Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские проблемы  /  Уход за декабристом после цветения. Как ухаживать за декабристом во время цветения? Температура, освещение и влажность

Уход за декабристом после цветения. Как ухаживать за декабристом во время цветения? Температура, освещение и влажность

Человеческая психика весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый - от пьяного, счастливый - от несчастного. Психическое состояние - как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.

При этом психические состояния, в которых может находиться человек, конечно, влияют и на такие его характеристики, как психические процессы и психические свойства, т.е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать свойством личности.

Вместе с тем современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристики психологии личности.

Понятие психического состояния

Психическое состояние - понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности - бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют состояния сознания. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния - радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.

В последнем случае возникает новое психологическое состояние - раздражения, агрессии, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.

Классификация психических состояний

Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние - временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями - системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью - являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

  • на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
  • состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
  • конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном счете с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные - специфичный ответ на конкретный стимул, вторичные - изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности:

  • вторичные реакции адекватны первичным;
  • вторичные реакции превышают уровень первичных;
  • вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций.

Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

Кризисные состояния личности

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры, иерархии ценностей, того значения, которое она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть несбалансированы, отдельные нравственные категории могут обрести статус сверхценности, образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни люди высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие - к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система се ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью - социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.

Состояние негативизма - превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов.

Ситуационная оппозиция личности - резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

Социальная отчужденность (аутизм) - устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности - устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности, даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio - подавление) - отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация, когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация, когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение - недейственным.

Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

Психическое и психологическое здоровье

Психическое и психологическое здоровье - вещи разные.

Психическое здоровье - психические особенности, позволяющие человеку быть адекватным и успешно адаптироваться к среде. Обычно сюда относят соответствие формируемых у человека субъективных образов объективной реальности, адекватность в восприятии себя, способность концентрировать внимание не предмете, способность к удержанию информации в памяти, критичность мышления. Противоположность психическому здоровью - психические отклонения, психические расстройства и психические заболевания.

Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности человек может быть болен душевно. Душа болит, жить не хочется. Может быть и наоборот: душевное здоровье, бодрость при некоторой психической неадекватности.

А психологическое здоровье - это не только душевное, но еще и личностное здоровье. Это состояние, когда душевное здоровье сочетается с личностным, у человека все светло и классно и при этом он в состоянии личностного роста и готовности к такому росту. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам, а так же проявлению человеческого духа.

Психические состояния

Психические состояния - временное, текущее своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности и личностным отношением к этой деятельности.

Классификация психических состояний.

Жизнь человека - непрерывная череда разнообразных психических состояний. В них проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояние радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникает в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как мы относимся к ним. Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и устойчивые. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются нами на: 1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2) мотивационные - стартовые состояния психической активности; 3) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 4) конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся: 1) оптимальные и кризисные ее состояния; 2) пограничные состояния (неврозы, астении, акцентуации, психопатии, умственная отсталость); 3) психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием 1-й и 2-й сигнальных систем и в конечном итоге - с особенностями психической саморегуляции индивида.

Особенности отдельных психических состояний.

Общефункциональные состояния психической активности.

Самое общее, базовое психическое состояние - состояние бодрствования - оптимальной ясности сознания, способности индивида к сознательной деятельности. Оптимальная организованность сознания выражается в согласованности различных сторон деятельности, повышенной внимательности к ее условиям. Различные уровни внимательности, как уже отмечалось, - это различные уровни организованности сознания.

Уровень оптимальности психической деятельности человека зависит от внутренних и внешних факторов, как земных, так и космических. Состояние здоровья, время года, суток, различные фазы Луны, противостояние планет и звезд, уровень солнечной активности - все это существенные факторы нашей психической активности.

Человек реагирует на различные значимые ситуации модификацией (своеобразием) своего психического сосотояни. Одни и те же ситуации по-разному оцениваются им в зависимости от его актуализированных потребностей и доминирующих целей.

Физиологической основой психической активности являются оптимальное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, функционирование очага оптимальной возбудимости (по терминологии И.П. Павлова), доминанты (по терминологии А.А. Ухтомского), возбуждение определенной функциональной системы (по терминологии П.К. Анохина). Энергетический потенциал мозга обеспечивается ретикулярной (сетчатой) формацией, находящейся в основании головного мозга, где происходит первичный анализ поступающих из внешней среды воздействий. Активация же высших, корковых центров обусловливается сигнальной значимостью этих воздействий.

Психическая активность состоит в постоянном анализе объективной значимости и личностного смысла поступающей информации и нахождении адекватного поведенческого ответа на них. Так, вид сосновой рощи по-разному воспринимается фермером, художником и инженером, которому предстоит проложить через нее шоссейную дорогу. Наиболее высокие уровни психической активности связаны с состоянием вдохновения, медитации, религиозного экстаза. Все эти состояния связаны с глубоким эмоциональным переживанием наиболее значимых для данной личности явлений.

Наши восприятия событий и действия зависят от собственных личностных и ситуативных состояний. В критических состояниях у многих людей ослабляется адекватная взаимосвязь с внешним миром - личность погружается в субъективный мир «суженного сознания».

Наибольшая работоспособность появляется у человека через 3 и 10 часов после пробуждения, а наименьшая - в интервале между 3 и 7 часами утра. На общее психические состояния человека влияют комфортность или дискомфортность обстановки, эргономическая организация среды, мотивация деятельности и условия ее осуществления.

Под влиянием длительного воздействия психической нагрузки возникает состояние утомления - временного снижения работоспособности вследствие истощения психических ресурсов индивида. При этом резко снижаются точность и скорость совершаемых операций, сенсорная чувствительность, осмысленность восприятия, возникают сдвиги в эмоционально-волевой сфере.

Состояние психического напряжения в опасных и затрудненных ситуациях.

Состояние психического напряжения - комплекс интеллектуальных и эмоциональноволевых проявлений в сложных условиях деятельности. При адаптации индивида к сложным внешним ситуациям происходят комплексные физиологические и психические сдвиги. При внезапно возникших ситуациях (нападение, отказ двигателя самолета, авария и т. п.) происходит экстренная энергетическая мобилизация организма, модифицируются эндокринные, вегетативные и двигательные функции. В зависимости от остроты ситуации и индивидуальной подготовленности к ее преодолению психическая деятельность индивида может быть дезорганизована (возникает «сужение сознания») или предельно ориентирована на достижение лучшего адаптивного результата.

Психические состояния человека зависит и от того, какие возможные последствия ситуации он предвосхищает и какое значение им придает. Одни и те же обстоятельства могут вызвать у разных людей различные психические состояния. Отдельные элементы ситуации могут приобрести особую значимость в силу психических особенностей индивида.

Неспособность распознавать опасные ситуации и адекватно реагировать на них - причина многих несчастных случаев. Опасная ситуация - обстановка с высокой вероятностью несчастного случая. В ряде случаев грозящую человеку опасность можно предвидеть, предотвратить или уменьшить ее вредные последствия. Для этого необходимо соответствующее развитие прогностических и адаптивных возможностей индивида.

