Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Психология принятия решений или Как мы делаем выбор? Нравственный выбор - что определяет нравственный выбор человека? Выбор требует энергии.

Психология принятия решений или Как мы делаем выбор? Нравственный выбор - что определяет нравственный выбор человека? Выбор требует энергии.

Новость — 27.08.2018

Вопрос о человеческих ценностях не раз становился предметом психологических исследований.

Наиболее популярной из существующих в настоящее время в психологии теорий ценностей является теория ценностной организации Ш.Шварца. Он описывал ценности как представления человека о желаемом поведении или состоянии, своеобразные жизненные ориентиры, которые расположены в определенном порядке в зависимости от значимости. Также Шварц предположил, что ценности напрямую связаны с универсальными человеческими потребностями – биологическими, социальными и потребностями сохранения группы людей. Согласно его теории, ценности характеризуют отношение личности к другим людям, к себе, к переменам и неопределенности. При этом Шварц, как и другие исследователи, отмечал, что ценности у мужчин и женщин отличаются, и это различие более выражено в странах с высоким уровнем социального равенства. Последнее он объяснял тем, что люди, не испытывающие на себе выраженного давления социальных норм, в большей степени придерживаются ценностей, которые для них по-настоящему значимы. Мужчины чаще ставят на первое место такие ценности, как власть (стремление к доминированию), риск (стремление к переменам) и достижение (личная успешность), а женщины – универсализм (забота о благополучии людей и природы в целом) и благожелательность (забота о близких).

Психологи московского Психологического института Российской академии образования провели свое исследование, применив методику, разработанную Шварцем. В нем приняли участие представители двух поколений – старшего (мужчин и женщин, имеющих детей старше 18 лет) и младшего (их детей).

В результате исследования было выявлено, что ценности у мужчин и женщин начинают значимо отличаться только с возрастом.

В группе младшего поколения, которую преимущественно составляли студенты, как для юношей, так и девушек, оказались наиболее важными такие ценности, как самостоятельность (умение самостоятельно действовать и независимо мыслить), гедонизм (стремление к наслаждению и удовольствиям) и благожелательность.

В старшем поколении мужчины отдавали предпочтение такой ценности, как благожелательность, забота о благополучии близких, и чаще, чем женщины, проявляли стремление к переменам.

Женщины старшего поколения из списка ценностей в первую очередь выбирали безопасность – как себя и своих близких, так и безопасность общества в целом. Для них также представляется важной забота о природе и сохранение традиций.

Исследователи выявили российскую особенность системы ценностей, которая не отмечалась в зарубежных исследованиях. В обеих возрастных группах такой ценности, как безопасность, значительно чаще отдавали предпочтение женщины. Вопрос о том, с чем это связано, может быть предметом дальнейших психологических исследований и психотерапевтической работы.

Данная статья посвящена анализу психологических механизмов целенаправленного или целеустремленного поведения.

Вы никогда не задумывались о том, почему мы принимаем то или иное решение? Чем обусловлено такое наше поведение? Ведь иногда мы и сами не можем объяснить себе: «почему я поступил именно так». Психологи утверждают, что смогли выделить определенные критерии целеустремленного поведения, которые касаются наших действий и решений направленных на достижение той или иной цели.

Исследователи А. Ньюэлл (учёный в области когнитивной психологии) и Г. Саймон (учёный в области социальных, политических и экономических наук) выделили следующие критерии целеустремленного поведения:

  1. Определение подцели .

Если, например, ваша цель закончить ВУЗ, то подцелями будут являться: выбор специальности; поступление в ВУЗ; далее – посещение пар, написание курсовых и т.п.

  1. Выбор средств достижения целей и подцелей.

На основе предыдущего примера, этот пункт будет включать в себя, например, выбор ВУЗа; темы для курсовой; выбор вариантов подготовки к парам – устные доклады, написание эссе, тезисов и пр.

  1. Избегание повторений .

За счет запоминания и удержания в памяти прошлых событий, мы способны достигать цели и подцели. Для этого нам необходимо избегать повторений, одинаковых действий.

