Меню
Бесплатно
Главная  /  Базальная температура  /  Как работает пво с 300. Смотреть что такое "С300" в других словарях

Как работает пво с 300. Смотреть что такое "С300" в других словарях

Руководство США и Ирана продолжают обмен информационными ударами на фоне продолжающихся переговоров по поводу дальнейшей судьбы ядерной программы ИРИ.

В связи с решением российского президента, который 13 апреля подписал указ, разрешающий поставки в Иран систем С-300, Барак Обама заявил: эти зенитно-ракетные комплексы не спасут Тегеран в случае проведения американцами военной операции.

«Наш оборонный бюджет составляет почти 600 миллиардов долларов, а их (иранцев) — немногим меньше 17 миллиардов долларов. Даже если они получат несколько ЗРС, мы сможем их обойти, если в этом будет необходимость», — в присущей себе самонадеянной манере заявил нобелевский «миротворец». Это далеко не первое свидетельство того, что в Вашингтоне крайне болезненно восприняли решение Владимира Путина снять эмбарго на поставку ЗРС С-300ПМУ-1 в Иран.

До этого президент США не без доли ехидства публично выражал удивление по поводу того, что Россия так долго не поставляла Ирану С-300. «Эта сделка должна была состояться еще в 2009 году. Я впервые встретился с Путиным, который тогда был премьер-министром. И они остановили, отложили продажу по нашей просьбе. Я, честно говоря, удивлен, что это продлилось так долго, учитывая, что не было никаких санкций, которые бы запрещали эту сделку», — явно подтрунивал над наивностью Кремля Барак Обама 17 апреля.

Напомним, в сентябре 2010 в президентское правление Дмитрия Медведева Москва добровольно приняла решение о приостановке выполнения контракта на поставку С-300 Ирану, который уже был подписан и вступил в силу. Этот жест доброй воли по старой недоброй традиции был воспринят Западом как проявление слабости (косвенным подтверждением чему послужили дальнейшие события на Украине).

Вашингтон оказывался в двойном выигрыше. С одной стороны, с позиции силы принуждал Тегеран к участию в переговорном процессе. Причем в выгодном для Запада формате. С другой — лишал РФ естественного союзника по противодействию американской гегемонии (как минимум в ближневосточном регионе).

Можно предположить, что последней каплей, «переполнившей чашу терпенья» Кремля, стало законодательно оформленное Конгрессом США решение начать поставки летальных вооружений на Украину. В свете чего шаг Владимира Путина, «разморозившего» противовоздушную сделку с Ираном, выглядит не просто логичным, а, по сути, безальтернативным.

Пять дивизионов систем С-300ПМУ-1, которые получит Иран, представляют собой оптимальную структуру одной части, поясняет бывший начальник ЗРВ ВВС, генерал-лейтенант Владимир Горьков .

— Иными словами, это один полк. Во главе всей этой структуры находится командный пункт (КП), включая в себя аппаратный контейнер Ф9 и радиолокатор обнаружения (РЛО). В боевой обстановке КП управляет работой всего полка, распределяя цели между дивизионами. То есть, под его управлением находятся все пять дивизионов.

В составе каждого подразделения радиолокатор подсвета цели и пусковые установки с ЗУР (зенитными управляемыми ракетами). Обычно каждый дивизион включает от 8 до 12 пусковых установок. В состав КП и ЗРК входят средства связи, энергопитания, топопривязки и т. д.

«СП»: — Каковы боевые технико-тактические характеристики ЗРС С-300?

— ЗРС поражает аэродинамические (самолеты и крылатые ракеты) и баллистические (тактические и оперативно-тактические ракеты) цели. С определенными характеристиками, дальностью запуска, скоростью и эффективной поверхностью.

«СП»: — В каком высотном диапазоне?

— В диапазоне высот от 25 м до 25 км, более поздние модификации имеют расширенные возможности — от 10 м до 30 км.

«СП»: — Как в свете сказанного стоит расценивать слова главы Белого дома?

— Давайте произведем обычный арифметический подсчет. Итак, мы поставляем Ирану пять подразделений (по крайней мере, такая цифра фигурировала в контракте от 2007 года). В каждом по 12 пусковых установок. Всего, получается 60. На каждой пусковой установке по 4 ЗУР. Всего Иран получает 240 поражающих изделий в полковом комплекте. Теперь это число нужно разделить на два, получается 120.

«СП»: — В чем смысл этого арифметического действия?

— Потому что расход ЗУР на один воздушный объект составляет, как минимум, две ракеты. Получается 120 стрельб или 240 пусков. Даже чисто психологически это будет влиять на летчика. Едва ли он сможет при такой огневой плотности прикрытия с близкого расстояния атаковать объект. При средней эффективности одной стрельбы (примерно 0,9) математическое ожидание числа уничтоженных самолетов составляет больше 100 единиц. Каждое подразделение может одновременно уничтожать по шесть целей. Всего, получается, 30 целей, которые можно обстрелять двумя ракетами. То есть, 60 ЗУР одновременно могут подняться с земли.

Когда летчик подходит к объекту и видит такое «море огня», у него практически не остается шансов.

«СП»: — Получается, Израилю уже не удастся наносить свои излюбленные авиаудары?

— Да и США тоже. Впрочем, у последних есть еще крылатые ракеты, например, «Томагавки». Всего крылатых ракет у Пентагона в районе четырех тысяч, размещенных на разных носителях, включая авианосцы. Но это уже предполагает беспилотную, а не пилотируемую атаку. По крылатым ракетам количество одновременно атакуемых целей поменьше, чем 30. Потому что они идут к объекту на высоте 25−50 метров с огибанием рельефа местности. Поразить такую цель сложнее.

При этом пять дивизионов будут прикрывать объект по принципу круговой, эшелонированной обороны с сосредоточением усилий на определенном участке. Американцам придется создать «крылатую армаду», чтобы поразить нужную цель.

«СП»: — Насколько можно судить, это будет недешевое удовольствие для США, а Израилю, видимо, придется израсходовать весь свой немногочисленный арсенал крылатых ракет?

— Стоимость одного запуска КР «Томагавк» в марте 2011 года составляла около $ 1,5 млн. Так что, Вашингтону придется заплатить приличную цену за свою агрессию.

«СП»: — Россия могла бы поставить в Иран дополнительную группировку С-300?

— В принципе, можно провести докомпозицию группировки, в зависимости от поставленных задач. Первая докомпозиция — это прикрытие объекта: Тегерана, Исфахана или ядерного центра. Вторая часть докомпозиции — это обеспечение живучести самой группировки. Несмотря на оборонительный характер комплекса, для этого он должен прикрываться наступательным вооружением. Способным уничтожать, аэродромы, базы хранения, пункты управления и те же авианосцы.

По сути, это уже требует отдельной операции — предупредить, снизить эффективность применения «Томагавков», потопить авианосцы. У Ирана есть такое наступательное оружие. Например, китайские противокорабельные ракеты, которые позволяют удалённо атаковать морские суда. Правда, они разработаны для атаки малых судов водоизмещением меньше 200 тонн.

