Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Немецкая самоходка хетцер. Противотанковая САУ Hetzer в World of Tank

Немецкая самоходка хетцер. Противотанковая САУ Hetzer в World of Tank

В этом материале мы рассмотрим немецкую ПТ-САУ 4-го уровня, Hetzer.

Введение.

Внешне неприметный, на первый взгляд без особых преимуществ и с целым букетом недостатков, «Хетцер» подавляющим большинством игроков считается проходной машиной, которую «нужно просто перетерпеть». С одной стороны, учитывая на горизонте StuG-III с 75-мм топ-орудием L/70, это так и есть. Однако, в рандоме «Хетцеры» все чаще заканчивают бой с 4-7 фрагами. Изменилось ли что-то и действительно ли «Хетцер» - всего лишь проходная ПТ?

Историческая справка.

Во второй половине войны единственным представителем верховного командования, которому не вскружила голову гигантомания Адольфа Гитлера, был Хайнц Гудериан. Именно его упорство, к которому самовлюбленный и свято веривший в собственный военный талант фюрер иногда прислушивался, серьезно отсрочило поражение Германии. Создание маневренного и незаметного истребителя танков, которым в итоге стал «Хетцер», принадлежала именно Гудериану.

Как оказалось позже, он не прогадал. Простота конструкции ПТ, созданной на базе Pz 38t, сочитавшей в себе низкий силуэт, хорошее лобовое бронирование и достаточную огневую мощь, сделала «Хетцер» вполне эффективным противотанковым средством, которое немецкая промышленность могла выпускать в больших количествах. Эти ПТ были способны незаметно подбираться к позициям врага, успешно поражать их бронированные цели с близких и средних дистанций и уходить от возмездия, теряясь из виду в ближайшем укрытии.

В разное время эти машины классифицировались по-разному и принадлежали к различным войскам. Сначала к артиллерии, позже к истребителям танков.

К слову, эту ПТ правильнее называть JagdPanzer 38t, так как название Hetzer было закреплено за разрабатываемым истребителем танков Е-10. Однако, за схожесть, JagdPanzer 38t стал называться «Хетцер».

«Хетцер» в «World of Tanks».

В игре «Хетцер» - противотанковая самоходная артиллерийская установка 4-го уровня. Как и множество низкоуровневой техники, ПТ страдает от недопонимания со стороны игроков в силу их неопытности. Однако, разобравшись в особенностях игры, уставшие от напряженности и ответственности высокоуровневых боев игроки часто возвращаются к низкоуровневой технике. И часто выбирают когда-то нелюбимый «Хетцер». Почему? При своей низкой заметности, «Хетцер» обладает прекрасным для своего уровня вооружением (да-да!), достаточным лобовым бронированием, а также хорошей подвижностью. Как видно, ПТ достаточно хорошо сбалансирована и при правильном применении её преимуществ способна серьезно влиять на исход любого боя, куда б её не забросил рандом. Единственным недостатком является плохой обзор. Причиной хтому низкий силуэт и минимальное количество смотровых приборов.

Тактика ведения боя на «Хетцере».

Как же этот неприметный гробик превращается в «адову колесницу нагиба»?

Как было сказано ранее, ПТ хорошо сбалансирована. Она одновременно незаметна, маневренна, хорошо бронирована в лобовой проекции, что значительно расширяет её тактические возможности сравнительно с другими ПТ. 2 топ-орудия также располагают к совершенно разным тактикам ведения боя.

Так, любителей снайперить порадует сравнительно точное скорострельное 75-мм орудие с быстрым сведением PaK40 L/48. Средний калибр и отсутствие дульного тормоза сделают ПТ почти незаметной даже при выстреле. А любителей немецкой техники, желающих одновременно «бодрого танкового рубилова», ждет 105-мм фугасница StuH42 L/28: косоватая, менее скорострельная, но способная ваншотить всё вплоть до ПТ5. Большой калибр и дульный тормоз будут демаскировать ПТ, но в ближнем бою это не важно.


Исследование ходовой обязательно, если Вы решили взять 105-мм орудие. Двигатели и рацию можно не прокачивать, если Вы не решили оставлять «Хетцер» в ангаре.

Дополнительные умения и модули.

Исходя из выбранной тактики применения, необходимое доп. оборудование будет также разнится:

75мм PaK40 L/48. Вам будет полезно установить досылатель (увеличит урон в минуту), усиленные приводы наводки (чтоб орудие успевало свестись в аккурат к концу перезарядки) и стереотрубу (плохой обзор «Хетцера»).

10.5мм L/28. Целесообразно установить досылатель (увеличение урона в минуту), вентилятор (улучшение всех качеств в ближнем бою наиболее важно), просветленноая оптика (недостаток обзора «Хетцера»).

75мм PaK40 L/48. Маскировка и боевое братство. Также из важных: улучшаем обзор (радиоперехват и орлиный глаз у командира), ввиду скорострельности - злопамятного.

При игре с фугасницей при вышеуказанных умениях полезно иметь снайпера,что увеличит вероятность нанесения критического повреждения - а это сильная сторона фугасного орудия.

Уязвимые места.

Против орудий с бронепробиваемостью менее 110мм «Хетцеру» можно понаглеть (особенно при постановке ромбом). Единственным уязвимым местом в лобовой проекции есть стык бронелистов и смотровая щель мехвода. Маска достаточно защищена. НЛД ведет себя вполне прилично. Бортовая и кормовая броня же не способна защитить ПТ ни от чего на любых дистанциях, несмотря на рациональные углы наклона.

Вывод:

в итоге мы имеем хорошо сбалансированную ПТ почти без явных недостатков, которая будет способна проявить себя в любой ситуации и серьезно повлиять на исход боя. Единственным неудобством в бою может оказаться лишь малый угол горизонтального наведения орудия.

5 лет и 11 месяцев назад Комментарии: 3


Здравствуйте, уважаемые танкисты! Сегодня мы рассмотрим одну из самых знаменитых и «нагибаторских» противотанковых самоходок в игре World of Tanks – Hetzer (пт-сау четвёртого уровня).

Общее

Hetzer (перевод с немецкого «Егерь») – одна из лучших противотанковых САУ. И не только в игре, но и во время Второй Мировой войны. В игре представлены на выбор три орудия, которые довольно хороши.

Стоит отметить, что Hetzer даже в « » состоянии прекрасен и вам не нужно будет мучаться над его прокачкой.

Немного истории

Hetzer (или Jagdpanzer 38) - немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. Созданная по просьбе генерала Гудериана. Активно использовалась до конца войны (начиная с создания данной машины). Танк был разработан чехословацкой фирмой ЧКД (Чешско-моравская Колбен Данек) на базе танка LT vz.38 (Panzerkampfwagen 38(t)) в период с ноября 1944 по январь 1944 года.

Создавался танк в качестве замены более дорогому в обслуживании (и создании), и устаревшему Sturmgeschütz III (StuG III). Самоходка классифицировалась как «истребитель танков». Имела переднее расположение трансмиссии и заднее моторное отделение.

Всего было произведено более 3000 машин. Производиться серийно «Егерь» начал в апреле 1944 года. Особенно активно Хетцер использовался на советско-немецком фронте в конце войны. Через несколько лет после окончания войны Хетцеры перестали выпускать и сняли с вооружения (эксплуатировались только в Швейцарии вплоть до 1972 года).

Эксплуатировался Hetzer Третьим Рейхом, Чехословакией, Венгрией и Швейцарией. Известно, что повстанцы из Польши захватили три машины во время Варшавского восстания и одну из них использовали в боях. В также реализовали самую плохую особенность Хетцера – плохой обзор.

На данный момент сохранившиеся экземпляры можно увидеть в танковых музеях девяти стран мира.

Популярность Hetzer

Hetzer – очень популярная машина (по крайней мере была до обновления 0.8.6), ввиду «имбового» орудия 10,5 cm StuH 42 L/28, или же просто « ». Она обладает колоссальным уроном для «песочницы» в 410 единиц фугасом и 350 единиц бронебойным и кумулятивным снарядами. Танки четвёртого уровня не обладают какой-либо большой бронёй (кроме нескольких машин) и буквально «разрываются» после прямого фугасного попадания, а иногда даже и в лоб корпуса/башни.

До обновления 0.8.6 кумулятивный снаряд имел пробитие 150мм и от этих снарядов страдали даже танки шестого уровня, что давало возможность получать медаль Халонена. На данный момент кумулятивный снаряд имеет пробитие в 104 единицы и этого не хватает даже для подавляющего большинства танков пятого уровня. В противном случае нужно выискивать слабые места в бронировании, а если долго задерживаться на месте, то Хетцер долго не живёт (270 хит поинтов дают о себе знать). Также данная пт-сау имеет отличные для своего уровня показатели лобовой брони (хотя огорчают борта и корма, но об этом дальше).

Боевая эффективность

У Хетцера на выбор есть два орудия: 10,5 cm StuH 42 L/28 и 7,5 cm PaK 39 L/48 (стоковое в расчёт не берём, т.к. его превосходит топовое орудие).

