Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Город, затерявшийся в прошлом веке: старый Самбор. Самбор Г самбор

Город, затерявшийся в прошлом веке: старый Самбор. Самбор Г самбор

Самбор, 2015

Львовская область

Во времена Великого Монгольского государства поселение Самбор (ныне город Старый Самбор), существовавшее с древнейших времен было разорено Золотой Ордой. Уцелевшие жители бежали и укрылись в лесных зарослях на берегу Днестра, в местечке Погонич, которое вскоре разрослось и стало называться Новым Самбором, а позднее Самбором. Годом его основания принято считать 1241 г.

В 1390 г. Самбор получает статус города и Магдебургское право.
В 1604 г. в замке самборского старосты Ежи Мнишека селится Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I, выдававший себя за сына Царя Ивана IV Грозного. Ежи Мнишек, чья дочь была женой Лжедмитрия I, помогает ему взойти на Российский Престол 21 июня 1605 года, который он удерживал до 17 мая 1606 года.

В 1772 г. после раздела Речи Посполитой самборские земли входят в состав Королевства Галиции и Лодомерии со столицей в Лемберге. С 1804 года - в Австрийской империи. Император Иосиф II дарует Самбору титул «Вольного королевского города».

В 1914 г. в Самбор вступают части 8 полевой армии генерала Брусилова.

После распада Австро-Венгрии и окончания Первой мировой войны на территории Самборского округа провозглашалась власть Западно-Украинской Народной Республики. 21 ноября 1918 года части Войска Польского оккупируют Львов и большую часть Восточной Галиции. Руководство ЗУНР переезжает в Тарнополь.

10 сентября 1939 года город оккупирован частями VII армейского корпуса вермахта. Оккупация продолжается до 25 сентября. 26 сентября 1939 г. согласно Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом, на территорию бывшего польского Самборского повята вступают регулярные части Красной армии. Самбор входит в состав Дрогобычской области УССР как районный центр областного подчинения.

Первое упоминание о евреях Самбора относится к 1447 г. В 1542 г. королем Сигизмундом Старым евреям было запрещено проживать в Самборе. В 1551 г. запрет был подтвержден королевой Боной, однако евреи продолжали селиться в предместье города. Так образовался отдельный еврейский район, получивший название "Блих".

В 16 в. многие евреи арендовали мукомольни и пекарни. В 17 в. в Самборе имелись синагоги и еврейское кладбище.
В середине 17 в. отношения мещан к евреям особенно обострились; ссылаясь на новый декрет Яна-Казимира, они не впускали евреев в город и ходатайствовали ο полном их изгнании из Блиха. Кагал занял тогда 8000 злотых с тем, чтобы заручиться протекциями. Поручителем при займе явился пшемысльский кагал, прикагалком которого был Самбор. Когда по истечении двух лет кагал Самбора оказался не в состоянии платить проценты, кредиторы обратились к пшемысльскому кагалу. На заседании коронного ваада в Ярославе (13 октября 1682 г.) состоялось соглашение, по которому пшемысльский кагал взял на себя весь долг, самборский же кагал обязался ежегодно вносить в его пользу 240 злотых: 120 наличными, a остальные 120 должны взыскиваться пшемысльскими евреями с купцов, посещавших ярмарки в Самборе.

В 1735 г. король Август II выдал евреям «привилегию» на свободу проживания и торговли в Самборе, а также разрешил открыть мясную лавку: «Король дарует им свободу торговли, подтверждает, что они с давних времен имеют свою синагогу и свое кладбище и принимает сие к сведению. Разрешает им устройство мясной лавки с тем, чтобы один резник продавал мясо. Подлежат же они замковой юрисдикции, так как проживают на территории замка».
В 1740 г. «привилегия» была подтверждена королем Августом III. В 1763 г. еврейской общине Самбора было разрешено построить новую синагогу.
В 1764 г. в местечке уже проживало 513 евреев.