Предвидя опасную ситуацию, человек просчитывает ее вероятность и возможную тяжесть последствий. Чем выше опасность ситуации, тем выше уровень тревожности, напряженнее психическая саморегуляция индивида, выше вероятность возникновения невротических состояний, аффекта и дистресса.

Опасность можно подразделить на физическую и социальную. И отношение к этим видам опасности у различных людей неодинаково. Так, для большинства работников охраны правопорядка тревога из-за невыполнения служебного долга и потери авторитета сильнее, чем тревога из-за возможности получения физической травмы. Неодинакова и способность различных людей противостоять этим видам опасности.

Наиболее распространенная причина несчастных случаев - несформированность стрессоустойчивости в различных типовых аварийных ситуациях. В экстремальных ситуациях доминирующую роль начинают играть слабости нейропсихической организации индивида, его наиболее консервативных регуляционных свойств.

Как показывают исследования, несчастным случаям более подвержены лица эмоционально неуравновешенные, возбудимые, импульсивно-агрессивные, лица с крайне завышенным или заниженным уровнем притязании. В уровнях психического перенапряжения совершаются многие неадекватные действия при управлении техникой. Две трети авиационных катастроф совершаются в результате психической дезорганизации пилотов и групп руководства полетами при внезапно возникших экстремальных ситуациях и в результате несовершенства «языка общения» человека с техническими средствами и системами .

В ситуациях постоянного затруднения деятельности, в условиях систематического предъявления неразрешимых задач у индивида может формироваться устойчивое состояние выученной беспомощности. Оно имеет тенденцию к генерализации - вырабатываясь в одной ситуации, распространяется на весь стиль жизнедеятельности индивида. Человек перестает решать и доступные для него задачи, теряет веру в себя, смиряется с состоянием собственной беспомощности.

Кризисные состояния личности.

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой душевной болью. Психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры, иерархии ценностей, тех значений, которые она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть не сбалансированы и отдельные нравственные категории приобретают статус сверхценности, в результате чего образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие - к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В подобных случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система ее ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью - социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, в омут наркотических состояний. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них:

  • негативизм - превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов;
  • ситуационная оппозиция личности - резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним;
  • социальная отчужденность (аутизм) личности - устойчивая самоизоляция индивида в результате длительного конфликтного взаимодействия с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентаций индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые и даже враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности - устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности и даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии - личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование - индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и труднопереносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (от лат. depressio - подавление) - отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемую подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни, бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности.

Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация - субъект утрачивает чувство реальности происходящего или деперсонализация - индивид не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию от нерешенных задач, принятых обязательств, невыполненного долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение - недейственным.

Одним из кризисных состояний личности является алкоголизм. При алкоголизме все прежние интересы человека отходят на второй план, сам алкоголь становится смыслообразующим фактором поведения; оно утрачивает социальную ориентированность, индивид опускается до уровня импульсивных реакций, утрачивает критичность поведения.

Пограничные психические состояния личности.

Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями. Они пограничны между психологией и психиатрией. К этим состояниям мы относим: реактивные состояния, неврозы, акцентуации характера, психопатоподобные состояния, задержки психического развития (умственная отсталость).

В психологии еще не сформировано понятие психической нормы. Однако для выявления перехода психики человека за грань психической нормы необходимо в общих чертах определить ее пределы.

К существенным характеристикам психической нормы мы относим следующие поведенческие особенности:

  • адекватность (соответствие) поведенческих реакций внешним воздействиям;
  • детерминированность поведения, его концептуальная упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизнедеятельности; согласованность целей, мотивов и способов поведения;
  • соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
  • оптимальное взаимодействие с другими людьми, способность к самокоррекции поведения в соответствии с социальными нормами.

Все пограничные состояния - аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции.

Реактивные состояния.

Реактивные состояния - острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм. Реактивные состояния возникают как вследствие одномоментных психотравмирующих воздействий, так и в результате продолжительного травмирования, а также в силу предрасположенности индивида к психическому срыву (слабый тип высшей нервной деятельности, ослабленность организма после болезни, длительное нервно-психическое напряжение).

С нейрофизиологической точки зрения реактивные состояния являются срывом нервной деятельности в результате запредельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их взаимодействия. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги - повышается выделение адреналина, возникает гипергликемия, повышается свертываемость крови, перестраивается вся внутренняя среда организма, регулируемая гипофизарно-надпочечной системой, изменяется деятельность ретикулярной системы (системы, обеспечивающей энергетику мозга). Нарушается взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласованность функциональных систем, взаимодействия коры и подкорки.

Непатологические реактивйые состояния подразделяются на: 1) аффективно-шоковые психогенные реакции и 2) депрессивно-психогенные реакции.

Аффективно-шоковые психогенные реакции возникают в острых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей: при массовых катастрофах - пожарах, наводнениях, землетрясениях, кораблекрушениях, дорожно- транспортных происшествиях, физическом и нравственном насилии. В этих обстоятельствах возникает гиперкинетическая или гипокинетическая реакция.

При гиперкинетической реакции нарастает хаотическая двигательная активность, нарушается пространственная ориентация, совершаются бесконтрольные действия, человек «не помнит себя». Гипокинетическая реакция проявляется в возникновении ступора - обездвиженности и мутизма (потеря речи), наступает чрезмерная ослабленность мышц, возникает помрачение сознания, вызывающее последующую амнезию. Следствием аффективно-шоковой реакции может быть и так называемый «эмоциональный паралич» - последующее индифферентное отношение к действительности.

Депрессивные психогенные реакции (реактивные депрессии) возникают обычно вследствие больших жизненных неудач, потери близких людей, краха больших надежд. Это реакция горем и глубокой печалью на жизненные утраты, глубокая депрессия в результате жизненных невзгод. Травмирующее обстоятельство устойчиво доминирует в психике пострадавшего. Муки страдания нередко усугубляются самообвинением, «угрызениями совести», навязчивой детализацией травмирующего события. В поведении индивида могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и мимике взрослого человека особенностей, свойственных детскому возрасту) и элементы псевдодеменции (приобретенного снижения интеллекта).

Неврозы.

Неврозы - срывы нервно-психической деятельности: истерический невроз, неврастения и навязчивые состояния.

1. Истерический невроз возникает в психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. Повышенная тормоз- ность коры у этих лиц обусловливает повышенную возбудимость подкорковых образований - центров эмоционально-инстинктивных реакций. Истерический невроз часто встречается у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Он проявляется в излишней аффектации, громком и длительном, не поддающемся контролю смехе, театральности, демонстративности поведения.

2. Неврастения - ослабление нервной деятельности, раздражительная слабость, повышенная утомляемость, нервная истощаемость. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоциональной неустойчивостью, нетерпеливостью. Резко повышается уровень тревожности , беспричинного беспокойства, постоянного ожидания неблагополучного развития событий. Окружающая среда субъективно отражается индивидом как фактор угрозы. Испытывая тревожность, неуверенность в себе, индивид ищет неадекватные средства гиперкомпенсации.

Ослабленность, истощенность нервной системы при неврозах проявляется в дезинтеграции психических образований, отдельные проявления психики приобретают относительную самостоятельность, что выражается в навязчивых состояниях.

