Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Основы быстрого чтения. Как правильно самостоятельно научиться скорочтению

Основы быстрого чтения. Как правильно самостоятельно научиться скорочтению

Скорочтение - это навык, который на удивление просто прокачивается. Вы можете улучшить скорость, используя специальный софт или посетив курсы для скорочтения. В этой статье мы рассказываем о 5 основных техниках скорочтения, которые вы сможете освоить сами!

Итак, вот они:

Прекратите проговаривать слова в голове

Кстати, у многих есть еще более ужасная привычка: проговаривать текст вслух при чтении. Это замедляет процесс чтения сильнее, чем проговаривание мыслей в голове. Субвокализация - привычка, присущая большинству людей. При чтении мы как бы «слышим» все слова мозгом. Попробуйте избавиться от этой привычки и скорость вашего чтения увеличится в разы! Всё, что нужно сделать - это отключить механизм проговаривания текста в вашей голове. Попробуйте во время чтения жевать жвачку, мычать себе под нос (проверила на себе, помогает!) или даже есть.

Избегайте «возвращений»

Когда мы читаем, мы склонны возвращаться глазами назад и останавливаться на слове, которое мы только что прочитали. Это нас значительно замедляет. К сожалению, единственный способ избавиться от этой привычки - признать, что вы это делаете и фиксировать, когда вы это делаете.

Следите за текстом

Одна из самых удивительных техник для скорочтения - «meta guiding» (слежение за текстом). Помните, как в школе, читая текст, вы водили пальцем/карандашом по нему или следили за ним движением головы? Так вот, эта история именно об этом. Оказывается, такой метод серьезно ускоряет процесс чтения. Не забывайте концентрироваться на каждом слове, если вы хотите запомнить поступающую информацию.

Скорочтение, на самом деле, показано не всем. Большинство людей способны обрабатывать огромное количество прочитанной информации на высокой скорости, но есть и те, кто не может. Если вы заинтересовались, дайте скорочтению шанс, но не расстраивайтесь, если не получится. Есть и другие варианты:

Пропускайте те участки (или даже главы), которые вам не нужны

Еще одна уловка, увеличивающая вашу скорость чтения, - пропускать не нужную информацию. Как однажды сказал бывший британский премьер-министр Артур Джеймс Бальфур: «Человек владеет искусством чтения лишь наполовину, если не добавил к этому умение пропускать ненужный текст.»

Пропуск ненужного текста является одним из методов скорочтения, и, хотя это не лучший способ для школьников и студентов, но, к примеру, для ученых, заинтересованных только в определенных участках той или иной книги, метод отлично экономит время. Профессор Дэвид Дэвис поделился своей стратегией для эффективного скимминга:

1. Начните с введения или с предисловия. Внимательно прочтите их, чтобы понять, в чем главная фишка книги и где находится нужная для вас информация.

2. Прочитайте последнюю главу или заключение.

3. Пробегитесь по всем главам и прочитайте первый и последний параграфы.

Очевидно, что вы не будете так делать с каждой книгой. Мы и не советуем. Скимминг лучше всего применять к тем книгам, в прочтении которых вы заинтересованы не сильно или для беглого знакомства с книгой и выявления участков, которые вас больше всего интересуют для последующего подробного ознакомления с ними.

Слушайте аудиокниги, когда не можете читать

Когда вы куда-то едете, готовите еду или занимаетесь спортом и других случаях, когда вы не можете читать, слушайте аудиокниги. Это отличный способ эффективного использования времени.

Читайте одновременно несколько книг

В прошлом году Джеф Райан поставил сам себе планку в 366 книг, которые он должен был прочитать за год. Такая цель кажется невероятной, пока вы не узнаете, как её добился Райан:

Идея прочтения по одной книге в день от корки до корки быстро провалилась. Были у Джефа и такие дни, что он был загружен работой и воспитанием детей, и у него не было ни минуты свободного времени на чтение. В итоге он воспользовался методом параллельного чтения и в итоге сумел выполнить свой непростой челленж.

Конечно, Джеф совмещал эту тактику и с другими, которые мы здесь привели. Техника чтения нескольких книг одновременно подразумевает, что вы можете различать читаемый материал и он не сливается в голове в сплошную кашу. Если есть признаки такого поведения, адаптируйте метод под себя: читайте одновременно книги разных жанров и форматов (пример: комикс, роман и аудиокнига).

Откажитесь от книг, которые не работают для вас

Совет кажется очевидным, но мы все-таки остановимся на этом пункте поподробнее. Итак, если вы прочли уже несколько глав, а удовольствия или пользы от прочтения не чувствуете, то просто перестаньте её читать. Подумайте, почему вы не наслаждаетесь чтением. Это просто неподходящая книга в неподходящее время? Если так, то просто отложите её до лучших времен. Вам кто-то порекомендовал книгу, а она вам не нравится? Верните её продавцу, передарите или отдайте библиотеке. Не тратьте ваше драгоценное время на книги, которые вам не нравятся.

