Меню
Бесплатно
Главная  /  С чего начать планирование  /  Сценарий внеклассного занятия в начальной школе. День Земли

Сценарий внеклассного занятия в начальной школе. День Земли

Воспитательное занятие «Земля – наш общий дом!». Сценарий для младших школьников


Описание материала: Предлагаю Вам сценарий внеклассного мероприятия "Земля - наш общий дом". Данное мероприятие рекомендуется для детей школьного и дошкольного старшего возраста, учителей, воспитателей, педагогов организаторов.
Цель: воспитание бережного отношения к окружающей среде и природным богатствам, экологической культуры поведения в природе, любви к Родине.
Задачи:
- расширить знания детей о негативных последствиях влияния человека на окружающую среду и его деятельности по её защите; - повторить и обобщить правила бережного и экологически правильного обращения человека с окружающей природой и своей средой обитания; - включать детей в ходе занятия в игровую и творческую деятельность с целью коррекции восприятия, мышления, внимания, памяти.
Оборудование: картинки природных объектов, природный материал, альбомные листы и маркеры.

1. Организационный момент:
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в необычное, но очень серьёзное и важное путешествие. Мы не полетим с вами на самолёте и не помчимся на поезде, и, даже, не поедем на автобусе, а возьмём свои рюкзаки, соберем в них смекалку, свои знания и отправимся пешком по просторам нашей земли. Только так можно разузнать все её тайны, разглядеть её красоту, увидеть все беды и помочь ей.
Мы не можем двигаться просто толпой, поэтому разобьёмся на отряды. У отрядов будут названия и девизы. В каждом отряде будут вожатые – старшие ребята и воспитатели, которые всегда вам помогут в пути. За хорошую работу и правильные ответы отряд будет получать жетон, и мы узнаем, какой отряд получит звание «Лучшие знатоки природы». (Воспитатель раздаёт отрядам эмблемы и девизы, а отряд за одну минуту догадывается по ним о своём названии: «Дружба», «Костёр», «Спасатели», «Искра» и готовится хором сказать название.) Встаньте отрядом, хором скажите название отряда, вожатые зачитают девиз.
Девизы команд:
Улыбка Жизнь без улыбки просто ошибка,
Да здравствует смех и улыбка.
Дружба Дружить всегда, дружить везде,
Дружить на суше и в воде.
Костер Гореть самим, зажечь других
Быть впереди и точка.
Искра Будем искриться, будем гореть
Планете Земля не дадим умереть.

Название нашего путешествия «Земля – наш общий дом!»
Как вы думаете, какая цель будет у нашего похода с таким названием? (Мы должны определить, как должен вести себя человек в общем доме под названием Земля, чтобы сохранить её для последующих поколений.)
2.Вводная часть.
Воспитатель. Все мы – люди, птицы, звери, микроорганизмы – живём на одной общей планете. И она единственная планета, на которой возможно обитание живых существ. Это наш общий дом. А природа на земле – наша матушка и кормилица. Что такое природа?





Какая бывает природа? Как отличить живую природу от неживой? (ответы детей) Что берёт человек от природы? (воздух, воду, пищу, здоровье, красоту)
Как должны мы относиться к природе? (ответы детей)
За миллионы лет все виды животных, растений, грибов приспособились друг к другу, к своей среде обитания и неплохо живут по соседству друг с другом. Сам человек – тоже часть природы, вот только никак он не может научиться правильно вести себя в окружающей среде. Приведите примеры негативного воздействия людей на неё. (ответы детей)
По-моему, пора отправляться в дорогу, чтобы на месте определить, что же следует делать людям, чтобы избежать катастрофы - гибели всего живого на Земле и в том числе человека.


3.Основная часть.

1-й привал «Степные просторы»

Воспитатель: «Одеваем наши рюкзаки и отправляемся в путь. И первое место, куда мы пришли, вы определите, если составите слово из этих букв «с», «т», «е», «п», «ь». - - Что такое «степь»? (Это природная зона, с довольно жарким и засушливым климатом, в которой в основном травянистая растительность.)
Мы с вами живем в такой природной зоне. Но, к огромному сожалению, степь утратила свой первозданный вид из-за деятельности людей. Большинство степных земель распахано человеком под поля. А чтобы ветры не выдували почву с полей и не уносили её в виде пыльных бурь, людям пришлось насаживать деревья – лесополосы. А раньше, степь имела вот такой вид. (Картины степи.)



- Кто из вас выезжал с родителями в нераспаханную степь? Что вы там делали? Чем поражает нас степь? (Своими необъятными просторами, огромным количеством тепла и света. Этого нет в лесу. Воздух в степи невероятно чист и свеж. Можно увидеть серебристое, пушистое море – это море из ковыля.) А какие ещё степные растения вы знаете? (Типчак, пырей, овсюг, мятлик, тимофеевка, пастушья сумка, курай, перекати-поле, полыни, зопник колючий, шалфей, гусиный лук, лютики, тюльпаны, ирисы и другие.)
- Какие животные живут в степи? (Лисы, волки, заяц-русак, суслики, хомяки, тушканчики, слепыши, степные сурки, хорьки, ласки. Богат мир пернатых: хищные: скопа, копчик, лунь, пустельга, коршун, совы, орёл-могильщик, степной орёл; не хищные: перепёлки, куропатки, журавли, утки, гуси, синицы, трясогузки. В степи в знойном небе всегда можно услышать весёлую песенку жаворонка.)
- Как неправильно может вести себя человек в этом краю? (Продолжать распахивать землю, выпасать повсюду огромные стада животных, которые затопчут травы, рвать букеты степных цветов, охотиться на редких животных, вывозить мусор и бросать его в лесополосах.)
Какие правила жизнедеятельности человека мы запишем?
1.Нельзя засорять природу мусором. 2. Нельзя убивать животных и птиц, особенно редких. 3. Надо прекратить распашку новых земель, 4. Нельзя нарывать охапки цветов, рвать цветы, занесённые в красную книгу.
Стих. С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою в том,
Что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.

