Меню
Бесплатно
Главная  /  С чего начать планирование  /  Эксперт рассказал, как чертёж немецкого оружия оказался на памятнике Калашникову. С памятника калашникову уберут схему немецкой винтовки На памятнике калашникову нашли чертеж немецкой винтовки

Эксперт рассказал, как чертёж немецкого оружия оказался на памятнике Калашникову. С памятника калашникову уберут схему немецкой винтовки На памятнике калашникову нашли чертеж немецкой винтовки

На скульптурной композиции, посвященной советскому конструктору Михаилу Калашникову, нашли чертеж немецкой автоматической винтовки StG 44. На схему штурмовой винтовки Третьего рейха на барельефе обратил внимание в фейсбуке историк . «Только не говорите, что это они случайно. За такое надо бить, больно и прилюдно. Это мальчики-скульпторы, блин!», — гласит подпись к опубликованному фото.

Автомат StG 44 (Sturmgewehr 44, он же — MP 43/MP 44) был разработан конструктором Хуго Шмайссером во время Второй мировой войны. До 1945 года было изготовлено порядка 420 тыс. экземпляров.

«Пока у нас данных об ошибке нет. У нас изображено семь автоматов, восьмой автомат в руках у . Кроме того, у нас изображены слесарные и чертежные инструменты. Если же ошибка будет, мы ее исправим. Сейчас самое главное — отделить происходящее от политической трескотни», — сказал он.

По словам Щербакова, он бы хотел, чтобы историк Юрий Пашолок, который обнаружил ошибку на памятнике, лично связался со скульптором, «чтобы я понял, в чем и где ошибка». «При этом кто-то говорит, что этого специалиста из соцсетей на самом деле не существует. Если же специалист есть и он прав, то мы будем очень благодарны и внесем те или иные исправления», — отметил автор памятника.

При этом, по словам Кононова, тот факт, что оплошность была обнаружена, говорит о том, что StG и автомат Калашникова — «это совершенное разные автоматы, и обвинять Калашникова в заимствовании категорически неверно»

Памятник Калашникову работы скульптора Салавата Щербакова торжественно открыли на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц в центре Москвы 19 сентября. В обществе реакция на новую московскую достопримечательность оказалась неоднозначной. Многие москвичи смущены фигурой известного конструктора оружия и не уверены, что такие личности должны быть увековечены. Такую позицию обозначил, в частности, музыкант .

При этом артиста смущает не только этическая сторона вопроса, но и эстетическая. «Ладно. Пусть Калашникову. Но почему такая бездарная, уродливая скульптура?», — говорит музыкант. По его словам, даже в советские времена «этот истукан» не прошел бы худсовет. «Ну что же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром?», — заключил он.

Макаревича поддержал его коллега — певец , выступавший в прошлом году на конкурсе «Евровидение-2016». «Не могу промолчать... это отвратительно ставить в центре столицы такой памятник. Человек с Автоматом в руках! Вся власть так заботится о психологическом состоянии детей, постоянно вводя новые запреты, и тут же ставит памятник Калашникову с Автоматом в центре! Чему учим детей? Воевать? Делать эту картинку Нормой!? Не хватает эмоций выразить негодование», — написал артист в своем Instagram (орфография оригинала).

«Никакой танцор или певец не будет слушать мнение скульптора, как он станцевал или спел. Это профессия, и не надо в нее лезть»,

— заявил Щербаков. По его словам, даже профессионалы ведут себя скромно и не абсолютизируют все как истину в последней инстанции.

Установка памятника была приурочена к Дню оружейника в России. На сайте было опубликовано поздравление работникам оборонно-промышленное комплекса от президента России Владимира Путина, в котором российский лидер также упомянул Калашникова. «Мы по праву гордимся российскими мастерами, инженерами, конструкторами, творческим гением которых создавались уникальные, известные на весь мир образцы оружия. В ратной, героической истории Отечества навсегда останутся имена таких талантливых оружейников, как Павел Захава, Георгий Шпагин, Михаил Калашников», — говорится в тексте поздравления.

