Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Земные поклоны не делаются от пасхи до. Можно ли совершать от Пасхи до Троицы земные поклоны? Можно ли делать земные поклоны на Литургии

Земные поклоны не делаются от пасхи до. Можно ли совершать от Пасхи до Троицы земные поклоны? Можно ли делать земные поклоны на Литургии

Покло́н – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и перед .

Бывают поклоны великие , называемые также земными , – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые , или поясные , – поясное преклонение главы и тела.

Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На , когда священник рукой, малый поклон делается без крестного знамения.

святитель Филарет, митрополит Московский:
«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, - в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя ()».

свящ. Андрей Лобашинский:
«Мне кажется, что отличием, особенностью православного христианства как раз и является тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наоборот – поднимает их с колен. Именно в восстании с колен и состоит суть христианства. Когда мы становимся на колени, мы свидетельствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. Грех ставит нас на колени. Но когда мы поднимаемся с колен, мы говорим о том, что Господь прощает нам и делает нас своими любимыми детьми, любимыми сынами и друзьями.
В Евангелии Христос говорит ученикам: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Эти слова подтверждаются всем духовным опытом Православной Церкви. Конечно, прежде всего здесь имеется в виду духовная свобода, внутреннее освобождение. Но и во внешних проявлениях – а христианство постоянно подчеркивает связь внутреннего и внешнего – наблюдается то же самое. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях – это, по сути говоря, традиция неправославная».

Это самый простой пример, но он-то и озадачивает: если прихожанам неведом смысл простейшей ектении, то какое же значение придается другим, более сложным, моментам службы, какой вкладывается в них смысл, каков вообще уровень понимания церковных священнодействий?

Что уж говорить о безразличии к священным уставным нормам, когда, например, не только несведущие миряне, но и пастыри и иноки пренебрегают каноническим чином временной отмены земных поклонов и коленопреклонений . А ведь такие ограничения не внешняя формальность. «Не преклонять колен» в определенные моменты свт. относит к нормам «сакраментальной и литургической жизни Церкви» . Все в православном ритуале несет в себе глубокий богословский и аскетический смысл, здесь затрагивается таинственное внутреннее взаимодействие между душой и телом. Поскольку не только ум, но «все душевно-телесное существо человека участвует в богослужении», важна адекватность каждого движения. Отсюда особый символический язык жеста, который «Церковь включила в богослужение как органичную часть молитвы», к нему относятся и поклоны, и коленопреклонения – «безгласный язык, где слово заменяется движением» . Поэтому так важно осмысленное исполнение ритуальных действий и строгое следование каноническому чину .

Нарушение чина поклонов далеко не мелочь. Не признак ли это выхолащивания церковной жизни, зарождения культа обрядоверия, когда чинопоследование превращается в «бессодержательные внешние действия» или, хуже того, когда им придается лжеритуальное суеверное значение. Отцы предупреждают, что, «не углубляя своих познаний в этой области, человек легко может впасть в привычку, мертвящую и опустошающую». Чтобы духовная жизнь не вырождалась в бессмысленную обрядность, «необходимо непрестанно возрастать в познании Божием и не допускать, чтобы литургия превратилась в деталь нашего благочестивого быта. Именно оттого, что она вместо литургии стала обедней, был пережит всеми нами глубокий кризис» .

Приблизиться к умному деланию позволяет глубокая воцерковленность.

Примечания

Оглашенные – те, кому было оглашено, т.е. преподано, учение Церкви, люди, уверовавшие во Христа и готовящиеся к таинству крещения.

Молитва о оглашенных.

