Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства  /  Финансовый кризис в индии. Экономический и политический кризис в индии

Финансовый кризис в индии. Экономический и политический кризис в индии

Центральный банк Индии в четвертый раз с начала 2010 года и во второй раз в июле этого года повысил процентные ставки, чтобы сдержать инфляционное давление на фоне ускоряющегося экономического роста. По мнению главы Резервного банка Индии Дуввури Суббарао, неожиданно решительное повышение процентной ставки "должно умерить инфляцию и сдержать давление со стороны спроса, а также снизить волатильность краткосрочных ставок". О том, как банковская система Индии преодолела финансовый кризис и какие проблемы еще осталось решить, рассказывает банковский омбудсмен из Мумбая Аггарваль Ом Паркаш.

Господин Паркаш, согласно оценкам экспертов, кризис в Индии не был таким жестким, как в других странах, но банки Индии столкнулись с проблемой ликвидности, а также с низким уровнем потребности в кредитах. Как это повлияло на банки?

Действительно, кризис повлиял на Индию, но в меньшей степени, чем на большинство стран. Он не отразился на балансах банков и финансовых инструментах. Мы также не почувствовали его влияние на финансовые институты.

К декабрю 2008 года Индия объявила политику первого стимула, поддерживая особые отрасли промышленности, которые требовали большого количества труда и были ориентированы на экспорт. Эта комбинация принесла свои результаты.

Стабильность была сохранена, и процесс фискальной консолидации продолжался.Мы использовали также элементы правил, принятых Базелем. Это включало дополнительные расходы государственного бюджета.

- Можете рассказать поподробнее о том, какие меры были приняты?

Одна из главных принятых мер поддержки - кредиты малому и среднему бизнесу. Правительство допустило увеличение фискального дефицита до 3,5 % в 2008 - 2009 годах и до 4 % в 2009 - 2010 годах для того, чтобы увеличить объем затрат государства.

Кроме того, приоритет был предоставлен программам государственных затрат, что оказало влияние на занятость. Особое внимание уделялось стабильности цен.

- А как были поддержаны кредитные организации?

Одна из причин того, что Индия не была затронута финансовым кризисом, заключается в том, что в Индии хорошо сработали регуляторы.

Два отдельных комитета Резервного банка - это совет финансового надзора и комитет надзора за расчетными системами - ведут надзор за финансовыми организациями. В числе многочисленных функций у Резервного банка Индии есть прерогатива принимать экстренные меры, в том числе в условиях кризиса. Благодаря этому была улучшена новая консолидация рисков. Проводилось корректирование открытой валютной позиции, шла работа со всеми видами банков с различным капиталом.

Также были приняты меры регулирования кредитования на межбанке для того, чтобы снизить риски. При кризисе всегда первый удар принимает на себя реальный сектор экономики, но Резервный банк очень четко отслеживает работу, связанную с финансированием недвижимости, работу с ценными бумагами. И сейчас речь идет о том, чтобы ограничить обращение акций с самым высоким риском.

Финансовые меры были введены в той мере, в которой банки могут осуществлять кредитную деятельность: создание сетей банков, укрепление системы залогового обеспечения, определенные меры на финансовых рынках и политика выхода. В 2010 - 2011 годах продолжатся меры по уходу отжесткого контроля монетарной политики. И мы пока еще не раскрутили все гайки. Есть определенные требования по ликвидности.

- Что сейчас требуется делать для дальнейшего оживления экономики?

В других странах нет таких уникальных особенностей в макроэкономической политике, с какими сталкивается Индия.

И, во-вторых, перед Индией стоит проблема оживления местного потребления и спроса на инвестиции. Физические лица, компании и финансовые институты в нашей стране не сражаются с серьезными нарушениями баланса.

В-третьих, Индия традиционно была страной достаточного представления услуг в разных областях - в IT и других по контрасту с передовыми экономическими державами, в которых недостаточен спрос.

Спрос и предложение должны быть более сбалансированы, чтобы мы наблюдали новый рост. Индия является одной из самых крупных экономик, у которой есть двойной дефицит - и налогово-бюджетный, и дефицит текущего счета. И когда дефицит текущего счета невелик, есть необходимость в хороших мерах, которые бы привели к фискальным корректировкам. В контексте снижения государственных заимствований эта программа становится очень важной.

