Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства  /  Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. К вопросу о том, что такое перспектива

Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. К вопросу о том, что такое перспектива

ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСПЕКТИВА

(ново-лат., от perspicere - насквозь видеть). 1) искусство изображать на картинках даль таким образом, как она представляется в действительности. 2) будущность. 3) вид в даль, открывающийся, с места наблюдения, на различные предметы, стоящие вдали. 4) ожидание или опасение чего-нибудь вероятного, хотя и отдаленного; напр.: у него в перспективе богатство.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ПЕРСПЕКТИВА

1) изображение на картине к.-н. вида так, как он представляется глазу в действительности, сохранение соответствующего действительности расположения линий (линейная п.) и тонов (воздушная п.); так чтобы, нпр., глядя на пейзаж, на котором представлена усадьба и вдали от нее через поле село с церковью, человек, обладающей хорошим глазомером, мог в верно угадать, сколько верст от этой усадьбы до села; 2) в переносн. смысле: будущность, виды на будущее, планы.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ПЕРСПЕКТИВА

1) изображение на плоскости предметов так, как они представляются глазу в линиях (линейная п.) и оттенках (воздушная п.) 2) в переносном смысле - ожидаемое в будущем.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ПЕРСПЕКТИВА

новолатинск., от perspicere , насквозь видеть. а) Искусство изображать даль так, как она видима в действительности. b ) Будущность. с) Вид в природе.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Перспекти́ва

(фр. perspective лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором)

1) изображение на поверхности (на картине, рисунке и т. п.) предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения;

2) совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на плоскости;

3) раздел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на плоскость (т. е. проектирования с помощью лучей, исходящих из одной точки);

4) вид вдаль, на далеко находящиеся предметы;

5) будущее, виды на будущее,

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Перспектива

перспективы, ж. [от лат. perspectus – сквозь что-н. увиденный, рассмотренный ] (книжн.). 1. Даль, пространство. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения (живоп.). Законы перспективы. 3. Отдел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на какую-н. поверхность (мат.). 4. Вид, панорама, картина природы, какой-н. местности, как она представляется наблюдателю издали, с какого-н. отдаленного пункта наблюдения. С балкона открывалась великолепная перспектива. 5. Проспект, прямая, длинная улица (устар.). 6. перен., только мн. Планы, виды на будущее, судьбы кого-чего-н. в будущем. Политические перспективы Европы. 7. перен. То, что должно наступить по предположению кого-н.; неизбежность или возможность чего-н. (разг.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Перспектива

ы, ж. (нем. Perspektive, фр. perspective ср.-лат. perspectiva ars искусство перспективного изображения лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором).
1. мн. нет. Даль, пространство, охватываемое глазом. П . улицы .
|| Ср. панорама .
2. мн. нет. Способ изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения, а также последовательность предметов, изображенных таким образом. Законы перспективы . На картине - п . горных хребтов .
3. перен. , обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай . В перспективе у него - работа за границей .
4. мн. нет, геом. Раздел начертательной геометрии , изучающий правила изображения тел путем проектированияих на плоскости с помощью лучей, исходящих из одной точки (так наз. центрального проектирования).
Перспективный -
1) относящийся к перспективе 2, 4;
2) предусматривающий будущее развитие (перспективный план);
3) такой, который имеет хорошие перспективы 3 (перспективный работник) .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРСПЕКТИВА" в других словарях:

    - (франц. perspective, от лат. perspicio ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива в… … Художественная энциклопедия

    Перспективы, жен. [от латин. perspectus сквозь что–н. увиденный, рассмотренный] (книжн.). 1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид. 2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности… … Толковый словарь Ушакова

    перспектива - ы, ж. perspective f. 1. Даль, пространство, охватываемое глазом. БАС 1. Подгнившие избушки снесены, и на место их выстроены новые с веселыми перспективами и романическими перистилями. Данилевский Ек. Великая. // ПСС 18 6. || Вид, панорама чего л … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - – система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной – наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира, видимых с фиксированной точки зрения … Философская энциклопедия

    - (франц. perspective от лат. perspicio ясно вижу), 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.2) Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с… … Большой Энциклопедический словарь

