Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  А плещеев поэт. Алексей николаевич плещеев биография

А плещеев поэт. Алексей николаевич плещеев биография

  1. «Чего бы я не дал за то, чтобы иметь возможность уйти подальше от журналистики...»

А лексей Плещеев стал известен в 1840-х как автор революционных гимнов. Писал он и сатирические рассказы, в которых высмеивал чиновников и провинциальных помещиков. Писатель состоял в кружке петрашевцев и часть своей жизни провел в ссылке. Позже Плещеев работал журналистом и художественным критиком в изданиях «Отечественные записки» и «Северный вестник». Там он помогал публиковаться Антону Чехову , Семену Надсону, Всеволоду Гаршину и другим молодым писателям.

Учеба в университете и первые стихи

Алексей Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме в старой дворянской семье. Его отец, Николай Плещеев, был чиновником по особым поручениям при Ар­хан­гель­ском, Во­ло­год­ском и Оло­нец­ком генерал-гу­бер­на­то­ре. Через два года после рождения сына он перевелся на службу губернским лесничим в Нижний Новгород .

Когда Плещееву было шесть лет, его отец умер. Мать писателя Елена Горскина воспитывала сына одна. Вместе с ним она переехала в небольшой город Княгинин недалеко от Нижнего Новгорода (сейчас – город Княгинино Нижегородской области). Позже Плещеев описал его в своем стихотворении «Детство»:

«Мне вспомнились детства далекие годы
И тот городок, где я рос,
Приходского храма угрюмые своды,
Вокруг него зелень берез»

До 13 лет Плещеев учился на дому. Мать наняла ему педагогов по иностранным языкам, литературе, истории. С детства будущий писатель много читал, даже пробовал самостоятельно переводить с немецкого стихотворения Иоганна Вольфганга Гете . Его любимым поэтом был Михаил Лермонтов .

В 1840 году Алексей Плещеев по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Однако там почти не преподавали историю и литературу, а упор делали на военном деле и строевой подготовке. Уже на первом году обучения Плещеев попросил мать забрать его оттуда, но она отказывала. В школе писатель проучился еще три года. На третьем курсе он не вернулся на учебу из увольнения, которое воспитанники получали на выходных. Его отчислили, официальной причиной в приказе назвали болезнь.

Следующие несколько месяцев Плещеев готовился к университетским экзаменам. В том же году он поступил на восточное отделение филологического факультета Петербургского университета. С первых курсов поэт писал стихи , среди которых «Безотчетная грусть», «Дачи» и «Дездемоне». В начале 1844 года Плещеев послал свои произведения редактору журнала «Современник» Петру Плетневу. Плетнев писал о поэте своему другу филологу Якову Гроту: «У него виден талант. Я его призвал к себе и обласкал его» . В том же году стихи Плещеева напечатали в «Современнике» под общим заголовком «Ночные думы». Там же поместили его переводы с немецкого.

«Марсельеза поколения 1840-х»: стихи и рассказы Алексея Плещеева

Алексей Плещеев посещал литературные вечера, собрания философского кружка братьев Бекетовых, где познакомился с писателями Федором Достоевским , Иваном Гончаровым , Михаилом Салтыковым-Щедриным . Достоевский стал близким другом Плещеева. Он посвятил поэту свою раннюю повесть «Белые ночи» .

Во второй половине 1840-х Плещеев увлекся социалистическими идеями. Он читал работы философов Шарля Фурье и Анри Сен-Симона. Вскоре поэт присоединился к кружку Михаила Буташевича-Петрашевского, в который, кроме него, входило еще 23 человека, в том числе Федор Достоевский. После этого Плещеев решил оставить университет.

«Я бы поскорее желал разделаться с университетским курсом, во-первых, - для того, чтобы на свободе заняться науками, которым я решил посвятить себя, науками живыми и требующими умственной деятельности, а не механической, науками, близкими к жизни и к интересам нашего времени. История и политическая экономия - вот предметы, которыми я исключительно решился заниматься»

Летом 1845 года Плещеева отчислили. Он сосредоточился на литературе. В 1846 году вышел первый сборник поэта. В него попали стихотворения «Вперёд! без страха и сомненья…» и «По чувствам братья мы с тобой», которые позднее стали революционными гимнами. Критик Николай Добролюбов писал: «В числе <...> стихотворений был этот смелый призыв, полный такой веры в себя, веры в людей, веры в лучшую будущность» . Стихотворения Плещеева стали популярными среди революционно настроенной молодежи. Их называли «марсельезой поколения 1840-х» . Критики хвалили стихи Плещеева за проработанность образов и общественную значимость. Однако, по их мнению, в своих произведениях поэт использовал однотипные сюжеты. В журнале «Финский вестник» в 1846 году их назвали «несамостоятельными» и «однообразными» .