Стоит отметить, что установленная в Москве скульптура с изображением всемирно известного оружейника не является первой работой на эту тему. Предыдущий памятник Калашникову был установлен в 2015 году на военном мемориальном кладбище в Мытищах, где конструктор был похоронен после смерти в 2013 году.

На недавно открытом в Москве памятнике Михаилу Калашникову высечена схема немецкого автомата StG 44. На это обратил внимание редактор журнала Rolling Wheels Юрий Пашолок. "Только не говорите, что это они случайно. За такое надо бить, больно и прилюдно. Это мальчики-скульпторы, блин!" — написал Пашолок на своей странице в Facebook.

Фото: Юрий Пашолок/Facebook

Существует исторический миф, согласно которому Калашников скопировал свой автомат с немецкой винтовки StG 44. Эта винтовка была разработана в 1942 году конструктором Хуго Шмайссером. Оба автомата действительно похожи внешне, но во внутреннем устройстве и принципе разбора у них много различий.

22 сентября, 10:46 Скульптор Салават Щербаков заявил, что готов внести изменения в свою работу, но пока он не уверен, действительно ли была совершена ошибка.

"Мы пока не можем найти специалиста, который утверждает, что этот чертёж не АК-47. Я ему буду действительно благодарен, если он скажет мне, где допущена ошибка. Но пока я уверен в тех чертежах, по которым мы это делали, мы общались с музеем, там написано АК-47", – сказал Щербаков.

Он подчеркнул, что если в чертежах все-таки была ошибка, в памятник внесут изменения. "Это обязательно сделаем, такое бывает. Например, понимаем, что по портрету прядь не так лежит, тогда мы памятник меняем", – пояснил собеседник агентства.

Памятник открыли во вторник на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц в Москве. Высота монумента составила 7,5 метра, в ходе работы были уточнены некоторые его детали, например, модель автомата, который держит в руках Калашников. В художественной композиции обозначена фигура земного шара и образ святого Георгия Победоносца, как символы сохранения мира и победы "над силами зла".

РИА "Новости"


22 сентября, 11:28 Исполнительный директор заказчика монумента Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов заявил, что с памятника уберут схему немецкого автомата.
"Мы хотим поблагодарить того человека, который заметил этот чертеж, поскольку до сегодняшнего дня специалистами в устройстве автоматов мы не были. И сейчас мы указали на это скульптору Салавату Щербакову. Он находится на месте и собирается эту плиту демонтировать, поскольку действительно он и его подмастерье что-то напутали. Важно понимать, что военно-историческое общество является заказчиком памятника, и у нас пожелание к оружию было только одно – к той модели автомата, которую держит в руках Михаил Тимофеевич. Все остальное - полет творческой фантазии скульптора и его помощников, поэтому пусть разбираются, они сейчас будут исправлять эту ошибку", – сказал Кононов.

Кроме того, как пояснил Кононов, произошедший инцидент опровергает миф о том, что М.Калашников был не самостоятельным конструктором, а опирался на разработки немецкого конструктора Хуго Шмайссера.

"И благодаря ошибке, сделанной по вине скульптора, каждый желающий видит, что StG и автомат Калашникова – это совершенное разные автоматы, и обвинять Михаила Калашникова в заимствовании категорически неверно", – отметил директор РВИО.

Агентство "Москва"


Автор памятника Калашникову Салават Щербаков в разговоре с РБК признал, что в проект "могла закрасться" ошибка.

"Это очень маленькая фоновая вещь. Я даже удивляюсь, как ее разглядели. Мы ее брали из источников. И там где, мы ее брали, написано "Автомат Калашникова". Что-то из интернета", – пояснил скульптор.

Щербаков также отметил, что "если там есть ошибка", то она "исправляется очень легко".

Скульптор сказал, что сейчас он и его коллеги пытаются связаться с экспертом, который сообщил об ошибке. "Политической подоплеки, что кто-то из нас это подсунул, нет", – подчеркнул Щербаков.

"Мы со всеми уже связываемся. Спокойно все выясним. Самая большая в этом негативная вещь – это поведение прессы и общественности. Просто какая-то вакханалия. А вопрос-то рабочий. Мы один раз генералу на погонах сделали звезду чуть поменьше. Мы ее исправили. Ошибки бывают", – сказал скульптор.

