Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Где находится тридентский собор. Тридентский собор и важнейшие результаты его работы

Где находится тридентский собор. Тридентский собор и важнейшие результаты его работы

Ход Контрреформации

С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534-1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.

В 1542 г. появилась булла «Licetabinitio». Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини.

Папа Павел III способствовал обновлению церкви, «положил начало идейно-теоретической подготовке антиреформационногонаступления». При нем важные посты в курии и архиепископствах заняли такие деятели, как кардинал ГаспароКонтарини, ДжакопоСадолето и «отец неаполитанско-испанской инквизиции кардинал Караффа». Караффа в 1543 г. наложил запрет на печать любых книг без разрешения инквизиции. Позже, уже в 1559 г., был впервые издан «Индекс запрещенных книг», который рассылался во все уголки католического мира. Те издания, которые входили в него, не могли быть официально напечатаны, их запрещалось иметь у себя. Среди таких книг были работы Лоренцо Валлы, Макиавелли, Ульриха фон Гуттена, Боккаччо, Эразма Роттердамского.

Тридентский Собор

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. В булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения. Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение.

Постановления Тридентского собора

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собой в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным. Из-за реформационного движения католической церкви необходимо было объединиться. Но в это время были уже довольно сильны национальные церкви, желавшие ограничить власть папства, поставить выше его решений решения соборов. Но собор посчитал, что единственной силой, способной объединить церковь, было именно папство. Поэтому Тридентский собор закрепил верховенство власти понтификов. «Критерием верности церкви стала верность папству».

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви - торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно был идти по реформаторскому типу. Таки образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).

Иезуиты создавали свои учебные заведения с целью давать образование в духе обновленного католицизма. Император Фердинанд I создал университеты в Вене и Праге. Если протестанты предоставляли князьям, перешедшим в их веру, возможность объединить в своих руках и светскую, и религиозную власть, то и Контрреформация давала такую же возможность. «С согласия папы, даже в союзе с ним, они могли сохранить за собой свои приобретения, и их влияние в католической церкви росло (с образованием тесного союза светской власти и папы)». Такое решение было обусловлено тем, что за правителем в вопросах веры в большинстве случаев следовало и дворянство. Таким образом, чтобы не потерять авторитета и усилить влияние, церкви необходимо было дать большую свободу светской власти. Союз духовной и светской властей предполагал и усиление влияния государственных интересов на избрание пап. В середине XVI века появилось право «государственного вето». Кардиналы-представители той или иной страны были проводниками воли государства, они выдвигали вместо нежелательного для светской власти кандидата на папский престол другого, угодного им. Император Карл V впервые дал указание кардиналам империи, за кого голосовать. Габсбурги обеих ветвей сделали право «вето» своим привычным правом. Позже им пользовались и другие европейские монархи.

В результате Контрреформации Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

ИЕЗУИТЫ - В 1540 году для борьбы с Реформацией папа римский Павел III утвердил «Общество Иисуса», или орден иезуитов. Основание этого ордена было одним из важнейших проявлений начавшихся в то время гонений на сторонни­ков Реформации. Орден иезуитов был основанв 1534 испанским дворянином Игнатием Лойолой, причисленным за это к лику святых. Первые иезуиты начали свою деятельность в Париже, где в то время учился Лойола. После утверждения ордена Лойола был назначен его генералом, и число членов ордена стало стремительно возрастать. В начале XVII века их было уже больше 30000. В отличие от других монахов, иезуиты не имели своих монастырей. Основным полем их деятельности стали учебные заведения в разных странах Европы. В 1574 году орден контролировал 125 учебных заведений, а в XVII веке их число увеличилось в три раза. Так к концу XVII века орден иезуитов превратился в самую влиятельную и могущественную церковную органи­зацию. Это даже побудило папу Иннокентия X ограничить полномочия генерала ордена. Для иезуитов был установлен особый костюм, мало чем отличавшийся от светской одежды. Принципом орде­на всегда было положение, что «цель оправдывает средст­ва». За свою долгую историю иезуиты накопили огромные богатства. В настоящее время члены ордена владеют землями, предприятиями в самых различных странах мира.

Начало Тридентского собора (1545–1563) было крайне неудачным. К моменту предполагаемого открытия собора в Триент (ныне Тренто, Италия) прибыло всего 10 епископов, а на первых заседаниях присутствовало только 30 епископов. На то были свои причины. Император Карл V желал, чтобы собор происходил на территории Священной Римской империи, тогда как французский король настаивал на соборе в Авиньоне; папа, со своей стороны, хотел провести собор в одном из итальянских городов, чтобы избежать контроля со стороны светских властей. В итоге был избран Триент, город, находившийся в границах империи, но расположенный неподалеку от Франции и Италии. Папа хотел, чтобы собор вынес определения относительно спорных догматов, император же настаивал на рассмотрении одних лишь дисциплинарных вопросов. Кроме того, в самих католических кругах не было единодушия относительно того, кому принадлежит верховная власть в церкви – папе или собору, и многие епископы подозревали, что папа желает укрепить ускользающую власть. И наконец, существовала оппозиция собору со стороны светских государей католических стран.

