Меню
Бесплатно
Главная  /  Базальная температура  /  Корабль восход 2. Первый выход человека в открытый космос: дата, интересные факты

Корабль восход 2. Первый выход человека в открытый космос: дата, интересные факты

Алексей Леонов, первый человек в открытом космосе, и Нил Армстронг, первый человек на Луне

Уходят Первые, легендарные…

И каждый раз отрывается кусочек сердца, и уже не хватает его, чтобы заглушить боль, отправить ее в прошлое — нет, это теперь невозможно, потому что восполнить близких тебе людей даже Богу (если он есть!?) не по силам…

Не стало Алексея Леонова…

Память высвечивает фрагменты прошлого, где Алексей хмурится, улыбается, вопрошает, подшучивает и говорит совершенно серьезно…

Вот сталкиваемся мы у дверей телестудии.

— И ты меня будешь расспрашивать? — интересуется Алексей.

— Коллеги попросили…

— Но тебе же все известно!?

— Значит, тебе не придется что-то придумывать — сразу разоблачу…

— Бескрылый ты человек! — отрезает Алесей. — Лучше скажи: нуждаешься ли ты, надо ли помочь?

Он обязательно задает этот вопрос при каждой встрече, потому что всегда готов прийти на помощь, готов поддержать товарища. Не только меня — каждого, с кем свела его судьба. Это я знаю не понаслышке.

Память высвечивает мгновения жизни…


Алексей Леонов. Фото: Юрий Батурин / «Новая газета»

Она хранит многое. И мы погружаемся в те дни, которые изменили не только их с Павлом Беляевым судьбу, но и всю историю космонавтики. Я имею в виду первый выход человека в открытый космос.

«Все хорошо, прекрасная маркиза, все хорошо…» — захлебывался ТАСС, а скафандр раздувался, и Алексею пришлось стравливать давление, чтобы вернуться в шлюз, — тут уж не имело значения, головой или ногами, лишь бы вернуться.

И он это сделал, хотя шансов навсегда остаться в том «открытом космическом пространстве», к которому он так стремился, было больше, чем при благополучном исходе. Леонов всегда вспоминал об этих минутах с улыбкой, а я каждый раз, слушая его рассказ, вздрагивал от ужаса, потому что нам было известно, что командиру корабля предписывалось в случае непредвиденного развития событий «отстрелить» запутавшегося в пространстве космонавта от аппарата. Понятно, что Павел никогда бы этого не сделал, но инструкции пишутся в космосе для исхода из всех событий, включая трагические…

Кстати, впервые Алексей «вышел в космос» в тот день, когда на Байконур прилетел Никита Хрущев. Главе государства продемонстрировали не только пуски боевых ракет, но и космонавта в скафандре, который сначала вышел из «Восхода», а потом вернулся в корабль.

Леонова (он демонстрировал свое мастерство) подвесили на кране, и он «сыграл свою главную роль в этом спектакле».

Хрущев аплодировал, он не только любил всевозможные «космические игрушки», но и тут же требовал их осуществления. Так случилось и на этот раз: был подписан документ об эксперименте по выходу человека в открытый космос сразу после полета трех космонавтов на «Восходе». Комарова, Феоктистова и Егорова в полет отправил Хрущев, а вернулись они уже при Леониде Брежневе. Смена власти обеспокоила Леонова: не заменят ли его на дублера Хрунова? Однако Брежнев хорошо знал все космические дела, в том числе и самого Алексея, а потому решение Хрущева оставил в силе.

За Леонова говорила и его фантастическая работоспособность: во время подготовки он провел 150 вестибулярных тренировок и 117 раз прыгал с парашютом. И еще он очень нравился соратникам Королева. Академик Борис Черток писал: «Было в нем что-то от гагаринской удали, — поделился я с Рязанским, — глаза внимательные, взгляд не скользит по поверхности, задерживается! Рязанский со мной согласился и добавил, что, кроме всего прочего, Леонов выделяется какой-то естественной интеллигентностью. Будущее показало, что мы не ошиблись. У Леонова, кроме прочего, был взгляд художника».

Будущие академики — Черток и Рязанский — не знали, что Гагарин и Леонов действительно очень близкие люди, друзья… И очень похожи: у Гагарина было много черт леоновских, а у Леонова — гагаринских. Вовсе не случайно, что после трагической гибели Юрия Гагарина именно Алексей Леонов воспринимался его, образно говоря, «преемником». Не Титов, не Николаев, не Попович и другие из первого отряда космонавтов, а именно Леонов… И любовь к первому космонавту планеты люди частично перенесли на Алексея, что, конечно же, радовало его, но и обязывало достойно воспринимать ее. Леонов оправдывал это доверие.

Ну а все, конечно же, началось с первого его полета.

О выходе в открытый космос Алексея Леонова, о драматической посадке в тайге в Пермском крае, о спасении экипажа и о бравурных сообщениях ТАСС, мол, «космонавты акклиматизируются после полета», написано и рассказано вполне достаточно.


Фото: East News

В открытом космосе Леонов пробыл 12 минут и 9 секунд. О том, что скафандр раздулся, что трудно было вернуться в шлюз, что пришлось космонавту самому принимать решения о сбросе давления в скафандре и о возвращении «ногами вперед», «Земля» узнала лишь после возвращения экипажа.

Вторая неприятность — падение давления в баллонах, что подавали кислород в кабину. Его оставалось всего на сутки, а потому надо было торопиться с посадкой. И тут же новый отказ — на этот раз не сработала система ориентации на Солнце, а потому посадить корабль в автоматическом варианте невозможно. И он ушел на дополнительный, 18-й виток. Павел Беляев взял управление на себя… Это был ручной спуск с орбиты, нерасчетный, а потому они и улетели в глухую тайгу. Спасательная операция длилась трое суток, в ней были задействованы не только группы, которые пробивались к замерзающим космонавтам, но и сам генеральный секретарь ЦК КПСС. Брежнев категорически запретил эвакуировать Беляева и Леонова с помощью вертолетного троса — он сказал, что не хватает еще и «авиационной катастрофы»…

Вот и пришло время истории с бутылкой коньяка.