  1. Насыщение.

Если мы достигаем состояния, сходного с желаемым, то завершаем действие на том основании, что цель достигнута.

Исходя из вышеописанных критериев, становиться понятно, что существует определенная «система целеустремленного поведения» , благодаря которой мы подсознательно достигаем тех или иных целей. Это своеобразный алгоритм, по которому эта система работает. Но почему мы подчиняемся этой системе?

Существует множество теорий о том, от чего зависит скорость достижения целей, в каких психологических состояниях мы находимся в те или иные периоды, что нас мотивирует, от чего зависит интенсивность нашего поведения и масса других. Объединяет их то, что все они рассматривают поведение человека как своеобразную хронологию – когда заканчивается предыдущее действие, начинается следующее. Так же важным моментом в данной ситуации являются параметры цели. Они оказывают существенное влияние на результаты действия. Эти параметры могут включать в себя, например, трудность цели или ее специфичность. Одним из параметров, на который хотелось бы обратить внимание, является внешние и внутренние цели . Внешние цели мы выполняем для кого-то, а иногда даже посредством кого-то, а вот внутренние цели – это наши желания, мы исполняем их сами перед собой, для себя.

Иногда внешние цели могут трансформироваться во внутренние и наоборот. Подобный вопрос изучал американский психолог Эдвин Лок. В своих экспериментах он просил испытуемых придумать новые способы применения разнообразных предметов. Например, как можно, кроме как по назначению, использовать ручку (орудие защиты, зубочистка, дырокол, палочка для игры на барабане, инструмент для поедания суши и т.п.). Это обычный тест на творческое мышление, но экспериментаторы ставили перед собой иные цели – по мере повышения сложности задания, они фиксировали результаты реакций испытуемых на сложность задачи. Результаты исследования показали, что после того, как цели становятся чрезмерно трудными, улучшение исполнения не происходит. Иначе говоря, участники эксперимента проявили некоторую умеренность, тяготение к «золотой середине»: если задание было слишком легким, то они намеревались сделать больше, чем требовалось, а если было слишком трудным - меньше, чем требовалось.

Объяснить этот факт можно с помощью так называемого «якорного эффекта» (эффекта привязки). Испытуемые сохраняли некоторую приверженность первоначальной, собственной цели.

Мы можем сделать вывод о том, что иногда наши поступки и действия на пути к целям зависят от неких внутренних «якорей», сформированных в процессе нашего развития, а возможно и навязанных кем-то другим (родителями, друзьями, СМИ, рекламой). Мы своими действиями как бы стараемся держаться на уровне. На том уровне, на котором видим себя, которому, якобы, соответствуем. Мы неосознанно выбираем то, как нам действовать, поступать, исходя из своеобразной внутренней картины мира . И не важно, есть ли у нас силы и способности справиться с более сложными задачами – мы будем «подгонять» свои действия под образец.

На протяжении всей жизни человеку приходится делать выбор. В какой университет поступить, на какой машине ездить, или что купить на ужин. Возможность выбирать — это проявление свободной воли и способности строить нашу жизнь так, как мы хотим. Вместе с тем, выбор всегда сопряжен с трудностями. Хотя бы потому, что придется отказываться от одного в пользу другого.

Маркетологи и продавцы на протяжении десятилетий пытались понять психологию принятия решений. И им удалось сделать определенные выводы. Сегодня эти наработки могут помочь интернет-предпринимателям повысить конверсию и превратить потенциальных клиентов в реальных покупателей.

Что такое выбор?

Начнем с основ. Американская компания Merriam-Webster, издатель справочников и словарей, определяет принятие решения так — это возможность выбирать между двумя и более позициями.

Так называемая «теория выбора» Уильяма Глассера (William Glasser) основывается на том, что человек делает выбор, дабы удовлетворить пять своих основных потребностей: безопасность, любовь, самореализация, свобода и развлечения.

