Меню
Бесплатно
Главная  /  Зачатие  /  Что подарила мария магдалина императору. Почему яйца на Пасху красные: библейская легенда

Что подарила мария магдалина императору. Почему яйца на Пасху красные: библейская легенда

Ещё задолго до появления христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян. А христианский обычай дарить друг другу пасхальные яйца уходит корнями в глубокую древность. Еще во времена язычества этот предмет имел огромное символическое значение, он ассоциировался с самой жизнью. Древняя латинская поговорка гласит «Все живое [происходит] из яйца».

В древнем Иерусалиме яйцо было символом возрождения природы в праздник весеннего равноденствия. И этот философский образ перешел в христианскую традицию, в которой пасхальное яйцо символизирует новую жизнь, ее возрождение.

По преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Это произошло вскоре после вознесения Иисуса Христа. Мария Магдалина отправилась на приём к императору. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом:
"Христос Воскрес!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Не успел Тиберий договорить эти слова, как яйцо стало менять цвет из белого в ярко-красный цвет.
У носителей веры во Христа покрашенные в красный цвет яйца символизировали пролитую Христом кровь и Его смерть. Под красной скорлупкой яйца находится белый белок, который служит символом Воскресения и жизни Христа

В православном обиходе яйца на пасху не только красят, но и причудливо расписывают. Такие яйца линиями своих узоров напоминают о бичевании Христа.Поэтому красить и расписывать яйца положено в особый день на Страстной седмице (неделе) – в Великий четверг или Великую пятницу

Забавы и игры с пасхальными яйцами

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было "ка­танье яиц" Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по- очере­ди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не разбилось.

Почему на Пасху крашеные яйца доставляет Пасхальный кролик?

На этот счет существует легенда
В то время, когда ковчег бороздил безбрежные воды, сотворившие Великий Потоп, наткнулся он днищем о вершину горы, и появилась в посудине брешь. И пошел бы ковчег в глубинные воды, если бы не заяц, закрывший прореху своим куцым хвостиком. Вот в память о храбром трусишке и родились легенды. Дети, которые ждут пасхального кролика или пасхального зайца, уверены, что именно он на волшебной поляне в лесах германских земель варит в котелках на пыльце светлячков магические травы, которыми вручную раскрашивает каждое пасхальное яйцо. Это животное у германских народов в древности считалось одним из символов плодородия и благополучия. Постепенно заяц, как одна из эмблем Пасхи, появился и в Англии.

Интересно, что обычай дарить друг другу пасхальные яйца существует и в католических, и в православных странах. Например, в Италии и Германии принято приносить в корзине шоколадные яйца, завернутые в разноцветную фольгу. Причем немецкая и итальянская пасхальная корзинка, как правило, содержит еще и шоколадного зайца.

Имя Марии Магдалины - чуть ли не одно из самых известных библейских имен для современного человека. Только прославили его среди широкого круга людей, к сожалению, . На эту тему пишутся многочисленные статьи, снимают фильмы...

Но на самом деле история блудницы Марии, которая была женой Иисуса, не нова: еще в III веке среди еретиков-гностиков ходила легенда о возлюбленной Христа, хранившей все Его слова и поучения. Со временем появлялись новые и новые подробности, постепенно сложившиеся в предание о том, что от брачного союза Иисуса и Марии в итоге произошел род Меровингов – хранителей элитного знания и магических приемов, которыми якобы владел сам Христос.

К этой сомнительной легенде Церковь не имеет никакого отношения. Она знает совсем другую Марию Магдалину и почитает ее за совершенно иные заслуги.

«Старец даёт гиматий Марии Магдалине». Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е гг.

Грешница

Строго говоря, о Магдалине мы знаем мало. Родилась она в городе Магдала близ Капернаума на западном побережье Тивериадского озера в Галилее. Евангелие почти ничего не говорит о ее прошлом, и это деликатное молчание Библии породило в кругу исследователей две версии.