Последнее обстоятельство, впрочем, оказалось на руку папе, поскольку давало ему возможность собрать своих сторонников. На соборе председательствовали три папских легата, которые обладали исключительным правом выдвигать вопросы на обсуждение. Папские делегаты взяли под свой контроль организацию собора, заменив голосование по принципу национального представительства (принятое на Констанцском соборе, закончившемся великой западной схизмой) индивидуальным голосованием, уменьшив тем самым возможность воздействия на результаты голосования со стороны императора и европейских монархов через послушные им национальные фракции участников собора. Каждый вопрос, вынесенный на повестку дня легатами папы, рассматривался группой теологов и специалистов по каноническому праву, а результаты этого рассмотрения доводились до сведения епископов, которые и принимали окончательное решение. Затем на общем собрании принималось постановление. В период с 1545 по 1563 собор трижды возобновлял свою деятельность; всего за это время было проведено 25 пленарных заседаний.

В результате было выработано официальное католическое учение о первородном грехе, об оправдании, о мессе и о таинствах. Кроме того, собор принял дисциплинарные постановления о минимальном возрасте для поступающих в монастырь, об аттестации и улучшении подготовки священства, о церковных облачениях и епископском контроле над приходскими священниками. Однако за всеми вопросами, обсуждавшимися на Тридентском соборе, стояли две главные проблемы, связанные с положением папства. Первой из них была проблема участия в соборе протестантских теологов. Папские легаты предложили им явиться на собор и изложить свои доводы, однако отказали им в праве голоса – до тех пор, пока они не вернутся в лоно Римско-католической церкви (что подразумевало подчинение власти папы и решениям собора). Оставалось также неясным, получают ли епископы свой сан непосредственно от Бога или опосредованно, через папу. В первом случае епископы оказывались практически независимыми от папы, а единственной высшей властью в церкви становился общецерковный собор. Папские легаты избегали прямой постановки этого вопроса, однако по сути выступали за примат папы. Римская церковь была признана матерью и владычицей всех прочих церквей. Все, кто рукополагается в тот или иной сан, должны приносить обет повиновения папе. Папа осуществляет попечение обо всей церкви и обладает прерогативой созывать вселенские соборы. Наконец, все постановления собора должны утверждаться папой.

Последнее требование заключало в себе серьезную проблему, так как чиновники Курии пытались добиться смягчения некоторых постановлений, которые сокращали число случаев, требующих апелляции к Риму, а тем самым и доходы канцелярии. Однако Пий IV (1559–1565) решительно утвердил эти постановления и запретил издание «комментариев, глосс, аннотаций и схолий к вышеназванным постановлениям» без согласования с папой. Кроме того, он создал кардинальскую конгрегацию для истолкования постановлений Тридентского собора.

Ряд вопросов не был разрешен на соборе, в частности – издание нового Индекса запрещенных книг. Кроме того, на усмотрение папы был оставлен и вопрос о составлении нового католического катехизиса. Для составления катехизиса в Риме была назначена комиссия теологов, результатом деятельности которой явился т.н. Катехизис Тридентского собора, опубликованный при Пие V (1566–1572).

Кроме того, собор оставил незавершенной реформу Миссала и Бревиария и вопрос об исправлении текста Вульгаты. Завершение этой работы также легло на плечи пап. Реформированные Миссал и Бревиарий были изданы Пием V, но ватиканское издание Вульгаты было осуществлено лишь в 1612.

Использованы материалы сайта http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/PAPSTVO.html

Далее читайте:

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

История папства (хронологическая таблица).

Триентский собор - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-1547, 1551-1552, 1562-1563 гг. в г. Трента (по-немецки Триент), в 1 547-1549 гг. в Болонье. Закрепил средневековые догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Т. С. стали программой Контрреформации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР

Триентский собор, - вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545-47, 1551-52, 1562-63) и Болонья (1547-1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с. был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и имп. Карла V (стремившегося покончить с религ. раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения); открыт рим. папой Павлом III (избранным папой при условии созыва собора) в Триенте 13 дек. 1545. С самого начала на соборе определились 2 тенденции. Партия императора, поддержанная в ряде случаев делегациями Франции и Испании, настаивала на решении в первую очередь вопросов о реформе церкви, об искоренении злоупотреблений духовенства; она считала также возможными нек-рые уступки протестантам в области догматики. Папская партия заняла непримиримую позицию, выдвигая гл. задачей Т. с. укрепление церк. единства в борьбе с реформац. движением и решение догматич. вопросов в строго ортодоксальном и традиц. духе, не допуская в вопросах доктрины ни малейшего компромисса. Папство приняло ряд мер, чтобы обеспечить перевес своей партии. Испугавшись усиления влияния императорской партии (в связи с успехами Карла V в Шмалькальденской войне 1546-48), в надежде его уменьшить Павел III под предлогом вспыхнувшей будто бы чумы в Триенте перенес в нач. 1547 заседания собора в Болонью (находившуюся на терр. Папской обл.). Нем. духовенство отказалось оставить Триент. Фактически Т. с. с 1547 до 1551 не функционировал. Бездействовавший собор в Болонье был распущен папой в сент. 1549. По настоянию Карла V заседания собора были возобновлены папой Юлием III (1550-55) в мае 1551 в Триенте. На собор явились представители протестантов, но вскоре его покинули, убедившись в бесполезности своего приезда. Выступления ряда легатов, выдвигавших против авторитета папы принцип супрематии собора, и отъезд нек-рых прелатов вынудили Юлия III распустить собор (апр. 1552). Лишь в янв. 1562 папе Пию IV (1559-65) удалось возобновить деятельность Т. с. Несмотря на попытки имп. Фердинанда I добиться нек-рых уступок протестантам., собор (большинство на к-ром составляли итал. епископы) занял непримиримую позицию и по всем пунктам упорно проводил линию консервативную и бескомпромиссную. Т. с. закончился победой папской партии. Значит. влияние на решения собора в плане укрепления церк. дисциплины и защиты католич. доктрины оказали представители орденов иезуитов и доминиканцев. Постановления Т. с. (Decreta и Canones) подтвердили все традиц. догматы католич. вероучения, предав анафеме малейшие отклонения от них в сторону реформац. взглядов. Т. с. усилил организационно католич. церковь: подтвердил верховенство папы над собором, увеличил власть епископов в пределах их диоцезов (предоставив им более широкие права надзора за духовенством), указал на необходимость улучшить проповеднич. деятельность духовенства, предложив епископам создать спец. семинарии для подготовки священников, укрепил дисциплину монашеских орденов. Важнейшим результатом Т. с. было усиление гонений на ересь и свободомыслие, ожесточение церк. цензуры (см. "Индекс запрещенных книг"), расширение деятельности инквизиции. Стремясь подчинить своему влиянию духовную жизнь общества, католич. церковь обязала духовных лиц и профессоров католич. ун-тов присягать обнародованному в 1564 "Тридентскому исповеданию веры", закреплявшему ср.-век. догматы католицизма. Постановления Т. с., формально обязательные для всех католиков, были официально приняты лишь в Савойе, Португалии, Венеции, Польше (с 1577), Испании (с оговорками о сохранении прав короля на назначение епископов и на вмешательство в деятельность церк. суда). Во Франции официально они не были приняты, но франц. духовенство в 1615 объявило о своем подчинении им. Решения Т. с. надолго определили деятельность католич. церкви эпохи Контрреформации. Источн.: Monumentorum ad historiam Concilii Tridentini illustrandam spectantium amplissima collectio, ed. J. Le Plat, v. 1-7, Louvain, 1781-87; Concilium Tridentinum. Diariorum, actorum... nova collectio, v. 1-13, Freiburg, 1901-37. Лит.: Schmidt K. D., Studien zur Gesehichte des Konzils von Trent, T?bingen, 1925; Richard P., Concile de Trente, v. 1-2, P., 1930-31; Jedin H., Storia del Concilio di Trento, Brescia, 1949; Kavka F. a Sk?bov? A., Husitsk? epilog na koncilu Tridentsk?m a puvodni koncepce Habsbursk? rekatolizace Cech., Praha, 1969. A. X. Горфункель. Ленинград.

Католики именуют Тридентский собор, начавшийся в 1545 году, Вселенским, хотя на нем не присутствовали представители иных христианских конфессий. Этот церковный форум внес огромный вклад в возрождение католицизма.

Догматы, принятые Собором половину тысячелетия назад, практически без изменений используются католиками и ныне. Поэтому он считается наиважнейшим с того времени, когда протестанты заявили о своем несогласии с Римом и началась Реформация.

Что такое Тридентский собор

XIX Вселенский собор, как он именуется в анналах Западных христиан, вошел в историю как контрреформационный. Он был организован для того, чтобы сдержать наступление протестантов, восстановить пошатнувшиеся позиции Католической церкви, а также института папства.

Происхождение понятия и значение термина

Соборами - в христианской церкви вообще и в католической в частности - называются собрания епископата во главе с предстоятелем, в данном случае Папой Римским, где принимаются решения по различным вопросам церковной жизни.

На подобном собрании:

  • обсуждаются проблемы догматики;
  • выносятся постановления, касающиеся политики церкви;
  • принимаются меры дисциплинарного воздействия на тех или иных священнослужителей.

Собор получил свое наименование по названию города Триента (по-латыни он назывался Tridentum, а ныне именуется Тренто), в монастырском комплексе которого он открылся повелением Папы Павла III 13 декабря 1545 года и там же завершился через 18 лет.

История Тридентского собора

Необходимость созыва такого собрания была продиктована не только и не столько разрешением догматических проблем, возникших в результате «Лютеровой ереси». Вопрос стоял о выживании Церкви в принципе.


Предпосылки собрания

К концу XV века Католическая церковь находилась, казалось бы, на пике своего могущества. В ее руках, за счет десятины и продажи индульгенций, были сосредоточены огромные богатства. На фоне обнищания большинства верующих пышность, сопровождавшая жизнь священников, не шла на пользу Церкви.

Простые христиане, посещая храмы, не могли понять смысла богослужения, которое велось на латыни. Нужно сказать, что и многие священники не знали этого языка, просто заучивая наизусть литургические тексты.

