Меню
Бесплатно
Главная  /  Овуляция  /  Урок по географии общая циркуляция атмосферы. Общая циркуляция атмосферы

Урок по географии общая циркуляция атмосферы. Общая циркуляция атмосферы

Класс: 8

Ключевые слова: Атмосферная циркуляция , антициклон , циклон , трансформация , атмосферный фронт

Цели:

  • Образовательная : расширить и углубить знания учащихся о климате; сформировать понятия об "атмосферных фронтах", "циклоне и антициклоне"; определить влияние подстилающей поверхности на климат.(слайд 2)
  • Воспитывающая : показать влияние хозяйственной деятельности человека на климат и его изменения.
  • Развивающая : развивать умения систематизировать, анализировать, сравнивать, делать выводы; способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся.

Оборудование : физическая карта России, карточки-помощники, атлас, сборник вопросов и заданий по географии, учебник, макет горы, проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые технологии: диалогово-коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности и метод проектов.

Формы: игровая, индивидуальная, групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс разделен на пять команд. В каждой команде командир. Он заполняет оценочный лист, отмечает ответы каждого выступающего члена команды. В конце путешествия выставляется оценка каждому участнику.

Оценочный лист команды.

Ф. И. 1 высота 2 высота 3 высота 4 высота 5 высота 6 высота 7 высота 8 высота Итоговая оценка

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим восхождение на вершину горы. Для этого, в начале, мы проведем разминку. Проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столе у вас лежат карточки, в каждой по два вопроса, ответив на которые, вы сможете подняться на высоту 2000 м.

Чтобы подняться на следующие высоты нужно ответить на вопросы: (слайд 3)

1.Что такое погода? Назвать элементы погоды.

2.Что такое климат? Для чего необходимы знания о климате?

3. Расшифровать обозначения на схеме (Сборник вопросов и заданий по географии стр. 17).

4. Излучение солнцем тепла и света - это:

5. Единица измерения солнечной радиации (ккал?см2)

6. Что такое суммарная радиация?

Учитель: Для того чтобы продолжить дальнейшее путешествие, нам необходимо сделать привал. Погода часто непредсказуема и нам необходимо изучить атмосферные процессы, с которыми мы сможем столкнуться во время своего путешествия (Далее педагог переходит к объяснению нового материала).

Откройте свою походную тетрадь, в которую будете записывать новые понятия. Для начала, я вас прошу ответить на вопросы:(слайд 4, 5, 6)

1. Что такое воздушные массы? Когда перемещаются воздушные массы над поверхностью земли, что происходит? (они переносят тепло и влагу)

2.Какие воздушные массы оказывают влияние на климат России?

3. Какие причины вызывают движение воздушных масс? (разность давления, неравномерное нагревание земной поверхности.)

4.По разности свойств воздушных масс выделяют: морские и континентальные.

Какими свойствами обладают эти воздушные массы?

(Морские воздушные массы - влажные и приносят осадки. Континентальные воздушны массы - сухие и приносят летом засуху, а зимой ясную и морозную погоду.)

5. Что такое атмосферная циркуляция?(слайд 7)

Атмосферная циркуляция - перемещение воздушных масс различного происхождения. (Определение ученики записывают в тетрадь)

Учитель: (слайд 8)

Наша страна лежит в умеренных и полярных широтах, причём большая часть территории России лежит в умеренных широтах. В умеренных широтах господствует западный перенос (западные ветры), Атлантический океан оказывает на климат значительно большее влияние по сравнению с Тихим океаном.

Давайте откроем атлас и попробуем определить, почему Тихий океан оказывает наименьшее влияние?

Так как в восточной части нашей страны находятся горы, которые задерживают воздушные массы с Тихого океана.

Зимой основную роль играет обширная область высокого давления, называемая Азиатским максимумом, центр которого располагается в районах Забайкалья и Северной Монголии. От него области повышенного давления растекаются на северо-восток до полуострова Чукотка, в Восточную Сибирь, на запад через Казахстан и на юг Русской равнины до 50?с.ш. Погода летом - ясная, достаточно тёплая, а зимой ясная морозная погода.

Также на формирование климата страны оказывают влияние Исландский и Алеутский минимумы (Рн), Азорский и Арктический максимумы (Рв) (далее учитель рассказывает об их влиянии на погоду).

Большое влияние на формирование климата оказывает подстилающая поверхность. Например, арктические воздушные массы, проходя через Русскую равнину, так прогреваются, что стоит долго ясная и сухая погода.

Что произошло с воздушной массой?

