Меню
Бесплатно
Главная  /  Зачатие  /  Трагедия челленджера в фотографиях. Гибель «Челленджера»

Трагедия челленджера в фотографиях. Гибель «Челленджера»

28 января 1986 года в 11:38 по восточному поясному времени космический шаттл «Челленджер» стартовал с платформы 39В Космического центра имени Кеннеди во Флориде. Весь экипаж из семи человек погиб 73 секунды спустя в результате взрыва. Сегодня, спустя 25 лет после этой трагедии, Америка чтит память членов отважного экипажа, отдавших жизни за мечту попасть в космос. Шерон Криста МакОлифф – учительница из Нью-Хэмпшира – была выбрана НАСА на общенациональном конкурсе на право лететь в космос. 28 января 2011 года – мрачная годовщина страшной трагедии.

(Всего 34 фото)

1. Члены экипажа шаттла «Челленджер». Слева направо: Эллисон Онизука, Майк Смит, Криста МакОлифф, Дик Скоби, Грег Ярвис, Рон МакНэйр и Джудит Ресник. (NASA/1986)

2. Криста МакОлифф в космическом центре Джонсона в Хьюстоне. Целое поколение, включая учеников МакОлифф, выросло, с тех пор как она и шесть астронавтов погибли 28 января 1986 года – четверть века назад. Бывшие ученики хотели убедиться, что люди, которые еще не родились, когда погибла их любимая учительница, могут узнать о ней и ее мечте отправиться в космос. (AP/1985)

3. Криста МакОлифф на параде «Lions Club» на фоне ратуши Нью-Хэмпшира с дочерью Кэролин и сыном Скоттом. МакОлифф была учительницей, преподававшей социологию в старшей школе Конкорда. НАСА выбрала ее для полета в космос. (The Boston Globe/Janet Knott/1985)

4. МакОлифф – первый американский учитель в космосе – дирижирует своим оркестром добровольцев под названием «Группа никогда» на лужайке городской ратуши. Школа устроила «День Кристы МакОлафф», и она исполнила с оркестром гимн «Stars and Stripes Forever». (The Boston Globe/Janet Knott/1985)

5. Криста МакОлифф на пробежке с подругами в Конкорде, штат Нью-Хэмпшир. (AP/Jim Cole)

6. Криста МакОлифф отмечает с друзьями новость о полете в космос на следующий день после визита в . (The Concord Monitor/Suzanne Kreiter)

7. МакОлифф на борту тестируемого самолета 2 января 1986 года во время отработки приземлений через день после прибытия в НАСА из Хьюстона.

8. МакОлифф готовится к испытательному полету в истребителе Т-38 в сентябре 1985 года. Это было частью ее подготовки к полету в космос в 1986 году.

9. МакОлифф на борту истребителя Т-38 над заливом Галвестона во время испытания перед запуском шаттла «Челленджер». На заднем фоне слева можно видеть часть острова Галвестон и Хьюстона. МакОлафф представляла на борту шаттла проект «Учитель в космосе». (AP/1986)

10. Криста МакОлифф управляет руками манипулятора на борту симулятора космического шаттла в космическом центре Джонсон в июле 1985 года. (UPI)

11. МакОлифф во время тренировочного полета в условиях невесомости в октябре 1985 года. (UPI)

12. МакОлифф раздает автографы перед церемонией почетного объявления о том, что она была выбрана в качестве первого учителя для полетов в космос. Городские власти вручили ей гравированную тарелку и городской флаг. (AP/Suzanne Kreiter/1985)

13. МакОлифф у космического шаттла «Челленджер» на платформе 39-А в космическом центре имени Кеннеди во Флориде в октябре 1985 года. (AP/Jim Neihouse)

14. Криста МакОлифф и Барбара Морган (справа) во время тренировки в 1986 году. (NASA)

15. МакОлифф у фургона, который отвезет ее к стартовой платформе. (The Boston Globe/Janet Knott)

