Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Где работает матвей ганапольский. Миллионы и квадратные метры «борца с режимом» Матвея Ганапольского

Где работает матвей ганапольский. Миллионы и квадратные метры «борца с режимом» Матвея Ганапольского

Российский и украинский журналист, киноактёр, режиссёр театра и кино, общественный деятель

Образование

Родился 14 декабря 1953, Львов. Учился в 6-й средней школе Львова и 193-й в Киеве. Окончил училище эстрадно-циркового искусства в Киеве (1973) и режиссёрский факультет ГИТИСа.

Личная жизнь

Матвей был женат на Ирине Ганапольской, чью фамилию он взял после бракосочетания и носит до сих пор. Ирина трагически погибла, от этого брака у Матвея есть сын Михаил.

Сейчас он снова женат, у Матвея подрастает маленькая дочь. Его супруга, Тамара Шенгелия, – журналистка.

Карьера

Работал в театрах, в Киевском (1981-1986) и Московском театрах эстрады, детской редакции Гостелерадио СССР. В 1991 году на фирме «Мелодия» вышли три пластинки из серии «Следствие ведут Колобки», где он был режиссёром, а также озвучил Колобка.

Весной 2014 года, после конфликта между Россией и Украиной, журналист перебрался в Киев и стал ведущим станции «Радио Вести», оставшись при этом обозревателем российской станции. На «Радио Вести» проработал по 31 декабря 2015 года.

С сентября 2015 по январь 2017 года - ведущий программы «Эхо Украины» на украинском телеканале «NewsOne».

С 1 марта 2016 года ведущий украинской радиостанции Радио «Эра». Кстати, именно Матвей Юрьевич первым высказался на публике по поводу страшного убийства своего коллеги-журналиста .

20 июля 2016 года президент Украины Петр Порошенко предоставил Матвею Ганапольскому украинское гражданство.

С августа 2017 года - ведущий украинского телеканала «Прямой» (выходит украинском эфире и в интернете).

Телевидение

«Бомонд» (1992-1996) (Останкино, ОРТ)
«Игры гладиаторов» (РТР)
«Большое Времечко» (НТВ)
«Акуна матата» (1998-2000) (РТР)
«Детектив-шоу» (1999-2003, ТВ-6, ОРТ, ТВЦ)
«Российская панорама» (RTVi)
«Спорная территория» (МТРК «Мир»)
«На пике событий» (телеканал «Первый Информационный Кавказский»)
«Цивилизация» (ПИК)
«Московские встречи» (АТR)
«Место действия» (112 Украина)
«Эхо Украины» (2015, NewsOne TV)

Радио «Эхо Москвы»

«Бомонд»
«Кухонные тайны»
«Ищем выход»
«Своими глазами»
«Особое мнение»
«Кейс»
«Разворот»
«Клинч»
«Перехват»
«Реплика»
«Я - Ганапольский»
«Горячий привет»
«Разворот» (утренний)
«Бунт „Хорьков“»
«Ганапольское»
«Шо там у ных»

Премии и награды

Премия Международной конфедерации журналистских союзов (1995)
Премия «Золотой Овен» (1997)
«ТЭФИ» за программу «Детектив-шоу» (дважды финалист; 2001, 2002)
«Телегранд» (2004)
Премия Федерации еврейских общин России «Человек года» (2009)
Премия Москвы.

Матвей Ганапольский - российский и украинский журналист, знаменитый своими броскими высказываниями во время работы на радиостанции «Эхо Москвы» и в программе «Эхо Украины». Также в карьере Ганапольского есть и опыт актерства и режиссуры.

Матвей родился во Львове в семье Дины Левиной и Юрия Марголиса. В старинном западноукраинском городе Матвей Ганапольский провел первую половину детства. Затем семья переехала в Киев, где мальчик и окончил школу. После получения аттестата Матвей поступает в Киевское училище эстрадно-циркового искусства, а затем уезжает в Москву и обучается на режиссерском факультете в знаменитом театральном вузе ГИТИС.

Дипломированным специалистом Ганапольский возвращается в столицу Украины и начинает сотрудничать с киевскими театрами. Затем Ганапольский вновь едет в Москву, выходит на сцену Театра эстрады и даже работает на главной студии звукозаписи «Мелодия», на которой режиссирует и озвучивает детские пластинки, в том числе серию знаменитых приключений «Следствие ведут Колобки» и веселую сказку «Приключения капитана Врунгеля».

Фильмы

В кино Матвей Ганапольский дебютировал в 1989 году. Правда, это была документальная лента «Цирк для моих внуков» о жизни знаменитого клоуна . А первую художественную картину, в которой Ганапольский появился как актер, Матвей снял сам – журналист имел режиссерское образование. Это приключенческая комедия «С точки зрения ангела».


Позднее Ганапольский появлялся в небольших ролях в пятом сезоне детектива «Сыщики» и медицинском ситкоме «Девять месяцев». Но главную часть жизни Матвей Ганапольский посвятил журналистике.

Журналистика

На телевидение Матвей Ганапольский попал в конце 80-х годов. На первом российском независимом телеканале АТВ журналист вел ряд развлекательных передач и политических ток-шоу. Популярность Ганапольскому принесла работа на радиостанции «Эхо Москвы», и с тех пор для Матвея эта работа на радио стала приоритетной. В 2006 году Матвей Ганапольский также завел блог на базе официального сайта «Эха Москвы». Журналист продолжает вести этот блог и сегодня, новые записи в профиле Матвея Ганапольского появляются несколько раз в месяц.


