Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Когда в ссср появились первые танки . Когда в ссср появились первые танки  Силовая установка и трансмиссия

Когда в ссср появились первые танки . Когда в ссср появились первые танки  Силовая установка и трансмиссия

320 Запас хода по пересечённой местности, км 250 Удельная мощность, л. с./т 14,6 Тип подвески торсионная индивидуальная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,84 Преодолеваемый подъём, град. 34 Преодолеваемая стенка, м 0,7 Преодолеваемый ров, м 1,7 Преодолеваемый брод , м 1,0 Медиафайлы на Викискладе Это статья про лёгкий танк периода Второй мировой войны. О советском основном танке см. статью Т-80

Основной танк Т-80 , Кубинка.

Первым из них была недостаточная мощность спаренной двигательной установки ГАЗ-203. Её планировалось увеличить путём форсирования до 170 л. с. в сумме за счёт увеличения коэффициента наполнения цилиндров и повышения степени сжатия . Второе препятствие возникло из требований обеспечить больши́е углы возвышения орудия для поражения целей на верхних этажах зданий в городских боях. Также это могло позволить увеличить возможности огневого противодействия авиации противника. В частности, на этом настаивал командующий Калининским фронтом генерал-лейтенант И. С. Конев . Уже разработанная двухместная башня для Т-70 этому требованию не удовлетворяла и была переконструирована для возможности стрельбы из орудия под большим углом возвышения. Второй прототип с новой башней получил заводское обозначение 080 или 0-80. Для более удобного размещения орудия с возможностью зенитной стрельбы и двух членов экипажа пришлось уширить диаметр погона и сделать под наклонными гранями башни броневое кольцо-барбет толщиной 40-45 мм. Из-за более широкого погона башни стал невозможным демонтаж двигателя без предварительного съёма башни - броневое кольцо стало заходить на съёмную надмоторную броневую плиту .

Производство

Несмотря на то, что производство Т-80 на ГАЗ им. Молотова не планировалось, на практике уже в январе 1943 года по инициативе руководства завода и Народного комиссариата среднего машиностроения (НКСМ) вовсю шли работы по подготовке его выпуска. Уже в начале марта был построен первый эталонный экземпляр Т-80. В ходе испытаний первого серийного Т-80 обнаружились проблемы. После 11-го выстрела разорвало кронштейн реактивной тяги подъёмного механизма. Начались работы по устранению проблемы. Тем временем к 11 марта было готово ещё 2 танка, ещё 6 находились в сборке. До конца месяца было готово 8 Т-80, правда, из них полностью укомплектованными всеми агрегатами было 7 машин. Ещё 9 танков было заложено и ожидало сборку. Причина, по которой эти танки не появились в сводках по выпуску ГАЗ им. Молотова, заключается в том, что они официально не были приняты. В ежемесячном отчёте старший военпред Окунев писал, что в виду проблем при стрельбе на максимальных углах возвышения танки приняли только условно. Стоящие на заводском дворе танки с дефектными орудийными установками продолжали ждать своего часа. Поскольку их так и не приняли, завод не мог их отправить даже в учебную часть. Решением проблемы стало ограничение угла возвышения до 25 градусов. ГБТУ КА такое предложение одобрило с резолюцией, что подобные Т-80 можно использовать только в учебных частях. Правда, передать туда успели всего 2 танка. Они оказались в 1-й учебной танковой бригаде. Случилось это в июне 1943 года, когда ГАЗ им. Молотова подвергся бомбардировке. Вполне возможно, что оставшиеся машины в её ходе были уничтожены. По крайней мере, тогда становится понятным, откуда в отчёте ГАЗ появляются 4 танка - 2 учебных плюс 2 опытных образца.

Серийный выпуск Т-80 был начат в Мытищах на заводе № 40 в апреле 1943 года . Несмотря на все трудности, уже в апреле 1943 года в Мытищах запустили сборку первых Т-80. Хотя сборка танков велась в очень напряжённой обстановке, к 1 мая удалось сдать 5 танков, из них 2 радийных. К 1 июня удалось сдать ещё 7 танков, при этом все ранее выпущенные машины оснастили радиостанциями. Далее производство Т-80 на месяц полностью остановилось. В июне заводчане собрали 8 танков, но военные их не приняли. Начало июля завод встретил, имея задел из 22 танков. Фактически за июль собрали всего 3 новых танка, остальные доводились. В задел попало и 11 танков апреля-мая 1943 года, которые подверглись серьёзной доработке. Этот факт привёл к ошибке в оценке числа выпущенных заводом №40 Т-80. В июле произошли и первые отправки: 6 Т-80 ушло в Горьковское танковое училище, ещё 5 машин - в Сызранское танковое училище. Отправлять в боевые части самые первые Т-80 руководство РККА не решилось. Массовое производство началось только в августе, когда было сдано 40 танков. Но уже после Курской битвы руководство ГАБТУ КА пришло к выводу, что далее производить Т-70 и Т-80 нет смысла. Согласно постановлению ГКО №3964сс от 21 августа 1943 года, с 1 сентября производство Т-80 на заводе №40 прекратилось. По документам Главного бронетанкового управления РККА, всего было построено 70 «восьмидесяток» . Однако отчёты народного комиссариата танковой промышленности содержат несколько иные цифры. По данным этого ведомства, за 1943 год был выпущен 81 танк Т-80, а за всю войну - 85 . Однако в это число могут быть включены прототипы, опытные и предсерийные машины. Также некоторые авторы включают построенные ГАЗом опытные машины в общее число выпущенных Т-80 . По данным завода № 40 в 1943 году было изготовлено всего 66 танков, причём 11 из них сдавали дважды. Отсюда и неразбериха. В общей сумме, вместе с четырьмя образцами завода ГАЗ, было построено 70 машин, не считая нескольких танков, уничтоженных при бомбежке Горького. В то же время завод № 176 успел изготовить 334 комплекта корпусов и башен; все неиспользованные пошли в переплавку.

Прекращение выпуска Т-80 было обусловлено несколькими причинами: в меньшей степени - ненадёжной работой форсированной двигательной установки М-80 (в источниках её обозначения также разнятся - упоминаются индексы М-80 или ГАЗ-203Ф); в большей же степени причинами послужили недостаточная огневая мощь и бронезащита «восьмидесятки» на 1943 год (см. раздел « ») и крайняя потребность РККА в самоходно-артиллерийских установках СУ-76М. К концу 1943 - началу 1944 года форсированную двигательную установку довели до приемлемого уровня надёжности, но о возобновлении выпуска Т-80 вопрос вообще не стоял.

Из-за ненадёжной работы двигательной установки, слабого на 1943 год вооружения и большой надобности РККА в самоходных установках СУ-76М Т-80 был снят с производства. На базе Т-80 в начале 1943 года построен опытный танк с 45-мм танковой пушкой ВТ-43 большой мощности, но и он не был принят на вооружение РККА.

Но, по другим данным, сворачивание производства этих танков вызвано уничтожением производственных мощностей Горьковского автозавода в результате серии бомбардировок силами Люфтваффе в 1943 году .

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных гетерогенных (применялась поверхностная закалка) броневых плит толщиной 10, 15, 25, 35 и 45 мм. Броневая защита дифференцированная , противопульная. Лобовые и кормовые бронеплиты имели рациональные углы наклона, борта вертикальные. Борт Т-80 изготавливался из двух бронеплит, соединяемых сваркой . Для усиления сварного шва внутри корпуса устанавливалась вертикальная балка жёсткости, приклёпывавшаяся к передней и задней бортовым частям. Ряд бронеплит корпуса (надмоторный и надрадиаторный листы) выполнялся съёмным для удобства обслуживания и замены различных узлов и агрегатов танка. Рабочее место механика-водителя находилось в передней части бронекорпуса танка с некоторым смещением влево от центральной продольной плоскости машины. Люк для посадки-высадки механика-водителя располагался на лобовой бронеплите и был снабжён уравновешивающим механизмом для облегчения открывания. Наличие люка механика-водителя ослабляло стойкость верхней лобовой детали к снарядным попаданиям. Днище Т-80 сваривалось из трёх броневых плит толщины 10 мм, и для обеспечения жёсткости к нему приваривались поперечные коробчатые балки, в которых располагались торсионы узлов подвески. В передней части днища под сиденьем механика-водителя был сделан аварийный люк-лаз. Корпус также имел ряд воздухопритоков, люков, лючков и технологических отверстий для вентиляции обитаемых помещений танка, слива топлива и масла , доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины. Ряд этих отверстий защищался броневыми крышками, заслонками и кожухами.

