Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Ядерная стратегия великобритании. Ядерное оружие великобритании Подозрения на хранение ядерного оружия

Ядерная стратегия великобритании. Ядерное оружие великобритании Подозрения на хранение ядерного оружия

База Клайд - место базирования британских ПЛАРБ типа «Вэнгард». Источник: ресурс Royal Navy

23 ноября 2015 года премьер-министр Дэвид Кэмерон представил в британском парламенте ежегодный доклад «Стратегический обзор обороны и безопасности». Кэмерон сообщил, что в ближайшие 10 лет Великобритания потратит £178 млрд на свою национальную оборону. Британский премьер утверждал, что планируемые новые вооружения необходимы Великобритании прежде всего, для противостояния с «Исламским государством», которое якобы представляет прямую угрозу могущественному островному государству. Подобное утверждение Кэмерона следует отнести на счет модной актуальной политической риторики, которая, если и имеет какой-то смысл, но не имеет глубокого значения. Так, например, инвестиции в оборону Великобритании предусматривают создание двух ударных бригад быстрого реагирования общей численностью в 5 тыс. человек. Разумеется, эти подразделения могут быть использованы на Ближнем Востоке для интервенции против ИГ. Но в данном случае уместней было бы вспомнить, что последняя программа развертывания сил НАТО в Восточной Европе для сдерживания России предусматривает именно ведущую роль Великобритании в управлении силами быстрого развертывания в Польше. Поэтому уместней видеть именно польское развертывание предназначением создаваемых особых бригад Великобритании.

Аналогичным образом с планируемыми новыми вооружениями. Но здесь мы не видим нечто нового, о чем не было бы известно ранее. Так, Кэмерон говорил о закупке новых многоцелевых истребителей четвертого поколения Eurofighter Typhoon для двух создаваемых новых эскадрилий. Кэмерон сообщил о закупке к 2023 году 24-х американских истребителей-бомбардировщиков пятого поколения Lockheed Martin F-35B для одной эскадрильи, которая будет базироваться на строящихся сейчас британских тяжелых авианосцах «Куин Элизабет» и «Принц Уэльский». Об этом предстоящем заказе также было давно известно. Именно F-35 станут основной машиной для модернизации ВВС и сил морской авиации Великобритании. Также Великобритания намерена еще закупить девять новых морских патрульных самолетов для базы в Шотландии (российские подлодки в Северном и Норвежском морях выслеживать) и, как минимум, 13 фрегатов и два новых патрульных корабля. Фрегаты явно потребуются в качестве эскорта для строящихся британских тяжелых авианосцев и для нужд американской ПРО.

Кроме того, Кэмерон обещал ввести в строй четыре новые атомные подлодки, оснащенные баллистическими ракетами, взамен четырех находящихся в настоящее время в строю. Обновление стратегического подводного флота обойдется Лондону в 31 миллиард фунтов, что на 6 миллиардов дороже, чем предполагалось ранее. Отметим здесь, что предшествующая программа строительства британских ПЛАРБ типа «Вэнгард» обошлась британским налогоплательщикам в £15 млрд.

Таким образом, почти пятая часть планируемого в конце 2016 года многолетнего военного бюджета на модернизацию ВС Великобритании будет потрачено на новый подводный флот стратегического назначения. Завидная перспектива. Ведь это самая важная часть заявленной Кэмероном военной программы Великобритании на ближайшие четверть века, поскольку касается она исключительно ядерных вооружений этой страны и отношений с главным союзником и старшим партнером Великобритании - США.

Действующая ядерная стратегия Великобритании была принята в 1998 году при правительстве лейбористов. Согласно «Стратегического обзора по обороне» 1998 года, Великобритания определила сама себе ядерный арсенал в пределах 200 боеголовок. После того, как в 1998 году на складах была разобрана последняя ядерная бомба авиационного базирования WE.177, британский ядерный потенциал на 100 процентов стал базироваться на стратегических атомных подводных лодках, вооруженных баллистическими ракетами - ПЛАРБ. В Великобритании этот класс подводных лодок в составе Королевского флота именуется «субмаринами с баллистическими ракетами». Так арендуемая у американцев система стратегического ракетного оружия подводного базирования Трайдент II D5, развернутая на четырех британских субмаринах ПЛАРБ типа «Вэнгард», стала единственной боевой системой, имеющейся в составе британских ядерных сил.

Главный принцип современного британского стратегического сдерживания - это «непрерывное сдерживание на море» (Continuous At Sea Deterrence). При этом в основе британской ядерной стратегической доктрины лежит принцип достаточности минимального ядерного сдерживания. Великобритания сама без всяких международных договоров по контролю и ограничению вооружений ограничила свои силы ядерного сдерживания одной платформой, одной системой доставки и одним типом ядерной боеголовки. Так оказалось дешевле. При этом платформа эта мобильна и скрытна в глубинах морей и океанов, а система доставки - предельно дальнобойная. В Великобритании явочным порядком было признано, что ПЛАРБ с баллистическими ракетами предоставляют из себя наиболее эффективное средство ядерного сдерживания и нападения.

«Стратегический обзор по обороне» подтвердил возможность гибкого или ограниченного применения Великобританией ядерного оружия. Поясним. В соответствии с доктриной 1998 года на вооружении ВМС Великобритании находится 58 БРПЛ Trident II D5 с боеголовками, конструктивно близкими американским W76. Британский вариант W76, в отличие от своего американского аналога, имеет сразу три программируемых опции подрыва ядерного боеприпаса: на 0,3 килотонны, на 5−10 кт и 100 кт (по другой информации - максимально 150 кт). ПЛАРБ типа «Вэнгард» может нанести удар своими «Трайдентами» по максимуму по 100 килотонн на боеголовку в случае глобальной ядерной войны, но может и нанести противнику чисто предупреждающий удар по самому минимуму той же самой боеголовкой, но с мощностью ядерного боеприпаса в 0,3 килотонны. Напомним, что известный стандарт - Хиросима 1945 года имела взрыв в примерно 15 килотонн. Задуманный нижний предел боеголовки британского Трайдента и обеспечивает достратегическую миссию сдерживания. При подобном обстоятельстве тактическое ядерное оружие не нужно морскому островному государству.

Другая особенность британской ядерной доктрины 1998 года: тогда было определено, что максимальное количество ядерных боеголовок, развернутых на одной ПЛАРБ во время ее боевого патрулирования, должно составлять 48 единиц, при имеющейся возможности 128 боеголовок по максимуму на подлодку. Кроме того, было назначено, что само непрерывное боевое патрулирование британскими ПЛАРБ сокращается до пребывания одной ПЛАРБ (из имеющихся четырех) в море. Гибкость ядерного сдерживания, таким образом, обеспечивается за счет сохранения способности немедленного реагирования. Одновременно это дает относительную экономию. В условиях снижения оперативного темпа по два переменных экипажа сохраняется лишь на двух британских ПЛАРБ из четырех. Всего же для службы на четырех ПЛАРБ «Вэнгард» сформировано пять экипажей. В идеале, как у американцев, таких экипажей должно быть восемь.

Кроме того, боеготовность находящегося на борту британской субмарины ракетного комплекса была снижена. Было официально заявлено, что британские «Трайденты» во время боевого патрулирования не нацелены на конкретные цели.

Согласно официальной доктрине, подтвержденной в «Белой книге» 2006 года министерства обороны Великобритании, опора на ядерное сдерживание остается неизменным фундаментом обеспечения военной безопасности страны, как минимум, до 2028 года. Принятие сейчас в ноябре 2015 года окончательного решения о строительстве новых британских ПЛАРБ означает, что стратегическое ядерное сдерживание Великобритания будет осуществляться за пределами этого срока - по крайней мере, на период после 2050 года.

При ближайшем рассмотрении программы обновления британских ядерных сил быстро выясняется, что осуществлять ее Великобритания будет под эгидой Соединенных Штатов. Важным элементом, обусловливающим специфику британской ядерной политики, являются «особые отношения» Соединенного Королевства и США. Во время холодной войны новый этап тесного сотрудничества США и Великобритании в сфере ядерных вооружений стартовал в 1958 году, когда было заключено «Соглашение о взаимной обороне» (Mutual Defence Agreement - MDA). Действующее соглашение MDA предусматривает широкое сотрудничество между США и Великобританией в деле разработок ядерных вооружений, средств доставки и развития реакторных технологий. В частности, на основании этого соглашения производится обмен совершенно секретной информацией, касающейся ядерного оружия, для улучшения проектирования, разработки и производства ядерных вооружений. Соглашение MDA также предусматривает взаимную передачу расщепляющихся материалов, используемых в военных целях. В частности, именно на основании соглашения 1958 года американцы для ускорения британской стратегической военно-морской программы передали британскому адмиралтейству весь пакет технической документации энергетической и ходовой установки американской атомной субмарины класса «Скипджек» (SSN-585). Так американские технологии в полном объеме были использованы при строительстве первой британской АПЛ «Дредноут» (вступила в строй в 1963 году). Во время строительства субмарины «Дредноут» американцы обеспечили поставки в Британию своих комплектующих и обучение технического персонала британской верфи.