Тем не менее, и телевизионные проекты журналиста оказались востребованы и имели постоянную аудиторию зрителей. Из самых популярных программ нужно назвать ток-шоу «Акунаматата» и передачу-расследование «Детектив-шоу», за которую Ганапольский дважды номинировался на престижную телевизионную премию «ТЭФИ». Также телеведущий становился лауреатом на церемониях вручения премий «Золотой Овен» и «Телегранд», назывался лучшим представителями Международной конфедерации журналистских союзов.

Но самыми резонансными проектами Ганапольского, конечно, были политические программы. Матвей Ганапольский всегда в эпатажной форме высказывает собственное мнение, которое зачастую расходится с официальной точкой зрения. Журналист многократно критиковал систему российской власти, отмечал низкий уровень свободы слова в стране и коррупцию в правоохранительных органах.


Политические взгляды, которые смело высказывает журналист, а также полученная при рождении фамилия отца дали повод недоброжелателям открыть вопрос о национальности телеведущего. К слову, журналист никогда и не скрывал таких подробностей собственной биографии. А присвоение Матвею Ганапольскому в 2009 году премии Федерации еврейских общин России «Человек года» и вовсе закрыло этот вопрос.

Весной 2014 года, после конфликта между Россией и Украиной, журналист перебрался в Киев и стал ведущим станции «Радио Вести». В этом конфликте Ганапольский занял проукраинскую позицию, при этом коллеги не раз обвиняли журналиста в предвзятости и подтасовке фактов в передачах, которые вел Матвей Юрьевич.


После переезда Ганапольский предстал перед зрителями как главное действующее лицо рейтингового шоу «Эхо Украины» на частном канале «News One».

Личная жизнь

О приватной стороне жизни эпатажного теле- и радиоведущего известно не слишком много. Журналист много лет женат на своей коллеге-журналистке грузинского происхождения Тамаре Шенгелия. Жена Ганапольского, кстати, тоже появлялась в комедии «Девять месяцев» в одном из эпизодов.

По информации из социальных сетей, этот брак Матвея Ганапольского является не первым. Ранее, когда журналист постоянно проживал в России, мужчина был женат на москвичке по имени Ирина. Но она скоропостижно скончалась при трагических обстоятельствах, поэтому Матвей о той странице своей жизни предпочитает не вспоминать.


У журналиста есть сын, которого зовут Михаил. Молодой человек успел посотрудничать с отцом: они вместе вели ток-шоу «Акунаматата». Других детей, насколько известно прессе, у Матвея Ганапольского нет.

Матвей Ганапольский является автором ряда печатных изданий, в которых в веселой и даже довольно иронической форме рассуждает о своей профессии, людях, цивилизациях, окружающем мире и так далее. Самой успешной его книгой считается «Кисло-сладкая журналистика».

Матвей Ганапольский сейчас

В 2016 году Матвей Ганапольский получил украинское гражданство. Об этом в социальных сетях рассказал Борис Ложкин, глава администрации президента Украины.


С марта 2016 года выходит в эфир передача «Утро с Матвеем Ганапольским» на радиостанции «Эра». Кстати, именно здесь Матвей Юрьевич первым высказался на публике по поводу своего коллеги-журналиста . В прямом эфире радио «Эра» Ганапольский узнал о трагедии и не стал сдерживать реакцию.

1 июня 2016 года Матвей Ганапольский зарегистрировал именной ютуб-канал. Как утверждает описание этой Интернет-страницы, это единственный официальный канал Ганапольского на YouTube .

Контент канала разбит на тематические рубрики. Ютуб журналиста частично дублирует выступления Матвея Ганапольского на радио и телевидении. Например, плейлист «Прямой эфир» объединяет видеозаписи авторской передачи журналиста на Радио Эра, отдельная рубрика посвящена выступлениям Матвея Ганапольского на «Эхо Украины».

Кроме того, журналист ведет на канале циклы видеозаметок о путешествиях. Один цикл - «Ганапольские Штаты Америки» - посвящен поездкам Матвея Ганапольского по Соединенным Штатам с комментариями о непривычных для зрителей явлениях. Другой цикл под названием «Путешествуем с Ганапольским» охватывает более широкую тему. Здесь телеведущий рассказывает о разных странах, но через полтора года существования канала в этой рубрике остается только несколько фрагментов о Чехии.


Хлесткие комментарии журналиста о политике и экономике можно услышать в цикле коротких видео, объединенных названием «100 минут». Здесь Матвей Ганапольский коротко высказывается о совершенно разных насущных вопросах. Выпуски посвящены пропаганде, Гаагскому трибуналу, и другим темам и персоналиям.

Не менее интересен и схожий с предыдущим формат. В рубрике «Ганапольский + Киселев» журналисты также высказываются на интересующие зрителей темы, но время выпуска увеличено до 5-7 минут, а заглавных тем видео подбирается две.


В августе 2017 года Матвей Ганапольский начал вести передачи украинского телеканала «Прямой». Телеканал транслируется как в украинском эфире, так и в Интернете.

