Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Половая жизнь советских военных во время войны. Деревенские нравы в послевоенные годы, из истории моей семьи

Половая жизнь советских военных во время войны. Деревенские нравы в послевоенные годы, из истории моей семьи

в послевоенные годы с мужиками в деревне было туго совсем, в городе еще как то мужское население погуще было на заводах там всяких и производствах, а вот в деревне не многие с войны вернулись, либо инвалиды были и тд. В общем весь рассказ со слов моих бабушек, как бы они не возмущались современными нравами, а у двух сестер моей бабушки был один муж на двоих, они всю жизнь так прожили дружной шведской семьей в маленькой вологодской деревне, обе рожали от него детей и все знали об этом и не одни они такие там были, а что мужиков то мало а замуж всем девкам хотелось вот и выкручивались как могли. у обоих моих дедушек было по внебрачному ребенку от молодых деревенских учительниц, при чем одному деду на момент рождения ребенка было 15 второму 16 лет, учительницам обоим за двадцать было. того деда который старше был, прабабушка(мать его) в армию сослала за это от греха подальше пока еще не наделал, тк с датой рождения у него все не понятно было он в начале войны в Белоруссии родился, в деревне немцы стояли и прабабушка не запоминала когда она его родила, вот ему полтора года приписали и сослали в армию. а прабабушка потом помогала этой учительнице с ребенком и деньгами и посидеть с ней если что, и тогда это не считалось позором как сейчас многие говорят, ну родила и родила выбор не богат от кого рожать, дед кстати ребенка так и не признал и никогда ее жизнью не интересовался. второй дед вроде даже отчество свое ребенку дал и переписывался с его матерью какое-то время я помню фотографии этого мальчика у бабушки в семейном альбоме, у этой же бабушки был целый альбом фотографий дедовых возлюбленных с разных стран, он моряком был и из плаваний всегда привозил фотки разных девиц с которыми там кутили у бабушки это ни какой ревности не вызывало, она считала это просто частью его работы и жили они в любви и согласии всю жизнь. прадед мой во время войны не был на фронте его не призывали тк он был единственным врачом (ветеринарным правда, но кого это тогда волновало) на всю деревню и несколько окрестных, и не считая партизанов единственным мужиком молодого возраста в деревне, вот он весь женский коллектив этой деревни своим вниманием и обеспечивал, многие бабы потом к нему жена аборты и бежали(как они их тогда делали я даже думать боюсь), прабабушка его тоже не ревновала, она мне кажется даже рада была что не все внимание ей достается тк была хронически беременна, и родила за свою достаточно короткую жизнь чуть больше 50 лет она прожила, то ли 12 то ли 14 детей, до взрослого возраста из них дожили 6-ро. В общем когда бабушки возмущаться начинают типа в наше время все были примером целомудрия и чистоты, да-да так оно и было))))))))))) вот такая вот не очень длинная история о деревенских нравах.

Представьте: молодые женщины дома, долго без внимания мужей и женихов, а вокруг — резервисты и отпускники, герои в военной форме, восхваляемые в каждой газете. Солдаты и офицеры, которым скоро предстоит отправиться на фронт, используют любую возможность для общения с женщинами, и желательно для такого, которое завершается завтраком. Нередко им это удается, ведь мужчин тут не хватает. А в это время на фронтах солдаты страдают от нехватки женского внимания

Во время Первой мировой войны дома не хватало мужчин, а на фронте — женщин. Представления о допустимом в интимном вопросе были переосмыслены в каждой великой державе. 1960-х гг. стала уже пиком процесса, начавшегося в 1914—1918 годы. Прежние войны обычно были не такими долгими или требовали гораздо меньшей мобилизации мужского населения. Секс все еще оставался табуированной темой для общественности и такой и должен был остаться в военное время, но реальность уходила все дальше от принятых норм. За время войны под ружье встали до 70 млн мужчин. Они надолго покинули свои дома и, находясь под угрозой смерти, перестали заботиться о морали — при каждом удобном случае искали любовных приключений.