На торжественно открытом в Москве памятнике конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову обнаружен элемент с чертежом немецкой штурмовой винтовки StG 44, разработанной в 1944 г. и состоявшей на вооружении вермахта и СС. Как сообщает «Интерфакс», об этом в Facebook сообщил военный историк Юрий Пашолок. Он опубликовал на своей странице фотографию этой детали памятника и взрыв-схему StG 44. Автор памятника скульптор Салават Щербаков готов демонтировать этот элемент с барельефа, сообщил «Интерфаксу» исполнительный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов. РВИО было заказчиком памятника. Кононов добавил, что специалисты подтвердили, что действительно на памятнике изображена схема немецкой винтовки.

В АО «Концерн "Калашников"» (входит в ГК «Ростех») заявили, что специалисты предприятия «не осуществляли авторский надзор скульптурной композиции и не привлекались в качестве консультантов». Как сказала агентству представитель концерна София Иванова, эксперты готовы проконсультировать создателей памятника.

Скульптор Щербаков выразил готовность исправить ошибку, если она действительно подтвердится. Он объяснил агентству «Москва», что ему сложно общаться в социальных сетях, так как он «больше работает с глиной, чем с компьютером». «При этом кто-то говорит, что этого специалиста из соцсетей на самом деле не существует. Если же специалист есть и он прав, то мы будем очень благодарны и внесем те или иные исправления», - добавил он.

Схема немецкой штурмовой винтовки StG 44

«У нас изображено семь автоматов, восьмой автомат в руках у Михаила Калашникова. Кроме того, у нас изображены слесарные и чертежные инструменты. Если же ошибка будет, мы ее исправим. Сейчас самое главное - отделить происходящее от политической трескотни», - сказал Салават Щербаков.

РВИО благодарно историку, который заметил ошибочный чертеж, заявил руководитель организации. Он заверил, что скульптор уже прибыл на место и «демонтирует эту плиту, поскольку действительно, по мнению специалистов, это схема немецкого оружия». У РВИО было одно пожелание к оружию - автомат, который в руках у Калашникова, должен был представлять один из первых образцов, объяснил Кононов. «Все остальное, что касается барельефа и прочего, - это полет творческой фантазии скульптора, художника. К сожалению, вкралась эта ошибка», - отметил он.

Благодаря ошибке Щербакова «развенчан миф о том, что Калашников заимствовал какие-то идеи у своих иностранных коллег, в первую очередь у немецкого конструктора Шмайссера», считают в РВИО. «Благодаря сопоставлению схем все теперь видят и знают, что автомат Калашникова - это совершенно иное устройство», - заявил Кононов.

Памятник Калашникову торжественно открыли на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц 19 сентября. На церемонии министр культуры Владимир Мединский назвал Калашникова культурным брендом России. Также в церемонии участвовал руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов.

Монумент представляет собой скульптурную композицию. Одна ее часть - пятиметровая фигура конструктора с автоматом в руках, Калашников стоит на 4-метровом постаменте.

«Нет там немецкого ничего! Ерунда какая-то! Все нормально, все правильно», – заявили газете ВЗГЛЯД в комиссии Мосгордумы по монументальному искусству. Иначе говоря, там отказались признавать скандальную ошибку, допущенную в памятнике Михаилу Калашникову. А между тем именно данная комиссия в этой ошибке, как выясняется, и виновата. Но не только она.

В пятницу днем скульптор Салават Щербаков признал, что в композицию его памятника оружейнику Михаилу Калашникову, который был торжественно открыт на этой неделе в центре Москвы, «могла закрасться» ошибка. Скульптор дал понять, что ошибку допустил кто-то из его помощников. «Это очень маленькая, фоновая вещь. Я даже удивляюсь, как ее разглядели. Мы ее брали из источников. И там, где мы ее брали, написано: «автомат Калашникова». Что-то из интернета», – сказал Щербаков РБК , добавив, что политической подоплеки эта ошибка не несет и исправляется очень легко.

