Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Национальная политика советской власти создание ссср. Национальная политика советской власти

Национальная политика советской власти создание ссср. Национальная политика советской власти

История и СИД

Образование Союза Советских Социалистических Республик Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики которая последовательно по мере реализации курса на равноправие народов превращалась в федерацию нового типа. На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики территориальные автономии с учетом...

Национальная политика советской власти. Образование Союза Советских Социалистических Республик

Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. Первый (октябрь 1917г. – середина 1918г.) ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая последовательно, по мере реализации курса на равноправие народов, превращалась в федерацию нового типа. Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».

Правовой основой советской национальной политики на первом этапе стала «Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917г., провозгласившая равенство и суверенность народов России; ихправо на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всех и всяких национальных и национально–религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики, территориальные автономии с учетом национального состава населения, появились суверенные Советские республики.

Второй этап объединительного движения народов советских республик связан с периодом гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1920гг.). К этому времени сложилась группа советских республик, связанных друг с другом сотрудничеством по самым разнообразным вопросам.
Декретом от 6 июня 1919г. был оформлен военно–политический союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии. Егосуть сводилась к тесному объединению: 1)военной организации и военного командования; 2)советов народного хозяйства; 3)железнодорожного управления и хозяйства; 4)финансов и 5)комиссариатов труда республик – с тем, чтобы руководство указанными отраслями было сосредоточено в руках единых коллегий. Всероссийский ЦИК проводил объединение усилий республик на основе соглашения с ЦИК и СНК указанных республик. В этот период были заключены двусторонние соглашения РСФСР с УССР, БССР и другими республиками. Для второго этапа характерно становление советской государственности в национальных районах, где развернулась острая борьба с националистической контрреволюцией.

На третьем этапе объединительного движения народов советских республик (1921–1922гг.) они договариваются о военно–хозяйственном союзе, организуют единый дипломатический фронт. Время показало, что федерация на двусторонних договорах имела существенные недостатки. Назревшие потребности более тесного сотрудничества республик в экономической и государственной жизни обусловили необходимость создания нового союзного государства.

В первое время существования РСФСР внутри ее возникла такая форма национально–государственного строительства как автономная республика. К конце 1918г. появилась автономная трудовая коммуна. В1920г. – автономная область. Трудовая коммуна и автономная область имели права губернии, но отличались национально–государственным статусом. Наиболее высокой формой автономии являлась автономная республика (АССР) – государство. Автономная республика имела высшие органы власти и управления, близкие к всероссийским, свою правовую систему, конституцию. Некоторые автономные республики в годы гражданской войны имели свои вооруженные силы, дипломатические и внешнеторговые связи, управляли транспортом, регулировали денежные отношения. В1920г. эти функции по согласованию с нижестоящими субъектами взял на себя центр.

V Всероссийский съезд Советов 10июля 1918г. утвердил Конституцию РСФСР, обобщив и юридически закрепив первый опыт советского национально–государственного строительства.

С победой в гражданской войне продолжалась работа по созданию автономных национальных государств в рамках РСФСР.

В 1920–1921гг. национально–государственное строительство в РСФСР приобрело широкие масштабы. Создание автономий шло разными путями: некоторые народы впервые обретали свою государственность, другие восстанавливали свою государственность на новом уровне. В конечном итоге, в состав РСФСР к концу 1922г. входили 8автономных республик (Туркестанская, Киргизская (Казахская), Татарская, Башкирская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская); 11автономных областей (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Вотская (Удмуртия), Коми (Зырян), Бурятская, Ойротская,
Карачаево–Черкесская, Кабардино–Балкарская, Черкесская (Адыгея), Чеченская); 2трудовых коммуны (Трудовая коммуна немцев Поволжья и Карельская трудовая коммуна, которая с 1923г. стала автономной республикой). Автономии создавались и в других республиках. Так, в 1923г. возникла автономная область Нагорного Карабаха в Азербайджане.

В 1921г. на территории бывшей Российской империи существовало 7социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Социалистическая Советская Республика Абхазии, Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика.

Задачи преодоления тяжелейшей послевоенной разрухи, экономического возрождения республик, преодоления вековой культурной отсталости народов окраин ускорили их сближение с РСФСР. Отражая эту линию, X съезд РКП(б) в марте 1921г. взял курс на организацию государственного союза республик.

Договор об образовании СССР содержал 26статей, которые определяли компетенцию Союза ССР и его органов. К ведению Союза были отнесены вопросы внешней политики, дипломатические, экономические, военные и основы организации единых вооруженных сил. В рамках Союза объединялись важнейшие экономические и политические рычаги управления. Устанавливались основы общего плана развития народного хозяйства, единый госбюджет, денежная и кредитная системы, землеустройство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное союзное законодательство, объединялись транспорт, почта и телеграф. Союзу поручили регулировать трудовые отношения, народное просвещение, здравоохранение, статистику.

Союз имел право отменять нарушающие Договор постановления съездов Советов, ЦИК и СНК союзных республик. Для всех граждан республик устанавливалось единое союзное государство.

Верховным органом власти был признан Съезд Советов СССР, а между съездами его функции осуществлял ЦИК СССР, избираемый съездом. Исполнительным органом ЦИК СССР явился Совнарком СССР, избираемый ЦИК СССР в составе Председателя СНК СССР, его заместителей и 10наркомов.

Договор разграничивал полномочия Союза ССР и союзных республик, которые добровольно отдавали часть своих прав во имя общих интересов. Союзный Договор закреплял суверенитет союзных республик. Статья 13 утверждала самостоятельность актов высших органов Союза для всех республик. В то же время статья 15закрепляла право ЦИК союзных республик опротестовывать документы союзных органов, а в исключительных случаях, по статье 17, ЦИК союзных республик имели право приостановить исполнение распоряжения наркомов Союза, поставив в известность СНК СССР и наркома Союза.

Съезд завершился избранием ЦИК СССР (371член и 138кандидатов – пропорционально численности населения союзных республик). При этом РСФСР и УССР добровольно уступили ряд мест в пользу менее населенных республик. Среди избранных членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2%, крестьяне – 13,6% и интеллигенция – 40,2%.

Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум Союза ССР из 19членов и 13 кандидатов. Затем ЦИК СССР избрал четырех своих председателей – М.И.Калинина – от РСФСР, Г.И.Петровского – от УССР, Н.Н.Нариманова – от ЗСФС, А.Г.Червякова – от БССР. Секретарем ЦИК СССР был утвержден А.С.Енукидзе. Сессия поручила Президиуму ЦИК СССР подготовить проект первой Конституции СССР и формирование исполнительных органов власти.

Сессия ЦИК утвердила состав первого СНК СССР. Председателем был избран В.И.Ленин. Заместителями его утвердили Л.Б.Каменева, А.И.Рыкова, А.Д.Цюрупу, В.Я.Чубаря, Г.К.Орджоникидзе, И.Д.Орахелашвили. Общесоюзные наркоматы возглавили: по иностранным делам – Г.В.Чичерин, во военным и морским делам – Л.Д.Троцкий, внешней торговли – Л.Б.Красин, путей сообщения – Ф.Э.Дзержинский, почт и телеграфов – И.И.Смирнов. Объединенные наркоматы Союза возглавили: ВСНХ – А.И.Рыков, продовольствия – Н.П.Брюханов, труда – В.В.Шмидт, финансов – Г.Я.Сокольников, Рабоче–Крестьянскую инспекцию – В.В.Куйбышев.

В процессе работы над проектом Конституции СССР были внесены дополнения, касающиеся усиления политических гарантий представительства всех национальных республик и областей на началах равенства в ЦИК СССР. С этой целью, наряду с уже действовавшим Союзным Советом , создавался новый, равноправный с ним орган – Совет Национальностей .