Шина Айенгар (Sheena Iyengar), профессор Колумбийского университета Бизнеса, изучающая психологию выбора, предлагает третье определение: «Выбор — это предпочтение человека. Есть люди, замечающие даже малейшие различия между, казалось бы, одинаковыми вещами. Именно в том, чтобы выбрать один продукт из двух на первый взгляд идентичных, и кроется суть явления».

О предпочтениях

Есть еще один термин — предпочтения человека. В соответствии с теорией Merriam-Webster: «Это склонность, связанная с темпераментом или мировоззрением, иногда неосознанное решение».

Предпочтения заложены в нашем сознании. Они формируются на протяжении всей жизни, и часто человек даже не может объяснить, почему ему нравится определенная вещь.

Например, кто-то больше хочет завести собаку, чем кошку. Из-за чего? Причина в том, что собаки более дружелюбны, привлекательны и добры. Большинство людей смогут ответить на этот вопрос. С другой стороны, многие не найдут объяснения тому, почему они предпочитают красный цвет синему. Им нравится — и все. В этом и состоит разница между осознанными и неосознанными предпочтениями.

Ассоциации и их влияние на поведение

В психологии ассоциации определяются как «часто неосознанная реакция в ответ на раздражитель». Был проведен эксперимент, по результатам которого определено влияние ассоциаций на поведение человека.

В исследовании принимали участие две группы людей. Одной было предложено прочесть фразу «желтый банан», другой — «желтое небо». В первом случае заминок не возникло, а во втором — большинство людей запнулись перед тем, как произнести «небо», и удивились именно такой связи слов. Этот эксперимент демонстрирует то, что ассоциации чаще всего возникают на бессознательном уровне.

Ассоциации и выбор

Ассоциации оказывают большое влияние на то, какой выбор сделает человек. И это доказывается еще одним экспериментом, проведенный в 2001 году Фредериком Броше (Frederic Brochet). Ученый предложил респондентам оценить вино из двух разных бутылок. Он упомянул о том, что один из предоставленных экземпляров стоит дороже второго. На деле же в две бутылки налили одинаковый напиток. Большинство людей, попробовав оба вида, сказали, что дорогой — вкуснее и «интереснее», тогда как дешевый проигрывает по многим параметрам, и отдали предпочтение первому.

Результаты эксперимента демонстрируют связь между ассоциациями и выбором. Дорогой — значит качественный, лучший. И поэтому именно данный товар более популярен. Проблема таких неосознанных ассоциаций в том, что они исключают понимание реального качества продукции.

Предпочтения и выбор

Как было сказано выше, предпочтения бывают осознанными и неосознанными. Второе в психологии относят к поведенческим тенденциям, влияющим на выбор человека. Перечислим четыре фактора, определяющих бессознательное принятие решения.

1. Выбор зависит от «первого впечатления»

Зачастую человек делает выбор, исходя из первичной информации, полученной о продукте. Например, когда вы платите $10 за шампунь, и видите его же на распродаже по $8, то понятно, какой вариант покажется вам более выгодным. При этом, если ранее вы покупали тот же шампунь за $12, и увидели цену в $10, то вы с радостью заплатите эту сумму.

2. Выбор зависит от контекста

Контекст, в котором представлена ситуация, также влияет на принятия решения. Следующее исследование демонстрирует это. Четырем свидетелям ДТП было предложено сказать, с какой скоростью двигались автомобили, когда произошел удар. Для каждого из них ситуация была описана одинаково, изменены только характеристики происшествия: «соприкоснулись», «ударились», «столкнулись», и «разбились». Свидетели назвали скорость соответственно: 31, 34, 38 и 41 миль/час.

3. Выбор зависит от окружения

Многие называют это «стадным чувством» — когда новый человек в группе выбирает то же самое, что и большинство других членов сообщества. Он делает это потому, что боится выделиться и навлечь на себя осуждение.

4. Выбор зависит от «страха потери»

«Страх потери» — известная в психологии теория, она применима и к тому, как человек делает выбор. Если он боится потерять или упустить какую-либо вещь, то наверняка выберет именно ее — просто потому, что потом ее не будет.