Начнём с «фугасницы»

Орудие 10,5 cm StuH 42 L/28 имеет отличные показатели урона, но слабое бронепробитие. Рекомендуется ставить «фугасницу», т.к. в отличии от «скорострелки» она фугасом гарантированно нанесёт повреждения.

Количество урона от фугаса орудия 10,5 cm StuH 42 L/28 зависит от того, в какую часть танка вы будете стрелять. Если вы стреляете в башню или какие-либо другие крепкие места, то нанесённый урон будет копеечным и не превысит 100 единиц (иногда даже 50 не выйдет). Если вы стреляете в ослабленные зоны, то урон будет не полным, но практически всегда будет больше 100 единиц.

На вершине списка. Тут уж вам полностью открывается свобода действий. Но перед выбором позиции нужно учитывать то, что у вас очень слабый обзор (всего 260м) и низкая точность (большой разброс, долгое сведение). Желательно занять безопасное место там, где буду ехать враги. Нужно понимать, что бронирование и огневая мощь Хетцера подразумевает встречу «лоб в лоб» с врагом, но если вы промахнётесь или врагов пойдёт несколько, то лёгкие танки могут зайти в борт или корму и устроить неприятный сюрприз. Если вы не промахиваетесь, то вам даже фугаса хватит для отправки в ангар практически любого одноуровнего танка в ангар с первого выстрела. Если же вам «везёт» на попадания в самые крепкие части танка, то заряжайте «голду» и тогда уже любой враг для вас не проблема. Проблема только в том, что если 410 единиц фугасного урона хватает для ваншота, то 350 единиц голдового уже может не хватить и придётся делать «контрольный» выстрел. Тяжело вам придётся только с такими машинами, как: Hetzer (даже 150 мм голдового пробития не хватало для того, чтобы пробить «собрата» в верхний бронелист и маску, зато спокойно пробивается нижний бронелист), AMX 40 (хорошая броня везде с обтекаемой формой, так что этот фраг не по зубам «шотному» фугасу, иногда «голда» не пробивает в лоб или башню), M3 Lee (надо знать, куда бить), Valentine (хорошая круговая броня, но «голдой» посильно пробить), Matilda (фугасом никак, т.к. броня круговая, но ещё больше, чем у валентайна). Всех остальных легко убить с первого выстрела, если только не стрелять в маску орудия.

Опять же нельзя упустить тот факт, что Хетцера трудно закрутить, т.к. он быстро поворачивается на месте. Это можно использовать, если к вам пытается зайти в борт быстрый противник.

В середине списка. Итак, вы играете с пятым уровнем. Тут на свою броню надеяться не приходится. Лишь редкие попадания в маску или верхний бронелист (если тот под хорошим наклоном) дают вам шанс выжить и сделать хотя бы ещё один выстрел. Тут вам не нужно лететь в первых рядах. Нужно вспомнить, что вы всё-таки пт-сау и облюбовав какой-нибудь кустик, стрелять оттуда по засвету союзников (стрелять только фугасом, т.к. «голда» на больших расстояниях со своим новым пробитием не способна ни на что, кроме как поцарапать броню). Если вы не любите кусты, то нужно идти с тяжёлыми танками и прикрываясь их бронёй, давать «дамаг» по противнику, прикрывая разрядившегося союзника.

В конце списка. Тут Хетцеру практически нечего делать: «голда» никого не пробьёт, фугасом можно бить только хэллкатов на полный урон, а КВ-1С и тот может ваншотнуть (хотя у меня было два случая, когда «пританцовывая» я получал от 122мм орудия с пробитием в 175 единиц, но тогда кумулятивы пробивали по 150мм, и квасам оставалось не долго жить). Как уже и говорилось, вам нужно бить ТОЛЬКО фугасом и стараться стрелять с далека по «стоячим» целям. Приоритетными целями будут все «картонные» танки, которые стоят на месте, такие как хэллкат или арл в39, а также лёгкие танки. Не рекомендуется ехать никуда вообще (и без вас справятся, только в кустах стоять и постреливать требуется от вас).

7,5 cm PaK 39 L/48

«Скорострелка» довольно неплохое орудие, но всё же уступает некоторым одноуровневым пт-сау. С ней удобнее будет стоять в кустах, но можно и в первых/вторых рядах ехать (скорострельность позволяет сбивать гусеницы и далее разбирать врага).

На вершине списка. Тут можно ехать в первых рядах, так же, как и с фугасницей находить укромные места и оттуда разбирать противника. 2-3 выстрела обычно хватает, для отправки в ангар противника. Прорывать малым количеством не советую, т.к. всё-таки с первого выстрела никого не убить (только ваншотных врагов или же подорвать им боеукладку).

В середине списка. Играя с пятыми уровнями вы можете пробивать их, т.к. 110 мм – это не 100, а также точность позволяет выцеливать слабые места, а скорострельность позволяет держать врага «на гусле», тем самым помогая союзникам и получая дополнительные кредиты в бою. Как и с фугасницей: можем стоять в кустах, но и во второй линии можно идти.

В конце списка. Тут вы ваншотные, мало кого пробиваете без сильного ущерба себе и опять же лучше стоять в кустах. Но тут к нам на выручку приходит волшебная «сербо голда». Со 158мм пробития мы чувствуем себя увереннее и с дальних расстояний практически без усилий вы можете прошивать лобовую броню многих танков, и вас не будут . Также вкупе с «голдой» выдадут в конце боя много урона, правда, на фарм рассчитывать не приходится (если вы копите опыт на Штуг 3, то голда вам в помощь, а фан на «скорострелке» не сильно получишь, тут уж лучше подходит «фугасница»).

Теперь вернёмся к бронированию . По техническим характеристикам Хетцер имеет неплохую лобовую броню, которую дополняют отличные углы наклона. К врагу стоит стоять лбом, т.к. броня бортов и кормы оставляет желать лучшего (это не значит, что я предлагаю стоять бортом или кормой к врагу, просто встав ромбиком, вас всё равно смогут пробить в борт). А ощутимые показатели брони дополняет ещё и маска орудия, которая заполоняет практически половину корпуса во лбу.

У машины отличные показатели маскировки из-за низкого силуэта, маленьких размеров, а также заметность у пт-сау ниже, чем у средних или тяжёлых танков.

Плюсы и минусы

Плюсы:
  • - Хорошее бронирование лба
  • - Хорошо бронированная маска орудия
  • - Отличные показатели маскировки
  • - Два хороших топовых орудия
  • - Сносная стоковая пушка
  • - Отличная топовая ходовая, которая даёт «вёрткость» танку на месте
Минусы:
  • - Очень низкий обзор
  • - Маленький угол горизонтальной наводки
  • - Слабая броня по бортам и в корме
  • - Переднее расположение трансмиссии, что ведёт к поджогу танка

Итог

Исходя из плюсов и минусов, впечатление может оказаться двояким. В топе – первая/вторая линия атаки , в середине – вторая линия/кусты , в низах списка – кусты .

Впрочем, пока вы не поиграете на данной противотанковой самоходке, вы не сможете ощутить всю её мощь. А теперь приступим к «награждению» данной машины.





  • - Воин. За Орудие 10,5 cm StuH 42 L/28 («фугасницу»), которое в топе может делать более шести фрагов.
  • - Стальная стена. За отличное лобовое бронирование, которое не под силу многим танка 3-4 уровня, а иногда и 5.
  • - Коса смерти. «Фугасница» может «разрывать» танки четвёртого уровня, а также добивать в слабые места танки более высокого уровня.
  • - Медаль Фадина. За малый боекомплект «фугасницы».
  • - Медаль Халонена. За фугас «фугасницы», способный добить врага с малым количеством хп, а также за 158мм пробития «скорострелки».
  • - Бронебойщик. За пробивную мощь «голды», а также бронебойных снарядов «скорострелки» в топе.
  • - Снайпер. За высокую точность «скорострелки».
  • - Поддержка. За малый урон «скорострелки».
  • - Стрелок. За точную «скорострелку».
  • - Братья по оружию. Взвод из Хетцеров может творить чудеса.
  • - Решающий вклад. Иногда даже очень большие чудеса.
  • - Медаль героев Рассейняя. Даже оставшись один против пяти в топе, Хетцер может фугасом «фугасницы» отправить каждого в ангар, а «скорострелка» гарантированно пробить и добить «шотных» врагов.

Что поставить

У Хетцера очень низкий обзор , но это можно компенсировать стереотрубой. В засадной тактике используйте сочетание стереотруба + маскировочная сеть + досылатель/приводы наводки. Для поддержки тяжёлых танков/острия атаки используйте сочетание досылатель + просветлённая оптика/улучшенная вентиляция + противоосколочный подбой/усиленные приводы наводки.

А вот Хетцер на голдовых снарядах в актуальном обновлении

21-03-2017, 13:10

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Сейчас мы поговорим об одном из самых устрашающих и в то же время веселых танков на четвертом уровне, любимой немецкой ПТ-САУ многих – это Jagdpanzer 38(t) Hetzer гайд .

