Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские проблемы  /  Один и тот же грамматический признак. Грамматические признаки

Один и тот же грамматический признак. Грамматические признаки

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В русском языке части речи делят на самостоятельные и служебные. Каждая самостоятельная часть речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, местоимение, наречие ) имеет свои грамматические признаки. Грамматические признаки бывают разными, такими как: «время, число, падеж» и постоянными «род, склонение». К самостоятельным относятся существительные, прилагательные, глаголы и так далее. К служебным же относятся предлоги, союзы, частицы.

Общие грамматические признаки

Общие грамматические признаки могут применяться на различные группы слов.

  • Род (Genus):
    • Mужской (masculinum);
    • Женский (femininum);
    • Средний (neutrum);
  • Число (Numerus):
    • Единственное (Singular);
    • Множественное (Plural);
    • Собирательное (Multiplex) ;
    • Двойственное (Dual) - в современном русском языке остаточные формы древнерусской парадигмы после числительных 2,3,4.
  • Лицо(Person):
    • первое (говорящий или группа, в которую он входит - я, мы);
    • второе (слушающий или группа, в которую он входит - ты, вы);
    • третье (участник, не являющийся ни говорящим, ни слушающим; он, она, оно, они).
  • Падеж (Casus):

В современном русском языке выделяют 6 падежей:

Русское название Латинское название Характеризующий вопрос
Именительный Номинатив (Nominativus) Кто? Что?
Родительный Генитив (Genitivus) Кого? Чего?
Дательный Датив (Dativus) Кому? Чему?
Винительный Аккузатив (Accusativus) Кого? Что?
Творительный Аблатив (объединяет инструментатив , локатив и аблатив) Кем? Чем?
Предложный Препозитив (Prepositivus) О ком? О чём? (И т. п.)
  • Склонение (declinare):
    • Первое (слова мужского и женского рода, оканчивающиеся на -а или -я: мама, папа, разиня, шея);
    • Второе (все остальные слова мужского рода + все слова среднего рода: окно, свидание, шок, конь, гений, волчище);
    • Третье (все остальные слова женского рода: мышь, любовь, мать).

Грамматические признаки частей речи

Грамматические признаки имени существительного

  • Склонение
    • Род
    • Число
    • Падеж

Есть у всех форм кроме инфинитива, причастия и деепричастия. Многие ученые считают, что деепричастие и причастие являются не формами глагола, а отдельными частями речи и, соответственно, несут в себе иные грамматические признаки.

См. также

Напишите отзыв о статье "Грамматические признаки"