Это понимали их прихожане, в глазах которых авторитет священников неуклонно падал.

Окончательно же он пошатнулся, когда в продажу начали массово поступать знаменитые «индульгенции», купив которые можно было освободиться от любого, даже самого тяжкого греха. К примеру, знаменитый Балтазар Косса, будучи на папском престоле, убийство матери или отца оценивал в 1 дукат, убийство жены стоило в два раза дороже, а тот, кто зарезал священника, мог избавиться от вечных мук за 4-10 дукатов в зависимости от сана убиенного.

Предтечами реформации, то есть церковного раскола, вызванного недовольством большого числа верующих политикой Рима, были писатели-гуманисты.

Среди них:

  1. Эразм Роттердамский, создавший памфлет «Похвала глупости», обличал в нем пороки служителей церкви.
  2. Немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен, будучи сторонником объединения расколотой на отдельные княжества Германии, обвинял папские власти в противодействии этому объединению.

Несомненно, труды гуманистов читал и Лютер, и недаром именно Германия стала колыбелью Реформации.


Опасность церковного раскола, поддержанного многими светскими правителями, заставила Рим начать подготовку к переговорам с лидерами «схизматиков». Сперва планировалось провести заседание специально созданного совета с участием понтифика и самых влиятельных деятелей Реформации. Речи о собрании, призванном расставить точки над " і" в тянувшемся уже несколько лет конфликте, не шло. Но и дискуссия не состоялась.

Будучи человеком религиозным, искренне веруя во Христа, Лютер восстал не против христианства, а против церковных канонов.

Он выдвинул всем понятные требования:

  • разрешить священникам жениться;
  • прекратить продажу индульгенций;
  • не поклоняться иконам и скульптурам Христа и святых;
  • признать Библию единственным источником веры.

Понятно, что Рим не мог пойти на столь беспрецедентные изменения столетиями неизменных канонов. Выразителем интересов Папского престола послужил католический монарх, император Священной Римской империи Карл V, который созвал в Вормсе в 1521 году рейхстаг, куда вызвал Лютера.

На заседании лидеру Реформации предложили отречься от своей ереси, тот отказался и после неудавшегося покушения на него вынужден был скрываться в замках поддерживавших Реформацию аристократов. Впрочем, раскол это не остановило, и когда Карл V потребовал от всех подданных Империи вернуться в лоно Католической церкви, 5 германских княжеств и 14 вольных городов выразили решительный протест.

Отсюда и пошло обозначение отколовшихся от Рима – «протестанты».

Реформация потрясла Церковь и вынудила ее принять ответные меры. Вновь запылали костры, на которых сжигали уже не ведьм, а протестантов. Был создан «индекс запрещенных книг», куда орден иезуитов, на который были возложены обязанности главного цензора, вносил подлежащие уничтожению антиклерикальные произведения. Одна за другой появлялись папские буллы, направленные против еретиков. Началась Контрреформация.

Однако многие оставшиеся верными Риму христиане надеялись, что ситуацию можно урегулировать. В числе таких оптимистов были и некоторые иерархи, настаивавшие на примирении, для которого нужно было сделать шаг навстречу протестантам и провести реформу Церкви. Эти епископы и кардиналы вкупе со многими монархами Европы настояли на проведении полномасштабного собрания, хотя Папа Павел III был против.


Исторические события

Тридентский собор 1545–1563 годов начался весьма неудачно.

На церемонии открытия присутствовало всего 10 епископов, не намного больше участвовало и в первых заседаниях. Такой демарш иерархов был вызван спорами между Папой, императором и королем Франции о месте проведения Собора. Если Карл V настаивал на выборе города в границах Священной Римской империи, а французский король приглашал Папу в Авиньон, бывший в свое время местом так называемого «авиньонского пленения» римских понтификов, то Папа желал провести собрание в Италии.

Компромиссным вариантом стал Триент, располагавшийся на границе империи, Франции и Италии.

Споры вызвала и повестка дня. Понтифик настаивал на обсуждении спорных догматов, император же хотел ограничиться рассмотрением только дисциплинарных вопросов. Кроме того, в среде иерархов вновь разгорелся старый конфликт вокруг вопроса, кому принадлежит верховная власть в Церкви. Часть епископов настаивала на верховенстве Собора, другие утверждали, что слово Папы является законом, а Собор – лишь совещательный орган. Да и некоторые светские государи Европы были настроены негативно. Все это и помешало большинству иерархов прибыть на собрание вовремя.

В результате долгих интриг победу одержал Папа Павел III. Благодаря тому, что в первые дни на Соборе его сторонники имели подавляющее большинство, трое назначенных Папой легатов по очереди председательствовали на заседаниях, получив исключительное право предлагать вопросы для обсуждения.

Они полностью контролировали организацию собрания, и благодаря этому было отменено принятое больше ста лет назад в Констанце решение о голосовании по национальному признаку.

Такое голосование давало преимущество европейским монархам, державшим в своих руках национальные фракции. Индивидуальное же голосование предполагалось сделать тайным, что позволяло иерархам без оглядки на князей, королей и императора принять сторону Папы.


