Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Республика-форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству; высшие органы государственной власти избираются. Глава VIII

Республика-форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству; высшие органы государственной власти избираются. Глава VIII

Задание 1. В начале XXI в. на политической карте мира насчитывается следующее количество государств и не самоуправляющихся территорий: Укажите правильный ответ.

230

Задание 2.Укажите,какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку странмира размерам территории и по численности населения:

1) Россия; 3)Индия;6) Китай; 8)Бразилия;

Задание 3. Укажите, как из перечисленных ниже государств расположены на островах и архипелагах:

1) Великобритания; 2) Исландия; 5) Шри-Ланка; 6)Индонезия; 7) Мадагаскар;10)Кирибати

Задание 4. Подчеркните названия государств, не имеющих выхода к открытому морю:

1)Боливия; 2) Венгрия;3)Замбия 5)Мали; б) Монголия;8) Узбекистан; 10) Швейцария.

Как такое положение сказывается на их социально-экономическом развитии?

Затруднение в импорте/экспорте товаров

Задание 6. Подберите пары по принципу "страна - столица":

1.Австралия - д

2.Алжир - а

3.Белоруссия - ж

4.Венесуала - е

5.Кения - з 6.Колумбия - в

7.Норвегия - и

8.Сирия - г

9.Таиланд - 6

10.Чехия-к

а) Алжир б)Бангкок в) Богота г)Дамаск д)Канберра е) Каракас ж) Минск з)Найроби и)Осло к)Прага

Задание 7. Укажите, к какому из следующих типов относится большинство стран мира:

2)к развивающимся;

Задание 8. Укажите в предложенном списке столицы государств, входящих в состав "большой восьмерки":

1) Рим; 3) Лондон; 6) Москва;

8)Вашингтон;9)Оттава;

Задание 9.Укажите какие из перечисленных ниже стран относятся к странам "переселенческого" капитализма:

2)Израиль;3)Канада; 5) Австралия.

Задание 10.Определите, к какой из подгрупп развивающихся стран относятся следующие государства:

1) Бангладеш; 2) Бразилия;3)Индия; 4) Кувейт; 5) Непал; 6) Объединенные

Арабские Эмираты; 7) Малайзия; 8)Сомали; 9) Таиланд; 10) Эфиопия.

Ответ дайте по следующей форме:

1.Ключевые страны 2,3 2.Новые индустриальные страны 7,9 3.Нефтедобывающие страны 4,6 4.Наименее развитые страны 1, 5, 8, 10

Задание 11. Укажите, какие из следующих регионов мира выделяются по количеству "горячих точек":

2) Юго-Западная Азия; 3) Южная Азия; 4) Юго-Восточная Азия;6) Северная Африка; 7) Африка к югу от Сахары;

Задание 12. Ниже приводится ряд утверждений, относящихся к форме правления стран мира. Определите, какие из них правильные, а какие - нет.

1.В республиках и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.

2. Верховная власть в монархиях передается по наследству.

3.Республик в мире меньше, чем монархий.

4.Среди монархий современного мира преобладают империи.

Задание 13. Подчеркните страны, имеющие республиканскую форму правления:

1) Австрия; 2) Армения;5) Египет; 6) Мексика; 8) Турция; 9) Франция;

Задание 14. Нанесите цветом на контурную карту (рис. 1) страны с монархической формой правления. Выделите среди них:

конституционные монархии: Малайзия(4), Великобритания(2), Нидерланды), Бельгия), Дания(2)

Норвегия(2), Швеция(2), Лихтенштейн. Монако. Япония(1), Камбоджа(2), Таиланд(2), Лесото(2), Канада. Андора,

Новая Зеландия, Испания(2),Австралия(2),Люксембург(3), Марокко(2),Тонга(2), Иордания(2), Кувейт(5)

абсолютные монархии:ОАЭ(5), Бруней(4). Саудовскя Аравия(2), Оман(4), Катар(5), Свазиленд(2)

Охарактеризуйте и объясните распределение их по крупным регионам мира. Какие из них являются империями, королевствами,герцогствами, султанатами,эмиратами?

1-империя, 2-королевство, 3-герцогство, 4-султанат, 5-эмират

Конституционные монархии расположены на западе Европы и в Восточной Азии, где не было сильных революционных потрясений и гражданских войн. Абсолютные монархии находятся в районе Персидского залива. Здесь долгое время существовал рабовладельческий строй средних веков.

Задание 15. Дополните следующие предложения:

1.Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется унитарным.