Отрывок, характеризующий Грамматические признаки

– Вот бы тебе к ним стоять, Федотов.
– Видали, брат!
– Куда вы? – спрашивал пехотный офицер, евший яблоко, тоже полуулыбаясь и глядя на красивую девушку.
Немец, закрыв глаза, показывал, что не понимает.
– Хочешь, возьми себе, – говорил офицер, подавая девушке яблоко. Девушка улыбнулась и взяла. Несвицкий, как и все, бывшие на мосту, не спускал глаз с женщин, пока они не проехали. Когда они проехали, опять шли такие же солдаты, с такими же разговорами, и, наконец, все остановились. Как это часто бывает, на выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать.
– И что становятся? Порядку то нет! – говорили солдаты. – Куда прешь? Чорт! Нет того, чтобы подождать. Хуже того будет, как он мост подожжет. Вишь, и офицера то приперли, – говорили с разных сторон остановившиеся толпы, оглядывая друг друга, и всё жались вперед к выходу.
Оглянувшись под мост на воды Энса, Несвицкий вдруг услышал еще новый для него звук, быстро приближающегося… чего то большого и чего то шлепнувшегося в воду.
– Ишь ты, куда фатает! – строго сказал близко стоявший солдат, оглядываясь на звук.
– Подбадривает, чтобы скорей проходили, – сказал другой неспокойно.
Толпа опять тронулась. Несвицкий понял, что это было ядро.
– Эй, казак, подавай лошадь! – сказал он. – Ну, вы! сторонись! посторонись! дорогу!
Он с большим усилием добрался до лошади. Не переставая кричать, он тронулся вперед. Солдаты пожались, чтобы дать ему дорогу, но снова опять нажали на него так, что отдавили ему ногу, и ближайшие не были виноваты, потому что их давили еще сильнее.
– Несвицкий! Несвицкий! Ты, г"ожа! – послышался в это время сзади хриплый голос.
Несвицкий оглянулся и увидал в пятнадцати шагах отделенного от него живою массой двигающейся пехоты красного, черного, лохматого, в фуражке на затылке и в молодецки накинутом на плече ментике Ваську Денисова.
– Вели ты им, чег"тям, дьяволам, дать дог"огу, – кричал. Денисов, видимо находясь в припадке горячности, блестя и поводя своими черными, как уголь, глазами в воспаленных белках и махая невынутою из ножен саблей, которую он держал такою же красною, как и лицо, голою маленькою рукой.
– Э! Вася! – отвечал радостно Несвицкий. – Да ты что?
– Эскадг"ону пг"ойти нельзя, – кричал Васька Денисов, злобно открывая белые зубы, шпоря своего красивого вороного, кровного Бедуина, который, мигая ушами от штыков, на которые он натыкался, фыркая, брызгая вокруг себя пеной с мундштука, звеня, бил копытами по доскам моста и, казалось, готов был перепрыгнуть через перила моста, ежели бы ему позволил седок. – Что это? как баг"аны! точь в точь баг"аны! Пг"очь… дай дог"огу!… Стой там! ты повозка, чог"т! Саблей изг"ублю! – кричал он, действительно вынимая наголо саблю и начиная махать ею.
Солдаты с испуганными лицами нажались друг на друга, и Денисов присоединился к Несвицкому.
– Что же ты не пьян нынче? – сказал Несвицкий Денисову, когда он подъехал к нему.
– И напиться то вг"емени не дадут! – отвечал Васька Денисов. – Целый день то туда, то сюда таскают полк. Дг"аться – так дг"аться. А то чог"т знает что такое!
– Каким ты щеголем нынче! – оглядывая его новый ментик и вальтрап, сказал Несвицкий.
Денисов улыбнулся, достал из ташки платок, распространявший запах духов, и сунул в нос Несвицкому.
– Нельзя, в дело иду! выбг"ился, зубы вычистил и надушился.
Осанистая фигура Несвицкого, сопровождаемая казаком, и решительность Денисова, махавшего саблей и отчаянно кричавшего, подействовали так, что они протискались на ту сторону моста и остановили пехоту. Несвицкий нашел у выезда полковника, которому ему надо было передать приказание, и, исполнив свое поручение, поехал назад.
Расчистив дорогу, Денисов остановился у входа на мост. Небрежно сдерживая рвавшегося к своим и бившего ногой жеребца, он смотрел на двигавшийся ему навстречу эскадрон.
По доскам моста раздались прозрачные звуки копыт, как будто скакало несколько лошадей, и эскадрон, с офицерами впереди по четыре человека в ряд, растянулся по мосту и стал выходить на ту сторону.
Остановленные пехотные солдаты, толпясь в растоптанной у моста грязи, с тем особенным недоброжелательным чувством отчужденности и насмешки, с каким встречаются обыкновенно различные роды войск, смотрели на чистых, щеголеватых гусар, стройно проходивших мимо их.

Глагол - часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета (отвечают на вопросы что делать? что сделать?), например: слушать, работать, внести, цвести, сберечь, таять, опечалиться.

Каждый глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом). Глаголы в форме инфинитива имеют формообразующие суффиксы -ть, -ти, -чь (примеры см. выше). Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица. Глаголы делятся на переходные и непереходные. Переходные глаголы обозначают действие, способное переходить на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога. Например: читать газету, отправить телеграмму, купить цветы. Все остальные глаголы непереходные. Например: гулять в парке, улететь на юг, грозить неприятелю. Глаголы, имеющие особый суффикс -ся (-сь), называются возвратными. Например: брить - бриться, купать - купаться, строить - строиться. Все возвратные глаголы непереходные. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Вид глагола показывает, как протекает действие. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия, его начало. Например: начертить, бросить, отцвести, запеть. Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? - начертили, бросили, отцвели, запели) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? - начертят, бросят, отцветут, запоют). Форм настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало. Например: чертить, бросать, цвести, петь. Они имеют три времени: прошедшее (что делали? - чертили, бросали, цвели, пели), настоящее (что делают? - чертят, бросают, цветут, поют) и будущее сложное, состоящее из двух слов: слова буду (будешь, будет и т. д.) и неопределенной формы данного глагола (что будут делать? - будут чертить, будут бросать, будут цвести, будут петь). Глаголы имеют формы наклонений, которые показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, или возможным при каком-либо условии, или желательным. В русском языке три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет. Например: Утром мы отправились в путь. Сейчас мы беседуем. Завтра я опять Вас увижу. В изъявительном наклонении глагол изменяется по временам, имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии. Например: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы. В сослагательном наклонении глаголы изменяются по числам, а в единственном числе по родам (т. е. так же, как изменяются глаголы прошедшего времени). Например: читать - читал бы (м. р.), читала бы (ж. р.), читало бы (ср. р.), читали бы (мн. ч.). (Обратите внимание на раздельное написание частицы бы.) Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить. Например: Руки ей разотри. Укрой ноги пледом. Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и- к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса. Например: нести - несут - неси; привезти - привезут - привези; рассказывать - рассказывают - рассказывай; готовите - готовят - готовь. Во множественном числе прибавляется -те: несите, привезите, рассказывайте, готовьте. В сослагательном и повелительном наклонении глагол по временам не изменяется. В предложении глаголы в форме всех наклонений обычно бывают сказуемыми.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам называется спряжением. Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ёшь(-ешь), -ёт(-ет), -ём(-ем), -ёте(-ете), -ут(-ют) - I спряжения. Глаголы с окончаниями -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят) - II спряжения. Глаголы хотеть, бежать разноспрягаемые. В ед. ч. глагол хотеть спрягается по I спряжению (хочу, хочешь, хочет), а во мн. ч. - по II спряжению (хотим, хотите, хотят). Глагол бежать имеет в 3-м лице мн. ч. форму I спряжения (бегут), остальные формы - II спряжения (бежишь, бежит, бежим, бежите). Среди глаголов выделяется группа безличных, которые не изменяются ни по числам, ни по лицам, ни по родам. Безличные глаголы употребляются в двух формах: 1) в форме, которая совпадает с формой 3-го лица ед. ч. настоящег­о (будущего простого) времени, например: све­тает, рассветает, рассветет, знобит, смеркается; 2) в форме, которая совпадает с формой среднего рода прошедшего времени, например: светало, рассветало, рассвело, знобило, смеркалось. В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, причем при них не бывает (и не может быть) подле­жащего. Например: 1. Всю ночь слегка вьюжило. 2. Мне нездоровится. В безличном значении могут выступать и личные глаголы. Например: 1. Зажгло грозою дерево. (Ср.: Молния зажгла дерево.) 2. Пахнет сеном над лугами. (Ср.: Сено приятно пахнет.)