Полиция нравов, женские патрули и цензура

И в тылу оковы традиционных норм спадали. Ситуация, когда отпускники и вообще оставшиеся в тылу мужчины соблазняли чужих жен, стала вскоре после начала войны обычным явлением. Измены солдатских жен и беспокойство их мужей на фронте могли навредить боевому духу сражающихся, и государству пришлось взять этот вопрос под свой контроль. В Великобритании дошло до того, что полиция получила дополнительные необычные функции — выслеживать любовников в домах фронтовиков. Целомудрие женщин навязывалось как национальная обязанность военного времени. На улицах вместе с полисменами к верности призывали добровольные патрули, составленные из наиболее благочестивых женщин. Возбуждающая литература и двусмысленные спектакли превентивно подвергались цензуре.

Источник: Wikimedia Commons

Германская полиция нравов также пыталась контролировать «легкомысленных» женщин. Во Франции, где военный писатель Роланд Доржель опаснейшего врага видел в «образе женщины, обманывающей ее мужчину, ушедшего на фронт», гостиницы должны были закрываться в 21 час, а наливать алкогольные напитки женщинам было запрещено. В Англии и Франции, в Германии и России массовый отток мужчин на фронт привел сексуальную жизнь в беспорядок, и попытки государства препятствовать этому оказались повсюду довольно тщетными.

В Германии этим занялось военное министерство. Через пропаганду и предписания оно обязывало женщин к верности. Уличенные изменницы в качестве наказания могли быть лишены денежной поддержки государства. Еще более сурово наказывали женщин, связавшихся с военнопленными: их имена публиковали в специальных позорных списках. За время войны в тылу к работам было привлечено более 1 млн пленных, часто они трудились вместе с немками, и такие случаи не были большой редкостью.

Солдатская любовь

Гораздо меньше немецкое государство пеклось о сексуальной морали самих солдат. Их благочестие все равно невозможно было сохранить. Даже нравственный в юности Адольф Гитлер, воюя на Западном фронте, нашел себе любовницу — француженку Шарлотт Лобжуа.


Источник: Wikimedia Commons

Были и другие пути к общению с женщинами. Как писала одна современница, солдаты могли «многократно и совершенно безнравственно, как животные», удовлетворить свои потребности в борделях, расположенных недалеко от линии фронта. Эти заведения, у которых стояли очереди из отправленных на отдых, частично обеспечивались военными чиновниками и находились под их медицинским наблюдением. Военные стремились взять под контроль подрывающие боеспособность венерические заболевания. Солдатам выдавали средства контрацепции и дезинфекции. Благодаря этим мерам заболеваемость в немецких рядах колебалась в пределах 1,5−3%, в то время как британцы добились только 5% с помощью тяжелых штрафов, угрожавших инфицированным женщинам, связавшимся с солдатами Его Величества.

Сноха́чество - практика в русской деревне, при которой мужчина - глава большой крестьянской семьи (живущей в одной избе) состоит в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (связь свёкра с невесткой, называемой сноха). Эта практика получила особое распространение в XVIII-XIX веках, сперва в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с отходничеством, когда молодёжь уходила работать в города и оставляла жён дома в деревне.

Безгин «Крестьянская повседневность. Традиции конца 19 - начала 20 века»:

«Профессиональной проституции в деревне не существовало, в этом солидарны практически все исследователи. По наблюдению информаторов тенишевской программы проституцией в селе промышляли преимущественно солдатки. Про них в деревне говорили, что они «наволочки затылком стирают».

… Проституция в селе не существовала, но в каждом селе было несколько женщин доступного поведения. Не стоит забывать и о том, что проститутки, промышлявшие в городах, в большинстве своем были вчерашними крестьянками.