    Перспектива. Въ перспективѣ (иноск.) все, чего ожидаетъ и чаетъ, на что, по извѣстнымъ даннымъ, можетъ надѣяться человѣкъ въ будущемъ, или опасаться (намекъ на перспективу видъ въ даль). Ср. (Надежда на заработокъ) эта чудеснѣйшая перспектива,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жен., лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; | видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; | изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. | * Все,… … Толковый словарь Даля

    См. вид, ожидание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. перспектива вид, ракур … Словарь синонимов

Когда-то я сдавала госэкзамены по рисунку, и мне попался билет «перспектива». Третий номер. Честно признаюсь, это был единственный билет, который я знала досконально, и мне очень повезло его вытянуть:) На мой взгляд, перспектива – это самая интересная из теоретических тем.

Предметы, которые нас окружают объёмны, они имеют ширину, глубину и высоту - всё видимое нами трёхмерно. Художник же имеет в своём распоряжении только двухмерную плоскость бумаги или холста. Умение передать на двухмерной плоскости изображения трёхмерных предметов так, чтобы они казались объёмными и похожими на реальные, это и есть основа всего изобразительного искусства. Глубина и пространство в рисунке передаются при помощи линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива - это наука,

Итак, согласно Википедии , «Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere - смотреть сквозь) - наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.»

Перспектива бывает двух типов, линейная и воздушная . Давайте разберемся с каждой из них.

Линейная перспектива - это кажущееся искажение формы и размеров предметов в пространстве при их визуальном наблюдении. Само понятие линейной перспективы появилось во времена Возрождения. Что же это такое? Посмотрите, пожалуйста, на рельсы:

Мы точно знаем, что рельсы всегда параллельны, и что расстояния между шпалами примерно одинаковы. И несмотря на это знание, мы видим, что уходящие вдаль рельсы сходятся в одну точку, а шпалы становятся все ближе и ближе друг к другу. Вот это и есть линейная перспектива. Точка, в которую сходятся рельсы – так и называется, «точка схода».

Основные правила перспективы:

1. Параллельные линии изображаемого объекта, если они идут под углом к картинной плоскости, например рельсы, уходящие в глубину, кажутся глазу сходящимися в одной точке. Их и следует рисовать направленными в эту точку. Если они параллельны картинной плоскости, то останутся параллельными между собой и на рисунке. Поэтому вертикальные линии изображаются вертикальными. Конечно, кроме тех случаев, когда они не параллельны плоскости картины, тогда они тоже сходятся.

2. Принципы построения перспективы с одной точкой схода применимы только тогда, когда на предмет смотрят фронтально и он располагается на уровне глаз. В большинстве же случаев существуют не одна, а две точки схода. В таких ситуациях нужно использовать правила перспективы с двумя точками схода. На рисунке в перспективе с двумя точками схода изображена коробка в трех положениях - на уровне глаз, выше и ниже этого уровня. Обратите внимание, линии, продолжающие края коробки, сходятся в точку.

На практике это означает, что мы при построении предмета должны очень легко наметить линию горизонта, наметить необходимые точки схода и провести тонкие вспомогательные линии, которыми намечаем форму предмета. Далее лишние линии стираем, очищаем рисунок от вспомогательных деталей.

Кстати, как замерить равные расстояния? Трушные художники не пользуются линейками, их за это с детства сильно ругали. А чем они пользуются? Правильно, тем, что есть в руке. Карандашом. Вот так:

А потом вот так:

Круги в перспективе. В практике нам крайне редко встречаются круги, которые выглядят именно кругами, т.е. расположены на уровне наших глаз и плоскость, в которой они располагаются, параллельна плоскости картины. На круги тоже действует перспектива. Как ее построить? С помощью описанного выше приема рисуем в перспективе квадрат, в который вписывается круг. Стати, фигура, которую мы получим, нарисовав круг в перспективе, очень близка к эллипсу.

Кроме рассмотренной выше прямой линейной, существуют и другие виды перспективы.

Обратная линейная перспектива . Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.

Аксонометрия . С этим понятием хорошо знакомы люди, получившие техническое образование:) - один из методов проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Сферическая перспектива Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность.