(Теги: Задание, стран, страны, какие, государств, власть, монархии, перечисленных, правления, Канада, Подчеркните, Австралия, расположены, конституционные, Африка, Алжир, Определите, монархий, форме, Государство, империи, Зеландия, монархиях, Норвегия, абсолютные, Кувейт, Новая, нужно, исполнительная, следующих, имеющие, относятся, законодательная, Малайзия, Шри-Ланка, вспомнить, следующие, Среди, являются, состав, называется, Бразилия, ответ, Подберите, Прага, Дамаск, первую, Вашингтон, Лондон, странам, имеющих, столица, предложенном, Боливия, переселенческого, Каракас, столицы, выхода, входящих, Найроби, названия, карте, Замбия, численности, Москва, Минск, Канберра, Швейцария, восьмерки, Венгрия, территории, населения, Индонезия, правильный, большой, открытому, самоуправляющихся, Россия, размерам, одновременно, Китай, архипелагах, положение, Монголия, сказывается, импорте, островах, Затруднение, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, социально-экономическом, Узбекистан, развитии, товаров, Венесуала, Колумбия, Мадагаскар, десятку, страна, относится, какому )

В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом . Не путать с (парламента́рной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий , обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку , либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов . Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия , Турция , Германия , Греция , Израиль и др. ). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию .

Полномочия парламента
В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства , определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.

Глава государства

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления . Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии , где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьезными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты,награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти , то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.дуалистические монархии в научной литературе именуют конституционными монархиями.

В парламентарных монархиях (это наиболее распространённая их форма в настоящее время) правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нём большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограничена во всех сферах государственной жизни, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причём ограничение это имеет не формально-юридический, а фактический характер.

Таким образом, характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение власти между монархом и парламентом.

В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония) статус монарха формально и фактически органичен во всех сферах государственной жизни.

19 ПАРЛАМЕНТАРНАЯ МОНАРХИЯ (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония)

    законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое несет ответственность перед парламентом;

    участие монарха в формировании правительства символично. Назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента;

    монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент.

Повеления монарха приобретают юри­дическую силу лишь будучи контрассигнованы соответствующим ми­нистром.

Даже частные вопросы государственной жизни, например, помило­вание преступника, не могут быть решены без согласия парламента.

Парламент регулирует и личную жизнь монарха (брак, дворцовая служба и т. п.).

Складывается положение, характеризующееся извест­ной формулой: «царствует, но не управляет». Сказанное не означает, что фигура монарха становится чисто декоративной.

Как показывает опыт последнего времени, монархическую форму правления, считавшуюся в советский период некоей политико-пра­вовой окаменелостью, не следует спешить «списывать» как безна­дежную архаику. Эта форма правления, насчитывающая не одну со­тню лет истории, таит в себе немало жизненных потенций. В ноябре 1975г. народ Испании на плебисците высказался за установление мо­нархии. После развала СССР некоторые политические силы в стра­нах СНГ подумывали о введении монархического строя. В обста­новке кризиса, национально-этнических столкновений достоинствамонархии все больше привлекают внимание: монарх – «отец нации», стоит над политическими страстями, не принадлежит ни к какой пар­тии, неподкупный арбитр в различного рода спорах и трениях, а глав­ное в условиях сепаратизма и центробежных тенденций, что особенно привлекает, монарх – символ единства нации и стабильного право­вого порядка. Нередко обращаются к позитивному опыту решения многих проблем, найденному в рамках монархизма: экономики, фи­нансов, жизненного уровня, самоуправления, национального пред­ставительства и т. п.

Разумеется при этом нужно помнить о том, что монархия – это, по выражению философа И.А. Ильина, «органичес­кая» форма правления, требующая религиозных начал, особой об­щественно-психологической атмосферы и т.д. Ее нельзя «вводить» произвольно, «объявлять» монархом случайное или неподготовлен­ное соответствующим образом лицо.

3. Понятие республиканской формы правления. Республика и её виды. Особенности парламентарной, президентской, полупрезидентской республик.

При республиканской форме правления (в отличие от монархии) единственным источником власти по закону является народное боль­шинство .

Само происхождение термина «республика» связано с народом. «Respublica est res populi», – подчеркивал Цицерон, считая государ­ство – делом народа.

В республике власть осуществляется избран­ными народом на определенный срок представительными органами.

20 ВИДЫ РЕСПУБЛИКИ

Существуют:

    республики парламентарные (Греция, Германия и др.)

    республики президентские (Аргентина, Бразилия, Россия, США и др.).

Спецификой парламентарной республики является ведущая роль парламента в государстве, который не только принимает законы, но и оказывает сильное влияние на правительство и иные органы государственного управления. Состав правительства предопределяется парламентским большинством, принадлежащим либо одной партии, либо коалиции партий.