Физминутка.

Возьмём картинки цветов и расставим с ними детей. Один ученик запоминает их расположение. Меняем детей местами или картинками. Ученик говорит, что изменилось.

2-й привал «Водная гладь»

Воспитатель. Одеваем снова наши рюкзаки и идём дальше. А куда мы пришли, вы узнаете, если решите эту задачу. Нужно расположить этих рыбок по порядку их рисования, тогда станет всё ясно. Слово «водоём».


- Какие водоёмы вы знаете? (Пруд, озеро, река, море, океан, водохранилище, канал.) Какие из них естественного происхождения? (Река, озеро, море, океан.)
Все мы знаем, что вода – это жизнь. Всё живое, и человек в том числе, не может без воды. Поэтому человек, в основном, устраивает свои селения неподалёку от водоёмов. А какая вода нам нужна для жизни? (Чистая и пресная.) Мы не только пьём пресную воду, но и поливаем ею растения, моемся, стираем, моем свои жилища, используем пресную воду в промышленном производстве.
А между тем запасы пресной воды очень малы и составляют всего 3% от всего мирового океана. Остальная вода солёная. В некоторых местах уже ощущается нехватка пресной воды. В летний период у нас к вечеру напор воды в системе водопровода снижается, иногда воду даже отключают. А в некоторых селениях подача воды осуществляется по расписанию или она вовсе привозная. Мы в основном пользуемся подземными запасами воды, потребление воды крупными городами значительно больше, поэтому они используют воду ближайших рек, озёр. Для чего мы ещё используем водоёмы? Летом люди любят поплавать в них, порыбачить, сидя с удочкой на берегу.


– Какие же нарушения совершает человек, пользуясь водой?
Спускает в водоёмы неочищенные сточные воды, зачастую содержащие ядовитые вещества; моет грязные машины на берегу водоёмов, бросает мусор на берегу водоёмов. Неэкономно использует водные запасы Земли - вода попусту может течь из незакрытого или неисправного крана. В погоне за наживой, некоторые люди занимаются браконьерством, ставят сети на рыбу, раколовки, там, где такая ловля запрещена. Иногда глушат рыбу динамитом.
Давайте продолжим список правил поведения человека в общении с природой.
4. Бережно расходуй природные ресурсы. 5. Не мойте грязные машины вблизи водоёмов. 6. Не сбрасывайте в водоёмы сточные воды. 7. Веди охоту и ловлю рыбы только разрешёнными способами.
Физминутка.
Давайте снимем наши рюкзаки и немного искупаемся в таком замечательном озере. Поднимите руки, кто из вас умеет плавать. А кто покажет, как он плавает. Как называется этот стиль, когда руки, как вёсла, поочерёдно загребают воду? «Кроль» А когда ногами работаешь, как лягушка, а руки выбрасываешь перед собой и воду разводишь в разные стороны. «Брасс» Что за стиль, когда пловец взмахивает руками, словно бабочка? «Баттерфляй» Давайте поплаваем разными стилями.

3-й привал «Лесная полянка»

Воспитатель. А где мы сделаем следующий привал, вы определите, отгадав загадки.
Что же это за девица: Весной зеленела, В белом сарафане Не швея, не мастерица, Летом загорала. Встали на поляне. Ничего сама не шьёт, Осенью надела Летели синицы, А в иголках круглый год. Красные кораллы. Сели на косицы. (Ель) (Рябина) (Берёза)
Что за дерево стоит - В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня, Ветра нет, а лист дрожит? Богач невелик, а орешками наделит. (Осина) (Орешник)
Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит. (Шиповник.)
С моего цветка берёт У меня длинней иголки, чем у ёлки. Пчёлка самый вкусный мёд. Очень прямо я расту в высоту. А меня всё ж обижают: Если я не на опушке, Шкурку тонкую сдирают. Ветви только на макушке. (Липа) (Сосна)
- Куда мы пришли, ребята, где растут эти деревья? Верно, мы пришли в лес.


А кто населяет лес? (В лесу много зверей, птиц, насекомых и других животных.) Отгадайте загадки про них.
Он всю зиму в шубе спал, Всех зверей она хитрей, На полянке возле ёлок Лапу бурую сосал. Шубка рыжея на ней. Дом построен из иголок. А, проснувшись, стал реветь. Пышный хвост - её краса, За травой не виден он, Этот зверь лесной - …медведь. А зовут её … лиса. А жильцов в нём миллион.
Она как змейка в траве мелькает, хвостом виляет, (Муравьи в муравейнике) Хвост оборвёт, другой наживёт. (Ящерица.)
Днём спит, а ночью летает, Всех перелётных птиц черней, На шесте дворец, Про многое знает. (Сова.) Враг личинок, друг полей, Во дворце – певец, Верещунья, белобока, Взад-вперёд по пашне вскачь А зовут его… (скворец). А зовут её … (сорока). И зовётся птица (грач).
Скворец – заботливый отец, Скворец – заботливый отец, . Но чем унять скворчат? И всё, что есть в меню, Лишь выйдет из дому скворец, Из рощи в дом несёт скворец Опять они кричат. И кормит ребятню!
Игра «Принимаю – не принимаю» Давайте теперь немного поиграем. Я буду предлагать вам то, чем можно заняться, а вы решайте, если можно этим заниматься в лесу, то хлопайте в ладоши, а если нельзя, то топайте ногами.
- можно найти удобную полянку и расположиться для отдыха;
- можно поиграть, сухими листьями побросаться, из веток, лежащих на земле, построить шалаш;
- кто увидит гриб, рвите с корнем, чтобы другим не досталось;
- можно насобирать вкусных ягод и угостить друзей;
- можно наломать гибких молоденьких веточек и лесных ландышей, сплести веночки;
- можно пошуметь, покричать, поаукать в лесу, мы же не в посёлке;
- бутылки из-под воды, стаканчики одноразовые, пакеты положу под кустик, чтобы не портили вид полянки, они мне уже не нужны;
- пучеглазую лягушку, ползучего ужа, противных гусениц можно прогнать, или раздавить;
- разгляжу, какая окраска у них; каждый из них выполняет в природе свою роль. Животные всякие важны, животные всякие нужны.
Знаете ли вы?
1. Древесина этого дерева самая прочная, долго не гниёт даже в воде, поэтому используется в строительстве. (Лиственница.)
2.Это дерево поглощает больше всего радиацию и лучше других очищает воздух. (Тополь.)
3. Существует трава от 99 болезней. (Зверобой.)
4. Выше всех птиц летает … (орёл).
5. Ухо у кузнечика находится на … (ноге).
6. Самая большая птица в мире …(страус), а самая маленькая … (колибри), а в нашей стране - … (королёк).
7. Есть сладкое дерево в наших лесах. (Липа.)
8.В лесу растут разноцветные грибы. (Сыроежки.)
9.Пингвин это … (птица) и питается рыбой.
!0. Самая высокая трава …(бамбук).

