Медведев прав. Медведев разгневал блогеров, назвав «личным выбором» низкие зарплаты учителей
Дмитрий Медведев высказался об учителях на форуме «Территория смыслов»
Волну негодования вызвали слова премьер-министра России Дмитрия Медведева о том, что преподавателям стоило бы поменять профессию и уйти в бизнес, если они хотят зарабатывать достойные деньги. Реакция не заставила себя ждать. Первой на слова главы правительства, высказанные 3 августа на форуме «Территория смыслов», отреагировала директор бастовавшей школы из Забайкалья, передавал .
Потом возмущенные россияне создали петицию и начали собирать подписи за отставку Дмитрия Медведева, как сообщал . И в учительских пабликах в «ВКонтакте» царит возмущение. «Газета.Ru» публикует некоторые комментарии учителей о словах Медведева.
Ольга Ч., преподаватель из Воронежа:
«Я сама являюсь учителем. Крайне возмущена словами премьер-министра, советующего учителям искать другой заработок. Учитель выполняет важнейшую функцию в обществе: не только обучает, но и воспитывает! Воспитывает личность, ответственную перед собой и перед Отечеством, готовую защитить свою Родину, ценящую подвиги и самоотверженность своих предков, готовую приносить пользу обществу. Огромное спасибо всем учителям, которые в столь непростых условиях, сложившихся в сфере образования, продолжают свою педагогическую деятельность!»
Анна К., преподаватель физики в Мордовии:
«В принципе уйти в бизнес у нас в маленьком поселке просто невозможно. Весь бизнес заключается только в торговле на рынке, но даже совмещать свою работу учитель не сможет. У меня, например, до часа-двух уроки, затем до четырех вечера - факультативные занятия. После этого я прихожу домой, забираю из садика двух своих детей. Одновременно занимаясь ими, я проверяю тетрадки. А еще нужно успеть написать план-конспект на следующий день. Всего у меня 18 часов в неделю, есть еще классное руководство, а также я являюсь заведующей лабораторией. При этом оклад мой - 11 500 руб., а со стимулирующими на руки я получаю 16 тыс. руб. Я не понимаю, почему этот труд не может оплачиваться больше».
Ирина Д., преподаватель из Москвы:
«Я давно недолюбливаю премьера, но сказанное сегодня вызвало просто негодование. Честно, не хочется из отпуска возвращаться, зная, что опять ждет… Удерживают дети, но с каждым днем все меньше. Как говорила Татьяна Санна из «Физрука»: «Во мне умер учитель».
Александр П., преподаватель из Нижнего Новгорода:
«Мне кажется, что Медведев провоцирует учителей и преподавателей. Я хотел было написать подробный анализ текста выступления председателя правительства РФ со своими комментариями (как я это умею), а потом вдруг дошло: именно такой реакции от учителей в соцсетях власть, скорее всего, и ждет. А с какой целью - мне неясно. Поэтому проявлю максимальную сдержанность и корректность. Просто обозначу свою жесткую позицию по затронутому вопросу: в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей (в том числе и в моих) нет термина «призвание». Там есть такие слова, как «труд», «обязанности», «права», «ответственность», «закон». И - о ужас! - «заработная плата».
Труд учителя с точки зрения морали, безусловно, подпадает под категорию «призвание», «дар», «миссия» наконец. Но вот с точки зрения закона и права - это труд, который должен быть оплачен, и оплачен достойно (Конституция РФ, статья 7-я, часть 1-я). Преподаватель (учитель) - это профессия, на овладение которой человек затратил время и силы. Получил квалификацию. И эта профессия может (и должна!) являться в первую очередь не лирическим призванием, а вполне конкретным и законным средством к существованию.
Или если записывать нас в святые, то хотя бы избавьте нас, учителей, от обязанности выплачивать подоходный налог в 13% (как РПЦ). Лично для меня вполне существенная прибавка к деньгам будет (хотя сами по себе эти деньги и небольшие даже при двух ставках)».
Валентина Б., педагог из Ижевска:
«Если бы зарплата учителя была выше, то в педагогические вузы поступала бы более талантливая молодежь и, скорее всего, по призванию. Соответственно, уровень образованности и воспитанности подрастающего поколения вырос бы, интеллектуальный потенциал страны возрос бы. Жаль, что правительство об этом не задумывается».