Первая группа богословов, преимущественно восточная, склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, которая, избавившись от своего недуга, бросила все и последовала за галилейским Проповедником. Евангелие как бы вскользь говорит, что Магдалина была одержима – из нее Спаситель изгнал семь бесов. А что такое одержимость? Это жуткое состояние, когда человек в той или иной степени находится под контролем темных сил. В своем крайнем выражении одержимость приводит к полному подчинению бесовской воле, поэтому избавление от такой страшной болезни воспринимается несчастным человеком как второе рождение на свет. Это освобождение стало праздником и для Марии. Вполне вероятно, что благодарность женщины Христу была настолько велика, что она решила посвятить Господу всю свою жизнь.

Вторая, западная, группа исследователей отождествляет Магдалину с блудницей, которую Христос спас от избиения камнями, и которая совершила очень трогательный поступок – когда Иисус обедал у одного из фарисеев, она припала к Его ногам, стала возливать на них дорогое благовонное масло, омывать их слезами и вытирать роскошными прядями своих волос. Евангелие содержит три упоминания об этом эпизоде. По крайней мере, один из них приписывается Марии.

О том, что она могла быть женщиной легкого поведения, говорит и ее прозвище: слово «magadella» обозначает в талмудической традиции женщин с завитыми волосами. Подобного рода украшательством занимались именно гетеры. Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказывался святитель Дмитрий Ростовский – крупнейший русский систематизатор житий XVIII века. Аргумент ученого прост: если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница.

Но все это – лишь версии. Ясно лишь одно – после встречи с Христом жизнь Марии круто изменилась. Она полностью оставила свой прежний образ жизни, каким бы он ни был, и стала неразлучной спутницей Иисуса, помогая Ему и Его ученикам. Внимательное чтение Евангелия показывает, что она не была единственной ученицей Спасителя, – вместе с Ним ходили еще несколько женщин. Все они были ближайшими родственницами апостолов, в чьи обязанности входило создавать элементарный минимум бытовых удобств для членов апостольской общины.

Ученица

Среди учениц Спасителя Мария занимала особое место. Ее чаще всего упоминают евангелисты, рассказывая о спутницах апостолов. На первый взгляд, такое возвышение одной женщины над другими выглядит весьма подозрительным. Но непредвзятое чтение Писания показывает, что уважение, испытываемое к Магдалине другими членами первохристианской общины, было оправданным. Ее любили за столь искреннюю и горячую преданность Христу, какой, поначалу не имели даже многие апостолы. И вовсе не случайно Господь удостоил Марию чести стать первой, кто увидел Его воскресшим.

В отличие от большинства учеников, которые в день казни своего Учителя разбежались, перепуганные, еще в Гефсиманском саду, ученицы не побоялись быть схваченными солдатами, растерзанными толпой или обвиненными в соучастии в преступлениях, которые приписывались Иисусу. Их любовь была выше страха. Это они следовали за Спасителем до Голгофы, были там до самого момента Его смерти. Это они сняли Его тело с креста, оплакали и завернули его в погребальную ткань. И они же, вместе с Иоанном Богословом, Иосифом и Никодимом проводили своего Учителя в последний путь. Верили ли они в то, что Христос воскреснет? Вряд ли... Такую веру имела разве что Пречистая Богородица, которой было дано проникнуть сердцем в тайны домостроительства своего Сына. Остальные же были в очень подавленном состоянии. Мир в одночасье рухнул для них, и апостолы не знали, что им делать дальше. Они были поражены и растеряны.

Но если мужчины поддались унынию и страху, то женщины поступили иначе. Они знали, что Христос умер, они понимали, что Ему уже ничем нельзя помочь. И все же любовь их была столь велика, что они решили отдать Христу последнюю дань почтения – помазать Его тело миром – благовонным маслом. По традиции, это необходимо было делать в день похорон. Но поскольку Иисуса распяли накануне субботы, то погребение проходило в спешности: ведь в субботу нельзя было заниматься никакими делами. Христа положили в пещеру без омовения и бальзамирования, поэтому, когда суббота миновала, женщины поспешили завершить недоделанное. Зачем это было им нужно? Разве умерший нуждается в этом? Рассудок посчитал бы излишним подобные вещи, но великая любовь, которая горела в сердцах учениц, говорила обратное. Она подняла их среди ночи и звала к заветной пещере. Она словно бы говорила им: «Спешите! Вы увидите чудо, и ваша скорбь сменится на радость!».