Кроме того, в соответствии с соглашением с США, Великобритания с 1962 по 1992 год использовала американский ядерный полигон в Неваде для испытания своих ядерных боеголовок. В обмен США размещают на двух базах в Великобритании в Йоркшире - Файлингдэйлс и Мэнвит Хилл свое ядерное оружие. В последнее время эти британские базы используются для американских планов противоракетной обороны.

В 2004 году договор MDA был продлен на следующие десять лет. В рамках, установленных договором 1958 года для сотрудничества, развитие британских морских стратегических сил осуществлялось по дополнительному соглашению 1963 года по передаче Британии американских стратегических БРПЛ класса Polaris. Это соглашение было обновлено в 1980 году для передачи британцам БРПЛ Trident I C4. А спустя два года, в 1982 году, состоялся обмен письмами между правительствами США и Великобритании, который определил передачу британцам самой совершенной в мире ракетной системы морского базирования - Trident II D5.

В обмен на подобное сотрудничество в 1962 году по соглашению в Нассау между президентом Джоном Кеннеди и премьером Великобритании Гарольдом Макмилланом Великобритания согласилась включить свои ядерные силы в оборонную структуру НАТО, т. е. поставила их под фактический контроль США. Впрочем, соглашение 1962 года содержит одну маленькую оговорку, что в случае у себя «крайнего национального чрезвычайного положения» Великобритания осуществит собственный контроль за своим стратегическим ядерным оружием.

В настоящее время базирующиеся на базу Клайд в Шотландии четыре британских ПЛАРБ типа «Вэнгард» (S28-S31) состоят в строю флота: первая - с 1993 года, последняя - с 1999 года. На вооружении этих четырех подводных лодок находится 58 арендованных у США БРПЛ Trident II D5 с близкими американским W76 британскими боеголовками, которые технически и эксплуатационно поддерживаются из США. Формально сами ракеты арендуются у США и проходят регулярное обслуживание на военно-морской базе американских ПЛАРБ «Огайо» в Кингс-Бей, штат Джорджия. Кроме того, во время боевого похода на британской ПЛАРБ постоянно присутствует один офицер ВМС США, владеющий кодом на запуск британских «Трайдентов». Получается, что сами британцы по своей воле ударить «Трайдентами» не могут.

Изначально планировалось, что первая британская ПЛАРБ типа «Вэнгард» - S28, введенная в строй в 1993 году, закончит срок своей службы в 2024 году. Однако в 2010 году было принято решение продлить срок ее службы до конца 2020-х начала 2030-х годов. Подобное решение было связано с общими планами строительства новой серии британских ПЛАРБ на смену лодкам класса «Вэнгард». Очевидно, что некоторое подвижка по времени британской программы ПЛАРБ связана с тем, что она является тенью и репликой строительства в США нового поколения американских ПЛАРБ класса «Икс», которые должны прийти на смену нынешним 14-ти американским ПЛАРБ типа «Огайо».

В декабре 2006 года министерство обороны Великобритании опубликовало свои предварительные расчеты о расходах на поддержание стратегического потенциала страны до 2040-х годов. Согласно им, общая стоимость ядерного потенциала составила бы £15−20 млрд, из которых £0,25 млрд стоило бы поддержание в боевой готовности БРПЛ Trident II D5. £11−14 млрд пошло бы на постройку четырех новых ПЛАРБ (сейчас в 2015 году сумма эта удвоилась), £2−3 млрд - на сохранение боевого потенциала ядерных боеголовок, £2−3 млрд - на поддержание всей ядерной военной инфраструктуры страны.

В марте 2007 года британский парламент одобрил предложение лейбористского правительства об обновлении ядерных сил Великобритании путем строительства новых субмарин.

В Великобритании проект новых ПЛАРБ получил условное наименование «субмарины класса Successor», т. е. «Преемник». Не сразу британцы определись с их числом. После некоторой дискуссии было решено строить в серии четыре лодки, но с тем условием, что на борту каждой ПЛАРБ типа Successor будет размещено восемь БРПЛ типа Trident II D5 с сорока боевыми блоками. Это позволит британцам чуть сократить свой ядерный арсенал в оперативной готовности со 160 боеголовок до 120, и на складе - с 225 до примерно 180 боеголовок.

В 2010 году было определено, что решение о постройке новых субмарин класса Successor должно быть принято около 2016 года. Весной 2015 года консерваторы подтвердили, что новых ПЛАРБ будет построено четыре единицы. Нынешнее объявленное Кэмероном решение означает, что принятый в 2010 году график выдерживается. Британцы выходят на последнюю стадию перед началом строительства первой лодки серии. Постройка первой британской ПЛАРБ типа Successor может начаться в конце 2016 года на верфи Барроу, принадлежащей британскому концерну BAE. Еще в 2010 году было определено, что первая британская ПЛАРБ типа Successor вступит в строй к 2028 году, или на четыре года позже. ПЛАРБ класса Successor должны стать развитием предшествующего поколения британских стратегических лодок типа «Вэнгард» с учетом достижения строящихся сейчас для Royal Navy с 2010 года атомных многоцелевых подлодок класса «Астьют».

Не трудно заметить, что нынешнее окончательное решение британского правительства о строительстве четырех ПЛАРБ типа Successor по времени последовало сразу же за решением американцев начать в 2017 году строительство первой лодки проекта ПЛАРБ «Х», идущего на смену «Огайо». В декабре 2006 года президент США Джордж Буш в письме премьер-министру Великобритании Тони Блэру, пригласил британцев участвовать в программе создания новых БРПЛ, которые должный прийти на смену нынешним Trident II D5. Тогда совместно с британцами было определено, что новое поколение БРПЛ по габаритам и системам запуска должно быть совместимо с Trident II D5. Это решение предопределило габариты американской ПЛАРБ «Х». Одновременно это означает, что британцы в принципе считают, что состоящая у них на вооружении система БРПЛ «Трайдент» вполне их устраивает.

Работы над новым БРПЛ для нового поколения американских и британских ПЛАРБ ведутся разработчиками двух стран в тесной кооперации с 2007 года. С 2008 года именно британская военно-космическая корпорация BAE занята разработкой ракетного отсека для новой американской ПЛАРБ типа «Х». Известно, что по своим габаритам - 87 дюймов в диаметре, этот ракетный отсек полностью совместим с Trident D5. Проект ведется таким образом, чтобы система управления могла быть легко модернизирована под новую БРПЛ, габаритами равную Trident II D5. Очевидно, что сам отсек проектируется BAE с расчетом на новое поколение британских ПЛАРБ типа Successor.

Все происходящее вокруг американского и британского проектов новой ПЛАРБ демонстрирует, что британское адмиралтейство держится за американские «Трайденты» двумя руками. Проведенные британцами финансовые расчеты показали, что кооперация с США и аренда британцами БРПЛ «Трайдент» дешевле, чем если бы британцам пришлось создавать собственную крылатую ракету морского базирования. Это обстоятельство и предопределило сохранение класса ПЛАРБ в составе британского Royal Navy в обмен на суверенную мощь британских ВМС.

Кроме того, в 2006 году было заявлено, что США и Великобритания будут работать еще и над модернизацией боеголовки британского «Трайдента».

А еще известно, что Соединенные Штаты при помощи Великобритании работают над новым атомным реактором PWR-3 и связанным с ним движительной системой, которые планируется использовать на британских ПЛАРБ типа Successor.

Кроме того, согласно одного пресс-отчета от декабря 2011 года, стало известно, что Великобритания в американском проекте ПЛАРБ «Х» работает над интеграцией платформ гидроакустических систем с соответствующими боевыми системами. Очевидно, что все эти наработки будут использованы в британском проекте ПЛАРБ типа Successor.

В настоящее время в соответствующем военно-техническом подразделении Великобритании постоянно работают сорок офицеров и контракторов США, которые обеспечивают техническую поддержку стратегической военно-морской программы Великобритании посредством связи с основными поставщиками США и другими нужными британцам американскими персонами. Именно тесная связь британской военной корпорации BAE с американской морской стратегической программой и стало причиной срыва попытки создания супер европейского военного концерна путем объединения британской BAE с европейским EADS. Именно британцы не пошли на предложенное слияние к общему неудовольствию немцев и французов. Как оказалось, в вопросах безопасности британцам ближе США, чем собственные союзники по ЕС.

