Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Описательный рассказ о диких животных для дошкольников. Интересные сказочные истории о диких животных

Описательный рассказ о диких животных для дошкольников. Интересные сказочные истории о диких животных


Леса - это живое чудо нашей планеты. Они не только украшают землю, но и очищают воздух, насыщая его кислородом. Леса поддерживают водный баланс, защищают землю от засухи. Их называют "легкими планеты".

Там, где шумят леса, текут полноводные реки, блестят ожерелья озер. Трудно переоценить пользу, которую приносят нам леса...

Что может быть лучше прогулки по светлой, солнечной березовой роще или по таинственному, сказочному ельнику... Лес прекрасен в любое время года. Но лес - это еще и родной дом, убежище для его обитателей: насекомых, птиц , зверей.

Хвойные таежные леса - самые обширные и большие по площади. Широкой полосой протянулись они по всему Северному полушарию, от Евразии до Северной Америки.

Они не боятся ни зимних морозов, ни летней жары. Здесь растут сосны, пихты, кедры и лиственницы. Под деревьями расстилается мягкий ковер мхов и трав. Много ягод и грибов. Это означает, что есть чем поживиться лесному населению.

Трудолюбивые муравьи из хвоинок, веточек строят свои дома - муравейники. Урожаю орехов, шишек радуются белки и бурундуки, клесты и поползни, глухари и тетерева.

И список можно продолжать долго: вот в таежных зарослях мелькнуло гибкое тело соболя или куницы; пробирается через кусты мохнатая росомаха; заяц со всех ног убегает от волка, а на опушке мелькнул рыжий хвост кумушки - лисы.

Встречаются олени и лоси. В укромном месте, под корягой, устраивается на зимнюю спячку бурый медведь.

В лиственных лисах особенно красива осень. Деревья стоят в красных, золотых нарядах. В воздухе летают паутинки. Многие птицы , собравшись в стаи, отправляются в теплые края.

Но улетают не все пернатые. Звонко поет синица, прилетают с северных районов красногрудые снегири. Заяц переодевается в белую шубку. А хитрая лиса найдет мышей и под снегом.

Кормятся ветками лесные великаны - лоси. И серые разбойники - волки выходят ближе к деревням. Спят в своих убежищах ежи, а лягушки зарылись поглубже в речной ил.

Бобры с осени запасли веток. Зимний лес на первый взгляд кажется пустынным и уснувшим. Но и в нем продолжается жизнь, надо только получше ко всему присмотреться.

Енот

Енот - очень интересный зверек. Своими размерами он напоминает небольшую собачку . Мех у енота густой, пушистый и длинный.

На любопытной мордочке черная полоска через глаза. Словно енот надел карнавальную маску. Длинный пушистый хвост тоже украшен темными полосками.

У енота цепкие лапы. Они помогают зверьку ловко лазить по деревьям, забираться в дупла. Иногда можно увидеть, как енот перебирается вдоль ветки, словно : висит спиной вниз.

Енот не боится воды и прекрасно плавает. Нередко во время отлива заходит далеко в море в поисках раков и крабов. И, разумеется, не упускает случая половить рыбу.

Самый известный енот - полоскун. Передние лапки его очень ловкие и чувствительные. Ими он ловит добычу в реке или болоте. И любую пищу, прежде чем съесть, полощет в воде. За эту странную среди зверей привычку он и получил свое прозвище.

Бывает так, что енот окунает в воду и полощет своих детенышей. Не всегда такие водные процедуры им на пользу.

Еноты очень любопытны. Нередко они заходят в деревни и даже в города. Устраивают себе логово в сараях, амбарах, под домом или на сеновале. А в поисках пищи способны залезть куда угодно.

Хитрые еноты научились выпрашивать угощение на обочинах дорог. И люди не отказывают этим милым пушистым попрошайкам.

Обычно еноты предпочитают жить в одиночестве. Но там, где еды вдоволь, можно встретить настоящие енотовые стайки. Совершают звери набеги и на поля с посевами, и на огороды.

Но вот наступили холода - и еноты исчезли. Нет, они не ушли в теплые края, а забрались в дупла или норки и спят: ждут прихода весны. Иногда в одной норе еноты могут зимовать целой дружной семейкой.

Малыши рождаются весной. Они маленькие, слепые. От маминого молока малыши подрастают. Пройдет два месяца, и молодые еноты отважатся выйти из норы. Они научатся заботиться о себе сами, находить пропитание. Но останутся с родителями еще на целый год.

Еноты - смышленые зверьки. Они хорошо дрессируются и даже выступают в цирке. Живут и в зоопарках.

Колобок - колючий бок. Кто это такой? Правильно, ежик. У него на спине много колючих, острых иголок. А зачем ежику такая колючая шубка? Ими он защищается от врагов. В случае опасности сворачивается в клубок: мало найдется желающих уколоть нос или лапу.

Но вот опасность миновала, колючий колобок развернулся, и показалась узкая мордочка с черным носом, блестящими глазками - бусинками. Видны лапки с коготками, а если присмотреться, то и ушки. Ежик фырчит, пыхтит, торопится: ему пора обедать.

Днем ежи спят, забравшись в норку или укрывшись в густых кустах. А на поиски добычи выходят вечером. Не побоятся напасть и на ядовитую змею гадюку. Ежик бегает вокруг змеи, подставляет ей колючки. А в нужную минуту схватит ее острыми зубами.

Часто ежи устраивают себе жилище рядом с человеком. Ведь люди и молока нальют, и чем - нибудь вкусненьким угостят. А может быть ежей привлекают сараи и амбары, где водятся мыши.

Осенью еж начинает готовиться к зиме. Он много ест, копит запасы жира для спячки. Выкапывает себе норку под корнями деревьев, под пеньком или ворохом веток. Ежик таскает в норку сухие листья, траву, мох и ложится спать до весны.

А весной рождаются ежата - слепые, глухие и без зубов. Иголки у них мягкие, похожие на шерстку. Но пройдет немного времени, глазки у малышей откроются, появится слух, вырастут зубки.

Мама - ежиха кормит ежат молоком. А когда уходит по делам, укутывает детишек листьями, травой, мхом - словно в одеяло завертывает.

Ежата подрастут и начнут выходить из своего домика. Сначала они не отходят от мамы - с ней безопаснее! Но очень скоро станут самостоятельными, а на следующий год и совсем взрослыми.

Ежи приносят человеку пользу. Они уничтожают вредных насекомых, охотятся на мышей. Некоторые люди пытаются держать ежей у себя дома. Но будет лучше, если колючий колобок останется на воле.

Лось

В наших лесах живут великаны - не сказочные, а настоящие, лесные великаны. Это лоси. Кто - то может сказать, что они не такие красавцы, как благородные .

У лося крупная горбоносая голова. Верхняя толстая губа длиннее нижней. Тело массивное, с загривком, похожим на горб.

Во всем облике лесного великана чувствуется мощь и сила. Длинные уши чутко улавливают малейший звук. Теплая густая шерсть защищает животное от морозов.

Ноги у лося - длинные, с широкими копытами. Они позволяют ходить по глубокому снегу, по болоту.

А еще лоси быстро бегают. И не только по открытому ровному месту, но и сквозь лесные чащи, по буграм и трясинам.

Встретится река - лось легко переплывет и ее. И даже может на минуточку нырнуть под воду.

Есть у лося и украшение - большие широкие рога. А чтоб они не мешали бежать через лесные заросли, лось поднимает голову, будто кладет рога на спину.

Правда, зимой лось сбрасывает свое украшение. Ничего, летом вырастет новое!