Длительное отсутствие мужа-солдата становилось тяжелым испытанием для полной плотского желания деревенской молодухи. Один из корреспондентов этнографического бюро писал:

«…Выходя замуж в большинстве случаев лет в 17 – 18, к 21 году солдатки-крестьянки остаются без мужей. Крестьяне вообще не стесняются в отправлении своей естественной потребности, а у себя дома еще меньше. Не от пения соловья, восхода и захода солнца разгорается страсть у солдатки, а оттого, что она является невольно свидетельницей супружеских отношений старшей своей невестки и ее мужа».

По сообщению из Воронежской губернии, «на связь солдаток с посторонними мало обращалось внимание и почти не преследовалось обществом, так что дети, прижитые солдатками незаконно, пользуются такими же правами, как и законные. Сторонние заработки крестьянок, к которым были вынуждены прибегать сельские семьи, также выступали благодатной почвой для адюльтера. По наблюдениям П. Каверина, информатора из Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, «главной причиной потери девственности и падения нравов вообще нужно считать результатом отхожие промыслы. Уже с ранней весны девушки идут к купцу, так у нас называют всех землевладельцев, на работу. А там полный простор для беспутства».

По суждениям извне, принадлежащим представителям просвещенного общества, складывалось впечатление о доступности русской бабы. Так, этнограф Семенова-Тянь-Шанская считала, что любую бабу можно было легко купить деньгами или подарком. Одна крестьянка наивно признавалась:

«Прижила себе на горе сына и всего за пустяк, за десяток яблок».

Далее автор приводит случай, когда караульный яблоневого сада, возраста 20 лет, изнасиловал 13 летнюю девочку, и мать этой девочки примирилась с обидчиком за 3 рубля. Писатель А.Н. Энгельгардт утверждал, что «нравы деревенских баб и девок до невероятности просты: деньги, какой - нибудь платок, при известных обстоятельствах, лишь бы никто не знал, лишь бы все было шито-крыто, так делают все».

Некоторые крестьяне, любители спиртных напитков, почетным гостям под выпивку предлагали своих жен, солдаток и даже сестер. В ряде сел Болховского уезда Орловской губернии существовал обычай почетным гостям (старшине, волостному писарю, судьям, заезжим купцам) предлагать для плотских утех своих жен или невесток, если сын находился в отлучке. При этом прагматичные крестьяне не забывали брать плату за оказанные услуги. В том же уезде в селах Мешкове и Коневке бедные крестьяне без смущения посылали своих жен к приказчику или к какому-либо состоятельному лицу за деньгами на табак или на хлеб, заставляя их расплачиваться своим телом.

Половые сношения между главой крестьянской семьи и его снохой были фактически обычной стороной жизни патриархальной семьи.

«Нигде, кажется, кроме России, – писал В.Д. Набоков, – нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название – снохачество».

Наблюдатели отмечали, что этот обычай был жив и в конце XIX в., причем одной из причин его сохранения являлся сезонный отток молодых мужчин на заработки. Хотя эта форма кровосмешения была осуждаема просвещенным обществом, крестьяне ее не считали серьезным правонарушением. В ряде мест, где снохачество было распространенно, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».

Причину этого явления следует искать в особенностях крестьянского быта. Одна из причин – это ранние браки. В середине XIX в. по сведениям А.П. Звонкова, в селах Елатомского уезда Тамбовской губернии было принято женить 12 – 13 летних мальчиков на невестах 16 – 17 лет. Отцы, склонные к снохачеству, умышленно женили своих сыновей молодыми для того, чтобы пользоваться их неопытностью. Другая причина снохачества уже упомянутые выше отхожие промыслы крестьян.

«Молодой супруг не проживет иной раз и году, как отец отправляет его на Волгу или куда-нибудь в работники. Жена остается одна под слабым контролем свекрови».

Из Болховского уезда Орловской губернии информатор сообщал:

«Снохачество здесь распространено потому, что мужья уходят на заработки, видятся с женами только два раза в год, свекор же остается дома и распоряжается по своему усмотрению».