Башня лёгкого танка Т-80. Вид слева

Вооружение

Башня лёгкого танка Т-80 с 45-мм пушкой 20-К. Вид справа

Основным вооружением Т-80 являлась нарезная полуавтоматическая 45-мм танковая пушка обр. 1938 г. (20-Км или 20Км) Орудие монтировалось на цапфах в плоскости продольной симметрии башни . Пушка 20-К имела ствол длиной 46 калибров , высота линии огня составляла 1630 мм, дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,6 км, максимально возможная - 6 км. С орудием был спарен 7,62-мм пулемёт ДТ , который мог легко сниматься со спаренной установки и использоваться вне танка. Спаренная установка имела диапазон углов возвышения от −8° до +65° и круговой обстрел по горизонтали. Поворотный механизм башни зубчатого типа, с ручным приводом, располагался слева от командира танка, а подъёмный механизм пушки (винтового типа, также с ручным приводом) - справа. Спуск пулемёта - механический, пушка оснащалась электроспуском.

Двигатель

Т-80 оснащался силовым агрегатом ГАЗ-203Ф (более позднее обозначение М-80) из спаренных четырёхтактных рядных шестицилиндровых карбюраторных двигателей жидкостного охлаждения ГАЗ-80. В итоге максимальная суммарная мощность агрегата ГАЗ-203Ф достигала 170 л. с. (125 кВт) при 3400 оборотах в минуту. На оба двигателя ставились карбюраторы типа К-43. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Во избежание продольных колебаний всего агрегата картер маховика переднего ГАЗ-80 соединялся тягой с правым бортом танка. Системы зажигания, смазки и подачи топлива были свои у каждой «половинки» ГАЗ-203Ф. В системе охлаждения силового агрегата водяной насос был общим, но водомасляный радиатор был двухсекционным, каждая секция отвечала за обслуживание своего ГАЗ-80. Установка ГАЗ-203Ф снабжалась воздухоочистителем масляно-инерционного типа.

Как и его предшественник Т-70, Т-80 оснащался предпусковым подогревателем двигателя для его эксплуатации в зимних условиях. Между бортом танка и двигателем устанавливался цилиндрический котёл , в котором за счёт термосифонной циркуляции антифриза осуществлялся подогрев. Котёл разогревался наружной бензиновой паяльной лампой . Котёл подогревателя и водомасляный радиатор являлись составной частью системы охлаждения всего силового агрегата танка.

Пуск двигателя осуществлялся двумя параллельно соединёнными стартерами СТ-06 (мощность 2 л. с. или 1,5 кВт). Также танк можно было завести ручной рукояткой или буксировкой другим танком.

Трансмиссия

Танк Т-80 оснащался механической трансмиссией , в состав которой входили:

  • двухдисковый полуцентробежный главный фрикцион сухого трения «стали по феродо »;
  • четырёхступенчатая коробка передач (4 передачи вперёд и 1 назад), использованы детали от грузовика ЗИС-5 ;
  • карданный вал;
  • коническая главная передача;
  • два многодисковых бортовых фрикциона с сухим трением «сталь по стали» и ленточными тормозами с накладками из феродо;
  • два простых однорядных бортовых редуктора .

Все приводы управления трансмиссией - механические, механик-водитель управлял поворотом и торможением танка двумя рычагами по обе стороны своего рабочего места.

Ходовая часть

Ходовая часть лёгкого танка Т-80

Ходовая часть танка Т-80 практически полностью была унаследована от его предшественника Т-70М. Подвеска машины - индивидуальная торсионная без амортизаторов для каждого из 5 односкатных сплошных штампованных опорных катков малого диаметра (550 мм) с резиновыми бандажами по каждому борту. Напротив ближних к корме узлов подвески к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески с резиновыми буферами для смягчения ударов, для первого и третьего от лба машины узлов подвески роль ограничителей играли поддерживающие катки. Ведущие колёса цевочного зацепления со съёмными зубчатыми венцами располагались спереди, а унифицированные с опорными катками ленивцы с механизмом натяжения гусеницы - сзади. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми поддерживающими катками по каждому борту. К корпусу танка приклёпывались отбойники для предотвращения заклинивания гусеницы при движении танка со значительным креном на один из бортов. Гусеница мелкозвенчатая из 80 траков, ширина двухгребневого трака составляет 300 мм .

Электрооборудование

Электропроводка в танке Т-80 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 12 В) были генератор ГТ-500С с реле-регулятором РРК-ГТ-500С мощностью 500 Вт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 3-СТЭ-112 общей ёмкостью 112 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

Прицелы и приборы наблюдения

Спаренная установка пушки 20-К и пулемёта ДТ оснащалась прицелом ТМФ-1 для стрельбы по наземным целям и коллиматорным К-8Т для стрельбы по воздушным целям и верхним этажам зданий. Рабочие места водителя, наводчика и командира Т-80 также имели по одному перископическому смотровому прибору для наблюдения за окружающей обстановкой вне танка. Однако для машины с командирской башенкой обзорность могла бы быть ещё лучшей - по-прежнему сказывался недостаток смотровых приборов.

Средства связи

На танках Т-80 в башне устанавливались радиостанция 12РТ и внутреннее переговорное устройство ТПУ на 3 абонента .

Радиостанция 12РТ представляла собой комплект из передатчика , приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 12 В. С технической точки зрения она являлась дуплексной ламповой коротковолновой радиостанцией с выходной мощностью передатчика 20 Вт, работающей на передачу в диапазоне частот от 4 до 5,625 МГц (соответственно длины волн от 53,3 до 75 м), а на приём - от 3,75 до 6 МГц (длины волн от 50 до 80 м). Разный диапазон передатчика и приёмника объяснялся тем обстоятельством, что для двусторонней связи «танк-танк» предназначался диапазон 4-5,625 МГц, а расширенный диапазон приёмника использовался для односторонней связи «штаб-танк». На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом, амплитудная модуляция несущей) режиме при отсутствии помех достигала 15-25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования.

Танковое переговорное устройство ТПУ позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумлённой обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

Модификации

Серийные

Лёгкий танк Т-80 официально выпускался в единственной серийной модификации без каких-либо значительных изменений конструкции по ходу производства. Серийных боевых и специальных машин (самоходная артиллерийская установка , ЗСУ , БТР , БРЭМ , тягачей и др.) на базе лёгкого танка Т-80 также не выпускалось.

Опытные

Недостаточность вооружения (в первую очередь невысокая по меркам конца 1942 года бронепробиваемость пушки 20-К) танка Т-80 активно стимулировала работы по его перевооружению на более мощную артсистему. В качестве решения проблемы было предложено использовать 45-мм длинноствольную пушку ВТ-42 совместной разработки завода № 40 и ОКБ № 172 с баллистикой 45-мм противотанковой пушки обр. 1942 года (М-42) . Это орудие уже успешно прошло испытания в танке Т-70, однако в связи с планировавшимся переходом на производство Т-80 его не стали устанавливать в серийные «семидесятки». Однако ВТ-42 не обладала возможностью огня под большими углами возвышения, обязательными для Т-80, поэтому её конструкцию пришлось значительно переработать. В начале 1943 года эти работы были завершены, и вариант 45-мм длинноствольной пушки ВТ-43 успешно был испытан в танке Т-80. За исключением более высокой начальной скорости снаряда (950 м/с) и большего максимального угла возвышения (+78°), все прочие характеристики танка остались без изменений. Пушка была принята для вооружения танков Т-80, но в связи с прекращением их производства все работы по ней были окончены .

Организационно-штатная структура

Лёгкий танк Т-80 предназначался для замены в войсках лёгкого танка Т-70 и должен был применяться в составе отдельных танковых бригад , танковых полков и бронебатальонов . Однако ввиду объективной слабости Т-70, с ноября 1943 года организационно-штатная структура была пересмотрена в сторону их исключения из состава танковых бригад (единые штаты № 010/500 - 010/506), а с 4 марта 1944 года Генеральным штабом РККА была выпущена директива № Орг/3/2305 об исключении Т-70 из состава танковых полков. Т-80 начали поступать на фронт уже по ходу этой реорганизации, поэтому установить точно их место и количество в организационно-штатной структуре пока не представляется возможным. Уцелевшие Т-70 и новые Т-80 передавались в разведывательные бронебатальоны (в их составе была рота лёгких танков численностью 7 машин, остальные - бронеавтомобили БА-64) и, для использования в качестве командирских машин, в части самоходной артиллерии, вооружённые САУ СУ-76 , которые имели однотипные с Т-70М и Т-80 узлы и агрегаты ходовой части.