Анна С., преподаватель из Севастополя:
«Можно прийти на урок, открыть учебники и тетради и дать задание ученикам. Урок прошел. А можно два часа готовиться, найти кучу видеоматериалов, например на тему «Округление чисел с избытком и недостатком», скачать фрагмент мультфильма «38 попугаев», весь урок быть в контакте со своими 29 учениками. А зарплата одна и та же! Смысл?! Мне не хотят достойно платить за мою работу, у меня пропадает желание достойно работать».
Татьяна Н, Ростов-на-Дону, учитель высшей категории, ушла на пенсию:
«Зарплата в 2015 году была 14 тыс. руб. В 2013 году зарплата была на руки около 23 тыс. руб. Были доплаты: за качество, стимулирующие выплаты, за руководство классом - 1 тыс. руб. «президентские» и 450 руб. от губернатора. Теперь все выплаты убраны.
Сейчас моя знакомая молодая учительница со стажем три года ведет два начальных класса - ее зарплата около 25 тыс. руб. В 2013 году она получала около 40 тыс. руб.».
Видео с форума «Территория смыслов», который внес в копилку изречений Медведева еще один афоризм, опубликовал РТ.
Ранее, как писал «Курьер. Среда. Бердск», премьер в разговоре с крымчанами сделал знаменитое заявление: «Денег нет, но вы там держитесь» и пожелал хорошего настроения.
Премьер-министр Дмитрий Медведев, всего два месяца назад прогремевший в соцсетях фразой "Денег нет, но вы держитесь", снова удачно ответил на вопрос о деньгах: выступая на молодежном форуме "Территория смыслов" , в ответ на вопрос, отчего преподаватели в Дагестане получают в разы меньше, чем полицейские, он пояснил, что учительская работа - это не способ зарабатывания денег, а призвание. Тем, кто хочет зарабатывать деньги, лучше заняться бизнесом. Полный ответ премьера приводит Медуза :
...Это личный выбор. Меня часто об этом спрашивают, и по учителям, и по преподавателям. Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот. (Смеется.)
Дмитрий Медведев: Если у вас мало денег, то надо просто разбогатеть.
димон медведев взяв ведро и веник
всем объяснил как просто жить без денег
По сути, происходящее мало чем отличается от "голодных 90-х", отмечали комментаторы.
Вообще, конечно, "если ты учитель, то ты сам выбрал нищенскую зарплату, не жалуйся" - это же классические девяностые. В полный рост. Думаю, нам неизбежно предстоит туда вернуться и сделать работу над ошибками. Будет неприятно, и не только нищим бюджетникам, но и всем.
С другой стороны, в 90-е такого количества "силовиков" вроде бы не было.
Премьер-министр снова отлил в гранит, на этот раз - на «территории смыслов на Клязьме». Это там, где Сергей Неверов упрекал девушку с низкой зарплатой двумя ее высшими образованиями.
Дело с премьером было так: встает молодой человек из Дагестана и говорит: вот у нас в республике зарплата учителя - 10-15 тысяч, силовика - 50 тысяч. А ему в ответ: и не думай сравнивать, не нужно, лишнее это.
В утешение премьер рассказал, что и в СССР так было: вот он получал 90 рублей, а милиционер - 250. Все честно, не жили хорошо - не стоит и начинать.
Тут можно привести сухую статистику. В России на сто тысяч населения 546 полицейских (не считая всех прочих силовиков, от Нацгвардии до армии). В Англии - 227. Значит ли это, что мы больше, чем в два раза опаснее англичан?
Даже в США, на которые так любит ссылаться наша власть, полицейских на 100 тысяч - всего 376. А главное - их зарплаты не превышают зарплаты учителей в 3-5 раз. Собственно - на каком основании? Полицейский обеспечивает нашу безопасность сегодня, учитель - завтра. Это две одинаково важные и трудные профессии.
Впрочем, что я, основание понятно: учитель не потащит в автозак с митинга - вот она, важная разница. Жаль, что премьер о ней забыл упомянуть.
Действительно, риски-то не сравнимы. Силовикам если не платить, то у власти не удержишься. А учителям можно платить мало - все одно потерпят!
Многие услышали в словах Медведева намек на то, что за работу по призванию можно меньше платить.
Я думаю, с учителей надо ещё и деньги брать за возможность реализовать своё призвание! И с учёных, с учёных!