Механизм склонения снохи к сожительству был достаточно прост. Пользуясь отсутствием сына (отход, служба), а иногда и в его присутствии, свекор принуждал сноху к половой близости. В ход шли все средства: и уговоры, и подарки, и посулы легкой работы. Все по поговорке: «Смалчивай, невестка, – сарафан куплю». Как правило, такая целенаправленная осада давала свой результат. В ином случае уделом молодой становилась непосильная работа, сопровождаемая придирками, ругательствами, а нередко и побоями. Некоторые женщины пытались найти защиту в волостном суде, но, как правило, те устранялись от разбора таких дел. Правда, И.Г. Оршанский в своем исследовании приводит пример, когда по жалобе снохи на уговор свекра к снохачеству, последний решением волостного суда был лишен «большины». Но это было скорее исключением, чем правилом.

Типичный пример склонения свекром снох к половой близости приведен в корреспонденции жителя села Крестовоздвиженские Рябинки Болховского уезда Орловской губернии В.Т. Перькова.

«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась. Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».

Но семейные любовные коллизии не всегда разрешались столь благополучно. В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае.

В крестьянском дворе, когда бок о бок жило несколько семей, порой возникали замысловатые любовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было «распространено сожительство между деверем и невесткой. В некоторых семействах младшие братья потому и не женились, что жили со своими невестками». По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение с женой брата вызывалось качественным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому поводу, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили до волостного суда, и кровосмесителей никто не наказывал.

Следует отметить, что при определенной распространенности этого гнусного порока в русской деревне, крестьяне прекрасно осознавали всю греховность такой связи. Так, в Орловской губернии кровосмешение оценивалось как большое преступление перед православной верой, за которое не будет прощения от Бога на том свете. По отзывам крестьян, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело».

Мизонова Юля 10 класс

Руководитель: Гончар Галина Николаевна

Троицкая средняя школа

Весной 1945 года отгремели последние залпы войны. Девятого мая сибиряки узнали о полной капитуляции фашистской Германии. Страшное испытание было пройдено. Мир - то, о чем мечтали люди, то, ради чего они сражались, терпели страдания, гибли, - пришел на землю нашей страны.

С окончанием войны советские люди связывали свои надежды на лучшую жизнь. Но сельское хозяйство страны, в том числе и нашего района, после войны оказалось в тяжелом положении. Из сибирских деревень было выжато в военные годы все до последней капли. Село отдало фронту работников - мужчин, технику, лошадей. В промышленность были мобилизованы тысячи молодых людей. Деревня была обескровлена. Сократились посевные площади, ухудшилось качество обработки почвы, поголовье скота уменьшилось примерно в два раза.

Первый послевоенный сев проходил в очень тяжелых условиях. Истощенные женщины, подростки, и старики не справлялись с работой. Семян не хватало. .

Государство, покупая по твердым ценам сельскохозяйственную продукцию, компенсировало колхозам лишь пятую часть расходов на производство молока, десятую часть - зерна, двадцатую - мяса.

Колхозники на трудодни практически ничего не получали, хотя работали по десять - двенадцать часов в сутки. Вспоминает Шахова Александра Николаевна: «Работа в колхозе была тяжелая. Зимой, по пояс в снегу, заготовляли бревна в лесу или молотили зерно цепами в подтоварниках (помещение, где обмолачивали зерно).

Весной пахали на коровах и лошадях землю. Вручную засевали поля. Один человек пашет, двое идут за ним и раскидывают зерна по пахоте.

Летом косили траву для скота литовками. Сенокосы и поля были далеко от села, поэтому жили на заимках. Домой нас отпускали раз в две недели. Пройдем пешком 10 - 15 километров, помоемся в бане, а еще хочется сходить в клуб. В клубе попляшем немного, споем 2-3 частушки и обратно, чтобы успеть с восходом солнца выйти на работу. Часто даже не удавалось поспать. У многих были коротко подстриженные волосы, потому что вши заедали. Одежонка на нас была плохая: старенькие пимы или чирки, довоенная телогрейка, да старенький платок, сменного белья не было, вот ели нас вши.

