Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Краткое описание диких животных для детей. Дикие животные

Краткое описание диких животных для детей. Дикие животные

Консультация

«Что рассказать детям о диких животных»

(для родителей)

Составила Гоцка Л.Ю.

Знакомство с природой будет не полным, если не рассказывать ребенку о диких

животных. Без животных природа мертва. Самый маленький ребенок знает, что в

лесу живут звери. Дети искренне сочувствуют зайчишке, за которым охотится ли-

са, им нравится веселая белочка, а как все любят злого жадного волка! Народная

мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качества-

ми- этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жи-

телям леса, к их жизни. Детей необходимо знакомить с внешним видом и повадка-

ми диких зверей, обращая внимание на характерные признаки каждого животного,

давая правильные сведения.

Нельзя, например, огульно утверждать, что одни звери и птицы полезны, а другие

вредны. Все зависит от условий, в которые они попадают. Например, хорьки при-

носят вред тем, что уничтожают домашних птиц, а в степях они незаменимы в

борьбе с грызунами. Лучше всего показывать детям в зоопарке живых обитателей

наших лесов, степей, а также пустынь, джунглей и других мест обитания.

Покажите животных, известных им по сказкам и книгам: белку, бурундука, лису,

зайца, медведя, волка, льва, тигра, обезьян и других животных. Лучше всего по-

бывать в зоопарке в теплое время года, когда звери находятся на открытом воздухе.

Подойдя к клетке, позаботьтесь о том, чтобы они были хорошо видны ребенку. Не

следует показывать сразу всех зверей, лучше побывать в зоопарке несколько раз.

Белка.

Дети хорошо знают белку, она маленькая- с котенка. На затылке торчат

ушки с кисточками. Обратите внимание детей младшего возраста на пушистую,

Рыжеватую шерстку, выпуклые черные глаза, на пушистый хвост, размером с саму

белку. Белка очень подвижная. Внимание старшего ребенка следует обратить на

цепкие когти белки,рассказать, что она живет на деревьях и проворно лазает по

веткам. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые, потому что она питается

твердым кормом: орехами, семенами хвойных деревьев. Зимой белка линяет, у нее

вырастает густая пушистая шерсть. Кисточки на ушах тоже вырастают и загибаются

назад. Белка не впадает в спячку, но зимой спит много, особенно в холодное

время.

Заяц.

Рассматривая зайца, обратите внимание на его ноги. Расскажите, что во время прыж-

ка заяц сначала выбрасывает вперед длинные задние ноги, а потом передние,

короткие. Если рассматривать следы зайца на снегу, то видны сначала следы задних

ног, а затем передних. Заяц легко поднимается на горку, но спускаться с нее ему

очень трудно. Прочитайте детям стихотворение:

Чьи это лапки на белом снегу наследили?

Кто-то по белому полю бежал.

Корешок чьи-то зубки точили,

На осинке кору обгладал.

Белым столбиком долго сидел,

Навострив свои длинные ушки,

А потом кувырком-

Полетел через голову со снежной горушки.

Можно спросить у ребенка, почему заяц полетел с горки. Заяц норы не делает.

Днем он лежит под кустиком, а ночью выходит на кормежку. Летом корма много,

всюду есть трава, зимой же приходится трудно, заяц бегает на огороды,

Грызет капустные кочерыжки или находит и ест сено. А если ничего не

находит, то глодает кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов и лиса,

и волк, и сова, и ястреб. Все они не прочь полакомится вкусной зайчатиной.

Зимой зайца спасает защитная окраска под цвет снега. Недаром говорят:,Бел, по-

тому и цел., Есть еще защита- быстрые ноги. Не вступая в борьбу, заяц спасается

бегством не от трусости, которую ему приписывают. Существует народная поговор-

ка:»Заяц не трус, себя бережет.»

Лиса.

Рассматривая лису, скажите ребенку, что она немного похожа на собаку. У лисы

красивая, густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибать-

ся, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост, при повороте он рабо-

тает, как руль. Зимой на ногах у лисы отрастает густая шерсть, и говорят, что лиса

Ходит, как в валенках, и лапы у нее никогда не зябнут. Лиса всеядная, питается све-

жим мясом, охотится на зайцев, крыс, мышей, ест рыбу, лягушек, ящериц. Питается

И растительной пищей: ягодами и плодами кустарников. Очень любит арбузы, при-

чем выбирает только спелые. У лисы хороший слух и обоняние. Зимой она слышит,

Как мыши-полевки возятся и пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег

и ловит их. « Лиса мышкует». Летом она приносит большую пользу. У лисы много

врагов, из которых самый опасный- волк. Про лисиц сочинили загадки, загадайте их

детям:

У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост- пушистая краса, кто же это? (Лиса)

Лось.

Лось очень крупное животное. У него высокие ноги. Большие рога на тяжелой голо-

ве. Лось живет в лесах, встречается около болот и рек. Летом в жару он забирается

в густой кустарник, любит залезть по шею в воду. Зимой лосям трудно, они пере-

бираются в малоснежные места. Причем первыми идут лоси с лосятами, а следом

взрослые особи. В голодное зимнее время лоси выходят к людям в поисках еды.

Весной рождаются маленькие лосята. Мать прячет детей в укромном месте, но уже

на 6-7 день они ходят за лосихой. Из-за длинных ног лосята не могут достать траву и

встают на колени, чтобы прокормиться. Рога появляются через год. Лоси живут у нас

В заповедниках и лосефермах. Маленькие лосята быстро приручаются, если их

Кормить молоком из бутылочки с соской. Лосей запрягают в сани или ездят на

них в седле.

Волк.

Волк очень похож на собаку. У него грубая, густая шерсть. Большая голова с широ-

ким лбом и толстая шея, которая малоподвижна. Зубы у волка острые. Острое зрение

помогает видеть в темноте, хороший слух- издалека выслеживать жертву. Волк

питается в основном мясом и в поисках пищи может очень долго бегать вместе со

своим многочисленным семейством- волчицей и подросшими волчатами. Зимой

пищу найти трудно, и волк часто остается голодным. Загадайте детям загадки про

волка:

Кто зимой холодной бродит злой, голодный?

Все клыками щелк. Кто же это? (Волк)

Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, где-нибудь в глухом

овраге. Маленького волчонка можно приручит, но полностью доверять ему нельзя.

Могут проявиться качества хищника.

Медведь.

