Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Викторины для детей о весне. Викторина "Весна - красна" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Викторины для детей о весне. Викторина "Весна - красна" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Майок Алла Владимировна

Воспитатель, МАДОУ ЦРР - детский сад, г. Покачи, ХМАО - Югра

Майок А.В. Викторина "Дыхание весны" // Совушка. 2018. N2(12)..08.2019).

Заказ № 88412

Пояснительная записка.

Викторина «Дыхание весны» предназначена для воспитанников старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познавательное развитие». Викторина проводится в рамках лексических тем, как итоговое мероприятие.

Викторина проводится в музыкальном зале. Помещения украшено на весеннюю тематику, плакатами на тему «Весна идет - весне дорогу», изготовленными детьми совместно с родителями и педагогами. Организована выставка рисунков и поделок на тему «Весенние переливы».

Организационные вопросы: детей можно поделить на две команды, используя социо - игровой метод. Команды можно определить как заранее, так и во время проведения викторины. Также можно провести викторину со всей группой (каждый за себя).

Игрокам предлагается самостоятельно определить название своей команде, используя весенние названия.

Вначале викторины звучит песня о весне, на слайде появляется изображение «ВЕСНЫ», а также проводится разминка в форме вопросов для всех участников. Под эту песню можно детей поделить на две команды, используя социо - игровой метод.

Вопросы в конкурсах задаются поочередно каждой команде.

В конкурсах 2, 5, 6, 10 используются слайды презентации: появляются правильные ответы на предложенные вопросы.

На заключительном этапе проводится творческий конкурс. Дети создают картину «ВЕСНЫ».

В конце викторины ребенок читает стихотворение, а на слайде изображение по его содержанию.

Все участники викторины выполняют танец - импровизацию с подснежниками под музыку.

Ход викторины.

Цель: обобщение знаний и представлений детей о весне.

Задачи.

Образовательный аспект:

  • систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе;
  • продолжать учить определять характерные признаки весны и самостоятельно их находить;
  • расширять представление о лесных животных, их образе жизни;
  • продолжать учить узнавать и называть перелетных птиц;
  • продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно;
  • повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор.

Развивающий аспект:

  • развивать умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата;
  • развивать внимание, умение слушать и слышать;
  • развивать мышление, память и восприятие.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать интерес к природе;
  • воспитывать любознательность;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к природе;
  • воспитывать умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа «Пробуждение природы»; беседы о перелетных птицах, о первоцветах (подснежник, мать - и - мачеха…) с рассматриванием иллюстраций. Проводится беседа с опорой на презентацию «Что происходит весной?»; наблюдение на прогулке за погодными изменениями. Чтение произведений по теме «Весна». Рисование «Весеннее настроение». Экологическая игра с опорой на презентацию «Путешествие в весенний лес».

Оборудование и материалы.

ТСО: ноутбук, мультимедийное оборудование: экран для показа слайдов, проектор; магнитофон.

Листы с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.

Картинки перелетных птиц и их домиков.

Презентация к викторине.

Аудио запись: песня о весне, музыкальное произведение А. Вивальди «Весна», музыка Чайковского «Вальс цветов».

Для творческой работы: клей - карандаш, салфетки, клеенки, цветные карандаши, 2 листа ½ ватмана (можно альбомный лист на каждого ребенка); плоскостные фигурки птиц, весенней природы.

пособие к игре «Составь целое» (части изображений первоцветов: подснежник, мать - и - мачеха, медуница, сон - трава)

Методические приёмы.

Сюрпризный момент - на фоне песни о весне появляется слайд с изображением «Весны».

Приём «мозговой штурм»; рефлексия.

Проблемно-игровые ситуации, моделирование.

Метод самоконтроля; дискуссионный метод; индивидуализация.

Участники мероприятия.

Дети старшей группы — 2 команды по 5 человек.

Воспитатель - ведущий.

Жюри - старший воспитатель, педагоги по дополнительному образованию.

Родители, дети - зрители.

Правила игры:

Каждой команде за правильный ответ даются фишки. В конце игры фишки подсчитываются. Побеждает та команда, у которой больше фишек.