Она изменила свои свойства.(слайд 9)

Трансформация - изменение свойств воздушных масс под влияние подстилающей поверхности.

Почему арктические воздушные массы, проникая далеко на юг Русской равнины, весной могут вызвать заморозки, зимой похолодание?

Влияет рельеф.

Влияние на формирование климата оказывают атмосферные фронты. (слайд 10)

Атмосферный фронт - переходные зоны между воздушными массами (см. учебник ст. 58)

Арктический фронт - возникает между арктическими и умеренными воздушными массами.

Полярный фронт - возникает между умеренными и тропическими воздушными массами.

Ширина фронта обычно достигает несколько десятков километров. В полосе фронта при соприкосновении двух различных воздушных масс происходит быстрое изменение давления, температуры, влажности, дуют сильные ветры, выпадают осадки.

Двум ученикам было дано опережающее задание подготовить сообщение о теплом и холодном фронте (ученики рассказывают сообщения у доски). (слайд11-12)

На формирование климата оказывают влияние атмосферные вихри: циклон и антициклон. (Опорный конспект составляется по ходу объяснения учителя на доске).(слайд 13-16)

Учащиеся излагают у доски отчет о выполнении краткосрочного проекта

Тема

«Атмосферная циркуляция»

Цель: Сформировать представление об особенностях атмосферной циркуляции на территории России.

Задачи:

1.Ознакомление обучающихся с особенностями циркуляции атмосферы в России;

2.Формирование универсальных учебных действий приемами технологии развития критического мышления;

3.Раскрытие значения атмосферной циркуляции в природе и жизни человека

Оборудование: мультимедийное оборудование, атласы, учебник (География 8 класс – Полярная Звезда)

Тип урока : комбинированный

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

    Организационный момент

Добрый

Добрый день ребята! У нас сегодня немного необычный урок. К нам в гости приехали учителя географии из других школ района. Я хочу пожелать нам всем успеха и удачной работы.

Создает эмоциональный настрой

Слушают учителя, настраиваются на урок

II .Опрос домашнего задания

На прошлом уроке нами была изучена тема «Солнечная радиация». Сейчас мы проверим, как же вами усвоена данная тема.

Несколько ребят получают карточки с индивидуальными заданиями, остальные работают вместе со мной.

Что такое солнечная радиация? (Излучение солнцем тепла и света )

Что мы называем суммарной солнечной радиацией?

Разница между поступлением суммарной солнечной радиации и ее потерями на отражение и тепловое излучение – это……(радиационный баланс)

А сейчас я предлагаю вам прием ПОПС

П-позиция

О-обоснование

П – подтверждение

С-следствие

Позиция : « Суммарная солнечная радиация на юге России больше чем на севере»

Вам необходимо либо доказать, либо опровергнуть данную позицию

А сейчас давайте посмотрим, что у вас получилось.

Ребята! Перед Вами небольшой список утверждений. Вам необходимо их распределить на три группы:

Никогда

Иногда

Всегда

1.Чем больше широта местности, тем ниже солнце поднимается

над горизонтом ( всегда )

2.Радиационный баланс зависит от подстилающей поверхности

( всегда )

3.Поступление солнечной энергии в высоких широтах больше,

чем на экваторе ( Иногда – только летом, когда на полюсе

полярный день)

4. Чем ниже широта местности, тем больше различий между зимой и летом (никогда – на экваторе между зимой и летом практически нет отличий)

5. В пасмурный день можно хорошо загореть (никогда )

Ребята! Вы неплохо освоили данную тему, давайте подумаем, где

вам могут пригодиться данные знания?

1.Раздает карточки для индивидуальной работы для слабых обучающихся

(дифференцированный подход);

2.Фронтальный опрос для класса,

проверка усвоения пройденного материала.

3.Создает условия для творческой деятельности детей, контролирует выполнение задания по формуле ПОПС.

Слушает и комментирует ответы учащихся, обеспечивает положительную реакцию на творчество одноклассников.

Формулирует задание, учит анализировать.

Слушает и комментирует ответы учащихся

Формулирует вопрос, развиваю логическое мышления учащихся

Индивидуальная работа по

карточкам (Тест)

Отвечают на вопросы учителя,

осуществляют самопроверку

усвоения материала

Выполняют предложенное задание, развивают логическое мышление.

Зачитывают свои варианты ответов на задание.

Выполняют работу: распределяют предложенные утверждения на 3 группы, учатся анализировать.