Воздушная перспектива У предметов, которые расположены на близком расстоянии от рисующего, хорошо видна их величина, характер формы, объем, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества. По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы. Поэтому воздушная и световая перспектива имеют важное значение для передачи пространства, объемно-пластических, светотеневых, цветовых, материальных особенностей натуры, организации цветового строя в реалистической живописи.

Рассмотрим особенности воздушной перспективы. Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержатся многие примеси - пыль, пары влаги, копоть и т. д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщи воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нем инородных примесей цвето-световая среда атмосферы бывает различной.

В результате расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную (локальную) окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Нередко трудно точно определить цвет предметов, сильно удаленных от нас. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а темные - светлеют. В результате общий тон массы темных предметов, например деревьев, вдали значительно светлее, чем у аналогичных предметов, находящихся рядом с наблюдателем. Вдали предметы (особенно имеющие темную окраску) кажутся голубоватыми, фиолетовыми.

По мере удаления изменяется не только собственная цветовая окраска предметов. Все увеличивающийся слой воздуха размывает их очертания и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый, суммарный характер. На большом расстоянии становится невидимым объем, рельеф, детали, материал предмета.

Вдали предмет смотрится обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна. Порой тот или иной предмет узнается лишь по характеру силуэта, очертаниям или движению. Причем, чем больше расстояние до предмета, чем больше толщина воздуха между предметом и глазом наблюдателя, чем мутнее воздух, тем более неясными становятся внешние черты и особенности предметов.

Дождь, туман, снегопад изменяют видимую характеристику предметов, расположенных даже на небольшом расстоянии от наблюдателя. Чем чище воздух, тем он прозрачнее, тем больше в нем присутствует сине-голубых и фиолетовых лучей. Это очень заметно в горах, где на расстоянии цвет изменяется сравнительно меньше, чем на равнине, а тени и очень удаленные горы выглядят голубовато-синими или фиолетово-серыми.

На практике это означает, что линии, которые более приближены к наблюдателю, мы рисуем более четкими и заметными, чем линии вдали, а более близкие предметы имеют более теплую окраску, чем предметы отдаленные, в отдалении хуже прорабатываются мелкие детали.

Домашнее задание.
1. Потренируйтесь рисовать предметы в перспективе
2. Учебное. Для выполнения этого задания рекомендую купить цветной бумаги для пастели, темной, нейтрального цвета и баночку (тюбик) белил (гуашь или акрил). Поставьте простой натюрморт – книга и яблоко, яблоко находится на книге, книга с темной обложкой. Нарисуйте этот натюрморт в технике гризайль на темной бумаге белилами.
3. Творческое. Нарисуйте второй рисунок по выбранной творческой теме.

Прошу показывать мне учебное задание и творческую работу. Рисуйте несколько вариантов, но выкладывайте, пожалуйста, мне только один – самый лучший на ваш взгляд.

Попробуйте после выполнения заданий нарисовать задания к уроку 2 – яйцо и чашку.

При подготовке урока использованы материалы Википедии,

Перспективой называют метод изображения объектов на некоторой плоскости с учетом визуальных сокращений их величин, а также изменениями границ, формы и прочих соотношений, которые видятся на натуре. Таким образом, пропорций тел при их визуальном восприятии. Однако существует множество видов перспективы в изобразительном искусстве, разработанных в соответствии с разными точками зрения на мир и пространство.

История

Эта техника возникла во времена Ренессанса, когда реалистическое направление достигло своего пика. В период расцвета искусства люди столкнулись с новыми проблемами в живописи и архитектуре, которые потребовали новых решений. Перспектива помогла разрешить задачи, стоявшие перед творцами того времени. Поначалу люди применяли устройство со стеклом для более четкого понимания перспективы - на нем было проще обвести корректное изображение объектов, чтобы изобразить их на плоскости в соответствии с законами перспективы. Позднее появлялись и другие приспособления для облегчения этой задачи - различные камеры обскура и разнообразные линзы для этих целей.

Привычная человеку линейная перспектива появилась позднее. Что интересно, ученые отмечают, что изначально человеку стала более ясна обратная перспектива. Обратите внимание на мастер-классы по живописи. Что они собой представляют? Здесь, как правило, освещают линейную и обратную перспективу, лишь вскользь затрагивая остальные виды.