Имя существительное – знаменательная часть речи, которая выражает грамматическое значение предметности в словоизменительных категориях падежа и числа и несловоизменительных категориях рода и одушевленности.

Общекатегориальные грамматические признаки имен существительных

Понятие «предметность» более абстрактно, чем понятие «предмет». Слова «доска », «окно » и подобные называют предметы, в них выделяется грамматическое значение «предметность». Слова «дерзость », «высота » называют отвлеченный признак, слова «вышивание », «изучение » называют отвлеченное действие, слова «революция », «переворот » показывают события, слова «гроза », «дождь » называют явления природы, слова «минута », «год » называют временные отрезки, слова «учитель », «старик » называют лиц, слова «кошка», «дельфин» называют животных; во всех словах подобного типа выделяется грамматическое значение «предметность», т.к. к ним можно поставить вопрос кто? или что?

Частнокатегориальные признаки имен существительных

В сущестивтельных выделяется словоизменительная категория падежа. У склоняемых существительных эта категория выражается флексиями (берёз а – И.п., берёз ы – Р.п., берёз е – Д.п. и т.д.), у несклоняемых существительных значение категории определяется по контексту (на тарелке лежит безе – И.п., угости безе – Тв.п., люблю безе – В.п.).

В существительных выделяется категория числа. Обычно выделяется оппозиция ед.ч./ мн.ч. (стол/столы, учитель/учителя ), но есть существительные, которые употребляются только в ед.ч. (singularia tantum): серебро, купечество, любовь , есть существительные, которые употребляются только во мн.ч. (pluralia tantum): духи, сани, сливки, дрожжи.

Все существительные, кроме тех, что выступают только во мн.ч. (pluralia tantum), относятся к одному из 3 родов: день – м.р., жена – ж.р., окно – ср.р. Это несловоизменительная категория.

В существительных выделяется несловоизменительная категория одушевленности/неодушевленности. При определении этой категории обращаем внимание на грамматическое проявление. Если форма Вин.п. мн.ч. совпадает с формой Р.п. мн.ч., то существительное – одушевленное (вижу девушек (В.п.) = нет девушек (Р.п.)), если форма Вин.п. мн.ч. совпадает с формой И.п. – неодушевленное (вижу парты (В.п.) = стоят парты (И.п.)).

Синтаксические функции имен существительных

У существительных они самые богатые. Чаще всего выступают в роли подлежащего и дополнения (пушистый снег окутал стройные ели ), но могут быть и другими членами предложения: мой дед был знахарем (именная часть составного именного сказуемого), волна моря покрыла меня (определение), книги лежат на столе (обстоятельство).

§16.Лексико-грамматические разряды имён существительных

Сам термин указывает на связь лексики и грамматики. Лексические значения существительных и вытекающие из них особенности проявления грамматических категорий позволяют выделить разряды.

Лексико-грамматические разряды (ЛГР) - это такие подклассы слов, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слова выражать определённые грамматические значения. Это означает, что в семантике слов есть определённые черты, которые влияют на его грамматические характеристики. Например: если семантический признак «конкретный предмет», то из этого следует, что грамматический признак ед. и мн. ч.; т.е. большинство конкретных имён существительных имеют формы ед. и мн. ч. (лист -листья, берёза - берёзы).

Выделяют следующие ЛГР: собственные/нарицательные, личные/неличные, конкретные/абстрактные, собирательные, вещественные.

Буквально слово морфология значит «учение о форме», а как лингвистический термин оно обозначает раздел грамматики, изучающий структуру слова и выражение грамматических значений в пределах слова. Те грамматические значения, которые выражаются за пределами слова, изучаются в другом разделе грамматики – в синтаксисе. А слово как носитель смысла, обозначение понятий действительного мира изучается в разделе «Лексика».