В начале 60-х. годов создали МТС, нам в колхоз дали трактор, стали разводить лошадей - жизнь понемногу налаживалась».

От своей прабабушки Почекутовой Анны Иннокентьевны я узнала, чем питались жители нашего села после войны. «С едой было тяжело, особенно ближе к весне, когда картошка заканчивалась. Зимой ели картошку с черемшой, пекли драники. Ржаную муку заваривали кипятком, добавляли воды, и если было, то немного молока. Получалась болтушка.

Весной собирали и ели крапиву, щавель, черемшу, пучку, петушки, корни сараны. Черемшу заготавливали на зиму. Летом собирали грибы, ягоды, орехи»

Бичом сибирских крестьян стала септическая ангина - заболевание, регистрируемое только во время голода. Многие истощенные жители села выходили на поля и собирали, лежавшие под снегом, колоски. Голодавшие не знали, что на лежащем под снегом зерне прорастает особый вид ядовитых грибов, вызывающий эту страшную болезнь. Ее признаком были судороги, шла носом кровь, распад мягких тканей, после чего наступала смерть.

«Мне было 13 лет и всегда хотелось есть, -рассказывает Дина Демьяновна, - семья у нас была большая (7 детей), тятенька (отец) погиб на фронте, а мама получала всего 400 грамм муки в день. Весной в колхозе начинался падеж скота от голода. Мы ночью с братом ходили за мясом. Отрубим топором несколько кусков мяса и несем домой. Ничего вкуснее этого вареного мяса я больше никогда не ела. (Улыбается сквозь слезы Дина Демьяновна.) Я никому об этом не рассказывала, стыдно было, но в то время хотелось есть. Мы рано пошли работать в колхоз. Выполняли разную работу. Весной мы обмолачивали снопы в подтоварнике, и Настя, моя старшая сестра, насыпала в чирки зерна, чтобы унести домой. Об этом кто-то сказал участковому милиционеру. Настя спряталась от него в чей-то бане на берегу реки. Он ее не нашел и три дня караулил, но так и не смог поймать. Это спасло ее от тюрьмы, а то дали бы 10 лет»

Я спросила, как молодежь отдыхает после работы. «А на вечерки ходили. С заимки-то нас не отпускали, так мы часов в 11 вечера уйдем тихо, чтобы бригадир не услышал, ночью возвращались. На вечерке кто-нибудь играл на балалайке, а мы пели или, сняв чирки, чтобы не порвались, босиком плясали. Зимой посиделки устраивали, в какой-нибудь избе соберется вся молодежь, и при лучинах шьем, вяжем, вышиваем, а также новостями делимся или поем.

Больше всего мне запомнилось 5 марта 1953 года. В день смерти Сталина никто не работал, был митинг. Всем было страшно, как будем жить дальше, все плакали. А сейчас, наоборот. Все Сталина ругают. Попробуй, разберись», - вздыхает Дина Демьяновна.

Наверное, послевоенного голода можно было бы избежать, если бы жители сельской местности имели возможность полнее использовать ресурсы своего личного приусадебного хозяйства. Но Сталин пришел к необоснованному выводу, что размеры личных подворий крестьян слишком велики и это отрывает их от работы на общественных полях.

Во время Хрущева жизнь стала лучше. Разрешили приусадебное хозяйство, держать одну корову, одну свинью, одну овцу. Наступила оттепель.

Воспоминания:
Мизоновой Е.К
Бурнашевой Д.Д
Почекутова М.П.
Почекутова А.И
Шахова А.Н

http:// www. memorial. krsk. ru/ Work/ Konkurs/0/ Mizonova. htm

Каким был секс в СССР? Какую контрацепцию применяли люди этой страны, и почему лимон считался одним из наиболее эффективных методов для предотвращения беременности? Как власти боролись с развратом, а также заболеваниями, передающимися половым путем? Как и наказывали ли вообще за аборт?