Фильмография

  • 1989 - «Цирк для моих внуков»
  • 2001 - «С точки зрения ангела»
  • 2006 - «Сыщики-5»
  • 2006 - «Девять месяцев»

Библиография

  • 2008 - «Кисло-сладкая журналистика»
  • 2009 - «Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения»
  • 2010 - «Черная рука и пирамида Хеопса»
  • 2011 - «Чао, Италия»
  • 2011 - «Смайлики»
  • 2012 - «Улыбайлики. Жизнеутверждающая книга прожженого циника»
  • 2013 - «Самый лучший учебник журналистики»
  • 2012 - «Черная Рука и тайна Эйфелевой башни»
  • 2013 - «Путин будет царем»

Награды

  • 1995 - премия Международной конфедерации журналистских союзов
  • 1997 - премия «Золотой Овен»
  • 2001,2002 –премия «ТЭФИ» за программу «Детектив-шоу»
  • 2004 –премия «Телегранд»
  • 2009 - премия Федерации еврейских общин России «Человек года»

09.04.2002
Редактировать статью

Телекамеры, съемки, радиоэфиры, поиски интересных материалов для своих слушателей и зрителей – вот ежедневные заботы всем нам известного Матвея Ганапольского. Этого телерадиоведущего мы знаем по передачам «Бомонд», «Игры гладиаторов», «Детектив-шоу» и эфирам на «Эхе Москвы». Обо всем этом и о многом другом специально для наших читателей рассказывает сам маэстро.

- Вы родились и выросли в Москве?

Нет, мое детство прошло во Львове. Этот замечательный город находится в Западной Украине. До 1939 года он принадлежал Польше. Этим городом можно гордиться. Львов можно сравнить с такими городами, как Рига, Таллин, то есть его можно отнести к понятию «старый город». Это всегда старинные дома и постройки. К счастью, мое детство прошло вне блочной архитектуры, которую мы наблюдаем в Москве.

- Кем были Ваши родители?

Мой отец из рабочих, мать из служащих. Отца уже нет в живых. А мама, дай ей Б-г здоровья, несмотря на все пережитое в жизни, еще держится. Дело в том, что она осталась, быть может, последней свидетельницей трагических событий в Бабьем Яру, которые учинили фашисты в годы Великой Отечественной войны.

- Что рассказывала Ваша мама об этой трагедии?

Эта ужасная трагедия произошла, когда моей маме было двенадцать лет. Ее детство прошло в Киеве. Когда всех погнали к Бабьему Яру, она вместе со своей мамой тоже вынуждены были туда пойти. Но, к счастью, люди ее каким-то образом вытолкнули из толпы, и моей маме удалось выбраться оттуда. А ее мать, то есть моя бабушка, погибла во время этих событий. И вообще во время войны я потерял абсолютно всех родственников. Именно поэтому, к сожалению, я все детство был лишен бабушек и дедушек.

- Какие традиции были в Вашем родительском доме?

И отец, и мама знали идиш, то, что было доступно и возможно. Это некая традиция, которая существовала тогда во Львове. В те времена не было организованных общин. При той политике государственного антисемитизма, которая тогда проводилась, это было просто невозможно. Но даже в то время, как, впрочем, и сейчас, все соблюдали удобные им традиции, чтобы лишний раз собраться с друзьями, хорошо выпить и вкусно поесть. Поэтому когда я был маленьким, мои близкие отмечали и советские праздники, и украинские, и еврейские. В этом смысле моя жизнь во Львове была очень комфортной.

- Только что мы праздновали Песах. А у Вас остались воспоминания из детства об этом празднике?

К сожалению, воспоминаний у меня об этом празднике не осталось. Как-то я разговаривал с одной дамой, весьма мною уважаемой, которая, несмотря на события, которые сейчас происходят в Израиле, старается больше времени проводить в этой стране. Я ее спросил: «А чем же Вы там занимаетесь?» На этот вопрос она ответила: «Я там занимаюсь самовыражением». Это имеет отношение и ко мне. Не могу сказать, что я себя как-то национально ощущал. Это была советская размытость. Еврейская традиция находилась вне меня. Я не знаю идиш, а уж тем более иврит. Сейчас, когда собираемся с друзьями либо когда мне выпадает честь вести какие-то еврейские праздники, то ловлю себя на мысли, что знакомлюсь с этим впервые. Но все же я продукт советской эпохи. Знаю польский язык, польскую и украинскую культуру, но с еврейской традицией начал знакомиться уже во взрослом возрасте, когда передо мной появились соответствующие книги, когда стало возможным куда–то выезжать.

- Когда Вы впервые поняли, что Вы еврей?

Конечно же, в детстве, когда меня называли «жидовской мордой». Каждый еврей еще в детстве с этим сталкивается. Честно говоря, я не очень на это реагировал. Мне было абсолютно непонятно, чем украинец отличается от еврея. Поэтому относился как к обычным оскорблениям, которые существуют между школьниками. Дальше было сложнее. Все прелести антисемитизма, которые существовали в советское время, я ощутил на себе.

- Как Вы представляли свое будущее после школы?