В процессе речевого общения люди имеют дело со смыслом, выраженным, например, в таком предложении: Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру (Ф.Достоевский). Чтобы смысл предложения стал доступен читателю, автор должен не только найти нужные, точные слова, но и соединить их таким образом, чтобы слова могли сотрудничать друг с другом, были приспособлены одно к другому.

В русском языке это приспособление осуществляется с помощью различных окончаний, которые (наряду с предлогами и некоторыми частицами, а также при помощи порядка слов) внешне выражают «взаимоотношения» слов, их роли в предложении.

По характерным наборам грамматических признаков, по «склонности» играть в предложении ту или иную роль, по определенным семантическим характеристикам можно выделять грамматические классы слов; их и называют частями речи . Распределение по частям речи производят на основании трех критериев – семантического, морфологического и синтаксического.

Современная грамматика русского языка выделяет десять частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, частицу, междометие. Однако не все лингвисты придерживаются такой точки зрения: некоторые языковеды выделяют иное количество частей речи, поскольку принципы распределения слов по различным грамматическим классам могут быть различны.

Вопрос о разделении всех слов языка на классы неоднократно вставал перед лингвистами разных эпох и народов. В IV веке до н.э. два выдающихся философа в разных частях света выделяли четыре части речи: Аристотель в Древней Греции – имя, глагол, член и союз (или связку ), Панини в Древней Индии в языке санскрит – имя, глагол, предлог, частицу . В VIII веке до н.э. ситуация меняется – Аристарх Самофракийский (философ Александрийской школы) выделяет уже 8 частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие . Такой взгляд на классы слов удерживается в различных грамматиках очень долго. Так, в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, относящейся к XVII в., можно найти описание восьми частей речи русского языка. М.В. Ломоносов в «Российской грамматике» вносит некоторые уточнения: он предлагает различать имена. Его классификация состоит в следующем: имя (собственно имя, прилагательное и числительное), местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие .

Более пристальное внимание на морфологию обратили в конце XIX века российские ученые А.А. Потебня и Ф.Ф. Фортунатов.

Каждый из них выдвигал различные принципы классификации слов.

А.А. Потебня предлагал на первое место поставить семантику, но не забывать при этом учитывать и синтаксическую роль слова в предложении. Ф.Ф. Фортунатов же полагал, что наиболее важным при классификации слов является последовательное проведение морфологического принципа, т.е. учет особенностей словоизменения той или иной лексемы. Поэтому грамматические классы слов он называл формальными классами. В дальнейшем принципы классификации частей речи строились на том, чтобы попытаться совместить эти два предложенных выдающимися лингвистами принципа. В числе русских лингвистов, уделивших немало внимания морфологическим проблемам, можно назвать А.М. Пешковского, А.А. Шахматова, Л.В. Щербу. Однако наиболее выдающаяся заслуга принадлежит В.В. Виноградову. Его классификация частей речи носит многоступенчатый характер и основывается и на роли слов в предложении (первая ступень – разделение слов на части речи и на частицы речи, т.е. частицы, частицы-связки, предлоги, союзы), и на их семантике и особенностях словоизменения. В.В. Виноградов выделяет особую часть речи – категорию состояния. Тем не менее вопрос о частях речи – их числе и принципах выделения – до сих пор окончательно не решен. Традиционная школьная грамматика, как уже было отмечено, выделяет 10 частей речи. Некоторые ученые полагают причастие и деепричастие не глагольными формами, а отдельными грамматическими классами, за счет чего число частей речи увеличивается. А если еще добавить категорию состояния? Однако есть мнение, согласно которому число частей речи сокращается за счет местоимения. Так, Н.Н. Дурново, М.В. Панов не выделяют местоимение в особую часть речи, хотя роль его как особой группы слов подчеркивают и значение для языка не умаляют.

Кроме того, могут вставать и другие, более частные проблемы. Одна из них – морфологическая омонимия. Одно и то же слово в одном предложении «работает», например, причастием, а в другом – существительным: 1) Заведующая отделом женщина была слишком молода. 2) Заведующая проводила будни за телефоном . В первом предложении слово заведующая является причастием, так как оно, с одной стороны, определяет существительное женщина , согласуясь с ним в роде, числе и падеже, а с другой – оно управляет зависимым от него существительным отделом , требуя от него творительного падежа. Таким образом, в данном предложении слово заведующая совмещает в себе и признаки прилагательного, и признаки глагола (несов. вид., неперех., действ., наст. время), т.е. является причастием. Во втором предложении слово заведующая является существительным: оно выполняет роль подлежащего (стоит в им. п.), определяется глаголом в форме прошедшего времени как сущ. женск. рода и единств. числа. С точки зрения словообразования произошла синтаксическая деривация – слово из одной части речи перешло в другую. С точки зрения морфологии мы имеем дело с различными частями речи. А пишутся они одинаково!