С вертолетов космонавтам сбрасывали одежду, продукты, палатки, ружья и банки с консервами, которые подобно мини-бомбам взрывались на морозе.

А одежда повисала на вершинах деревьев. Только одна бутылка коньяка, пролетев сквозь чащу ветвей, аккуратненько опустилась в сугроб и осталась целехонькой. Павел Беляев рассказывал, улыбаясь, что именно она и спасла их, а Леонов категорически отрицал наличие спиртного в их таежном приключении. Об этом эпизоде мы говорили с Алексеем несколько раз, но почему-то он не соглашался с очевидным, хотя среди трезвенников не числился…

Пожалуй, никто из космонавтов и астронавтов лучше Леонова не рассказал о своей встречи с Космосом.

рассказывает алексей леонов

«Картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов густой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш космический советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей.

Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной были черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представилось мне как раскаленный огненный диск. Чувствовалась бескрайность и легкость, было светло и хорошо…»

После этого полета Алексей снял вето на свои картины. Дело в том, что увлечение живописью едва не стоило ему космической карьеры. В «Правде» сразу после полета Юрия Гагарина появился рисунок ракеты под подписью «Рис. космонавта». Да, это нарисовал Алексей Леонов, и он изобразил… совершенно секретную «Семерку» с ее знаменитыми «боковушками». Разразился грандиозный скандал, мол, выдали все американцам. К счастью, триумф Гагарина, поддержка Королева и сотрудников КГБ (они доказали, что рисунок секретов не выдал, — американцы уже знали о ракете почти все) спасли Леонова от отчисления из отряда космонавтов. Но с той поры и до своего полета он никаких зарисовок в Центре подготовки и на космодроме не делал…

Рисовал он много, охотно, со страстью. Организовывал выставки, выпускал альбомы, писал маслом и не чурался шаржей. Охотно откликался на просьбы проиллюстрировать те или иные работы. Однажды я попросил его набросать идею обложки новой книги, и уже через несколько дней он показал эскиз. Мы приняли его без замечаний — настолько точно и образно Алексей представил то, что будет происходить на Луне. Хвалюсь друзьям до нынешнего дня, что к моей «Космической трилогии» обложку рисовал сам Леонов! Большой талант проявляется всегда, если он настоящий и если его ценят.

Чуть позже я начал понимать, что увлечение живописью в это время «прикрывало» ту неопределенность, которую испытывал Алексей на протяжении ряда лет. Дело в том, что он стал во главе команды «лунатиков» — тех, кто готовился к экспедиции на Луну.

Дела у нас шли плохо: ракеты взрывались на старте, аппараты для облета Луны и посадочные модули явно уступали американским,

да и за океаном уж слишком настойчиво, а потому успешно шли по той дорожке, что вела к Луне.

Наши «лунатики» готовились тщательно, упорно и самоотверженно, что дало им право обратиться к высшему руководству страны с письмом, в котором они писали, что готовы лететь к Луне, рискуя своей жизнью.

Конечно, это была авантюра. Кому нужна эта самая Луна, если риск настолько велик, что рука не поднимется подписать такое Постановление. К счастью, Брежнев (тогда он был нормальным еще!) не поддержал космонавтов, а на одной из встреч сказал Леонову, что жизнь космонавтов дороже, чем престиж страны… Леонов попробовал возразить, но вскоре понял, что Брежнев прав…

К космическим неудачам (именно так воспринимался успех американцев в лунной гонке) прибавилась и настоящая трагедия — гибель Юрия Гагарина. Она потрясла Леонова.

Юрий Гагарин. Фото: РИА Новости

Он был сдержан на общественных мероприятиях, но на космодроме и в центрах управления полетами, где царила атмосфера откровенности, не таил своих чувств. Леонов прекрасно понимал, что с полетом к Луне, будь даже только облет ее, придется распрощаться — тренировки шли уже по инерции и надо переключаться на орбитальные станции, но как объяснить это «лунатикам»!? А ведь это были ребята, многим из которых уже не суждено остаться в отряде… Леонов считал, что он ответственен за их судьбу, старался помочь каждому — к счастью, ему это чаще всего удавалось. Все-таки упорным был он человеком!

Так случилось, что в почетном карауле у урн Гагарина и Серегина мы стояли напротив. Я видел, как текли две слезы по его щекам.

Мне показалось, что он сразу постарел на много-много лет… А потом вдруг встряхнулся, будто сбросил с себя непомерный груз, и подошел к Валентине и девочкам…

Я запомнил брошенную им фразу: «Королев, Комаров, Гагарин… не много ли?»

С этого дня все, что связано с Юрием Гагарина, для Алексея стало святым. Каждый год 9 марта он старался приехать на родину Юрия, чтобы вместе с родными отметить его день рождения. Анна Тимофеевна — мать Гагарина — часто называла его «сынком», как мог Алексей старался хотя бы частично снять боль, что не утихала в сердце матери. В городе Гагарине сделано очень многое, чтобы увековечить память о первом космонавте планеты, и в этом немалая заслуга Леонова.

Алексей не мог смириться и с официальной версией гибели Серегина и Гагарина. Считалось, что ошибка пилотирования привела к катастрофе. Леонов же убедительно доказывал, что это не так, — в гибели виноват и летчик истребителя, который пролетал неподалеку. Не знаю, насколько верна версия Леонова, но он был настойчив и добивался пересмотра выводов государственной комиссии. Он до конца был верен дружбе с Юрием, а потому в меру сил пытался восстановить справедливость.

Потрясение от смерти Гагарина не отпускало, но мы еще не догадывались, что скоро будем провожать Добровольского, Волкова и Пацаева, тех самых ребят-дублеров, которые заменили основной экипаж и… погибли. А ведь первым на станцию «Салют» должен был лететь Леонов.

Путь только один: летать, чтобы продолжить общее дело, и Алексей Леонов все свои силы и весь свой авторитет положил на то, чтобы уйти в космос, сделать самую сложную работу там — и за себя, и за тех, кто не вернулся оттуда.

Совместный полет с американцами был в то время самым престижным, самым необходимым, самым трудным.

Командиром «Союза» был назначен Алексей Леонов, бортинженером — Валерий Кубасов.