Первой любимой игрушкой многих детей бывает плюшевый мишка. И поэтому им

очень интересно посмотреть на настоящего, живого медведя. Детей поражает гро-

мадное, неуклюжее тело медведя, покрытое бурым мехом, как теплой шубой. У

медведя маленькие глазки и слабое зрение. Ноги при ходьбе он ставит внутрь паль-

цами и наружу пятками, поэтому медведя называют косолапым. Лапы у него сильные

с голыми ступнями, как и у белого медведя. В народе медведя называют,босоногий

мужик, Благодаря голым подошвам, медведь очень тихо подкрадывается, даже

веткой не хрустнет. Питается медведь грибами, ягодами, орехами. Но особенно он

любит, забравшись в улей, полакомиться медом. Медведь разоряет муравейники,

съедая муравьев. Иногда медведи питаются рыбой. Часами медведь может сидеть

с поднятой лапой и ждать, когда подплывет крупная рыба, затем ловко бьет ее лапой

и подбирает. Осенью медведь усиленно питается, нагуливает жир и ложиться спать

На долгую зиму в берлогу.

Загадайте детям загадки про медведя:

Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?

Косолапые ноги, зиму спит в берлоге. Догадайся, ответь, кто же это? (Медведь)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

[Актуализация словаря по теме «Дикие животные». Развитие связ­ной речи, творческого воображения.]

Логопед помещает на магнитную доску схему рассказа о жи­вотном (рис.25).

Логопед. Сейчас вы составите загадки-описания о тех живот­ных, фигурки которых достали из мешочка. Вам поможет эта схема - картинка-подсказка. Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет - в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера и цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши, как оно подает голос, чем питается.

1-й ребенок. Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его де­теныши - медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет мура­вейники.

Логопед хвалит ребенка за составленный рассказ. Ребенок ста­вит на стол фигурку медведя. Аналогично составляют рассказы ос­тальные дети. На столе появляются фигурки волка, лисы, белки.

3. Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматическо­го строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед убирает мешочек и привлекает внимание детей к фигур­кам на столе.

Логопед. А теперь игра «Кого не стало?» Посмотрите вни­мательно на фигурки животных. Закройте глаза, я уберу одну фи­гурку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.

Дети закрывают глаза, логопед убирает фигурку волка.

1-й ребенок. Не стало волка.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.

4. Игра «Помоги Пете». [Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед помещает на магнитную доску картинку (рис.26).

Логопед. А теперь уже знакомая вам игра «Помоги Пете». Посмотрите на картинку. Вы видите, Петя пришел в зимний лес. Помогите ему увидеть в лесу диких животных. Кого вы видите?



1. Как оно называется? 2. Это дикое или домашнее животное? 3. Где оно живет? Как называется его жилище? 4. Какого оно размера? 5. Какого оно цвета? 6. Чем покрыто его тело? 7, Какие части тела у него есть (их особенности)? 8. Как называются детеныши животного? 9. Какие звуки издает животное? 10. Чем оно питается?

Дети. Мы видим волка, лису, белку, зайца, лося, медведя. Логопед. Молодцы! Петя благодарит вас за помощь. Логопед убирает картинку.

5. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради. Кого изобразил художник на левой странице?

Дети. Художник нарисовал медведя, лису и белку.

Логопед. Послушайте загадку об одном из этих животных.

Рыжая плутовка.

Хитрая, ловкая.

Дети. Это лиса.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Лису называют плутовкой.

Логопед. Как вы понимаете это слово?

Дети. Нечестная, обманщица, воровка.

Логопед. Верно. Возьмите оранжевый карандаш и сначала обведите лису по контуру, а потом раскрасьте ее и нарисуйте ей глазик. Потом можете обвести по контуру, но не раскрашивать белку и медведя.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели, оказывает необходимую помощь. Затем дети оце­нивают работу друг друга и получают наклейки за старание. Лого­пед убирает тетради и контейнер с карандашами.

6.Упражнение «Белка». [Координация речи с движением, раз­витие тонкой моторики. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Ди­кие животные.)]

Дети вместе с логопедом выполняют уже знакомое упражнение.

7. Игра с мячом «Большие и маленькие». [Уточнение и активи­зация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами, согласование прилагательных с существительными).]

Логопед приглашает детей на коврик, предлагает им встать в круг, берет в руки мяч.

Логопед. Сейчас я буду называть часть тела дикого живот­ного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч, ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мяч мне. У лисы рыжая голова.

1-й ребенок. У лисенка рыженькая головка.

Логопед. У волка острые зубы.

2-й ребенок. У волчонка остренькие зубки.

Логопед. У зайца короткий хвост.

3-й ребенок. У зайчонка коротенький хвостик.

Логопед. У белки черные глаза.

4-й ребенок. У бельчонка черненькие глазки.

Логопед. Отлично! Давайте похлопаем себе.

Логопед убирает мяч.

8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние живот­ные».)]

9. Игра «На лыжах». [Автоматизация правильного произноше­ния звука [ж] в словах с открытым слогом и предложениях с ними.]

Логопед вновь приглашает детей за стол, достает игру «На лыжах», помещает на магнитную доску плоскостное изображение де­вочки.

Логопед. А теперь вспомните, как правильно произносится звук [ж]. В игре «На лыжах» будет много слове этим звуком. Я на­деюсь, что вы будете правильно их произносить. Придумайте девочке имя, которое начинается со звука [ж].

Дети. Жанна.

Логопед. Как вы думаете, куда собралась Жанна?

1-й ребенок. Жанна идет кататься на лыжах.

Логопед. Что она держит в руках?

2-й ребенок. В руках у Жанны лыжи.

Логопед. Что надела Жанна?

3-й ребенок. Жанна надела желтый комбинезон.

Логопед. Какая аппликация на комбинезоне?

4-й ребенок. На комбинезоне медвежонок.

Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения пред­метов, в названиях которых есть звук [ж], и предлагает детям на­звать их (снежинки, флажок, Жучка, можжевельник).

Логопед. Прикрепите рядом с Жанной эти предметы и со­ставьте предложения. Следите за произношением звука [ж].

1-й ребенок. Над Жанной кружатся снежинки.

2-й ребенок. Около лыжни стоит желтый флажок.

3-й р е б е н о к. За Жанной бежит Жучка.

4-й ребенок. Жанна бежит мимо кустов можжевельника.

10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на за­нятии, в какие игры играли, какая игра показалась им самой инте­ресной. Затем предлагает детям назвать того, кто был самым ак­тивным на занятии. Победитель получает наклейку на тетрадь.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по темам «Зима» и «Дикие животные». Обогащение словаря лекси­кой, обозначающей ощущения, эстетические оценки. Обучение составлению рассказа по картине. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, мышления, творческого вооб­ражения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактиль­ных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание доброжела­тельности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самосто­ятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина «Кто как зимует», подносики с тонким слоем манки, предметные картинки с изображениями диких жи­вотных, алгоритм описания животного, контейнер с чистыми сос­ками, контейнер для использованных инструментов.

Предварительная работа. Заучивание загадок о диких живот­ных, разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом».