Иногда лося называют "лесным бродягой". Да, лоси любят путешествовать. Случается им забредать в парки, и даже на городские улицы. Зимой, конечно, лоси путешествуют меньше.

В жаркий день лоси любят зайти в воду: и прохладно, и спасение от комаров и мошек.

Лоси - сильные и смелые. Крепкие рога, удар копытом остановят врага - волка или медведя.

Весной рождаются малыши. Мама - лосиха нежно вылизывает своего детеныша, кормит его молоком.

Все, кто ходит в лес, знают - если лосиха гуляет с лосенком, лучше к ним не подходить! А лосенок в случае опасности затаится - спрячется. Рядом пройдешь - не заметишь.

Удивительно, но лесных великанов можно приручить! На лосиных фермах лосих доят, словно коров.

Их молоко очень полезное, им лечат некоторые заболевания. Лоси на ферме не живут, они приходят к людям по особому сигналу.

Вот такие удивительные великаны живут в наших лесах.

Мангуст

На кого похож мангуст? Этот зверек с длинным гибким телом, небольшой головкой с закругленными ушками и длинным пушистым хвостом и короткими лапами, немного похож на кошку или куницу. Живут мангусты в теплых странах.

Вот мангуст тихо - тихо, изгибаясь всем телом, незаметно подбирается к добыче. Его густая бурая шерстка почти неразличима в густых зарослях. А добыча уже рядом: ядовитая, опасная змея кобра!

Кобра угрожающе шипит, поднимает голову, раздувается от злости, пытаясь укусить зверька. Но мангуст ловко увертывается от змеи. Густая жесткая шерстка дыбом. Это небольшая, но все же защита от ядовитых укусов змеи. А главная защита мангуста - его ловкость, отвага и быстрая реакция. И чаще всего мангуст побеждает и съедает!

У мангустов острое обоняние и слух. Недаром их иногда называют "ищейками" или "сыщиками".

Для жилья зверьки вырывают длинные норы по берегам рек или в густых зарослях. В этих норах рождаются малыши. Растут, набираются сил - и очень скоро малыши - мангусты выходят из нор. Играют, бегают и учатся охотиться. Мангусты живут семьями, воспитывает детенышей мангуст - папа.

На охоту ходят всей семьей. Они идут так близко друг от друга, что кажется: в густой траве, в зарослях тростника пробирается один большой зверь.

При малейшей опасности мангусты окружают своих малышей, никого к ним не подпустят. Даже львы и носороги не всегда решатся напасть на такую дружную семейку.

Но если все же кто - нибудь нападет, зверьки отважно сражаются, стараясь острыми зубами укусить врага прямо в морду.

Олень

На Земле живет много разных оленей. Есть маленькие, чуть больше кошки. А есть великаны - это лоси. Но все очень красивы, каждый по - своему.

Благородный олень не только красивое, но сильное и крупное животное. Само название "благородный" очень подходит этому оленю.

Высоко поднятую голову украшают ветвистые рога. Число отростков - "веточек" бывает так велико, что оленьи рога иногда сравнивают с короной.

Рога есть только у самцов. Каждый год они их сбрасывают, но вырастают новые, такие же красивые и могучие.

У оленя высокие, стройные ноги. На удлиненной голове большие круглые глаза. Олень хорошо видит все, что делается вокруг. Подвижные уши улавливают малейший шорох. Обоняние оленя тоже прекрасное.

Места обитания благородного оленя - это лес, горные склоны, заросли кустарников, поляны с высокой густой травой.

Держатся олени небольшими стадами. Летом, особенно в жаркую погоду, принимают водные процедуры. Так они спасаются и от жары, и от надоедливой мошкары.

Как и все олени, благородные олени обязательно посещают солонцы, чтобы полизать соль.

Основной враг - это волк. Олени защищаются ударами крепких копыт и острых рогов. Волку справиться со здоровым, сильным оленем не под силу.

Осень у оленей - пора свадеб. Самцы благородного оленя на зорях ревут. Эту оленью "песню", напоминающую то тяжелый вздох, то протяжное мычание, то звук трубы, слышно за многие километры.

У благородных оленей малыши - оленята рождаются в пятнистом наряде. У взрослых оленей пятен уже нет.

Пятнистый олень меньше благородного. Но это один из самых красивых оленей. Его летняя "одежка" - в ярких светлых пятнах.

Но зимой они мало заметны. Или их нет совсем. Такая окраска помогает маскироваться.

Когда рождается малыш, первое время он лежит, затаившись в траве. А мама пасется неподалеку, чтобы не привлекать к малышу внимания хищников.

У многих около хвоста есть светлое пятно. Оно как маячок - ориентир, чтобы не потеряться и не отстать. А еще мама - олениха и олененок " переговариваются" - блеют.

Из оленьих рогов - пантов изготавливают ценное лекарство "пантокрин". В наши дни охота на пятнистых оленей запрещена.

Волк

Серый волк - герой многих сказок. В них его чаще всего называют "серым разбойником". Но иногда он верно служит сказочным персонажам, например Ивану - царевичу...

Очень давно человек сумел приручить этого грозного и опасного зверя. От серого волка ведут свою родословную все собаки, на него похожи некоторые их породы. Особенно немецкие овчарки.

Волк крупнее собаки и свой хвост никогда не закручивает "в колечко". Волчий мех теплый, густой, серого или рыжевато - бурого цвета.

В отличие от собак, волк не лает, а рычит или воет. Волчий вой - протяжный, тревожный. Становится не по себе, когда услышишь его в вечерних сумерках.

Так волки "разговаривают", общаются между собой. И обозначают свои охотничьи территории. Волк умный, смелый и сильный зверь. Он быстро бегает, хорошо плавает. Охотясь, совершает далекие походы.

Часто волки охотятся стаей. Часть зверей загоняет добычу, а другая - поджидает ее в засаде. Чтобы добраться до овцы или теленка, волк ухитряется прорыть лаз под сараем. Пролезет и в дырку на крыше.

Удивительно, но волк никогда не охотится рядом с тем местом, где живет. Свое логово он может устроить рядом с деревней, даже с фермой, где содержатся животные, но ничем себя не выдаст, за добычей будет уходить далеко.

Волки - заботливые родители. Щенки - волчата рождаются слепыми и глухими. Волчица кормит их молоком, а при опасности переносит на новое место.

Волчьи норы можно встретить в зарослях кустов, в оврагах, под корнями упавших деревьев. Подросшим волчатам родители приносят живую добычу. Волчата играют с ней, учатся охотиться.

Да, волки - хищники, их справедливо называют "санитарами леса". В природе не бывает "плохих" и "хороших" животных. Все они - наши со седи по планете Земля.

Лисица

Лиса - настоящая красавица. У нее теплая рыжая шубка. Узкая любопытная мордочка. Ушки и лапки у нее черного цвета. Но гордится лиса своим хвостом - большим, пушистым.

Хвост тоже рыжего цвета, а кончик может быть темным или белым. Когда лиса бежит или прыгает, хвост помогает ей сохранить равновесие.

Лиса действительно умный, наблюдательный, ловкий и хитрый зверь. Жить рыжая "плутовка" предпочитает не в дремучем лесу, а ближе к опушке. Или там, где есть поля, овраги, мелкие перелески.

Частенько лиса живет рядом с человеком - недалеко от деревни и даже города. Чтобы не попадаться на глаза человеку или родственникам - собакам , требуется и ловкость, и хитрость.

Наблюдательная лиса знает: когда собака сидит на цепи, ее можно не бояться. Пусть себе брешет! А она занимается своим делом. Лиса может не обращать внимания и на людей, работающих в поле: им не до нее.