Боевое применение

В мае 1943 года один из первых выпущенных танков поступил на НИАБТ Полигон. В июле произошли первые отправки в учебные заведения: 6 Т-80 ушло в Горьковское танковое училище, ещё 5 машин - в Сызранское танковое училище. 7 сентября 1943 года в Тулу в 230-й танковый полк было отгружено 27 Т-80 (из них 20 радиофицированных). Ещё 27 машин туда же отгрузили для 54-го танкового полка 12-й гв. кд .

Ремонтом Т-80 занимался ремонтный завод №8, который весной 1944 года оказался в Киеве. За июль 1944 года завод отремонтировал и сдал 4 танка, а за август - 12. Летом 1944 года состоялось последнее боевое применение этих машин, снова они воевали в составе танковых полков кавалерийских дивизий. Например, в 61-м танковом полку 1-й гв. кд было 4 Т-80, а в 58-м танковом полку 2-й гв. кд - 2. Из фронтовых рапортов известно о применении в 1944 году нескольких Т-80 в самоходно-артиллерийских полках. Также имеется информация о получении в пополнении 5-й гвардейской танковой бригадой 15 февраля 1945 года двух танков Т-80, прибывших из ремонта . После Львовско-Сандомирской операции эти танки использовались как учебные. По состоянию на 1946 год сохранилось около двух десятков этих машин, которые находились в Харьковском танковом училище .

Ничего не известно о применении Т-80 в армиях других государств, помимо СССР.

Оценка проекта

Лёгкий танк Т-80 в Бронетанковом музее в Кубинке, вид спереди справа

«Восьмидесятка», создававшаяся в экстремальных условиях военного времени, была последней в ряду советских серийных лёгких танков Великой Отечественной войны. По довоенным взглядам советского руководства, лёгкие танки должны были составлять значительную долю материальной части танковых сил РККА, иметь низкую стоимость производства по сравнению со средними и тяжёлыми машинами, а также в случае крупномасштабной войны производиться в больших количествах на неспециализированных предприятиях. В качестве такого лёгкого танка предполагалась предвоенная машина Т-50 . Однако по ряду причин (эвакуация завода-изготовителя, нехватка дизельных двигателей и др.) выпуск Т-50 составил около 70 танков. Кроме того, для завода № 37, чьим мобилизационным заданием было освоение выпуска Т-50, поставленная задача оказалась невыполнимой. Тем не менее, танк с характеристиками, близкими к Т-50, был объективно нужен Красной армии. Конструкторское бюро завода № 37 (позже ГАЗ) во главе с Н. А. Астровым, оттолкнувшись от неплохо отлаженного в производстве малого плавающего танка Т-40 и последовательно совершенствуя идею лёгкого танка с широким использованием дешёвых автомобильных агрегатов, сумело к концу 1942 года создать такую машину, которой и был Т-80. Предыдущими этапами в этой напряжённой работе были лёгкие танки Т-60 и Т-70 . Тем не менее, более лёгкая по массе «восьмидесятка» не была полноценным заменителем Т-50, уступая последнему по целому ряду показателей: удельной мощности, обзорности, броневой защите (особенно бортовой), запасу хода. С другой стороны, технологичность и дешевизна «восьмидесятки» по сравнению с другими советскими танками (наследие предшественника Т-70) вполне позволяли выполнить пожелание высшего руководства о потенциальной возможности массового выпуска таких танков на неспециализированных предприятиях, эргономику машины (значительная слабость «семидесятки») уже можно было считать приемлемой. Однако по не имеющим прямого отношения к конструкции танка причинам эта потенциальная возможность не была реализована на практике.

Важным обстоятельством, повлиявшим на судьбу как Т-80, так и вообще отечественных лёгких танков, стала изменившаяся обстановка на фронте. Появление на поле боя в больших количествах Т-34 потребовало от немцев качественного усиления своей противотанковой артиллерии . В течение 1942 года вермахт получил большое количество 50-мм и 75-мм противотанковых орудий, танков и САУ , вооружённых длинноствольными 75-мм пушками. Если против 50-мм снарядов лобовое бронирование Т-80 в ряде случаев ещё могло хоть как-то помочь, то 75-мм длинноствольные орудия не имели проблем в поражении Т-80 на любых дистанциях и ракурсах боя (приведённые толщины гомогенных листов корпуса для 50-мм бронебойного снаряда: нижний лист - 60 мм, таранный лист - 52 мм, верхний лист - 67 мм). Бортовая броня последнего не спасала от огня по нормали даже устаревшей 37-мм пушки Pak 35/36 , хотя, по сравнению с Т-70М, утолщение бортовой брони до 25 мм и улучшило её снарядостойкость на облических углах обстрела. Как результат, при прорыве обороны, подготовленной в противотанковом отношении, подразделения Т-80 были обречены на высокие потери. Мощь 45-мм снарядов была явно недостаточной как для борьбы с вражескими противотанковыми орудиями, так и с немецкой бронетехникой (лобовая броня даже средних модернизированных PzKpfw III и PzKpfw IV могла быть пробита только подкалиберным снарядом с предельно малых дистанций). Поэтому атака бронетанковых сил врага подразделениями Т-80 должна была вестись преимущественно из засад, огнём с малых дистанций в борт и корму. Это требовало высокого мастерства и умения от советских танкистов. Курская битва наглядно показала справедливость этих тезисов по отношению к Т-70; Т-80 в этом плане был практически эквивалентен «семидесятке», что стало одной из причин прекращения выпуска в СССР лёгких танков.

Упоминавшиеся выше проблемы с надёжностью двигательной установки ГАЗ-203Ф пытались решить путём перевода отечественных лёгких танков на лицензионный дизельный двигатель фирмы «Дженерал моторс ». Однако его освоение и производство были сорваны немецкими бомбардировками Ярославля и Горького . К концу 1943 года «спарку» довели до приемлемого уровня надёжности, но к тому моменту отечественная линейка лёгких танков в производстве была уже окончена на Т-80. Однако идея не умерла: существовал проект лёгкого танка, близкий по компоновочной схеме к Т-80, с дизельным двигателем и вооружением в виде

Т-80 является советским лёгким танком времен Второй мировой войны. Он был разработан летом-осенью 42-го года в танковом КБ ГАЗ (Горьковский автомобильный завод). Руководителем работ являлся Николай Александрович Астров, ведущий разработчик всей отечественной линейки лёгких танков тех времен. В декабре 42-го года танк Т-80 был принят на вооружение РККА и серийно выпускался на заводе № 40 (Мытищи). Производство танка Т-80 продолжалось вплоть до сентября 43-го года, когда его на производственных линиях завода №40 не заменила самоходно-артиллерийская установка СУ-76М. Всего было выпущено 75-85 танков Т-80, которые участвовали в боях ВОВ в 1943 году. Поскольку установка имела ненадёжный двигатель, слабое для 1943 года вооружение, а также большой надобности Красной армии в СУ-76М танк Т-80 сняли с производства. В начале 1943 г. на базе танка Т-80 построили опытный танк, оснащенный 45-миллиметровой танковой пушкой ВТ-43 имеющей большую мощность, однако и его не приняли на вооружение. Таким образом, танк Т-80 стал последним лёгким танком советской разработки военных времен.

создания

Со времени принятия на вооружение РККА лёгкого танка Т-70 советскими военными специалистами указывалось на главную слабость танка - одноместная башня. Однако конструкция танка имела резервы, которые могли быть задействованы для устранения данного недостатка. Танковое КБ ГАЗ во главе с Астровым обещало военным это ещё во время показа прототипа ГАЗ-70 и приступило к работе практически сразу после того как было налажено серийное производство Т-70. В период с весны по осень 1942 года выяснилось, что монтаж двухместной башни увеличит нагрузку на ходовую часть, трансмиссию и двигатель танка. Испытания танка Т-70 догруженного до 11 т. полностью подтвердили данные опасения - во время тестов лопались торсионы подвески, выходили из строя агрегаты и узлы трансмиссии, ломались траки. В связи с этим основным направлением работ было усиление этих элементов конструкции, которые успешно завершились принятием модификации Т-70М на вооружение РККА. Также к осени изготовили и успешно испытали двухместную башню для Т-70, однако на пути серийного производства встало два препятствия.

