Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Как гены влияют на поведение человека? Психогенетика: как гены влияют на интеллект, характер и психическое здоровье.

Как гены влияют на поведение человека? Психогенетика: как гены влияют на интеллект, характер и психическое здоровье.

Один из самых интересных вопросов заключается в том, какую роль в жизни человека играет наследственность, а какую - среда. Есть такие признаки, которые практически не зависят от внешней среды. К примеру, это цвет глаз. А есть и такие, на которые внешний мир оказывает самое непосредственное влияние - это свойства характера, поведенческие особенности.

Роль генов

Вопрос о том, можно ли влиять на наследственность, никогда не потеряет своей актуальности. Многие люди были в свое время убеждены в том, что генетика - это нечто, определенное раз и навсегда. С какими генами человек появился на свет, так он и проведет целую жизнь, и ничего тут не попишешь. Сложно разубеждать таких людей. Ведь они не задаются вопросом о том, можно ли влиять на наследственность, оправдывают свою пассивность, неудачи и заболевания «плохими генами».

Генетика определяет многие особенности человека - например, мы не можем находиться под водой длительное время или же летать подобно птицам. Однако такие черты, как склонность к агрессии или же доброта, общительность или замкнутость, чувствительность или хладнокровие, передаются от родителей к ребенку в виде задатков. Предмет, по которому учителя задают подготовить ответ на вопрос о том, можно ли влиять на наследственность - обществознание. 5-9 классы - это время, когда школьники начинают изучать вопросы генетики. Однако данная тема будет интересна в большей степени ученикам постарше. Школьникам средних классов можно объяснить, что человек способен развивать свои генетические задатки, а также, наоборот, стремиться их подавить.

Мигрирующие элементы в геноме

Давно доказано, что код ДНК непостоянен. Человеческие гены изменяются под воздействием переживаний, эмоций. Эти чувства, как правило, не осознаются человеком. В 1983 году Барбара Мак-Клинток получила Нобелевскую премию за свое открытие подвижных элементов в человеческом геноме. До этого открытия считалось, что человек имеет статичный и неподвижный набор генов, который не изменяется в течение жизни и передается из поколения в поколение.

Мак-Клинток доказала, что в ДНК человека есть мигрирующие гены. Под влиянием стресса они меняют свое положение, чем обеспечивают выживание вида. Барбара утверждает, что серьезный стресс, тяжелая инфекция или же неблагоприятные условия окружающей среды оказывают «шоковое воздействие» на генетический код. Это заставляет геном перестраиваться, чтобы преодолеть возникшую угрозу. Таким образом, можно метафорически сравнить геном человека с «книгой судьбы», которая определяет его жизнь, однако постоянно переписывается им самим.

Заглянуть вглубь веков

Случается так, что человек убежден в своей плохой наследственности. На вопрос о том, можно ли влиять на наследственность, такие пессимисты всегда ответят отрицательно. В качестве примера можно рассмотреть неблагополучную семью, в которой один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, являются тунеядцами или же просто ведут недостойный образ жизни. В таком случае человек может полагать, что наследственность у него плохая, а стало быть, от судьбы ему нечего ждать. Однако такой подход в корне неверен. Скорее всего, если бы этот человек имел возможность копнуть глубже и изучить историю своих предков, он был бы крайне удивлен. Ведь герои и сильные личности есть в каждом роду - в противном случае фамильная линия попросту бы прервалась. Проблема заключается в том, что человек чаще всего не обладает информацией о том, кем были его пращуры. Если бы он знал, какие достойные поступки совершались его предшественниками, то наверняка не стал бы винить «плохие гены» в своих жизненных неудачах.

Можно ли влиять на наследственность: исследования ученых

Уже не одно десятилетие ведутся споры о том, что же оказывает на жизнь человека большее влияние - наследственность или среда. Учеными из Квинсленда были проведены исследования, которые показали: в этой схватке нет проигравших или победителей. И генетика, и среда оказывают влияние приблизительно в равной степени.