В своем распоряжении данная самоходка имеет массу достойных преимуществ, но устрашающей она стала, прежде всего, благодаря вооружению. Однако не будем забегать вперед, ведь чтобы достойны играть на Hetzer World of Tanks и получать удовольствие, важно знать все параметры машины.

ТТХ Jagdpanzer 38(t) Hetzer

Начинать знакомство с машиной мы будем с того, что в нашем распоряжении имеется очень скромный запас прочности, а также очень плохая базовая дальность обзора в 260 метров, которую невозможно довести до максимума даже установкой стереотрубы.

С защищенностью дела обстоят куда интереснее, ведь у Jagdpanzer 38(t) Hetzer характеристики бронирования весьма неплохие. Разумеется, самой толстой проекцией машины является лобовая. Если брать во внимание ВЛД, благодаря отличным рациональным наклонам бронеплиты приведенка тут равна примерно 120 миллиметрам, еще есть крепкая маска орудия и далеко не каждый одноклассник может это пробить, но с техникой 5-6 уровня шутки плохи.

При этом НЛД у ПТ-САУ Hetzer WoT защищена значительно хуже, толщина этой детали не превышает 78 миллиметров. Во всем остальном, то есть в бортах, корме и крыше наша немка картонная, в эти области пробивают даже пулеметчики, а фугасы зачастую входит с полным уроном, особенно нужно бояться артиллерию.

В плане ходовых характеристик у Hetzer World of Tanks все относительно. Назвать машину медленной нельзя, однако, максималка у нее не так высока, как могло бы быть, динамика слегка слабовата, что особенно остро чувствуется даже при незначительном подъеме в горку, но к маневренности претензий нет, вертится на месте эта самоходка очень резво.

Орудие

Вот мы и подошли к самому важно, в чем кроется вся интрига и сила этой немецкой самоходной противотанковой установки – вооружению, и надо сразу сказать, что на выбор нам предлагают две пушки.

Для начала рассмотрим альтернативное Hetzer орудие , которое имеет солидный по меркам четвертого уровня альфастрайк и достаточно хорошую скорострельность, благодаря чему вы сможете наносить около 1700 единиц урона в минуту.

С этой пушкой Hetzer танк также может похвастаться приятным пробитием, с которым можно уверенно себя чувствовать в боях 4-5 уровня. Однако для того чтобы пробивать крепкую технику шестого уровня этого недостаточно, так что возить с собой голду не помешает.

Точность у этого орудия хорошая, ведь Jagdpanzer 38(t) Hetzer WoT получает комфортный разброс, очень быстрое сведение и только стабилизация получается плохой, но первые два критерия позволяют не замечать последний недостаток.

Последнее, о чем вы должны знать – углы вертикальной и горизонтальной наводки. Во-первых, вниз этот ствол гнется на 8 градусов, что уже хорошо. Во-вторых, УГН у Hetzer World of Tanks странные, суммарный сектор поворота пушки составляет 20 градусов, но вправо она «ходит» на 15, а влево на 5 градусов.

Теперь поговорим о другом орудии, с которым предпочитают ездить большинство игроков, так как оно веселое и устрашающее одновременно. Как вы уже поняли, это гаубица, с которой немецкий танк Hetzer может одним выстрелом выбить из противника 410 очков прочности.

Проблема заключается лишь в слабом бронепробитии, которым обладают фугасы, именно поэтому мы являемся грозой слабо бронированной техники. Впрочем, попадание фугасом даже в тяжелый танк позволяет наносить гарантированный урон, но зачастую невысокий. Да, кстати, есть у ПТ-САУ Hetzer WoT голдовые кумулятивы, но стреляя ими, важно не попадать в экраны, иначе это пуста трата серебра.

С точки зрения точности, эта пушка, как и ожидается, имеет гораздо менее приятный круг разброса и по-прежнему плохую стабилизацию, но превосходная скорость сведения снова позволяет не замечать этих минусов.

Кроме того, есть еще один маленький нюанс – с фугасницей отрицательный угол вертикальной наводки составляет 7 градусов, что на 1 градус меньше, чем в случае обычной пушки.

Преимущества и недостатки

Все самое важно уже было сказано и пришло время подведения итогов, то есть сейчас мы выделим главные сильные и слабые стороны Hetzer World of Tanks . Но прошу заметить, что продолжаться гайд будем с учетом укомплектации танка фугасницей, ведь именно она делает эту самоходку особенной.
Плюсы:
Достойная лобовая броня;
Высокий коэффициент маскировки;
Хорошая маневренность и максималка;
Мощный разовый урон;
Очень быстрое сведение;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Отвратительная дальность обзора;
Посредственная динамика;
Длительная перезарядка;
Маленький боекомплект;
Картонные борта, корма и крыша;
Некомфортные углы горизонтальной наводки.

Оборудование для Jagdpanzer 38(t) Hetzer

Для того чтобы повысить свою результативной в бою, сделать нанесение урона и весь игровой процесс более комфортным, необходимо правильно укомплектовать машину дополнительными модулями. Стоит сказать, что танк Hetzer оборудование можно ставить в двух вариациях:
1. – данный вариант является обязательным и неизменным, ведь он дает возможность стрелять чаще, соответственно, наносить больше урона.
2. – единственный модуль, который сделает наш обзор хоть сколько-то конкурентоспособным и даст шанс засветить врага первым.
3. – отлично сочетается со вторым пунктом и дает нам больше выживаемости за счет увеличения маскировки.

Насколько вы понимаете, только что нами был рассмотрен вариант комплектации, больше подходящей для засадной тактики, при которой ПТ-САУ Hetzer World of Tanks будет стоять в кустах на второй линии и вести огонь с безопасной дистанции. Однако есть более активный набор, так сказать, штурмовой, в котором первый пункт остается неизменны, а два остальных выглядят так:
1. – даст буст таких важных параметров, как скорость сведения, перезарядки, а также небольшую прибавку к обзору.
2. – конечно, прибавка к обзору будет не столь существенной, но с предыдущим модулем мы получим возможность не сильно отставать от одноклассников.

Обучение экипажа

Все вы прекрасно понимаете насколько важно правильно подобрать умения для членов экипажа. Этот нюанс не только хорошо отражается на геймплее, но также может дополнить уже полученные от установленного оборудования плюсы и сделать даже больше. Таким образом, для Jagdpanzer 38(t) Hetzer перки лучше качать в такой последовательности:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Hetzer

Расходнику отыгрывает не менее важную роль в бою, ведь от них, в прямом смысле, может зависеть ваша жизнь во время сражения. Если у вас нет больших запасов серебра, можно ездить с набором из , , . Но все же гораздо безопаснее и комфортнее возить на ПТ-САУ Hetzer снаряжение в виде , , , где последний вариант при желании может быть заменен на .

Тактика игры на Jagdpanzer 38(t) Hetzer

В наших руках оказалась сильная, но все-таки непредсказуемая и довольно ситуативная самоходно противотанковая установка. Сейчас речь идет о том, что для Hetzer тактика ведения боя может отличаться в зависимости от того, в какой бой мы попали.

Когда речь идет о сражении против 3-4 уровней, этот танк способен нести смерть всему живому, ведь тут Hetzer World of Tanks способна унести практически любого противника в ангар с одного выстрела, при условии удачного попадания или слабой бронированности цели.

В таких условиях вы вольны делать что хотите, можете даже стать штурмовиком и отправляться на передовую, где обзор и точность не так важны. Но стоит помнить, что броня у ПТ-САУ Hetzer есть только во лбу, то есть пускать кого-либо в борт нельзя и НЛД обязательно нужно скрывать.

Вы также можете играть от второй линии, нанося урон по союзному засвету и находясь в безопасности, как уже говорилось ранее. Такая тактика подходит в любом бою, особенно ее стоит придерживаться, когда немецкий танк Jagdpanzer 38(t) Hetzer находится внизу списка.

Подобные ситуации требуют от вас осторожности, старайтесь как можно меньше попадать в засвет, не сближаться с высокоуровневой техникой, а для результативного нанесения урона сводитесь до конца. Hetzer танк WoT действительно может приносить массу удовольствия от игры своему владельцу, особенно когда стреляете вы по незащищенным целям или удается выцеливать уязвимые участки в бронировании оппонента. Помните, все в ваших руках, так что удачи на полях сражений!

САУ «Хетцер». Hetzer Jagdpanzer 38 Sd.Kfz.138/2

После создания целого ряда импровизированных и не всегда удачных конструкций легких истребителей танков в 1943 году немецким конструкторам удалось создать самоходную установку, в которой удачно сочетались небольшой вес, сильное бронирование и эффективное вооружение. Истребитель танков был разработан фирмой "Хеншель" на базе хорошо отработанного шасси легкого чехословацкого танка ТNНР, имевшего немецкое обозначение Pz.Kpfw.38(t).