Ход викторины:

I часть. Вступительная.

Звучит песня о весне. На слайде 3 появляется изображение «ВЕСНЫ».

Воспитатель.

Весна приходит незаметно, но все её видят, потому что любят, потому что ждут. Скоро природа нарядится, ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги. Весна нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке. О Весне поют песни, слагают стихи.

Студёную зиму провожаем,

Красную Весну встречаем,

Покидает зима нас на саночках,

Приплывает весна в лодочке,

С теплом, с солнцем,

С ливнями, с цветами,

С хороводами, с журавлями.

Воспитатель.

Давайте поприветствуем всех!

Приветствие.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Дарим радость вам свою.

II часть. Основная.

Воспитатель.

Давайте разделимся на две команды.

Игроки делятся на команды и определяют ее название.

Разминка.

Воспитатель.

Весной ярко светит … (солнце)

На пригорках тает … (снег)

Бегут шумные весенние … (ручьи)

Просыпается медведь в …(берлоге)

Заяц сидит под … (деревом)

Снег тает и превращается в … (лужи)

На деревьях распускаются … (почки)

Все радуются … (весне, яркому солнцу, цветам, пению птиц…)

1 КОНКУРС «Произнеси скороговорку».

Воспитатель.

- По одному игроку от каждой команды поочередно произносят скороговорку. Побеждает та команда, участник которой чище и быстрее выполнит задание.

«На поляне, над ромашкой, жук летал в цветной рубашке».

2 КОНКУРС «Что мы знаем о весне?»

(Каждой команде поочередно задаётся по одному вопросу)

( На слайде 4 после ответов детей появляются изображения)

Вопросы первой команде:

1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья)

3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они

могут добыть себе пищу - червячков)

4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть)

5. Что изменилось у медведя с приходом весны? (Он проснулся)

Вопросы второй команде:

1.Что происходит со снегом весной? (Он тает)

2.Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного)

3.Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, появились

проталинки и подснежники расцвели)

4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег)

5. Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую)

3 КОНКУРС «Кто больше назовет признаков весны»

Первые проталины

Почерневший снег

Вернувшиеся из теплых стран перелётные птицы

Увеличение светового дня

Повышение температуры окружающей среды

Журчание ручьёв

Оживление деятельности зимующих птиц

Характерные запахи свежей земли, прелой листвы, нагретой коры

Появление первой весенней птицы - трясогузки - ледоломки

Необычно голубой цвет неба.

4 КОНКУРС «Найди домики для птиц»

Воспитатель.

Из множества картинок, нужно выбрать перелетных птиц, поселить их в гнезда или домики и ответить на вопрос: «Что заставляет их менять место жительства, т.е. улетать в теплые края?»

(Ласточка, грач, ворона, синица)

- Задание для первой команды. (Скворец, утка, воробей, голубь)

(Поочередно выполняет каждая команда)

5 КОНКУРС «Отгадай загадки» (Отгадки появляются на слайде 5)

Самый первый день весны,

Самый - самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась…..(верба)

Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припеке с крыши нашей

Утром свесилась….(сосулька)

Ой, беда, ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу…..(проталинки)

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает….(капель)

6 КОНКУРС «Умный словесник»

(Вопросы задаются для обеих команд. Ответ принимается у того участника команды, кто первый поднял руку. На слайде 6 появляется правильный ответ).

Назовите первоцветы?

Кто из животных, просыпается весной после зимней спячки? (Ёж, медведь, барсук)

Теплое солнце растопило снег и лед, во что они превратились? (Вода, лужа, ручеёк)

Какую воду весной называют талой?

На каких деревьях раньше листвы появляются цветы? (Берёза, клен, верба)

Теплая погода зимой или весной, когда подтаивает снег? (Оттепель)

Место, где растаял снег, и открылась земля? (Проталина)

Небольшой водяной поток после таяния снега? (Ручеек)

7 КОНКУРС «Узнай по объявлению».

Воспитатель.

- Ребята, пока вы справлялись с предыдущим конкурсом, «ВЕСНА» прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а она, не может их понять. Поможем «ВЕСНЕ»?