Давайте продолжим наш список правил поведения в природе:
8. Не ломай молодые деревца, лучше посади сам деревья;
9.Люди должны снизить объём вырубаемых деревьев;
10.Не разводи в лесу костры, особенно под деревьями;
11.Не бросайте стеклянные предметы в траву, они будут причиной пожара.
12.Не разоряйте птичьих гнёзд, муравейники, не топчите ядовитые грибы;
13.Не шумите в лесу.
Берегите русский лес, Белке, кунице, зайцу, лисице
Он – источник всех чудес! Лес – дом родной.
Чтобы всюду зеленели Птице и зверю хочется верить
Сосны, вязы, клёны, ели, В мир и покой.
Берегите лес!

Воспитатель. К сожалению, мы не можем долго путешествовать и нам пора возвращаться домой, но мы неплохо потрудились, составили целый список правил, которым нужно следовать, чтобы остановить экологическую катастрофу. (фото поселка)


Проверим, как вы запомнили наши правила. Вы послушаете стих «Весёлая прогулка», а потом скажете, какие из правила поведения в природе были нарушены.
Веселая прогулка
Сидели на опушке, Ушли две ученицы,
На солнечной полянке, Две юных горожанки…
Две девочки-подружки, Поют, как прежде, птицы
Две юных горожанки. На солнечной полянке,
Звенели птичьи трели, Несется птичий гомон,
И девочки смотрели, Но весь дубок обломан,
Как все вокруг блестело, А травка под ольхою
Сверкало, шелестело, Покрыта шелухою.
Как плещутся верхушки Чего здесь только нету!
Зеленою волною… От семечек пакеты,
Сказали две подружки: Трамвайные билеты,
- Как хорошо весною! Бумажки от ирисок…
Какой тут воздух чистый! (Продолжить можно список.)
Какой дубок ветвистый! Все словно потускнело!
Ушли две горожанки –
Теперь им нету дела
До солнечной полянки.
Шумит дубок ветвистый
Оставшейся листвою,
Качает головою: «Какие эгоисты! Какие эгоисты!»
- Получая от природы всё необходимое для жизни, человек должен быть аккуратным и экономным, чтобы не наносить урон природе, не уродовать её.
- Чтобы природа успевала восполнять свои силы и восстанавливать утраченное, человек должен брать разумное количество её богатств и помогать природе в восполнении своих ресурсов. Сажать как можно больше деревьев, восстанавливать вырубленные леса. Строить очистные сооружения, для сбрасываемых промышленных вод, выхлопных газов.
- Строить комбинаты по переработке отходов, чтобы не росли свалки. Более бережно пользоваться тем, что уже произведено. - Переходить на производство и использование таких предметов быта, которые менее токсичны, способны разлагаться естественным способом (с помощью бактерий, живущих в природе).

А закончат наше путешествие ребята такими словами:

Есть просто храм, есть храм науки, Мы хотим, чтоб птицы пели,
А есть ещё природы храм Чтоб вокруг леса шумели,
С лесами, тянущими руки Чтобы были голубыми небеса,
Навстречу солнцу и ветрам. Чтобы речка серебрилась,
Он свят в любое время суток, Чтобы бабочка резвилась
Открыт для нас в жару и стынь. И была на ягодах роса!
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Александра Климова
Сценарий праздника «Земля - наш общий дом»

Под музыку дети забегают в зал, в руках у них

разноцветные воздушные шары

Танец «Звенящая весна"

В заключение танца дети остаются на своих местах

1Ведущий : Посмотрите, сколько собралось ребят.

Самый теплый праздник света и добра .

Празднует сегодня наша детвора.

2Ведущий : Облака по небу ветерок несет,

Жаворонок песню весело поет.

Прекрасный вальс Весна танцует

И солнце светит в вышине.

Весна добро несет всем людям,

Любовь и счастье на Земле !

1Ребенок : Из далеких краев, где морская волна

Кружевной рассыпается пеной,

К нам на крыльях ветров прилетает Весна

И приносит с собой перемены.

2Ребенок : Украшает Весна и сады и поля,

Покрывает цветами овраги.

Оживает прогретая солнцем земля ,

Пьет душистые капельки влаги.

3Ребенок : Будит ласково Весна

всю природу ото сна.

Засветило солнце ярче,

заглянуло в каждый дом.

Даже дышится иначе,

Аромат Весны кругом!

4Ребенок : И весенние капели

Целый день выводят трели.

Вот и лес зашевелился,

Растормошенный Весной.