Плещеев был одним из первых поэтов в России, который отреагировал на революцию 1848 года во Франции . Он написал стихотворение «Новый год»:

«Близок час последней битвы!
Смело двинемся вперед -
И услышит бог молитвы,
И оковы разобьет»

Чтобы обмануть цензуру, Плещеев добавил стихотворению подзаголовок «Кантата с итальянского». Поэт писал: «Оно у меня давно написано и вовсе не по поводу Италии . Я только воспользовался обстоятельствами и строчки две изменил... С итальянского я для цензуры поставил» . Стихотворение он отправил редактору «Отечественных записок» Николаю Некрасову . Тот согласился напечатать произведение, но цензура его все-таки не пропустила.

В эти же годы Алексей Плещеев начал писать рассказы, которые тоже выходили в журнале «Отечественные записки». Среди них – «Енотовая шуба. Рассказ не без морали», «Протекция. История бывалая», повесть «Шалость». В прозе писатель продолжал традиции Николая Гоголя . Он сатирически изображал чиновников и мещан, высмеивал обывателей.

Член кружка петрашевцев, политический ссыльный

Плещеев остался членом кружка петрашевцев. У него дома проходили встречи, на которых обсуждались работы философов-социалистов, в том числе запрещенные в России. В марте 1849 года Плещеев приехал в Москву . Там он достал и выслал Достоевскому тетрадь с «Письмом Белинского к Гоголю». Его нельзя было распространять в России из-за призывов к «пробуждению в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и неволе» . Достоевский прочитал письмо на собрании петрашевцев 15 апреля 1849 года. Однако за членами кружка петрашевцев и посетителями их встреч шла слежка. Уже 23 апреля были арестованы 43 человека, которые находились в Петербурге . 28 апреля Николай I подписал и направил в Москву секретное поручение «о немедленном и внезапном арестовании литератора Плещеева» . Поэта задержали, доставили в Петербург и поместили в Петропавловскую крепость .

Расследование шло около полугода. Плещеева несколько раз допрашивали. Следователи полагали, что писатель специально поехал в Москву, чтобы достать для петрашевцев запрещенную литературу. Плещеев утверждал, что отправился туда, потому что «давно имел желание повидаться с теткой, живущей в Москве, с которой не виделся около девяти лет» .

В декабре 1849 года Алексею Плещееву и другим петрашевцам вынесли приговор – расстрел. Их обвинили в распространении запрещенной литературы и революционных идей. 22 декабря петрашевцев привезли на на Семёновский плац. Там перед каждым из них лично прочитали приговор, а затем объявили, что смертная казнь отменена.

«Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головою шпаги и устроили наш предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Я стоял шестым, вызывали по трое, следовательно, я был во второй очереди и жить мне оставалось не более минуты <...> Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец <...> привязанных к столбу привели назад, и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь. Затем последовали настоящие приговоры»

Плещеева приговорили к четырем годам каторги, а затем вновь изменили приговор. Его направили на службу рядовым в Уральск в Отдельный Оренбургский корпус. Следующие четыре года поэт почти не занимался литературой, не получал отпусков. Он писал об Оренбурге : «Эта безбрежная степная даль, ширь, черствая растительность, мёртвая тишина и одиночество - ужасны» .

В Оренбурге Плещеев познакомился с поэтами Тарасом Шевченко , Михаилом Михайловым и Алексеем Жемчужниковым, польским революционером Сигизмундом Сераковским, к кружку которого он присоединился. Журналист Бронислав Залесский писал о встречах этого объединения: «Один изгнанник поддерживал другого <...> После муштры собирались часто дружеские собеседования. Письма с родины, новости, принесенные газетами, были предметом бесконечного обсуждения» .

В 1850-х года Алексей Плещеев участвовал в туркестанских походах русской армии по завоеванию Средней Азии. В 1853 году поэт подал прошение о добровольном участии в штурме крепости Ак-Мечеть Кокандского ханства. Так он рассчитывал получить повышение по службе. После взятия крепости Плещееву дали звание унтер-офицера, а затем – прапорщика. Вскоре поэт перешел на гражданскую службу «с переименованием в коллежские регистраторы» . Он служил в Оренбургской пограничной комиссии, а затем – в канцелярии оренбургского губернатора.

В Оренбурге Плещеев женился. Его супругой стала дочь надзирателя Илецкого соляного прииска Еликонида Руднева. Поэт писал ей: «Ваша любовь одна способна исцелить мою болезненную натуру, которая сделалась такой единственно потому, что много выпало мне разных невзгод» . У них Плещеева и Рудневой было трое детей. В браке поэт и его супруга прожили семь лет – до смерти Рудневой в 1864 году.