В начале 19 в. в Самборе работала еврейская типография, специализировавшаяся на выпуске еврейских календарей. В 1815 в Самборе проживало 15 караимов. В 1820 г. еврей открыл в городе банк. В 1830 г. евреями основана текстильная фабрика по производству скатертей.
В 1880 г. в Самборе проживало 4427 евреев - 33,1% всего населения местечка.

Первый раввином Самбора (с 1767 г.) был Йосеф Мойше Айзенберг. После отъезда р. Йосефа в Эрец Исроель раввином стал его сын Ицхок. В 1813-25 гг. раввин Самбора - сын И. Айзенберга Янкель Нафтоли.
Следующим раввином Самбора был Йосеф Арье Рапопорт, затем - его сын Довид, после Д. Рапопорта - его сын Йосеф.
В 1825-73 гг. раввином в Самборе был Йосеф Гирш Цви Витмеир.
В 1878 г. хасидский двор в Самборе основал Ури Йолес, в 1910 династию продолжил его сын Йегуда Цви, затем династию возглавил зять последнего Хаим Йоэль Мошкович (1888-1941, Треблинка).

С 1891 г. в Самборе действовало единственное в Галиции еврейское коммерческое училище (с 1931 г. - гимназия), пользовавшееся правами правительственных учебных заведений.
В 1894 г. в Самборе возникла первая сионистская организация «Бней Цион». В конце 19 в. открылась еврейская больница.
В 1900 г. здесь проживало 4900 евреев - 28,8% всего населения, в 1910 г. - 5418 евреев (26,7%). В конце 19 - начале 20 вв. многие евреи выехали из Самбора. В 1884 г. в США землячеством евреев - выходцев из Самбора было организовано благотворительное общество «Эрштер Самборер Кранкен Верейн».
С 1907 г. в местечке действовал хедер мэтукан. В Самборе работали интернат для евреев-гимназистов (в гимназии в 1910 было 150 учащихся-евреев), в 1907-12 гг. - школа с преподаванием на иврите «Сафа брура». В 1915 г. основано 2 еврейских детских дома.

В начале 20 в. евреи играли значительную роль в общественной жизни Самбора; большинство в городской думе в 1910 г. составляли евреи; бургомистром был еврей д-р Штейерман. В 1904-27 гг. раввином Самбора был Арон Левин, избранный в 1922 г. в Сейм Польши.
В 1916 из Самбора в Тернополь было выслано 9 евреев.
В 1917 г. основано «Общество для поселения в Эрец-Исроель». В 1918 г. в Самборе открылось отделениение «Га-Шомер га-Цаир», были основаны школа с преподаванием на иврите и талмуд-тора. В 1920-30-х гг. действовали отделения различных еврейских партий и организаций. В 1920-х гг. открылось отделение Еврейского кредитного банка. С 1926 г. работала школа для девочек «Бейс Яаков».
С 1932 раввин Самбора - Элиэзер Майзес. Раввинский суд с 1925 г. возглавлял Нафтоли Герц Бумбах. Оба они погибли во время оккупации Самбора нацистами.
По данным за 1931г. в Самборе проживало 6275 евреев, что составляло чуть больше 30% всего населения местечка.