Резюме

Окиньте взглядом книги, которые вы хотите прочитать. С помощью описанных выше методов вы осилите их за меньшее время. Установите себе график чтения и вперед!

Есть некоторые профессии, где от скорости чтения зависит результат работы, например, диктор или радиоведущий. Но такие навыки полезны будут и в детские годы, когда необходимо читать достаточное количество текстов, и при этом еще и запоминать.

Такую способность можно в себе развивать, главное, знать, какие упражнения для этого предназначены.

Техника быстрого чтения основывается на нескольких этапах. Но чтобы учение дало полноценный результат, необходимо себя правильно настроить, понять для чего это нужно.

Методы обучения скоростной технике

Научиться быстрому чтению нелегко, впрочем, как и любому другому навыку. Поэтому для таких целей существует несколько методик, соответственно, каждый человек сможет подобрать для себя именно то, что ему подходит. Сразу стоит сказать, что, кроме того, чтобы быстро читать, необходимо информацию и запоминать, особенно если от этого зависит работа.

Для чтения и запоминания текстов, можно использовать одну из таких методик:

  1. «Пристрелка ». В этом случае, текст «пробегается» глазами и сразу же выделяются главные мысли. Таким образом, чтение происходит частями, только теми моментами, которые несут смысловую нагрузку.

Чтобы научиться такой методике быстрого чтения и запоминания, стоит потренироваться на простом предмете. Его ставят перед собой и пристально рассматривают несколько секунд. Потом закрывают глаза и пытаются воспроизвести в памяти все мельчайшие детали.

Открыв глаза, стоит сравнить два образа – реальный и виртуальный. Найдя 3-4 отличия, упражнение повторяют, и так до 7 раз. Это поможет запоминать даже мелкие детали.

Потренировавшись на предмете, можно приступать к тексту. Лист кладут перед собой на полминуты и за это время необходимо суметь выделить 3 основные мысли. Усложнять упражнение можно путем увеличения размера отрывка или попыток найти больше мыслей.

  1. Ключевые слова . Автор всегда пытается донести до своего читателя, какую-то мысль. Для этого он использует ключевые слова. Именно они и отвечают за восприятие текста, их же можно применять для запоминания.

Для этого изначально определяется тематика и в голове составляется примерный перечень слов, которые ей могут соответствовать. Взяв текст в руки, стоит быстро пробегать глазами предложения и «цеплять» именно те, что максимально отображают тему. Для начала такие слова и словосочетания можно записывать, а в дальнейшем все будет проходить на подсознательном уровне.

  1. Подавление артикуляции . Данная методика хорошо подходит для научения детей. С самого детства ребенка учат читать вслух, но у некоторых эта привычка остается и во взрослом возрасте. И хоть слова не произносятся вслух, губы двигаются в такт слов. А это тормозит обучение быстрому чтению.

Чтобы освоить эту технику, во время чтения следует отбивать такт пальцами. Это позволяет отвлечься от немого произношения слов.


  1. Зрительная память. Эта техника скорочтения позволяет научиться запоминать длинные слова. Эту методику уже начинают вводить в детских садиках, когда малышам показывают сложные слова, состоящие из 8-10 букв.

Взрослые тоже могут освоить эту методику. Для такого упражнения понадобятся карточки, на которых будут написаны длинные слова. Их можно приобрести в магазине или же найти в интернете и распечатать самостоятельно. Такие занятия необходимо проводить каждые день, затрачивая на это 30-40 минут.

Ученик просто смотрит на карточку пару секунд, причем главное, не дать ему успеть прочитать. Далее, испытуемого просят повторить, то, что он увидел. Таким образом, тренируется не только скорость чтения, но и практика запоминания. Лучше всего начинать с небольших слов – в 6-7 букв.

  1. Вертикальное чтение . Чтобы быстро читать, следует уметь видеть не только последующее слово, но и всю строчку в целом. Для этого стоит ознакомиться с упражнениями Шульте.

Для такой тренировки понадобятся специальные квадратные разлинованные таблицы, где нарисованы цифры в хаотичном порядке. На начальном этапе, используется только 16 цифр, постепенно увеличивая их до 25, 36 и 49. В каждой такой карточке цифры будут располагаться по-разному. Такая техника быстрого чтения требует сосредоточения взгляда в центральной точке, и, не отводя от нее взгляда, испытуемый должен находить по очереди цифры.

