Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Презентация на тему земля кормилица. Рассказ «Родная земля – кормилица людей Они обладают зернистой структурой

Презентация на тему земля кормилица. Рассказ «Родная земля – кормилица людей Они обладают зернистой структурой

  • Слайд 2

    Отгадай загадки

    • Под землёю – древний сад,
    • там плоды его лежат. чтоб достать тяжелый плод, надо сделать длинный ход. А достанут – не едят, в печь положат – и следят, чтобы он сгорел дотла, не жалел для нас тепла.
    • Покрывают им дороги, улицы в селении, а ещё он есть в цементе, сам он – удобрение.
  • Слайд 3

    Отгадай загадки:

    • Она варилась долго в доменной печи, на славу получились ножницы, ключи.
    • Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – она понадобится сразу.
    • Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже.
  • Слайд 4

    • Без неё мы не поедем на такси или мопеде, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?
    • Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг: дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны.
    • На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички.
  • Слайд 5

    Какое полезное ископаемое из перечисленных самое прочное?

    1. Глина
    2. Гранит
  • Слайд 6

    Вопросы про полезные ископаемые

    1. В шахтах добывают:
      • Каменный уголь
      • Песок
      • Нефть
    2. На танкерах перевозят:
      • Гранит
      • Известняк
      • Нефть
    3. Какое из перечисленных веществ не обладает прочностью:
      • Железная руда
      • Уголь
  • Слайд 7

    Почва

    • Сегодня на уроке мы подробно поговорим о почвах нашей страны. Постараемся ответить на вопрос: какими они бывают?
    • Что такое почва?
    • Из чего состоит почва?
    • Что такое перегной?
    • Какое свойство у почвы самое главное?
  • Слайд 8

    • Кто первым заселяет беспочвенное пространство?
    • Процесс почвообразования шёл миллионы лет. Продолжается он и сейчас. В настоящее время почвенный слой земли составляет от нескольких сантиметров до 1 – 3 метров. 1 см почвы образуется приблизительно за 300 лет.
  • Слайд 9

    Виды почв

    • В зависимости от природных условий на территории нашей страны формировались разные виды почв. Чем толще в почве слой перегноя, чем чернее почва, тем она плодороднее.
    • На севере широкой лентой тянутся светлые тундровые почвы. Они маломощные, кислые, содержат всего 5% перегноя и залегают на небольшую глубину, так как внизу слой вечной мерзлоты. Сверху почвы покрыты слоем торфа. Эти почвы малопродуктивны.
  • Слайд 10

    • Южнее их сменяют подзолистые почвы, составляющие треть почвенного покрова российских полей. Они формируются из лесной подстилки хвойных и смешанных лесов при достаточно большом количестве влаги.
    • Узкую переходную зону составляют серые лесные почвы широколиственных лесов. Благодаря большому количеству трав, здесь формируются здесь формируются почвы с подзолистыми и чернозёмными признаками. Достаточно большое количество перегноя делают эту почву высокоплодородной.
  • Слайд 11

    • С юго-запада страны и до Алтая простираются знаменитые русские чернозёмные почвы, самые ценные из всех почв нашей страны. Толщина слоя перегноя в этих почвах достигает 90 см. на сегодняшний день чернозёмы полностью распаханы.
    • Как ты думаешь: где можно встретить болотные и луговые почвы?
    • Болотные почвы содержат толстый слой торфа, а в луговых почвах - толстый слой дёрна, образованного переплетением корней растений.
  • Слайд 12

    Правила

    1. Почему землю называют кормилицей?
    2. Что нужно делать, чтобы земля не разрушалась, не теряла своего плодородия?
    3. Что мы можем сделать для охраны почвы?
    • Нельзя закапывать мусор в землю.
    • Если пришлось закапывать отходы в землю, то сначала надо снять верхний слой почвы, а а затем положить его на место.
    • Нельзя вносить в землю избыточное количества удобрений.
    • Нельзя выливать растворы на землю.
  • Посмотреть все слайды

    Мы живём на земле. «От земли человек взят, землей и кормится » — эта истина известна давно.