В заключение следует признать, что уровень сотрудничества США и Великобритании в стратегической ядерной военной области выше нормы отношений между близкими союзниками. В своей стратегической части некогда славный Royal Navy давно превратился в неотъемлемую часть морской составляющей стратегической ядерной триады США. Правда и то, что в этом качестве британские субмарины явно уступают американским. По продолжительности своей службы британские «Вэнгарды» не могут сравниться с «Огайо». Для строительства своих лодок британцам требуется больше времени. Не в пользу британских субмарин и соотношение их водоизмещения к боевой мощи. У американцев коэффициент боевой эффективности явно намного выше, чем у британцев. Так, если субмарины сравнивать только по боевой мощи, то окажется, что планируемые американские ПЛАРБ «Х» по сравнению с британскими Successor, имея близкое водоизмещении, несут в два раза больше одинаковых ракет. Если же подводные корабли сравнивать только по забрасываемым мегатоннам, то здесь британцы еще более уступят американцам. Заметим и то обстоятельство, что американский подводный флот явно не экономит, как британцы, на экипажах субмарин. В общем, ситуация с программой ПЛАРБ Successor хорошо демонстрирует тот факт, что Британия после 1945 года давно не «правит морями», и некогда славный британский Royal Navy в своей стратегической части превратился в одну маленькую эскадру, плывущую под водой по команде и в фарватере американских ВМС. Правда, последнее обстоятельство не отнимет той простой истины, что британцы остаются моряками, очень хорошими военными моряками, уточним мы в заключение.

Выступила за обновление британской ядерной программы. В настоящее время в составе ВМС Туманного Альбиона находятся четыре атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса Vanguard. Британское правительство намерено к 2030 году заменить их на новые ПЛАРБ — класса Successor.

Сегодня Великобритания является единственным из числа официально признанных государств, обладающих ядерным оружием, которое ограничило свои силы ядерного сдерживания в пределах одной платформы, одной системы доставки и одного типа боеголовки.

Соединенное Королевство рассматривает свои ядерные силы как наиболее эффективное средство сдерживания агрессии и обеспечения национальной безопасности, мира и стабильности. Они представляют собой защиту против возможного ядерного шантажа или угрозы Великобритании со стороны новых государств, которые могут приобрести ядерное оружие в последующие 20-50 лет.

Ядерное оружие рассматривается Туманным Альбионом как фактор, способный сдержать государства — спонсоры терроризма и принудить любое государство воздержаться от передачи ядерного оружия в руки террористов.

В настоящее время стратегические ядерные силы (СЯС) Великобритании представлены морским компонентом: 1-й эскадрой подводных лодок, в составе которой имеется четыре ПЛАРБ типа Vanguard, оснащенные баллистическими ракетами для подводных лодок Trident-2 (16 ракет с разделяющейся головной частью с блоками индивидуального наведения, способных нести до восьми боеголовок мощностью 0,1-0,15 Мт). Максимальная дальность стрельбы ракеты зависит от количества установленных на ней боеголовок и составляет с тремя боеголовками до 10 500 км, с одной боеголовкой — до 11 500 км.

Головная лодка Vanguard (в переводе — «Авангард») введена в строй в 1994 году, вторая, «Викториас», — в 1995 году, третья, «Виджилент», — в 1998 году, четвертая, «Вендженс», — в 2001 году. Установленный срок их службы составляет 30 лет. На каждой лодке имеется ракетный отсек с 16 пусковыми шахтами.

В реальной обстановке ПЛАРБ выходят на боевое патрулирование, имея на борту 12 баллистических ракет с четырьмя боеголовками на каждой ракете. При этом три из четырех субмарин в мирное время находятся в полной боеготовности. Одна из них осуществляет боевое патрулирование в северо-восточной Атлантике, а две другие несут боевое дежурство в пункте базирования Фаслейн. Четвертая лодка находится на капитальном ремонте или модернизации.

Баллистические ракеты Trident-2 фактически арендуются у США и загружаются на лодки на американском арсенале в Кингз-Бей (штат Джорджия).

Кроме того, американские специалисты осуществляют авторский и гарантийный надзор за эксплуатацией этих ракет, а также занимаются их техническим обслуживанием. Британцы приобрели у американцев в общей сложности 58 ракет Trident-2, но для оперативного развертывания выделяется боекомплект из 48 штук. Номинально на каждой может размещаться до восьми ядерных боеголовок, однако еще на этапе выработки Лондоном решения о принятии на вооружение ракетной системы Trident-2 было определено, что количество боеголовок на ракете не превысит шести. В настоящее время на каждую развернутую ракету устанавливается не более трех боеголовок, а ракеты, предназначенные для нанесения субстратегического удара, оснащаются одной боеголовкой, которая может иметь пониженную взрывную мощность.

На вооружении морских стратегических ядерных сил Великобритании находятся ядерные боеголовки собственного производства. Но при этом корпуса их производятся в США

(они идентичны корпусам американских боеголовок Mk4), а ядерные заряды изготовлены в Великобритании. По своим массогабаритным характеристикам эти ядерные заряды сходны с американским ядерным зарядом W76, которым снаряжались боеголовки баллистических ракет подводных лодок Trident-1. Их мощность — 100-150 килотонн, но предусмотрена возможность подрыва на пониженной мощности. По некоторым оценкам,

общие запасы ядерных боеголовок составляют порядка 500 единиц. В это количество входят активный (225 единиц) и неактивный (до 275 единиц) боезапас.

Высшим органом управления атомными подлодками с баллистическими ракетами является штаб обороны, который во взаимодействии с оперативным стратегическим командованием вооруженных сил США и органами управления организует планирование боевого применения СЯС, оформление решения премьер-министра о применении ядерного оружия и доведение приказов на пуск ракет. Непосредственное управление действиями стратегических подводных крейсеров на боевом патрулировании, в районах боевой подготовки и на переходах осуществляет командующий флотом ВМС Великобритании. Пусковые приказы (сигналы) и коды на разблокировку ядерного оружия передаются на ПЛАРБ с использованием национальной системы боевого управления и связи.

Перспективы развития СЯС военно-политическое руководство Великобритании видит в поддержании до 2020 года в боеготовом состоянии четырех ПЛАРБ типа Vanguard и ракет Trident-2. Продление же сроков их эксплуатации признано нецелесообразным.

В связи с этим несколько лет назад начата концептуальная разработка проекта перспективной ПЛАРБ, причем изначально предусматривалось обеспечить ее максимальную унификацию с находящимися в боевом составе подводными лодками.

Еще в мае 2012 года в СМИ Соединенного Королевства появилась информация о том, что министерство обороны Великобритании заключило с компаниями BAE Systems, Babcock и Rolls-Royce контракты общей стоимостью

£347 млн на проектирование ПЛАРБ нового поколения. Этому проекту присвоено наименование Successor.

Основной контракт достался компании BAE Systems (£328 млн). Babcock, участвующая в разработке вспомогательного оборудования, получит £15 млн, а компания Rolls-Royce, которой поручена разработка ядерного реактора, — £4 млн. Предполагается строительство четырех лодок типа Successor с вводом в строй головной ПЛАРБ в 2028 году.

Ракетное вооружение атомной подлодки с баллистическими ракетами Successor будет соответствовать оснащению американских перспективных атомных ракетных подводных лодок. Каждая новая британская ПЛАРБ будет иметь 16 ракет класса Trident-2 D-5 Life Extension. По другим данным, каждая ПЛАРБ Successor Submarine будет иметь разрабатываемый совместно с США ракетный отсек Common Missile Compartment с 12 ракетными шахтами, однако при этом каждая британская лодка будет штатно нести лишь по восемь баллистических ракет Trident-2 D-5 Life Extension с суммарно не более чем 40 боеголовками.

Проект ПЛАРБ основывается на разработках так называемой Derived Submarine — полностью нового проекта атомной подводной лодки, использующей лишь некоторые наработки со строящейся АПЛ типа Astute. Подлодка будет оснащена водоводяным реактором нового поколения PWR-3. Отличительными чертами архитектуры новой ПЛАРБ будет использование Х-образных рулей, а также ограждение выдвижных устройств новой обтекаемой формы.

Полное водоизмещение ПЛАРБ Successor составит около 17 тыс. тонн.

Таким образом, обновление британской ядерной программы свидетельствует о том, что руководство Туманного Альбиона по-прежнему убеждено в том, что собственное ядерное оружие гарантирует Великобритании сохранение максимальной гибкости в способности адекватно реагировать на неясные угрозы, которые могут возникнуть в будущем.