Но если ей грозит опасность, лиса, почти распластавшись в беге над землей, вытянув пушистый хвост, стремительно убегает. Лови лису! Держи! А ее и след простыл!

Иногда охотники ищут плутовку в лесных зарослях, по оврагам, а она убежит в поле, засеянное высокой пшеницей или овсом, и спрячется. Совсем рядом с деревней, где живут горе - охотники.

Некоторые уверены, что лиса только тем и промышляет, что ворует кур . Конечно, лиса не откажется от курятины, но это бывает не так уж часто. Основная пища у лисы - это мыши.

Охотится лиса и на зайцев, ловит птиц, разоряет их гнезда. Не откажется от жуков и других насекомых. С удовольствием проглотит лягушку, ящерицу или змею.

Любит лиса полакомиться ягодами, фруктами, некоторыми растениями. Богатое меню у Патрекеевны.

У лисицы хороший слух и обоняние. Зимой лиса "мышкует": бегает по заснеженному полю и прислушивается, не пискнет ли под снегом мышка. Услышит - раскопает и схватит добычу.

Иногда так увлечется добычей, что может подпустить к себе близко: зрение у лисы не такое хорошее.

Нору лиса роет, чтобы вывести потомство. Но ей самой работать не хочется, и она частенько занимает чужие норы. Но обязательно сделает несколько запасных выходов: чего в жизни не бывает!

Лисята рождаются слепыми, глухими и беззубыми.Лисица выкармливает их молоком. И вскоре лисята и видят, и слышат. И зубы у них прорезываются.

Подросшие лисята долго не сидят в норе. Им интересно исследовать окружающий мир. Но стоит лисе тявкнуть, лисята стремительно прячутся в нору. Или бегут к маме.

Лисы в стаи не собираются, предпочитают жить в одиночестве.

Соболь

Соболь - ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей.

У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки. Славится соболь своей меховой шубкой.

Мех соболя очень красив. Он густой, пушистый, нежный и теплый. Цвет черно - бурый, но бывает и светло - коричневый. А на горле и груди зверька заметно желтоватое пятно. Зимой мех особенно пышный, а летом соболь выглядит похудевшим, длинным.

Для жилья соболь выбирает дупла не очень высоко над землей. Или устраивает убежище в старом пне, под корягой. Он отлично лазает по деревьям, прыгает с ветки на ветку. Но чаще бегает по земле.

Зимой соболь предпочитает перебираться, путешествуя по верху. Вот бежит соболь по стволам упавших деревьев, по корягам и сучьям... И вдруг в сугроб ныряет! И там, под снегом, продолжает свой путь. И от врагов укрытие, и добычу найти можно. Например, или тетерева, они тоже в снегу от мороза и непогоды прячутся.

Барсук

Когда наступает ночь, из своего подземного дома вылезает барсук. Сначала показывается его длинная узкая мордочка. Чутким носом барсук принюхивается: все ли в порядке, нет ли поблизости непрошенных гостей?

Голова зверька светлая, с темными полосами от глаз к небольшим круглым ушам. И вот барсук вылез из норы и спешит на поиски добычи...

Тело его покрыто плотной шерстью. Узкое спереди, оно расширяется к хвосту, по форме напоминая клин - это если посмотреть на него сверху. Лапы сильные, но короткие, с крепкими большими когтями.

Но вот барсук стал раскапывать землю. Тут - то и пригодились сильные когтистые лапы... Наверное, сейчас он охотится за жуками или дождевыми червями. А может быть решил полакомиться личинками земляных ос или медом шмелиного гнезда.

Близится зима, и барсук должен успеть до холодов накопить жирок. Иногда он к зиме увеличивает свой вес почти в два раза! Эти запасы жира ему просто необходимы. Ведь он всю зиму будет спать в своей глубокой норе.

Нора у барсука большая. В ней много "комнат", коридоров и запасных выходов. Бывают норы и "многоэтажными". Только "этажи" уходят глубоко в землю.

Барсук - аккуратный и чистоплотный зверь. Он регулярно выносит из норы подстилку - сухие листья, траву, мох. И все это заботливо проветривает и просушивает на солнышке.

В чистой, сухой и теплой норе рождаются барсучата - слепые и беспомощные. Мама греет их, кормит молоком. И выносит "позагорать" на солнышко. Всем малышам это полезно.

У барсука есть родственник - медоед. Или "лысый барсук". Несмотря на такое прозвище, он совсем не лысый: у него густая и плотная шерсть. Он сластена и любит мед.

Удивительно, что найти гнездо диких пчел ему помогает птица. Ее так и называют - "медоуказчик". Барсук съедает мед, а птица склевывает восковые соты.

Вот такая неразлучная и "сладкая" парочка.

Бурый медведь

Медведь живет в лесу, он большой и сильный. Густая теплая шуба темно - коричневого, бурого цвета. Он герой многих сказок, в которых его величают то Михаилом Иванычем, то топтыгиным, то косолапым. У многих детей любимая игрушка - плюшевый медведь.

Большой медведь кажется неуклюжим, косолапым. Но это совсем не так. Бурый медведь - сильное и очень ловкое животное. Он умеет быстро, почти бесшумно бегать, лазить по деревьям и даже прекрасно плавать.

Медведь - знаменитый сладкоежка. Недаром многие люди считают, что слово "медведь" означает "ведает, где мед". А еще медведь любит ягоды, орехи, фрукты и насекомых. Когда созревает овес, медведь часто приходит на поля полакомиться спелыми зернами.

Медведи - заядлые рыболовы. Но ловят рыбу не удочкой, а лапами. Лапы у них широкие и с большими загнутыми когтями. И хотя выглядит медведь добродушным, это опасный зверь и мало походит на плюшевую игрушку.

Говорят, что когда медведь спит в берлоге, он сосет лапу. Может быть, медведь согревает лапы своим дыханием, но он их не сосет. Берлога - зимний дом медведя - может быть под корнями упавшего дерева или в большой куче хвороста.

Но иногда медведь роет себе нору сам. Сверху засыплет берлогу пушистым снегом, останется только маленькая дырочка, "чело", - для воздуха.

В середине зимы в берлоге рождаются медвежата - маленькими, слепыми. Медведица кормит их молоком. Весной они выходят из берлоги. Кроме медведицы, за малышами присматривает их старшая сестричка. Ей уже целый год. Такого медведя - няньку называют пестун.

Медвежата устраивают веселые игры. Кувыркаются, догоняют друг дружку, влезают на деревья. Так они готовятся к самостоятельной жизни. Медведи часто выступают на арене цирка.

[Актуализация словаря по теме «Дикие животные». Развитие связ­ной речи, творческого воображения.]

Логопед помещает на магнитную доску схему рассказа о жи­вотном (рис.25).

Логопед. Сейчас вы составите загадки-описания о тех живот­ных, фигурки которых достали из мешочка. Вам поможет эта схема - картинка-подсказка. Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет - в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера и цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши, как оно подает голос, чем питается.

1-й ребенок. Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его де­теныши - медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет мура­вейники.

Логопед хвалит ребенка за составленный рассказ. Ребенок ста­вит на стол фигурку медведя. Аналогично составляют рассказы ос­тальные дети. На столе появляются фигурки волка, лисы, белки.

3. Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматическо­го строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед убирает мешочек и привлекает внимание детей к фигур­кам на столе.

Логопед. А теперь игра «Кого не стало?» Посмотрите вни­мательно на фигурки животных. Закройте глаза, я уберу одну фи­гурку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.

Дети закрывают глаза, логопед убирает фигурку волка.