    «Кормилицей» землю мы называем потому, что она сторицей возвращает нам засеянное в добрый час. «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей! » — мудрость эта доказана веками.

    «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает! ». За все те щедроты, которые ниспосылает земля человеку, род людской испытывает к ней сыновние чувства.

    «Ничего нет для человека в жизни святее материнского чувства. Сын родной земли — живущий-кормящийся ее щедротами, русский народ-пахарь, дышащий одним дыханием с природою, исполнен к Матери-Сырой-Земле истинно сыновней любви и почтительности ».

    «А людям всем нужна еда,
    Не получить её, конечно,
    Без кропотливого труда.
    Трудиться надо на земле,
    Она — кормилица тебе!»
    (Автор стиха: Ирис Ревю )

    Не может человек жить без пищи. Просто пропадёт. А кормит человека земля. Но семя, кинутое в землю, без хорошего присмотра, без вложенного труда, и доброго слова не даст хорошего урожая. На земле-то работает Человек. Простой люд пашет, сеет, боронует. Из поколения в поколение передаются навыки, опыт. Каждый сторожил знает немало премудростей по возделыванию земли. «Земля – кормилица, а и то сама пить-есть просит ». Немало сложено в народе пословиц-поговорок, стишков-закличек про родную землю – кормилицу людей.

    «Больше землю удобряй – выше будет урожай».

    «Что посеешь, то и пожнешь».

    «Хорошо трудится – хлеб уродится».

    «Землю вскачь не пашут».

    «Гой, земля сырая,
    Землица дорогая,
    Матерь нам родная!
    Всех нас породила,
    Воспоила, воскормила
    И угодьем наделила;
    Ради нас, своих детей,
    Водой чистой напоила
    И злак всякий народила »…

    Вот и вывод напрашивается: «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь».

    Класс: 4

    Презентация к уроку















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Учебник: А.А. Плешаков “Мир вокруг нас” Изд.: Москва “Просвещение”, 2012 год.

    Цели: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека; содействовать воспитанию бережного отношения к земле; способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать свои мысли.

    Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация.

    Дидактический материал: образцы почв, полезные ископаемые (нефть, торф, уголь), толковые словари (автор С.И.Ожегов), карточки с загадками и условными знаками, учебники и рабочие тетради, карта природных зон.

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    Здравствуйте, ребята! Вы готовы к новым открытиям?

    Мы хороший дружный класс,

    Всё получится у нас!

    Тогда начнём работать! Давайте пожелаем друг другу удачи!

    II. Проверка домашнего задания.

    Сегодня у нас очередное заседание клуба “Исследователи”. Позвольте представить участников нашей встречи. Наш класс сегодня поделён на группы (представление капитанов). Давайте вспомним правила работы в группах. (Повторяют правила).

    Задание №1. Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.

    (На столах у каждой группы конверты с тремя загадками. По команде учителя начинается работа. Дается время на обсуждение - 3 мин.).

    Очень прочен и упруг
    Строителям надёжный друг
    Дома, ступени, постаменты
    Красивы станут и заметны (гранит) (Слайд 2).

    Он очень нужен детворе
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже (песок).

    По трубе течёт
    Пироги печёт (газ).

    Без неё не побежит
    Ни автобус, ни такси,
    Не поднимется ракета
    Отгадайте же, что это? (нефть).

    Не зря она варилась
    В доменной печи
    На славу получились
    Ножницы, ключи... (железная руда).

    Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобиться сразу (глина).

    Покрывают им дороги
    Улицы в селениях (известняк).

    Он несёт в дома тепло,
    Помогают плавить стали,
    Делать краски и эмали
    Он чёрный, блестящий,
    Помощник настоящий (угол).

    Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением (торф).

    А теперь давайте проверим. (Обучающие читают загадки и называют отгадку, каждая команда).

