Меню
Бесплатно
Главная  /  С чего начать планирование  /  Религия иудаизм – основные идеи. Кратко об иудаизме

Религия иудаизм – основные идеи. Кратко об иудаизме

Иудаизм (от др. евр. яхудут - жители древней Иудеи). Национальная религия евреев. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам.

Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иудеем был патриарх Авраам, который заключил с Богом священный союз - завет (брит ). Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот ) - нормы поведения, которые отличают человека, почитающего истинного Бога. За это Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которого произойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль - землю, на которой он создаст собственное государство. Потомки Авраама образовали союз 12 колен (родоплеменных групп), связанных кровным родством, которые происходили от 12 сыновей Иакова (Израиля), сына Исаака и внука Авраама: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Гада, Асира, Иосифа, Вениамина, Дана и Неффалима.

Но прежде, чем получить обещанную Богом землю (землю обетованную), потомки Авраама попали в Египет (около 1700 г. до н. э.), где 400 лет находились в рабстве. Из этого рабства их вывел пророк Моисей (Моше ). Исход избранного Богом народа сопровождался многочисленными чудесами, который Бог совершил в доказательство своего могущества. Затем последовало 40-летнее странствие по пустыне, во время которого все бывшие рабы должны были умереть, чтобы только свободные люди вошли в землю Израиля. Во время этого странствия по пустыне происходит центральное событие иудаизма и всей его истории: Бог призывает Моисея на гору Синай и через него дает всему еврейскому народу Десять Заповедей и Тору - Закон, записанный в пяти книгах и получивший название Пятикнижие Моисеево. Синайское Откровение, полученное Моисеем, знаменует начало существования евреев как единого народа, а иудаизма - религии, которую этот народ исповедует. Бог иудеев, названный именем Яхве (Сущий, из бытия которого проистекает все), не имел ни изображений, ни храмов. Главным объектом поклонения иудеев стал Ковчег Завета - ларец, в котором хранились две каменные плиты (скрижали) с высеченными на них Десятью Заповедями. Ковчег Завета считался земным пребыванием Бога, незримо присутствующего во всем мире.

В ХI в. до н. э. евреи создают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим (Ерушалаим). В 958 г. до н. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь Единого Бога, куда был помещен Ковчег Завета. В истории иудаизма начался новый, храмовый период , который длился около 1500 лет. В этот период Иерусалимский Храм становится главным духовным центром иудаизма и единственным местом, где совершались культовые обряды.

Исключительным правом совершать храмовые богослужения, главнейшим элементом которых были жертвоприношения, обладали аарониды - потомки Аарона, брата Моисея, которые образовывали высшую категорию священства - коганим (жрецов). Им прислуживали левиим (левиты) - выходцы из рода Левия. Служители Иерусалимского храма составляли особую категорию иудейского общества. Их потомки и до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты: например, коганим не должны находиться под одной крышей с мёртвым телом, жениться на вдове или разведённой и т. д.

В этот же период завершается написание Танаха - Священного Писния иудаизма (христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет).

В 587 г. до н. э. Израиль захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который разрушил Иерусалимский храм, а большинство иудеев насильственно переселил в Вавилонию. Духовным лидером и наставником переселенцев становится пророк Иезекииль. Он развил идею о возрождении Израиля, но уже как теократического государства, центром которого будет новый Иерусалимский Храм. Создателем этого нового государства должен стать Мессия - потомок царя Давида. При персидской династии Ахеменидов иудеи смогли вернуться в Иерусалим, который получил статус самоуправляемого города (VI-V вв. до н. э.). Был построен второй Иерусалимский храм, но руководители новой религиозной общины Ездра и Неемия отказались принять в нее израильтян, не бывших в вавилонском плену, а также остававшихся в Палестине, поскольку считали, что они перестали быть иудеями, смешавшись с народами, почитавшими других богов. Отвергнутая часть израильтян создала свою особую общину самаритян , сохранившуюся в Палестине до настоящего времени. Со времен Ездры идея о богоизбранности еврейского народа приобретает в учении иудаизма особое значение.

Период истории иудаизма со II в. до н. э. по VI в. н. э. получил название талмудического . Он характеризуется обстоятельной систематизацией и ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился в систему многочисленных предписаний, зачастую скрупулезных и мелочных - вплоть до деталей внешнего облика, прически и одежды, - которыми праведный иудей должен был руководствоваться в своей повседневной жизни.

В I в. до н. э. над Израилем устанавливается римское господство. В это время в иудаизме возникает ряд течений и сект, из которых наиболее авторитетным становится направление перушим (фарисеев) - сторонников демократизации учения и внесения в него норм обычного права, так называемой Устной Торы. В начале I в. н. э. как одна из иудейских сект возникает и христианство , которое довольно быстро противопоставило себя иудаизму, отделилось от него и оформилось в самостоятельную религию.

В 67-73 гг. н. э. разразилась знаменитая Иудейская война против владычества Рима, во время которой Иерусалимский Храм был вновь разуршен (70 г.), а после восстания Бар-Кохбы (132-135 гг.) иудеи были изгнанны из Израиля, расселились по всей территории Римской империи и в странах Азии, где образовали обширную диаспору. Со временем в диаспоре сформировались различные этнические группы евреев, имеющие свои языковые, бытовые и обрядовые особенности. Наиболее значительную по численности этническую общность в еврейском народе составляют ашкеназы - европейские евреи, этнокультурный очаг которых возник в средневековой Германии в IX-XII вв. (Ашкеназ - название Германии в средневековой еврейской литературе) и утвердился в большинстве стран Европы, США, Латинской Америке и Южной Африке. В среде ашкеназов возник разговорный еврейский язык - идиш , сложившийся на основе смешанной германо-славянской лексической и грамматической базы и древнееврейской письменности. Другая значительная этническая группа евреев сложилась в средневековой Испании в период арабского господства. Она получила название сефардов (Сефард - еврейское название Испании в средние века). После изгнания сефардов из Испании в 1492 г. они расселились в странах Ближнего Востока, в Турции и на Балканах, где сохранили сложившийся в Испании бытовой уклад, а также язык ладино , сформировавшийся на основе староиспанского. Позже сефардами стали называть всех евреев азиатских стран, в противоположность европейским евреям. На Востоке возникли и другие самобытные этноконфессиональные общины: фалаши в Эфиопии, черные евреи в Индии, иселони в Китае, иранские евреи.

С образованием диаспоры начинается новый этап в истории иудаизма, называемый раввинистическим . Важнейшим нововведением диаспоры была замена храмового богослужения, которое могло совершаться только в Иерусалиме, молитвенными собраниями в синагогах под руководством учителей религиозного закона - раввинов (от др.-евр. рабби - мой учитель). Раввин, как признанный знаток религиозной традиции, является духовным наставником общины (кегилла ), входит в религиозный суд и преподает в религиозном училище. Раввины проходят обучение в йешивах - духовных школах, которые функционируют при наиболее крупных синагогах. В ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, но неортодоксальные направления с недавнего времени признают право на статус раввина и за женщинами. Кегилла становится единственной формой организации иудейской общины. Раввинами была разработана система религиозного и обычного права (галаха ), которая стала регулировать жизнь всех еврейских общин.