Чаще всего именно в старших классах школы ученики готовятся к теме «Можно ли влиять на наследственность?». 5 класс - это время, когда школьникам еще не задают таких заданий. Вряд ли получают они их и в шестом классе. Вопросы влияния среды и наследственности проходят школьники старших классов, а также студенты гуманитарных вузов. Исследования, проведенные учеными касательно данного вопроса, будут интересны уже старшеклассникам. Специалисты обработали данные исследований, полученные с помощью близнецового метода за последние полвека.

Можно ли влиять на наследственность (обществознание): роль среды и генов

Их исследование является одним из наиболее масштабных - в выборку были включены порядка 14,5 млн пар близнецов. Необходимо отметить, что близнецовый метод является одним из важнейших в области психологии и генетики. С его помощью ученые всегда стремились найти ответ на вопрос, можно ли влиять на наследственность. Его широко применяют для того, чтобы определить влияние генов и среды. Основывается он на сравнении черт монозиготных и гетерозиготных близнецов. Монозиготными называют таких близнецов, у которых идентичный набор генов. Поэтому различия между ними могут быть обусловлены только лишь влиянием той среды, в которой они живут. Исследователи выяснили, что практически каждая вторая черта личности или же расстройство обусловлены генетикой и окружением в равной степени (49 % обусловлено наследственностью, а 51 % - внешней средой или же возможными ошибками в измерениях).

Пластичность мозга и изменение поведения

На вопрос о том, можно ли влиять на наследственность, многие ученые сегодня отвечают однозначно: да. Профессор СПБГУ Татьяна Черниговская утверждает: важна для человека не только одна наследственность, но и все то, что формирует его как личность. Сюда относятся книги, фильмы, музыка, которую слушает человек, люди, с которыми он общается. Ведь жизнь формируется не только в зависимости от генов, но и во взаимодействии с окружающей средой. Татьяна Владимировна употребляет в своих лекциях понятия «плохого» и «хорошего» мозга. При этом «хороший» мозг - это тот, который обладает сложной нейронной сетью.

Возможности человеческого мозга

Непросто сходу ответить на вопрос о том, можно ли влиять на наследственность. Краткий ответ - да, делать это можно и нужно. На протяжении всей жизни человек имеет возможность создавать новые нейронные связи в мозгу - это происходит в процессе обучения в самом широком смысле слова. Например, тот, кто страдает от застенчивости, способен «научить» свой мозг новым поведенческим паттернам в процессе психотерапии. И таким образом, генетика уже не будет играть определяющей роли в жизни этого человека. Необходимо понимать, что многое в большой степени зависит от работы мозга и желания личности что-то менять.

Сложный вопрос, на который так и не находится однозначного ответа.

  • Характер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

  1. Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики - люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;
  2. Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики - люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;
  3. Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим - людям, коллективизм и противоположенные черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты - самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм - склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества - свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе - такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и не сдержанность - свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков.

Учение о характере - характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis - “природа”, gnomon - “знающий”) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir - “рука” и manteia - “гадание”, “пророчество”) - система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания - дерматоглифики.

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Итак, исходя из вышесказанного, можно заключить, что характер не определяется генетикой. А вот темперамент не изменить, к слову, что может сказаться на характере человеке.

Пожалуй, каждый когда-либо слышал подобные фразы: "весь в отца", "яблоко от яблони...", "на маму похожа". Все это говорит о том, что люди отмечают родственное сходство. Человеческая наследственность - способность организма на генетическом уровне передавать собственные черты будущему поколению. Прямого и эффективного воздействия на это не существует, однако есть определенные способы предотвратить развитие в характере человека негативных черт, полученных от родителей или других предков.