    Задание №2. А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. Каждая группа должна подготовить рассказ о полезном ископаемом. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки (Учитель предлагает капитанам выбрать одну из коробочек, в которых лежат нефть, торф, уголь).

    Команды должны определить, какое это полезное ископаемое, назвать его основное свойство, где оно используется, и выбрать из конверта №2 условное обозначение. (Слайд 3).

    А теперь приступим к защите своих проектов. (Команды представляют, другие - могут согласиться или что-то добавить).

    Что объединяет эти полезные ископаемые?

    Какое полезное ещё ископаемое обладает этим же свойством?

    Физминутка

    Как весною, в ранний час (наклоны)
    Семена взошли у нас (повороты).
    Вышли, к солнцу потянулись (потянуться),
    Повернулись, улыбнулись!
    Здравствуй, солнце! Это мы! (разводим руки в стороны)
    Вышли только из земли (шагаем).

    III. Формулирование темы и целей урока.

    В названии темы нашего урока потерялось слово, найдите его, разгадав загадку. (Слайд 4).

    “.......................- кормилица”
    Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
    А я всё терплю и добром плачу (земля).

    Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют “ кормилицей” и нуждается ли она в охране.

    Значит, какова цель нашего урока? (Обучающиеся еще раз называют цель урока).

    IV. Открытие “новых знаний”.

    Почва и её состав.

    А кто из вас знает, как называется верхний слой земли? (почва)

    Попробуйте сейчас найти значение слова “почва” в словаре. (Работа с толковыми словарями, выясняется значение слова).

    Давайте вспомним состав почвы? (Слайд 5).

    Знакомство с образцами почв.

    Науку о почвах - почвоведение создал русский учёный - почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад он доказал, что основные типы почв размещаются на земле по типу зональности. Каждая природой зоне соответствует свой тип почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв. А теперь давайте познакомимся с разными типами почв.

    В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают 6 основных видов почв. Рассмотрим разрезы основных типов почв (Слайды 6,7).

    В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные почвы, для лугов – луговые. (Работа с картой природных зон).

    Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. (Рассматривание образцов подзолистых и чернозёмных почв). Эти почвы богаты перегноем. Чем темнее почва - тем она плодороднее. Во времена ВОВ фашисты вывозили наш чернозём в Германию.

    Болотные почвы содержат слой торфа. А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

    Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос “Почему нашу землю называют кормилицей?”

    Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой (рассказ ученика) (Слайд 8).

    Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи”.

    Продолжите поговорку: Что посеешь, то и... пожнёшь. (Слайд 9)Как вы понимаете её смысл?

    Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу).

    Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.

    Охрана почвы (Слайд 10).

    Но она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет! Поэтому почва наша нуждается в охране и бережном отношении. А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 32-34. (Проверка прочитанного по условным знакам).

    Рассмотри условные знаки в рабочей тетради и скажи, что нужно делать для охраны почвы.

    Составление памятки по охране почв (работа в группах). Сравниваем с эталоном. (Слайд 11).

    V. Рефлексия.

    Заседание клуба “Исследователи” подходит к концу. Давайте подведём итоги нашей исследовательской работы. Ответы обучающихся построены по следующему принципу:

    Сегодня на уроке было интересно...

    Для меня было открытием...

    Свой опыт я могу применить...

    Ещё в старину наши предки называли нашу землю кормилицей. Её брали с собой в дальние страны как оберег. Слагали о ней стихи и песни. Так давайте и мы будем любить, ценить и беречь нашу кормилицу!

    Великий русский учёный В.В. Докучаев говорил, что земля дороже жемчуга и золота. Без золота люди прожить смогут, а без земли...? (Слайд 12).

    Самооценка деятельности с помощью Лесенки Знаний, оценивание работы учителем.

    VI. Домашнее задание. (Слайд 13).

    Учебник с.31-34, раб. тетрадь с.53 №2,3.

    Найти пословицы и загадки о земле (по желанию).