Объявления первой команде:

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха)

2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)

Объявления второй команде:

1. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)

2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух)

3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

8 КОНКУРС «Составь целое».

Воспитатель.

Ребята, «ВЕСНА» хотела вам показать, какие красивые в этом году первоцветы. Она нарисовала их, но «ЗИМА» не хотела, чтобы появлялись первые цветы, и разорвала их. Давайте поможем весне, объединим кусочки, составим целую картинку первоцветов. (Раздаются конверты с частями изображений первоцветов. По 2 конверта каждой команде)

9 КОНКУРС «Скажи наоборот о весне».

(По очереди предлагаются примеры каждой команде)

Весна:

- ранняя - … (поздняя)

- затяжная - … (дружная)

- теплая - … (холодная)

- веселая - …(грустная)

10 КОНКУРС «Четвертый лишний»

(На слайде 7-8 изображены перелетные и зимующие птицы для каждой команды. Участники викторины определяют перелетных птиц и называют лишних зимующих)

Задание для первой команды.

Ворона, ласточка, скворец, журавль.

Задание для второй команды.

Воробей, дикие гуси, трясогузка, грач.

11 КОНКУРС «Объясни пословицу»

(Участники викторина объясняют пословицу. Пословицы предлагаются по очереди каждой команде).

Первая команда.

- Апрель с водой, май с травой.

Увидел грача - весну встречай.

Вторая команда.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Много воды - много травы.

II I часть. Заключительная.

12 КОНКУРС «Творческий».

Воспитатель.

Каким цветом можно нарисовать весну? (Зеленый, голубой, салатовый…)

Как можно назвать весну? (Буйная, цветущая, звонкая, ранняя, робкая, долгожданная, поздняя, душистая, игривая…)

Каждая команда должна будет создать картину на тему «Пришла весна», предлагаем вам картинки, отберите нужные по содержанию и создайте свой сюжет на предложенную тему. (Самостоятельная работа детей. Звучит музыкальное произведение А. Вивальди «Весна»)

Рефлексия.

- Ребенок читает стихотворение Г. А. Скребицкого ( На экране слайд 9 с изображением по содержанию стихотворения)

Опять весна, воды разлив,

И нет в помине зимней стужи.

Я вновь пускаю корабли

По ручейкам и вешним лужам.

- Танец - импровизация с подснежниками под мелодию Чайковского «Вальс цветов».

( Слайд 10 с первоцветами)

- В подарок от «ВЕСНЫ» детям предлагаются раскраски с изображением половинки бабочки, листочка, цветочка, солнышка.

Итог.

Жюри подсчитывает фишки и объявляет результаты. ( Слайд 11 с первоцветами)

Ведущая благодарит ребят за внимание и выполнение заданий по установленным правилам, активное участие в викторине. Вручение медалей «Знатоки природы». (Слайд 12)

Список используемой литературы.

  1. Бодраченко И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. 2011.
  2. Вахрушев А.А. Кочемасова Е.Е. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и родителей. М.: Баласс, 2006.
  3. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
  5. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2016.
  6. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. М.: ВАКО, 2005. 240 с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  7. Нищева Н. В. Первые весенние цветы. СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Сценарий экологической викторины «Что мы знаем о весне?» Старшая группа

Викторина: «Что мы знаем о весне? »

Цель: обобщить представления детей о весне.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи: систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе (неживая природа: день становится длиннее, ночь короче, тает снег; живая природа: прилетают птицы, появляются подснежники, просыпаются дикие звери, меняют зимнюю шубку на летнюю) .

2. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к природе, умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.

3. Речевые задачи: продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно.

4. Развивающая задача: развивать внимание, умение слушать и слышать.

Подготовка к занятию:

1. Подготовка воспитателя: подобрала и оформила конспект, подготовила наглядность, провела предварительную работу.

2. Предварительная работа: выучить стихи о весне, провести неподготовленную беседу о грачах, о первоцветах (подснежниках) с рассматриванием иллюстраций; наблюдение на прогулке за погодными изменениями.