В ведении Союза СССР дополнительно было отнесено «урегулирование вопроса об изменении границ между союзными республиками» и разрешение споров между ними.

Вторая сессия ЦИК СССР, заслушав 6июля 1923г. доклад А.С.Енукидзе, обсудила по главам и ввела в действие Конституцию СССР. Окончательное утверждение Основного Закона СССР состоялось на Втором съезде Советов Союза ССР.

Второй Всесоюзный съезд Советов 31января 1924г. утвердил первую Конституцию СССР, оформив создание единого союзного государства как федерацию суверенных советских
республик.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1821. Развитие исторического образования в университетах России во второй половине XVIII – начале XX века 1.33 MB
Влияние культуры классицизма на развитие русской исторической науки и образования. Эпоха Великих реформ и формирование принципов дальнейшего развития исторического образования в российских университетах. Реорганизация учебного процесса на историко-филологических факультетах в университетах России в конце 70-80-х гг. XIX в.
1822. Дидактическое структурирование процесса обучения студентов в педагогическом вузе 1.33 MB
Структурирование процесса обучения в вузе как педагогическая проблема. Характеристики структур педагогических систем с позиции концепции структурно-количественного анализа. Дидактические оценки использования резюме как методологического компонента структуры процесса обучения математике в вузе. Взаимосвязь структурных характеристик умственной деятельности обучаемых с показателями эффективности решения математических задач и оценками качеств личности.
1823. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 1.33 MB
Интеграционные процессы в Западной Европе во второй половине ХХ столетия и создание Европейских Сообществ. Возникновение и деятельность межправительственных групп по выработке основных направлений миграционной политики ЕС. Формирование единого европейского законодательства в области регулирования миграционных процессов.
1824. ГАРНИТУРА ШРИФТА КАК ФАКТОР РЕГУЛЯЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА 1.33 MB
Научно-теоретические и практические аспекты проблемы исследования регулирующей функции гарнитуры шрифта. Функции гарнитуры шрифта с позиций прагматики и эстетики. Регулирующая функция гарнитуры шрифта в аспекте теории деятельности. Психолингвистическая интерпретация гарнитурно-шрифтовых регулирующих факторов.
1825. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ОТ НЕПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) СУБЪЕКТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.33 MB
Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Функции юридических гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Персональная ответственность государственного служащего правоохранительного органа. Конституционно-правовой механизм защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий (бездействий) должностных лиц правоохранительных органов.
1826. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРНОЙ ЭКОНОМИКЕ 1.33 MB
СУЩНОСТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ СТРАНЫ. ОЦЕНКА СФЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КАПИТАЛА В РОССИИ. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1827. Теорія складності екстремальних задач. Задача Комівояжора. 140 KB
Зада́ча комівояже́ра (комівояжер - бродячий торговець, англ. Travelling Salesman Problem, TSP; нім. Problem des Handlungsreisenden) полягає у знаходженні найвигіднішого маршруту, що проходить через вказані міста хоча б по одному разу. В умовах завдання вказуються критерій вигідності маршруту (найкоротший, найдешевший, сукупний критерій тощо) і відповідні матриці відстаней, вартості тощо. Зазвичай задано, що маршрут повинен проходити через кожне місто тільки один раз, в такому випадку розв"язок знаходиться серед гамільтонових циклів.
1828. МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ОТСЧЕТА ВРЕМЕНИ СПОРТСМЕНОВ 1.32 MB
Влияние эмоциональных факторов на механизмы аутохронометрии. Влияние двигательной активности на хронобиологическую оценку времени (на примере различных видов спорта). Исследование функционального состояния центральной нервной системы. Сравнительная характеристика аутохронометрических способностей представителей различных видов спорта

Основы советской государственности были закреплены первой Конституцией, которая была принята Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г.: 1) она законодательно оформила установление диктатуры пролетариата в форме советской власти; 2) закреплялось федеративное устройство страны и название Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР); 3) Всероссийский съезд Советов стал высшим органом власти, а в промежутках между очередными съездами руководил избранный им ВЦИК; 4) исполнительная власть принадлежала Совету народных комиссаров (СНК); 5) министерства заменялись народными комиссариатами. Были образованы наркоматы: труда, внутренних, иностранных дел и др.

Большое внимание уделялось созданию государственного аппарата, который был призван защищать власть большевиков: 1) были созданы милиция, народные суды, революционные трибуналы, Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией (ВЧК); 2) в декабре 1917 г. был организован при Совнаркоме Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который регулировал проблемы организации народного хозяйства; 3) в январе 1918 г. были приняты декреты о создании Рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского Красного флота.

Мероприятия, которые были проведены в социальной сфере: 1) отменены сословия и прежние чины; 2) церковь отделена от государства; 3) принят декрет о гражданском браке; 4) вводилось бесплатное образование и медицинское обслуживание; 5) принят Кодекс законов о труде.

5 января 1918 г. открылось Учредительное собрание. Делегатами его были в большей массе эсеры и меньшевики. Большевики выдвинули требование перед собранием - признать уже существующее правительство, его декреты и политику. Но Учредительное собрание отказалось одобрить законодательные акты советской власти, тогда оно было распущено.

Декларация прав народов России, провозглашавшая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств, являлась после Октябрьской революции и победы большевиков одним из первых декретов новой власти.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, вошедшая составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г.), оформила законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решить вопрос о своем вхождении в Советскую Федерацию. Согласно принципу о праве наций на самоопределение советское правительство признало государственную независимость Финляндии, был подписан декрет об отказе от договоров о предыдущих разделах Польши.

Воспользовавшись своим правом на самоопределение вплоть до отделения в годы Гражданской войны, многие народы бывшей Российской империи создали собственные национально-государственные образования, хотя не все из них были устойчивыми. После окончания Гражданской войны начался процесс движения к объединению, которое привело в результате к образованию новой российской государственности - СССР.

Образование СССР: 1) актом, который учреждал Союз ССР, стал Договор, который заключили четыре республики: РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация; 2) 30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей этих республик (I съезд Советов Союза СCP) утвердил Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР); 3) основы государственного устройства СССР закрепила Конституция СССР, которая была принята в 1924 г. В соответствии с Конституцией СССР закреплялось федеративное устройство (И.В. Сталин первоначально предлагал план автономизации) и право свободного выхода из СССР.