29 июня 1941 Самбор оккупировали части вермахта. 1 июля 1941 местные украинцы устроили погром, в ходе которого было убито 50 евреев.
В июле 1941 г. создан юденрат (председатель - Леон Снайгер), позднее - гетто, в котором содержалось 3650 чел., в т.ч. евреи, депортированные в декабре 1942 г. из Турки, Старого Самбора и других сел.
В феврале 1942 г. в Самборе было убито 32 еврея-заложника. 4 августа 1942 г. около 6 тыс. евреев Самбора и окрестных населенных пунктов были депортированы в лагерь смерти Белжец.
В августе 1942 г. около 600 евреев были отправлены в Яновский лагерь.
4 сентября 1942 г. было расстреляно около 100 евреев-стариков, часть евреев депортирована в Белжец.
23 октября 1942 г. в Белжец депортировано 460 евреев.
13 февраля 1943 г. на еврейском кладбище расстреляно около 500 евреев.
В марте 1943 г. в Яновский лагерь депортировано несколько сотен евреев из Самбора.
22 мая 1943 г. из Самбора в Люблин депортировано около 550 евреев.
5-10 июня 1943 г. гетто было ликвидировано. После ликвидации гетто в Самборе производились расстрелы скрывавшихся евреев: 23 июня 1943 расстреляно около 100 чел., 6 июля 1943 г. - 25 чел.
Католические монахи спасли в Самборе более 10 еврейских детей. За помощь евреям в городе было расстреляно 27 человек.
После освобождения в августе 1944 г. в Самбор вернулось около 150 евреев. В 2005 в городе еще имелось еврейское население. В 2015 евреи в Самборе не проживают.

В городе сохранилось довольно много старинной застройки австрийских и польских времен, в т.ч. несколько очень интересных архитектурных памятников.

Святой Валентин, зал органной музыки, кофе по-венски аба по-украинская

Город Самбор имеет древнюю историю. День Святого Валентина - один из самых известных праздников в мире. Его отмечает молодежь и в Украин. Католики считают святого Валентина покровителем влюбленных, а немцы - заместителем душевнобольных. Очевидно, что они правы потому, что уже доказано, что пылкая влюбленность имеет все признаки душевной болезни. Мало кто знает, что мощи того самого Валентина находятся в небольшом городке Самбор, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

В Самборе и вокруг родились и работали многие выдающиеся люди:

Лесь Курбас - организатор театра, режиссер, актер, театральный деятель

Петр Конашевич Сагайдачный - славный гетман Запорожского Войска, который разбил стотысячный турецкое войско под Хотином

Юрий Кульчицкий - украинские, который отличился в победной битве с турками под Веной и научил австрийцев пить кофе

Емельян и Теофила Бачински - украинские актеры.

Самбор ( рус. Самбор ) раскинулся в верховье Днестра в 75 км. от города Львов. Чистенькое уютный городок с недорогими кафе, улицы которого почти всегда заполнены туристами, по архитектуре старой части напоминает типичный австро-венгерское городок конца 19в.. Небольшие разноцветные домики архитектуры начала века украшают город. В его центре расположены Ратуша и главная площаи, которые наполняют город атмосферой европейского средневековья. В городе трудно найти здания советского периода, намного легче встретить дома периода Австро-Венгрии. Пройдитесь по улице Мазепы, Хмельницкого, Узкая, Стебельского. Чистые узкие улочки, костелы и церкви, пережившие не одно поколение, зал органной музыки и сама история древнего Самбора привлекают к себе внимание многочисленных туристов и гостей города.

История Самбора

Согласно результатам археологических исследований поселения в районе города Самбор существовало еще в доисторические времена.

Первые письменные упоминания о городе относятся к 1241г. В то время местность входила в состав Киевской Руси, а со временем к Галицкого и Галицко-Волынского княжеств. Тогда существовало поселение Старый Самбор, которое было почти полностью разрушен татаро-монголами. Впоследствии город был отстроен в другом месте и оно получило название Самбор . А разрушен поселения - Старый Самбор .

Путешественникам стоит обратить внимание на то, что существует два разных населенных пункта - Самбор и Старый Самбор. Фактически все туристические достопримечательности находятся именно в Самборе.

Новый город застраивался в типичном западноевропейском стиле - узкие мощеные улицы, разноцветные домики вплотную друг к другу, площадь с Ратушей в центре, от которых расходятся улочки, костелы и монастыри. В основном население города составляли украинское население (русины), поляки и немцы.