3. Невроз навязчивых состояний выражается в навязчивых чувствах, влечениях, представлениях и мудрствованиях.

Навязчивые чувства страха называются фобиями (от греч. phobos - страх). Фобии сопровождаются вегетативными дисфункциями (потливостью, учащенностью пульса) и поведенческой неадекватностью. Человек при этом осознает навязчивость своих страхов, но не может от них освободиться. Фобии многообразны, отметим некоторые из них: нозофобия - страх различных заболеваний (канцерофобия, кардиофобия и др.); клаустрофобия - боязнь закрытых помещений; агорафобия - боязнь открытых пространств; айхмофобия - боязнь острых предметов; ксенофобия - боязнь всего чужого; социофобия - страх общения, публичных самопроявлений; логофобия - страх речевой деятельности в присутствии других людей и др.

Навязчивые представления - персеверации (от лат. perseveratio - упорство) - циклическое непроизвольное воспроизведение двигательных и сенсорно-перцептивных образов (это то, что помимо нашего желания «лезет в голову»). Навязчивые влечения - непроизвольные нецелесообразные стремления (считать сумму цифр, читать слова наоборот и т. п.). Навязчивое мудрствование - навязчивые размышления о второстепенных вопросах, бессмысленных проблемах («Какая рука была бы правой, если бы у человека было четыре руки?»).

При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль за манерами своего поведения, совершает неуместные действия (шмыгает носом, почесывает затылок, допускает неуместные ужимки, гримасы и т. п.).

Наиболее распространенный вид навязчивых состояний - навязчивые сомнения («Выключен ли утюг?», «Правильно ли написал адрес?»). В ряде острокритических ситуаций, при доминировании в сознании определенной опасности возникают навязчивые побуждения к контрастным действиям, противоположным тем, которые диктуются ситуацией (желание сделать движение вперед, стоя на краю пропасти, выпрыгнуть из кабины «чертова колеса»).

Навязчивые состояния возникают преимущественно у людей со слабым типом нервной системы в условиях ослабления их психики. Отдельные навязчивые состояния могут быть крайне устойчивыми и криминогенными.

Кроме вышеуказанных, могут быть и другие навязчивые состояния, вызывающие неадекватность поведения. Так, при навязчивом состоянии боязни неудачи человек оказывается не в состоянии совершить те или иные действия (по этому механизму развиваются некоторые формы заикания, полового бессилия и т. п.). При неврозе ожидания опасности человек начинает панически бояться определенных ситуаций.

Молодая женщина была напугана угрозами соперницы облить ее серной кислотой; особенно ее страшила возможность потерять зрение. Однажды утром, услышав стук в дверь и открыв се, она вдруг почувствовала на своем лице что-то мокрое. Женщина с ужасом подумала, что ее облили серной кислотой, и у нее возникла внезапная слепота. На лицо женщины упал лишь чистый снег, скопившийся над дверью и обвалившийся при ее открывании. Но снег упал на психически подготовленную почву.

Психопатия.

Психопатия - дисгармоничность развития личности. Психопаты - люди с аномалиями отдельных поведенческих качеств. Эти отклонения могут быть патологическими, но во многие случаях они проявляются как крайиие варианты нормы. Большинство психопатических индивидов сами создают конфликтные ситуации и остро реагируют на них, зацикливаясь на ничтожных обстоятельствах.

Все разнообразие психопатов можно объединить в четыре большие группы: 1) возбудимые, 2) тормозные, 3) истероиды, 4) шизоиды.

Возбудимые психопаты отличаются крайне повышенной раздражительностью, конфликтностью, склонностью к агрессии, социальной дезадаптированностью - легко поддаются криминализации и алкоголизации. Для них характерна двигательная расторможенность, обеспокоенность, крикливость. Они неуступчивы в примитивных влечениях, склонны к аффективным вспышкам, нетерпимы к требованиям окружающих.

Тормозные психопаты робки, боязливы, нерешительны, склонны к невротическим срывам, страдают от навязчивых состояний, замкнуты и нелюдимы.

Истерические психопаты крайне эгоцентричны - стремятся быть в центре внимания во что бы то ни стало; впечатлительны и субъективны - эмоционально очень подвижны, склонны к произвольным оценкам, бурным аффективным проявлениям - истерикам; внушаемы и самовнушаемы, инфантильны.

Шизоидные психопаты - высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспотичны, склонны к резонерству. Психомоторика дефектна- неуклюжи. Педантичны и аутичны - отчуждены. Резко нарушена социальная иденти- фицированность - враждебны к социальному окружению. У психопатов шизоидного типа отсутствует эмоциональный резонанс к переживаниям других людей. Их социальные контакты затруднены. Они холодны, жестоки и бесцеремонны; их внутренние побуждения малопонятны и нередко обусловлены сверхценными для них ориентациями.

Психопатические индивиды крайне чувствительны к отдельным психотравмирующим воздействиям, они обидчивы и подозрительны. Их настроение подвержено периодическим расстройствам - дисфории. Приливы злобной тоски, страха, подавленности вызывают у них повышенную придирчивость к окружающим.

Психопатические черты личности формируются при крайностях в методах воспитания - угнетение, подавление, принижение формируют подавленный, тормозной тип личности. Систематическая грубость, насилие содействуют формированию агрессивности. Истерический тип личности формируется в обстановке всеобщего обожания и восхищения, исполнения всех капризов и прихотей психопатоподобного индивида.

Психопаты возбудимого и истерического типа особенно склонны к половым извращениям - гомосексуализму (влечение к лицам своего пола), геронтофилии (влечение к лицам старческого возраста), педофилии (половое влечение к детям). Возможны и иные поведенческие извращения эротического характера - скопофилия (тайное подглядывание за интимными актами других людей), эротический фетишизм (перенос эротических чувств на вещи), трансвестизм (испытание полового удовлетворения при переодевании в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (половое удовлетворение при обнажении своего тела в присутствии лиц другого пола), садизм (эротический тиранизм), мазохизм (аутосадизм) и др. Все половые извращения - признаки психических расстройств.

Умственная отсталость.

Термины «умственная отсталость» и «задержка психического развития» - синонимы. И поскольку умственные процессы неразрывно связаны со всеми психическими процессами и личностными образованиями, более корректно пользоваться термином «задержка психического развития».

Каждому возрастному периоду соответствует определенная мера сформированности познавательных, эмоциональных и волевых процессов, системы потребностей и мотивов поведения, то есть минимум базовых структур психики.

На показателях психического развития основана возрастная периодизация: дошкольный возраст - от 4 до 7 лет; младший школьный возраст - от 7 до 12 лет; средний школьный возраст - от 12 до 15 лет; старший школьный возраст - от 15 до 18 лет.

Психическое развитие индивида происходит неравномерно: формирование отдельных психических свойств может быть опережающим или замедленным. Границы между уровнями психического развития не абсолютны (нельзя, например, точно определить критерии психического развития по годам жизни). Но в каждой возрастной стадии выделяется совокупность признаков психического развития. В экспертном исследовании можно установить лишь тот возрастной период, которому соответствует психическое развитие индивида.