Английские ракеты "Поларис А-3ТК" морского базирования (всего 64 единицы) имеют дальность 4600 км и. оснащены тремя ядерными боеголовками каждая. Французские баллистические ракеты средней дальности наземного базирования S-2 и S-3 (всего 18 единиц) имеют дальность 3700 км, а баллистические ракеты подводных лодок М-20 (всего 80 единиц) обладают дальностью 3200 км. Входящие в состав ядерного потенциала двух западно-европейских держав английские самолеты "Вулкан" (всего 55 машин) имеют радиус действия 4800 км, а французские самолеты "Мираж-IV" (всего 46) - 1600 км.

Сейчас потенциал обеих западноевропейских ядерных держав форсированно модернизируется за счет оснащения ракет большим числом боеголовок Так, в Великобритании на ракетах "Поларис" вместо трех устанавливается шесть боеголовок (а после замены "Поларисов" "Трайдентами" будет 8 - 14 боеголовок).

Во Франции планируется заменить ракеты с моноблочными головными частями на ракеты с семью боеголовками; имеется в виду к 1990 г. довести количество атомных подводных ракетоносцев до семи (сейчас - 5). Если вести счет по боеголовкам, то ракеты Англии и Франции могут поднять за один раз в настоящее время 340 ядерных зарядов, к 1985 г. - около 600 зарядов мощностью свыше 130 мт, а к 1990 г. - почти 1200 зарядов мощностью до 170 мт. Таким образом, в результате модернизации английских и французских ядерных средств арсенал обеих держав по числу ядерных боеприпасов, поднимаемых за один раз, к 1990 г. увеличится более чем в 3 раза по сравнению с настоящим временем.

Известно также, что американские баллистические ракеты "Трайдент-2", которыми правительство М. Тэтчер планирует вооружить английские подводные ракетоносцы, будут обладать практически теми же боевыми возможностями, что и современные межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования "MX", то есть будут являться оружием первого удара. Одна только Англия будет иметь тогда около 900 высокоточных боеголовок.

С военной точки зрения предназначение, боевые возможности и способности таких ракет должны быть понятны каждому трезвомыслящему человеку: они смогут достигать объекты на всю глубину СССР.

Что касается тезиса западной пропаганды о так называемой "слабости" ядерного потенциала Франции и Англии, то в свете приведенных выше фактических данных можно еще раз подчеркнуть, что он от начала и до конца является ложным. По своему содержанию английский и французский ядерные потенциалы в целом и их главная составная часть - ракеты - являются достаточно мощными и нацеленными в сторону СССР и других социалистических стран. Причем только 192 нацеленные на СССР ядерные боеголовки, которые имеются сейчас на английских ракетах "Поларис", могут вызвать взрыв в 3000 раз более мощный, чем это имело место в 1945 г. в Хиросиме.

Таким образом, Советскому Союзу противостоит в Западной Европе, помимо американских средств передового базирования, внушительный арсенал ядерного оружия Франции и Англии, который продолжает непрерывно модернизироваться и который никак нельзя не учитывать при подсчете общего баланса сил в Европе.

Николя Саркози вернул Францию в НАТО и добился ключевых позиций для французов в сфере оборонного планирования.
Фото Reuters

Военно-политическое руководство НАТО уделяет особое внимание повышению роли и места ядерного оружия в ядерном сдерживании вероятных противников и обеспечении безопасности союзников. Ядерное планирование осуществляет Группа ядерного планирования НАТО под руководством ОСК ВС США, позволяя американцам находить возможность для маневра в аспекте требований СНВ. В Стратегической концепции НАТО определено: «Пока существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным альянсом».

Так и напрашивается ответное заявление натовцам: «Пока НАТО будет ядерным альянсом, в России будет существовать ядерное оружие». При этом российские чиновники и различные прорабы «перезагрузки», стремясь подчеркнуть якобы миролюбивый характер Североатлантического союза, с удовлетворением комментируют такое положение документа: «Руководство альянса полно решимости добиваться более безопасного мира и создания условий для мира без ядерного оружия в соответствии с целями ДНЯО».

В то же время осталось не замеченным и недооцененным российской стороной содержание статьи 18 Стратегической концепции: «Основной гарантией безопасности союзников являются стратегические ядерные силы альянса, в особенности те, которые принадлежат США, а также независимые ядерные силы Великобритании и Франции, которые обладают собственной сдерживающей ролью, вносят вклад в общее сдерживание и безопасность союзников».

У РОССИИ НЕТ ЯДЕРНЫХ СОЮЗНИКОВ

Таким образом, впервые заявлено о наличии в составе ОВС НАТО стратегических ядерных сил альянса, основу которых составляют ядерные силы США, включающие стратегические наступательные силы (СНС) и тактические ядерные силы в Европе, оснащенные американским ядерным оружием. Следует отметить, что так называемая независимость стратегических ядерных сил (СЯС) Великобритании и Франции, находящихся в составе альянса, представляется весьма условной.

Анализ информационных материалов показывает, что в составе НАТО функционируют стратегические ядерные силы альянса (США–Великобритания–Франция) с элементами объединенного ядерного планирования, едиными формами и способами боевого применения ядерных сил, адаптированной системой управления войсками и ядерным оружием и некоторыми общими объектами инфраструктуры системы связи, с отработкой согласованных задач сдерживания и ядерного поражения условных противников в ходе стратегических учений на едином оперативно-стратегическом фоне.

Уместно подчеркнуть, что организацию планирования глобальных (ядерных) операций, в том числе на европейском ТВД, осуществляет Объединенное стратегического командование (ОСК) ВС США. Кроме того, развивается военно-техническое сотрудничество США и Великобритании в области СНВ, что связано с грубыми нарушениями Договора о СНВ и Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ). Просматривается также не регламентированное этим договором военно-техническое сотрудничество США с Францией в области СНВ, которое на момент подписания Договора о СНВ, американской стороной заявлено не было.

Таким образом, американцы приобретают благоприятные условия для «безболезненного» сокращения своих СНВ до уровня 1550 боезарядов и ниже. Это вполне объяснимо, так как перечень объектов вероятного противника и состав ядерных средств для их поражения ежегодно уточняется при целераспределении в ходе совместного ядерного планирования в ОСК ВС США. При этом учитываются предназначение, задачи, боевые возможности и перспективы развития СЯС Великобритании, Франции и тактического ядерного оружия США в Европе.

Таких возможностей у Российской Федерации нет, поскольку мы не имеем ядерных союзников. И как реальный прогнозируемый результат – существенное ядерное превосходство ядерных сил США, Великобритании и Франции, объединенных в составе ОВС НАТО.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТРИАДА С НЕИЗВЕСТНЫМ ЧИСЛОМ

Главная особенность СНС США заключается в том, что нет ясности в их количественном составе, хотя имеются некоторые официальные документы и по линии внешнеполитических ведомств состоялся обмен данными по СНВ (проведено по 8 инспекций из 18 разрешенных). Сделаны очередные заявления об открытости, транспарентности и прозрачности в реализации сторонами договорных обязательств.

Тем не менее в органах управления РФ, структурах ОПК и различных организациях, занимающихся ракетно-ядерной проблематикой, одновременно циркулируют цифровые показатели по оперативно-развернутым боезарядам, отличающиеся в разы. Так, в одних официальных документах приведены 917 носителей и 5125 ядерных боезарядов для варианта типовой комплектации носителей. В других документах показано 8114 ядерных боезарядов, но уже для варианта максимальной комплектации.

Приходится в очередной раз напомнить, что вышеупомянутые варианты комплектации платформ головных частей МБР типа «Минитмэн-3» и БРПЛ «Трайдент-2» появились в результате грубых нарушений американцами положений Договора о СНВ-1 при демонстрации российским инспекторам заявленного количества боеголовок, установленных на ракетах. Таким образом, получается, что на момент завершения действия Договора о СНВ-1 (5 декабря 2009 года) истинное количество ядерных боезарядов в СНС США не было известно.

Так, согласно положениям Договора о СНВ-1 стороны должны были выйти на уровень до 6000 ядерных боезарядов, что и подтверждено обменом данных по СНВ, произведенным по линии Национальных центров уменьшения ядерной опасности (НЦУЯО) РФ и США. Между тем после вступления Договора о СНВ в силу (5 февраля 2011 года) Госдеп США и МИД РФ почти одновременно опубликовали таблицу с очередными официальными данными по составу СНВ, в которой по СНС США была заявлена уже цифра в 1800 ядерных боезарядов. Однако и она не отражает реального состояния, поскольку составлена на основе так называемых условных подсчетов ядерных боезарядов на стратегических бомбардировщиках.