Что передается по наследству

Согласно исследованиям, любой индивидуум может передать своему потомству не только какие-либо внешние черты, болезни, а еще и отношение к людям, темперамент, способности к наукам. По наследству передаются следующие позитивные и негативные особенности человека:

  • Хронические заболевания (эпилепсия, психические заболевания и прочее).
  • Возможность произведения на свет близнецов.
  • Алкоголизм.
  • Склонность к нарушению законов и
  • Суицидальные наклонности.
  • Внешность (цвет глаз, форма носа и другое).
  • Талант к какому-либо творчеству, ремеслу.
  • Темперамент
  • Мимика, тембр голоса.
  • Фобии и страхи.

В данном списке указаны лишь некоторые признаки, передающиеся по наследству. Не стоит отчаиваться, если одна из негативных особенностей встречается у вас или ваших родителей, совсем необязательно, что она в полной мере раскроется именно в вас.

Можно ли влиять на наследственность, определив, что у человека имеется предрасположенность к нарушению закона? Согласно психологическим и социологическим исследованиям, предотвратить негативную ситуацию можно только в том случае, если будут соблюдаться определенные условия.

Влияние генов

Генетикой доказано, что человек в точности перенимает предпочтения и страхи его родителя. Уже во время формирования плода происходит закладка некой которая впоследствии даст о себе знать, проявившись под воздействием каких-либо факторов.

Можно ли влиять на наследственность? Обществознание, как и другие науки об обществе и человеке, сходятся здесь в одном: да, влиять на нее не только можно, но и нужно. Несмотря на то что гены и поведенческие особенности индивидуума тесно взаимосвязаны, наследственность не предопределяет его будущее. К примеру, если отец является вором или убийцей, то совсем не обязательно, что ребенок станет таким. Хотя вероятность подобного развития событий все же высока, и у потомка преступника больше шансов попасть за решетку, чем у ребенка из благополучной семьи, этого все же может не произойти.

Многие родители, обнаружив в генеалогическом дереве алкоголика или преступника, задаются вопросом о том, можно ли влиять на наследственность. Кратко на этот вопрос ответить нельзя, так как существуют различные факторы, усугубляющие развитие наследственных предрасположенностей. Главное - это своевременно обнаружить негативные особенности, передающиеся по наследству, и предотвратить их дальнейшее развитие, оградив ребенка от соблазнов и нервных срывов.

Наследственность и черты характера

При помощи родители передают своим детям не только предрасположенность к определенным негативным жизненным ситуациям, но еще и характер, темперамент. В большинстве своем манера общения с окружающими имеет "природные" корни - наследственность. Поведение, заложенное генами, чаще используется детьми и подростками ввиду их не сформировавшегося до конца характера.

На дальнейшее развитие черт характера и поведенческих особенностей человека влияет темперамент, передающийся только по наследству. Его нельзя приобрести или развить, он складывается из черт матери или отца (деда, бабушки, дяди и других) либо из смешения нескольких особенностей поведения родителей. Именно от темперамента зависит то, как себя будет вести ребенок в будущем, а также то, какое место в социуме он займет.

Можно ли влиять на наследственность? (5 класс, обществознание). Ответ на вопрос

Нередко можно встретить заявления о том, что на наследственность можно повлиять при помощи прямого вмешательства в гены человека. Однако наука еще не настолько развита, чтобы воздействовать на организм на таком уровне. На наследственность можно повлиять за счет воспитательного процесса, обучения, психологических тренингов, а также с помощью воздействия на человека общества и семьи.

Факторы, влияющие на наследование поведения

Помимо генетической передачи, существуют и другие способы копирования родительских черт в поведении ребенка. Существуют факторы и определенные условия, при которых дети начинают перенимать, наследовать поведение и отношение к жизни от взрослых:

  • Семья. То, как родители обращаются друг с другом и как они относятся к ребенку, глубоко проникает в его "подкорку" и закрепляется там в качестве нормальной модели поведения.
  • Друзья и родственники. Отношение к посторонним людям также не остается без внимания детей - они перенимают поведенческие особенности родителей и в дальнейшем общаются с окружающими именно так.
  • Быт, условия проживания.
  • Материальная обеспеченность (бедность, зажиточность, средний уровень жизни).
  • Количество членов семьи. Данный фактор в большей мере сказывается на будущем ребенка, на том, кого он изберет для создания семьи.