  • Крестьянская война 1773–1775 гг. Под предводительством е.И. Пугачева
  • Отечественная война 1812 года – патриотическая эпопея русского народа
  • Ордена Российской империи в порядке убывания иерархической лестницы и получаемой при этом степени дворянского состояния
  • Движение декабристов и его значение
  • Распределение населения по сословиям в Российской империи
  • Крымская война 1853-1856 гг.
  • Общественно–политические движения в России во второй половине XIX в. Революционные демократы и народничество
  • Распространение марксизма в России. Возникновение политических партий
  • Отмена крепостного права в России
  • Крестьянская реформа 1861 года в России и ее значение
  • Население России по вероисповеданию (перепись 1897 г.)
  • Политическая модернизация России 60–70–х годов XIX века
  • Русская культура XIX в
  • Русская культура в XIX столетии
  • Политическая реакция 80–90–х годов XIX века
  • Международное положение России и внешняя политика царизма в конце XIX века
  • Развитие капитализма в России, его особенности, причины обострения противоречий на рубеже XX века
  • Рабочее движение в России в конце XIX века
  • Подъем революции в 1905 году. Советы рабочих депутатов. Декабрьское вооруженное восстание – кульминация революции
  • Расходы по внешней защите страны (тыс. Руб.)
  • Третьеиюньская монархия
  • Аграрная реформа п.А. Столыпина
  • Россия в годы первой мировой войны
  • Февральская революция 1917 года: победа демократических сил
  • Двоевластие. Классы и партии в борьбе за выбор исторического пути развития россии
  • Нарастание революционного кризиса. КорнилоВЩина. Большевизация советов
  • Общенациональный кризис в россии. Победа социалистической революции
  • Второй всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов 25–27 октября (7–9 ноября) 1917 года
  • Гражданская война и иностранная военная интервенция в россии. 1918–1920 годы
  • Рост численности ркка в годы гражданской войны
  • Политика «военного коммунизма»
  • Новая экономическая политика
  • Национальная политика советской власти. Образование союза советских социалистических республик
  • Политика и практика форсированной индустриализации, сплошной коллективизации сельского хозяйства
  • Первая пятилетка в ссср (1928/29–1932 гг.)
  • Достижения и трудности в решении социальных проблем в условиях реконструкции народного хозяйства ссср в 20–30–е годы
  • Культурное строительство в ссср в 20–30–е годы
  • Основные итоги социально–экономического развития ссср к исходу 30–х годов
  • Внешняя политика ссср накануне великой отечественной войны
  • Укрепление обороноспособности ссср накануне немецко–фашистской агрессии
  • Великая отечественная война. Решающая роль ссср в разгроме фашистской германии
  • Трудовой подвиг советского народа в восстановлении и развитии народного хозяйства ссср в послевоенные годы
  • Поиск путей социального прогресса и демократизации общества в 50–60–е годы
  • Советский союз в 70–е – первой половине 80–х годов
  • Ввод в действие жилых домов (млн. Квадратных метров общей (полезной) площади жилищ)
  • Нарастание застойных явлений в обществе. Политический поворот 1985 года
  • ПроБлеМы развития политического плюрализма в переходном обществе
  • Кризис национально–государственного устройства и распад ссср
  • Численность и этнический состав населения республик в составе Российской Федерации
  • Экономика и социальная сфера Российской Федерации в 90–е годы
  • Промышленная продукция
  • 1. Топливно–энергетические отрасли
  • 2. Черная металлургия
  • 3. Машиностроение
  • Химическая и нефтехимическая промышленность
  • Промышленность строительных материалов
  • Легкая промышленность
  • Бытовые товары
  • Уровень жизни населения
  • Производство на душу населения, кг (в среднем за год)
  • Сельское хозяйство
  • Животноводство
  • Хронологическая таблица
  • Содержание
  • Лр № 020658
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • 107150, Г. Москва, ул. Лосиноостровская, 24
  • Национальная политика советской власти. Образование союза советских социалистических республик

    Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. Первый (октябрь 1917 г. – середина 1918 г.) ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая последовательно, по мере реализации курса на равноправие народов, превращалась в федерацию нового типа. Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».

    Правовой основой советской национальной политики на первом этапе стала «Декларация прав народов России» от 2 ноября 1917 г., провозгласившая равенство и суверенность народов России; их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмену всех и всяких национальных и национально–религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

    В обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» Совнарком гарантировал полную и беспрепятственную свободу устройства жизни мусульман. К концу 1917 г. Совнарком принял Манифест к украинскому народу, декрет о Турецкой Армении, декрет о признании государственной независимости Финляндии. Во всех этих документах разъяснялись принципы, которыми руководствовалась Советская власть в решении национального вопроса. «Мы хотим как можно более крупного государства, – разъяснял В.И. Ленин, – как можно более тесного союза, как можно большего числа наций, живущих по соседству с великоруссами; мы хотим этого в интересах демократии и социализма...».

    На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики, территориальные автономии с учетом национального состава населения, появились суверенные Советские республики.

    Второй этап объединительного движения народов советских республик связан с периодом гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1920 гг.). К этому времени сложилась группа советских республик, связанных друг с другом сотрудничеством по самым разнообразным вопросам. Декретом от 6 июня 1919 г. был оформлен военно–политический союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии. Его суть сводилась к тесному объединению: 1) военной организации и военного командования; 2) советов народного хозяйства; 3) железнодорожного управления и хозяйства; 4) финансов и 5) комиссариатов труда республик – с тем, чтобы руководство указанными отраслями было сосредоточено в руках единых коллегий. Всероссийский ЦИК проводил объединение усилий республик на основе соглашения с ЦИК и СНК указанных республик. В этот период были заключены двусторонние соглашения РСФСР с УССР, БССР и другими республиками. Для второго этапа характерно становление советской государственности в национальных районах, где развернулась острая борьба с националистической контрреволюцией.

    На третьем этапе объединительного движения народов советских республик (1921–1922 гг.) они договариваются о военно–хозяйственном союзе, организуют единый дипломатический фронт. Время показало, что федерация на двусторонних договорах имела существенные недостатки. Назревшие потребности более тесного сотрудничества республик в экономической и государственной жизни обусловили необходимость создания нового союзного государства.

    Конституционному оформлению Союза ССР предшествовало складывание национальной государственности на базе Советов при непосредственном участии Всероссийских и республиканских съездов Советов, СНК и ЦИК РСФСР. В числе первых 13 наркоматов, учрежденных 26 октября (8 ноября) 1917 г. – Наркомат по делам национальностей РСФСР. Наркомнац действовал до 1923 г. под руководством Совнаркома и ЦК РКП (б), был тесно связан с национальными секциями, национальными центрами и местными партийными организациями.

    В задачи Наркомнаца входило создание условий для проведения в жизнь мероприятий, обеспечивающих братское сотрудничество и интересы всех национальностей и национальных меньшинств. Наркомнац содействовал организации национальных республик, автономных областей, вел работу с национальными кадрами, боролся с проявлениями шовинизма и национализма, сепаратизма, издавал литературу на национальных языках, участвовал в подготовке документов по национально–государственному строительству.

    В составе Наркомнаца работали национальные комиссариаты (нацкомы) и национальные отделы. В конце 1918 г. действовали 11 нацкомов – польский, литовский, мусульманский, еврейский, армянский, белорусский, немцев Поволжья, горцев Кавказа, грузинский, латышский, чехословацкий; 8 отделов – киргизский, марийский, народов Сибири, украинский, эстонский, вотякский, чувашский, народов Поволжья.

    Нацкомы и отделы информировали народы о мероприятиях Советской власти в области национальной политики. Советские органы на местах вели политическую и культурно–просветительную работу, оказывали помощь в решении хозяйственных вопросов, улаживали возникающие конфликты между центром и национальностями, вели подготовку образования автономий.

    В августе 1918 г. в аппарате Наркомнаца работало 222 чел. К началу 1919 г. в Наркомнаце насчитывался 21 комиссариат. Их возглавляли видные деятели РКП (б): Ю.М. Лещинский, В.С. Мицкявичус–Капсукас, В.А. Аванесов, А.Г. Червяков, С.М. Диманштейн, М.Ю. Кулик, А.З. Каменский, А.Г. Мещеряков, М.А. Молодцова, Г.К. Клингер, Н.Н. Нариманов, Т.Р. Рыскулов и др.

    Деятельность Наркомнаца возглавляла коллегия во главе с наркомом по делам национальностей И.В. Сталиным. Однако за 6 лет существования Наркомата он участвовал лично в работе коллегии не более трех месяцев из–за частых поездок на фронты гражданской войны и выполнения других заданий Совнаркома и ЦК РКП (б). Таким образом, основную тяжесть этой сложной работы выполняли члены коллегии.

    Вначале комиссариаты и отделы Наркомнаца вели работу с национальностями почти по всем вопросам: занимались судьбами беженцев, вопросами трудоустройства, социального обеспечения, просвещения, земледелия и др. После того, как в январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов провозгласил образование РСФСР, деятельность Наркомнаца существенно изменилась. Работа по вопросам культуры, просвещения, социального обеспечения была передана соответствующим наркоматам национальных республик. Главной задачей Наркомнаца стала подготовка создания автономных советских республик и областей.