Виды

С течением истории люди открывали новые в перспективе. Одни позднее признавались ложными, другие - только укрепились в своих понятиях, а третьи и вовсе слились в некий новый подвид. В перспективы делятся на несколько групп. Это зависит от их назначения. На настоящий момент выведены:

  • прямая линейная перспектива;
  • обратная линейная;
  • панорамная;
  • сферическая;
  • тональная;
  • воздушная;
  • перцептивная.

Каждый из видов перспективы в изобразительном искусстве значительно отличается друг от друга как визуально, так и по смысловому наполнению и назначению, так что заслуживает быть рассмотренным подробнее.

Прямая перспектива

Данный тип рассчитан на точку зрения с единой точкой схода на горизонте: то есть, все объекты уменьшаются с отдалением от них наблюдателя. Впервые мнение о линейной перспективе высказал еще в XIV веке. Об этой теории стали упоминать только в эру Возрождения. Альберти, Брунеллески и другие исследователи опирались на элементарные законы оптики, которые легко было подтвердить на практике.

Прямая перспектива долго считалась единственно истинным изображением окружающего мира на плоской поверхности. При том, что линейная перспектива по сути является изображением на плоскости, она может быть ориентирована как вертикально, так и горизонтально, или под углом в соответствии с назначением изображения. К примеру, вертикальная поверхность, как правило, использовалась при станковой живописи или создании настенных панно. Поверхность, расположенная под углом, обычно применялась при занятиях живописью: например, при росписях внутренних помещений. В станковой живописи на наклонной поверхности художники строили перспективные изображения больших построек. Перспектива в горизонтальной плоскости использовалась в основном при

В современности преобладает обращение к прямой линейной перспективе, в основном из-за особой реалистичности получающихся картин. А также из-за применения этой проекции в компьютерных играх. По сей день на мастер-классах по живописи именно о прямой перспективе рассказывают первым делом.

Для получения похожей на реальную линейную перспективу проекции на снимках, фотографы прибегают к специальным фотобъективам с особым фокусным расстоянием, примерно равняющимся диагонали желаемого кадра. Для еще большего эффекта они могут использовать широкоугольные объективы, которые визуально делают изображение выпуклым - так перспектива обостряется еще сильнее. Для эффекта смягчения применяют, наоборот, способные уравнять разницу величин ближайших и отдаленных объектов.

Обратная перспектива

Этот вид применялся в живописи: в данной технике образы выглядят увеличивающимися с отдалением от точки зрения наблюдателя. Картина в данном случае будет иметь несколько линий горизонта и точек зрения. Таким образом, при создании обратной линейной перспективы на плоскости центр схода линий расположен не на линии горизонта, а в самом наблюдателе.

Данный вид возник в период становления средневекового искусства, когда были особенно популярны такие виды изобразительной деятельности как иконы и фрески. Такое изображение подчеркивало религиозную тему, которая была особенно популярна в изобразительном искусстве в то время. Обратная перспектива подчеркивала полную ничтожность зрителя перед божественным изображением, возвышая последнего не только визуально с помощью перспективы, но и с применением других изобразительных эффектов. Такой метод создает особый трепет в душе зрителя, что было особенно важно во времена Средневековья, когда роли религии отдавалось очень большое значение, и искусство также не обходило его стороной.

Причем обратную перспективу в этот период замечали в разных областях - как в византийских странах, так и в Западной Европе. Данный феномен ученые объясняют тем, что художники еще неумело отображали окружающий мир, каким его видел зритель. Такой метод считали ложным способом, как и вообще перспективу. По заявлению исследователя П. А. Флоренского, обратная перспектива четко обоснована математически: по сути она равна прямой перспективе, при это создавая символическое пространство, обращенное к наблюдателю. Такая техника подразумевает связь наблюдателя с миром символических и порой религиозных образов. Она помогает воплощать сверхчувственное содержание в зримую форму, лишенную, однако, материальной конкретности. Л. Ф. Жегин считал, что обратная перспектива является перенесенной на какую-либо изобразительную поверхность суммы визуальных восприятий зрителя, который, тем самым, становится «точкой схода». По его заявлению, данная перспектива не может быть единственно верной пространственной системой в живописи. Б. В. Раушенбах также опротестовал мнение об обратной перспективе как о единственной верной. Тому были приведены доказательства. Он продемонстрировал, что зрение в некоторых условиях видит объекты не в прямой, а в обратной перспективе. По мнению Жегина, феномен явления находится в самом человеческом восприятии.