Показатели задержки психического развития: некритичность мышления, необдуманность действий, недоучет объективных условий деятельности, повышенная отвлекаемость на случайные раздражители. Отдельные внешне привлекательные объекты для умственно отсталых подростков служат спонтанными побудителями к действию, индивид подчинен ситуативному «полю» - полезависим.

Признаком умственной отсталости является неразвитость функции обобщения - оперирование общими свойствами объектов заменяется лишь конкретными связями между ними. (Так, в опытах по методу классификаций умственно отсталые подростки не объединяют в одну группу животных собаку и кошку, «потому что они враги».)

Как отмечает Б.В. Зейгарник, у умственно отсталых индивидов единый процесс отражения искажается как бы с двух сторон - с одной стороны, индивид не поднимается над единичными связями, не выходит за пределы конкретных отношений, с другой - словесно-логические связи не опираются на конкретные признаки предметов - у индивида возникает большое количество случайных ассоциаций, он часто использует общие, ничего не говорящие фразы .

Уровень умственного развития определяется тестами интеллекта, их возрастными шкалами .

Психические состояния нарушенного сознания.

Сознание, как уже отмечалось, - психическая саморегуляция на основе отражения действительности в социально выработанных формах - понятиях и оценочных суждениях. Существуют некоторые критические уровни категориального охвата действительности, критерии минимально необходимого уровня психического взаимодействия индивида со средой. Отклонения от этих критериев означают нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью.

Признаками нарушенного сознания являются исчезновение предметной отчетливости восприятия, связанности мышления, ориентации в пространстве. Так, при черепно-мозговых травмах, острых нарушениях центральной нервной системы возникает состояние оглушенности сознания, при котором резко повышаются пороги чувствительности, не устанавливаются ассоциативные связи, возникает безучастность к окружающему.

При онейроидном (сновидном) помрачении сознания возникает отрешенность от окружающей обстановки, которая замещается фантастическими событиями, яркими представлениями всевозможных сцен (военных баталий, путешествий, полетов к инопланетянам и т. п.).

Во всех случаях иарушенности сознания имеет место деперсонализация индивида, нарушение его самосознания. Это позволяет заключить, что самосознание личности, личностные образования являются ядром сознательной саморегуляции.

На примерах психических аномалий и нарушений сознания мы отчетливо видим, что психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями.

Психические состояния непатологической дезорганизованности сознания.

Организованность сознания человека выражается в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Различный уровень внимательности - показатель организованности сознания. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность.

В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания. Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Здесь имеется в виду не та «профессорская» рассеянность, которая является результатом большого умственного сосредоточения, а общая рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентации, ослаблением внимания.

Рассеянность может возникнуть в результате быстрой смены впечатлений, когда человек не имеет возможности сосредоточиться на каждом из них в отдельности. Так, у человека, пришедшего впервые в цех большого завода, может возникнуть состояние рассеянности под влиянием большого разнообразия воздействий.

Рассеянность может возникнуть и под влиянием однообразных, монотонных, малозначимых раздражителей, при непонимании воспринимаемого. Причинами рассеянности могут быть неудовлетворенность своей деятельностью, сознание ее ненужности или малозначительности и т. д.

Уровень организации сознания зависит от содержания деятельности. Очень длительная, непрерывная работа в одном направлении приводит к переутомлению - нейрофизиологическому истощению. Переутомление сначала выражается в диффузной иррадиации процесса возбуждения, в нарушении дифференцировочного торможения (человек становится неспособным к тонкому анализу, различению), а затем возникает общее охранительное торможение, сонное состояние.

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия - состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры мозга и субъективно переживается как тягостное состояние. Апатия может возникнуть в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую реакцию.

Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Эргономика - наука об оптимизации средств и условий человеческой деятельности.

Тревожность - диффузный страх, порождающий ощущение общего неблагополучия, бессилия индивида перед надвигающимися угрожающими событиями.

Обсуждения

Психическое и психологическое здоровье: в чем разница? Интервью с Труевцевым Д.В.

3 сообщения

Второй критерий – неоднократность, повторяемость таких состояний. Например: вам страшно выступать перед аудиторией. Один раз не выступил – было страшно, второй – уже тенденция, третий – начинается тревога. По одному эпизоду говорить, что человек нездоров, нельзя.

Третий критерий – избегающее поведение, когда человек отстраняется от социума и начинает прятаться. Решает, сегодня к зачету не подготовился, подготовлюсь завтра. Сдавать курсовую нужно срочно, но я отложу, ничего страшного. Когда человек принимает решение ничего не делать, ему становится очень хорошо, спокойно. Но через какое-то время этот же шаг оказывается сделать сложнее, а потом еще сложнее. И получается, что чем больше человек чего-то избегает, прячется, тем труднее потом преодолевать. В результате человек все чаще

Положительная динамика связана, как мне представляется, вот с чем: современное общество в значительной степени автономизируется и очень сильно индивидуализируется. Сейчас в обществе идеал успеха связывается с личностью автономной и самостоятельной, но далеко не каждый человек эти социальные требования способен выдерживать. По данным российской исследовательницы Аллы Борисовны Холмогоровой, более депрессивны у нас крайние полярные группы – дети из неблагополучных семей и дети из успешных семей (в элитных школах, гимназиях уровень тревог, беспокойств очень высок).

Психическое и психологическое: в чем разница?

Периодически мы сталкиваемся с такими понятиями, как «психическое» и «психологическое», говоря о здоровье, состоянии, настроении. Но не всегда мы понимаем, что они означают на самом деле, лишь предполагая их смысл. На самом деле, эти два понятия отличаются друг от друга и применяются к разным состояниям здоровья человека. Разберемся, в чем же состоит разница между ними.

Исходя из определения ВОЗ, психическое здоровье представляет собой такое состояние, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего сообщества. То есть это такие психические особенности, которые позволяют человеку быть адекватным и благополучно адаптироваться к среде. Антиподом такому состоянию будут психические отклонения и психические заболевания. Тут стоит отметить, что психическое здоровье человека - не гарантия его душевного здоровья. И наоборот, имея душевное здоровье, можно быть с некоторыми психическими отклонениями.

Немецкий психиатр Эмиль Крепелин предложил классификацию психических аномалий, отсутствие которых в узком смысле предполагает психическое здоровье человека:

1) психозы –тяжелые душевные заболевания

2) психопатии - аномалии характера, личностное расстройство;

3) неврозы – легкие психические расстройства;

Отличие психологического здоровья от психического заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского аспекта. Психологическое здоровье предполагает душевное и личностное здоровье.

Психологически здоровый человек познает себя и окружающий мир как разумом, так и чувствами, интуицией. Он принимает самого себя и признает важность и уникальность окружающих его людей. Он развивается и участвует в развитии других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

То есть психологическое здоровье человека - это комплекс эмоциональных, интеллектуальных, телесных и психических аспектов.

Какой-то определенной нормы определения психологического здоровья не существует, поскольку это зависит от ряда факторов: статус человека, его сфера деятельности, среда обитания и т.д. Есть, конечно, определенные рамки, в пределах которых идет баланс между реальностью и приспособлением к ней. Норма выражается в способности преодолевать определенные трудности и приспосабливаться к определенным обстоятельствам.