Зачитывают и поясняют свои варианты ответов на задание, обосновывают выбор написания

Отвечают на вопрос учителя

III .Изучение нового материала

    Стадия вызова

В природе постоянно происходят различные движения или перемещения. Приведите примеры таких движений

(океанические течения, круговорот воды в природе, течение рек, движение литосферных плит). В процессе всех перемещений возникают какие-либо последствия (какие?)

Сегодня на уроке мы поговорим о циркуляции воздушных масс

Открываем тетради, записываем тему урока «Атмосферная циркуляция»

Ребята, какие ассоциации у вас вызывает данное словосочетание?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Давайте поставим цель нашего урока

2 стадия: Осмысление содержания

По картам атласа давайте посмотрим, в каких климатических поясах расположена территория России

(арктический, субарктический, умеренный).

Мы с вами знаем, что в каждом климатическом поясе

формируются различные воздушные массы.

Давайте посмотрим по климатической карте, какие ВМ господствуют над территорией России?

Каждая ВМ обладает определенными свойствами. Давайте вспомним, какими свойствами обладают все перечисленные ВМ?

Ребята, посмотрите на физическую карту и скажите: Смогут ли воздушные массы идущие с Атлантического, Тихого и Сев.Ледовитого океанов проникнуть в глубь нашей страны?

Давайте сделаем вывод: какой же фактор влияет на перенос воздушных масс?

Так же на перенос ВМ влияет положение России относительно планетарных центров атмосферного давления.

Посмотрите на экран. Рассмотрим внимательно изображение.

Мы видим области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия, влияющие на перенос ВМ. Проанализируйте рисунок и запишите в тетрадь области повышенного и пониженного давления постоянного и сезонного действия.

В повседневной жизни мы очень часто слышим фразу «атмосферный фронт» Где мы можем услышать эту фразу?

Именно с этим термином связана резкая смена ВМ.

Атмосферный фронт это зона контакта разных ВМ шириной в десятки, а длиною в сотни км.

Атмосферный фронт – это переходная зона между ВМ с разными свойствами

Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами схема образования теплого и холодного фронтов. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача-составить мини-рассказ об атмосферном фронте, используя рисунок. Первый ряд описывает теплый фронт, второй-холодный фронт.

Проверим, что у вас получилось.

Вдоль атмосферных фронтов на их изгибах возникают огромные вихри- циклоны и антициклоны.(Циклон - в переводе с греческого-вращающийся )

Я предлагаю вам поработать с текстом и рисунком и сравнить циклоны и антициклоны. Вашему вниманию предлагается таблица и варианты ответов.

Необходимо правильно расставить слова и фразы в правильные ячейки

Элементы сравнения

Циклоны

Антициклон

Давление в центре

Движение воздуха

Потоки воздуха

Погода летом

Погода зимой

Пониженное. Морозная безоблачная погода. Восходящие. Движение воздуха от центра - по часовой стрелке. Повышенное. Движение воздуха к центру против часовой стрелки. Нисходящие. Похолодание и дождливая пасмурная погода. Похолодание, дождливая пасмурная погода. Оттепель с осадками в виде снега. Сухая безоблачная погода без осадков.

А сейчас давайте проверим вашу работу

Ребята, вы поработали с информацией, давайте попробуем сформулировать определения: циклон – это….., антициклон- это….

Физкультминутка: Я прошу вас встать со своих рабочих мест. По моей команде вы должны изобразить движение воздуха:

Первый ряд- движение воздуха в циклоне;

Второй ряд- движение воздуха в антициклоне.

Ребята, давайте подведем итог нашего урока. Ответьте пожалуйста на вопрос: К каким изменениям в природе приводит циркуляция воздушных масс? Как изменения погоды влияют на человека?

3 стадия: рефлексия (закрепление материала)

Ребята, я предлагаю вам оценить свои знания, полученные на уроке и поиграть в игру «Верно-неверно». Я буду зачитывать фразы, а вы отвечайте: верно или неверно

1.Самая большая часть территории России лежит в умеренном климатическом поясе (верно)

2.Изменение свойств воздушных масс называется циркуляцией

(неверно)

3.Атмосферный фронт-это переходная зона между ВМ с разными свойствами (Верно)

4.Затяжные, моросящие дожди приносит холодный фронт

(Неверно)

5.Атмосферные вихри с низким давлением в центре это циклоны

(верно)

6.Пришел антициклон: на улице стоит морозная солнечная погода

(верно)

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, неплохо усвоили материал, давайте выставим оценки.

А сейчас открывайте дневники и записывайте домашнее задание

Параграф 19, стр 90. Задание 8, 11,12 стр 94.