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. [Разви­тие навыков звукобуквенного анализа, тонкой моторики, так­тильных ощущений.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлага­ет пройти к столу, на котором лежат картинки с изображениями диких животных 1 и стоят подносики с тонким слоем манки.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о диких живот­ных наших лесов, рассмотрим картину, на которой они изобра­жены, и составим рассказ по ней. А сейчас послушайте первое задание. Посмотрите насвои картинки. Напиши букву, с кото­рой начинается название твоего животного, Даша.

1 Нищееа Н. В. Дикие животные. Кннжка-раскраска. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Ребенок выполняет задание.

1-й ребенок. Я написала букву В. Это первая буква в слове вояк.

Логопед. А ты напиши последнюю букву слова своего слова, Вадик.

2-й ребенок. Я написал букву А. Это последняя буква в слове лиса.

Логопед. Ваня напишет предпоследнюю букву своего слова.

3-й ребенок. Я написал букву К. Это предпоследняя буква вслове белка.

Логопед. И, наконец, Арина напишет первую букву своего слова.

4-й ребенок. Я написала букву Б. Это первая буква в слове барсук.

Логопед. Вы отлично выполнили задание. Я горжусь вами!

Логопед убирает подносы.

2. Рассматривание картины «Кто как зимует» 1 . [Создание эмо­ционального фона для восприятия картины.]

Логопед приглашает детей к мольберту, на котором стоит кар­тина, и дает детям минуту для ее свободного рассматривания.

Логопед. Вы рассмотрели картину, а теперь вспомните за­гадки о животных, изображенных на ней.

1-й ребенок. По снегу бежит - петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

Дети отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.

2-й ребенок. Я скачу туда-сюда

По деревьям ловко.

Не пустеет никогда

У меня кладовка.

Дети вновь отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.

3-й ребенок. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Дети отгадывают загадку и дают объяснения.

4-й ребенок. День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые толчком.

Дети отгадывают последнюю загадку и дают необходимые объ­яснения.

3. Беседа по картине. [Развитие диалогической речи.]
Логопед организует беседу по картине, с помощью указки при­влекая внимание детей к отдельным ее фрагментам.

Логопед. Картина называется « Кто как зимует». На ней изо­бражены животные в зимнем лесу. Давайте расскажем про зимний лес. Какой он?

Дети. Лес дремучий, заснеженный.

Логопед. Где лежит снег?

Дети. Снег лежит на земле, на ветках деревьев, на елочках.

Логопед. Что вы видите на снегу?

Дети. На снегу видны следы зверей.

Логопед помещает на мольберт уже знакомую детям схему опи­сания животного, закрыв последние три прямоугольника.

Логопед. Расскажите о животных, которых вы видите на картине, используя уже знакомую вам картинку-подсказку.

1 Животные. Мир природы. -СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

1-й ребенок. На толстом суку сосны я вижу рысь. Это боль­шая лесная кошка. Она серая, пятнистая. У нее кисточки на ушах и пушистый хвост.

2-й ребенок. На этой же сосне сидит белочка. Это малень­кий зверек. У нее серенькая шубка, короткие передние и длинные задние лапки, пушистый хвостик. Белочка держит в лапках же­лудь.

3-й ребенок. Справа под деревом я вижу двух волков. Они стоят в глубоком снегу. Они большие, серые. Один волк что-то высматривает, другой нюхает следы на снегу.

Логопед. Наверное, волк обнюхивает следы зайца, который только что пробежал здесь.

4-й ребенок. Под елочкой прячется зайчик. У него пуши­стая белая шубка, длинные ушки, косые глаза. Зайчик убегал от волков, устал, а теперь отдыхает.

Логопед. Теперь расскажите о тех животных, которых мы видим на заднем плане.

1-й ребенок. В глубине леса мы видим лося. Он большой, темно-коричневый. У него ветвистые рога, белые «чулки» на ногах. Лось грызет кору осинки.

2-й ребенок. Справа в глубине леса мы видим лису. Она не­большая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и остренькие ушки. Лиса охотится на мышь, подпрыгивает, чтобы схватить ее.

Логопед. Кого еще вы видите на картине?

3-й ребенок. На картине нарисованы птички. На заснежен­ном кустике сидит синичка.

4-й ребенок. На ветке сосны мы видим клеста. Он лущит сосновую шишку, достает из нее семена.

Логопед. Вы хорошо рассказали про зимний лес и состави­ли рассказы о животных. А теперь давайте отдохнем.

4. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

Логопед приглашает детей пройти на ковер, встать в круг, сде­лать пальчиковую гимнастику.

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках - по

Есть нора - одному пальцу на каждое двустишие.

надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то

Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга.

В. Пальчинскайте

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние живот­ные»).]

Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже зна­комые им упражнения. После каждого упражнения логопед предла­гает детям отдохнуть и проглотить слюну.

6. Сообщение логопедом плана рассказа. [Развитие речевого слуха.]

Логопед вновь приглашает детей на стульчики к мольберту, при­влекает внимание детей к картине.

Логопед. А теперь послушайте план рассказа. Один из вас опишет зимний лес, который нарисовал художник. Второй рас­скажет о диких животных, которых мы видим на переднем плане. Третий расскажет о животных, изображенных на заднем плане. И четвертый повторит рассказ целиком.


Цели: уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением диких животных и их частей тела.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

2. Беседа по картинкам о диких животных . Логопед выставляет картинки животных.

Как называются эти животные? (Дикие.) Почему? а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса - А зовут ее... (Лиса.)

Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.) Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных:

У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

У лисы длинный нос.

У лисы острые уши.

У лисы короткие усы.

У лисы рыжий хвост.

У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный - волк.

б) Логопед загадывает загадку: Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый...)

Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежо нок, медвежата.)

Как называется жилище медведя? (Берлога.)

У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это - медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

в) Логопед загадывает загадку: Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

Продолжите предложение по смыслу: Волк - это папа в семье волков. Мама - ... (волчица). Дети - ... (волчата).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

У волчицы усы. У волчонка - усики. У волка - усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лох матый...)

Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой - летом.(Заяц.)

- Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный - белый, смелый - трусливый, быстрый - медленный, веселый - грустный, умный - глупый, длинный - короткий.

У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом,
ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой - сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

3. Физкультминутка

4. Продолжение беседы о диких животных. Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...)

Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки...)

Большая белка - это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие - это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - (Бельчонок.)

Дидактическая игра «Чье это?»

Белка - маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

б) Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.)

Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, ум ный...)

Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.) Дидактическая игра «Закончи предложение».

Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ... ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ... ежу. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.

Еж - удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

Лось - очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове - рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

5. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: волк - волки - волков и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: белка - белочка и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.

Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? - Длиннохвостая.