Стоит отметить, что если для психического здоровья нормой является отсутствие патологии и симптомов, которые препятствуют адаптации человека в определенной среде, то для психологического здоровья норма - это присутствие определенных личностных характеристик, которые способствуют приспособлению к обществу, где он развивается сам и содействовать развитию других. Отклонение от нормы в случае психического здоровья - это болезнь, в случае психологического здоровья - отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Физическое и психическое здоровье человека, наверное, самый главный природный ресурс человечества в целом и каждого отдельного индивида в частности. Но, в силу опыта людских болезней, как физических, телесных или соматических, так и психических (психологических), душевных, духовных и социальных, возникает вопрос: «Как быть психологически и физически здоровым всю жизнь»?

Сегодня на сайте психологической онлайн помощи http://сайт вы, уважаемые посетители, узнаете что такое физическое и психическое (психологическое) здоровье людей, и как быть психически и физиологически здоровым всю свою жизнь.

Поэтому , если вы действительно хотите узнать как быть здоровым, и физически и психически, то читайте статью внимательней…

Что такое физическое и психическое здоровье человека

Физика и психика человека взаимосвязаны, поэтому физическое и психическое здоровье мы будем рассматривать как одно целое, представляющее собой симбиоз физиологии и психологии.

Практически не для кого не тайна, что счастья и благ желает психически и физически здоровый человек, он же стремится и к успехам в жизни. Больному же, по сути ничего не хочется и ничего не надо, кроме выздоровления и избавления от душевных и телесных страданий.

Рассмотрим в отдельности критерии психического и физического здоровья человека

Психическое (психологическое и эмоциональное) здоровье (духовное и душевное):
1) Психическое равновесие;

2) Психологическая гармония и адаптивность;

4) Целеустремленность, активность и работоспособность;

5) Полноценная семейная и сексуальная жизнь;

6) Способность управлять своим поведением в социуме;

7) Ответственность за себя, своих несовершеннолетних детей и отношения с близкими;

8) Автономность личности, саморазвитие и самоактуализация, уверенность в себе;

9) Независимость и естественность поведения и выражения эмоций (отсутствие «социальной маски»);

10) Адекватная самооценка, положительная эмоциональность и открытость, доброжелательность и принятие других;

11) Познание себя, умение управлять собой и умение радоваться жизнью (быть счастливым)….

Физическое здоровье (телесное, соматическое, физиологическое):
1) Отсутствие заболеваний и симптомов болезней;

2) Телесная развитость и тренированность;

3) Отсутствие явных дефектов и увечий;

4) Репродуктивная и сексуальная способности;

5) Полноценное физиологическое и генетическое развитие;

6) Нормальное функционирование органов и систем организма;

7) Нормальное физическое самочувствие…

Как быть здоровым физически и психически всю жизнь

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических (психических) дефектов.

Чтобы быть физически и психически здоровым, изначально нужно полюбить себя (свое внутреннее «Я») и свое тело (т.е. не жалеть, а любить себя, исключая эгоизм или/и нарциссизм).

Далее, проявлять заботу о себе, своей психике и соматике, так, как влюбленный человек заботится о своем(ей) возлюбленном(ной) в конфетно-букетный период (довести это, с помощью тренингов и практики, до автоматизма и ежедневно выполнять, чтобы оставаться здоровым всю жизнь).

Что нужно делать, чтобы сохранить свое физическое и психическое здоровье

Для этого вам предложены простые, но в то же время очень действенные психологические тренинги и физические упражнения, которые помогут вам быть до конца жизни здоровым, успешным и счастливым.

Тренинги и упражнения для сохранения психического и физического здоровья
Упражнения для сохранения физического здоровья: выполнять утром после пробуждения и вечером перед сном: Использовать утром в виде физической зарядки, вечером — физической разрядки.

Упражнение 1.
Ходьба на месте или с передвижением, при этом движения рук размашистые с сжиманием и разжиманием пальцев рук.

Упражнение 2.
Поставьте ноги на ширину плеч, левую руку в сторону и вверх, правую – за спину, прогнитесь и потянитесь, вдох. Вернитесь в исходное положение – выдох. Смените положение рук и повторите.

Упражнение 3.
В том же исходном положении поднимитесь на носки, руки в стороны и вверх, прогнитесь, вдох. Вернитесь в исходное положение – выдох.

Упражнение 4.
Встаньте в исходное положение, ноги врозь. Левая рука – вверх, правая – на пояс. Пружинящий наклон вправо. То же самое повторите в другую сторону.

Упражнение 5.
Исходное положение стоя. Мах левой ногой назад, руки махом вперед, кисти рук расслаблены, вдох. Вернуться в исходное положение – выдох. То же самое повторите с правой ногой.

Упражнение 6.
Примите то же исходное положение. Поднимитесь на носки, руки раскиньте в стороны, вдох. Выпад правой ногой, наклониться вперед, коснуться руками пола, выдох. Вернитесь в исходное положение, вдох. Такое же действие проведите с левой ногой.

Упражнение 7.
Сядьте на пол, руки к плечам, сделайте три пружинящих наклона вперед, взявшись руками за голени, выдох. Выпрямитесь, руки к плечам, вдох. Постепенно увеличивайте наклоны, при этом, не сгибая ног. Поднимите туловище и расправьте плечи.

Упражнение 8.
В положении сидя, упритесь сзади руками. Прогибаясь, перейдите в упор лежа сзади, согните правую ногу вперед, то же самое повторите, сгибая левую ногу. При выполнении упражнения оттягивайте носки.

Упражнение 9.
Примите исходное положение, стоя, ноги врозь. Вытяните вперед руки, пальцы переплетите. Поверните туловище влево, вдох, вернитесь в исходное положение, выдох. Наклонитесь назад, руки за головой, вдох, вернитесь в исходное положение, выдох. Повторите все в другую сторону.

Упражнение 10.
Исходное положение, стоя, руки на поясе. Поочередные прыжки на правой и левой ноге. Дыхание произвольное.

Когда появится навык выполнения физических упражнений для сохранения здоровья, рекомендуется заменить обычное дыхание, при выполнении зарядки-разрядки, на диафрагменное дыхание (это будет способствовать еще и тренировки внутренних органов, что улучшит обмен веществ и насыщение органов и тканей кислородом и питательными веществами).

Упражнения для сохранения психического и эмоционального здоровья (выполнять утром по пробуждению и вечером перед сном):

Для отработки психоэмоциональных негативов и стрессов, накопленных за день, и расслабления перед ночным отдыхом, рекомендуется использовать

Психологическое здоровье и психическое здоровье на самом деле являются совершенно разными вещами. И в случае неполноценности с одной или другой стороны поведение человека изменится, и это, скорее всего, будет заметно. По этой причине необходимо поддерживать уровни психологического здоровья и психического здоровья.

Определение терминов

Для того чтобы ответить на вопрос о том, чем психическое здоровье отличается от психологического, необходимо сначала понять оба этих термина.

Психическое здоровье - это определенные особенности, которые позволяют человеку вести себя адекватно и успешно адаптироваться к окружающей среде. К этой категории обычно относят то, насколько соответствуют формируемые у человека субъективные образы реальности объективной, а также оценивается адекватное восприятие себя самого, способность концентрироваться на чем-либо, способность к запоминанию определенных информационных данных и умение мыслить критически.