Сама работа собрания, на которое прибыло достаточное для кворума количество корифеев Церкви, была организована следующим образом. Легаты Папы вносили вопрос в повестку дня, затем они обсуждались учеными-теологами и знатоками канонического права. По результатам обсуждения готовился и выносился на рассмотрение епископов документ с изложением различных мнений. Окончательное решение принимали полномочные участники собрания.

Собор , продолжавшийся 18 лет, разделился три этапа. Во время двух первых этапов иерархи занимались только опровержением тезисов протестантства, а третий был посвящен разработке программы реформы Церкви.

За три года руководства Собором Павлом III, с 1545 по 1547 (в 1548 году заседания происходили в Болонье), ни один декрет окончательно сформулирован не был. Тем не менее принятые впоследствии решения были основаны на результатах прошедших в этот период дискуссий о евхаристии и индульгенциях.

В церковной и гражданской юриспруденции стало основополагающим признание недействительными браков, заключенных в отсутствии свидетелей, даже при обоюдном согласии вступающих в брак.

Второй этап, проходивший в Триденте при понтификате Юлия III с 1551 по 1552 год, ознаменовался конфликтом между протестантом Морицем Саксонским и католическим императором.

В результате этого противостояния стали невозможными непосредственные контакты с лидерами Реформации, способствующие общим усилиям во имя соединения церквей.

Что касается канонических документов, то на этом этапе Тридентского собора были приняты:

  • правила евхаристии;
  • исповеди;
  • причащения больных;
  • определены права и обязанности епископов.

Папе Пию IV, при понтификате которого Собор проходил с 1562 по 1563 год, удалось преодолеть острейший кризис. Практически все германские княжества обратились в протестантство, их духовные и светские владыки категорически отказались от участия в Соборе, который был близок к коллапсу. Тем не менее роспуск Собора удалось предотвратить. Мало того, усилиями Папы, князей Церкви и представителей светских монархов на нем приняли решения и определили программу действий, позволившую предотвратить гибель Католической церкви.

На решения Собора повлиял и состоявшийся в 1484 году Константинопольский собор, отменивший заключенную ранее Флорентийскую унию между Православной и Католической церквями.


Основные решения

По окончанию Тридентского Собора верховная власть Папы уже не подвергалась сомнению. Окончательно сформировалась Римская Католическая церковь, принявшая характер монолитной транснациональной и надгосударственной организации, обладавшей единым центром. Этим центром стал Папа, непогрешимый в вопросах веры.

Собор, проходивший во время глубочайшего кризиса католицизма, смог впервые за многие столетия сформировать на основе Библии идеологический фундамент Западного христианства.

Утверждение фундаментальных догматов католицизма, в первую очередь Credo, или Символа веры, запрет мирянам толкования Писания, повеление всем духовным лицам и преподавателям католических университетов принять присягу Тридентскому исповеданию веры способствовали созданию религиозно-идеологической структуры, в основе которой лежала не просто вероучительная, а политическая составляющая.

Для очищения Церкви от ереси, искоренения злоупотреблений и пороков, которым были подвержены ее служители, укрепления внутрицерковной дисциплины и освобождения от влияния светских монархов были приняты постановления о епископате и монашестве.

Они гласили:

  1. Отныне во епископы должны были назначаться только те, кто хотя бы полгода служил в качестве священника, обладать степенью доктора или магистра богословия и не меньше года жить в своей епархии.
  2. Епископам было предписано прекратить жить в блуде, носить скромный костюм и отказаться от участия в увеселениях светского общества.
  3. Монашествующим запрещалось владеть имуществом, настоятелей монастырей предписывалось избирать только тайным голосованием, а в женские монастыри можно было принимать только совершеннолетних девушек.

К репрессивным решениям Собора можно отнести указ о создании «Индекса запрещенных книг», инициированного официально утвержденным тогда же Орденом иезуитов. Эта духовная организация, созданная Игнатием Лайолой, носила характер мощной охранной структуры, деятельность которой была направлена не столько на распространение католического вероучения, сколько на борьбу с его противниками.


Итоги и последствия

Основные решения Собора вызвали начало непримиримой борьбы с ересями, упорядочения церковного служения, укрепления дисциплины духовенства, а также введения жесткого контроля над религиозной жизнью прихожан.

Итоги Тридентского собора привели к укреплению абсолютной власти Папы.

Его основные решения усилили взаимодействия между папством и католическими монархами Европы, а Пий IV, в понтификат которого завершился Собор, уже отказался от превалирования церкви над светской властью.

Тридентское исповедание, обязательное для всех католиков, нужно было подтвердить перед алтарем всем епископам и генералам монашеских орденов.

Собор, объявивший войну протестантизму, спровоцировал религиозные конфликты во Франции, Англии и Нидерландах, а также самое жестокое религиозное противостояние 1618—1648 годов в Германии.

Несмотря на принятые документы, одобрявшие борьбу против новых веяний в христианстве, победить протестантизм Рим уже не мог.

Из всех стран Европы одобрить и принять к исполнению постановления Собора отказалась только Франция. По мнению парижского правительства, они нарушали галликанские свободы, закрепленные в предыдущих постановлениях христианских Соборов. Все же остальные государства, где исповедался католицизм, приняли декреты Собора без существенных оговорок.