«Злого умысла подсунуть что-нибудь ни у кого из нашего коллектива не могло быть, могли только ошибиться», – заверил скульптор. Напомним, что еще утром в пятницу скульптор отказывался признавать ошибку, что на памятнике изображен чертеж немецкой винтовки, а не АК-47.

Первым на ошибку в рисунке на плите в подножии памятника указал военно-исторический редактор журнала Rolling Wheels, историк Юрий Пашолок. Он разместил в Facebook фото памятника и скан чертежа немецкого автомата конструктора Хуго Шмайссера Sturmgewehr (StG 44). То есть на барельефе размещена схема сборки не автомата Калашникова, а винтовки, производившейся в нацистской Германии в 1944 году.

«Только не говорите, что это они случайно. За такое надо бить, больно и прилюдно», – считает Пашолок. В интервью Business FM историк заявил, что ответственность за ошибку несет не скульптор, а те, «кто подписи поставил» при утверждении проекта. «У них в консультантах был музей, откуда они брали все эти автоматы, только с ними почему-то никто не связался», – сказал Пашолок.

Ошибка выглядит тем более скандально, что в соцсетях активно муссируется мнение, будто бы не Михаил Калашников, а именно Хуго Шмайссер является автором легендарного автомата. По этой версии, немецкий оружейник разработал данный образец оружия, будучи после войны в плену в СССР.

Таким образом, теперь понятно, откуда в принципе взялась ошибка на памятнике – ее допустил один из помощников скульптора, который скачал схему оружия из интернета, приняв ее за конструкцию автомата Калашникова. Сам скульптор по незнанию же предмета включил схему в окончательную версию памятника. Но кто именно принимал решение об установке памятника с изображением немецкой штурмовой винтовки? Каков порядок установки памятников в Москве и кто отслеживает их содержание?

«Сначала поступает заявка в Московскую городскую думу, – рассказал газете ВЗГЛЯД зампред комиссии по монументальному искусству Мосгордумы, заслуженный архитектор России Лев Лавренов. – Она также рассылается в Москомархитектуру, чтобы они место определили, в департамент культурного наследия правительства Москвы и в нашу комиссию. Обязательно должен кто-то финансово обеспечить. В данном случае это было предложение Российского военно-исторического общества, и они же финансируют».

Процесс установки памятников в Москве длительный. Ростех и РВИО выступили с инициативой о памятнике Калашникову еще в декабре 2014 года.

«Заявку мы рассматриваем на комиссии. – рассказал Лавренов. – Рассматривается и генеральный план установки, и сама скульптура, эскиз ее, все параметры. Мы все согласовали. И после того, как мы согласовали, установку утверждает Мосгордума на общем заседании».

Как ни странно, хотя за ошибку уже покаялись не только сам Щербаков, но и РВИО, Лавренов твердо заявил газете ВЗГЛЯД:

«Нет там немецкого ничего! Ерунда какая-то! Я считаю, что все нормально, все правильно». Дело все в том, что и тот, и другой автомат, и третий, и десятый – их похожесть в том, что они стреляют. Внешний вид тоже иногда похож. А вот суть того, что внутри автомата? Это, извините, скульптурой никак не отражено. Ничего страшного я не вижу в этом».

Комментируя же признание скульптора, зампред комиссии списал его на то, что Щербакова, «наверное, очень напугала» пресса. Лавренов также подчеркнул, что в их комиссии есть и историки, и «они тоже все проверяли».

Зато в самой Мосгордуме отпираться не стали.

«Окончательное решение об установке памятника принимается на заседании Мосгордумы», – подтвердил газете ВЗГЛЯД депутат Мосгордумы, зампред комиссии по культуре и массовым коммуникациям Антон Палеев. Он заверил, что на заседании ни о каких ошибках не упоминалось, иначе депутаты, разумеется, проект не утвердили бы.

«Мосгордума и комиссия по культуре согласовывают идею установки памятника, то есть в принципе стоит ставить памятник Калашникову или нет. А дальше уже комиссия по монументальному искусству и правительство Москвы самым активным образом занимаются непосредственно этим памятником», – объяснил Палеев. По его словам, все детали и параметры памятника проверяются, и не одним человеком – за такие вещи отвечает как раз комиссия по монументальному искусству, которая утверждает эскиз.