16. Экипаж космического шаттла «Челленджер» направляется к стартовой платформе в центре Кеннеди в Кейп Канаверал, штат Флорида. На первом плане командир Фрэнсис Скоби, специалист Джудит Ресник, специалист Рональд МакНэйр, специалист приборного отсека Грегори Ярвис, специалист Эллисон Онизука, учительница Криста МакОлифф и пилот Майкл Смит. (AP/Steve Helber)

18. Одноклассники сына Кристы МакОлифф радуются старту шаттла. Их радость вскоре сменилась ужасом – весь экипаж шаттла погиб при взрыве 73 секунды спустя. (AP/Jim Cole)

19. Последовательные фотографии катастрофы шаттла «Челленджер». Воспламенение в твердотопливном ускорителе привело к взрыву, в котором погибли все семь членов экипажа. (HO/AFP/Getty Images)

20. Взрыв шаттла через 73 секунды после взлета. Это фото стало символом трагедии всей американской нации. (Bruce Weaver/AP)

21. Родственники МакОлифф только что услышали предупреждение НАСА по громкой связи, что произошла трагедия. (The Boston Globe/Janet Knott/1986)

22. Преподаватели и ученики школы, где работала МакОлифф, шокированы происходящим: на их глазах обломки шаттла падали с неба. (The New York Times/ Keith Meyers)

23. Ведущий новостей на канале NBC Том Брокау сообщает ужасную новость: «Челленджер» взорвался, все семь человек экипажа погибли. (NBC News)

24. Президент США Рональд Рейган в окружении чиновников смотрит повтор взрыва шаттла по телевизору в Белом доме. Слева направо: заместитель пресс-секретаря Белого дома Лари Спикс, помощник президента Деннис Томас, специальный помощник Джим Кун, президент Рейган, директор отдела связи Белого дома Патрик Бучанан и начальник штаба Дональд Риган. (AP/Craig Fuji)

25. Покупатель Дэвид Кимболл и работницы магазина Линн Бек и Лиза Олсон после просмотра мемориальной службы в память об астронавтах, погибших при старте «Челленджера». На экране родственники одного из астронавтов. (AP/Charles Krupa/1986)

26. Огромный кусок шаттла «Челленджер» на пляже во Флориде. Его вымыло на берег 17 декабря 1996 года. (AP/Malcolm Denemark)

27. Крест и венок с изображением шаттла на берегу на фоне катера береговой охраны, который ищет обломки шаттла, в Кейп Канаверал. (AP/Jim Neihouse/1986)

28. Моряки корабля «Preserver» вытаскивают из моря часть корпуса ракеты инерциальной верхней ступени после взрыва «Челленджера». Ступень должна была поднять данные сопровождения спутника на более высокую орбиту. Обломки были найдены на глубине 21 метр в 32 км к северо-востоку от космического центра. (AP)

29. Члены президентской комиссии по расследованию дела о взрыве на «Челленджере» проходят мимо твердотопливного ускорителя и внешнего бака шаттла в здании сборки аппаратов в центре Кеннеди. (AP)32. Надгробие на могиле Кристы МакОлифф. Она заслужила звание «первого учителя в космосе» посмертно, но для многих она осталась любимой энергичной учительницей, отдававшей себя всю образованию. (AP/Jim Cole)

33. Ученики проходят мимо стенда в память о Кристе МакОлифф в феврале 2003 года на выставке об истории космических шаттлов. МакОлифф и шесть других членов экипажа «Челленджера» помнят за их отвагу и желание исследовать космос. (AP/Mike Roemer)

34. Венок в память о семи астронавтах, погибших в космическом шаттле «Челленджер» в мемориальной роще во время ежегодной поминальной церемонии в космическом центре Джонсона в Хьюстоне 27 января 2011 года. (AP/Houston Chronicle/Smiley N. Pool)

, учительница

Экспедиции: Дата рождения: Дата смерти: Награды:

Шэ́рон Кри́ста Ко́рриган Мако́лифф (англ. Sharon Christa McAuliffe ; 2 сентября , Бостон , Массачусетс , США - 28 января , мыс Канаверал , Флорида) - американская женщина-астронавт и учительница. Была в составе экипажа из 7 астронавтов шаттла «Челленджер » и погибла при его старте 28 января 1986 года .