    Почему землю называют кормилицей? Понятия «земля-кормилица», «земля-матушка» испокон веков впечатаны в архетип сознания русского человека. В пословицах и поговорках о «матери-сырой земле» отразилась вековая любовь наших предков к своей Родине, их уважительное и почтительное отношение к земле, а также к тем дарам, которые дает она людям.

    Истоки почтения

    Почему земля - кормилица? Ответ на этот вопрос лежит на самой поверхности.

    Издревле люди питались плодами, которые давала им почва. Поначалу древние люди занимались собирательством: они отыскивали съедобные травы, коренья, собирали ягоды и фрукты с дикорастущих деревьев и кустарников.

    Некоторое время спустя (находя проросшие зерна, уцелевшие от трапезы) человек догадался, что можно выращивать полезные растения в непосредственной близости от своего жилища. Человечество научилось обрабатывать землю и собирать урожай. Так зародилось земледелие.

    Одновременно с развитием земледелия люди приручили диких животных и стали разводить домашний скот, который также кормился плодами щедрой земли: сеном, зерном и овощами. С каждым годом увеличивалось количество видов животных, прирученных человеком. Так возникло животноводство.

    Чем больше осваивался человек на своей планете, тем больше помощников появлялось у него: и среди насекомых нашел он полезных и верных друзей. Обнаружив, что мед диких пчел не только вкусен, но и чрезвычайно полезен, человек научился разводить пчел. Стал устраивать пасеки. Так появилось пчеловодство.

    Одним из самых древних занятий человека, помогавшим ему выжить, была охота: человек добывал крупного зверя, мясо которого он употреблял в пищу, а шкуры шли на изготовление одежды. Большим подспорьем была охота на дичь. Нередко охотники подбирали не убитую, а лишь подраненную птицу. Если охота была удачной, подранков оставляли жить и даже подкармливали. В какой-то момент люди поняли, что птиц также можно разводить дома. Это стало началом развития птицеводства.

    Рыбалка была еще одним способом пополнить запасы пищи. Люди с успехом научились ловить рыбу: били ее острогой, загоняли в ловушки, забрасывали невода и сети. Через некоторое время в подсобном хозяйстве человека появились и рыбные садки, в которых люди выращивали рыбу к своему столу.

    А фрукты? Эти изумительно вкусные плоды, вобравшие в себя соки земли и животворный солнечный свет? Человек научился ухаживать за фруктовыми кустарниками и деревьями, стал разбивать фруктовые сады, вывел множество сортов вкуснейших садовых культур.

    А ягоды? Ароматные полезнейшие дикоросы: земляника, черника, жимолость, малина и смородина, которые человек поначалу собирал в лесу, а затем научился выращивать в своем саду? Нет ничего полезнее и вкуснее мисочки свежих ягод, заправленных молоком или сливками.

    А грибы? Мы и до сих пор с удовольствием собираем их в лесу, а для тех, у кого нет возможности выбраться на лоно природы, созданы специальные хозяйства, с успехом выращивающие вешенки и шампиньоны.

    Овощи и фрукты, злаки и зелень, мясо домашних животных и птиц, молоко, рыбу, мед – все эти чудесные и питательные дары дает нам земля. Как же не называть ее кормилицей? Ведь она кормит не только человека, но и диких животных: травоядные животные с удовольствием питаются сочной травой, растущей на земле.

    Насекомые, опыляющие цветы, растущие на лугах, питаются их сладким нектаром. Птицы также с удовольствием лакомятся плодами земли: травами, орехами, шишками, ягодами, хвоей. Водоплавающие птицы поедают ряску, в изобилии покрывающую поверхность водоемов. Рыбы, обитающие в водоемах, питаются водорослями и насекомыми.

    Воистину нет предела щедротам земли, кормящей и питающей всех, кто живет на ней. Не менее богаты и полезны для людей ее недра, которые сравнивают с волшебной кладовой.