Нужно иметь хорошую комбинацию налогово-бюджетных и денежно-кредитных шагов для того, чтобы выйти на новый виток. Мы снижаем долю заемных средств и, таким образом, работаем с возвращением ликвидности на прежние уровни, чтобы избежать избыточной доли заемных средств в собственном капитале.

И Индия использовала комбинацию налогово-бюджетных, монетарных и пруденциальных мер для поддержания финансовой стабильности. Резервный банк осуществляет серьезные меры для финансовой стабильности. Это очень серьезная работа. И все организации должны работать в тесной связке.

Специальные комиссии в составе Резервного банка работают в этой области. Сейчас банки Индии очень стабильны и достаточно устойчивы. И дальнейшая поддержка правительства им просто не требуется.

кстати

В настоящее время 2 индийских банка осуществляют свою деятельность в России, а один российский - в Индии. Причем Резервный Банк Индии заявил о своей готовности предоставлять кредитные линии российским потребителя

справка

Банковский омбудсмен - это лицо, которое во внесудебном порядке разрешает споры между банковскими клиентами, физическими лицами, потребителями и кредитными организациями

МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости/Прайм. Российские туристы в ситуации финансового коллапса в Индии, когда из обращения выведены самые ходовые в стране банкноты номиналом 500 и 1000 рупий, на долю которых приходится около 86% всей денежной массы в стране, реже посещают достопримечательности, но особого беспокойства не выражают, сообщает во вторник Ассоциация туроператоров России (АТОР).

Индийские СМИ информируют, что в стране отмечается огромная нехватка наличной валюты нового образца, не работает большинство банкоматов, буксует торговля и туристическая сфера.

"Иностранные туристы в этой ситуации оказались одними из самых пострадавших: наряду с индийцами, им приходится стоять по нескольку часов в банки для обмена валюты, при этом нередки случаи, когда им в этом даже отказывают по причине, что они граждане других стран. О таких случаях сообщается в социальных сетях", — говорится в сообщении.

При этом в АТОР подчеркивают, что российские туристы более сдержаны в оценках происходящего: жалоб от них не поступает. Наши соотечественники стараются расплачиваться банковскими картами, где это возможно, или оплачивают услуги в твердой валюте - в долларах, например.

Однако, как отмечают российские туроператоры со ссылкой на принимающие компании, фиксируется некоторое снижение интереса россиян к экскурсиям и посещениям местных достопримечательностей, где оплата производится в рупиях: туристы опасаются, что в некоторых случаях у них не найдется нужных банкнот в национальной валюте.

Туроператоры не подтвердили введение дресс-кода для туристов в Индии Представители туристических компаний, занимающихся индийским направлением, не подтвердили информацию о том, что гостям этой страны предписывают определенный дресс-код и рекомендуют отказаться от каких-либо привычных предметов гардероба.

"Жалоб от туристов нет. Да и на что жаловаться, ведь случившееся можно назвать геополитическим фактором. Конечно, определенные неудобства есть, поэтому сегодня мы советуем людям брать с собой в поездку больше мелких наличных в твердой валюте, чтобы иметь возможность расплатиться в них в большинстве случаев. Если у кого-то есть возможность найти рупии в России и купить их, пусть даже и по невыгодному курсу, лучше это сделать, приобретя небольшую сумму на всякий случай", — пояснили "Вестнику АТОР" в одной из компаний.

По информации туроператоров, отказов от туров в Индию нет. В настоящее время неплохо продаются курорты Гоа, куда россияне собираются отправиться на Новый год.

По сообщениям в индийской прессе, сложившуюся ситуацию, местные торговцы стараются повернуть себе в пользу: например, некоторые предприниматели готовы давать сдачу в мелких деньгах при условии свершения туристами покупок только на определенную сумму, или принимают в оплату вышедшие из обращения банкноты, но по своему обменному курсу.

Индия сползает в экономический кризис, который может стать крупнейшим для страны за последние двадцать лет. Падение курса рупии к доллару привело к активной распродаже акций индийских предприятий. В свою очередь финансовые власти активизировали свои усилия для того, чтобы остановить падение рупии и отток капитала. Власти пытаются предупредить надвигающийся на страну голод, но поддержки со стороны финансистов не будет.


Индия "заплутала" в российской пирамиде

За последние два года рупия ослабла на 28 процентов, только этом году национальная валюта подешевела на 11 процентов. Курс рупии с начала августа падал уже дважды. 6 августа индийская денежная единица опустилась до 61,80, а уже на минувшей неделе просела до 62,03 за доллар.