Значение собора в истории

Решения Тридентского собора обозначили алгоритм развития западной христианской церкви. Укрепив все звенья церковной структуры, католицизм победил в религиозных войнах с мусульманами в Испании, с таборитами в Чехии, а также с крестоносцами в Польше и антипапами в Италии.

Значение Собора в истории нельзя преуменьшить. Его итоги и последствия обернулись регрессом экономики католических держав, где, в отличие от протестантских стран, произошел возврат к средневековым способам хозяйствования.

Перестала развиваться и культура, сжигались книги гуманистов и уничтожались полотна некоторых художников, например испанского живописца Эль Греко.

Результат решений Собора и успех контрреформации в большинстве стран Европы, за исключением Германии и Англии, – не только укрепление авторитета Католической церкви, но и усиление ее влияния в других регионах мира, например в Латинской Америке.

Видео о Контрреформации

Подробнее о Контрреформации можно узнать из видео.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Павел III (1534–1550) Если Климент VII, отказавшись от союза с сильнейшим католическим правителем – Карлом V, был тормозом проведения глобальных реформ католической церкви, то теперь Карл V и Павел III договорились о созыве вселенского собора. Однако французский король Франциск I решительно выступил против собора, так как, по его мнению, он заседал бы под эгидой Габсбургов. Эти разногласия стали поводом начала очередной испанско-французская войны в Италии (1531-1538). После заключения перемирия между Францией и Габсбургами при посредничестве Рима, папа римский Павел III в 1542 году созвал в приграничном между германской и итальянской территориями городе Триденте вселенский собор. Однако его открытию помешала новая французско-испанская война (1542-1544). По условиям мира, заключенного в 1544 году, испанцы вынуждены были признать позиции Франции как великой державы, а Франциск I обязался оказывать императору поддержку в борьбе с протестантами и согласился принять участие в соборе. Момент был выбран удачно для доминирования на соборе католической церкви: протестантское движение в Германии было настолько сильным, что император Карл V вынужден был сосредоточить свое внимание на борьбе с ним, и в первую очередь ему приходилось искать помощи со стороны папства. На Востоке в это время наступали турки, и империи предстояло бороться на два фронта: с еретиками внутри страны и с турками на границе. Таким образом, пока не в интересах империи было ввязаться в конфликт с папой из-за первенства в руководстве собором. В марте 1545 г. в Триденте (современное итальянское название города – Тренто) вновь был созван собор, формально имевший целью поднять авторитет католицизма и упрочить его "на вечные времена".

Совещания проходили на трех уровнях:

1) В теологической подготовительной комиссии (с участием не пользующихся правом голоса докторов) подготавливались декреты.

2) Соборные отцы обсуждали их на общем заседании и формировали мнение большинства.

3) На торжественном заседании декреты провозглашались.

Главной целью папы римского была скорейшая догматизация католического учения, чтобы тем самым рассеять внутри католической церкви неуверенность, вызванную реформаторами веры.На открывшемся Тридентском соборе были две партии: непримиримая папская и компромиссная, группировавшаяся вокруг Карла V и названная императорской. Императорская партия полагала, что собор должен, прежде всего, рассмотреть причины распространения еретических учений, а также причины деморализации и одичания духовенства. Другая партия, особенно крепко державшаяся за самого Павла III, откладывала вопросы о ереси и деморализации церкви на неопределенное время и выставляла требование заняться немедленно догматическими проблемами и осудить ошибочные толкования христианского учения.Императорская партия настаивала на допущении к обсуждению спорных вопросов светских лиц и протестантов. Папская партия была против этого. Аргументы папства по этому поводу таковы: "Ересь, мирящаяся с церковью, это ведь то же, что церковь, мирящаяся с ересью, то есть преступление, подлежащее ведению инквизиции …Какой может быть компромисс с учением, отвергающим сущность католицизма?"Главный итоговый вывод-постулат первого совещания собора: "Видимая церковь - одновременно истинная, которую называли невидимой. Религиозную суть вне своей сферы она не признает и не может признать". Суть этого постулата в том, что истинными христианами признавались только католики.При слабости императорской партии, ввиду отвлечения основных сил империи к светским военным делам, Павлу III без труда удалось навязать Тридентскому собору свою программу. Позиция папской партии была более последовательной и перспективной, чем позиция императорской партии. Программа Павла III оправдала себя в ходе дальнейшего развитии католицизма.В 1546 году параллельно с собором начался военный поход императора против Шмалькальденского союза. Папа деньгами и войсками помогал императору. Весной 1547 года Карл V победил протестантских князей. Теперь уже он потребовал от папы и от собора, чтобы они осуществили церковную реформу по его программе, обеспечив привилегии епископов и ограничив папский абсолютизм. Требования императора поддержали также испанские епископы. Папа, помогавший императору испугался этой победы, которая освобождала Карла V от дальнейшей войны и дала ему возможность заговорить в Триденте языком властелина. В 1547 г. Павел III перенес заседания Тридентского собора из германского Тридента в Болонью, чтобы избежать "засилья" императорской партии. Этим Павел III показал, что он ставил политические интересы выше религиозных, и что светское господство его фамильного клана Фарнезе над Италией ему было дороже победы католицизма над протестантизмом.Отношения между Карлом V и папой стали выглядеть как настоящая война, когда гибеллины с ведома императора убили в 1547 году сына Павла III, которому папа хотел отдать Парму и Пьяченцу. С этого времени Папское государство потеряло обе эти территории. Развязыванию конфликта помешала только смерть Павла III. Болонский собор фактически бездействовавший, был распущен в 1549 г.

