Меню
Бесплатно
Главная  /  Зачатие  /  Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам. Отношение православной церкви к дню святого валентина

Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам. Отношение православной церкви к дню святого валентина

Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают языческий «День всех влюбленных», в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина — 14 февраля по Григорианскому календарю.

Как сообщил в интервью РИА «Новости» генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

«Святой Валентин жил в III веке. Это общий святой и Католической, и Православной Церквей. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд», — сказал Ковалевский.

Святой Валентин был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астерия, после чего вся семья сановника приняла христианство. Это вызвало гнев императора, и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен.

«В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны — покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных», — сообщил Ковалевский.

«Это — народная традиция, а не церковная», — подчеркнул он.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римского солдата, собеседник агентства назвал «не более чем легендой».

По его словам, «в католичестве память святого Валентина является факультативной».

«14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник — святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы чтим так же, как и Православная Церковь», — отметил Ковалевский.

«Никаких особых богослужений по случаю Дня святого Валентина у нас не проводится. За исключением, может быть, частных инициатив», — добавил он.

Церковь не осуждает любви и особого внимания друг к другу в день святого Валентина, «но любовь связана с ответственностью, и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день», — сказал Ковалевский.

По его мнению, более благородным праздником влюбленных для католиков является церковный праздник Святого Семейства (в честь Иисуса Христа, Девы Марии и Иосифа). Существует традиция обновления в этот день супружеских обетов. Кроме того, святой Иосиф считается покровителем семей, день его памяти отмечается в марте, сообщил представитель Католической Церкви.

По словам профессора , частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.

Священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках 1/14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день «светским праздником».

«Те детали распространяемого «Жития» Валентина, которые дают повод для празднования «Дня влюбленных», являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции», — сказал отец Михаил.

По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. «Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным», — пояснил священник.

«Причем, — подчеркнул отец Михаил, — под «влюбленными» очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью».

«Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли», — сказал священник.

Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, как церковно-общественный праздник в России отмечается День покровителей супружеской любви и верности — святых Петра и Февронии (25 июня/8 июля).

"День святого Валентина - языческое заблуждение"

День святого Валентина — это попытка ввести в заблуждение людей, навязать народу язычество под прикрытием христианских ценностей.

Начну пожалуй с утверждения того, что этот праздник не имеет никакого отношения к христианству. Ни одна из христианских конфессий, не признает этот праздник своим. Я думаю, никто и никогда не мог наблюдать, что бы представитель хоть одной из них, открыто поздравлял людей с этим праздником и одобрительно высказывался поощряя к празднованию «Дня всех влюбленных». Христиане же напротив, выражают свое неодобрение к порочной стороне этого празднества.

Всем христианам должно быть понятно, что это совершенно светское мероприятие, имеющее под собой так же коммерческую подоплеку. Никакого реального святого Валентина - покровителя всех влюбленных — в римо-католических традициях не было, и нет. Кто то может возразить мне в защиту этого праздника, что мол, ничего плохого в этом нет, давайте разберемся, так ли это!?

Продолжим тем, что человек, которого выдают за святого Валентина, это не небылица. Святой с таким именем упоминается в списке мучеников, как Валентин пресвитер, живший в Риме в 269 г., православные празднуют день этого святого 19 июля. В списке Валентин обозначен на ряду с многими другими святыми, далее там же говорится о том что в 269 году в Риме язычниками была совершенна массовая казнь в которой погибли все члены римской христианской общины и Валентин был среди погибших. Существует так же еще один святой Валентин, который обозначен как епископ Италийский, он умер так же со своей паствой мученической смертью в 273 году, память о нем в православии празднуют 12 августа. Как мы видим не первый, не второй святые не имеют никакого отношения к «Празднику всех влюбленных». Какой из этого следует вывод? Должны ли христиане участвовать в тех мероприятиях, которые проходят в этот день повсеместно? На мой взгляд, это просто святотатство, по отношению к погибшим мученической смертью, нашим братьям и сестрам. Давайте теперь выясним, от куда же на самом деле берет свое начало праздник «Всех влюбленных». Как оказалось, дело все в том, что римские идолопоклонники праздновали 14-го февраля день богини Юноны. Молодые парни, как и сегодня 14 февраля, готовили для своих возлюбленных любовные эпистолы и вручали им, вот собственно от куда появились всем известные «валентинки», которые рациональнее и правильнее стоит называть «юнонками». Христианство же к этому идолопоклонническому празднеству не имеет никакого отношения, просто случилось так, что в католическом календаре день памяти святого Валентина совпал с датой 14 февраля. Исходя из этого, полагать, что Валентин может являться покровителем этого языческого праздника будет, по меньшей мере, безрассудно и кощунственно по отношению к человеку который принял мученическую смерть от язычников, которые собственно и поклонялись богине Юноне.