Падение курса национальной валюты и ухудшение макроэкономических показателей способствует оттоку капитала, который пытался приостановить Резервный банк Индии. Регулятор снизил уровень разрешенных зарубежных инвестиций для индийских компаний до 100 процентов от их собственного капитала. Ранее индийские экономические агенты могли выводить за рубеж под видом инвестиций без разрешения регулирующих органов 400 процентов уставного капитала.

Также снижена максимальная сумма переводов для физических лиц. Если раньше разрешалось перевести 200 тысяч долларов, то сейчас сумма ограничена 75 тысячами долларов.

Для торможения падения национальной валюты индийский центробанк повысил процентные ставки и затруднил доступ банков к ликвидности через аукционы РЕПО. Кроме того, правительство увеличило импортные пошлины на золото и серебро, которые в огромных объемах закупаются Индией.

Однако падение рупии остановить пока не удалось. Более того, в минувшую пятницу Индия пережила крупнейший обвал на фондовом рынке. Основной фондовый индекс в Мумбаи в пятницу упал на 4 процента.

Стране необходимы средства для финансирования дефицита текущего счета платежного баланса. Дефицит счета текущих операций в прошлом финансовом году достиг 4,8 процента от ВВП. Правительство намерено сократить показатель до 3,7 ВВП, то есть до 70 млрд долларов. В последние годы в стране рос и дефицит бюджета, который по итогам прошлого финансового года составил 4,9 процента.

Выручить кое-какие средства правительство Индии планирует за счет акций государственной энергетической компании NHPC, на продажу будет выставлено 11,36 процентов акций.

За счет продажи может быть привлечено около 18 млрд рупий ($295 млн). Это немного, но программа продажи государственных активов, планируемая правительством, гораздо шире. В текущем финансовом году правительство планирует привлечь 400 млрд рупий за счет приватизации части государственных активов.

Но скорее всего, добиться заявленных показателей страна не сумеет. Ускорение падения рупии и вывод капитала из страны не в последнюю очередь связаны с принятой в стране программой масштабной продовольственной помощи населению, которая весьма критически оценивается в финансовых кругах.

В начале июля в стране был принят Билль продовольственной безопасности. Программа предполагает субсидирование продовольствия для 800 миллионов человек. Всего в Индии проживает 1,2 млрд человек. Таким образом, планируется субсидировать питание порядка 75 процентов населения страны.

"101582"

В ночь с 8 на 9 ноября 2016 года в Индии началась денежная реформа. Суть её проста: выведение из обращения денежных купюр номиналом 500 рупий (примерно 7,5 долл. США) и 1000 рупий (примерно 15 долл. США). С 9 ноября 2016 года такие купюры недействительны и подлежат обмену на денежные знаки нового образца номиналом 500 и 2000 рупий либо зачислению на счета в банках.

Обменять старые купюры на новые или зачислить их на счета можно до 30 декабря 2016 года. Информация о суммах, положенных на банковские депозиты в период с 10 ноября по 30 декабря, будет сравниваться с налоговыми декларациями, а при обнаружении серьёзного расхождения нарушителям придётся выплатить недостающие налоги и штраф в размере до 200%. А в сентябре окончился срок налоговой амнистии, благодаря которой были задекларированы 652,5 млрд. рупий неучтённых доходов граждан (около 0,5% ВВП). Эксперты отмечают, что налоговой амнистией воспользовались немногие, от неё ожидали большего. Теперь налоговым уклонистам предстоит серьёзное испытание.

Подобного рода денежные реформы в мировой практике - не новость. Нынешняя индийская реформа относится к разряду самых простых. Официально заявленные цели реформы - борьба с коррупцией, финансированием терроризма, теневой экономикой, подделкой купюр и повышение собираемости налогов.

Мировые СМИ внимательно следят сейчас за Индией, но основное внимание они обращают на волнения, возникшие в связи с реформой. По состоянию на конец октября 2016 года наличная денежная масса в обращении в Индии составляла примерно 17,77 трлн. рупий (около 260 млрд. долл. США). От общего количества банкнот изымаемые купюры составляют 25%, но по стоимости это 86% всей наличной денежной массы страны. На этой наличности держатся розничная торговля и сфера услуг, роль этих банкнот в жизнеобеспечении 1,3 млрд. человек населения Индии трудно переоценить.