1-й ребенок. Не стало волка.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.

4. Игра «Помоги Пете». [Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]

Логопед помещает на магнитную доску картинку (рис.26).

Логопед. А теперь уже знакомая вам игра «Помоги Пете». Посмотрите на картинку. Вы видите, Петя пришел в зимний лес. Помогите ему увидеть в лесу диких животных. Кого вы видите?



1. Как оно называется? 2. Это дикое или домашнее животное? 3. Где оно живет? Как называется его жилище? 4. Какого оно размера? 5. Какого оно цвета? 6. Чем покрыто его тело? 7, Какие части тела у него есть (их особенности)? 8. Как называются детеныши животного? 9. Какие звуки издает животное? 10. Чем оно питается?

Дети. Мы видим волка, лису, белку, зайца, лося, медведя. Логопед. Молодцы! Петя благодарит вас за помощь. Логопед убирает картинку.

5. Работа в тетради №1. [Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради. Кого изобразил художник на левой странице?

Дети. Художник нарисовал медведя, лису и белку.

Логопед. Послушайте загадку об одном из этих животных.

Рыжая плутовка.

Хитрая, ловкая.

Дети. Это лиса.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Лису называют плутовкой.

Логопед. Как вы понимаете это слово?

Дети. Нечестная, обманщица, воровка.

Логопед. Верно. Возьмите оранжевый карандаш и сначала обведите лису по контуру, а потом раскрасьте ее и нарисуйте ей глазик. Потом можете обвести по контуру, но не раскрашивать белку и медведя.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели, оказывает необходимую помощь. Затем дети оце­нивают работу друг друга и получают наклейки за старание. Лого­пед убирает тетради и контейнер с карандашами.

6.Упражнение «Белка». [Координация речи с движением, раз­витие тонкой моторики. (Повторение. См.: Занятие 1. Тема «Ди­кие животные.)]

Дети вместе с логопедом выполняют уже знакомое упражнение.

7. Игра с мячом «Большие и маленькие». [Уточнение и активи­зация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительными суффиксами, согласование прилагательных с существительными).]

Логопед приглашает детей на коврик, предлагает им встать в круг, берет в руки мяч.

Логопед. Сейчас я буду называть часть тела дикого живот­ного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч, ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мяч мне. У лисы рыжая голова.

1-й ребенок. У лисенка рыженькая головка.

Логопед. У волка острые зубы.

2-й ребенок. У волчонка остренькие зубки.

Логопед. У зайца короткий хвост.

3-й ребенок. У зайчонка коротенький хвостик.

Логопед. У белки черные глаза.

4-й ребенок. У бельчонка черненькие глазки.

Логопед. Отлично! Давайте похлопаем себе.

Логопед убирает мяч.

8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние живот­ные».)]

9. Игра «На лыжах». [Автоматизация правильного произноше­ния звука [ж] в словах с открытым слогом и предложениях с ними.]

Логопед вновь приглашает детей за стол, достает игру «На лыжах», помещает на магнитную доску плоскостное изображение де­вочки.

Логопед. А теперь вспомните, как правильно произносится звук [ж]. В игре «На лыжах» будет много слове этим звуком. Я на­деюсь, что вы будете правильно их произносить. Придумайте девочке имя, которое начинается со звука [ж].

Дети. Жанна.

Логопед. Как вы думаете, куда собралась Жанна?

1-й ребенок. Жанна идет кататься на лыжах.

Логопед. Что она держит в руках?

2-й ребенок. В руках у Жанны лыжи.

Логопед. Что надела Жанна?

3-й ребенок. Жанна надела желтый комбинезон.

Логопед. Какая аппликация на комбинезоне?

4-й ребенок. На комбинезоне медвежонок.

Логопед раскладывает на столе плоскостные изображения пред­метов, в названиях которых есть звук [ж], и предлагает детям на­звать их (снежинки, флажок, Жучка, можжевельник).

Логопед. Прикрепите рядом с Жанной эти предметы и со­ставьте предложения. Следите за произношением звука [ж].

1-й ребенок. Над Жанной кружатся снежинки.

2-й ребенок. Около лыжни стоит желтый флажок.

3-й р е б е н о к. За Жанной бежит Жучка.

4-й ребенок. Жанна бежит мимо кустов можжевельника.

10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на за­нятии, в какие игры играли, какая игра показалась им самой инте­ресной. Затем предлагает детям назвать того, кто был самым ак­тивным на занятии. Победитель получает наклейку на тетрадь.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Актуализация словаря по темам «Зима» и «Дикие животные». Обогащение словаря лекси­кой, обозначающей ощущения, эстетические оценки. Обучение составлению рассказа по картине. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, мышления, творческого вооб­ражения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, тактиль­ных ощущений.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание доброжела­тельности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самосто­ятельности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Картина «Кто как зимует», подносики с тонким слоем манки, предметные картинки с изображениями диких жи­вотных, алгоритм описания животного, контейнер с чистыми сос­ками, контейнер для использованных инструментов.

Предварительная работа. Заучивание загадок о диких живот­ных, разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом».

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. [Разви­тие навыков звукобуквенного анализа, тонкой моторики, так­тильных ощущений.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлага­ет пройти к столу, на котором лежат картинки с изображениями диких животных 1 и стоят подносики с тонким слоем манки.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о диких живот­ных наших лесов, рассмотрим картину, на которой они изобра­жены, и составим рассказ по ней. А сейчас послушайте первое задание. Посмотрите насвои картинки. Напиши букву, с кото­рой начинается название твоего животного, Даша.

1 Нищееа Н. В. Дикие животные. Кннжка-раскраска. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Ребенок выполняет задание.

1-й ребенок. Я написала букву В. Это первая буква в слове вояк.

Логопед. А ты напиши последнюю букву слова своего слова, Вадик.

2-й ребенок. Я написал букву А. Это последняя буква в слове лиса.

Логопед. Ваня напишет предпоследнюю букву своего слова.

3-й ребенок. Я написал букву К. Это предпоследняя буква вслове белка.

Логопед. И, наконец, Арина напишет первую букву своего слова.

4-й ребенок. Я написала букву Б. Это первая буква в слове барсук.

Логопед. Вы отлично выполнили задание. Я горжусь вами!

Логопед убирает подносы.

2. Рассматривание картины «Кто как зимует» 1 . [Создание эмо­ционального фона для восприятия картины.]

Логопед приглашает детей к мольберту, на котором стоит кар­тина, и дает детям минуту для ее свободного рассматривания.

Логопед. Вы рассмотрели картину, а теперь вспомните за­гадки о животных, изображенных на ней.

1-й ребенок. По снегу бежит - петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно.

Дети отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.

2-й ребенок. Я скачу туда-сюда

По деревьям ловко.

Не пустеет никогда

У меня кладовка.

Дети вновь отгадывают загадку и объясняют, как это сделали.

3-й ребенок. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Дети отгадывают загадку и дают объяснения.

4-й ребенок. День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые толчком.

Дети отгадывают последнюю загадку и дают необходимые объ­яснения.

3. Беседа по картине. [Развитие диалогической речи.]
Логопед организует беседу по картине, с помощью указки при­влекая внимание детей к отдельным ее фрагментам.

Логопед. Картина называется « Кто как зимует». На ней изо­бражены животные в зимнем лесу. Давайте расскажем про зимний лес. Какой он?

Дети. Лес дремучий, заснеженный.

Логопед. Где лежит снег?

Дети. Снег лежит на земле, на ветках деревьев, на елочках.

Логопед. Что вы видите на снегу?