Почему выбирать всегда сложно?

«Три месяца назад я собрал вещи и переехал в другой город, потому что подписал контракт на работу с компанией, о существовании которой узнал совсем недавно» или «Вчера я купил два вида сыра, оба никогда не пробовал».

Очевидно, что ошибка в выборе сыра является гораздо менее болезненной, чем выбор неудачного места работы. Кроме того, сыр можно просто не есть, или вернуть в магазин, то есть изменить свое решение. И все же, человек, который это написал, сказал, что выбрать переезд в другой город ему было гораздо проще, чем взять сыр.

В среднем, в супермаркете бывает в наличии более 30 000 наименований разных продуктов. Даже без проведения экспериментов можно сказать, что выбор сложно сделать, когда перед глазами такое количество товаров.

Шина Айенгар провела эксперимент в магазине города Пало-Альто, где было представлено 348 видов варенья. Она вынесла стенд с 6-ю сортами за пределы магазина и увидела, что прохожие мало обращают внимание на представленные продукты. Когда на стенд добавили баночки с другими сортами, желающих попробовать джемы прибавилось, но выбор покупатели делали долго.

Такой вот парадокс: предлагаешь меньше — не обратят внимания, предлагаешь больше — потребители мучаются с выбором. Нужно искать «золотую середину».

Выбор требует энергии

«Я стараюсь сократить возможность выбора в мелочах. Не хочу думать о том, что мне заказать на обед, или что носить. Потому что есть слишком много других вопросов, по которым нужно принимать решения» — так однажды сказал Барак Обама, президент США.

И не только он следует этой логике. Создатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг, и «отец» корпорации Apple Стив Джобс носили каждый день практически одно и то же. И не потому, что они не разбираются в моде. Выбор требует напряжения и провоцирует усталость.

Как облегчить процесс принятия решения?

Есть некоторые решения, которые никогда не будут даваться легко. Но к счастью для маркетологов и продавцов, это не относится к ним. Есть конкретные и вполне реальные способы, с помощью которых можно сделать процесс покупки приятнее и проще. Эти методы почерпнуты из книги «Как облегчить выбор» уже известной нам Шины Айенгар.

1.Сократите ассортимент

Столкнувшись с проблемой изобилия, люди с меньшей вероятностью что-то выберут. Об этом мы писали выше. Хитрость заключается в том, чтобы найти баланс между слишком широким ассортиментом и достаточным количеством товара. Это сложно, но если компании удастся это сделать, успех обеспечен. Когда производитель Proctor&Gamble сократил линейку Head&Shoulders с 26 до 15 продуктов, продажи увеличились на 10%.

2. Больше конкретики

«Чтобы люди быстрее определялись с выбором, они должны четко понимать возможную выгоду от покупки того или иного товара» — говорит Шина Айенгар.

3. Классифицируйте продукты

Вспомните супермаркет, где в наличии находится более 30 000 товаров. А теперь представьте, что молоко будет стоять на полке рядом с шампунями, а мыло — рядом с мясом. Это хаос. Поэтому работают умные мерчандайзеры, и мы, заходя в супермаркет, не чувствуем себя потерянными в таком изобилии.

4. Начните с простого

Если бы вам предложили укомплектовать самостоятельно автомобиль, с чего бы вы начали? Немецкий производитель автомобилей предоставил возможность покупателям создать свою модель машины. Выяснилось, что когда сначала давалось меньше позиций для выбора, то решения принимались медленно. После, выбирая из 56-ти различных цветов для автомобиля, потребители стали более активными.

Выбор может быть трудным, но мозг человека действительно способен на многое, ведь известно, что для имитации 1 секунды мыслительного процесса понадобится 82 944 процессора.

Начиная с простого, и постепенно усложняя выбор, вы делаете принятие решения легче, чем в случае, когда вы предоставляете сразу много альтернатив.