Противоположностью хорошего психического самочувствия являются отклонения, а также самые разные расстройства и заболевания человеческой психики. При этом, если психика в порядке, это вовсе не является гарантией здоровья душевного.

При полноценной психике и полной адекватности человек может иметь тяжелейшие душевные заболевания. Проще говоря, человеку не хочется жить. Может быть и совершенно наоборот: прекрасное душевное состояние, совмещенное с психическими отклонениями и неадекватностью.

Под определение психологическое здоровье подпадает не просто душевное самочувствие, но и состояние личности. То есть это определенный вид самочувствия, при котором душевное и личностное сочетаются, у человека все хорошо в жизни, при этом личность его находится в состоянии роста и готовности к движению вперед.

Психологическое самочувствие описывает личность в целом, оно относится к нескольким сферам сразу: к познавательной, мотивационной, эмоциональной, а также к волевой областям. Помимо этого, сюда можно отнести различные проявления силы духа.

Критерии психического состояния

Здоровье представляет собой основу всей человеческой жизни, определенную гарантию успеха и того, что все будет хорошо. Оно является одним из обязательных условий для достижения целей в жизни. Во многих культурах оно является не только ценностью одного индивида, но и огромным общественным достоянием.

Психологические основы физического, психического и социального здоровья принято рассматривать в двух его аспектах. Критерии оценки психического самочувствия наиболее полно раскрыты А. А. Крыловым. Они применимы также и к психологическому состоянию.

Ученый выделяет критерии в соответствии с тем, каким образом они себя проявляют (различные процессы, свойства). Крылов полагает, что личность, которая в порядке психически, может характеризоваться следующими свойствами:

  • нравственность (то есть чувство совести и чести);
  • сосредоточенность;
  • уравновешенность;
  • оптимистичное отношение к жизни;
  • адекватные притязания;
  • чувство долга;
  • отсутствие обидчивости;
  • уверенность в себе;
  • отсутствие лени;
  • общая естественность;
  • наличие чувства юмора;
  • независимость;
  • ответственность;
  • терпение;
  • самоконтроль;
  • уважение к самому себе;
  • доброжелательность к окружающим.

Опираясь на эти критерии психологического здоровья и психического здоровья, которые вывел Крылов, есть возможность сделать вывод, что нормальная психика, как определенная составляющая самочувствия в целом, включает в себя совокупность таких характеристик, которые помогают установить равновесие и предоставить возможность человеку выполнять свои функции в социуме.

Человек с нормальной психикой адаптирован к жизни в социуме, а также принимает в нем непосредственное участие.

Критерии психологического состояния

В науке тему нормального психологического самочувствия подробно разрабатывала И. В. Дубровина. Отличие психического здоровья от психологического заключается в том, что первое относится к отдельным процессам и механизмам человеческой психики, а второе имеет непосредственное отношение к личности в общем, а также тесно связано с наивысшими проявлениями человеческой, так сказать, души.

Термин дает возможность выделить проблемы психологического и психического здоровья. Дубровина дает заметку о том, что психологически нормальная личность способна обладать такими качествами, как самодостаточность, понимание и принятие самого себя. Все это дает человеку возможность для развития самого себя в контексте взаимосвязи с окружающим миром и людьми в различных условиях культуры, экономики, экологии и социума нашей реальности.

Помимо всего вышеперечисленного, психологически нормальные личности имеют при себе такие качества, как:

  • устойчивость эмоций;
  • в соответствии со своим возрастом зрелость чувств;
  • совладение с собственным негативом и порождаемыми им эмоциями;
  • наиболее естественное проявление своих эмоций и чувств;
  • способность радоваться своей жизни;
  • способность сохранять привычное для себя самочувствие;
  • адекватное восприятие собственной личности;
  • наибольшее приближение образов субъективных к отражаемым реальным объектам;
  • способность сконцентрировать свое внимание на определенном предмете;
  • способность к запоминанию информационных данных;
  • способность к обработке данных при помощи логики;
  • критическое мышление;
  • креативность;
  • самопознание;
  • управление собственными мыслями.

Итак, в чем разница психического и психологическое здоровья человека? Первое представляет собой определенную динамическую совокупность свойств психики индивида, которые способны поддерживать гармонию между потребностями его и общества. Они также являются предпосылкой человеческой ориентации на исполнение своего жизненного предназначения.

Психологическая же норма обычно интерпретируется как способность к жизни индивида, как сила этой самой жизни, которая была обеспечена наиболее полным развитием, а также как способность к приспособлению и личностному росту в меняющейся, иногда неблагоприятной, но совершенно обыденной для большинства среде. Все это является предпосылками для нормального психологического самочувствия.

Всемирная организация здравоохранения

В чем еще заключается разница психического и психологическое здоровья человека? ВОЗ дает такое определение психическому: это благополучное состояние, в котором индивид оказывается способен к реализации своего собственного потенциала, способен справляться с привычными стрессами и раздражителями в жизни, приносить собственный вклад в общественную жизнь, выполнять свою работу наиболее продуктивно, дабы она приносила наибольшие плоды.

ВОЗ выделяет следующие критерии:

  1. Осознание (вкупе с ощущением постоянства) непрерывности, а также идентичности собственного "Я" как психического, так и физического.
  2. Ощущение идентичности и постоянства собственных переживаний в ситуациях одного типа.
  3. Критическое отношение к самому себе, а также к своей собственной психической деятельности и ее результатам.
  4. Соответствие адекватных реакций психики частоте и вместе с ней силе воздействий окружающей среды, обстоятельств и различных ситуаций в социуме.
  5. Способность к управлению своим собственным поведением с учетом соответствия различным нормам социума, законам и правилам.
  6. Способность распланировать собственную деятельность в жизни вместе со способностью к реализации этих планов.
  7. Способность к изменению способа своего поведения в зависимости от того, как меняются обстоятельства и ситуация в жизни.

К слову, существует даже Всемирный день психического здоровья, который принято отмечать десятого октября. Начало этому было положено в 1992 году.

Отличие терминов в ВОЗ

В ВОЗ отличают психологическое здоровье и психическое здоровье человека главным образом по тому, что психическое самочувствие принято относить к совершенно отдельным процессам психики, а также ее механизмам. Психологическое же, в свою очередь, принято относить к самой личности в общем. Это дает возможность отделить психологический аспект любой проблемы.

Вышеупомянутая Дубровина ввела такой термин, как "психологическое здоровье", в лексикон науки совсем не так давно. Она считает, что психологическое благополучие - это совершенно необходимое условие для того, чтобы человек функционировал и развивался полноценно в процессе собственной жизнедеятельности.

Связь психологического состояния с физическим на данный момент является неоспоримой.

Психологические характеристики долгожителей

Джюэтт исследовал психологические типы как формы психического здоровья людей, которые благополучно сумели дожить до сильно преклонного возраста (80-90 лет). Результаты исследований продемонстрировали, что всем этим людям были присущи следующие качества:

  • жизненный оптимизм;
  • спокойствие на эмоциональном уровне;
  • способность ощущать неподдельную радость;
  • ощущение самодостаточности;
  • высокая адаптируемость к трудным жизненным ситуациям.