В этот период систематизируются книги Священного Писания и составляется так называемый Масоретский кодекс Танаха . Его составляют 39 книг, разделенных на три раздела: Тора (Учение) - книги Берешит (В начале, христианское наименование Бытие), Шемот (Имена, христ. Исход), Вайикра (И воззвал, христ. Левит), Бемидбар (В пустыне, христ. Числа) и Деварим (Слова, христ. Второзаконие); Невиим (Пророки) - книги Йе"ошуа (христ. Иисуса Навина), Шофетим (Судей), Шмуэль 1 и 2 (христ. 1 и 2 Царств, или пророка Самуила), Мелахим 1 и 2 (христ. 3 и 4 Царств), Йэшайя (пророка Исаии), Йирмея"у (пророка Иеремии), Йехэзкель (пророка Иезекииля) и Терей-Асар (книги 12 так называемых малых пророков); и Кетувим (Писания) книги Те"иллим (Восхваления, христ. Псалтирь), Мишлей (Притчи, христ. Притчей Соломоновых), Ийов (Иов), Мегиллот (Свитки); состоит из 5 отдельных книг: Шир-аширим (Песнь песней), Рут (Руфь), Эйха (Плач Иеремии), Ко"элет (Екклезиаст), Эстер (Есфирь)], Даниэль (пророка Даниила), Эзра (Ездры), Нехемия (христ. Неемии, или 2-я Ездры) и Диврей"айамим 1 и 2 (христ. 1 и 2 Паралипоменон, или Хроник).

В начале III в. составляется свод правил и устных преданий - Мишна (Толкование), или Шас (Шесть порядков), к которому в III - V вв. были добавлены комментарии к священным текстам - Гемара . Мишна и Гемара составляют Талмуд - вторую священную книгу иудаизма. Талмуд имеет две редакции, получившие название Иерусалимский и Вавилонский Талмуд.

В начале VIII в. иудаизм распространился среди части тюркских племен, входивших в Хазарский каганат. Их потомки - караимы , образовали отдельную ветвь иудаизма. Особенность иудаизма караимов заключается в том, что он признает только книги Танаха и отвергает Талмуд.

В XII в. выдающийся еврейский мыслитель и раввин Моисей Маймонид, или Рамбам (1135 - 1204), систематизировал основную догматику иудаизма и изложил ее в обширном трактате Мишне Тора (Толкование Торы), ставшим энциклопедическим руководством к Торе и Талмуду. В XVI в. раввин Йосеф Каро (1488-1575) завершил систематизацию предписаний Талмуда. Составленный им кодекс Шулхан Арух (Накрытый стол) стал практическим руководством по талмудическому праву, принятым ортодоксальным иудаизмом.

После изгнания еврейского народа из Израиля в иудаизме получили особое развитие мистические школы, известные под общим названием Каббала (Наследие). Один из наиболее влиятельных центров этого учения сформировался в XVI в. в галилейском городе Цфате под руководством раввина Ицхака Лурия, или Ари (1536-1572 гг.). Каббалисты стремилась постичь сокровенный смысл Торы и других книг Священного Писания, заключающих, как они считали, символическое описание Бога и всех Божественных процессов. Каббалисты развили учение о сфирот - десяти ипостасях сокровенного Бога, каждая из которых наделена особыми качествами, а все вместе они находятся в постоянном динамическом взаимодействии и управляют материальным миром. Главное сочинение каббалистов - Зогар (Сияние), почитается ими наравне с Торой и Талмудом. Учение Каббалы оказало большое влияние на формирование других мистических течений в иудаизме, и прежде всего на хасидизм (от др. евр. хасид - благочестивый), возникший в ХVIII в. и получивший широкое распространение среди иудеев Волыни, Подолии и Галиции. Хасидизм отрицал авторитет раввинов и почитал цадиков - праведников, находящихся, по мнению хасидов, в постоянном общении с Богом и одаренных сверхестественной силой, позволявшей им распрояжаться всем существующим по собственной воле. Постепенно хасидизм нашел компромисс с раввинатом и был признан ортодоксальным иудаизмом.

В конце XVIII в. под влиянием идей Французской революции возникает движение за эмансипацию евреев - аскала (просвещение), которое приводит к кризису ортодоксального иудаизма и появлению реформистского направления , стремившегося приспособить иудаизм к нормам европейского образа жизни. Однако боязнь ассимиляции с нееврейским населением уже в середине XIX в. активизировала и традиционное ортодоксальное течение, выступавшее против реформизма. В настоящее время большинство евреев Европы и США являются приверженцами реформированного иудаизма, в то время как в Израиле преобладает иудаизм ортодоксальный.

Особенностью учения иудаизма является то, что в его основе лежат две противоречивых идеи: национального избранничества и универсализма. Именно учение о богоизбранности еврейского народа стало основным препятствием для распространения иудаизма среди других народов, этнически не связанных с евреями, хотя принятия иудаизма отдельными людьми, этническими группами и даже целыми народами имели место в истории.

Универсальный характер учения иудаизма проявляется прежде всего в представлении о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и не имеет зримого образа, хотя человек создан Богом по его образу и подобию. Идея Единого Бога выражена в иудейском символе веры Шема, которым начнаются богослужения: Слушай Израиль! Господь наш Бог, Господь один! . В иудаизме сложился обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом Адонай (Владыка, Господь). Закрепляя это правило, хранители священных текстов ставили к согласным буквам слова Яхве знаки огласовки для слова Адонай. Из этого соединения возникла широко распространенная транскрипция Иегова - искаженная форма имени Яхве.

Сотворив человека, Бог предоставил ему свободу воли и выбора, но повелел исполнять мицвот (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение. Первый завет, заключённый Богом с праотцом человечества Ноем, включает в себя так называемые Семь заповедей сынов Ноя. Они устанавливают запреты на идолопоклонство, богохульство, кровопролитие, воровство, кровосмесительные связи, употребление в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеление жить по законам. Согласно иудаизму, принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевых правил, хозяйственных установлений, правил обрядовой чистоты, гигиенических норм, и запретов на соединение несовместимых сущностей (льна и шерсти; двух разных тягловых животных в одной упряжке и т. д.). Особые предписания касаются культовой практики и соблюдения праздников.

Среди мицвот особо выделяются так называемые Десять Заповедей (греч. Декалог ), содержащие универсальные этические нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей - как следствие действия принципа свободы воли, рассматривается как грех, который влечет за собой воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни. Таким образом, этическая и социальная справедливость, заключённая в заповедях, становится центральным положением всей догматики иудаизма.

Идеи о бессмертии души, о загробной жизни и грядущеем воскресении мертвых в Торе непосредственно не отражены и имеют в иудаизме более позднее происхождение.

