Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Доклад на тему: "Обновление образования - реальность времени". Современный урок в условиях обновленной системы среднего образования республики казахстан

Доклад на тему: "Обновление образования - реальность времени". Современный урок в условиях обновленной системы среднего образования республики казахстан

Внедрение обновленного содержания образования. Личный опыт.

«Выпускники школ должны знать казахский, русский и
английский языки. Результатом обучения школьников
должно стать овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Н. Назарбаев

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования должен быть «ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. …… элементы опыта Назарбаев интеллектуальных школ будут внедряться в систему образования»

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов.

Главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения республики в ряды 30 самых развитых стран мира.

Таким образом содержание образования, система целей, подходы и методы преподавания и внеурочная деятельность направлены на то, чтобы со школы выходил выпускник:

Ответственный, проявляющий активную гражданскую политику;

Добросовестно относящийся к своей работе и стремящийся к достижению высоких результатов;

Уважающий разнообразие культур и мнений;

Мыслящий творчески и критически;

Коммуникативный и дружелюбный;

Социально- ответственный и заботливый;

Умеющий эффективно использовать ИКТ;

Готовый к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

В чем же состоит структура обновленного содержания образования.

Структура учебных программ. Обновленные образовательные программы по предметам разработаны с учетом инновационного опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ». Особенность обновленных учебных программ представлена структурой:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи учебной программы по предмету.
3. Педагогические подходы к организации учебного процесса.

Рекомендуется, какие подходы, стратегии, технологии и методы обучения необходимо использовать при организации учебного процесса.
4. Подходы к оцениванию учебных достижений.

Оценивание результатов изучения, согласно обновленным программам осуществляется с применением критериального оценивания. Критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимися и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации, используется для предоставления обратной связи учащимся, выставления четвертных и итоговых оценок по предмету.
5. Организация содержания предмета.
6. Системы целей обучения.

Цели обучения представлены в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а так же информировать их о следующих этапах обучения.
7. Долгосрочные планы.

В этом плане на весь учебный год по всем подразделам определены учебные цели.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что предлагаемая программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

Итак, что требуется от учителя? Это умение:

Формулировать учебные цели для достижения результатов;

Строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

Готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

Использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

Создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности;

Создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

Готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

Оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.

В ходе работы по обновленной программы мы столкнулись с определенными трудностями (я думаю, что у каждого учителя они разные, однако может быть и что то общее). Как я уже упоминала ранее в руках у учителя находятся все необходимые ресурсы, материалы, которыми нужно пользоваться в ходя своей деятельности. Это удобно иметь готовый план с целями и задачами на весь учебный год, учителю нужно только составлять свой поурочный план используя имеющиеся цели и задачи. Учитель, знает точно к каким результатам обучения он должен прийти. Я сейчас имею ввиду сборники упражнений по формативному и суммативному оцениванию. И здесь же сразу возникает проблема учащиеся приходят подготовленными на СОР или СОЧ, заранее зная данные задания, что нужно делать, на какие вопросы отвечать и что писать в данной работе. Так как обновление образования только вводится в систему образования, мы учителя стараемся не менять данные задания.

Удобно пользоваться электронной версией журнала, куда выставляется максимальный бал и полученные баллы учеников. Журнал автоматически считает оценку. Но для меня оказалось проблемой отсутствие учащихся на итоговых работах, а также как для классный руководитель 5 класса не имею возможности отслеживать оценки ребят в течении четверти. Учителя предметники, конечно говорят, как занимается ребенок, но четких прогнозов будет 5 или 4 у ученика не дают. Для родителей тоже это оказалось проблемной отслеживать успеваемость ребенка. Одна оценка за СОЧ может повлиять и перечеркнуть всю предыдущую работу ученика в течении четверти.

Хорошо формативное оценивание работает с начальной школой, когда учитель пишет рекомендации, замечания в дневник учащимся, ребята с первого класса привыкают работать по такой системе. Чуть хуже это работает с 5,7 классом, где учащиеся привыкли получать оценки ежедневно за свою работу. Оценка являлась как бы итогом выполненной работы.