Я понял, если есть призвание, человеку уже как бы деньги не нужны. В самом деле, он может питаться Святым Духом или там праной какой-нибудь. Димычу тоже деньги не нужны наверное, у него же призвание "работать" "премьер-министром".
Отдельные комментаторы вместо того, чтобы критиковать премьера, восхищались его честностью.
не пойму теперь: а что именно неправильного в данном случае сказал человек медведев, что над ним опять глумятся?
во-первых, он сказал правду (кстати, довольно транснациональную): хочешь много именно что денег - не ходи в учителя, во-вторых, в кои-то веки в чувствительном вопросе, где легко дать дрозда и петрушку, наоборот демонстрирует последовательность и твердость. практически либертарианский дал ответ на глупый вопрос, почему у одних зарплата больше, а у других - меньше. да по всему.
денег-то, кстати, и в самом деле нет. а он мог бы пообещать, но не придуривается.
В последнее время мне всё больше и больше нравится Дмитрий Медведев. Я очень зауважал его после его феодосийского бенефиса, и фраза "Денег нет, всего вам доброго" уже прочно вошла в оборот с его подачи. Мне нравится здоровый уровень цинизма Дмитрия Медведева, который даже не пытается напрягаться ради лохов, обещая им, что завтра будет лучше. Медведев точно знает, что если кому и будет лучше, то только ему, Путину, Ротенбергам, Ковальчуку и еще особо приближенным к трону. Вот это нежелание напрягаться и подкупает. Лохи должны знать свое место. И плевать, что через месяц выборы в Госдуму. Лохи все равно проголосуют, как им укажут. Ну красавчик же! Elena Tumanova
Припомнили преподавателям и участие в выборах в качестве "админресурса".
Злоба дня
Если бы Дмитрия Медведева у нас не было, его следовало бы выдумать. Потому что он режет правду-матку с откровенностью, которой может позавидовать любая оппозиция. Обнаруживая при этом собственную некомпетентность столь наивно, что поневоле задумаешься: если премьер таков, каковы же его подчиненные?
Вот очередной «мудрый» совет нищающему населению от премьер-министра: российским учителям, которые недовольны зарплатой в 15 тысяч рублей, он заявил, что учительство - это призвание, «а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». А кроме того, по мнению Дмитрия Анатольевича, работящий педагог может «как-то, так сказать, еще что-то заработать» - помимо основной зарплаты.
Вот такие розовые представления, видимо, рисуются в голове второго лица в государстве: незаинтересованные рвачи без призвания, думающие только о деньгах, уйдут из школы и займутся прибыльным бизнесом и будут очень довольны. На их место придут энергичные, трудолюбивые педагоги, которых не смутят нищенские зарплаты, ибо у них призвание, а потому будут тоже весьма довольны. А самые энергичные из них в свободное от основной работы время станут подрабатывать в бизнесе и совместят призвание с богатством - то есть их счастью вообще не будет предела.
Такие представления премьера вполне объяснимы: все мы прекрасно знаем о государственных чиновниках, которым вполне удачно удается совмещать основную деятельность с бизнесом, причем очень даже крупным. Но вот незадача: что получается у чиновников, почему-то не выходит у учителей.
В чем причина такого парадокса и почему учителям так не везет, премьеру попыталась растолковать директор забайкальской школы Валентина Маниковская. Простыми и доступными словами она объяснила понятные для подавляющего большинства из нас вещи: что для занятий бизнесом нужно много времени, которого у учителя нет, ибо работа по призванию требует огромной самоотдачи и занимает практически 24 часа в сутки. Что для бизнеса нужен начальный капитал, а у педагога его зарплаты хватает лишь на то, чтобы дотянуть до следующей зарплаты, и то с трудом.
Что же касается ухода излишне алчных учителей в бизнес «с концами», то это, конечно, возможно, но чревато совсем печальными последствиями: свято место (даже низкооплачиваемое) пусто не бывает, и на место ушедших учителей придут другие. Те, кому в силу слабых способностей и прочих недостатков другой работы не найти. И будут наших детей учить те, кто ни на что другое не годится... А это уж совсем невесело, Дмитрий Анатольевич.