В конце 1850-х Алексей Плещеев снова стал заниматься литературой. Его стихотворения, рассказы и переводы тих лет печатали в журнале Михаила Каткова «Русский вестник». По рекомендации поэта Михаила Михайлова некоторые из них опубликовал Николай Некрасов в «Современнике». В 1858 году вышел второй отдельный сборник стихотворений Плещеева. Эпиграфом к нему стала строка из стихотворения Генриха Гейне «Я не в силах был петь…». Критик Николай Добролюбов писал о нем: «Сила обстоятельств не дала развиться в г. Плещееве убеждениям, вполне определенным и ровным <...> Нельзя в них [Стихотворениях – Прим. ред] не заметить следов какого-то раздумья, какой-то внутренней борьбы, следствие потрясенной и еще не успевшей снова установиться мысли» .

«Нужно сказать новое слово»: Алексей Плещеев в Москве

Портрет Алексея Плещеева на фронтисписе издания его стихотворений. Санкт-Петербург: Типография А.С. Суворина, 1898

В 1859 году Алексею Плещееву разрешили «под строжайшим надзором» поселиться в Москве. Вскоре он стал сотрудником и пайщиком газеты «Московский вестник», в которой публиковал свои рассказы и стихи. По его просьбе в газету приносили свои произведения Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Чернышевский , Иван Тургенев . Иногда Плещеев публиковал в «Московском вестнике» и свои рецензии на новинки литературы, хотя и не считал себя профессионалом в этой области: «Чтобы быть критиком - из ряду выходящим, надо иметь к этому <...> призвание <...> Я <...> не чувствую в себе ни таланта, ни знания достаточного для этого...» .

В начале 1860-х Плещеев хотел открыть собственное издание. Сначала он предложил Михаилу Михайлову создать журнал «Иностранное обозрение». Затем вместе с Салтыковым-Щедриным поэт разработал проект издания «Русская правда». Однако Плещеев не получил разрешения от правительства на создание журналов из-за «политической неблагонадежности» . За ним следили сотрудники полиции, которые подозревали, что поэт состоял в тайных революционных обществах, в том числе в народнической «Земле и воле», и финансировал подпольную типографию.

В 1860-х Плещеев писал о проходивших в России либеральных реформах Александра II – земельной, судебной, образовательной. Поэт не одобрил отмену крепостного права в 1861 году. Он считал, что правительство отдает «бедного мужика на жертву чиновничьему грабежу» . В стихотворениях этого периода Плещеев призывал устроить в России революцию по образцу Франции. Поддерживал он и студенческие протесты. В стихотворении «Лжеучителям» он поддержал революционную молодежь. Поводом для написания этого произведения стала лекция профессора Московского университета и юриста Бориса Чичерина, который призывал бороться с «анархией умов» .

На лирику Плещеева этих лет повлияло творчество Николая Некрасова – поэт обратился к теме народа. В стихотворении «Сельская песня» он писал о проблеме образования крестьян:

«Если волов я не так запрягаю,
Нету во мне для хозяйства пути,
Если в избе я тебе докучаю,
В школу, родная, меня отпусти»

Среди творчества Плещеева была и пейзажная лирика, в том числе стихотворения «Скучная картина» , «Весна» («Опять весной в окно мое пахнуло») , «Тучи».

Продолжил Плещеев писать и прозу. В рассказах и новеллах он писал о тяжелой жизни городской бедноты, самоуправстве помещиков. В 1860 году в Москве вышел сборник прозаических произведений писателя в двух частях «Повести и рассказы А. Плещеева». Критики отмечали общественную значимость тем, которые поднимал Плещеев, но упрекали его в старомодности.

«Что же, сказалось ли что-нибудь в этой массе печатной бумаги, имеет ли этот десяток больших и малых повестей какое-нибудь отношение к тому, что занимает теперь наше общественное внимание? Или это повести просто для упражнения в процессе чтения? <...> Рассказы г. Плещеева никак не могут быть отнесены к последнему разряду. Элемент общественный проникает в них постоянно и этим отличает от множества бесцветных рассказов тридцатых и пятидесятых годов. <...> Теперь покамест повести, о которых мы говорим, читаются, хотя уж и не с тем интересом, как пятнадцать лет тому назад. Но уже и теперь являются запросы, которым герои подобных повестей решительно не в состоянии удовлетворить»

Николай Добролюбов, статья «Благонамеренность и деятельность» (журнал «Современник», 1860 год)

Плещеева упрекали и в «неопределенности» . Поэт пытался выработать собственную политическую позицию и в своих произведениях зачастую поддерживал противоположные точки зрения. Достоевскому он писал: «Нужно сказать новое слово, а где оно?» .