Характерный запах сперме придаёт спермин.

В 1986 году в ходе телемоста страны Советов с Великобританией на весь мир было объявлено, что в СССР нет секса. Это выражение коммунистки тех лет мгновенно стало часто цитируемым по всему миру и вошло в историю.

В рамках данных исследований журналисты обращались к электронной коллекции журналов, личных дневниках XX века, к жившим в стране Советов в 70-х годах специалистам в области гинекологии, чтобы объяснить, как проявлялось тогдашнее восприятие интимной стороны жизни.

Цитата дня

Тридцать шесть позиций? Но, увы, не тридцать шесть новых ощущений.

Натали Клиффорд Барни

Цитата дня

Слово «нет» по прежнему остается самым надежным противозачаточным средством.

Жарко Петан

Цитата дня

Кто то сказал про женщин, что они «любят ушами». А мужчины любят глазами… Если только они вообще когда нибудь любят.

Оскар Уайльд

Радикальный либерализм i

При том, что непосредственно термин «секс» начал фигурировать в речи лишь с середины 1950-х годов, уже после завершения сталинской эпохи, отмены запрета на проведение абортов, создание советского государства происходило вместе с настоящими революционными нововведениями в интимной жизни граждан.

Кодекс о браке и семье тех лет не накладывал запрета на бракоразводные процессы, наделял оба пола одинаковыми правами, занимал лояльную позицию по отношению к внебрачному потомству. Перестало быть наказуемым вступление в гомосексуальные отношения. В первые годы создания коммунистического государства власть провела радикальную революцию сексуальности представительниц женского пола. Она была призвана ввести полное освобождение женщин от брака, так как было очевидно, что он бы ограничивающим.

Страна Советов стала одним из первых государств, легализовавших аборты. За все это тот период вошел в историю как эпоха «радикального либерализма».

Суеверия обсуждались не только во время споров, касающихся политической сферы, но и в «кухонных разговорах». О. Бессарабова пишет в личных записях от 1925 года: «Ни за что не поверю, что девушка в возрасте 25 лет не ведет половую жизнь с мужчиной. Это какое-то вранье, или какая-то уродина ужасная».


Вместе со сменой Ленина завершился либерализм. Идеи в отношениях между мужским и женским полами стала радикально иной: Сталин придерживался мнения, что семья — это оплот государства. Началось ужесточение рамок в интимной жизни граждан. Но власть нуждалась в приросте населения. Женщинам начали предоставлять декретный отпуск по беременности и родам, а в детсадах появились нововведения, призванные хоть как-то упростить их жизнь. Но в то же время трудными были процедуры развода, а мужской гомосексуализм был запрещен уголовным кодексом.

В 1930-е запретили аборты. М. Пришвин, фиксируя данные об этом, жаловался: „Сексуальная жизнь также загоняется в жесткие рамки. Вы даже не можете мечтать о свободе». После двух лет писатель поинтересовался: „Сколько абортов в день делается в Москве? Любовь ценой рода”.

Было положено начало целой волне смертей из-за неправильно выполненных абортов, их последствий. В 1935 году в городской местности (в селах число подобных смертей не считали) зарегистрировано 451 случаев летальных исходов, а спустя год их было уже 910. Число смертельных случаев постоянно увеличивалось вплоть до Великой Отечественной войны, отметка в городской местности дошла до 2000 – погибала в попытках прервать беременность каждая вторая жительница, не желавшая ребенка. А далее, по высказыванию некоторых историков, «война разрушила нормальные отношения».