Как говорят, браки заключаются на небесах, и точно так же с профессией. Человек идет к своей профессии извилистым путем. К сегодняшнему дню я попал в некоторые энциклопедии как радиожурналист и телеведущий, но в то время я и подумать об этом не мог. Никто не знает, что будет с ним года через три–четыре. Мог ли я предполагать, работая театральным режиссером, а образование у меня именно такое, что буду вести какие-то программы. Просто так складываются обстоятельства. Как говорил Ильф устами своего героя, «жизнь играет человеком, а человек играет на трубе». Поэтому когда я заканчивал школу, не понимал, куда должен двигаться дальше. Так что не имел представления, куда пойду, но зато точно знал, куда не пойду. Я ощущал, что точные науки — это не мое. В те времена, когда заканчивалось время так называемой оттепели, в 1971 году был спор между физиками и лириками. Так я ощущал себя больше лириком, нежели физиком. Мой друг, сейчас он известный телеведущий на Украине, Илья Ноябрев, в свое время мне сказал: «Что ты мучаешься? Иди учиться в эстрадно–цирковое училище, это твое» . И я, как в тумане, вот как в детстве, когда запоминаются самые яркие вещи, связанные с испугом, все это помню. Помню все картины, связанные с высоким эмоциональным напряжением. Вот, например, помню, как, будучи совсем маленьким ребенком, бежал по коридору, поскользнулся и сильно ушиб плечо о холодильник. И до сих пор осталось в памяти, где стоял этот холодильник, как я упал, как меня жалели. Как в тумане помню коридоры эстрадно-циркового училища, преподавателя, который мне сказал, чтобы я прочитал что-нибудь. Я читал басню «Осел и соловей» Крылова, и меня приняли. В результате стал эстрадным конферансье, но меня это в жизни не устроило. Хочу сказать, что отношусь к людям, которые и могут, и не могут работать на телевидении и радио. Вообще я много размышлял о том, как жить, как выстроить жизненную модель. Ведь есть поговорка: сначала ты работаешь на свой авторитет, потом он работает на тебя. Или для того, чтобы быть замеченным надо подпрыгивать. Но что значит подпрыгивать? Что такое радиоведущий: ты и микрофон. Ты, лишенный всех выразительных средств, кроме голоса, интонации и какого-то интеллектуального багажа. Ну, еще твоя маска, твой жанр, в котором работаешь. В эфире я не такой, как на самом деле. Что такое телевидение? Это то же самое плюс картинка. В этом случае ты должен позаботиться о хорошем костюме. Я преподаю в Независимой школе кино и телевидения и всегда говорю своим студентам, что их желание показаться на телеэкране безусловно похвально, но есть такой немаловажный момент — вас могут смотреть люди, не дай Б-г, с высшим образованием. Поэтому необходимо понимать, что вы работаете на самого разного зрителя. Поэтому очень рад, что жизнь поступила со мной очень мудро. Когда я стал нужен, востребован и, самое главное, готов (если бы был не готов, меня бы попросту уволили), то именно тогда я оказался у микрофона, а потом и у телеэкрана с моим «Бомондом», «Играми гладиаторов», «Большим времечком», «Детектив-шоу», которое дважды номинировалось на Тэффи. Говорят, что Ельцин был мастером встраивать рычаги и противовесы во власти. Так вот сама жизнь умеет проделывать подобные вещи получше Ельцина. Когда ты злишься, не понимаешь, почему тебя куда-то не пускают, чаще всего в таких ситуациях виноват ты, а не интрига. То, что я это осознаю, помогает мне понять, что телевидение и радио – это просто дверь для общения с многомиллионной аудиторией, но только тогда, когда я к этому готов. Например, проект «Детектив–шоу» три года шел на «Эхе Москвы», а потом мы три года доводили его до ума, прежде чем он появился на экране. Теперь это успешный проект, который пользуется популярностью у зрителей, имеет высокие рейтинги. Поэтому необходимо быть критичнее по отношению к себе, что и стараюсь делать.

- Вы согласны с мнением, что на телевидении и радио очень много евреев?

Пожалуй, я с этим не согласен. Я бы сказал по-другому. Очень часто яркими, заметными людьми в телерадиопространстве оказываются евреи. Но это только им плюс.

- Так почему же в таком случае именно они становятся заметными людьми?

Трудно ответить… Это, конечно же, не говорит о преимуществе нации или Б-гоизбранности народа. Думаю, что Гоподь меньше всего занимается карьерными устремлениями евреев в средствах массовой информации. Причем традиционно евреи были мастерами в бизнесе, также были и остаются замечательными врачами и учеными. Сама история нации, бесконечные гонения, рассеяния и принуждения к ассимиляции, может быть, генетически сделали евреев наиболее динамичной, успешной нацией. Везде они чужие, везде они свои. По этому поводу было написано много книг. Но их появления в СМИ чистый эксперимент. Людей нельзя обмануть. Когда пишут о Гусинском или Березовском, то забывают об олигархах других национальностей, у которых многомиллиардное состояние. Но помнят только об этих людях. Ведь очень удобно говорить о том, что евреи погубили Россию. Ну, что же сказать, когда видишь Жванецкого, – да нечего, он просто гений. Он выше всех, но я никого не хочу сравнивать. Здесь критерий такой: на кого интересно смотреть, те и популярны. А уж если в этой прослойке окажется больше евреев, то, боюсь, ничего с этим невозможно поделать, ведь они не сами устраиваются на работу, не являются владельцами каналов. Яркого человека на работу берет любой. Будь ярким, и тогда у тебя не будет конкурентов.

- У Вас не было желания эмигрировать из бывшего СССР?

Было. Дело в том, что я очень многих проводил. Когда я уже жил в Москве, у меня была машина «Запорожец» и мне приходилось бесконечно провожать людей в аэропорт Шереметьево. Мы прощались... Прощались навсегда. Это были мои друзья. Они уезжали, вырываясь из этой удушливой советской страны, где происходили шокирующие вещи. Например, даже вступление в комсомол проходило по разнарядке на евреев. То есть в разнарядку входило определенное число рабочих, служащих и… евреев. Также с поступлением в институт. В общем, страна сгинула, и никто о ней не жалеет, кроме несчастных пенсионеров, которым не платят нормальную пенсию, но я верю, что пенсия будет со временем достойной и при этом образе жизни. Как-нибудь наберем для людей, которые отдали силы и здоровье не всяким Брежневым, а стране. Россия пережила Вторую мировую войну, сегодняшние пенсионеры подняли разрушенное хозяйство. Они тяжело работали. Так что у меня тоже была такая мысль – эмигрировать. Вспоминаю удивительную историю, участником которой был я и человек, имя которого не припомню, но то, что вам расскажу, сущая правда. Однажды мы сидели с ним на кухне, и я рассказывал ему, как хочу уехать из этой страны, и приводил бесчисленные доводы. Он меня внимательно слушал, а потом улыбнулся и сказал: «Хочешь мой прогноз: ты отсюда никуда не уедешь» . Я ошалел, не понимал, почему он так сказал. Этот человек оказался прав. На сегодняшний день очень рад, что живу в стране, уезжать из которой потерял смысл. Просто страна стала нормальной, и дело не в экономике, а в том, что главную роль перестали играть лозунги. Стало цениться человеческое достоинство, что из себя представляешь, так тебя и оценивают. Теперь, когда я вижу, как пачками возвращаются или почти возвращаются, мне только радостно на душе. И я опять встречаю друзей, имею возможность к ним ездить – это прекрасно.