Задача настоящей статьи – напомнить порядок морфологического разбора слова, указав на те «напряженные» места, которые нужно уметь обходить, с которыми нужно научиться справляться, когда разбираешь слово как часть речи.

Имя существительное

I. Общеграмматическое значение – обозначает предмет. В имени существительном грамматически выражено значение предметности. Другие части речи так или иначе определяют существительное: модные сапоги, шить сапоги, десять сапог, сапоги в гармошку .

II. Грамматические признаки.

А. Постоянные.

1. Собственное или нарицательное . Нарицательные существительные обозначают классы предметов, веществ, действий, свойств (дерево, смола, бег, стойкость) , а собственные существительные обозначают единственные в своем роде объекты: Москва, Бетховен, Нева, Россия, Юпитер .

2. Конкретное, вещественное, отвлеченное, собирательное . Действительно, существительные имеют такие разряды по значению, но важны они не просто потому, что имеют различное лексическое значение. Существительные делятся на два класса: класс исчисляемых предметов и класс неисчисляемых предметов . К первому классу относятся все конкретные существительные, называющие материальные объекты. Слова этого класса могут изменяться по числам. Слова неисчисляемого класса предметов по числам не изменяются и имеют форму, сходную с формой либо единственного, либо множественного числа. К данному классу как раз и принадлежат существительные с отвлеченным лексическим значением, вещественные, собирательные и имена собственные.
Поэтому важно отметить именно принадлежность слова к классу считаемых – несчитаемых слов, а затем уже указать, к какому разряду по значению относится анализируемое слово.
Конечно, возможны и такие случаи, когда слова вещественные употребляются в значении конкретных, например, чаи (разных сортов), масла, жиры . Иногда имена существительные, обозначающие отдельные предметы, употребляются в значении имен вещественных или собирательных: Продавали пух и перо . Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу . В таких случаях существительные утрачивают множественное число. Это говорит о том, что нужно быть внимательным к тому, в каком именно значении употреблено слово в данном контексте.

3. Одушевленное или неодушевленное . Эта грамматическая категория, которая различается по форме вин. п. – во II скл. в ед. ч., а для остальных словоизменительных типов – во мн. ч. Согласно этой категории слова делятся на «грамматически» живые – одушевленные – и «грамматически» неживые – неодушевленные. Вижу (кого?) мальчика, лошадей, кукол, валета, туза, короля, покойника, мертвеца, кота . Вижу (что?) привидение, поле, народ, толпы, картины, дерево, травы . Вин.п. существительных первой группы совпадает с род.п., второй группы – с им.п.

4. Род . Существительные не изменяются, а распределяются по родам: мужской, женский, средний и общий.
Род существительного можно определить тремя способами: 1) по согласованию с прилагательным или глаголом, стоящим в форме прошедшего времени, – голуб ой океан, океан простирал- -ся ; 2) по набору окончаний, например, род. и им. падежей – стол- € + стол- а (м.р.) или мышь- € + мыш- и (ж.р.). 3) заменой существительного соответствующим личным местоимением.
К существительным общего рода относятся слова I склонения с окончаниями - а (- я) , которые дают характеристику лицу: рёва, жадина, невежа, зазнайка, воображала. В зависимости от пола именуемого объекта эти слова «работают» то как существительные ж.р., то как существительные м.р.: Вася так ой забияка! Инга ужасн ая плакса .

Б. К непостоянным грамматическим признакам относятся:

1. Число . Большинство существительных – т.е. существительные, относящиеся к классу исчисляемых слов, – изменяются по числам и имеют либо форму единственного числа, либо форму множественного.

2. Падеж . Существительные изменяются по падежам. Не изменяется по падежам группа заимствованных существительных, таких, как кино, метро, пальто, кофе, кенгуру и т.д. Однако в предложении можно увидеть и какую синтаксическую позицию они занимают: через грамматическую форму связанных с ними по смыслу слов: Метро был о закрыт о . Слово метро стоит в форме им. п., так как занимает позицию подлежащего. Мы доедем (на чем?) на метро . В данном предложении слово метро стоит на месте косвенного дополнения – и по связи управления, идущей от глагола доедем , мы устанавливаем его падеж – творительный.

III. В предложении существительное обычно выполняет работу подлежащего или дополнения, но может делать и любую другую работу: быть несогласованным определением (У нее была юбка в клеточку) , приложением (Красавица бабочка порхала над цветами) , обстоятельством (Отец работал в городе) , именной частью составного сказуемого (Володя был служащим ) .

. Искал покоя и мудрости, нашел забвение среди природы. (А.Н. Толстой)

Покоя – имя существительное.

I. Общеграмматическое значение – предмет, обозначает состояние, нач. форма – покой .
II. Постоянные признаки: нарицательное, относится к классу несчитаемых предметов (тип лексического значения – отвлеченное), мужского рода, 2-го склонения.
Непостоянные признаки: стоит в форме род. п. (Форму числа не определяем, т.к. это слово не имеет противопоставления по числу.)