И подснежник появился,

Все украсив синевой.

5 Ребенок : Шумят леса, цветет Земля ,

Поет, звенит ручей :

«Пришла Весна, пришла Весна

Все очень рады ей!»

В заключение песни дети садятся на стульчики

1Ведущий : Только появились на деревьях почки,

Новенькое платье сшила мать для дочки.

С яркими цветами и голубизною,

Маленькую дочку назвала Весною.

2Ведущий : Улыбнулась нежно девочка – Весна,

Потянулась веточкой к солнышку она.

Подсадила скворушку в терем – теремок,

Подарила матери тоненький цветок.

1Ведущий : Засмеялась, расцвела Мать – Земля травами и цветами .

Праздник у Земли , а значит и у всех нас, живущих на этой Земле .

Звучит тихая музыка, идет презентация «Земля – наш общий дом »

И мне радостно слышать ваши слова.

1Ведущий : Земля , Земля , ты нас слышишь? Ты говоришь с нами?

Земля : Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде, я не в силах исправить все – то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по Земле человек .

2Ведущий : Земля , ведь ты такая красивая, голубая, цветущая! Неужели ты можешь погибнуть?

Земля : Да, у меня много цветов, рек и лесов, но их становится все меньше и меньше… у вас есть время, чтобы спасти меня и самих себя. Только вы можете сделать это…

2Ведущий : Ребята, а как можно помочь планете?

1Ребенок : Посадить цветы, деревья и их поливать.

2Ребенок : Не бросать мусор на улице.

3Ребенок : Не загрязнять воздух.

4Ребенок : Не загрязнять реки и моря.

5Ребенок : Не обижать животных и птиц.

Внезапно за дверью слышится свист, в зале появляется Шалтай – Болтай

с большим рюкзаком

1Ведущий : Это что за свистун к нам пожаловал? Кто нарушил наш покой?

Шалтай : Громче хлопайте, давайте,

Шалтая – Болтая вы встречайте.

С вами буду я дружить,

Если будете сорить.

Все для Шалтая – Болтая сойдет,

Разный мусор подойдет :

Фантики, скорлупки, пробки.

Книги старые, коробки.

Больше мусора бросайте,

Никогда не убирайте.

Эй, где вы, мои верные друзья,

Выходите поскорей,

Пошалим тут веселей!

Танец мальчишек – хулиганов

1Ведущий : Вот это хулиган у нас появился. Правильно тебя зовут Шалтай – Болтай, потому что ты бездельник, хулиган и без дела шатаешься и болтаешься.

У тебя такой большой рюкзак, что в нем?

Шалтай : Подарки для ребят.

1Ведущий : Ну, давай, Шалтай, показывай свои подарки.

Шалтай : Вот рогатка вам, ребятки,

Чтобы в птичек пострелять.

Вот вам шумный пистолетик,

Чтоб друг друга попугать!

Этим камнем тяжеленным

Можно окна выбивать!

Этой палкой – выручалкой

Во все стороны махать!

Ну как, хорошие мои подарки?

1Ведущий : И нисколько не хороши, забери их назад. Никакие это не подарки, это очень плохие вещи. Их срочно надо выбросить!

Ребята, верните Шалтаю – Болтаю все обратно.

Дети отдают вещи Шалтаю - Болтаю

Шалтай : Как же с вами скучно, неинтересно. Как мне хочется на полянку прибежать, под кусточком полежать, веточку сломать, птиц перепугать и рогаткой в них пострелять!

1Ведущий : Шалтай – Болтай, разве так можно с птицами обращаться? Птицы – наши друзья и обижать их нельзя!

Послушай одну поучительную историю, которая произошла во фруктовом саду.

Выходят двое детей

1Ребенок : Мальчишка из рогатки

Стрелял в веселых птиц.

Он целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.

И птицы загрустили, не стали щебетать,

И все они решили туда не прилетать.

2Ребенок : В саду уже не слышен веселый перелив,

В нем нет ни красных вишен,

И нет в нем спелых слив.

Ни яблока, ни груши никто в нем не найдет.

На кухне у старушек

Не варится компот.

1Ребенок : Все сохнет, увядает,

Страдает все село.

2Ребенок : Страдает и не знает,

Что в нем произошло…

1Ведущий : Ребята, как вы думаете, почему теперь нет в саду ароматных фруктов? (Ответы детей) .

Потому что птички в сад больше не прилетают и не радуют своим пением.

Деревьям в саду стало грустно и тоскливо, поэтому они перестали расти.

1Ведущий : А как приятно встать на рассвете и услышать за окном веселое и звонкое пение птиц.

Дам ребятки вам один совет :

Гнезда вы не разоряйте, птичьих гнезд не трогайте.

Яичек теплых не берите, птиц, друзья вы, берегите.

1Ребенок : Нет, мы не будем разорять, вот слово всех ребят.

2Ребенок : Пусть птичьи песенки опять повсюду зазвенят!

Песня «Птичий хор» слова Р. Фархади, музыка А. Берлина

Шалтай : Я никогда не буду обижать птичек, а тем более стрелять в них из рогатки. Они ведь такие маленькие, такие беззащитные. Кто угодно их может обидеть.

2Ведущий : Кажется, наш озорник стал исправляться.

Кстати, Шалтай –Болтай, а ты знаешь каких – нибудь птиц?

Шалтай : Конечно, знаю, вот, например : макароны, нет – вороны, а вот еще, ватрушка, подушка, нет, кукушка.

А еще я знаю скалку, нет, наверное, галку.

2Ведущий : Эх ты, скалка – галка!

Ребятки, давайте расскажем Шалтаю – Болтаю про птиц.

Мы сейчас поиграем в одну интересную игру, которая называется , а ты, Шалтай – Болтай, внимательно слушай и запоминай.

Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей,

Ну – ка, ребята, их вспомним скорей!

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

1Ведущий : А сейчас вас ждет друзья, интересная игра.

А ты, Шалтай – Болтай, слушай и мотай себе на ус.

А игра называется «Если я приду в лесок» .

Я вам буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать «да» или «нет» .

Игра «Если я приду в лесок»

Если я приду в лесок и сорву ромашку? НЕТ

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? НЕТ

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? ДА

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? ДА

Если разведу костер, а тушить не буду? НЕТ

Если сильно насорю и убрать забуду? НЕТ

Если мусор уберу, банку закопаю? ДА

Я люблю свою природу, я ей помогаю! ДА

Шалтай : Друзья мои, я все понял, все запомнил и намотал себе на ус :

Птичек обижать нельзя,

Костер разводить нельзя,

Мусорить нельзя,

Природу любить нельзя… ой, что – то я запутался, природу любить нужно и беречь ее всегда!

1Ведущий : Да, природу невозможно не любить. Она нам дарит столько красоты! Особенно весной прекрасна наша Земля , когда вся природа оживает и все вокруг расцветает и душа ликует и поет от такой красоты!

Шалтай : Особенно у меня! Сегодня я хочу дарить всем цветы! Вот сейчас пойду, нарву много, много красивых цветов и подарю их вам, ребята!

Собирается убегать, но ведущий останавливает Шалтая – Болтая

1Ведущий : Постой, Шалтай – Болтай,

Если ты сорвешь цветок,

Если я сорву цветок,

Если все : и я, и ты, если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

2Ведущий : С удовольствием хотим

Мы цветы сюда позвать.

Пусть они прекрасным видом

Землю будут украшать !

Звучит нежная фоновая музыка, в зале появляются девочки – цветы

Ромашка : Я – ромашка полевая,

Про меня все дети знают.

Растем всегда на воле,

Красивее нас нет.

Любуйтесь нами в поле,

Не рвите нас в букет!

Лилия : Я – лилия, я – лилия!

Я скромная, красивая,

Я очень ароматная,

И взгляду я приятная!

Фиалка : Фиалка – сказочный цветок,

Никто не может с этим спорить.

Создание дивной красоты

И удивительных историй.

Зимою стужа и метель,

Природы дивной замиранье.

А где фиалка, там свирель

И вечное весны дыханье.

Роза : Меня называют царицей цветов!

За цвет и за запах моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,

Но кто не простит мне колючих шипов!

Мак : Мой наряд всегда красным бывает,

Зернышки черные во мне созревают.

Бабушка зернышки эти берет,

Вкусные булочки с маком печет!

Лилия : А где же наши подружки – пчелки,

Золотистые челки?

Вы скорее к нам летите,

Нас на танец пригласите!

Звучит музыка, в зале появляются пчелки, «подлетают»

каждая к своему цветочку

1Пчелка : А вот мы и прилетели,

На свои цветочки сели.

Мы весело жужжим,

Над цветами вьемся.

Как за горку солнце сядет,

В улье соберемся.

2Пчелка : С цветка на цветок

Летаем весь день.

Готовить медок

Совсем нам не лень.

3Пчелка : С зари до зари

В трудах и заботах.

Без дела сидеть

Нам совсем неохота.

4Пчелка : Наша профессия – летать,

Медом соты насыщать.

5Пчелка : Да еще мохнатым брюшком

Все цветочки опылять.

Танец «Пчелки и цветы»

1Ребенок : Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Учит, по календарю –

По живому букварю :

2Ребенок : Птицы учат пению,

Паучок - терпению.

3Ребенок : Учит нас пчелиный рой

Дисциплине трудовой.

4Ребенок : Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

5Ребенок : У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе!

6Ребенок : Давайте, ребята,

Дружить друг с другом.

Как птицы с небом,

Как травы с лугом!

7Ребенок : Как ветер с морем,

Поля с дождями.

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Коммуникативный танец - игра «Ку - ку»

1Ведущий : Уважаемые гости, наши ребята к празднику приготовили стихи о птицах, о животных, о растениях и сейчас вам их прочитают.

Дети читают стихи

Шалтай : Ребята, мне так нравится в вашем детском саду,

От вас, наверное, я не уйду.

Ловко вы играете, хорошо поете,

Хорошо танцуете и дружно все живете!

1Ведущий : Шалтай – Болтай, мы рады принять тебя в свои ряды, мы уверены, что ты подружишься с нашими ребятами, а ребята с тобой.

2Ведущий : Ну, вот и хорошо, что все хорошо закончилось. И наш праздник подходит к концу .

1Ведущий : А напоследок мы хотим вам пожелать :

Берегите нашу планету,

Другой такой на свете нету.

Берегите птиц, насекомых, зверей,

От этого станете только добрей.

Украшайте Землю цветами , садами

Такая планета нужна нам с вами!

Парный танец «Дорога к солнцу»

Ведущий : Спасибо всем за внимание, наш праздник окончен .

Под веселую музыку дети выходят из зала

Анастасия Путинцева
«Земля-наш общий дом» Сценарий экологического праздника к Всемирному Дню Земли

Сценарий экологического праздника ,

посвящённого Всемирному дню Земли

«Земля – наш общий дом »

Ведущая : Здравствуйте, ребята! Мы с вами живём на прекрасной планете Земля и нашу чудесную планету надо беречь, чтобы красота её не угасла!

(стук в дверь)

Ребята, послушайте, кажется, к нам кто-то стучится (Вносят письмо) . Письмо. Интересно, что же там написано (читает) : «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ, ПРИГЛАШАЮ ВАС НА ИМЕНИНЫ. БУДУ ОЧЕНЬ РАДА ВИДЕТЬ ВАС. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ »

Ну что? Мы принимаем приглашение? (дети отвечают) .