Образование

Была замужем за Стивеном Маколиффом. У них было двое детей: Скотт и Кэролин.

Подготовка к полету в космос

К 1984 году учёные и космонавты США совершили 55 космических полетов, и их успешное возвращение на Землю стало чем-то привычным. Появилась мысль, что почти каждый молодой и здоровый человек, потренировавшись несколько месяцев, может лететь в космос . Осенью был объявлен первый конкурс – «Учитель в космосе». Поступило около 11 тысяч заявок, во второй тур попало 118 кандидатов, по два от каждого штата и подвластных территорий.

После трёхмесячной тренировки Кристи была готова совершить полет. Она была назначена специалистом по полезной нагрузке шаттла «Челленджер» и её задачей было проводить на борту корабля 15-минутные уроки о жизни и организации научных работ на шаттле и об исследовании и использовании космоса, а также снять учебные сюжеты.

Гибель

28 января 1986 года, в 11:38 по местному времени, «Челленджер» с 7-ю астронавтами отправился в полет. Сразу после взлета он потерпел катастрофу , в результате которой все члены экипажа погибли.

Криста Маколифф была награждена посмертно Космической медалью почета конгресса США и похоронена на кладбище города Конкорд. На её могиле – полированная гранитная плита с надписью: «Жене, матери, учительнице. Женщине-пионеру, первому простому гражданину, стартовавшему в космос».

Интересно, что основатель Apple Стив Джобс незадолго до полета «Челленджера» подавал заявку на участие в составе экипажа. Ему было отказано, и на его место взяли именно Кристу Маколифф.

Напишите отзыв о статье "Маколифф, Криста"

Ссылки

  • Криста МакОлифф (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • (англ.) на сайте Find a Grave