Дети. На снегу видны следы зверей.

Логопед помещает на мольберт уже знакомую детям схему опи­сания животного, закрыв последние три прямоугольника.

Логопед. Расскажите о животных, которых вы видите на картине, используя уже знакомую вам картинку-подсказку.

1 Животные. Мир природы. -СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

1-й ребенок. На толстом суку сосны я вижу рысь. Это боль­шая лесная кошка. Она серая, пятнистая. У нее кисточки на ушах и пушистый хвост.

2-й ребенок. На этой же сосне сидит белочка. Это малень­кий зверек. У нее серенькая шубка, короткие передние и длинные задние лапки, пушистый хвостик. Белочка держит в лапках же­лудь.

3-й ребенок. Справа под деревом я вижу двух волков. Они стоят в глубоком снегу. Они большие, серые. Один волк что-то высматривает, другой нюхает следы на снегу.

Логопед. Наверное, волк обнюхивает следы зайца, который только что пробежал здесь.

4-й ребенок. Под елочкой прячется зайчик. У него пуши­стая белая шубка, длинные ушки, косые глаза. Зайчик убегал от волков, устал, а теперь отдыхает.

Логопед. Теперь расскажите о тех животных, которых мы видим на заднем плане.

1-й ребенок. В глубине леса мы видим лося. Он большой, темно-коричневый. У него ветвистые рога, белые «чулки» на ногах. Лось грызет кору осинки.

2-й ребенок. Справа в глубине леса мы видим лису. Она не­большая, рыжая, пушистая. У нее красивый хвост и остренькие ушки. Лиса охотится на мышь, подпрыгивает, чтобы схватить ее.

Логопед. Кого еще вы видите на картине?

3-й ребенок. На картине нарисованы птички. На заснежен­ном кустике сидит синичка.

4-й ребенок. На ветке сосны мы видим клеста. Он лущит сосновую шишку, достает из нее семена.

Логопед. Вы хорошо рассказали про зимний лес и состави­ли рассказы о животных. А теперь давайте отдохнем.

4. Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

Логопед приглашает детей пройти на ковер, встать в круг, сде­лать пальчиковую гимнастику.

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на руках - по

Есть нора - одному пальцу на каждое двустишие.

надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно то хлопают в ладоши, то

Всем тепло, уютно в нем. ударяют кулачками друг о друга.

В. Пальчинскайте

5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние живот­ные»).]

Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже зна­комые им упражнения. После каждого упражнения логопед предла­гает детям отдохнуть и проглотить слюну.

6. Сообщение логопедом плана рассказа. [Развитие речевого слуха.]

Логопед вновь приглашает детей на стульчики к мольберту, при­влекает внимание детей к картине.

Логопед. А теперь послушайте план рассказа. Один из вас опишет зимний лес, который нарисовал художник. Второй рас­скажет о диких животных, которых мы видим на переднем плане. Третий расскажет о животных, изображенных на заднем плане. И четвертый повторит рассказ целиком.


Цели: уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.; образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса -ищ; подбор слов-антонимов; согласовывать числительные с существительными; упражняться в подборе эпитетов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением диких животных и их частей тела.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в лесу.

2. Беседа по картинкам о диких животных . Логопед выставляет картинки животных.

Как называются эти животные? (Дикие.) Почему? а) Логопед загадывает загадку:

Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый - краса - А зовут ее... (Лиса.)

Какая лиса? (Хитрая, быстрая, рыжая, ловкая...)

Кто еще живет с лисой? (лис, лисенок, лисята.) Дидактическая игра «Чье это?» (по картинкам)

(Лисья морда, лисьи уши и т.д.) Образование сложных прилагательных:

У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (Тонколапая.)

У лисы длинный нос.

У лисы острые уши.

У лисы короткие усы.

У лисы рыжий хвост.

У рыжей лисы красивая густая, пушистая шерсть. Тело ее очень подвижно, оно может изгибаться, вытягиваться при беге. У лисы длинный пушистый хвост. Мордочка вытянута, уши острые, стоячие, глаза с овальными зрачками. Ноги у лисы короткие, тонкие. Она всеядна, но больше всего любит свежее мясо. Охотится на мышей, водяных крыс, зайцев. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный - волк.

б) Логопед загадывает загадку: Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу. (Медведь.)

Какой медведь? (Косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый...)

Дидактическая игра «Чье это?». (По картинкам.) (Медвежья лапа и т.п.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежо нок, медвежата.)

Как называется жилище медведя? (Берлога.)

У медведя громадное, неуклюжее тело, покрытое бурой шерстью. У него большая голова, короткая и толстая шея, маленькие глаза. У медведя слабое зрение. Уши небольшие, круглые. Лапы при ходьбе он ставит внутрь когтями и наружу пятками. Поэтому медведя назвали косолапым. Медведь очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это - медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

в) Логопед загадывает загадку: Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк.)

Продолжите предложение по смыслу: Волк - это папа в семье волков. Мама - ... (волчица). Дети - ... (волчата).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом и с помощью суффикса -ищ:

У волчицы усы. У волчонка - усики. У волка - усищи. (Аналогично: глаза, нос, хвост.)

Какой волк? (Злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, лох матый...)

Среди диких животных волк выделяется силой, умом, выносливостью. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, широкий лоб, толстая шея, уши торчат, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый. Может долго охотиться за добычей. И как только она теряет силы и не может бежать, волк сразу нападает на нее. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

г) Логопед загадывает загадку: Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке беленькой зимой, А в шкурке серой - летом.(Заяц.)

- Какой заяц? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий...) Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный - белый, смелый - трусливый, быстрый - медленный, веселый - грустный, умный - глупый, длинный - короткий.

У зайца красивая, пушистая, мягкая шерсть. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала длинные задние лапы, а потом передние короткие. Норы не делает. Днем лежит под кустом,
ночью добывает себе пищу. Летом ест траву, зимой - сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

3. Физкультминутка

4. Продолжение беседы о диких животных. Логопед загадывает загадку:

Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле. (Белка.)

Какая белка? (Быстрая, ловкая, красивая, пушистая, шустрая, рыжая...)

Сосчитайте, сколько белок на картинке? (одна белка, две белки...)

Большая белка - это мама. Как ее называют? (Бельчиха.) А маленькие - это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - (Бельчонок.)

Дидактическая игра «Чье это?»

Белка - маленький, беззащитный зверек. У нее пушистая, рыжеватая шерстка, выпуклые черные глаза. Большой пушистый хвост, размером с саму белку. На затылке торчат ушки с кисточками. Зубы у белки большие, изогнутые и очень острые. Питается орехами, семенами хвойных деревьев. На зиму она делает в дуплах запасы орехов и желудей, сушит грибы на сучках кустарников. Белка спасается от врагов только тем, что прячется в густых ветках деревьев и дуплах.

б) Логопед загадывает загадку: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж.)

Какой еж? (Колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, ум ный...)

Назовите его семью. (Еж, ежиха, ежата, ежонок.) Дидактическая игра «Закончи предложение».

Ты увидел в лесу (кого?) ... ежа. Мы любуемся (кем?) ... ежом. Нам понравился (кто?) ... еж. Мы молока дадим (кому?) ... ежу. Я вам рассказала (о ком?) ... о еже.

Еж - удивительное животное, приспособленное к самым опасным ситуациям. Тело его покрыто жесткими торчащими иголками. При опасности еж свертывается в комочек, и получается игольчатый мячик, за который не возьмешься. Питается зверек жучками, червячками, лягушками. Зимой еж спит в норке под корнем большого дерева.