3. Оборудование и материалы: эмблемы для каждой команды (Солнышки и Капельки) ; магнитная доска; пособие к игре «Раскрась живое» и «Раскрась неживое»; иллюстрации к игре «Путаница».

Организация детей: детей делят на две команды.

Длительность: 25 минут.

Ход викторины:

I часть. Вступительная.

Воспитатель: «Ребята, сегодня утром мне пришло письмо от Веснянки, в которой она предлагает нам провести викторину. Она уже подготовила нам очень интересные задания, которые нам с вами предстоит разгадать. Вы готовы? Ну, тогда начнём».

II часть. Основная.

Давайте разделимся на две команды. Первая команда будет называться «Солнышки», а вторая – «Капельки». (Вывешиваю на доску эмблемы команд.)

1 конкурс. «Загадки от Веснянки».

Объясняю: сначала я буду загадывать загадку одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает по одному солнышку или по одной капельке. Если одна команда ответа не знает, а другая знает, то вопрос переходит к другой команде. Готовы? Итак, загадка первая.

I пара загадок. О природных явлениях.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лёд.)

Зимой в поле лежал,

Весной в реку побежал. (Снег.)

(Белая морковка зимой растёт. Сосулька.)

II пара загадок. О птицах.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей.

Кто это? (Воробей.)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (Скворец.)

(Верещунья, белобока, а зовут её… сорока)

III пара загадок. О цветах.

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок,

Белые реснички. (Ромашка.)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

IV пара загадок. О животных.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса.)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

2 конкурс. «Что мы знаем о весне? »

Вопросы первой команде:

1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) .

2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья.)

3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они могут добыть себе пищу – червячков.)

4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть.)

5. Что изменилось у медведя с приходом весны? (Он проснулся.)

Вопросы второй команде:

1. Что происходит со снегом весной? (Он тает.)

2. Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного.)

3. Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, они сразу расцвели.)

4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег.)

5. Что изменилось у зайца с приходом весны? (Поменял белую шубку на серую.)

3 конкурс. «Что сначала, что потом».

Это конкурс о развитии птиц из яиц. Каждой команде дается по три картинки: на первой изображено яйцо, на второй – цыплёнок, на третьей – курица.

Дети должны разложить картинки в правильной последовательности.

4 конкурс. «Узнай по объявлению».

Ребята, пока вы справлялись в предыдущим конкурсом, Веснянка прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а именно, не может понять. Поможем веснянке?

Объявления первой команде:

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха.)

2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка.)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк.)

Объявления второй команде:

1. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь.)

2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух.)

3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)

5 конкурс. «Путаница».

Ребята, Веснянка хотела вам показать, какие красивые в этом году подснежники. Она нарисовала вам их, но совсем запуталась. (Раздаю листочки с изображением цветов.) Что она неправильно сделала? Нарисуйте схематично, как должно быть (или разложить, если есть части цветка в разрезе) .

6 конкурс. «Живое – неживое»

Предлагаю детям одной команды раскрасить на рисунке только живое, а другой команде – только неживое.

III часть. Заключительная.

Подвожу итог викторины, подсчитываю «солнышки» и «капельки».

Команда, которая выигрывает, получает картинки с изображением подснежников, а проигравшая команда - раскраски от Веснянки.


Игровое занятие в подготовительной группе детского сада. Игра – викторина «В гости к весне»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Данная разработка представляет собой игру-викторину на весеннюю тематику для детей подготовительной группы. Данная работа будет полезна воспитателям старших групп, учителям-логопедам и учителям начальных классов школы.

Цель:
- обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
- развивать мышление, внимание, память и восприятие;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата
- обучать детей связной грамматически правильной речи;
- повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор;
- воспитывать уважительное отношение к природе.
Предварительная работа. Чтение произведений, по которым составлены вопросы викторины, беседы, изучение цветов, прослушивание музыкальных произведений.
Организационные вопросы: можно детей поделить на команды, или провести викторину со всей группой (каждый за себя).