Дети полностью копируют своих родителей, но можно ли влиять на наследственность в данном случае? Да, но это полностью зависит от родителей. К примеру, если отец будет постоянно пить и избивать жену, то в будущем сын будет склонен к жестокости по отношению к женщинам, а также к алкоголизму. Но если в семье царят любовь и взаимопомощь, то эффект будет прямо противоположный предыдущему примеру. Стоит помнить, что мальчики копируют отцов, а девочки - поведение матерей.

Можно ли влиять на наследственность и почему это стоит делать

Саму генетическую предрасположенность к опасным заболеваниям устранить нельзя, однако можно значительно сократить вероятность развития болезни. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни, не перенапрягаться, в меру заниматься спортом. Пытаться повлиять на наследственность нужно обязательно, так как это позволит оставаться здоровым длительное время.

Можно ли влиять на наследственность, пытаясь не поддаваться соблазнам? Этот вариант удобен, но ровно до того момента, как человек потеряет самоконтроль из-за нервного срыва или другой негативной ситуации (психологического потрясения, к примеру). Влиять на наследственность необходимо не только через контроль над своими слабостями, но и через круг общения. Ведь трезвенник, пускай и с никогда не запьет, если на то не будет причины: маргинального близкого окружения или потрясшей его трагедии.

Вам не нравится, как пахнут розы? Провожаете взглядом каждую «юбку»? Не любите читать, а засыпаете только после полуночи? Это не распущенность, не сложность характера и не сила привычки. Многие наши пристрастия объясняются исключительно генетическими особенностями. Это звучит как популярное оправдание, но на самом деле это мнение учёных.

Рассказывает Ирина Жегулина, врач-клинический генетик медицинского центра:

Поиск новых впечатлений

Известно, что люди делятся на два типа. Одни предпочитают лежать на диване и получать удовольствие от привычных и хорошо знакомых вещей, другим постоянно требуется что-то новое, ранее неизведанное: места, люди, блюда, напитки. Поиск новых ощущений считается чертой характера.

На самом деле на поиск новых впечатлений нас толкают белки-рецепторы, которые влияют на работу нервных клеток головного мозга.

Самый важный из них — рецептор D4, который ещё называют дофаминовым рецептором (или рецептором удовольствия). Исследования показали, что различные варианты этого гена влияют на особенности поведения, связанные с риском и получением удовольствия от новых ощущений, пищи, власти. Ещё этот ген называют геном супружеской неверности, на которую тоже, как известно, толкает жажда впечатлений.

Восприятие запахов и вкусов

Вы не выносите запах роз? Поздравляем, у вас редчайший вариант в гене обонятельных рецепторов NDUFA10, который реагирует на B-дамасценон: особое вещество, присутствующее в розе. Но вы вовсе не одиноки! Есть люди, которые не выносят запах солодки (их ген чувствителен к изобутиральдегиду, который там содержится). Других раздражает запах фиалки: у них вариант в гене обонятельного рецептора OR5BN1P, который и заставляет их страдать от тончайшего запаха B-ионона, содержащегося в фиалке.

Помимо реакции на запахи, у многих есть чувствительность на вкусы. Например, вкус кинзы: листьев кориандра, которые используются во многих кухнях мира. Исследования показали, что у людей, которым неприятен вкус этого растения, имеется полиморфизм в группе генов обонятельных рецепторов. Предположительно, это изменение сцеплено с геном OR6A2. У женщин такой генотип встречается чаще, чем у мужчин, и он более распространён в европейской части. Стоит ли удивляться, что кинза считается приправой восточной кухни.