Три года подготовки. Очень трудных, потому что вновь предстояло стать Первым. Для космонавтов астронавты казались инопланетянами, с которыми предстояло не только найти общий язык, но и договориться о совместной работе как в нормальных условиях, так и при нештатных ситуациях.

В это время я часто встречался с Леоновым и Кубасовым, так как был одним из руководителей пресс-службы полета. Как ни странно, но общий язык с «инопланетянами» (для астронавтов космонавты были ими же!) наши ребята нашли быстро. Особенно сблизились командиры кораблей Том Стаффорд и Алексей Леонов. Родилась та самая мужская дружба, которая остается на всю жизнь, и она во многом обеспечила фантастический успех программы ЭПАС.

Алексей Леонов и Валерий Кубасов — советский экипаж миссии Союз—Аполлон»

Память хранит события тех дней до мельчайших подробностей.

Полету посвящены книги, фильмы, телепередачи — в некоторых из них мы участвовали вместе с Алексеем и Валерием, а также со Стаффордом, Брандтом и Слейтоном. А потому повторяться не хочется. Расскажу лишь о тех эпизодах, что известны только узкому кругу или неизвестны вообще. А начну с бортовой пресс-конференции.

После старта кораблей и их стыковки над Эльбой международный экипаж поприветствовал президент США Джеральд Форд.

От нас на связь с космосом должен был выйти генеральный секретарь. Однако в это время Леонид Брежнев был настолько плох, что не мог уже внятно говорить, и потому приветствие от его имени зачитал диктор Центрального телевидения. Это был позор!

Более миллиарда человек, что следили на всех континентах за полетом, убедились, насколько плох руководитель СССР.

Вечером к нам в пресс-центр приехал один из помощников Брежнева. Он знал, что завтрашнюю бортовую пресс-конференцию от СССР буду вести я.

— Мы должны выиграть хотя бы этот день, — сказал он. — Руководство расстроено, что американцы и на этот раз оказались впереди… В общем, Леонид Ильич на вас надеется…

Легко сказать «выиграйте!». А как? Мы не знали, что происходит в Хьюстоне, где работали наши коллеги, какие вопросы они подготовили. У нас же было аккредитовано около тысячи журналистов, три тысячи вопросов поступило от них, как выбрать лучшие?!

«Эх, — думаю, — прекрасно, что там Леонов, он-то из любого положения выйдет с честью и… с юмором! Надо положиться на него…»

Начал пресс-конференцию Хьюстон. 20 минут отведено американцам. Один вопрос за другим — и все привычные, скучные, занудливые… Показалось, что Хьюстон на связи не 20 минут, а добрый час… Час скуки для всей планеты…

И вот пресс-конференцию должны продолжить мы.

В это время космическая связка «Союз-Аполлон» пересекла границу Польши и СССР.

Дик Слейтон воевал, был летчиком, а потому мы сразу же поинтересовались, какой показалось Европа ему сейчас.

— Она прекрасна…

— Чем угощали астронавтов во время первого обеда?

И тут уже Леонов показал, что именно такой «легкий стиль интервью» его устраивает полностью. Он задал тон всей пресс-конференции:

— Космическая пища — это не та, что люди едят на Земле, но, как сказал, древний философ, «обед хорош не тем, что подают, а тем, с кем обедаешь»…

И разговор пошел веселый, легкий и увлекательный. Леонов показал портреты астронавтов, которые он успел сделать во время полета, потом соединил флаги США и СССР, сувенирные медали, сделанные специально для экипажей.

20 минут пролетели мгновенно, но мы успели не только поговорить о будущих полетах, но и посмеяться над шутками космонавтов и астронавтов.

Потом Леонов признался, что получил удовольствие от пресс-конференции.

А мы — благодарность от генерального секретаря плюс пару бутылок превосходного армянского конька, которым и был отмечен этот день полета…

Память вновь и вновь возвращает к тем дням…

На этот раз — к нашей поездке после полета по Соединенным Штатам. Две недели космонавты и астронавты провели в Америке, встречаясь во множестве городов с конгрессменами и сенаторами, школьниками и астронавтами, с деятелями литературы и искусства. Мне повезло — я был вместе с ними. Этот земной путь экипажей называли «орбитой дружбы и сотрудничества».

Естественно, главными фигурами на встречах были командиры — Стаффорд и Леонов.

Было заметно, как крепнет их дружба. Мы понимали, что их единство становится своеобразным символом отношений наших стран.

А память возвращает к забавным эпизодам, в которых главным действующим лицом был Алексей…

В Рино мы в гостях у Фрэнка Синатры. Он пригласил на свой концерт, потом вместе ужинали. В это время у меня проснулась «тоска по Родине», и я заказал бутылку «Столичной», глубоко убежденный, что ее в Лейк-Тахо — небольшом курортном городке, где подобно Лас-Вегасу множество казино, — нет. Однако через несколько минут нам принесли «Столичную» с зеленой этикетной, ту самую, что и в Москве редкость. Поистине: в Америке есть все!

Леонов тут же отставил в сторону виски и заявил, что «зелененькая» намного лучше. Попробовали наш напиток все, в том числе и Синатра, который, как оказалось, «давно уже не употребляет спиртное». Просто отказаться поднять рюмку вместе с легендарными космонавтами и астронавтами он не мог!

А через пару дней мы приземлялись на военно-морской базе США. Самой известной в мире, самой оснащенной и самой секретной. Эта база «прикрывает» практически весь Тихий океан, а потому о ней знают все военные, не только моряки. И представьте удивление американских военных, когда они увидели, как по трапу самолета спускаются два советских генерала! А потом мы во главе с Леоновым и Шаталовым прошли сквозь строй моряков, которые выстроились на пути к автобусу, и их удивленные лица запомнились навсегда. Кстати, некоторые из них отдавали честь генералам скорее от уважения к ним, чем от воинской привычки.

Ну и, конечно, не могу забыть, как Алексей Леонов «отбил» у меня красавицу Лайзу Миннелли. А случилось это в «Оранжевом графстве», что в Лос-Анджелесе. Там был прием в честь экипажей ЭПАСа, и устраивали его губернатор штата Рональд Рейган и Джон Уэйн, самый знаменитый киноковбой Голливуда.