На вооружении Ирана стоят C-601 и другие ракеты класса «Шелкопряд», несущие боеголовку весом в полтонны (дальность стрельбы свыше 150 километров). Ракета C-802 несёт 165-килограммовую боеголовку, способную поражать корабельную броню. Дальность её полета составляет 200 километров. А это уже может стать серьезной проблемой для авианосцев.

Но самое главное морское оружие Ирана — ракета SS-N-22 «Москит». Это разработка СССР времён окончания «холодной войны». Весит противокорабельная ракета 4,5 тонны, способна доставлять боеголовку весом в 320 килограмм, дальность стрельбы до 100 км. Точность попадания в цель составляет свыше 99%.

«СП»: — Власти Израиля пеняют Москве на то, что поставляемые С-300 могут использоваться как наступательное вооружение.

— Только в том случае, если эти комплексы размещены на расстоянии до 150 км от Израиля. Тогда ЗУР с С-300 смогут сбивать самолеты. К Ирану это, сами понимаете, не относится.

«СП»: — Израильские военные эксперты, ссылаясь на сирийский опыт, утверждают, что С-300 это, якобы малоэффективная система, которая «спасает объекты только в том случае, если их никто не атакует». Это чистый блеф, или какая-то доля истины в этих утверждениях есть?

— Мне трудно комментировать это, учитывая, что мы не осуществляли поставок С-300 в эту страну.

«СП»: — Некоторые российские военные специалисты утверждают обратное.

— У меня нет такой информации. Другое дело, что там есть старые системы советского производства.

«СП»: — И все же, нет ли доли истины в словах критиков, учитывая, что С-300 была разработана еще в конце 1970 гг.

— А американские «Томагавки» появились в начале 1980 гг. И что теперь? Они примерно «ровесники». К тому же комплекс постоянно модернизировался. От первых образцов он отличается уровнем защищенности и пространственными характеристиками.

«СП»: — Каким образом ЗРС будет доставлена в Иран. Понятно, что американцы едва ли рискнут активно препятствовать этому, и все же, какой способ наиболее надежен?

— У нас есть выход на Иран через Каспий. Можно переправлять и воздухом, например, на «Русланах» или «Ил-76».

"СП": — Может ли Россия в перспективе поставлять Ирану более совершенные системы ПВО, например, С-400?

— Все будет зависеть от политической ситуации и наших отношений с США и Западом, в целом. В первую очередь, от событий в Украине и от того, удастся ли Вашингтону договориться с Тегераном по поводу будущего его ядерной программы.

В Сирии никогда не было систем С-300, согласился со своим коллегой заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

— Так что израильские домыслы никого не должны волновать. На сирийском примере они ничего не могли изучить. Западная авиация никогда не встречалась с С-300.

«СП»: — Эта зенитно-ракетная система, вообще, когда-либо тестировалась в настоящих боевых условиях?

— Никогда. Поэтому все высказывания (как «за», так и «против») это сплошные гипотезы, неподтвержденные догадки и предположения. В этом смысле блефуют обе стороны. Пока комплекс не будет испытан в реальных боевых условиях, любые разговоры о его эффективности преждевременны. С другой стороны, незнание порождает неопределенность, которая играет роль сдерживающего фактора.

Конечно, американцы могут подавить С-300 с помощью нескольких сотен крылатых ракет. В конечном итоге, комплексы будут подавлены потому, что израсходуют свой боекомплект. К тому же существует неразрешимая проблема перезарядки.

Многое еще будет зависеть от степени подготовки иранских расчетов. От того, насколько хорошо они будут стрелять. Пока у Ирана нет своих специалистов такого профиля, их еще придется долго готовить…

У Израиля ситуация сложнее — слишком мало крылатых ракет. А авианалеты на объекты, прикрываемые С-300ПМУ-1, означают сбитых летчиков. И это очень серьезная проблема.

«СП»: — Кто больше угрожает Ирану — Израиль или США?

— Конечно, Израиль. Для Тель-Авива вообще не существует никаких норм международного права. И никаких особых геополитических игр он тоже не ведет — просто наносит удар по врагам и все. С другой стороны, у Израиля гораздо более ограниченные возможности, иначе бы они давно сокрушили Иран. Основная ударная сила Израиля это самолеты F-15 и F-16. Есть, правда, немного подводных лодок, на которых размещены какие-то крылатые ракеты.

«СП»: — Как следует расценивать заявление Обамы? Это попытка скрыть раздражение по поводу того, что Москва, несмотря на санкции и вопреки мнению Вашингтона, поступает по-своему, усиливая переговорные позиции Ирана поставками С-300? Или с точки зрения американо-иранского противостояния поставки С-300 действительно «погоды не делают»?

— Надо понимать, что Обама сейчас подвергается очень сильному давлению со стороны своих политических оппонентов. По их мнению, тот ведет неэффективную внешнюю политику. В этом плане переговоры с Ираном ему идут только в минус.

«СП»: — Каковы перспективы продолжения российско-иранского сотрудничества в противовоздушной сфере. Мы могли бы, например, поставить Тегерану более совершенные комплексы С-400?

— В Иране С-400 может появиться не раньше 2025 года.

Снимок в открытие статьи: запуск системы С-300 ПМУ-2/ Фото: Леонид Якутин/ Коммерсантъ

Надеюсь, этого не произойдет. Однако, если они будут доставлены в Сирию, мы знаем, как следует поступить - министр обороны Израиля Моше Яалон. Гениальные конструкторы семейства зенитных комплексов С-300 опередили время на четверть века – до сих пор «трехсотый» страж небес является самой совершенной зенитно-ракетной системой в мире, перед которой склоняет голову вся боевая авиация НАТО.

Время подтвердило правоту заложенных в С-300 технических решений: конструкция комплекса оказалась идеальна, с точки зрения реальных боевых условий. Наши ученые первыми догадались разместить ракеты в ТПК (транспортно-пусковых контейнерах) – герметичных «консервных банках», в которых боеприпас (зенитная ракета + стартовый газогенератор) может храниться десятилетиями, готовый к запуску в любую минуту. «Ключ на старт» - и ракета покидает ТПК, уносясь ввысь, навстречу своей неминуемой гибели; через минуту она станет вспышкой ослепительного света, исчезнув с экранов РЛС вместе с самолетом противника.

Вторая гениальная «фишка» от создателей С-300 – вертикальный старт: зенитная ракета самостоятельно разворачивается в воздухе и ложится на боевой курс. Подобная схема позволяет размещать пусковую установку на любом подходящем «пятачке» в складках ландшафта, между зданиями, в узких ущельях и ложбинах, защищенных от воздействия ударных волн и средств поражения противника. В отличие от С-300, американской зенитно-ракетной системе «Пэтриот» приходится терять драгоценное время, разворачивая тяжелую пусковую установку в направлении цели. По причине наклонного запуска, «Пэтриоту» необходим простор и открытые пространства – пусковой установке мешают близкорасположенные дома, холмы и деревья.