И женщины живо ощутили, что обязательно должны идти! Они даже не думали, как отвалят тяжелый валун от входа в пещеру – они просто пошли, руководствуясь одной лишь любовью. Что было дальше – знают все. Мироносицы пришли к гробу и увидели, что камень, закрывавший вход, лежит поодаль, погребальное ложе пусто, а на его краю сидит ангел. Он и рассказал женщинам о Воскресении. И снова – испытание! Другой бы не поверил, посчитал бы увиденное галлюцинациями. А мироносицы – поверили! И кинулись в город, чтобы рассказать остальным апостолам о свершившемся чуде.

Магдалина узнала радостную весть несколько иначе, чем прочие женщины. Она пришла ко гробу раньше всех и, увидев, что он пуст, бросилась рассказывать об этом апостолам, посчитав, что тело Христа украли. Вернувшись к гробу вместе с Иоанном и Петром, она уже не застала ни остальных мироносиц, ни ангела. Постояв в растерянности, апостолы удалились, а Мария осталась одна, пытаясь хоть как-то осознать происходящее. И вот, невдалеке от пещеры она увидела человека. Подумав, что это хозяин виноградника, расположенного по соседству, женщина стала расспрашивать его, надеясь, что он расскажет хоть что-нибудь о судьбе похищенного тела. И в ответ вдруг услышала свое имя:

– Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему; иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

Это было прямое благословение иди на проповедь, и Мария пошла! Она стала первой, кто возвестил миру о том, что Христос воскрес. Сначала апостолы посчитали ее сумасшедшей. Некоторые из них ругали ее, некоторые жалели: мало ли что могло привидеться несчастной женщине после пережитого горя. Но несчастной Магдалина не выглядела. Наоборот, она вся сияла от радости и твердила лишь одно: «Я видела Господа». Позже, когда Христос явился всем апостолам, они устыдились того, что они не поверили Марии. А она еще сильнее стала свидетельствовать всем, что Господь воскрес.

Равная апостолам

После того, как Господь окончил свое земное служение и вознесся на небо, Мария ушла на проповедь. Местом ее подвига стал Рим – столица тогдашней мировой цивилизации. И везде, где бы ни звучало ее слово, она повторяла одну и ту же фразу: «Я видела Господа! Он воскрес!». Молва о необычной женщине, которая проповедовала на городских форумах, дошла в конечном итоге до императорского дворца. Правитель Тиберий решил лично послушать, о чем рассказывает Магдалина. Они встретились в присутствии многих вельмож, ученых и философов. Сначала беседа шла в дружеской атмосфере – императору понравилось учение, которое несли с собою христиане. Но стоило лишь Марии дойти до вести о Воскресении, лицо императора исказилось насмешкой, и он сухо отчеканил, указывая на яйцо, которое по обычаю принесла Мария во дворец в качестве подарка:

– Скорее, это яйцо станет красным, чем мертвые оживут!

Мария с грустью помолчала, потом спокойно протянула Тиберию свой скромный дар:

– Христос воскрес! Я сама видела Его живым!

Император все еще улыбался, принимая из рук мироносицы белое яйцо. Но через мгновение лицо правителя застыло в удивлении, и он словно онемел. В его руках, переливаясь пурпурными оттенками, лежало то же яйцо, поменявшее своей цвет с белого на красный. Еще спустя мгновение весь тронный зал наполнился изумленными возгласами «Чудо! Чудо!». Император, пересиливая охватившее его оцепенение, произнес:

– Воистину Он воскрес!

Вот так, трудами простой женщины христианство распространялось по Италии. Состарившись, Мария перебралась в Малую Азию, где мирно окончила свои дни в доме Иоанна Богослова, которому помогала в проповеднических трудах. По одной из легенд, до своего обращения к Христу Мария и Иоанн были женихом и невестой, но в брак так и не вступили – Иоанн оставил все, последовав за Спасителем. Марии же предстояло пройти через омут греха, прежде чем она стала христианкой.