На приеме было более двух сотен звезд и звездочек Голливуда, а потому русские парни были нарасхват. Меня «прихватила» Лайза, надела на меня ковбойскую шляпу и повела танцевать. Однако вскоре она заметила Леонова, и я был тут же брошен — ну какая женщина была способна устоять перед космонавтом-генералом!?

От того дня остались шляпа и воспоминания…

К полету по программе ЭПАС Алексей Леонов постоянно возвращался в своих воспоминаниях, будь то телевизионные встречи или дружеские застолья. Да и дружба со Стаффордом год от года крепла. И соединяют ее русские ребята, которых усыновил командир «Аполлона». Помог ему в этом Алексей.

У Дворца пионеров в Киеве экипаж ЭПАСа ждали тысячи школьников. Они выстроились в шеренгу, образовав живой коридор, по которому должны пройти Леонов и Стаффорд. Том первым вошел в него, пожал руку парнишке. И сотни рук протянулись к нему. Том и Алексей шли вдоль ребят. Том пожимал руку тем, кто справа, а Леонов — тем, кто слева. В зале Дворца пионеров торжественное заседание не открывали до тех пор, пока Леонов и Стаффорд не обменялись рукопожатиями со всеми ребятами, которые не смогли попасть во Дворец пионеров…

Великое счастье выпало мне, что на жизненном пути встретил таких людей!

2010 год. Фото: Юрий Батурин / «Новая газета»

К 85-летию Алексея Архиповича Леонова в Музее космонавтики открылась специальная выставка. Многое в ней демонстрируется впервые. Особое впечатление, конечно же, от картин, написанных Леоновым. Некоторые представлены публике впервые. Однако больше всего меня поразил один снимок. Алексей Леонов и Нейл Армстронг. Я долго вглядывался в их лица. Есть что-то общее — по крайней мере, так мне показалось. Присел на стул, присмотрелся. Понял, что их лица отражают не только прожитые годы, но и несут в себе отпечаток Космоса. Такое впечатление, будто им ведомо Нечто, о чем мы не знаем. А разве не так?!

Гагарин, Леонов, Армстронг… Космическая цепочка великих достижений человечества. Всего несколько дней назад к ней можно было прикоснуться, почувствовать ее реальность…

И вдруг всего три слова: «Умер Алексей Леонов…»

И сразу родилась боль — оторвался еще один кусочек сердца и опустошилась часть души…

Впрочем, вранье, что он умер. Для меня и всех, кому повезло встречаться с ним, всегда был, есть и будет веселый, озорной, романтичный и неповторимый Алексей Леонов. Один из Первых.

При подготовке к полету Беляев и Леонов отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время наземных тренировок, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.

18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог Леонову надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере.

Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. Леонов "вплыл" в шлюзовую камеру, командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

В открытом космосе Леонов стал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты . Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась "комнатная" температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до —100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Леонову поступила команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного. Если бы к этому времени у него не произошло вымывание азота из крови, то он бы закипел и Леонов погиб. Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. Закрыв внешний люк, Леонов стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30 % объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом Леонову удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами, как положено.

Алексей Леонов в 11 часов 47 минут вошел в шлюзовую камеру корабля. А в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. Таким образом, летчик-космонавт находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея Леонова в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 09 секунд.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в кабину Леонова космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного "отстреливанием" шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля "Восход-2" — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль "Космос" за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев. Первым американцем побывавшем в космосе был Эдвард Уайт, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле "Джемини-4" (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился . Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие — многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня — обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

По-моему, человек, побывавший в космосе, несколько

По-новому оценивает свое место на земле. Он больше

Начинает думать о земле – как о доме людей, о каждом

Человеке – как о близком. Он становится добрее,

Внимательнее, не реагирует на мелочи… я это заметил

И по Береговому и Лебедеву. Они теперь мыслят шире,

Стали добрее, мудрее.

Леонов Алексей Архипович -

Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полета второй пилот летчик-космонавт подполковник Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.

Оборудование для первого выхода в открытый космос

К началу 1964 года, когда возникло конкретное предложение осуществить выход в космос из корабля Восход – 2, на Звезде уже был накоплен некоторый опыт по созданию спасательных скафандров, и проводились экспериментальные работы по созданию перспективных изделий для длительных космических полетов.

Однако применительно к выходу из корабля в открытый космос необходимо было срочно решить ряд совершенно новых задач. К началу работ еще не было найдено приемлемого технического решения по способу выхода космонавта из корабля Восход. Кабина корабля Восход не была рассчитана на длительную работу в разгерметизированном состоянии, для размещения же дополнительно специальной шлюзовой камеры (ШК) на корабле не было места. В ОКБ – 1 прорабатывались различные варианты складывающегося шлюза. Специалистами Звезды, которую в январе 1964 года возглавил Главный конструктор Г.И. Северин, была предложена схема шлюзовой камеры с мягкой надувной оболочкой. Создание расправляющегося на орбите «мягкого» шлюза позволяло использовать для обеспечения выхода существующие конструкции корабля и обтекателя ракеты – носителя лишь с небольшой доработкой.

Окончательно предложение Звезды было принято на совещании у С.П. Королева в ОКБ – 1 в апреле 1964 года, в котором от Звезды принимали участие Г.И. Северин, Н.Л. Уманский и И.П. Абрамов. 13 апреля 1964 года вышло Постановление правительства о сроках изготовления кораблей Восход (3КВ) и Выход (3КД).

Началась усиленная проработка схем скафандра, ШК и системы шлюзования. На их основе 9 июня того же года были подписано Техническое задание (рис. 1) и вышло соответствующее правительственное Решение (от 08.07.64 г.) о разработке шлюзовой камеры и скафандра с ранцевой системой жизнеобеспечения. Головным предприятием по этим изделиям определялось НПП Звезда. Этим же Решением ряду организаций было поручено в кратчайший срок обеспечить Звезду комплектующими изделиями.

Рис. 1. Титульный лист технического задания на разработку шлюзовой камеры и системы шлюзования, утвержденного С.П. Королевым и заместителем Г.И. Северина С.М. Алексеевым. Внизу подписи к данному документу.