Создатели С-300 изначально работали на перспективу, учитывая прогресс в средствах противодействия системам ПВО. Не секрет, что сигналы РЛС излучаются с боковыми ответвлениями – «лепестками». В современной радиоэлектронной борьбе противник всегда старается уловить «боковые лепестки» основного радиолуча, тем самым, распознав частоту и режим работы радара. Получив эту информацию, уже ничего не стоит «забить» радиолокатор помехами в нужном диапазоне волн.

Создатели С-300 предусмотрели эту угрозу – «боковые лепестки» луча С-300 сведены к минимуму, что предельно усложняет работы по обнаружению и классификации РЛС «трехсотой» зенитно-ракетной системы. Кроме того, в С-300 были заложены серьезные возможности по адаптации к помеховой обстановке и подавлению «допплеровского шума». В работе С-300 применяются помехоустойчивые линии связи с автоматической перестройкой частот, имеются режимы «коллективной» работы, при которых данные, полученные с разных РЛС, стекаются на единый командный пункт зенитного ракетного дивизиона. Как бы не пытался неприятель глушить средства обнаружения ПВО, зенитчики в любом случае получат четкое представление о воздушной обстановке, обобщая обрывочные сведения с нескольких радаров.

Возможна работа в режиме триангуляции – одновременного подсвечивания цели двумя радарами; зная точное расстояние (базу) между РЛС и углы/азимуты, под которыми они наблюдают цель, можно построить треугольник, в основании которого - база, в вершине - засеченная цель. Через мгновение компьютер точно определит координаты цели. Очень древний и надежный способ, которым можно вычислить, например, местонахождение постановщика помех.

Что касается средств поражения С-300 – тема избитая и очевидная. Встреча с ракетой, рассекающей небо на шести скоростях звука, - гарантированный конец для любого аэродинамического объекта, созданного руками человека. Наконец, семейство зенитно-ракетных систем С-300 – это целый комплекс средств обнаружения, мобильных пусковых установок на колесных и гусеничных шасси (не считая корабельных С-300Ф), кунгов со вспомогательным оборудованием и модулей обеспечения боевого дежурства.

На выбор – два десятка образцов ракетных боеприпасов средней, большой и сверхбольшой дальности; с обычными и «специальными» боевыми частями, с активными и полуактивными головками самонаведения.


С-300ПМУ-1

Недостатки? Они есть у любой системы. Перечень недостатков С-300 обычно заключается в двух факторах:

Первый – громоздкость комплекса. Имеются нареканиями к его элементной базе. Как гласит старая шутка: наши микросхемы – самые большие микросхемы в мире!

Второй недостаток никак не связан с конструкцией ЗРК – это общая проблема всех современных зенитно-ракетных систем, связанная с фундаментальными законами природы. Радиоволны распространяются строго прямолинейно, и это вызывает проблемы с обнаружением низколетящих объектов. Например, грозные заявления об уничтожении целей на дистанции 400 км для ЗРК С-400 «Триумф» касаются только целей в верхних слоях стратосферы. В то же время, любой «кукурузник», летя над самыми верхушками деревьев, может безопасно подкрасться к позициям С-400 на дальность пары десятков километров, оставаясь при этом невидимым и абсолютно неуязвимым для зенитно-ракетного комплекса (суперрефракцию и др. редкие атмосферные явления, увеличивающие дальность обнаружения РЛС, рассматривать не станем).


Формула расчета дальности горизонта (радиогоризонта) с учетом высоты наблюдателя и высоты наблюдаемого объекта

Проблема радиогоризонта имеет два решения:
Первое - выдача целеуказания с помощью внешних средств обнаружения (самолетов ДРЛО, космических аппаратов) с последующей стрельбой зенитными ракетами на активном самонаведении. Увы, ни один из современных ЗРК не имеет таких фантастических режимов работы.

Второе решение – увеличение высоты подвеса антенны. Для расширения «зоны видимости» радиолокатора С-300 создана универсальная передвижная вышка высотой 25 м, перевозимая на автомобиле МАЗ-537, а также 39-метровая двухсекционная вышка 40В6М, которую, несмотря на огромную высоту, можно смонтировать на необорудованной позиции в течение двух часов.

Боевые возможности комплекса исключительно велики – неслучайно наши «западные партнеры» так бесятся при упоминании об С-300. Тем не менее, наивно полагать, что НАТОвцы сидели все это время «сложа руки». Есть проблема – должно быть решение. Американский ВПК остервенело искал выход из сложившейся ситуации, и предложил ряд весьма значимых и эффективных средств.

Предлагаю читателям познакомиться с набором ВВС НАТО для преодоления мощных эшелонированных систем ПВО и сделать прогноз: есть ли шанс у С-300 защитить сирийское небо?

Серый кардинал


Об этом самолете не принято говорить вслух. Пусть «Дискавери» и «Ударная сила» обсуждают очередной «истребитель пятого поколения», но существование RC-135W «Ривит Джоинт» должно быть скрыто от глаз широкой общественности. Это тайна ВВС США, американская козырная карта, без которой было бы невозможно ведение современных войн.

Итак, знакомьтесь: Боинг RC-135W «Ривит Джоинт» - самолет системы SIGINT (signal intelligence – радиотехническая разведка), ключевой фактор при преодолении вражеской ПВО. Барражируя в воздушном пространстве Турции, Ирака и Израиля, RC-135W тщательно «ощупывают» своими боковыми антеннами сирийскую территорию, выявляя источники радиосигналов и их принадлежность различным системам. Именно длинноносый неказистый самолет «Ривит Джоинт» нарисует радиотехническую карту вражеской системы ПВО, отыщет в ней слабые места и уязвимости – коридоры, сквозь которые пойдут группы подавления средств ПВО.

Пеленг… радиолокатор международного аэропорта Дамаска…азимут 03, неизвестный источник излучения, запускаем программу поиска соответствия…оу шит! это tin shield* российского комплекса С-300!!!

Tin shield – общее обозначение РЛС для обнаружения целей на малых и предельно малых высотах, принятое в странах НАТО

RC-135 построен на базе воздушного заправщика KC-135, который, в свою очередь, создан на базе пассажирского авиалайнера Боинг-707. Семейству разведчиков RC-135 уже более полувека, в настоящее время используется модификация RC-135W «Ривит Джоинт» - всего 22 самолета в составе ВВС США + три разведчика ВВС Великобритании.

Также для радиотехнической разведки и выявления позиций вражеских ЗРК могут быть задействованы флотские самолеты EP-3C «Овен» (модификация знаменитого «Ориона») и ряд специальных машин с индексами «U», «R» и «E». В сочетании со спутниками космической разведки, командование НАТО способно получить полную информацию о состоянии системы ПВО противника.

В действие вступают «глушилки». Например, EC-130H «Компас Колл» - неуклюжий генератор помех на базе военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес».