Город достаточно долго находился под властью Польши. Киевский князь Владимир Великий присоединил земли Прикарпатья в Киевской Руси еще 993 года. С тех пор до 1349 года, когда был отравлен галицкий князь Юрий II, землями владели украинские (русские) князья.

Начиная с 1349 семибоярщина переходит к династий польских королей i магнатов. На протяжении более чем 400 лет поляки пытались провести полную полонизацию захваченных украинских земель. Земли бесплатно раздавались бедной польской шляхте, костел и монастырь, вместо украинского не разрешалось селиться в пределах города и строить дома, их облагали непосильными налогами. Города пытались заселить другими народностями: поляками, немцами и евреями. Всюду строились костелы и монастыри, хотя украинские запрещали строить церкви. Только в 1553 году, королева Бона, была владелицей этих земель, позволила украинским построить церковь в городе.

Интересные туристические объекты в городе

  • Ратуша 1606 г. - скульптурная памятник эпохи Ренессанса, один из красивейших в Украине
  • монастырский костел св. Станислава 18 ст. в стиле барокко и органный зал
  • монастырь бернардинцев 1751
  • иезуитская коллегия 18 в., которую закончили многие выдающиеся люди, сейчас это училище культуры
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы - греко-католическая церковь является визитной Самбора, благодаря Чудотворной иконе Самборской Богородицы и мощам святого Валентина
  • оборонный костел Иоанна Крестителя 1530
  • виллы и домики на улице Шопена, Мазепы, Хмельницкого, Узкая, Стебельского
  • военный госпиталь - часть монастыря Бригидок, построенного в XVII веке
  • памятники Богдану Хмельницкому, Лесю Курбасу, Ивану Франко, Андрей Чайковскому, жертвам сталинских репрессий и тоталитаризма

Достопримечательности и туристические объекты вблизи Самбора

  • Кульчицы - 7 км, мир кофе Юрия Кульчицкого, который открыл в Вене первую кофейню, кафе и этнографический музей
  • Лавров - древнейший в Галичине оборонный Лавровский Василианский монастырский комплекс, церковь св. Онуфрия 17 в., Захоронения князя Льва - основателя города Львова, фрески 15 в.
  • Нагуевичи - родина Ивана Франко, интересная тропа в лесу с вырезанными фигурами персонажей из его произведений, музей и усадьба Франко
  • Старая Соль - деревянная церковь 1440, костел с интересной архитектурой
  • Росохи - оборонная церковь Рождества Богородицы
  • Скеливка - по маршруту бравого солдата Швейка
  • Добромиль - самый высокогорный замок семьи Гербуртов

В XII веке на юге современной Львовской области был известен город Самбор. После разорения его Ордой жители были вынуждены покинуть родные места и ушли в расположенный неподалёку населённый пункт Погонщик. Который постепенно стал Новым Самбором, а затем и просто Самбором. Покинутое место стало именоваться Старым Самбором. Город долго входил в состав Польши и Австро-Венгрии. В 1604 году в замке местного воеводы Ежи Мнишека жил Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына Ивана Грозного. В начале XXI века в Самборе насчитывалось 36 тысяч жителей.
У вокзала стоит памятник украинцам, депортированным из четырёх районов Польши в 40-х годах XX века (482 тысячи человек). Депортация эта была по сути обменом населением между двумя странами. Количество поляков, перемещённых из Украины в Польшу было ещё большим (810 тысяч человек, в том числе, 140 тысяч евреев). Депортация проходила с применением силы, были жертвы. Но они были и при совместном проживании этих народов на территории Украины, только в большем масштабе. (Акции украинских националистов против евреев и поляков, например).

Введён в строй грекокатолический Покровский собор.

Старые строения начинаются недалеко от вокзальной площади.

Самборский филиал Дрогобычского педуниверситета расположился в здании бывшего Поветового суда 1909 года постройки.