Возникает вопрос: неужели к 5 февраля 2011 года американцы добровольно сократили количество ядерных боезарядов более чем в 3,5 раза? Если верить цифре 1800 единиц, то американцы для выхода на уровень 1550 ядерных боезарядов ежегодно должны снимать по 36 ядерных боеприпасов. Более того, оказывается, что американская сторона досрочно выполнила положения Договора СНП по сокращению ядерных боезарядов до 31 декабря 2012 года на уровень 1700–2200 единиц. Почему же до сих пор российская и мировая общественность не информированы о столь значительных успехах «перезагрузки» и реализации инициатив президента Барака Обамы по продвижению США к безъядерному миру?

Второй особенностью СНС США является создание новой стратегической триады, представляющей собой оперативное и организационно-техническое объединение стратегических наступательных, оборонительных сил и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей поддержание вооружения и военной техники в готовности к боевому применению. По взглядам военно-политического руководства США, это обеспечит существенное сокращение сроков принятия и реализации президентом США решений на ответные действия при внезапном воздушно-космическом нападении вероятного противника. При этом часть задач по поражению критически важных и стратегических объектов вероятного противника будет возложена на обычные средства поражения (крылатые ракеты, различные виды ВТО, стратегические бомбардировщики, МБР и БРПЛ в неядерном оснащении) и будет запланирована ядерным союзникам США.

Третьей особенностью СНС США является завершение масштабных программ по модернизации всех компонентов ядерной триады. Так, в наземной компоненте СНС американцы завершили замену всех твердотопливных двигателей и жидкостной ступени разведения на МБР типа «Минитмэн-3», что обеспечивает поддержание группировки МБР до 2030 года. Сообщалось, что американский ОПК смог реализовать способ перезаливки ракетных ступеней новым твердым топливом. К 2018 году в боевом составе будет находиться 420 МБР с моноблочными ГЧ, т.е. в год будет сниматься по чеыре ракеты. Предусматривается начать НИОКР по разработке новой МБР. Важно подчеркнуть также, что доработки, проведенные на пунктах управления пуском МБР, позволили сократить время переприцеливания ракет (на одну ПУ) по неплановым целям до 15 минут.

В морской компоненте все ПЛАРБ остаются в боевом составе до 2020 года. В рамках реализации Договора о СНВ планируется сократить количество пусковых установок БРПЛ с 24 до 20 на одну ПЛАРБ и иметь не более 240 ракет на боевом дежурстве. Работы по продлению эксплуатационного ресурса ракет не ведутся, поскольку ставка сделана на закупки новых БРПЛ «Трайдент-2». Уместно напомнить, что эта ракета прошла летно-конструкторские испытания с 12 боевыми блоками. Предполагается часть ракет оснастить высокоточными управляемыми неядерными боеголовками. Однако окончательного решения Конгресс США на финансирование этих работ не принял, поскольку Пентагоном не представлено убедительных доказательств по исключению ядерных инцидентов, связанных с идентификацией Россией и Китаем стартов американских ядерных и неядерных БРПЛ. Будут продолжены также НИОКР по новой ПЛАРБ.

В авиационной компоненте для действий в ядерном варианте сохраняется часть стратегических бомбардировщиков В-52Н и В-2А в количестве 60 единиц. Очередной раз заявлено, что все бомбардировщики В-1В переориентируются для решения неядерных задач. При этом обеспечивается техническая возможность обратного их переоснащения под носители ядерного оружия, что означает создание возвратного ядерного потенциала. Предполагается ликвидировать часть СБ В-52Н ранних сроков изготовления. Планируется поддерживать существующий парк СБ до 2040 года с началом разработки нового СБ в конце текущего года.

Следует отметить, что выполнение договорных обязательств в СНС США осуществляется путем разгрузки платформ ГЧ ракет, вывода из эксплуатации части МБР и БРПЛ и создания возвратного потенциала по ракетам и головным частям. Кроме того, в рамках реализации оперативно-стратегической концепции «Глобальный удар» планируется принятие на вооружение МБР и БРПЛ с неядерными головными частями и принципиально новыми видами боевого оснащения. Для компенсации сокращения количества собственных оперативно-развернутых ядерных боезарядов американцы предусматривают задействовать потенциал своих ядерных союзников по НАТО.

Особую значимость для НАТО приобретает совместное ядерное планирование США и их союзников. Принципы планирования общеизвестны: согласование руководящих документов по ядерному планированию; выбор объектов поражения; разработка данных для прицеливания; распределение целей между носителями и боезарядами с учетом их тактико-технических характеристик и сокращения боевого состава СНС США в связи с выполнением договорных обязательств; выбор и согласование баллистической трассы полета носителей через территорию других государств; формирование и учет предложений командующих на ТВД по поражению объектов тактическим ядерным оружием; передача и ввод данных боевого применения в системы управления носителей ядерного оружия; определение вариантов применения ядерных сил; оценка выбранных вариантов на реализуемость, организация взаимодействия, обеспечения и управления; оформление, согласование и утверждение планирующих документов; сокращение сроков планирования и автоматизация процессов переприцеливания носителей на неплановые или вновь выявленные объекты поражения.

ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Военно-политическое руководство Великобритании с участием США выполняет программные положения Белой книги («Оценка состояния и перспектив развития стратегических ядерных сил Великобритании на долгосрочный период»). В документе отмечается, что «СЯС Великобритании предназначены для сдерживания агрессора от нанесения ущерба британским интересам и усиления эффективности воздействия союзных ядерных сил, что укрепит безопасность страны и ее союзников по НАТО».

Как известно, СЯС Великобритании представлены эскадрой подводных лодок, в составе которой 4 ПЛАРБ типа «Вэнгард», оснащенных американскими БРПЛ «Трайдент-2» (16 ПУ БРПЛ с РГЧ ИН, способных нести до 8 боеголовок мощностью 0,1–0,15 Мт и имеющих дальность стрельбы 9 тыс. км). Реальное количество загруженных ракет – 12, боеголовок на ракетах ПЛАРБ, ведущих боевое патрулирование, составляет не более 4 единиц.

Особенностью британских СЯС является наличие трех комплектов вооружений на четыре подлодки и возможность дозагрузки ПЛАРБ ракетами и боеголовками, что создает благоприятные условия для создания возвратного ракетно-ядерного потенциала, предназначенного для наращивания боевых возможностей британских МСЯС и компенсации сокращения ядерных боезарядов СНС США в ходе выполнения американцами своих договорных обязательств.

Что касается перспектив развития британских СЯС, то в Белой книге подчеркивается: «Правительство решило участвовать в американской программе продления срока эксплуатации ракет «Трайдент-2», что позволит сохранить эти ракеты на вооружении британских ядерных сил до 2040 года. Будет продолжено сотрудничество с США по обслуживанию этих БРПЛ на американской ВМБ Кингс-Бей. США гарантируют, что любые ракетные системы, разрабатываемые на замену «Трайдент-2», будут совместимы с системой боевого управления пуском новых британских ПЛАРБ или могут быть дооборудованы. Решение по замене или модернизации боеголовок должен принять британский парламент».

Следует отметить, что выполнение американцами этого положения связано с нарушением Договора о СНВ, однако это сейчас считается мелочью. Так, соответствующая статья ХIII Договора о СНВ гласит: «Стороны не передают третьим сторонам стратегические наступательные вооружения, подпадающие под действие настоящего Договора. Настоящее положение не распространяется на какую бы то ни было существующую на момент подписания настоящего Договора практику сотрудничества, включая обязательства в области СНВ между одной из сторон и третьим государством».

Необходимо подчеркнуть, что вышеупомянутая практика сотрудничества США и Великобритании заключается только в приеме-передаче ракет, что подтверждается специальным Согласованным заявлением сторон от 1991 года, которое американцами постоянно нарушалось в рамках предыдущего Договора о СНВ-1, поскольку сотрудничество этих государств не ограничивается только приемом-передачей БРПЛ «Трайдент-2». Это подтверждается заявлениями МИДа РФ.

Также одной из ущербных статей Договора о СНВ является пункт 7 Раздела II Протокола: «Уведомление, предоставляемое не позднее чем через 5 дней после завершения передачи БРПЛ третьему государству или получения БРПЛ от третьего государства в соответствии с существующей практикой сотрудничества». Представляется абсурдным, что Россия будет передавать свои морские стратегические ракеты какому-то третьему государству (у самих дефицит). Легко догадаться, что речь идет о сотрудничестве США и Великобритании по передаче-приему БРПЛ «Трайдент-2» в интересах поддержания и развития британских МСЯС, причем в ущерб безопасности РФ. При этом состав, содержание и границы сотрудничества США и Великобритании в области СНВ в Договоре не определены. Кроме того, постоянно замалчивается нарушение военно-политическим руководством США и Великобритании режима контроля за ракетными технологиями.