Разработчики реформы создали своеобразные «бутылочные горлышки», ограничивающие обмен старых купюр на новые. Банкам было разрешено производить обмен сумм до 4000 рупий (60 долл. США) на одного человека при условии предъявления удостоверения личности и письменной заявки на обмен. 14 ноября лимит был увеличен до 4500 рупий. Получается, что если человек будет каждый день обменивать указанные суммы вплоть до нового года (предельный срок), то ему удастся получить сумму, эквивалентную примерно 3,5 тысячи долларов США.

Состоятельные люди, имеющие банковские счета и банковские карты, имеют альтернативные способы получения новых купюр. Однако и здесь установлены ограничения. В частности, с 10 ноября 2016 года был введен лимит на снятие наличных с банковских счетов в 10 000 рупий (150 USD) в день или 20 000 рупий (300 USD) в неделю. С 14 ноября суточный лимит был увеличен до 24 000 рупий (360 долл. США). Для банкоматов лимит снятия денег в виде новых купюр определён в 2500 рупий (37 долл. США). Желающие снять деньги в виде купюр мелкого достоинства ограничены суммой в 2000 рупий в сутки (30 долл. США).

Предусмотрена возможность обмена и довольно больших сумм наличных на знаки нового образца, но тут для гражданина могут возникать сложности. В случае обмена более 250 000 рупий (примерно 3 700 долл. США) необходимо предъявить налоговую декларацию, где обмениваемые суммы задекларированы, либо заплатить с обмениваемых сумм налоги. Здесь налицо элемент конфискационной реформы.

Разработчики реформы сконструировали «бутылочные горлышки», чтобы отфильтровать «чистые» деньги от «грязных», но необходимую техническую подготовку к реформе не провели. А она требовалась. Количество банкоматов, выдававших мелкие купюры, было недостаточно, к ним выстроились километровые очереди, а работа самих банкоматов то и дело прекращалась из-за того, что кончались деньги. К тому же новые купюры имели другие размеры, а техника под них не была переналажена. Министр финансов Арун Джейтли признал, что 200 тысяч банкоматов не готовы к работе с новыми купюрами, а для их переналадки потребуются 2-3 недели.

Индийская пресса отмечает, что больше всех, как обычно, пострадали бедные. Участились случаи возникновения около банков и банкоматов толп, блокирующих движение транспорта. В результате толкотни в очередях, многочасовых стояний, потасовок и даже жестоких драк появились жертвы. По данным прессы, уже поплатились жизнями около 80 человек. Резко снизились обороты в сети розничной торговли, ресторанах, кафе, других учреждениях услуг.

Властям пришлось в авральном порядке вносить коррективы в правила проведения реформы. Был разрешён приём купюр в 500 и 1000 рупий на автозаправочных станциях, в государственных медицинских учреждениях, при продаже железнодорожных и авиационных билетов, в государственных молочных и диетических магазинах. Сначала такое разрешение действовало до 11 ноября, затем этот срок продлевался ещё дважды. Практически каждый день в правила проведения реформы власти вносят всё новые коррективы, пытаясь снизить возникшую в стране напряжённость.

Состоятельные граждане стали прибегать к услугам импровизированных меняльных контор. Речь идёт о предприимчивых лицах, собирающих бригады бедняков, которые за умеренную плату стоят в очередях и меняют старые знаки на новые. Бригадиры контролируют рядовых членов, собирают наличные деньги и передают заказчику. Несмотря на длиннейшие очереди, некоторые члены меняльных бригад умудряются за сутки собрать двойную или даже тройную норму. Банки, занимающиеся разменом купюр, пытались не допустить нарушения норм суточного обмена - ставили приходящим клиентам на теле знаки несмываемой краской. Однако находчивые индийцы уже научились эту краску удалять.

К категории наиболее пострадавших можно также отнести иностранных туристов. Для них отдых в Индии был испорчен. Частично негативный эффект удалось смягчить, разрешив в течение первых трёх дней реформы размен в банках сумм до 5 тысяч рупий (75 долл. США), но мытарства иностранных туристов продолжаются - хотя бы потому, что они не могут воспользоваться банкоматами, не налаженными на работу с новыми купюрами. Многие, имевшие несчастье приехать в Индию в это трудное время, не имеют на руках никаких рупий - ни старых, ни новых. Подступиться к банкам, чтобы поменять доллары, евро и другие валюты на новые рупии, почти невозможно. Свои услуги предлагают уличные менялы, но продают рупии по головокружительному курсу.