- Как Вы оцениваете мастерство писателя Жириновского и Солженицына по еврейскому вопросу?

Я читал их труды. Дело в том, что эти книги написаны совершенно разными людьми. Владимир Вольфович – это человек-маска. Очень трудно понять, что он на самом деле имеет в виду, когда пишет. Кроме того, он был у меня в эфире, и я видел, как в процессе разговора меняется его точка зрения. Причем очень пластично, плавно перетекая от одного мнения к другому. Для него самое главное — оригинальность, поэтому его мысли по поводу того или иного вопроса, думаю, его книга не отражает. Он бы написал совершенно другую книгу через 20 минут после того, как написал первую. Что касается Солженицына, тут другое дело и к его книге нужно относиться серьезно. Я ему благодарен за то, что была предпринята попытка глубокого исторического исследования жизни евреев в пространстве России. Исследована жизнь двух социумов, если брать евреев как социум и социум всех остальных. Многие к ней отнеслись достаточно истерично, некоторые умудрились назвать ее антисемитской, но я думаю, что к ней нужно относиться как и к любой книге Солженицына с точки зрения исторического исследования, конечно субъективного, но не надо ругать – напишите свое. Тем более нужно поблагодарить знаменитого русского писателя за то, что он нашел время и написал книгу о жизни евреев в России. Я с большим уважением отношусь к таким вещам.

- Вы принимаете участие в еврейских тусовках?

Накануне Песаха я был приглашен своим знакомым Павлом Фельдблюмом на этот праздник. Так что меня приглашают на подобные мероприятия, и я в них принимаю участие. Иногда происходит следующее: сижу на каком-нибудь еврейском празднике и, толкая соседа, спрашиваю: «А что мы сегодня, собственно говоря, празднуем?» Каюсь, но для меня пока еврейская традиция не исследована до глубины, но я с удовольствием посещаю такие тусовки. Более того, считаю своим долгом туда ходить, и мне там очень интересно.

- Как Вы относитесь к межнациональным бракам?
- Замечательно. Так сложилось, что моей первой супруги уже нет с нами, она ушла из жизни. Вторая моя супруга чистокровная грузинка. В Грузии очень большая еврейская диаспора, но моя жена не имеет к ним отношения. Мы с ней прекрасно ладим, понимаем друг друга.

Семейное воспитание предусматривает некоторые категории формирования маленького человечка. В основе лежат семейные заповеди. Это обучение тому, что хорошо и что плохо. Это первое познание добра и зла. Здесь многое зависит от родителей. Какова мораль родителей, такова мораль и детей. Моему старшему сыну двадцать один год, и я очень рад, что воспитал замечательного человека. Он телеоператор, работает на ТВ-6. Я за него абсолютно спокоен. Его поступки никогда не вызывали осуждения, а только удивление. Я никогда не говорил ему «нет», старался объяснять, почему «нет». Родительский принцип «нет, потому что я так сказал» ударит потом по родителям. Дети будут им говорить: «Я так делаю потому, что я так сказал» . Я никогда не забывал, каким был в детстве. Поэтому сегодня, когда моя маленькая дочка выливает на себя полфлакона дорогих духов и мы готовы в этот момент ее придушить, она выходит и, протягивая нам этот флакон, улыбаясь, говорит: «Какой запах красивый!» Она не знает еще слово приятный. В этот момент девочка счастлива. Мы понимаем — осуждать ее не за что. Мне кажется, что родителям нужно знать две вещи: научить детей состраданию и понимать, что ваш ребенок все равно будет лучше вас и опередит своих родителей. Нужно не мешать его движению. Если он красит волосы, носит кольца в ухе, это совсем не потому, что он вас не уважает, а просто ему хочется быть красивее, лучше. Самое главное – воспитать в ребенке – лидерство. Говорить ему: «Ты должен быть лидером. Если ты сделаешь это сам, то ты это получишь». Если бесконечно рулить ребенком, то он будет вторичен, но ведь родители в конечном счете уйдут из жизни, и ребенку придется жить одному. Мой сын сейчас живет отдельно и строит свою жизнь так, как считает нужным. Я считаю, что это правильно. Не зря у американцев дети уходят из семьи в очень раннем возрасте, они оказываются одни в жизненной системе, сами пробивают себе дорогу. Но я ценю и семью, когда в дачных традициях, все собираются под зеленой лампой и пьют чай. Хотя у меня нет дачи, я просто рассказываю красивые картинки.

- Ваш сын интересуется традицией?