Постоянные бедствия и гонения, обрушивавшиеся на еврейский народ в изгнании, как и само изгнание, рассматриваются иудаизмом как составная часть воздаяния за отклонения от правильного выполнения заповедей и как бремя избранничества. Избавление народа от страданий наступит после освобождения, которое принесет Мессия (др. евр. Машиах - Помазанник Божий) - царь-избавитель. Мессия явится в виде смиреного учителя из рода царя Давида и с его пришествием на земле установится царство Божие - Небесный Иерусалим, куда чудесным образом будут перенесены все евреи, рассеянные по миру. Мертвые воскреснут и повсюду восторжествуют мир и братство людей. Учение об Иерусалиме как об утраченной славе и родине имеет в иудаизме не только мистический, но и земной характер. Вера в конечное возвращение в землю обетованную (алия ), которая проявляется в ежедневной молитве и в пасхальном пожелании В следующем году - в Иерусалиме! , стала идеологической основой сионизма - национально-политического движения за воссоздание еврейского государства на исторической родине еврейского народа - Палестине. Основоположником сионизма был еврейский публицист из Австрии Теодор Герцель (1860-1904 гг.), автор книги Еврейское государство. Итогом активной деятельности сионистских организаций стало создание в 1948 г. государства Израиль, возвращение в него большого количества евреев из Европы и США и связанное с этим процессом оживление религиозной жизни как в самом Израиле, так и в диаспоре.

Иудейское летосчисление ведется по лунно-солнечному календарю с 19-летним циклом, внутри которого 12 лет состоят из 12 месяцев и 7 лет (високосных) - из 13 месяцев. Месяцы года имеют ассиро-вавилонские названия и имеют следующий порядок: тишрей (сентябрь-октябрь), хешван (октябрь-ноябрь), кислев (ноябрь-декабрь), тевет (декабрь-январь), шват (январь-февраль), адар (в високосном году - адар I и адар II) (февраль-март), нисан (март-апрель), ияр (апрель-май), сиван (май-июнь), таммуз (июнь-июль), ав (июль-август), элул (август-сентябрь).

Еженедельным праздничным днем является Шаббат (Суббота) - день отдыха, наступление которого отмечается зажжением свечей, особым благословением и праздничной трапезой после восхождения первых трёх звёзд каждую пятницу вечером. В Субботу возбраняется всякая работа (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Субботу принято посвящать молитвам и чтению Торы.

Наиболее важными после Субботы праздниками являются Йом-Киппур (Судный День), сопровождающийся строгим постом и особыми покаянными молитвами обрядами, и Рош-га-Шана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни месяца тишрей.

Самыми главными праздниками в традиции иудаизма считаются так называемые три праздника паломничества, во время которых - до разрушения Иерусалимского Храма - каждый был обязан совершать паломничество в Иерусалим для принесения жертвы в Храме. Первый из них - Песах (Пасха, др. евр. Исход), празднование которого начинается в 14-й день месяца нисан и длится 7 дней. Этот праздник посвящён памяти исхода евреев из Египта и обретению свободы, а также наступлению весны и началу созревания первого снопа. Главное обрядовое установление иудейской Пасхи - семидневное употребление в пищу мацы - особого пресного хлеба как напоминание о египетском рабстве. В течение семи дней праздника не только категорически запрещается есть, но даже держать в доме любые продукты, содержащие дрожжи. В первый и второй вечера Пасхи устраивается особая трапеза - седер , во время которой каждый взрослый еврей должен выпить четыре бокала вина. Через 50 дней после Пасхи совершается жатва первого снопа, которая отмечается праздником Шавуот (Пятидесятница) в 6-й день месяца сиван. Этот день также посвящается дарованию Торы Моисею на горе Синай. Третий паломнический праздник, Суккот (Кущи), отмечается с 15-го по 22-й день месяца тишрей и посвящён памяти 40-летнего скитания иудеев в пустыне, а также сбору осеннего урожая. На Суккот строят специальные шалаши (кущи) с открытой крышей, в которых живут и едят все дни праздника.

Большими праздниками являются также Ханука и Пурим . Ханука (праздник Освящения) отмечается с 25-го дня месяца кислев в течение 8 дней. Он установлен в память об освобождении Маккавеями Иерусалима от власти Селевкидов в 164 г. до н. э. и посвящен обновлению Храма, оскверненного во время Маккавейских войн. В течение восьми дней Хануки зажигают восемь свечей, помещенных в особый светильник - ханукию . Пурим (праздник Жребия) отмечается в 14-й и 15-й дни месяца адара и посвящается легендарным событиям, описанным в книге Эсфирь (Эстер). В ней говорится о том, что во время правления персидского царя Артаксеркса I (465-424 гг. до н. э.), под властью которого тогда находились иудеи, царский министр Аман захотел истребить еврейский народ, но его план был расстроен благодаря хитроумию одной из царских жен еврейки Эсфири и мудрости ее воспитателя Мордохея. В итоге евреи были спасены, а злодей Аман казнен. Праздники Ханука и Пурим отмечаются с особым весельем: в дни праздников все дарят друг другу подарки, устраиваются игры, танцы, народные гуляния и детские утреники.

Помимо праздников в иудаизме также приняты и посты, которые посвящаются скорбным событиям еврейской истории. Иудейский пост предусматривает полное воздержание от пищи и питья в течение всего дня до захода солнца. Наиболее важными постами являются: Тиша бе-Ав (9-й день месяца ава) - в память о разрушении первого и второго Храмов; Цом Гедалья (3-й день месяца тишрей) - в память убийства Гедалии, последнего еврейского правителя Иудеи в 186 г. до н. э.; Асара бе-Тевет (10-й день месяца тевет) - в память разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э.; и Шива-асар бе-Таммуз - в память о разрушении Иерусалима римлянами в 70 г. н. э.

Среди обрядов жизненного цикла самым главным и наиболее сакрализированным является обрезание (бритмила) - операция по иссечению крайней плоти у мальчиков на восьмой день после рождения. Согласно традиции этот обряд был установлен еще во времена Авраама и символизирует союз Бога и Израиля, являясь знаком принадлежности к народу Божию. По достижении 13-летнего возраста, когда наступает религиозное совершеннолетие, мальчики проходят обряд Бар-Мицва (Сын Заповеди) : в первую субботу после дня 13-летия они впервые призываются к чтению Торы во время молитвенного собрания в синагоге. С этого момента еврейский мальчик должен исполнять все религиозные обязанности и несет ответственность за совершенные грехи. В ХIХ в. возник обычай отмечать и религиозное совершеннолетие девочек по достижении ими 12-летнего возраста (Бат-Мицва - Дочь Заповеди). Нередко оба эти обряда приурочиваются к празднику Шавуот. В талмудический период сложился и канон еврейского бракосочетания. Он включает в себя обряд помолвки (киддушин ), заключение брачного контракта (ктубба ) и брачную церемонию, которую совершает раввин в присутствии двух свидетелей.

Весьма важное значение в иудаизме имеет система пищевых запретов (кашрут ): полностью запрещено употреблять в пищу мясо свиньи, непарнокопытных животных (лошади, осла), животных, не имеющих копыт (кролика, зайца), хищных птиц, рыбы, не имеющей чешуи. Чистым (кошерным ) считается мясо жвачных парнокопытных (овец, коз, коров) и птиц, забитых резчиком (шойхетом ) по особому правилу, причем из мяса должна быть полностью удалена кровь. Существует также запрет на одновременное употребление мясной и молочной пищи, злаковых и бобовых и даже их смешение в одной посуде.