На выбор формы правления оказывают влияние ряд факторов, но определяющими здесь должны быть долговременные интересы ста­бильности государства, а не сиюминутные политические проблемы и та или иная расстановка сил.

Достоинством парламентарной республики является единство вы­сших эшелонов власти, поскольку глава исполнительной власти (пре­мьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются парла­ментом, точнее парламентским большинством. До тех пор, пока правительство располагает поддержкой большинства законодателей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законо­проектов. С потерей парламентского большинства правительство ухо­дит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль. Исполнитель­ная власть является по сути продолжением законодательной и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает пар­ламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а прави­тельство на неустойчивость. При неразвитости партийной системыдаже экстремистские (малочисленные) партии могут предстать частью парламентской коалиции большинства. Это может оказаться не ме­нее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти.

Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, ко­торую в состоянии создать простое парламентское большинство, т. е. эффективность и стабильность парламентских форм правления зави­сит от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в не­малой степени определяются способом избрания законодателей, т. е. мажоритарной или пропорциональной системой.

Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, что избранный глава государства одновремен­но является главой исполнительной власти и занимает сильные позиции в руководстве государством (зачастую более сильные, чем парламент). Он самостоятельно назначает министров (в ряде стран с согласия парламента или одной из его палат) и может отправить их в отставку.

Достоинство президентской формы правления заключается, пре­жде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осущест­влять руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны усиливают значение поста президента. Президентская систе­ма правления в принципе обеспечивает большую степень политичес­кой стабильности, чем парламентская, так как кабинет министров назначается на фиксированный срок, определенный конституцией.

Глава государства в президентской республике получает свои пол­номочия в результате избрания на известный срок (в Соединенных Штатах Америки на четыре года, в Республике Беларусь – на 5 лет) и ответствен перед судом за проти­воправные деяния в период нахождения у власти (южнокорейские пре­зиденты Чо Ду Хван и Ро Де У).

Президентская форма правления в свою очередь не является без­упречной и содержит следующие недостатки.

Во-первых , в отличие от парламентской формы правле­ния, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях ис­полнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно воз­растает, если президент и парламентское большинство принадлежит к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент всегда находится над партийной борьбой и полити­канством лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской фор­мами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым кон­фликтом двух властей.

Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания пре­зидента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократич­ными. Но моделей прямых выборов тоже много, а выбор способов не всегда зависит от президента. Президентская власть может ока­заться в большой зависимости от законодательной ветви, от кото­рой может зависеть многое, например, процедура переизбрания пре­зидента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.

В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся тради­ций или вводимых реформ, возможны смешанные или промежуточ­ные (между президентской и парламентской республикой) формы го­сударственного правления.

Современный этап мирового развития конституционных процес­сов характеризуется появлением и распространением смешанных форм правления. Указанный процесс является «ответом» законода­телей на проявление известных как позитивных, так и негативных факторов социального бытия: демократизации политической жизни, усиления интеграционных процессов, кризисного состояния полити­ческой системы, неэффективности государственного управления, про­тивоборства «ветвей» власти и т. п.

«Классические» формы правления на рубеже XXI в. все более рель­ефно обнаруживают недостатки, коренящиеся в их конституционно-правовой природе: тенденцию к авторитаризму, монополизации влас­ти в президентских республиках и возрастающую правительственную нестабильность в республиках парламентарных.

Сторонниками смешанных форм правления движет идея укрепле­ния государственности путем устранения правительственных кризи­сов, частой смены правительств по соображениям политической конъ­юнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы стоят особенно остро для вновь образовав­шихся государств. Однако стремление сосредоточить в «гибридной», смешанной форме только положительные черты традиционных форм правления и избежать их недостатков далеко не всегда воплощается в новое органическое качество. Такое важнейшее достоинство пре­зидентской формы правления как прочность конституционного пол­ожения правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в смешанной, «полупрезидентсткой», республике в значительной мере утрачивается из-за усиления контрольных полномочий высшего законодательного представительного органа власти.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.

Законодамтельная власть -- власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти -- парламент.

К органам законодательной власти в Республике Казахстан относится Парламент состоящий из двух палат: Сената и Мажилиса, и Конституционный Совет. Исполнительная ветвь власти в Республике Казахстан сосредоточена в руках Президента Республики Казахстан, а так же Правительства РК, которое возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. К органам судебной власти в Республике Казахстан относятся: Верховный Суд Республики и местные суды Республики, учреждаемые законом. Парламент Республики Казахстан является представительным и законодательным органом Республики Казахстан. Закон считается одобренным Парламентом, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов обеих Палат. Принятые большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и в течение десяти дней передаются на подпись Президенту Республики. Президент Республики Казахстан является главой государства, гарантом Конституции Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина; представляет Республику Казахстан внутри страны и в международных отношениях; представляет Парламенту предложение о назначении Председателя Национального Банка Республики Казахстан, Генерального Прокурора и Председателя Комитета Национальной Безопасности; ставит перед Парламентом вопрос об отставке Правительства; формирует правительство Республики Казахстан путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Республики Казахстан заместителей Председателя Правительства; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Республики Казахстан. При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций -- назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства -- президентом, который имеет право роспуска парламента.

Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия, но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".

Термин "парламент" происходит от французского "парле" - говорить.

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими другими полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры и т. д.

Органы законодательной власти и их полномочия.

Основным значением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В демократических государствах эти органы занимают центральное место в структуре госаппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные.

К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Одной из их важнейших функций является принятие законов.

Система законодательных (представительных) органов государственной власти в регионах РК устанавливается ими в соответствии с основами конституционного строя Республики Казахстан. Местное государственное управление осуществляется местными представительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории .

Названная статья устанавливает основные полномочия местного законодательного (представительного) органа государственной власти - маслихата:

  • 1) утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчетов об их исполнении;
  • 2) решение отнесенных к их ведению вопросов местного административно-территориального устройства;
  • 3) рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата; 4) образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата; 5) осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти региона РК принадлежит депутатам, акиму территориально-административной единицы, представительным органам местного самоуправления. Конституцией Республики Казахстан право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного региона РК.

Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории административно-территориальной единицы.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определены Конституцией Республики Казахстан и описаны выше.

Структура парламента. Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента. Палаты парламента имеют разные названия (нередко - палата депутатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней. Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето - отказ согласиться с решением нижней палаты - может быть преодолено последней (UK, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США). Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней. Лишь в UK иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член - в палате общин. Тенденция последних десятилетий - установление фиксированной численности палат. Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты - сенаторами. Депутаты нижней палаты и однопалатного парламента избираются обычно на 4-5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многостепенных выборов (Китай). В некоторых странах резервируются места для сторонников определенных религий и национальностей, а также для женщин.

Полномочия Парламента начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Парламента нового созыва, но могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Организация и деятельность Парламента, правовое положение его депутатов определяются конституционным законом

Парламент состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана. Он не связан каким бы то ни было императивным мандатом. Депутаты Парламента обязаны принимать участие в его работе. и Правовыми формами реализации компетенции Парламента Республики Казахстан являются принимаемые им акты, основные из которых - законы. Закон характеризуется рядом черт. Он принимается только палатами Парламента и выражает волю народа Казахстана. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен для исполнения и является юридической базой всех государственными органами, действующими на территории страны, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции, которой закон не может противоречить.

Законы принимаются палатами Парламента в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе, представляющим собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность парламента. В Казахстане законодательный процесс состоит из нескольких стадий. Вкратце перечислим их.

Внутренняя организация парламента и его палат. В парламенте и его палатах формируются различные органы. Одни из них имеют определенную компетенцию, предусмотренную в конституциях (председатель), другие представляют собой вспомогательный аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента (хозяйственные органы). Кроме того, парламент создает отдельные органы, которые занимаются определенной сферой деятельности, обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парламента, отчитываются перед ним (например, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Парламент может в любой момент обновить состав этих органов, сместить их членов или должностных лиц. Они иногда формируются (избираются, назначаются) на определенный срок, что служит им определенной гарантией. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллективный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии). Председатель однопалатного парламента, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместителей. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. При совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената). Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение Мажилиса законопроекта. Право на совершение такого рода действий называется правом законодательной инициативы.

Вторая стадия законодательного процесса - рассмотрение законопроекта Сенатом. На этой стадии законопроект может подвергаться изменению путем внесения замечаний и предложений, и в случае отклонения будет отправлен на доработку в Мажилис. Третья стадия наступает, если законопроект принят и одобрен Сенатом. В этом случае проект направляется на подпись главе государства. Затем подписанный закон обнародуется и публикуется в органах прессы.

Факт внесения выработанного проекта в законотворческий орган имеет официальное юридическое значение. С этого момента прекращается первый этап процесса законотворчества - предварительное формирование государственной воли, и начинается новый этап - закрепление этой воли в нормах права. Правоотношения по выработке первоначального текста закона на этом этапе исчерпываются, но возникают новые, связанные с рассмотрением проекта в официальном порядке и вынесением решения.

Утверждение законопроекта является центральной стадией законотворческого процесса, т.к. именно на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта.