Совы и жаворонки

Существует ещё одно негласное разделение людей: на «сов» и «жаворонков» (промежуточный вариант получил определение «голуби»). По сути, это разделение людей на хронотипы (характеры суточной активности). Недавние исследования показали, что на хронотип влияют изменения на участке гена PER1, который отвечает за поддержание цикла «бодрствование-сон».

У «жаворонков» тип гена PER1 определяет более раннюю физическую и умственную активность, что позволяет им раньше других пробуждаться и включаться в работу. Другие варианты этого гена определяют режим активности, который свойственен «голубям» и «совам».

Любовь к чтению

Учителя знают, что одни дети читают «запоем», а других заставить взять книгу в руки можно только из-под палки. Не спешите винить своих отпрысков! Даже многим взрослым людям чтение даётся с большим трудом: вместо одних букв они видят другие, а это влияет не только на понимание слов, но и на правописание.

Главный ген, отвечающий за любовь к чтению (проще говоря — за способность легко воспринимать написанное), — DYX1C1. Если в процессе внутриутробного развития в этом гене возникают мутации, участок коры головного мозга формируется не так, как у большинства людей, и это мешает получать удовольствие от чтения.

Есть семьи, в которых читать не любит никто! И это неудивительно. В 50% случаев способность к восприятию книг передаётся по наследству: вернее, передаётся по наследству извилина височной доли левого полушария (этот участок отвечает за способность собирать буквы в слова). О таких людях как раз и говорят: «смотрю в книгу, вижу фигу».

Генетика лежит в основе возникновения многих заболеваний. Доказано, что генетическая предрасположенность отвечает за возникновение рака, диабета, гипертонии, аллергии. И этот список постоянно растёт. Недавно наследственный след был обнаружен и в возникновении мигрени. В случае если мать страдает мигренью, вероятность того, что с этим заболеванием столкнётся её ребёнок, — 60%. Если мигрень у обоих родителей, вероятность развития заболевания у ребёнка составляет 80-90%.

Генетика - наука не только интересная, но ещё и удобная. Исследования ученых доказали, что очень многое в нас от нас не зависит, а досталось в наследство. Гены, ничего не поделаешь.

Доминант и рецессив

Не секрет, что наша внешность складывается из ряда признаков, которые определяются наследственностью. Можно говорить о цвете кожи, волос, глаз, росте, телосложении и так далее.

Большинство генов имеют две или более вариаций, называемых аллелями. Они могут быть доминантными и рецссивными.

Полное доминирование одной аллели наблюдается крайне редко, в том числе и по причине косвенного воздействия других генов. Также на внешний вид малыша влияет множественный аллелизм, наблюдаемый у ряда генов.
Поэтому ученые говорят только о более высокой вероятности появления у детей внешних признаков, вызванных доминантными аллелями родителей, но не более того.

Например, темный цвет волос является доминирующим над светлым. Если оба родителя имеют черные или русые волосы, то и ребенок будет темноволосый.

Исключения возможны в редких случаях, если в роду со стороны обоих родителей были, например, блондины. Если же оба родителя являются обладателями светлых волос, то вероятность, что малыш будут брюнетом, возрастает. Вьющиеся волосы с большей вероятностью передадутся по наследству, потому что они являются доминирующими. Что касается цвета глаз, то сильными являются также темные цвета: черные, карие, темно зеленые.

Такие особенности внешности, как ямочки на щеках либо подбородке доминируют. В союзе, где хотя бы у одного партнера есть ямочки, они, скорее всего, передадутся младшему поколению. Практически все ярко выделяющиеся особенности внешности являются сильными. Это может быть большой, длинный нос или горбинка на нем, оттопыренные уши, густые брови, пухлые губы.

Будет ли девочка послушной?