По идее он никак не должен был пройти через все экспертизы, чтобы никто не заметил такой ошибки, указал он. «Слабо представляю, как такое возможно», – резюмировал собеседник.

Однако это произошло, и в целом понятно, что ответственность за скандал несет как раз та самая комиссия по монументальному искусству.

В концерне «Калашников», входящем в Ростех, выразили готовность проконсультировать авторов памятника на предмет возможной ошибки при создании скульптуры. Как

Военный историк Юрий Пашолок внимательно рассмотрел памятник Михаилу Калашникова , открытый 19 сентября в центре Москвы, и обнаружил на нем чертежи немецкой штурмовой винтовки StG 44 (Sturmgewehr 44), разработанной Хуго Шмайссером в 1944 году. Историк тут же забил тревогу в социальных сетях - и неудивительно, что может чертеж немецкой винтовки делать на памятнике великому советскому конструктору?

Федеральное агентство новостей обратилось за комментарием по поводу всей этой ситуации к главному редактору журнала «Калашников», военному эксперту Михаилу Дегтяреву .

«Во-первых, на памятнике изображена схема не Sturmgewehr 44, как об этом пишут в Сети, а MKb.42(H), но это мало что меняет. Это просто несколько иной образец вооружения того же временного периода, также произведенный в фашистской Германии. То, что мы видим, есть результат коллективного непрофессионализма заказчика памятника и его исполнителя. При этом исполнитель - скульптор Салават Щербаков - отличился уже во второй раз. На Белорусском вокзале уже стоит его памятник «Прощание славянки», где в руках у советского солдата винтовка Mauser, а не винтовка Мосина. Щербаков сработал в традиционной для себя манере, а РВИО проявило непрофессионализм как заказчик», - заявил эксперт в беседе с корреспондентом ФАН.

Михаил Дегтярев надеется, что в ближайшее время ошибка будет исправлена. «Со скульптора ни в коем случае нельзя снимать вину, учитывая, что это уже его вторая ошибка с советским оружием на памятниках патриотического направления», - подводит итог он.

Надежда Усманова , руководитель департамента по информационной политике Российского военно-исторического общества, сообщила ФАН, что ее организация не занималась экспертным сопровождением процесса создания памятника.

«Конечно, в первую очередь вопросы необходимо адресовать скульптору. РВИО выступило инициатором и заказчиком возведения этого монумента, но исполнял заказ Салават Александрович Щербаков. Он был на прямой связи с КБ (Концерна «Калашников» - прим. ФАН). Со стороны РВИО были в основном только пожелания к фигуре и тому оружию, которое конструктор держит в руках: это один из первых опытных образцов автомата Калашникова, насколько я знаю, он даже называется еще не АК, а МТ. Мы не являемся экспертами в оружии, у нас несколько иная специализация. Потому мы не проверяли досконально такие вещи. Это полет фантазии скульптора и его зона ответственности», - заявила Усманова.

Военный историк Юрий Пашолок, первым сообщивший об ошибках в оформлении памятника, совершенно прав, добавляет Усманова. Появление немецкого чертежа на памятнике советскому конструктору - досадная ошибка, и ее надо исправить.

«РВИО уже обратилось к скульптору с запросом. Он решил демонтировать плиту, на которой был изображен чертеж, не оставлять ее на месте. Слишком много объяснений нужно каждый раз давать, тот это автомат или не тот. Насколько мы знаем, демонтаж ведется прямо сейчас. Салават Александрович на объекте и решает этот вопрос», - подводит итог она.

Ситуация кажется тем более противоречивой, учитывая распространенный в Интернете миф о том, что Калашников якобы скопировал свой знаменитый автомат с германского образца Шмайссера. Эксперты блогосферы уже развенчали эту «гипотезу», приведя массу доводов в пользу того, почему Шмайссер не мог быть причастен к изобретению знаменитого АК. Исторические документы показали, что советские конструкторы вообще были не особо высокого мнения о своем германском коллеге. Усманова отмечает что ошибка, допущенная в конструкции памятника, стимулировала оживление дискуссии по данному вопросу, а потому непроизвольным образом также помогла разоблачить досадный миф.