Новая самоходка имела низкий корпус с целесообразным наклоном лобовых и верхних бортовых броневых листов. Установка 75-мм орудия с длиной ствола 48 калибров, прикрыта сферической броневой маской. На крыше корпуса размещен 7,92-мм пулемет со щитовым прикрытием. Ходовая часть выполнена четырехкатковой, двигатель размещен в задней части корпуса, трансмиссия и ведущие колеса - в передней. Самоходная установка оборудовалась радиостанцией и танковым переговорным устройством. Часть установок выпускалась в варианте самоходного огнемета, при этом огнемет монтировался вместо 75-мм орудия. Выпуск самоходных установок был начат в 1944 году и продолжался до конца войны. Всего было выпущено около 2600 установок, которые использовались в истребительно-противотанковых дивизионах пехотных и моторизованных дивизий.

К созданию "Jagdpanzer 38" или САУ «Хетцер» немцев привело неудачно складывающееся течение войны. Союзники в ноябре 1943 года успешно бомбили заводы "Альмеркише Кеттенфабрик". Как результат - повреждение оборудования и цехов завода, являвшегося крупнейшим производителем штурмовой артиллерии фашистской Германии, которая составляла основу противотанковых дивизионов и бригад. Под угрозой срыва оказались планы оснащения нужной материальной частью противотанковых подразделений вермахта.

Фирма "Фредерик Крупп" начала выпускасть штурмовые орудия с боевой рубкой от StuG 40 и ходовой частью танка PzKpfw IV, но они были достаточно дорогими, а танков Т-IV не хватало. Все осложнялось еще и тем, что к началу 1945 г., по расчетам, армия нуждалась в не менее 1100 штук в месяц семидесятипяти-миллиметровых противотанковых САУ. Но по ряду причин, а также из-за сложностей и металлоемкости ни одна из серийных машин не могла выпускаться в таком количестве. Исследования уже существующих проектов уточнили, что ходовая часть и силовой агрегат САУ "Мардер III" являются освоенными и наиболее дешевыми, но бронирование ее было явно недостаточным. Хотя, массу боевой машины без значительного усложнения подвески позволяла увеличить ходовая часть.

Инженеры фирмы "ВММ" разработали эскиз легкой дешевой бронированной противотанковой САУ нового типа в августе-сентябре 1943 года, которая была вооружена безоткатным орудием, но, несмотря на возможность массового выпуска таких машин еще до бомбардировки в ноябре 1943 года, этот проект не вызывал интереса. В 1944 году союзники почти не подвергали налетам территорию Чехословакии, промышленность пока не пострадала, и производство штурмовых орудий на ее территории стало очень привлекательным.

Фирмой "ВММ" в конце ноября был получен официальный заказ с целью изготовления в течении месяца отложенный образец "штурмового орудия нового образца". 17 декабря были закончены проектные работы и деревянные модели новых вариантов машины были представлены "Heereswaffenamt" (Управление Вооружений Сухопутных Войск). Отличие этих вариантов между собой были в ходовой части и силовой установке. Первый был на базе танка PzKpfw 38 (t), в малоразмерной боевой рубке которого, с наклонным расположением броневых листов, монтировалось безоткатное 105-мм орудие, способное на дальности до 3500 м поразить броню любого вражеского танка. Второй - на шасси нового опытного разведывательного танка TNH nА, вооруженного 105-мм трубой - пусковым устройством противотанковых ракет, со скоростью до 900 м/с и 30-мм автоматической пушкой. Вариант, который, по мнению экспертов, сочетал удачные узлы одной и другой, являлся, как бы серединой между предложенными версиями и был рекомендован в постройку. В качестве вооружения нового истребителя танков была утверждена 75-мм пушка РаК39 L/48, поставленная в серийное производство для среднего истребителя танков "Jagdpanzer IV" ,а безоткатное орудие и ракетная пушка не были отработаны.

27 января 1944 года был одобрен окончательный вариант САУ. Машина принята на вооружение, как "75-мм штурмовое орудие нового типа на шасси PzKpfw 38(t)" (Sturmgeschutz nA mit 7,5 см РаК 39 L/48 Auf Fahzgestell PzKpfw 38 (t)). 1 апреля 1944 года. началось серийное производство. Вскоре САУ были переклассифицированы в легкие истребители танков и им был присвоен новый индекс "Jagdpanzer 38 (SdKfz 138/2)". 4 декабря 1944 года за ними было закреплено и собственное имя "Хетцер" (Hetzer - егерь, прикармливающий зверя).

В машине было очень много принципиально новых конструктивных и технических решений, хотя проектировщики попытались максимально унифицировать ее с хорошо освоенными танком PzKpfw 38 (t) и легким истребителем танков "Marder III". Корпуса из броневых листов довольно большой толщины были изготовлены сваркой, а не на болтах - впервые для Чехословакии.

Сварной корпус, кроме крыши боевого и моторного отделений, был монолитным и герметичным, и после освоения сварочных работ трудоемкость его изготовления по сравнению с клепанным снизилась почти в два раза. Носовая часть корпуса состояла из 2-х броневых листов толщиной 60-мм (по отечественным данным - 64-мм), установленных под большими углами наклона (60° - верхний и 40° - нижний). Борта "Хетцера" - 20-мм - также имели большие углы наклона и потому неплохо защищали экипаж от пуль противотанковых ружей и снарядов малокалиберных (до 45-мм) пушек, а также от крупных снарядных и бомбовых осколков.

Новой была и компоновка "Хетцера", так как впервые водитель машины располагался слева от продольной оси (в Чехословакии до войны была принята правосторонняя посадка механика-водителя танка). В затылок водителю, слева от орудия, размещались наводчик и заряжающий, а место командира САУ было за ограждением пушки у правого борта.

Для входа-выхода экипажа на крыше машины имелись два люка. Левый предназначался для водителя, наводчика и заряжающего, а правый - для командира. В целях удешевления серийной САУ первоначально она оборудовалась довольно малым набором средств наблюдения. Два перископа (часто устанавливался только один) обзора дороги имел механик-водитель; наводчик мог видеть местность только через перископический прицел "Sfl. Zfla", который имел малое поле зрения. У заряжающего был перископический прицел оборонительного пулемета, который можно было поворачивать вокруг вертикальной оси.

Командир машины при открытом люке мог пользоваться стереотрубой, или выносным перископом. Когда крышка люка при вражеском обстреле бывала закрыта, то экипаж был лишен возможности обозревать окрестности по правому борту и корме танка (кроме пулеметного перископа).

75-мм самоходная противотанковая пушка РаК39/2 с длиной ствола 48 калибров устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа несколько правее продольной оси машины. Углы наведения орудия вправо-влево не совпадали (5° - влево и до 10° - вправо) из-за малых размеров боевого отделения при крупном казеннике пушки, а также несимметричной ее установки. Такое довольно крупное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение впервые в немецком и чехословацком танкостроении. Это стало возможным во многом благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка.

В 1942 - 1943 гг. инженер К.Штольберг спроектировал эту рамку для орудия РаК39/РаК40, но какое-то время она доверия у военных не вызывала. Но после изучения советских САУ С-1 (СУ-76И), СУ-85 и СУ-152 летом 1943 года, которые имели подобные рамочные установки, немецкое руководство поверило в ее работоспособность. Сначала рамка была применена на средних истребителях танков "Jagdpanzer IV", "Panzer IV/70", а позже и на тяжелой "Ягдпантере".

Конструкторы пытались облегчить "Jagdpanzer 38", в связи с тем, что носовая часть ее была довольно сильно перегруженной (дифферент на нос, приводивший к проседанию носовой части до 8 - 10 см относительно кормы).

На крыше "Хетцер", над левым люком, был установлен оборонительный пулемет (с магазином емкостью 50 патронов), и был прикрыт от осколков уголковым щитком. Обслуживанием занимался заряжающий.

"Praga АЕ" - развитие шведского мотора "Scania-Vabis 1664", который по лицензии массово изготовлялся в Чехословакии, был установлен в силовом отделении САУ. Двигатель имел 6 цилиндров, был неприхотлив и имел хорошие эксплуатационные характеристики. Модификация "Praga АЕ" имела второй карбюратор, поднявший обороты с 2100 до 2500. Позволили поднять, наряду с увеличенными оборотами - его мощность со 130 л.с. до 160 л.с. (позднее - и до 176 л.с.) - увеличив степень сжатия мотора.

На хорошем грунте "Хетцер" мог разгоняться до 40 км/ч. На проселочной дороге с твердым грунтом, как показали испытания трофейного "Хетцера" в СССР, "Jagdpanzer 38" смог развить скорость 46,8 км/ч. 2 топливных бака емкостью 220 и 100 литров обеспечивали машине запас хода по шоссе около 185 -195 километров.

Шасси прототипа САУ содержало элементы танка PzKpfw 38(t) с усиленными рессорами, но с началом серийного производства диаметр опорных катков был увеличен с 775-мм до 810-мм (в серийное производство были пущены катки танка TNH nА). Для улучшения маневренности колея САУ была расширена с 2140-мм до 2630-мм.

Цельносварной корпус состоял из каркаса набранного из тавровых и угловых профилей, к которым крепились бронеплиты. В конструкции корпуса применялись гетерогенные бронеплиты. Машина управлялась при помощи рычагов и педалей.