Вскоре некому было вступать в дискуссии об отношениях полов. В журналах тех лет почти не упоминается о каких-либо интимных вопросах. 15-летний юноша пишет в 1941 году:


«Самое смешное заключается в том, что люди, хотя и говорят о „любви”, создают впечатление, что они игнорируют сексуальную жизнь; они не говорят о ней, хотя много о ней думают… Конечно, самый важный вопрос в возрасте 15-16 лет — это вопрос созревания». Он находит забавным, что его мать полагает, что юноше неповадно рассуждать на подобную тему, хотя она образованная женщина.

Влияние войны 2

Уже через 36 месяцев этот юноша пал жертвой боевых действий. «Война была также нападением на здоровые сексуальные отношения», — писал в 1944 году советский архивариус. «Война нарушила, а на самом деле полностью разрушила нормальные половые отношения». Он ужасается последствиям этих событий. И на самом деле, итоговые последствия того разрушения до сих пор остаются отголоском в народе и его отношении к интимной стороне жизни.

Его современник, советский литературный деятель, об интимной стороне своей жизни пишет: „Я хотел овладеть ею. Она возражала, разозлила…небольшой перерыв вернул ее контроль над собой…Вышло грубо, и это походило на изнасилование”.


В середине 1950-х годах аборты были легализованы. Это была страшная смесь с отсутствием всяческих познаний в сфере сексуальной. М. Муравьева: „В лучшем случае девушка узнает о критических днях от мамы”. Не было принято интимный опыт называть «сексом». Редкое употребление этого термина отмечается в 50-е годы лишь в заметках артиста Н. Муравьева, который в 1950-е годы делится ощущениями после западной постановки. «Искусство прекрасное…но все это направлено на одно – секс, и это происходит настолько открыто». Он подводит итог, что в целом по этой причине для него это зрелище было неприятным.

Сохранились и отдельные эпизоды из среды лагерной – спустя год с момента написания предыдущих сведений делится ими ученый, которого вскоре после Великой Отечественной войны отправили отбывать срок по политической статье. Заключенные описывали, что женский пол труднее переносил лишение возможностей вести сексуальную жизнь, нежели чем мужской. И в их среде появлялось намного больше отклонений, они изобретали все новые способы получить удовлетворение.

Термин «секс» в СССР вошел в использование лишь к 1960-м годам. И где он появлялся, он сопровождался осуждающими утверждениями. Так, советский ученый, который в те годы приехал к датским своим коллегам, с осуждением пишет насчет иностранной личной жизни: «Хозяйка…начала заниматься сексом со своим Клаусом в ванной комнате целыми днями». Он пишет, что его поражает это и явно осуждает европейскую женщину.


Несмотря на всю внешнюю целомудренность, она не во всех случаях сопровождала аскетичное существование. Народная личная жизнь кипела, пусть и тщательно скрывалась. К примеру, так этот процесс описывал ученик Г. Желин в 1950-е годы, когда неожиданно для всех после школьных занятий родила его одноклассница:

«Мы думали, что она просто толстая, а она была беременна. И оказалось, что слабый из меня наблюдатель: в нашем классе еще Баксурина на седьмом месяце! А где половое воспитание?».

В то же время девушка из СССР делилась опытом прочтения иностранного произведения: «Там есть, например, такие слова: «удовлетворенная женщина издает звук о-о-о-о». Эту книгу, переведенную неофициально, она также называет крайне смешной и забавной.

В 1970-е годы _1970

«Отмечаются попытки введения сексуального образования», - пишет профессор Высшей Школы Экономики Г. Муравьев. Он подметил, что установление жестких границ не оказалось эффективным, власти понадобились десятилетия, чтобы это понять, и именно в эти годы среди школьников проводились первые занятия, посвященные половым отношениям.


В 1970-е годы, с развитием медицинской науки, уже начали появляться центры сексопатологии – на базе научно-исследовательских институтов психиатрии. Правда, функционировали они лишь в трех крупных городах страны Советов. Но и это уже можно было считать неким прорывом.