Давайте не забывать о том, что Валентин наш брат во Христе, он не мифическая личность, он не выдумка, он на ряду с другими святыми принял мученическую смерть и предпочел остаться верным нашему Господу и был вынужден пережить эту страшную трагедию в 269 году. Я призываю всех не относиться так легкомысленно и безотчетно к историческим реальностям, и не следовать толпе, которая как в языческом Риме требует «хлеба и зрелищ». Давайте не будем устраивать пляски на костях наших драгоценных братьев и сестер и тем самым попирать драгоценную веру Христову!

Было бы крайне не этично, если бы кто то затеял в честь жертв холокоста устроить яркий, радостный праздник, и в одном из ночных клубов затеяли вечеринку назвав ее именем одного из погибших. Неужели для нас не имеет значения, что мы празднуем, неужели мы как и весь мир будем праздновать абы что, неужели нам только дай повод повеселиться.

На наших глазах нам пытаются навязать праздник, который оскверняет нашу веру, используя такие понятия как «Святой Валентин» нам втюхивают нечестивые языческие празднества. Прикрываясь религиозными терминами, нами пытаются манипулировать, все это смотрится омерзительно. Зачем нам весь этот цирк, если ни одно из христианских течений не считает Валентина «покровителем всех влюбленных»? Если люди, не имеющие отношения к христианству, хотят праздновать этот праздник, пусть празднуют, зачем его привязывать к христианству называя «день святого Валентина»? На мой взгляд, это попытка ввести в заблуждение людей, навязать народу язычество под прикрытием христианских ценностей.

"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому ; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель".

2-е Коринфянам 6:14-18

Один из самых любимых праздников, ставших популярными в России за последние 20 лет, это, без сомнения, День святого Валентин а или - День всех влюбленных .

Когда отмечают День святого Валентина

Поскольку этот праздник, несмотря на свои раннехристианские корни, православием никогда не признавался, с датировкой всё просто – никакого «старого стиля» в данном случае нет. День святого Валентина всегда отмечается 14 февраля .

История праздника

Считается, что День святого Валентина отмечается уже более 16 веков и связан с еще более древними праздниками любви, в том числе отнюдь не платонической. Что касается «виновника» праздника – святого Валентина – то о нем есть несколько легенд. Самая распространенная из них такая.

Дело было в 269 году нашей эры. Римской империей тогда правил весьма воинственный император Клавдий II . Для повышения боеспособности армии он своим указом под страхом смерти запретил легионерам жениться, чтобы они не отвлекались от воинской службы. Однако молодые, полные сил мужчины всё равно влюблялись, и тогда им на помощь пришел христианский священник Валентин (по другим сведениям полковой врач, принявший христианство) из римского города Терни. Этот Валентин тайно венчал солдат по христианскому обряду, а кроме того он был еще и «почтальоном любви» – передавал письма влюбленных молодых людей к их возлюбленным и приносил ответные послания.

Когда «преступление» Валентина было раскрыто, его посадили в тюрьму и приговорили к казни через отсечение головы. Уже сидя в камере смертников, романтичный священник влюбился в дочку тюремщика – красавицу Юлию . Перед смертью он тоже написал предмету своего обожания письмо, подписав: «Твой Валентин». Так родилась первая валентинка, которую дочка тюремщика получила, увы, уже после смерти своего воздыхателя, которого казнили как раз 14 февраля.

Католическая церковь вскоре признала Валентина христианским мучеником, пострадавшим за веру, и он был канонизирован. А почти через двести тридцать лет после гибели святого – в 496 году – римский папа Геласиус I объявил 14 февраля Днем святого Валентина.