Денежная реформа в Индии преследует одну важную цель, не объявленную властями страны. Эта цель - загнать население в банковскую систему, ограничив использование наличных денег. Предыдущая реформа проводилась в Индии в 1978 году. Тогда из обращения изымались банкноты достоинством 1000, 5000 и 10.000 рупий. Была сделана важная попытка ограничить использование крупных купюр в качестве средства накопления и заставить граждан пользоваться услугами банков. Однако в Индии слишком привыкли полагаться на наличные деньги не только как средство обращения, но и как средство накопления. Причин этому много, а самая главная та, что при открытии вклада свыше 50.000 рупий (750 долл. США) от вкладчика требуется справка о происхождении денег.

Вообще, такая система фильтров создана для борьбы с «грязными» деньгами в теневом секторе экономики. По оценкам Всемирного банка, в Индии этот сектор составляет около 25% всей экономики (есть и более высокие оценки - 30-35%). Пытаясь ограничить теневой сектор, власти, однако, забывают, что из всех занятых в нём на тех, кто вовлечён в криминальный бизнес (наркотики, торговля людьми, оружием и т.п.), приходится примерно 1 процент. Остальные 99% - те, кто не может найти работы в легальном секторе и выживает как умеет. Таких людей, вынужденно работающих «в тени», в Индии насчитываются миллионы, если не десятки миллионов. Они пользуются лишь наличными деньгами, а банковские счета могут открывать только на мизерные суммы, которые не требуют справок.

Индийская пресса сообщает, что проблемы возникли у местных торговцев хлопком: после неожиданного объявления реформы поставки растительного волокна сократились наполовину, а цены выросли. Большинство фермеров продаёт свой урожай за наличные, а сложившаяся в стране ситуация их отпугивает. Даже официальная статистика фиксирует, что уровень безработицы в Индии приближается к 10%, а это несколько десятков миллионов человек. Многие из них поддерживают существование лишь за счёт теневого сектора.

За первые две недели с начала реформы было обменено или депонировано в банки купюр старого образца на сумму, эквивалентную 80 млрд. долл. Это примерно 40% всей массы купюр. Процесс дальнейшего «переоформления» старых денежных знаков затормозился. Эксперты полагают, что до конца года будет «переоформлено» с большим трудом ещё примерно столько же, а 20% денег «сгорят». Ожидаемый конфискационный эффект достигнет 40 млрд. долл. Впрочем, такого эффекта, возможно, достичь не получится. До нового года десятки миллионов бедняков будут востребованы в качестве меняльщиков, обслуживающих состоятельных индийцев. Последние надеются, что «помощники» всё-таки обеспечат им полную конвертацию старых знаков в новые.

Индия среди стран третьего мира принадлежит к тем, где доля наличных денег в общем объёме денежной массы (наличные плюс безналичные) приближается к показателям экономически развитых стран и составляет 10-15%. Для сравнения: в еврозоне этот показатель близок к 10%; в России - 20-25%; в экономически наименее развитых странах (например, ЦАР, Чад, Афганистан) - от 40 до 50%. Нынешняя реформа призвана подтолкнуть жителей Индии к более активному использованию безналичных денег, к превращению их в пожизненных клиентов банков. Оборотной стороной реформы может стать лишение миллионов граждан Индии последних средств к существованию. Политические оппоненты премьер-министра Моди уже заявили о намерении объединиться и воспрепятствовать дальнейшей демонетизации экономики.

Одним из первых последствий реформы стало то, что власти пытаются загнать страну в «безнал», а у населения возникла обратная реакция. Даже те, кто давно пользовался «пластиком» (дебетовыми и кредитными картами) и банковскими счетами, теперь думают, как бы дистанцироваться от банков и не оказаться в «электронно-банковском концлагере». Реформа породила недоверие к наличным деньгам своего государства, эксперты ожидают роста спроса на иностранную наличную валюту. Отчасти эти настроения уже отразились на курсе индийской рупии, который упал по отношению к доллару и другим ведущим валютам мира.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.