Шлюзовая камера ВОЛГА корабля Восход -2 состояла из верхней жесткой части с люком для выхода в космос и нижнего монтажного кольца, состыкованного с фланцем корабля. Они были соединены между собой гермооболочкой и силовым каркасом.

Рис. 2. Общий вид мягкого шлюза.

В течение 1964 – 65 гг. в короткий срок было изготовлено 7 комплектов ШК, два из которых были использованы при беспилотном и пилотируемом полетах корабля Восход -2. Остальные 5 изделий использовались в процессе испытаний ШК на Звезде и в качестве запасных.

В настоящее время 3 из них находятся в музеях Звезды, РКК Энергия и мемориальном музее космонавтики в Москве. Другие 2 изделия находятся в частном музее фонда Тесса в Денвере (США) и в одной из частных коллекций за пределами Российской Федерации.

При выборе конструкции и концепции работы скафандра на основании проведенного анализа и с учетом ограниченного объема корабля, было решено использовать скафандр как в качестве спасательного, так и для выхода в открытый космос.

Учитывая поставленную задачу создать изделия для обеспечения выхода из корабля Восход – 2 в кратчайшие сроки, а также весьма ограниченное время автономной работы скафандра, было решено взять за основу схему скафандра вентиляционного типа с раздельной вентиляцией шлема и оболочки.

Ранец (условное наименование КП – 55) (рис.3) одевался космонавтом в спускаемом аппарате корабля перед выходом и крепился к скафандру с помощью подвесной системы.

Рис. 3. Ранцевая система скафандра БЕРКУТ (крышка снята).

Запас кислорода в ранце хранился в специальных баллонах под давлением. Подача кислорода включалась самим космонавтом с помощью дистанционного управления. Кислород поступал в шлем, после чего попадал под оболочку скафандра и далее выбрасывался в окружающую среду. Расход кислорода от ранца был рассчитан на обеспечение наддува скафандра, кислородное питание и удаление СО 2 в течение 45 минут. Фактически продолжительность выхода А. Леонова в открытый космос равнялась, как известно, 12 минутам. Время его пребывания в вакууме – около 23 минут.

Рис. 4. Общий вид скафандра БЕРКУТ: а) без верхней теплозащитной одежды; б) с надетым ранцем. В скафандре испытатель Звезды Виктор Ефимов.

Скафандр БЕРКУТ А. Леонова был разработан с использованием конструктивных решений, отработанных на предыдущих типах авиационного и космического снаряжения.

Оболочка скафандра БЕРКУТ состояла из четырех слоев. СК БЕРКУТ был снабжен специальной верхней одеждой с многослойной экранно-вакуумной теплоизоляцией.

Шлем скафандра был легкосъемный неповоротный шлем, имеющий каску и открывающийся (сдвижной) иллюминатор, внутри шлема размещался светофильтр.

Страховка космонавта в открытом космосе обеспечивалась специальным фалом длиной 7м, в состав которого входили амортизирующее устройство, стальной трос, шланг аварийной подачи кислорода и электрические провода, по которым на борт корабля передавались данные медицинских и технических измерений, а также осуществлялась телефонная связь с командиром корабля.

Скафандр командира Восход -2 Беляева П.И. имел такую же конструкцию, как и скафандр А. Леонова. П.Беляев при необходимости мог разгерметизировать кабину корабля, открыть люк и выйти в ШК для оказания помощи А. Леонову.

Первому выходу в открытый космос предшествовал ряд впервые проведенных расчетов, исследований и экспериментальных работ, а также тренировок космонавтов. В частности были созданы методики тепловых расчетов системы «человек – скафандр», исследовано влияние высокого вакуума и других факторов открытого космоса на материалы скафандра, разработаны методики моделирования условий космоса в наземных условиях, выполнен большой объем испытаний в барокамерах.

Деревянный макет шлюза был изготовлен в июле 1964 года для проведения предварительной проверки размеров шлюза и прохождения космонавта в СК через люк корабля Восход .

Рис. 5. Шлюзовая камера в сложенном виде при испытаниях на центрифуге Звезды.

В августе 1964 года была проведена макетная комиссия, в процессе которой были проведены примерки в СА и макете шлюза в скафандре БЕРКУТ кандидатов на полет А. Леонова, П. Беляева, Е. Хрунова и В. Горбатко.

24 – 25 сентября 1964 года функциональный макет и капсула корабля Восход – 2 использовались на Байконуре для демонстрации систем Н.С. Хрущеву во время его визита на космодром. Г.И. Северин в присутствии космонавтов продемонстрировал шлюз и скафандр БЕРКУТ, а С.П. Королев - корабль Союз .

К концу 1964 года Звездой была проведена полная отработка всех систем и их испытания – наземные, термобарокамерные, бассейновые, прочностные, ресурсные – как технические (рис.), так и с людьми, и выдано соответствующее Заключение.

К февралю 1965 года были проведены испытания с людьми в скафандрах БЕРКУТ в тепловом макете СА и комплексные межведомственные испытания всех систем.

В работах по созданию скафандра и ШК участвовал большой коллектив специалистов Звезды под руководством Г.И. Северина. В первую очередь следует отметить С.М. Алексеева, В.Г. Гальперина, И.П. Абрамова, О.И. Смотрикова, М.Н. Дудника, А.Ю. Стоклицкого, В.В. Ушинина, И.И. Деревянко, Д.В. Кучевицкого, Г.С. Парадизова, И.И. Скоморовского, И.И. Чистякова, а также В.Я. Терещенко (Орехово – Зуевского КБ).

Наибольший вклад в испытания шлюза и скафандра БЕРКУТ внесли Б.В. Михайлов, В.И. Сверщек, Д.И. Сендик и другие. Анализ теплового режима изделий осуществляли А.Н. Лившиц, Б.М. Блиев, Г.Т. Шарапов, прочностные расчеты – Н.П. Стрекозов и А.А. Клинцов, выбор и испытания неметаллических материалов – З.Б. Ценципер, Д.С. Стоклицкая, Д.С. Абрамова, В.И. Стрельцова и другие.

Следует отметить и работу отдела аваикосмической медицины во главе с А.С. Барером. Особо большой вклад они внесли в обоснование выбора рабочего давления в скафандре.