Панорамная перспектива

Данное изображение основано на цилиндрической или сферической поверхности. Само понятие «панорама» имеет значение «вижу все», то есть по дословному переводу панорамная перспектива подразумевает изображение на плоскости всего, что наблюдатель может видеть вокруг себя. При создании рисунка точка зрения будет находиться на оси цилиндра. Горизонт в таком случае окажется на линии окружности на уровне взгляда зрителя. Таким образом, в идеале при просмотре панорам зритель должен стоять в центре круглой комнаты. Существуют и более плоскостные изображения, не требующие такого положения картины, но тем не менее, каждое панорамное изображение так или иначе подразумевает собой отображение на поверхности цилиндра.

Обычно такой метод изображения пространства в перспективном ракурсе применяется для рисунков и фотографии городов или пейзажей: такой способ максимально охватывает окружающее пространство, делая изображение более обостренным, интересным и эффектным.

Перспектива в сфере

Сферическая перспектива - отдельная техника, которая выполняется с помощью фотообъектива «рыбий глаз». Такая линза искажает изображение, делая его визуально более выпуклым, вытянутым по кругу в сферу. Из-за схожести получающихся снимков с выпуклым и прозрачным рыбьим глазом, объектив и сам эффект получили такое название.

Сферическая перспектива отличается от панорамной тем, что если при панорамном изображении картинка находится как бы на внутренней поверхности сферы или цилиндра, то при сферической изображение идет по внешней поверхности сферы.

Подобные искажения по сути легко заметить на любых сферических зеркальных поверхностях. Взгляд наблюдателя остается в центре отражения шара. При создании изображений объектов все линии будут соединяться в главной точке или просто оставаться прямыми. Прямыми также будут главная вертикаль и горизонталь - остальные линии с отдалением от главной точки будут все сильнее искажаться, постепенно превращаясь в окружность.

Перспектива посредством тона

Тональная перспектива - понятие из области монументальной живописи. Это такая перемена в тоне, цвете и контрасте объекта, что его характеристики имеют свойство приглушаться при отдалении вглубь. Впервые законы этого вида перспективы объяснил Леонардо да Винчи. Человеческое зрение и восприятие устроено так, что ближайшие предметы выглядят для людей более четкими и темными, в то время как самые дальние - наиболее неясные и бледные. Именно на этом свойстве восприятия окружающего мира и основана методика тональной перспективы. Сложно не признать, что подобное отображение пространства действительно делает рисунок куда более реалистичным и правдоподобным, хотя он не соответствует настоящей реальности, как и при любом изображении объекта в перспективе на плоской поверхности.

Данный метод не является широко распространенным, однако имеет место быть в живописи, а иногда и в графике. Также эти законы перспективы применяются и в фотографии для придания снимкам большей реалистичности и художественности. С проработанным тоном фотография более походит на реальное изображение окружающего пространства.

Воздушная перспектива

Ей свойственна потеря ясности границ объектов с их отдалением от точки зрения. Дальний план понижает яркость - глубина от этого кажется намного темнее, нежели ближний план. Воздушная перспектива также считается тональной, поскольку она вызывает изменение тона объектов. Впервые закономерности этой техники были исследованы в трудах Леонардо да Винчи. Он полагал, что предметы вдалеке кажутся сомнительными, а значит, их и нужно изображать неясными и расплывчатыми, так как на расстоянии границы не так ощутимы. Изобретатель отмечал, что удаление предмета от зрителя связывается также с переменой цвета этого объекта. Именно поэтому предметы, находящиеся ближе всего к наблюдателю, должны быть написаны в своих собственных цветах, а объекты, находящиеся в отдалении, должны получать синий оттенок. А самые отдаленные объекты - к примеру, горы на горизонте - должны фактически сливаться с окружающим пространством ввиду большой массы воздуха, находящегося между предметом и зрителем.