Первым препятствием являлась недостаточная мощность спаренной двигательной установки ГАЗ-203. Планировалось увеличить до 170 л.с. мощность установки. Это хотели осуществить за счёт повышения степени сжатия и увеличения коэффициента наполнения цилиндров. Второе препятствие появилось из требований обеспечить большие углы возвышения орудия, чтобы поражать в городских боях цели на верхних этажах сооружений. Кроме того это могло увеличить возможности танка огневого противодействия авиации. В частности, генерал-лейтенант Конев, командующий Калининским фронтом, настаивал на этом. Разработанная двухместная башня танка Т-70 данным требованиям не удовлетворяла, поэтому ее переконструировали для возможности ведения огня из орудия при больших углах возвышения. Второй прототип, имеющий новую башню, получил заводское обозначение 0-80 или 080. Для более удобной установки орудия с возможностью ведения зенитного огня и размещения двух членов экипажа пришлось увеличить диаметр погона, а также сделать броневое кольцо-барбет (толщина 40-45 мм) под наклонными гранями башни. Поскольку башня имела более широкий погон, демонтаж двигателя без предварительного демонтажа башни становился невозможным - броневое кольцо заходило на съёмную броневую надмоторную плиту.

Прототип 080 в декабре 1942 г. успешно прошёл полигонные испытания. На вооружение РККА танк приняли под обозначением Т-80. Однако его выпуск должен был начаться не на производственных мощностях ГАЗа, так как переход горьковского завода на производство «восьмидесятки» мог стать причиной снижения объёмов выпуска танков и СУ-76, которое в условиях военного времени нельзя было допускать. В связи с этим задачу освоения выпуска танков Т-80 поручили мытищинскому заводу № 40.

Описание конструкции

Танк Т-80 имел типичную компоновку для лёгких танков советского производства тех лет. В машине имелось пять отделений, которые перечислены в порядке от лобовой к кормовой части танка:
- трансмиссионное отделение;
- отделение управления;
- по правому борту середины корпуса – моторное отделение;
- в башне и по левому борту корпуса – боевое отделение;
- в кормовом отделении, размещались радиатор двигателя и топливные баки.

Данная компоновочная схема в целом определяла набор недостатков и преимуществ машин в рамках танков своего класса. В частности, переднее размещение трансмиссионного отделения (ведущих колёс) становилось причиной их повышенной уязвимости, поскольку именно передняя оконечность машины в наибольшей степени была подвержена обстрелу со стороны врагов. С другой стороны, в отличие от тяжёлых и средних танков советского производства, топливные баки танка Т-80 размещались вне боевого отделения в отсеке изолированном броневой переборкой, это снижало риск возникновения возгорания в случае поражения танка (которое было особенно высоким для машины оснащенных бензиновым двигателем). Данная компоновка повышало выживаемость экипажа танка. К другим преимуществам компоновки выбранной для танка можно отнести небольшую общую массу и высоту танка (по сравнению с другими танками, в которых использованы иные компоновочные схемы), которые были достигнуты вопреки вынужденному использованию силового агрегата ГАЗ-203Ф. Вследствие этого, увеличивались динамические характеристики машины, и для танка требовался мощный спец. двигатель. Экипаж машины состоял из трёх человек - командира машины, выполняющего функции заряжающего, наводчика и механика-водителя.

Электрооборудование

В Т-80 была реализована однопроводная электропроводка, вторым проводом являлся бронекорпус машины. 12 В источником электроэнергии служил генератор ГТ-500С оснащенный реле-регулятором РРК-ГТ-500С мощность которого составляла 500 Вт и пары последовательно соединённых аккумуляторных батарей марки 3-СТЭ-112 (общая ёмкость 112 А.ч. Среди потребителей электроэнергии:
внутреннее и наружное освещение танка, приборы подсветки прицельных шкал;
звуковой сигнал;
танковое переговорное устройство и радиостанция;
стартеры СТ-06, распределитель, катушка зажигания, свечи и так далее.

Приборы наблюдения и прицелы

Пушка 20-К и спаренный с ней пулемёт ДТ оснащались прицелом ТМФ-1 для уничтожения наземных целей и коллиматорным прицелом К-8Т для ведения огня по верхним этажам зданий и воздушным целям. Рабочие места командира, наводчика и водителя танка Т-80 также оснащались перископическими смотровыми приборами для изучения окружающей обстановки вне танка. Но для машины имеющей командирскую башенку обзорность могла быть более лучшей - однако по прежнему сказывался недостаток приборов наблюдения.

Средства связи

В башне танка Т-80 устанавливались радиостанция 12РТ, а также внутреннее переговорное устройство ТПУ рассчитанное на 3 абонента.

Радиостанция 12РТ являлась комплектом, состоящим из передатчика, приёмника и умформеров для их питания (одноякорных мотор-генераторов), подсоединяемых к бортовой 12 вольтовой электросети. С технической точки зрения радиостанция была дуплексной ламповой коротковолновой гетеродинной. Выходная мощность равнялась 20 Вт. Диапазон частот передачи 4 – 5,625 МГц (длина волн 53,3 – 75 метров), приёма -3,75 – 6 МГц (50 – 80 метров). Разный диапазон приёмника и передатчика объяснялся тем, что для связи «танк-танк» использовался диапазон от 4 до 5,625 МГц, при этом расширенный диапазон приёмника использовали при односторонней связи «штаб-танк». Дальность связи в телефонном режиме на стоянке при отсутствии помех могла достигать 15-25 километров, во время движения она несколько уменьшалась. Большую дальность связи получали в телеграфном режиме, когда информацию передавали азбукой Морзе или другой дискретной системой кодирования.

ТПУ (танковое переговорное устройство) позволяло осуществлять переговоры между членами экипажа даже при сильном шуме, а также подключать шлемофонную гарнитуру (ларингофоны и головные телефоны) к радиостанции для осуществления внешней связи.

Двигатель

Танк Т-80 был оснащен силовым агрегатом ГАЗ-203Ф (позднее обозначался как М-80) из четырёхтактных спаренных рядных карбюраторных шестицилиндровых двигателей ГАЗ-80 имеющих жидкостное охлаждение. В итоге суммарная максимальная мощность ГАЗ-203Ф равнялась 125 кВт (170 л. с.) при 3,4 тыс. оборотах в минуту. На обоих двигателях устанавливались карбюраторы К-43. Для соединения коленчатых валов двигателей служила муфта с упругими втулками. Чтобы исключить продольные колебания агрегата картер маховика переднего двигателя ГАЗ-80 соединялся с правым бортом машины тягой. Каждая «половинка» ГАЗ-203Ф имела свои системы зажигания, подачи топлива и смазки. В системе охлаждения имелся общий для всего агрегата водяной насос, однако водомасляный радиатор выполнялся двухсекционным, каждая секция которого отвечала за обслуживание отдельного ГАЗ-80. ГАЗ-203Ф оснащался масляно-инерционным воздухоочистителем.

Танк Т-80 как и Т-70 являющийся его предшественником, имел предпусковой подогреватель двигателя для его использования зимой. Между двигателем и бортом танка устанавливался цилиндрический котёл, благодаря термосифонной циркуляции антифриза в котором происходил подогрев. Котёл разогревался при помощи наружной бензиновой паяльной лампы. Водомасляный радиатор и котёл подогревателя являлись частью системы охлаждения силового агрегата.

Пуск двигателя осуществлялся при помощи двух параллельно соединённых стартеровСТ-06 (мощность 1,5 кВт или 2 л.с.). Также танк заводился буксировкой другим танком или ручной рукояткой.

В кормовом отделении располагались два топливных бака, общий объём которых составлял 440 литров. Топлива хватало, чтобы преодолеть 320 километров по шоссе. Для Т-80 топливом служил авиабензин марок Б-70 или КБ-70.

Трансмиссия

Танк Т-80 имел механическую трансмиссию, в составе которой имелись:
-полуцентробежный двухдисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по феродо);
-карданный вал;
-четырёхступенчатая коробка передач (4 передних и 1 задняя), использовались детали грузовика ЗиС-5;
-коническая главная передача;
-пара многодисковых бортовых фрикционов сухого трения (сталь по стали) с ленточными тормозами, имеющими накладки из феродо;
-пара однорядных простых бортовых редуктора.