Центром религиозной и общественной жизни в иудаизме является синагога . Статус синагоги определяется наличием в ней специального киота для хранения свитков Торы, который размещается в стене, обращённой к Иерусалиму. В центре зала устанавливается бима - возвышенное место со столом для чтения Торы. Характерными атрибутами убранства синагоги являются семисвечник (менора ), копирующий светильник Иерусалимского Храма; ковчег - ларец со свитком Торы с изображениями льва и орла; скрижали - каменные доски с начальными словами Десяти Заповедей; и звезда Давида (Могендовид) - шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников (по преданию она была начертана на щите царя Давида). Поскольку Бог по вероучению иудаизма не имеет образной формы, любые изображения Бога, а также изображения людей в иудаизме запрещены.

Богослужение в синагоге включает индивидуальную и общую молитвы, чтение Торы и песнопения, которые исполняет хор под руководством кантора. По субботам и во время праздников произносятся проповеди. В ортодоксальных синагогах места для женщин отделяются перегородкой или размещаются на верхней галерее. В реформированных синагогах мужчины и женщины зачастую сидят вместе. При синагогах обычно имеется специальное помещение для обрядовых омовений - миква .

В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения: шахарит (утреннее), минха (дневное) и маарив (вечернее). Они совершаются как публично - в синагоге, так и индивидуально - дома. Для совершения публичной молитвы необходим миньян - присутствие не менее десяти мужчин, достигших религиозного совершеннолетия. По субботам и праздникам читается особая молитва в память о храмовом жертвоприношении - мусаф . Центральное место в синагогальном богослужении занимает молитва Шмонэ-эсре (18 благословений). Важной частью богослужений также является каддиш - поминальная молитва, которая читается по усопшим в течение годичного траура и в годовщины смерти сыном по умершим родителям. Во время утренних служб в понедельник, четверг и субботу читается по свитку Тора. Мужчины во время молитвы надевают особое одеяние: талес - четырехугольное покрывало белого цвета с особым рисунком и кистями по углам, круглую шапочку (кипа ), а также молитвенный пояс неправильной формы, носимый под верхней одеждой так, чтобы его угол выглядывал наружу. В момент утренней молитвы в будние дни к голове верующего надо лбом и к правой руке ремешком пристегивается тефиллин (филактерий) - коробочка со вложенным в нее текстом молитвы. Во время нахождения в синагоге головные уборы у мужчин обязательны, а наиболее религиозные евреи их не снимают никогда.

Иудеем считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом.

В настоящее время последователи иудаизма расселены по всему миру и по своей этнической принадлежности почти все они являются евреями. По разным статистическим данным общее количество евреев в мире колеблется от 13 до 14 млн. человек; из них 4,6 млн. человек проживают в Израиле и более 1 млн. человек на территории бывшего СССР. Организованные общины последователей иудаизма существуют в более чем 80 странах мира. Миссионерство среди нееврейского населения в иудаизме не практикуется, но вступление иноверцев в иудейскую общину допускается, хотя и достаточно затруднено. Принимающие иудаизм неевреи (герим ) после прохождения обряда обращения считаются евреями им даже запрещается напоминать об их нееврейском происхождении. Кроме того, существует целый ряд этнических групп, которые исповедуют иудаизм, но в то же время осознают в той или иной степени свою отличность от евреев. Ими являются самаритяне и караимы, а также группы иудействующих в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), в Индии, Китае, Бирме, США и в других странах. В России в конце ХVIII в. среди крестьян центральных губерний возникли иудействующие секты субботников и геров, немногочисленные последователи которых сохранились и до сих пор.

Анатолий Ермохин
Директор фонда "Эвен-Эзер" в Уральском регионе, магистр богословия.


Откровенно о вожделенном, но несбыточном...

… или почему евреи так и не уверуют в Иисуса

Пожалуй, это будет самый откровенный мой разговор, на страницах нашего портала. Излишнюю откровенность надеюсь компенсировать предельной искренностью.

Всех христиан до Второго Ватиканского собора и почти всех в новейшей истории объединяет одна вещь. Причем, эта вещь присуща как радикальным, так и более либеральным христианам, как анти-иудейски настроенных, так и про-сионистски. Об этом можно прочитать у Аврелия Августина, об этом пишут и современные мэтры христианско-иудейского диалога. Все мы верим, что рано или поздно все евреи уверуют во Христа и присоединятся к Церкви. А я вот сомневаюсь! Точнее, считаю иначе: думаю, что весь Израиль никогда не станет Церковью. На то я вижу целый ряд аргументов, красная нить которых - это пять, по-человечески непреодолимых преград между еврейским народом и Иисус Христом.

Прежде всего, хочу сказать пару слов по поводу используемого новозаветного (я бы даже сказал христианского) термина «уверовать». Сам этот термин является для нас ключевым, т.к. присутствует в сотериологической (спасительной) формуле - «сердцем веровать и устами исповедовать» (Рим.10:9-10). С другой стороны, вера - это «…уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Т.е. в христианском понимании, условия спасения - это вера в невидимого Иисуса, как в личного Господа!

Вторым отправным аспектом является понимание того, кого, согласно указаний Торы, следует считать евреем. Это также надо принять во внимание. Ответ на этот вопрос тесно переплетен с интерпретацией термина «остаток Израиля»; это большой и интересный вопрос, но оставим его до следующего раза. Возвращаясь же к тексту Торы, нам следует в больше степени под Израилем понимать иудеев, т.е. ассимилированных евреев сложно считать частью еврейского народа; десятки раз в Торе мы читаем ужасающую формулировку: «[да] истребится та душа из народа своего». По этой-то причине, многие современные евреи рассеяния по решению раввинистического суда вынуждены проходить обряд гиюр; по сходным причинам иудеи не сообщались с самарянами. Иными словами, под евреями в нашем разговоре мы будем понимать неассимилированных евреев, иудеев, что точнее соответствует библейским указаниям.

1. Итак, первая преграда - культурологическая. Нужно понимать, что основное, благодаря чему евреи сохранились в рассеянии как нация и не утеряли на протяжении многих столетий своей веры, было их твердое следование религиозной культуре и религиозным традициям. Чтобы лучше понять, вспомните реакцию русского человека, на волне пробуждения 90-х попавшего на евангельское собрание. Первое, что такой человек чувствовал - это культурный шок: «Петь Богу под гитару нельзя! Это не по нашему, не по православному! Не по-русски это! А где иконы, где попы? А, что, за жвачку продались в американскую веру!» Причем, этот русско-советский гражданин совершенно не обязательно должен был быть воцерковленным православным верующим. И ведь далеко не всем удалось преодолеть этот культурный барьер. У евреев же приверженность их культуре и традициям намного глубже, а значит и культурологический барьер несравнимо выше, а значит, и преодолеть его значительно сложнее.