Многие трудности помогают преодолевать коллеги, делегирование работы позволяет сохранить время или разобраться в каких –либо возникающих вопросах. Например совместное составление или изменение заданий в работе СОР,СОЧ. При проведении модерации так же можно разделить ответственных учителей за определенную параллель. Совместная, слаженная дружная работа учителей, работа в команде, в паре позволяет преодолеть много проблем, возникающих во время работы.

Различных моментов может быть больше, как положительных, так и отрицательных я поделилась только некоторыми из них.

Казахстанские школы, по мнению родителей, в последние годы стали большой экспериментальной площадкой. В Министерстве образования неустанно перекраивают систему, апробируя на школьниках очередные реформы. Внедрение обновленного содержания образования все больше пугает не только родителей, но и самих учителей. А недостаток информации о сути изменений провоцирует обеспокоенность общества. Возникают вопросы, как все это повлияет на детей, будет ли все, как говорится, к лучшему, а не наоборот.

Сегодня всех интересуют вопросы о продлении учебного года в связи с переходом на пятидневную учебную неделю, внедрении трехъязычной модели образования. Также в рамках обновления содержания образования вводится критериальное оценивание учебных достижений обучающихся. Все эти изменения заложены в госпрограмме развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, но их суть не в полной мере понимают основные участники данного процесса.
– Сегодня мир изменился. И то, по какой программе мы учились, будет недостаточно сегодняшнему ребенку. Потому что пришло другое время. Пришли другие экономические отношения, новые технологии, которые требуют более высокого порядка навыков для наших детей. Поэтому, мы хотим, чтобы дети получили качественное образование, – говорит заместитель руководителя областного управления образования Зауре Гумарова. – Возможно, что в новой программе не все понятно общественности, потому что министерство многие вопросы пока еще дорабатывает. Но, если мы хотим научить детей пользоваться своими знаниями в быту, это следует делать на примерах, проектах, которые учителя разрабатывают посредством новейших методик.
– Нам очень хочется, чтобы дети перешли на пятидневку, но не за счет сокращения каникул, – говорят возмущенные родители. – Как дети смогут сидеть в душных классах летом, ведь ни в одной обычной школе нет кондиционеров. Это скажется на общем состоянии здоровья наших детей.
Как поясняют специалисты управления образования, с внедрением обновленных программ учебный год (34 недели) в средних и старших классах будет продлен всего лишь на 10 учебных дней, при этом школьникам будут предоставлены 34 выходных (субботы) дня в году. Также отмечено, что дни каникул осенью, зимой и весной не сократятся.
– Меня пугает безоценочная система. Как без оценок? Сейчас дневник для нас главный показатель успеваемости. А как завтра я буду судить об успеваемости моего ребенка только лишь по итогам суммативных оценок, – говорит член родительского комитета одной из городских школ.
В ответ специалисты управления образования спешат успокоить родителей, что вся система оценивания будет прозрачной и доступной для них.
– Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо, поясняет З. Гумарова. Эти четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали». Немаловажная особенность обновленного содержания образования – это критериальное оценивание. На каждый изучаемый раздел по предметам ставятся конкретные цели обучения, достижение которых оценивается по критериям: «достиг» и «стремится». В среднем блоке школы предполагается ведение предметов естественно-математического цикла на английском языке. То есть физика, химия, биология, информатика, знание которых обеспечивает стране уверенное развитие, будут нацелены не только на изучение азов этих предметов, а будут ориентированы на знакомство с мировой практикой, критическое осмысление информации, а главное, на развитие исследовательских качеств школьника. Современный ребенок, воспитываясь в веке стремительного роста техники, требует от учителей новых подходов и даже коренного изменения в системе обучения.
При этом к такому повороту событий не совсем готовы учителя-предметники.
– Молодым учителям легче приспособиться к обновленному содержанию. А тем, кому до пенсии осталось 5-10 лет это сложнее дается. Я, например, не могу выучить английский язык до такого уровня, чтобы преподавать на нем предмет, – сказала учительница физики сельской школы.
В областном управлении образования отметили по данному поводу, что предметное трехъязычие ни в одном классе в обязательном порядке внедряться не будет. Об этом сказал в недавнем выступлении министр образования Е. Сагадиев. Согласно программе, только в 10 и 11 классах, с сентября 2019 года по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке. При этом в школе с казахским языком обучения математика, казахский язык, казахская литература, история Казахстана, география и ряд других предметов будут вестись на казахском языке. И такое же соотношение в русскоязычных школах. И это будет на четвертый год и только в старшей школе. В остальных классах все остается без изменений, хотя языковые нагрузки вырастут, чтобы дети были готовы к трехъязычию в старшей школе.