Ход викторины:
Воспитатель: Ребята вот и наступила долгожданное весна, которая нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке.
Вы, наверное, заметили, что природа принарядилась, а совсем скоро ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги.
А вы любите цветы? Знаете, как надо за ними ухаживать?
А можно ли рвать цветы?
Ответы детей.
Воспитатель: Для начала, предлагаю вспомнить весенние месяцы. И вспомнить праздники, которые мы отмечаем в каждом месяце?
Ответы. Март: 1 марта - Всемирный день кошек, 3 марта – Всемирный день писателя, 8 марта – Международный женский день, 20 – 21 марта – день Весеннего Равноденствия, 21 марта – День Земли, 22 марта – Всемирный день воды, 27 марта – Международный день театра.


Ответы: Апрель: 1 апреля – День смеха и день птиц, 2 апреля – День детской книги, 7 апреля – День здоровья, 12 апреля – день космонавтики, 23 апреля – Всемирный день книг, 29 апреля – день танца, 30 апреля – день пожарной охраны.


Ответы: Май – 1 мая – праздник Весны и труда, 3 мая – день Солнца, 9 мая – день Победы, 15 мая – день семьи, 18 мая – день музеев, 27 мая – день библиотек, 28 мая – день пограничника.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, а заодно проверим, готовы ли вы к встрече с весной. Для начала встанем в круг и немного разомнемся:
« Мы по кругу пойдем,
Названия цветов найдем.
Например: я говорю ромашка,
А кто рядом со мной стоит,
Говорит на последнюю букву,
А точнее на «А» - астра.
Ну, что, поиграем,
Названия цветов повспоминаем».
Воспитатель: Мы разминку провели,
А к викторине готовы вы?
Ответы.
Воспитатель: Викторину начинаем,
На стульчики сесть вас приглашаю.


- Как называются цветы, которые первыми появляются после снега?(подснежники)

Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта?(тюльпаны)
- Какие животные просыпаются весной?(медведь, еж)
- Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые комочки?(верба)
- В какое время года, мы празднуем праздник масленицы?(весной)
- Что обозначает праздник – Масленица?(проводы зимы)
- Как называется природное явление «таяние сосулек» ?(капель)
- Какая птица раньше всех возвращается из теплых стран?(грач)
- Как называется цветок из которого появилась девочка Дюймовочка?(тюльпан)
- Какие цветы мы обычно возлагаем к мемориалу Вечный огонь?(гвоздики)
- Дарят женщинам нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками, что это за веточки?(мимоза)
- Назовите весенние праздники?(8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы)
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и гимнастику для глазок проведем.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. - закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, - сидят с закрытыми глазами,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, - открывают глаза,
Через речку мост построим. - взглядом рисуют мост,
Нарисуем букву о, получается легко. - глазами рисуют букву «О»
Вверх поднимем, глянем вниз, - глазки смотрят вверх – вниз,
Вправо, влево повернем, - вправо – влево,
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Викторину продолжаем,
И загадки отгадаем.


- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…(весна)
- Весной зеленеет,
Из земли растет.
Осенью желтеет,
В стог сена идет.(трава)
- По весне деревья их распускают,
И на себя надевают,
А осенью снимают,
И на землю роняют.(листья)
- Весной бежит, журчит,
А зимой замерз и стоит.(ручей)
Воспитатель: Назовите мне произведения, которые вы знаете, в которых говорится о весне, о цветах, название произведения называете, и цветок, о котором в нем говорится?
Ответы: - Произведение «Аленький цветочек» и цветок также называется.
- «Двенадцать месяцев» - цветы подснежники;
- Стихотворение «Мамин день» - цветок подснежник;
- Стихотворение «Одуванчик» - цветок одуванчик.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много всего знаем о весне. Предлагаю устроить конкурс чтецов на лучшее стихотворение о весне.


Ребенок: Травка зеленеет…
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Ребенок: Черемуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ребенок: Весенние певцы
У весны весёлый старт
На пороге уже Март,
Неба синяя река,
Кораблики в ней – облака,
Дружно так поют скворцы,
Они – весенние певцы,
И вокруг всё расцветает –
По земле весна шагает.
Воспитатель: А сейчас предлагаю музыкальную викторину. Я вам включаю музыку без слов, а вы вспоминаете слова? Отвечаем поднимая руку, не выкрикивая.