Я пытался в нем воспитать, на мой взгляд, важную вещь - космополитизм. Знаю, что такие вещи многими осуждаются, но это мой выбор и здесь со мной ничего не могут сделать ни ортодоксальные евреи, ни украинские католики, ни русские православные священники. В силу того, что я жил в многонациональной среде, хотел воспитать в нем, прежде всего, ощущение Б-га в себе. Ведь все, что мы делаем, как сказал один мудрец, мы делаем для Б-га, которого ты в себе ощущаешь. Это некий идеал, с которым ты сверяешь свои действия. Мне кажется, жизнь так сложилась, что еврейская традиция заключалась в сидении за столом и выпивании вкусных вин и поедании хорошей фаршированной рыбы. Все остальное в его душе. Безусловно, когда мы с ним ездили в Израиль и видели Стену плача, познакомились с историей этой страны, оказались на вершине горы Моссада, чувство причастности к этой великой истории мы безусловно ощутили. Может быть, многим любителям традиции не понравятся мои слова, но я не считаю нужным носить кипу. Хуже, когда человек внешне самый большой традиционалист, а поступки совершает такие, что удивительно, как этот человек еще живет на земле. Б-г в нашей совести. Когда становится совестно, это и есть реальное проявление Б-жественого. Ведь откуда берется стыд? Человек себя любит, и, казалось бы, расталкивай локтями людей и беги вперед, разделяй и властвуй. Так нет, вдруг появляются какие-то моменты, когда человеку становится стыдно за плохие поступки и даже мысли. Это и есть Б-г.

- Как Вам кошерная кухня?

Очень нравится, а особенно тем, что я не отличаю, где кошерное, а где некошерное. Приходится доверять тому, что мне говорят. Рассказывают, что, когда ешь кошерную пищу, происходит целый ритуал, который так приятен душе и, как считается, отражается на вкусовых качествах

- Как Вы отмечали только что прошедший Песах?

Накануне меня пригласил в гости. Было кошерное угощение и много веселья.

Сейчас украинский, а когда-то российский журналист получил широкую известность благодаря своеобразной критике российских властей и своими резкими проукраинскими высказываниями, связанными с началом "крымской весны". Матвей Ганапольский вернулся в 2014 году на Украину, где в 2016 году получил гражданство. Сейчас ведет политические ток-шоу на телевидении и с большим удовольствием говорит все, что "думает" о России.

Ранние годы

Родился Матвей Ганапольский (урожденный Матвей Юрьевич Марголис) 14 декабря 1953 на Западной Украине, в городе Львове, в еврейской семье Дины Левиной и Юрия Маголиса. Мать была служащей, отец рабочий. Родители хорошо говорили на идише. Мама, как он сам говорит, возможно, одна из немногих выживших свидетельниц событий в Бабьем Яру. Ей тогда было двенадцать лет, когда евреев из гетто погнали к месту трагедии. К счастью, кому-то удалось вытолкнуть девочку из толпы и спрятать. Многие его родственники погибли в годы Великой Отечественной войны.

Ганапольский с теплом вспоминает свои детские годы во Львове, где ему было абсолютно комфортно. Конечно, его иногда обидно обзывали "жидовской мордой", но Матвей на это не очень реагировал, относя эти высказывания к обычным оскорблениям, которыми при ссорах обмениваются школьники. Тогда не было разницы между украинцами и евреями. Позже семья переехала в Киев, где Матвей и окончил среднюю школу. После получения аттестата поступает в Киевское училище эстрадно-циркового искусства, которое заканчивает в 1973 году.

Студенческое время

После окончания Ганапольский училища приезжает в Москву, где поступает на режиссерский факультет ГИТИСа, знаменитого театрального института. В студенческие годы много раз ходил на репетиции в московские театры. Как вспоминает Матвей Ганапольский, они приходили заранее к служебному ходу тогда очень популярного Театра на Таганке и терпеливо ожидали, когда пройдет знаменитый режиссер Любимов, чтобы попроситься на репетиции.

В юношестве у него было множество документов, где его фамилия (тогда Марголис) была написана с ошибками. Чтобы разом снять все проблемы, он взял фамилию жены и стал Ганапольским, Матвей признает, что она не намного проще по написанию. Но у него по приезду в Москву были сложности с документами. Сейчас он считает, что поступил правильно, потому что это память о первой жене, которая рано ушла из жизни. По сведениям некоторых СМИ, молодая женщина погибла, выбросившись с балкона квартиры многоэтажного дома.

На режиссерской работе

После окончания театрального вуза Матвей возвращается в родной город Киев, где в 1981 году начинает работу в местном театре эстрады. Много и плодотворно сотрудничает с другими украинскими театрами. На театральной сцене столицы Украины с большим успехом шли спектакли, поставленные им, по большей части предназначенные для детской аудитории. Популярного украинского режиссера в 1986 году приглашают в Москву. Творческая биография Матвея Ганапольского продолжилась в Московском театре эстрады.

Вскоре он переходит в детскую редакцию Гостелерадио СССР, где ведет передачу "Чудеса на седьмом этаже". Здесь его заметил знаменитый детский писатель Эдуард Успенский, который предложил ему заняться радиоспектаклями. Матвей стал режиссером популярных советских детских аудиоспектаклей: "Приключения капитана Врунгеля" и "Следствие ведут Колобки". Последний в 1991 году вышел на звукозаписывающей фирме "Мелодия" на трех виниловых пластинках. Ганапольский принял участие в записи, его голосом в постановке говорит Колобок.

На радио и интернете

С началом перестройки начал работать на АТВ (первой российской независимой частной компании, производящей телевизионный контент). Вел развлекательные и политические программы.