Но, по мнению родительской общественности, трехъязычие станет еще одним камнем преткновения в учебе, когда детям, которые плохо понимают математику или географию на родном языке – казахском или русском, придется воспринимать предмет на английском!
– Что касается трехъязычия, то положительный опыт у нас уже есть. Но это в Казахско-Турецких лицеях и Назарбаев Интеллектуальных школах. Там решен вопрос с кадрами. Самые лучшие кадры идут туда, и обязательно наличие в школе педагогов - носителей языка. И как сейчас начинать трехъязычие – просто непонятно, – говорит еще один учитель городской школы. – Если мы хотим, чтобы ребенок знал три языка, не обязательно, чтобы он математику, физику, химию учил на иностранном языке. Пусть просто учит язык, и перевести какой-то предмет, от которого не будут страдать когнитивные способности, общие знания. Предмет «Технология» – почему бы ее не сделать на английском языке? Мне кажется, это поспешное решение, которое может привести к серьезным проблемам.
А директор одной из городских школ отмечает, что переход на обновленное содержание буквально вырывает из учебного процесса педагогические кадры, с которыми и так напряженка.
– Мы обязаны подготовить к обновленному содержанию своих педагогов, сейчас у нас курсы повышения квалификации проходят сразу два педагога, заменить которых некем. Приходится выходить из положения самостоятельно, на этот период мы приглашаем учителей из других школ, но ведь не с каждым предметником можно решить вопрос таким образом, – говорит директор школы.
Мы также решили выслушать мнение педагога, который уже прошел курсы повышения квалификации по обновленному содержанию образования. Координатор школы №17 по критериальному оцениванию Светлана Дымченко отметила, что все новое всегда пугает.
– Нас волнует, как воспримут критериальное оценивание учащиеся 5 и 7 классов, которые привыкли к оценкам. Считаю, это будет трудный переход. Но пока говорить об этом рано. Прежде, чем делать какие-либо выводы, должно пройти время. Мы должны анализировать все ли получается. Пока я не прошла курсы, мне тоже многое в новой системе было непонятно. А теперь я сама могу сказать, что не надо бояться нововведений, так как все это делается не на пустом месте. Программа уже адаптирована в 30 пилотных школах Казахстана, в том числе сельских и малокомплектных. Результаты показали, что все остальные школы и школьники с этим справятся. Так же подготовлен полный ресурс методических материалов для учителя, идет повышение квалификации преподавателей школ, руководителей и тренеров.
Как видно, большинство из наших собеседников пожелали, чтобы их имена и фамилии не были указаны. Вопросов по обновленному содержанию очень много, но о проблемах не принято говорить вслух, особенно в среде работников образования, хотя их мнение самое важное в данном случае. Больше всего скептиков среди родительской общественности. Многие из них хотели бы, чтобы вернулась прежняя, советская система образования, в которой все было понятно, да и знания, по их мнению, были качественнее.
– Это невозможно, – говорит завуч по УВР СОШ №17 Ирина Коваленко, – дети стали совсем другими, сегодняшние первоклашки не похожи на первоклассников, скажем, 90-х годов. Это современные дети, поэтому нельзя оставлять систему образования в прежнем состоянии, все обновляется, и она должна обновляться в первую очередь. Сейчас главная задача не просто дать детям знания, а научить их применять их на практике. Кроме того, мы должны заинтересовать школьников самостоятельно добывать знания и искать информацию. Вот в чем смысл обновленного содержания.
Но пока родителей не переубедить, в социальных сетях все чаще поднимается тема нынешнего качества образования, которым многие недовольны.
– Когда мы изучали языки, базовый, школьный уровень мы знали прекрасно, а сегодня, несмотря на то, что изучению языков уделяется больше времени, часов, дети едва могут перевести небольшой топик, к примеру, с казахского на русский язык, – говорят родители. – А про английский и говорить не приходится. Чтобы сносно читать на этом языке, приходится записывать ребенка в обучающий языковой центр. Что это за образование, которое не дает знания? Все предметы мы учим самостоятельно, в новых темах разбираемся дома или нанимаем репетитора. А вспомните старую школу, когда были продленки, факультативы, разве было такое, чтобы наши родители вместе с нами корпели над учебниками? И что будет, когда такие предметы как физика или химия придется изучать на иностранном языке? Понятны решение и желание быстро все реконструировать, реформировать. Но, учитывая мнения граждан, надо очень серьезно все продумывать. Никто не против трехъязычия, никто не против пятидневки – разгрузить наших детей, чтобы содержание образования было несколько иное, чем оно есть, но не так резко. Все-таки, прежде всего, нам должны донести суть этих реформ, и показать на примере их очевидный положительный эффект.
В областном управлении образования пообещали, что к началу нового учебного года во всех школах пройдут собрания с родителями учащихся 5 и 7 классов, которым с 1 сентября текущего года предстоит перейти на обновленное содержание. На таких встречах будут разъяснены главные нововведения, в том числе и принцип критериального оценивания.