«Компас Колл» даже не пытается лезть в зону действия вражеской ПВО, барражируя на малой высоте в сотне километров от позиций ЗРК, при этом исправно «разрывая» эфир шквалами электронных разрядов. Действия ЕС-130Н пагубно сказываются на работе радиоэлектронных средств противника – помехи забивают линии связи, нарушая координацию сил противника и создавая дополнительные проблемы для вражеской ПВО.
Численность ЕС-130Н «Компас Колл» в рядах ВВС США – 14 единиц.

Местонахождение и тип ЗРК установлено, управление частично дезорганизовано. Настало время для нанесения мощного удара по системе ПВО противника.

Ворчун


Специализированный самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G «Гроулер», созданный на базе истребителя-бомбардировщика F/A-18F «Супер Хорнет». Машина непосредственного прикрытия групп подавления ПВО.
«Гроулер» жестоко жжет эфир радиоэлектронными помехами, создавая причудливых танец из извивающихся линий и полос на экранах вражеских радиолокаторов. На борту самолета РЭБ комплекс современного оборудования, способный выявлять и идентифицировать источники радиосигналов в режиме реального времени, забивая эфир сплошным треском электрических разрядов.

Но, как бы ни был крут американский EA-18G, «соваться» в зону действия ЗРК С-300 ему не по зубам. «Гроулер» предпочитает делать свои пакости на расстоянии, засоряя эфир помехами и обстреливая выявленные позиции ЗРК противорадарными ракетами AGM-88 HARM.

«Гроулер» - страховой полис американской авиации. Без его поддержки было бы проблематично «давить» вражеское ПВО. Даже после уничтожения позиций ЗРК, полеты над вражеской территорией не обходятся без сопровождения этих машин – комплекс средств РЭБ и сбрасываемых ловушек на борту EA-18G способен прикрыть ударные группы от любых существующих на сегодня средств «земля-воздух» - от могучих С-300 до «примитивных» переносных ЗРК «Игла» или «Стингер» во всем диапазоне частот волнового спектра.
90 самолетов EA-18G «Гроулер» на сегодняшний день, все машины приписаны Военно-морским силам и Корпусу морской пехоты.

Помимо средств РЭБ, ракетного оружия класса «воздух-воздух» и противорадарных ракет, EA-18G способен нести обычное ударное вооружение – если испугавшийся оператор ЗРК выключит радиолокатор, «Гроулер» нанесет удар управляемыми бомбами.
Кстати, о противорадарных ракетах:

Дикие Ласки. AGM-88 High-Speed Anti-Radar Missle


Собственно, это то, для чего делались все предыдущие телодвижения - кульминация сценария по подавлению вражеской системы ПВО. В дело вступили ракеты, наводящиеся на источники радиолокационного излучения. Расчет прост – выбить с помощью HARMов радиолокаторы обнаружения и подсветки целей, после чего дивизион С-300 превратится в груду бесполезного железа.

Противорадарные ракеты не отличаются особой избирательностью. HARMы бьют все подряд – от антенн радиостанций FM-диапазона, до микроволновок и спутниковых телефонов. Чтобы достигнуть нужно эффекта их запускают залпами по несколько тысяч штук, буквально «засеивая» ракетами местность, прилегающую к выявленным позициям ЗРК – в результате несколько штук обязательно разорвется поблизости от радара, выведя зенитно-ракетный комплекс из строя.


AGM-88 HARM на крыльевом пилоне многоцелевого истребителя F/A-18C

HARM опасен и хитёр – даже если оператор, почуяв неладное, успеет отключить радарную установку, HARM запомнит последние координаты источника излучения и продолжит свой путь в направлении цели, ориентируясь по данным бортовой ИНС.

Когда дело дошло до запуска HARMов становится не до шуток и каких-либо приличий. В массированных атаках участвуют все, кто способен держать в руках оружие: F/A-18 «Хорнет», EA-18G «Гроулер», F-16 «Файтинг Фолкэн», «Торнадо»… ракеты запускают с максимально возможного расстояния, стараясь по минимуму показываться на глаза расчетам ЗРК. Выход в район атаки на предельно малой высоте - горка – отстрел HARMов на самонаведении – уход за радиогоризонт, на малую высоту. Малейшее промедление грозит смертью.

Особенно стоит отметить F-16CJ – специальную модификацию «Фолкэна», идущую на острие атаки. F-16CJ стоят на вооружении эскадрилий «Дикие Ласки» - боевых групп, специализирующихся на подавлении систем ПВО. Именно эти маленькие, верткие (и дешевые –чтобы не жалко) машины, под прикрытием «Гроулеров», первыми вторгаются в воздушное пространство страны*, предоставляя расчетам ЗРК довольно сомнительный выбор – получить в подарок HARM или отключить РЛС, превратившись в мишень для бомб с лазерным наведением. Впрочем, сами «Диким Ласкам» не до смеха – парни серьезно рискуют и могут в любую минут превратиться из охотников в дичь, неожиданно попав под удар ЗРК.


F-16CJ отряда "Дикие Ласки"

В реальности дело обстоит намного жестче – по данным ВВС США стоимость одного 360-килограммового HARMа зашкаливает за $300 тыс. – многотысячный залп таких ракет способен разорить американский бюджет на миллиард долларов. Очень дорогая игрушка.

Удар со стороны моря. BGM-109 «Томагавк»


Тактическая крылатая ракета, предназначенная для поражения важных наземных целей (командных центров, узлов связи, РЛС и позиций зенитно-ракетных систем, аэродромов, ангаров и капониров, военных баз, складов и пр. стратегически важных объектов) на дальности до 1600 км. Исходя из фактов применения «Топоров», массированный запуск этих летающих роботов-самоубийц приводит к заметной дестабилизации вооруженных сил противника.

Насмешки по поводу дозвуковой скорости полета BGM-109 обычно выходят боком легкомысленным шутникам – «Томагавк» действительно не слишком быстр (маршевая скорость ≈ 850 км/ч, с некоторым увеличением на последнем участке полета за счет выработки топлива, см. формулу Жуковского). Это создает определенные проблемы при планировании операций – ракетам требуется время, чтобы выйти к целям. Но это никак не влияет на уязвимость от средств ПВО – «Топор», в любом случае, идет слишком низко, чтобы оказаться в зоне видимости радиолокаторов ЗРК. Скрытность – главная «фишка» крылатой ракеты BGM-109.

Неприятности могут возникнуть лишь при атаке хорошо защищенных целей, при преодолении зенитных рубежей «Панцирей» и «Тунгусок». Ну здесь уже, как карта ляжет… Официальная статистика применения «Томагавков» (Агрессия НАТО против Югославии, 1999 год) – 700 выпущенных крылатых ракет, сбито 40 (менее 6%), еще 17 ракет было уведено помехами.


Установки вертикального пуска на американском эсминце. В каждой может быть "Томагавк"

Стоит заметить, что современная модификация «Томагавк» Block IV получила возможность патрулирования в воздухе в режиме ожидания и научилась уничтожать движущиеся цели.