Юлий III (1550-1555) Большинство кардиналов стояло за продолжение собора. Новый папа Юлий III начал проводить миролюбивую и проимператорскую политику, в результате чего в 1551 году он вернул собор в Тридент (вторая сессия собора - 1551-1552 годы). На этом соборе появились уже и немецкие епископы и даже протестанты; зато теперь в связи с новой войной на него не прибыли французские.Однако вмешательство французского короля в пользу немецких протестантов изменило положение дел в империи: Карл V снова начал борьбу с протестантами, которые покинули Тридентский собор. В 1552 г. собор прекратил свою деятельность. Этот перерыв затянулся на целых 10 лет. Политические мотивы вновь победили религиозные.

Павел IV (1555–1559)

1555 год в католической историографии называют годом трёх пап. После Юлия III на престол взошёл Марцелл II (в миру Марчелло Червини), но умер уже через месяц. Затем папой был избран кардинал Караффа, бывший великий инквизитор взошел на папский престол под именем Павла IV. Этот 79-летний старец искал выхода из кризиса не в продолжении вселенского собора, а в подготовке наступательной контрреформаторской реставрации католической церкви. Поскольку собор создал догматическое единство церкви, папство развило деятельность по истреблению ереси. В первую очередь Папская курия сосредоточила свое внимание на борьбе с "внутренними врагами", в самой Италии. Италия покрылась густой сетью инквизиционных трибуналов. Достаточно было малейшего подозрения в отклонении от католической догмы, чтобы подвергнуться суровым преследованиям. Даже кардиналы, в свое время высказывавшиеся на вселенском соборе в примирительном духе по вопросу об оправдании верой были арестованы по распоряжению Павла IV и были выпущены из тюрьмы только после его смерти. Арест кардиналов был важным шагом на пути католической реформы. Лишив кардиналов неприкосновенности, Павел IV сделал их снова священнослужителями, а не светскими князьями.В 1559 г. Павел IV опубликовал впервые папский список запрещенных церковью книг ("Index librorum prohibitorum"), и инквизиционным трибуналам предписывалось следить, чтобы никто не пользовался и не распространял этих книг. В дальнейшем этот список переиздавался и дополнялся вплоть до середины 20 века (отменён в 1966 г.). Список этот и получил название "Индекс" ("Указатель"). Католическая цензура существовала всегда, однако в 16 веке проблема запрета и уничтожения опасной для католиков литературы встала очень остро в связи с распространением книгопечатания и увеличением грамотного населения. Разные индексы запрещённых книг издавались до этого отдельно в каждой стране, теперь в 1559 г. католическая цензура была централизована.В первую очередь были запрещены все произведения реформаторов и большинство произведений гуманистов. В число запрещенных книг попадали даже такие, которые в свое время были одобрены высшими представителями церкви или иногда даже были написаны папами. Запрещенным оказался, например, проект улучшения церкви, выработанный еще в 1538 г. специальной комиссией, председателем которой был кардинал сам Караффа. То есть Павел IV запретил свои собственные ранние тексты. Оказалась под запретом так называемая "Такса святой апостольской канцелярии", представлявшая прейскурант (прайс-лист) отпущений и диспенсаций (наказаний и штрафов), которые продавались папством всем желавшим очиститься от грехов и преступлений. "Такса" в дни страстной полемики между лютеранами и католиками служила орудием борьбы против католицизма. Официальным объяснением запрета этого некогда официального католического издания стало то, что книга эта будто бы была извращена еретиками, то есть лютеранами. На самом деле причина была иная, из этой книги читатель подробно мог узнать обо всех возможных пороках и преступлениях. Он мог узнать о таких извращениях, о которых до этого даже не подозревал, что служило скорее распространению зла, нежели его искоренению. Из этой же книги читатель узнавал, как за деньги преступления становятся дозволенными и разрешенными. Кроме "Индекса" запрещенных книг издавался указатель очищенных и подлежащих очищению книг, то есть таких книг, которые либо уже подвергались частичному исправлению автором, либо должны были ему подвергнуться, если автор не хочет оказаться среди писателей, зачисленных в "Индекс". При Павле IV гонениям наравне с протестантами подвергались евреи: булла 1559 г. предписывала им ношение обязательного отличительного знака на одежде, проживание в специальном городском квартале и немедленную распродажу всего недвижимого имущества. Евреям запрещалось держать христианскую прислугу, работать в дни католических праздников, лечить христиан и торговать съестными. Своей суровостью Павел IV способствовал не столько укреплению и возрастанию авторитета папства, сколько усилению страха и ненависти. Поскольку в контрреформации он видел только административную задачу, он всю свою жизнь, по существу, целиком посвятил инквизиции. Когда в 1559 г. папа умер, накопившееся недовольство вылилось в народное восстание в Риме. В начале понтификата Павла IV ему поставили статую. Когда же он умер, толпа низвергла статую с пьедестала, ее разбили на куски, а увенчанную папской короной голову протащили по улицам Рима.