Танк имел механические приводы управления трансмиссией. Механик-водитель управлял торможением и поворотом танка при помощи двух рычагов размещенных по обе стороны его рабочего места.

Ходовая часть

Танк Т-80 имел ходовую часть, практически полностью повторяющую ходовую часть Т-70М. Подвеска машины - торсионная индивидуальная без амортизаторов для каждого из пяти односкатных сплошных опорных штампованных катков (диаметр 550 миллиметров) с резиновыми бандажами на каждом борту. Напротив узлов подвески ближних к корме к бронекорпусу были приварены ограничители хода балансиров подвески оснащенные резиновыми буферами смягчающими удар. Для третьего и первого узлов подвески поддерживающие катки играли роль ограничителей. Ведущие колёса цевочного зацепления, имеющие съёмные зубчатые венцы, располагались спереди, а сзади – унифицированные с опорными катками ленивцы оснащенные механизмом натяжения гусеницы. Для поддержки верхней ветви гусеницы по каждому борту служили три малых поддерживающих катка. К корпусу танка при помощи клёпки крепились отбойники, предотвращающие заклинивания гусеницы во время движения танка со значительным креном. Мелкозвенчатая гусеница состояла из 80 траков. Двухгребневой трак равнялся 300 миллиметрам.

Вооружение

Основное вооружение Т-80 – полуавтоматическая нарезная 45-миллиметровая танковая пушка образца 1938 года (обозначение 20Км или 20-Км). Орудие устанавливалось на цапфах в продольной плоскости симметрии башни. Длина пушки 20-К – 46 калибров, высота линии огня – 1630 миллиметров, дальность стрельбы прямой наводкой - 3600 метров, максимально возможная - 6000 метров. 7,62- миллиметровый пулемёт ДТ был спарен с орудием. Пулемет легко снимался со спаренной установки для использования вне танка. Диапазон углов возвышения спаренной установки −8° +65°, по горизонтали – 360°. Зубчатый поворотный механизм башни имел ручной привод, который размещался слева от командира. Подъёмный механизм пушки (с ручным приводом, винтового типа) располагался справа. Спуск пушки – электрический, пулемёта - механический.
Бронекорпус и башня

Бронекорпус танка был сварен из катаных гетерогенных (использовалась поверхностная закалка) бронеплит толщиной 10, 15, 25, 35 и 45 миллиметров. Броневая защита – противопульная дифференцированная. Кормовые и лобовые броневые плиты устанавливались под рациональными углами наклона, борта вертикальные. Борта Т-80 изготавливались из двух бронеплит, которые соединялись при помощи сварки. Чтобы усилить сварной шов внутри корпуса устанавливали вертикальную балку жёсткости, которая присоединилась к задней и передней бортовым частям при помощи клёпки. Некоторые бронеплиты корпуса (надрадиаторный и надмоторный листы) выполнялся съёмным для более удобной замены и обслуживания различных агрегатов и узлов танка. Место механика-водителя размещалось в передней части корпуса с небольшим смещением влево от центральной продольной плоскости танка. Люк для его посадки-высадки размещался на лобовой бронеплите и снабжался уравновешивающим механизмом облегчающим открывание. Наличие данного люка ослабляло стойкость к снарядным попаданиям верхней лобовой детали. Днище танка Т-80 сваривалось из трёх 10-миллиметровых бронеплит. Для обеспечения жёсткости днища к нему приваривали поперечные коробчатые балки. В балках размещались торсионы узлов подвески. Под местом механика водителя в передней части днища был выполнен аварийный люк-лаз. Корпус также имел несколько люков, лючков, воздухопритоков и технологических отверстий предназначенных для вентиляции обитаемой части танка, слива масла и топлива, доступа к горловинам баков, другим агрегатам и узлам машины. Некоторые из этих отверстий защищались броневыми крышками, кожухами и заслонками.

Борта шестигранной сварной башни имеющей форму усечённой пирамиды выполнялись из 35-миллиметровых броне листов. Борта не имели рационального угла наклона, что позволило увеличить внутреннее пространство для размещения двух членов экипажа. Сварные стыки граней усиливались броневыми угольниками. Лобовую часть башни защищала бронемаска толщиной 45 миллиметров, в которой были выполнены амбразуры для установки прицела, пулемёта и пушки. Ось вращения башни с плоскостью продольной симметрии танка не совпадала, так как двигатель устанавливался по правому борту машины. В крыше башни была установлена неподвижная командирская башенка, имеющая откидной люк для посадки-высадки командира танка. В данном люке был установлен полноповоротный перископический зеркальный смотровой прибор. Наводчик посадку-высадку осуществлял через свой откидной люк, размещенный слева от командирской башенки. Башню устанавливали на шариковой опоре. Для фиксации служили захваты исключающие сваливание при опрокидывании или сильном крене танка.

Технические характеристики лёгкого танка Т-80:
Боевая масса – 11,6 т;
Экипаж – 3 человека;
Длина корпуса – 4285 мм;
Ширина корпуса – 2420 мм;
Марка пушки – 20-К;
Калибр пушки – 45 мм;
Марка пулемета – ДТ;
Калибр пулемета – 7,62 мм;
Марка двигателя - ГАЗ-203Ф;
Мощность двигателя – 2 × 85 л. с.;
Скорость по шоссе – 42 км/ч;
Запас хода – 320 км (по шоссе);
Удельная мощность – 14,6 л. с./т;
Преодолеваемый подъём – 34 градуса;
Преодолеваемая стенка – 700 мм;
Преодолеваемый ров – 1700 мм;
Преодолеваемый брод – 1000 мм.

Т-80 (лёгкий танк)

Основные характеристики

Кратко

Подробно

2.3 / 2.3 / 2.0 БР

3 человек Экипаж

74 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

0 / 0 / 15 корпуса

35 / 35 / 0 башни

Подвижность

11,6 тонн Масса

324 л/с 170 л/с Мощность двигателя

28 л.с/т 15 л.с/т удельная

46 км/ч вперёд
6 км/ч назад 42 км/ч вперёд
5 км/ч назад
Скорость

Вооружение

94 снарядов боезапас

2,5 / 3,2 сек перезарядка

8° / 65° УВН

1 071 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

63 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Одноместная башня танка Т-70 чрезвычайно затрудняла управление и ведение огня (командир должен был выполнять свою работу, а также работу наводчика и заряжающего). Исходя из этого, на основе танка Т-70Б, в 1942 году конструкторским бюро завода ГАЗ был разработан легкий танк Т-80 с экипажем в 3 человека. Танк получил форсированный двигатель и новую двухместную башню. Особенностью Т-80 был большой угол возвышения 45-мм пушки (до 65 градусов), нужного при ведении боев в условиях города и для навесной гаубичной стрельбы. Т-80 был снабжен зенитным коллиматорным прицелом К-8Т, этот прицел давал возможность ведения огня по воздушным целям. Появился новый люк механика-водителя с более совершенным перископическим прибором, это заметно улучшило обзорность.

Танк Т-80 был поставлен в производство на заводе №40 в г. Мытищи Московской области в феврале 1943 года. Скоро их выпуск был прекращен из-за ненадёжной работы двигательной установки, слабого на 1943 год вооружения и большой надобности РККА в самоходных установках СУ-76М. Танк Т-80 был последним серийным образцом отечественных легких танков периода Великой Отечественной войны. Всего было построено 70-80 машин. Т-70 и Т-80 передавались в разведывательные батальоны (в их составе была рота лёгких танков численностью 7 машин, остальные - бронеавтомобили БА-64) и, для использования в качестве командирских машин, в части самоходной артиллерии, вооружённые САУ СУ-76.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Лобовая броня Т-80

Боковая броня Т-80

Кормовая броня Т-80

Внутренние модули Т-80

Т-80 обладает довольно серьёзной бронезащитой, но с крупными уязвимыми местами, которые могут пробить даже мелкокалиберные пушки (20-37-мм). К самым уязвимым местам лба относятся - люк водителя, подбашенный погон, места по бокам от пушки. Самые защищённые зоны танка - верхний лобовой и нижний лобовой листы, место под пушкой (перекрытое двумя листами брони), верхняя часть маски. Башня имеет зауженную форму со скосами, увеличивающими защиту башни при обстреле спереди.