Секретарь «Отечественных записок»

Из-за проблем с деньгами в 1864 году Алексей Плещеев поступил на государственную службу – стал ревизором Московской контрольной палаты. В следующие несколько лет поэт почти не занимался литературой. Закрылись журналы «Эпоха», «Современник», «Русское слово», где он печатался. Умерли друзья Плещеева Михаил Михайлов, Николай Добролюбов, Николай Чернышевский. Николаю Некрасову поэт писал: «Мне сдается, что моя литературная карьера вовсе покончена. Порой, правда, является сильное желание работать, писать, но все это только порывами...» .

В 1866 году Плещеев женился второй раз. Его супругой стала Екатерина Данилова. Еще до брака у них родилась дочь Любовь. Литературовед Николай Кузин писал о второй жене поэта: «Доброта и привязанность новой его подруги никак не могли восполнить того чувства, что, видимо, навсегда унесла с собой в могилу незабвенная Еликонида Александровна» . Вскоре после женитьбы поэт написал стихотворения «Когда тебе молчанием суровым...» и «Где ты, пора веселых встреч...», которые посвятил своей первой супруге.

Через два года Некрасов предложил Плещееву стать секретарем журнала «Отечественные записки». Плещеев согласился и вскоре переехал в Петербург.

«Многоуважаемый Николай Алексеевич! Сейчас получил Ваше письмо и сейчас же спешу ответить Вам. Разумеется, я весь к Вашим услугам. Кажется, Вы не могли сомневаться, что быть сотрудником журнала, редактируемого Вами, я считаю не только за особенное удовольствие, но и за честь. Все, что только напишется, пришлю Вам... Ведь, право, руки отнимались - работать никакой охоты не было, когда ни одного сколько-нибудь сносного журнала не было...»

Вскоре Алексею Плещееву предложил сотрудничество редактор журнала «Вестник Европы» Михаил Стасюлевич. Там выходили переводы писателя с немецкого и французского языков. Печатался он и в газете «Биржевые ведомости».

С 1870-х Плещеев по приглашению Московской конторы Императорских театров в числе экзаменаторов присутствовал на вступительных испытаниях в театральное училище. Также поэт был членом Артистического кружка – объединения любителей искусства, которые выступали за создание частных театров в Российской империи. Состоял он и в Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов. Под впечатлением от встречи со студентами на заседании Артистического кружка Плещеев написал стихотворение «Тосты»:

«Первый тост наш - за науку!
И за юношей - второй.
Пусть горит им светоч знанья
Путеводною звездой»

Многие стихотворения Плещеев посвящал своим друзьям. В 1877 году поэт написал «Я тихо шел по улице безлюдной…». Адресатом этого стихотворения стал Виссарион Белинский . В 1882 году в журнале «Устои» напечатали его произведение «Памяти Н. А. Некрасова».

После смерти Николая Некрасова Алексей Плещеев был редактором поэтического отдела «Отечественных записок» – отбирал произведения для публикации. Эта работа отнимала у писателя много времени, но он не оставил занятия литературой. В 1870-х Плещеев начал писать стихи для детей. В 1878 году вышел сборник «Подснежник». В «Отечественных записках» о нем написали: «Если в наше время трудно быть поэтом вообще вследствие известных особенностей нашей эпохи, то писать стихи для детей едва ли не еще труднее. Плещеев понимает эту трудность... Он согревал созданные им образы «собственным внутренним чувством» . Через несколько лет композитор Мы встречаем новый год.
Знаем мы: людских страданий
Он, как прежде, не уймет…»

В 1884 году «Отечественные записки» закрыли специальным постановлением правительства. В нем писали: «Правительство не может допустить дальнейшее существование органа печати, который не только открывает свои страницы распространению вредных идей, но и имеет ближайшими своими сотрудниками лиц, принадлежащих к составу тайных обществ» . Материальное положение Плещеева после этого ухудшилось. Он заложил имение Княгинино, которое досталось ему от матери. Из-за ужесточения цензуры произведения писателя почти не публиковали в крупных изданиях. Их печатали только малотиражные «Еженедельное обозрение» и «Театральный мирок».

Через год публицист Анна Евреинова создала литературный журнал «Северные вестник». Она пригласила в него Плещеева на должность редактора отдела беллетристики. Писатель согласился. В «Северном вестнике» он публиковал отрывки из своей монографии «Публика и писатели в Англии в XVIII веке», переводы стихотворений английского поэта Томаса Мура. Плещеев помогал начинающим писателям. По его рекомендации в «Северном вестнике» печатали стихи Семена Надсона, рассказы Всеволода Гаршина.