Ответы: «Желтые тюльпаны»; «Белые розы»; «Есть на свете цветок алый - алый, Яркий, пламенный, будто заря. Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовётся не зря»; «В траве сидел кузнечик, совсем, как огуречик…»; «Вот какой, вот какой маленький цветочек мой, Он фиалкою зовется, пахнет солнцем и весной»; «Это значит, это значит, это значит, Что в природе - новизна. Это значит, это значит, это значит, Что опять пришла весна»; «Белая ромашка».
Воспитатель: Вы все молодцы, столько всего знаете о весне и цветах.
На столах вам предложены игры и раскраски по теме, можете отдохнуть и заняться, кто - чем пожелает.
А я всех вас благодарю,
И спасибо вам говорю.
За хорошую работу,
Весна прислала вам угощенье.

Ольга Качалка
Сценарий экологической викторины «Что мы знаем о весне?» Старшая группа

Викторина : «Что мы знаем о весне

Цель : обобщить представления детей о весне .

Программное содержание :

1. Образовательные задачи : систематизировать и обобщить представления детей о весенних изменениях в природе (неживая природа : день становится длиннее, ночь короче, тает снег; живая природа : прилетают птицы, появляются подснежники, просыпаются дикие звери, меняют зимнюю шубку на летнюю).

2. Воспитательные задачи : воспитывать интерес к природе, умение работать в коллективе, не выкрикивать, не перебивать своих товарищей.

3. Речевые задачи : продолжать учить пользоваться развернутыми предложениями, отвечать четко, ясно, внятно.

4. Развивающая задача : развивать внимание, умение слушать и слышать.

Подготовка к занятию :

1. Подготовка воспитателя : подобрала и оформила конспект, подготовила наглядность, провела предварительную работу.

2. Предварительная работа : выучить стихи о весне , провести неподготовленную беседу о грачах, о первоцветах (подснежниках) с рассматриванием иллюстраций; наблюдение на прогулке за погодными изменениями.

3. Оборудование и материалы : эмблемы для каждой команды (Солнышки и Капельки) ; магнитная доска; пособие к игре «Раскрась живое» и «Раскрась неживое» ; иллюстрации к игре «Путаница» .

Организация детей : детей делят на две команды.

Длительность : 25 минут.

Ход викторины:

I часть. Вступительная.

Воспитатель : «Ребята, сегодня утром мне пришло письмо от Веснянки , в которой она предлагает нам провести викторину . Она уже подготовила нам очень интересные задания, которые нам с вами предстоит разгадать. Вы готовы? Ну, тогда начнём».

II часть. Основная.

Давайте разделимся на две команды. Первая команда будет называться «Солнышки» , а вторая – «Капельки» . (Вывешиваю на доску эмблемы команд.)

1 конкурс. «Загадки от Веснянки » .

Объясняю : сначала я буду загадывать загадку одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ команда получает по одному солнышку или по одной капельке. Если одна команда ответа не знает , а другая знает , то вопрос переходит к другой команде. Готовы? Итак, загадка первая.

I пара загадок. О природных явлениях.

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло :

Скользко, весело, светло. (Лёд.)

Зимой в поле лежал,

Весной в реку побежал . (Снег.)

(Белая морковка зимой растёт. Сосулька.)

II пара загадок. О птицах.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей.

Кто это? (Воробей.)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (Скворец.)

(Верещунья, белобока, а зовут её… сорока)

III пара загадок. О цветах.

Стоят в поле сестрички –

Жёлтый глазок,

Белые реснички. (Ромашка.)

Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш.)

IV пара загадок. О животных.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса.)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

2 конкурс. «Что мы знаем о весне

Вопросы первой команде :

1. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) .

2. Что весной появляется на деревьях? (Почки, листья.)

3. Какая птица прилетела первая? Почему? (Грачи; появились первые проталины, где они могут добыть себе пищу – червячков.)

4. Почему тает снег? (Солнце стало больше греть.)

5. Что изменилось у медведя с приходом весны ? (Он проснулся.)

Вопросы второй команде :

1. Что происходит со снегом весной ? (Он тает.)