Ведущая : Сегодня поздравить спешит детвора

Любимую нашу планету,

Желаем здоровья, всех благ и добра.

Ведь лучше Земли нашей нету !

1-й ребёнок :

Здравствуй, наш весёлый праздник ,

Славный праздник – день Земли .

Вместе с вами мы сегодня

Отмечать его пришли.

2-й ребёнок :

Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля !

Отныне мы дети твои и друзья!

Отныне мы вместе – большая семья :

Цветы и деревья, птицы и я!

Ведущая : Ребята, я поздравляю вас с этим днём! Попробуйте отгадать загадки :

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (лес)

Течёт, петляет тут и там

И по полям, и по лугам,

Водой омыты берега.

Что это, знаешь ты? (река)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все… (солнце)

(пока дети отгадывают загадки, по залу раскидывается разный «мусор» ).

Ведущая :

Что случилось с нашим лесом?

Посмотрите все вокруг,

Был зелёным и уютным –

Стал он грязным, серым вдруг.

Теперь в лесу тишина, только мусор кругом. Кикимора Кика да Леший решили весь лес извести, цветы оборвать, птиц распугать, зверей разогнать. Ребята, слышите, кто-то сюда пробирается.

(входят Кикимора и Леший)

Кикимора : Леший, ты чего-нибудь плохое в лесу сегодня сделал?

Леший : Кика, да, я сегодня постарался : берёзу сломал, муравьёв разогнал, птичье гнездо разорил, цветов редких нарвал целую кучу и в ручей бросил.

Кикимора : Хи-хи! Ну ты и молодец! Давай запишем в книгу «Злых дел» .

Леший : А ты, Кикачка, что натворила?

Кикимора : Воды намутила, рыбу разогнала, людей на болоте напугала, аисту на ногу наступила, лягушонка палкой гоняла, мусора всякого в реку накидала. Давай, Леший, всё записывай.

Ведущая : Кто вы такие?

Кикимора : А разве вы нас не знаете?

Леший : Кикимору и Лешего все знают.

Ведущая : Ребята, да разве можно в лесу таких злодеев терпеть?

Леший : А что такое? Вы посмотрите сколько мы дел за день переделали (отдаёт книгу «Злых дел» ).

Ведущая : (читает) Сколько же вы вреда Земле причинили : деревья сломали, муравейник разорили. Если все будут уничтожать, рвать, ломать, так и жизни на Земле не будет ! И вас не будет!

Леший и Кикимора : И нас не будет? А что же делать?

Ведущая : Об этом вам расскажут наши ребята.

(дети рассказывают стихи)

1-й ребёнок :

Я обнял глобус – шар земной.

Один – над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут : «Береги» .

2-й ребёнок :

В зелёной краске лес и дол

Мне говорят : «Будь с нами добр.

Не растопчи нас и не жги.

Зимой и летом береги».

3-й ребёнок :

Журчит глубокая река,

«Ты береги нас, береги» .

4-й ребёнок :

И птиц, и рыб я слышу всех :

«Тебя мы просим, человек,

Ты обещай нам и не лги,

Как старший брат нас береги»

5-й ребёнок :

Сбережём свою красивую планету,

Нашу Матушку-Природу сбережём,

Мы должны быть очень благодарны

Ей за то, что счастливо живём!

Кикимора : Спасибо, ребята, научили уму разуму. Мы поможем весь мусор убрать и побежим добрые дела делать.

Игра «Убери мусор»

(Дети делятся на 2 команды, каждой команде выдаётся корзина. По сигналу дети начинают собирать «мусор» , какая команда быстрее уберёт свою территорию. Кикимора и Леший помогают, а после окончания конкурса забирают корзины с мусором и убегают).

Ведущая : Посмотрите, как стало чисто. Какой же хороший поступок сделали мы ко дню Земли . А сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру. Я буду называть действия. Если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

Игра «Если я приду в лесок»

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю? (Да)

Если разведу костёр,

А тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да) .

Ведущая : Молодцы, все правила знаете! Вы настоящие друзья природы. У природы есть ещё один враг – огонь.

Конкурс «Пожар в лесу»

(Каждый участник приносит воду для «тушения пожара» ложкой в ведерко. Выигрывает команда, у которой вперёд наполнится ведерко).

Конкурс «Знатоки животного мира»

(У каждой команды корзинка с набором животных и по 2 обруча разного цвета :синий-вода, жёлтый-суша. Участники должны распределить, какие животные живут в воде, какие – на суше. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием).

Ведущая : Мы сегодня отпраздновали день рождения нашей планеты Земля . Вы знаете, какая она красивая в любое время года. Она дарит нам свои плоды, свою красоту. Мы должны любить нашу землю и беречь её !

(дети читают стихи)

1-й ребёнок :

Давайте будем дружить друг с другом

Как птицы с небом, как поле с лугом.

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами !

2-й ребёнок :

Давайте будем к тому стремиться,

Чтобы нас любили и звери, и птицы,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

3-й ребёнок :

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

(дети исполняют песню)

Песня «Наш край»

Ведущая : Давайте вместе Землю украшать ,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная : хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Публикации по теме:

Методическая разработка экологического праздника «Наш дом-планета Земля» Методическая разработка экологического праздника "Наш дом - планета Земля" Цель: сформировать у детей мотивизацию к творческой деятельности.

Проект «Земля наш общий дом» Проблема: бережное отношение к окружающей природе Игровая мотивация: путешествие детей по разным месяцам года; Цель: Формирование у дошкольников.

Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве.

Развлечение экологической направленности к Дню Земли «Мы земляне, наш дом - планета Земля» Развлечение экологической направленности к Дню Земли «МЫ ЗЕМЛЯНЕ, НАШ ДОМ - ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» Ведущий. Есть просто храм, Есть храм науки,.