Можно выделить четыре основные стадии официального прохождения закона: внесение проекта на обсуждение законотворческого органа, непосредственное обсуждение проекта, принятие закона, его обнародование /опубликование/.

Стадия официального внесения законопроекта в законотворческий орган сводится к направлению полностью готового проекта в законотворческий орган.

Руководящий орган палат парламента может быть избран либо на срок их полномочий, либо на период одной сессии. В большинстве стран считается, что председатель однопалатного парламента должен быть политически нейтральным, беспристрастным. Он зачастую приостанавливает членство в партии или выходит из нее на время председательствования. В других странах он сохраняет партийную принадлежность (в США это лидер парламентского большинства). Бывает сильный и слабый председатель. В первом случае (Великобритания) он толкует правила процедуры, определяет способ голосования, назначает председателей комиссий и др. Слабым является, например, председатель палаты лордов в той же Великобритании, сената в США: он не руководит заседаниями, они проходят на основе саморегулирования, время для выступлений не ограничено.

К внутренним органам парламента относятся партийные фракции. Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии (блоку) или к нескольким, близким по своим программам. К фракциям могут примыкать и отдельные беспартийные депутаты. По сути, широкая трактовка права законодательной инициативы вытекает из Конституции РК. Определяющим элементом содержания права законодательной инициативы является субъектный состав. Установить носителя права законодательной инициативы несложно. Таковым может быть любое лицо, орган или организация, наделенная правом вносить законопроекты в высшей представительный орган власти и реализующие это право. Согласно ст. 61, п.1 Конституции РК правом законодательной инициативы обладают депутаты Парламента Республики Казахстан и Правительство Республики. Для создания партийной фракции (а фракция имеет определенные преимущества - свое помещение в парламенте, право выступать от имени фракции предоставляется вне очереди и т. п.) необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат (например, 20 в нижней палате и 14 в сенате Франции). Фракция пропорционально представлена в комиссиях палат и объединенных комитетах парламента. Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие крупные фракции. Фракции делят между собой посты председателей постоянных комиссий палат. У фракций имеет свое руководство: председатель. Фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании. Время, выделяемое для выступлений от имени фракции, обычно зависит от ее численности. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции, обычно создает свой "теневой кабинет": выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.

Необходимо учитывать, что законодательная инициатива не предполагает обязанности законотворческого органа принять предложенный проект, тем более в том виде, в котором он представлен. Наличие такой обязанности было бы посягательством на верховенство представительной власти. Но при использовании права законодательной инициативы законотворческий орган связан волеизъявлением субъекта, имеющего такое право, следовательно, должен рассмотреть проект и принять по нему решение. Этим законодательная инициатива отличается от других видов законотворческих предложений.

Наряду с обязательными, но все же дополнительными компонентами как получение законопроекта, его регистрация и информация о нем на сессии, главным все-таки является обязательное рассмотрение внесенного законопроекта или законодательного предложения в результате осуществления права законодательной инициативы. В данном случае Мажилис связывает себя своим же решением, закрепленным конституционно.

Проекты законов и законодательных предложений представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих законов и их местом в системе законодательства, а также ожидаемых социально-экономических последствий их применения. При этом указываются коллективы и лица, принимавшие участие в подготовке законопроекта, реализация которого потребует дополнительных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование.

Особый порядок предусмотрен для принятия государственных конституционных законов. Ввиду особой важности этих нормативных актов, Конституция предусматривает прохождение такого закона в обеих палатах парламента, и принятие их возможно при наличии трех четвертей от общего числа членов Сената и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Мажилиса.

Законы РК подписываются и обнародуются Президентом РК в течение 14 дней. Президент вправе вернуть до истечения указанного срока закон для повторного рассмотрения. В этом случае закон подписывается Президентом в семидневный срок после его повторного принятия двумя третями голосов в обеих палатах Парламента .

Процесс создания закона завершается его опубликованием. Чтобы стать общеобязательными велением государства, правовая норма должна объектироваться в общедоступных печатных изданиях, и этот процесс представляется особенно важным. Опубликование законов - главная предпосылка их вступления в силу и юридическое основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут знать неопубликованный закон, и налагать на них ответственность за нарушение неизвестных им правил.

Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты и комиссии. Число их различно и часто меняется: в однопалатном парламенте Израиля 9 комитетов, в палате общин Великобритании - 15, в конгрессе США - 22. Постоянные комиссии бывают отраслевыми, или специализированными (по иностранным делам, по с/х, по здравоохранению и др.), и неспециализированными.

Комиссия принимает решения на заседаниях. Кворум обычно составляет половину ее членов.