Станет ли дочка опрятной девочкой, обожающей куклы, или будет расти, как мальчишка, играя в «казаков-разбойников», во многом определяется материнским инстинктом, который, как выяснилось, зависит от двух генов.

Исследования, проводимые организацией Human Genom Organisation (HUGO), шокировали научное сообщество, когда представили доказательства, что инстинкт материнства передается исключительно по мужской линии. Именно поэтому ученые утверждают, что по поведенческой модели девочки с большей долей вероятности будут похожи на бабушек по отцу, чем на родных матерей.

Наследуемая агрессивность

Российским ученым в проекте Геном Человека ставилась задача определить, являются ли агрессивность, раздражительность, активность и общительность – генетически наследуемыми признаками, или формируются в процессе воспитания. Изучалось поведение детей-близнецов в возрасте от 7 до 12 месяцев и их генетическая связь с типом поведения родителей.

Выяснилось, что три первые черты темперамента имеют наследственную природу, а вот общительность на 90% формируется в общественной среде. Например, если кто-то из родителей склонен к агрессии, то с вероятностью 94% это же повторится в малыше.

Высокогорные гены

Генетикой можно объяснить не только внешние признаки, но даже и национальные особенности разных народов. Так, в геноме шерпов есть аллель гена EPAS1, который увеличивает присутствие гемоглобина в крови, что объясняет их приспособленность к жизни в высокогорных условиях. Этой адаптации нет больше ни у одного народа, но точно такой же аллель найден в геноме денисовцев - людей, не относящихся ни к неандертальцам, ни к виду Homo Sapiens. Вероятно, много тысячелетий назад денисовцы скрещивались с общими предками китайцев и шерпов. Впоследствии китайцы, живущие на равнинах, данный аллель утратили за ненадобностью, а у шерпов он сохранился.

Гены, сера и пот

Гены отвечают даже за то, как сильно человек потеет, и какая у него ушная сера. Существует две версии гена ABCC11, распространённых в человеческой популяции. У тех из нас, кто владеет хотя бы одной из двух копий доминантной версии гена, выделяется жидкая ушная сера, а у обладателей двух копий рецессивного варианта ушная сера твёрдая. Также ген ABCC11 отвечает за выработку протеинов, которые выводят пот из пор в подмышках. У людей с твёрдой ушной серой такой пот не выделяется, поэтому у них нет проблем с запахом и необходимости постоянно пользоваться дезодорантом.

Ген сна

Сон обычного человека составляет 7-8 часов в сутки, однако при наличии мутации в гене hDEC2, регулирующем цикл сон-бодрствование, необходимость во сне может сокращаться до 4 часов. Носители этой мутации за счёт дополнительного времени часто добиваются большего в жизни и карьере.

Ген речи

Ген FOXP2 играет у человека важную роль в формировании речевого аппарата. Когда это выяснилось, генетиками был проведен эксперимент по внедрению гена FOXP2 шимпанзе, в надежде, что обезьяна заговорит. Но ничего подобного не произошло – зона, отвечающая у человека за функции речи, у шимпанзе регулирует вестибулярный аппарат. Умение лазить по деревьям в ходе эволюции для обезьяны оказалось куда важнее, чем развитие навыков речевого общения.

Ген счастья

Вот уже все последнее десятилетие генетика бьется над доказательством, что для счастливой жизни нужны соответствующие гены, а точнее, так называемый ген 5-HTTLPR, который отвечает за транспортировку серотонина («гормона счастья»).

В прошлом столетии эта теория считалась бы безумной, но сегодня, когда уже открыты гены, отвечающие за облысение, долголетие или влюбленность, ничего уже не кажется невозможным.

Чтобы доказать свою гипотезу, ученые Лондонской медицинской школы и школы экономики опросили несколько тысяч человек. По итогам, волонтеры, у которых было две копии гена счастья от обоих родителей, оказались оптимистами и не склонными к какой-либо депрессии людьми. Результаты исследования были опубликованы Ян-Эммануэлем де Неве в журнале Journal of Human Genetics. При этом ученый подчеркнул, что вскоре могут быть найдены и другие «счастливые гены».