Удар в спину. Вертолет AH-64D «Апач Лонгбоу»


А этот чудак куда лезет?! – воскликнет изумленный читатель, и окажется неправ.
Зимой 1991 года, во время операции «Буря в пустыне», вертолеты «Апач», летя сквозь ночную мглу и непроницаемый дым от горящих нефтяных скважин, «проложили» за одну ночь четыре коридора в системе иракской ПВО – от границы до самого Багдада.

Подавление систем ПВО – одна из основных функций «Апача». Для этого у винтокрылой машины есть все необходимое: сверхнизкая высота полета, способность прятаться в складках рельефа – радар над втулкой несущего винта позволяет скрыться за любой преградой (холм, строение, лесополоса), «выставив» лишь кончик антенны РЛС. Наконец, четыре пачки управляемых ракет «Хэллфайр» на подкрыльевых пилонах – достаточно, чтобы превратить позиции ЗРК в горящие руины.

Также, помимо ударных вертолетов, нельзя сбрасывать со счетов роль беспилотных летательных аппаратов. Медленные, неуклюжие и слабые – однако, эти «стрекозы» имеют одну важную особенность – они отчаянно храбры. Беспилотник, не моргнув глазом, пройдет там, куда побоится идти самый смелый из камикадзе. БПЛА нечего терять, он способен переть «в лоб» на позицию ЗРК, демонстрируя полное презрение к смерти. Хорошее средство в комплексе с остальными вышеперечисленными аспектами (Томагавками, Гроулерами и пр. продуктами сумрачного американского гения).

Наконец, прозвучавшая на этой неделе угроза из уст министра обороны Израиля: «Если они будут доставлены в Сирию, мы знаем, как следует поступить».

Моше Яалон не блефует. Израиль известен своими жесткими действиями в угоду собственной национальной безопасности. Рейд спецназа «Шакет» на египетский аэродром (1966 год), похищение советского радара (операция «Петух-53», Египет, 1969 год), бомбардировка иракского ядерного центра Озирак (1981 год), бомбардировка оружейного завода в Судане (октябрь 2012 г.), недавние удары по Сирии… Израиль плюет на все нормы международного права, бесцеремонно вторгаясь в воздушное пространство других государств, и не стесняется применять оружие на поражение.

Не исключено, что израильтяне попытаются уничтожить российские зенитно-ракетные системы еще до того, как они будут развернуты на боевых позициях.

Битва титанов


Если все шесть заказанных зенитно-ракетных систем будут доставлены в Сирию, это станет слабой надеждой на мирное разрешение сирийского конфликта; НАТО дрогнет и не решится начинать военную операцию вторжения. У Пентагона появились серьезные причины задуматься над своим поведением и еще раз взвесить все возможные риски при нападении на Сирию. Даже если операция пройдет гладко и воздушная армада ВВС США сможет раздавить шесть сирийских С-300, понеся при этом единичные потери в авиатехнике – даже в этом случае у Пентагона возникнут немалые финансовые затруднения, связанные с чудовищным перерасходом противорадарных ракет HARM и пр. боеприпасов, необходимых для подавления супер-систем С-300.

Редакция сайта сайт решила уточнить, из каких комплексов мог быть сбит "Боинг-777", разбившийся под Донецком 17 июля

Самоходная огневая установка, входящая в зенитно-ракетный комплекс "Бук-М1".

Москва. 18 июля. сайт - Вечером 17 июля в Донецкой области разбился "Боинг-777" Малазийских авиалиний, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур. На борту находилось 283 пассажира и 15 членов экипажа. Считается, что самолет был сбит на высоте 10 километров, предположительно, ракетой класса "земля-воздух". Откуда именно она была выпущена, пока неизвестно. Россия, Украина и ДНР отрицают свою причастность к авиакатастрофе. При этом из имеющихся в регионе средств воздушные суда на высоте более 10 километров могут быть поражены только оружием типа С-300 или "Бук"..

"Бук"

Зенитный ракетный комплекс "Бук-М1" (предположительно, речь идет именно об этой модификации) предназначен для уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет. Он способен поражать цели на малых и средних высотах в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия. Кроме того, "Бук" может применяться по наземным и надводным целям.

Комплекс состоит минимум из четырех машин. Это командный пункт, радиолокационная станция, несколько (до шести) самоходных огневых установок и несколько пускозаряжающих установок. Кроме того, комплексу требуются технические средства обеспечения - это разнообразные машины ремонта и технического обслуживания как самого комплекса, так и ракет, транспортная машина, автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция, компрессорная станция и подвижная электростанция. Все боевые средства "Бука" собраны на гусеничных самоходах повышенной проходимости.

Основные тактико-технические характеристики комплекса:

Дальность поражения аэродинамических целей (самолетов и вертолетов) - от 3 до 35 километров

Высота поражения аэродинамических целей - до 22 километров

Количество одновременно обстреливаемых целей - до 6

Вероятность поражения самолета одной ракетой - 0,7...0,9

Время развертывания - 5 минут

Время реакции комплекса - 15-18 секунд

Скорость передвижения по дорогам - 65 км/ч

Зенитно-ракетный комплекс С-300ПМУ2 "Фаворит", фото: ИТАР-ТАСС, Лысцева Марина

Мобильная многоканальная зенитная ракетная система С-300 предназначена для обороны важнейших объектов от ударов средств воздушно-космического нападения - как самолетов, так и различных ракет. Система способна действовать в автоматическом режиме, оператор лишь осуществляет контроль над ее работой и дает команду на пуск ракет.

С-300 состоит из командного пункта с радиолокатором обнаружения, с которым связаны до шести зенитно-ракетных комплексов, находящиеся в ведении своих воинских частей. Командный пункт служит для автоматизированного распределения целей между ЗРК и не содержит ракет. Для функционирования системе также необходимы различные машины ремонта и технического обслуживания, транспортные машины.

Основные тактико-технические характеристики (на примере С-300ПМУ2 "Фаворит"):

Дальность поражения аэродинамических целей - 3 от 200 километров

Высота поражения аэродинамических целей - до 27 километров

Максимальная скорость поражаемых целей - 2800 м/с

Количество одновременно обстреливаемых целей - до 36

Количество одновременно наводимых ракет - до 72

Вероятность поражения самолетов - до 0,9

Время развертывания - 5 минут

Скорость передвижения по дорогам - 60 км/ч

Запас хода без дозаправки - 500 километров

Секретные автомобили Советской Армии Кочнев Евгений Дмитриевич

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения шасси МАЗ-543М стало их широкое применение в качестве основы многочисленных видов ракетных СПУ серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной системы С-300, входившей в состав войск ПВО СССР и существующей до сих пор в третьем поколении. Впервые автомобили 543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение – С-300ПМУ), которая проектировалась в НПО «Алмаз» с середины 1960-х годов для замены комплекса С-75 и была принята на вооружение в 1982 году. Конструктивно она являлась самоходной версией и дальнейшим развитием первого варианта С-300ПТ на колесных буксируемых шасси, выпускавшегося с 1975 года и принятого на вооружение в феврале 1981-го. Новая система С-300ПС предназначалась для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от боевых ударов различных видов средств воздушного нападения во всем диапазоне дальностей и высот, а также для стрельбы по наземным целям. Она входила в состав ЗРК 90Ж6 и обеспечивала поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1300 м/с на дальностях 5 – 90 км и на высотах от 25 м до практического потолка их боевого применения – 27 км. Комплекс мог эксплуатироваться в различных климатических зонах и имел рекордно короткое время развертывания – пять минут, делавшее его трудно уязвимым для авиации противника. При разработке мобильных пусковых установок основным средством их несения сразу же было выбрано шасси МАЗ-543М с четырьмя гидравлическими опорами, отдельными кабинами (контейнерами) подготовки и управления стартом ракет и системами автономного или внешнего электропитания. Скорость передвижения боевых частей комплекса С-300ПС по шоссе составляла 60 км/ч, по грунтовым дорогам – 30 км/ч.