В 1866 году Плещеев отметил сорокалетний юбилей творческой деятельности. Об этом событии он сообщал своему другу писателю Александру Гацискому: «Люди всех лагерей были на юбилее... Теперь - умирать пора. Другого такого не будет в жизни. Особенно горячо и сочувственно отнеслась ко мне молодежь» . На торжественном собрании поэта поздравило более ста человек. Плещееву передали анонимное письмо от редактора подпольного народовольческого издания «Отголоски революции». В нем писателя называли учителем революционеров.

В 1887 году Алексей Плещеев познакомился с Антоном Чеховым. Писатель Иван Леонтьев вспоминал: «Не прошло получаса, как милейший А. Н. [Плещеев – Прим. ред] был у Чехова в полном «душевном плену» и волновался» . Плещеев предложил Чехову сотрудничать с «Северным вестником». Писатель согласился. Специально для журнала он создал повесть «Степь». Плещеев похвалил Антона Чехова: «Это такая прелесть, такая бездна поэзии, что я ничего другого сказать Вам не могу и никаких замечаний не могу сделать, кроме того, что я в безумном восторге. Это вещь захватывающая, и я предсказываю Вам большую, большую будущность...» . Он решил опубликовать «Степь» в новом номере «Северного вестника». Однако часть редакции журнала, в том числе редактор критического и научного отделов Николай Михайловский, высказались против. Михайловский считал, что Чехов идет «по дороге не знамо куда и незнамо зачем» . В знак протеста он и часть сотрудников критического и научного отделов покинули издание.

Весной 1890 года из состава редакции «Северного вестника» вышел и Плещеев. Анна Евреинова прекратила финансировать журнал.

«Северный вестник» решилась Анна Михайловна закрыть <...> Для финала я с этой дамой расстался - и будет ли, не будет ли под ее редакцией выходить журнал, я в нем не сотрудник. Она так дерзка, таким нахальным тоном позволяла себе со мной говорить, что мне стоило больших усилий не обругать ее. Я сдержался, однако же, хотя и сказал ей две-три довольно-таки крупные резкости <...> Можете себе представить, в каком завидном я теперь положении, лишившись главного своего ресурса. Как и чем буду существовать, пока не знаю»

Плещеев оказался в тяжелом материальном положении и лишился своего основного заработка. Его единственным доходом стали переводы и биографические очерки для небольших изданий. Чехову Плещеев писал: «Ах! Чего бы я не дал за то, чтобы иметь возможность уйти подальше от журналистики...» .

Через несколько месяцев после закрытия «Северного вестника» Алексей Плещеев получил наследство от дальнего родственника – миллионера Алексея Павловича Плещеева. Поэту досталось около двух миллионов рублей, имение, пять тысяч десятин (больше пяти тысяч гектаров) черноземной земли. В том же году Плещеев уехал в Париж, где поселился в дорогом отеле «Mirabeau». Он занялся благотворительностью. Писатель учредил фонды имени Чернышевского и Белинского для выплаты стипендий малоимущим студентам, пожертвовал деньги для издания журнала «Русское богатство», оплатил зарубежные поездки своим друзьям.

В последние годы жизни Плещеев много путешествовал по Европе. Он побывал в Швейцарии и Германии . В 1891 году, в швейцарском городе Люцерне, поэт заболел. Некоторое время он не мог ходить. Чехову Плещеев писал: «Много ходить или скоро ходить - не могу. Утомляюсь. Хотя хожу все с палкой» . На лечение Плещеев несколько раз уезжал в Ниццу. По дороге туда 8 октября 1893 года поэт скончался. Его тело перевезли в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище.

Ярошенко Н.А. Портрет А.Н. Плещеева. 1887. Холст, масло. ХХМ

Плещеев Алексей Николаевич (22.11/04.12.1825, Кострома - 26.09/08.10.1893, Париж ; похоронен в Москве) - писатель, критик; участник кружка М.В. Петрашевского.

Родился в обедневшей дворянской семье. Получив домашнее образование, поступил в Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, но, утратив интерес к военной службе, покинул школу (формально - уволившись «по болезни»). В 1843 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета по разряду восточных языков. В круг общения Плещеева в это время входили: ректор университета и издатель журнала «Современник » П.А. Плетнёв , А.А. Краевский , братья Майковы, Ф.М. Достоевский , И.А. Гончаров , Д.В. Григорович , М.Е. Салтыков-Щедрин . Первую подборку своих стихотворений он направил Плетнёву, который в письме Я.К. Гроту писал: «Видел ли ты в Современнике стихи с подписью А. П-въ ? Я узнал, что это наш студент еще 1-го курса, Плещеев. У него виден талант. Я его призвал к себе и обласкал его». В связи с болезнью, отсутствием средств, а также неудовлетворенностью системой преподавания Плещеев в 1845 г. ушел из Университета, посвятив себя исключительно литературной деятельности как поэт, затем как прозаик.