Мотивация ребят на изучение нового материала

Формулирует тему урока, актуализирует знания, учит формулировать познавательную цель

Формулирует задание, актуализирует способы деятельности при работе с картой

Учит работать с картой

Формулирует

вопрос

Создает проблемную ситуацию

Подводит обучающихся к выводу.

Сообщает о планетарных центрах атмосферного давления, демонстрирует рисунок на слайде, учит анализировать.

Подводит под понятие «атмосферный фронт».

Учит работать с текстом, синтезировать информацию, составлять схему.

Демонстрирует рисунок на слайде,организует работу в парах.

Слушает и корректирует ответы учеников

Сообщает о циклонах и антициклонах, организует самостоятельную работу с учебником, контролирует его выполнение

Слушает и корректирует (если это необходимо) ответ учащихся, проверяет правильность заполнения таблицы

Подведение под понятие «циклон»

Сообщает задание для физкультминутки.

Учит детей выстраивать логическую цепочку рассуждений, опираясь на жизненный опыт и знания, полученные на уроке

Создаю условия для самопроверки учащимися учебного материала

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности, выставляет оценки за урок.

Сообщает домашнее задание, поясняет его выполнение, выставляет отметки в дневник.

Предполагают, высказывают свою точку зрения.

Формулируют цель урока: «Изучить особенности циркуляции атмосферы в России и выяснить последствия атмосферной циркуляции в природе и жизни человека».

Записывают тему урока в тетрадь.

Работают с картой, определяют тип воздушных масс, записывают в тетрадь в виде схемы.

Анализируют карту

Отвечают на вопрос учителя

Анализируют физическую карту России и делают вывод.

Делают вывод.

Анализируют изображение, записывают в тетрадь центры атмосферного давления.

Отвечают на вопрос, записывают определение в тетрадь.

Анализируют текст учебника, составляют схему.

Анализируют рисунок, составляют рассказ об одном из атмосферных фронтов.

Рассказывают об атмосферных фронтах.

Работают с текстом, отбирают необходимую информацию, заполняют таблицу

Отвечают на вопрос учителя, вносят коррективы в работу (если это необходимо)

Формулируют определения циклона и антициклона, записывают их в тетрадь

Выполняют задание, демонстрируют движения воздуха в циклоне и антициклоне.

Учатся делать правильное умозаключение.

Осуществляют самопроверку.

Слушают учителя.

Записывают задание в дневник.

Тема: Общая циркуляция атмосферы.

Цель: рассмотреть и изучить в ходе урока циркуляцию атмосферы и воздушные массы

Задачи:

    C формировать знания о движении воздушных масс по территории Казахстана; о влиянии на климат арктических, умеренных и тропических воздушных масс

    Обогащать словарный запас учащихся. Развивать умение сравнивать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Совершенствование умений работы с картами атласа

    Воспитание интереса к изучению географии

Тип урока: комбинированный

Оборудование: физическая и климатическая карты Казахстана, атлас 8-го класса, учебник

Ход урока:

I. Организационный момент

Называется тема и постановка цели урока

II. Проверка домашнего задания:

Фронтальный опрос:

    Что называется климатом?

    Какие факторы влияют на формирование климата?

    Что такое солнечная радиация? Как она влияет на формирование климата?

    Сколько ясных и пасмурных дней бывает в Казахстане за год?

    В чем измеряется солнечная радиация? И чему она равна?

    Сколько процентов суммарной радиации отражает снег?

Задание 1. Заполнить кластер «Виды солнечной радиации». Заполните ячейки кластера и дайте определение всем видам солнечной радиации.

Задачи.

    Алматы и Владивосток расположены примерно на одной широте, однако t ° летом в Алматы выше. Чем во Владивостоке. Объясните, почему? (Удалённость Алматы от океана способствует сильному нагреву воздуха )

    Костанай и Москва расположены примерно на одной широте, однако зима в Москве мягче, чем в Костанае. Объясните, почему? Сделай вывод. (Казахстан более удален от океана).

    Какое влияние на климат Казахстана оказывает его географическое положение?

III. Изучение нового материала:

1.Объяснение учителя с опорой на имеющиеся у учащихся знания:

В тропосфере возникает постоянно движение воздушных масс.

Планетарная циркуляция – связана из-за потока океанических воздушных масс с запада на

восток, и за 2 – 2,5 суток они достигают территории Казахстана.

Зональная циркуляция – республика находится в центре Евразии.

Воздушные массы, приходящие с океана, постепенно при движении в глубь материка

начинают терять свои первоначальные свойства. Понижается температура воздуха,

давление, влажность, облачность.