2. Вторая преграда между евреями и Христом - историческая. Процентов так на 80-90% история взаимоотношений между Израилем и Церковью, между евреями и христианами носит антииудейский, а порой и откровенно антисемитский характер. По причинам, указанным в первом пункте, евреи хорошо помнят историю своих предшественников, и, в отличие от нас, прекрасно знают историю гонений и преследований со стороны христианского мира. Еще совсем недавно христиане воспринимались иудеями как враг номер один. И ничего в это удивительного. Если бы нас, наших дедов и прадедов в течение многих и многих поколений притесняли, громили и убивали кто-либо, то эти кто-либо и нами воспринимались бы как враги. И если бы эти кто-то действовали с Именем Христа, то не думаю, что мы бы сейчас сидели и читали эти строки по причине нашей отчужденности от ненавистного нам христианского общества. Такие отношения впитываются и воспитываются с молоком матери, и искоренить их, заместить их - это долг не одного поколения христиан. Об этом я подробнее писал в предыдущей заметке.


3. Третья, еще более труднопреодолимая преграда - религиозная. В Послании к Ефесянам 2:12 апостол Павел замечает про нас, что мы были язычниками, отдаленными от Христа, отчужденными от общества Израильского… и самое главное, были безбожниками в мире. Что это значит, безбожники? Это значит, что в нас не было Бога! Другими словами, внутри у нас не было ничего достойного, что могло бы «конкурировать» с Благой Вестью (простите мне мою вольную терминологию). Позвольте задать вопрос: кому нам легче благовествовать: убежденному мусульманину или атеисту, буддистскому монаху или соседу-алкоголику? У иудеев в душе не пусто, у них твердая и истинная вера в живого Бога, которую дал им Сам Бог, через Свое Святое Слово, и которую они ценой огромной крови хранили через века и тысячелетия.

4. Четвертая причина - христологическая. Ах, если бы вопрос стоял только в том, чтобы признать в Иисусе такого Мессию, которого они ожидают, которого они находят в текстах Ветхого Завета. Все в несколько раз усложняют вопросы, относящиеся в церковном богословии к христологии. Я сейчас не говорю, что христологические взгляды христианства не верны. Нет. Я говорю, что понимание троичности Бога и единосущности Мессии (Бога-Сына) Отцу даже нам, христианам, вчера еще бывшим как чистый лист, не просто дается; зачастую мы действуем в соответствии с классическим высказыванием - Credo quia absurdum! Верую, ибо абсурдно! Что уж говорить про иудеев, которые ежедневно декларируют единство Бога в своей самой великой молитве «Шма Исраэль»! Для них эти вопросы просто по-человечески просто непостижимы, да и недопустимы!


5. И последний вопрос, также сложный для понимания евреев - это мессианская преграда. Для иудеев, которые в основном представляют собой наследников раввинистическо-талмудического иудаизма (а те в свою очередь - наследников фарисейского учения), со всей очевидностью явствует, что Иисус не исполнил значительной части важных пророчеств Ветхого Завета. А именно, Он не установил предреченного царства Израильского. Им сложно увидеть и признать в Иисусе Мессию, ибо Он не принес обещанного освобождения еврейскому народу и не установил благоденствия по всей Земле. У нас, христиан, есть все разрешающая и гармонизирующая оговорка - «пока». Как я уже указывал в своих статьях по Кумранскому наследию, об этом «пока» догадывались и члены общины Мертвого моря. Однако для представлений современных иудеев это «пока» не работает, т.к. Мессия в их понимании, должен сесть на трон Давида и царство Его должно быть вечным.

Исходя в основном из этих обозначенных мной причин, я предполагаю, что массового уверования евреев (иудеев), которое мы все так вожделеем с Августиновых времен, не произойдет. И как бы нам не хотелось, но статистика лишь подтверждает эти выводы: почти нет и не было добровольно уверовавших во Христа, как Господа, евреев харидимного (ортодоксального) мира. Если и возможно их уверование во Христа в период до Его второго пришествия, то только чудесным образом, причем не менее сверхъестественным, чем уверование самого ап. Павла через личное явление ему Христа и прямое пророчество, связанное с наступившей у него слепотой. Хотя ап. Павел прекрасно знал учение первых иудеев-христиан, лично присутствовал при предсмертной проповеди Стефана, но этоне убеждало его в верности учения первых последователей Иисуса.

А как же нам относиться к словам апостола Павла, в которых он цитирует пророка Исайю: «и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова». (Рим.11:26). (Отметим здесь еще более точный перевод пророчества Исайи: «И придет избавитель для Цийона и для отвратившихся от нечестия в Йаакове - слово Господа!» (Ис.59:20). Мне кажется, я уже довольно много раз указывал на то, что Мессия придет на Землю для Сиона и для Иакова тогда, когда Церковь уже будет взята от Земли (см. 1-е Фес.4:16-17). Согласно же пророчеству Захарии, только в этот момент откроются их глаза и они воззрят на пронзенного и возрыдают (см. Зах.10). Это будет их принятие Мессии и принятие их Мессией; как указывает нам ап. Павел; Бог снимет с них грехи их (см. Рим.11). Такое принятие в своем роде не что иное как спасение, и спасение Мессией Иисусом. Однако это не совсем то, что мы ожидаем, и это не совсем то "классическое спасение", которое мы, уверовавшие в невидимого Господа язычники, привыкли исповедовать.

При таком понимании части эсхатологических событий, многое становится более согласованным: еврейский народ встречается с Мессией на Земле и остается Израилем на весь Мессианский период (1000 лет); в это время Церковь остается Церковью из эллинов и части иудеев «царствовать со Христом». При этом на Новом Иерусалиме на века-веков останутся отдельно имена великих апостолов Церкви и имена 12-ти колен Израилевых. Жители же Нового Иерусалима будут называться уже просто - «рабы Бога» (Откр.22:3). Как мы видим, поглощения, и уж тем более вытеснения одним другого не происходит.

Все это меня в очередной раз убеждает в том, что у нас нет достаточных оснований ожидать массового уверования евреев-иудеев во Христа вплоть до Его второго пришествия. По-другому и быть не может, иначе многие слова и обетования Писания просто не будут исполнены!

Многие знают, что ислам и христианство являются наиболее распространенными религиями в мире, но не каждому известно их происхождение от давних традиций другого мировоззрения – иудаизма.

Это вероучение считается одним из древнейших на нашей планете и неразрывно связано с еврейским народом, с его менталитетом, национальными и этическими взглядами. Что такое иудаизм? Во что верят иудеи и кому поклоняются?

Что означает слово «иудаизм»?

Понятие «иудаизм» связано с древнегреческим словом Ἰουδαϊσμός , используемым для обозначения еврейской религии как противопоставления греческому язычеству. Термин происходит от имени библейского персонажа Иуды, в честь которого было названо Иудейское царство, а впоследствии – весь еврейский народ.

Иуду, сына патриарха Иакова, не стоит путать с другим Иудой, продавшим Иисуса за 30 серебренников, поскольку они являются двумя разными личностями.

Что такое иудаизм?