В настоящее время в педагогическом сообществе нет более актуальной темы, чем модернизация системы образования. До сих пор идут дискуссии сторонников и противников внедрения обновлённого содержания образования.

Хотелось бы воспользоваться возможностью через нашу областную профессиональную газету «Учительская плюс» выразить своё мнение о плюсах и минусах обновлённого содержания образования. В первую очередь поддержу сторонников «обновлёнки». Государство взяло политический курс по присоединению к Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), самой мощной и сильной международной экономической организации развитых стран мира, поэтому нашей системе образования нужно соответствовать стандартам ОСЭР, а для этого нужно модернизировать систему отечественного образования.

Организация экономического сотрудничества и развития создана в 1961 году. Миссия ОСЭР – содействие политике улучшения благосостояния людей, что отражается в слогане организации «Best policies for better life» (лучшая политика для лучшей жизни). ОСЭР объединяет 35 стран. Казахстан присоединился к ОСЭР в 2010 году. И первый мониторинг, проведённый по стандартам ОСЭР, показал, что наши 15-летние учащиеся отстают от среднестатистических школьников стран ОСЭР по грамотности чтения на два с половиной года, по естествознанию – на два года и по математике – на полтора года. Были изучены причины такого отставания, и анализ показал, что наша страна не отвечает международным стандартам в области содержания образования. Поэтому, в первую очередь, стал вопрос о необходимости обновления содержания образования в казахстанских школах. Чтобы понять, где и насколько мы уступаем, в 2019 году впервые пройдёт сравнительное исследование качества учительского корпуса и в 2020 году будет проведён замер компетенций взрослых от 16 до 65 лет.

В 2015 году Казахстаном была принята Дорожная карта обновлённого содержания образования, которая состоит из конкретных шагов по формированию компетенций, принятых странами ОСЭР: уметь работать с информацией, технологиями и знаниями, быть в команде с партнёрами и обществом. Дорожная карта включает в себя поэтапное внедрение 12- летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрение новой модели полиязычного образования в старшей школе и вузах. Разработаны шаги по развитию критического мышления, навыков самостоятельного поиска информации, формированию IT-знаний. Начата работа по цифровизации образовательного процесса и контента. Внедряется политика трехъязычия и системного изучения английского языка, идёт переход казахского алфавита на латинскую графику.