III. В предложении выполняет роль дополнения.

Имя прилагательное

I. Общеграмматическое значение – обозначает признак предмета, согласованный со словом (обычно существительным), обозначающим предмет, и не указывающий на отношение к времени.

II. Грамматические признаки.

А. Постоянные. Качественное, относительное или притяжательное. Притяжательные прилагательные определить легче всего: эти слова указывают, что признак принадлежит какому-нибудь лицу или предмету, отвечают на вопрос чей? : синичкин календарь, рыбий хвост, заюшкина избушка, волчья натура, воронье горло.
Относительные прилагательные, характеризуя предмет, указывают его признак через отношение к другому предмету, количеству и т.п. Все эти слова производные, образованные от других частей речи: клубничное варенье, железнодорожный мост, трехметровая высота, лунная ночь, лебединая песня.

Б.
Качественные прилагательные прямо указывают на признак предмета: добрый, смелый, простой, сложный, полный, целый, богатый, вечный .
В некоторых случаях относительные прилагательные могут переходить в качественные. Мы узнаем об этом из контекста – с каким словом употреблено данное прилагательное, что оно обозначает: деревянная походка, золотые руки, каменное сердце, сахарные уста . Качественный признак может проявляться у предмета в большей или в меньшей степени, поэтому только качественные прилагательные могут иметь такой непостоянный грамматический признак, как степень сравнения.
Еще только у качественных прилагательных может быть краткая форма, следовательно, среди непостоянных признаков у качественных прилагательных отмечаем полную или краткую форму.
Запишем, в какой степени сравнения стоит качественное прилагательное: в исходной, сравнительной или превосходной.
У всех прилагательных указываем формы рода, числа и падежа.
Напомним, что краткие прилагательные изменяются по родам и числам, форма сравнительной степени никак не изменяется.

III. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением или именной частью составного сказуемого, у кратких форм только одно «место работы» – в составе сказуемого.

Примечание . В русском языке есть ряд слов, которые по смыслу и по роли в предложении являются прилагательными, однако грамматически не способны выразить свою «классовую» принадлежность. Это такие слова, как (язык) хинди, (язык) урду, (цвет) маренго, (брюки) хаки, (юбка) клеш и др. Такие прилагательные называются аналитическими, потому что, чтобы узнать их грамматическое значение, нужно анализировать их связи с другими словами предложения. Как любое прилагательное, они определяют существительные, отвечают на вопросы какой? какая? какое?

Пример морфологического разбора . Он говорил даже на языке сомали .

Сомали – прилагательное, определяет слово язык .

I,II. Относительное прилагательное (описывает признак через отношение к предмету – к языку ). Неизменяемое.

III. В предложении является несогласованным определением.

В приметах заключено много точного знания и поэзии . (К.Паустовский)

Точного – имя прилагательное, определяет признак слова знания , нач. форма – точный .

I, II. Качественное прилагательное, полное, согласовано с существительным в форме ед. ч., м. р. и род. п.

III. В предложении является согласованным определением.

Имя числительное

Этот грамматический класс слов еще не окончательно сформировался в современном русском языке. К нему относятся слова, обозначающие количество и называющие число, но из-за несформированности грамматических признаков некоторые слова, имеющие значение количества, принадлежат к другим частям речи. Слова тысяча, миллион, миллиард – существительные, один – прилагательное (так как способно изменяться и по родам, и даже по числам: один день, одна ночь, одно занятие, одни сутки ). Все порядковые числительные по набору грамматических признаков – относительные прилагательные. Лишь три числительных способны частично изменяться по родам; это слова: два (друга, солнца) – две (девочки), оба (друга, солнца) – обе (девочки), полтора (дня, яблока) – полторы (страницы).

I. Таким образом, общеграмматическое значение, объединяющее слова в класс числительных, – обозначение количества или порядкового номера предмета.

II. Грамматические признаки. Изменяются по падежам. Свои особые признаки у упомянутых уже слов.
При разборе числительных принято отмечать их структуру и разряд по значению. По своему строению числительные бывают: непроизводные (два, четыре, десять, сто, сорок) , производные (пятнадцать, двадцать, восемьдесят) , составные (двадцать один, две десятых, одна тысяча шестьдесят три) . По значению выделяют количественные (семь, восемнадцать, шестьдесят два) , дробные (одна девятая, пять шестых) , собирательные (двое, четверо) , порядковые (третий, двадцать пятый, сто пятьдесят первый) .

III. Синтаксическая роль. Если числительное называет число, оно обычно выступает в предложении как подлежащее либо как сказуемое: Пять плюс пять будет десять . Если же числительное обозначает количество предметов, что бывает чаще всего, то числительное вместе с существительным образуют неделимую по смыслу синтаксическую единицу, и уже вместе с существительным они выполняют в предложении ту работу, какую необходимо: Два дивана стояли в гостиной . Пончик съел на обед пять булочек. В отряде недосчитались троих ребят. Его не было две недели .