Танк имеет трансмиссию спереди и двигатель сбоку - эти агрегаты дают дополнительную частичную защиту экипажа. Численность экипажа танка: 3 человека (2 в башне и 1 в корпусе). Выступающая защита радиатора двигателя имеет слабую защиту в 15 мм, доступна для поражения спереди и сбоку. Корма танка имеет неплохую защиту, которая может спасать даже от мелких пушек. Под бронёй кормы корпуса расположены большие бензобак и радиатор - которые могут задерживать снаряды, улучшая защиту экипажа.

Подвижность

Подвижность и маневренность у Т-80 хорошая. Максимальная скорость: 42 км/ч. Скорость заднего хода: 5,5 км/ч. Удельная мощность в реалистичных боях (РБ-СБ): 14,6 л/с на тонну (при 11,6 тоннах веса на 170 л/с). Удельная мощность в аркадных боях (АБ): 27,9 л/с на тонну (при 11,6 тоннах веса на 324 л/с).

Вооружение

Основное орудие

  • Бронебойный каморный тупоголовый БР-240 - предназначенный для уничтожения бронированных целей, а также самолётов.
  • Бронебойный сплошной остроголовый БР-240СП - предназначенный для уничтожения бронированных целей, а также самолётов.
  • Бронебойный подкалиберный БР-240П - предназначенный для уничтожения бронированных целей, а также самолётов.
  • Осколочно-фугасный О-243 - предназначенный для уничтожения в основном небронированных наземных целей.

Каморный бронебойный снаряд БР-240 (с взрывчаткой внутри) имеет наилучшее заброневое действие по танкам. Подкалиберный снаряд может применяться против особо бронированных целей на близких-средних дистанциях, а также против самолётов (т.к имеет наилучшую баллистику). Сплошной снаряд обладает наибольшим пробитием, он может быть полезен для стрельбы на дальние дистанции (1 км), например по японским или немецким танкам с 50 мм бронёй. Фугасный снаряд с низкой баллистикой исторически предназначался для навесной гаубичной стрельбы по незащищённым наземным целям, потому он практически не пригоден для стрельбы по самолётам. Фугас можно применять для поражения небронированных ЗСУ и САУ для очень мощного воздействия - он не проходит насквозь, как бронебойный, а подрывается сразу же. Благодаря кривой траектории фугасом можно попасть по цели за холмом.

Пулемётное вооружение

Пулемёт ДТ (7,62-мм) . Скорострельность: 600 в/мин. Ёмкость дискового магазина: 63 патрона. Скорость перезарядки: 8 секунд. Скорость пуль: 840 м/с. Благодаря высоким углам подъёма в 65 градусов пулемёт может эффективно использоваться против самолётов. Эффективен ДТ и против небронированной и легкобронированной техники. Стрельбой можно указывать союзникам на противника и затруднять противнику обзор.

Применение в бою

Т-80 может выполнять роль не только лёгкого, но и среднего танка в наступлении, атакуя в одиночку или при поддержке союзных танков. Броня может спасать, но нужно помнить про уязвимые зоны лба. Желательно знать уязвимые зоны лба противников или обходить врагов по флангам, делать засады - гарантированно поражая их в бок, корму. Т-80 может выполнять роль ЗСУ. Для этого лучше всего подойдут подкалиберные снаряды с отличной баллистикой, или другие бронебойные (но только не фугасный, обладающий слишком кривой баллистикой). Увеличить скорость доворота до противника можно с помощью гусениц.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Большая часть корпуса имеет хорошую броню
  • Хорошая подвижность и маневренность
  • Хорошие углы вертикальной наводки, для борьбы с танками и самолётами
  • Неплохая пушка с комфортной баллистикой
  • Отличная скорострельность пушки
  • Большой выбор бронебойных снарядов
  • Осколочно-фугасный снаряд можно закидывать за холм по укрывшемуся небронированному противнику

Недостатки:

  • Медленная скорость наводки орудия и поворота башни
  • Довольно много крупных уязвимых зон в броне
  • Пробития снарядов не всегда хватает
  • Осколочно-фугасный снаряд имеет низкую баллистику, что крайне затрудняет его применение против самолётов

Историческая справка

Т-80 в экспозиции парка Патриот

Когда первые танки Т-70 пошли в бой летом 1942 года, стало ясно что экипаж из двух человек крайне мал. Командиру танка было Т-70 трудно одновременно наблюдать за полем боя, заряжать пушку, пулемёт и вести прицельный огонь. Работа командира роты ещё больше усложнялась, так как кроме этой работы он должен был руководить ротой. Необходимо было расширить башню танка до 2-х человек. 15 июля 1942 года руководством наркомата среднего машиностроения, представителями завода ГАЗ и Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) было решено улучшить конструкцию танка. За основу был взят опытный Т-70Б с толщиной бортов 25 мм. В связи с тем, что диаметр погона у двухместной башни вырос с 966 до 1112 мм, пришлось переделывать крышу боевого отделения. Новая башня стала значительно шире, пришлось переделывать все её элементы, включая подвижную бронировку орудийной маски. Получила башня и развитую кормовую нишу. Это позволило разместить в ней не только радиостанцию, но и две укладки по 10 снарядов к 45-мм пушке. Было решено сделать раздельные люки для командира/наводчика и для заряжающего. Также башня получила полик, что улучшило условие работы расчёта. Командир получил башенку, оснащённую перископическим смотровым прибором. У заряжающего также был установлен перископический прибор. Вместо смотровой щели, для лучшего обзора и безопасности, водителю тоже сделали перископический прибор, для этого переделали форму лобового люка.

Решено было в новой башне сделать угол возвышения орудия до 65 градусов - для защиты от самолётов, для штурмов городских кварталов, и для гаубичной стрельбы по навесной траектории. К телескопическому прицелу добавился зенитный коллиматорный К-8Т. Для его использования в крыше башни появился отдельный лючок, открывавшийся во время ведения огня по воздушным целям. Боевая масса танка достигла 11,2 тонн, так что форсирование двигателя ГАЗ-203 стало необходимостью. Увеличили степень сжатия, благодаря чему мощность каждого из моторов в спарке выросла с 70 до 85 л.с. Суммарно мощность силовой установки, обозначавшейся как М-80, составила 170 л.с. На испытаниях в НИБТ Полигон в Кубинке новый опытный танк Т-80 показал в 2 раза лучшую скорострельность по сравнению с Т-70. И при езде Т-80 показал себя не хуже. Испытатели высоко оценили обзорность танка. Существенными недостатками комиссия сочла только усложнение доступа к силовой установке и отсутствие взаимозаменяемости по ряду деталей у форсированного двигателя. В остальном же Т-80 явно превосходил Т-70Б. Люк механика-водителя у опытного Т-80 был литой, а у эталонного штампованный. Для удобства размещения десанта на корпусе танка и бортах башни были приварены специальные поручни.

27 декабря 1942 года И.В.Сталин подписал постановление о производства танка Т-80 на Мытищенском заводе №40. Но уже после Курской битвы руководство ГАБТУ КА пришло к выводу, что далее производить Т-70 и Т-80 нет смысла. Их создатели во главе с Н.А. Астровым вполне заслуженно стали обладателями Сталинской премии второй степени за 1943 год. Согласно постановлению от 21 августа 1943 года, с 1 сентября производство Т-80 на заводе №40 прекратилось. Завод приступил к выпуску СУ-15М (СУ-76М).

54 Т-80 «основной» серии были распределены между двумя танковыми полками расположенными в Туле. Оба полка действовали совместно с кавалерийскими соединениями. 230-й танковый полк с 8 октября 1943 года действовал совместно со 2-й гвардейской кавалерийской дивизией. Его первым боевым заданием стало форсирование Днепра. К моменту введения в бой на вооружении 230-го тп имелось 10 Т-34, 18 Т-80 и 1 Т-70. 10 октября полк, взаимодействуя с кавалеристами, штурмовал Затонск. При этом отличилась 1-я танковая рота под командованием старшего лейтенанта А.В. Оганесяна, имевшая на вооружении 4 Т-34 и 3 Т-80. Танки использовались не только для поддержки кавалерии, но и как средство доставки кавалеристов до места боя. За 10 число полк потерял 1 Т-80 сгоревшим и 2 подбитыми. На следующий день танки полка выручали кавалеристов, окружённых в Сычёвке. 12 октября снова шли упорные бои за Затонск. В их ходе удалось уничтожить 3 САУ (вероятнее всего, Marder), 6 Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, 2 БТР, 1 бронемашину и 3 грузовика. Потери советских танкистов составили 3 сгоревших Т-80 и 2 подбитых Т-34, 5 человек убитыми и 10 ранеными. Упорные бои за Затонск продолжались несколько дней. К 3 ноября в составе части оставалось 4 Т-34, 12 Т-80 и 1 Т-70.