В движение "Хетцер" приводился шестицилиндровым верхнеклапанным рядным двигателем жидкостного охлаждения типа "Praga EPA АС 2800" рабочим объемом 7754 см3 и мощностью 117,7 кВт (160 л.с.) при 2800 об/мин. Радиатор объемом около 50 литров располагался в кормовой части машины за двигателем. К радиатору вел воздухозаборник расположенный на надмоторной плите. Кроме того "Хетцер" оснащался маслорадиатором (где охлаждалось как двигательное, так и трансмиссионное масло), а также системой запуска в морозы, которая позволяла заполнять систему охлаждения горячей водой. Емкость топливных баков составляла 320 литров, баки заправлялись через общую горловину. Расход топлива по шоссе составлял 180 литров на 100 км, а по бездорожью 250 литров на 100 км. Два топливных бака располагались вдоль бортов силового отделения, левый бак вмещал 220 литров, а правый 100 литров. По мере опустошения левого бака бензин перекачивался из правого бака в левый. Топливный насос "Solex" имел электрический привод, аварийный механический насос оснащался ручным приводом. Главный фрикцион сухой, многодисковой. Коробка передач "Praga-Wilson" планетарного типа, пять передач и задний ход. Крутящийся момент передавался с помощью конической передачи. Вал, соединяющий двигатель и коробку передач проходил по центру боевого отделения. Главный и вспомогательный тормоза механического типа (ленточные).

Рулевое управление "Praga-Wilson" планетарного типа. Бортовые передачи однорядные с внутренними зубьями. Внешнее зубчатое колесо бортовой передачи соединялось с ведущим колесом напрямую. Такая конструкция бортовых передач позволяла передавать значительный крутящийся момент при сравнительно небольшом размере редуктора. Радиус разворота 4,54 метра.

Ходовая часть легкого истребителя танков "Хетцер" состояла из четырех опорных катков большого диаметра (825-мм). Катки были штампованными из стального листа и крепились сначала 16-ю болтами, а потом заклепками. Каждое колесо попарно подвешивалось посредством листовидной рессоры. Первоначально рессора набиралась из стальных пластин толщиной 7 мм, а затем пластин толщиной 9 мм.

Литое ведущее колесо располагалось в передней части машины. Диаметр колеса 535-мм, вдоль внешнего края колеса находилось два ряда по 19 зубьев. На корме располагался ленивец и механизм натяжения гусениц. Верхний отрезок гусеницы поддерживал единственный поддерживающий каток. Траки типа Kgs350/140 шириной 350-мм и шагом 140-мм были отлиты из марганцевого сплава. Одна гусеница состояла из 96 траков (также использовались гусеницы из 98 траков). Была предусмотрена возможность надевание антипробуксовочных зубьев.

Электросеть выполнялась по одножильной схеме, напряжением 12В. Источником тока был генератор "Bosch" GQLN 30/12-900 и свинцовый аккумулятор "Bosch" емкостью 100А/ч. Стартер "Bosch" BPD 3/12 система зажигания "Bosch".Электрическое питание требовалось для подсветки прицела, клаксона, фары и путевого фонаря, радиостанции и спуска орудия.

Главное вооружение состояло из пушки 7,5cm Pak39L/48 боекомплект 40-41 снаряд, и пулемет MG-34 или MG-42 калибром 7,92 мм боекомплект 1200 патронов. Механизм наводки орудия обеспечивал сектор обстрела 5 градусов влево и 10 градусов вправо, при угле склонения/возвышения -6 гр. +12 гр. Шаровидная маска пушки болтами крепилась к лобовой броне. Через маску проходил ствол пушки. В вертикальной плоскости пушку удерживали две горизонтальные цапфы, а в горизонтальной две вертикальные цапфы. Дополняли лафет два расположенных по диагонали карданных вала. Обычное для машин такой компоновки крепление пушки к полу отсутствовало.

Несимметричное положение пушки привело к неравномерной нагрузке правой стороны корпуса (примерно на 850 кг), а также обусловило склонность машины к нырянию.

Пулемет размещался на подвижном основании, расположенном на крыше боевого отделения. Обслуживал пулемет заряжающий, который наводил его с помощью перископа.

Место наводчика оборудовалось прицелом Sfl ZF 1, у командира машины был прицел SF 14Z . Место заряжающего оборудовалось перископом с трехкратным увеличением и углом зрения 8°. Перед механиком водителем располагалась сдвоенная смотровая щель, расположенная в лобовой броне и защищенная бронестеклом. В боевых условиях экипаж машины имел очень ограниченное поле зрение в правой полусфере.

Oт своего прототипа серийные машины внешне отличались немного более грубой отделкой, иным размещением шанцевого инструмента, опорными катками диаметром 810-мм и обрезанной бронировкой орудия. Кроме того, с конца месяца все выпускаемые САУ оборудовались оборонительным пулеметом с уголковым щитком (первые машины оборонительного пулемета не имели).

Летом САУ получила дополнительную заднюю створку к люку командира, который был первоначально одностворчатым. Добавились также два люка доступа к радиатору и топливной системе. Чтобы как-то компенсировать большие "слепые зоны" вокруг САУ, она была дополнена двумя фиксировано установленными перископами. Один был закреплен по левому борту машины и имел угол обзора около 200 град., а второй появился позади командирского люка в наклонной крыше для обзора назад. По правому борту мертвая зона все-таки осталась.

В июле-августе все серийные машины начали оборудовать устройствами для установки двухтонного крана, облегчающего демонтаж орудия, двигателя и трансмиссии, а несколько позднее на "Хетцер" начали в массовом порядке ставить необрезанную бронировку противооткатных приспособлений.

Тогда же начали применять опорные катки с центральным диском несколько увеличенного диаметра с 16 болтами, вместо 32 на прежних. Впрочем, разные серии САУ имели некоторые отличия в размерах и количестве крепежных отверстий и болтов.

В сентябре на всех вновь выпускаемых САУ начали усиливать подвеску передних катков, увеличив толщину листов рессор до 9-мм, в то время как толщина рессор задних катков осталась, как и на машинах первых выпусков, на уровне 7-мм.

В ноябре за счет более плотной компоновки боевого отделения боекомплект орудия удалось увеличить на 5 выстрелов. Кроме того, была установлена новая водяная помпа, а также дополнительный вентилятор, так как в маленьком внутреннем объеме САУ летом было очень жарко.

В январе 1945 г. новые "Хетцеры" начали получать улучшенный двигатель мощностью 176 (до 180) л.с. и усиленную КПП, а с марта САУ должна была оборудоваться многотопливным дизелем фирмы "Татра", уже опробованный на нескольких опытных машинах. Однако такая модификация серийно не выпускалась. Серийный выпуск "Jagdpanzer 38" (SdKfz 138/2) планировалось вести до конца июня 1945 г., когда он должен был быть заменен более совершенным "Jagdpanzer38 (d)".

Тактико-технические характеристики истребителя танков «Хетцер»

Боевая масса 16 т

длина 4810 мм

ширина 2630 мм

высота 2200 мм

Экипаж 4 человека

Вооружение 1х75-мм пушка 1x7,92-мм пулемет

Боекомплект 40 снарядов 600 патронов

Бронирование:

лоб корпуса и рубки 60 мм

Тип двигателя карбюраторный

Максимальная мощность 160 л.с

Максимальная скорость 38 км/час

Запас хода 180 км

Командирская разновидность «Хетцера» серийно производилась с мая 1944 г. Отличалась установкой дополнительной радиостанции FU8 и уменьшенным боекомплектом орудия. Внешне легко отличалась по наличию второй антенны типа "метелка" (или "звезда"). Многие командирские машины не имели оборонительного пулемета, так как заряжающий обслуживал вторую радиостанцию.

На базе «Хетцера» была создана ремонтно-эвакуационная машина, которая выпускалась параллельно с истребителем танков. Ее масса составляла 14,5 т. Она имела открытый сверху пониженный корпус, пятитонную лебедку и двухтонный кран (были варианты с десятитонной лебедкой и усиленными балками крана). Для облегчения вытаскивания застрявших танков некоторые машины комплектовались откидным упором-сошником.

Машина не получила широкого распространения, так как позволяла эвакуировать только легкие (до 18 т) танки и САУ, каковых в немецкой армии 1944-1945 гг. осталось уже немного.

В декабре 1944 г. двадцать "Хетцеров" были переоборудованы в огнеметные танки, предназначенные для использования во время боев в городе. Вместо орудий они получили огнемет пневматического действия "Flammenwerfer 41" с пусковой трубой диаметром 14-мм. В боевом отделении располагался бак с огнесмесью емкостью 700 л., которого хватало на 87,5 сек. непрерывной работы. Огнемет имел дальность действия до 60 м.

Но боевое применение этих танков имело место не в городах, а в мелких населенных пунктах под Арденнами (на Западном фронте) и в Балатонской операции в районе канала Шарвиз (Венгрия) и было сочтено не вполне удачным.