. Температура в воде достигала всего лишь плюс семи градусов . Семи – числительное.

I. Общеграмматическое значение – обозначает количество (градусов) , нач. форма – семь .

II. Грамматические признаки: числительное количественное, непроизводное, стоит в форме род. падежа.

III. В предложении вместе со словом градусов формирует составной второстепенный член предложения – дополнение.

Наречие

I. Общеграмматическое значение – признак действия или признака (быстро понимать, очень быстро, весьма смешливый) .

II. Обычно у наречия отмечают разряд по значению: определительное (качественное, количественное, образа и способа действия, сравнительно-уподобительное), обстоятельственное (места, времени, причины, цели и др.).

О грамматике наречия можно сказать только одно – оно не изменяется, не имеет форм словоизменения, кроме одного типа наречий, тех, которые образованы от прилагательных при помощи суффикса -о (-е) : у них может быть степень сравнения – исходная (высоко, глубоко) , сравнительная (прыгнул выше, нырнул глубже) , превосходная (высочайше награжден, глубочайше тронут заботой) .

III. В предложении обычно бывает обстоятельством.

Пример морфологического анализа . Эта мысль меня не покидала и мешала мне обходиться с ним по-прежнему . (А.С. Пушкин)

По-прежнему – наречие.

I. Общеграмматическое значение – признак действия, обозначенного глаголом обходиться .

II. Относится к разряду качественных наречий, не изменяется.

III. В предложении является обстоятельством образа действия.

Глагол

I. Общеграмматическое значение глагола – обозначение процессуального признака предмета. Процессуальный признак тот, который изменяется, протекает во времени, «оживляет» неподвижный предметный мир, противостоит тем статичным признакам, которые были названы предшествующими частями речи. Набор грамматических признаков у глагола самый большой.

II. А. Постоянными признаками грамматической системы глагола являются следующие.

1. Вид : совершенный и несовершенный. Самый простой способ отличить один вид от другого – поставить к глаголу вопрос. На вопрос что делать? отвечают глаголы несовершенного вида, а на вопрос что сделать? отвечают глаголы совершенного вида. Грамматическое значение, которое стоит за названием вида и за вопросами, конечно же, разное. Так, глаголы совершенного вида указывают на то, что называемое действие внутренне исчерпало себя, пришло к завершению: прочитать, сплясать, прилететь, запеть и т.п. Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое не имеет ни начала, ни конца и не содержат указания на завершенность.
Напомним, что в русском языке существуют двувидовые глаголы, которые сами по себе, вне контекста, не способны указать на вид действия: казнить, женить, телефонизировать, газифицировать . Но каждый раз в конкретном тексте они приобретают то или иное видовое значение: Собирались (что сделать? ) женить сына. Каждый год он женит (что делает? ) то одного, то другого сына .

2. Переходность – непереходность . Значение этой грамматической категории состоит в том, что некоторые из глаголов способны указывать на процесс, который охватывает объект их действия целиком. Это переходные глаголы: строить (дом), красить (стену), вязать (носки), петь (романс). Формально переходность выражается в том, что глаголы управляют существительными, стоящими в форме винительного падежа без предлога, и в редких случаях, а именно когда выражается значение части предмета или отрицание, переходные глаголы управляют существительным в форме родительного падежа: отрезать сыра, не иметь таланта . Все остальные глаголы – непереходные: думать об отдыхе, жить на Канарских островах, звонить в колокол, подражать поэту и т.п.
Даже если в анализируемом вами предложении глагол употреблен с существительным, стоящим не в винительном падеже, но принципиально у него такая возможность имеется, следует отметить его как переходный глагол: красить на скорую руку, вязать из ниток, строить с рабочими, петь за плату и т.д.

3. Возвратность – невозвратность . Этот грамматический признак характеризует действие с точки зрения направленности: невозвратные глаголы указывают направление действия на какой-то объект, а возвратные глаголы обращают действие на то лицо, которое его производит, сравните: полоскать – полоскаться, причесывать – причесываться, встретить – встретиться и т.д. Формальным показателем возвратного глагола является постфикс -ся (-сь) . Следует добавить, что все возвратные глаголы – непереходные.

4. Спряжение . В русском языке два словоизменительных типа глаголов, так называемые первое и второе спряжения. Нужно вспомнить изучавшиеся в начальной школе и повторяемые из года в год признаки определения глаголов I и II спряжений. Не забывать, что в русском языке есть несколько разноспрягаемых глаголов. Это слова есть, дать, бежать, хотеть и приставочные образования от них: придать, отдать, наесться, отбежать и т.п.

Б. Непостоянные грамматические признаки.

1. Наклонение : изъявительное, условное (или сослагательное), повелительное.

2. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по:

а) временам . Напомним: у глаголов несовершенного вида три формы времени: прошедшее (читал) , настоящее (читаю) , составное будущее (буду читать) . У глаголов совершенного вида две формы времени: прошедшее (прочитал) , простое будущее (прочитаю) ;
б) в прошедшем времени – по родам и числам ,
в) в настоящем и будущем времени – по лицам и числам .