5 ноября полк получил задачу во взаимодействии с кавалеристами атаковать Раковку и создать там опорный пункт. Действуя совместно с кавалерией, к 11 ноября танкисты вышли в район города Коростышев Житомирской области. Потери полка: 1 Т-34 сгоревшим и 1 Т-80 подбитым. К 14 числу полк был в Житомире. На следующий день немецкие войска контратаковали, завязались тяжёлые оборонительные бои. В ходе боёв за Житомир полк потерял 5 танков. Житомир 19 ноября снова оказался в руках немецких войск, освободили его только 31 декабря. 54-й танковый полк действовал совместно с 12-й гвардейской кавалерийской дивизией. Кроме лёгких танков полк имел и 10 средних танков Т-34. В течение почти всего октября полк занимался тем, что преследовал отступавшего противника. Настоящий бой развернулся за Пояркин Херсонской области 29 октября 1943 года. Здесь полк потерял 5 Т-34 и 2 Т-80, при этом уничтожил 2 САУ и 2 танка противника. К 1 января 1944 года полк всё ещё имел 6 Т-34 и 25 Т-80. В таком составе часть участвовала в боях января-февраля 1944 года. За это время от огня противника было потеряно 2 Т-80, остальные вышли из строя по техническим причинам. Ремонтом Т-80 занимался ремзавод №8, который весной 1944 года оказался в Киеве. За июль 1944 года завод отремонтировал и сдал 4 танка, а за август - 12. Летом 1944 года состоялось последнее боевое применение этих машин, снова они воевали в составе танковых полков при кавалерийских дивизиях. Например, в 61-м танковом полку было 4 Т-80, а в 58-м танковом полку - 2. После Львовско-Сандомирской операции эти танки использовались как учебные. По состоянию на 1946 год сохранилось около двух десятков этих машин, которые находились в Харьковском танковом училище.

Медиа

    Опытный Т-80 на НИБТ Полигоне, декабрь 1942 года

    Вид сзади

    Серийный Т-80

Советкий легкий танк Т-80.

В 1942 г. на Горьковском автомобильном заводе был разработан совершенно новый танк. За ее основу были взяты детали и узлы от танка Т-70 М. Толщину бортовой брони нового танка увеличили до 25 мм. Танку был присвоен индекс Т-80.

Экипаж танка состоял из тpex человек, двое из которых размещались в башне. В связи с этим размер последней пришлось увеличить. Возросла и боевая масса. Пушка и пулемет остались прежними (45-мм и 7.62-мм соответственно), но был увеличен боекомплект. Угол возвышении пушки и пулемета составлял 60:. Из-за этой особенности Т-80 иногда называли -зенитным- танком. Пушка оснащена зенитным коллиматорным прицелом К-8Т. что позволяло вести огонь по самолетам противника и верхним этажам зданий во время ведения уличных боев.

Подвеска танка торсионная, имела по пять опорных катков и направляющее колесо с устройством натяжения гусеницы. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя роликами. Все катки обрезиненны, ведущее колесо - переднее. Гусеница по сравнению с Т-70 уширена до 300 мм.


Советский легкий танк Т-80. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Силовую установку составляли два карбюраторных двигателя, соединенных последовательно, и автомобильная трансмиссия. После того как масса танка была увеличена, потребовалось форсировать двигатели до 170 л.с. Но увеличение мощности отрицательно сказалось на их долговечности и надежности. Двигатели размещены в средней части корпуса. Для внешней связи имелись радиостанция 12РТ и танковое переговорное устройство.


Тактико-технические характеристики танка Т-80

Несмотря на ряд внесенных улучшений, проведенные испытания показали, что танк требует дальнейшей доводки. Слабыми были также вооружение и бронирование. 8 целом Т-80 оказался не доведенным, и осенью 1943 г. производство его прекратили. Всего на заводе в г. Мытищи было выпущено 75 машин. Использовались они в соединениях, укомплектованных танками Т-34, в мотоциклетных частях, в самоходно-артиллерийских дивизионах, бригадах и полках в качестве командирских машин


Советский легкий танк Т-80. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

МОДИФИКАЦИИ Т-80

При проектировании таи-ка Т-80 предусматривалась установка на его шасси зенитной установки, состоя-шей из двух крупнокалиберных пулеметов ДШКТ. Для борьбы со штурмующими самолетами и пикирующими бомбардировщиками - главными воздушными противниками войск - служили зенитные пулеметы. Пригодными для этих целей из находившихся на вооружении и в производстве пулеметов было всего два - «максим» и ДШК, ДШК производился в основном для флотских тумбовых установок. Его характеристики позволяли разместить многоствольные установки на защищенной самоходной базе. Наиболее подходящими для создания зенитных танков были хорошо освоенные промышленностью Т-60 и Т-70 М. Во второй половине 1942 г. были разработаны и построены три образца зенитных танков: в двух вариантах Т-60 и Т-70 производства завода № 37 и один вариант производства ГАЗ, получивший впоследствии наименование Т-90. Его проектирование началось в сентябре 1942 г.. определив главной задачей оборону мотомеханизированных колонн.


Советский легкий танк Т-90. Советские танки времен Великой Отечественной войны.

Непосредственное руководство проектными работами осуществлял заместитель главного конструктора ГАЗа Н.А. Астрова. Главные отличия от серийного танка Т-80 составляли новая башня, установка вооружения и размещение боекомплекта. При установке такой башни на Т-60 требовались незначительные переделки. Конструкция башни была выполнена в виде восьмигранной усеченной пирамиды и формировалась из листов катаной брони. Угол наклона листов был больше, чем в танковой башне. Для свободного визуального наблюдения за воздушными целями крышу решено было не делать- Для предохранения от непогоды ее заменял откидной брезентовый тент. Пулеметы ДШК устанавливались на станки без амортизаторов и защищались бронировкой Г-образной формы. Наведение на цель производилось механическими ручными приводами.

Зенитные самоходные установки (ЗСУ) на базе Т-80



Зенитная самоходная установка на базе танка Т-80


Зенитная самоходная установка на базе танка Т-80

Прицельные приспособления были раздельными. Для стрельбы по воздушным целям был установлен коллиматорный прицел К-8Т. Ведение огня по наземным целям осуществлялось с помощью телескопического прицела. Сиденье командира было установлено на вращающемся полу и быстро регулировалось для удобства пользования прицелами. Питание оружие - магазинное, емкостью 30 патронов. Для сбора стреляных гильз справа от командира размещался ящик-сборник. Гильзоулавливателем служил матерчатый гибкий рукав. На вращающемся полу установили приемопередающую радиостанцию 9 Р. Надо признать, что ее установка была неудачной, и по результатам испытаний было рекомендовано применить другие радиостанции - РБ или 12РП. Внутренняя связь между членами экипажа светосигнальная.

Так как в танке Т-80 был расширен башенный погон, то это дало возможность разместить третьего члена экипажа. Выполнение одним командиром функций заряжающего, наводчика, стрелка и радиста чрезмерно перегружало его и снижало эффективность боевой работы. По результатам испытаний было рекомендовано установить пулеметы калибра 14,5 мм для борьбы не только с воздушными целями, но и с танками противника. Такой пулемет появился в 1944 г. Под названием КПВТ он и до настоящего времени является штатным оружием почти всех колесных бронированных машин. По праву его можно считать старейшиной из пулеметов, принятых на вооружение еще в годы Великой Отечественной войны. 8 ноябре 1942 г. проводились испытания зенитного танка в дневное и ночное время. По наземным мишеням стреляли прицельно днем, ночные стрельбы с подсветкой шкал прицелов выполнялись по кострам.