Также проводились испытания при имитации условий кратковременной невесомости на самолете – летающей лаборатории ЛЛ ТУ – 104.


Рис. 6. Отработка перемещений в скафандре БЕРКУТ, в условиях невесомости на летающей лаборатории ТУ - 104.

Рис. 7. Шлюзовая камера космического корабля Восход - 2 .

ПОЛЕТ КОРАБЛЯ ВОСХОД -2

На космодроме подготовку систем Звезды к полету осуществляла большая группа специалистов под руководством Б.В. Михайлова.


Рис. 8 Один из участников группы Г. Петрушин готовит на Байконуре скафандр БЕРКУТ к полету.

Во время подготовки и полета корабля Восход-2 произошло несколько довольно серьезных нештатных ситуаций.

Полету корабля Восход-2 предшествовал полет 22 февраля беспилотного корабля Космос-57 , на котором были установлены ШК и имитатор скафандра БЕРКУТ. Программой полета предусматривалось осуществить на орбите полную имитацию работы шлюза, системы шлюзования и наддув скафандра по командам с Земли. За несколько дней до этого полета при проверках летного шлюза корабля Восход-2 на космодроме было обнаружено, что выходной люк ШК при отсутствии перепада давления может быть неплотно прикрытым, что было определено по размыканию контакта, контролирующего его закрытие. В результате в программе, управляющей работой шлюза, мог произойти сбой (неоткрытие люка). Об это представителями Звезды было доложено С.П. Королеву, который тут же собрал совещание заинтересованных специалистов. Было предложено на всякий случай подать дополнительную команду на закрытие люка с одного из дальневосточных командо-измерительных пунктов и продублировать ее со следующего ближайшего пункта. Это решение было принято 19 февраля 1965 года, несмотря на возражения некоторых представителей службы управлении полетом, которые опасались вносить какие-либо изменения в программу работы всего за несколько дней до запуска.

Рис. 9. Ю. Гагарин провожает П. Беляева и А. Леонова на автобус для поездки на старт.

Во время испытательного полета Космоса-57 , когда половина программы была выполнена, связь с кораблем прекратилась. Хотя программа полета не была полностью выполнена, основная часть операций по ШК и скафандру была проведена, что явилось подтверждением работоспособности изделий. Было решено дополнительно проверить только операцию по отстрелу шлюза, которая не была выполнена в полете Космоса-57 . Это было выполнено на макете ШК, установленном на подготовленном к полету корабле Космос-59 7 марта 1965 г. После этого полет КК Восход-2 был разрешен.

Утром 18 марта 1965 года П. Беляев и А. Леонов в лаборатории Звезды на Байконуре были облачены в скафандры и отвезены на старт для посадки.


Рис. 10. С.П. Королев дает последние напутсвия П. Беляеву перед посадкой в корабль.

Проведение операций по выходу в космос было запланировано буквально на следующем витке после выведения корабля на орбиту 18 марта 1965 года. С.П. Королев придавал очень большое значение этой операции и с целью оперативного решения вопросов (при необходимости) просил Г.И. Северина вместе с И.П. Абрамовым находиться на стартовой позиции в бункере в помещении рядом с пунктом управления запуском корабля.

Следует отметить, что в то время еще не было Центра управления полетами (в нашем сегодняшнем понимании), поэтому вся поступающая с пунктов слежения важная информация немедленно передавалась в виде докладов руководству полетом.

Выход в космос осуществлялся полностью в соответствии с подготовленной программой. Некоторые журналисты, описывая эту ситуацию, говорят о сильном раздутии скафандра, что неверно. Скафандр при рабочем избыточном давлении имеет определенные размеры, одинаковые как в вакууме, так и в наземных условиях. А.Леонов для облегчения входа в шлюз правильно снизил давление в скафандре, что несколько уменьшило усилия для сгибания оболочки скафандра.

Рис. 11. А. Леонов во время осуществления первого выхода в космос 18 марта 1965 года (рисунок).

В целом возникшие трудности можно объяснить тем, что методика входа в шлюз была недостаточна, отработана в наземных условиях. Кроме того, как неоднократно рассказывал после полета сам А. Леонов, он пытался войти в шлюз вперед головой, а не ногами как отрабатывалось на Земле, в результате чего ему пришлось уже внутри шлюза переворачиваться для входа в СА. Эти затруднения могут быть объяснены необычными условиями открытого космоса и невесомости, которых не было при наземных испытаниях.

Следующая нештатная ситуация: уже после осуществления выхода в открытый космос один из космонавтов при перемещении внутри СА случайно включил подачу воздуха из автономного запаса газа в скафандр, что привело к значительному росту давления в кабине. На «Земле» была некоторая паника, пока не разобрались в чем дело.

И, наконец, из-за сбоя в системе ориентации корабля космонавты были вынуждены вручную посадить корабль и, как известно, попали в заснеженную тайгу. При этом экипаж на деле использовал скафандры и носимый аварийный запас для обеспечения своей жизнедеятельности после посадки в безлюдной местности в течение 2-х суток.

В целом же на корабле Восход-2 был успешно осуществлен первый в мире выход человека в открытое космическое пространство, что было выдающимся достижением и дало толчок дальнейшим исследованиям в области создания средств для внекорабельной деятельности космонавтов.

Следует отметить оперативность и энтузиазм, с которыми выполнялась всеми сотрудниками Звезды разработка и экспериментальная отработка систем для обеспечения первого выхода человека в космос. Ведь с момента подписания технического задания на ШК и скафандр 9 июня 1965 г. до даты выхода в космос А. Леонова 18 марта 1965 г. прошло всего 9 месяцев. Это было отмечено и на торжественной встрече коллектива Звезды с космонавтами, состоявшейся вскоре после полета.

Рис. 12. Митинг на Звезде, посвященный встрече с А. Леоновым и П. Беляевым.

В марте 2015 года отмечалась весьма важная в истории России дата: 50 лет назад был совершен выход Леонова в открытый космос. Дата выхода известна каждому школьнику: 18 марта 1965 года доблестный летчик-герой Советского Союза Алексей Леонов стал который оказался в открытом безвоздушном пространстве. Выход Леонова в открытый космос был совсем недолгим. Но все равно это был настоящий подвиг.