Результаты анализа информационных материалов свидетельствуют о новых направлениях их сотрудничества: согласование оперативных планов применения ядерных сил; обмен информацией о состоянии и перспективах развития ракетно-ядерных программ ведущих зарубежных государств; поддержание и развитие объектов системы боевого управления и связи, находящихся в Великобритании; планирование и совместное участие стратегических ядерных сил в различных мероприятиях оперативной и боевой подготовки; увеличение состава американских специалистов, занимающихся проведением стыковок различных систем американских БРПЛ с британскими ядерными боеголовками и ПЛАРБ.

В США разработку планов боевого применения ядерных сил осуществляет ОСК ВС США. Боевое применение британских СЯС предусмотрено во взаимодействии с СНС США: они включены в американскую систему ядерного планирования. Решение на применение ядерного оружия принимает премьер-министр Великобритании, оно может также согласовываться с президентом США. Вместе с тем в Белой книге отмечается, что боевое применение британских СЯС предполагает и независимость от США.

Американо-британское сотрудничество в области СНВ процветает, чему в значительной степени способствуют недостатки Договора о СНВ, которые оказались незамеченными в ходе ратификации Договора в Госдуме РФ.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В НАТО ФРАНЦИИ

Стратегические ядерные силы Франции включают морскую и воздушную компоненты. В составе морской компоненты находится 4 ПЛАРБ по 16 БРПЛ типа М-45 на каждой, в том числе одна лодка уже перевооружена на БРПЛ М-51. Всего 48 БРПЛ с 288 ядерными боезарядами. Перспективы развития морской компоненты направлены на поддержание группировки ПЛАРБ и БРПЛ с проведением НИОКР. До 2017 года планируется перевооружение всех подлодок на ракеты типа М-51. Необходимо также отметить, что в морской компоненте Франции на четыре ПЛАРБ содержится три комплекта вооружений.

Воздушный компонент предназначен для решения оперативно-стратегических и стратегических задач. Он включает 72 самолета-носителя с 52 управляемыми ракетами ASMP-А и 20-ю УР ASMP с ядерными зарядами. К 2019 году планируется завершение вывода из боевого состава ВВС истребителей «Мираж» 2000N и их замена самолетами «Рафаль» с УР ASMP-А, а также строительство нового авианосца. Следует отметить, что самолеты-носители предназначены для выполнения боевых задач с дозаправкой в воздухе и имеют значительную дальность боевого применения. Кстати, военное руководство Франции относит авиационный компонент к стратегическим ядерным силам.

Важно отметить, что на момент подписания Договора о СНВ какого-либо сотрудничества, включая обязательства в области СНВ между США и Францией, американцами не было заявлено. Поэтому данное обстоятельство должно постоянно подвергаться мониторингу и любые факты военно-технического сотрудничества США и Франции в области СНВ должны квалифицироваться как грубые нарушения Договора о СНВ.

Между тем возможность осуществления такого сотрудничества уже обозначилась. Так, в речи президента Франции Николя Саркози на Международной конференции по безопасности в Мюнхене (2009) было заявлено: «Я привержен дружбе с США – дружбе независимых и уважающих друг друга союзников. Франция сохранит ядерные силы устрашения наряду с англичанами, с которыми мы хотим работать рука об руку. Можно ли представить себе, чтобы две единственные ядерные державы Европы не работали вместе? Это поставит вопрос о взаимодополняемости двух ядерных держав. Поэтому Франция останется ядерной державой».

Можно привести и последние заявления президента Франции, где он с удовлетворением подчеркивает вступление государства в военную организацию НАТО. Между тем анализ зарубежных источников свидетельствуют, что США издавна оказывали помощь Франции по вопросам проектирования баллистических ракет и обеспечения технической безопасности ядерных материалов. Франция, в свою очередь, предоставляла США разнообразную информацию по результатам ядерных испытаний.

Согласно положениям ядерной доктрины Франции боевое применение ядерных сил осуществляется самостоятельно. При необходимости оно будет согласовываться с боевым применением союзников по НАТО, однако этот вопрос требует дополнительных исследований.

Между США и Францией действует «Меморандум о достижении соглашения по сотрудничеству в области обеспечения ядерной безопасности и защиты от несанкционированного доступа». В документе имеется раздел «Контроль за состоянием ядерного арсенала», который регламентирует сотрудничество в области теоретических, численных и экспериментальных методов моделирования, а раздел «Ядерная техническая безопасность и защита от несанкционированного доступа» определяет порядок обмена информацией по конструкции ядерных вооружений, исследованиям, разработке, испытаниям, изготовлению, транспортировке и демонтажу компонентов из ядерных и взрывчатых материалов. В рамках меморандума действует также соглашение «Долгосрочное участие технического персонала в совместных проектах и взаимное посещение объектов».

В условиях действия Договора о СНВ ущербным для российской стороны является развертывание трехстороннего сотрудничества США со своими ядерными союзниками. По информации специалистов, известно, что в обход Договора о СНВ одно из государств является посредником в передаче ракетно-ядерной информации между двумя другими. Отмечаются тенденции по увеличению информационного обмена в части, касающейся ядерной проблематики. Подчеркивается, что после подписания этого Договора ядерное сотрудничество США, Великобритании и Франции сосредоточилось на анализе и оценке состояния ядерных арсеналов и выработке мер по продлению сроков эксплуатации ядерных боеприпасов без проведения натурных ядерных испытаний.

Приводятся также сведения, что Франция значительно продвинулась в области компьютерного моделирования процессов испытания ядерных боеприпасов для подтверждения их надежности и безопасности, опередив другие ядерные державы. Это исключительно важно, поскольку в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, во всех ядерных державах обозначилась проблема подтверждения надежности и безопасности эксплуатации ядерных боеприпасов. Подчеркивается, что сведения из области ядерных оружейных программ трех ядерных держав могут быть сведены в единую базу данных.

Кроме того, Великобритания и Франция в ноябре 2010 года заключили так называемое историческое соглашение о сотрудничестве в военной области. Применительно к СНВ оно предусматривает взаимодействие по поддержанию ядерных арсеналов и создание до 2015 года двух исследовательских центров – на базе действующего британского ядерного комплекса в Олдермастоне и во французском Вальдеке. В первом из них будут проводиться исследования, во втором – моделироваться ядерные испытания, что особенно актуально в условиях действия Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Также Франция и Великобритания планируют совместную разработку технологий для атомных подводных лодок, которая пока не будет касаться силовых установок и ядерных вооружений, однако охватит все остальные компоненты и виды снаряжения. Отмечается также, что оба государства будут самостоятельно контролировать свои ядерные силы, хотя не исключается сотрудничество стран в области разработки конкретных видов СНВ. Сообщается также, что планируется поочередное задействование авианосцев для базирования самолетов – носителей ядерного оружия. При этом дальность их применения по объектам вероятного противника может достигать до тысячи километров от района развертывания авианосной группировки.

Уместно привести авторитетное и убедительное заявление генерального конструктора Московского института теплотехники академика Юрия Семеновича Соломонова: «Последнее решение, которое принято правительствами Англии и Франции, говорит о сближении в области стратегического оружия и создании совместных производств».

ЯДЕРНОЕ СУММИРОВАНИЕ НЕ В ПОЛЬЗУ РОССИИ

В заключение данной статьи уместно напомнить, что 5 февраля 2012 года исполняется годовщина вступления Договора о СНВ в силу. Особую озабоченность России должно вызывать эффективное военно-техническое сотрудничество США и Великобритании, которое вышло за рамки Договора о СНВ, а также заключение между Великобританией и Францией договора по военно-техническому сотрудничеству в области поддержания и развития ядерно-оружейного комплекса.

Великобритания, Франция и Китай и не думают подключаться к Договору о СНВ, а российско-американские инициативы по глобализации Договора о РСМД так и не нашли поддержки в мире, налицо также неконтролируемое распространение ракетных технологий.

В настоящее время США и НАТО периодически заявляют о необходимости начала переговоров с Россией по сокращению ТЯО (НСЯО). Безусловно, началу таких переговоров должен предшествовать вывод американского ядерного оружия на континентальную часть США или беспроигрышный размен в решении проблем ЕвроПРО с участием России.

Тактические ядерные силы альянса включают около 200 ядерных авиабомб типа В-61, которые размещены на авиабазах в хранилищах на территории Германии, Италии, Бельгии, Голландии и Турции. На территории новых членов альянса давно ведутся работы по подготовке объектов инфраструктуры для постоянного базирования самолетов – носителей ЯО (Зокняй, Литва; Лиерварде, Латвия; Эмари, Эстония). Натовцами заявлено о планах развертывания на этих авиабазах американских ударных беспилотных летательных аппаратов, которые представляют серьезную угрозу объектам СЯС ВС РФ. Между тем существуют серьезные проблемы в обеспечении надежной охраны и обороны хранилищ с ЯО, их ядерной и пожаровзрывобезопасности, защиты от террористических атак, угрозы возникновения техногенных аварий, что вызывает негативное отношение руководителей и общественности этих государств.