Некоторые современные пастыри высказываются в том роде, что христианину допустимо намеренно склонять главу во время молитвы за оглашенных, тем самым как бы выказывая свое смирение. Один почтенный протоиерей, поступавший именно таким образом, признавался, отвечая на недоумение своей паствы, что склоняет главу во время этой молитвы по смирению, так как считает себя «в вопросах вероучения» едва приступившим «к процессу оглашения», а «в жизни по вере – еще и не начинавшим этого процесса». Но недоумения остаются. Когда делают то, что не положено по чину богослужения, тем самым привлекая к себе общее внимание, то возникает простой вопрос: нужно ли свое смирение демонстрировать окружающим, не противно ли это самому духу смирения, не обращается ли оно при этом в свою противоположность? Другой, не менее почтенный пастырь считает, что «мы хотя и крещены, но недостаточно воцерковлены, и не поступаем по благодати крещения», на этом основании, мол, «можно себя поставить в ряд оглашенных и опустить голову». Тут возникает другой вопрос. Конечно, все мы недостойны звания христианина, осознавать это полезно, но достойно ли христианина воображать себя лишенным неотъемлемой благодати крещения? Не говоря уже о том, что человек недостаточно воцерковленный никак не может уравниваться с некрещенным, для этого надо было бы отказаться от догматического сознания. Кроме того, по этой логике через минуту на возглас «оглашеннии, изыдите» придется, смирения ради, вообразить себя уходящим со службы, а на возглас «елицы вернии… Господу помолимся» уже потребуется не только вспомнить, что мы крещены, но вообразить себя и воцерковленными, и «поступающими по благодати». А то ведь как причащаться, если «поставили себя в ряд оглашенных»?.. Уместна ли такая игра фантазии во время богослужения, вместо осознания истинного знамения литургических действий и символов? Символика здесь не декор, но сильное средство духовного воздействия, искажать ее произвольной игрой ума опасно. Православная аскетика запрещает молящемуся уму допускать именно воображение, призывает бороться с ним, а не культивировать. Смирение же, как живое ощущение своей испорченности и ничтожности, как искреннее признание себя наихудшим среди людей, ничего общего не имеет с самовнушением и притворством.

Типикон, на основании Канонического Правила VI Вселенского Собора № 90, что подтверждено уставом свт. (прав. № 91) и др. постановлениями, налагает категорический запрет на земные поклоны и коленопреклонения в воскресные и праздничные дни и в определенные моменты богослужения (Херувимская, Шестопсалмие, Честнейшая, Великое славословие). Значительно то, что этот уставной запрет не есть плод человеческого изобретения, но получен свыше. Еще в III в. он был дан Богом в откровении через ангела прп. : «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен». История православного мон-ва… Т. 1. С. 238.

Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы в 4 т. Т.1. Глава «Тайна Таинств». С. 80-83. Новиков Н.М.

Человек - существо двойной природы: духовной и телесной. Потому Святая Церковь дает человеку спасительные средства, как для его души, так и для его тела.

Душа и тело до смерти связаны в единое целое. Потому благодатные средства церковные направлены на исцеление-исправление и души, и тела. Пример тому - Таинства. Многие из них имеют материальное вещество, освящающееся Святым Духом в чинопоследовании Таинства и благодатно воздействующее на человека. В Таинстве Крещения - это вода. В Таинстве Миропомазания - миро. В Таинстве Причастия - Тело и Кровь Христовы под видом воды, вина и хлеба. И даже в Таинстве Исповеди мы должны материально (вербально) проговорить свои грехи перед священником.

Вспомним также догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого. И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается. Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов…

31:9:
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
Ведь часто наше тело - именно как конь и лошак несмысленный, которого нужно обуздывать уздою молитвы, Таинств, поклонов, поста, чтобы оно в своем земном страстном беге не влетело в пропасть.

«Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука».

Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

Господь наш Иисус Христос также молился коленопреклоненно: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…» (Лк. 22:41).
И если это делал Бог, то нам ли отказываться от земных поклонов?

Тем более что довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка - с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу).

Довольно часто подобное замечаешь в храме. Приходит верующий воцерковленный человек: свечечек купил, перекрестился, поклоны перед святыми иконами сделал, у батюшки благоговейно благословение взял. Заходит в храм человек маловерующий: он стыдится не только перекреститься, но даже чуть-чуть голову нагнуть в сторону иконы или распятия. Потому что не привык склонять свое «я» перед кем-либо, пусть даже и Богом. Вот в чем заключается жестоковыйность.

Потому, дорогие братья и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они - проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они - жертва, приятная и благоугодная Богу.