У зайца короткий хвост - ... тонкие лапы - ... , короткие лапы - ... , толстые лапы - ... , длинные уши - ... , острые уши - ... , короткие усы - ... .

4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? - Лисья. Берлога медведя. - ...

Дупло белки. - ... Логово волка. - ... Морда лисы. - ... Хвост зайца. - ...

Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: нос - носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).

Подбор слов-антонимов.

Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы... и т.д.

7. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.


Публикуется с некоторыми сокращениями

Знакомство с природой будет неполным, если не рассказывать ребенку о диких животных. Без животных природа мертва. Самый маленький ребенок знает, что в лесу живут звери. Дети искренне сочувствуют зайчишке, за которым охотится лиса, им нравится веселая белочка, а как все они не любят злого, жадного волка!
Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами - этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни.
Очутившись в глубине леса или даже парка, в тени густых высоких деревьев, дети спрашивают:
- Здесь живет медведь?
- А почему не видно лисы?
- А где зайка?
Педагоги спешат их успокоить:
- Нет в лесах и парках ни волка, ни лисы, ни медведя!
Они правы. Леса опустели. В течение нескольких столетий истреблено большое количество хищных животных. Было время, когда за каждого пернатого хищника, даже за таких, как ястреб, сокол, канюк, давали денежную премию, считая их вредителями.
Уничтожение некоторых видов диких животных не дало положительных результатов, так как нарушилась связь между явлениями природы, которые, как оказалось, разорвать легко, а восстановить трудно. Исчезло много ценных зверей, дающих человеку пушнину, кожу, мясо, истреблено множество полезных животных - санитаров леса, уничтожающих сельскохозяйственных вредителей.
За последнее время взгляды на диких зверей и птиц изменились. Запрещен отстрел, отлов и разорение гнезд всех видов хищных птиц на всей территории РСФСР, запрещено убивать белых медведей, уничтожать волков, которые долгое время были вне закона. Оказалось, что там, где есть волки, улучшается потомство копытных, так как волки режут только слабых, больных животных, не способных скрыться от преследования.
Результаты бережного отношения к животному миру уже сказываются. Теперь увидеть лося в подмосковном лесу - не редкость. Белки спускаются с деревьев к людям за орехами. В Ялте вблизи многолюдного пляжа появляются дельфины с детенышами.
Детей необходимо знакомить с внешним видом и повадками диких зверей, обращая внимание на характерные признаки каждого животного, давая правильные сведения.
Нельзя, например, огульно утверждать, что одни птицы и звери полезны, а другие вредны. Все зависит от условий, в которые они попадают. Например, хорьки приносят вред, тем, что уничтожают домашних птиц, а в степях они незаменимы в борьбе с грызунами.
Лучше всего показывать детям в зоопарке живых обитателей наших лесов, степей и лесов и пустынь других стран. Покажите животных, известных им по сказкам и книгам: белку, бурундука, лису, зайца, медведя, волка, льва, тигра, слона, обезьян, пингвина и др.
Лучше всего посетить зоопарк весной, летом или в начале осени, когда животные находятся на открытом воздухе в вольерах. Подойдя к клетке, позаботьтесь о том, чтобы они были хорошо видны ребенку. Не следует показывать сразу всех зверей, лучше побывать в зоопарке несколько раз.
Дети хорошо знают белку. Она маленькая - с котенка. На затылке торчат ушки с кисточками. Обратите внимание младшего ребенка на ее пушистую рыжеватую шерстку, выпуклые черные глаза, на пушистый хвост, размером с саму белку. Понаблюдайте, как она быстро взбирается на ветку, а с нее прыгает на другую.
Белка очень подвижная. Посмотрите, что белка ест: у нее в кормушке шишки, орехи, грибы. Внимание старшего ребенка следует обратить на цепкие когти белки, рассказать, что она живет на деревьях и проворно лазает по веткам.
Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые, потому что она питается твердым кормом: орехами, семенами хвойных деревьев. Белке обязательно нужны для питания витамины в ягодах, желудях, лесных орехах и минеральные соли. Зимой белка линяет, у нее вырастает густая пушистая серая шерсть.
Кисточки на ушах тоже вырастают и загибаются назад. Белка не впадает в спячку, но зимой спит много, особенно в холодное время. Свое теплое гнездо она свивает из полосок мочала и выстилает изнутри листьями, шерстью, перышками.
На зиму белка делает в дуплах большие запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Если корма в лесу мало, белки уходят иногда очень далеко в другие леса, где был большой урожай шишек. Во время этих переходов, при переправах через речки много белок гибнет.
Много их погибает и от врагов, которых у белок множество: на деревьях - ястребы, совы, филины, а на земле - лиса, горностай, куница.
Белка - беззащитный зверек, она спасается только тем, что прячется в густых ветках и дуплах. Молодые белки хорошо приручаются, привыкают к людям, но в неволе живут недолго и часто погибают.
Бурундук - зверек, похожий на белку, но меньшего размера. Хвост не такой длинный и пышный, как у белки, голова немного вытянута, уши короткие, без кисточек. На спине и боках у бурундука пять продольных черных полос. Живет он в хвойных лесах. Так же как и белка большую часть времени проводит на деревьях, добывая себе там пищу. Но может жить и в норах. Бурундук роет их под деревьями, под пнями, затем залегает в спячку.