3. В условном наклонении глаголы изменяются по родам и числам.

4. В повелительном наклонении – по числам.

III. В предложении глагол в личной форме всегда является сказуемым. Инфинитив, или неопределенная форма глагола, может быть практически любым членом предложения, а о других глагольных формах – причастии и деепричастии – речь идет далее.
Найти глагол в предложении нетрудно. Ни у кого никогда не вызывало затруднений определение слова как глагола. Сомнения могут возникать только в тех случаях, когда одна форма глагола употребляется вместо другой формы. Например, форма условного наклонения в значении формы повелительного наклонения: Петя, сходил бы ты за хлебом . При разборе глагола так и надо отмечать, что слово стоит в одной форме, а значение имеет совсем другое. Таким образом, вы показываете, что умеете различать форму и содержание.

Может быть и наоборот, что форма повелительного наклонения употребляется в значении условного наклонения: Щепотки волосков лиса не пожалей – остался б хвост у ней . (И.А. Крылов)

В эмоционально окрашенной речи часто бывает, что одни глагольные формы могут принимать на себязначение других глагольных форм и иметь при этом стилистическую окраску. Рассказывая о важном или необычном событии в своей жизни, мы часто начинаем свой рассказ так: Иду я как-то по улице... или Возвращаюсь я однажды домой... Форма настоящего времени в этих высказываниях имеет значение прошедшего времени, но одновременно фиксирует внимание слушателя на процессе протекания события, приковывает его внимание, делает его как бы соучастником действа, которое разворачивается перед его глазами.

«Что я наделал! / Я погиб! / Ко мне по доброй воле, / Само, / Раскинув луч-шаги, / Шагает солнце в поле» , – восклицает лирический герой известного стихотворения В.В. Маяковского. Но герой жив. Форма прошедшего времени имеет сильную эмоциональную окраску, глагол в данном случае по значению близок междометию, но не несет в себе значения прошедшего времени изъявительного наклонения.

Другой пример. А.С. Пушкин рассказывает о том, как однажды он среди арестантов увидел своего лицейского друга: Я невольно обратился к нему. Мы пристально смотрим друг на друга – и я узнаю Кюхельбекера. Мы кинулись друг к другу в объятия .

Настоящее время, в окружении форм прошедшего времени. Ситуация, о которой сообщается в предложении, растягивается, даже замирает во времени – как на замедленной съемке, когда прокручивают фильм. Этот момент так важен в рассказе, что нельзя его «пробежать», как остальные, побочные действия. Форма настоящего времени не на своем месте придает должную стилистическую окраску тексту.

Пример морфологического анализа . Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, траве видны алмазы. (Л.Толстой)

Пойдешь – глагол.

I. Общеграмматическое значение – процессуальный признак предмета (предмет в предложении не выражен). Нач. форма – пойти .

II. Грамматические признаки:

А. Постоянные: совершенный вид, непереходный, невозвратный, относится к I спряжению.
Б. Непостоянные: изъявительное наклонение, форма простого будущего времени, 2-го лица (употреблено в обобщенно-личном значении), ед. число.

III. В предложении работает сказуемым.

Грамматические признаки - это составляющие любой части речи. Для чего они нужны? Разумеется, для того чтобы отделить одну от другой, чтобы выявить ее индивидуальные качества. Итак, грамматические признаки слова могут быть как общими, так и принадлежать конкретной части речи. Каждая группа признаков будет разобрана ниже.

Грамматические признаки. Общие положения

Для всех частей речи существует определенный набор признаков, которые можно применить к любому слову. К таким признакам традиционно относят род (мужской/женский, общий/средний), число (собирательное/двойственное, единственное/множественное), а также лицо (первое/второе и третье лицо).

Еще одним общим грамматическим признаком является падеж. Как известно, падежей в русском языке шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Вопросы всех падежей нужно знать наизусть, так как обладание такой информацией помогает не только в определении грамматических признаков, но и в определении типа второстепенных

Грамматические признаки существительного, глагола и прилагательного

Грамматические признаки имени существительного имеют гораздо меньший состав. Во-первых, эта часть речи обладает склонением, во-вторых, нужно определить одушевленность, то есть существительное может быть как неодушевленным, так и одушевленным. В-третьих, определяется принадлежность имени: нарицательное или собственное.

Грамматические также малы, как и существительного. Для такого разбора потребуется определение разряда - качественное/притяжательное/относительное, степень согласованности с существительным в роде/числе/падеже, а также нужно определить полная это или краткая форма, и есть ли степень сравнения (только у прилагательных, которые имеют разряд качественных).

Таким образом, грамматические признаки слова помогают разобрать его на мелкие детали, определить составляющие той или иной части речи. Для этого нужно знать, что существует группа общих и индивидуальных признаков, которые характерны для каждой части речи в отдельности.