Выходит, многое зависит от качества и чистоты воздуха, и это особенно заметно при тумане или в пустыне при ветреной погоде, когда в воздух взлетает мелкий песок. В целом ученые объясняли данный эффект не только посредством "затуманивания" предметов воздухом, но и основываясь на свойстве восприятия человеком окружающего пространства - как на физическом уровне, так и на психологическом.

Альтернативный взгляд на перспективу

Ученый Б. В. Раушенбах размышлял, как люди воспринимают глубину с учетом бинокулярности человеческого зрения, подвижности точки зрения и перманентности форм в человеческом сознании. В итоге он сделал вывод: ближайший план воспринимается людьми в обратной перспективе, в то время как неглубокий дальний - в сложной аксонометрической перспективе, а самый отдаленный - в прямой линейной. Этот тип, сочетающий в себе все эти виды в изобразительном искусстве, он назвал перцептивной перспективой, таким образом предполагая не единственный верный вариант, а их сочетание.

Способы получения перспективы

Помимо множества видов, существует еще и несколько способов получения изображения перспективы на плоскости. Геометрический и фотографический способы.

  1. Геометрический способ предполагает перспективное изображение, полученное путем проведения лучей к точкам изображаемого объекта из любой точки Евклидова пространства - из так называемого центра перспективы. Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в точках схода, а параллельных плоскостей - в так называемых линиях схода.
  2. Фотографический способ позволяет создавать изображения с большим углом обзора. Поскольку между «панорамной» и «широкоугольной» фотографией нет ясной границы, последняя из них, как правило, относится к типу объектива. Определение панорамы включает в себя понятие, что ширина снимка должна быть больше высоты кадра как минимум вдвое, но при этом современное понятие панорамы намного шире.

Итак, в данной статье были рассмотрено понятие, виды перспективы в изобразительном искусстве и способы ее получения.

Слово "перспектива" довольно распространенное в русском языке.

Если кто-нибудь из вас бывал в Египте, то, безусловно, видел знаменитые пирамиды. И конечно же, никто не смог устоять перед соблазном сфотографироваться в позиции между двумя пирамидами, когда они кажутся подвешенными на ваших раскинутых в стороны руках. Некоторые туристы делают фото, будто пальцем дотрагиваются до вершины пирамиды или целуют сфинкса. Это весьма распространенная перспектива, когда наше зрение совмещает предметы, стоящие на переднем плане, и те, что находятся вдалеке.

Вполне закономерно возникает вопрос о том, что такое перспектива. Толковые словари дают определение этого понятия в нескольких значениях, т.к. оно существует в нашем сознании в разных аспектах. В латинском языке, слово perspectivo означает "ясно вижу". Перспективой называют возможность изобразить на плоскости окружающий нас мир. Фотография, например, передает реальное восприятие человеком окружающего мира. А существует перспектива, отражающая иллюзорное восприятие.

Перспектива в геометрии

Принято рассматривать несколько видов перспективы. В геометрии есть отдельный раздел, называемый линейной перспективой. Она рассчитана на то, что смотреть нужно из фиксированной точки зрения на предметы, которые уменьшаются пропорционально: чем дальше горизонт, тем меньшего размера предметы. И наоборот, горизонт ближе, и предметы большего размера. Все зависит от точки, с которой происходит наблюдение.

Геометрия, отвечая на вопрос о том, что такое перспектива, определение её даёт как о некой системе представления предметов в пространстве с трех точек плоскости или на иной поверхности. Плоскость может изображаться как угодно - вертикально, горизонтально, наклонно. От точки до горизонта как бы идут сходящиеся линии. Это прямая перспектива.

Обратная перспектива

В живописи существует понятие обратной перспективы, когда точка, из которой происходит наблюдение, дает расходящиеся линии до горизонта. Чем дальше предмет от точки зрения, тем он больше (в отличие от прямой перспективы). Так изображали мир иконописцы на своих иконах.

Перспектива в архитектуре

В архитектуре очень важен вопрос о том, что такое перспектива, значение здесь придается видению вдаль, когда картина открывается с какого-либо места или точки рассматривания, а именно взору предстает то, что видимо глазу. Для архитектуры важна объемность, т.е. соотношение объемов предметов (частей сооружений), видных для глаза. Поэтому архитектор выстраивает элементы здания, улицы и целого города. Он продумывает перспективу, вид, открывающийся, например, от двери банка к концу улицы или от входа в помещение до противоположной стены. От этого напрямую зависит наше зрительское восприятие как отдельной комнаты в доме, так и всего здания, вписывающегося в ландшафт города.