На зиму делает запасы семян трав, кедровых орехов, зерна. Корм таскает в защечных мешках около рта (у белок их нет). Каждый вид корма бурундук приносит в особую камеру и складывает отдельно. Зимой бурундук спит и ничего не ест, а проснувшись, начинает усиленно питаться и быстро поправляется.
Бурундук очень любопытный: он не прячется при встрече с людьми, а, наборот, подбегает и старается обратить на себя внимание звуками, напоминающими цыканье. У бурундука много врагов, и из-за своего бесстрашия он часто попадает в зубы хищникам. В неволе хорошо приручается, даже берет пищу из рук человека.
Заяц. Многие дети хорошо знают кролика, и поэтому им легко сравнить его с зайцем. Рассматривая зайца, обратите внимание ребенка на его ноги. Расскажите, что во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние ноги, а потом передние короткие. Если рассматривать следы зайца на снегу, то видны сначала следы задних ног, а затем - передних.
Заяц легко поднимается на горку, но спускаться с нее ему очень трудно. Прочитайте детям стихотворение:
Чьи это лапки на белом снегу наследили?
Кто-то быстро по белому полю бежал.
Корешок чьи-то зубки точили,
На осинке кору обглодал.
Белым столбиком долго сидел,
Навострив свои длинные ушки,
А потом - кувырком
Полетел через голову со снежной горушки.
Можно спросить ребенка, почему заяц полетел с горки. Заяц норы не делает. Днем он лежит под кустиком, а ночью выходит на кормежку. Летом корма много - всюду есть трава, зимой же приходится трудно, он бегает на огороды, грызет капустные кочерыжки или находит и ест сено. А если ничего нет, то сгладывает кору с деревьев и кустарников, как будто обстригает их.
У зайца много врагов. Лисица, волк, ястреб, орел, беркут, сова не прочь полакомиться вкусной зайчатиной. Зимой зайца спасает защитная окраска - шкура его становится белой, под цвет снега. Недаром говорят: «Бел, потому и цел».
Есть еще защита - быстрые ноги. Не вступая в борьбу, заяц спасается бегством, но не от трусости, которую ему приписывают. Существует народная поговорка: «Заяц не трус, себя бережет!»
Лиса. Рассматривая лису, скажите ребенку, что она немного похожа на собаку. У лисы красивая густая пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост, при поворотах он работает как руль. Голова удлиненная, мордочка тонкая, вытянутая, уши большие, стоячие. Глаза с овальным зрачком (у собаки зрачок круглый). Ноги у лисы короткие и тонкие. Когти тупые, короткие, крепкие, не втягиваются, как у кошки.
Зимой на ногах у лисы отрастает густая шерсть и, говорят, что лисица ходит, как в валенках, ноги ее никогда не зябнут. Лиса всеядная, но больше всего любит свежее мясо и охотится на мышей-полевок, водяных крыс, зайцев. Кроме того, она ест рыб, лягушек, ящериц, жуков, моллюсков.
Лиса питается и растительной пищей: ягодами и плодами некоторых кустарников, любит арбузы, причем выбирает только спелые. У лисы хороший слух и обоняние. Зимой она слышит, как мыши-полевки возятся и пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. Люди говорят: «Лиса мышкует». Этим она приносит большую пользу.
У лисы тоже много врагов, из которых самый опасный - волк. Там, где много волков, лисиц всегда мало.
Про лисиц сочинили загадки. Загадайте их детям:
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней?
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса. Кто же это?
Волк. Волк больше похож на собаку, чем лиса. Во время рассматривания волка в клетке обратите внимание детей на его грубую, густую шерсть, большую голову, широкий лоб и толстую шею. Хвост не такой подвижный, как у собаки, уши торчат. Зубы у него острые. У волка прекрасное зрение, он видит даже в темноте. Слух также острый.
Волк очень сильный. Питается он в основном мясом и в поисках пищи может очень долго бегать вместе со своим многочисленным семейством - волчицей и подросшими волчатами. Зимой пищу найти трудно и волк часто остается голодным.
Загадайте детям загадки про волка:
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Разбойник он серый,
Нет ему веры.
Все клыками щелк.
Кто же это?
Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, где-нибудь в глухом овраге. Маленького волчонка можно приручить, но полностью доверять ему нельзя: могут проявиться качества хищника.
Медведь. Первой любимой игрушкой многих детей обычно бывает плюшевый мишка. И поэтому им очень интересно посмотреть на настоящего, живого мишку.
Детей поражает громадное, неуклюжее тело медведя, покрытое бурым мехом, как теплой шубой. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глазки, слабое зрение.
Уши небольшие, круглые. Ноги при ходьбе он ставит внутрь пальцами и наружу пятками. Поэтому медведя называют косолапым. Лапы у него сильные, с голыми ступнями, как и у белого медведя. В народе медведя называют «босоногий мужик». Благодаря чувствительным голым подошвам медведь очень тихо подкрадывается, даже веткой не хрустнет. Когти на лапах длинные, острые и очень крепкие. Медведи очень сильные.
Питается медведь грибами, ягодами, орехами, желудями, а также птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Но особенно он любит, забравшись в улей, полакомиться медом.
Медведь разоряет муравейники, съедая муравьев. Иногда медведи питаются рыбой. Часами медведь может сидеть с поднятой лапой и ждать, когда подплывет крупная рыба, затем ловко бьет ее лапой и подбирает.
Осенью медведь усиленно питается, обсасывает метелки овса, нагуливает жир, это помогает ему спать всю зиму без просыпа. С наступлением холодов медведь идет спать в свою прежнюю берлогу, обычно около речки или ручья, под откосом оврага или под сваленными деревьями. Он ложится на кучу сухих листьев, и его постепенно засыпает снегом.
Это нелегкое время в его жизни изобразил поэт Лев Квитко в своем стихотворении «Медведь в лесу». Дети очень любят его и легко запоминают.