в) Логопед показывает картинку и рассказывает о лосе.

Лось - очень крупное животное. У него высокие ноги, сравнительно короткое туловище. На большой голове - рога. Окраска лося буровато-черная. Летом лось питается листьями, ягодами, грибами. Зимой, раскапывая снег, ищет сухую траву и ест кору деревьев.

5. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить, почему они называются дикими животными, чем питаются, как передвигаются, где живут. Знать названия детенышей, семью. Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить рассказ о любом животном.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: волк - волки - волков и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: белка - белочка и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.

Например: У лисы длинный хвост. Какая лиса? - Длиннохвостая.

У зайца короткий хвост - ... тонкие лапы - ... , короткие лапы - ... , толстые лапы - ... , длинные уши - ... , острые уши - ... , короткие усы - ... .

4. Образование притяжательных прилагательных. Например: Нора лисы. Чья нора? - Лисья. Берлога медведя. - ...

Дупло белки. - ... Логово волка. - ... Морда лисы. - ... Хвост зайца. - ...

Образование существительных с помощью суффикса -ищ. Например: нос - носище и т.д. (лапы, хвост, усы, глаза, зубы).

Подбор слов-антонимов.

Например: У лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост. У медведя толстые лапы, а у лисы... и т.д.

7. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «Сосчитай».

8. Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.

С этими предлогами составить предложения и записать в тетрадь.

Der Tiger ist ein großes Wildtier. Er hat gelbe Farbe mit schwarzen Streifen. Der Tiger ist stark und gewandt, er kann laut knurren, gut schwimmen, springen und schnell laufen. Dieses Tier lebt in Asien und Russland. Man kann es auch in einem Zoo oder Zirkus sehen.

Тигр – это большое дикое животное. Он имеет желтый окрас с черными полосами. Тигр – сильный и ловкий, он умеет громко рычать, хорошо плавать, прыгать и быстро бегать. Этот зверь живет в Азии и России. Его можно увидеть также в зоопарке или цирке.

Der Bär gehört zu den Wildtieren. Er ist groß und beweglich. Er hat braunes Fell, dicke Beine und kleine Ohren. Der Bär kann gut schwimmen und klettern auf die Bäume. Dieses Tier lebt im Wald. Den ganzen Winter schläft er in seiner Höhle. Obwohl er das Raubtier ist, mag er auch Beeren, Früchte, Korn, Gras und die Wurzeln der Pflanzen.

Медведь относится к диким животным. Он большой и подвижный. У него коричневая шерсть, толстые ноги и маленькие уши. Медведь хорошо плавает и лазит по деревьям. Этот зверь живет в лесу. Всю зиму он спит в своей берлоге. Хотя он хищник, он также любит ягоды, плоды, зерна, траву и корни растений.

Der Wolf ist ein wildes Waldtier. Sein Fell ist meistens grau, aber kann auch unterschiedlich sein, z. B. weiß oder schwarz. Er ist einem Hund ähnlich. Dieses Tier ist sehr klug und geschickt. Er kann schnell laufen und gut jagen. Er isst nur das Fleisch anderer Tiere.

– это дикое лесное животное. Его мех чаще всего серого цвета, но также может и отличаться, например, быть белым или черным. Он внешне похож на собаку. Этот зверь очень умный и ловкий. Он умеет быстро бегать и хорошо охотиться. Ест он только мясо других животных.

Der Hase ist ein kleines Wildtier, das lange Ohren, runden flaumigen Schwanz und starke Hinterpfoten hat. Sein Fell ist grau in Sommer und weiß im Winter. Er lebt auf der Wiese oder im Wald. Es ist schwer ihn zu fangen, denn er läuft sehr schnell.

Заяц – маленький дикий зверек, у которого длинные уши, круглый пушистый хвост и сильные задние лапы. Летом его шерсть серого цвета, а зимой – белого. Он обитает на лугу или в лесу. Его поймать тяжело, потому что он бегает очень быстро.

Der Löwe ist ein Raubtier, das in der Savanne lebt. Man nennt ihn den Zar der Tiere. Er hat eine schöne dicke Mähne und starke Pfoten. Er jagt Antilopen, Zebra und andere Tiere. Nach dem Essen schläft der Löwe lange gern. Es ist ein sehr kluges und ausdauerndes Tier. Man kann ihn dressieren, und dann tritt er im Zirkus auf.

Лев – это хищное животное, которое живет в саванне. Его называют “царем” зверей. У него есть красивая густая грива и сильные лапы. Он охотится на антилоп, зебр и других животных. После еды лев любит долго поспать. Это очень умное и выносливое животное. Его можно дрессировать, и потом он выступает в цирке.

Der Affe ist ein Wildtier, das meistens in Afrika oder Südamerika lebt. Es kann groß oder klein sein. Dieses Tier ist sehr furchtsam und vorsichtig. Deshalb klettert es fast die ganze Zeit auf den Bäumen, auf solche Weise sucht sich die Nahrung. Die Affen essen die Insekten, die Samen, die Beeren und das Obst. Einige von ihnen wohnen im Zoo, andere treten im Zirkus auf.

Обезьяна – это дикое животное, которое обитает в основном в Африке или Южной Америке. Оно может быть большим или маленьким. Это животное очень пугливо и осторожно. Поэтому почти все время лазает по деревьям, таким способом ищет себе пищу. Обезьяны едят насекомых, семена, ягоды и фрукты. Некоторые из них живут в зоопарке, другие выступают в цирке.


(No Ratings Yet)



  1. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все...
  2. der Abend, – e – вечер der Abendkurs, – e – вечерний курс abends – вечерами aber – но der Abschied, – e – прощание...
  3. Twain wurde als Samuel Langhorne Clemens am 30.11.1835 in Florida (Missouri) geboren. Der Vater starb 1847 und Twain musste im Alter von zwölf Jahren eine...
  4. Немецкий язык богат самыми разными пословицами и поговорками. Главным отличием пословицы от поговорки является то, что пословица всегда представляет собой законченное, самостоятельное, зачастую рифмованное предложение...
  5. На этой страничке вы найдете интересные стишки, рифмовки и кричалки, которые вы можете использовать на уроках немецкого языка. Считалки на немецком * * * Eins,...
  6. Wandrers Nachtlied Über allen Gipfeln Ist Ruh, In allen Wipfeln Spürest du Kaum einen Hauch; Die Vögelein schweigen im Walde. Warte nur, balde Ruhest du...
  7. Множественное число существительного в немецком языке надо запоминать сразу же при заучивании его определенного артикля. Множественное число Существует пять основных способов образования множественного числа имен...
  8. Продукты, общественное питание Ресторан Das Restaurant Небольшой ресторан, кафе, закусочная Das Lokal Трактир, пивная, кабачок Die Kneipe Бар Die Bar Столовая, буфет на предприятии, в...
  9. Einleitung: Was ist der Titel oder Inhalt der Grafik? Das Diagramm zeigt… Die Grafik stellt… dar. Die Tabelle zeigt… Das Schaubild zeigt… Die vorliegende Grafik...

Однажды я услышала сказку о неравнодушном зайчишке, который был рад помочь всякому, кто в том нуждался. Сейчас я вам её расскажу.

Жил-был зайчик. Он был совсем молоденьким, так как недавно родился на свет. Как-то зайчишка нашел на дороге большой и круглый капустный лист. И хотя нести его было трудно, зайчик радовался, что дома позавтракает на славу.

Но тут он услышал жалобный писк. Под кустом лежал воробышек, которого на лету подбил камнем бессердечный мальчишка. Воробышек просил пить. И зайчишка, не раздумывая, попрыгал к реке.