Портрет желаемого результата

Таким образом, если составлять сильно обобщенный портрет внутреннего мира здорового человека на основе выделенных выше характеристик, то можно увидеть личность творческую, спонтанную, радующуюся своей жизни, веселую, открытую для чего-то нового, не прекращающую познавать себя и свой окружающий мир, не только используя разум, но и задействуя свои интуицию и чувственность.

Такой человек полностью принимает собственную личность, при этом осознавая ценность и абсолютную уникальность людей, что его окружают. Он также находится в постоянном самосовершенствовании и помогает с этим другим людям.

Подобная личность прежде всего берет ответственность за собственную жизнь на себя самого, а из неудачных ситуаций извлекает полезные уроки. Жизнь его, конечно же, наполнена смыслом, который он сам отыскал.

Про таких людей обычно говорят, что "он находится в гармонии" как с самим собой, так и с миром, что его окружает. Из этого можно выделить ключевое слово для описания термина "психологическое здоровье". Этим словом будет "гармония".

Согласие с самим собой

У психологически нормального человека в гармонии находятся различные аспекты, к которым можно отнести психические, интеллектуальные, телесные и эмоциональные. Критерии, при помощи которых можно дать определение тому, насколько здоров определенный человек, на самом деле предстают довольно размытыми.

Сами понятия психического и психологического здоровья личности и их нормы в большинстве своем обуславливается обычаями, традициями, моральными устоями, культурными и социальными особенностями сообщества.

У древних викингов были такие воины, их называли "берсеркерами". Во время битвы они были способны впадать в состояние некоего боевого транса. Такой человек был просто незаменим на поле брани, однако вне этого поля поведение такого воина с трудом можно назвать адекватным.

Не слишком чувствительный и даже циничный патологоанатом в своей профессии способен реализовать свой потенциал более чем полно, при этом за пределами своей рабочей атмосферы он может смотреться в глазах других людей несколько странно.

Сама норма - это баланс между приспособлением к реальности и самой реальностью, это задача развития своей личности и самоутверждение вместе с ощущением ответственности и некоторым потенциалом энергии психики и активностью. Норма является также умением преодолевать трудности на жизненном пути и принимать вызов окружающего мира.

Нормы психического здоровья

Психика человека ухудшается с возрастом (после примерно 80 лет, иногда даже раньше) и во время болезней. Благополучие психики вовсе не является чем-то постоянным, оно динамично. К нормам этого состояния относятся:

  1. Умственные способности. Это хороший интеллектуальный уровень, способность продуктивно мыслить, стремление к определенному положительному исходу, при этом опираясь на действительные факты. К этой норме также относятся самосовершенствование и воображение.
  2. Понятие морали. Про таких людей принято говорить, что у них есть "душа". Им совсем не свойственна тупость нравственная. При этом таким людям присущи объективность и справедливость. Воля у них твердая, но без упрямства. Ошибки признают, но не терзают себя.
  3. Адаптивность к различным социальным ситуациям. Такие люди контактируют с различными слоями населения самых разных возрастов. Им свойственна непринужденность в отношении вышестоящих и нижестоящих лиц вместе с чувством ответственности. Они хорошо ощущают социальную дистанцию, а поведение их несколько спонтанно.
  4. Оптимизм личности. Это добродушность характера и эмоциональная самостоятельность. Реалистичное отношение к жизни без страха перед риском.
  5. Эмоциональность, в которой отсутствуют лишняя подозрительность или доверчивость, при этом присутствует свежесть эмоциональных ощущений.
  6. Сексуальность. Здесь имеется в виду учет мнения и различных пожеланий своего партнера и уважение его личности.

Различные состояния

У состояния психологического здоровья человека имеется несколько уровней. Сначала идет уровень креативный (высокий). Это стабильная адаптируемость к окружающей среде и наличие запаса сил для преодоления стресса, плюс активная жизненная позиция.

Последний уровень (низкий) называется дезадаптивным. Людям такого уровня свойственны стремление к приспособлению к обстоятельствам, однако при этом они не обращают внимания на свои возможности и желания. Либо они, наоборот, занимают "атакующую" позицию, желая подчинить мир своим желаниям. Таким людям, как правило, необходимы индивидуальные занятия и психологическая помощь.

Существует излюбленное выражение психиатров, что не существует полностью здоровых людей, есть только недообследованные. Данные Е. Шапошникова говорят о том, что полным составом нормальных психологических показателей обладает лишь двадцать пять или тридцать процентов населения. При этом в определенных жизненных ситуациях даже самые "нормальные" люди могут реагировать несколько необычно.

Приблизительно пятьдесят процентов людей балансируют на грани психических норм и тех или иных отклонений. При всем этом приблизительно пять процентов считаются психически ненормальным и требующими квалифицированной помощи. В разных странах эти показатели незначительно меняются.

Психическое здоровье - одна из важнейших составляющих психологического здоровья и условий психологического благополучия человека.

Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен. Он прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. Неслучайно на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. Так, В. А. Сухом- линский еще в 1974 г. писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.» .

В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт. Случаи могут быть разные, но для нас важно, что взаимовлияние духа и тела признается безусловно.

Термин «психическое здоровье» введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979) была подчеркнута особая роль психического развития в здоровье ребенка. Психическое здоровье детей рассматривается как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивает адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности.

Психическое здоровье человека обусловлено его психическим развитием, которое идет непрерывно на протяжении всей жизни и имеет в каждом возрастном периоде свои особенности.

Сензитивным периодом зарождения и становления психического здоровья является дошкольное и школьное (начальные классы) детство. Детство - начальный этап, самый ответственный, во многом определяющий все последующие этапы развития человека как человека. Именно в этом возрасте закладываются основы психического здоровья, по сути, являющегося той плодотворной почвой, на которой зарождаются истоки личности и индивидуальности растущего человека.

Л. С. Выготский доказал, что психическое развитие ребенка есть процесс его культурного развития и что зависит это развитие от той культурной социальной среды, в которой проходит его детство. Он задавал вопрос: «Каким же образом из хаоса некоординированных движений новорожденного ребенка возникает стройное и разумное поведение человека?» И отвечал: «Оно возникает под планомерным, систематическим, самодержавным воздействием среды, в которую попадает ребенок» 12, с. 2421.

По мысли Л. С. Выготского, именно «врастание ребенка в культуру является развитием в собственном смысле слова» .

Как же происходит «врастание ребенка в культуру»? Что это значит? Это значит овладение ребенком, присвоение им культурно заданных средств:

  • - действий с предметами;
  • - отношений с другими людьми;
  • - владения собой, своей психической деятельностью, своим поведением.

Из этого следует, что условия культурного развития включают в себя не только знания о способах действия с предметами окружающего мира, об отношениях с другими людьми, но и познание самого себя и своих способностей, интересов, желаний, отношений и пр. Овладевая культурой в процессе неформального семейного образования, ребенок одновременно овладевает собой и своим поведением, постепенно усваивает опыт общественной жизни, общественных отношений, традиций, знаний, ценностей, культуры, постепенно накапливает собственный опыт отношений, интересов, успехов и неуспехов, переживаний.

Только в результате всего этого развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность (Л. С. Выготский), происходит постепенная ее социализация и индивидуализация.