Вплотную к нему примыкает исправительная колония (размещалась там изначально). Видно, что руководство тюрьмы не сидит сложа руки, а приспосабливается к современным рыночным условиям. Сидельцы же, специализирующие на изготовлении решёток и другой охранной утвари, смогут позже, после выхода на свободу, успешно применять полученные навыки при их вскрытии (в том числе, несогласованном с хозяевами).

Памятный знак, посвящённый жертвам коммунистического террора.

Казацкая могила. Всех времён.

Эта часть города застроена частными домами. Преимущественно аккуратными и приличного размера. В некоторых дворах можно было видеть, как хозяин что-то делает по строительству. В результате чего строение потихоньку растёт и хорошеет. Случалось, что вместе с отцом работал и сын... Картина, ещё недавно привычная и для России... В настоящее время большую часть подобных работ выполняют гастарбайтеры.

Попалось на глаза некоторое количество "Жигулей". Уже много лет эти машины используются, как рабочие лошадки. То есть, автомобили часто не блещут роскошью, а жильё на загляденье... Вот и владелец этого транспортного средства также живёт в добротном домике, возможно, значительная часть строительных материалов была завезена именно с применением мускульной тяги...

Встретились и новостройки покрупней. Их привлекательность ненавязчиво оттеняет старый деревянный забор...

Церковь Свидетелей Иеговы.

Бывшее казначейство. Затем военный госпиталь. В настоящее время, как подсказали прохожие, здание на ремонте. Что будет с ним далее, пока неизвестно.

Памятник Андрею Чайковскому. Он родился и какое-то время жил в Самборе в зрелые годы. Пришло время провести опрос населения. "Кем был отображённый на памятнике Андрей Чайковский?"
- Не знаю...
- Композитором... В глазах отвечавшего можно было увидеть лёгкий укор в адрес интересующегося "...совсем забыли русские своих великих..."
Когда вопрос был адресован группе мужчин, стоящих у находящегося рядом какого-то заведения, то отвечать было поручено одному из них, самому просвещённому...
- Священником...
Т.к. подобное имеет место и в России, то желательно при установке памятников располагать рядом подробную информационную доску. Андрей Чайковский был украинским писателем...

Местный стадион. Спортсмен готовится произвести удар по мячу. Хотя, таким кулаком можно было бы неплохо помахать и на ринге...
Как бы ни хотели туристы и путешественники твёрдо следовать заранее намеченной программе осмотра достопримечательностей, их взор, всё равно, время от времени, задерживается на жителях города, оценивая стройность их ног и красоту улыбки, ширину плеч и прямоту взгляда... Конечно, в Самборе, как и по всей Украине хватает стройных дам, многие из которых своими внешними данными обязаны именно спорту или физкультуре. Но немало и таких, о которых можно сказать "Стройная фигура и ещё чуть-чуть...". (Ну, и не обязательно, чтобы только чуть-чуть...). Не исключено, что в формировании внешнего облика этой категории городских красавиц немалую роль играет вкусная местная выпечка, которую мне рекомендовали ранее в одном соседнем населённом пункте. Есть даже фирменный "Самборский пирог".

Ещё несколько городских зданий.

Рядом строится что-то подобное. Похоже на колокольню с дополнительными помещениями (лишними не будут).

Самым интересным местом в городе является район площади Рынок.

Застройка большей частью старинная, но есть и современные вкрапления.

В центре площади находится здание ратуши.

Рядом с ней памятник Шевченко.

Это похоже на изображение Матери-Украины.

Католический костел Иоанна Крестителя XVI века постройки прошёл через несколько более поздних реконструкций.

Внутри великолепие и торжественность.

Грекокатолический храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1728 году. Несмотря на будний день народу в нём было очень много.

Колокольней служит башня, оставшаяся от старых оборонительных сооружений.