На Западе бытует другая версия жития этой святой женщины. После проповеди Мария направилась в Галлию – нынешнюю Францию. Там она нашла безлюдное место, где тридцать лет оплакивала свое непутевое прошлое. Ее одежда истлела от времени и сырости, а наготу прикрывали длинные волосы, доходившие до пят. Питали подвижницу ангелы, которые каждую ночь возносили ее на небо, где она получала подкрепление и могла своими ушами слышать славословия, возносимые Богу ангельскими хорами. Искреннее покаяние и усердные труды подвижницы были вознаграждены Господом – Он очистил ее сердце от греха и наполнил его благодатью. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней в пещеру священник. Он же и похоронил святую.

Мощи Марии в эпоху раннего Средневековья несколько раз переходили из одних рук в другие, пока, наконец, не обрели покой в Риме – в базилике святого Иоанна Латеранского. Небольшие частицы мощей также хранятся во многих местах христианского мира.

На заставке: Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. Иванов А. 1834-1836

Яйцо с первобытных времен было символом жизни. Загадочность сочетания столь простой формы со способностью скрывать под ней сложнейшие процессы, связанные с формированием организма, не оставляла равнодушными мыслящих людей во все века.

Яиц началась с посещения Марией Магдалиной Тиберия. Рассказывая в далеких от Палестины землях о чудесном воскрешении Христа, и она, и апостолы часто сталкивались с неверием. Так вышло и в этот раз. Император начал смеяться над Марией и, потешаясь, сравнил чудо воскресения с таким невозможным, с его точки зрения, фактом, как мгновенное изменение цвета подаренного ею белого яйца на красный. Не успела сойти с лица Тиберия веселая улыбка, как яйцо заалело у него в руках. Поверил ли римский владыка Марии или принял это чудо за какой-то неведомый фокус, история умалчивает, людям вообще свойственна недоверчивость именно тогда, когда происходит что-то настоящее. А вот иллюзиями мы почему-то охотно проникаемся.

Так получила свое начало история пасхальных яиц и возникла традиция их дарения на праздник Святой Пасхи. Сначала их красили исключительно в красный цвет, затем палитра расширилась, добавляя нарядности и общей атмосферы ликования всему праздничному столу. К тому же каждый цвет символичен: зеленый отражает Пасху как воскрешение и торжество жизни, голубой - устремление ввысь, желтый - солнечный свет веры.

Возникла традиция сохранять подаренные символы весь год - до следующего Святого воскресенья. Но соблюдать ее оказалось непросто - они хрупкие и скоропортящиеся. История пасхальных яиц была продолжена деревянными писанками, искусно разукрашенными узорами и христианскими символами. Каждое такое произведение народного искусства спорило с другим в красоте и мастерстве того, кто с божьей помощью трудился над его созданием. Этот подарок можно было хранить не один год и любоваться на него в те минуты, когда хотелось посмотреть на что-нибудь красивое.

Как каждое искусство, получило дальнейшее развитие и украшение пасхальных символов. За дело взялись лучшие ювелиры, славящиеся своим мастерством. Пасхальные - знаменитой фирмы, обретшей славу благодаря высочайшим художественным достоинствам своей продукции - стали символом эпохи. Безупречная скань, инкрустация, эмали и бриллианты сочетались с филигранно выполненными механизмами, наполнявшими произведения искусства. Каждый из ювелирных шедевров имел свое название и, кроме пасхальной смысловой нагрузки, нес подтекст, связанный с памятными событиям и датами. История пасхальных яиц конца XIX и начала XX веков прочно связана с именем исполнявшего заказы императорского дома. Многие его произведения можно увидеть в коллекции Эрмитажа и других музеев мирового уровня.

Но не всем быть великими ювелирами. И это не беда. Украшение яиц к пасхе своими руками помогает заранее настроиться на предстоящий праздник, его радостную и торжественную атмосферу. В этом деле можно и нужно проявлять фантазию, благо в наши дни продаются разнообразные наклейки и краски, облегчающие труд и придающие нарядность этим непременным атрибутам Великого дня.