Тем не менее, если у вас, по каким-то причинам, долгое время держится плохое настроение, не стоит слишком уповать на свой организм и винить матушку-природу, в том, что она «обделила счастьем». Ученые утверждают – человеческое счастье зависит от многих фактором: «Если вам не везет, вы потеряли работу или, расстались с близкими, то это будет гораздо более сильный источник несчастья, независимо от того какое количество каких генов у вас есть», - заявил де Неве.

Гены и болезни

Гены влияют и на то, к каким болезням у человека может быть склонность. Всего на сегодняшний день описано около 3500 , и для половины из них установлен конкретный виновный ген, известно его строение, типы нарушений и мутации.

Долголетие

Ген долголетия обнаружили учёные из Медицинской школы Гарварда в Массачусетсе ещё в 2001 году. Ген долголетия - это фактически последовательность из 10 генов, которая может хранить в себе секрет долгой жизни.

При реализации проекта были изучены гены 137 100-летних людей, их братьев и сестёр в возрасте от 91 до 109 лет. У всех испытуемых нашли «хромосому 4», и учёные считают, что именно в ней содержится до 10 генов, которые влияют на здоровье и продолжительность жизни.

Эти гены, как полагают учёные, позволяют их носителям успешно бороться с раком, сердечными заболеваниями и слабоумием и ещё некоторыми заболеваниями.

Тип фигуры

Гены отвечают и за тип фигуры. Так, склонность к ожирению часто возникает у людей, имеющих дефект в гене FTO. Данный ген нарушает баланс «гормона голода» грелина, что приводит к нарушению аппетита и врождённому стремлению съедать больше, чем нужно. Понимание данного процесса даёт надежду на создание препарата, уменьшающему концентрацию грелина в организме.

Цвет глаз

Традиционно полагается, что цвет глаз определяется наследственностью. За светлые глаза отвечает мутация гена OCA2. За синий или зелёный цвет отвечает ген EYCL1 хромосомы 19; за коричневый - EYCL2; за коричневый или синий - EYCL3 хромосомы 15. Кроме того, с цветом глаз связаны гены OCA2, SLC24A4, TYR.

Еще в конце XIX века существовала гипотеза, что у предков человека были исключительно темные глаза. Ханс Эйберг, современный датский ученый из Копенгагенского университета, провел научные исследования, подтверждающие и развивающие эту идею. По результатам исследований, отвечающий за светлые оттенки глаз ген ОСА2, мутации которого отключают стандартный окрас, появился лишь в период мезолита (10000-6000 лет до н. э.). Ханс собирал доказательства с 1996 года и сделал выводы, что ОСА2 регулирует выработку меланина в организме, и любые изменения в гене снижают эту способность и нарушают его функционирование, делая глаза голубыми.

Профессор также утверждает, что все голубоглазые обитатели Земли имеют общих предков, т.к. этот ген передается по наследству. Однако разные формы одного и того же гена, аллели, всегда находятся в состоянии конкурентной борьбы, причем более темный цвет всегда «выигрывает», в результате чего у родителей с голубыми и карими глазами дети будут кареглазыми, и только у голубоглазой пары может появиться малыш с глазами холодных оттенков.

Группа крови

Группа крови будущего малыша – это самое предсказуемое из всех наследственных признаков. Все достаточно просто. Зная группу крови родителей, можно сказать какой она будет у ребенка. Так, если у обоих партнеров 1 группа крови, то у их малыша будет аналогичная. При взаимодействии 1 и 2, 2 и 2 групп крови дети могут унаследовать одну из этих двух вариантов. Абсолютно любая группа крови возможна у ребенка, чьи родители 2 и 3 групп.