Перспектива как ожидание

Слово "перспектива" в русском языке является не только термином геометрии, архитектуры или живописи. Оно используется и в обыденной речи. И следует определить, что такое перспектива: значение, суть этого понятия. Обычно слово это, употребляемое во множественном числе, означает разные планы на определенное будущее, чьи-либо возможности. Например, в таком контексте: «Перед студентом руководитель практики развернул такие перспективы, от которых дух захватило ».

Другой оттенок значения слова «перспектива» указывает на неизбежность чего-либо. Например: «Перспектива провести весь свой отпуск у постели больного дяди совсем её не радовала ».

В языке закрепилось использование переносного значения слова "перспектива" в употреблении с предлогом - "в перспективе". Принятый для него контекст - когда речь идет о том, что ждет впереди, о ближайшем будущем. Например: «В перспективе круг обязанностей на этой функциональной позиции может быть значительно расширен ».

Перспектива в педагогике

В свое время известный педагог Макаренко, занимаясь воспитанием подростков, говорил о важности определения его. Перспектива в этом аспекте - то, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, это дальнейший ход каких-либо событий. И в этом смысле говорят о перспективе близкой, средней или далекой.

Готовя учеников к самостоятельной жизни, педагог учит их ставить цели осознанно. Мысли о походе в кафе с друзьями, одноклассниками после занятий - это близкая перспектива, которая связана лишь с личной заинтересованностью. И она не требует особых размышлений.

Средняя перспектива - это уже постановка целей на достижение в ближайшем будущем. Например, это может быть совместная с классом подготовка к какому-нибудь конкурсу. Поставленная цель требует распределения ролей в коллективе и определения алгоритма подготовки.

И, наконец, продумывание действий для достижений долгосрочной цели, отодвинутой во времени - это далекая перспектива, которая требует определения и формулирования всех задач, позволяющих достичь цели. Например, успешное окончание школы требует значительных усилий и решения многих задач.

Слово «перспектива» заимствовано из французского языка (perspective), а происходит от латинского perspicere, что значит «смотреть сквозь». Этот термин изначально использовался в изобразительном искусстве, а сегодня больше известно иное, непрямое значение слова «перспектива». Давайте разберемся, что такое перспектива зависимости от контекста употребления этого слова.

Значения слова

  • Перспектива в значении «пространство, даль». Например: «Отошедший от причала корабль перестал казаться величественным: в перспективе все имеет другой вид». В этом значении слово употребляется только в единственном числе.
  • Перспектива как искусство воспроизведения на рисунке эффекта удаленности предметов от точки наблюдения. В этом случае можно говорить о законах перспективы и о ее видах: линейная, воздушно-световая и пр.
  • Перспектива как кажущееся изменение размера предмета, его положения или очертания по мере его удаленности от зрителя. Так, например, нам кажется, что рельсы вдалеке сходятся, а дорога уходит в небо.
  • Панорама местности, которая открывается наблюдателю, находящемуся в отдалении или на возвышении. Например: «Такой парижской перспективы, как с Эйфелевой башни, вы больше нигде не увидите».
  • Перспектива как математический термин. Название раздела в геометрии, который изучает изображение предметов по правилам центрального проектирования.
  • Перспектива как название прямой и длинной улицы, устаревшее название проспекта. Например, Невская перспектива - проспект в Санкт-Петербурге.
  • Перспектива как вид на будущее. Переносное значение слова, употребляется только во множественном числе. Например, хозяйственные перспективы, политические перспективы, перспективы на урожай и пр.: «На совещании были рассмотрены перспективы посевной компании».
  • Перспектива как неизбежность или возможность, предполагаемый ход развития событий. Переносное значение слова, употребляется в разговорной речи. Например: «И как вам такая перспектива?», «Такая перспектива меня не прельщает».

О значении термина «перспектива» как искусства воспроизведения вы также можете прочитать в статье