    Волшебная кладовая

    В глубинах Земли за миллионы и миллиарды лет ее существования скопилось огромное количество полезных ископаемых, идущих на благо человеку.

    Уголь – самое первое топливо, которое научился добывать человек из лона земли. Сначала люди обогревали им свои жилища, а затем с его помощью совершили настоящую промышленную революцию, используя в топках промышленных котлов.

    Торф , первоначально использовавшийся для отопления индивидуального жилья, впоследствии стал энергетическим ресурсом, обеспечивавшим работу тепловых электростанций, котельных, торфобрикетных заводов. Теплом этих предприятий отапливаются небольшие города и поселки. В сельском хозяйстве его используют как мульчирующий материал, в качестве удобрения для обогащения истощенных почв, для выращивания тепличных овощей и цветов.

    Природный газ – еще один бесценный вид топлива, используемый человеком в промышленных и бытовых целях. На нем готовят пищу, им обогревают помещения. В химической промышленности из него получают пластмассы, органические кислоты, каучук и спирт. Метан незаменим при производстве аммиака и ацетатного шелка.

    Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых, без которого немыслима жизнь современного человека. Нефть нашла свое применение практически в каждой сфере жизнедеятельности человека: в промышленности, медицине, фармакологии, косметологии, производстве товаров народного потребления.

    Она используется в качестве сырья для производства нефтехимических продуктов: бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Из продуктов ее перегонки делают пластмассы, синтетический каучук, резину, полимерные пленки и синтетические ткани. Производство растворителей, красок, лаков, удобрений, восков, моющих средств было бы невозможно без нефти.

    Песок, глина и камень – ресурсы, которые человек использует в строительстве жилья и в дорожном строительстве (а известно ли вам, почему клетки - кирпичики организма ?). Из глины делают кирпичи, черепицу, керамическую посуду. Песок используется для изготовления стекла. Отшлифованный камень (мрамор, гранит) применяется для облицовки фасадов, памятников, станций метрополитена.

    Мы перечислили всего лишь несколько наиболее востребованных природных ресурсов, которые сосредоточены в недрах нашей замечательной кормилицы, матушки-земли. На самом же деле одно только перечисление названий добываемых человеком ресурсов займет не один десяток страниц.

    Если бы все ископаемые, добываемые людьми в течение года, были погружены в товарный состав, получился бы поезд, который можно было бы 17 раз обернуть вокруг экватора. Это ли не аргумент в пользу того, что земля – наша кормилица? Но долго ли будет продолжаться это благоденствие человека на земле? Поистине ли неистощимы ресурсы земли-матушки?

    Необходимая забота

    Ученые всего мира уже давно бьют тревогу, говоря о том, что человечество, не по-хозяйски относящееся к земле и ее ресурсам, встало на путь самоуничтожения. В первую очередь это касается истощения самого плодородного слоя земли – почвы.

    Почему это стало объектом повышенного внимания и тревоги ученых? Дело в том, что процесс почвообразования крайне сложен и длителен. Для того чтобы образовался всего лишь один сантиметр почвы, природе необходимо 250-300 лет, а на образование 20-сантиметрового слоя должно уйти не менее 5-6 тысяч лет.

    Люди же, не понимая этого, зачастую губят то, что было создано веками: истощают почву неумелой агротехникой и чрезмерным употреблением ядохимикатов, допускают эрозию почвы, не защищая ее от образования оврагов и промоин.

    Как помочь землице–матушке?

    В сознании человека есть потребность защищать родную землю, заботиться о ней: если не с оружием в руках (как в годы военного лихолетья), то хотя бы в плане защиты ее плодородия. Итак, какие же действия необходимы для этого?

    Грамотная агротехника , учитывающая почвенно-климатические условия того региона, где она осуществляется.

    Снегонакопление , способствующее насыщению почвы влагой и препятствующее процессу ее выветривания.

    Разумное использование удобрений : регулярное внесение органики и известкование почвы способствует накоплению основного органического вещества почвы – гумуса, что значительно увеличивает ее плодородие, химические и физические показатели.