Отрывок, характеризующий Маколифф, Криста

В начале зимы, князь Николай Андреич Болконский с дочерью приехали в Москву. По своему прошедшему, по своему уму и оригинальности, в особенности по ослаблению на ту пору восторга к царствованию императора Александра, и по тому анти французскому и патриотическому направлению, которое царствовало в то время в Москве, князь Николай Андреич сделался тотчас же предметом особенной почтительности москвичей и центром московской оппозиции правительству.
Князь очень постарел в этот год. В нем появились резкие признаки старости: неожиданные засыпанья, забывчивость ближайших по времени событий и памятливость к давнишним, и детское тщеславие, с которым он принимал роль главы московской оппозиции. Несмотря на то, когда старик, особенно по вечерам, выходил к чаю в своей шубке и пудренном парике, и начинал, затронутый кем нибудь, свои отрывистые рассказы о прошедшем, или еще более отрывистые и резкие суждения о настоящем, он возбуждал во всех своих гостях одинаковое чувство почтительного уважения. Для посетителей весь этот старинный дом с огромными трюмо, дореволюционной мебелью, этими лакеями в пудре, и сам прошлого века крутой и умный старик с его кроткою дочерью и хорошенькой француженкой, которые благоговели перед ним, – представлял величественно приятное зрелище. Но посетители не думали о том, что кроме этих двух трех часов, во время которых они видели хозяев, было еще 22 часа в сутки, во время которых шла тайная внутренняя жизнь дома.
В последнее время в Москве эта внутренняя жизнь сделалась очень тяжела для княжны Марьи. Она была лишена в Москве тех своих лучших радостей – бесед с божьими людьми и уединения, – которые освежали ее в Лысых Горах, и не имела никаких выгод и радостей столичной жизни. В свет она не ездила; все знали, что отец не пускает ее без себя, а сам он по нездоровью не мог ездить, и ее уже не приглашали на обеды и вечера. Надежду на замужество княжна Марья совсем оставила. Она видела ту холодность и озлобление, с которыми князь Николай Андреич принимал и спроваживал от себя молодых людей, могущих быть женихами, иногда являвшихся в их дом. Друзей у княжны Марьи не было: в этот приезд в Москву она разочаровалась в своих двух самых близких людях. М lle Bourienne, с которой она и прежде не могла быть вполне откровенна, теперь стала ей неприятна и она по некоторым причинам стала отдаляться от нее. Жюли, которая была в Москве и к которой княжна Марья писала пять лет сряду, оказалась совершенно чужою ей, когда княжна Марья вновь сошлась с нею лично. Жюли в это время, по случаю смерти братьев сделавшись одной из самых богатых невест в Москве, находилась во всем разгаре светских удовольствий. Она была окружена молодыми людьми, которые, как она думала, вдруг оценили ее достоинства. Жюли находилась в том периоде стареющейся светской барышни, которая чувствует, что наступил последний шанс замужества, и теперь или никогда должна решиться ее участь. Княжна Марья с грустной улыбкой вспоминала по четвергам, что ей теперь писать не к кому, так как Жюли, Жюли, от присутствия которой ей не было никакой радости, была здесь и виделась с нею каждую неделю. Она, как старый эмигрант, отказавшийся жениться на даме, у которой он проводил несколько лет свои вечера, жалела о том, что Жюли была здесь и ей некому писать. Княжне Марье в Москве не с кем было поговорить, некому поверить своего горя, а горя много прибавилось нового за это время. Срок возвращения князя Андрея и его женитьбы приближался, а его поручение приготовить к тому отца не только не было исполнено, но дело напротив казалось совсем испорчено, и напоминание о графине Ростовой выводило из себя старого князя, и так уже большую часть времени бывшего не в духе. Новое горе, прибавившееся в последнее время для княжны Марьи, были уроки, которые она давала шестилетнему племяннику. В своих отношениях с Николушкой она с ужасом узнавала в себе свойство раздражительности своего отца. Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за руку и ставила в угол. Поставив его в угол, она сама начинала плакать над своей злой, дурной натурой, и Николушка, подражая ей рыданьями, без позволенья выходил из угла, подходил к ней и отдергивал от лица ее мокрые руки, и утешал ее. Но более, более всего горя доставляла княжне раздражительность ее отца, всегда направленная против дочери и дошедшая в последнее время до жестокости. Ежели бы он заставлял ее все ночи класть поклоны, ежели бы он бил ее, заставлял таскать дрова и воду, – ей бы и в голову не пришло, что ее положение трудно; но этот любящий мучитель, самый жестокий от того, что он любил и за то мучил себя и ее, – умышленно умел не только оскорбить, унизить ее, но и доказать ей, что она всегда и во всем была виновата. В последнее время в нем появилась новая черта, более всего мучившая княжну Марью – это было его большее сближение с m lle Bourienne. Пришедшая ему, в первую минуту по получении известия о намерении своего сына, мысль шутка о том, что ежели Андрей женится, то и он сам женится на Bourienne, – видимо понравилась ему, и он с упорством последнее время (как казалось княжне Марье) только для того, чтобы ее оскорбить, выказывал особенную ласку к m lle Bоurienne и выказывал свое недовольство к дочери выказываньем любви к Bourienne.

(среднее: 5,00 из 5)


28 января 1986 года на 73-й секунде после старта с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида взорвался американский космический корабль многоразового использования «Челленджер» на высоте 14.5 километров над Атлантическим океаном. Это случилось на глазах у миллионов телезрителей, следивших за прямой трансляцией.

Весь экипаж, состоящий из 7 человек, погиб. На корабле была первый астронавт-непрофессионал, школьная учительница, выигравшая национальный конкурс на право совершить этот космический полет. На тот момент это была крупнейшая катастрофа в истории освоения космоса, и она потрясла весь мир.

Вчера была 25-я годовщина этой трагедии и гибели храброго экипажа, который отдал свою жизнь за освоение космического пространства.