Ходит по лесу медведь,
Бродит по лесу медведь...
Стужа, стужа на носу -
Очень холодно в лесу!
Лес почти совсем раздет:
Ни гнезда, ни птицы нет.
Только ветер стонет, стонет,
По тропинкам листья гонит
То туда, то сюда.
Стал на цыпочки медведь,
Лапы вытянул медведь:
- Ветер, ветер, не свисти!
Тучей снежной налети!
Все деревья запуши,
Все кусты запороши!
Ветер веет, веет, веет,
Теплым снегом сеет, сеет...
Пух, да пух,
Бело вокруг!
Сразу тихо-тихо стало,
Снег лежит как одеяло.
Вечер на землю упал...
А куда ж медведь пропал?
Кончились тревоги -
Спит в своей берлоге.

Загадайте детям загадки про медведя:

Кто мохнатый и большой
Спит в берлоге зимой?

Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге,
Догадайся, ответь,
Кто же это?

Посетите в зоопарке площадку молодняка. Ребятам интересно посмотреть, как там бегают, гоняют мяч, лазают по деревьям и играют вместе лисенок с волчонком, зайчонок с медвежонком.
Олень. Олень очень красивое, стройное копытное животное с длинными, тонкими и сильными ногами. Его голову украшают большие ветвистые рога, которые ежегодно отпадают и отрастают вновь. Окраска шерсти различная, у молодняка - пятнистая.
Места обитания различны: в лесах, кустарниковых зарослях, по берегам пустынных рек и на горных лугах.
Летом олени питаются травами, листьями деревьев и кустарников, грибами, ягодами. Зимой лучшим кормом являются желуди, которые олень добывает из-под снега, а также сухие листья, почки и побеги дуба, липы, клена.
Много оленей, ослабленных зимовкой, гибнет в марте и апреле. Зимой, когда снежный покров достигает 20 см и выше, при температуре ниже -10 °С, они нуждаются в подкормке и лесники кладут в кормушки (в лесу) сено и другой корм.
Главный враг оленя - волк, нападающий на слабых и больных животных.
Оленята начинают пастись с 10-20-дневного возраста. Первое время они беспомощны и мать прячет их в укромном месте. У нас олени живут в заповедниках и оленеводческих хозяйствах, где о них заботятся люди. Охота на оленей полностью запрещена. Олень занесен в Красную книгу и подлежит всемирной охране.
Лось. Лось очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище, на тяжелой голове большие рога. Окраска лося буровато-черная, ноги внизу светло-серые.
Лось широко распространен, живет в лесах, но встречается и около болот и рек. Летом, в жару, они забираются в густые кустарники, другие прохладные места. Любят лежать на отмели, а иногда залезать по уши в воду.
Летом лось питается листьями деревьев и кустарников, веточками черники и брусники, ягодами, грибами. Любит такие околоводные растения: как кубышку, кувшинку, калужницу и др.
Зимой лосю плохо. Если много снега они перебираются в малоснежные места. Причем первыми идут лосихи с лосятами, а потом взрослые. В трудные зимние дни, когда достать корм сложно, лоси выходят к людям, иногда заходят в города.
Весной рождаются маленькие, светло-рыженькие лосята. Мать прячет детей в укромном месте, но уже на 6-7-й день они ходят за лосихой. Из-за длинных тонких ног лосята не могут достать траву, а когда чуть-чуть подрастают, то ползают на коленях. Рога появляются у них через год.
Лоси живут у нас в заповедниках и лосефермах. Маленькие лосята быстро приручаются, если их кормить молоком из бутылочки с соской. Лосей запрягают в сани или ездят на них в седле.
Лев. Лев поражает детей своим видом, пышной гривой, покрывающей спину, шею и часть груди хищника. У него круглая голова, крепкая шея. На концах лап крепкие острые когти, втягивающиеся при ходьбе, как у кошки. Лев очень громко рычит.
Расскажите ребенку, что лев живет в жарких странах, куда улетают наши перелетные птицы. Он питается мясом животных, на которых охотится. Шерсть на теле льва короткая, серовато-желтого цвета, и поэтому он мало заметен на фоне равнин и оврагов, где прячется.
Свое логово он устраивает среди камней. Оттуда удобнее выслеживать добычу, так как бегать или лазать по деревьям он не может из-за большого зеса. Лев очень осторожен, несмотря на свою огромную силу, никогда не нападет на слона, буйвола или носорога, которые сильнее его.
Как большинство животных, лев боится человека и избегает встречи с ним. Но если встреча происходит неожиданно, он не убегает, а сначала рассматривает человека, а затем все же старается уйти. Когда у львицы появляются львята, она их очень храбро защищает и может броситься даже на человека. Молодого львенка удается приручить, и он ходит за человеком как кошка.
Тигр. У тигра красивая, полосатая, пушистая шерсть. Он очень похож на кошку, только огромную. Лапы тигра похожи на лапы кошки: большие острые когти при ходьбе втягиваются, поэтому ходит он неслышно, на одних подушечках. Тигр питается мясом, подстерегая свою добычу. Голос тигра услышать трудно. Тигр редко нападает на человека, избегает встречи с ним.
Слон. Слон - самое большое животное на земле. Но дети обычно не боятся этой громадины и с интересом рассматривают его толстые, словно бревна, ноги, тяжелые и длинные клыки - бивни по обеим сторонам хобота.
Расскажите ребенку, что хобот - это нос слона, на конце которого видны отверстия - ноздри. Хобот очень подвижен и является также хватательным органом. Слон берет им пищу и отправляет в рот. Питается слон ветками деревьев и плодами, которые легко срывает хоботом с деревьев, травой, овощами. Набирая хоботом воду, поливает себя в жару. Любит он делать это и с песком.
Обратите внимание детей на толстую голую в складках кожу слона и объясните, что она защищает слона от укусов и различных повреждений.
У слона маленькие глаза, плохое зрение, но отличный слух. Настораживая свои плоские широкие уши, слон слышит малейший шорох. Слоны очень понятливы, спокойны и миролюбивы. Они быстро привыкают к людям. Их используют для выполнения разных работ, приучают переносить тяжелые грузы.
Обезьяны. Обезьяны привлекают детей внешним сходством с человеком и своей подвижностью.
Ребята могут подолгу стоять у клеток и рассматривать непоседливых животных, которые быстро раскачиваются на трапеции, цепляясь за нее передними и задними конечностями и хвостом, дерутся между собой, а потом опять вместе играют.
Обратите внимание детей на тело обезьяны: оно покрыто шерстью и только передняя часть головы, ладони и подошвы ног голые. Передние конечности у них длинные, с подвижными пальцами, на задних такие же пальцы, как и на передних.
Расскажите детям, что обезьяны живут в теплых странах, питаются в основном растительной пищей: орехами, фруктами, кукурузой, побегами бамбука, бананами, но иногда едят и мясо.
Некоторые обезьяны привыкают к неволе и привязываются к людям, которые их кормят и ухаживают за ними.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Однажды я услышала сказку о неравнодушном зайчишке, который был рад помочь всякому, кто в том нуждался. Сейчас я вам её расскажу.

Жил-был зайчик. Он был совсем молоденьким, так как недавно родился на свет. Как-то зайчишка нашел на дороге большой и круглый капустный лист. И хотя нести его было трудно, зайчик радовался, что дома позавтракает на славу.

Но тут он услышал жалобный писк. Под кустом лежал воробышек, которого на лету подбил камнем бессердечный мальчишка. Воробышек просил пить. И зайчишка, не раздумывая, попрыгал к реке.

«Как хорошо, что у меня есть такой удобный капустный лист!» - подумал он. Набрав воды, малыш напоил раненого воробья. Когда тому стало легче, зайчик отправился дальше. Он представлял, как скоро хорошенько поест, ведь дом-то совсем рядом.

Хлынул дождь, и малыш при-пустил со всех ног. Но тут услышал, что кто-то тихонько его зовет. Это была прекрасная бабочка, которая бессильно лежала в траве.

Она стала просить о помощи, так как дождь промочил её крылья и вот-вот смоет с них нежные чешуйки. И тогда она больше не сможет взлететь.

Зайчик снова подумал, какой у него замечательный капустный лист - он может послужить зонтиком. Малыш поднял его над бабочкой и держал, пока прошел дождь.

Бабочка быстро обсохла в теплых солнечных лучах и с благодарностью улетела. А зайчик побежал со своим капустным листом дальше, мимо быстрой речки. И вдруг он увидел в воде полевую мышь. Она едва держалась за тонкую ветку, и силы её уже были на исходе.

Недолго думая, зайчик кинул свой лист в воду, чтобы малютка воспользовалась им как лодкой и спаслась. Мышка тотчас взобралась на лист и, быстро работая лапками, поплыла к берегу. Наконец она выпрыгнула на сушу и стала благодарить своего спасителя.

Но тут капустный лист подхватило течением, и он скрылся в бурлящем потоке.

«Уплыл мой завтрак…» - вздохнул зайчик. Но при том совсем не огорчился. Как вы думаете, почему?

Как маленькая мышь отплатила добром за добро

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы лев отпустил ее. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев на это засмеялся и отпустил мышь.