    Разумное вложение капитала

    Нельзя обойти стороной и вопрос о том, что земля (как объект недвижимости) всегда была в цене. С каждым годом цены на землю растут и человек, вложивший деньги в приобретение участка земли, может быть уверен, что сделал хорошее приобретение, и вот почему:

    • Землю, в случае острой необходимости, можно продать, причем с большой выгодой для себя.
    • Человек, владеющий землей, всегда может прокормить себя и своих близких, если будет разумно и бережно относиться к своей земле-кормилице.

    Ни за какие сокровища в мире не было таких кровопролитных сражений, как за землю. Эта черта также заложена в сознании каждого человека: до последней капли крови отстаивать свою родную землю-матушку.

    Цели:

    1. Познакомить детей с различными видами почв и их составом.

    2. Ввести понятие «круговорот веществ».

    3. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.

    4. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема. Земля - кормилица.

    Цели:

    1. Познакомить детей с различными видами почв и их составом.

    2. Ввести понятие «круговорот веществ».

    3. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.

    4. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

    Оборудование: физическая карта России; карта края; схема «Типы почв»; материал для опытов; схема «Состав почвы».

    УУД. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

    Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    Прозвенел звонок – начался урок.

    Нам природу надо знать, изучать и охранять.

    II. Проверка домашнего задания.

    Какую тему урока мы изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые.)

    1. Соедините стрелками полезное ископаемое и свойства.

    2. Работа по индивидуальным карточкам.

    I вариант.

    1.Чаще всего он бывает серого или розового цвета. Состоит из множества заметных зерен. Очень прочен. Хорошо полируется.

    2.Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. ________________________________

    3. Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий. Горит. ________________________________

    4. Бесцветный газ. Легче воздуха. Хорошо горит. ________________________________

    II вариант.

    *Напишите названия полезных ископаемых.

    1. Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов. _________________________________

    2. Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.

    _________________________________

    3 . Обычно он темно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, хорошо горит. В нем заметны остатки растений, из которых он состоит. _________________________________

    4. Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Хорошо горит.

    _________________________________

    3. Игра «Узнай меня».

    Очень прочен и упруг,

    Строителям надёжный друг

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы станут и заметны. (Гранит.)

    Он очень нужен детворе

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

    По трубе течёт

    Пироги печёт. (Газ.)

    Без неё не побежит

    Ни автобус, ни такси,

    Не поднимется ракета

    Отгадайте же, что это? (Нефть.)

    Не зря она варилась

    В доменной печи

    На славу получились

    Ножницы, ключи… (Железная руда.)

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги

    А сделать миску или вазу,

    Она понадобиться сразу (Глина.)

    Покрывают им дороги

    Улицы в селениях (Известняк.)

    Он несёт в дома тепло,

    Помогают плавить стали,

    Делать краски и эмали

    Он чёрный, блестящий,

    Помощник настоящий. (Уголь.)

    Росли на болоте растения,

    Стали топливом и удобрением (Торф.)

    2. Работа с картой.

    По знакам условным

    Найдешь, если надо,

    На карте любые

    Подземные клады.

    - Найдите на карте России месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа.

    3. Характеристика полезных ископаемых.

    Краткая характеристика полезных ископаемых по плану:

    а) название;

    б) свойства;

    в) способ добычи;

    г) применение, значение в народном хозяйстве.

    III. Сообщение темы и целей урока.

    1. Загадка.

    - Отгадайте загадку и выясните тему урока.

    И ветер меня обдувает,

    И ливень порой поливает,

    И норку во мне прорывает

    Проворная мышь полевая.

    И солнце все крепче и крепче

    Меня обнимает и шепчет:

    Готовься к страде-урожаю.

    - Это земля-кормилица.

    - Сегодня на уроке мы узнаем, почему люди называют землю «кормилицей».

    III. Работа над новым материалом.

    1. Сказка «Чудесная кладовая».