Внутри храма самым популярным местом были мощи Святого Валентина. Чтобы их сфотографировать, по совету дежурной тётушки, пришлось прийти ещё раз, попозже, перед самым закрытием. Известно, что Святой Валентин покровительствовал влюблённым (представляю, как тяжело было жить этой категории граждан до его рождения...). Тот ли это Валентин? Думаю, что этот вопрос можно задать практически в каждом подобном случае. Главное, что желающих поправить свои дела с его помощью более, чем достаточно. Помогает, значит. Иначе люди бы не шли... В храме есть грамота Ватикана, подтверждающая, что данные мощи были переданы церкви в 1759 году. Если кто-то из читателей хочет обратиться к Святому Валентину, не заезжая в Самбор, то может сделать это перед данной фотографией.

В бывшем коллегиуме при монастыре иезуитов теперь расположено училище культуры.

Костел Святого Станислава также являлся частью монастырского комплекса. Сейчас в нём расположен Концертный зал органной и камерной музыки. Зал принадлежит Самборскому училищу культуры.

Разговоры с жителями города показали, что о месте жительства Марины Мнишек (жены самозванцев обоих Лжедмитриев) они никакого представления не имеют. Пришлось с этим вопросом обратиться в училище культуры. Разговаривать со мной был делегирован представительный мужчина, в совершенстве владеющий русским языком.
- Нет. От Ежи Мнишека ничего не осталось... Да, вооружённый отряд из Самбора принимал участие в походе на Русское государство, но в нём были не украинцы, а поляки... Давайте, я покажу Вам наш органный зал.
Мы прошли длинными коридорами на второй этаж. По дороге я слушал неторопливый рассказ о Самборе и его прошлом. Было понятно, что разговариваю я с человеком неравнодушным, любящим свой город, свою страну...
- Когда в Самбор вошли советские войска, зал выглядел ужасно...
- Но война всегда приносит разрушения, тем более, такая ужасная...
- Да, конечно...
Как я понял, возвращать зал церкви пока не собираются. Это взгляд на сцену.

И назад, на орган. Он, как и все старички чутко реагирует на погоду. Когда на улице сыро, орган не звучит, как надо. Самая же лучшая слышимость отмечена при абсолютно полном зале.

В заключение несколько особняков из центра города.

Старый Самбор - город на западе Львовской области, районный центр, расположенный на берегах Днестра . Город находится в 98 километрах от областного центра по автодороге Н-13 и железной дороге Львов - Ужгород . Происхождение топонима «Самбор» неизвестно, хотя имеется как минимум пять версий.

История

Старый Самбор назван так неслучайно. В Ипатьевской летописи под 1071 годом упоминается местечко Самбор. Его разрушили в 1241 году орды хана Батыя. Уцелевшие жители покинули эти места и переселились в селе Погонич, которое переименовали в Новый Самбор (впоследствии просто Самбор). Спустя некоторое время в покинутый Самбор вернулись жители, и поселение получило название Старый Самбор. Под таким наименованием город упоминается уже в 1301 году. Уже тогда здесь находилась резиденция Льва Даниловича, правителя Галицко-Волынского княжества.

В 1553 году Старый Самбор получил магдебургское право и, соответственно, торговые привилегии. Город сделался важным торговым центром в регионе. Несмотря на войны, эпидемии и прочие напасти, Старый Самбор процветал. Лишь от землетрясения 1837 года, разрушившего город, город не оправился. С той поры роль регионального центра перешло к соседнему Самбору . В первой половине 20 века Старый Самбор был еврейским местечком: 80% населения составляли иудеи и лишь около 20% - украинцы. После Второй Мировой войны еврейской общины «благодаря» усилиям нацистов не стало. В 1939 году Старый Самбор стал районным центром в составе Дрогобычской области УССР.

Из-за частых пожаров, сотрясавших город во второй половине 19 - начале 20 века, в Старом Самборе уцелело немного старинных построек. К утерянным памятникам архитектуры относится ратуша, построенная ещё в 1668 году. Она считалась одной из старейших в Украине , но не пережила Второй Мировой войны. На её месте построили кинотеатр. Уцелела, но находится в состоянии разрушения еврейская синагога конца 19 века.