Криста Маколифф, школьная учительница, выигравшая национальный конкурс на право совершить космический полет на «Челленджере», в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне. С момента ее гибели выросло целое поколение, в том числе ее собственные ученики. Это была ее мечта - попасть в космос. (Фото 1985 года | AP):

Экипаж космического корабля «Челленджер». Слева направо: специалист Эллисон Онизука, пилот Майк Смит, школьная учительница Криста Маколифф, командир Френсис Скоби, специалисты Грегори Джарвис, Рональд Макнейр и Джудит Резник. (Фото 1986 года | НАСА):



Криста Маколифф идет с дочерью Кэролайн и сыном Скоттом. (Фото 1985 года | Janet Knott | The Boston Globe):

Криста Маколифф была первым астронавтом-непрофессионалом, выигравшая национальный конкурс на право совершить этот космический полет. (Фото 1985 года | Janet Knott | The Boston Globe):

Криста Маколифф на пробежке с друзьями в ее родном городе Конкорд, штат Нью-Гэмпшир. (Фото Jim Cole | AP):

Криста Маколифф празднует с друзьями в своем доме победу в конкурсе. Она только что вернулась из Белого дома. (Фото Suzanne Kreiter | The Concord Monitor):

Маколифф во время тренировочного полета 2 января 1986 года, через сутки после того, как она прибыла в НАСА:

Маколифф готовится к полету на тренировочном самолете НАСА Т-38 в сентябре 1985 года. Этот полет был частью ее подготовки к полету на космическом корабле в 1986 году:

Во время тренировочного полета на самолете Т-38. (Фото 1986 года | AP):

Криста Маколифф держит ручку манипулятора на палубе симулятора космического корабля в Космическом центре Джонсона в июле 1985 года. (Фото UPI):

Имитация невесомости в Космическом центре Джонсона в октябре 1985 года. (Фото UPI):

Криста Маколифф раздает автографы, как первый астронавт-непрофессионал, который совершит космический полет. (Фото 1985 года | Suzanne Kreiter | AP):

Криста Маколифф на фоне космического корабля многоразового использования «Челленджер», космический центр Кеннеди, штат Флорида, октябрь 1985. (Фото Jim Neihouse | AP):

Перед отправлением на стартовую площадку. (Фото Janet Knott | The Boston Globe):

Экипаж космического корабля прибывает на стартовую площадку на мысе Канаверал, штат Флорида. Впереди идет командир Фрэнсис Скоби, за ним специалисты полета Джудит Резник, Рональд Макнейр, специалист по полезной нагрузке Грегори Джарвис, специалист полета Эллисон Онизука, учительница Криста Маколифф и пилот Майкл Смит. (Фото Steve Helber | AP):

Поехали! Старт космического корабля многоразового использования «Челленджер» в Космическом центре Кеннеди, штат Флорида, в 11:38 по северо-американскому восточному времени EST (MSK = EST + 8), 28 января 1986 года. (Фото НАСА):

За стартом наблюдают одноклассники сына учительницы Кристы Маколифф. (Фото Jim Cole | AP):

Последовательность снимков, сделанных НАСА, на которых виден огненный шлейф из правого твердотопливного ускорителя «Челленджера». Это и привело к взрыву. (Фото HO | AFP):

Через 73 секунды после старта, космический корабль многоразового использования «Челленджер» взорвался. Этот снимок стал иконой, символизирующий национальную трагедию. (Фото Bruce Weaver | AP):

Семья Кристы Маколифф слышит предупреждение о неисправности на космическом корабле от системы оповещения НАСА. (Фото 1986 года | Janet Knott | The Boston Globe):

Люди наблюдают, как с неба падают обломки космического корабля «Челленджер». (Фото Keith Meyers | The New York Times):

Диктор NBC News Том Броко сообщает, что космический корабль «Челленджер» взорвался и все семь астронавтов погибли. (Фото NBC News):

Президент Рональд Рейган и члены его команды смотрят повтор взрыва корабля по телевидению в Белом доме. (Фото Craig Fuji | AP):