Иудаизм относится к монотеистическим религиям, признающим единственность Бога. Его история насчитывает около 3000 лет и охватывает несколько важных этапов. Зарождение вероучения началось примерно в X столетии до н. э. среди кочевых семитских народов, которые почитали бога Яхве и активно практиковали жертвоприношения на алтарях.

На втором этапе развития, охватившем период с VI века до н. э. до II столетия современного летоисчисления, иудаизм строился на идеях Второго храма и приветствовал соблюдение субботы и обрезание. В западных странах этот этап хорошо известен благодаря Новому Завету, описывающему жизнь и деяния Иисуса Христа.

Третий этап, называемый «талмудический иудаизм», начался в VI веке и длился до XVIII столетия. В это время Вавилонский Талмуд был признан самым авторитетным толкованием Торы, а на первый план вышли традиции иудейских раввинов.


В отличие от ислама и христианства, современный иудаизм является не мировой, а национальной религией, то есть, по мнению иудеев, его нельзя исповедовать, не являясь потомком праотцов еврейского народа.

Кто такие иудеи?

Иудеями называют этнорелигиозную группу, в которую входят люди, рожденные евреями, либо те, кто обратился в иудаизм. По состоянию на 2015 год, в мире насчитывается свыше 13 миллионов представителей этой религии, причем более 40 % из них живет в Израиле.

Большие иудейские сообщества сосредоточены также в Канаде и США, остальные находятся преимущественно в европейских странах. Изначально под иудеями понимали жителей Иудейского царства, существовавшего с 928 по 586 год до нашей эры. В дальнейшем этим термином называли израильтян из Иудова колена, а теперь слово «иудей» практически тождественно национальности «еврей».

Во что верят иудеи?

Верования иудеев строятся на монотеизме и обозначены в Моисеевом Пятикнижии (Торе), которое, по легенде, было передано Моисею Богом на горе Синай. Часто Тору называют Еврейской Библией, поскольку в христианстве она соответствует книгам Ветхого Завета. Помимо Пятикнижия, Священное Писание иудеев включает в себя еще две книги – «Невиим» и «Ктувим», которые в совокупности с Торой носят название «Танах».

У иудеев существует 13 принципов , согласно которым Бог един и совершенен. Он является не только Творцом, но и Отцом человека, а также выступает источником любви, благости и справедливости. Все люди равны перед Богом, поскольку являются его творениями, однако непосредственного у еврейского народа имеется великая Миссия, которая состоит в донесении до человечества Божественных истин.

Иудеи свято верят, что в конце дней все умершие воскреснут и продолжат свое существование на этой земле.

Течения иудаизма

На современном этапе иудаизма, начавшемся примерно в 1750-х годах, из основной религии (ортодоксального иудаизма) отделилось несколько течений. Так, в начале XIX столетия в Европе зародился реформистский иудаизм, последователи которого считают, что с течением времени еврейские традиции развиваются и приобретают новое содержание.


В середине того же века в Германии появился консервативный иудаизм, строящийся на более либеральных взглядах, нежели ортодоксальная религия, а в первой половине XX столетия возник реконструктивистский иудаизм, основанный на идеях нескольких еврейских раввинов, в частности Мордехая Каплана.

Мира. Она образовалась в I веке до нашей эры в древней Иудее. История верования напрямую связана с еврейским народом и его богатой историей, а также развитием государственности нации и жизнью её представителей в условиях диаспоры.

Суть

Те, кто исповедует эту веру, называют себя иудеями. Некоторые последователи утверждают, что их религия возникла ещё во времена Адама и Евы в Палестине. Другие же уверены, что иудаизм - это вера, основанная небольшой группой кочевников. Среди них был Авраам, заключивший с Богом договор, что стал фундаментальным положением религии. В соответствии с этим документом, который известен нам, как заповеди, люди обязывались соблюдать правила благочестивой жизни. Взамен же получали покровительство Всевышнего.

Основные источники изучения иудаизма - Ветхий Завет и Библия в целом. Религией признаётся исключительно три вида книг: пророческие, исторические и Тора - издания, толкующие закон. А ещё священный Талмуд, состоящий из двух книг: Мишны и Гемары. Он, кстати, регламентирует все аспекты жизни, включая мораль, этику и даже юриспруденцию: гражданское и уголовное право. Чтение Талмуда - священная и ответственная миссия, заниматься которой разрешено только евреям.

Отличия

Главная особенность вероисповедания заключается в том, что Бог в иудаизме не имеет облика. В других древневосточных религиях Всевышнего часто изображали или в виде человека, или в подобии зверя. Люди пытались рационализировать природные и духовные материи, сделать их максимально понятными для простых смертных. Но евреи, почитавшие Библию, называют это идолопоклонством, так как главная книга иудеев строго осуждает раболепие перед иконами, статуями или изображениями.

Что касается христианства, то тут выделяют два основных отличия. Во-первых, Бог в иудаизме не имел сына. Христос, по их убеждению, был обыкновенным смертным человеком, проповедником морали и благочестивого слова, последним пророком. Во-вторых, является национальной. То есть гражданин страны автоматически становится иудеем, не имея права впоследствии принять другое вероисповедание. в наше время - пережиток. Только в древние времена это явление процветало. Сегодня же оно почитается только евреями, сохраняя при этом идентичность и самобытность народа.

Пророки

В иудаизме это человек, несущий в массы волю божью. С его помощью Всевышний учит народ заповедям: люди совершенствуются, улучшают свою жизнь и будущее, развиваются морально и духовно. Кто будет пророком, решает сам Бог - утверждает иудаизм. Религия не исключает, что выбор может пасть на смертного, который абсолютно не желает брать на свои плечи такую важную миссию. И приводит пример с Ионой, который даже пытался бежать на край света от возложенных на него священных обязанностей.

Помимо нравственности и духовности, пророки также обладали даром ясновидения. Они предсказывали будущее, давали ценные советы от имени Всевышнего, лечили от различных болезней и даже принимали участие в политической жизни страны. Например, Ахия был личным советником Иеровоама, основателя Израильского царства, Елисей - способствовал смене династии, Даниил - сам возглавил государство. Учения ранних пророков включены в книги Танаха, поздних - изданы отдельными экземплярами. Интересно, но проповедники, в отличие от представителей других древних религий, веровали в наступление «золотого века», когда все народы будут жить в мире и достатке.

Течения в иудаизме

За долгие века своего существования религия претерпела множество трансформаций и видоизменений. В результате её представители разделились на два лагеря: и реформистов. Первые свято придерживаются традиций предков и не вводят новшеств в верования и его каноны. Вторые, наоборот, приветствуют либеральные веяния. Реформисты признают браки между евреями и представителями других религий, однополую любовь и работу женщин на должности раввина. Ортодоксы в основном живут на большей части современного Израиля. Реформисты - в США и Европе.

Попыткой компромисса между двумя враждующими лагерями стал консервативный иудаизм. Религия, вылившаяся в два течения, нашла золотую середину именно в этом синтезе новаторства и традиций. Консерваторы ограничились введением органной музыки и проповедям на языке страны проживания. Вместо этого, такие важные обряды, как обрезание, соблюдение Субботы и каш-рут, они не трогали. Где бы ни исповедовался иудаизм, в России, США или в европейских державах, все евреи соблюдают чёткую иерархию, подчиняясь старшим по духовной должности.