Сценарий внеклассного мероприятия по экологии

« Земля - это наш общий дом»

Классный руководитель: Гаврилова Ольга Анатольевна

Цели: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты,

желание сознательно взаимодействовать вместе с природой.

Задачи: развивать эстетические чувства – увидеть и прочувствовать красоту природы,

участвовать в посильной деятельности по охране и защите природы,

воспитывать любовь к окружающему миру, умению вести себя в природе.

Ход мероприятия

Ученик . На одной родной планете

Дружно мы живем.

Никого не трогаем.

Песни лишь поем.

Мы цветы не рвем.

Чистую водичку

Из ручья лишь пьем.

Птиц не убиваем,

Гнезд не разоряем.

Мы природу любим,

Она нам как родная мать.

И пора подумать всем,

Природу надо сохранять!

1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы живём на планете Земля. Это есть наш общий дом.

И сегодня мы собрались, чтобы научиться любить и беречь этот дом, дом, в котором мы живем.

Наш дом - это небо над нами,

Земля - под ногами,

Вода - в родниках

И ласковое солнышко в голубых облаках.

2 ведущий; Мы будем охранять нашу планету. А поможет нам в этом наука - экология. Что же это за наука? Экология от греческого слова « экос» - дом. А «логос» - ученье. Значит экология – это наука о доме.

Экология – это наука о бережном отношении к природе и ко всему, что нас окружает. Замечательный писатель и большой знаток большой природы М.М. Пришвин писал:

«Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Ученик: Есть просто храм,

Есть храм науки

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

(А. Кардаков)

Учитель ; Дорогие ребята, мы ходим по земле, пользуемся водой, дышим кислородом и должны помнить, что всюду тоже существует своя жизнь и мы не в праве ее нарушать, изменять, уничтожать.

Ты природу не губи!

Ты природу береги!

Какие правила природы мы должны знать?

Ученики : Нельзя шуметь, громко включать музыку, не ломать веток, не рвать цветы, не ловить насекомых, не разжигать костров, не мусорить, уходя из леса все за собой убрать, не стрелять из рогаток и т. д..)

Учитель :

Молодцы.! Конечно, природе мы будем друзьями. Будем ее озеленять, а не загрязнять. 2017 год объявлен годом экологии.

А сейчас давайте поиграем в игру « Это я, это я, это - все мои друзья!»

Кто приходит в лес шуметь?

И горланить, и реветь?

Кто всем зверям помогает7

Птичьих гнезд не разоряет?

Кто цветы не обрывает?

А сажает их и поливает?

Кто с природой дружит?

Ни о чем не тужит?

Кто мусор не бросает?

Сам площадку убирает?

Кто деревья посадил?

Ни одного не загубил?

Кто всегда идет вперед?

И рогатку в лес берет?

Кто идет и очень рад,

Взял с собой фотоаппарат?

Кто мусор убирает, банки закопает?

Любит природу и ей помогает?

Учитель : А теперь послушайте стихотворение.

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв)

Учитель: Воздухом дышим мы с вами, дышат звери, птицы и растения, и воздух этот должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Выхлопные газы, пыль загрязняют воздух. Озеленение окружающей среды – одна из главных задач охраны воздуха.

Быстро пролетит время. Вы станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить?

Земля - всего лишь маленькая частица Вселенной. Но только на ней есть жизнь.

А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась всё богаче и краше с каждым днем. Где бы мы не жили: в лесу, в горах, в степях, в городе, в селе, мы – дети природы. Только поняв это,мы станем все в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Звучит песня « Дорогою добра» (Татьяны и Сергея Никитина)

Пояснительная записка

Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей среды. Нет никакой возможности ни для кого избежать этой глубокой зависимости. Каждый из нас должны прийти к осознанию и принятию ответственности как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету. В этом и состоит одна из наиболее важных задач экологического образования: осознать эту ответственность самому и воспитать её в своих учениках.

Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты могут быть заметны только через несколько лет. Необходимо обеспечить непрерывность этого процесса на всех ступенях образования, от детского сада и начальной школы через среднюю школу, до высшего учебного заведения. Только в этом случае у человека формируется картина целостного восприятия окружающего мира.

Преподавание экологии на уроке я стараюсь сделать одновременно и рациональным, и развлекательным, так как оно должно быть обращено и к уму, и к сердцу ребёнка. Перенасыщение занятий научной информацией, особенно если дети не подготовлены к её восприятию, может дать только негативный эффект.

Проведение урока в виде игры, праздника, заочного путешествия по заповедникам, тематической физкультминутки, экологического калейдоскопа помогут сделать урок живым и интересным.

ТЕМА: ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ РОДНОЙ.

Цели:

Образовательная: формирование экологических знаний;
- воспитательная: воспитание любви к родной природе, Родине, самому себе;
- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, интереса к окружающему миру.

Форма: заочное путешествие по музеям – заповедникам, экологический калейдоскоп.

Дидактическое обеспечение:

  1. плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися;
  2. гербарии листьев;
  3. картины о природе известных русских художников;
  4. выставка книг об экологии России и родного края;
  5. Красная книга (в 2-х томах);
  6. магнитофон;
  7. кассета с записью «Пение птиц».

Словарик на доске:

«Экология – наука об окружающей среде»
«Экос» - дом, убежище
«Логос» - учение.

Эпиграф на доске:

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».
(Антуан де Сент – Экзюпери)

I. Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята и взрослые! Сегодня я предлагаю вам немного отдохнуть. А где самый лучший отдых? Конечно, на море, в горах, в лесу и т.д. Действительно, самый лучший отдых на природе. И совершить увлекательное путешествие в мир природы нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп».

Экология – это наука об окружающей среде. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.

Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».

Экологический калейдоскоп – это интересные конкурсы, вопросы, сюрпризы, это ваши знания, эрудиция, находчивость.