Покупатель и сотрудники магазина бытовой электроники. Они наблюдали в магазине за стартом космического корабля «Челленджер». (Фото 1986 года | Charles Krupa | AP):

Это одна из двух частей от корабля «Челленджер», которые выбросило на берег в штате Флорида 17 декабря 1996. (Фото Malcolm Denemark | AP):

Крест и венок с фотографией космического корабля «Челленджер» на берегу штат Флорида. (Фото 1986 | Jim Neihouse | AP):

Из океана вытаскивают обломки корабля «Челленджер». (Фото AP):

Члены Президентской комиссии по установлению причин космической катастрофы проходят мимо твердотопливного ракетного ускорителя, установленного в здании Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал, штат Флорида. (Фото AP):

Найденные обломки космического корабля многоразового использования «Челленджер», разложенные в Космическом центре Кеннеди в марте 1986. (Фото НАСА):

Солдаты несут останки Кристы Маколифф на военной базе США. (Фото 1986 Janet Knott | The Boston Globe):

Могила Кристы Маколифф - первого астронавта-непрофессионала, выигравшая национальный конкурс на право совершить этот трагический космический полет. (Фото Jim Cole | AP):

Космос - безвоздушное пространство, температура в котором составляет до -270°С. В такой агрессивной среде человек не может выжить, поэтому космонавты всегда рискуют жизнью, устремляясь в неизвестную черноту Вселенной. В процессе изучения космоса произошло немало катастроф, унесших десятки жизней. Одной из таких трагических вех в истории космонавтики стала гибель шаттла "Челленджер", в результате которой погибли все члены экипажа.

Кратко о корабле

В Соединенные Штаты в NASA запустили миллиардную программу "Космическая транспортная система". В ее рамках в 1971 году началось строительство многоразовых космических аппаратов - спейс шаттлов (на английском Space Shuttle, что дословно переводится как «космический челнок»). Планировалось, что эти шаттлы будут, словно челноки, курсировать между Землей и орбитой, поднимаясь на высоту до 500 км. Они должны были пригодиться для доставки полезных грузов на орбитальные станции, выполнения необходимых монтажных и строительных работ, проведения научных исследований.

Одним из таких кораблей стал шаттл "Челленджер" - второй космический челнок, построенный по этой программе. В июле 1982 года он был передан NASA в эксплуатацию.

Название свое получил в честь морского судна, исследовавшего океан в 1870-х годах. В справочниках NASA числился как аппарат OV-99.

История полетов

Впервые в космос шаттл "Челленджер" поднялся в апреле 1983 года для запуска трансляционного спутника. В июне того же года стартовал повторно для вывода на орбиту двух коммуникационных спутников и проведения фармацевтических опытов. Одним из членов экипажа была Салли Кристен Райд.

Август 1983 года - третий старт шаттла и первый ночной в истории американской космонавтики. В результате на орбиту был выведен телекоммуникационный спутник Insat-1B и протестирован канадский манипулятор "Канадарм". Продолжительность полета составила 6 суток с небольшим.

В феврале 1984 года шаттл "Челленджер" снова поднялся в космос, но миссия по выведению еще двух спутников на орбиту была провалена.

Пятый старт состоялся в апреле 1984 года. Тогда впервые в мировой истории был произведен ремонт спутника в космосе. В октябре 1984 года произошел шестой запуск, который ознаменовался присутствием на борту космического корабля двух женщин-астронавтов. В ходе этого знаменательного полета был совершен первый в истории американской космонавтики выход в космос женщины - Кэтрин Салливан.

Седьмой полет в апреле 1985 года, восьмой в июле и девятый полет в октябре этого года также были успешными. Их объединяла общая цель - проведение исследований в космической лаборатории.

В общей сложности на счету у "Челленджера" 9 успешных полетов, он пробыл в космосе 69 суток, 987 раз совершил полный виток вокруг голубой планеты, его "пробег" - 41,5 миллионов километров.