Заповеди

Они для евреев - святые. Представители этого народа уверены, что во времена многочисленных гонений и издевательств нация выжила и сохранила самобытность только благодаря соблюдению канонов и правил. Поэтому и в наши дни нельзя идти вразрез с ними, даже если на кону стоит собственная жизнь. Интересно, но принцип «закон страны - закон» был сформирован ещё в III веке до нашей эры. Согласно ему, правила государства обязательны для всех без исключения граждан. Евреи также обязаны быть максимально лояльными к высшим эшелонам власти, недовольство разрешено высказывать только в адрес религиозной и семейной жизни.

Соблюдение десяти заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, - суть иудаизма. Причём главная среди них - соблюдение праздника Субботы («Шабат»). Этот день особый, его обязательно следует посвятить отдыху и молитвам. По субботам нельзя работать и путешествовать, даже готовить еду запрещено. А чтобы люди не сидели голодными, им велено делать первые и в пятницу вечером - на несколько дней вперёд.

О мире и человеке

Иудаизм - это религия, в основе которой лежит легенда о сотворении планеты Господом. Согласно ей, землю он создал из водной глади, потратив на эту важную миссию шесть дней. Таким образом, мир и все живущие в нём существа - Божьи создания. Что касается человека, то в его душе обязательно присутствуют два начала: доброе и злое, которые находятся в постоянном противостоянии. Тёмный демон склоняет его к земным удовольствиям, светлый - к совершению хороших дел и духовному развитию. Борьба начал проявляется в виде поведения индивида.

Как уже говорилось, последователи иудаизма верят не только в начало существования мира, но и в его своеобразный конец - «золотую эру». Её основателем станет царь Машиах, он же Мессия, который будет править народом до конца времён и принесёт ему процветание и освобождение. В каждом поколении есть потенциальный претендент, но только истинному потомку Давида, неуклонно соблюдающему заповеди, чистому душой и сердцем, суждено стать полноценным Мессией.

О браке и семье

Им придавалось самое важное значение. Человек обязан обзавестись семьёй, её неимение считается кощунством и даже грехом. Иудаизм - это вера, в которой бесплодность является наихудшей карой для смертного. Мужчина может развестись с женой, если после 10 лет брака она не родила ему первенца. Наследие религии сохраняется именно в семье, даже в периоды гонений каждая ячейка еврейского общества должна соблюдать обряды и традиции своего народа.

Муж обязан обеспечить свою жену всем необходимым: жильём, продуктами, одеждой. Его долг - выкупить её в случае пленения, достойно похоронить, ухаживать во время болезни, обеспечить средствами к существованию, если женщина останется вдовой. То же самое касалось и общих детей: они не должны ни в чём нуждаться. Сыновья - вплоть до совершеннолетия, дочери - до обручения. Вместо этого мужчина, как глава семьи, имеет право на доход своей второй половинки, её имущество и ценности. Он может наследовать состояние жены и использовать результаты её труда в своих целях. После его смерти на вдове обязан жениться старший брат мужа, но только в том случае, если брак является бездетным.

Дети

Отец имеет также множество обязанностей перед наследниками. Сына он должен посвятить в тонкости веры, которые проповедует священная книга. Иудаизм опирается на Тору, её и изучает ребёнок под руководством родителя. Мальчик также с его помощью овладевает выбранным ремеслом, девочка - получает хорошее приданое. Родителей маленькие евреи очень уважают, исполняют их указания и никогда не перечат им.

До 5 лет религиозным воспитанием детей занимается мать. Она учит малышей основным молитвам и заповедям. После их отправляют в школу при синагоге, где они осваивают все библейские премудрости. Обучение проходит после основных уроков или в воскресенье утром. Так называемое религиозное совершеннолетие наступает у мальчиков в 13 лет, у девочек - в 12. По этому поводу устраивают различные семейные праздники, которые символизируют вступление человека во взрослую жизнь. С этих пор юные создания должны постоянно посещать синагогу и вести благочестивый образ жизни, а также продолжать дальнейшее глубокое изучение Торы.

Основные праздники иудаизма

Основной - Песах, который евреи отмечают весной. История его возникновения тесно связана с периодом Исхода из Египта. В память о тех событиях евреи едят хлеб из воды и муки - мацу. Во время гонений люди не успели приготовить полноценные лепёшки, поэтому довольствовались их постным аналогом. Также на столе у них находится горькая зелень - символ египетского порабощения.

В период Исхода также начали отмечать Новый год - Рош а-Шану. Это сентябрьский праздник, который провозглашает Божье царство. Именно в этот день Господь судит человечество и закладывает основы тех событий, которые случатся с народом в будущем году. Суккот - ещё одна важная осенняя дата. Во время праздника евреи, славя Всевышнего, семь дней живут во временных зданиях-сукках, покрытых ветками.

Ханука - также большое событие для иудаизма. Праздник - символ победы добра над злом, света - над мраком. Возник как память о восьми чудесах, произошедших во времена восстания против греко-сирийского правления. Кроме этих основных памятных дат, евреи также отмечают Ту-Бишват, Йом-Кипур, Шавуот и другие.

Ограничения в еде

Иудаизм, христианство, ислам, буддизм, конфуцианство - каждое вероисповедание имеет свои характерные особенности, часть которых распространяется на кулинарию. Так, евреям нельзя употреблять «нечистые» продукты: мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Также у них под запретом устрицы, креветки и другие морские жители. Правильная еда в иудаизме называется кошерной.

Интересно то, что религия запрещает не только некоторые продукты, но и их сочетание. Например, табу - молочные и мясные блюда. Правило чётко соблюдают во всех ресторанах, барах, кафе и столовых Израиля. Чтобы эти блюда находились максимально далеко друг от друга, их выдают в этих заведениях через разные окошки и готовят в отдельной посуде.

Многие евреи почитают не только потому, что это правило прописано в Торе, но и ради оздоровления собственного организма. Ведь эта схема питания была одобрена многими диетологами. Но тут можно поспорить: если свинина является не такой уж и полезной, то в чём провинились морепродукты - неизвестно.

Другие особенности

Культура иудаизма богата необычными традициями, непонятными для представителей других конфессий. Например, это касается обрезания крайней плоти. Обряд проводят уже на восьмой день жизни новорождённого мальчика. Став полностью взрослым, он также обязан отпустить бороду и бакенбарды, как истинный еврей. Длинная одежда и покрытая голова - ещё одни негласные правила еврейской общины. Причём шапочка не снимается даже во время сна.

Верующий обязан почитать все религиозные праздники. Он не должен обижать или оскорблять своих собратьев. Дети в школе изучают основы своей религии: её принципы, традиции, историю. Это одно из основных отличий иудаизма от других вероисповеданий. Можно сказать, что любовь к религии малыши всасывают с молоком матери, их набожность передаётся буквально по генам. Наверное, поэтому народ не только выстоял во времена его массового уничтожения, но и сумел стать полноценной, свободной и независимой нацией, которая живёт и здравствует на собственной благодатной земле.