Отношение католической церкви к Дню святого Валентина

Однако уже в двадцатом веке – в 1969 году – святого Валентина «исключили» из литургического календаря католической церкви из-за недоказанности и противоречивости сведений о нем (также поступили и с некоторыми другими древнеримскими святыми, сведения о которых были сочтены путанными и недостоверными). Впрочем, католическая церковь вообще не слишком одобряла бурные празднования Дня святого Валентина и более чем светский характер этого праздника, возможно, подталкивающий молодых людей к добрачным половым связям.

В настоящее время Римско-католическая церковь 14 февраля отмечает память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия , просветителей славян, а религиозное празднование Дня святого Валентина является необязательным, как говорится, «факультативным».

Отношение православной церкви к Дню святого Валентина

С отношением к празднику православной церкви всё еще сложнее – официально День святого Валентина 14 февраля в РПЦ вообще не признают и не отмечают. (В православной церкви память святого Валентина празднуется летом – 19 июля).

Мало того, некоторые православные священники относятся к Дню всех влюбленных так же, как и к Хэллоуину, считая празднование Дня всех влюбленных «бесовством» и «западной заразой».

В этом церковных иерархов поддержали и некоторые чиновники – так в 2011 году губернатор Белгородской области вообще запретил празднование Дня святого Валентина в рамках мероприятий «по обеспечению духовной безопасности».

(Кстати, в некоторых мусульманских странах этот праздник также запрещен, не рекомендуется публично выражать свою излишнюю приверженность святому Валентину и в отдельных российских регионах с преимущественно мусульманским населением).

А в противовес западному Дню всех влюбленных в 2008 году был официально учрежден Всероссийский день семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля (что соответствует 25 июня по старому стилю) в день памяти святых Петра и Февронии Муромских . (Этому празднику есть «аналог» в народной традиции – день Ивана Купалы – языческого славянского бога, сына Перуна).

Одно время предлагалось заменить День святого Валентина отмечаемым также 14 февраля Днем святого Трифона , но эта традиция не прижилась.

Как празднуют День святого Валентина

В Западной Европе День святого Валентина отмечают с 13 века, в США - с конца 18 века, а в России – с начала 90-х годов 20 века. В этот день влюбленные, женихи и невесты, мужья и жены дарят друг другу подарки и маленькие открытки-валентинки с любовными посланиями. Традиция дарить в этот день подарки за последние сто лет стала весьма успешным бизнесом.

Так, в Америке принято дарить марципаны, в Японии – шоколад, во Франции – драгоценности, а в Дании – белые цветы. В Британии незамужние девушки 14 февраля встают до восхода солнца и смотрят в окно на проходящих мужчин. Кто первый попался на глаза – тот и суженый. Также хорошей приметой считается устраивать в этот день свадьбы и венчания.

В России, где своих традиций отмечания Дня всех влюбленных нет, переняли западные формы празднования. При этом у нас этот праздник уже достаточно серьезно коммерциализирован: красные сердечки, шоколадки в форме сердца, открыточки-валентинки весьма успешно продаются.

Ну и конечно молодой человек, который в этот день не поднесет возлюбленной какой-нибудь интересный, а лучше дорогой подарок, не пригласит ее в ресторан или клуб, сразу попадет в разряд «бесчувственной скотины». Впрочем, в отличие от российского 8 марта, когда мужчины ровно один день кругом должны женщинам, День всех влюбленных гендерно равноправный – девушки тоже изо всех сил стараются порадовать своих возлюбленных. Подробнее о праздновании Дня святого Валентина читайте в других материалах Федерального агентства новостей .

Между тем мощи «символа дня влюбленных» хранятся в Храме Христа Спасителя

В среду, 14 февраля, многие готовятся отпраздновать день Святого Валентина. Красивая традиция, пришедшая с Запада, понравилась россиянам еще много лет назад - тут и пенка на капуччино в виде сердечка, и шикарные бельевые гарнитуры, и романтические песни... Однако православная церковь настроена строго: по словам протоиерея Всеволода Чаплина, негоже устраивать праздник блуда «под прикрытием» имени святого с сомнительной биографией.

День Святого Валентина - популярный праздник в Европе и США, уже обросший атрибутикой не хуже, чем Рождество или Пасха: тут множество сердечек и подобной милой женскому сердцу ерунды. И легенда соответствующая: сам Святой Валентин известен тем, что венчал молодых, когда римский император запрещал мужчинам жениться из-за скорого ухода на войну.