Боевое применение истребителя танков САУ «Хетцер»

Эта, легкая боевая машина, как нельзя лучше приспособленная для массового производства, созданная чехословацкими и немецкими танкостроителями часто забывается, многими, кто интересуется бронетанковой техникой вермахта. Сами немцы довольно поздно поняли, что для борьбы с танковыми массами СССР и союзников нужны не "всесокрушающие" дорогие и капризные монстры, а небольшие и надежные истребители танков и боевые машины на их базе. Истребитель танков "Хетцер", стал своего рода шедевром немецкого танкостроения - дешевая в производстве и малозаметная боевая машина наносила ощутимый урон танковым частям Красной Армии и союзников.

В июле 1944 года первые "Хетцеры" начали поступать в немецкие войска. Распределение "Хетцеров" происходило по батальонам истребителей танков. Обычно, батальон располагал 45 машинами. Три роты по 14 машины и 3 машины в штабе батальона. Кроме отдельно создаваемых батальонов, "Хетцеры" поступали в состав противотанковых дивизионов различных стрелковых дивизий и дивизий войск СС. С начала 1945 г. начали формироваться отдельные противотанковые роты, оснащенные "Хетцерами", а отдельные взводы этих истребителей танков входили в импровизированные соединения, создаваемые из моряков и фольксштурма. Часто эти боевые машины заменяли собой недостающие "Тигры" в отдельных батальонах тяжелых танков. Две роты легких истребителей танков этого типа находилось в составе Русской Освободительной Армии, воевавшей совместно с частями Вермахта, против Красной Армии.

САУ "Хетцер" широко применялись в боях за Восточную Пруссию, в Померании и Силезии, а также во время Арденнского наступления немецкой армии. Благодаря рациональным углам наклона брони, низкому силуэту, заимствованному у советских САУ, эта маленькая боевая единица являлась отличным образцом противотанкового самоходного орудия, способного сражаться из засад, и быстро менять позицию. Однако его орудие явно уступало орудиям Т-34-85 и ИС-2, что делало невозможным применение данной САУ в артиллерийских дуэлях на длинных дистанциях. "Хетцер" был идеальным оружием только ближнего боя, при действиях из засад.

Боевое крещение легкий истребитель танков "Хетцер" получил в составе 731-го и 734-го противотанковых дивизионов в июле 1944 года. Машина активно использовалась на всех фронтах до последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ "Хетцер", из них 726 на Восточном фронте и 101 - на Западном.

Из рассказа о первой встрече с немецким истребителем танков "Хетцер" гвардии капитана Масленникова Сергея Егоровича:

"Это было уже за Тиссой. Наш батальон, только что пополненный матчастью и личным составом, спешил догнать отступавших немцев и мадьяр. До переднего края было около десяти километров и мы, честно говоря, развесили уши, проезжая через какую-то деревеньку. Вдоль дороги параллельно нашей колонне бодро шагали пехотинцы в свежем обмундировании, пытавшиеся песней перекричать грохот гусениц. Мы уже почти обогнали головную роту этого батальона, когда танк командира нашей роты вдруг вспыхнул, как засорившийся примус. Следовавшая за ним вторая машина должна была отвалить в сторону, чтобы избежать столкновения, и в тот же миг ее башня окуталась облаком черного дыма. Пехотинцы разбежались после первого же разрыва, а мы, оставшиеся наедине с неведомым врагом, начали медленно отползать за дома, вращая башнями, как слепые котята.

Самым неприятным было то, что бронебойные снаряды вылетали, казалось бы из ниоткуда, и прежде, чем мы заметили противника, еще две наши "тридцатьчетверки" замерли среди поселка. Я заметил немцев только после того, как по башне моей машины, словно кувалдой, громыхнула рикошетировавшая болванка. Это были три маленькие самоходки, похожие на гробики, которые шустро вылетали из-за высокого каменного забора, и, плюнув в нас болванкой, так же быстро вновь скрывались за ним. Казалось, семь оставшихся в строю "тридцатьчетверок" быстро расколют своими восьмидесятипяти-миллиметровками броню этих махоньких каракатиц, но те вновь и вновь выскакивали из-за прикрытия и, послав в нас очередной снаряд, так же быстро скрывались за ним.

После получасовой дуэли на окраине деревеньки остались четыре сожженных остова наших танков, в полукилометре от которых застыл один подбитый "гробик" с раскрытыми люками. Так я впервые встретился с новой немецкой, боевой машиной, которую мы называли "оса" и которую считаю лучшей среди немецких самоходок. Как хорошо, что появилась она только в самом конце войны и не успела натворить много бед..."

Оценивая Hetzer интересно обратиться к воспоминаниям бывшего командира этой машины Армина Зонса (Armin Sohns). Ветеран говорил, что Hetzer не являлся выдающимся истребителем 2МВ. Его главная и возможно единственная заслуга, то что пехотные дивизии стали чувствовать себя увереннее. Хорошую пушку и в итоге всю конструкцию Хетцера портило расположение самой пушки и её слишком ограниченный траверс. Хетцер имел самые плохие углы горизонтальной наводки из всех немецких САУ. Вероятно в этом и заключался главный недостаток Jagdpanzer 38 Hetzer. Смещение пушки привело к неудачному расположению членов экипажа. Успешное применение истребителя танков прямо зависит от слаженной работы внутри машины, особенно в САУ с таким катострофически малым 16° траверсом. Однако конструкторы разделили таки экипаж Хетцера - командир сидел особняком, что имело самые плачевные последствия. К тому же у командира обзор спереди был весьма ограниченным, а дым от пушки прямо перед ним ещё больше ухудшал положение. Командирские перископы вообще имели крайне плохой обзор.

Для наведения орудия влево 5° конечно не хватало и водитель был вынужден разворачивать Hetzer подставляя врагу 20мм борт, который легко подбивался любым танковым орудием противника. Кстати боковая броня у Hetzer была самой слабой среди всех немецких истребителей танков. А любой поворот орудия вправо оттеснял заряжающего от главного источника снарядов на правой стенеке напротив заряжающего и внизу под пушкой.

Пушка Pak 39 была спроектирована для правостороннего заряжания. Но поскольку заряжающий находился слева, то ему при заряжании мешал массивный экран отражателя, над которым приходилось перекладывать заряжаемый снаряд. А вот справа, затвор как раз имел удобную низкую перегородку специального предназначенную для этой цели. Но место заряжающего было слева... А вот управление орудием размещалось справа и заряжающему приходилось тянуться к нему над наводчиком и орудийным затвором.

Открыть затвор для первого снаряда или разрядить пушку, не говоря уже об извлечении смятой гильзы - требовало почти акробатического мастерства. К тому же его движения сдерживало устройство дистанционного управления пулемётом, которое свисало с крыши. Идея дистанционно управляемого пулемёта была очень хорошей. Однако с тех пор, как питание MG осуществлялось из диска на 50 патронов, то требовалась частая перезарядка, а это было не так просто! Люки можно было открыть только развернув пулемёт в сторону и движениям заряжающего когда он хотел зарядить новый диск (а гораздо чаще, чтобы удалить смятую гильзу) - мешали боковые щиты установки. Хотя щит имел положительную сторону - он хорошо защищал заряжающего. Кстати все 3 члена экипажа сидевшие слева, вынуждены были покидать машину как раз через этот люк. У командира в этом отношении было преимущество. Впрочем, если взглянуть на Hetzer сверху, то при наличии здравого смысла всё станет на свои места. Как говорил Armin Sohns извиняясь, если расстроил некоторых фанатов Hetzer, но одно дело рассматривать форму САУ в музее, другое дело на поле боя.

На базе САУ «Хетцер» было изготовлено 20 огнеметных танков, 30 САУ со 150-мм пехотным орудием sIG.33 и 170 БРЭМ. Всего же было выпущено 2584 экземпляров САУ «Хетцер».

После второй мировой войны «Хетцер» состоял на вооружении чехословацкой армии до начала 50-х годов, швейцарской — до начала 70-х.

Jagdpanzer 38 «Hetzer»

Основные характеристики

Кратко

Подробно

4.3 / 4.3 / 4.7 БР

4 человек Экипаж

Подвижность

15,8 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

41 снарядов боезапас

6° / 10° УВН

5° / 11° УГН

2 000 снарядов боезапас

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание


Panzerjäger 38 (75 cm Pak 39 L/48) или Jagdpanzer 38 «Hetzer» (немц. гончая) - немецкая САУ класса истребитель танков. Была разработана в 1943 году чехословацкой фирмой BMM (на что указывает приставка (t) в названии, от немецкого tschechischen, означающее чешский), на основе лёгкого танка Pz.Kpfw. 38(t), для нужд вооруженных сил Третьего Рейха. Имела на вооружении 75-мм пушку PaK39 L/48, которая могла успешно бороться почти со всей бронетехникой союзных войск и СССР на ближних дистанциях, однако уступала советским танковым орудиям на дальних дистанциях по точности и бронепробитию. Jagdpanzer 38 обладал противоснарядной лобовой бронёй с углом наклона 60 градусов, но корма и борта корпуса имели слабую бронезащиту. Машина имела малые размеры и низкий профиль, что хорошо сказывалось на её маскировке на местности и могла вести огонь долгое время оставаясь незамеченной. Из-за маломощного двигателя и массы САУ почти в 16 тонн, ходовые качества были довольно низкие, особенно на пересеченной местности, но на хороших дорогах, а также в городских условиях, машина могла развивать максимальную скорость в 46,8 км/ч. Jagdpanzer 38 отличался простотой изготовления, надёжностью и неприхотливостью в обслуживании, но не обрел популярности в войсках Вермахта из-за низкого комфорта экипажа, тесноты внутри корпуса и неудачного расположения орудия, что усложняло скорость перезарядки в боевых условиях.