Как видим, внедрение обновлённого содержания образования необходимо для того, чтобы войти в клуб 30 самых развитых стран мира. А это политический курс государства.

Вместе с тем правы и противники обновления содержания образования. Реализация идёт без учета лучших советских и казахстанских традиций. Нельзя формально «насадить» западные модели образования в нашу среду. Для того чтобы обновление содержания образования проходило более успешно и результативно и было поддержано общественностью, учителями и особенно родителями необходимо учитывать наш опыт – фундаментальное советское и казахстанское образование. В последнее время мы постоянно приводим в пример США, Западную Европу. Но объективности ради нужно отметить, что ведь там общественность очень озабочена низким уровнем знаний своих школьников. Слабое место в системе западного обучения на протяжении многих лет – это низкий уровень преподавания и изучения математики, физики, химии. А в советской школе, по мнению западных экспертов, фундаментальным предметным дисциплинам учили более качественно и основательно. И нам необходимо, вводя обновлённое содержание образования, сохранить наши традиции в фундаментальной подготовке школьников.

Вместе с тем нужно признать, что в традиционном советском и казахстанском образовании акцент делался на теорию и меньше внимания уделялось практическому применению знаний. Как известно, международные и отечественные специалисты неоднократно указывали на отличительные особенности нашего фундаментального образования, в центре которого, в большей степени, способность к запоминанию, нежели способность к мышлению. Этот недостаток фундаментальной подготовки не давал технологической отдачи, не формировал компетенции. В образовательных же системах передовых мировых держав, стран Организации экономического сотрудничества и развития в основе лежит компетентностная философия, при которой акцент делается, прежде всего, на технологический подход, формирование компетенций. Поэтому страны ОЭСР (Корея, Япония, Финляндия) добились больших экономических успехов за счет компетенций, технологий в образовании, что привело к высокой конкурентоспособности человеческих ресурсов.

Хочу подчеркнуть: компетентностный, технологический подходы не отменяют фундаментального подхода. Без этого достижения советской школы мы не обойдёмся. Вместе с тем мы должны понять, что в обновлённом содержании образования нужно соединить фундаментальный и компетентностный подходы. Таким образом, обновлённое содержание образования предполагает смену парадигмы образования: от «инструктивного» образования к «конструктивному». Результатом современного образования станут способы активного познания и преобразования окружающей действительности.

Кроме того противники обновлённого содержания образования отмечают увлечение цифровизацией и слабую гуманитарную подготовку учащихся. Исследования показывают, что современные дети стали хуже говорить и писать, так как виртуальное общение ведёт к утрате коммуникационных устных и письменных навыков. Увлечение «цифрой» формирует у учащихся «клиповое мышление». Современные ученики не пытаются даже коротко переписываться в социальных сетях, а используют незамысловатые смайлы или вовсе перебрасываются мемами. Применяя информационно-коммуникационные технологии, мы создали психологическую проблему безлюдного обучения, так как в Интернете нет реального общения: контактов с реальными людьми и с реальным миром. Зато можно всё. Поэтому школьники подписываются в сетях вымышленными именами – никами и выставляют вымышленные фотографии – аватарки. Такая виртуальная жизнь ведет к фрагментарному живому общению. Материальные учебники и учитель теряют позиции главных источников знаний.

Благодаря социальным сетям школьники-виртуалы зацикливаются «на себе любимых». Давайте задумаемся, почему в последнее время люди так увлечены селфи: фотографируют себя даже в самых примитивных бытовых ситуациях. Потому, что в условиях сети можно говорить о себе бесконечно, возводя на пьедестал своё самолюбие. Только в интернете можно так легко самоутвердиться.

Школе нужно защищать учеников от негативного воздействия цифровых технологий и вредоносной информации, которую они получают. В 1994 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН о правах ребёнка.