Обратимся теперь к рассмотрению общего состояния индийских финансов, в каком они оказались в результате последнего восстания. Согласно последним официальным отчетам, чистый доход, извлекаемый британцами из своего индийского владения, равняется 23208000 ф. ст., круглым счетом 24000000 фунтов стерлингов. Этого ежегодного дохода никогда не хватало для покрытия ежегодного расхода. С 1836 до 1850 г. чистый дефицит выразился в сумме 13171096 ф. ст., или в среднем примерно в 1000000 ф. ст. ежегодно. Даже в 1856 г., когда казначейство как никогда пополнилось благодаря широко проводимым лордом Далхузи аннексиям, ограблениям и вымогательствам, доход не равнялся расходу, но, напротив, к накопившемуся дефициту прибавилось около четверти миллиона фунтов стерлингов. В 1857 г. дефицит был равен 9000000 ф. ст., в 1858 г. он достиг 13000000 ф. ст., а в 1859 г. само индийское правительство определяло его в 12000000 фунтов стерлингов, Итак, первое заключение, к которому мы приходим, состоит в том, что даже при обычных обстоятельствах дефицит все увеличивался и что при обстоятельствах чрезвычайных он должен достигнуть размеров, равных половине и даже более ежегодного дохода.

Возникает вопрос, в какой степени этот уже существующий разрыв между расходами и доходами индийского правительства увеличился благодаря недавним событиям? Новый постоянный долг Индии, выросший в связи с подавлением восстания сипаев, даже самыми оптимистическими английскими финансистами оценивается в сумме от 40000000 до 50000000 ф. ст., между тем как г-н Уилсон оценивает постоянный дефицит, или ежегодный процент по этому новому долгу, подлежащий выплате из ежегодного дохода, не менее чем в 3000000 фунтов стерлингов. Однако было бы большой ошибкой думать, что этот постоянный дефицит в 3000000 представляет единственное наследство, оставленное повстанцами своим победителям. Издержки на подавление восстания принадлежат не только к прошлому, но в значительной степени они относятся также к будущему. Даже в спокойные времена, до начала восстания, военные расходы поглощали по крайней мере 60 % всего обычного дохода, ибо они превышали 12000000 ф. ст., но теперь положение изменилось. В начале восстания европейская армия в Индии насчитывала 38000 человек боевого состава, в то время как туземная армия насчитывала 260000 человек. Военные силы, которые находятся в настоящее время на службе в Индии, состоят из 112000 европейских и 320000 туземных солдат, включая туземную полицию. Можно было бы с достаточным основанием сказать, что эти небывалые цифры будут сведены к более умеренным с исчезновением тех чрезвычайных обстоятельств, из-за которых они выросли до их нынешних размеров. Однако военная комиссия, назначенная британским правительством, пришла к заключению, что в Индии понадобится постоянная европейская армия численностью в 80000 человек, при наличии туземной армии в 200000 человек, что означает повышение военных расходов почти вдвое сравнительно с их первоначальным размером. Во время прений в палате лордов об индийских финансах 7 апреля все авторитетные ораторы сходились в двух пунктах: они признавали, с одной стороны, что ежегодный расход только на армию, равный почти 20000000 ф. ст., несовместим с чистым доходом Индии всего в 24000000 ф. ст., а с другой стороны, что трудно представить себе такое положение вещей, которое позволило бы англичанам, без риска, оставить Индию на неопределенный ряд лет без европейской армии, вдвое превышающей ее численность перед началом восстания. Но предполагая даже возможным увеличение на длительный период европейских войск только на одну треть сравнительно с их первоначальным составом, мы получаем новый постоянный ежегодный дефицит, по крайней мере, в 4000000 фунтов стерлингов. Итак, новый постоянный дефицит, происходящий, с одной стороны, от консолидированного долга, образовавшегося в течение восстания, а с другой стороны, от постоянного роста численности британских войск в Индии, по самому умеренному подсчету будет не менее 7000000 фунтов стерлингов.