Зенитные стрельбы проводились только в оценочном режиме заградительного огня, но прицельно и только днем. Пробеговые испытания составили 55 км с расстопоренным оружием и башней. Еще 400 км танк прошел в походном режиме. Результаты испытаний были в основном положительные. Руководство завода и представители Главного авгобронетанкового управления пришли к выводу о целесообразности постройки опытной партии танка под индексом Т-90 в количестве 20 шт. К тому времени уже были созданы машины завода № 37 - зенитные варианты танков Т-60 и Т-70. Но к сравнительным испытаниям были допущены только Т-70 и Т-90. По основным тактико-техническим характеристикам оба танка различались незначительно. У Т-90 боекомплект был 16 магазинов на 480 выстрелов, для сравнения у Т-70 12 магазинов на 360 выстрелов. Результаты сравнительных испытаний были в пользу Т-90. Танк мог поступить на вооружение при условии устранения основных недостатков.

Однако ход и опыт боевых действий Красной Армии, развитие производства вооружений, изменение взглядов на типаж броневой техники с учетом боевогоприменения внесли свои коррективы. Производство танков Т-70М и Т-80 было прекращено, соответственно и Т-90 лишился обеспеченной ходовой частью. Выход мог бы быть найден в установке зенитного вооружения на шасси самоходки СУ-76, но вскоре изменились и ее тактико-технические требования.

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня мы будем говорить об интересной внешне, но мало чем примечательной машине в глобальном плане. Речь пойдет о легком танке четвертого уровня СССР – это Т-80 гайд .

Говоря откровенно, данный аппарат является посредственным потому, что он мало чем отличается от своего предшественника, легкого танка третьего уровня Т-70. Действительно, у Т-80 характеристики сильно схожи с младшим братом, а ведь уровень боев у нас выше и по этой причине жизнь в рандоме совсем не сахар.

ТТХ Т-80

Начинать мы будем с того, что в нашем распоряжении имеется небольшой запас прочности, особенно по сравнению с техникой 5-6 уровней, а также посредственная дальность обзора в 330 метров.

Если говорить о живучести нашего сегодняшнего героя, хорошего будет мало. Суть в том, что у Т-80 характеристики бронирования скудные, со лба, точно такие же, как у предшественника. Но если Т-70 лбом мог танковать на своем уровне, то в нашем случае 75 миллиметров приведенки в ВЛД пробивается практически всеми, начиная с одноклассников.

Остальные участки брони Т-80 World of Tanks еще тоньше, будь то лоб башни или бортовая проекция машины, везде нас пробивает практически любой враг, исключением можно считать только пулеметное вооружение техники уровнем ниже.

Но в противовес картонной броне у нас есть небольшие габариты и достаточно низкий силуэт. Как вы знаете, подобные преимущества хорошо отражаются на маскировки, так что найти советский легкий танк Т-80 , спрятавшийся в кустах, задача не из простых.

Что же касается ходовых качеств данного агрегата, они далеки от совершенства. По сравнению с другими легкими танками на четвертом уровне Т-80 WoT обладает слабоватой максимальной скоростью, низкой динамикой и только маневренность у него хорошая. Все это говорит нам о том, что машина эта подвижная, но очень уж тугая и ленивая.

Орудие

Вооружение в нашем случае отнюдь не однообразно, ведь на выбор предоставляется две пушки. Правда, оба вариант тяжело назвать сильными, но не будем забегать вперед, сейчас вы сами все поймете.

Начнем с того, что у Т-80 орудие есть топовое, пятого уровня. Это крупнокалиберный пулемет с барабаном заряжания на 5 снарядом. Альфастрайк у каждого снаряда небольшой, но скорострельность и перезарядка очень высокие и мы можем наносить примерно 1475 единиц урона в минуту, что совсем неплохо.

Проблема заключается в том, что с этим стволом легкий танк Т-80 имеет очень слабое пробитие, которого едва хватает на то, чтобы воевать с одноклассниками, но даже на 4 уровне есть техника, которую вы не сможете пробить даже голдой.

В то же время точность этого пулемета тоже оставляет желать лучшего. Разброс большой, сведение медленно и отсутствующая стабилизация. Из-за всех этих нюансов огневая мощь Т-80 WoT в такой комплектации невероятно низкая, не говоря о том, что в боях против 5-6 уровней пользы от вас вовсе не будет.

Гораздо выгоднее выглядит предтоповое орудие, разовый урон у которого снова низкий, но зато есть высокая скорострельность, благодаря которой ДПМ у Т-80 World of Tanks получается еще более достойным, теперь он составляет примерно 1570 единиц.

Кроме того, с этой пушкой Т-80 танк получает хорошее пробитие, с которым можно уверенно воевать даже против большинства пятых уровней. Конечно, что пробивать ТТ-5 и большинство шестерок вам понадобится голда, но это гораздо лучше, чем не пробивать никого.

Значительно лучше у данного ствола дела обстоят с точностью. Разбор тут очень компактный, сведения отличное и только к стабилизации есть претензии. Кроме того, углы вертикальной наводки в обоих случаях Т-80 WoT получил хорошие, вниз орудие склоняется на 8 градусов.

Преимущества и недостатки

Изначально кажется, что данный аппарат очень посредственный и в плане общих характеристик это чистая правда. Но выбрав правильное вооружение, а именно 45-миллиметровую пушку, у Т-80 World of Tanks появляется некий потенциал, раскрыть который будет проще, зная преимущества и недостатки танка.
Плюсы:
Приятный уровень маскировки;
Хорошая маневренность;
Высокая скорострельность и годный ДПМ;
Отличная точность;
Неплохое пробитие;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Слабое бронирование;
Плохая дальность обзора;
Малый запас прочности;
Посредственная подвижность для легкого танка;
Маленький разовый урон.

Оборудование для Т-80

Установка дополнительных модулей нужна этому танку и тут важно сделать правильный выбор. Проблема заключается в том, что выбор у нас не так уж велик, но это не должно вас останавливать. Для достижения максимального результата на танк Т-80 оборудование ставьте следующее:
1. – беспроигрышный вариант, который даст необходимый буст сразу нескольких важных характеристик в комплексе.
2. – этот модуль позволит без каких-либо проблем решить вопрос с обзором, к тому же хорошо подойдет к стилю игры на этой машине, но об этом позже.
3. – отлично сочетается с предыдущим пунктом и делает нас еще менее заметными, что хорошо отражается на выживаемости.

Обучение экипажа

Данный аспект является еще более ответственным и сложным. Тут вы вольны выбирать что угодно, но мы все же ограничены тем, что экипаж у нас состоит всего из трех человек, именно поэтому не ошибиться еще важнее. Итак, для Т-80 перки стоит учить примерно в такой последовательности:
Командир (радист, заряжающий) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .

Снаряжение для Т-80

Если процесс выбора оборудования и прокачки умений для членов экипажа могут вызывать трудности, то с покупкой расходников все гораздо проще. Если у вас мало серебра, можете остановиться на наборе из , , . Но если финансы вас не сковывают, вы любите извлекать из всего максимум, возите на Т-80 снаряжение в виде , , . Стоит также отметить, что горит этот танк нечасто, соответственно, огнетушитель можно заменить на .

Тактика игры на Т-80

Вы уже сами понимаете, что бронирование у данного аппарата слабое, подвижность оставляет желать лучшего, запас прочности маленький. Отсюда делаем вывод, что в случае Т-80 тактика ведения боя подразумевает игру от второй линии.

Изначально от вас требуется занять выгодную позицию в кустах, откуда будет открывать хороший прострел. Благодаря очень точному орудию, активировав маскировочную сеть, советский легкий танк Т-80 может спокойно вести огонь на дистанции и не бояться попасть в засвет.

Разумеется, вы должны следить за мини-картой и в тех случаях, когда направление прорвано, а враг наступает, у вас будет время на то, чтобы воспользоваться своей подвижностью для отступления. Конечно, если врагов на линии мало, Т-80 World of Tanks может не сдавать позицию, а отправить их в ангар до того, как они до вас доберутся. Вступать же в ближний бой абсолютно не желательно, особенно когда речь идет о противнике более высокого уровня.

Кроме того, подвижность у нас посредственная только по меркам легких танков. В остальном же Т-80 WoT – это очень мобильная машина, благодаря этому качеству вы становитесь хорошим танком поддержки, способным быстро прийти на помощь союзникам на другом фланге или вернуться для защиты базы.

В завершение хотелось бы лишь напомнить, что следить за ситуацией вокруг очень важно и как только легкий танк Т-80 попадает в засвет, лучше сразу спрятаться, ведь по вам могут стрелять не только противники в зоне видимости, но и вражеская артиллерия.