Христос воскресе!

По преданию, первое пасхальное яйцо...

Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесению Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!"

http://www.proza.ru/2004/11/25-121

Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное, подтверждая её благую весть.

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братии, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!" По рукописи "Номоканон Фотия" (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям.

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение яиц.

На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни. Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха - сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал тот, кто воскрес из гроба на Третий День.

У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Церковное торжество имеет поистине грандиозный характер. Церковь постепенно готовится к радости Воскресения Христова. Предпасхальная неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни.

Согласно церковной традиции, красить яйца нужно в «Чистый четверг»

Способы окраски яиц

Луковая шелуха.
Старинный «бабушкин» способ

Луковая шелуха – самый известный и доступный всем способ. Яйца можно окрасить в цвета от желтого до красно- коричневого. Цвет зависит от концентрации отвара,(в зависимости от количества шелухи) и времени варки. . Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса, дать ему настояться до того, как в отвар опустите яйца.Яйца вымыть, опустить в настой, довести до кипения и варить после в течение 10 мин., Вынуть, остудить. Кстати, если обернуть яйца луковой шелухой, закрепив ее с помощью ниток, и после этого просто отварить их в воде – на них останется интересный мраморный рисунок. А вот ёщё способы окрашивание яиц в шелухе:1.Надо порезать шелуху луха ножницами очень мелко! Затем, сырое яйцо окунуть в холодную воду и обвалять в шелухе так, чтобы шелуха лука, как можно больше, равномерно прилипла к яйцу. Затем, обваленное яйцо, аккуратно, завязать в капроновый чулок. Так проделать со всеми яйцами, которые вы будете варить. 2.Яйца обмотать обычными резиночками от денежных купюр или теми, какими перевязывают бутоны цветов. Варить на слабом огне в луковой шелухе. Обматывать можно в любом направлении, прогрессии, ракурсе. Попробуйте, не пожалеете!

Яйца окрашены в хорошем отваре луковой шелухи, а узор нанесен обычным золотым акрилом.

екрет в том, что эта краска ложится тонкой пленочкой, не впитывается и не отравляет яйцо, но все же не стоит рисковать - чем краски меньше, тем лучше. И еще секрет: чтобы декор не был смыт святой водой при обряде, можно полировать яйца обычным парафином (натираю яйцо свечой и натираю тряпочкой до блеска). Если сделать отвар шалфея (покупная пряность - желтый порошок или оранжевые сухие лепесточки - они лучше), яйца будут золотые. Невероятно красиво и вкусно пахнет!

Цветные нитки.

Яйца обмотать нитками и варить как обычно. В результате получите интересные цветные разводы. Поскольку оценить безопасность красителей невозможно – следите за тем, чтобы яйца не треснули во время варки. Треснувшие в пищу лучше не употреблять.

Лоскутки шелка.

Сварите яйца в воде с добавлением соды. Оберните их в разноцветные шелковые лоскутки, перевяжите ниткой. Снова прокипятите яйца в той же воде. Остудите и снимите лоскутки.

Овощи-фрукты.

Можно использовать натуральные красители овощей, фруктов и ягод. Яйца предварительно отвариваются и только после этого натираются кусочками фруктов (овощей, ягод) или опускаются в сок/отвар. Время выдержки зависит от желаемой насыщенности цвета и стойкости красителя.
Желтый цвет – куркума (ее можно добавить при варке).
Зеленый – отвар или сок шпината.
Фиолетовый – отвар свеклы, свекольный сок.
Оранжевый – морковный сок.
Розовый – размятая клубника, клюквенный сок.
Серо-синий – размятая черника или черничный сок.
Голубой – отвар листьев красно-кочанной капусты (оставить яйца на ночь).

Березовые листья.

Отвар из молодых (или сухих) листьев березы придаст яйцам золотисто-желтый оттенок. Для этого березовый отвар настаивается около получаса, затем в него опускаются яйца и посуда ставится на огонь. После того как отвар закипит, яйца варятся в течение 10 минут.