Человек в течение жизни ежедневно сталкивается с ситуациями, когда нужно делать выбор, который оказывает непосредственное влияние на жизнь в будущем. Часто он основывается на том, что приходиться сравнивать хорошее и плохое, и становиться на одну из сторон.

Что такое нравственный выбор?

О человеке многое говорят его поступки и особенно ситуации, когда необходимо встать на сторону добра или зла, и это называется нравственным выбором. В пример можно привести противостояние верности и предательства, помощи или равнодушия и так далее. С раннего детства родители рассказывают своим детям, что хорошо, а что плохо. Нравственный выбор человека зависит от его характера, конкретной ситуации, воспитания и других важных аспектов.

В чем важность нравственного выбора?

Каждый человек в праве самостоятельно решать, как следует поступить в той или иной ситуации, основываясь на понятиях добра и зла. По таким ситуациям можно судить о его морально-этических установках. Стоит понять, зачем нужен нравственный выбор и какое он имеет влияние, так делая шаги в выбранном направлении, человек формирует свою и мнение окружающих людей о нем. Нравственный выбор может влиять на развитие народов, ведь часто президенты делают выбор исходя из собственной морали.

В чем проявляется нравственный выбор человека?

Совесть является основой нравственности, когда есть отчетливое понимание, что является допустимым и недопустимым в жизни. Еще один важный момент, на котором стоит остановиться – что определяет нравственный выбор человека, так вот от него зависит будущее, поскольку каждое решение имеет последствия. Люди, выбравшие путь зла, будут идти вниз, а те, кто решил жить в добре, наоборот, двигаются вверх.

Многие ошибочно полагают, что нравственный выбор подразумевает под собой некий набор ограничений, которые посягают на свободу человека и не дают ему проявлять свою . На самом деле он только задает направление, куда человеку лучше двигаться, чтобы духовно расти и развиваться, как личность. Исторически доказано, что в периоды духовного расцвета было максимально развита цивилизация, культура и мораль.


От чего зависит нравственный выбор человека?

К сожалению, но в современном мире нравственность находится в упадке, а все из-за того, что у людей отсутствует адекватное понимание добре и зле. Формирование личности должно начинаться с раннего детства. Нравственный выбор в жизни человека зависит от воспитания, уровня познания, сознания, образования и так далее. Влияние оказывает и среда, в которой растет и живет человек, например, положение семьи и взаимодействие с обществом. В ситуациях, когда приходится делать выбор в пользу добра или зла, проявляется суть людей, то есть их совестливая первооснова.

Понятие «нравственный выбор» указывает, что он должен быть осознанным. В любом обществе поведение человека рассматривают, анализируя поведение, поступки, отношение к разным вещам и свободу выбора. Психологи считают, что не менее важна сила воли, и если человек ею обладает, то перед ним, скорее всего, никогда не встанет проблема нравственного выбора.

Что зависит от нравственного выбора?

Поступки человека формируют его жизнь и будущее, поэтому от нравственного выбора зависит по какому пути пойдет человек. Например, если возникла ситуация, в которой необходимо солгать или сказать правду, то от каждого варианта будет зависеть дальнейшее развитие ситуации. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание – что требует от человека нравственный выбор, так вот для принятия верного решения необходимо все тщательно обдумать, взвесить все «за» и «против» и обязательно подумать о последствиях.

Моральные нормы и нравственный выбор

Психологи говорят о том, что мораль является важным ориентиром в жизни, чтобы определить верное нравственное направление. Становясь на сторону добра, человек стремится к целостности личности и достижению гармонии в отношениях с окружающими людьми и внутри себя. Зло, наоборот, разлагает внутренний мир. Нравственный выбор современного человека сталкивается с разными испытаниями и искушениями, и все чаще можно услышать девиз – выживает сильнейший.