Блудный сын весь в язвах, лохмотьях и струпьях возвращается домой к отцу и падает перед ним на колени со словами: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Вот что такое земной поклон. Разрушение личной вавилонской башни, осознание собственного греха и того, что без Господа не подняться. И, конечно, Отец наш Небесный поспешит к нам на встречу, чтобы восстановить нас и принять в свою любовь. Только для этого нужно откинуть свое «эго», самомнение и тщеславие и понять, что без Бога нельзя и шагу ступить правильно. Пока вы заполнены собой, а не Господом, - будете несчастны. Но как только поймете, что находитесь на краю пропасти, наполненной грехами и страстями, и что подняться самим не хватит сил, что еще минута - и гибель, тогда ноги сами преклонятся перед Всевышним и будете умолять Его не оставлять вас.
Вот что такое земной поклон. В идеале это молитва мытаря, молитва блудного сына. Гордыня мешает сделать земной поклон. Его может сделать только смиреннный человек.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: «Господь повергался на колени во время молитвы Своей - и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли - наше искупление…»

Также нужно понимать, что нельзя сводить число земных поклонов до какого-то механического гимнастического упражнения и не стремиться совершить неумеренный подвиг коленопреклонений. Лучше меньше, да качественнее. Будем помнить, что земной поклон не есть самоцелью. Он - средство для стяжания утраченного богообщения и благодатных даров Святого Духа. Земной поклон - это покаянная молитва, которую нельзя возносить небрежно, невнимательно и в спешке. Встань, перекрестись правильно и неторопливо. Стань на колени, поставь впереди себя на пол ладони и прикоснись лбом к полу, потом встань с колен и выпрямься во весь рост. Это и будет настоящий земной поклон. Во время его совершения нужно читать про себя какую-то краткую молитву, например, Иисусову или «Господи помилуй». Можно также обращаться к Пресвятой Богородице и к святым.

В Великий пост по установившейся традиции три земных поклона делаются после входа в храм перед Голгофою: то есть сделали два земных поклона, поцеловали Распятие и сделали еще один. Так же и при выходе из храма. Во время богослужения вечернего или Литургии тоже земные поклоны уместны. На утрене, к примеру, при пении «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» после восьмой песни канона. На Литургии - после пения «Тебе поем, тебе благословим…», так как в это время в алтаре происходит кульминация богослужения - пресуществление Святых Даров. Также можно стать на колени и во время того, как священник выходит с Чашей со словами «Со страхом Божиим» причащать народ. В Великий пост коленопреклонения делаются также на Литургии Преждеосвященных Даров в определенных местах, обозначенных звоном колокольчика, во время стихословия священником молитвы преподобного Ефрема Сирина, в некоторых других местах служб святой Четыредесятницы.

Не делаются земные поклоны в воскресные дни, в двунадесятые праздники, в святки (от Рождества Христова до Крещения Господнего), от Пасхи и до Пятидесятницы. Это запрещено святыми апостолами, а также I и VI Вселенскими Соборами, так как в эти святые дни происходит примирение Бога с человеком, когда человек уже не раб, но сын.

Во все остальное же время, дорогие братья и сестры, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

Иерей Андрей Чиженко

Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся, но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад.

По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме. Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено - это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании узнать самые простые правила поведения в храме. А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом » (Лк.16:10).

Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе - книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится. Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое. Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.

I. Крестимся без поклонов

  1. В начале и конце чтения Св. Писания.
  2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
  3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…». сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
  4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.
  5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».
  6. В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».

II. Крестимся с поясным поклоном

  1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
  2. При каждом прошении ектеньи.
  3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
  4. На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  5. При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
  6. При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».
  7. По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
  8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
  9. На каноне на каждом припеве.
  10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».
  11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
  12. При окончании отпуста.
  13. При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
  14. При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
  15. При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.

III. Крестимся с земным поклоном всегда, кроме дней особых, перечисленных в разделе X

  1. При входе и выходе из алтаря трижды.
  2. На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
  3. При первом и втором явлении Святых Даров.
  4. Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».

В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными

  1. При входе и выходе из храма.
  2. На славах при чтении кафизмы - три поклона.
  3. На каждом припеве Песни Богородицы.
  4. На «Достойно есть…».
  5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
  6. На вечерне и часах при пении тропаря.
  7. На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» - три поклона.
  8. При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
  9. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.