Все эти методики помогают не только научится читать быстро, но и запоминать смысл. Но каждое упражнение необходимо начинать с маленькой нагрузки, особенно если занятия проводятся с ребенком.

Развиваем мозговую деятельность

Перед тем, как учиться технике быстрого чтения и запоминания, следует знать, что не последнюю роль в таких занятиях играет и мозговая деятельность.

Удобнее заниматься таким развитием вдвоем, но, увы, не всегда есть такая возможность. Самостоятельно можно развивать себя путем чтения книг, которые имеют сложные слова, например, про технику или медицину.

Учеными доказано, что на умение быстро читать влияет и способ восприятия текста. Если это буквенный способ, то человек будет медленнее читать, нежели при словарном. Можно прочитать слова даже в том случае, если буквы будут стоять в хаотичном порядке, кроме первой и последней.

Чтобы потренировать не только умение читать, но и свой мозг, можно воспользоваться следующими упражнениями :


  1. основываясь на исследованиях, о которых упоминалось выше, можно читать тексты, где буквы стоят не на своих местах. Но вот только для этого упражнения понадобиться помощник;
  2. научиться быстро читать тексты можно и при помощи вычеркивания букв. Для этого пишутся слова, в которых убираются все гласные. Задача напарника прочитать и понять смысл предложения;
  3. чтобы стимулировать мозг на активность, необходимо учится читать через слово. Для этого понадобится текст, где будут «стерты» слова. Для начинающих необходимы отрывки, в которых отсутствуют только каждое 3-4 слово. В дальнейшем, по мере развития, стертых слов может становиться больше – каждое второе. Но тут важно, чтобы обучающийся не просто читал предложения, но и понимал о чем в них идет речь. Соответственно, после прочтения отрывка, человека стоит попросить рассказать, о чем говорилось в нем. Далее сравнивается оригинал и тренировочный текст;
  4. мозговой штурм. Данная методика также требует напарника. Тут понадобится два одинаковых отрывка. Текст читается по очереди, с учетом времени, после чего каждый участник должен будет его пересказать. В этом варианте, идет тренировка не только скорочтения, но и запоминание текста. Соответственно, тренируется одновременно и память и речевой аппарат.

Один из главных принципов скорочтения – умение выделять основное. Чтобы научится это делать, рекомендуется читать и тезисно выписывать основные идеи. Со временем, это умение станет автоматическим.

Чтобы техника быстрого чтения осваивалась лучше, необходимо знакомиться с литературой. Именно обыкновенные книги помогут развить речевой аппарат, не говоря уже об эрудиции. Но и тут не все так просто.

Чтобы чтение книг приносило пользу, следует помнить о таких моментах:


  1. сосредоточение . Беря книгу в руки, нужно полностью отключиться от окружающего мира, чтобы понимать смысл текста;
  2. не повторяться . Многие из людей, когда читают отрывки, мысленно или вслух, повторяют отдельные места. Такая привычка заставляет тратить больше времени;
  3. целостная оценка . Необходимо учиться выделять главные мысли. Их может быть несколько на абзац, а может быть и только одна. Если это умение развить в себе, то мозг будет выявлять информацию блоками;
  4. закладки . Не стоит стесняться и обозначать для себя интересные места. В дальнейшем, увидев такую закладку, мозг автоматически сможет воспроизвести написанное на той странице. Для удобства можно использовать разноцветные закладки и тогда мозг создаст себе ассоциацию между смыслом текста и цветом.

Многие не любят читать и через это необходимо переступить. Тут уже важна личная заинтересованность и мотивация, дабы научится быстро воспринимать и запоминать любую информацию. Если человек не осознает, для чего он это все делает, то и результат придется ждать долго.

При упоминании о техники быстрого чтения у большинства возникают следующие вопросы: за счет чего происходит увеличение скорости чтения?

Но все они основаны на нескольких основных правилах. Итак:

Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. Области таких повторных фиксаций глаз, возникающие при традиционном чтении, иногда очень велики.

Как показали наши исследования, при медленном чтении регрессии — довольно частое явление, и количество их составляет обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.

Основная цель реципаций — более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.

При чтении текста с регрессиями глаза совершают движение назад, например, из точки 2 в точку 3, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что читатель дважды прочитывает весь текст.

Именно такого рода регрессии и считается одним из основных недостатков традиционного медленного чтения. Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста.

Эти возвраты — также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает возвраты ненужными. Какова же природа регрессии?

Первая причина — сила привычки . Фиксируйте причины повторного чтения: действительно сложный текст или отсутствие внимания?

Помните: отказ от регрессий повышает скорость чтения в два раза и качество понимания прочитанного в три раза.