Нравственный выбор в экстремальной ситуации

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, то он может принять такое решение, на которое он бы в обычной жизни никогда не решился. Если же поведение никак не будет отличаться от привычных условий, то считается, что это показатель нравственности. В любой ситуации необходимо поступать по совести, зная, что за все решения придется отвечать. Есть основные признаки нравственного выбора, в которых можно выделить пять компонентов:

  1. Мотив . Перед тем как принять решение нужно понимать, зачем это делается.
  2. Цель . Не менее важно учитывать намерения, то есть чего хочется получить в итоге.
  3. Средства достижения цели . Нравственность поступка подразумевает правильное соотношение цели и средств ее достижении. В современной жизни большинство людей живут по принципу – цель оправдывает средства, но чаще это неправильный путь.
  4. Выбор . Чтобы понять нравственную сторону вопроса, важно учитывать обстоятельства, в которых приходилось действовать, то есть добровольно или по принуждению.
  5. Результат . Важно проанализировать итог, чтобы сделать соответствующие выводы о правильности выбора.

Книги про нравственный выбор

Есть много литературных произведений, которые в качестве основной темы выбирают нравственность.

  1. «Живи и помни» В.Г. Распутин . В книгу вошло несколько рассказов, в которых остро стоит проблема совести и правильности выбора.
  2. «Маленькая хозяйка большого дома» Д. Лондон . В основу этого произведения положен «любовный треугольник». В романе много интриг, но при этом он пропитан благородными и честными поступками.
  3. «Евгений Онегин» А.С. Пушкин . В этом произведении присутствует проблема нравственного выбора, перед которым встала Татьяна, получившая любовное письмо от Онегина.

Выбор подвижной игры зависит от ряда факторов:

    Педагогических задач урока, тренировки– это главный фактор.

    Места урока в педагогическом процессе и его направленности.

    Места урока в режиме учебного дня (первый урок, последний)

    Подготовленности играющих (физической, технической, тактической).

    Количественного состава играющих.

    От места, где проводится игра (в зале, на площадке т.д.).

    От наличия инвентаря.

    От времени года (сезона).

Для прочности усвоения приобретённых навыков и умений очень важно игры систематически повторять.

  1. Перечислите способы выбора водящего и деления играющих на команды

Выбор водящего. Роль водящего очень важна.

    учитель назначает сам;

    ученик предлагает себя.

Последующие водящие выделяются обычно в ходе игры или по результату прошедшей игры.

Деление на команды.

1) по расчёту в строю («на 1-2, 1-3 и т.д. рассчитайсь»)

2) перестроение в движении;

3) учитель делит сам - если он хорошо знает силы участников;

4) по выбору капитанов, которые по очереди набирают себе игроков, вызывая их из строя. Такой способ используется в старших классах.

    СХЕМА ОБЪЯСНЕНИЯ ИГРЫ

1. Название игры.

2. Роли играющих и их расположение на площадке (выбор водящего).

3. Ход игры (описание игры, её содержание).

4. Цель игры (получение очков, определение победителя).

5. Правила игры (сначала одно, два главных, а дополнения и изменения по ходу игры).

  1. Способы дозирования нагрузки в игре Руководство процессом игры

Усвоение игры и поведение детей во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею.

Начало игры:

Для этого необходимо:

1) Правильно расположить играющих – в И.П. для игры

2) Спросить о готовности к игре.

3) Если игра командная сообщить, сколько раз её повторить.

4) Дать сигнал к началу игры (хлопок, свисток, команда и т.д.).

Необходимо помнить, что для дошкольников и учащихся младших классов не желательно использовать резкие и очень громкие сигналы, т.к. у них сильно развито запредельное торможение. В данном случае лучше использовать словесные команды и зрительные сигналы (флажки, мячи, булавы и т.п.). У школьников 4-5 классов и старше для начала игры используют свисток, хлопок и команду голосом. Заранее сообщая играющим об условном сигнале, желательно постоянно менять его (хлопок, свисток, флажок и т.д.), что способствует развитию быстроты и точности двигательной реакции.

Наблюдение за ходом игры и поведением играющих.

Внимательно наблюдая за ходом игры руководитель направляет действия детей, приучая их сознательно соблюдать правила игры. Руководитель делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры, стараясь как можно меньше прерывать играющих.