Катастрофа шаттла "Челленджер"

Трагедия произошла близ побережья Флориды 28.01.1986 г. в 11 часов 39 минут. В это время над Атлантическом океаном произошел взрыв шаттла "Челленджер". Он разрушился на 73-й секунде полета на высоте 14 км от земли. Погибли все 7 членов экипажа.

При старте было повреждено уплотнительное кольцо правого твердотопливного ускорителя. Из этого в боку ускорителя прогорело отверстие, из которого вылетела реактивная струя в сторону наружного топливного бака. Струя разрушила хвостовое крепление и несущие структуры самого бака. Элементы корабля сместились, что нарушило симметрию тяги и сопротивления воздуха. Космический корабль отклонился от заданной оси полета, в результате был разрушен под воздействием аэродинамических перегрузок.

Спейс шаттл "Челленджер" не был оборудован системой эвакуации, поэтому шансов на выживание у членов экипажа не было. Но даже если бы такая система была, то астронавты упали бы в океан при скорости более 300 км/ч. Сила удара о воду была бы такова, что все равно никто бы не выжил.

Последний экипаж

Во время 10-го старта шаттл "Челленджер" имел на борту семь человек:

  • Фрэнсис Ричард «Дик» Скоби - 46 лет, командир экипажа. Американский военный летчик в звании подполковника, астронавт НАСА. У него остались жена, дочь и сын. Посмертно награжден медалью "За космический полет".
  • Майкл Джон Смит - 40 лет, второй пилот. Летчик-испытатель в звании капитана, астронавт NASA. У него остались жена и трое детей. Посмертно награжден медалью "За космический полет".
  • Эллисон Сёдзи Онидзука - 39 лет, научный специалист. Американский астронавт NASA японского происхождения, летчик-испытатель в звании подполковника. Посмертно ему было присвоено звание полковника.
  • Джудит Арлен Резник - 36 лет, научный специалист. Один из лучших инженеров и астронавтов NASA. Профессиональная летчица.
  • Роналд Эрвин Макнейр - 35 лет, научный специалист. Физик, астронавт NASA. На Земле оставил жену и двоих детей. Посмертно был награжден медалью "За космический полет".
  • Грегори Брюс Джарвис - 41 год, специалист по полезной нагрузке. По образованию инженер. Капитан ВВС США. С 1984 года астронавт NASA. Дома оставил жену и троих детей. Посмертно был награжден медалью "За космический полет".
  • Шэрон Криста Корриган Маколифф - 37 лет, специалист по полезной нагрузке. Гражданская. Посмертно награждена Космической медалью - для космонавтов.

О последнем члене экипажа Кристе Маколифф стоит сказать немного больше. Как гражданский мог попасть на космический шаттл "Челленджер"? Это кажется невероятным.

Криста Маколифф

Она родилась 02.09.1948 года в Бостоне, штат Массачусетс. Работала учительницей английского языка, истории и биологии. Была замужем и имела двоих детей.

Ее жизнь текла привычно и размеренно, пока в 1984 году в США не объявили конкурс "Учитель в космосе". Его идеей было доказать, что каждый молодой и здоровый человек после адекватной подготовки сможет успешно слетать в космос и вернуться на Землю. В числе 11 тысяч поданых заявок было и заявление Кристы - веселой, жизнерадостной и энергичной учительницы из Бостона.

Она победила в конкурсе. Когда вице-президент Дж. на торжественной церемонии в Белом Доме вручил ей билет победителя, она расплакалась от счастья. Это был билет в одну сторону.

После трехмесячной тренировки специалисты признали Кристу готовой к полету. Ей было поручено снять учебные сюжеты и с борта шаттла провести несколько уроков.

Предполетные проблемы

Изначально в процессе подготовки десятого по счету старта космического челнока было немало проблем:

  • Изначально старт планировали провести 22 января с космодрома Дж. Кеннеди. Но из-за организационных неурядиц старт был передвинут сначала на 23, а потом на 24 января.
  • Из-за штормового предупреждения и низких температур полет отложили еще на день.
  • Снова из-за плохого прогноза погоды старт перенесли на 27 января.
  • В процессе очередной проверки техники выявили несколько проблем, поэтому было решено назначить новую дату полета - 28 января.