Достопримечательности

К сохранившимся объектам Старого Самбора относятся костёл святого Николая 1890 года, здание железнодорожного вокзала, отдельные дома-каменицы (то есть построены на старых каменных фундаментах), имеются фахверковые дома. Достопримечательностью считается одно из старейших еврейских кладбищ, что появилось ещё в 16 столетии.

Чтобы у почтеннейшей публики не создалось впечатления, будто на Западной Украине нет ничего примечательного, кроме , расскажу наконец про красоты посещенных городов Львовщины.

Самбор (ударение, на самом деле, на первый слог), Дрогобыч и Стрый расположены примерно в ста километрах к югу от Львова и в тридцати километрах друг от друга. Каждый из этих городов напоминает Львов в миниатюре.
Наиболее из них богат памятниками Дрогобыч. Но Самбор и Стрый составляют ему достойное обрамление.
Осмотр мы начали с Самбора, приехав в него поздно вечером из Львова. Потом два дня жили в Дрогобыче, и из него уехали в Стрый, откуда уже отправились в Закарпатье. Но обо всем по порядку.

Итак, второго января утром мы проснулись в гостинице "Украина" и отправились гулять по городу.

Центром Самбора, как и Львова, является площадь Рынок (забегая вперед, скажу, что и в Дрогобыче и в Стрые центральные площади называются точно так же). Планировка площади тоже аналогична львовской – каре домов, стоящих «сплошной фасадой», а в центре – ратуша.

Все здесь, конечно, и скромнее, и моложе, чем во Львове, но все равно смотрится самборский Рынок весьма приятно.

Вот лишь некоторые дома, выходящие на «площарыночное» каре и примыкающие к нему:

Аутентичные здания полностью сохранились лишь с двух сторон каре

Понравился этот дом с табличкой в честь 100-летия со дня рождения Шевченко, установленной при австрийцах.

По обеим сторонам ратуши стоят два памятника – Богородица на столбе с украинским гербом

и, разумеется, Тарас Григорьевич.

Интересно, на месте кого из них стоял Ленин?

Шевченко смотрит на кинотеатр имени себя

Рядом с площадью практически на одной линии расположены наиболее древние и примечательные храмы города.

Костел Иоанна Крестителя (в основе - XVII век)

Костел св. Станислава бывшего монастыря бернардинцев

Униатская церковь Рождества Богородицы (XVIII век)

При церкви замечательная колокольня

На этом кадре можно видеть все три храма и колокольню

Есть еще в Самборе пара церквей-новостроек.

Вот этот собор мне особенно понравился. Из всех виденных мною храмов, построенных на постсоветском пространстве в постсоветский период, этот, пожалуй, самый брутальный.

Жалко будет, если его оштукатурят

Но застройкой площади и церквями разной степени старины достропримечательности Самбора не ограничиваются. Наоборот, самое, на мой взгляд, интересное начинается как раз за пределами Рынка.

В городе есть несколько представительных общественных зданий австрийской эпохи

В стенах построенного в 1909 году здания Окружного суда ныне расположился Педагогический университет

Храм правосудия был украшен лепниной с изображением весов и маскаронами с «зашоренной» Фемидой

Но самое, пожалуй, выдающееся здание австрийской эпохи, не потерявшеес я бы и во Львове - Окружное казначейство.

Сейчас в нем больница.

Еще несколько чудесных образцов провинциальной сецессии

очень выразительные маскарончики. если бы дом не был явно жилым, я решил бы, что в нем находилось похоронное бюро.

не сецессия, но тоже примечательное здание. Кажется, сейчас в нем расположено что-то медицинское

Очень понравилась эта школа, построенная, скорее всего, уже при поляках. Выглядит довольно необычно

Пока хватит про Самбор. Город оказался слишком хорош для одного поста.
В следующей части прогуляемся чуть подальше от городского центра.