Чем больше мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.

II. Основная часть.

1) Представление команд: название, девиз, эмблема.

2) Конкурс «Эрудит» - вопросы командам:

  • Кто из известных русских художников писал картины о природе?
  • Кто из известных поэтов и писателей писал о природе?
  • Какое дерево считается национальным деревом России? И почему?
  • (Лиственница. Так как занимает почти половину лесов нашей страны, даёт прочную древесину, быстро растёт и не боится морозов. Это решено на 5 Всемирном лесном конгрессе)
  • Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)

    Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья?

  • (В дуплах живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных
  • насекомых. Молодой лес погибает от вредных насекомых).
  • Бывают ли у деревьев лишние ветви? (Да, нижние)
  • Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
  • Из какого дерева делают спички? (Из осины).
  • Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
  • Какие дрова самые жаркие? (Дуб и берёза).
  • Из какого дерева делают пианино? (Из ели).
  • Какой страшный зверь падок на малину? (медведь)
  • Листопаднички – кто они? (Зайчата, родившиеся осенью).
  • Растёт ли дерево зимой? (Нет).
  • Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
  • Косой ли заяц? (Нет).
  • Какое растение или дерево даёт лучший мёд? (Липа).
  • Что делает зимой ёж? (Спит).
  • Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина).
  • Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
  • Какое дерево в наших краях даёт всё, что бы одеть и обуть человека? (Ель).
  • Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло).
  • Назовите «карандашное» дерево? (Кедр).
  • Самый быстрый зверь? (Гепард).
  • Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
  • Какая рыба без чешуи? (Сом).
  • Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
  • У кого рот на брюхе? (У акулы).
  • Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
  • Есть ли у скворца своя песня? (Нет, он подражает голосам других птиц, животных, человека)
  • Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики).
  • Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит).

На этом конкурс «Эрудит» закончен.

3) Игра «Превращения» с командами (Приложение 1).

4) Игра со зрителями: «Кто как кричит?

  • собака - … (лает)
  • корова - … (мычит)
  • лошадь - … (ржёт)
  • свинья - … (хрюкает)
  • воробей - …(чирикает)
  • курица - … (кудахчет)
  • медведь - …(рычит, ревёт)
  • голубь - …(воркует)
  • гусь - … (гогочет)
  • овца - …(блеет)
  • олень - …(ревёт, трубит)
  • лиса - … (лает)
  • волк - …(воет)
  • соловей - …(поёт)

5) Домашнее задание командам.

6) Продолжи фразу «А знаете ли вы …?»

Задание командам: «Определи дерево». По 1 человеку из команды выбирают одно растение из гербария и рассказывают о нём всё что знают.

7) Классный руководитель рассказывает о Красной книге и другой литературе на стенде. Красная книга - это книга, в которую заносят названия редких видов растений и животных. Представителей природы, занесённых в Красную книгу, охранять нужно особенно бережно. Первый том Красной книги вышел в 1966 году. Разделы Красной книги: «Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Высшие растения». Только животных более 150 видов.

8) Зрителям - загадки:

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ель).

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(лиственница).

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(сосна).

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Кожу тонкую сдирают.
(Липа).

Две сестры летом зелены;
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет.
(чёрная и красная смородина).

Чёрная?
- Нет, красная!
- А почему белая?
- Потому что зелёная.
(красная смородина)

Этот кустарник похож на малину, только плоды его чёрные.
(ежевика).

10) Задание – командам: «Экологическая ситуация».

* Вам предстоит выбрать место для костра. Какое вы предпочтёте и почему:

Открытую поляну;
- берег реки;
- у подножия склона горы;
- одиноко стоящее дерево;
- хвойный молодняк.

* Что можно использовать в качестве топлива и как погасить костёр?

* Какую опасность представляют оставленные туристами свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов? Ваши действия по уборке мусора.

* В суровые зимы, когда на озёрах и водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Почему? Как помочь рыбам?

* После весеннего разлива рек в понизовьях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь им можно оказать?

11) Задание «Кто это?»

Для участия в конкурсе приглашаются по 1-му художнику от обеих команд, а также от команды болельщиков. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать зверька в ящике. НЕ БОЙТЕСЬ, ОН НЕ КУСАЕТСЯ! Он мягкий и добрый. А теперь нарисуйте его на бумаге. (В трёх ящиках – три различных мягких игрушки – зверушки).

12) Командам – игра «Перестановка» (Приложение 2).

13) Болельщикам – задание:

Поочерёдно называть блюда, приготовленные из лесных даров. Кто называет последним – тот побеждает.

14) Конкурс «Угадай следы». (Приложение 4, 5, 6, 7, 8) (Это – лиса, заяц, куница, белка, медведь).

15) Игра «Что это за чудища?» - командам (Приложение 9,10). Играет музыка (пение птиц) -1 минуту.

16) 1 – чтец:

Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая.
Сейчас, то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж, земля обязана терпеть?

А сколько выбросов мы дарим ей,
Дымы заводов, грязь от теплоходов.
У нас прекрасная земля людей,
Боюсь, не стала бы она землёй отходов.
Земля – наш дом и летом и зимой,
И осенью, весной.
Земля – наш дом.
Задумайся о том.

17) Подведение итогов. Награждение.

18) Заключительное слово учителя.

Состоялось наше краткое (очень краткое!) знакомство с экологией. Несмотря на то, что конкурсы были шуточными и простыми, кое–что новое вы всё-таки узнали. Вот, оказывается, какое это сложное мироздание – наш Общий Природный дом.

И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.

Может быть, самое важное для каждого – узнавать всё, что только возможно, о жизни окружающей среды. Чем больше все мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.

Эколог – эта профессия становится всё более распространённой в мире. В нашей стране таких специалистов готовят в Москве и других институтах на экологических кафедрах. Природа ждёт своих защитников!