А.Н. Плещеев начал печататься в журналах с 1843 г. В 1846 г. выпустил сборник «Стихотворения». В творчестве Плещеева 1840-х гг. присутствует влияние М.Ю. Лермонтова. В духе социально-утопических воззрений Ш. Фурье и Ф. Ламенне развивал тему лермонтовского «Пророка» в стихотворениях «Любовь певца» (1845), «Поэту» (1846), «Сон» (1846). Стихи «Вперёд! без страха и сомненья», «По чувствам братья мы с тобой» стали революционными песнями. В. Н. Майков в рецензии на первый сборник стихов А.Н. Плещеева писал о вере поэта в «торжество на земле истины, любви и братства».

В 1872–1884 гг. А.Н. Плещеев жил в Петербурге. По приглашению Н.А. Некрасова состоял членом редакции «Отечественных записок», а после его кончины заведовал стихотворным отделом этого журнала. По закрытии «Отечественных записок» Плещеев способствовал созданию журнала «Северный вестник », в котором проработал до 1890 г., также руководя стихотворным отделом. Глубокая дружба связывала его с начинающим А.П. Чеховым , которого А.Н. Плещеев считал самым многоообещающим из молодых литераторов.

В 1870–1880-х гг. поэт занимался преимущественно стихотворными переводами с немецкого, французского, английского и славянских языков. Важное место в творчестве А.Н. Плещеева последнего десятилетия его жизни занимала детская поэзия и литература (сборник «Подснежник»).

Многие произведения А.Н. Плещеева положены на музыку. На его стихи создано более ста романсов и песен Н.А. Римским-Корсаковым («Ночь пролетала над миром»), П.И. Чайковским («Ни слова, о друг мой…»), М.П. Мусоргским , Ц.А. Кюи , А.Т. Гречаниновым , С.В. Рахманиновым .

А.Н. Плещеев скончался в Париже 26-го сентября 1893 г.; похоронен в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря.

Читатели, знакомые с творчеством Горького, наверняка помнят его «Старуху Изергиль» и замечательного персонажа Данко, который оказался на все готов для счастья людей: даже вырвал из груди собственное сердце, чтобы осветить им дорогу.

Невольно напрашивается аналогия с Алексеем Плещеевым: это был удивительный человек, через всю жизнь пронесший верность идеалам молодости, прошедший через солдатчину, испытавший ужас близкой казни и все-таки не изменивший любви к людям, которая горела в его большом сердце.

Жизнь поэта

Алексей родился в маленькой уютной Костроме, в семье чиновника. Событие случилось в 1825 г. Люди, склонные видеть мистические взаимосвязи событий и некие сигналы Вселенной, могут отметить странное совпадение: наверное, не случайно в год восстания декабристов появился на свет будущий социалист, член кружка петрашевцев, во многом продолживший борьбу за их идеи равенства и свободы.

Мальчик учился сначала в школе подпрапорщиков, потом в Петербургском университете. Интерес к слову он ощущал всегда. В 1844 г. передовой журнал «Современник» публикует его стихи. Начинается период активной литературной деятельности, совмещаемой с деятельностью общественной: Алексей Плещеев вступает в кружок петрашевцев, вдохновляет друзей стихами, побуждает к разработке программ действия, а не только к острополитическим разговорам. Обществу необходимы реформы! Но в тот период Россия переживала полосу тяжелейшей реакции. Всякое вольномыслие было запрещено. За петрашевцами следили. Плещеев был одним из активистов, нередко члены кружка собирались у него на квартире. В 1849 г. последовали разгром кружка и аресты.

Плещеева арестовали и отправили в Петропавловскую крепость, где он провел 8 месяцев, Наконец объявили решение участи: казнь. «Преступников» привезли на Сенатскую площадь. Можно представить себе, что творилось у каждого в душе! Но поведение их было безупречным: ни молений, ни жалоб. И тут правительство смилостивилось: казнь заменяется каторгой. Ввиду молодости лет Плещеева его вместо каторги отправляют солдатом в Оренбург. Не скорбя о своей участи, он честно служит, но, конечно, речи нет в этот период о создании стихов или каком-либо творчестве.