2. ЧИТАТЬ БЕЗ АРТИКУЛЯЦИИ

Артикуляция — это непроизвольные движения губ, языка, элементов гортани при чтении текста про себя. Движения органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне, на самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении.

Интенсивность этих микродвижений зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция.

Многие говорят, что у них нет артикуляции или они не знают, что это такое. А другие, напротив, заявляют, что постоянно слышат, как кто-то бубнит рядом, когда читает текст.

Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить. Рентгеносъемка глоточных модуляций в процессе чтения показала наличие внутриполостной артикуляции даже у людей, читающих сравнительно быстро.

Действительно, исключение внутреннего проговаривания слов — это самый главный источник увеличения скорочтения.

Причем даже если вам кажется, что вы не проговариваете слова, то это не так, методика обучению чтению, вбиваемая нам в голову с начальной школы — т. е. чтение вслух — дает себя знать и, как известно, переучиваться гораздо тяжелее, чем учится.

Дефект проговаривания читаемых слов можно разделить на следующие составляющие:

1. Когда проговаривание сопровождается механическими движениями: шевеление губ, перемещение языка, или, что еще хуже — аудио — механическими эффектами — бубнение и т. д. Бороться с этим довольно просто — держать что — либо в зубах, а еще лучше держать свой язык зубами — как ни смешно, но по изменению болевых ощущений (степень сжатия зубами), вы сможете контролировать весь процесс искоренения этого тормозящего фактора.

2. Наиболее трудноискоренимым является проговаривание слов в мозгу — т. е. речевом центре. Здесь используется метод — клин клином вышибают. Центр, контролирующий движение, находится где-то рядом с речевым и можно попытаться подавлять речевой центр двигательным — бороться с этим супер сложно — держать что — либо в зубах уже не спасет, но можно попробовать следующее. Записываете на кассету, какой-нибудь ритм (но только не музыку) — например, метроном. Причем записей должны быть несколько с разной частотой ударов и комбинированные с изменяемой частотой ударов. Читать надо под этот стук (ритм) и при чтении делать движения.

Главное в проблеме быстрого чтения — не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору программы смыслового восприятия текста.

Читатели, как правило, не задумываются над тем, как читать тот или иной текст. В результате ее читается одинаково медленно.

Та или иная скорость и техника чтения подчиняется, прежде всего, тем целям, задачам и установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяют способность читать быстро.

Как правило, при традиционном чтении используется малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

При традиционном чтении, когда воспринимаются в лучшем случае 2-3 слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок).

Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге чтение становится эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не 2-3 слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.

Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения скорости: оно способствует и более глубокому пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взглядом вызывает наглядно-образные представления, ярко проясняющие смысл текста.

Значительно снижает скорость чтения и непродуктивный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется; не только время, но и силы.

При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.

5. ВСЕГДА ВЫДЕЛЯТЬ ДОМИНАНТУ — ОСНОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕКСТА

Проблема понимания текста достаточно давно и плодотворно исследуется психологами. Что же такое понимание? Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

При чтении несложного текста понимание как бы сливается с восприятием — мы мгновенно вспоминаем полученные ранее знания (осознаем известное значение слов) или отбираем из имеющихся знаний нужные в данный момент и связываем их с новыми впечатлениями.

Но очень часто при чтении незнакомого и трудного текста осмысление предмета (применение знаний и установление новых логических связей) представляет собой сложный, развертывающийся во времени процесс.

Для осмысления текста в таких случаях необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приемами. При необходимости запомнить текст человек вначале старается лучше понять его и применяет для этого различные приемы.

Чаще всего читатели используют два основных приема: выделение смысловых опорных пунктов и антиципацию .

Выделение опорных смысловых пунктов состоит в следующем. Деление текста на части, их смысловая группировка и приводят к выделению смысловых опорных пунктов, углубляющих понимание и облегчающих последующее запоминание материала.

Психологи выяснили, что опорой понимания может быть все, с чем связываем мы, то, что запоминается или что само «всплывает» как связанное с ним. Это могут быть какие-то второстепенные слова, дополнительные детали, определения и т. п.

Любая ассоциация может быть в этом смысле опорой. Смысловой опорный пункт есть нечто краткое, сжатое, но в то же время, служащее основой какого-то более широкого содержания. Понимание сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц.

Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы.

Другой прием, используемый для дальнейшего осмысления читаемого текста, называется антиципацией или предвосхищением, т. е. смысловой догадкой. Что же такое антиципация? Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее.

Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.

Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное — это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов — одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.

6. ПОСТОЯННО РАЗВИВАТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Что такое внимание? Внимание — это избирательная направленность сознания при выполнении определенной работы. Быстрое чтение требует повышенного внимания. К сожалению, мы не всегда организованны, не умеем управлять своим вниманием при чтении.

Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.

Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Человек, читающий быстро, способен управлять своим вниманием.


Умение концентрироваться на проблеме — одна из составляющих успешного умственного труда. Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи мысленного чтения слов задом на перед.

Когда вы мысленно читаете слово задом наперед, вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Например — «слово» — «оволс», «дорога» — «агород». Если ваше сознание отвлеклось на сторонний предмет, то мгновенно теряется нить и вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете тренировать свое внимание.

Это упражнение можно делать в общественном транспорте и тем самым использовать бесполезно теряемое время себе на пользу. Начните с простых слов, состоящих из четырех букв. Постепенно пытайтесь оперировать с более длинными словами.

7. ВЫПОЛНЯТЬ ЕЖЕДНЕВНО ОБЯЗАТЕЛЬНУЮ НОРМУ:

читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50-100 страниц любой книги. Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека.

Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления. Есть неплохие книги по обучению скорочтению. Например, книга Андреева О. А. и Хромова Л. Н. «Учимся быстро читать».

Но наиболее эффективный вариант обучения быстрому чтению — это специальные тренинги и занятия в группах.

Главное, помнить, что скорочтение — не удел избранных. Важно усердие и постоянство тренировок.


Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей сайт: 4.5 из 5 (423 оценок )

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!

Статьи раздела

22 июля 2018 Третий модуль курса «Эмоциональный интеллект» – «Практика взаимодействия» – для большинства участников группы проходил сложнее всех остальных. Одно дело, когда диагностируешь свое состояние и учишься его корректировать, и совсем другое – контакт с другими. Когда мы делимся своими чувствами с другими людьми, мы становимся ближе друг к другу. А не этого ли мы хотим?..

02 мая 2018 С того момента, как мы с Женей Крюковой решили исследовать тему эмоционального интеллекта, прошло полгода. За это время я успела побывать на двухдневном интенсиве у Василия Проня, и мы обе - на первых двух модулях курса «Эмоциональный интеллект» у семейной тренерской четы Захаровых...

Уже много столетий люди обладают таким навыком как скорочтение . У людей всегда существовала тяга к знаниям не меньше ее и в наше время. А так как в наше век жизнь стала более стремительна, то вопрос скоростного чтения и запоминания прочитанной информации стоит очень остро.

Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения,

Интересную методику выработки беглого чтения разработал В. И. Зайцев. Исследования, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения. Он считал, что совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников.

Читателю следует иметь в виду при изучении быстрого чтения

Каждый текст требует определенной скорости чтения, своей методики обработки информации в соответствии с прошлым опытом читающего человека. Важно иметь в виду то, что скорость работы мозга определяет темп обработки информации.

Принципы скорочтения:

  • Визуализируйте четкие цели перед чтением. Решите что вы хотите сделать с текстом. Какой метод чтения текста вы будете использовать запомнить наизусть просмотреть, найти какой либо факт, внимательно прочитать, ...
  • Мысленно соединяйте прочитанные знания с полученными ранее знаниями. Систематизируйте Прочитал - продумал - решил что следует делать в будущем. Представил в уме - решил для себя как нужно применять на практике полученные знания.
  • Гибко меняйте скорость чтения . На мусор не обращайте внимания.
  • Перечитывайте важные моменты текста до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Работайте на пике интереса . Читать неинтересные тексты нельзя.
  • Активно перерабатывайте информацию . Читайте с записной книжкой.
  • Придумывайте вопросы автору текста . Пишите автору письма, пишите заметки.
  • Устали? - Отвлекитесь . Меняйте периодически виды работ.
  • Если нет применения знаниям - значит, напрасно читал.

В детстве все начинали с чтения вслух, привычка проговаривать про себя текст укоренилась и является существенным ограничителем скорости - предел речевого канала составляет примерно 150 слов (900 знаков) в минуту. Обычно при чтении в поле зрения попадает одно-два слова, средняя ширина поля обычного читателя зрения составляет 10-12 символов. Главная из этих причин - низкая пропускная способность речевого канала, который участвует в традиционном чтении.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Как увеличить скорость чтения в домашних условиях

При обучении скорочтению в первую очередь пытаются отключить речевой канал.

Каждый день каждому из нас необходимо поглощать большое количество новой информации. В нашем подсознании спрятана способность – чтение по диагонали. Поэтому стали появляться различные методики скорочтения. Скоростное чтение и запоминание.

Суть такой техники заключается в быстром прочтении любого текста. Представим что человек посещал курсы и научился быстро читать. Со стороны не понятно, как он это делает - и про него говорят, что читает он по диагонали. Стоит окинуть его взглядом, как запоминаются все подробности.