Планирование боевого применения СНС США с учетом СЯС Великобритании, а в перспективе в полном объеме и Франции, обеспечивает американцам элементарный выход к 2018 году на уровень 1550 боезарядов и ниже. В ходе сокращения СНС США запланированные для поражения ими объекты вероятного противника могут быть переназначены для СЯС Великобритании и Франции в плановом порядке, что технически вполне реализуемо. Кроме того, США и их союзники имеют значительный возвратный потенциал по ракетам и ядерным боезарядам, что обеспечивает наращивание боевых возможностей ядерных сил при возникновении форс-мажорных обстоятельств в мире.

В боевом составе СЯС Великобритании и Франции планируется содержать 464 и 288 ядерных боезарядов соответственно. Легко вычислить, что суммарный ядерный потенциал США и их союзников по блоку НАТО к 5 февраля 2018 года составит около 2300 ядерных боезарядов. Это без учета 200 единиц тактического ядерного оружия США в Европе, в пределах досягаемости которых находится значительное количество критически важных и стратегических объектов России и Белоруссии. А если суммировать еще возвратный ядерный потенциал стратегических ядерных сил США, Великобритании и Франции, то это стратегическое превосходство будет весьма значительным.

С началом нынешнего десятилетия в кабинете министров Великобритании, возглавляемом консерватором Дэвидом Кэмероном, идут острые дебаты в отношении выработки новых подходов к ядерной политике, которая наиболее полно удовлетворяла бы интересы национальной безопасности при минимизации затрат на поддержание и развитие британских ядерных сил. Представляется интересным проанализировать факторы, определяющие ядерную политику Великобритании, и оценить ее ядерную доктрину, структуру ядерных сил и программу их модернизации.

Факторы

С самого начала ядерная политика Великобритании опиралась на два тесно связанных фактора: интересы национальной безопасности и настойчивое стремление руководства страны сохранить широкое международное влияние. При этом поддержание баланса между независимостью проводимой Лондоном ядерной политики и взаимозависимыми англо-американскими отношениями стало определяющей и характерной для Соединенного Королевства чертой его позиции в качестве ядерной державы.

Здесь следует заметить, что уникальное англо-американское сотрудничество в ядерной области налаживалось не без трений. Начало этому сотрудничеству было положено подписанием президентом США Франклином Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем 19 августа 1943 года в городе Квебеке (Канада) секретного соглашения о сотрудничестве двух стран в создании ядерного оружия. Это соглашение позволило британским ученым принять непосредственное участие в реализации начатого в США в 1942 году так называемого Манхэттенского проекта (программа создания ядерного оружия).

После окончания Второй мировой войны на состоявшейся в ноябре 1945-го вашингтонской встрече руководителей США, Великобритании и Канады, на которой обсуждалась идея установления международного контроля над атомной энергией с последующей передачей этой проблематики в ООН, США и Великобритания подписали секретный меморандум о полном и эффективном сотрудничестве в ядерной области.

Однако вскоре американцы спохватились и дезавуировали эту договоренность, а летом 1946-го конгресс США принял Закон об атомной энергии (закон Макмагона), вступивший в силу 1 января 1947 года, который установил запрет на передачу информации по атомной энергии кому бы то ни было.

Этот шаг Вашингтона, расцененный Лондоном как недружественный, вынудил британское правительство во главе с лейбористом Клементом Эттли принять в январе 1947 года решение о создании национального ядерного оружия. Куратором программы создания национального ядерного оружия (проект «Исследования взрывов большой мощности») был назначен известный британский ученый-физик Уильям Пенни, а сам атомный проект реализовался под контролем специально созданного Агентства по исследованиям в области ядерной энергии (в 1954-м переименовано в Агентство ядерной энергии Великобритании – UKAEA). Первоначально работы по созданию ядерного оружия велись в городе Форт-Хэлстиде, а с 1950 года – в Олдермастоне и Бергфилде (оба города в графстве Беркшир).

Возобновлению прерванного ядерного сотрудничества между Великобританией и США способствовало подписанное ими в 1955 году Соглашение о сотрудничестве в области информации по атомной тематике для взаимных целей обороны . Но это соглашение носило локальный характер, поскольку оно находилось под воздействием закона Макмагона и рассматривалось британцами как ущербное и малоэффективное.

Лишь после того как в начале 1958-го по инициативе администрации президента США Дуайта Эйзенхауэра конгресс внес изменения в закон Макмагона, которые сняли ограничения в отношении ядерного сотрудничества США с Великобританией, появилась возможность для беспрецедентного расширения и углубления сотрудничества этих стран в ядерной области. В этом же году было разработано и подписано новое Соглашение между США и Великобританией о взаимной обороне.

Дальнейшее развитие англо-американское сотрудничество в сфере ядерных вооружений получило после достигнутых в декабре 1962 года в городе Ниссау (Багамские острова) договоренностей президента США Джона Кеннеди и премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана о передаче Соединенными Штатами Великобритании баллистических ракет морского базирования «Поларис» для оснащения ими британских атомных подводных лодок класса «Резолюшн».

При этом было обусловлено, что британцы будут разрабатывать собственные ядерные боеголовки для этих ракет в сотрудничестве с американцами. Взамен Вашингтон получил право создать базу для подводных лодок в Холи-Лох (Шотландия), а также пользоваться британскими военными базами, расположенными в различных регионах земного шара (например на острове Диего-Гарсия в Индийском океане).

Практика оснащения британских ПЛАРБ американскими БРПЛ была закреплена англо-американским соглашением 1979 года , которое предусмотрело поставку Соединенными Штатами Великобритании баллистических ракет морского базирования «Трайдент-2» для оснащения ими новых британских ПЛАРБ класса «Вэнгард». Причем переданные Соединенному Королевству ракеты «Трайдент-2» являются частью общего с США ракетного пула и проходят техобслуживание на базе ВМС США «Кингс Бэй» (штат Джорджия).

В ноябре 2010 года Великобритания расширила свое ядерное сотрудничество, подписав с Францией двусторонние соглашения об обороне и сотрудничестве в ядерной сфере.

Ко всему сказанному выше необходимо добавить следующее. Хотя Великобритания и сохраняет статус независимой ядерной державы, она привязана к вопросам применения ядерного оружия через Группу ядерного планирования НАТО, а ее ядерные силы включены в американский оперативный план поражения стратегических целей (OPLAN) . Это также оказывает существенное влияние на формирование ядерной политики Великобритании.

Доктрина и структура

В своей ядерной доктрине Великобритания придерживается принципа осуществления минимального ядерного сдерживания с возможностью избирательного применения ядерного оружия в рамках так называемой субстратегической боевой задачи . В лексиконе британского военно-политического руководства даже появилось специальное понятие «субстратегический удар», было дано и его пояснение: «Субстратегический удар представляет собой ограниченное и исключительно выборочное применение ядерного оружия.

Такой удар уступает стратегическому, но уровень его мощности достаточен, чтобы убедить недооценившего нашу решимость и напавшего на нас агрессора, что ему следует прекратить агрессию и отступить, или он предстанет перед перспективой опустошительного ядерного удара».

Возможность осуществления субстратегического удара британские морские стратегические ядерные силы (МСЯС) обрели после реализации в 90-х годах второго этапа их модернизации с переоснащением на ракетную систему «Трайдент-2». Принятие на вооружение этой ракетной системы, обладающей высокой точностью (КВО составляет ~170 метров), позволило перейти от ранее существовавшей концепции массированного ядерного удара по городам (противоценностный удар) к более гибкому многовариантному применению ядерных сил.

Ныне силы ядерного сдерживания Великобритании состоят исключительно из морского компонента: четырех ПЛАРБ класса «Вэнгард», баллистических ракет морского базирования «Трайдент-2», боеголовок к ним и инфраструктуры поддержки.

Головная лодка «Вэнгард» введена в строй в 1994 году, вторая – в 1995-м, третья – в 1998-м, четвертая – в 2001-м. Установленный срок их службы составляет 30 лет. На каждой лодке имеется ракетный отсек с 16 пусковыми шахтами. Эти ПЛ входят в состав 1-й эскадры атомных ракетных подводных лодок, приписанной к военно-морской базе «Клайд» (Шотландия).

Британцы приобрели у американцев в общей сложности 58 ракет «Трайдент-2» , но для оперативного развертывания выделяется боекомплект из 48 штук. Номинально на каждой может размещаться до восьми ядерных боеголовок, однако еще на этапе выработки Лондоном решения о принятии на вооружение ракетной системы «Трайдент-2» было определено, что количество боеголовок на ракете не превысит шести.