    После окончания гражданской войны Наркомнац стал больше уделять внимания планам и проектам улучшения экономического и культурного развития народов Российской Федерации. С мая 1920 г. началась перестройка центрального аппарата наркомата. В 1921 г. вместо комиссариатов были созданы 14 национальных представительств, сформирован Совет национальностей, состоящий из 26 человек, который выполнял роль большой коллегии наркомата. Наряду с этим начал работу институт уполномоченных Наркомнаца РСФСР при правительствах республик и в областях. Им поручили «наблюдать за проведением национальной политики на местах», изучать историческую, этнографическую и культурную жизнь народностей и национальных групп автономий, защищать права и интересы малых народов. В связи с этим выросли и штаты наркомата. Например, на 1 сентября 1921 г. в Наркомнаце числилось 875 чел., в том числе конторских работников – 374, инструкторов и агентов – 79, литераторов – 6, бухгалтеров – 37, экономистов, юристов, школьных работников, агрономов, медработников – 84, инженеров, механиков, техников – 37, рабочих – 162, шоферов – 36 и др. Национальный состав наркомата был довольно представительным: русских – 521, евреев – 85, татар – 37, немцев – 28, латышей – 17, поляков – 14, литовцев – 8 и др.

    Наркомнац плодотворно работал по созданию при нем ряда учебных, научных, культурно–просветительных учреждений и организации их деятельности. Среди них выделялись Коммунистические Университеты трудящихся Востока и национальных меньшинств Запада (КУТВ им. И.В. Сталина и КУНМЗ им. Ю.Ю. Мархлевского, 1921–1938 гг.). КУТВ издавал журнал «Революционный Восток». За время своей работы Университет подготовил несколько тысяч специалистов. При Наркомнаце функционировали Институт востоковедения и несколько издательств.

    При содействии Наркомнаца национальные районы получали ощутимую помощь материальными средствами, продовольствием, кредитами. Из центра России направлялись специалисты для подготовки и обучения местных кадров. В Москве готовились учителя для ликвидации неграмотности на языках коренных национальностей. Созданное в 1922 г. при Наркомнаце Восточное издательство выпускало буквари и учебники, общественно–политическую, сельскохозяйственную, научно–популярную, художественную литературу на родных языках. При типографии издательства работала школа по подготовке кадров наборщиков для печати национальных районов.

    Благодаря деятельности Наркомнаца возникла широкая сеть национальных школ, вузов, просветительских обществ, библиотек, национальных театров. Впервые в истории России успешно решалась гигантская задача ликвидации неграмотности нерусского населения. На национальные языки переводились важнейшие документы, касающиеся национально–государственного строительства. В конце 1919 г. Наркомнац издавал газеты почти на 60 языках и наречиях и имел свой печатный орган – газету «Жизнь национальностей» (с 1922 г. – журнал, выходивший тиражом от 7 до 12 тыс. экземпляров).

    В январе 1918 г. Третий Всероссийский съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Советская Россия учреждалась на основе союза свободных наций в виде федерации Советских национальных республик и стала называться Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Принципами федерации являлись: добровольность вступления, равноправие наций, пролетарский интернационализм, демократический централизм. Высшим органом федерации объявлялся Всероссийский съезд Советов, который избирал ВЦИК и Совнарком.

    В первое время существования РСФСР внутри ее возникла такая форма национально–государственного строительства как автономная республика. К конце 1918 г. появилась автономная трудовая коммуна. В 1920 г. – автономная область. Трудовая коммуна и автономная область имели права губернии, но отличались национально–государственным статусом. Наиболее высокой формой автономии являлась автономная республика (АССР) – государство. Автономная республика имела высшие органы власти и управления, близкие к всероссийским, свою правовую систему, конституцию. Некоторые автономные республики в годы гражданской войны имели свои вооруженные силы, дипломатические и внешнеторговые связи, управляли транспортом, регулировали денежные отношения. В 1920 г. эти функции по согласованию с нижестоящими субъектами взял на себя центр.

    V Всероссийский съезд Советов 10 июля 1918 г. утвердил Конституцию РСФСР, обобщив и юридически закрепив первый опыт советского национально–государственного строительства.

    С победой в гражданской войне продолжалась работа по созданию автономных национальных государств в рамках РСФСР.

    В 1920–1921 гг. национально–государственное строительство в РСФСР приобрело широкие масштабы. Создание автономий шло разными путями: некоторые народы впервые обретали свою государственность, другие восстанавливали свою государственность на новом уровне. В конечном итоге, в состав РСФСР к концу 1922 г. входили 8 автономных республик (Туркестанская, Киргизская (Казахская), Татарская, Башкирская, Горская, Дагестанская, Якутская, Крымская); 11 автономных областей (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Вотская (Удмуртия), Коми (Зырян), Бурятская, Ойротская, Карачаево–Черкесская, Кабардино–Балкарская, Черкесская (Адыгея), Чеченская); 2 трудовых коммуны (Трудовая коммуна немцев Поволжья и Карельская трудовая коммуна, которая с 1923 г. стала автономной республикой). Автономии создавались и в других республиках. Так, в 1923 г. возникла автономная область Нагорного Карабаха в Азербайджане.

    В 1921 г. на территории бывшей Российской империи существовало 7 социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР, Социалистическая Советская Республика Абхазии, Бухарская и Хорезмская народные советские республики, Дальневосточная республика.

    Задачи преодоления тяжелейшей послевоенной разрухи, экономического возрождения республик, преодоления вековой культурной отсталости народов окраин ускорили их сближение с РСФСР. Отражая эту линию, X съезд РКП (б) в марте 1921 г. взял курс на организацию государственного союза республик.

    На основе решений IX Всероссийского съезда Советов и IV Всероссийского съезда совнархозов (май 1921 г.) складывалась единая система управления промышленностью всей федерации. Промышленность делилась на общефедеративную и местную. Объединению подлежали тяжелая и легкая промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь.

    В 1921–1922 гг. складывался общефедеративный бюджет, хотя не все вопросы были решены. Так, в РСФСР, УССР и БССР существовала единая денежная система еще со времени гражданской войны, а в Закавказских республиках ходили свои денежные знаки, наряду и наравне с денежными знаками РСФСР. Нередко в документах республик составлялись экономические планы без учета общефедеративных задач восстановления, в первую очередь, важнейших народнохозяйственных объектов.

    Восстановление народного хозяйства с помощью РСФСР укрепляло и расширяло сотрудничество республик. Возникла потребность в принятии общефедерального законодательства. Это было вызвано тем, что в республиках имели место и национал–сепаратистские тенденции, то есть тенденции к отделению, обособлению.

    К образованию единого союзного государства народы советских республик наряду с внутриполитическими причинами подталкивали и внешнеполитические факторы. Так, в апреле–мае 1922 г. в Генуе проходила международная экономическая и финансовая конференция, на которой делегации РСФСР поручили представлять дипломатическое единство советских республик.

    В марте 1922 г. образовалась Закавказская Федерация Социалистических Советских Республик с задачей обеспечить братское сотрудничество народов Закавказья, искоренить межнациональную вражду. Улучшение экономического и политического положения советских республик Закавказья привело в декабре 1922 г. к преобразованию федеративного союза в федеративное государство – Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР) в составе Грузинской ССР, Армянской ССР, Азербайджанской ССР, ССР Абхазии.