Однако представители РПЦ настаивают: даже если этот святой действительно был (что вызывает сомнения), к православию он и его праздник не имеют никакого отношения, так что и отмечание излишне. Подробнее о сомнениях церкви «МК» рассказал отец Всеволод Чаплин .

– Не может не радовать, что люди сейчас стали понимать: это не наш праздник. И отмечать его стремится все меньше народу. Если 10-15 лет назад многие просто, не рассуждая и не задумываясь, следовали западным модам, то сегодня люди мыслят, начинают понимать. У нас есть собственные покровители семьи, любви и верности - это святые Петр и Феврония, отмечать стоит их день. А легенда о западном святом Валентине, который якобы венчал тех, у кого были препятствия, до сих пор вызывает сомнения. Возможно, ничего такого не было.

– Святой Валентин для православия вообще не актуален?

В своё время католики передали нам мощи этого святого, но никакого массового почитания его не возникло. Сейчас они хранятся в Храме Христа Спасителя, но я не видел активного паломничества к ним. Так что этот праздник наш народ отторг: он стал частью коммерческой субкультуры, но не более того. Тем более, нельзя забывать, что праздник этот используют для романтизации блуда, что недопустимо. Если люди не стремятся заключить настоящий христианский брак, а живут во грехе или стремятся к этому, то они, отмечая этот день, по сути сочетают несовместимые вещи - имя святого и блуд.

– Легенда о святом Валентине, как вы сказали, вызывает вопросы. Но многие отмечают, что и легенда о святых Петре и Февронии сомнительна - особенно насчет того, что Феврония женила Петра на себе хитростью...

Я не знаю, откуда взялся этот миф, это современное прочтение. В житиях ничего такого нет, речь идет только о том, что Феврония исцелила Петра, который был болен проказой. Усугубляла ли она перед этим его болезнь - вопрос открытый, но я не рекомендовал бы в это верить.

С приближением 14 февраля почти все газеты и телеканалы начинают говорить о «празднике всех влюбленных» - дне святого Валентина. Что это за день? Как относиться к этому празднованию православному христианину?

Если мы заглянем в месяцеслов, то в этот день (как по григорианскому, так и по юлианскому календарю) не обнаружим памяти указанного святого. Православная Церковь чтит трех святых с таким именем: св.муч.Валентина (30 июля) и двух мучеников (24 апреля и 6 июля, даты указаны по юлианскому календарю), но ни один из них не является тем лицом, с именем которого связано появление так называемых «валентинок» - специальных романтических открыток в виде сердечек.

Вопреки расхожему мнению, этот праздник носит чисто светский характер.

Известно предположение о том, что это празднование восходит к Римскому празднику Lupercalia - фестивалю эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata. Все оставляли свои дела, и начиналось веселье, целью которого было нахождение своей половинки.

Также существует легенда о святом Валентине, не подкрепленная историческим источниками. Она повествует о том, как император Клавдий (около 269 г.) собирался покорять мир. Источник всех бед Клавдий II видел в браке и поэтому запретил обряд венчания. Но епископ Валентин пренебрег запретом тирана и совершал венчания тайно. Очень скоро Валентина бросили в тюрьму. За несколько дней до казни к нему привели девушку, дочь одного из тюремщиков, которая была тяжело больна. Используя свой целительный дар, Валентин излечил ее, но ему самому уже нельзя было ничем помочь. Казнь назначена на 14 февраля. За день до казни Валентин попросил у тюремщика бумагу, ручку и чернила и быстро написал девушке прощальное письмо. 14 февраля 270 года его казнили. А девушка открыла записку, где Валентин написал о своей любви и подписал «Твой Валентин».

Недостоверность этого рассказа видна хотя бы уже из того, что Древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака заключалось через благословение и краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. Самостоятельный же чин венчания - довольно позднего происхождения и известен не ранее IX века.

Можно ли христианам быть любимыми и любящими?

Несомненно. Даже более того, только в христианстве способность к любви возведена в непосредственную связь с самим естеством человека. Из Писания мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1: 27). Апостол Иоанн пишет, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Значит, любить - это реализовывать в себе образ Божий, а возрастать в любви - означает приближаться к Богу.

В русском языке мы знаем только одно слово «любовь», которым выражаем массу совершенно различных понятий, среди которых и любовь к Богу, и чувство к любимому человеку, и дружеская любовь, и «любовь к отеческим гробам», и привязанность к какой-либо вещи, и, наконец, так называемое «занятие любовью». В этом отношении наш язык намного беднее греческого, на котором написаны оригиналы новозаветных текстов.