В настоящее время на каждую развернутую ракету устанавливается не более трех боеголовок, а ракеты, предназначенные для нанесения субстратегического удара, оснащаются одной боеголовкой, которая может иметь пониженную взрывную мощность . Максимальная дальность стрельбы ракеты зависит от количества установленных на ней боеголовок и составляет с тремя боеголовками – до 10.500 километров, с одной боеголовкой – до 11.500 км.

На вооружении МСЯС Великобритании находятся ядерные боеголовки собственного производства . Но при этом корпуса их производятся в США (они идентичны корпусам американских боеголовок Mk4), а ядерные заряды изготовлены в Великобритании. По своим массогабаритным характеристикам эти ядерные заряды сходны с американским ядерным зарядом W76, которым снаряжались боеголовки БРПЛ «Трайдент-1». Их мощность – 100–150 килотонн, но предусмотрена возможность подрыва на пониженной мощности. По оценке, общие запасы ядерных боеголовок составляют порядка 500 единиц. В это количество входят активный (225 единиц) и неактивный (до 275 единиц) боезапас.

В соответствии со стратегией, известной как постоянное сдерживание со стороны моря, в каждый данный момент на боевом патрулировании в Северо-Восточной Атлантике находится одна британская ПЛАРБ . Вторая и третья ПЛАРБ могут выйти в море по тревоге. Однако в британских запасах нет достаточного количества ракет «Трайдент-2» для того, чтобы одновременно вооружить и четвертую ПЛАРБ. К тому же следует иметь в виду, что одна из четырех ПЛАРБ, как правило, находится на капитальном ремонте (его продолжительность может составлять от полутора до двух лет).

Ракеты, размещенные на ПЛАРБ, осуществляющие боевое патрулирование, вообще не нацелены на какой-либо определенный объект, а сроки уведомления об открытии огня измеряются сутками.

Программа усовершенствования

Впервые вопрос о третьем этапе модернизации британских МСЯС был поднят в декабре 2006 года тогдашним премьер-министром Великобритании Тони Блэром. Выступая в парламенте, он подчеркнул, что было бы неразумно и даже опасно для Британии отказаться от ядерного оружия как такового, и предложил парламентариям план, предусматривающий выделение в течение ближайших лет 14 миллиардов фунтов стерлингов на полное обновление носителей ядерного оружия – атомных подводных лодок. При этом Тони Блэр заметил, что не исключается вариант сокращения ПЛ с четырех до трех.

Более детальный план обновления МСЯС был обнародован в октябре 2010 года в опубликованном Министерством обороны новом «Стратегическом обзоре обороны и безопасности» (предыдущий аналогичный документ издан в 1998-м). В «Стратегическом обзоре» коалиционное правительство консерваторов и либеральных демократов подтвердило приверженность инициированному предыдущим лейбористским правительством курсу развития базирующихся на подводных лодках сил ядерного сдерживания. Предусматривается обновить существующую ракетную систему «Трайдент», заменив подводные лодки класса «Вэнгард» на новые и оснастив их модифицированными ракетами «Трайдент-2» (версия D5LE), разрабатываемыми в США.

В целях экономии финансовых ресурсов новые будут иметь меньший ракетный отсек, оборудованный 12 пусковыми шахтами, по сравнению с ракетным отсеком ПЛАРБ класса «Вэнгард», у которого 16 пусковых шахт. Причем при нормальных обстоятельствах функциональными будут лишь восемь пусковых шахт. Максимальное количество ядерных боеголовок, находящихся на каждой подлодке, сократится с 48 до 40 единиц. Это позволит уменьшить общее количество оперативно развертываемых боеголовок со 160 до 120, что в свою очередь понизит их активный запас с 225 до 180 единиц .

Оглашая результаты «Стратегического обзора», британский премьер-министр Дэвид Кэмерон сказал, что в свете текущего бюджетного кризиса правительство отложит принятие магистрального решения относительно подробных планов закупок, конструкции и числа подводных лодок примерно до 2016 года. Дело в том, что в 2015-м в Великобритании пройдут очередные всеобщие выборы, по результатам которых будет создано новое правительство.

Очевидно, что нынешнее правительство отложило принятие решения до 2016 года из-за опасений брать на себя ответственность за будущие расходы, обусловленные строительством новых ПЛАРБ. Как представляется, вопрос о модернизации МСЯС не станет ключевым на предстоящих всеобщих выборах, но он может оказать определенное влияние на настроение избирателей.

Возникшая пауза с принятием решения о начале строительства новых ПЛАРБ означает, что первая такая лодка будет введена в строй не ранее 2028 года, а может быть, и в 2029-м. Установленный же срок службы первой подлодки класса «Вэнгард» заканчивается в 2024 году. Следовательно, для сохранения действенности стратегии постоянного сдерживания со стороны моря, которой привержены британцы, придется продлевать на четыре-пять лет сроки службы ПЛАРБ класса «Вэнгард».

По оценке британского правительства, дополнительные затраты на содержание этих субмарин до 2028–2029 годов составят 1,2–1,4 млрд. фунтов стерлингов, а программа модернизации британских МСЯС будет стоить не менее 20 млрд. фунтов стерлингов (в ценах 2010 года).

Что касается существующих ядерных боеголовок, то они, как официально заявлено, могут оставаться на вооружении до конца 2030-х годов . Вместе с тем нельзя исключать, что при развертывании новых британских ПЛАРБ с оснащением их модифицированными ракетами «Трайдент-2» на эти ракеты будут устанавливаться ядерные боеголовки Mk4A – модернизированная версия, производимая в настоящее время в США для замены боеголовок Mk4. По мнению должностных лиц Министерств обороны Великобритании и США, модернизированные боеголовки Mk4A способны повысить эффективность британских МСЯС.

Теперь следует указать на одно обстоятельство, которое может существенно изменить изложенные выше планы модернизации ядерных сил Великобритании. Дело в том, что после опубликования «Стратегического обзора» имеющиеся в коалиционном правительстве разногласия между лидером консерваторов Дэвидом Кэмероном и главой Либерально-демократической партии Ником Клеггом (с мая 2010-го он является заместителем премьер-министра) в отношении подходов к модернизации ядерных сил не исчезли.

Это нашло отражение в совместном заявлении этих партийных лидеров, сделанном в мае 2011 года, в котором они объявили о проведении специального исследования альтернативных возможностей обновления ядерных сил, что позволит дать ответы на три следующих вопроса :
— есть ли надежная альтернатива сдерживанию, основанному на подводном стратегическом флоте;
— есть ли надежная альтернатива текущим планам модернизации ядерных сил, например использование многоцелевых ПЛА класса «Эстьют» с крылатыми ракетами в ядерном оснащении;
— есть ли альтернатива стратегии постоянного сдерживания со стороны моря.

В ходе исследования предусмотрено изучить вопросы выполнимости, стоимости, последствий для оборонно-промышленного комплекса и оценить возможные риски, связанные с альтернативными путями обновления ядерных сил.

Контракты

Несмотря на то, что к настоящему времени нет окончательного правительственного решения в отношении планов обновления британских ядерных сил, Министерство обороны Великобритании уже начало финансирование отдельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по конструированию ПЛАРБ нового поколения.

Так, известно, что в 2011 году Министерства обороны США и Великобритании совместно проплатили НИОКР по разработке унифицированного ракетного отсека CMC (Common Missile Compartment) для перспективных ПЛАРБ, которые заменят подводные лодки «Огайо» и «Вэнгард». При этом если для американской субмарины предусмотрено четыре модуля с четырьмя пусковыми шахтами для модифицированных ракет «Трайдент-2», то для британской – три таких модуля.

В мае 2012 года в СМИ Соединенного Королевства появилась информация о том, что Министерство обороны Великобритании заключило с компаниями BAE Systems, Babcock и Rolls-Royce контракты общей стоимостью 347 миллионов фунтов стерлингов на проектирование ПЛАРБ нового поколения (этому проекту присвоено наименование «Саксессор»).

Основной контракт достался компании BAE Systems (328 миллионов фунтов стерлингов). Babcock, участвующая в разработке вспомогательного оборудования, получит 15 миллионов фунтов стерлингов, а компания Rolls-Royce, которой поручена разработка ядерного реактора, – 4 миллиона фунтов стерлингов.

Вместе с тем сомнительно, что британцам удастся реализовать в намеченные сроки программу модернизации своих ядерных сил . Сделать это в условиях, когда, по оценке британского правительства, в оборонном бюджете Великобритании до 2020 года будет существовать «черная дыра» в 38 млрд. фунтов стерлингов, что составляет примерно годовой бюджет Министерства обороны, вряд ли представится возможным. Но, как говорится, поживем – увидим.

/Виктор Есин, генерал-полковник, профессор Академии военных наук РФ, vpk-news.ru /