    Формирование союзного государства сопровождалось острой полемикой. Предлагались варианты положить в основу союза республик конфедерацию или федерацию, основанную на автономии, или сохранении при некотором совершенствовании существовавших договорных отношений. Конфедерация представляла собой такую форму государственного устройства, при котором ее члены оставались полностью независимы, но могли координировать свои действия в определенных целях посредством объединенных органов (военных, внешнеполитических и т.д.). Предложение о конфедерации поддержки не получило.

    С лета 1922 г. ЦК РКП (б) вплотную занялся вопросом подготовки к объединению советских республик. В начале августа начала работу комиссия под председательством В.В. Куйбышева. Отдельные деятели: И.В. Сталин, Д.З. Мануильский, Г.К. Орджоникидзе и некоторые другие – были за федерацию на основе «автономизации». И.В. Сталин предлагал, чтобы советские республики – Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия вошли в состав РСФСР на автономных началах. Этот проект сводил к минимуму самостоятельность советских республик и вел фактически к формированию централизованного, унитарного государства.

    Против этого предложения были ЦК КП Украины, Грузии. Сталинский проект поддерживали Закавказский краевой комитет РКП (б), ЦК компартии Армении и Азербайджана. ЦК КП (б) Белоруссии отдавал предпочтение сохранению договорных отношений. Подвергнув критике проект «автономизации», В.И. Ленин выдвинул новую форму добровольного и равноправного объединения советских республик. Будучи против чрезмерного централизма, он предложил укреплять суверенитет каждой республики как обязательное условие сплочения народов. Еще в декабре 1919 г. В.И. Ленин, рассматривая возможные варианты тесного союза республик в письме к рабочим и крестьянам Украины, писал: «Мы хотим добровольного союза наций – такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой – такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании братского единства, на вполне добровольном согласии».

    В сентябре 1922 г. В.И. Ленин заявил в письме «Об образовании СССР»: «Мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию». Пленум ЦК РКП (б) 6 октября 1922 г. принял ленинское предложение о форме объединения советских республик в союзное многонациональное государство.

    Но идея «автономизации» показала свою живучесть и после этого Пленума, привела к обострению местного национализма. Особенно резко он проявился в Грузии, где возник так называемый «грузинский инцидент». В конце октября 1922 г. ЦК КП (б) Грузии коллективно подал в отставку. Поддерживая решения октябрьского пленума ЦК РКП (б) 1922 г. об образовании Союза, Ф.И. Махарадзе от имени ЦК компартии Грузии предложил вместо пункта о вхождении в Союз ССР Закавказской Федерации предусмотреть возможность самостоятельного, т.е. отдельного вхождения в Союз Грузии, Армении, Азербайджана.

    Закавказский крайком партии большевиков возглавлял Г.К. Орджоникидзе, он в грубой форме отреагировал на это заявление Ф.И. Махарадзе, обвинив грузинских руководителей в шовинизме. Впрочем, и другая сторона ответила тем же. В ноябре была создана комиссия во главе с Ф.Э. Дзержинским для рассмотрения инцидента. В.И. Ленин работой комиссии остался недоволен, так как она осудила грузинское руководство и одобрила линию Заккрайкома. В.И. Ленин не мог активно вмешиваться в это дело, так как тяжело заболел. Однако в конце декабря 1922 г. он продиктовал письмо «К вопросу о национальностях, или об «автономизации», где резко осудил администрирование и грубость в межнациональных отношениях, формальное отношение к национальному вопросу.

    X Всероссийский съезд Советов (23–27 декабря 1922 г.), обсудив доклад И.В. Сталина об объединении советских республик и выступлений делегатов – представителей от других республик (М.В. Фрунзе от УССР, М.Г. Цхакая от Грузии, Г.М. Мусабекова от Азербайджана и др.), принял постановление о вхождении РСФСР в состав союзного государства.

    30 декабря 1922 г. в Москве в Большом театре работал I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик. На нем присутствовали 1727 делегатов от РСФСР, 364 – от УССР, 33 – от БССР, 91 – от ЗСФСР. По данным мандатной комиссии среди делегатов преобладали рабочие – 44,4%, крестьян было 26,8%, служащих и интеллигенции – 28,8%. На съезде присутствовали представители более 50 национальностей. С кратким докладом выступил И.В. Сталин. Он зачитал тексты Декларации об образовании Союза ССР и Союзного Договора, одобренные накануне Конференцией полномочных делегаций советских республик.

    В Декларации подчеркивался вывод о великой роли Советов в сплочении народов страны, в создании федерации нового типа. Подчеркивалось, что Союз гарантирует внешнюю безопасность, экономический и культурный подъем, свободу национального развития народов. Декларация отмечала, что союз – это добровольное объединение равноправных народов, что за каждой республикой закреплено право свободного выхода из Союза и что доступ в Союз открыт всем социалистическим республикам – существующим и будущим.

    Договор об образовании СССР содержал 26 статей, которые определяли компетенцию Союза ССР и его органов. К ведению Союза были отнесены вопросы внешней политики, дипломатические, экономические, военные и основы организации единых вооруженных сил. В рамках Союза объединялись важнейшие экономические и политические рычаги управления. Устанавливались основы общего плана развития народного хозяйства, единый госбюджет, денежная и кредитная системы, землеустройство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное союзное законодательство, объединялись транспорт, почта и телеграф. Союзу поручили регулировать трудовые отношения, народное просвещение, здравоохранение, статистику.

    Союз имел право отменять нарушающие Договор постановления съездов Советов, ЦИК и СНК союзных республик. Для всех граждан республик устанавливалось единое союзное государство.

    Верховным органом власти был признан Съезд Советов СССР, а между съездами его функции осуществлял ЦИК СССР, избираемый съездом. Исполнительным органом ЦИК СССР явился Совнарком СССР, избираемый ЦИК СССР в составе Председателя СНК СССР, его заместителей и 10 наркомов.

    Договор разграничивал полномочия Союза ССР и союзных республик, которые добровольно отдавали часть своих прав во имя общих интересов. Союзный Договор закреплял суверенитет союзных республик. Статья 13 утверждала самостоятельность актов высших органов Союза для всех республик. В то же время статья 15 закрепляла право ЦИК союзных республик опротестовывать документы союзных органов, а в исключительных случаях, по статье 17, ЦИК союзных республик имели право приостановить исполнение распоряжения наркомов Союза, поставив в известность СНК СССР и наркома Союза.

    Съезд завершился избранием ЦИК СССР (371 член и 138 кандидатов – пропорционально численности населения союзных республик). При этом РСФСР и УССР добровольно уступили ряд мест в пользу менее населенных республик. Среди избранных членов ЦИК СССР рабочие составляли 46,2%, крестьяне – 13,6% и интеллигенция – 40,2%.

    Первая сессия ЦИК СССР избрала Президиум Союза ССР из 19 членов и 13 кандидатов. Затем ЦИК СССР избрал четырех своих председателей – М.И. Калинина – от РСФСР, Г.И. Петровского – от УССР, Н.Н. Нариманова – от ЗСФС, А.Г. Червякова – от БССР. Секретарем ЦИК СССР был утвержден А.С. Енукидзе. Сессия поручила Президиуму ЦИК СССР подготовить проект первой Конституции СССР и формирование исполнительных органов власти.

    Сессия ЦИК утвердила состав первого СНК СССР. Председателем был избран В.И. Ленин. Заместителями его утвердили Л.Б. Каменева, А.И. Рыкова, А.Д. Цюрупу, В.Я. Чубаря, Г.К. Орджоникидзе, И.Д. Орахелашвили. Общесоюзные наркоматы возглавили: по иностранным делам – Г.В. Чичерин, во военным и морским делам – Л.Д. Троцкий, внешней торговли – Л.Б. Красин, путей сообщения – Ф.Э. Дзержинский, почт и телеграфов – И.И. Смирнов. Объединенные наркоматы Союза возглавили: ВСНХ – А.И. Рыков, продовольствия – Н.П. Брюханов, труда – В.В. Шмидт, финансов – Г.Я. Сокольников, Рабоче–Крестьянскую инспекцию – В.В. Куйбышев.