По способу окраски яйца можно разделить на крашенки (окрашиваются одним красителем), крапанки (от слова "крапать" - капать), драпанки ("драпать" - царапать), маляванки ("малявать" - рисовать, разрисовывать), писанки - (расписывать). В разных местах названия могут различаться (драпанки - скрабанки, маляванки - малеванки, например).

Крашенки

Существует великое множество способов окраски яиц. Мы рассмотрим лишь несколько - наиболее популярных и доступных.

Самый простой способ - купить специальные красители и использовать их согласно инструкции на упаковке. Здесь можно только добавить, что после окраски яйца можно для придания блеска натереть тряпочкой, смоченной в растительном масле. Перед натиранием яйца надо насухо вытереть.

Видимо, всем известен традиционный способ окраски яиц при помощи луковой шелухи. Собирают как можно больше луковой шелухи (многие начинают этот делать за месяц до Пасхи) и просто варят в ней яйца. Варить надо 20-40 минут - до получения желаемого цвета. Для блеска желательно после варки натереть их растительным маслом. Можно отварить яйца в отваре ромашки для придания им жёлтого цвета или крапивы - яйца получатся тёмно-зелёного цвета.

Другой способ (окраска получается более равномерной). Луковую шелуху отваривают в течение 30 минут в достаточном количестве воды, затем процеживают. В полученный отвар кладут сваренные вкрутую яйца и держат их на маленьком огне до получения желаемого цвета.

Можно красить яйца и сухой луковой шелухой. Яйца надо сначала сварить, потом каждое яйцо, ещё горячим, обложить со всех сторон луковой шелухой, завернуть в тряпочку и варить ещё 10 минут, добавив в воду уксус. Яйца получатся золотистые, с мраморным рисунком.

А если яйца до окраски обложить листьями петрушки (смородины, крыжовника) и туго завязать их в капроновом чулке (марле), а затем окрасить, то можно получить яйца с рисунком.

Яйца "в крапинку". Мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом.

Яйца обкладывают кусочками цветной линяющей ткани и плотно обматывают нитками. Либо обматывают разноцветными линяющими нитками. Можно сделать и то, и другое одновременно. Чтобы нитки и ткань хорошо держались, яйца можно дополнительно обмотать марлей. Варят 10-20 минут. Получается красивый мраморный рисунок. Такие яйца есть нельзя, т.к. для окрашивания ниток и тканей используются непищевые красители, которые при варке проникают через поры скорлупы в яйцо.

И несколько советов. Перед окраской яйца можно обезжирить уксусом (или вымыть их с пищевой содой) - окраска будет более равномерной. Чтобы яйца не лопнули при варке, подержите их около часа в тепле или при комнатной температуре. В воду можно добавить столовую ложку соли - яйцо не вытечет, если оно всё же лопнет. Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо, смазывают подсолнечным маслом, затем протирают салфеткой, чтобы убрать лишнее масло.

1. Покрасили яйцо в жёлтый цвет, нанесли капли воска.

2. Окунули в оранжевую краску, ещё покапали воском.

3. Покрасили в красный цвет. Осталось снять воск и натереть яйцо подсолнечным маслом.

4. Вот такое забавное яйцо получается!

Крапанки

Яйцо красят в один цвет. Когда оно остынет и высохнет, на него капают горячим воском (например, с помощью горящей свечи). Теперь яйцо опускают в другой краситель, он должен быть не горячим, чтобы воск не расплавился. Эту процедуру можно повторить ещё раз, чтобы получить разноцветные пятна. Начинать красить лучше со светлых цветов. Например, желтый - оранжевый - красный. Если первые капли воска нанести на некрашеное яйцо, пятнышки будут белыми.

Воск затем аккуратно соскабливается. Чтобы убрать остатки воска, яйцо подносят к пламени свечи (сбоку, но не сверху, иначе яйцо закоптится) и вытирают салфеткой.

Способ не сложный, а яйца получаются весёленькие! Интересно смотрятся яйца с большими редкими пятнами. Словом, экспериментируйте!

Драпанки

Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых.

Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом.

Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или другой темной краске.
Маляванки

Для маляванок желательно отобрать хорошие белые яйца с шероховатой скорлупой. Гладкая поверхность плохо красится.

Яйца раскрашиваются кисточками обыкновенными акварельными красками или гуашью. Раскрашивать надо уже вареные яйца, пока они еще теплые, чтобы краска сразу высыхала.

Готовые яйца можно покрыть клеем ПВА, разведённым водой.

Надо заметить, что маляванками также называют яйца-писанки, о которых речь пойдёт далее, расписанные с нарушением законов письма.

Писанки


горячего воска

Обычай расписывать яйца восходит к языческим временам, позднее он стал одним из обрядов празднования христианской Пасхи.
Кистка - инструмент для нанесения
горячего воска

Для писанок потребуются собственно яйца (белые, с гладкой чистой поверхностью), пищевые красители - анилиновые краски или специальные красители для пасхальных яиц, пчелиный воск, свеча, салфетки, мягкий простой карандаш, кистка - специальный инструмент для нанесения горячего воска на скорлупу яйца. Кистку можно изготовить самостоятельно, она представляет собой тонкую конусообразную трубку-воронку из жести или латуни. Если нет нужного металла, можно взять тюбик от зубной пасты, выровнять, вырезать пластинку необходимого размера и свернуть ее вокруг швейной иглы так, чтобы нижнее отверстие было как можно уже. Остаётся закрепить трубочку с помощью тонкой медной проволоки на деревянном держачке. Иглу удалите - она свою роль выполнила. Кистку можно также приобрести в художественных салонах.

Красители разведите в горячей воде, обязательно добавьте по две-три столовых ложки 9-процентного уксуса. Краска должна остыть, иначе во время окраски яиц воск растает, и вся работа будет испорчена.

Яйца к росписи нужно подготовить - обезжирить, т.е. осторожно и тщательно помыть тёплой водой с хозяйственным мылом. Если яйца не обезжирить, краска не ляжет ровно. Яйца должны быть свежими, на несвежее воск ложится плохо.

Сетка, образованная пересечением кругов и овалов, называется разводом. Развод - основа орнамента писанки - позволяет легко и просто нанести на сферическую поверхность яйца самый сложный узор.

Теперь возьмите яйцо и карандашом разделите его поверхность на поля. Чтобы линии были ровными, вращайте яйцо, а положение пишущей руки старайтесь не менять: фиксируйте ее, опираясь на скорлупу мизинцем или большим пальцем.

Растапливаем воск в металлической баночке. Для этого удобно пользоваться электрической плиткой, на которой воск может подогреваться в процессе работы.

Макните носик кистки в растопленный воск и покройте горячим воском те части орнамента, которые на писанке должны быть белыми. (Воск на яйце застывает мгновенно. Он не растворяется в воде и, следовательно, защищает при каждом следующем крашении предыдущий, непременно более светлый цвет яйца.) Положите яйцо в ложку и опустите на 1-2 минуты в желтую краску. Вынув из краски, промокните мягкой салфеткой (именно промокните, а не вытирайте, чтобы не стёрлась краска). Покройте воском те части узора, которые должны быть желтыми, и окуните яйцо в красную краску. Нарисуйте воском линии и поля, которые должны быть красными, а затем покрасьте яйцо в черный цвет. Завершив крашение и роспись, поместите яйцо в теплую духовку или нагрейте пламенем свечи (держать надо сбоку, а не над пламенем, чтобы яйцо не закоптилось). Когда воск на скорлупе растает, аккуратно сотрите его салфеткой.

Смажьте яйцо растительным маслом, излишки масла уберите салфеткой. Сырую писанку обязательно нужно выдуть. Для этого проколите дырочку в скорлупе яйца или аккуратно высверлите её круглым надфилем, затем с помощью медицинского шприца медленно введите в яйцо воздух. Содержимое яйца тотчас начнёт вытекать. Удалив таким образом желток и белок, наберите в шприц холодной воды и промойте скорлупку изнутри. Воду тоже вводите медленно. Высушите яйцо. Выдуть яйцо можно и с помощью обычной соломинки через два отверстия, высверленные на противоположных концах яйца. Для укрепления скорлупы выдутую писанку заполните растопленным воском или парафином на треть и вращайте в руках до тех пор, пока не остынет. Воск за это время равномерно распределится по стенкам.