Представитель комиссии выступает с содокладом при обсуждении проекта закона на пленарном заседании, и обычно от мнения комиссии в конечном счете зависит судьба законопроекта.

Комиссии обсуждают информацию министров по своей отрасли. Министры не несут ответственности перед постоянными комиссиями, а последние не принимают обязательных для правительства и его членов решений, но во многих странах министры обязаны являться на заседания комиссий по их приглашению.

Что касается того, как законодательный процесс закреплен в Основном законе нашего государства, то право законодательной инициативы принадлежит депутатам Парламента Республики Казахстан, Правительству Республики и реализуется исключительно в Мажилисе.

Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения.

При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке.

Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики.

Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики.

Изменения и дополнения в Конституцию вносятся большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат.

Законодательные акты Парламента и его Палат принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палат, если иное не предусмотрено Конституцией. Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных актов и иных нормативных правовых актов Республики регламентируется специальным законом и регламентами Парламента и его Палат. Президент Республики Казахстан может распустить Парламент в случаях: выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-Министра, политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между Палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти. Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска. .

Законодательная власть принадлежит Парламенту. Президент подписывает законы, но в отличие от стран с влиянием англосаксонского права он не охватывается понятием Парламента. Существует значительное своеобразие и в отношениях высших органов государства. Система, существующая во Франции, получила название «рационализированный парламентаризм».

Структура Парламента. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополии и 22 - от заморских территорий) и Сената (321 член). Депутаты и сенаторы обладают депутатским индемнитетом, даже если их действия наказуемы по закону (например, они не отвечают за оскорбления на заседании палаты и ее комиссий, хотя и подвергаются за это дисциплинарным взысканиям в соответствии с регламентами палат). Индемнитет включает также обязанность государства обеспечивать депутатам их материальные потребности для выполнения ими своих депутатских обязанностей. Они получают высокое денежное довольствие (более 40 тыс. франков в месяц), состоящее из двух частей: основного жалованья и дополнительного (около трети основного), которое должно выплачиваться в зависимости от участия членов Парламента на пленарных заседаниях палат и в комиссиях (на практике удержания из этой части жалованья не производятся). С 1995 г. члены Парламента имеют ограниченный депутатский иммунитет: к ним могут применяться арест и другие формы лишения свободы в случае совершения ими уголовного преступления, они могут быть задержаны на месте преступления. В других случаях для лишения иммунитета требуется разрешение бюро палаты. Ограничение свободы или уголовное преследование члена Парламента может быть приостановлено на период сессии, если этого требует палата.

Французский парламентарий имеет свободный мандат, но фракционная партийная дисциплина во Франции в отличие, например, от США очень жесткая. Любой императивный мандат недействителен, права отзыва не существует. Совмещение депутатского мандата с государственными должностями невозможно, избранный должен отказаться от должности и некоторых других постов в течение двух недель после избрания (или отказаться быть парламентарием).

Каждая палата имеет бюро, в состав которого входят председатель палаты (он является представителем наиболее крупной партийной фракции в палате), вице-председатели, секретари и квесторы (последние поддерживают порядок в палате и занимаются административно-хозяйственными вопросами). Помимо руководства заседанием палаты председатель имеет и другие полномочия: председатели палат назначают по три члена в Конституционный совет, председатель нижней палаты председательствует в конгрессе Парламента при утверждении поправок к Конституции, а председатель верхней палаты исполняет функции Президента республики в случае вакантности поста. С председателями палат должен консультироваться Президент в случае введения чрезвычайного положения. Председатель палаты принимает решение, если правительство заявляет, что данный законопроект входит в сферу регламентарной власти и не должен рассматриваться Парламентом (в конечном счете обращаются в Конституционный суд). Председатель вправе в случае необходимости вызвать в палату воинские части.

Как и в других парламентах, в палатах французского Парламента существуют постоянные комиссии (комитеты), во Франции их только шесть. Они предварительно обсуждают законопроекты и в определенной мере контролируют деятельность правительства (последнее, однако, обязано представлять документы только финансовым комиссиям). Каждый парламентарий обязан входить в постоянную комиссию (иностранных дел, производства и обмена, финансовую и др.).

Наряду с постоянными образуются специальные комиссии. Бывают временные объединенные специальные комиссии палат, создаваемые по требованию правительства для изучения конкретного проекта закона. В них входят члены нижней палаты на основе пропорционального представительства фракций и сенаторы, избираемые верхней палатой. Эти комиссии - большая редкость, чаще создаются другие, согласительные комиссии палат на паритетной основе. Парламент создает временные специальные комиссии по расследованию и контролю, особые комиссии для определенных случаев, например для снятия депутатской неприкосновенности с члена Парламента. Для изучения научных и технических проектов создано объединенное бюро палат (8 депутатов и 8 сенаторов).