К этому необходимо прибавить еще две другие статьи, из которых одна происходит от роста обязательств, а другая - от уменьшения доходов. Согласно недавнему заявлению железнодорожного департамента индийского ведомства в Лондоне, общее протяжение железных дорог, утвержденных для Индии, равно 4 817 милям, из которых до сих пор построено только 559 миль. Вся сумма капитала, вложенного различными железнодорожными компаниями, равняется 40000000 ф. ст., из которых 19000000 ф. ст. уплачены, а 21000 000 ф. ст. еще должны быть внесены, причем на 96 % всей суммы подписка была произведена в Англии и только на 4 % - в Индии. На эту сумму в 40000000 ф. ст. правительство гарантировало 5 % дохода, так что ежегодный процент, подлежащий уплате из доходов Индии, достигает 2000000 ф. ст., которые должны выплачиваться еще до того, как железные дороги начнут действовать и смогут приносить какой-либо доход. Граф Элленборо исчисляет убыток, проистекающий для индийских финансов из этого источника, на ближайшие три года в 6000000 ф. ст., а впоследствии постоянный дефицит от этих железных дорог - в полмиллиона ежегодно. Наконец, из 24000000 ф. ст. индийского чистого дохода сумма в 3619000 ф. ст. извлекается от продажи опиума в чужие страны, - источник дохода, который, как теперь повсюду признают, должен в значительной степени сократиться в силу последнего договора с Китаем . Таким образом, становится очевидным, что, помимо экстренных расходов, вызываемых необходимостью довести до конца подавление восстания, ежегодный постоянный дефицит, по крайней мере в 8000000 ф. ст., придется покрывать из чистого дохода в 24000000 ф. ст., которые правительство, быть может, сумеет повысить до 26000000 ф. ст. посредством новых налогов. Неизбежным результатом такого положения вещей явится необходимость взвалить на английского налогоплательщика обязательства по индийскому долгу и, как объявил в палате общин сэр Д. К. Льюис,

«ежегодно вотировать четыре или пять миллионов в качестве субсидии для так называемой ценной колонии британской короны».

Приходится признать, что такой финансовый результат «славного» отвоевания Индии производит далеко не чарующее впечатление и что Джону Булю приходится платить весьма высокие покровительственные пошлины ради того, чтобы обеспечить манчестерским фритредерам монополию на индийском рынке.

Печатается по тексту газеты

Перевод с английского

Примечания:

Выдающееся произведение К. Маркса «К критике политической экономии» , знаменующее собой важный этап в создании марксистской политической экономии, было написано в августе 1858 - январе 1859 года. Написанию этой книги предшествовала пятнадцатилетняя разносторонняя научно-исследовательская работа, в ходе которой Маркс изучил огромную массу общественно-экономической литературы и разработал основы своего экономического учения.

В августе 1857 г. Маркс приступает к систематизации собранного им материала и написанию большого экономического произведения. Первый набросок плана этого произведения Маркс составил в августе - сентябре 1857 года. В течение последующих нескольких месяцев Маркс детализирует свой план и в апреле 1858 г. решает, что вся работа будет состоять из шести книг. Первую книгу намечено было посвятить исследованию капитала, причем автор имел в виду изложению проблем капитала предпослать несколько вводных глав; вторую книгу - земельной собственности, третью - исследованию наемного труда, четвертую - государства, пятую - международной торговли и шестую - мирового рынка. Предполагалось, что первая книга будет включать четыре отдела, причем в первый отдел, названный Марксом «Капитал вообще», войдут три главы; 1) стоимость, 2) деньги и 3) капитал.

Работая над первой книгой, т. е. над книгой «О капитале», Маркс в период с августа 1857 по июнь 1858 г. написал рукопись объемом около 50 печатных листов, изданную Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в 1939–1941 гг. на немецком языке под названием «Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie (Rohentwurf)» («Основные черты критики политической экономии (Черновой набросок)»). В этой рукописи, содержащей общее введение, раздел о деньгах и значительно более обширный раздел о капитале, Маркс вчерне изложил первые результаты своих многолетних экономических исследований, в том числе основные положения своей теории прибавочной стоимости. Рукопись 1857–1858 гг. является, по существу, первоначальным незавершенным вариантом первой части задуманного в то время Марксом фундаментального экономического произведения.

В начале 1858 г. Маркс решает приступить к изданию своего труда по частям, отдельными выпусками. Заключив предварительный договор с берлинским издателем Ф. Дункером, он работает над первым выпуском. В течение августа 1858 - января 1859 г. он перерабатывает главу о деньгах, пишет главу о товаре, редактирует окончательный текст этой рукописи и, озаглавив ее «К критике политической экономии», 26 января 1859 г. отправляет к издателю в Берлин. Вместо намечавшихся 5–6 печатных листов первый выпуск разрастается до 12 печатных листов и состоит уже не из трех глав, как намечалось планом, а из двух: «Товар» и «Деньги, или простое обращение». В феврале 1859 г. Маркс отправляет в издательство и предисловие. В июне 1859 г. работа «К критике политической экономии» вышла в свет. Имеющиеся в работе «К критике политической экономии» подзаголовки «Книга первая. О капитале» и «Отдел первый. Капитал вообще» свидетельствуют о том, что она представляет собой начало первой книги из запланированных шести книг.