Вскоре лев попал в крепкие тенета. Он страшно ревел и рвал тенета, но запутывался все больше. Мышь услыхала рев льва и собрала других мышей. Они перегрызли тенета и освободили льва. Мышь сказала: «Помнишь, ты смеялся и не думал, что я могу тебе добро сделать, - бывает и от мышей добро».

Из кн.: «Зернышки»

Заботливый

В старом лесу у старого пруда живёт старый ёж. Он всё умеет делать: и шить, и стирать, и гладить. Ляжет пятнышками на полянку тень от листьев - старый ёж принесёт воду с пруда, истирает, истирает, час, другой. Глядишь - а пятнышек уже нет: тень перешла на другое место...

Помнёт ветерок шелковистую траву - старый ёж тут как тут; притащит гладкий, раскалённый на солнце камушек и гладит им траву. Только до-тронется - и трава уже гладенькая: ветерок улетел.

Порвётся на пруду ряска - старый ёж берёт сосновую иголку, вдевает в неё паутинку подлин-нее и начинает штопать. Кончит штопать, иголку к себе в жилет воткнёт, а потом найти не может среди своих собственных иголок.

Р. Баумволь

Необыкновенная дружба

Как получилось, что слонёнок подружился с мышью, трудно сказать. Но всё же они подружились. Правда, дружить им было нелегко. Слонёнок почти не видел мыши: та была уж слишком мала, а мышь не могла слонёнка охватить взором. Поэтому ей казалось, что она дружит с горой, а слонёнку казалось, что он дружит с букашкой.

Однажды мышь нашла какой-то странный предмет с круглыми стёклышками по бокам и с сёдлышком посередине.

Взгляните, - сказала она слонёнку, - я нашла зимние очки! У них двойные стёкла, как зимою в окнах домов.

Слонёнок посмотрел на находку своими умными маленькими глазками и сказал:

Никакие это не зимние очки, а бинокль. Он поможет нам с вами ещё лучше дружить: теперь нам будет удобнее видеть друг друга.

И действительно, когда мышь по совету слонёнка посмотрела на него через уменьшительные стёкла бинокля, она впервые увидела своего друга целиком. И какое это было величавое зрелище!

А слонёнок, посмотрев на мышь через увеличительные стёкла бинокля, впервые разглядел её как следует, и нашёл, что она прехорошенькая.

Правда, то и дело смотреть в бинокль было для обоих утомительно, но чего только не сделаешь ради дружбы, тем более ради такой необыкновенной дружбы, которая бывает только в сказках!

Р. Баумволь

Нежная мама

Наверное, вам трудно поверить, что волки способны создавать прекрасные семьи, часто на всю жизнь. И при этом волки-супруги очень нежные родители. А ведь в представлении многих волки — всего лишь свирепые хищники.

Волчица-мама заранее готовит в глухом месте мягкое и удобное ложе для своих будущих детей. Рождаются её малыши, подобно щенятам, слепыми и беспомощными. Поэтому волчица постоянно нянчится с ними и нежит, предупреждая толчки и падения.

Пока волчата маленькие, любящая мама ни на минуту не оставляет их одних. И тогда отец становится единственным кормильцем большой семьи. Обычно в ней бывает до восьми волчат. Даже если летом можно удачно охотиться рядом с логовом, волк-отец уходит за добычей подальше. Он от рождения знает, что к своему дому не нужно привлекать внимания других зверей.

В отсутствие отца-защитника волчица старательно охраняет своих малышей. Для этого её память хранит все нужные навыки и осторожность. Волчица всегда вовремя заметит в окрестности подозрительные следы или учует опасный запах человека. Ведь у неё очень чуткий нюх. Мама хорошо знает, что с запахом охотника в семью может прийти беда. Поэтому она немедленно возьмёт детей по-собачьи за загривок и одного за другим перетащит в другое, более безопасное место. И при этом такой способ «транспортировки» не причиняет им боли.

Когда волчата достигают двухмесячного возраста, родители начинают их обучать охотничьим приёмам. Они уходят с детьми от логова и нередко больше к нему не возвращаются.

Лосенок

Лосенок, какой смешной! Губы толстые, ноги длинные и тонкие - кажется, что они вот-вот переломятся.

Но лосёнок уже бегает за лосихой. Пока лосиха-мама кормит его молоком, но скоро лосёнок научится жевать траву, осиновые листочки, грибы.

Г. Снегирев

Как звери подружились с художником

Великий русский художник Константин Алексеевич Коровин был ещё и прекрасным писателем. Вот его рассказ о том, как в деревне, в деревянном доме, у большого леса, в глуши, с ним жили не только кот и собака, но и приручённые баран, заяц и ёж. И эти разные животные так подружились с хозяином, что всегда желали быть рядом.

Заяц, которого мне принесли из лесу и продали, был небольшой. Голодный, он сейчас же стал есть капусту и морковь. Собаку Феба он бил нещадно лапами по морде так ловко и часто, что Феб уходил обиженный.

Скоро заяц вырос и потолстел. Ел он целыми днями и был ужасно пуглив. Постоянно водя длинными ушами, заяц всё прислушивался. Вдруг он бросался бежать опрометью и ударялся башкой о стену. И опять - как ни в чём не бывало, скоро успокаивался.

В доме он всё же не боялся ни меня, ни собаки, ни кота, ни барана большого, который жил со мной и почему-то не хотел никогда уходить в стадо. Заяц знал, что все эти его не тронут, он понимал, что эти, так сказать, сговорились жить вместе.

Я уходил неподалёку от дома, к реке, лесу и писал красками с натуры природу. Помню, Феб нёс в зубах большой складной зонт. Заяц прыгал около, а баран шёл за мной в стороне.

Заяц не отходил от меня, боялся, должно быть, что поймают и съедят. Когда я писал с натуры, Феб спал рядом на травке или искал кого-то в речке, или вспугивал кулика. А заяц сидел возле меня и всё водил ушами - слушал. Но ему быстро надоедало, что я сижу и пишу. Он вдруг начинал стучать по мне лапами и довольно больно. При этом как-то особенно глядел, будто говорил:

Хватит ерундой заниматься. Пойдём гулять!

Слово «гулять» знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мною.

А ёж появлялся ночью, и было слышно, как он ходил по полу по всем комнатам, как уходил на террасу, в сад и пропадал. Но стоило мне постучать рукой, ёж вскоре возвращался.

Баран ужасно боялся ежа. Он поднимал голову с большими завёрнутыми рогами, начинал топать передними ногами, как бы пугая того, а потом бросался бежать во все стороны.