Jagdpanzer 38 выпускался с апреля 1944 по май 1945 года, за это время было выпущено 2827 экземпляров. Впервые САУ поступила на фронт в июле 1944 года, применялась на Восточном и Западном фронте до самого конца войны в частях Вермахта и войск СС. В 1946 году фирма BMM возобновила выпуск Jagdpanzer 38 для нужд собственной армии под наименованием ST-I/ST-III, выпуск её продолжался до начала 1950-х годов и за это время было построено еще 318 единиц. Вскоре, после окончания производства, ST-I/ST-III были сняты с вооружения чехословацкой армии как устаревшие. В 1947 году Швейцария заказала у ВММ 150 штук Jagdpanzer 38 с мелкими конструктивными модернизациями, которые получили наименование в швейцарской армии Panzerjäger G-13 и простояли на вооружении вплоть до 1970 года.

Популярное название «Hetzer», часто ассоциируемое с этой машиной, действительно употреблялось в немецких войсках, однако никогда не носило официальный характер.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расположение экипажа и модулей Jagdpanzer 38(t)

Jagdpanzer 38(t) имеет довольно слабую бронезащиту, однако ВЛД , хотя и имеет всего 60 мм брони, расположена под углом наклона в 60 градусов, что не только даёт увеличение приведенной брони ВЛД до 122-135 мм, но и увеличивает шанс рикошета вражеских снарядов. В ближнем бою, даже при таких углах наклона брони, противник может пробить ВЛД, на дальних дистанциях, где вражеские снаряды теряют часть бронепробития, пробить броню данной САУ практически невозможно. Причем стоит учесть, что если перёд машины будет чуть приподнят, то ВЛД приобретает еще больший угол наклона и наоборот, если перёд техники будет чуть наклонен вперед, например при наезде задней частью на бугор или стоя на склоне холма, то углы наклона ВЛД теряются и противникам будет гораздо проще пробить броню самоходки. Настоящей ахиллесовой пятой в лобовой броне Jagdpanzer 38(t) является НЛД , она имеет угол наклона 40 градусов и при этом всего 85 мм приведённой брони, туда все противники могут поражать машину без проблем, зачастую выбивая трансмиссию и обездвиживая игрока, а иногда и уничтожая САУ с одного выстрела. Что касается бортов и кормы Jagdpanzer 38(t), то там броня очень тонкая и поражается всеми противниками без исключения, даже крупнокалиберными пулемётами. Также на живучести самоходки негативно сказывается малое пространство внутри корпуса, из-за чего экипаж и боеукладка расположены очень компактно и снаряды противников, у которых хорошее заброневое действие, могут уничтожить Jagdpanzer 38(t) одним попаданием.

Подвижность

Если стать на пологом склоне холма, то ВЛД теряет свой наклон, тем самым делая машину более уязвимой для снарядов противника

Самым главным недостатком Jagdpanzer 38(t) является его подвижность. Несмотря на то, что максимальная скорость у него 46 км/ч, набирает он её очень медленно, особенно на пересеченной местности. Набранная скорость теряется при манёврах во время движения, а также при преодолении препятствий: холмы, реки, деревья, заборы - всё это значительно снижает скорость машины, особенно в РБ и СБ . Набрав максимальную скорость на городских картах или на ровных дорогах, «Хетцер» может перемещаться по карте довольно быстро. Задняя скорость невысока - всего 6 км/ч, поэтому не стоит далеко отъезжать от укрытий, иначе, при внезапной угрозе, можно не успеть откатиться назад за укрытие. Манёвренность у САУ довольно неплохая, она может без усилий развернуться в нужную сторону, вот только при манёврах с места нужно включить вторую передачу, иначе машина будет разворачиваться очень медленно.

Вооружение

Основное орудие

Jagdpanzer 38(t) вооружен 75-мм орудием PaK39 L/48 с боезапасом 41 снаряд. Орудие PaK39 L/48 может без проблем справляться со всеми противниками на своём боевом рейтинге. Имеет довольно высокую точность, даже не смотря на то, что на дальних дистанциях разброс траектории полёта снаряда несколько увеличивается. Орудие обладает неплохими УВН , но низкими УГН , из-за чего, нередко, доворачивать до цели придется корпусом машины.

Для САУ доступно четыре типа снарядов:

  • PzGr 39 - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Способен бороться со всеми противниками на своём боевом рейтинге, имеет самое лучшее заброневое действие из всех представленных снарядов. Рекомендуется как основной снаряд для данной САУ.
  • HI.Gr 38B - кумулятивный снаряд. Имеет неплохое заброневое действие, но меньшее бронепробитие, чем PzGr 39. Рекомендуется при стрельбе на особо дальние дистанции.
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие из всех представленных снарядов, но при этом имеет самое низкое заброневое действие. Рекомендуется для использования против хорошо бронированных целей, а также для точечных ударов по экипажу и модулям противника.
  • Sprgr. 34 - осколочно-фугасный снаряд. Имеет самое низкое бронепробитие из всех представленных снарядов, но обладает высоким заброневым воздействием. Рекомендуется для использования по небронированным целям, таким как ЗСУ на базе грузовиков.

Пулемётное вооружение

Jagdpanzer 38(t) вооружен 7,92-мм пулемётом MG34 с боезапасом в 2000 патронов, установленным на крыше корпуса машины. Пулемёт способен бороться разве что с ЗСУ на базе грузовиков, против остальных противников он бесполезен. Характерной особенностью пулемёта является то, что углы горизонтальной наводки у него ограничены и он не может вести круговой обстрел.

Применение в бою

Наиболее уязвимую часть лобовой брони - НЛД, можно прятать за укрытиями или, например, заехав в воронку от бомбы

Как и большинство САУ, Jagdpanzer 38(t) абсолютно не подходит для захвата точек. Учитывая что орудие самоходки может стрелять только прямо, ей будет сложно вовремя отреагировать на внезапные появления противников с тыла или флангов, а низкая подвижность не даст добраться до точек захвата в первых рядах. Не место данной машине и в авангарде атак, т.к., опять-таки, из-за низкой подвижности Jagdpanzer 38(t) не просто держаться вместе с основными атакующими силами команды и вовремя реагировать на внезапные фланговые атаки. Наиболее подходящая роль для Jagdpanzer 38(t) - отстрел противников с дальних дистанций, с хорошо выбранных и безопасных позиций. Благодаря хорошему поражающему действию и неплохой точности орудия, роль снайпера как нельзя лучше подходит для этой машины.

Смещенное вправо орудие даёт возможность прятать левую часть корпуса за укрытие

Выбирая позицию для снайперской стрельбы, прежде всего нужно подумать о хорошем обзоре поля боя или подъездов к точкам захвата. Но не стоит забывать и о собственной безопасности! Необходимо выбрать такую позицию, которая максимально оградила бы игрока от фланговых атак и чтобы рядом было укрытие, за которое можно было бы откатиться для перезарядки или ремонта. Также стоит ограничить видимость собственной машины для противников, благо малые размеры и низкий силуэт в этом очень помогут особенно в РБ и СБ. Идеальной была бы такая позиция, при которой НЛД самоходки было бы укрыто от вражеского огня: позиция в воронке от бомбы или за склоном холма, при которой из-за укрытия вступает только орудие и небольшая часть ВЛД . Характерной особенностью Jagdpanzer 38(t) является смещенное вправо орудие, поэтому можно выбирать такие позиции, где левую часть САУ можно спрятать за укрытием, тем самым уберегая её от огня противника. С учётом низкой подвижности, смена позиции будет занимать довольно долгое время, поэтому лучше заранее выбрать хорошую позицию с которой можно вести огонь на протяжении всего боя. Передвижение по открытым участкам крайне опасно, т.к. при атаках противника низкая подвижность машины не даст ни отступить ни добраться до ближайшего укрытия. На городских картах же, где ведение снайперской стрельбы не всегда возможно, можно занимать хорошо защищенные места рядом с точками захвата и отстреливать появившихся на точке противников из тех мест, откуда они не будут ожидать вражеского огня.