Выдувают писанку, как правило, до росписи. В таком случае перед первым окрашиванием отверстия надо закрыть горячим воском, чтобы краситель не попадал внутрь. Яйцо в банке с краской придётся прижимать, чтобы оно не всплывало.

http://www.liveinternet.ru/users/2310027/post110191396/

В Германии на яйцах пишут фразу «Alles aus Liebe», что означает «Все из-за любви».

Яйцо не только символ правдивости Воскрешения. Яйцо – символ сущности Бога, который сотворил всё из любви…

А еще на яйцах частенько встречается такой рисунок – глаз. Глаз – как бы глаз Божий, который все видит.

Многие источники определяют пасхальное яйцо, как символ мироздания, источник жизни...

В Пасхальные дни принято обмениваться крашеными яйцами. Обычай этот вместе с христианской верой перешел к нам из Греции, где с незапамятных времен существует о нем предание, записанное церковным историком Никифором Каллистом.

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true }">

На десятый день после вознесения Иисуса Христа на его учеников в праздник Пятидесятницы в Иерусалиме сошел Святой Дух в виде огненных языков. После этого они получили « дар пророчествования» и заговорили на разных наречиях. Подобно апостолам с Евангельскими проповедями путешествовала по странам и Святая равноапостольная Мария Магдалина. Во время этих путешествий она посетила Рим. Здесь при представлении протянула императору Тиберию куриное яйцо со словами: « Христос Воскресе!». Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Не успел Тиберий договорить эти слова, как яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное…

Почему Мария Магдалина принесла императору Тиберию такой малоценный дар, как яйцо? Дело в том, что в древности у язычников и иудеев было обыкновение, являясь к важному лицу, особенно в первый раз, подносить ему что-либо в знак уважения и любви. Пример этого можно видеть в поступке волхвов, которые, придя поклониться новорожденному Богомладенцу, принесли ему в дар золото, ладан и смирну. Люди бедные обыкновенно приносили плоды или яйца домашних птиц. Поэтому Мария Магдалина, посвятив себя апостольскому делу, сопряженному с бедностью и нищетой, представ перед императором, преподнесла ему такой скромный дар.

Обычай у христиан прижился, обрел свой новый смысл: красный цвет должен напоминать нам кровь Спасителя, пролитую за наши грехи на кресте, он является также знаком радости о победе Христа над смертью. Вместе с тем яйцо – символ и нашего возрождения к будущей, вечной жизни.

Надо отметить, что и в дохристианскую эпоху яйцу придавалось особое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях нередко находят яйца, как натуральные, так и выполненные из разных материалов (мрамор, глина). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления. В Индии, например, все птицы, несущие яйца, именуются « дважды рожденными», так как появление живого существа из яйца означает второе рождение.

На Руси освященному яйцу народ приписывал магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

Богатые люди вместо окрашенных куриных яиц начали подносить золотые или позолоченные яйца. Со временем изделия в форме яиц превратились в жанр искусства. Ярким тому примером может служить императорская коллекция « сувенирных» пасхальных яиц известного ювелира Карла Фаберже. Первое яйцо было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое « куриное яйцо» снаружи было гладким и эмалированным, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона.

Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря изделия Фаберже: одно – Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, второе – Александре Федоровне, новой императрице. Принимались заказы и для других состоятельных лиц. Известно, что было изготовлено 71 подобное яйцо, до наших дней дошли 62.

Прекрасные образцы сувенирных пасхальных яиц изготавливались в России производителями различных народных промыслов: Хохломы, Гжели, ярославской финифти, великоустюгской черни. При этом традиционными сегодня по-прежнему остаются расцвеченные разными красками настоящие куриные яйца, которыми мы обмениваемся в праздник Пасхи.

Елена ГРОМОВА , сотрудник Государственного архива Ставропольского края.