2. Какого цвета первые листочки на деревьях? (Светло-зелёного.)

3. Какие цветы появляются первыми? Почему? (Подснежники; снег растаял, они сразу расцвели.)

4. Почему побежали ручьи? (Потому что тает снег.)

5. Что изменилось у зайца с приходом весны ? (Поменял белую шубку на серую.)

3 конкурс. «Что сначала, что потом» .

Это конкурс о развитии птиц из яиц. Каждой команде дается по три картинки : на первой изображено яйцо, на второй – цыплёнок, на третьей – курица.

Дети должны разложить картинки в правильной последовательности.

4 конкурс. «Узнай по объявлению» .

Ребята, пока вы справлялись в предыдущим конкурсом, Веснянка прислала нам телеграмму, в которой говорит, что звери в лесу развесили свои объявления, а именно, не может понять. Поможем веснянке ?

Объявления первой команде :

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе. (Улитка, черепаха.)

2. Друзья! Нужны иглы, обращаться ко мне. (Ёж, дикобраз, ёлка.)

3. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк.)

Объявления второй команде :

1. Прошу разбудить меня весной . Приходите лучше с мёдом. (Медведь.)

2. Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух.)

3. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк.)

5 конкурс. «Путаница» .

Ребята, Веснянка хотела вам показать , какие красивые в этом году подснежники. Она нарисовала вам их, но совсем запуталась. (Раздаю листочки с изображением цветов.) Что она неправильно сделала? Нарисуйте схематично, как должно быть (или разложить, если есть части цветка в разрезе) .

6 конкурс. «Живое – неживое»

Предлагаю детям одной команды раскрасить на рисунке только живое, а другой команде – только неживое.

III часть. Заключительная.

Подвожу итог викторины , подсчитываю «солнышки» и «капельки» .

Команда, которая выигрывает, получает картинки с изображением подснежников, а проигравшая команда - раскраски от Веснянки .

Викторина «Весна - красна»

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: дети, педагоги.

Возраст детей: 6-7 лет.

Направленность проекта:

Комплексная (сочетание разных видов деятельности – познавательно-исследовательская, трудовая, продуктивная, коммуникативная, игровая).

Формы проведения: - беседы - игры (дидактические, подвижные) - наблюдения в природе - рассматривание картин и иллюстраций о весне - проведение викторины

Цель: расширить и систематизировать представления детей о весне.

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи: - закрепить знания о весне и типичных весенних явлениях в природе.

Коррекционно-развивающие задачи: - развивать умение сравнивать различные периоды весны. - развивать и обогащать словарный запас по теме проекта, монологическую и диалогическую речь. - развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать умения сопереживать успехам и неудачам товарищей. - воспитывать экологическую культуру, трудолюбие. - воспитывать радостное и заботливое отношение детей к пробуждающейся природе

Материал: эмблемы команд, фишки для подсчета очков, картинки о весне, картинки цветов, птиц, деревьев.

Планируемые результаты:

Дети:

Выделяют наиболее характерные весенние изменения в природе;

Знают название первых весенних цветов;

Рассматривают сюжетные картинки;

Используют все части речи, активизируют словарный запас;

Проявляют бережное отношение к природе.

Участвуют в обсуждениях, наблюдениях.

Ход занятия: - Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку. Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса значит, к нам пришла...
(Весна).

О чем эта загадка? Совершенно верно. И сегодня мы с вами будем говорить о весне.

Только у нас сегодня будет викторина. Вы будете выполнять задания и за правильный ответ получать фишку, команда, у которой будет больше фишек, станет победителем.

В викторине будут участвовать две команды.

1. Первый конкурс. «Кто быстрее ответит? »

Слушаем внимательно и отвечаем на вопросы полными ответами. Вопросы задаются по очереди каждой команде.

1. Сколько весенних месяцев? 3

2. Какой месяц идет после марта? апрель

3 . Какой цветок первым появляется из земли? подснежник

4. Как называется место, где растаял снег, и показалась земля? проталина

5. Порхают птички или лисички? птички

6. Журчат ручьи или грачи? ручьи

7 . Набухают почки или листочки? почки

8. Какая птица прилетает первой? грачи

2. «Четвертый лишний». Нужно объяснить какое слово лишнее, и объяснить, почему вы так считаете

2. Грач, ворона, голубь, воробей.