Повестка дня заседаний палаты определяется совещанием председателей (бюро палаты и председатели фракций).

Депутатские объединения (во Франции их называют политическими группами) образуются в том случае, если в них входят в нижней палате не менее 20 парламентариев, в верхней - не менее 14. Эти объединения (фракции) должны публиковать декларации (заявления) о своих целях. На основе пропорционального представительства фракций формируются бюро палаты и постоянные комиссии. Председатели фракций определяют политическую линию последних и даже голосуют за отсутствующих депутатов, имея ключи от их электронных табло, хотя такое голосование регламентом запрещено.

Внутренняя структура Сената аналогична структуре Национального собрания. Сенаторов приблизительно вдвое меньше, чем членов нижней палаты, и избираются они на более длительный срок (не на пять, а на девять лет).

Сессия Парламента во Франции - одна в год (с 1995 г.), длится девять месяцев. В это время должно быть проведено 120 пленарных заседаний (возможны дополнительные заседания, но они созываются только правительством).

Полномочия Парламента. Как и другие парламенты, французский Парламент обладает законодательными, контрольными, судебными, внешнеполитическими и иными полномочиями. Свои экономические полномочия (например, принятие бюджета, планов экономического и социального развития) он реализует, как правило, путем принятия законов.

Осуществляя законодательную деятельность, Парламент принимает обыкновенные, органические и конституционные (изменяющие Конституцию) законы, но сфера регулирования путем принятия обыкновенных законов ограниченна (органические законы принимаются по вопросам, указанным в Конституции, а закон о ее изменении можно принять по любому вопросу, кроме специально указанных в ней: например, нельзя изменить республиканскую форму правления). Французский Парламент по Конституции 1958 г. - это Парламент с ограниченной компетенцией (повторяем, что это относится прежде всего к обыкновенным законам).

В Конституции содержится перечень вопросов, по которым Парламент может принимать законы. По некоторым вопросам он издает законы-рамки, т.е. устанавливает лишь общие принципы, а детальную регламентацию осуществляет исполнительная власть (образование, труд, организация национальной обороны и т.д.). По другим указанным в Конституции вопросам (права и свободы граждан, преступление и наказание и др.) Парламент издает исчерпывающие законы, а исполнительная власть не может издавать нормативные акты. Все вопросы, не названные в Конституции, регулируются нормативными актами так называемой регламентарной власти - ордонансами и иными актами правительства. Право Парламента издавать законы ограничивается также полномочиями Президента, который может выносить законопроекты на референдум, минуя Парламент.

Принятие обыкновенных законов проходит несколько стадий. Правительственный законопроект представляется в бюро любой палаты, законодательное предложение депутата и сенатора - только в бюро его палаты. Предложение депутата не принимается, если оно требует увеличения расходов или уменьшения доходов государства. Бюро передает законодательное предложение депутата или законопроект правительства в постоянную или специальную комиссию. Полномочия комиссий ограниченны: они могут поддержать или отклонить законопроект w предложение, но не могут заменить их своими. После этого проект проходит три чтения: общую дискуссию, постатейное обсуждение, голосование в целом. Возможно четвертое и пятое чтения, если законопроект возвращается из другой палаты непринятым. Однако правительство вправе прервать любую дискуссию и потребовать «блокированного голосования» - с учетом только поправок правительства. До первого чтения возможен «предварительный вопрос»: обсуждение целесообразности законопроекта, но оно имеет ограниченный характер. Выступает лишь автор текста и один противник, после чего производится голосование.

Принятый в одной палате, проект передается в другую, и если будет принят в том же тексте, - идет на подпись к Президенту. Если другая палата его не примет, возможно длительное его хождение из палаты в палату - «челнок». Преодолеть сопротивление верхней палаты можно, если этого желает правительство: оно может потребовать от Парламента создать смешанную паритетную комиссию (по семь человек от каждой палаты), и вносимые комиссией поправки в законопроект должны быть согласованы с правительством. Если комиссии не удается подготовить согласованный текст или ее текст не принимается обеими палатами Парламента, правительство может потребовать от нижней палаты принять окончательное решение. Таким образом, если правительству безразлична судьба законопроекта (а это относится обычно к предложениям депутатов), оно может допустить бесконечный «челнок»; если же правительство хочет ускорить принятие закона (т.е. своего законопроекта), оно исключает из процедуры верхнюю палату, парализует ее право вето, но нижнюю исключить не может. Из сказанного видно, что роль правительства в процедуре принятия закона может быть очень большой.