    - Расскажу вам сказку о волшебной кладовой.

    Чудесная кладовая.

    Есть на свете чудесная кладовая.

    Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

    Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело.

    А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. М. Ильин

    Вы уже, конечно, догадались, как она называется.

    Земля, почва.

    А почему?

    - Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горсточек и т. д.

    - Что же издавна делает земля-матушка?

    - Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.

    - Земля кормит и насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей. Давайте выясним, от чего зависит урожай.

    Вы не раз видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста растения. Верхний слой земли толщиной от 2–3 см до 150–200 см и больше, на котором растут растения, – это почвенный слой, почва.

    Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

    - Остатки старых сухих листьев, старой травы, сухих насекомых.

    Какого цвета почва?

    - Почва темного цвета.

    Давайте вспомним, что еще входит в состав почвы.

    2. Практическая работа.

    Опыт 1.

    Учитель. Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чём это говорит?

    Ученики. Из почвы идут пузырьки. Значит, в почве есть воздух.

    Опыт 2.

    Учитель. Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в коробок. Что осталось на салфетке? О чем это говорит?

    Ученики. Влажное пятно. Значит, в почве есть вода.

    Опыт 3.

    Учитель. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод?

    Ученики. Вода в стакане стала мутной. На самом дне стакана видны песчинки, а сверху – глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.

    Опыт 4.

    Учитель. Нагреем немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?

    Ученики. Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.

    Учитель. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

    Ученики. В составе почвы есть перегной – гумус.

    Опыт 5.

    Учитель. Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? Что это такое?

    Ученики. На стекле образовался белый налет. Это соль.

    Учитель. Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Значит, в почве есть соли.

    Учащиеся заполняют схему.

    3. Рассказ.

    Видеоролик.

    Учитель. Почва состоит из песка, глины и перегноя. В ней имеются вода и воздух, необходимые для жизни растений. Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

    Ученики. От количества перегноя.

    В разных странах почва разного цвета: она то бурая, то красная, то темная, почти черная. Да и в нашей стране почвы тоже очень разнообразны. (Показ разных образцов почвы.)

    В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите несколько основных типов почв на стр.171 учебника. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы. Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

    Ученики. Чернозем, в ней много перегноя.

    Учитель. Особенно плодородны черноземные почвы. Черноземы – одно из богатств нашей Родины. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке на них можно получить высокий урожай.

    Плодородие – основное свойство почвы.

    Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

    Физминутка.

    Видеоролик.

    Учитель. Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

    Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.

    Учитель открывает схему на доске:

    Учитель. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Позже в почве селятся различные животные: черви, личинки, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

    Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием различных микроорганизмов: микробов, бактерий, грибов, насекомых, личинок – превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются полезные вещества. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

    Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.

    Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении.

    Почва образуется в природе медленно (за 250–300 лет «нарастает» всего 1 см), а разрушается быстро. Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Для защиты почвы от выдувания и смыва закладывают лесные полосы. В этой полезной работе участвуют и школьники: собирают семена, помогают при посеве, прополке, высадке и поливе молодых саженцев.

    А там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Ведь чем выше урожаи, тем богаче наша Родина.

    4. Чтение статьи «Охрана почвы» на стр. 162–163 учебника.

    Учитель. Что необходимо делать для защиты почвы ?

    Ученики. Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно орошать почву.

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Ответы на вопросы.

    Учитель. Что называют почвой?

    Ученики. Почва – верхний рыхлый, плодородный слой земли.

    Учитель. Из чего состоит почва?

    Ученики. Почва состоит из воды, воздуха, песка, глины, гумуса, солей.

    2. Кроссворд.

    Слой земли, на котором растут растения. (Почва.)

    Одна из составных частей почвы. (Песок.)

    Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

    Основное свойство почвы. (Плодородие.)

    V. Итоги урока. Выставление оценок.

    1. Ответы на вопросы (стр. 163).

    VI. Домашнее задание (cтр. 160-163, ответы на вопросы)