Поэтому имеет смысл ознакомиться с опытом других стран - тех, где с образованием (да и с экономикой вообще, она ведь - следствие образования) дела обстоят хорошо. Там заработки учителей не бросают на откуп рынку, и они вполне сопоставимы с доходами бизнесмена средней руки. Например, в Германии зарплата учителя колеблется от 3200 до 4700 евро в месяц. А в Финляндии даже начинающий педагог получает 3600 евро в месяц. В результате самый большой конкурс в вузах Финляндии - на педагогические отделения. Соответственно, туда поступают самые умные. Соответственно, умные учителя готовят хорошие кадры для экономики. Соответственно, и экономика хороша.
Так, может, все же не стоит учителей посылать? Пусть даже и в бизнес.
Внимательно прослушал диалог Дмитрия Медведева про образование, учителей и зарплаты, где он произнёс теперь уже знаменитое «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю, ну вот».
Потом посмотрел возмущенную информационную ленту, стотысячную петицию с требованием его отставки и у меня возник вопрос: а что он сказал такого, что все вдруг подпрыгнули? Или все подпрыгнули просто потому что премьер честно озвучил то, что и так является фактом? Или потому что это озвучил именно Медведев, а не, например, Путин? Или быть может просто все отвыкли, когда нормальным человеческим тоном без всяких сложносочинённых предложений, скрипящих челюстей и резиновых улыбок, не просто чиновник, а второе лицо в государстве произнесло правду?
Моя мама учительница начальных классов, а папа советский милиционер, отработавший всю жизнь в УБХСС. Мы не ели сытно, несмотря на аббревиатуру, и вещи я бывало донашивал за отца.
Мама получала, что-то вроде восьмидесяти рублей, может чуть больше. У отца зарплата была повыше, по-моему, рублей двести пятьдесят после того как из райотдела перешёл в главк. Ну премии ещё были, продуктовые наборы и бутылка из под Советского шампанского, куда мы дружно собирали гривенники. Короче, не голодали, держались как-то.
Да, чуть не забыл: мама ещё вела группы продлённого дня и после школы, уже вечером, когда было совсем темно, а папа ещё с работы не вернулся, мы с ней шли и убирали ЖЭК, тогда они ещё назывались РЭУ. Больше, конечно, убирала мама, а я сидел делал уроки и иногда выливал грязную воду и выжимал половые тряпки.
Так вот Медведев прав. Образование и работа учителя это призвание и это личный выбор каждого человека. Выбор и право распоряжаться своей судьбой, своими навыками и самому решать кем ему быть - учителем и просветителем, милиционером или бизнесменом. Со всеми вытекающими из этого жизненными плюсами и понятными минусами.
Да, и последнее: учительство это не про деньги. Даже не так: вообще все, что сказал премьер, это все не про деньги. Это про вашу жизнь и вашу личную ответственность за неё. Вашу - не государства. Оно никогда не озолотит учителей и дело здесь не в России.
Привыкайте к этому.
И самое последнее. Одна из важнейших проблем нашего общества это иждивенческая философия. Мы как будто не хотим авторитарного правления, но и не собираемся за себя отвечать. А всякая индивидуальная безответственность неизбежно порождает авторитарное правление, хотим мы того или нет. Гражданин это субъект который в полной мере отвечает за себя, во всех аспектах и вопросах: личных, социальных и политических. Выбор специальности это тоже личная ответственность. Как учат нас классики психиатрии если человек занимается тем, что ему не нравится, то у него развивается невроз, постепенно переходящий в психоз. Так что выбирать надо ту профессию, которая тебе отчетливо нравится, а деньги тебя рано или поздно найдут. И даст тебе эти деньги не государство, а сама жизнь.
Мы жалуемся на дыры в бюджете и одновременно не хотим платить налоги, мы недовольны тем, что политиков, которые нам нравится нет в парламенте и одновременно не можем оторвать задницы, чтоб пойти на выборы, мы жалуемся на городскую грязь и бросаем окурки мимо урны, мы возмущены беспределом, но очень часто нарушаем закон, что называется на автомате и не пытаемся узнать механизмы защиты своих прав, нам все должны, особенно государство, а мы ничего никогда и никому, мы предпочитаем слышать сладкую ложь вместо даже не горькой, а просто правды.
Если мы хотим, чтобы Россия действительно стала Европой, в самом широком смысле этого слова, а не медвежьим углом цивилизации, мы должны вспомнить, что Европа строится на принципе индивидуальной ответственности. Европеец это не гений и не герой, это просто человек, который сам строит свою жизнь и отвечает за неё.
А Медведеву, спасибо, что он об этом напомнил.