    В процессе работы над проектом Конституции СССР были внесены дополнения, касающиеся усиления политических гарантий представительства всех национальных республик и областей на началах равенства в ЦИК СССР. С этой целью, наряду с уже действовавшим Союзным Советом , создавался новый, равноправный с ним орган – Совет Национальностей .

    В ведении Союза СССР дополнительно было отнесено «урегулирование вопроса об изменении границ между союзными республиками» и разрешение споров между ними.

    Вторая сессия ЦИК СССР, заслушав 6 июля 1923 г. доклад А.С. Енукидзе, обсудила по главам и ввела в действие Конституцию СССР. Окончательное утверждение Основного Закона СССР состоялось на Втором съезде Советов Союза ССР.

    Второй Всесоюзный съезд Советов 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию СССР, оформив создание единого союзного государства как федерацию суверенных советских республик.

    С образованием СССР Наркомнац в июле 1923 г. был упразднен. Считалось, что оформившиеся в самостоятельные республики и области национальности, могут обойтись без указанного наркомата. Об этом говорилось в постановлении 2–ой сессии ЦИК РСФСР X созыва 7 июля 1923 г. Проведение в жизнь национальной политики на местах возлагалось на президиумы ЦИК автономных республик и исполкомов Советов областей и губерний.

    Для руководства работой по осуществлению национальной политики в республике и координации работы представителей автономий при Президиуме ЦИК РСФСР постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 9 апреля 1923 г. был образован Отдел национальностей при Президиуме ЦИК РСФСР. Интересы национальных меньшинств учитывались в каждом республиканском отраслевом органе.

    С созданием СССР в составе ЦИК СССР, наряду с палатой Союзного Совета, конституционно оформилась палата Совета Национальностей. Президиум Совета Национальностей направлял директивы ЦИКам союзных и автономных республик по вопросам национальной политики, контролировал работу отделов и нацкомиссий. Совет Национальностей издавал журнал «Революция и национальности», газеты на немецком, еврейском, татарском языках, направлял деятельность Научно–исследовательского института национальностей СССР.

    31 января 1924 года Второй съезд Советов Союза ССР окончательно утвердил текст Конституции СССР и завершил конституционное оформление единого союзного государства, законодательно закрепил полное правовое равенство народов, их суверенитет, безоговорочное признание за всеми народами равных прав и равных обязанностей. К этому моменту в составе добровольного союза республик имелось 33 национально–государственных образования: союзных республик – 4, автономных республик – 13, автономных областей – 16.

    В мае 1925 г. Третий съезд Советов СССР принял постановление «О вхождении в состав Союза ССР Туркменской и Узбекской Социалистических Советских Республик». В 1929 г. была образована Таджикская ССР. В 1936 г. Казахская и Киргизская автономные республики получили статус союзных республик. В этом же году Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, ранее входившие в ЗСФСР, непосредственно вошли в СССР в качестве союзных республик. В 1940 г. в Союз ССР вошли Латвийская, Литовская и Эстонская советские социалистические республики. К моменту распада СССР в 1991 г. в его состав входили: союзных республик – 15, автономных республик – 20, автономных областей– 8, автономных округов – 10.

    Время высветило социально–политическое значение создания СССР для многонациональной семьи населявших его народов. Сразу же была решена двуединая историческая задача: сохранить и использовать преимущества веками сложившегося крупного государства и единого экономического пространства, предоставить нациям и народностям право создавать и развивать свою государственность.

    Последующий опыт межнациональных отношений показал, что именно добровольное сложение усилий, дружба народов, входивших в Союз, позволили им в небывало короткие сроки преодолеть былую вековую технико–экономическую и культурную отсталость и выйти на рубежи современной цивилизации. И прежде всего, русский народ отдавал свои знания и энергию для развития экономики и культуры республик бывшего СССР.

    Только благодаря Союзу ССР республики сумели защитить свою национальную независимость и нанести решающее поражение фашистской Германии и ее сателлитам в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

    При всех трудностях, деформациях и просчетах, допущенных политическим руководством в прошлом, СССР выдержал проверку временем и являлся великой державой . Его распад в декабре 1991 г. произошел вопреки воле народов и отбросил республики далеко назад, повлек за собой тяжелые, ничем не оправданные материальные, социальные и нравственные потери для всех наций и народностей. Потеряв «общий дом», сегодня большинство людей, а также многие политики на печальном опыте осознали необходимость возрождения сотрудничества в рамках СНГ, учитывающего взаимные интересы субъектов интеграции и необходимость объединения усилий для устойчивого социального прогресса веками живших вместе народов.

    "
    Отечественная история. Шпаргалка Барышева Анна Дмитриевна

    56 НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА. ОБРАЗОВАНИЕ СССР

    После Октябрьской революции и победы большевиков одним из первых декретов новой власти стала Декларация прав народов России, провозглашавшая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств. Законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в Советскую Федерацию, был закреплен в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, вошедшей составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г.).

    В соответствии с принципом о праве наций на самоопределение советское правительство признало государственную независимость Финляндии, был подписан декрет об отказе от договоров о предыдущих разделах Польши.

    Национальную автономию получили народы и народности Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.

    Воспользовавшись правом наций на самоопределение вплоть до отделения в годы Гражданской войны, многие народы бывшей Российской империи создавали собственные национально-государственные образования.

    Не все из них были устойчивыми, их существование не было длительным.

    Вновь образующиеся национальные республики по мере установления в них советской власти формировались вокруг РСФСР как федеративного центра. Это позволило остановить процесс распада единого централизованного Российского государства. После Гражданской войны начался процесс объединительного движения, которое привело к образованию новой российской государственности – СССР.

    Актом учреждения Союза ССР стал Договор, заключенный между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан). 30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей данных республик (I съезд Советов Союза ССР) утвердил Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

    Основы государственного устройства СССР были закреплены в Конституции СССР, принятой в 1924 г.

    Согласно Конституции в СССР закреплялось федеративное устройство (И. В. Сталин предлагал план автономизации) и право свободного выхода из СССР. Но к этому времени реальная власть была сконцентрирована в структурах РКП(б), опирающейся на единый управляющий центр – Центральный комитет. Республиканские организации входили в РКП(б) на правах областных подразделений и не обладали самостоятельностью.

    Поэтому Советский Союз в реальной действительности приобрел характер унитарного государства.

    Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

    10.6. Международное положение и внешняя политика Советского государства в 1920–1930-е гг Международные отношения в рассматриваемую эпоху отличались крайней противоречивостью. Первая мировая война коренным образом изменила соотношение сил между ведущими западными

    Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

    1. Создание Советского государства. Становление и развитие Советского государственного управления Оказавшись в центре мирового и национального кризиса, который закончился распадом Российской империи и Гражданской войной, Россия избрала совершенно новый путь

    Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов

    Глава восьмая ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО

    Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

    Глава VII. Внешняя политика Советского государства (1921-1941) I. НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Начиная с 1920 г. великие мировые державы отказались от планов свержения советского режима. Постепенно была снята экономическая блокада, а закрепление рядом соглашений

    Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

    § 1. Внешняя политика Советского государства накануне войны Внешнеполитическая деятельность страны в предвоенные годы строилась не только на основе внутренних задач, но и в зависимости от состояния и развития международных отношений.При всем различии подходов к

    Из книги История России автора Иванушкина В В

    34. Россия в 1917-1920-х гг. Национальная политика Советского государства В 1917 г. В. И. Ленин сформулировал новую схему национально-государственного устройства.Особое место в этой программе занимали финскийи польский вопросы.Процесс создания единого государства развивался