В ней в статье 13 говорится, что дети имеют право на получении информации, если она не наносит им вреда. В феврале 2015 года у нас принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Реализуя обновлённое содержание образования, необходимо соблюдать разумный баланс между правом ребёнка на свободу выражения, свободу доступа к информации и ограничениями в её получении. Сегодня, когда поток информации становится безграничным, внедряя обновлённое содержание образования, упор нужно сделать на умение критично воспринимать информацию.

Таким образом, если в ходе модернизации системы образования будут сняты все вопросы и будет идти системная работа по её корректировке, то педагогическая общественность, всё сообщество поддержит реализацию обновлённого содержания образования. Сегодня его реализацию нужно сделать такой, чтобы она позволила ответить на все вопросы учителей, родителей, школьников, а значит, получила бы поддержку всего казахстанского общества.

Римма БЕКТУРГАНОВА,
советник ректора КГПУ, доктор педагогических наук, член Академии естественных наук и информатизации

Гулида Юлия Андреевна

учитель начальных классов, КГУ Средняя общеобразовательная комплекс «школа-детский сад» Егіндібұлақ, Западно-Казахстанская область, с. Егіндібұлақ

2016-2017 учебный год является особенным для учителей и обучающихся 1-х классов. Все 1-е классы нашей страны начали внедрение учебных планов и программ обновленного содержания образования согласно ГОСО РК-2015.

В мерах по обновлению содержания отечественного среднего

образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр

применения в современной жизни, – творческое применение знаний; критическое

мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение

способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в

группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных

ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и

жизненного характера.

Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные

достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется

активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В

этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором

познавательной деятельности учащихся.

Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника, вне

зависимости от возраста и успешности, воспринимали как личность. Именно в этом

заключается педагогический аспект обновления содержания образования, когда цели

обучения становятся общими для ученика и учителя.

Для достижения этого каждый учитель начинает с себя, что

отражает социальный аспект процесса обновления. Учителю необходимо преодолеть

инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Подготовлена база для поэтапного перехода на обновленное содержание школьного образования. Принят Государственный стандарт начального образования. Новая интегрированная образовательная программа ориентирована на развитие способностей детей применять знания и умения в реальной практике. Обозначены виды знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. В школах Казахстана планируется переход на трехъязычное обучение, поэтому в Типовом учебном плане начального образования увеличено количество часов, отводимых на изучение английского языка - это станет подготовительной работой.Изменилось содержание учебных предметов в сторону обновления учебного материала в соответствии с изменениями окружающего мира и современными достижениями наук. В школьную практику начального обучения введен такой предмет как естествознание - введение в науку. Современный учебник, это составная часть информационно-методической среды учебного процесса. Учебник обеспечивает эмоционально- ценностное, социально-личностное и эстетическое развитие учащихся в ходе обучения. Особое внимание уделено изменению системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся. Оценивание учебных достижений - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения для корректировки и регулирования образовательного процесса через обратную связь. Оценивание предполагает параллельное развитие двух линий оценки: формативной и суммативной. Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо. Эти четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали».

Немаловажная особенность обновленного содержания образования - это критериальное оценивание. Новый стандарт - это, прежде всего, изменения во взгляде учителя на свою практику, в стиле обучения, в подходах и методах. Новые подходы требуют от учителя неустанного труда

Перед учителями стоит важнейшая задача воспитать и обучить таких учеников, которые могли бы адаптироваться и реализовать себя в современном мире.

Обновление содержания образования требует от учителя такой

организации деятельности в классе, которая обеспечивала бы развитие

индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося

через внедрение деятельностных технологий, реализацию принципа гуманного

подхода к детям.

Современному учителю необходимо иметь разнообразный

арсенал стратегий обучения для использования всех возможностей при

комбинировании различных педагогических подходов. Образовательные стратегии

включают работу со всем классом, в группах, самостоятельную работу, обратную

связь обучающихся. Учителю необходимо совершенствовать профессиональные

способности к сотрудничеству с коллегами по начальным классам, по

преподаваемому предмету, в рамках сетевых профессиональных сообществ, в

процессах коучинга и менторинга.