«Как хорошо, что у меня есть такой удобный капустный лист!» - подумал он. Набрав воды, малыш напоил раненого воробья. Когда тому стало легче, зайчик отправился дальше. Он представлял, как скоро хорошенько поест, ведь дом-то совсем рядом.

Хлынул дождь, и малыш при-пустил со всех ног. Но тут услышал, что кто-то тихонько его зовет. Это была прекрасная бабочка, которая бессильно лежала в траве.

Она стала просить о помощи, так как дождь промочил её крылья и вот-вот смоет с них нежные чешуйки. И тогда она больше не сможет взлететь.

Зайчик снова подумал, какой у него замечательный капустный лист - он может послужить зонтиком. Малыш поднял его над бабочкой и держал, пока прошел дождь.

Бабочка быстро обсохла в теплых солнечных лучах и с благодарностью улетела. А зайчик побежал со своим капустным листом дальше, мимо быстрой речки. И вдруг он увидел в воде полевую мышь. Она едва держалась за тонкую ветку, и силы её уже были на исходе.

Недолго думая, зайчик кинул свой лист в воду, чтобы малютка воспользовалась им как лодкой и спаслась. Мышка тотчас взобралась на лист и, быстро работая лапками, поплыла к берегу. Наконец она выпрыгнула на сушу и стала благодарить своего спасителя.

Но тут капустный лист подхватило течением, и он скрылся в бурлящем потоке.

«Уплыл мой завтрак…» - вздохнул зайчик. Но при том совсем не огорчился. Как вы думаете, почему?

Как маленькая мышь отплатила добром за добро

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал ее. Мышь стала просить, чтобы лев отпустил ее. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев на это засмеялся и отпустил мышь.

Вскоре лев попал в крепкие тенета. Он страшно ревел и рвал тенета, но запутывался все больше. Мышь услыхала рев льва и собрала других мышей. Они перегрызли тенета и освободили льва. Мышь сказала: «Помнишь, ты смеялся и не думал, что я могу тебе добро сделать, - бывает и от мышей добро».

Из кн.: «Зернышки»

Заботливый

В старом лесу у старого пруда живёт старый ёж. Он всё умеет делать: и шить, и стирать, и гладить. Ляжет пятнышками на полянку тень от листьев - старый ёж принесёт воду с пруда, истирает, истирает, час, другой. Глядишь - а пятнышек уже нет: тень перешла на другое место...

Помнёт ветерок шелковистую траву - старый ёж тут как тут; притащит гладкий, раскалённый на солнце камушек и гладит им траву. Только до-тронется - и трава уже гладенькая: ветерок улетел.

Порвётся на пруду ряска - старый ёж берёт сосновую иголку, вдевает в неё паутинку подлин-нее и начинает штопать. Кончит штопать, иголку к себе в жилет воткнёт, а потом найти не может среди своих собственных иголок.

Р. Баумволь

Необыкновенная дружба

Как получилось, что слонёнок подружился с мышью, трудно сказать. Но всё же они подружились. Правда, дружить им было нелегко. Слонёнок почти не видел мыши: та была уж слишком мала, а мышь не могла слонёнка охватить взором. Поэтому ей казалось, что она дружит с горой, а слонёнку казалось, что он дружит с букашкой.

Однажды мышь нашла какой-то странный предмет с круглыми стёклышками по бокам и с сёдлышком посередине.

Взгляните, - сказала она слонёнку, - я нашла зимние очки! У них двойные стёкла, как зимою в окнах домов.

Слонёнок посмотрел на находку своими умными маленькими глазками и сказал:

Никакие это не зимние очки, а бинокль. Он поможет нам с вами ещё лучше дружить: теперь нам будет удобнее видеть друг друга.

И действительно, когда мышь по совету слонёнка посмотрела на него через уменьшительные стёкла бинокля, она впервые увидела своего друга целиком. И какое это было величавое зрелище!

А слонёнок, посмотрев на мышь через увеличительные стёкла бинокля, впервые разглядел её как следует, и нашёл, что она прехорошенькая.

Правда, то и дело смотреть в бинокль было для обоих утомительно, но чего только не сделаешь ради дружбы, тем более ради такой необыкновенной дружбы, которая бывает только в сказках!

Р. Баумволь

Нежная мама

Наверное, вам трудно поверить, что волки способны создавать прекрасные семьи, часто на всю жизнь. И при этом волки-супруги очень нежные родители. А ведь в представлении многих волки — всего лишь свирепые хищники.

Волчица-мама заранее готовит в глухом месте мягкое и удобное ложе для своих будущих детей. Рождаются её малыши, подобно щенятам, слепыми и беспомощными. Поэтому волчица постоянно нянчится с ними и нежит, предупреждая толчки и падения.

Пока волчата маленькие, любящая мама ни на минуту не оставляет их одних. И тогда отец становится единственным кормильцем большой семьи. Обычно в ней бывает до восьми волчат. Даже если летом можно удачно охотиться рядом с логовом, волк-отец уходит за добычей подальше. Он от рождения знает, что к своему дому не нужно привлекать внимания других зверей.

В отсутствие отца-защитника волчица старательно охраняет своих малышей. Для этого её память хранит все нужные навыки и осторожность. Волчица всегда вовремя заметит в окрестности подозрительные следы или учует опасный запах человека. Ведь у неё очень чуткий нюх. Мама хорошо знает, что с запахом охотника в семью может прийти беда. Поэтому она немедленно возьмёт детей по-собачьи за загривок и одного за другим перетащит в другое, более безопасное место. И при этом такой способ «транспортировки» не причиняет им боли.

Когда волчата достигают двухмесячного возраста, родители начинают их обучать охотничьим приёмам. Они уходят с детьми от логова и нередко больше к нему не возвращаются.

Лосенок

Лосенок, какой смешной! Губы толстые, ноги длинные и тонкие - кажется, что они вот-вот переломятся.

Но лосёнок уже бегает за лосихой. Пока лосиха-мама кормит его молоком, но скоро лосёнок научится жевать траву, осиновые листочки, грибы.

Г. Снегирев

Как звери подружились с художником

Великий русский художник Константин Алексеевич Коровин был ещё и прекрасным писателем. Вот его рассказ о том, как в деревне, в деревянном доме, у большого леса, в глуши, с ним жили не только кот и собака, но и приручённые баран, заяц и ёж. И эти разные животные так подружились с хозяином, что всегда желали быть рядом.

Заяц, которого мне принесли из лесу и продали, был небольшой. Голодный, он сейчас же стал есть капусту и морковь. Собаку Феба он бил нещадно лапами по морде так ловко и часто, что Феб уходил обиженный.

Скоро заяц вырос и потолстел. Ел он целыми днями и был ужасно пуглив. Постоянно водя длинными ушами, заяц всё прислушивался. Вдруг он бросался бежать опрометью и ударялся башкой о стену. И опять - как ни в чём не бывало, скоро успокаивался.

В доме он всё же не боялся ни меня, ни собаки, ни кота, ни барана большого, который жил со мной и почему-то не хотел никогда уходить в стадо. Заяц знал, что все эти его не тронут, он понимал, что эти, так сказать, сговорились жить вместе.

Я уходил неподалёку от дома, к реке, лесу и писал красками с натуры природу. Помню, Феб нёс в зубах большой складной зонт. Заяц прыгал около, а баран шёл за мной в стороне.