Более того, правительство может поставить Парламент в такую ситуацию, когда закон считается принятым им без голосования. Для этого правительство ставит вопрос о доверии в связи с требованием принять конкретный закон. Он считается принятым, если оппозиция не сумеет в течение 24 ч внести резолюцию порицания правительству и в течение 48 ч обеспечить ее принятие, что, как говорилось, практически крайне затруднительно.

По органическим законам, касающимся верхней палаты, преодолеть ее вето невозможно, так как эти законы могут быть приняты только обеими палатами. По другим законопроектам, если они приняты смешанной паритетной комиссией, нижняя палата может преодолеть вето верхней только большинством списочного состава (т.е. все воздержавшиеся и не участвующие в голосовании автоматически зачисляются в число голосовавших против).

Закон после принятия передается Президенту для промульгации. Подготовку закона к промульгации осуществляет генеральный секретарь правительства. Он собирает подписи министров, снабжает закон необходимыми приложениями. Президент в течение 15 дней может потребовать нового рассмотрения закона. Это слабое вето. Оно преодолевается путем вторичного принятия закона простым (а не квалифицированным) большинством голосов и потому практически почти не используется (в 1946-1996 гг. оно использовалось в среднем один раз в три с половиной года, но Президент Ф. Миттеран, например, применял его за 14 лет лишь два раза).

Законы до их подписания Президент вправе направить на заключение в Конституционный совет. Органические законы направляются туда в обязательном порядке. Обратиться в Конституционный совет до подписания закона Президентом могут также депутаты и сенаторы (минимум 60 членов любой палаты). Такое обращение приостанавливает подписание закона, оно возможно только при положительном решении Конституционного совета.

Парламент может делегировать правительству законодательные полномочия, но при наличии у последнего программы для их осуществления и на время. Ордонансы для реализации этих полномочий должны быть внесены в Парламент на утверждение.

Французский Парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства: вопросы к министрам на пленарном заседании, создаются контрольные комиссии, проводящие проверку государственных служб и государственных предприятий, следственные комиссии, собирающие информацию и докладывающие ее палате. Возможна подача петиции Парламенту, в том числе и в виде жалоб на органы управления (петиции подаются через депутатов или непосредственно председателю палаты). В контроле участвует посредник Парламента, назначаемый, однако, правительством на шесть лет (к нему граждане могут обращаться только через своего депутата). Собственных полномочий для восстановления нарушенных прав посредник не имеет, но он может сообщать об этом Парламенту, возбуждать дисциплинарное и судебное производство, давать свои рекомендации государственным органам (по вопросам прав граждан). В департаментах. (административно-территориальных единицах) есть представители посредника - делегаты.

Контроль за деятельностью правительства, связанный с санкциями, осуществляется только нижней палатой. Она может заставить правительство уйти в отставку в результате резолюции порицания или отказа в доверии. Правительство может обратиться и к сенату с просьбой о доверии, но если он откажет, правительство не обязано уходить в отставку. Вопрос о доверии правительство может поставить само в связи с его требованием к Парламенту принять правительственную программу, декларацию об общей политике или законопроект, оказывая тем самым давление на депутатов. В случае отказа в доверии правительство должно уйти в. отставку, оно не может распустить нижнюю палату (верхняя вообще не подлежит роспуску), но у Президента имеется «личное» право распустить нижнюю палату, если он сочтет это необходимым.

В отличие от вопроса о доверии резолюция порицания вносится депутатами. Внесение ее затруднено рядом процессуальных требований, а принятие почти невозможно: ведь правительство формируется на практике партиями парламентского большинства, хотя по конституции это не обязательно. Резолюция может быть принята только абсолютным большинством голосов от общей численности нижней палаты (т.е. воздержавшиеся и отсутствующие автоматически причисляются к голосующим против). Резолюции порицания принимаются крайне редко.

Судебные полномочия Парламента связаны с созданием им особых судов (Высокий суд правосудия и др.) для рассмотрения дел высших должностных лиц и с формулированием обвинения. Института импичмента во Франции нет. Внешнеполитические полномочия Парламента касаются прежде всего ратификации международных договоров.

Парламент проводит одну ежегодную сессию, которая длится с начала октября по конец июня. Переход во Франции к одной девятимесячной сессии с 1995 г. объясняют сокращением законодательной деятельности (уже существует развитое законодательство) и усилением контрольной функции Парламента. За период сессии каждая палата должна провести не более 120 заседаний. Впрочем, при определенных условиях возможны дополнительные заседания. Постоянные комиссии могут работать и вне сессии. Палаты заседают раздельно, совместные заседания возможны только в форме конгресса для утверждения поправок к конституции. Послания Президента Парламенту заслушиваются на раздельных заседаниях палат.