Потом Плещеева «простили», разрешили вернуться в любую из столиц, дали возможность печататься. Некрасов пригласил его на работу редактором «Отечественных записок». Но до конца жизни Плещеева над ним довлел полицейский надзор. Между тем поэт не скрывал, что не изменил своих убеждений. В 1861 г. после арестов студентов - участников антиправительственных волнений он собирал деньги и отправлял им в помощь.

Последние годы жизни прошли относительно спокойно. Смерть настигла поэта, когда он пребывал во Франции и собирался подлечиться на курорте.

Творчество

Плещеев оставил большое творческое наследие. Он был и поэтом, и публицистом, и литературным критиком. Много переводил.

Всю жизнь его волновали социально-политические проблемы России, он никогда не оставался в стороне. «Вперед! Без страха и сомненья…» - одно из его стихотворений, открыто призывавшее к переменам. Близка была ему боль простого народа. Вспомним «В суде он слушал приговор» - об отчаявшемся бедняке, которого осудили равнодушные и сытые чиновники за украденный для детей и больной жены кусок хлеба.

Немалую часть занимает любовная лирика. Более 100 песен и романсов положены на его стихи. Писал Плещеев и о природе. Помните: «Уж тает снег, бегут ручьи…»? А эту милую вещицу: «Травка зеленеет, солнышко блестит…»? Все это – Алексей Плещеев.

Охотно писал Плещеев и для ребятишек. «Бабушке», «Елка в школе» - стихотворения, любимые маленькими современниками поэта.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Таким был Алексей Плещеев – поэт с горячим сердцем Данко.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Плещеева Алексея Николаевича

Плещеев Алексей Николаевич – русский писатель и поэт.

Детство и юность

Алексей Плещеев появился на свет 22 ноября (4 декабря по новому стилю) в 1825 году. Место его рождения – Кострома.

Плещеев – представитель древнего дворянского рода. Семейство Плещеевых было известно своей страстью к литературе. Так что нет ничего удивительного в том, что Алексей с ранних лет увлекался этой наукой.

Отец Алексей Николай Сергеевич был служащим при вологодском, архангельском и олонецком губернаторах. В 1827 году его назначили лесничим в Нижнем Новгороде. Именно там и прошло детство будущего писателя.

В 1832 году глава семьи скончался. Воспитанием Алексея занялась его мать Елена Александровна. Вплоть до тринадцатилетнего возраста мальчик учился дома (причем учился, нужно отметить, просто блестяще), а затем он перебрался в Петербург и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Атмосфера школы, которую чуть позднее сам Плещеев назовет «отупляющей» , не самым благоприятным образом воздействовала на Алексея. Окончательно разочаровавшись в военной службе, Плещеев покинул школу и поступил в Петербургский университет, где начал изучать восточные языки. В университете Плещеев нашел единомышленников и просто людей, с которыми ему, человеку, стремящемуся к оттачиванию ума, было интересно разговаривать.

Жизнь и творчество

В университете Алексей попал в круг общения литераторов, что, безусловно, подтолкнуло его к решительным действиям. В 1844 году в журнале «Современник» были опубликованы первые стихи Плещеева. Затем он печатался в изданиях «Отечественные записки», «Литературная газета»…

В 1845 году Плещеев был вынужден покинуть университет из-за финансовых трудностей. В 1846 году поэт выпустил сборник своих стихотворений, которые очень быстро нашли свое место в сердцах читателей. В это же время Плещеев начал посещать литературно-философский кружок братьев Бекетовых. Кстати, именно благодаря этому кружку Плещееву посчастливилось познакомиться с , который стал его близким другом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В конце 40-х годов Плещеев усердно занимался литературой – его стихотворения и рассказы появлялись в различных журналах с завидной регулярностью. Правда, некоторые из произведений писателя были уж очень, скажем так, политическими (Плещеев был яро увлечен идеей социализма)… Весной 1849 года Алексея Николаевича арестовали как вольнодумца, входившего в знаменитый кружок петрашевцев (так называли тех, кто входил в круг общения Михаила Васильевича Петрашевского, известного мыслителя). Плещеева перевезли из Москвы в Петербург, где его на некоторое время оставили в Петропавловской крепости. В конце декабря должна была состояться казнь писателя, однако в самый последний момент суровое наказание было заменено ссылкой. Плещеева на долгие десять лет отправили служить рядовым в Оренбургский линейный батальон. Вернувшись, Плещеев еще серьезнее занялся писательским ремеслом.

Творческий путь Плещеева был полон и радостей, и разочарований, и запретов, и невероятных открытий. Нельзя спорить с тем, что вклад Алексея Николаевича в литературу, в частности, в русскую революционную поэзию, огромен. Его работы, которые частенько рассматривались с социально-политической точки зрения, оказали сильнейшее влияние как на русские, так и на восточно-европейские умы. Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что Плещеев как один из основоположников русской поэзии для детей стоит в одном ряду с такими гигантами мысли и слова, как и .