Заяц не отходил от меня, боялся, должно быть, что поймают и съедят. Когда я писал с натуры, Феб спал рядом на травке или искал кого-то в речке, или вспугивал кулика. А заяц сидел возле меня и всё водил ушами - слушал. Но ему быстро надоедало, что я сижу и пишу. Он вдруг начинал стучать по мне лапами и довольно больно. При этом как-то особенно глядел, будто говорил:

Хватит ерундой заниматься. Пойдём гулять!

Слово «гулять» знали Феб, заяц и баран. Они любили гулять со мною.

А ёж появлялся ночью, и было слышно, как он ходил по полу по всем комнатам, как уходил на террасу, в сад и пропадал. Но стоило мне постучать рукой, ёж вскоре возвращался.

Баран ужасно боялся ежа. Он поднимал голову с большими завёрнутыми рогами, начинал топать передними ногами, как бы пугая того, а потом бросался бежать во все стороны.

Когда я ложился спать, заяц садился рядом, вставал на задние лапы, но прыгнуть ко мне не мог. И приходилось его брать к себе за длинные уши. Я клал его на постель. Заяц очень любил спать со мной, плотно прижимался в ногах, протягивался и засыпал. Но уши его ходили во все стороны: и во сне он всё продолжал слушать.

Родительские чувства

Заботиться о своих малышах способны самые разные животные. Особенно в тех семьях, где рождается мало детей. Ибо они могут погибнуть из-за нападения хищников, от болезней или тяжёлых условий обитания.

Если бы не преданность любящих родителей, то многие виды животных могли навсегда исчезнуть с лица нашей планеты.

Заботой о детях наделены не только звери, но даже лягушки, крокодилы, осьминоги, насекомые, мокрицы, пауки.

Даже мокрицы и пауки? - с удивлением спросите вы. Да, это действительно так. Едва вылупившиеся паучата совершенно беспомощны. Они не умеют ни защищаться, ни питаться, ни ткать паутину. Ведь малыши рождаются в коконе, который их мама надёжно прячет и может охранять.

Юные паучки обычно держатся клубком. Но если их потревожить, то клубок как бы взрывается. И малыши стремительно разбегаются во все стороны, чтобы спрятаться в местечках поукромней. Тут уж им не приходится надеяться на мамину защиту, выручают только собственные ноги.

Любопытно наблюдать, как мама-мокрица прогуливает своих малышей. Эти живые существа справедливо получили своё название, потому что обитают в очень сырых местах. Но детишек они всё же периодически выводят проветриваться. При этом мама внимательно следит, чтобы дети далеко не расползались. И стоит только ей почувствовать опасность, как она мигом загоняет их в норку.

Нередко опасность поджидает подрастающих детей даже у самых заботливых мам и пап. Может быть, только у сумчатых животных, к которым принадлежат кенгуру, они в наибольшей безопасности. Ведь мама-кенгуру постоянно носит малышей на себе, и они проводят своё детство в удобной сумке на её животе.

А откуда животным известно, каким образом следует оберегать своих детей и как их воспитывать? Знания эти заложены в них от рождения - животные получают их по наследству от своих родителей. И затем, в свою очередь, передают их своим детям.

Помощник человека

Слоны - это не домашние, а приручённые животные. Ведь их дети, в отличие от домашних питомцев, рождаются только на воле. Юных слонов отлавливают и с любовью приручают. И тогда животные отдают свой труд и чувства человеку.

Запряжённый в плуг слон пашет не хуже трактора. Он используется и как транспортное средство. И хотя скорость у слона невелика, зато его проходимость гораздо большая, чем у автомобиля. Ведь могучий слон способен с одинаковой лёгкостью идти и по джунглям, и по горам и по болотам. Это большое и тяжёлое животное может даже переплыть с огромным грузом широкую реку или плыть часами в океане.

Слоны в специальных школах обучаются точно и беспрекословно выполнять команды своего хозяина. Подчиняясь его словесным приказам и жестам, подготовленные животные опускаются на колени, поднимают хоботом человека или груз себе на спину. В «слоновьей школе» они учатся не только носить брёвна, но и с такой аккуратностью складывать их в штабели, что редкому человеку это под силу.

Во всех работах основную роль играет хобот слона. И хотя его сила колоссальна, хобот может выполнить и тонкую, почти ювелирную работу - развязать маленькие узлы, поднять с земли спичку или самую мелкую монету!

Как-то в московском зоопарке решили укрепить вольеру, где находился слон. Ограду усилили железной планкой, которую закрепили на болтах. Для верности служащий туго затянул гайки гаечным ключом и спокойно ушёл. Слон внимательно наблюдал за всеми его действиями и, оставшись в одиночестве, хоботом отвинтил все гайки и вынул болты.

Но самое интересное, что эти крепёжные средства умное животное сложило в две отдельные кучки - болты отдельно, а гайки отдельно. Вот какие удивительные возможности имеет трудолюбивый слон!

Слоны отличаются и великолепной памятью. Они узнают своих собратьев даже после долгой разлуки. И добрых людей, сумевших завоевать их доверие, тоже никогда не забывают, как не забывают и тех, кто нанёс им обиды и страдания. Помнят даже обстоятельства и местность, где с ними приключились несчастья или, наоборот, приятные происшествия.

Благодаря специальной дрессировке слоны могут научиться очень сложным цирковым трюкам и выступать в роли гимнастов или танцоров. Они способны выполнять стойку на передних ногах, садиться на тумбу и даже освоить езду на водных лыжах за катером.

Учёные относят слона к десятке самых «умных» животных. В этот список ещё входят собака, кошка, лошадь, свинья, дельфин, медведь, обезьяна, крыса и, как это ни покажется удивительным, - крошка муравей!

Молчаливые лоцманы

Ух и хорошо мчаться под парусом, полным свежего попутного ветра, то взлетая на гребни волн, то проваливаясь, чтоб в следующее мгновенье снова взмыть вверх!..

Азартное, волнующее зрелище - осенние крейсерские гонки яхт на Черном море. Однако, они не так безобидны, как кажутся неопытному глазу. Иногда требуется настоящее мужество.

…Темна, непроглядна октябрьская южная ночь. Только звезды мерцают над головой. Ничего не видно. За бортом плещется вода, и однообразные тяжелые всплески ее сотрясают судно, осыпая солеными брызгами. Где берег?

Наша яхта потеряла ориентиры - указатели, по которым корабль находит дорогу в море. Шла первой, и вот…

Самую малость не рассчитали спортсмены. До цели оставалось совсем немного, когда упала темнота и берег ушел из виду. Нет его! К довершению несчастья от воды поднялся туман и закрыл звезды.

Плыли наудачу. Не хотелось сдаваться.

Неожиданно перед самым носом яхты над водой мелькнул характерный блестящий треугольник. Один, другой…

Дельфины Исчезли, вернулись снова, зайдя с той же стороны. Так повторялось несколько раз. С непонятным упорством они проделывали все тот же маневр - стремились наперерез курсу так, что казалось, вот-вот столкнутся с яхтой, словно «отсекая» ее от невидимого берега…

Ребята, а они ведь нам показывают, куда плыть! - сказал капитан яхты. - Похоже, что мы сбились, поворачивать надо… - И, помедлив, скомандовал: - Так держать! Ориентир - дельфины!

Яхта изменила курс. Сразу же прекратили свою назойливую игру дельфины и, как бы подтверждая, что их поняли правильно, спокойно поплыли рядом с яхтой. А в следующую минуту совсем близко по левому борту проплыла песчаная мель… Вот о чем сигналили дельфины! Они предупреждали об опасности! Ведь если бы не они, сидеть бы яхтсменам на мели… Прощай победа в гонке! Да это еще полбеды. А если бы случилось что-то более серьезное!..

Удивительные существа дельфины много раз помогали людям.