Сегодняшний рассказ пойдет об Иудаизме – религии еврейского народа, в нем мы поговорим об основных идеях, сути, принципах, философии и традициях иудаизма, этой известной системе вероисповедания, подарившей миру библию Ветхого Завета и Талмуд.

Иудаизм, как еврейская религия берет свое начало от Иуды – сына основателя Израиля .

Согласно мифу, отцу Иуды Иакову, во сне под видом ангела явился сам Бог, с которым он боролся всю ночь, прося благословения. За такую религиозность Бог дал Иакову имя «Борющийся с Богом» или Израиль .

Исторические корни иудаизма

Иудаизм считается очень древним религиозным направлением, насчитывающим более 3000 лет. Его история развития условно делится на 4 периода: Ранний библейский период (XX век до н.э.), когда племена евреев поклонялись силам природы, звездам, горам, растениям и даже животным.

Следующий период истории иудаизма – Новозаветный, после возвращения евреев в Палестину VI веке до нашей эры, где уже почитался Закон Моисея или Тора. Как считается, пророк Моисей вывел из рабства евреев, и они стали жить по его законам.

Тогда же возник и обряд обрезания как инициация, а также для снижения сексуальности, и чтобы люди не занимались сексуальными практиками, считавшимися порочными.

В то время иудаизм разделился на множество направлений. Так в одних традициях опора была на храмовые культы, а в других основывались на любви к ближнему.

Современный иудаизм

Третий период – это индуизм Раввинов или Талмудов (II век н.э.), где упор происходит на 10 заповедей: 1 — один Бог, 2 – не сотвори себе кумира, 3 – не произноси имя Бога напрасно, 4 – субботу посвяти Богу своему, 5 – чти отца и мать, 6 – не убивай, 7 – не прелюбодействуй, 8 – не кради, 9 – не лги, 10 – не желай чужого себе.

И последний период – индуизм с 18 века и по настоящее время. Хотя сегодня религия в Израиле не носит государственного статуса, все же свадьба, развод и смерть – этими вещами занимаются только религиозные учреждения .

Основные идеи иудаизма

Иудаизм провозглашает единственность Бога, и то, что человек сотворен по его образу и подобию. Вот почему человек любит Его и стремится к Нему.

И Бог выступает не только как Абсолют, но и как источник Любви. Человек создан наделенным бессмертным духом и все люди равны по духу.

Также существует идея того, что еврейский народ избранный Богом и должен нести Божественную истину для всего человечества. Если даже человек не еврей, ему следует хотя бы выполнять Семь Законов Ноя: жить без идолопоклонства, почитать Бога, не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не есть живого животного и создание демократичной системы судейства.

Принципы иудаизма

Все основные принципы иудаизма основаны на вере, и они составляют основу воззрения иудейской религии. Эти принципы таковы:

  • Безусловная вера в то, что Творец правит всем, и Он все создал;
  • Творец единственен, и он есть наш Бог;
  • Молиться надо только Творцу
  • Все, что говорили пророки – истина;
  • Все законы данные пророками истинны;
  • Творец знает все дела земные человека и воздает за соблюдение заповедей, наказывая за нарушения их;
  • Вера в приход Спасителя или Мессии.

Суть религии иудаизм

Сущностное положение в иудаизме заключается в едином Боге для каждого человека, что он все создал. И необходимо соблюдать определенные предписания и соглашения перед Богом, чтобы быть принятыми им. Если мы посмотрим на Ветхий Завет, то он переводится именно как соглашение, или договор между Богом и человеком.

Ветхий Завет состоит из Закона Бытия или Торы, где объясняется, как Бог создал небо и землю, и все остальное. Бог создал и человека в Эдемском саду, и наказал ему не есть плоды от дерева добра и зла, иначе умрешь.

И создал из ребра Адама жену ему, и были они голые и не стыдились ни друг друга, ни Бога. Как мы можем видеть, в каждом человеке есть мужское и женское, и лишь, когда начинается разделение на себя и других начинается двойственность и страдания из-за различения на себя и других.

Моисей главный пророк иудаизма

Важнейшей личностью и возможно главным пророком для иудеев считается пророк Моисей. В то далекое время, а это согласно летописи VIII век до н.э., множество иудеев были захвачены в плен царем Египта, и именно Моисей согласно писаниям освободил их из плена поставив ультиматум египетскому царю.

Некоторые наверно слышали про 10 казней Египта, когда желая освободить иудеев, Моисей по воле Бога насылал наказание на Египет в виде насекомых, вода превращалась в кровь или казнь младенцев.

Тогда поверил царь египетский и отпустил иудеев, но затем изменил свое решение и отправился в погоню за пленниками. И тогда, стоя у черного моря, расступилась вода перед Моисеем и прошли они по дну моря, а перед солдатами египетскими захлопнуло море свои воды. И уверовали иудеи в силу Бога. Там же в Египте у горы Синай Моисей восхвалил Бога и дал иудеям 10 заповедей.

Философия иудаизма

Поэтому историю иудеев можно условно разделить на период до пророка Моисея, когда философия иудеев была чисто племенной и основывалась на поклонении силам природы. И второй период, когда пророк Моисей объединил верой в единого Бога всех иудеев, дав соответствующие законы для повседневной жизни и заповеди.

Данные законы были записаны в так называемом Пятикнижие Моисея или Тора, которые он получил, как считается, на горе Синай от самого Бога. В Торе записано, как Бог создал землю, небо и все живое, там же даны предписания Бога для повседневной жизни, заповеди и история иудейского народа.

Тора - это классическая еврейская библия или Ветхий Завет, и она не только является религиозной философией иудеев и иудаизма, но и оказала свое влияние на христианство, и на ислам.

Традиции и течения иудаизма

Сам иудаизм разделен на многие традиции и течения. Так существует, например, классическая форма религии, которая придерживается законов, данных Моисеем и записанных в писаниях.

Считается, что учение Моисея не только было записано в Торе или Ветхом Завете, но и в Талмуде, которое передавалось в устной форме от одного поколения к другому.

Так же существует и современный иудаизм, который интегрирован с современной культурой государства и цивилизацией.

Вывод

Разные народы, так или иначе, хотят познать Бога, и еврейский народ не исключение. Поскольку каждая культура считает именно своего Бога уникальным, мы можем сделать вывод, что сам Бог находится скорее в каждом человеке и доступен каждому человеку на земле, независимо от расы или места рождения, а не где-то сидит на облаке и считает всех людей на своих пальцах.

Видимо есть в каждом человеке нечто такое, что хочет оторвать его от земли и взметнуть куда-то в самую заоблачную высь, туда где, похоже, и находится его настоящий дом и где ждут. А вот что это такое, и кто в действительности его там ждет, мы будем разбираться в следующих статьях на эту тему. А также еще не раз говорить о различных аспектах и более глубокой философии иудаизма, а также о других его священных писаниях, вроде каббалы.

Поэтому оставайтесь с нами на связи – и мы продолжим писать про самое самое духовное и очень близкое по духу каждому человеку и также о сути десятках других мировых религий, вроде Б или .