2. Работа по климатической карте. (рассмотреть направление ветров и распределение

количества осадков на территории республики)

Воздушные массы:

- арктические – формируются над Северным Ледовитым океаном. Характерны низкие

температуры и зимой, и летом. Вторгаются на север Казахстана и устанавливают

антициклонную погоду. Они формируют сухую ясную погоду: зимой – морозную, а летом –

жаркую. С их действием связаны весенние и осенние заморозки.

Умеренные – формируются в средних широтах материка. Преобладают воздушные

умеренные широты. Приходят с запада, с Атлантического океана, воздушные массы

называются морскими умеренными. Теряют много влаги, доходя до Казахстана, но все

равно приносят часть осадков.

- тропические – приходят летом с территории Средней Азии и Ирана (иранские) и

распространяются на южные районы Казахстана.

3 . Используя текст учебника и рассказ учителя, учащиеся заполняют пропуски в таблице.

Типы воздушных масс

Где формируются

Влияние на погоду

Арктические (АВМ)

Морские- умеренные (УВМ(М)

Над Атлантическим океаном

Континентальные (УВМ(К)

Зимой приносят похолодание

Тропические (ТВМ)

Над Ираном

Модельный ответ:

Типы воздушных масс

Где формируются

Влияние на погоду

Арктические (АВМ)

На Северном Ледовитым океаном

Воздух холодный и летом; сухой- весной и осенью. Вызывает внезапные заморозки и выпадение снега

Морские- умеренные (УВМ(М)

Над Атлантическим океаном

Весь год приносит осадки. Летом смягчают жару. Зимой смягчают морозы

Континентальные (УВМ(К)

Приобретают свои свойства над Центральной Азией и Сибирью

Зимой приносят похолодание

Тропические (ТВМ)

Над Ираном

Летом приносят жару и засуху, зимой- оттепели

ІҮ . Закрепление

    Что такое воздушные массы?

    Какие воздушные массы преобладают на территории Казахстана?

    Трансформация воздушных масс (устно):

Вопросы:

Модельный ответ:

    Какие изменения происходят с морским воздухом умеренных широт зимой в результате его трансформации над поверхностью суши?

При продвижением над сушей ВМ становятся менее насыщенными влагой.

    Как изменяется у ВМ:

Относительная влажность

Понижается

Температура воздуха

Понижается

Атмосферное давление

Понижается

Облачность

Уменьшается

V. Итог урока:

Выставление оценок с комментированием.

Рефлексия (методика неоконченных предложений)

Сегодня на уроке я узнал….

Для меня было интересным…..

Самым трудным было…..

Теперь я могу объяснить, почему…..

Домашнее задание: §21, стр. 85-87, пересказ


«Найди ошибку»

Утверждения

1. Казахстан расположен в тропическом климатическом поясе

2. На климат Казахстана оказывают влияние воздушные массы с Тихого, Индийского и Северного ледовитого океанов

3. Климатообразующие факторы: циркуляция атмосферы, солнечная радиация, подстилающая поверхность

4. Величина суммарной радиации на территории Казахстана увеличивается с севера на юг

5. Часть радиации, которая поглощается поверхностью земли называется поглощённой

6. Величина отраженной радиации в зимний период увеличивается

7. Суммарная радиация это сумма прямой и поглощённой радиации


Виды солнечной радиации


Почему????

Алматы и Владивосток расположены на одной широте, почему во Владивостоке количество суммарной солнечной радиации намного меньше чем в Алматы?


Общая циркуляция атмосферы



Воздушные массы

Континетальные

Морские

Количество осадков

Температура зимой

Температура летом

запыленность


Воздушные массы

Морские

Континетальные

Количество осадков

Температура зимой

Температура летом


Составление кластера

1- Арктические воздушные массы

2- Умеренные воздушные массы

3- Тропические воздушные массы

Описать

  • Где образуются?
  • Какие свойства имеют?
  • Как меняется погода с приходом воздушной массы
  • В какой период влияют?


Характеристика воздушных масс


Характеристика воздушных масс

1. Приходят с запада, проникают в глубь материка, приносят основные осадки

2. Формируются на Северным Ледовитым океаном

3. Называют иранскими воздушными массами

4. С их приходом зимой усиливаются морозы

5. Формируются над Атлантическим океаном

6. Оказывают влияние только на юг Казахстана

7. С их приходом зимой и весной бывают заморозки

8. Зимой температура воздуха повышается, а летом понижается

9. Формируются над территорией Центральной Азии

10. Устанавливается Сибирский антициклон


  • П 11, читать, составить вопросы