    Из книги История России автора Иванушкина В В

    36. Внешняя политика Советского государства после Гражданской войны В основе внешней политики Советского государства после окончания гражданской войны и интервенции лежали две противоположных установки: во-первых, установление прочных дипломатических и экономических

    автора Автор неизвестен

    54. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД В 1920 – НАЧАЛО 1930-х гг На протяжении 20-30-х гг. Советский Союз в своей внешней политике старался решить ряд задач, среди которых можно выделить следующие:1. Прорыв дипломатической и экономической блокады

    Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    55. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1939–1940 гг Германия 1 сентября 1939 г. вторглась в Польшу с запада, а СССР 17 сентября с востока. К концу месяца передел Польши был закончен, и к СССР отошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии.Если война с Польшей

    Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    63. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1945 – НАЧАЛЕ 1950-х гг В послевоенное время Советский Союз активно участвовал во всех важнейших мировых внешнеполитических процессах, начиная с Ялтинской и Потсдамской конференций руководителей Великобритании США и СССР.В

    Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

    58 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1917-1920-Е ГГ Внешняя политика Советского государства строилась на принципах, сформулированных В. И. Лениным, как то:1) принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь международного рабочего класса

    автора Керов Валерий Всеволодович

    Тема 59 экономическая политика Советского государства в период Гражданской войны (1918–1920) ПЛАН1. Причины введения «военного коммунизма».1.1. Политическая доктрина большевиков.1.2. Условия Гражданской войны.1.3. Сущность политики «военного коммунизма».2. Основные элементы

    Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

    Тема 61 Национальная политика Советского государства ПЛАН1. Предпосылки образования СССР.1.1. Идеологические.1.2. Политические.1.3. Экономические и культурные.1.4. Принципы национальной политики советской власти.1.5. Опыт решения национального вопроса в годы Гражданской

    Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

    Тема 63 Внешняя политика советского государства в 1920-е гг ПЛАН1. Принципы внешней политики.1.1. Противоречия внешнеполитической концепции большевиков.1.2. Концепция внешней политики Советского государства и мировая революция.1.3. Трудности советской дипломатии.2. Основные

    Из книги Лишенцы в системе социальных отношений автора Валуев Демьян Валерьевич

    Политика Советского государства и эволюция законодательной базы лишения избирательных прав Идея о возможности лишения политических прав отдельных граждан и даже больших социальных групп, по тем или иным причинам неугодных правящему режиму возникла ещё на ранней

    Из книги Экономика России XXI века. От капитализма к социализму автора Орленко Леонид Петрович

    Приложение № 1 Новая экономическая политика Советского государства В.Л. ПерламутровНовая экономическая политика Советского государства (1921–1926 гг.)В марте 1921 года Советская Россия начала реформировать экономику, разоренную шестью годами Первой мировой и Гражданской


    Объединительное движение по созданию Советского многонационального государства началось сразу после победы Октябрьской революции и распада империи и прошло три этапа. Первый (октябрь 1917г. – середина 1918г.) ознаменовался рождением Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, которая последовательно, по мере реализации курса на равноправие народов, превращалась в федерацию нового типа. Второй Всероссийский съезд Советов подчеркнул, что советская власть «...обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение».

    На первом этапе на территории бывшей царской России возникли автономные республики, территориальные автономии с учетом национального состава населения, появились суверенные Советские республики.

    Второй этап объединительного движения народов советских республик связан с периодом гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1920гг.). К этому времени сложилась группа советских республик, связанных друг с другом сотрудничеством по самым разнообразным вопросам.
    Декретом от 6 июня 1919г. был оформлен военно–политический союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии. Его суть сводилась к тесному объединению: 1)военной организации и военного командования; 2)советов народного хозяйства; 3)железнодорожного управления и хозяйства; 4)финансов и 5)комиссариатов труда республик – с тем, чтобы руководство указанными отраслями было сосредоточено в руках единых коллегий. Всероссийский ЦИК проводил объединение усилий республик на основе соглашения с ЦИК и СНК указанных республик. В этот период были заключены двусторонние соглашения РСФСР с УССР, БССР и другими республиками. Для второго этапа характерно становление советской государственности в национальных районах, где развернулась острая борьба с националистической контрреволюцией.

    На третьем этапе объединительного движения народов советских республик (1921–1922гг.) они договариваются о военно–хозяйственном союзе, организуют единый дипломатический фронт. Время показало, что федерация на двусторонних договорах имела существенные недостатки. Назревшие потребности более тесного сотрудничества республик в экономической и государственной жизни обусловили необходимость создания нового союзного государства.

    42. Новая экономическая политика: сущность, результаты, причины свертывания (1921-1928 гг.).

    НЭП вводился с большим опозданием и в большей спешке, поэтому четкого плана и программы реформ у большевиков в марте 1921 года не было. Поиском форм и методов реализации нового курса велись на всем протяжении НЭПа. Правовые и практические вопросы решались методом проб и ошибок, экономические уступки частному сектору то сужались, то расширялись.

    Сущность НЭПа состояла в использовании элементов рыночной экономики при сохранении большевиками «командных высот» в политике и экономике (руководящая роль РКП(б), государственный сектор, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли).

    НЭП включал в себя комплекс экономических и социально-политических мер, неоднозначных и противоречивых.

    В политико-идеологической области НЭП представлял собой жесткий однопартийный режим, подавлявший всякое инакомыслие и инакодействие.

    Нарастание противоречий и проблем в экономике и социальной сфере привело к тому, что в конце 20-гг. руководство страны вынуждено было определить дальнейший курс экономической политики и практики. Необходимо было решить, преодолевать ли кризисные явления в экономике хозяйственными методами либо резко расширить использование командно-административных методов, свойственных «военному коммунизму».

    Таким образом, свертыванию НЭПа способствовали присущие ему глубокие внутренние противоречия, которые усугублялись действиями партийно-государственного руководства по ускорению темпов социалистического строительства, усилению административно-командных методов руководства экономикой, вплоть до применения чрезвычайных мер в конце 20-х гг. Решающую роль в политике отказа от НЭПа сыграли решение ЦК ВКП(б) и СНК (1929г.) о форсированном социалистическом развитии страны. Стремление ускорить строительство социализма в условиях капиталистического окружения обусловило решение руководителей СССР отказаться от новой экономической политики и перейти к насильственным мерам коллективизации сельского хозяйства и административно-командным методам индустриализации (модернизации тяжелой и военной промышленности).

    43. Индустриализация в СССР: предпосылки, проблема темпов, противоречия.

    В 1925 г. 14-й съезд ВКП(б) взял курс на индустриализацию страны, который в целом отвечал историческим задачам страны.

    Индустриализация как процесс создания крупного машинного производства в промышленности, а затем и в других отраслях народного хозяйства на определенной ступени истории являлись всеобщей закономерностью общественного развития.

    Сложились две концепции индустриализации:

    - "бухаринская" (продолжение НЭПа, сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства, приоритетное развитие тяжёлой промышленности при одновременном внимании к производству предметов потребления, кооперирование крестьянских хозяйств на добровольной основе) и

    - "сталинская" (которой соответствовал план Троцкого – «сверх-индустриализация») (свёртывание НЭПа, усиление роли государства в развитии экономики, ужесточение дисциплины, форсированное развитие тяжёлой промышленности, использование деревни как поставщика средств и рабочей силы для нужд индустриализации)

    В противоборстве 2-х концепций верх одержала "сталинская" концепция.

    Период 1926-1927 гг. На XIV съезде ВКП(б) в 1925 г. в качестве приоритетных направлений в осуществлении индустриализации в СССР были признаны передовые в ту пору отрасли - энергетика, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, которые являлись материальной основой формировавшегося военно-промышленного комплекса СССР. Первоочередное внимание было сосредоточено на создании энергетической базы для индустрии.