В отличие от действующих учебных программ в программы

обновленного содержания образования включен раздел «Педагогические подходы к

организации учебного процесса», в котором учителю предлагаются рекомендации по

использованию различных методов, технологий и стратегий для успешного

достижения целей обучения.

Например:

1) стратегии: самоуправляемая, экспериментальная,

критическая, коммуникативная, контекстная;

2) технологии: работа в малых группах (команде),

кейс-стади (анализ конкретных ситуаций), ролевые и деловые игры, модульное

обучение.

3) методы: проблемное обучение, индивидуальное обучение,

междисциплинарное обучение, обучение на основе опыта, проектный метод.

Учитель должен стремиться к преодолению стереотипов в

преподавании и решении педагогических задач, к совершенствованию своих

личностных и профессиональных качеств. Для этого рекомендуется использовать

профессиональные сетевые сообщества учителей путем активного общения и обмена

опытом с коллегами, обсуждения и сотрудничества в онлайн и оффлайн режимах,

решения общих проблем и внедрения инноваций.

Роль учителя –направляющая, а ученики должны уметь добывать знания, уметь высказывать свое мнение, уметь критически мыслить. Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. В самом начале учебного года были проведены собрания для родителей об обновленном содержании программы, о критериальном оценивании. Этот вопрос больше всего волновал родителей. И вот уже спустя 7 месяцев, родители имеют представление о формативном и суммативном оценивании. Свои уроки я провожу по методике обновленного содержания образования. Применяю новые технологии, работу в группах, работу в паре, провожу формативное и суммативное оценивание, использую разноообразные ресурсы, ноутбук, разные физминутки, просмотр мультфильмов, видео по теме.Детям очень интересно, им нравится работать в паре, в группе, они уже могут отвечать на вопросы,особенно ребятам нравится выполнять проблемные, творческих задания; обсуждать в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. Новые подходы требуют от учителя неустанного труда. Исходя из идей обновленной программы, я поставила для себя главную педагогическую задачу – стать напарником для моих будущих первоклассников, чтобы направлять их, проживать каждую малейшую ошибку и каждую великую победу в их еще начинающем жизненном пути. Ведь именно в начальной школе мы закладываем детям определенные знания и жизненные навыки, которые они будут применять всю жизнь, это и является моим важнейшим предназначением как первого учителя.

Так же мне хотелось бы, чтобы каждый из моих воспитанников мог добиться больших успехов, и не зависимо кем они станут в будущем: инженерами, балеринами, шахтерами или врачами, самое важное – чтобы они стали настоящими людьми! Такую задачу легко решить, путем применения эффективных подходов обучения обновленной программы, которые предусматривают всестороннее развитие учащихся, развивая критическое и творческое мышление, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, научно – исследовательских навыков, а так же готовность учиться на протяжении всей жизни.

Внедряя новое, мы учимся сами. Но я уверена: это путь, который должен привести нас к успеху. Ведь эти первоклассники, овладевая тремя языками, будут иметь доступ к широкому спектру информации: к иностранным энциклопедиям и художественным источникам, а завтра - к научным. Современный ребенок, воспитываясь в веке стремительного роста техники, требует от нас, учителей, новых подходов и даже коренного изменения в системе обучения. «Поэтому учащиеся должны учиться тому, как адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им возможно, придётся столкнуться в будущем». Одна из важных задач обновленной программы – «Научить - учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной, всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

Использованная литература:

1.Заикина, Н.И. Цели и содержание современного образования / Н.И. Заикина // Педагогика.- 2007.- №7. – 69 с.

2.Карпенко, М.П. Цели и задачи современного образования / М.П. Карпенко // Психологическая наука и образование.- 1999.- № 3 – 4. – 78 с.

3.Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-М, 2003. – 607с.

4.Новиков, А.М. Методология образования. / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2005. – 148 с.

Педагогика: Учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 2000.- 480с.