Утром 28 января на улице стоял мороз, температура опустилась до -1°С. У инженеров это вызвало беспокойство, и в частной беседе они предупредили руководство NASA о том, что экстремальные условия могут отрицательно сказаться на состоянии уплотнительных колец и рекомендовали снова перенести дату запуска. Но эти рекомендации были отклонены. Возникло еще одно затруднение: площадка запуска обледенела. Это было непреодолимое препятствие, но, "к счастью", к 10 утра лед стал подтаивать. Старт был назначен на 11 часов 40 минут. Его транслировали по национальному телевидению. Вся Америка наблюдала за событиями на космодроме.

Запуск и крушение шаттла "Челленджер"

В 11 часов 38 минут заработали двигатели. Через 2 минуты аппарат стартовал. Через 7 секунд из основания правого ускорителя вырвался серый дым, это зафиксировала наземная съемка полета. Причиной этого было воздействие ударной нагрузки во время запуска двигателей. Такое случалось и раньше, при этом срабатывало основное уплотнительное кольцо, которое обеспечивало надежную изоляцию систем. Но в то утро было холодно, поэтому замерзшее кольцо потеряло эластичность и не смогло сработать как положено. Это и стало причиной катастрофы.

На 58 секунде полета шаттл "Челленджер", фото которого есть в статье, начал разрушаться. Через 6 секунд из внешнего бака начал вытекать жидкий водород, еще через 2 секунды во внешнем топливном баке давление упало до критического уровня.

На 73 секунде полета разрушился бак с жидким кислородом. Кислород и водород сдетонировали, и "Челленджер" пропал в огромном огненном шаре.

Поиск остатков корабля и тел погибших

После взрыва обломки шаттла упали в Атлантический океан. Поиском обломков космического корабля и тел погибших астронавтов занялось при поддержке военных из Береговой охраны. 7 марта на дне океана обнаружили кабину шаттла с телами членов экипажа. Из-за длительного воздействия морской воды вскрытие не смогло установить точную причину смерти. Однако удалось выяснить, после взрыва астронавты оставались живы, так как их кабину просто оторвало от хвостовой части. Майкл Смит, Эллисон Онидзука и Джудит Резник оставались в сознании и включили персональную подачу воздуха. Вероятнее всего, астронавты не смогли пережить гигантской силы удара об воду.

Расследование причин трагедии

Внутреннее расследование всех обстоятельств катастрофы NASA велось под грифом строжайшей секретности. Чтобы разобраться во всех деталях дела и выяснить причины, из-за которых произошло падение шаттла "Челленджер", президент США Рейган создал специальную Комиссию Роджерса (по имени председателя Уильяма Пирса Роджерса). В ее состав вошли видные деятели науки, космические и авиационные инженеры, астронавты и военные.

Через несколько месяцев Комиссия Роджерса предоставила президенту отчет, где были обнародованы все обстоятельства, в результате которых произошла катастрофа шаттла "Челленджер". Также было указано, что руководство NASA неадекватно отреагировало на предупреждения специалистов по поводу возникших проблем с безопасностью планируемого полета.

Последствия крушения

Крушение шаттла "Челленджер" нанесло сильный удар по репутации США, программа "Космическая транспортная система" была свернута на 3 года. Из-за самой крупной на тот момент катастрофы космического корабля Соединенные Штаты потерпели убытки (8 млрд долларов).

Были внесены существенные изменения в конструкцию челноков, значительно повысившие их безопасность.

Была реорганизована и структура NASA. Создано независимое ведомство по надзору за безопасностью полётов.

Отображение в культуре

В мае 2013 года на экраны вышла кинолента режиссера Дж. Хоуза "Челленджер". В Великобритании она была названа лучшим драматическим фильмом года. Его сюжет основан на реальных событиях и касается деятельности Комиссии Роджерса.