Греческий язык знает любовь-эрос, любовь-агапэ, любовь-филиа и пр. Самое сильное чувство, захватывающее все человеческое естество, - это «эрос». Такое слово в греческих текстах употребляется в значении любви Бога к людям, любви к Богу и чувства возлюбленного к возлюбленной (в славянских богослужебных книгах часто переводится как «рачение»: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением…» в Последовании ко Причащению).

Любой человек, мало-мальски серьезно читавший Новый Завет, может отметить, что в нем отношения Бога с человечеством (Церковью) уподобляются отношениям мужа и жены: Христос так же печется о Церкви, как заботливый супруг о жене, а Церковь отвечает ему соответствующей преданностью. Поэтому подлинная человеческая любовь всегда благословляется Богом и вызывает достойное уважение Церкви.

Но высокое чувство, соединяющее мужа и жену «в плоть едину», необходимо отличать от псевдо-любви. С точки зрения христианина, словосочетание «заниматься любовью» звучит на грани с кощунством. Здесь мы не имеем в виду отсутствующее в подлинной православной традиции гнушение плотью.

Физическая близость супругов вполне естественна и оправдана как видимое выражение их всецелого единства, причем не просто единства интересов или жизненных задач, а единства более глубокого, единства во Христе. Такое соединение двух людей в одну плоть логично завершается телесной близостью, но никак не «занятием любовью». В последнем случае каждый «партнер» стремится удовлетворить свою похоть, достичь удовольствия для себя, а другого человека воспринимает (возможно, бессознательно) как источник для наслаждения.

Сейчас почти каждый ребенок назовет дату, когда празднуется День святого Валентина и сможет пересказать историю его жизни. Но многие ли знают, что у нас есть свой праздник, исконно православный, который отмечается 8 июля? Это день Петра и Февронии.

Эти святые покровительствуют семье и браку, ведь удивительная история их любви является образцом христианского супружества.

Романтическая история любви этой пары изложена в Житиях святых, а также красиво описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской Повести о Петре и Февронии.

Сказание повествует о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя Петра. Петр убивает дракона мечом, но брызнувшая кровь вызывает тяжелую болезнь руки и лицо князя покрываются язвами.

Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славившуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу, которая сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней.

Постепенно князь понимает, что Феврония его единственная любовь. И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой.

Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть.

Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает слуг к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем. Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. Петр и Феврония умерли в один и тот же час. Примерно через 300 лет после кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.

Православный День покровителей христианской любви и брака отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.

Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше просят о семейном согласии.

Это только один из праздников который был вытеснен западной культурой проникшей в нашу жизнь. Свято место, как известно, пусто не бывает… Если мы не будем дорожить нашими традициями, стремиться узнавать их и возрождать, то вместо них будут навязаны иные, чуждые, завуалировано подталкивающие нас и наших детей к бездуховности и опустошению.

На первый взгляд, что может быть плохого в том, что бы подарить девушке цветы или обменяться подарками с любимым человеком? Не так много праздников напоминающих о необходимости проявлять внимание и чувства к близким людям. Но, может быть, если мы лучше будем знать свою историю и православную культуру, сердца наши наполняться тем живительным теплом и светом, и тогда необходимость быть внимательными и нежными друг к другу станут естественной потребностью души, ее привычным состоянием.

Традиция отмечать «с валентинками» и шоколадками 14 февраля глубоко вросла в сознание современного человека. И все же, празднование дня св. Валентина не так безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Современный мир быстрее и легче воспринимает идеи маркетологов и бизнесменов, которые заинтересованы в «валентиновой» продукции. Миром правят деньги и торговцам выгодно делать бизнес на розовых сердечках и шутовских масках.

Именно поэтому они не жалеют средств на пропаганду чуждых для нас праздников и обычаев.

Как жаль, что в нашей жизни так мало месту творчеству! Как грустно, что подарок любимому человеку ограничивается ассортиментом ближайшего киоска или прилавком супермаркета. А ведь каждый из нас ожидает в отношениях с любимым человека пусть маленького, но чуда…

Таким образом, у православного мира есть альтернатива западному празднику Дню Валентина - День памяти св.бл. Кн. Петра и кн. Февронии. Что праздновать — каждый решает сам для себя…