Основная пусковая установка 5П85С зенитной системы С-300ПС на шасси МАЗ-543М

В состав дивизиона ЗРС С-300ПС (С-300ПМУ) входили четыре пусковых комплекса 5П85СД, каждый из которых состоял из одной основной СПУ 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и двух дополнительных установок 5П85Д с питанием от внешней сети и управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю. Каждая установка снабжалась гидравлическими опорами и четырьмя цилиндрическими герметизированными ТПК с управляемыми твердотопливными одноступенчатыми ракетами 5В55Р со стартовой массой 1665 кг, длиной 7,25 м и осколочно-фугасной боевой частью массой 133 кг. Таким образом, в дивизионе С-300ПС в общей сложности находилось 48 ракет. Их запуск осуществлялся из ТПК с помощью катапульты, а затем на высоте 20 м включались двигатели ракет и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа. Ее темп составлял 3 – 5 с. Машины дивизиона С-300ПС одновременно могли обстреливать шесть целей, оснащались приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше. Боевая масса основой СПУ 5П85С составляла 42 150 кг, габаритные размеры – 13 110x3150x3800 мм.

Дополнительная пусковая установка 5П85Д зенитной ракетной системы С-300ПС. 1982 год

В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт – С-300ПМУ-1). От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими и эксплуатационными параметрами, применением новой элементной базы и высокой помехозащищенностью, а также использованием новой твердотопливной ракеты 48Н6 (48Н6Е), обеспечивавшей поражение целей, летящих со скоростями до 2800 м/с. Эта ЗРС вошла в состав модернизированного ЗРК 90Ж6Е с дальностью поражения до 150 км и высотой стрельбы от 6 м до 40 км. Успешные испытания С-300ПМ были завершены в 1989 году, их выпуск начался в 1990-м. В 1993 году эту систему приняли на вооружение войск ПВО РФ, а первый серийный образец официально был представлен в 1995 году. Вместо двух видов пусковых установок в ЗРС С-300ПМ (ПМУ-1) использовалась только одна модернизированная СПУ 5П85СМ (на экспорт – 5П85СЕ или 5П85СЕ1) с улучшенными характеристиками и развесовкой по мостам, разработанная в 1983 – 1984 годах в ленинградском КБ специального машиностроения на шасси МАЗ-543М. Первые пять опытных установок 5П85СМ были собраны в 1984 – 1986 годах на ленинградском заводе «Большевик» и прошли цикл полигонных испытаний и стрельб. На каждой устанавливали четыре 7,5-метровые управляемые одноступенчатые ракеты 48Н6 (48Н6Е) средней дальности с осколочно-фугасной боевой частью массой 143 кг, у которых ТПК при вертикальном старте опирался днищем на грунт. По сравнению с прежними ракетами 5В55Р их стартовая масса возросла до 1800 кг, а темп стрельбы сократился до 3 с. Кроме того, новые СПУ имели более совершенную аппаратуру предстартовой подготовки и управления, радиотелекодовую аппаратуру связи, системы автономного электропитания и гидрооборудования. Весь процесс их перевода в боевое положение был автоматизирован, управление всеми функциями осуществлялось дистанционно. В дивизион ЗРС С-300ПМ входило до 12 пусковых установок 5П85СМ полной массой по 42,2 т с боекомплектом от 96 до 288 ракет.

Пусковая установка 5П85СЕ экспортной системы С-300ПМУ-1 на шасси МАЗ-543М. 1995 год

Этим комплексом закончился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно развивалась и совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации. Главной новинкой трудных 1990-х годов стала система С-300ПМУ-2 «Фаворит», являвшаяся глубокой модернизацией ЗРС С-300ПМУ-1 и признанная наиболее эффективной в мире универсальной системой ПВО. Она была разработана в 1995 – 1997 годах и принята на вооружение в 1998-м. Новая ЗРС обладала расширенными информационными возможностями и автономностью, оснащалась новой ракетой 48Н6Е2 повышенной эффективности с дальностью поражения 200 км. В ее состав входил усовершенствованный ЗРК 90Ж6Е2, состоявший из 12 пусковых установок 5П85СЕ2 на шасси 543М с четырьмя ракетами в ТПК. Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на полуприцепах к седельному тягачу БАЗ-6402. В начале 2011 года было объявлено о предстоящем переходе на еще более совершенную ЗРС С-500.

Из книги Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний автора

10.2. Сушильные установки Технические требования Вопрос 375. Какие необходимо принять меры, если в конвейерных сушилках по условиям эксплуатации не могут быть устроены двери или конструкция сушилки не обеспечивает зону с нулевым давлением?Ответ. В этих случаях у входа и

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора Красник Валентин Викторович

Конденсаторные установки Вопрос. Через какие коммутационные аппараты присоединяются к сети конденсаторные установки?Ответ. Как правило, присоединяются через отдельный коммутационный аппарат или через общий коммутационный аппарат вместе с силовым трансформатором,

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах. Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний. Разделы 1, 6, 7 автора Красник Валентин Викторович

Глава 7.10. ЭЛЕКТРОЛИЗНЫЕ УСТАНОВКИ И УСТАНОВКИ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ Термины и определения. Состав установок Окончание

Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич

7.10. Электролизные установки и установки гальванических покрытий Область примененияВопрос 678. На какие электролизные установки распространяется настоящий раздел ПУЭ?Ответ. Распространяется на расположенные внутри зданий (исключения приведены в табл. 7.10.1 пункт 7.10.4 ПУЭ)

Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений Дмитриевич

Пусковые установки и транспортно-заряжающие машины Появление бортовых грузовиков КрАЗ-255Б и особенно тяжелых автопоездов с седельными тягачами КрАЗ-255В немедленно привело к созданию на их базе целого семейства новых пусковых ракетных установок и средств для

Из книги Бронетанковая техника Японии 1939 - 1945 автора Федосеев Семён Леонидович

ГАЗ-31013/31028 «Волга» (1982 – 1996 гг.) В серии новых легковых машин ГАЗ-3102 «Волга» с 105-сильным мотором, передними дисковыми тормозами и новым кузовом с характерными прямоугольными фарами также существовал спецавтомобиль ГАЗ-31013 для нужд КГБ и ФСБ. Он был оборудован 220-сильным

Из книги История электротехники автора Коллектив авторов

КрАЗ (1982-1991 гг.) Несмотря на экономические проблемы периода застоя, Советское правительство старалось постоянно осуществлять мощную поддержку Кременчугскому автозаводу, своему главному поставщику тяжелой серийной автотехники для армии и народного хозяйства.