Для того чтобы осуществить новый подход к читаемому материалу, вам необходимо освоить некоторые движения глаз. П В процессе чтения исключительно используется горизонтальная составляющая и в редких случаях - вертикальная. Читатель обычно сосредоточивается на какой-то одной строке и имеет лишь очень смутное представление о других строках, расположенных выше и ниже читаемой. Читая книгу, вы напрасно потеряете много минут или часов

Вы научитесь одним взглядом охватывать целые "острова" информации, вместо того чтобы концентрировать свое внимание лишь на том, что написано в одной печатной строке. Такая техника чтения поможет значительно быстрее воспринимать информацию, чем это возможно при использовании обычного метода чтения по диагонали восприятия информации каждого читателя имеет вертикальную и горизонтальную составляющие.

Разместите мандарин в позиции чуть выше и позади вашей головы. Представьте, что мандарин завис в нескольких сантиметрах над вашей головой. Опустите свою руку и полностью расслабьте плечи. Представьте, что этот волшебный мандарин всегда остается там, независимо от того, как двигается ваша голова.

Закройте глаза и почувствовайте, как гораздо более спокойно и бдительно вы себя чувствуете.

Поддерживайте это чувство, откройте глаза. Убедитесь, что ваша книга расположена правильно и начните читать еще раз в течение 20 секунд.

Снова запишите количество строк, которое вы успели прочесть.Представьте, как открывается ваше поле зрения.

Необходимо создать совершенное состояние разума, используя «технику мандарина». Это метод, заставляет ваш мозг работать таким образом, что вы сможете читать быстро, несмотря ни на что.

Никогда не читайте «вслепую». Всегда имейте цель.

Вытяните руку перед собой и возьмите воображаемый мандарин. Представьте себе цвет, текстуру корки и возможно даже сладкий, резкий запах. Затем переложите его в руках и почувствуйте вес.

Если ученик имеет скорость чтения в 7-8 классе менее 60 слов, а домашнее задание составляет восемь страниц учебника или 6500 слов, то 6500: 60 = 107 минут.Речь идет об оптимальном чтение в темпе разговорной речи.

По оценкам психологов, на успеваемость влияют более двухсот факторов. Разные люди обладают разным темпераментом. Большинство из них являются холериками и сангвиниками

  1. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание.
  2. Умения надо довести сначала до автоматизма, до уровня навыка.
  3. Сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.
  4. Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.

Вы должны стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

По другому это называется подавлением артикуляции или скрытого произношения. Один из способов подавления проговаривания - постепенное увеличение скорости чтения.

В детстве все начинали с чтения вслух, привычка проговаривать про себя текст укоренилась и является существенным ограничителем скорости - предел речевого канала составляет примерно 150 слов (900 знаков) в минуту. Обычно при чтении в поле зрения попадает одно-два слова, средняя ширина поля обычного читателя зрения составляет 10-12 символов. Главная из этих причин - низкая пропускная способность речевого канала, который участвует в традиционном чтении

Темп от 120 до 150 слов в минуту. Около 2 часов, чтобы прочитать тексты один раз. С одного раза не поймет, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов прибавим письменные задания, ещё прибавим время, которое ученик пробыл в школе – получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречен на неуспеваемость. С увеличением скорости речевой канал не будет успевать пропускать весь объем информации. Привычка читать с проговариванием очень сильна, и велика вероятность того, что читатель вернется к прежней скорости чтения и скрытому проговариванию текста.

От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к чтению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

В Соединенных Штатах Америки на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.

Если ученик имеет скорость чтения в 7-8 классе менее 60 слов, а домашнее задание составляет восемь страниц учебника или 6500 слов, то 6500: 60 = 107 минут.Речь идет об оптимальном чтение в темпе разговорной речи. Темп от 120 до 150 слов в минуту. Около 2 часов, чтобы прочитать тексты один раз. С одного раза не поймет, надо прочитать 2-3 раза, а это 4-6 часов прибавим письменные задания, ещё прибавим время, которое ученик пробыл в школе – получится 15-часовой рабочий день. Такой ученик обречен на неуспеваемость.

По мнению психологов – на успешность влияет более 200 факторов, но все их учесть невозможно, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость – после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует фактор №1 – скорость чтения.

Мифы скорочтения

Миф быстрого чтения

Разоблачение мифа скорочтения

Для быстрого чтения нужно иметь широкий угол зрения , для того чтобы за одну фиксацию взгляда охватить как можно больше текста и, конечно же, быстро обработать воспринятую текстовую информацию. Фокус зрения читателя зависит от того, на сколько знаком ему текст. Чем более незнаком текст, тем фокус зрения уже. Незнакомое слово будет читаться по буквам.