Именно полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов составляет основу психического здоровья. Почему?

Родившемуся человеку присущи, помимо потребностей в еде, тепле, заботе, великие базовые потребности, удовлетворение которых позволяет ему стать человеком:

потребность в познании того мира, куда он попал при рождении;

Потребность в установлении контактов с людьми;

потребность понять самого себя и занять достойное место в обществе людей и в мире, потребность реализовать себя;

Потребность в теплоте чувств, внимании, нужности, потребность любить и быть любимым.

Эти потребности ребенок может удовлетворять лишь с помощью тех людей, в чей круг, в чью среду он попал при рождении.

В каждом возрастном периоде жизни на основе базовых потребностей возникают особые потребности в деятельности, общении, познании, понимании и эмоциональном принятии себя, окружающих людей, мира. Становление личности как раз и связано с развитием и удовлетворением базовых потребностей растущего человека.

Удовлетворение этих потребностей порождает положительные эмоции и чувства, способствует развитию ребенка, укрепляет его психическое здоровье, положительно сказывается на его психологическом благополучии.

Неразвитые психические функции в любом возрастном периоде препятствуют удовлетворению этих потребностей, т.е. не позволяют человеку полноправно взаимодействовать с миром людей, культуры, природы, понимать и чувствовать этот мир, и порождают депривации различного рода.

Депривация (от лат. «лишение») - ограничение или искажение контактов человека со средой, в итоге может приводить к разным деформациям психики, нарушениям психического развития и, следовательно, психического здоровья.

Психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта.

Психологический комфорт - ощущение психологического благополучия, он может рассматриваться как профилактика не только нарушений психического здоровья, но и психосоматических заболеваний.

Психологический дискомфорт или ощущение психологического неблагополучия возникает в результате фрустрации потребностей у ребенка, создает депривационную ситуацию и, как следствие этого, - нарушение психического здоровья (страхи, тревожность, психическое напряжение, комплексы, негативные переживания, неуверенность, недоверие самому себе, неадекватные реакции и пр.).

Различные формы депривации - сенсорной, эмоциональной, двигательной, социальной и пр. - всегда приводят к нарушению нормального функционирования психики.

Весьма редко депривация вызывается воздействием всего одного фактора, почти для каждой депривационной ситуации характерно неудовлетворение нескольких важных потребностей ребенка. При этом у разных детей и в разные периоды развития эти неудовлетворенные потребности находятся в различных взаимоотношениях. Поэтому так важно установить, какие психические потребности являются в определенный период развития ребенка особенно сильными и каковы те потребности, недостаточное удовлетворение которых является наиболее опасным для его развития .

Можно увидеть сложную цепочку взаимозависимостей неблагоприятных факторов (условий), которые ведут к состоянию психологического неблагополучия:

Мы видим, что в результате неудовлетворенных потребностей возникает психологический дискомфорт. Это создает депривационную ситуацию, следствием чего являются нарушения психического здоровья ребенка, что приводит его к психологическому неблагополучию.

Все это тормозит, искажает позитивный путь психического развития и становления личности растущего человека, негативно влияет на его психическое здоровье и психологическое благополучие.

Л. С. Выготский не только обосновал положение о том, что психическое развитие ребенка есть процесс его культурного развития, но и доказал, при каких условиях - психологических, педагогических, социальных - этот процесс культурного развития происходит. Что же это за условия?

- Привет, как здоровье?

- Спасибо, все хорошо.

Как часто в нашей жизни мы произносим эти слова, не задумываясь о том, что такое «здоровье». Для большинства людей это понятие обозначает отсутствие телесных недугов или серьезных болезней. Но здоровье - это не только хорошее физическое состояние и самочувствие, это еще и эмоциональное, психологическое благополучие человека, это такой способ контакта с миром, при котором человек чувствует себя удовлетворенным и счастливым. Это гармония внешнего и внутреннего, сбалансированное состояние человека, позволяющее ему успешно функционировать в мире.

Речь идет о психологическом здоровье человека , которое следует отличать от психического здоровья .

Психическое благополучие (здоровье) - это стабильное функционирование психики, которое позволяет человеку быть адекватным требованиям общества. Неадекватное поведение подразумевает психические отклонения и заболевания. То есть психическое и психологическое здоровье - это абсолютно разные и не дополняющие друг друга понятия. При полной сохранности психики человек может ощущать длительный внутренний дискомфорт и чувство апатии, раздражения, пониженное настроение и депрессию. И наоборот, бодрый духом и в хорошем настроении человек может оставаться психически неадекватным.

Таким образом, психологическое здоровье - это адаптивность и личностное благополучие: хорошее настроение, склонность действовать, а не переживать, принятие себя и других, альтруизм, креативность, ответственность, автономность и т.д. На другом полюсе находятся деструктивные (направленные на разрушение) личностные проявления, мешающие положительным переживаниям и способствующие неудовлетворенности жизнью в целом. Это такое особенности как склонность действовать с «позиции жертвы», обвинять, чувствовать обиду, частые перепады настроения, неумение контролировать свои эмоции и желания. Психологические нездоровый человек действует по стереотипам, не готов к изменениям, неадекватно воспринимает оценки окружающих и свои собственные успехи и неудачи.

Однако психологическое здоровье не стоит отождествлять с положительными свойствами и качествами личности, потому что сами нормы положительных и адаптивных личностных черт в разных культурах и обществах могут быть различными. Например, агрессивность в нашем обществе воспринимается как деструктивное качество, которое негативным образом сказывается на психологическом здоровье человека, в то же время агрессивность воинов какого-нибудь племени является необходимым условием его выживания и воспринимается другими членами племени как положительное и одобряемое качество.

Поэтому психологическое здоровье - это не модель идеального человека и не состояние блаженства, это взаимодействие «движения к людям» и «движения к самому себе». Психологически здоровый человек осознает то, что с ним происходит, чувствует целостность и независимость своего существования, ощущает поддержку окружающих и сам оказывает помощь.

По сути это такой человек, который не воспринимает мир и других людей как постоянную угрозу, он не расходует энергию на защиту от злого мира, а используют ее для саморазвития. Создавая гармонию внутри себя, он с успехом реализует свой потенциал.

Точно так же как мы заботимся о своем теле, необходимо заботиться и о душе. Чтобы быть физически здоровыми, мы ведем активный образ жизни, ходим в спортзал, следим за питанием и т.д. Чтобы быть здоровым психологически нужно тоже работать, только работа эта над собой. Это познание себя, воспитание способности к принятию решений и умение выделять альтернативные способы действия, готовность к изменениям, эффективное использование своих ресурсов, принятие ответственности за любой сделанный выбор.

Конечно, чтобы двигаться в правильном направлении и развиваться необходимо в первую очередь знать себя, свои слабые места и потенциальные ресурсы. В этом вам помогут методики познания и исследования личности, характера, интеллектуальной сферы, системы межличностных отношений и т.д. Подробнее читайте .

Полученные знания можно использовать для построения жизненных планов и перспектив, способствующих личностному росту и самоактуализации, для осознания собственных возможностей и оценки реальных жизненных достижений, что в конечном итоге благотворно скажется на вашем психологическом здоровье и эмоциональном благополучии.