Из книги Материаловедение. Шпаргалка автора Буслаева Елена Михайловна

ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.) В 1982 году в Луцке были собраны опытные образцы перспективного авиатранспортабельного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 (6x6) с тремя равномерно разнесенными ведущими мостами, в том числе двумя передними управляемыми, которому присвоили военный шифр

Из книги автора

БАЗ-3405-9366 (1972 – 1982 гг.) Опытный автопоезд БАЗ-3405-9366 второго промежуточного поколения с механическим приводом проектировался коллективом СКБ Брянского автозавода, а затем собирался и дорабатывался в течение довольно долгого времени – с 1971 по 1978 год, а его заводские и

Из книги автора

Автопоезда 6009 и 60091 (1982 – 1994 гг.) Сложность и ненадежность автопоездов ЗИЛ-137 в начале 1980-х годов привела к переориентации на более простые, практичные, технологичные и ремонтопригодные системы с механическим приводом колес полуприцепов. Работы Брянского автозавода по

Из книги автора

Семейство «Открытие» (КрАЗ-6315/6316) (1982 – 1991 гг.) В феврале 1976 года вышло секретное Постановление Совмина и ЦК КПСС о разработке на основных советских автозаводах семейств принципиально новых тяжелых армейских грузовиков и автопоездов, выполненных по требованиям

Из книги автора

КрАЗ ЧР-3130/3120 (1982 – 1985 гг.) В 1982 году в рамках разработки перспективного семейства военных автомобилей «Открытие» классической компоновки Кременчугский автозавод построил экспериментальные образцы двух специальных 16-тонных бескапотных шасси – одиночное и с

Из книги автора

МАЗ-7905 (1980 – 1982 гг.) В 1980 году в УГК-2 Минского автозавода была разработана шестиосная машина МАЗ-7905 грузоподъемностью 58 т, созданная на шасси 547А и временно занявшая промежуточное положение между автомобилями 547-й серии и семейством семиосных ракетных шасси. Учитывая, что

Из книги автора

САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ «ХО-НИ» И «ХО-РО» С 1941 года на базе среднего танка «Чи-ха» начали выпускаться САУ «Хо-ни» («артиллерийский четвёртый») и «Хо-ро» («артиллерийский второй») для оснащения танковых дивизий. Орудия устанавливались в открытой сверху и сзади клёпаной рубке,

Из книги автора

8.2.2. ГРЕБНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ (СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ) История развития гребных электрических установок (ГЭУ) тесно связана как с развитием судов различных типов и назначений, так и с техническим развитием машиностроения, электротехники и электроники .В

Из книги автора

22. Система с неограниченной растворимостью в жидком и твердом состояниях; системы эвтектического, перитектического и монотектического типа. Системы с полиморфизмом компонентов и эвтектоидным превращением Полная взаимная растворимость в твердом состоянии возможна

ЗРК С-300 — одно из самых популярных в заголовках новостей семейств отечественного оружия. Обладание мощным комплексом, который позволяет на больших дальностях и высотах поражать аэродинамические и баллистические цели, дает любой стране и армии сильный военно-политический козырь. Однако и такое грозное оружие нуждается в защите.

Максим Балакин

Олег Макаров

Полигон ПВО «Ашулук» расположен в той части Прикаспийской низменности, где степь становится полупустыней. Своенравное море-озеро когда-то разливалось далеко за пределы нынешних берегов, и там, где сейчас учатся защищать, как говорится, наше мирное небо, было морское дно. Вода ушла, но дно никуда не делось — вот он, мелкий как мука желтый-желтый песок. Пока здесь еще все не выгорело от жестокого летнего солнца, полупустыня местами маскируется под степь: невысокие ветвистые кустики полыни добавляют ландшафту зелени. Разотрешь полынь в пальцах и чувствуешь глубокий пряный аромат, запах борьбы за жизнь там, где выжить очень тяжело. Там, где голый песок, поработали люди в военной форме.

Еще одна машина, которая следует в составе дивизиона С-300ПС. Это радиолокатор подсвета и наведения, или сокращенно РПН.

Светло-охристого цвета здесь дороги, по которым мы носились на ГАЗ-66 (это куда круче египетского пустынного сафари!), площадки для техники и валы, защищающие ракетные позиции. Когда над этими искусственными барханами вздымаются мачта низковысотного обнаружителя или светло-голубые контейнеры приготовившегося к стрельбе комплекса С-300, чувствуешь себя героем фантастического блокбастера.

Приказ на марш

На полигоне «Ашулук» проходит мероприятие под непривычным названием «Воздушно-огневая конференция» с участием высшего командного состава ВВС, старших офицеров из разных регионов РФ и союзной Белоруссии и представителей ВПК. Военные и инженеры изучают боевую технику в действии, обмениваются мнениями, определяют, что и как требуется доработать. Одна из наиболее актуальных задач на сегодня — обеспечение высокой мобильности наших войск и систем ПВО в том числе. Именно поэтому в рамках конференции демонстрировались возможности быстрой передислокации дивизиона С-300ПС с места базирования к новой позиции. Две пусковые установки по четыре ракеты — грозная сила, но пока дивизион в движении, комплекс совершенно беззащитен, стрелять с марша он не умеет, да и не все угрозы способен отразить. Кто и как его будет защищать?


Максим Балакин
Дивизионную колонну возглавляет машина «передового разъезда». Этот специфический термин, принятый в ПВО, обозначает группу саперов, ведущих инженерную разведку пути следования колонны. Передовой разъезд обнаруживает воздушного или наземного противника, ведет разминирование минных полей, создает оцепление района биологического и радиационно-химического заражения и осуществляет топографическую привязку новой ракетной позиции.

Орлы в «Соколе»

Чтобы показать саперов ПВО в действии, передовому разъезду поставили задачу обезвредить путь следования после дистанционного минирования с вертолета. Вертолет Ми-8, пролетев над проложенной в песках дорогой, разбросал по местности учебные макеты противопехотной мины ПФМ-1С. Оружие это не очень опасное для тяжелой техники, но весьма коварное. Небольшая пластиковая мина имеет форму, отдаленно напоминающую гайку-барашек, причем одна ее половина тонкая и представляет собой стабилизирующее крыло, а другая толще и имеет полость внутри. В полость залито жидкое взрывчатое вещество. Если на мину наступить, давление жидкости повысится и его будет достаточно, чтобы привести в действие взрыватель.

Командир передового разъезда, облаченный в новейший легкобронированный защитный костюм «Сокол», проводит уничтожение обнаруженных мин накладным зарядом.