Чем более знаком текст, тем фокус зрения шире - в этом случае, даже, нетренированный читатель воспринимает текст как единую картинку.

Быстрому чтению мешают возвратные движения глаз.

Медленно читающий человек читает одну и ту же фразу несколько раз, а это существенно снижает скорость чтения.

Цель чтения не бежать вперед, а найти важную информацию , внимательно прочитать, пережить, прочувствовать, увязать с ранее полученной информацией.

Метод чтения по методу "читаю только вперед" хорош только для того, чтобы локализовать важную информацию, а после того, как важная информация найдена ее внимательно прочитать.

Быстро читающий человек (скорочитатель) должен использовать интегральный и дифференциальный алгоритм чтения. В обычной жизни мы читаем для того, чтобы запомнить один факт или справиться с каким-либо одним затруднением. Мы не читаем тексты для того чтобы запомнить издателя, выходные данные и дату публикации (а это необходимые пункты алгоритма) - обычному читателю это просто не нужно.

Интегральный алгоритм скорочтения способствует не увеличению скорости чтения, а замедлению.

Быстро читающий человек должен читать совершенно молча без проговаривания текста. Проговаривание текста - это серьезное препятствие в освоении навыка скорочтения. Чтение является речевой деятельностью (читайте для большей ясности википедию).

Важную прочитанную информацию нужно обязательно внимательно читать до тех пор, пока не будет изменена структура сознания и не будет понятно, как полученные знания можно применять на практике.

Все дети медленно читают. Скорость чтения зависит от словарного запаса ребенка и от того, сколько времени он уделяет учению. Если ваш ребенок слишком медленно читает, получает по чтению низкие оценки, а учителя вас просят заниматься с чадом, то пора осваивать скорочтение в домашних условиях. Конечно, можно воспользоваться услугами частных преподавателей, которые за "совсем скромную сумму" займутся вашим ребенком, но стоит ли платить, если есть возможность самостоятельно заниматься? В этом есть и еще один плюс: вы сможете больше времени проводить со своим сыном или дочкой.

Что такое скорочтение?

Если ребенок стал отставать в школе по многим предметам и ему не хватает времени, отведенного на урок, чтобы ознакомиться с предоставляемой информацией в учебнике, будет просто отлично обучить его скорочтению. Конечно, он не станет гением, который сможет полностью прочесть все листы за то время, когда одноклассники читают только первую страницу. Скорочтение подразумевает выделение только главного и полное отметание ненужной информации, то есть того словесного мусора, который на суть излагаемого не влияет.

С какого возраста можно учить ребенка скорочтению?

Здесь нет определенного порога. Мнения специалистов разделяются, и кто-то считает, что необходимо обучить скорочтению ребенка до десятилетнего возраста, а кто-то с этим мнением спорит, утверждая, что до четырнадцати лет невозможно обучиться такому приему.

Скорочтение в домашних условиях для детей стоит начинать с того возраста, когда ребенок может правильно осмысливать текст, то есть не только может читать, но и понимает суть. Этот возраст у всех разный и во многом зависит от воспитателей в детском саду, преподавателей начальных классов и родителей. Итак, чтобы понять, что ваш малыш готов усваивать скорочтение, стоит ориентироваться на четыре основы:

  1. Умение не только различать буквы, но и строить из них слоги, слова.
  2. Правильное восприятие прочитанного. То есть если ребенок читал про черепаху, а говорит, что про коня, то он не готов, так как не понимает смысл.
  3. Умение из всего текста выбирать только главное.
  4. Может пересказать прочитанный материал.

А для того чтобы скорочтение в домашних условиях (упражнения по овладеванию этим навыком мы опишем) принесло больший эффект, стоит отталкиваться от активности чада. Если он не усидчивый, то стоит немного подождать, пока гиперактивность не пройдет.

Ошибки, допускаемые при обучении

Как научиться скорочтению в домашних условиях без желания? Ответ один, совсем невозможно, поэтому, прежде чем начинать курс, стоит отталкиваться от желания ребенка. Если он совершенно не хочет читать (касается дошкольного возраста), то не стоит его заставлять, так как желание учиться совсем пропадет. Итак, если ребенок настроен учиться, то можно начинать.

Первое, что стоит запомнить каждому родителю, что на первоначальные навыки не стоит тратить много времени, и начальные упражнения не должны длиться более пятнадцати минут. После этого стоит дать ребенку отдохнуть около часа и продолжить дальше. Почему? Просто небольшое количество материала усваивается быстро, а из большого объема ребенок может абсолютно ничего не запомнить.

Обучайте ребенка не буквам, а звукам, то есть говорите не "ЭМ", а "М". В противном случае чадо прочтет вместо "мама" - "эмаэма".