    В 1926 г. началось строительство четырех крупных электростанций, в 1927г. - еще 14. Были заложены новые угольные шахты - соответственно по годам - 7 и 16, начато строительство крупных металлургических (Керченский, Кузнецкий) и машиностроительных заводов (Ростовский, Сталинградский).

    Но в связи с недостаточностью финансирования промышленности, развивавшейся в тот период на основе собственных средств, а также под воздействием нараставшего аграрного кризиса, темпы индустриального роста в конце 20-х гг. резко снизились. Необходимо было искать новые источники и формы.

    В 1927 г. советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана (на 1928/29 г. - 1932/33 г.), который решал задачу комплексного развития всех районов и использования ресурсов для индустриализации. Составители плана выделили соотношение экономических показателей СССР и США, указав на отставание между ними в 50 лет (особенно в области электроэнергетики, химии, автомобилестроения).

    В апреле 1929 г. из двух вариантов плана - отправного и названного оптимальным - был выбран последний, задания по которому оказались на 20% выше первого.

    Первая пятилетка (1928-1932 гг.) И.В. Сталин доказывал возможность выполнения оптимального плана в три или два с половиной года. Им была поставлена задача уже на рубеже 20-30-х гг. превысить показатели США, совершив скачок. За счет рывка предполагалось добиться преодоления многоукладности, ликвидации эксплуататорских классов и за 10-15 лет осуществить переход к развернутым формам коммунистического строительства. В результате, через год после начала пятилетки план подвергся корректировке - его показатели были еще раз повышены. Контрольные цифры на второй год пятилетки предусматривали рост производства промышленной продукции по валу на 32% вместо 22%, создание уже 2000 новых предприятий.

    В стране развернулось массированное строительство, были заложены сотни заводов, фабрик, электростанций. Однако к 1930 г. темпы роста снизились. Несмотря на это, было объявлено об успешном завершении пятилетки за 4 года и 3 месяца, хотя в действительности, по современным задания по основным отраслям выполнены не были; хотя и эти результаты были значительны.

    Второй пятилетний план (1933-1937 гг.) по полному набору показателей был выполнен также на 70-77%. При этом продолжали строиться в основном предприятия тяжелой индустрии. Кроме того, в легкой промышленности реальное недовыполнение было значительно больше.

    Целям форсированной индустриализации отвечало массовое использование дешёвой рабочей силы и энтузиазма масс, воодушевлённых большевистской идеей строительства бесклассового общества. В практику народного хозяйства внедрялись различные формы т. н. социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение производственных заданий без увеличения оплаты труда В 1935 г. появилось «движение стахановцев», в честь забойщика шахты А. Стаханова, который, согласно официальной информации того времени, в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. выполнил за смену 14,5 нормы. Широко использовался труд заключённых в лагерях Главного управления лагерей (ГУЛАГ).

    Сталинская индустриализация рассматривается многими современными исследователями как советский тип некапиталистической модернизации, которая была подчинена задачам укрепления обороны страны и поддержке статуса великой державы.

    В процессе индустриализации в экономике образовались серьезные диспропорции между обрабатывающей и добывающей промышленностью, между тяжелой и легкой промышленностью, между промышленностью и сельским хозяйством.

    В ходе реализации трёх первых пятилетних планов, несмотря на срыв завышенных плановых показателей, ценой неимоверного напряжения сил всего населения СССР достиг экономической независимости от Запада.

    В результате сплошной коллективизации была создана система перекачки финансовых, материальных, трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. В силу этого главным результатом коллективизации можно считать индустриальный скачок СССР. В конце 30-х г.г. И.В.Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

    44. Коллективизация сельского хозяйства СССР и её социально-экономические последствия.

    Сознавая, что форсированная индустриализация и упрочение командных высот в экономике невозможны при сохранении мелкотоварного частного крестьянского хозяйства, сталинское руководство в 1928-29 взяло курс на "сплошную коллективизацию" деревни и ликвидацию зажиточного слоя крестьянства ("кулачества").

    Цели:

    Осуществление социалистических преобразований в деревне;

    Обеспечение любой ценой снабжения быстро растущих в ходе индустриализации городов;

    Развитие системы принудительных работ из числа спецпереселенцев- высланных кулаков и членов их семей.

    3 этапа сплошной коллективизации:

    1. 1929 год. Раскулачивание. Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств включали в себя запрет на аренду земли и наем рабочей силы, меры по конфискации средств производства, хозяйственных построек, семенных запасов. Кулаками считались крестьяне, применявшие наемный труд и имевшие 2 коровы и 2 лошади. Репрессиям (от арестов до высылки) подверглись и так называемые подкулачники из середняков и бедняков, не одобрявшие коллективизацию.

    С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. За два года (1930-1931 гг.) в спецпоселки была выселена 381 тыс. семей. Бывшие кулаки высылались на Север, в Казахстан, в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, Северный Кавказ. Всего к 1932 г. в спецпоселках находилось 1,4 млн. (а по неокторым данным около 5 млн.) бывших кулаков, подкулачников и членов их семей (без учета находившихся в лагерях и тюрьмах). Меньшая часть выселенных занималась сельским хозяйством, большая трудилась на строительстве, в лесной и добывающей промышленности в системе ГУЛАГА.

    Было создано множество колхозов, но их материальная база была очень слабой. Насильственные методы вызвали недовольство крестьян. Произошли антиколхозные мятежи и восстания на Северном Кавказе, Средней и Нижней Волге и других районах.

    Согласно Постановлению «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», кулаки были разделены на три категории:

    Главы кулацких семей 1-й категории арестовывались, и дела об их действиях передавались на рассмотрение спецтроек в составе представителей ОГПУ, обкомов (крайкомов) ВКП(б) и прокуратуры. Члены семей кулаков 1-й категории и кулаки 2-й категории подлежали выселению в отдалённые местности СССР или отдалённые районы данной области (края, республики) на спецпоселение. Кулаки, отнесённые к 3-й категории, расселялись в пределах района на новых, специально отводимых для них за пределами колхозных массивов землях.

    2. 1930 год. Временное отступление. В статье «Головокружение от успехов» (от 2 марта 1930 г.) Сталин был вынужден признать перегибы на местах. В результате был разрешен выход из колхозов. К августу обобществленными осталась лишь пятая часть хозяйств. Но передышка имела лишь временный характер. С осени насилие возобновилось.

    3. 1931 – 1940 гг. – третий этап коллективизации. Главная цель в этот период - привлечь оставшуюся треть деревни в колхозы. В годы второй пятилетки (1933-1937) коллективизация сельского хозяйства была полностью завершена. Колхозный строй юридически оформился в основных чертах. Основная часть крестьян стала колхозниками.

    Итоги коллективизации.

    Создание формально самоуправляемых коллективных хозяйств (колхозов), которые наряду с государственными хозяйствами (совхозами) стали основными производителями сельскохозяйственной продукции, позволило советскому государству значительно увеличить объём принудительных заготовок продовольствия и сырья, хотя сельскохозяйственное производство к 1940 оставалось на уровне 1924-28. Насильственное изъятие сельхозпродукции без учёта потребностей самой деревни привело в 1932-33 к массовому голоду на Украине, в Поволжье, на Северном Кавказе; жертвами голода стали миллионы человек.

    Ухудшилось социальное и юридическое положение крестьян, оставшихся в деревне. Крестьяне, составлявшие половину трудящихся, были лишены социальных прав. С введением паспортной системы в 1932 г., крестьянству паспорта не выдавались, в результате чего эта часть советских граждан становилась фактически прикрепленной к земле и лишенной свободы передвижения.