Когда я ложился спать, заяц садился рядом, вставал на задние лапы, но прыгнуть ко мне не мог. И приходилось его брать к себе за длинные уши. Я клал его на постель. Заяц очень любил спать со мной, плотно прижимался в ногах, протягивался и засыпал. Но уши его ходили во все стороны: и во сне он всё продолжал слушать.

Родительские чувства

Заботиться о своих малышах способны самые разные животные. Особенно в тех семьях, где рождается мало детей. Ибо они могут погибнуть из-за нападения хищников, от болезней или тяжёлых условий обитания.

Если бы не преданность любящих родителей, то многие виды животных могли навсегда исчезнуть с лица нашей планеты.

Заботой о детях наделены не только звери, но даже лягушки, крокодилы, осьминоги, насекомые, мокрицы, пауки.

Даже мокрицы и пауки? - с удивлением спросите вы. Да, это действительно так. Едва вылупившиеся паучата совершенно беспомощны. Они не умеют ни защищаться, ни питаться, ни ткать паутину. Ведь малыши рождаются в коконе, который их мама надёжно прячет и может охранять.

Юные паучки обычно держатся клубком. Но если их потревожить, то клубок как бы взрывается. И малыши стремительно разбегаются во все стороны, чтобы спрятаться в местечках поукромней. Тут уж им не приходится надеяться на мамину защиту, выручают только собственные ноги.

Любопытно наблюдать, как мама-мокрица прогуливает своих малышей. Эти живые существа справедливо получили своё название, потому что обитают в очень сырых местах. Но детишек они всё же периодически выводят проветриваться. При этом мама внимательно следит, чтобы дети далеко не расползались. И стоит только ей почувствовать опасность, как она мигом загоняет их в норку.

Нередко опасность поджидает подрастающих детей даже у самых заботливых мам и пап. Может быть, только у сумчатых животных, к которым принадлежат кенгуру, они в наибольшей безопасности. Ведь мама-кенгуру постоянно носит малышей на себе, и они проводят своё детство в удобной сумке на её животе.

А откуда животным известно, каким образом следует оберегать своих детей и как их воспитывать? Знания эти заложены в них от рождения - животные получают их по наследству от своих родителей. И затем, в свою очередь, передают их своим детям.

Помощник человека

Слоны - это не домашние, а приручённые животные. Ведь их дети, в отличие от домашних питомцев, рождаются только на воле. Юных слонов отлавливают и с любовью приручают. И тогда животные отдают свой труд и чувства человеку.

Запряжённый в плуг слон пашет не хуже трактора. Он используется и как транспортное средство. И хотя скорость у слона невелика, зато его проходимость гораздо большая, чем у автомобиля. Ведь могучий слон способен с одинаковой лёгкостью идти и по джунглям, и по горам и по болотам. Это большое и тяжёлое животное может даже переплыть с огромным грузом широкую реку или плыть часами в океане.

Слоны в специальных школах обучаются точно и беспрекословно выполнять команды своего хозяина. Подчиняясь его словесным приказам и жестам, подготовленные животные опускаются на колени, поднимают хоботом человека или груз себе на спину. В «слоновьей школе» они учатся не только носить брёвна, но и с такой аккуратностью складывать их в штабели, что редкому человеку это под силу.

Во всех работах основную роль играет хобот слона. И хотя его сила колоссальна, хобот может выполнить и тонкую, почти ювелирную работу - развязать маленькие узлы, поднять с земли спичку или самую мелкую монету!

Как-то в московском зоопарке решили укрепить вольеру, где находился слон. Ограду усилили железной планкой, которую закрепили на болтах. Для верности служащий туго затянул гайки гаечным ключом и спокойно ушёл. Слон внимательно наблюдал за всеми его действиями и, оставшись в одиночестве, хоботом отвинтил все гайки и вынул болты.

Но самое интересное, что эти крепёжные средства умное животное сложило в две отдельные кучки - болты отдельно, а гайки отдельно. Вот какие удивительные возможности имеет трудолюбивый слон!

Слоны отличаются и великолепной памятью. Они узнают своих собратьев даже после долгой разлуки. И добрых людей, сумевших завоевать их доверие, тоже никогда не забывают, как не забывают и тех, кто нанёс им обиды и страдания. Помнят даже обстоятельства и местность, где с ними приключились несчастья или, наоборот, приятные происшествия.

Благодаря специальной дрессировке слоны могут научиться очень сложным цирковым трюкам и выступать в роли гимнастов или танцоров. Они способны выполнять стойку на передних ногах, садиться на тумбу и даже освоить езду на водных лыжах за катером.

Учёные относят слона к десятке самых «умных» животных. В этот список ещё входят собака, кошка, лошадь, свинья, дельфин, медведь, обезьяна, крыса и, как это ни покажется удивительным, - крошка муравей!

Молчаливые лоцманы

Ух и хорошо мчаться под парусом, полным свежего попутного ветра, то взлетая на гребни волн, то проваливаясь, чтоб в следующее мгновенье снова взмыть вверх!..

Азартное, волнующее зрелище - осенние крейсерские гонки яхт на Черном море. Однако, они не так безобидны, как кажутся неопытному глазу. Иногда требуется настоящее мужество.

…Темна, непроглядна октябрьская южная ночь. Только звезды мерцают над головой. Ничего не видно. За бортом плещется вода, и однообразные тяжелые всплески ее сотрясают судно, осыпая солеными брызгами. Где берег?

Наша яхта потеряла ориентиры - указатели, по которым корабль находит дорогу в море. Шла первой, и вот…

Самую малость не рассчитали спортсмены. До цели оставалось совсем немного, когда упала темнота и берег ушел из виду. Нет его! К довершению несчастья от воды поднялся туман и закрыл звезды.

Плыли наудачу. Не хотелось сдаваться.

Неожиданно перед самым носом яхты над водой мелькнул характерный блестящий треугольник. Один, другой…

Дельфины Исчезли, вернулись снова, зайдя с той же стороны. Так повторялось несколько раз. С непонятным упорством они проделывали все тот же маневр - стремились наперерез курсу так, что казалось, вот-вот столкнутся с яхтой, словно «отсекая» ее от невидимого берега…

Ребята, а они ведь нам показывают, куда плыть! - сказал капитан яхты. - Похоже, что мы сбились, поворачивать надо… - И, помедлив, скомандовал: - Так держать! Ориентир - дельфины!

Яхта изменила курс. Сразу же прекратили свою назойливую игру дельфины и, как бы подтверждая, что их поняли правильно, спокойно поплыли рядом с яхтой. А в следующую минуту совсем близко по левому борту проплыла песчаная мель… Вот о чем сигналили дельфины! Они предупреждали об опасности! Ведь если бы не они, сидеть бы яхтсменам на мели… Прощай победа в гонке! Да это еще полбеды. А если бы случилось что-то более серьезное!..

Удивительные существа дельфины много раз помогали людям.