Сотрудничество Матвея Ганапольского с "Эхо Москвы" началось в 1991 году и продолжается по настоящее время. Долгое время вел различные передачи, получив известность благодаря эпатажным, на грани приличия высказываниям. С 2006 года ведет блог на интернет-сайте радиостанции, где высказывается о различных аспектах российской действительности. Сейчас продолжает вести страничку, новые посты появляются несколько раз в месяц.

Неоднократно выезжал в Израиль с концертами "Из России с любовью". В 2009 году стал "Человеком года" по версии Федерации еврейских общин России.

Возвращение на родину

После начала Майдана, процесса возвращения Крыма и конфликта на востоке Украины занял резко проукраинскую позицию. Неоднократно жестко высказывался против вмешательства России в украинские процессы. В какой-то мере даже оправдывает прославление украинских националистов, потому что считает их борцами за независимость Украины. Весной 2014 года Ганапольский переезжает в Киев, начав работу на станции "Радио Вести".

"Эхо Украины" с Матвеем Ганапольским на украинском телеканале NewsOne шло с 2015 по 2017 годы. С 2018 — ведущий социального ток-шоу на радио.

Не только журналистика

Кроме основной журналистской деятельности, он написал несколько книжек, в которых в веселой и несколько ироничной форме рассуждает о разных сторонах своей профессии, окружающем мире и в целом о человеческой цивилизации. Лучшей книгой, самой успешной, многие считают "Кисло-сладкая журналистика". Сейчас пишет фантастику на украинском языке ("Придет серенький волчок…", "Приготовление Вахруста").

Как и почти любой творческий человек, Матвей Ганапольский пробовал снимать кино. В 1989 году вышел документальный фильм "Цирк для моих внуков" о знаменитом клоуне и актере Юрии Никулине. В 2001 году снял комедию "С точки зрения ангела". Сам снялся в эпизодических ролях в детективе "Сыщики" (Троекуров, ведущий телеигры) и медицинском телефильме "Девять месяцев" (доктор).

Личная

О частной стороне жизни журналиста известно довольно немного. Его первая жена — Ирина. Ее ребенка от первого брака он воспитывал с 5 лет, и поэтому считает своим сыном. Матвей Ганапольский до сих пор принимает участие в его судьбе. Михаил, так зовут пасынка, уже успел поработать вместе с ним. Они были соведущими ток-шоу «Акунаматата». По сведениям некоторый изданий, бывшая супруга погибла при трагических обстоятельствах.

Сейчас женат на грузинской журналистке Тамаре Шенгелии, работавшей с ним на радиостанции "Эхо Москвы". Она также снялась в небольшой роли в картине "Девять месяцев". Тамара младше мужа на 18 лет. Как сам журналист говорит, что у него теперь дома невыносимый грузинский террор - жена и теща круглые сутки смотрят грузинские телеканалы. Поскольку общественная жизнь в Грузии постоянно бурлит, то в результате он ест холодный суп, недожаренную картошку и полусырое мясо, как пошутил Матвей в одном из интервью изданию "Новости - Грузия" . Семья довольно часто приезжает на родину жены. От этого брака у Матвея Ганапольского дочь Катя и сын Александр, школьного возраста.

Украинский борщ в Берлине можно съесть в ресторане «Одесса-мама». Это, насколько я знаю, единственный украинский ресторан в столице Германии. Мы сидим за столиком с моим старинным другом Аликом, он живет тут уже почти тридцать лет. Мы мотались по городу целый день и, наконец, закономерно оказались именно в «Одессе-маме». В зале стоит украинский шведский стол, уставленный мясом, рыбой, борщом с пампушками, советской «шубой» и еще какими-то неведомыми мне блюдами, за которые можно отдать жизнь.

Хозяйничают в ресторане Саша и Наташа . Наташа в прошлой жизни технолог пищевой промышленности, Саша бывший милиционер.

– Сейчас я расскажу тебе, какой он милиционер, – шепчет мне Алик . – Таких милиционеров не бывает. Он зимой потащил меня на рыбалку. Мы там наловили рыбу, а холод был собачий, и мы пошли к машине. Я сел в кабину и ждал, когда мы поедем, а Саши все нет и нет. Я выхожу и вижу, что он разложил треногу, разжег дрова и потрошит рыбу! Представляешь, он потрошит рыбу на морозе, чтобы сделать для меня уху. Я ему говорю – ты сошел с ума, мы можем уху сделать дома в тепле, а он отвечает, что если уху не сделать прямо сейчас, то это будет уже не та уха. Он не милиционер, он повар. Для него, если еда не приготовлена прямо сейчас, то это не еда.

В зале ресторана сидят, в основном, «наши» – разговаривают громко, вставляя в русскую речь немецкие слова и целые фразы. Есть несколько немцев – те едят тихо, смакуя, хотя пришли компанией. Крики подвыпивших «наших» их не смущают. Саша несет решетку с мясом на улицу – там гриль и дополнительные столики, а потом подсаживается к нам. Наташа подсела еще раньше. Она статна и красива, особенно в вышиванке, которую носит как вызов.

Говорим о еде. Наташа рассказывает о секретах приготовления настоящего одесского борща, но постепенно мы переходим к политике. Политика на вкусе настоящего одесского борща не сказывается, но сказывается на посетителях. Поскольку народ в Берлине разный, то посетитель перед заказом этого самого борща часто и неожиданно интересуется – а чей, собственно, Крым? Вопрос этот звучит странно, ибо если ты пришел в украинский ресторан, то трудно себе представить, что там окопались сторонники «зеленых человечков». При этом, данному посетителю все равно, что ему ответят по поводу Крыма – ему главное сидеть и есть борщ с таким видом, как будто он только что в составе российской армии захватил этот ресторан, наполненный бандеровцами, а данный борщ – это символ победы и контрибуция от побежденных, в виде сала.