Учите сразу читать слогами, а не по буквам, так процесс пойдет быстрее. Пресекайте все попытки малыша шевелить губами при чтении про себя. Педагоги уверяют, что при таком шевелении ребенок будет слишком долго осмысливать одно и то же слово.

Скорочтение в домашних условиях для детей: упражнения для мозга

Конечно, можно выбрать методику самостоятельно, но можно и воспользоваться проверенным методом, который используют специалисты. Главное, выбрать один метод обучения, а не менять его ежедневно. Итак, начинаем усваивать скорочтение в домашних условиях, эффективный курс начнем с тренировки мозга.

Найти пару

Чтобы развивать скорость мышления, можно начинать это упражнение с самого раннего возраста, главное, чтобы малыш уже знал буквы и умел работать со слогами. Можете купить, а можете и самостоятельно нарисовать карточки, на которых будут написаны слоги. Разложите их на столе в беспорядочном положении и предложите ребенку составить слова, которые он сможет найти. Например: "во-да", "па-па", "ба-ба". С каждым упражнением усложняйте задачу, добавляя в слова по одному слогу.

На карточках должны быть слоги тех слов, которые ребенок уже видел, здесь главное - внимание, память.

Чтение за минуту

Возьмите книгу, которую вы еще не читали, и предложите ребенку прочитать несколько строчек. Сами же засеките время и пометьте карандашом то место, где он остановился по прошествии минуты. Потом вновь попросите прочесть этот же отрывок, и количество слов в этот раз будет больше. Повторяйте упражнение каждый день.

Анаграммы

Скорочтение в домашних условиях станет гораздо продуктивней, если усиленно тренировать зрительную память. Напишите на листе бумаги неправильное предложение, а на другом - его исправленный вариант. Например: "На зеленом лугу сидела лягушка" и "Лугу на зеленом лягушка сидела". Попросите ребенка быстро прочесть первый вариант, а потом так же быстро - второй. Вы удивитесь, но малыш и второй вариант прочтет так же правильно, как и первый. Это и есть зрительная память.

Точно так же можно поступить не с предложениями, а со словами, убрав из второго варианта все гласные или несколько букв.

Если с первого раза не получилось, попросите найти допущенные в предложении или слове ошибки, и продолжайте тренировки каждый день.

Зрительное восприятие

Проводите с ребенком диктанты, только не те, которые мы привыкли писать в школе, а зрительные. Возьмите книгу с крупными буквами и чистый лист. Закройте от ребенка все предложения, кроме первого, и дайте ему минуту на его изучение. Потом закройте весь текст, и пусть он на листе напишет то, что прочитал. Точно так же поступайте с последующими предложениями.

Не кнутом, а пряником

Если у вашего ребенка не получается усваивать скорочтение в домашних условиях, упражнения не даются так, как нужно, то ни в коем случае его не ругайте. Пытайтесь вновь и вновь, и за каждый успех обязательно хвалите. У обучаемого должно быть только хорошее настроение, позитивный настрой и положительные эмоции. Если вы будете его ругать, то он будет зажиматься внутренне, и, скорее всего, успехов не придется ждать, а результат будет все хуже.

Для чего нужно скорочтение ребенку?

Скорочтение помогает быстрее усваивать пройденный материал, устранить все погрешности в чтении. Например, если ребенок часто "запинается", путает буквы и слоги, "проглатывает окончания", то эта техника поможет избавиться от этих моментов.

Увеличивая скорость прочтения, ребенок будет больше успевать в школе, научится отделять главное от ненужного в пройденном материале.

Скорочтение отлично развивает память. Это очень важно при обучении, ведь ежедневно детям выдается огромное количество информации, и развитая память поможет лучше усваивать информацию, а значит, и оценки улучшатся!

Кроме чтения и предоставленных выше упражнений, ребенку стоит упражняться и в скоростной речи. Подготовьте для него скороговорки, пословицы и поговорки. Скорочтение в домашних условиях будет продуктивней, если малыш сможет быстро говорить.

При чтении кладите книгу к себе на колени, и, читая, ведите пальцем вдоль строки, ребенок должен сидеть рядом и пытаться успеть за вашим движением. Каждый раз ведите пальцем немного быстрее.

Скорочтение для детей в домашних условиях: отзывы

Многие родители, которые самостоятельно занимались с ребенком, заметили после прохождения курса его большую успеваемость в школе. Также дети, прошедшие такой курс, стали гораздо внимательней.

Есть те, кто пишут, что преподаватель не смог обучить скорочтению, так как ребенку на занятиях было некомфортно. С родителями дети себя чувствуют более раскованно.

Есть родители, которые утверждают, что им не хватило терпения самостоятельно обучить своего малыша, и они решили, что это им не так уж и надо.