Мины пакуются в цилиндрические кассеты КФС-1С (емкостью 64 мины) и выстреливаются с вертолета (или другой платформы) пороховым вышибателем. Пока мина летит, взрыватель взводится. Выкрашенная в защитный цвет, мина отлично сливается с почвой, и обнаружить ее зрительно очень непросто. Мины такого типа существуют еще с советских времен, а вот арсенал саперов заметно обновляется. Настоящим изделием хайтека выглядит новейший селективный миноискатель ИМП-С2 — он может программироваться не только на поиск черных и цветных металлов, но также и на обнаружение боеприпасов в пластиковых корпусах (типа ПФМ-1). В приборе заметно усовершенствована эргономика — теперь сапер может держать миноискатель одной рукой и этой же рукой им управлять. Другое новшество, только-только поступившее в войска, — легкобронированный защитный костюм «Сокол». Костюм защищает от осколков весом до 1 г, калибром до 6,5 мм, двигающихся со скоростью до 900 м/с, а также от пуль из пистолетов ПМ, АПС и Browning. За счет того, что бронеэлементы костюма выполнены из высокопрочного полиэтилена, костюм более чем вдвое легче своего предшественника типа «Дублон» (16 против 40 кг). Все это говорит о том, что отечественная конструкторская мысль всерьез занялась эргономикой и комфортом для людей, выполняющих боевые задачи, и объявила войну «тяготам и лишениям» там, где без них возможно обойтись.
Максим Балакин

Плюс 15 километров

Разумеется, для дивизиона С-300 на марше мины — далеко не единственная угроза, особенно в ситуации непосредственного огневого соприкосновения с противником. Дивизиону требуется машина, которая могла бы работать по близким воздушным и наземным целям непосредственно во время движения. И в этом качестве выступают два зенитных ракетно-пушечных комплекса «Панцирь-С1». Этот ЗРПК, созданный в тульском «КБ приборостроения», значительно «моложе» С-300 и принят на вооружение лишь во второй половине прошлого десятилетия. Комплекс представляет собой 12-тонную башню, поставленную на автомобильное или гусеничное шасси, на которой размещены система обнаружения с локатором, а также пусковые установки для управляемых ракет 57Э6-Е (боезапас 12 штук) и спаренный зенитный автомат калибра 30 мм.

Несмотря на то что эта интересная и эффективная система разработана сравнительно недавно, ее активно совершенствуют, и на Воздушно-огневой конференции на полигоне «Ашулук» были представлены некоторые новшества. Во‑первых, инженеры тульского КБ продемонстрировали новое ракетное вооружение для «Панциря-С1». Этот перспективный снаряд можно будет поставить не только на новые, но и на уже действующие машины. «Речь идет о высокоскоростной ракете, — говорит первый заместитель исполнительного директора «КБ приборостроения» Юрий Савенков. — Это изделие будущего, которое мы предложим как на экспорт, так и нашей армии, представляет собой совершенно новую конструкцию. Ракета позволит расширить перечень целей, которые сможет поражать «Панцирь-С1». Предполагается, что новый снаряд даст возможность увеличить дальность поражения цели с нынешних 20 до 35 км».
Максим Балакин

Кроме того, в Ашулук прямо из цеха своим ходом прибыла обновленная версия «Панциря-С» на колесной базе КамАЗ. Машина не содержала в себе радикальных новшеств, но стала ответом на пожелания военных, выработанные в ходе эксплуатации ЗРПК. Во‑первых, в обновленном «Панцире» локатор получил две фазированные антенные решетки вместо одной, причем каждая может работать в секторном режиме. Это значит, что локатор не находится в постоянном вращении, сканируя раз за разом 360-градусную панораму, а постоянно облучает некий сектор. В случае локатора с двумя ФАР, обращенными в противоположную сторону, он может держать под контролем два сектора по 90 градусов. Легко увидеть, что даже в составе дивизиона С-300, где «Панцирей» всего два, они смогут, встав перпендикулярно, перекрыть все 360 градусов. При этом секторный режим позволяет не расходовать попусту механический ресурс устройства вращения локатора, а также увеличить дальность захвата цели.

В ходе эксплуатации ЗРПК выявилась небольшая, но существенная проблема: закрепленный на башне тепловизор не вписывается в железнодорожные габариты. Поэтому при перевозке на железнодорожных платформах приходилось снимать башню и перевозить ее отдельно, что, конечно, неудобно. В новой версии башня получила выемку, в которую при транспортировке тепловизор можно убрать. Также в обновленном «Панцире» установлена новая вычислительная машина с новой системой навигации. Совершенствование бортовой вычислительной техники для машин этого типа чрезвычайно важно, так как «Панцирь-С1» — это настоящая машина сетецентрической войны. «Панцири» могут согласованно действовать в общей сети, включающей в себя до шести машин, причем каждая способна выступать в качестве командного пункта.
Максим Балакин

Из пушки по БПЛА

Таким образом, производственники стараются максимально оперативно реагировать на запросы армии, однако впереди — более радикальная модернизация ЗРПК, которая сейчас условно называется «Панцирь-СМ». В этой версии продолжится совершенствование ракетного вооружения, и дальность поражения цели возрастет уже до 50 км. Конструкция зенитного автомата не изменится, но для стрельбы будет применяться боеприпас нового поколения.

«Опыт показал, что цели уменьшаются, — говорит Юрий Савенков, — поэтому необходимо, чтобы наш снаряд перед целью раскрывался, создавал облако осколков. И примерно через год мы такой снаряд покажем. Получив в свое распоряжение подобный боеприпас, расчет сможет сам выбирать, каким средством работать по пехоте, по легким БПЛА. Но понятно, что стрелять по находящемуся вблизи малоразмерному БПЛА ракетой слишком расточительно, и в этом смысле роль артиллерии будет повышаться».
Максим Балакин

«Панцири» прикрывают С-300 как на марше, так и в момент развертывания на новой позиции. После чего начинаются стрельбы. В ходе Воздушно-огневой конференции расчеты ПВО вели стрельбу комплексами С-300ПМ по ракете-мишени «Кабан» и комплексами 300ПС по мишени «Пищаль-Б». Эти мишени — аналоги тактических баллистических ракет. Кроме того, С-300ПС демонстрировала и возможности стрельбы по наземным целям, поразив район, где, согласно легенде учений, была обнаружена разведывательно-диверсионная группа противника.

Несущиеся по небу ракеты, выпущенные из С-300, выглядят как яркие бело-зеленоватые светящиеся пятна, за которыми тянется дымный след. Огненная феерия над пустыней только усиливает ощущение фантастичности и нереальности происходящего. Но на самом деле, хоть С-300 и нельзя отнести к наиболее современным видам российского оружия ПВО и ПРО, их эффективность все еще достаточно высока, доказательством чему стали успешно сбитые мишени.

Старт ракеты, выпущенной ЗРК С-300. Слева — еще две установки, изготовившиеся к стрельбе, их пусковые контейнеры находятся в вертикальном положении. Для отработки противодействия вероятному нападению с воздуха требуются не только зенитные ракеты, но и мишени, сопоставимые по ТТХ с видами вооружения, которые может использовать противник (баллистическая цель, аэродинамическая цель, гиперзвуковая цель).