Семья

Первая супруга писателя Еликонилда Александровна подарила Плещееву трех детей – сыновей Александра (журналист и драматург) и Николая (офицер и народный просветитель) и дочь Елену. Вторая жена Алексея Николаевича Екатерина Михайловна родила ему дочь Любовь.

Последние годы жизни и смерть

В 1890 году Плещеев, получив наследство от одного из своих богатых родственников, обустраивается в Париже. На склоне лет Плещеев занялся благотворительностью. Он пожертвовал огромную сумму Литературному фонду, а также лично учредил пару фондов для поддержки молодых и талантливых деятелей литературы.

26 сентября (8 октября по новому стилю) 1893 года Плещеев скончался. Причиной ей смерти стал апоплексический удар. Тело писателя было перевезено в Москву и погребено на Новодевичьем кладбище.

Плещеев Алексей Николаевич (1825 - 1893), поэт.

Родился 22 ноября (4 декабря н.с.) в Костроме в дворянской семье, принадлежавшей к старинному роду. Детские годы прошли в Нижнем Новгороде, где служил отец, рано умерший. Под руководством матери получил хорошее домашнее образование.

В 1839 вместе с матерью переселяется в Петербург, учится в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, затем в университете, из которого ушел в 1845. В студенческие годы определился его интерес к литературе и театру, а также к истории и политической экономии. Тогда же сблизился с Ф.Достоевским, Н.Спешневым и Петрашевским, социалистические идеи которого он разделял.

В 1844 в "Современнике" появились первые стихотворения Плещеева ("Сон", "Странник", "На зов друзей"), благодаря которым его стали воспринимать как поэта-борца.

В 1846 выходит первый сборник стихов, в котором было исключительно популярное в кругу петрашевцев стихотворение "Вперед! без страха и сомненья...".

В 1849 вместе с другими петрашевцами был приговорен к смертной казни, замененной солдатчиной, лишением "всех прав состояния" и отправкой в "отдельный оренбургский корпус рядовым".

В 1853 принял участие в штурме крепости Ак-Мечеть, за храбрость был произведен в унтер-офицеры, в мае 1856 получил чин прапорщика и смог перейти на гражданскую службу.

В 1857 женился, в 1859 после длительных хлопот добился разрешения жить в Москве, правда, под "строжайшим надзором", "без срока".

Активно сотрудничает с журналом "Современник", становится сотрудником и пайщиком газеты "Московский вестник", печатается в "Московских ведомостях"и др. Примыкает к некрасовской школе, пишет стихи о народной жизни ("Скучная картина", "Родное", "Нищие"), о жизни городских низов - "На улице". Под впечатлением от тяжелой участи Чернышевского, находившегося уже пять лет в сибирской ссылке, было написано стихотворение "Жаль мне тех, чья гибнет сила" (1868).

Творчество Плещеева высоко оценивалось прогрессивной критикой (М. Михайлов, М. Салтыков-Щедрин и др.).

В 1870 - 80 Плещеев много занимался переводами: он переводил Т. Шевченко, Г. Гейне, Дж. Байрона, Т. Мура, Ш. ПетЕфи и других поэтов.

Как прозаик он выступил еще в 1847 с рассказами в духе натуральной школы. Позже вышли его "Повести и рассказы" (1860). В конце жизни написал монографии "Жизнь и переписка Прудона" (1873), "Жизнь Диккенса" (1891), статьи о Шекспире, Стен-дале и др.

Интерес к театру особенно усилился в 1860-е, когда Плещеев подружился с А.Островским и сам начал писать пьесы ("Что часто бывает", "Попутчики", 1864).

В 1870 - 80 был секретарем редакции "Отечественных записок", после их закрытия - одним из редакторов "Северного вестника".

В 1890 Плещеев получил огромное наследство. Это позволило ему избавиться от многолетней борьбы за существование. На эти деньги он оказывал помощь многим литераторам и внес в литературный фонд значительную сумму, учредив фонды имени Белинского и Чернышевского для поощрения талантливых писателей, поддерживал семью больного Г. Успенского, Надсона и других, финансировал журнал "Русское богатство".

Плещеев был "крестным отцом" таких начинающих писателей, как В. Гаршин, А. Чехов, А. Апухтин, С. Надсон.

Музыкальность стихотворений Плещеева привлекала внимание многих композиторов: песни и романсы на его тексты писали Чайковский, Мусоргский, Варламов, Кюи, Гречанинов, Глиэр, Ипполитов-Иванов.