По ходу игры необходимо добиваться сознательной дисциплины, и четкого выполнения правил и обязанностей, возложенных на участников. Сознательная дисциплина содействует лучшему усвоению игры и настроя играющих.

В сложной игре необходимо учитывать наиболее опасные моменты (пе-репрыгивание через препятствие, спрыгивание с высоты, бег возле снарядов и т.п.) и быть готовым к страховке.

Проводить игры надо так, чтобы они вызывали положительные эмоции, избегая проявления отрицательных эмоций (обида, страх, озлобление и т.д.) и излишнего возбуждения, упорядочивая взаимоотношения участников. Дисциплина в игре нарушается из- за того, что: руководитель непонятно объяснил игру (сразу же дополнительно разъяснить правила); неправильно выбран водящий (со слабым водящим играть неинтересно); неправильно определены команды (одна сильней другой, неравное количество игроков). Ошибки устранять немедленно!

Судейство игры должно быть объективным и беспристрастным, с обязательным соблюдением всех правил и правильным выполнением всех приемов в игре, что способствует улучшению техники игры и повышает интерес к ней.

Способы дозирования нагрузки в игре

В подвижных играх трудно учитывать возможности каждого игрока и его физическое состояние. Поэтому, необходимо обеспечить оптимальные нагрузки, чередуя динамичные игры с отдыхом или с малоподвижными играми. Увлечённые игрой дети не рассчитывают своих возможностей, переоценивают свои силы, не чувствуют наступающего утомления и перенапрягаются. Поэтому учитель должен помнить о возрастных особенностях занимающихся, их подготовленности и состоянии здоровья.

Руководитель игры может увеличить или уменьшить темп игры, её общую подвижность и эмоциональность следующими способами:

1) Увеличением или уменьшением числа игроков в командах; проведением групповой игры одновременно со всеми или разделением их на несколько самостоятельных групп (одну, две, три).

2) Установлением кратковременных перерывов (отдых) или без них.

3) Увеличением или уменьшением количества повторений.

4) Увеличением или уменьшением времени на игру.

5) Увеличением или уменьшением дистанции и площадки, числа препятствий, количества и веса инвентаря

6) Увеличением или уменьшением числа водящих.

7) Изменением правил (усложнить или упростить) и роли водящих.

Нельзя допускать, чтобы водящие длительное время водили без отдыха. Рекомендуется время от времени его менять, даже если ему не удалось “отыграться”.

Окончание игры.

Очень важно заканчивать игру своевременно. Преждевременное окончание игры, а также затягивание её нежелательно.

Продолжительность игры зависит от количества участников (чем их меньше, тем короче игра), их возраста (младшие дети не могут быть долго в напряжении), содержания игры (игры требующие большого напряжения, должны быть короче), от задач и места игры в уроке (в подготовительной и заключительных частях урока игры короче по времени, чем в основной), от места проведения, от темпа и т.д.

Руководитель должен определить момент окончания игры. Как только появятся первые признаки утомления (рассеянное внимание, нарушения правил, неточность выполнения движений, снижение заинтересованности, учащённое дыхание у большинства участников), игру следует заканчивать.

Игру можно прекратить через определённое время, заранее установленное руководителем. За 1-3 мин. до окончания установленного времени надо предупредить участников, что игра скоро заканчивается: “ осталась одна минута ”, “ последний водящий ”, “последнее очко”. Игру лучше заканчивать тогда, когда дети ещё не наигрались и не переутомились. Сигнал к окончанию игры громкий и решительный. (СТОП- ИГРА)

Подведение итогов игры и разбор игры

По окончанию игры руководитель должен объявить её результаты. Для этого он создаёт спокойную обстановку и громко объявляет результаты. При объявлении результатов необходимо разобрать игру, указать на ошибки.

Объективный разбор игры приучает играющих к правильной самооценке. Учит критически мыслить, повышает сознательную дисциплину и интерес к дальнейшему участию в играх.