На улице темнеет, в ресторан стягиваются посетители. Хотя я не назвал бы их посетителями в полном смысле. Посетитель заказывает, как минимум, борщ. Но эти заходят, целуются с Сашей и Наташей, заказывают пиво-кофе, и все. Некоторые подсаживаются к нам, и тогда политическая беседа под борщ сверкает новыми гранями.

Почему самый вкусный украинский борщ я ем в Берлине? Может, и вправду там хорошо, где нас нет

К примеру, дядька в клетчатой рубашке рассказывает мне, что вся Германия скуплена Путиным . Скуплены бизнесмены – они хотят торговать с Россией, скуплены политики – они хотят хороших отношений с Россией. На мой вопрос, а почему желание торговать и дружить должно возникать исключительно от путинских денег, дядька не отвечает, лишь смотрит на меня подозрительно, и, после небольшой паузы, интересуется моей позицией – а чей Крым? Мой ответ, что Крым украинский, застает его врасплох: видимо, он ожидал, что я закоренелый «ватник». Далее он начинает терзать меня вопросами про Порошенко , и мы с Аликом решаем от дядьки сбежать.

На улице тепло, мы вяло идем вдоль закрывающихся по-берлински рано магазинов. Молодая женщина закрывает магазин «Антиквариат Иоахима Краузе», основанный, как утверждает вывеска, в 1865 году. Я пытаюсь понять, почему этот Краузе не пострадал от Маркса, от нацистов или Хоннеккера, но потом вспоминаю, что в Германии никто никогда не покушался на частную собственность – вот так Краузе и выжил.

– А что вы думаете про Тимошенко , у нее есть шансы? – оказывается, клетчатая рубашка все время шла за нами, чтобы вырвать ответы на главные вопросы мироздания.

– Валера, ты нас достал! – Алик решил вступиться за меня. – У тебя что, тут в Германии других проблем нет?

– Я на пенсии, но тут скучно, а там жизнь, – чеканя, ответила клетчатая рубашка. – Тут у пенсионеров нет проблем, с ними носятся. Мне в прошлом году катаракту удалили, так я такой больницы в жизни не видел! Но я за Украину, а Путин агрессор.

Услышав эту фразу, Алик вдруг хищно улыбнулся и заговорщически мне подмигнул:

– А скажи мне Валера, ведь ты гражданин России, так за кого ты голосовал?

– За Путина! – четко произнес Валера и немедленно повернулся ко мне, чтобы объяснить ситуацию. – Он меня все время этим подкалывает, но я голосовал правильно. Путин – это порядок, а Германия вся в беженцах. Путин умный и хитрый, он сирийцев в Россию не пустит. Но я за Украину, а Путин агрессор.

Алик тяжело вздохнул, схватил меня за рукав и потащил по улице.

Сбоку от нас на дороге раздалось шипение – к «бровке», как океанский корабль, пристал двухэтажный туристический автобус, из которого неторопливо выплыли, другого слова и не найду, те самые пенсионеры, у которых, по словам клетчатого Валеры, не было проблем. Оказалось, что тут кофейня, видимо, впереди у них была дальняя дорога. Пенсионеры выглядели как на картинке: почему-то, ни одного лысого, все в аккуратных рубашках, брючках с кантом и мокасинах. Женщины в брюках и легких кофтах. Мне даже показалось, что это какая-то команда миллионеров едет играть в гольф. Но похожи они были не лицами, а ухоженностью. Я привык к другим пенсионерам – злым и обиженным маленькой пенсией. Но на этих лицах читалось только спокойствие.

Я смотрел на них взглядом сирийского беженца. Их вид и поведение оскорбляли меня, мне захотелось уйти.

– Я не доел борщ, – холодно сказал я Алику. – Я хочу его доесть.

– Борщ остыл, но Саша тебе сейчас все согреет, – заверил меня Алик и потащил обратно в «Одессу-маму».

Уже стемнело, мы сидели за столом, обложенные новой порцией вкусностей. Одну «нашу» компанию сменила другая, а немцы все также молча пили пиво. Алик подливал водки, мы пили за Наташу и Сашу. Потом нарезали паску и запивали ее клюквенным морсом. Из динамика негромко звучала Ротару, потом кто-то неизвестный запел ресторанный вариант утесовского «У Черного моря». Наш мучитель в клетчатой рубашке навалил себе полную тарелку мяса.

– Знаешь, Алик, я когда-то спросил себя, как почувствовать незнакомый город? – Я поднял рюмку. – И понял, что через знакомых и друзей. И я всегда ищу людей, которые мне откроют город. Вернее, покажут себя в этом городе. Я не понимаю и не пойму, как живут немцы в Берлине, но понимаю, как живешь ты. Вот это и есть Берлин.

– Давайте я соберу вам еду с собой, ведь мы ничего на утро не оставляем? – предложила подошедшая Наташа.

Нас нагрузили пакетами и пластиковыми банками, еды было на неделю. Алик вез нас в гостиницу, а я сжимал в руках огромную бадью с борщом, предполагая, как прекрасна будет жизнь в предстоящие три дня – в номере гостиницы была микроволновка. Как странно, думал я. Почему самый вкусный украинский борщ я ем в Берлине?

Может, и вправду там хорошо, где нас нет.

Матвей Ганапольский , политический публицист, журналист "Эха Москвы"

Взгляды, изложенные в рубрике "Мнение", передают точку зрения самих авторов и не обязательно отражают позицию редакции