Выход Леонова в открытый космос осуществлялся с борта опытного корабля "Восход-2". Он значительно отличался от гагаринского "Восхода-1": в нем располагалась уже пара мест для пилотов, к тому же он был оснащен камерой "Волга", которая надувалась во время космического полета.

Экипаж корабля состоял всего лишь из двух человек. Командир аппарата тоже в то время часто мелькал в прессе. Это был а пилотом назначили Алексея Леонова. Специально только для данной миссии был сделан скафандр "Беркут". Именно он и подведет космонавта в самый неподходящий момент.

Выход Леонова в открытый космос - дата весьма известная: старт производился с Байконура в десять утра по московскому времени. Дело было очень рискованное, космонавтам необходимо было уже на втором витке полета выйти в космос. Как раз в это время под аппаратом раскинулись пески Сахары. Уже в половину двенадцатого утра Леонов побывал в открытом космическом пространстве.

Сложности в полете

Связан с летательным аппаратом Леонов был весьма крепко, все было просчитано до мелочей, длина троса составляла пять метров. Пять раз космонавт приближался и отдалялся от корабля за время пребывания в вакууме. Опасность стала ощущаться практически с первой минуты: от сильного давления скафандр раздуло. Когда пришло время возвращаться обратно, Леонову пришлось нарушить два пункта строгих инструкций с Земли. Из-за габаритов он снизил давление внутри скафандра и проник на корабль вперед головой, а не ногами.

Но на этом страшные злоключения, к сожалению, не завершились. Из-за перепада температур прямо в обшивке люка образовалась довольно крупная расщелина, которая могла привести к разгерметизации корабля и гибели космонавтов. Автоматические системы "Восхода-2" в это же время сработали на увеличение подачи массы кислорода, поэтому все могло закончиться взрывом. Преодолеть проблемы удалось лишь через семь часов, только тогда пилоты смогли почувствовать себя в безопасности.

А перед выходом легендарный космонавт чуть не забыл закрепить страховочный трос. Беляев случайно подметил это и еле успел спасти напарника. Если бы не этот факт, то тело Леонова до сих пор находилось бы на орбите планеты.

1965-й, когда совершился выход Леонова в открытый космос, - год для СССР очень знаменательный, поэтому права на ошибку у космонавтов не было.

Посадка

«Восход-2» сделал целых девятнадцать витков вокруг Земли, прежде чем опустился на твердую поверхность планеты. Представьте только: расчеты не соотносились с действительностью, поэтому посадка произошла совсем не там, где изначально планировалось. Двести километров от города Пермь, в холодной и неприветливой безлюдной тайге, вдали от цивилизации и сели пилоты. Целых два дня космонавты ожидали спасения, позже их отправили в Пермь, а оттуда самолетом снова к Байконуру.

Работа над ошибками

Леонов очень часто и сейчас вспоминает свой полет: во многих интервью он говорил, что ошибок было крайне много, что их можно было избежать и что во многом лишь счастливое стечение обстоятельств помогло ему и его товарищу выжить.

Вот представьте только: скафандр испытан практически не был, так как на Земле должные испытательные условия создать было почти невозможно, в основе его разработок лежали только лишь расчеты. Но ведь этого было мало, вот скафандр-то первым и подвел.

Высота полета оказалась весомо больше, чем изначально планировалось. Еще несколько десятков метров выше - и космонавты получили бы сильное радиоактивное облучение. Причину этого факта выявить даже после полета не удалось.

Непередаваемые ощущения

Когда легендарный космонавт был уже в скафандре и все было готово к важному событию, каким должен был стать выход Леонова в открытый космос, разрешения всё не давали. Леонов томился в ожидании, пока не услышал голос с Земли. Это самолично Гагарин общался с Леоновым, он дал разрешение, и Алексей Архипович рванулся к люку.

А потом была тишина и звук дыхания и биения сердца, которые передавались сигналом на Землю. Казалось бы, полет должен был взволновать Леонова, но эта безмятежная тишина лишь успокаивала, дыхание было ровным.

Первый выход в открытый космос длился недолго, но отпечатался в памяти космонавта навсегда. Когда Леонов вышел в открытый космос, дата выхода публиковалась во всех мировых газетах. Поэтому этот полет запомнился буквально всем его современникам.

Удивляло в небе все: и то, что Земля и вправду шар, хоть Леонов это и знал, но все равно поражался увиденному; и то, что звезд на небе просто немерено; и то, что все они такие яркие, а космос совсем черный, ну просто непроглядный. А Солнце, будто вмонтированное в небосвод, источало огромный жар и очень яркий свет.

Скафандр

А теперь постарайтесь представить, как же тяжело было работать и находиться в скафандре. Чтобы только сжать кулак в открытом космосе, приходилось прилагать усилия, равные поднятию двадцати пяти килограммов на Земле. И это одной рукой! Земные тренировки Леонова, направленные на то, чтобы он в дальнейшем смог справиться с заданием, были крайне тяжелыми. Ему приходилось ежедневно поднимать штангу в девяносто килограммов. Меньше было нельзя - тогда бы не справился с задачей. И это помимо иных изнурительных ежедневных тренировок.

Опыт Леонова показал, что пребывание человека в космическом пространстве возможно, к тому же все недочеты и ошибки были учтены для дальнейших полетов. И скафандр Алексея Архиповича был взят за основу для будущих разработок. Очень многие современные космонавты работают, основываясь на том опыте, что когда-то получил Леонов.

Опыт Леонова неоценим…

Воспоминания российского космонавта Фёдора Юрчихина, совершившего несколько подобных полетов, а также побывавшего в совокупности один час в космосе, наполнены благодарностью Леонову и опыту, полученному им. Теперь уже космические скафандры создаются таким образом, что пилот может несколько часов спокойно провести в безвоздушном пространстве. А точнее, около семи часов. Есть подробный инструктаж, который проходят перед полетами все современные космонавты. В первый час им необходимо как можно меньше смотреть на Землю, так как этот вид очень завораживает и отвлекает. Именно в первый час лучше и выполнить спокойно главную часть работы, а потом уже можно и полюбоваться видом. А в основе всех данных инструкций лежит опыт Алексея Леонова.

