональный центр оценки качества образования на Кутузова, 19 , который аккредитует общественных наблюдателей. Встретили меня очень вежливо и первым делом поинтересовались, к какой организации я отношусь и не студентка ли? Я ответила, что сама по себе изъявила желание. На лицах работников центра выразилось небольшое удивление. Судя по всему, таких добровольцев к ним приходит немного.

«Наблюдателями на ЕГЭ нередко становятся члены общественных организаций и представители политических партий, которые стремятся вести активную деятельность, особенно в период предвыборных кампаний. Также регионы часто привлекают к этому студентов, – объяснил «БелПрессе» ответственный секретарь комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ Юрий Съедин . – В целом же какой‑либо статистики по сферам основной деятельности общественных наблюдателей не ведётся».

В заявлении на аккредитацию меня всё‑таки попросили помимо Ф. И. О., паспортных данных и номера телефона указать организацию, представителем которой я являюсь. Я написала «домохозяйка », чтобы ко мне как к представителю СМИ не стали относиться как‑то особенно. Предупредили и об ограничении: мама или другие родственники школьника, проходящего итоговую аттестацию, не могут присутствовать на экзамене, так как у них имеется личная заинтересованность. Когда человек подаёт заявление, впоследствии родственные связи проверяют. Родственников-одиннадцатиклассников у меня не имеется, так что с этим проблем не возникло.

Принимавшая заявление сотрудница предложила также вписать туда адрес моей электронной почты, чтобы мне не пришлось во второй раз ехать в центр и забирать удостоверение общественного наблюдателя лично.

Сертификат о прохождении обучения у меня никто так и не спросил. Правда, дистанционный курс и не обязателен. На обучающем сайте в этом году зарегистрировался 101 человек из Белгородской области, в то время как всего в регионе аккредитовали более 600 наблюдателей , что почти вдвое больше, чем в 2015-м.

Через три рабочих дня мне перезвонили и сообщили, что удостоверение готово. Вот только пересылать по электронной почте его всё‑таки не захотели. Пришлось ехать на Кутузова – забирать документ.

Фото Вадима Заблоцкого

Студенты-наблюдатели

Я выбрала первый в этом году обязательный предмет – русский язык . Его в 43 пунктах проведения экзамена региона сдавали более 7 тыс. человек . Ещё 4,5 тыс. человек обеспечивали проведение ЕГЭ. В их число входят и общественные наблюдатели.

Вооружившись блокнотом, ручкой, удостоверением и паспортом, 30 мая я отправилась в школу в Майском, где за парты должны были сесть дети из нескольких населённых пунктов Белгородского района. На входе мои данные записали в журнал, после чего с другими наблюдателями нас проводили в кабинет, где мы оставили вещи. Затем я прошла в аудиторию, уже заполненную контролёрами. Их было не менее 20 человек, среди которых выделялись несколько молодых людей в синих футболках с надписью «Корпус общественных наблюдателей».

«Мы работаем со студентами высших учебных заведений, – объяснил координатор областного корпуса Анатолий Зайцев . – С декабря запускается информационная кампания в вузах, после чего любой желающий студент может выразить желание вести общественный контроль на ЕГЭ, заполнив специальную анкету. После этого ребята присутствуют на обучающем семинаре и проходят тестирование. Те, кто в результате набрал необходимое количество баллов, становятся общественными наблюдателями. В этом году их 33. Они контролируют 23 школы области. Также в регионе работает ещё около 50 студентов – общественных наблюдателей из Курской области».

Не к чему придраться

Наблюдателям раздали спецформу, которую они заполняют по ходу экзамена, отмечая нарушения.

«Для проведения экзамена задействовано девять аудиторий на двух этажах, а штаб у нас находится на третьем этаже, там вы можете задать интересующие вас вопросы. Уйти можете в любое время, поставив отметку о времени завершения наблюдения», – рассказала руководитель пункта проведения экзамена Светлана Козлова .

Тут выяснилось, что места в аудиториях достались далеко не всем – к каждой прикрепили по одному наблюдателю.

«Остальным заходить в аудитории нельзя. Вы будете мешать детям сдавать экзамен, и они потом могут подать апелляцию по этому поводу», – объяснила член экзаменационной комиссии Ольга Киреева .

Мне конкретного кабинета не досталось, и я пошла следить за порядком ко входу в экзаменационный пункт, куда как раз стали заходить дети. Большинство из них совсем не выглядели напуганными – ребята шутили и смеялись, а раздражение на некоторых лицах проявлялось, только когда одиннадцатиклассников начинали проверять при помощи ручных металлодетекторов. Только один молодой человек время от времени складывал руки в молитвенном жесте и повторял: «Ой-ой-ой-ой!».

Фото Вадима Заблоцкого

Ничего запрещённого у школьников не нашли . Вопрос вызвал найденный у одного из них баллончик с лекарством, но всё‑таки парню разрешили пройти. Ещё у одного металлодетектор среагировал на жевательную резинку в упаковке из фольги, а у двух юных курильщиков отыскали в карманах пачки сигарет.

Дети разошлись по аудиториям, а я отправилась сверять пункты в выданной мне бумаге с реальностью: например, присутствует ли в штабе телефонная связь и сейф для хранения экзаменационных материалов, есть ли помещение для медработников, закрыты ли стенды со справочной информацией по сдаваемому предмету. Среди прочих был и пункт о том, что незадействованные в проведении экзамена помещения должны быть закрыты и опечатаны. Я зашла на этаж, где экзамен вообще не проходил, но даже там всё оказалось запечатано.

Ни по одному пункту придраться было не к чему. Я ещё тихонько побродила по коридорам, заглядывая в открытые двери аудиторий, в которых дети с сосредоточенным видом решали экзаменационные задания. Не обнаружив нарушений и там, я с чувством удовлетворения удалилась.

У тех, кто ещё хочет попробовать себя в роли общественного наблюдателя в этом году, время пока есть. Последние ЕГЭ по химии и физике дети будут сдавать только 20 июня . После этого с 22-го по 30-е наступят резервные дни, когда экзамены сдают те, кто не смог это сделать раньше по уважительным причинам, например по болезни или из‑за совпадения экзаменов по разным предметам в один день.

Хотя онлайн-обучение окончено, на сайте можно ознакомиться с информационными материалами самостоятельно. А аккредитоваться в качестве общественных наблюдателей можно не позднее чем за три рабочих дня до экзамена.

Анна Бессонова