3. Георгин, ирис, тюльпан, незабудка.

4. Береза, дуб, елка, рябина.

5. Василек, нарцисс, гвоздика, маргаритка.

6. Клен, сосна, липа, осина.

7. Утро, апрель, вечер, день.

8. Синица, ласточка, скворец, кукушка.

3. Переходим к следующему заданию «Закончи предложения»

1. Утром люди завтракают, а вечером… ужинают.

2. Днем на улице светло, а ночью… темно.

3. Небо голубое, а трава…зеленая.

4. Зимой небо пасмурное, весной… ясное.

5. Зимой воздух холодный, а весной…теплый.

6.Зимой медведи спят в берлоге, а весной… просыпаются.

7.Зимой день короткий, а весной …длинный. 8.Зимой мы для птиц делаем кормушки, а весной… скворечники.

4. «Загадки» Ребята, а вы не забыли, как называются птицы, которые живут в наших лесах? Сейчас мы это проверим.

1.Он соло пел среди ветвей. Певца назвали… (соловей)

2.У дупла листок пришпилен, а живет там дядя… (филин)

3.Прячьтесь, куры! В небе ясном чёрной тенью кружит… (ястреб)

4.Кто на ёлке, на суку счёт ведёт: ку-ку, ку-ку? (кукушка)

5.Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей. Взад-вперёд по пашне вскачь. А зовётся птица… (грач)

6. Плотник острым долотом строит дом с одним окном… (дятел) 7.Кто приносит на хвосте много разных новостей?
Всем расскажет все до срока белобокая...(сорока)

8.Сильная, большая птица даже кошки не боится!..
Очень важная персона – чёрно-серая...(ворона)

5. Подвижная игра "Зимующие и перелетные"

Сейчас мы с вами поиграем. Становитесь в круг. Если я назову перелетную птицу - вы летаете и машете крыльями. Если назову зимующих птиц - приседайте.

(грач , ворона, скворец, утка, голубь, гусь, воробей, ласточка, журавль, синица, лебедь )

6. Конкурс «Вставь пропущенное слово»

1. Весной ярко светит (солнце)

2. На пригорках тает (снег)

3. Бегут шумные весенние (ручьи)

4. Просыпается медведь в (берлоге)

5. Заяц сидит под (деревом)

6. Снег тает и превращается в (лужи)

7. На деревьях распускаются (почки)

8. Зазвенела весенняя (капель) 7.«Собери цветок» Ребята, сильный ветер сорвал с наших цветов некоторые лепестки, давайте подберем лепестки к серединкам. Команда будет собирать цветок, в котором лепестки с картинками в два слога, а- цветок, в котором лепестки с картинками в три слога.(Дети выполняют задание и получают фишки)

Вот мы и собрали наши цветы, но посмотрите, чего у цветов не хватает? Без чего не бывает цветов?

1-ый ребенок: Цветов не бывает без листьев

2-ой ребенок - Цветов не бывает без стеблей.

3-ий ребенок - Цветов не бывает без корней.

(дети прикрепляют стебли, листья и корни, получают фишки)

8.Ребята сейчас будет последний конкурс. Вам надо будет перечислить признаки весны. Выходим по одному члену команды и выбираем карточки.

1. День стал длиннее, а ночь короче.

2. Солнце свети ярче и греет лучше.

3. Тает снег, бегут ручьи.

4. Появились проталины.

5. Перелетные птицы возвращаются в теплые края.

6. Первыми прилетели грачи и начали вить гнезда.

7. Появились первые цветы.

8. Проснулись насекомые.

Итог занятия. (Подсчет фишек у команд). Раздача призов. Поздравления.

8. Рефлексия.

Дорогие ребята, вы сегодня отлично играли, были дружными, находчивыми, справились со всеми заданиями.

- В завершении хочется сказать: берегите нашу планету, заботьтесь о ней, и она подарит нам красоту, наполнит жизнь радостью.