Первый выход Леонова в открытый космос был делом государственной важности. Его скафандр носил гордое имя «Беркут», а чтобы космонавт смог тренироваться, макет всего космического корабля был установлен в полную величину на борту настоящего советского самолета.

Леонов выход в открытый космос осуществил впервые. И немногим известно, что он мог погибнуть еще из-за одной оплошности - уже своей собственной. Очень страшно представить, но вследствие долгого ожидания приказа Леонов по рассеянности чуть не забыл пристегнуть страховку к скафандру. Его напарник и по совместительству командующий еле успел схватить пилота за ногу и пристегнуть. Если бы этого не случилось, то Леонов бы умер.

К тому же когда он заходил в корабль, выполнив свою главную задачу, то ногами задел баллоны, необходимые для жизнеобеспечения. Все и правда могло закончиться плачевно. Столько ошибок, но ни одна не привела к страшным последствиям. Ох, и удачливый же подобрался экипаж!

Работа в космосе - дело рискованное

Через некоторое время после подвига Леонова его полет смогли повторить уже американские пилоты, тоже побывавшие на орбите и в открытом космосе. Вот только Леонов-то был первым, и как бы американцы ни старались, а им с Земли пришлось наблюдать за советским летчиком-пионером в деле освоения

Работа в космосе только кажется романтичной и прекрасной, на самом деле это постоянная опасность и колоссальные затраты сил. Все пилоты космических кораблей в один голос говорят именно об этом. И потому-то всех, кто того захочет, в космонавты не берут. Здоровье для этой работы должно быть отменным.

А еще она требует постоянной концентрации и сосредоточенности: отвлечешься буквально на секунду - и все… Случиться может все что угодно. Например, такой форс-мажор, как тогда, когда совершил Леонов выход в открытый космос: давление резко возросло, скафандр раздуло. Именно поэтому сейчас существуют очень строгие и четкие инструктажи для космических пилотов, где даются рекомендации относительно поведения в самых разных ситуациях.

Коллеги

Интересен рассказ и другого космонавта - С. К. Крикалева, продолжателя дела Леонова. Этот человек - абсолютный мировой рекордсмен по количеству проведенных на земной орбите часов. Его стаж - восемьсот три дня.

Во многих интервью он рассказывал о том, что однажды у его напарника отказала система охлаждения в скафандре. А выходят и работают сейчас космонавты всегда как минимум вдвоем. Пришлось ему, потратив много времени на спасение своего товарища, выполнять все задание самостоятельно, еще и в короткие сроки.

А еще однажды у его напарника стекло скафандра полностью запотело, он ровно ничего не мог видеть. Но такие ситуации досконально отрабатываются еще на земных космодромах, поэтому с работой коллеги справились на тот момент мастерски, все закончилось хорошо. А вот Леонов-то выходил на орбиту совсем один, без подстраховки. До сих пор просто поразительно осознавать, насколько тяжело было этому человеку.

Тренировки

Подготовиться к тем эмоциям и физическим ощущениям, которые человек испытывает при попадании в открытый космос, на Земле практически невозможно. Первый выход Леонова в открытый космос был делом ответственным. Тренировки были просто необходимы. Они длятся у будущих космонавтов целый день и проводятся на специальных тренажерах, которые создают условия, сходные с космическими. Есть, например, гидротренажеры, которые способны создать невесомость. А есть и те, что полностью имитируют обстановку космического корабля и условия проживания в нем. Нагрузки это огромные. За здоровьем пилотов внимательнейшим образом следят квалифицированные врачи, за питанием и режимом дня - тоже.

Конечно же, в полете пилоты ни минуты не отдыхают. Помимо ремонтных работ, космонавты постоянно заняты Поэтому космонавт - это не только физически сильный и здоровый человек, но еще и квалифицированный специалист в различных областях науки.

Именно космические экспедиции позволили доказать, что жизнь в космосе возможна. Бактерии выживают прекрасно и за бортом корабля, как и личинки комаров, которые были на одной из космических станций помещены на долгое время в вакуум. Часто космонавты берут с собой в полет икру рыбы, растения и личинки насекомых, чтобы посмотреть на то, что будет с ними в космосе. Космонавты проводят в течение каждого полета огромное количество экспериментов, результаты которых ученые с нетерпением ожидают на Земле.

А еще многие из космических пилотов утверждают, что у космоса имеется свой запах. Его тяжело ощутить, но он есть. Он более всего похож на разряженный воздух после грозы, наполненный свежестью. И это мнение очень многих. Наверное, и Леонов тоже его ощущал.

Земля

Разница давления послужила причиной того, что легендарный советский космонавт чуть не погиб. Когда Леонов вышел в открытый космос, он понимал, что в люк пролезть обратно будет очень проблематично. А запас воздуха все истощался, решение было просто необходимо сию же секунду. Выход Леонова в открытый космос сопровождался многими ошибками, но все же закончился успешно, как нам уже известно.

Сейчас Алексей Архипович может уже рассказать всю правду о полете. Земля встретила его не так уж приветливо. Неверные расчеты, многие ошибки во время полета привели и к незапланированному, неожиданному месту посадки.

Самое интересное, что в то время, наверное, чтобы поддержать престиж партии и советских ученых, во всех средствах массовой информации говорилось, что полет прошел успешно, а космонавты отдыхают и набираются сил для новых свершений недалеко от Перми на даче. Дачи у Леонова там и по сей день нет, ну и, конечно же, никакой дачи они там и в помине не увидели. Не на даче, а в тайге, в лесу, заваленном снегом, по соседству со многими опасными животными находились оба пилота. Нашли их лишь через двое суток, им пришлось своими силами пройти целых девять километров на лыжах. Если бы не изнурительные тренировки перед полетом, то не факт, что это бы у них получилось. После их перевезли в Пермь, а затем и на Байконур для того, чтобы космонавты продолжили тренироваться.

Таких людей, которые не пожалеют своей жизни и сил ради блага и престижа своего государства, очень мало. Когда Леонов вышел в открытый космос, дата эта запомнилась очень многим. И помнят этот героический подвиг граждане нашей страны и по сей день.