IV. При лобызании святыни

положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.

V. Креститься не положено

во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.

VI. Наклонение головы

  1. Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
  2. На Великом входе.
  3. После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.

VII. Поясной поклон без крестного знамения делается

  1. При словах «Мир всем».
  2. При словах » Благословение Господне на вас…»
  3. При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
  4. При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
  5. При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).
  6. При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.
  7. При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.

VIII. Преклонение до земли без крестного знамения

  1. Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
  2. При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».

IX. Стоять на коленях положено

  1. Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
  2. Великим постом при пении «Да исправится…».
      На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».

На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях. Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.

X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)

  1. В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
  2. От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).
  3. В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
  4. В дни причащения Святых Тайн.
  5. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Земные поклоны в воскресенье

Не положены уставом земные поклоны в дни воскресные (20-е правило 1-го и 90-е правило 6-го Вселенских Соборов).

Стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним (архим. Киприан Керн).

Вопрос:

Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты:

а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»;

б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним); и

в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии.

Допустимы ли эти земные поклоны?

Ответ архиепископа Аверкия (Таушева): Недопустимы.

Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев.

Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомйской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?

О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий.

Вопрос: Если преклонение колен во время молитвы приближает к Богу больше, чем молитва стоя, и более стяжает милосердие Божие, почему же тогда не преклоняют колен те, кто молятся в день Господень и в период от Пасхи до Пятидесятницы? И откуда происходит этот обычай в церквах?

Ответ: Потому что нам надлежит всегда помнить о двух вещах: о нашем грехопадении, и о милосердии Христа нашего, благодаря которому мы были подняты со дна нашего падения, и потому наше коленопреклонение в течение шести дней (недели) – это символ нашего грехопадения. Но то, что в день Господень мы не преклоняем колен – это символ Воскресения, благодаря которому мы – милосердием Христовым – были освобождены от нашей греховности, как и от смерти, умерщвленной через Него.

Этот обычай ведет свое происхождение от времен апостольских, как говорит о том блаженный Ириней, епископ Лионский и мученик, в своем сочинении «О Пасхе» (но), где упоминается и Пятидесятница, о которой сказано, что мы не преклоняем колен в этот день, потому что он по своему значению и по тем же самым основаниям, что и день Господень, равен ему.

Обычай не преклонять колена в воскресенье и в течение всего пасхального времени вплоть до Пятидесятницы – «одно из первоначальных апостольских преданий», общих как Востоку, так и Западу, но ныне сохранившийся только на Востоке.

Мы же (как для нас установлено) в один лишь день Господня Воскресения должны воздерживаться не только от этого, но и от всякого рода беспокойства и обязанности, отлагая будничные дела, чтобы не дать места дьяволу. Также поступаем и во время Пятидесятницы, которая отличается той же торжественностью настроения. Как бы то ни было, кто усомнится ежедневно преклониться перед Богом, по крайней мере, при первой молитве, которой встречаем день? В пост же и в бдении никакая молитва не может быть совершаема без коленопреклонения и прочих обрядов, выражающих смирение. Ибо мы не только молимся, но и просим о помиловании, и воздаем (хвалу) Господу Богу.

Хотя причина запрета на коленопреклонение в разные времена может несколько меняться от одного отца к другому, основная концепция всегда остается одной и той же: единство тела и души таково, что положение первого должно находиться в полном согласии с внутренним состоянием души, меняющимся в различные моменты.

В день Господень мы молимся стоя, выражая (тем) определенность будущего века. В другие дни, мы, напротив, преклоняем колена, памятуя тем самым о грехопадении человеческого рода.

Поднимаясь с колен, мы возвещаем всем о воскресении, дарованном нам Христом, которое празднуется в день Господень.

Поклоны являются символическими действиями, которыми выражаются чувства почтения Высочайшему Существу - Богу. Они употребляются в Христианской Церкви с древних времен. Поклоны надо совершать неторопливо, сообразуясь с определенными словами молитвы. Различаются поклоны великие (земные) и малые (поясные). При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, а при поясных - наклонить голову и коснуться пола пальцами.

Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Господом нашим Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).

Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.