«Труды медицинские легче было получить, чем «Мастера и Маргариту» Булгакова. В каждом значительном библиотечном собрании были труды на темы, близкие сексопатологии, а врачи-сексопатологи, если у них были соответствующие разрешения, могли читать литературу из закрытого доступа. А там содержались всевозможные труды, касавшиеся сферы половых контактов. Для сотрудников психиатрии существовала возможность ознакомления с фрейдизмом.

Информация не медицинского характера на тему секса стала широко распространена: популярна была индийская „Камасутра”. «„Советы для молодой хозяйки” издавались в Латвии», - указывает М. Муравьева. Хотя издания предоставляли описания в подробностях половых контактов, в этих публикациях не было ничего либерального, в них поддерживалась консервативность – во главу угла ставился мужской пол.

Ориенталист Виталий Рубин указывает в личных записях 1970-х годов, что эта тема была чужой для коммунистов. Он подмечает, что в коммунистической среде граждане не проявляют интереса в разговорам об интимной стороне жизни, для них это скучно.


Член Коммунистической Партии Советского Союза Анатолий Чернышев, читая запрещенные произведения в 1970-е годы, писал: «Я читаю…книгу Джека Пайна. Потрясающая книга с редким набором сильных приемов. Казалось, что я опытный уже в этих вопросах человек…Но здесь немного сюрпризов». Он рассматривает прочитанное как открытие для себя новых возможностей.

В повседневной жизни 3

Чем меньше был населенный пункт, тем большей сдержанностью отличались нравы. Гинеколог Т. Смирнова в 1970-х описывала женщин следующим образом: «Скромные и замкнутые в себе. Неохотно говорят об отсутствии удовольствия от секса, просто ни на что не жалуются». Она отмечает, что половая жизнь до свадебного торжества не начиналась. А уже после вступления в брачный союз, хотя и происходил первый секс, как именно это было – никто не делился.

Подтверждения есть и у Георгия Муравьева: «Пытал друзей из разных городов и деревень на темы, связанные с сексом. Ни либерализма, ни ничего положительного в их ответах не было. Представительница женского пола могла признаваться распутной по малейшему поводу». Для этого было достаточно того, что у нее были сексуальные контакты вне брака или что попросту вышла на улицу в открытом одеянии.


Главную трудность Теслер усматривал не в моральных принципах коммунизма, но в том, что не было мест, где была бы возможность заняться сексом в СССР: «Гостиницу снять нельзя было…это не выход для гетеросексуальных пар. Искали места у друзей, в „коммуналках”».

Волнение представительниц женского пола при посещении врачебного кабинета врач связывает со страхом перед хирургией – на протяжении длительного периода времени аборты проводились без наркоза вообще: «Врачи были по локоть в крови». Женское население просто хваталось за любую возможность на дому прервать беременность: впрыскивало алкогольные напитки с примесью мыла с серой, использовало всевозможные средства, провоцирующие спазмы мышц, помещало в вагину корневища фикуса, которые могли спровоцировать выкидыш».

Врач признает такие способы варварскими. Противозачаточные гормональные препараты были опасными: тогдашние таблетки провоцировали лишний вес. Основным методом контрацепции был „календарный”. Как только спирали, производимые в СССР, стали продаваться, они сразу же завоевали популярность: гинекологи предполагалось, что их пациенткам нужно часто менять их, а представительницы женского пола при всей опасности продолжали их носить на протяжении нескольких лет.

В итоге неудивительно, что, когда в ходе телемоста фразу о том, что в СССР секса нет, отвечая на вопрос жительницы западной страны по телемосту, озвучила жительница страны Советов, весь зал засмеялся. И даже позже, судя по записям дневников, в конце 80-х большинство людей в СССР относилось скорее отрицательно к пропаганде сексуальности, как и к любому проявлению человеческой чувственности.


Спустя десятилетия с момента распада страны менталитет населения меняется медленно, и многие негативные последствия советского мировоззрения дают о себе знать, что, впрочем, осознается далеко не всеми наследниками государства Советов.