Вслед за первым выпуском Маркс собирался опубликовать второй выпуск, в котором должны были найти отражение проблемы капитала. Дальнейшие исследования, однако, побудили Маркса изменить первоначальный план своего большого труда. План из шести книг был заменен планом четырех томов «Капитала». Поэтому вместо второго и следующих выпусков Маркс подготовил «Капитал», в который включил в переработанном виде также и некоторые основные положения книги «К критике политической экономии».

При жизни Маркса книга «К критике политической экономии» не переиздавалась. Исключение составляет предисловие, которое в несколько сокращенном виде было опубликовано 4 июня 1859 г. также в лондонской немецкой газете «Das Volk» («Народ»). Отрывок из второй главы книги, посвященный критике утопической теории Грея о рабочих деньгах, Энгельс включил в качестве дополнения в немецкие издания 1885 и 1892 гг. работы Маркса «Нищета философии». Первое русское издание книги было выпущено в 1896 году в Москве. В основу настоящего издания книги «К критике политической экономии» положен текст его первого немецкого издания, подготовленного к печати автором. Однако при этом были учтены, во-первых, поправки и пометки Маркса в его личном экземпляре книги, а во-вторых, поправки и пометки, сделанные Марксом в экземпляре книги, подаренной им Вильгельму Вольфу 19 августа 1859 года. Некоторые из этих поправок и пометок автора были реализованы Энгельсом при подготовке к печати третьего тома «Капитала». Цитируя отдельные места из работы «К критике политической экономии», Энгельс привел их в исправленной, уточненной Марксом редакции. Фотокопии этих экземпляров книги с поправками и пометками Маркса находятся в Архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

О параллелограммах Оуэна Рикардо упоминает в своей работе «On protection to agriculture». Fourth ed., London, 1822, p. 21 («О покровительстве земледелию». 4-е издание, Лондон, 1822, стр. 21). Развивая свой утопический проект социальных преобразований, Оуэн доказывал, что экономически, а также с точки зрения устройства домашнего быта наиболее целесообразным является строительство поселка в форме параллелограмма или квадрата. Отсюда появилось выражение «параллелограммы Оуэна».

Призовые деньги - сумма, присуждаемая правительством экипажам кораблей, принимавших участие в уничтожении или в захвате неприятельских судов, а также нейтральных судов, перевозивших контрабанду.

В Мексике в 1854 г. началась буржуазная революция, вслед за которой последовала гражданская война, длившаяся до конца 1860 г. и окончившаяся разгромом реакционных сил феодалов и духовенства.

Имеется в виду Бомбей, который наряду с Бенгалией и Мадрасом, согласно административному делению Британской Индии, был выделен в особое президентство, возглавляемое губернатором.

Наследниками Великого Могола Маркс иронически называет английских правителей Индии. Империя Великих Моголов (так называли правящую династию), основанная в 1526 г. завоевателями тюркского происхождения - моголами, которых современники считали монголами, достигла значительного могущества, подчинив к середине XVII в. большую часть Индии и часть Афганистана, Однако в результате крестьянских восстаний и роста сопротивления народов Индии завоевателям, а также вследствие постоянных усобиц и усиления феодально-сепаратистских тенденций, империя Великих Моголов стала приходить в упадок и в первой половине XVIII в. фактически распалась.

Имеется в виду приложение к неравноправному Тяньцзиньскому договору, заключенному в июне 1858 г. после второй «опиумной» войны (1856–1858) - грабительской войны Англии и Франции против Китая. По условиям этого договора в дополнение к уже открытым ранее 5 китайским портам для иностранной торговли были открыты еще 5 портов: на реке Янцзы, в Маньчжурии, на островах Тайвань и Хайнань; иностранным государствам было разрешено иметь постоянных дипломатических представителей в Пекине, иностранцам предоставлялось право свободного передвижения по стране и плавания по ее внутренним водам, гарантировалась защита миссионеров. Добившись по Тяньцзиньскому договору значительного расширения своих привилегий в Китае, английские колонизаторы пошли на ограничение торговли опиумом, которая истощала ресурсы страны и ограничивала возможности их эксплуатации самими колонизаторами.

Приложение к договору касалось урегулирования торговых отношений между Англией и Китаем и предусматривало установление высокой пошлины на ввоз опиума в Китай: иностранные купцы могли торговать опиумом лишь в строго определенных договором портах, все льготы иностранцам для торговли внутри Китая не распространялись на торговлю опиумом.