Пий IV (1559-1565) После смерти Павла IV на конклаве снова боролись друг с другом испанская и французская партии; в конце концов, папой был избран незаметный доселе миланский кардинал, не принадлежавший ни к одной из партий. Он стал папой, принявшим имя Пий IV (1559-1565). Пий IV завершил Тридентский собор и осуществил важнейшие церковные реформы.

В ходе последней сессии Тридентсокого собора были приняты следующие постановления:

Дисциплинарные постановления в отношении епископата:

  • В епископы должны избираться лишь те, кто хотя бы полгода был священником. В результате не стало больше епископов мальчиков. Это ограничило непотизм и светский характер церковной иерархии.
  • Кандидат в епископы должен иметь степень доктора или магистра богословия (исключения может допустить лишь папа). В итоге выросла образованность и нравственность епископата.
  • Епископ должен не менее 3/4 года проживать в своей епархии. Устранилась практика синекуры: жить в Риме, а доходы получать из епархии. Если епископ отсутствовал более 1/4 года в епархии, то снижался его доход; если он отсутствовал целый год, то вызывался на суд кардиналов.
  • Все клирики и епископы должны расстаться со своими наложницами. Кто будет уличен в первый раз в блуде, лишается части дохода, во второй раз – всего дохода, а в третий раз – лишается права священнодействовать и теряет иммунитет от гражданского суда.
  • Епископам и всем клирикам предписывались определенные правила жизни: скромный костюм, скромный стол, запрещение участия в светских пирах.

Постановления о Священном Писании и Священном Предании:

  • Установлен постулат об одинаковой правильности и праведности Священного Писания и Священного Предания.
  • Чётко определен состав Священного Предания, в который наряду с определениями Вселенских и поместных соборов и трудами святых отцов вошли и папские декреты (до этого не было формальной конкретизации Св. Предания)
  • Окончательно определен состав книг Священного Писания (до этого были споры о Боговдохновенности некоторых книг Ветхого Завета)
  • Латинский перевод Библии – Вульгата – признан самодостаточным (аутентичным) в своем догматическом достоинстве. Однако эта была уже исправленная от наиболее явных искажений Вульгата.

Постановления о монашествующих:

  • Монахам запрещалось владение собственностью.
  • Выборы настоятелей предполагались только путем тайного голосования, что увеличило демократизм монастырского самоуправления.
  • В монастырь не принимались девицы моложе 12 лет, и не совершался постриг над девицами моложе 16 лет. В результате этой меры монахинями становились только лица сознательно и самостоятельно выбравшие этот путь, а это в свою очередь уменьшилоь вероятность нарушений монастырской дисциплины.

Постановления об индульгенциях:

  • Практика применения индульгенций была сохранена и освещена собором, но уменьшилось их количество для того, чтобы не ослаблять церковной дисциплины. Индульгенции стали обязательно связываться с таинством покаяния.

Постановления о семинариях:

  • На соборе принято постановление о создании семинарий в каждом епископстве для бесплатного обучения будущих священников начиная с 12 лет преимущественно из бедных.

Итоги Тридентского собора

Собор закрылся в 1563 году. Он закончился укреплением верховной власти папы внутри церкви. К концу собора усилилось также взаимопонимание между папством и католическими князьями. Пий IV отказался от стремления поставить церковь и папство над светской властью.Из догматических постановлений собора было составлено так называемое Тридентское исповедание, которому должны были присягать все епископы и главы монашеских орденов. Только Франция открыто отказалась провозгласить принятые собором декреты, так как усматривала в них нарушение галликанских свобод. Остальные католические государства приняли их либо полностью, либо с несущественными оговорками.

Изменение политической идеологии папства.

Папская светская политика, стремившаяся сохранить своё влияние путем спекуляции на противоречиях интересов других государств, потерпела крах, так как в борьбе за власть католические правители готовы были идти на союз с протестантами или на вражду друг с другом.Крушение политики борьбы за независимое папское государство поставило перед папой новую проблему. Нет ли иного пути к упрочению папской власти?Зачем стремиться господствовать над силами, которые тебя всегда превосходят, когда можно покупать их благосклонность образцовой службой? Пусть отдельные государства борются между собою, папство может и должно быть полезно каждому из них и, служа всем, выиграть для себя больше материального и морального капитала, чем борьбой за независимую политическую роль во всем мире. Папство будет действительно искомым, желанным союзником королей лишь тогда, когда оно будет господствовать над умами, над волей и сознанием каждого народа. Пусть папство господствует над умами – его господство над телами придет само собою; пусть папство печется о духовной власти – власть материальная не заставит себя долго ждать.

Эта служебная роль папства особенно усиленно пропагандировалась, начиная с 1540-х годов орденом Иезуитов, сумевшим понять выгодность "духовного овладения" людьми и заботившимся, прежде всего, о том, чтобы оказываемая церковью помощь государственной власти щедро оплачивалась.