Опасные противники

  • Тяжелый танк A22 Churchill Mk.VII . Опасность данного противника обусловлена в основном его хорошим лобовым бронированием. Лобовую броню корпуса можно пробить бронебойными снарядами только в пулемётное гнездо, расположенное справа; за исключением этого «Черчилль» в лобовую броню бронебойными снарядами пробить невозможно. Если противник стоит ромбом и пулемётное гнездо скрыто от прицела игрока, следует переключиться на подкалиберные снаряды, которые пробивают щеки башни, а также любой участок лобовой брони корпуса. В борт же «Черчилль» легко пробивается обычными бронебойными снарядами.
  • Тяжелый танк M4A3E2 Jumbo . Лобовую броню этого противника бронебойными снарядами можно пробить только в пулемётное гнездо, расположенное слева на корпусе, в другие места лобовой брони бронебойные снаряды не причинят «Джамбо» никакого урона. Для эффективной борьбы с этим противником лучше переключиться на подкалиберные снаряды и стрелять в левую часть маски орудия, выбивая наводчика, а затем выстрелами в правую часть маски орудия и пулемётное гнездо добить оставшихся членов экипажа «Шермана». В борта и корму «Джамбо» без труда поражается обычными бронебойными снарядами.
  • САУ Dicker Max . Очень опасен из-за своего 105-мм орудия, которое может с первого же попадания уничтожить Jagdpanzer 38(t). Сам же Dicker Max имеет слабое бронирование и с пробитием его брони никаких трудностей нет. Прежде всего стоит стрелять ему в правую часть рубки, где расположен наводчик и заряжающий. Второй выстрел должен быть в левую часть рубки, где расположен командир и стрелок-радист, при успешном поражении всех четырех вышеперечисленных членов экипажа противник будет уничтожен. Либо, если противник находится на близком расстоянии, можно выстрелить «Толстому Максу» в НЛД, тем самым выведя из строя трансмиссию, после чего заехать в борт и уничтожить противника.
  • САУ СУ-152 . Как и Dicker Max, СУ-152 особо опасно из-за своего орудия, но так же не обладает хорошей лобовой бронёй. Самое главное - не подставляться под огонь его 152-мм орудия! Для её уничтожения следует стрелять в правую часть корпуса, где расположены наводчик и механик-водитель, тем самым обездвиживая противника и не давая ему возможности вести огонь. После этого, если противник стоит близко, можно объехать его и добить в борт, если же противник расположен на расстоянии, лучше выстрелить в левую часть корпуса, где расположен боекомплект и командир, либо же повторить выстрел в правую часть корпуса, когда на место выведенных из строя наводчика и мехвода пересядут другие члены экипажа.
  • Тяжелый танк КВ-2 . Очень опасен из-за своего 152-мм орудия. Хоть КВ-2 и не способен пробить ВЛД Jagdpanzer 38(t), но попадание в НЛД или же просто рядом может привести к мгновенной смерти ввиду сильного фугасного эффекта 152-мм снарядов. При лобовом столкновении первый выстрел должен быть в нижнюю, округлую часть башни, тем самым выведя из строя наводчика и командира, а, если повезёт, то и весь экипаж башни. Второй выстрел необходимо делать в лоб корпуса, выведя из строя механика-водителя и стрелка-радиста. В борта корпуса и башни, КВ-2, поражается без проблем.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Отличное орудие
  • Хорошая лобовая броня
  • Низкий силуэт и малые размеры
  • Наличие мелкокалиберного пулемёта

Недостатки:

  • Низкая подвижность
  • Плотное расположение экипажа и модулей
  • Очень слабая бортовая и кормовая броня
  • Расположение боеукладки сразу за бортовой бронёй
  • Тонкая крыша

Историческая справка

После того как в 1941 году немецкому командованию стало ясно что лёгкие танки Pz.Kpfw. 38(t) уже не соответствуют современным требованиям войны, они были сняты с производства. Однако, из-за острой нехватки бронетехники, терять уже налаженное производство танков на заводах фирмы BMM было неприемлемо для немцев, поэтому, уже начиная с 1942 года, на шасси Pz.Kpfw. 38(t) начались разработки различных САУ и ЗСУ .

Лёгкий танк Pz.Kpfw. 38(t) на базе которого был спроектирован Jagdpanzer 38(t)

Проект Jagdpanzer 38(t) был разработан фирмой BMM еще в августе-сентябре 1943 года, за основу был взят лёгкий танк Pz.Kpfw. 38(t), но проект не очень заинтересовал немцев. Лишь к концу года, когда союзные бомбардировщики стали наносить удары по военной промышленности Германии и производство САУ собственного производства значительно сократилось, командование Вермахта всерьёз рассмотрело проект предложенный BMM, заводы которой остались нетронуты бомбёжками. Так, в ноябре 1943 года, BMM получила заказ на доведение до ума штурмового орудия нового типа под требования немцев. 27 января 1944 года, еще до проведения полевых испытаний, проект был одобрен и получил наименование Panzerjäger fur 7.5 cm Pak 39 L/48, а с 11 сентября 1944 года Jagdpanzer 38(t). Это была первая бронетехника чехословацкого производства, броня которой соединялась не заклёпками, а сваркой, что значительно удешевляло её производство, а также было менее трудоёмким в отличие от клёпаной брони. В новинку для техники чехословацкого производства было и расположение места механика-водителя - в левой части корпуса (до этого, на всех чехословацких танках, место механика-водителя было расположено справа).

Компоновка истребителя танков была классической для немецких САУ - двигатель находился в задней части корпуса, трансмиссия и орудие в передней, отделение экипажа находилось в средине машины. В отличие от предыдущих разработок ВММ, Jagdpanzer 38(t) имел противоснарядную лобовую броню с наклоном в 60 градусов (ВЛД) и 40 градусов (НЛД), от которой рикошетило большинство снарядов, вплоть до снарядов 85-мм советских орудий. Бортовая и кормовая броня так же имели углы наклона, но там броня была противопульной, поэтому с бортов и кормы САУ была очень уязвима. Вооружалась машина 75-мм немецким орудием PaK39 L/48, которое могло эффективно бороться со всей бронетехникой СССР и союзников на ближних дистанциях, но на дальних дистанциях уступало орудиям советских танков Т-34-85 и ИС-2. Характерной особенностью Jagdpanzer 38(t) являлось то, что орудие размещалось не как у всех немецких САУ - на специальной платформе на днище танка, а крепилось на специальный каркас, который, в свою очередь, крепился к крыше техники изнутри. На ранних модификациях пулемёта не предусматривалось, но, по требованию немецкого командования, на последующих модификациях, на крышу корпуса устанавливался 7,92-мм пулемёт MG34. Подвижность самоходки была слабой, обуславливалось это тем, что Jagdpanzer 38(t) имел массу 15750 кг, при том что двигатель Praga АЕ обладал мощностью 160 л.с. при 2500 об/мин и мог разгоняться по ровным дорогам до 46,8 км/ч. При таком маломощном двигателе и приличной массе, передвижение по пересечённой местности и преодоление рельефа было для Jagdpanzer 38(t) весьма затруднительно.

Ранняя модификация Jagdpanzer 38(t) (на крыше корпуса нет пулемёта, который устанавливался на более поздних моделях)

Серийное производство Jagdpanzer 38(t) началось в апреле 1944 года, а первые единицы техники поступили на фронт уже в июле того же года. Боевое крещение САУ прошла в июле 1944 года в составе 731-го и 734-го противотанковых дивизионов. Немецкие солдаты по достоинству оценили маскировочные способности машины - из-за низкого силуэта и компактности, замаскировать её на местности не составляло особых усилий; порадовала солдат Вермахта и надежность машины с её неприхотливостью и простотой обслуживания. Но популярность среди немецких солдат Jagdpanzer 38(t) не обрел, причиной этого явилось малое пространство внутри корпуса - экипаж был расположен внутри, буквально, как шпроты в банке, так же обстояли дела с боекомплектом и оборудованием внутри. Стремясь увеличить внутреннее пространство, инженеры BMM, решили сместить орудие в правую часть корпуса, что не только было крайне не удобным при перезарядке в боевых условиях, но и увеличивало нагрузку на правую часть ходовой части увеличивая её износ. Недостатком было и малое количество смотровых приборов - они были только у механика-водителя (2 перископа) и прицел у наводчика. Командиру, для обзора поля боя, приходилось открывать люк над своим местом и оценивать обстановку высунувшись из корпуса или пользуясь ручной стереотрубой. При обстреле машины люк приходилось закрывать и командир самоходки мог обозревать только казённую часть орудия, находящуюся прямо перед его местом.

Jagdpanzer 38(t) поступал на вооружение Вермахта и войск СС, в основном в батальоны истребителей танков, а позже и в противотанковые роты и импровизированные соединения из моряков и фольксштурма (народного ополчения). Применялся на Восточном и Западном фронте, участвовал в таких значимых сражениях как: бои за Восточную Пруссию, Арденнское наступление и бои около озера Балатон (операция «Пробуждение весны»). На фронте Jagdpanzer 38(t) использовался с июля 1944 года до капитуляции Третьего Рейха.

Медиа

    Jagdpanzer 38(t) в лесном массиве, лето 1944 года

    Jagdpanzer 38(t) выдвинулся на позицию

    Jagdpanzer 38(t) на улице немецкого города, 1945 год

    Солдат союзных войск позирует у брошенного немцами Jagdpanzer 38(t)